Психологический тренинг для подростков. Тренинг для подростков кто я


Тренинг для подростков | Социальная сеть работников образования

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.

Целевая группа: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.

Необходимые материалы: бумага, ручки, стулья по количеству участников, несколько старых газет, лист ватмана, маркер, видеодвойка.

Организация занятий: программой предусмотрено 5 занятий по 40 минут каждое.

ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Цель: Выработать правила, по которым будет проходить каждое занятие; определить штрафные санкции для нарушителей.

Содержание: Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в группу для реализации какой-либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они записываются на листе ватмана и оставляются на видном месте до окончания всех занятий.

Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:

1. То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения.

2. Нельзя унижать и оскорблять.

3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.

4. Обращаться друг к другу только по имени.

5. Говорить по одному, при желании высказаться необходимо поднять руку.

6. Указания тренеров не обсуждаются.

7. Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров, и т. д.

Кроме того, определяются штрафные санкции для нарушителей. Вывод участника за дверь является крайней мерой наказания.

Самым оптимальным наказанием за нарушение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточно тяжело переживают, что им не разрешают высказать свое мнение, и этот фактор позволяет поддерживать дисциплину в группе.

Раздел №1. «Я такой».

 Включает в себя игры, основная цель которых состоит в снижении уровня тревожности, повышении активности, самоценности ребенка.

Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.

Необходимые материалы: большой лист ватмана или бумаги, маркеры, бумага, ручки, несколько старых газет.

                   

Для ведущего: Необходимо, чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, я сам так решил».

В программу включены три цикла игр, которые направлены на снижение уровня тревожности у детей. Для повышения эффективности психокоррекционного процесса желательно соблюдать предложенную последовательность циклов.

Раздел №2. «Мои друзья». Включает в себя игры на снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми. Данный цикл состоит из 3 занятий.

Раздел №3.  «Мои чувства».  Включает в себя игры, основная цель которых – помочь ребенку различать и определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение. Данный цикл состоит из 3 занятий.

Каждое занятие включает в себя две игры. Однако количество игр и количество их повторений может изменяться в зависимости от желаний ребенка, его индивидуальных возможностей и продолжительности занятия. Общая продолжительность занятия не должна превышать 40 минут.

Первый цикл рассчитан на индивидуальную работу с ребенком для повышения психокоррекционного эффекта и достижения целей, поставленных в этом цикле.

Второй цикл требует включения ребенка в группу сверстников. Желательно, чтобы для групповой работы психолог подобрал детей, с которыми тревожный ребенок не находится в конфликтных отношениях. Позже можно повторить игры данного цикла с включением всех детей группы дошкольного учреждения, которую посещает ребенок.

На занятиях третьего цикла может быть использована как индивидуальная, так и групповая форма организации занятий. Выбор формы может быть обусловлен как желанием и особенностями ребенка, так и возможностями самого психолога.

Для проведения занятий необходимо отдельное помещение, желательно расположенное вдали от музыкального и спортивного зала или других источников повышенного шума. При групповой работе возможно проведение занятий на улице при условии присутствия необходимого материала для организации коррекционных игр. Здесь, так же как и при проведении игр предыдущей программы, психолог должен исключить вмешательство других детей или взрослых в процесс игровой терапии.

Тематический план программы «Я такой!»Продолжительность всех занятий не должна превышать 30 мин.

1. «Я такой...»

Занятие 1

Игра «Я есть, Я буду»

Игра «Это мое имя»

Занятие 2

Игра «Это Я – такой...»

Игра «Красивое имя (контур)»

Занятие 3

Игра «Зеркало»

Игра «Жил-был один мальчик...»

Занятие 4

Игра «Игра в ситуации»

Игра «Зеркало»

2. «Мои друзья»

Занятие 5

Игра «Две половинки»

Игра «Клеевой дождик»

Занятие 6

Игра «Ищем клад»

Игра «Выключенный звук»

Занятие 7

Игра «Подарок» Игра «Ладошки»

3.  «Мои чувства»

Занятие 8

Игра «Звериные чувства»

Игра «Стрелялки»

Занятие 9

Игра «Подарок»

Игра «Вылеплялки»

Занятие 10

Игра «Волшебный мешок»

Игра «Вылеплялки

Занятие 1

«Я есть, Я буду»

Ребенку предлагается рассказать, какой он сейчас: внешность, чувства, качества, поведение. По желанию ребенка он может использовать для рассказа свои рисунки, предметы в комнате, иллюстрации в книжках, игрушки и другой вспомогательный материал. Психолог может использовать аудио- или видеозапись рассказа.

Затем ребенку предлагается рассказать, каким он хочет стать: также внешность, поведение, чувства, качества. Здесь также могут использоваться вспомогательные средства для составления рассказа. Желательно, чтобы психолог использовал и на этом этапе аудио- или видеозапись. После этого ребенку предлагается прослушать (просмотреть) два рассказа и сравнить их. Если присутствуют отличия, то ребенку самому представляется возможность придумать, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет.

«Это мое имя»

Ребенку предлагается поискать в комнате такой предмет, которому он бы мог дать свое имя. После того как ребенок сделает выбор, ему предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Психолог помогает ребенку в описании, а затем спрашивает, подходит ли это описание самому ребенку.

Данная игра позволяет ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны.

Занятие 2

Игра «Это Я – такой...»

Ребенку предлагаются несколько картинок (можно использовать вырезки из журналов). Он должен посмотреть на каждую, решить, какое хорошее качество здесь изображено, и сказать: «Это Я – такой...» Например, если на картинке изображен сильный мужчина, то ребенок должен догадаться, что здесь изображена сила, и ему нужно сказать «Это я – такой сильный» и т. д. Желательно иметь два набора – один для девочек, другой для мальчиков.

Если ребенок затрудняется выделить качества, изображенные на картинке, то психолог может спросить, что здесь нарисовано, и подвести его к называнию нужного качества. Если ребенок просто начинает быстро перебирать картинки и, показывая пальцем, говорить: «Это я, это я, это я», – то психолог должен остановить его и спросить: «Ты какой (какая)?»

«Красивое имя (контур)»

Игра помогает повысить у ребенка уровень самопринятия.

Психолог предлагает ребенку написать свое имя на листе бумаги ярким фломастером. Если он пока не умеет писать, то имя пишет взрослый. При этом ребенок обязательно четко читает написанное и обводит написанное имя пальцем.

Затем ребенку предлагается разрисовать, украсить, раскрасить свое имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.

Как вариант этой игры для разрисовывания может использоваться контур фигуры мальчика или девочки, соответствующий полу ребенка. Тогда под контуром психолог пишет имя ребенка и предлагает ему красиво разрисовать уже не имя, а контур.

Занятие 3

«Зеркало»

Психолог и ребенок встают друг напротив друга, и ребенок начинает медленно выполнять различные движения, а психолог их повторяет. Затем они меняются ролями. При этом вначале психологу нужно выполнять заметные, крупные движения (кивать головой, поднимать руки и т. д.), а затем -более мелкие (шевелить пальцами, изменять мимику). Если во втором случае ребенку никак не удается заметить изменения, тогда психолог может подсказать, на какую часть тела нужно обратить внимание.

«Жил-был один мальчик...» («Жила-была девочка...»)

Игра помогает ребенку научиться рассказывать о себе без стеснения, отмечая свои положительные качества и не скрывая отрицательных. Психолог начинает рассказывать сказку о мальчике (девочке), которого зовут так же, как и ребенка, и который одет так же, как и ребенок. Затем взрослый предлагает ребенку помочь ему и продолжить сказку. Иногда он может направлять рассказ ребенка, вставляя различные проблемные ситуации. Например, если ребенок рассказывает: «...и мальчик пошел гулять. Он гулял, гулял...», – психолог может тут же добавить: «Как вдруг наступила ночь...» Дальше должен продолжить ребенок.

Эту игру можно использовать в течение нескольких минут на каждом последующем занятии. Тогда ребенку предлагается вспомнить и кратко пересказать, что происходило с мальчиком раньше, а затем продолжить придумывание сказки.

Занятие 4

«Игра в ситуации»

Игра направлена на моделирование поведения ребенка в конкретных жизненных ситуациях. Эта игра является вариантом предыдущей игры. Здесь ребенку также предлагается находить выход из проблемных ситуаций, которые ставит перед ним психолог. Разница состоит в предложении ребенку конкретных случаев из его жизни и не только вербальное, но и невербальное отыгрывание решения. Причем психолог может предложить ребенку изобразить, как он обычно поступает и как можно поступить. Возьмем, например, ситуацию, когда ребенок рассказывает стихи на утреннике. Психолог просит изобразить, как обычно ведет себя ребенок. Если ребенок затрудняется это сделать, можно предложить просмотр видеозаписи или взрослый может сам изобразить ребенка. Затем психолог предлагает смоделировать поведение, где ребенок не будет волноваться: теребить край шорт (платья), накручивать на палец волосы, смотреть только в угол или в сторону и т.д. Если ребенок затрудняется это сделать, ему можно предложить прочитать стихотворение так, как читает его артист, смелый мальчик и т.д. При возможности желательно показать видеозапись чтения стихов артистами для того, чтобы ребенок мог скопировать их поведение.

Подобная тактика моделирования может использоваться с любыми ситуациями, где у ребенка проявляется повышенный уровень тревожности. Однако необходимо помнить, что нельзя приводить в пример (показывать видеозапись) других детей группы, в которую ходит ребенок.

«Зеркало»

Выполняется так же, как и на занятии 3.

Второй цикл – «Это Я и мои друзья»Занятие 5

«Найди свою половинку»

Для проведения этой игры психолог должен подготовить несколько карточек, разрезанных на две половинки. В качестве усложнения игры могут использоваться неровные линии разреза.

Психолог перемешивает половинки и раздает их детям. Затем по его сигналу каждый ребенок должен найти соответствующую половинку. Здесь необходимо помнить, что в работе с тревожными детьми нельзя включать соревновательный момент, поэтому в конце игры можно похвалить детей за выполнение задания вообще, но не за быстроту. Если в ходе выполнения дети начинают торопиться или нервничать, то им необходимо помочь, предложив несколько способов нахождения пары.

После окончания игры можно поговорить с детьми о том, кто как нашел свою половинку и какие еще есть способы.

«Клеевой дождик»

Детям предлагают встать друг за другом и положить руку на плечо впереди стоящего. Затем психолог говорит, что прошел клеевой дождик, дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он дает команду, и все дети начинают двигаться. При условии усвоения детьми способа движения можно усложнить игру. Например, подняться и сойти со стула, пройти под столом, обойти вокруг обруча, пройти «гусиным шагом» и т.д.

Психолог может использовать игровую ситуацию, предлагая детям для выполнения не просто задания, а связанный рассказ.

Занятие 6

«Ищем клад»

Детям предлагается выстроиться в ряд по какому-либо признаку. Например:

  • по длине шорт и платьев, начиная с самых длинных;
  • по длине шорт и платьев, начиная с самого короткого;
  • по цвету глаз, начиная с самых светлых;
  • по цвету глаз, начиная с самых темных;
  • по цвету волос, начиная с самых светлых;
  • по цвету волос, начиная с самых темных и т.д.

Затем детям нужно разделиться на команды, например с самыми светлыми глазами и с самыми темными. Затем детям дается задание найти с помощью карты-плана «клад», который спрятан в комнате.

Особенности использования этой игры с тревожными детьми состоит в том, что лучше давать задание найти «клад» отдельно каждой команде. Причем соревновательный момент включать нельзя, и если дети начинают торопиться и волноваться, психолог должен сразу же остановить их и объяснить, что главное в игре – это найти «клад», а не найти его быстро.

«Выключенный звук»

Для этой игры можно использовать большой макет телевизора с отверстием вместо экрана. Психолог по очереди предлагает детям садиться на стульчик «в телевизор». Затем он просит ребенка рассказать детям какую-нибудь историю, например о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут психолог дает команду, по которой ребенок замолкает. Взрослый говорит детям «У нашего телевизора выключился звук. Давайте попробуем понять, о чем нам рассказывает (имя ребенка) без слов». Дети «озвучивают» рассказ ребенка. Если рассказчика поняли неправильно, необходимо повторить еще раз.

Затем можно сменить рассказчика. Если детям не удается усидеть на стульчике «в телевизоре», то им можно разрешить после «выключения звука» встать рядом с макетом.

Игру можно использовать на нескольких занятиях по желанию детей.

Занятие 7

Игра «Подарок»

Все дети сидят в круге. Психолог предлагает каждому подарить соседу подарок, но не настоящий. Для этого ребенку нужно руками изобразить, что он дарит, сказать что-то приятное и преподнести подарок. По окончании игры можно спросить у детей, что им подарили, и сопоставить, насколько верно они это поняли.

Как вариант игры можно использовать в качестве описания подарка не конкретное название предмета, а называние его свойств, например: «Мне подарили что-то большое и мягкое».

«Ладошки»

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем психолог просит на каждом получившемся на бумаге пальце написать что-нибудь хорошее о себе. Если дети еще не умеют писать, то они могут нарисовать.

После этого ведущий собирает «ладошки», читает их группе, а дети угадывают, где чья «ладошка».

Третий цикл — «Это Я и мои чувства»Занятие 8

«Звериные чувства»

Для проведения игры необходим набор картинок с изображением известных животных. Психолог раскладывает по очереди перед ребенком картинки и просит назвать основные качества животного: например, зайчик – страх, боязливость; лев – смелость; лиса – хитрость; филин – ум и т.д.

Затем психолог предлагает рассмотреть ту или иную ситуацию и просит ребенка описать свои чувства и состояния с помощью картинок. Если ребенок затрудняется это сделать, психолог может ему помочь. Например, психолог говорит: «Представь себе, что ты разбил вазу. Ты себя почувствовал как кто? Выбери картинку с таким „звериным чувством”, которое похоже на твое». Ребенок может сказать, что он почувствовал себя как зайчик – он испугался. Психолог продолжает: «И тут пришла мама. Что бы ты сделал?.. Ты был бы как кто?». Ребенок может сказать, что он был бы умный, как филин: он быстро убрал бы все осколки и мама ничего бы не узнала. В таком случае с ребенком нужно поговорить о том, на какой больше похож его поступок, на умный или на хитрый? Далее можно обговорить варианты поведения, предлагая ребенку рассказать, как бы повели себя в этой ситуации другие животные.

При проведении этой игры желательно избегать оценок поведения ребенка, так как основная цель здесь — не нравственное воспитание, а научение ребенка более точно понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения.

«Стрелялки»

Ребенку предлагается рассказать о том, что он сейчас чувствует, какое у него настроение. Затем психолог предлагает ребенку сесть поудобнее, закрыть глаза и представить, что у него в голове есть узенький коридорчик, который заканчивается дверкой. Эта дверка закрыта, но если ребенок захочет, то он всегда может ее открыть и с силой «выстрелить» в небо (в потолок) все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т. д., а потом опять закрыть дверку.

Если во время занятия у ребенка хорошее настроение, то можно предложить ему поучиться «стрелять» хорошими чувствами.

Занятие 9

«Подарок»

Выполняется так же, как на занятии 7 второго цикла.

Если третий цикл проводится в индивидуальной форме, то игру можно проводить в паре ребенок – психолог.

«Вылеплялки»

Игра проводится перед большим зеркалом, установленным на подставке или прикрепленным к стене. С помощью этой игры ребенок учится распознавать чувства по лицам людей и передавать свои чувства с помощью мимики.

В первой части игры психолог предлагает ребенку изобразить, какое у него лицо, когда он сердится, боится, радуется и т.д. Если ребенок затрудняется это сделать, то психолог показывает образец, который ребенок должен скопировать. После закрепления за каждой мимической маской названия чувства можно переходить ко второй части игры.

Ребенок садится перед зеркалом, психолог руками «лепит» на лице ребенка мимическую маску. Ребенок должен угадать, какое чувство изображает психолог на его лице. Затем можно поменяться ролями, когда лепить будет ребенок, а угадывать – психолог.

В конце занятия психолог говорит ребенку о том, что, когда ему плохо, он может сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшится.

Занятие 10

«Волшебный мешок»

Перед проведением игры ребенка просят рассказать, какое у него настроение, что он чувствует. Затем психолог показывает ребенку мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т. д. Ребенку предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает ребенку выбросить его в мусорный ящик. То же может проделать и психолог со своими чувствами.

«Вылеплялки»

Выполняется так же, как и на занятии 9.

При составлении программ коррекции тревожного поведения у детей мы старались использовать наиболее известные и эффективные игры отечественных и зарубежных авторов. В то же время в содержательном плане, на наш взгляд, процесс директивной игровой терапии может включать в себя любые игры, направленные на коррекцию тревожности у детей. В целом содержание работы психолога в директивной игровой терапии может строиться в зависимости от целей психотерапии, индивидуальных особенностей ребенка и возможностей психолога.

nsportal.ru

Тренинг для подростков "Я выбираю Жизнь"

Тренинговое занятие для подростков

«Я выбираю жизнь»

Цель: активизировать осознанность необходимости вести здоровый образ жизни.

Задачи: - обсудить понятия «жизнь», «здоровье»;- развивать критическое мышление;- отрабатывать умения вести дискуссию;

Форма: групповая работа.

Оборудование: листочки для написания имен, цветные карандаши или фломастеры, ручки, бланки для диагностики, бланки «Жизнь –это, здоровье – это.

Участники: учащиеся среднего звена школы

Ход занятия:

1.Вводная часть.

- Я приветствую всех, кто пришел сегодня на это занятие. Для начала я хотела бы с вами познакомится.

-На листочках, которые я вам раздам, вы пишете свое имя, как бы вы хотели, чтобы к вам обращались вовремя нашего занятия. Имя можно как-нибудь украсить.

- Как вы все, конечно, знаете при встрече люди обязательно здороваются. И я предлагаю вам сейчас друг с другом поздороваться, но не просто сказать «Привет», а несколько по-другому.

Давайте поздороваемся с вами:

  • Рукопожатием

  • Погладим друг друга по голове

  • Обнимем друг друга

  • Улыбнемся друг другу

- Молодцы!

2. Основная часть.

-Говорят: «Самое ценное у человека – жизнь, самое ценное в жизни – здоровье».

- Тема сегодняшней нашей встречи «Я выбираю жизнь».Сейчас я предлагаю поиграть в

  • игру «Ассоциация». На листочках бумаги написано жизнь- это…, на другом здоровье- это… Задача участников по очереди написать свои ассоциации на слова жизнь, здоровье. Далее все ассоциации зачитываются.

Для того чтобы отдохнуть мы поиграем с вами в

  • игру «Поменяйтесь местами». Участники сидят по кругу. Задаются вопросы, при положительном ответе, ребята должны поменять место.Примерные вопросы:- У кого здоровые зубы?… поменяйтесь местами- У кого крепкие нервы?- Кто спит 8 часов в сутки?- Кто каждый день ест овощи?- Кто каждый день есть фрукты?- Кто питается 5 раз в день?- Кто ложится спать до 10 часов вечера?- Кто любит физкультуру?- Кто делает утреннюю гимнастику?- Кто больше двух часов в день находится на улице?- Кто любит жизнь?

- А теперь я хотела бы предложить вам пройти небольшой

  • тест «Я и мое здоровье»Предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Лучше при ответах быть откровенным, ведь полученная информация по результатам тестирования, дает возможность поразмышлять над своими привычками и понять, что же нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы.Думая над ответами, применительно к некоторым утверждениям, мысленно подставляйте слова «как правило». Таким образом, если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет».

1. У меня часто плохой аппетит.2. После нескольких часов работы начинает болеть голова.3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания.5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.6. Последнее время несколько прибавил в весе.7. У меня часто кружится голова.8. В настоящее время я имею никотиновую зависимость.9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

infourok.ru

Психологический тренинг. "Кто Я" | Социальная сеть работников образования

ЗАНЯТИЕ «КТО Я»

Цель: формирование самопринятия, понимания себя, своего внутреннего ребенка; изменение установок и стереотипов поведения родителей.

Оборудование: мяч, музыкальное сопровождение, чистые листы бумаги, ручки, цветные карандаши (фломастеры). 

ПРИВЕТСТВИЕ

Упражнение «Знакомство» 

Участники перебрасывают друг другу мяч, называя свое имя в сочетании с глаголом. Затем мяч идет в обратном порядке, а участники называют черту характера того, кому они бросают мяч.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «О ком я забочусь?»

Необходимо составить список людей, о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни. Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что и призвано обратить внимание данное упражнение.

Упражнение «Кто я?»

Каждый участник получает ручку и лист бумаги.

Инструкция. Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и напротив каждой цифры дайте ответ на один и тот же вопрос: «Кто я?», то есть одним словом обозначьте свои социальные роли. Постарайтесь быть искренними, откровенными, учитывайте свои интересы, положительные и отрицательные качества.

Обратить внимание на то, какую роль ставят участники на первые позиции, что свидетельствует об осознании их значимости. Чаще всего это «отец», «муж», «жена», «мать» и т.д.

Упражнение «Кто я как родитель?», «Каким я хотел бы быть?»

Показать важность эмоциональной стороны отношения к себе как к отцу, мужу (матери, жене) по сравнению с социальной нагрузкой, которая заложена в этой роли.

Чаще всего участники отмечают следующее: «любящая», «заботливая», «близкий детям человек», а также – «хочу быть другом, советчиком, любимой матерью» и др.

Упражнение «Продолжи предложение «Счастье – это…»

– Сегодня мы с вами попробуем разобраться, умеем ли мы быть счастливыми, почему важно быть счастливым и для себя, и для других, имеет ли счастливый человек проблемы и др.

• Есть ли общее определение счастья? (Ответы участников.)

Вывод: каждый понимает счастье по-своему, у каждого «свое» счастье.

• Почему же быть счастливым полезно в первую очередь для себя самого? (Ответы участников.)

Счастье — это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым более ста лет. Что же так благотворно действует на людей? Ученые долго искали причину этого явления и пришли к выводу, что главное здесь — добросердечность, доброжелательное отношение к окружающим. Эти качества переходят из поколения в поколение, что и образует полезный «микроклимат».

• Почему быть счастливым полезно и для окружающих людей? (Ответы участников.)

Счастливый человек продлевает жизнь тем, кто с ним контактирует. Он умеет доставлять счастье другому, сказать добрые слова, поблагодарить, попытаться рассмешить, чтобы поднять настроение. Счастливый бережет счастье другого, поэтому он деликатен. На такого человека приятно смотреть, с ним приятно общаться. Своим видом он говорит: «Я счастлив; я спокоен; я уверен в себе; я знаю, чего хочу; я люблю этот мир и желаю счастья людям...»

Психологи подчеркивают актуальность проблемы формирования эмоциональной культуры человека, его эмоциональной компетентности — открытости своим эмоциональным переживаниям, связывая их возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.

Упражнение «День, наполненный счастьем»

– Отыщите в сегодняшнем дне признаки счастья, которые вы проживали, но в суете дел, забот, может быть, не запомнили, а значит, не оценили.

Вывод: мы умеем быть счастливыми, когда думаем не о том, чего хотим, а о том, что имеем. Нам есть за что благодарить судьбу.

Упражнение «Благодарность»

– Чтобы приносить счастье другому, надо уметь высказывать людям свои теплые чувства, хотя бы раз в день кого-то благодарить. Скажите сейчас слова благодарности кому-нибудь по желанию.

• Опишите, как выглядит счастливый человек: его одежду, внешний вид, выражение лица.

Действительно у него открытое лицо, с улыбкой, с блеском в глазах, поза свободная, осанка уверенная. Он заботится о своей внешности, аккуратно и чисто одевается, украшает себя.

• Покажите состояние счастливого человека.

• Какие еще чувства соседствуют со счастьем? Правильно, спокойствие, удовольствие, восторг, надежда, доверие, удивление, удовлетворенность.

• Давайте теперь ответим на вопрос, поставленный в начале занятия. Продолжите фразу: «Я умею быть счастливым человеком, потому что...»

Завтра вы можете совсем по-другому ответить на этот вопрос, потому что посмотрите на все с другой точки зрения. Главное, что мы поняли: счастье можно получить, когда даришь счастье не только самому себе, но и другому человеку, когда делаешь добрые дела. Поэтому завтрашний день объявляется Днем счастливых сюрпризов!

Многочисленными исследованиями показано, что отношение к другому человеку, будь то собственный родитель или собственный ребенок, возможно только на основе самопринятия. Самопринятие, или принятие самого себя, может быть понято как гамма определенного эмоционального отношения к себе. Подчеркнем, что речь идет не о предъявляемом окружающим, демонстрируемом отношении, а об истинном эмоциональном настрое на самого себя. Его можно описать через переживания общего внутреннего благополучия или неблагополучия. Это спокойный, критичный, достаточно уверенный в себе человек, но вместе с тем человек, признающий собственные слабости, несовершенства и активно стремящийся к самопринятию. А, например, человек, испытывающий состояния раздражения, тоски, жалующийся на других людей, обстоятельства, – это человек, не принимающий самого себя. Таким образом, самопринятие – это не самооценка, а именно некая общеэмоциональная картина, создающаяся человеком от восприятия и изучения самого себя.

Упражнение на самоотношение

– Подумайте и напишите три свои качества, достойные любви и восхищения. Это могут быть внешние и внутренние качества. А теперь закройте глаза и семь раз повторите: «Я люблю себя за то, что у меня есть…»

Обсуждение

• Почувствуйте, что вы ощутили? Согласие, радость?.. Несогласие, протест, грусть, уныние?..

Если по поводу всех трех качеств вы ощутили позитивные чувства, то вы считаете себя достойным уважения, любите себя. В этом ваша сила. Если ваши чувства амбивалентны (двойственны) или вы почти ничего не ощутили, – вы не любите себя и поэтому вам трудно уважать других. Вы часто конфликтуете, т.к. носите в себе эти качества и поэтому считаете себя несчастным.

При отрицательных эмоциях для человека характерна самоотвергающая позиция. Любящие себя способны к любви к другому. У амбивалентных преобладают тревога и страх, у самоотвергающих – агрессия.

Упражнение «Меня наказывали»

На фоне расслабления воспитателям предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями.

– Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы:

• Что вы чувствовали тогда?

• Каковы были ваши телесные ощущения?

• О чем вы тогда думали?

• Что вам хотелось сделать?

Наши замечания и общение без слов помогают детям или быть довольными собой, или чувствовать себя неудачниками. Дети интуитивно чувствуют, когда родители верят в их способности и таланты, доверяют им и уважают их чувство собственного достоинства, когда даже ошибки детей не пугают и не расстраивают родителей, поскольку рассматриваются как необходимый жизненный опыт.

Упражнение «Я – хороший воспитатель»

Каждому участнику предлагается в течение одной минуты рассказать о своих сильных «воспитательских» сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику (это может быть рукопожатие, дружеское похлопывание по плечу, одобрительный кивок головой).

Упражнение «Я очень хочу…»

Упражнение выполняется в несколько этапов.

1. Всем участникам раздается по 1–2 бланка, в которых они должны закончить предложение «Я очень хочу…».

2. На доску прикрепляются заполненные воспитателями бланки.

3. Основные вопросы для обсуждения:

• Как помочь исполнению желания?

• Можно ли вообще исполнить это желание?

• Ущемляет ли какое-либо желание ваши права?

4. Каждая группа высказывает свою точку зрения. Обсуждение спорных вопросов.

5. Заключительный этап упражнения: все участники выбирают по одному из анализируемых желаний и высказываются по кругу «Для исполнения желания… я мог бы…».

Психологическая разминка «Парное приседание»

В качестве разминки для этого занятия используется упражнение из телесно-ориентированной терапии, позволяющее на телесном уровне ощутить необходимость равноправного соотношения нагрузки для построения гармоничных отношений.

Родители работают в парах: необходимо стать друг к другу спиной, облокотившись о партнера так, чтобы и одному и другому было достаточно удобно. Затем без помощи рук пары должны присесть и встать, что возможно сделать только при равномерном распределении нагрузки между участниками взаимодействия.

РЕФЛЕКСИЯ

Упражнение «Ассоциации»

Первое слово, которое произносит психолог, – «воспитатель». Затем он бросает мяч любому из участников, который должен назвать любое слово-ассоциацию на это слово, и бросает мяч другому. Тот, в свою очередь, называет слово-ассоциацию на слово предыдущего участника и так далее. Таким образом выстраивается цепочка слов. По окончании игры проводится параллель между первым словом – «ребенок» и последним словом…

ПРОЩАНИЕ

Участники делятся своими впечатлениями от занятия.

nsportal.ru

Психологический тренинг для подростков

11.10.2017.Тренинг для подростков « Секреты эффективного общения»

Цель: развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать навыки эффективного повседневного общения.

Оборудование: бумага и ручки, фломастеры, магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия

Искренность, уравновешенность,

понимание самого себя и других –

вот залог счастья и успеха

в любой области деятельности.

Г.Селье

1. Приветствие

Добрый день, дорогие жизнерадостные дети!

Хотите, чтобы сегодняшнее занятие было интересным и полезным?

Тогда вам необходимо быть активными и с уважением и вниманием отнестись ко всему происходящему!

И начнем - с улыбки! Давайте улыбнемся друг другу!

Тем более, что мы сегодня работаем с любимой нашей темой « ………» (скоро узнаем).

Здравствуй, друг! (поворот к другу налево)

Здравствуй, друг! (поворот к другу направо)

Как ты тут, ты пришел, хорошо!

Здравствуй мир,

Здравствуй век,

Здравствуй добрый человек!

А как зовут моих друзей? (каждый участник называет своё имя, мы хором дружно повторяем). Как приятно слышать своё имя, тем более в большом коллективе!

2. Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие «Поменяйтесь местами те, кто…»

Психолог называет признак и те, кто обладает указанным свойством должен поменяться местом с другими. (Поменяйтесь местами те, у кого присутствует красный (белый, зеленый и т.д.) цвет в одежде, кто любит проводить свободное время с друзьями, кто любит читать, кто очень любит животных, кто обожает мороженое, кто любит учить уроки, кто хочет осуществить свою мечту!!! и т. д.

Посмотрите влево, вправо – а соседи-то другие у вас, правда? Вы готовы с ними поиграть? Повторяем движения за мной!!!

3. Упражнение «Замотало-размотало» (обнимашки)

Цель: Снятие зажимов, путем установления телесного контакта.

Описание игры: Все участники повторяют за ведущим движения:

«Замотало»- каждый обнимает себя.

«Размотало»- каждый разводит руки как можно шире.

«Замотало» - все поворачиваются направо и обнимают соседа.

«Размотало»- каждый разводит руки как можно шире.

Ведущий может менять направления команды «Замотало».

Кажется уже все развеселились?А теперь прошу – поймаем тишину и сыграем в доброго животного.

4. Упражнение «Доброе животное».

Представьте, что вся наша группа превратилась в одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Возьмемся за руки. Вдох – шаг вперед, выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. А теперь послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Очень важно делать все одновременно.

Обсуждение

  • Понравилось ли вам животное?

  • Хотелось ли нарушить правила игры?

  • Можно ли сказать, что все поддерживали друг друга?

5. Математики вперёд!

А головы наши хотят уже трудиться, правда? Итак, математики вперёд!

Я начну счёт, по часовой стрелке вы его должны продолжить, как только вам встретится число 3 или кратное 3, вы вместо числа говорите своё имя! Сейчас мы выясним кто из нас очень внимательный, а кто не очень!!! На помехи не отвлекаться!!! (в это время на спины участников тренеры помещают разноцветные карточки – красные, желтые, синие, зелёные с помощью прищепок).

6. Игра «Найди свою группу» (невербально).

Давайте проверим, насколько вы можете друг друга понять без слов. Различные геометрические фигуры наклеиваются на спину каждому участнику (квадрат, круг, треугольник) или цветные карточки. Необходимо создать группу с такой же геометрической фигурой (нельзя разговаривать и двигать других участников). Помощь можно оказывать лишь общаясь глазами. Должны получиться подгруппы с одинаковыми геометрическими фигурами.

Обсуждение:

- Какие чувства вызвала эта игра?

- Сложно ли было создавать свою группу?

- Как узнали, к какой группе геометрических фигур принадлежите вы?

- Помогали вы искать группу другим участникам?

Кто проявил мобильность и организовал свою группу? Сколько у нас групп?

7. Упражнение «Расшифруй слово» ( 1 задание в группах) МУЗЫКУ!!!

Вам необходимо расшифровать слово «общение». Но расшифровать надо необычно - каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например,

О – объединение, открытость, оптимизм;

Б – близость, безопасность, благодарность;

Щ – щедрость;

Е – единомыслие;

Н – необходимость;

И – искренность, интерес, инициатива;

Е – единение, естественность.

Итак, тема нашей встречи – общение. Мы собрались общаться и уже общаемся! Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. И отношения между членами коллектива могут быть разными – как поддерживающими, так и подавляющими. Там, где люди помогают друг другу, поддерживают, идет развитие коллектива, а где подавляют – то возникают ссоры, недопонимание, там нет культуры общения.

Верно то, что у всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.

Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом узнают лучше себя.

А какая группа самая дружная и общительная?

Проверим! (выполняем упражнения в группах).

Геометрия вслепую.

Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: "Ребята! В полной тишине, без слов, не открывая глаз - постройте треугольник... квадрат...ромб и т.д».

Гусеница.

Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как умывается, чистит зубки, как делает зарядку, как ест, учит уроки, общается, прыгает, и снова спит!!!

Броуновское движение.

Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал -

Объединиться!!!. Задача: кто быстрее построится по следующим параметрам:

А) по цвету глаз (от самого светлого до самого темного)

Б) по длине волос (от самых длинных к самым коротким)

В) по алфавиту отчества

Г) по размеру ноги

Д) по числу согласных в имени

Е) по росту

Ё) по дате рождения и т.п.

Называется победитель при каждом построении, который поддерживается аплодисментами.

Вопросы для обсуждения упражнения:

Что помогло быстрее построиться?

Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят ребята при обсуждении - мы все разные, но нам весело и интересно вместе.

Скульптура «Дружба»

Объединиться своей группой и создать скульптуру - дружба, проявить креативность и неповторимость!

По итогам упражнений видно, как ребята каждой группы смогли понять друг друга и взаимодействовать.

Упражнение «Секреты эффективного общения».

(спрятаны по залу, найдите их и огласите).

1. Не оправдывайте себя!

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

4. Будьте искренни и справедливы!

5. Считайтесь с чужим мнением!

6. Не бойтесь говорить правду!

7. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

8. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!

9. Называйте человека по имени!

10. Улыбайтесь!

Обсуждение данных правил общения с подростками

Встаньте в круг, встаньте в круг, я твой друг и ты мой друг(вернулись все в большой круг).

«Хвост дракона» (под музыку). Все участники встают друг за другом и кладут руки на плечи или талию впереди стоящего человека. Психолог просит представить, что сейчас вся группа превратится в большого голодного дракона, настолько голодного, что он будет охотиться за собственным хвостом. Участник, находящийся в самом начале, — это голова дракона; участник, замыкающий цепочку, — хвост дракона. По команде ведущего «голова» дракона должна попытаться поймать «хвост», а задача «хвоста» — убежать от нее. Игроки должны достаточно крепко держать друг друга за плечи, так, чтобы при движении дракон не рассыпался. Если «голове» удается схватить хвост, то пойманный участник становится «головой», а тот, кто стоял перед ним, — новым «хвостом». Возможен и другой вариант: участник-хвост, когда его ловит «голова», выбывает из игры. В этом случае дракон по ходу игры становится все меньше и меньше, и соответственно, участникам, играющим роль хвоста, все труднее убежать от «головы».

Ритуал прощания. Игра «комплименты по кругу» , передаем по музыку мяч, остановка музыки – сказать комплимент всем в группе или чем полезен оказался тренинг?

Всем спасибо за работу. До встречи!

В заключение нашего тренинга общения мне хочется вам пожелать:

Чтобы выше закона – было прощение,

Выше наказания – милосердие,

Выше ненависти – любовь.

Учитесь управлять собой,

Во всем ищите добрые начала.

И споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала!!!

Счастья вам, здоровья и хорошего настроения! Спасибо за активное участие!

multiurok.ru

Реферат - Тренинг для подростков

Тренинг для подростков  

Занятие №1.

 

Знакомство.

Расскажи о себе(что любишь, что не любишь, чем занимаешься в свободное время, чем интересуешься, зачем ты здесь, твои ожидания от тренинга). 25 минут

Чтение и принятие общих правил группы. 10 минут. (Правила)

Рефлексивное "дерево"- 20-30 минут.

"Дерево". Релакс музыка(1),(2),(3),(4).

1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по­сле чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?

2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и ... входит в него, становит­ся этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?

3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации. Также можно взять большой ватман и краски и нарисовать общее для группы дерево, каждый вносит частичку себя на картину. Она сохраняется на протяжении всего тренинга.

Обсуждение, социометрия – 5 пальцев.

5 пальцев – отлично, занятие очень понравилось

4 пальца – хорошо, занятие понравилось

3 пальца – средне, занятие нормальное

2 пальца – плохо, занятие не понравилось

1 палец – ужасно, занятие совсем не понравилось

Занятие №2.

Опрос - как прошел день, что нового, чем хотелось бы поделиться? 5-10 минут

"Фраза по кругу"

Выберем какую-нибудь простую фразу, например: "В саду падали яблоки". Теперь, начиная с первого игрока, справа от ведущего, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько человек. Итак, по хлопку, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от ведущего, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. 10 минут

"Ценности"

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей: - интересная работа - хорошая обстановка в стране - общественное признание - материальный достаток - любовь - семья - удовольствия, развлечения - самосовершенствование - свобода - справедливость - доброта - честность - искренность - вера - целеустремленность Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями. 15 минут

"Антивремя"

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. К примеру: "Театр", "Магазин", "Путешествие за город". Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события "задом наперед" — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента. 20 минут

Обсуждение, социометрия.- 5 минут

Занятие №3

Опрос - как прошел день, что нового, чем хотелось бы поделиться? 5-10 минут"Найди пару"

Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д. Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет".На упражнение отводится 10 минут.

 

"Передача движения по кругу"

Цель упражнения: - совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне; - развитие воображения и эмпатии. Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет, и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. 10 минут

 

Упражнения на тренировку памятиЗачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

МАТЕРИАЛ:

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель. 10 минут

 

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.

1. Лев, нападающий на антилопу

2. Собака, виляющая хвостом

3. Муха в вашем супе

4. Миндальное печенье в коробке

5. Молния в темноте

6. Пятно на вашей любимой одежде

7. Бриллиант, сверкающий на солнце

8. Крик ужаса в ночи

9. Радость материнства

10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

 

"Выражение мысли другими словами"

Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Задание формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

 

"Составление предложений"

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь»).

В этой игре, как и в других, ведущему важно установить, а игрокам найти «золотую» середину между количеством и качеством ответов. Необходимо, с одной стороны, стимулировать большое число любых разнообразных ответов, а с другой — поощрять оригинальные, творческие ответы.

Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился.

Это задание направлено на установление связей, обобщение, создание целостных образов.

Обсуждение, социометрия.

Занятие №4

Наши чувства.

 

Что такое ощущения и чувства?

 

Это один из самых трудных вопросов, которые приходится слышать. Постараемся сегодня с вами обсудить эту проблему.

У истоков всех чувств лежат ощущения, следствие возбуждения организма. Ощущения составляют первый уровень нашей эмоциональной жизни – это безусловные реакции организма: боль, жажда, голод. Следует отличать ощущения от сопутствующих им чувств. Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» можно услышать ответ: «Плохо, чувствую спазмы желудка».

Чувства составляют второй уровень нашей эмоциональной жизни, отображают наше отношение к действительности, помогают нам контактировать с окружающим миром, людьми, с собственным телом.

Третий уровень – высшие чувства, появляющиеся в момент, когда человек относит свою жизнь к высшим ценностям: чувство вины, чувство несправедливости, чувство собственного достоинства, чувство силы и т.д. Переживание высших чувств влечет за собой множество чувств и ощущений. Представь себе, что ты переступил свои моральные принципы, например, ты честный, и вдруг соврал. У тебя появляется чувство вины, ты начинаешь чувствовать гнев, стыд и т.д., можешь почувствовать даже физическую боль (головы, желудка). Этот пример показывает тесную связь между всеми тремя уровнями нашей эмоциональной жизни.

Чаще всего мы контактируем с нашими чувствами. Мысли, представления, поведение являются специфическими отображениями чувств, с помощью которых мы можем изменять наш действительный образ, и это влияет на наши чувства.

Например, представим себе, что ты идешь на танцы с девушкой (парнем), но тебя терзает мысль о том, что твой (твоя) партнер скажет, что ты плохо танцуешь. В связи с этим ты вместо радости будешь испытывать страх, стыд, смущение. Важно понять, что мышление, суждение о чувствах - это не чувства.

Часто на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» люди отвечают: «Думаю, что хорошо». Люди говорят о том, что они думают, а не о том, что они чувствуют. Многие путают чувства с поведением. Например. Окружающим кажется, что ты общительный, что у тебя нет проблем, потому что ты всех веселишь, общаешься со всеми, танцуешь. А ты в свою очередь можешь чувствовать напряжение, волнение.

Приложение 1.

Приложение 2.

Мы немного научились называть свои чувства, сейчас поговорим о том, как их определять. Обычно мы определяем чувства по их признакам - вербальным и поведенческим: тону голоса, выражению лица, жестам, зрительному контакту. Хороший актёр с помощью лишь жеста или взгляда может выразить свои чувства зрителю. Для того чтобы распознавать чувства, важно на какое-то время рассудочно отнестись к ситуации, которую мы пережили, сравнивать её с общепринятыми образцами. Рассмотрим чувства «беспокойство или боязнь». Что происходит при этом с твоим воображением, если твои чувства касаются будущего, того, что может случиться? Это значит, что боязнь и беспокойство требуют воображения себе того, чего бы ты не желал в будущем. Независимо от того, как долго ты будешь искать эти чувства среди своих прошлых и настоящих переживаний, ты не сможешь найти ситуацию, в которой появились эти беспокойство и боязнь.

Чтобы почувствовать боязнь в настоящем, необходимо вернуться в прошлое. Постарайся вообразить себе нежелаемую ситуацию. Например: экзамен, к которому ещё не готовился; прыжок с парашютом; признание в любви девушке, с которой только что познакомился, и её отказ. Запомни это чувство, обрати своё внимание на поведенческие признаки, которые ему сопутствуют, на эмоции, возникшие при этом. Попробуем лучше разобраться с этим на примере чувства сожаления.

Чтобы появилось это чувство, вернёмся при помощи воображения в свое прошлое. Достаточно будет вспомнить то, что прошло мимо нас. Например, не выиграл выигрышный билет «спортлото».

Чтобы почувствовать скуку, сконцентрируем своё внимание на настоящем. Воображаем себе то, чего нет. Можем одновременно переживать целую гамму чувств, это зависит только от нашего детектора чувств. Для того чтобы повысить его чувствительность, необходимо тренировать распознавание и называние чувств.

Как выражать свои чувства?

 

Ответ - как можешь. Говори о том, что чувствуешь, а не о том, что думаешь или полагаешь. Выражение чувств необходимо для твоего психического здоровья и твоего развития. Появление большинства интерперсональных проблем является следствием ненадлежащего использования чувств. Люди стараются приглушить, исказить, затаить свои чувства. Творческое выражение чувств достаточно хлопотное, так как люди игнорируют свои чувства и чувства окружающих. Когда ты видишь, как кто-то плачет или грустит, тебе же хочется подойти к нему и успокоить: «Не плачь, не грусти»? Кто-то злится, а мы говорим: «Успокойся, возьми себя в руки». Людям трудно говорить о своих чувствах,

так как это несёт определённый риск: кто-то может их отвергнуть или может иметь над ними власть.

Существует два способа выражения чувств: вербальный - с помощью слов и невербальный - с помощью поведения. Мы займёмся вербальным способом. Тот, кто не умеет правильно выражать свои чувства, выражает их опосредованно: либо приклеивая окружающим этикетки (когда злится, называет другого эгоцентричным или строптивым; когда доволен, называет другого милым человеком; когда чем-то озабочен, считает другого слишком суровым), либо раздает приказы («Заткнись»), задает вопросы («Безопасно ли так быстро ехать?»), выдвигает обвинения («Вообще обо мне не заботишься!»), либо приклеивает прозвища, использует иронию, похвалу, критику и т.д. Такой человек не называет свои чувства, он прячет их (гнев, неуверенность, страх, горечь и т.д.). Конструктивное выражение чувств должно относиться к «я» и содержать название чувства: грустно мне, я грущу и т.д.....

Приложение 3.

Как контролировать свои чувства?

 

«Почему я должен контролировать выражение своих чувств? Ведь я должен стать более экспрессивным, открытым! Говорили, что я должен делиться богатством своего внутреннего мира…». 

Да! Можешь сомневаться. Но контролировать - не значит приглушать, искажать, скрывать.

Контроль – это осознанное, общеприемлемое выражение своих чувств. Надо уметь выражать свою злость так, чтобы не обидеть окружающих. Если ты сам назовёшь то, что тебя злит, это приемлемо – «Меня злит то, как ты со мной разговариваешь!». Оптимальный выход - распознать и выразить свои чувства, не вторгаясь на чужую территорию (не причиняя вреда окружающим).

Приложение 4.

Неконтролируемые всплески эмоций могут быть вредны как для тебя, так и для твоего окружения.

Занятие № 5

 

Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда).

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей.

 

См. Приложение

 

 

Занятие №6

Сегодня мне хотелось бы поговорить непосредственно о вас, какие вы? Как чувствуете вы себя рядом с остальными, как вам кажется, какими вас видят другие - сверстники, учителя, родители? Что бы вам хотелось поменять в себе, чтобы нравиться себе и остальным.

Упражнение "кто я?", "какой я?"

 

"За кругом"

Цель упражнения: помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия. Нечетное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом. Инструкция: участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям. Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т.д.)

 

"Карусель"

Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный Примеры ситуаций:  Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...  Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...  Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.  Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Обсуждение, социометрия.

Занятие № 7

Навыки эффективного общения

 

Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов. Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра. На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы: - Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? - Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? - Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

 

 

Типичные приемы слушания:

1. Глухое молчание

2. Угу-поддакивание ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание головой и т.п.).

3. Эхо - повторение последних слов собеседника.

4. Зеркало - повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. Парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше ?", "Давай-давай" и т п.).

7. Уточняющие вопросы - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический".

8. Наводящие вопросы - вопросы типа "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. Оценки, советы

10. Продолжения - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".

11. Эмоции - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.

12. Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После  ознакомления  со  списком   ведущий   предлагает "рассказчикам" описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: "Поддержка - Уяснение - Комментирование" и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте "Поддержки" наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте "Уяснения" - уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте "Комментирования".

 

Номер такта

Название

Основная цель

Уместные реакции

1.

Поддержка

Дать возможность говорящему выра­зить свою позицию

Молчание

Угу-поддакивание

 Эхо

Эмоциональное сопровождение

2.

Уяснение

Убедиться, что Вы адекватно поняли собеседника

Уточняющие вопросы Парафраз

3.

Комментирование

Высказывание своей точки зрения

Оценки Советы Комментарии

 

"Диспут"

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д.

Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обя­зательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильно­сти понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"

 

 

"Спор при свидетеле"

Обучаемые разбиваются на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали второго такта ("Уяснение") и при парафразе использовали "другие слова", т.е. он выполняет те же функции, что ведущий в предыдущем упражнении. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога. По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.

На упражнение отводится 15 минут.

По окончании устраивается общее обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

• "Какие трудности в использовании схемы встретили Вы в разговоре?";

• "Были ли случаи, когда после парафраза происходило уточнение позиции?";

• "Кто из партнеров не понял другого - тот, кто говорил, или тот, кто слушал?".

 

Обсуждение, социометрия.

 

Приложение.

 

Занятие №8. Обсуждение субкультур

 

Хочу поговорить сегодня с вами на достаточно взрослую и серьезную тему- субкультуры. Определять однозначное отношение к любым субкультурам мне не хотелось бы в самом начале, мне хотелось бы, чтобы в процессе ознакомления и обсуждения мы выработали какую-то позицию по отношению к ним.

Всегда было и будет так, что молодежь, подростки, ищущие себя, по-разному воспринимают окружающий мир. Объединяясь, молодые люди образуют субкультуры. Существуют много культурных групп, которые имеют интересы, взгляды, стиль и образ жизни, отличающиеся от общепринятых.

Субкультура — это объединение людей в группы по какому-то интересу и признаку. Проще всего не обсуждать эту проблему, запретив ее обсуждение и спрятавшись за каноны «традиционной» культуры и наглухо отгородившись от всего нового и необычного. Но мы живем в сложном, меняющемся мире, где одним из главных является умение понять другого, взглянуть на чужой мир непредвзято. Очень хочется, чтобы все услышанное было понято вами правильно, в том смысле, что это ознакомительное описание, некая информация и не в коем случае не пропаганда субкультур, как модных молодежных направлений, объединений и т.д. Мы с вами будем обсуждать эту проблему для того, чтобы знать, какие опасности могут поджидать вас, если вы попадете в какую-либо группу людей по принципам. Поэтому мы будем обсуждать субкультуры, стараясь объективно находить в них как недостатки, так возможно, и преимущества.

Байкеры

Некоторые исследователи ошибочно относят эту субкультуру лишь к спортивным разновидностям молодежного движения.

Байкеровское движение — это не только гонки на мотоциклах, как представляют себе эпатируемые внешним видом и потому побаивающиеся, относящиеся к ним с предупреждением обыватели. Зародившись далеко от России, в США, это движение, будучи перенесенным на нашу почву, в условиях нашей действительности ассимилировалось, приобрело национальные черты, проросло корнями в русскую действительность.

К концу 90-х гг. в Москве насчитывается около трех тысяч байкеров и еще примерно около 10-15 тыс. юношей и девушек «околобайкеровской тусовки» с большим или меньшим постоянством участвующих в развитии этой субкультуры.

Их музыкальный стиль — тяжелый рок. К субкультуре байкеров близко примыкают молодежь и подростки, просто увлекающиеся техникой, мотоциклами, автомобилями, картингами, скутерами, которые получают удовольствие от занятий техникой, гонками, наконец, просто от спокойной езды на хорошей машине и значительно меньше уделяют внимания атрибутике, ритуалам идеологии байкеров.

Металлисты

Металлисты — наверное, самое популярное из современных молодежных движений. Существуют как минимум три направления «металла» — треш, дум, дэд. Внешний вид «металлистов» практически такой же, как и у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается, в основном, черному. Для металлистов характерно наличие в одежде большого количества заклепок и цепей.

Из всех движений металлисты наименее идеологичны, в чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям.

Го́ты

Го́ты — представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к тёмному взгляду на мир.

Характерный внешний вид готов

Чёрная одежда.

Чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр).

Высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь.

Чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры).

Шипованный ошейник.

Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую и христианскую и кельтскую символику.

 

Панки

Панки (от англ. punk — отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, притом, что имеют с ними много общего. Представители этой субкультуры относятся к анархо-нигилистическому направлению.

По социальному составу в отличие от элитарных хиппи большинство панков — дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. Отличаются внешним видом, формой одежды: стандартной панковской прической считается «ирокез»  Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками. Из обуви панки носят в основном армейские ботинки.

С приходом в страну шоу-бизнеса панк-движение раскололись. Ныне в лидеры выходят «Король и Шут», «Тараканы» и «НАИВ».

 

Рэпперы

 

Рэп зародился в середине 70-х годов как способ самовыражения малообеспеченных рабочих слоев населения. На улицах черных кварталов Нью-Йорка впервые зазвучала новая, абсолютно революционная музыка.

Самой отличительной особенностью нового поколения музыки явился ломаный бит — создаваемый ди-джеями с помощью вертушек и электронного оборудования, и наличие вокала, что тогда для винило-электронной музыки было очень редко. Вокал, как правило, был представлен такими людьми, как MC (эм-си). Своими речами эти «певцы» рэпа ставили вопрос всему обществу о том, куда же все-таки этот мир катится, и в какую дыру он уже попал.

 

Скауты

 

Скаутинг — игра, только игра в жизнь с объективными и придуманными скаутами, правилами. Место этой игры — вся реальная жизнь со своими трудностями и проблемами, личными и общественными интересами. Буквально, скауты делают все, что и остальные люди, но все то, что скауты делают, наполнено особым смыслом, который и позволяет назвать эту «игру по особым правилам» — скаутингом.

 

Скинхеды

 

Зачатки нынешнего движения «скинхедов» впервые возникли в Германии 1939 года. После поражения в ВОВ, германский нацизм был обезглавлен, и лишь во времена Берлинской стены смог поднять голову — сначала в Восточной, а затем и в Западной Германии. К тому времени относятся первые упоминания о группировках скинхедов.

Стоит упомянуть также об английских скинхедах, от которых ведут свою родословную российские наци.

Построена на двух основополагающих идеях нацизма: тотальном превосходстве арийской (белой) расы над любой другой и идее Евгеники — науке об удалении (уничтожении) или стерилизации больных особей для улучшения генофонда нации. Обязательным условием также является зачистка территории от иноверцев и инородцев.

 

 

Хиппи

 

Одна из старейших молодежных субкультур в мире. Движение хиппи развивалось волнообразно. Неофиты движения — молодежь 15-18 лет, преимущественно школьники и студенты младших курсов. При этом девушки составляют в этом движении примерно две трети. Внешний вид хиппи достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, расчесанные на прямой пробор, джинсы или джинсовая куртка, несоразмерно большой вязаный свитер, иногда балахоны неопределенного цвета, не шее — небольшая кожаная сумочка, украшенная бисером или вышивкой. На руках — «фенечки», т. е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный атрибут хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи.

В языке хиппи содержится большое количество английских заимствований, таких, как «батл» — бутылка, «флэт» — квартира, «хайр» — волосы. Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи.

Частью идеологии хиппи является «свободная любовь» — со всеми вытекающими последствиями: беременностями, абортами, венерическими заболеваниями, распространением СПИДа.

Хиппи — пацифисты. Любимые лозунги «Мир, дружба, жвачка», «Занимайся любовью, а не войной». Для них типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги, дорогие вещи.

 

Во всех субкультурах таятся опасности, они заставляют действовать сугубо по их идеям и представлениям. Зачастую применяют психоактивные вещества, что сразу должно настораживать и отталкивать.

 

Итак, мы услышали, о самых известных субкультурах информацию, которая наверно вызвала у вас какие-то мнения, мысли. Давайте поговорим, о том, что общего у всех субкультур, независимо от их названия. Что именно объединяет людей в какие-либо группы, заставляет их делать что-то общее, почему вообще появляются и имеют успех различные субкультуры?Как на ваш взгляд, что лучше именно для вас – индивидуальность или принадлежность к какой-то группе. Какие опасности таят в себе субкультуры и почему их надо избегать?

Выявление общих закономерностей – причина, следствие.

Обсуждение.

 

Занятие №9. Развитие умения классифицировать, определять аналогии и т.д.

 Говорю, что вижу

Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний. - Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок - улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. - Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что  видите относительно любого из участников. Например: <Коля сидит, положив ногу на ногу>, <Катя улыбается>. Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник. 10 минут

 

Даны слова, в которых намеренно перепутан порядок букв. Какое из них лишнее: росип, евшал, нанба, солам, клуба?

 - В телеграммах часто встречаются такие буквосочетания: ЗПТ, ТЧК, КВЧ. Так сокращенно пишутся запятая, точка, кавычки. Прием, который здесь применяется - пропуск гласных букв.

В приводимых ниже фразах тоже пропущены буквы. Введите их в текст, чтобы он стал понятным:

Кшк пгнлсь з мшкй. Цлй днь т брдль п лс. Чдеснй цвтчый зпх. Ввк нстпл н клчк. Скльк здсь члвк. В ксмс плтт смл. Хршньк прглдтсь к нм. Пчм тк плчлсь? В вгн бл мнг лдй.

 

- Если какая-то буква, допустим "л", исчезла бы из русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных слов, например: коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово).

Определите, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочтите их правильно: кот, пут, потет, койдо, инг, штоа, пата, кышка.

 

Исключение лишнего слова

Берутся любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно бол

www.ronl.ru