Глава 12. Личность подростка Краткое содержание. Формирование личности подростка


Глава 12. Личность подростка Краткое содержание

Ситуация личностного развития в подростковом возрасте. Особенности социально-психологической ситуации личностного развития подростка. Опережающее формирование интеллекта по сравнению с личностью. Особое значение подросткового возраста для становления личности. Тяга подростков к взрослости. Несоответствие между притязаниями на взрослость и реальным личностным поведением подростков. Возникновение новой «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть взрослым. Изменение роли подражания в подростковом возрасте. Подчинение подражания другим людям сознательному волевому контролю, задаче интеллектуального и нравственного самосовершенствования. Этапы развития подражания взрослым. Становление самосознания.

Формирование волевых качеств личности. Подростковый возраст как сензитивный для развития волевых качеств личности. Источники и объекты волевого подражания подростка. Пути и средства формирования волевых качеств личности. Роль занятий физической культурой и спортом в укреплении воли. Логика развития волевых качеств у подростков, последовательность появления этих качеств. Самовоспитание волевых качеств личности. Особенности поведения мальчиков-подростков и девочек-подростков, связанные с формированием воли.

Развитие деловых качеств личности. Познавательные и творческие интересы подростка как предпосылки к занятиям различными видами деятельности и как источники для формирования у них деловых качеств личности. Особое значение самостоятельности в учении, проявление инициативы и предприимчивости в учебных делах. Развитие деловитости и организаторских способностей. Использование учебно-дидактических деловых игр для развития соответствующих качеств личности у детей-подростков.

Достижения психического развития подростков. Успехи в развитии познавательных процессов и интеллекта в целом. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии как потенциальный источник конфликтов в подростковом возрасте. Способы предупреждения и снятия конфликтов через ускоренное личностное развитие ребенка. Естественные интересы и потребности подростков, их использование в учебно-воспитательной работе. Самосознание подростка. Волевые, деловые, моральные и другие качества личности подростка. Дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях. Подростковые изменения в сфере межличностного восприятия.

СИТУАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы юности. В течение трех-четырех лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.

Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.

Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает и в школе, и дома.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало контролируется сознанием и волей ребенка, то с наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее), копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Помимо взрослых образцами для. подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с V—VI классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. у девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу.

studfiles.net

Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка

Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения. Выше, давая периодизацию подросткового развития на основе биологического подхода, где созревание и развитие являются основными понятиями, мы рассматривали некоторые их показатели. Остановимся подробнее на этих вопросах.

Понятия созревания и развития тесно связаны с другим понятием – ростом. Обычно под этим имеют в виду биологические изменения, увеличение массы организма за счет увеличения числа и размеров клеток и внеклеточных образований. Рост организма зависит от времени суток, сезонов года и характеризуется биологической ритмичностью. Когда говорят о росте человека – в нашем случае подростка – имеют в виду физические изменения, т. е. длину и массу тела. Это показатели физического развития человека. Обычно физический рост имеет цикличность, определяется наследственностью, зависит от внешнесредовых факторов и определяется многими веками эволюции. Например, авария на Чернобыльской АЭС, по данным исследований, задела южные районы Тульской области. Школьники–подростки стали медленнее расти, у них отмечена недостаточная масса тела по сравнению со своими сверстниками из других регионов России (Екимова, 2002). Физический рост завершается у мужчин в18–20 лет, ауженщин – в 16–18. Особенно бурно рост тела проходит с 12 до 15 лет. Девочки–подростки ниже своих сверстников–мальчиков на 8–11 см.

Не случайно бурные изменения во внешнем облике и в физиологии ребенка ученые предпочитают описывать в выражениях «гормональная буря», «скачок роста», «эндокринный шторм» и т. п.

Созревание – постепенное раскрытие физических, физиологических, конституциональных признаков, заложенных еще до рождения человека как биологического существа. Оно начинается во внутриутробном развитии и заканчивается с наступлением биологической зрелости. Созреванию подвержены различные структуры организма: происходят изменения в больших полушариях мозга (он покрывается миелиновой оболочкой), в легких и сердце (увеличиваются объем легких и масса сердца). Вместе с тем на этот процесс влияет не только наследственная программа, но и питание, режим, внешние условия и пр.

Рост и созревание – неразрывные процессы – становятся основой для развития. Развитие – это процесс изменения психических функций в частности и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.

К примеру, подростки бурно начинают расти, у них увеличивается окружность грудной клетки. Но масса тела увеличивается медленнее, хотя пропорции тела сохраняются. Поэтому подросток выглядит неуклюже: длинные руки, большие ступни, сутулый, с нарушенной осанкой. Вследствие развития лицевой части черепа изменяется лицо, но выделяется нос. У мальчиков выдается кадык, и голова по сравнению с телом кажется маленькой. С точки зрения подростка, это не вполне привлекательные черты, но они влияют на его поведение и самооценку: в новой обстановке он чувствует себя неуверенно, а потому застенчив. Конечно, подросток начинает сравнивать себя с другими и страдает от несоответствия идеалу.

Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности (о них будет сказано ниже).

Примерно полвека назад был впервые отмечен сдвиг в физиологическом развитии и половом созревании подростка – акселерация (ускорение). Если в прежние времена деятельность гипофиза, передняя доля которого вырабатывает гормоны, отвечающие за рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции (щитовидной, половых, надпочечников), активизировалась в 11–13 и 1315 лет у девочек и мальчиков соответственно, то сейчас это происходит на три года раньше: в 8–10 лет у девочек и 10–12 – у мальчиков. Однако имеет место и противоположный процесс – ретардация,т. е. замедление физиологического развития примерно на 2–3 года.

Все физиологические изменения в организме подростка стали предметом обсуждения ученых различной теоретической ориентации. С точки зрения социологизаторского подхода можно сформировать любую черту личности, если только создать необходимые условия для ее появления. Те, кто придерживаются другого подхода – биологизаторского, полагают, что в личности детерминантой всего является только биологическое, врожденное. Второе утверждение присуще психоанализу. Но и первое и второе мнение не совсем верны. Тем не менее игнорировать значение бессознательного, т. е. врожденного, в формировании личности ребенка и подростка, на чем настаивали представители биологизаторского подхода, не целесообразно. Обратимся к некоторым исследованиям.

Основатель психоанализа З. Фрейд все изменения в личности подростка объяснял биологическими законами, которые, с его точки зрения, и создают кризисы, приводят к непослушанию. Поэтому трудности взросления обойти невозможно. Любопытно, что некоторые из представителей фрейдизма доказывали: бурление страстей служит признаком нормальности подростка, а отсутствие такого бурления становится признаком задержки психического развития. Например, А. Фрейд считала, что само по себе аномально быть нормальным в подростковый период. Очень многие реакции в подростке фрейдизм объяснял инстинктами. Например, агрессивность понималась как проявление инстинкта донатос (смерти и разрушения), если подросток не находил достойного сексуального замещения.

За рубежом и в нашей стране в последнее десятилетие стала популярной идея о том, что агрессивность подростка влияет на его социальное развитие и имеет последствия во взрослой жизни.

В Швеции были проведены исследования школьников–подростков в возрасте 10–15 лет. Мальчики с ранней агрессивностью и непоседливостью (гиперактивностью) совершали больше правонарушений и антиобщественных действий при переходе в юность – следующий жизненный период. Кроме того, раннее непослушание оказалось связанным с другими проблемами уже взрослых людей. Выяснилось, что существует прямая зависимость между ранним непослушанием и неуживчивостью (или другими взрослыми проблемами, такими как алкоголизм, суицидальные намерения и иные психиатрические диагнозы).

Другой подход, также традиционный, перепады настроения и непредсказуемость поведения подростка объясняет иначе. Представители культурной антропологии М. Мид и Р. Бенедикт доказали, что в культурах, где подростки рано принимают на себя обязанности взрослых, не происходит кризисов, нет и непредсказуемости в их поведении. К примеру, китайские подростки из Гонконга имеют меньше конфликтов с родителями, чем их сверстники из западных культур. Ученые объясняют это особенностями культурных традиций и хорошей адаптацией. У подростков, которые плохо приспосабливаются к меняющимся условиям, «буря и натиск» проявляются и на следующем этапе. Кроме того, Мид показала, что наличие кризисов и конфликтов не является неизбежным. Существует гармонический, бесконфликтный переход от детства к взрослости. Изучив подростков Самоа, она описала условия жизни и воспитание девочек. Наступление половой зрелости не является для них важным фактом, поскольку племя решает, стоит ли готовить их к брачной церемонии.

С точки зрения Р. Бенедикт, есть два типа перехода от детства к взрослости: 1) между детскими обязанностями и способами поведения взрослых существует разрыв; 2) нормы и требования к детям и взрослым схожи.

Представляет интерес портрет современного нормального подростка, составленный американскими психологами Р. Герригом и Ф. Зимбардо. Они просили подростков выразить согласие с предложенными утверждениями. На первом месте оказалось утверждение «При нормальных обстоятельствах я чувствую себя спокойно». C ним согласились 91 % подростков. Довольны жизнью и обычно владеют собой – по 90 %. Чувствуют себя сильными и здоровыми 86 % подростков, счастливы 85 %, способны радоваться любой шутке, когда плохое настроение, 83 %.

Немецкий психолог и философ Э. Шпрангер рассматривал подростка в культурном аспекте. Он стремился доказать, что переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в деятельности «Я». Подросток в этой связи движется к объективному духу истинности, полезности, самовыражению, общественной деятельности, власти как к ценностям и смыслу жизни. Подросток «врастает» в культуру тремя способами. Первый – резкий, бурный, кризисный. Это своего рода второе рождение подростка, когда он понимает свое «Я». Второй – плавный, постепенный, бескризисный. Подросток приобщается к культуре и взрослой жизни без потрясений. В третьем случае он начинает воспитывать себя сам, так как обладает высокой сознательностью.

Исследования других ученых, например М. Мид, показали, что биологические факторы у всех подростков в разных культурах остаются неизменными, а изменениям подвержены прежде всего интересы и направленность личности. Было установлено, что подростки в культурах Запада и Востока значительно различаются психологически. Б. Заззо, изучая подростков–буржуа и подростков–рабочих, обнаружила существенную разницу между ними: вторые взрослели иначе, их беспокоило и тревожило совсем не то, что их сверстников из обеспеченных семей. Это беспокойство было обусловлено разным социальным положением подростков.

Исследования М. Кле также показали, что процессы развития обусловлены обществом и связаны с развитием тела, мышления, с социальной жизнью и самосознанием. Ученый отождествлял развитие подростка с развитием юноши и полагал, что это последовательное изменение тела, мышления и его самосознания.

Таким образом, социальные обстоятельства определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей взросления и особенности перехода от детства к взрослости. То есть в личности подростка чисто природное наполняется социальным и психологическим содержанием, а чем становится та или иная природная особенность, зависит от выполняемой деятельности (например, высокий рост может побудить заняться баскетболом).

Итак, главное в подростке одни ученые видели в биологических, естественных особенностях, другие – в социальных условиях его жизни. Между тем независимо друг от друга они не проявляются. На это обращала внимание Л. И. Божович, полагавшая, что биологическая особенность на каждом этапе выступает с приобретаемой социальной в единстве и по–новому.

Что лежит в основе периодизации подросткового возраста и какие особенности подростка непременно следует отметить? Мы будем опираться на критерии, разработанные отечественными психологами.

Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский выделил основные новобразования подростков, выявил социальную ситуацию развития, где происходит формирование личности в ведущей деятельности, каковой является учение, сделал акцент на отношениях взрослых и подростков, занимающих в мире взрослых определенное место. На последнее положение следует обратить особое внимание, потому что путь к взрослому состоянию лежит через обретение определенных прав и выполнение конкретных взрослых обязанностей.

Обратимся к особенностям развития всех систем организма подростка.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Формирование личности подростка

Обратная связь

Важным компонентом личности является направленность. И.Д.Егорычева выделяет несколько типов направленности личности подростка:

А Гуманистическая направленность – отношение к себе и к обществу положительное. Внутри этого типа выделено два подтипа.

А-1 – с альтруистической акцентуацией, когда при положительном отношении к себе и к обществу для подростка большую ценность представляет общество, окружающие люди, их взгляды, интересы. Эта направленность предполагает готовность бескорыстно жертвовать для блага других людей своими интересами. Негативным в этой направленности является обесценивание собственной личности и формирование депрессивной направленности.

А-2 – с индивидуалистической акцентуацией. Для подростка ценным является он сам, собственные интересы, проблемы, при этом не игнорируются окружающие люди, они отступают на второй план. Ему важно признание обществом своей значимости, неповторимости. Подросток самоутверждается через деятельность, результаты которой являются ценными для общества. Эта направленность является преобладающей среди подростков.

Б – Эгоистическая направленность. Значимым для подростка является он сам, отношение к окружающим людям, к обществу в целом отрицательное.

Б-1 – с индивидуалистической акцентуацией. Ценность себя для подростка очень высока, как и в А–1, а ценность окружающих еще более низкая, чем в А–1, т.е. проявляется явно выраженное отрицательное отношение, но не игнорирование.

Б-2 – с эгоцентрической акцентуацией. Общество не представляет никакой ценности, личность концентрируется только на самой себе. Причем это происходит не за счет положительного отношения к себе, отношение к себе ниже, чем в Б–1, а за счет резко отрицательного отношения к обществу.

В – депрессивная направленность. Личность для себя не представляет ценности, а отношение к обществу можно назвать условно положительным. К счастью, доля подростков, имеющих эту направленность, невелика.

Г – Суицидальная направленность. Это когда ни личность, ни общество не представляют для подростка ценности. В определенной степени эта направленность присутствует в поведении у мальчиков в начале подросткового возраста (8%) и у девочек в конце подросткового возраста (17%).

Направленность личности определяется потребностями. В связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много актуальных потребностей, которые он не может удовлетворить из-за недостаточной социальной зрелости (Л.И.Божович).

В младшем школьном возрасте депривация потребностей связана с внешними препятствиями: запреты взрослых, позиция школьника, приводящие к ограничению себя в чем-то. В подростковом возрасте в этом отношении большую роль играют внутренние запреты, например, сложившиеся привычки, которые мешают достичь желаемого результата, хотя нельзя отрицать и роль внешних факторов, например, материальной зависимости от родителей.

Среди органических потребностей появляется потребность в модной одежде, каких-то атрибутах, отдыхе. Социальные потребности – это потребности в общении, знаниях, труде и т.п. Для удовлетворения потребностей человек включается в деятельность. Мотивы деятельности могут быть различные.

Потребности проявляются в интересах. У подростков возникают широкие интересы, увлечения.

Проблему интересов в подростковом возрасте изучал ещё Л.С.Выготский. Он писал, что все психические функции направляются интересами. Они не приобретаются, а развиваются. Даже на первый взгляд легко заметить, что у подростка появляются не только новые интересы, но и отмирают старые, в этом проявляется специфика кризиса этого возраста.

Л.С.Выготский выделил две волны или фазы в развитии интересов:

1 фаза – влечений, в это время происходит отмирание старых интересов. Это опустошительная, разрушительная фаза, во время которой подросток изживает детство (длится эта фаза примерно 2 года). Своеобразие поведения подростка следующее: успеваемость снижается, нарушается дисциплина, усиливается негативизм, разрываются прежние дружеские связи, обнаруживается склонность к одиночеству, проявляется сонливость, апатия, снижение работоспособности при решении задач творческого характера.

На второй фазе у подростков появляется много новых интересов. Из этого многообразия постепенно дифференцируется ядро интересов. Для начала фазы характерны романтические стремления, а в конце – реалистические и практический выбор одного наиболее устойчивого интереса, чаще всего связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

Л.С.Выготский, ссылаясь на данные А.Б.Залкинд, выделил несколько доминант или возрастных интересов, из совокупности которых складывается ядро интересов на второй фазе.

1. Эгоцентрическая доминанта, когда подросток проявляет интерес к собственной личности.

2. Доминанта дали – установка на масштабные дела, которые для подростка более интересны, чем повседневность, т.е. он отказывается от сегодняшнего, текущего. В это время подросток находится в конфликтных отношениях с окружающей средой, недоволен ею, как бы выпрыгивает из нее, ищет чего-то вне ее, ищет дали, больших масштабов. Учитывая эти интересы, надо их постепенно перестраивать, включая в сегодняшнюю жизнь. Если же мы не учитывать этих двух доминант, то ни настоящее, ни будущее не заинтересует подростка и окажется не использованным им в его общем развитии.

3. Доминанта усилия – тяга к преодолению трудностей, желание рисковать. У подростков появляется тяга к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда разрешаются в хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других проявлениях негативизма.

4. Предыдущая доминанта сближается с доминантой романтики – стремление к приключениям, героизму, к неизведанному, рискованному.

Л.С.Выготский делает вывод, что эти доминанты двойственны: проявляются как в негативной, так и в позитивной формах. Отрицание и утверждение – это два внутренне необходимых момента единого процесса развития интересов в переходном возрасте.

Л.И.Божович замечала, что кризис подросткового возраста проходит легче, если у подростка есть относительно постоянные личностные интересы. Личностные интересы от эпизодических (ситуативных) отличаются «ненасыщаемостью»: чем больше удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. К ним относятся познавательные, эстетические и другие интересы. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском предмета удовлетворения. Это толкает подростка к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы сегодняшнего дня, т.е. происходит ориентация на отдаленные цели.

Интересы возникают как спонтанно, так и под руководством других людей, которые увлечены каким-то делом. При формировании интересов надо соблюдать тактичность, т.к. излишнее давление может привести к нежеланию делать то, что навязывают.

Увлечения чаще всего имеют внеучебный характер. Пересекаются со школьным обучением интеллектуально-эстетические увлечения (по классификации А.Е.Личко). Они связаны с интересом к музыке, истории, рисованию, электронике, пр. Несмотря на то, что они более ценны для развития личности, но иногда подростки слишком поглощены своим увлечением и забрасывают учебу.

Близки к интеллектуально-эстетическим увлечениям эгоцентрические интересы, нередко являющиеся средством демонстрации своих успехов, необычности, например, изучение редких языков, коллекционирование предметов старины, занятия модными видами спорта, пр. С помощью этих увлечений подросток стремится привлечь к себе внимание оригинальностью занятий. Как правило, у подростков, имеющих эти интересы, проявляются лидерские качества и они ищут ситуации, где можно что-то организовать.

Телесно-мануальные увлечения связаны с укреплением своего тела, развитием выносливости, силы и других физических качеств. Кроме спорта, это может быть вождение мотоцикла, автомобиля, занятия экстремальными видами спорта.

Накопительские увлечения – это коллекционирование. Эти интересы могут сочетаться с познавательными.

Наиболее примитивный вид увлечений – информативно- коммуникативные. Они проявляются в жажде получения новой информации, потребности в легком общении. Реализуются в многочасовых пустых разговорах, длительного просмотра телепередач.

Наличие у подростков устойчивых интересов делает их целеустремленными, собранными, организованными.

Наряду с направленностью личности происходит интенсивное развитие и других личностных структур, в частности, формирование характера. В подростковом возрасте ярко проявляются акцентуации характера.

Происходит интенсивное развитие воли. На фоне ускоренного физического и некоторых сторон психического развития бросается в глаза некоторое недоразвитие воли и кажется, что в подростковом возрасте воля слабая. Причинами являются следующие:

– во-первых, учебная деятельность становится более трудной и требует значительных усилий;

– во-вторых, взрослые ждут от подростка более зрелого, взрослого поведения, которое тоже требует проявления волевых качеств личности.

Невозможность соответствовать тем образцам поведения, которые у подростка сложились, приводит к тому, что они осознают себя как людей, обладающих слабой волей, это порождает недовольство собой. Поэтому неслучайно, что волевые качества личности приобретают в глазах подростков особую ценность и многие начинают стремиться к воспитанию в себе этих качеств. Наблюдения за тем, как подростки справляются с задачами произвольного поведения показывают, что у них возникает острая борьба мотивов: делать то, что надо или то, что хочется. После этого происходит создание намерения и, наконец, его исполнение. То есть можно наблюдать классический волевой акт. Но такое поведение является сложным для подростков, требует перестройки мотивационной сферы, в результате значимый мотив приобретает побуждающую силу и побеждает все другие мотивы. Человек начинает «проигрывать в уме» все «за» и «против» того или иного поступка, в результате этого ему удается усилить этот мотив, что позволяет обеспечить волевое поведение. В процессе выбора подросток, как правило, подбирает аргументы в пользу эмоционального привлекательного поведения, за счет поведения требуемого, т.е. эмоции могут блокировать разумное решение.

Подростки не учитывают последствия совершенных поступков, не предполагают, как отразится их поведение на окружающих, они учитывают последствия только для себя.

Различные трудности преследуют подростков и при создании и исполнении намерения. Под влиянием какой-то эмоции хотят определенным образом поступить, а когда эмоция ослабевает, ослабевает и намерение выполнить принятое решение (под влиянием товарищей принимает решение делать зарядку и т.п.). При воспитании надо не упрекать подростков, а поддерживать их намерения. Намерение может быть не выполненным, т.к. подросток не умеет рассчитать свои силы (ставит задачу добиться хороших оценок по запущенному предмету). Не удается – намерение ослабевает. Взрослый может помочь рассчитать силы и распределить время.

Проявление воли требуется почти в любой деятельности, так, например, меняется характер трудовой деятельности, у подростков появляются постоянные обязанности, что требует организованности, ответственности, самостоятельности, т.е. развития волевых качеств. Происходит вхождение подростков в коллектив сверстников в связи с новой социальной ситуацией развития, в котором царят свои законы коллективной жизни, им стремятся подчиняться подростки. Поскольку требования взрослых и сверстников часто расходятся, то подростки оказываются в ситуации выбора, что также составляет важный компонент волевого поведения. Кроме этого, появление разнообразных интересов отвлекает подростка от учебы, других обязанностей, что создает трудности для управления своим поведением и, естественно, для развития воли.

Подростки иногда своеобразно понимают проявление воли – преимущественно в героических поступках, в исключительных обстоятельствах, а не в повседневных делах (в учебе, домашних делах). Надо направлять их самовоспитание на повседневные дела.

Важнейшим компонентом формирующейся личности является становление самосознания, его развитие продолжается в подростковом возрасте. Л.И.Божович, ссылаясь на многочисленные исследования этой проблемы, отмечала, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, которое существенно отличается от тех уровней, которые формировались на предыдущих возрастных этапах.

Самосознание, по мнению В.С.Мерлина, включает несколько компонентов:

– сознание своей тождественности;

– сознание собственного «Я», как активного и деятельного начала;

– осознание своих психических свойств и качеств;

– определенная система социально-нравственных оценок.

Характерной чертой развития самосознания в подростковом возрасте является стремление подростка познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Л.С.Выготский самосознание выделил как основное новообразование подросткового возраста: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство. Это конечный результат и конечная точка всего переходного возраста.

В конце переходного возраста появляется особое личностное новообразование – самоопределение (понимание своего места в обществе).

Развитию самосознания способствуют многие факторы: определенный уровень развития мышления, позволяющий анализировать, сравнивать, обобщать и др.; этому способствуют и новые обстоятельства жизни, отличающие образ жизни подростка от образа жизни младшего школьника. К подростку повышаются требования со стороны взрослых, со стороны товарищей; общественное мнение определяется не только успехами в учебе, но и определенными чертами характера, взглядами, способностями, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков.

Все это побуждает подростков обратиться к анализу самого себя, к сравнению себя с другими, появляется рефлексия. У него постепенно начинает формироваться ценностные ориентации, складывается определенное представление о поведении. Причем образцом поведения выступает не отдельный человек, как в младшем школьном возрасте, а определенный идеал, т.е. определенные требования к людям и самому себе.

Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки является длительным и сложным процессом, который побуждает подростка быть не только на уровне требований окружающих, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки. К анализу своей личности подросток обращается как к средству, необходимому для организации взаимоотношений и деятельности.

Б.Г.Ананьев отмечал, что у подростков обнаруживается ясное отделение себя от оценки другого. Самооценка носит конкретный, ситуационный характер, связанный с оценкой родителей, товарищей, педагогов. Этим объясняется, что подростки предпочитают говорить о других, а не о себе, причем не из желания скрыть что-либо. Причина заключается в том, что легче анализировать другого, чем себя. Критерии оценки другого подростка множественны и относительны. Например, с одним дружит из-за занятий спортом, с другим – из-за интересного времяпрепровождения, с третьим – из-за воспитания у себя храбрости и т.д. Приемы самооценки опосредованы знаниями о других. О себе можно говорить, если разобрался в другом человеке. Подросток создает свой собственный образ, как отражение, преобразование образа другого. Размышляя о себе, подросток сначала обращен на свои недостатки и испытывает потребность их устранить, а позже дает себе отчет в собственных возможностях, достоинствах. Стимулом размышления о себе является потребность занимать уважаемое положение среди сверстников и найти друга.

У подростков часто складывается противоречивая самооценка. С одной стороны, он воспринимает себя как личность значительную, исключительную. А с другой стороны, его гложут сомнения. Все это приводит к неустойчивости поведения. Появляется то самоуверенность, то сомнение, наблюдаются частые смены настроения.

Неуверенность в себе часто приводит подростка к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязности, нарушению дисциплины, чтобы показать свою независимость. Причину такого состояния подростки не понимают. Неудовлетворенность идет как бы изнутри. Такое состояние находит выражение в обидчивости, грубости, частых конфликтах со взрослыми. Усугубляется положение тогда, когда взрослые не понимают подростка. Претензии подростков быть более взрослыми распространяется на его взаимоотношении со взрослыми, он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше хорошо выполнялись, обижается, протестует, и т.п. Существовавшее ранее неравноправное положение становится для подростков неприемлемым. Он начинает расширять свои права, права взрослых ограничивает, старается добиться признания. Для этого используются разные формы протеста и неподчинения, чтобы перейти к новым отношениям со взрослыми.

Появляется противоречие в расхождении представления, которое приводит к конфликтам.

Т.В.Драгунова выделила несколько типов конфликтов.

1 тип - конфликт все время усугубляется и длится очень долго. Каждая сторона упорно стоит на своем мнении. Авторитет взрослых падает.

2 тип - конфликт возникает эпизодически. Взрослые идут на уступки – конфликт угасает, то разгорается вновь.

3 тип - взрослые осознают стремление подростка к взрослости, понимают его, помогают, изменяется отношение. Конфликтная ситуация возникает редко, доверие укрепляется, а не разрушается. Следовательно, конфликты не являются роковыми в подростковом возрасте. Конфликт – это следствие неумения или нежелания взрослыхсчитаться с развитием личности подростков и найти ем у новое место рядом с собой.

Подростки стремятся к некоторой эмансипации от взрослых. С одной стороны, нуждаясь в родителях, они испытывают сильное желание быть самостоятельными.

Много проблем связано с непониманием взрослыми внутреннего мира подростков. Взрослые недооценивают подростков, чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит у взрослых. Накладывает отпечаток на общение гиперопека взрослых.

В подростковом возрасте продолжается развитие личности, Д.И. Фельдштейн выделил 3 стадии.

I стадия «локально-капризная». Ребенок 10–11 лет стремится к самостоятельности. Он чаще выдвигает не общие, а частные задачи (поэтому локально), в ходе их решения присутствуют эмоции – аффекты (поэтому капризная). В этот период дети стараются получить признание самого факта взросления – отстаивают право быть как взрослый. У них весьма своеобразное отношение к себе: примерно 30% детей дают себе резко отрицательные характеристики, остальные характеризуют себя как с положительной, так и с отрицательной сторон, однако, фиксируют внимание на отрицательных чертах. Личностным характеристикам присущ отрицательный эмоциональный фон. Они обнаруживают острую потребность в самооценке и переживают, если не могут оценить себя. О социальной развитости свидетельствуют идеалы, они носят конкретный характер – учитель, товарищ и др. Они стремятся попробовать все – участвовать в различных кружках и не хватает времени, чтобы заняться тем, что интересует, это свидетельствует о разбросанности интересов.

II стадия – «правозначимая», характерна для возраста 12–13 лет. Появляется потребность в общественном признании, происходит не только освоение обязанностей, подростки начинают «качать права». Стремление к взрослости происходит не на уровне «я хочу», а на уровне «я могу», «я должен». Отрицательные оценки своей персоны немного отступают, появляются потребности в самоуважении, в общем положении отношение к себе как к личности. Идеал у большинства подростков конкретный, но примерно у 30% преобладает обобщенный характер. Стабилизируются интересы,появляются изменчивые профессиональные интересы.

III стадия «утверждающе-действенная», к этой стадии относятся подростки 14–15 лет. У них ярко выражена готовность функционирования во взрослом мире. Появляются четкие профессиональные интересы, т.е. происходит процесс профессионального самоопределения. Хотя многие и в более позднем возрасте не задумываются о профессии.

В конце подросткового возраста появляется самоопределение, дальнейшее его формирование происходит в 16–17 лет, к окончанию школы не завершается. От мечтаний подростка самоопределение отличается тем, что оно основывается на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта. Предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств. Опирается на формирование мировоззрения и связано с выбором профессии.



pdnr.ru