Нравственное самосовершенствование личности на уроках русского языка и литературы. Нравственное самосовершенствование


Нравственное самосовершенствование, этика, мораль и их место в нашей жизни

11.09

Нравственное самосовершенствование, этика, мораль и их место в нашей жизни

В мире безумного ритма жизни, в мире предпочтения материальных ценностей и обеспеченного быта, порой немного теряется то, что принято называть нравственностью. Что являет собой понятие нравственность?

Это некий внутренний стержень человека, который позволяет ему действовать по совести и собственной воле. Это та установка, которая не позволит человеку переступить через собственную совесть ни при каких обстоятельствах.

Нравственное самосовершенствование – это своего рода процесс достижения цели, только такой процесс, который длится годами и относительно которого неприемлемо выражение «для достижения цели все средства хороши».

Понятие нравственность часто достаточно близкое по значению таким понятиям как «мораль» и «этика». Мораль – это осознание обязательств человека перед обществом. Этика — поведенческая норма человека.

Фактически эти три понятия неразрывно связаны между собой. Стремление к соблюдению норм морали и этики является основой нравственного самосовершенствования.

Сложно переоценить значение нравственного воспитания, ведь общество, которое пренебрегает нравственными ценностями, обречено на гибель.

Нравственное самосовершенствование – это выработка и укрепление в себе умения жить соответственно идеалу, соответственно принципам, нормам и законам морали. Важно не только знать, как поступить «по совести», но и уметь реально совершать эти поступки.

Всегда говорить правду, держать слово, не вредить окружающим, не завидовать чужим достижениям, ценить духовные блага выше материальных — вот основные принципы нравственности, этики и морали.

Все они фактически сводятся к одному — относиться к людям так, как хотелось бы, чтоб люди относились к вам. Но реально осуществить это получается далеко не у каждого. Окружающий мир полон соблазнов и ложных путей.

Поэтому только нравственное самосовершенствование, духовность и стремление к идеалу, обеспечат стойкие моральные ориентиры, которые будут способны выдержать любые обстоятельства.

Читайте также

www.poznaysebia.com

Нравственное самосовершенствование

Magic Look. Средство от темных кругов вокруг глазMagic Look. Средство от темных кругов вокруг глаз Нравственное совершенство

Материализм… исходит от отчаяния, вызванного неведением, и усталости от безуспешных поисков истины

У человека огромное количество возможностей в физическом плане, их у него еще больше в психической области, но поскольку он никогда не упражнялся, то не умеет пользоваться возможностями мысли. Сколько можно встретить людей, которые, как только оказываются перед непредвиденными трудностями, начинают терять самообладание или плакать! Они никогда не задавались вопросом, а нет ли в их мысли, в их духе элементов, способных исправить положение. Нет, они начинают метаться, рвать волосы, плакать, берутся за лекарства… или за оружие, вот, почему все у них еще больше ухудшается.

При любой трудности первое, что нужно сделать — это сконцентрироваться, собраться, связаться с невидимым миром, чтобы обрести свет и уяснить себе, как поступить. Только при этом условии можно сохранять ясность ума, быть организованным, деятельным. Конечно, можно использовать также материальные средства, но начинать надо не с них, начинать надо с психических средств.

Как вы хотите уладить ситуацию, когда вы растеряны, потеряли ориентацию? В этот момент налицо все условия, чтобы запутаться и все разрушить. Как раз это часто и происходит — действуют в спешке, вслепую, а во время пожара даже настолько обезумевают, что вместо того, чтобы убегать от огня, бросаются в него!

Без света вы не сможете найти никакого выхода. Например: вы разбужены ночью шумом: что- то упало и разбилось, или кто-то вошел… И что же, вы устремляетесь куда-то в темноте? Нет, вы знаете, что это очень рискованно. Первое, что вы делаете — это зажигаете лампу, чтобы видеть, и затем действуете. И в любом случае, вам нужно сначала «зажечь свет», чтобы быть «просвещенными», то есть сконцентрироваться, собраться, чтобы знать, как действовать. Если у вас не будет этого света, вы будете бросаться влево, вправо, стучать во многие двери, испробуете всевозможные средства, которые окажутся неэффективными. Почему? Потому что не было света. Главное — это свет: благодаря свету можно избежать многих затрат времени и денег, избежать большого ущерба.

Люди, которые отдали предпочтение внутренней жизни: размышлению, воле, духу, своим самообладанием, силой, безмятежностью, интенсивностью жизни превосходят всех других людей. Это все проверенные факты, но их никогда не изучали с научной точки зрения; эту проблему оставили психологам и мистикам. Официальной науке давно уже надо было заняться этой проблемой, так как всё, что происходит в человеке, слишком важно, чтобы этим пренебрегать. Надо было изучать, при помощи, каких средств мудрецам, Посвященным удалось преодолеть все испытания, чем они пользовались, где они это нашли. Но ничего этого не изучали и здесь огромный пробел. Однажды науку упрекнут в том, что она оставила в стороне эту проблему.

Нано-ботокс. Микроэмульсия от морщинНано-ботокс. Микроэмульсия от морщин

Люди внутренне обладают чрезвычайно мощными средствами — мыслью, воображением, желанием… но поскольку они предпочитают внешние средства, их психические способности не развиваются. Они не имеют веры, или не имеют терпения, и всегда ищут во вне что-то материальное, осязаемое. «Мысль, мысль… Но я пробовал и не получил результатов!» А почему? Предположим, что у вас есть физическая или психическая слабость: возможно, вам потребовались века, чтобы ее сформировать, как же вы можете думать, что сможете избавиться от нее за две минуты. Для этого, может быть, опять потребуются века!

На самом деле всегда лучше увязать внешние и внутренние средства, чтобы ускорить процессы, но сначала надо начинать работать с душой, духом, мыслью, а затем добавлять физические элементы, чтобы облегчить процессы. Сейчас все происходит наоборот: наука совершает открытия, техника и промышленность их применяют — это работает на экономику страны, и таким образом в интересах экономики отравляют и ослабляют человеческий род. Ради развития науки человеческий род должен зачахнуть!

Вы полагаете, я преувеличиваю? Не настолько уж я и преувеличиваю. Человечество работает ради прогресса науки, но не ради прогресса самого человека. Чтобы поддерживать огонь в очаге, нужно подбрасывать дрова. В данном случае дровами для науки являются люди… Давайте! В печь! И печь продолжает гореть благодаря этим жертвам. Через пятьдесят лет не будет ни одного здорового человека, и если я говорю «пятьдесят», то я еще щедр. Вам говорят: «Берите то, берите это» и вы отравляетесь. А я говорю: «ничего не берите, но правильно ешьте, правильно дышите, правильно работайте, правильно спите, и самое главное — правильно думайте!» Но я знаю, что даже если я буду века говорить об этом, очень немногие за мной последуют. Большинство скажет: «Обратиться к внутреннему миру, к мысли, скажешь тоже! Нет, нет. Мы сами знаем то, что нам нужно!». И они продолжат искать всё во вне.

Да, можно сказать, что из-за всех этих машин и аппаратов, которые наука отдала в распоряжение человека, люди мало-помалу теряют свои способности, так как больше не делают никакой внутренней работы. Так они никогда и ничего не достигнут. Внешние средства на самом деле только ослабляют их, в то время как внутренние силы духа остаются сонными и парализованными. На первый взгляд, кажется, что есть прогресс в образе жизни людей, но в действительности происходит ослабление воли и жизнеспособности людей. Впрочем, в последнее время некоторые мыслители и ученые начинают сомневаться в том, что технический прогресс действительно содействует благу человечества. Надо ли теперь останавливать прогресс? Нет, так как сама природа толкает людей к поискам. Никогда не надо прекращать поиски, никогда не надо прекращать вникать в тайны природы. Но эти исследования должны быть ориентированы по-другому, им надо дать другое направление — устремленность вверх, то есть к духу, к внутренней жизни.

 

Как искать равновесие между материальным и духовным

Равновесие между материальным и духовным

Равновесие, если оно было нарушено в человеке, может быть восстановлено только мудростью

На самом деле люди никогда не понимали, для чего существует технический прогресс. Все эти инструменты, аппараты, машины, эти средства передвижения, разве все это только для того, чтобы люди ничего не делали, даже не ходили пешком — поскольку существуют все эти машины, всё делающие за них? Нет, эти технические улучшения были сделаны для того, чтобы освободить людей от огромного количества материальных и прозаических забот, чтобы они, наконец, посвятили себя духовной, божественной деятельности. Вот истинное назначение технического прогресса: освободить человека, но для других работ. Иначе, это очень плохо. Если человеку не остаётся делать ничего другого, как только растянуться где-то на песке или на траве, застаиваться и плесневеть, пока работают машины, это очень плохо для него. Надо, наконец, понять, что Космический Разум допускает материальный прогресс для того, чтобы человек, освободившись от прозаических дел, мог посвятить себя более возвышенной деятельности.

Теперь я хочу повести вас к исследованию внутреннего мира. Когда у вас трудности, печали, скажите себе: «Я их преодолею, я снова восстановлю свою улыбку, радость». И вы их восстановите, но при условии, что прежде убедитесь, что у вас есть такая возможность. Бывают в жизни моменты, когда вы чувствуете себя счастливыми, у вас нет ни в чем недостатка… и в следующее мгновение, внезапно, вы чувствуете себя бедным, обездоленным. Вы скажете: «Но это потому, что перед этим была только иллюзия». Нет, то была реальность, но реальность другой природы, реальность, которую вы не оценили. Возможно, именно теперь вы находитесь в иллюзии, думая, что вам многого недостает, и вы ошибаетесь, вы слепы и не видите всего, что вокруг вас и в вас… Проблема в том, чтобы определить чего же вам не хватает, и вы увидите, что на самом деле всё у вас под рукой.

Я вам дам один образ: кто-то на чердаке жалуется, что он беден, всеми оставлен. Я ему говорю: «Знаете ли вы, кто был ваш отец, ваша мать, и какое наследство они вам оставили? Почему вы остаетесь заключенным здесь? Поглядите на эти поля, озера, леса, на эти дома — это все ваше, отправляйтесь туда». Он начинает всё это исследовать, и что же ему открывается! Что он обладает великолепными вещами. Он не знал, что был наследником, и что всё это принадлежит ему! И то же самое происходит, когда вы начинаете изучать возможности,

которыми обладаете: эти возможности бесконечны, но вы этого не знаете — вот в чем проблема. Конечно, я вам говорю не о внешнем мире. Внешний мир вам не принадлежит, это ясно, но внутренне вам принадлежит всё. Да, внутренне вам принадлежит вселенная, у вас нет ни в чем недостатка, все ваше, идите просмотрите ваше богатство, ибо вы все наследники Отца Небесного и Матери Природы. Как вы можете думать, что вы бедны и обездолены?

Конечно, я не говорю, что вы должны полностью пренебрегать материальной стороной. Я не учу вас, что надо все бросить, чтобы только медитировать и молиться, как это делают йоги или некоторые христианские аскеты, которые идут по этому пути. Наша цель и задача совсем другая, она состоит не в том, чтобы увлечь нескольких людей на чисто духовный или мистический путь. Наша задача — увлечь всех, но невозможно увлечь всех на дорогу, которая подходила бы только для некоторых. И поскольку наша цель другая, методы наши тоже другие. Пусть некоторые аскеты и отшельники покинули всё и удалились в леса и пустыни, это понятно, но в наше время невозможно сделать, то же самое всей страной, чтобы каждый сидел под своим деревом или в пещере и медитировал. Кто бы работал? Кто бы заготавливал съестные запасы, чтобы обеспечить хотя бы минимум? Надо было бы, чтобы все приготовились умереть от голода и холода! Я хочу дать философскую систему, которая была бы применима ко всему, и подходила всем: чтобы все могли работать, зарабатывать деньги, жениться, иметь семью, но чтобы в то же время они обладали светом, дисциплиной, методом.

Проблема в том, чтобы одновременно уделять внимание и духовной, и материальной стороне жизни, так как все, что делалось до сих пор, не является идеальным. Одни, чтобы покончить с этим миром, его искушениями и трудностями, отправились жить в одиночестве и медитации, тогда как все остальные погрузились в мирские, суетные дела и торговлю. Надо быть в этом мире и в то же время жить небесной жизнью. Во мне эти две стороны приведены в гармонию. Теперь и вы тоже должны привести их в гармонию, так как вы в таком положении, что если полностью окунетесь в духовную жизнь, то запустите свои дела, а если будете заниматься только своими делами, то запустите свою духовную жизнь. Нет, нужны обе стороны, и вы можете этого достичь…

Со всеми теми объяснениями, которые я вам даю, вы уже чувствуете, как ваша жизнь начинает, наконец, приобретать некоторый смысл, что она ориентирована, определена, что вы знаете, куда вы идете. Значит, свет все более и более утверждается в вас, и вместе с ним радость и счастье, так как они идут рядом. Когда вы чувствуете себя бедным, обездоленным, вы несчастны, но если внезапно вы обнаружите в своем доме припрятанные сокровища, разве это оставит вас безразличным? Нет. И точно так же будет, когда вы обнаружите свои внутренние богатства, ваши возможности, вашу внутреннюю силу. Улыбка появится сразу же.

selfpickup.ru

Нравственное самосовершенствование | КРАСОТА~ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Октябрь 27th, 2013 admin bonuswm.org - сервис раздачи бонусов WMSPRINTHOST.RU: быстрый и надежный хостинг!

   В общее понятие самосовершенствования обязательно включается понятие нравственного самосовершенствования.

В чем же оно заключается?

Жизнь меняет наши принципы.

Понятие нравственности закладывается в раннем возрасте. В детстве родители объясняли нам, что хорошо и что плохо. Но теперь, когда мы выросли, понимаем, что тех знаний явно недостаточно.

Жизнь открывает такие стороны, которые меняют наши детские понятия. Поэтому пришла пора вырабатывать новые принципы. Для этого нужно учиться оценивать себя объективно в различных ситуациях, много читать и заниматься анализом своих чувств и поступков.

Основная задача нравственного саморазвития – научиться адаптироваться к жизни, стать более гибким, но при этом сохранить свой внутренний стержень.  Просто необходимо  позаботиться о чистоте души!

Хороший нрав порождает достойные нравственные качества.Согласно учениям древних мудрецов, надо заботиться о сохранения доброго нрава, то есть, хорошего расположения духа. С человеком, который обладает плохим нравом, трудно общаться, он отталкивает от себя, не только людей, но и те блага, которые дает ему жизнь.

В основе благонравия (благого, то есть, хорошего нрава) лежат 4 свойства. Это смелость, мудрость, воздержанность и справедливость. Смелость помогает нам подчинить гнев разуму. Мудрость позволяет отделить правильное от ошибочного. Воздержанность подчиняет силу страсти и гнева разуму. Справедливость позволяет нам управлять страстями и силой гнева своего.

Гармоничное сочетание этих 4-х основ порождает достойные нравственные качества.

Работа над собой помогает нравственному самосовершенствованию

Если вы не обладаете надлежащими нравственными качествами, то, работая над собой, их можно приобрести. Но не стоит стремиться переделать себя полностью, во всем надо стремиться к умеренности. Например, если вами овладел гнев, то надо стараться удерживать его в особых пределах, нужно избегать, как малодушия, так и безрассудства.

Надо обладать внутренней силой и способностью подчиняться разуму своему. Древние говорили, что «нрав должен быть прекрасным».

krasotaivsaimoponimanie.ru

Правила нравственного самосовершенствования | Best Moda In UA

health«Если хочешь изменить мир — начни с себя!»Народная мудрость.

В нашем мире есть много различных сфер деятельности, в которых мы все функционируем каждый день. Люди проявляют себя в учебе, на работе, в семье, в кругу друзей, выбирая для себя различные соответствующие роли. Мы можем быть профессионалами в деле, которым занимаемся, но мы не всегда можем иметь хорошие отношения с другими людьми. И это нормально, ведь все мы — разные. Но в то же время каждая деятельность и каждая минутка нашей жизни полна общением, взаимодействием с другими членами общества и построением личных отношений.

На сегодня мы имеем большой круг нерешенных вопросов, недомолвок и даже обид в отношениях с нашей окружающей социальной средой. Часто это является причиной внутреннего дискомфорта и неуверенности; человек переживает, много рефлексирует, чувствует себя несчастным; иногда не может найти ответы на свои вопросы. В результате ухудшаются условия труда, психологический климат коллектива или семьи и уменьшается общая производительность.

Итак, для того, чтобы избежать обстоятельств, указанных выше, мы должны развивать толерантность друг к другу: брать во внимание и уважать точку зрения каждого человека, принимать личность со всеми особенностями ее характера, стремиться к сотрудничеству с другими и быть терпеливым даже к тем вещам и событиям, которые нам трудно воспринимать положительно.

Конечно, сейчас наша страна переживает не лучшие времена: война, упадок экономики, безработица, отсутствие четких политических, административных, правовых структур — все это оставляет отпечаток на психологическом здоровье украинцев. И, как следствие, случаются ситуации, когда человеку трудно удержаться от нервного перенапряжения и мыслить рационально. Но мы должны понимать и осознавать, что наш народ сейчас находится в ситуации кризиса, каждый имеет свои проблемы, трудности и сложности, поэтому мы должны найти в себе силы сохранить уважение друг к другу. Такие качества как справедливость, мудрость, смелость, правдивость, любовь к ближнему, искренность, преданность, доброта, самообладание, сочувствие, вера, скромность, доверие должны быть основными составляющими нашего сознания.

В этике есть золотое правило: «Как хотите, чтобы люди поступали в отношении вас, так и вы поступайте по отношению к ним». Оно подчеркивает всю суть нашего ежедневного взаимодействия: ведь часто случаются такие моменты, когда человек желает, чтобы его уважали, прислушивались к его точке зрения, признавали его права, но не каждый способен соответствовать этим принципам. Мы должны научиться не только «брать» все хорошее от окружающих и общества, но и «отдавать» свое положительное отношение, искренние улыбки и все прекрасное, что есть в наших сердцах.

Иногда кажется, что не имеет смысла делать добрые дела, ведь никто не придерживается правил морали и мы не получим обратную связь, а возможно даже останемся непонятными для других. Но давайте представим: что будет, если каждый решится и сделает чуть больше добра в день, чем обычно? Можно улыбнуться обычном прохожему, поблагодарить за мелочи, устроить праздник для своей семьи без причины, сделать искренние комплименты своим знакомым или друзьям — все это не занимает много усилий, времени или ресурсов, но может сделать мир немного счастливее.

Мы сами — кузнецы своей судьбы. У нас есть возможность ее выбирать: быть мрачным, погруженным, грубым, закрытым или искренним, справедливым, честным и тем, кто вдохновляет других. Если каждый человек сможет преодолеть свои внутренние барьеры, то положительный результат не заставит себя ждать.

В нашей загадочной, интересной и удивительной жизни нет предела совершенству. Мы должны развиваться, самосовершенствоваться, познавать новое не только в профессиональном плане, но и в духовном. Невозможно стать идеалом, но можно быть моральным человеком: соблюдать этические правила и нормы, уметь взаимодействовать и другими людьми, быть честным, в первую очередь, перед самим собой и окружающими, беречь и ценить все лучшее, что у каждого из нас есть.

Очень часто мы спешим, погружаемся в будничные дела с головой, решаем различные задачи и не обращаем внимание на окружающий мир. А может иногда надо остановиться и уделить внимание тем, кто в этом нуждается? Мы не думаем о том, что наши дела пойдут вверх, если мы будем иметь хорошие, доверительные отношения с коллегами, членами семьи, друзьями и даже с незнакомыми людьми.

Мы будем иметь хорошее настроение, внутреннюю гармонию, полноценную жизнь, если будем искренни и справедливы в своих мыслях и поступках. Все окружающие нас люди чувствуют наше состояние и реагируют на него. Если мы будем придерживаться норм морали, то мы почувствуем хорошее отношение к себе со стороны других. Ведь в мире все закономерно: «что посеешь, то и пожнешь».

moda.bsshop.in.ua

Нравственное самосовершенствование личности на уроках русского языка и литературы

Нравственное самосовершенствование личности на уроках русского языка и литературы

В каждом человеке солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Любовь к детям многогранна. Крупская любила детей и подростков заботливо, Гайдар – весело, Макаренко – требовательно, Сухомлинский – нежно, Коргак – грустно. Когда дети вырастали и уходили, Януш Корчак говорил: «Мы не даём вам Бога, ибо каждый из вас должен найти его в своей душе. Не даём родины, ибо её вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даём любви к человеку, ибо нет любви без прощенья, а прощенье есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даём вам одно, стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, в жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведёт вас к Богу, Родине и Любви.

Ребёнок – это зерно нравственной жизни общества, родителей и школы.

Сегодня педагог – это прежде всего человек творческий. А творчество, прежде всего, мужество – мужество не повторять вчерашнего, а значит работать по-новому. Сегодня необходимо, перекинув мост в будущее с общечеловеческим содержанием: заботой об «образовании сердца и ума», об органичном слиянии воспитания с развитием, понимать о главном – о ребёнке, о его нравственном становлении.

«Нравственное самосовершенствование личности на уроках русского языка, литературы и воспитательных мероприятиях по предметам» - тема, по реализации которой я работаю в течение пяти лет.

Кратко хочу обосновать свой выбор. Я считаю, что на современном этапе проблема нравственности приобретает главенствующее значение.

Что означает понятие «нравственность?»

Это один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, предмет специального изучения этики. Содержание и характер деятельности людей в обществе обусловлены в конечном счёте объективными социально-историческими условиями и бытия, и законами общественного развития.

Нравственность регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни – в труде, в быту, в семейных, личных и других отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы нравственности имеют социально всеобщее значение и распространяются на всех людей (в том числе на подрастающее поколение), фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру человеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения в самой общей форме.

Необходимо помнить, что в отличие от простых обычаев, нормы нравственности не только поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида, но получают идейное выражение и обоснование в общих фиксированных представлениях о том, как должно поступать.

Нравственность отражает целостную систему воззрений на жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности общества, истории, человека. Поэтому доминирующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены с нравственной точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. В нравственном становлении огромную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), что позволяет человеку самому контролировать и мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы.

infourok.ru

Духовное самосовершенствование: неразрешенные проблемы

Тема духовного развития оставалась актуальной и волнительной во все времена и при любых эволюционных процессах. Люди на бессознательном интуитивном уровне чувствуют, что духовное самосовершенствование им необходимо. От этого зависит та роль, которую отводит себе в жизни каждый человек. Но немногие имеют четкое представление о действиях, которые нужно предпринять для роста духовности и саморазвития.

Духовное самосовершенствование – это процесс непрерывной работы над собой, который может быть успешным лишь в том случае, если личность осознает его необходимость и реальность. Человек должен знать, что это даст осязаемые результаты. Душу, сознание и разум – измерить невозможно, но их развитие видно по действиям и поступкам в различных жизненных ситуациях.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Люди могут реализовать духовное самосовершенствование, погружаясь в источники культуры (Священные писания, памятники истории, литературы, музыкальной культуры, классического изобретательного искусства и другие). Таким образом, человек приобщается к культурному наследию своего народа и всех цивилизаций. Но овладение такими знаниями является лишь инструментом, способствующим развитию духовных качеств личности и искоренению в себе черт, которые мешают нравственному развитию.

Духовное самосовершенствование

Духовное самосовершенствование, что вкладывает в это понятие человек

В понятие «духовное самосовершенствование» человеческое сознание вкладывает много возвышенного и восторженного. Но, несмотря на упоение и мечтания о высотах духа, реальность оказывается более емкой, «приземленной» и требует наличия опыта. Катализатором духовного роста всегда являются неразрешенные проблемы личностного характера: здоровье, психические и эмоциональные трудности в семье, разрыв отношений, различия и непонимание в мировосприятии, ценностях, жизненных исканиях и другое.

Духовное самосовершенствование – это путь преодоления заблуждений и ошибок. Он связан с психологической зрелостью человека и степенью его осознания. Всем известно, что становления осознанности без боли не бывает, но именно так личность способна постичь полноту и гармонию этого мира, уйти от иллюзий и заблуждений, достичь истины.

По убеждению австрало-американского ученого Роджера Уолша, психологическая зрелость является синонимом духовности. Он связывает эти понятия с реализацией человеком своего потенциала. По его мнению, этот процесс предполагает развитие духовных качеств личности, таких как терпеливость, решительность, невозмутимость, щедрость, мудрость, правдивость и доброта. Средством и целью достижения духовности является решительность.

В процессе духовного роста человека, всесторонне меняется его восприятие, происходит очистка сознания от неистинных понятий и мыслей, предубеждений, которые искажают видение окружающего мира и себя в нем. Люди высокой духовности видят жизнь во всей ее полноте, они пребывают в состоянии душевного покоя, обрели веру, умеют искренне любить и сострадать окружающим. Духовное самосовершенствование способно активизировать внутренние человеческие резервы.

В соответствии с теорией всемирно известного психолога Ассаджиоли, существует несколько критических стадий, влияющих на духовное развитие. Человек проживает глубинную трансформацию и перерождение. Он будто «включается», пройдя кризис духовного возрождения, запускаются процессы преображения.

Что такое духовность

Что такое духовность?

Множество существующих интерпретаций и определений несут единый смысл: духовность является гармоничным сочетанием и совокупностью таких качеств, как душевный покой, осознанность и безусловная любовь.

Духовность включает в себя все проявления материальной природы человечества, поэтому это понятие отражает больше, чем нравственность и религиозность. Это вектор вертикальных устремлений, в то время как нравственность – горизонтальных. Они пересекаются и образуют невидимый крест – основу личности.

Духовное самосовершенствование личности должно основываться на базе из теоретических материалов и духовной практики, которые способствовали бы формированию общечеловеческих ценностей.

Духовность является пониманием и открытием своих внутренних возможностей, через свое «Я». Это когда нравственное самосовершенствование человека на таком уровне, что он при любых обстоятельствах является высшим проявлением добродетели. В результате телесной, духовной и душевной трансформации, личность переходит на следующий уровень сознания.

Понятие духовности включает в себя: определение сущности собственного «Я», позиционирование себя в мире и обществе, выбор смысла деятельности и целей, пределы и возможности личностного роста. И это далеко не весь перечень.

В жизненной стратегии, субъект учится личной организации времени, саморегуляции и удовлетворенности результатами, приобретает волевые качества (ответственность, инициативность), испытывает эмоциональные переживания себя во времени. Эти вопросы являются вечными для людей любой исторической эпохи.

В процессе осмысления перечисленных проблем, осуществляется духовное развитие, человек обретает духовность. Для личности важно не просто обрести знания и войти в определенную социальную среду, а осознать смысл и цель этих знаний для человеческого развития. Духовность и есть обретением смысла жизни и бытия, а также построение себя как личности.

Общечеловеческие ценности и как их развить?

Основу сущности человека составляют такие ценности как Истина (интеллектуальный аспект), Мир (эмоциональный аспект), Любовь (нравственный аспект), Праведность (физический аспект) и Ненасилие (духовный аспект). Они не зависят от расы, национальности, религиозной принадлежности и среды обитания. Между общечеловеческими ценностями существует неоспоримая взаимозависимость и взаимосвязь.

Рост духовности зависит от развития ее основополагающих. Вера развивается в результате избавления от убеждений, тормозящих, поглощающих внутреннюю энергию и мотивирования тех, что преумножают ресурсы.

Общечеловеческие ценности

Если убеждения реальны, а не являются самообманом, их необходимо культивировать. Например, человек обманывается, если считает что он самый умный. Реальностью может быть убеждение о том, что он способен повысить свой уровень самообразования.

Достичь душевного покоя можно благодаря внешнему источнику силы (верование в помощь Бога, высших сил). Важна уверенность личности в том, что он сможет преодолеть любые трудности и испытания. Этот вопрос тесно связан с поиском смысла жизни и другими вопросами бытия.

Когда включаются процессы осознанности, субъекту становится важно знать кто он, для чего здесь и какую миссию несет. Человек должен понимать, что все что происходит – не напрасно и имеет цель. Так он приобретает веру, знания и осознает внешний источник силы и находит этот источник внутри себя.

Любовь формирует личность

Любовь является фактором формирования личности, развития ее духовных качеств, прорыва повседневности, переживания уникальности другого человека, уход от одиночества, замена мести и зла нежной привязанностью и сочувствием.

Обретение истинной любви – процесс непростой, но он имеет смысл. В первую очередь человек учится воспринимать окружающих такими, какие они есть, изучает общество, учится понимать природу человеческих поступков и помыслов. В результате он начинает относиться к другим не предвзято и настороженно, а с симпатией, уважением и любовью.

Этот процесс связан с личностным саморазвитием и самопознанием. Чем больше человек узнает себя, тем лучше он понимает других. На втором этапе личность учится переносить внимание с себя на других. Она достигает определенного уровня осознания, чтобы отойти от эго и считаться не только с собой, но и с чувствами других людей, учитывая их интересы.

Высшей степенью духовности является осознание того, что все люди связаны между собой и составляют один живой организм и что, навредив другому, мы вредим себе и всей планете. На этом этапе духовного саморазвития, субъект живет в гармонии и любви с самим собой и с внешним миром.

Чтобы научится жить осознанно, нужно определить свои желания, обратить внимание на неразрешенные проблемы и внутренние страхи, понять свое предназначение. Ответы будут появляться не сразу, а постепенно, но если возникает вопрос, значит, ответ уже есть. Поэтому важно понять вопросы, которые действительно тревожат.

поиск смысла жизни

О поиске смысла жизни

Духовность личности всегда определяется тем, в какой мере она задумывается о смысле жизни. Австрийский психиатр Виктор Франкл утверждал, что такие размышления являются духовным стержнем, отличающим нормальных людей от тех, кто страдает от каких-либо патологий.

Человек обнаруживает проблематичность своего существования и испытывает неоднозначность своей жизни. В определенные жизненные периоды эти вопросы становятся наиболее «острыми», что говорит о духовных исканиях.

К поискам смысла жизни может привести глубокое душевное потрясение. Независимо от причин и выбранного пути духовного развития личности такие искания являются показателем осмысленности бытия и развития личности. Существование человека – не бессмысленно и пока его не оставило сознание, он должен заниматься реализацией своих ценностей и нести ответственность.

«Оправдание» человеком своего истинного предназначения происходит через опыт, путем проб и ошибок. Условности ментальных программ устраняются при возникновении определенных переживаний и эмоций и чувств, связанных с ними. Пока личность не обуздает свой ум и не научится осознавать игры разума, единение с духом будет неполным.

Не менее важно установить связь с собственным телом, научится его слышать, развить чувствование и целенаправленно использовать ум. Эти умения избавят от диссонанса в ощущениях и самовосприятии, помогут достичь полноценной душевной гармонии.

Неразрешенные проблемы и конфликты – преграды духовного роста

Любой неразрешенный эмоциональный конфликт является преградой для развития духовности и расширения сознания. Поэтому такие проблемы нужно добровольно решать, учиться брать на себя ответственность за свое поведение, убеждения и отношения.

На первом этапе эмоционального роста, человек берет на себя ответственность за свои действия, что ведет к духовному развитию. Если личность продолжает винить в своих несчастьях и проблемах других людей, она не может разрешить свои эмоциональные конфликты, вследствие чего создаются духовные блоки.

Между ответственными субъектами и теми, кто этой ответственности избегает, возникает непонимание, сильная напряженность, несознательные реакции, создающие напряженные отношения. Человеку необходимо научиться сохранять самосознание в таких ситуациях, особенно во взаимоотношениях с близкими, что позволит снять эмоциональные блокады.

Неразрешенные проблемы

Многие дисфункциональные модели поведения и реакции формируются в раннем детстве и отражаются в виде неисцеленных травм и ран во взрослой жизни. В результате, такие понятия как любовь, секс и эмоциональные потребности могут быть перепутаны с оскорбительным поведением с отсутствием границ.

Если эту дисфункцию не исправить, отклонения будут искажать и определять действия и межличностные отношения. Человек с дисфункциональным паттерном чувствует себя оторванным от мира, нелюбимым, испытывает сексуальное страдание, не может удовлетворить эмоциональные потребности в общении и установить личные границы. Поэтому на пути духовного роста, субъекту нужно исцелить свои личные эмоциональные травмы, которые могут тормозить все сферы саморазвития.

Один из важных этапов духовного развития – это создание пространства Любви-Мудрости в своем самом близком окружении (любимый человек, родители и дети). В ином случае мнимое бегство к свободе будет еще дальше отдалять личность от принятия на себя ответственности за свою жизнь, умения управлять ею и достижения истинной свободы. Другими словами, избегая насущных проблем, изменений и преобразований в первом главном круге жизненных связей, человек еще больше попадает в душевное рабство.

Тесное общение с родителями и своими детьми помогает извлечь человеку жизненные уроки. Если их не осознать и не пройти, достичь нового уровня духовного развития невозможно. Следовательно, личностные проблемы действуют как спусковой механизм для запуска волны духовных исканий.

Что может привести к деградации?

Психологи дают следующие рекомендации на пути духовного развития личности:

  • Следует избегать лишних стрессовых ситуаций;
  • Не давать себе впасть в апатию;
  • Следить за тем, чтобы бытовые проблемы не занимали весь ваш день;
  • Работать над правильным выражением и направлением эмоций;
  • Ежедневно выделять время для себя, обращать внимание на чувства подсознательного «Я» и интуицию.

Духовное самосовершенствование можно сравнить с процессом развития тела. Если люди прекращают физически развиваться, они ускоренно стареют или деградируют. Также и с духовностью: если человек застревает на одном из этапов, он деградирует.

Духовное самосовершенствование любого человека – путь индивидуальный и непростой. Длится он всю жизнь. Каждый сам выбирает, принимать идею развития духовности или нет. Но не стоит забывать, что только от нас зависит качество нашей жизни.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Конспект лекций Этика =lybs.ru= =lybs.ru=

В словаре по этике нравственное воспитание рассматривается как «одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении» '. Первые шаги человечества в организации общественной жизни были неотделимы от осознания необходимости нравственного воспитания, что обусловлено прежде всего потребностью передать нравственный опыт старших поколений молодежи. Вместе с тем каждое общество через системы воспитания, которые включают формирование у личности определенных качеств, стимулировало образ жизни своих членов, который соответствует идеалам этого общества, его моральным принципам, нормам и правилам. Наконец, в значительной степени нравственное воспитание способствовало созданию и постоянному поддержанию морально-психологической атмосферы, которая благоприятно влияет на жизнедеятельность людей. Не следует оставлять без внимания и идеологическую функцию нравственного воспитания. Речь идет о том, что в антагонистических обществах нравственное воспитание имело целью также сглаживания, затушевывание классовых противоречий.

В философских системах Древней Греции встречаются первые попытки научного обоснования специфики нравственного воспитания, его задач и целей. Здесь же достаточно четко определился и связь нравственного воспитания с процессом самосовершенствования личности. Искусство периода расцвета афинской демократии (середина V ст. к н. есть.) нередко давало яркие образцы, которые подтверждали тезис о необходимости нравственного воспитания, одним из результатов которого было умение различать добро и зло. Так, Софокл в своей трагедии «Антигона» утверждал:

Недаром славный Гласит мудрая пословица: Кто зло считает добрым, Того уже ведут боги На пути безмозглые,- Недолго ему ждать тяжестей скорби.

Первым в античной философии, кто обратился к внутреннему миру человека, был Демокрит (ок. 460 до н.э.- год смерти неизвестен). Именно он заложил основы традиции в этической мысли. Эта традиция заключалась в различении мотива и действия (поступка): «Быть хорошим человеком значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого... Честный и нечестный человек познается не только по тому, что она делает, но и из того, чего она желает» 2. Истинно добродетельный образ жизни связан с высоким уровнем самосознания человека: «Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других...»3. Отсюда и особая роль, которая отводится убеждениям, когда дается оценка моральной значимости личности, ибо: «Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждается к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто побуждается к ней законом и силой» 4.

Поскольку формирование убеждений предполагает долгосрочную работу над собой, нравственное воспитание у Сократа (ок. 470-399 до н. есть.) неотделимо связано с самовоспитанием. Самосовершенствование личности философ понимал как процесс, продолжающийся в течение всей сознательной жизни. Ксено-фонт приводит следующие слова Сократа: «Лучше всех живет, я думаю, тот, кто больше всех заботится о том, чтобы становиться как можно лучше, а приятнее всех - кто больше осознает, что он становится лучшим»5. Далее Ксенофонт добавляет от себя: «Все сторонники добродетели, которые знали, что за человек был Сократ, еще и до сих пор всегда сожалеют за ним, как за самым полезным руководителем, который стремится к нравственному совершенству» 6.

Сделав моральное бытие человека предметом рассмотрения в философии, Сократ наметил и общий подход к проблемам нравственного воспитания. Добродетель для него, по сути, одна - знания. Мораль, таким образом, является следствием познания, которое, в свою очередь, выступает способом нравственного возвышения личности. Убеждения, роль которых говорил Демокрит, у Сократа только тогда становятся прочной опорой деятельности личности, когда осознаются ею как истинные. Иначе говоря, сведение добродетели к знанию и отождествление ее со знанием становятся формой утверждения моральной суверенности личности.

Если традиционное воспитание исходило из понимания моральных норм как установленных волей предков или даже самими богами, то, согласно Сократу, эти нормы прежде чем стать регуляторами поведения людей в обществе должны быть обоснованы с помощью разума человека. Не слепое преклонение перед авторитетом, но способность руководствоваться сознательно усвоенным убеждением, умение противостоять, опираясь на истинные знания, ошибочном мнении других является желаемым результатом нравственного воспитания.

Оценивая значение этого своеобразного переворота во взглядах на сущность человека, Гегель писал: «...центральным пунктом всего всемирно-исторического переворота, что составляет сократовский принцип, является то, что место оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов и что субъект взял на себя акт принятия решения»1* Таким образом, чтобы понять природу этого субъекта, необходимо оставить без внимания все то, что составляет его истинную природу (стремление к утехам, пользы, счастья), сосредоточив внимание на том, что привнесенное культурой - этическими знаниями.

Значительное место в своем последнем произведении «Законы» отводит нравственному воспитанию Платон (427-347 до н. э.). Он выходит (как и Сократ) из положения, согласно которым нравственность имеет источник вне человека и вне общества. Что же касается нравственных качеств (добродетелей), то они в соответствии со схемой, изложенной в диалоге «Теєтет», так же, как и знания, извечно присущие (врожденные) души человека. Врожденный характер добродетелей оказался очень уместным при обосновании разделения идеального государства на касты мудрецов-философов, стражей-воинов, ремесленников и земледельцев (рабы, как известно, права на душу не имели). Таким образом, воспитание призвано, по Платону, лишь раскрыть то, что ед.-вечно заложено в человеке, оформить ее потенции, постепенно разворачиваются, стимулировать их, не позволяя им при этом приобрести искаженного характера.

В найдосконалішій государстве каждое сословие - каста должна выполнять то, что ему поручено. Выполнение каждым своих обязанностей обеспечивает соблюдение в государстве справедливости, торжества законов. Одной из функций нравственного воспитания Платон считал «подкрепление законодательства». Соответственно главной задачей нравственного воспитания в идеальном государстве становилось формирование как нормы практики добровольного подчинения законам. «...Надо рассмотреть, какие качества позволяют человеку лучше прожить свою жизнь. И уже не закон, а похвала и осуждение должны здесь воспитывать людей и делать их покорными и послушными тем законам, которые будут выданы» '. Как отмечает В. Г. Иванов, моральный порядок в идеальном государстве Платона может быть выражен пословицей: «Сапожник, знай свое шевство, а в портниха не лезь» 2.

Справедливости ради отметим, что реалии действительности заставили Платона признать отсутствие необходимой связи между происхождением человека из того или иного состояния и ее моральными и интеллектуальными качествами-качествами. Вот почему философы-правители, выполняя ряд обязанностей, должны вместе с тем осуществлять отбор, своеобразную селекцию детей в соответствии с их нравственных качеств, распределять детей между состояниями, а когда необходимо, то и перераспределять их. По выражению Платона, «медь или железо» в душе ребенка, к какому бы сословию она не принадлежала, пожизненно и неизменно закрепляет ее в числе состояния земледельцев и ремесленников. Примеси «золота» или «серебра» у ребенка низшего сословия дают ей возможность быть зачисленной или до состояния правителей или до состояния стражей.

Самосовершенствование личности Платон рассматривает в тесной взаимосвязи с идеей долга. Будучи свидетелем процесса разрушения основ традиционной морали («неписаных законов» в повседневной жизни и государственно-политической практике), того состояния в обществе, когда «все находится в войне со всеми как в общественной, так и в личной жизни и каждый с самим собой» 3. Платон исходил из представления о человеке как о моральном существе в той мере, в какой она способна выйти за пределы своего личного бытия. Вглядываясь в себя сквозь призму целого, всего общества, человек открывает нравственный стержень, определенный центр, который делает ее осмысленной индивидуальную жизнедеятельность. Этот стержень - благо государства, «чтобы было счастливо все в целом...» Итак, в деятельности истинно нравственной личности должен преобладать общезначимый общественный смысл. Настоящий гражданин должен руководствоваться не личным благом, а благом государства.

Попытку создать развернутую систему морали сделал Аристотель (384-322 до н. э.). Среди задач, которые для этого нужно решить, он формулирует следующее: небохідно определить пути, которые ведут человека к достижению блага. В теории это означает необходимость рассмотрения проблемы добропорядочности, ее сути и возможности воспитания. Поэтому «Никомахова этика» Аристотеля имеет как относительно самостоятельную часть учения о добродетели.

Последовательно решая поставленные задачи, Аристотель приходит к выводам, которые противоречат учению Платона о добродетели. Согласно этим выводам, добродетель-приобретенное, а не врожденное качество души. В «Большой этике» для обоснования этого положения привлекается и этимология слова: «Свое название... этическая добродетель получила вот откуда: слово ethos, удача, происходит от слова ethos обычай, тем-то этическая добродетель называется так по созвучию со словом привычка. Уже отсюда понятно, что ни одна добродетель позарозумної части души не возникает в нас от природы...» '.

Несмотря на всю общность добропорядочности и привычки, их необходимо различать. Привычка формируется нечаянно, добродетели же - сознательно, и является результатом специального обучения. Каждая отдельная добродетель (благоразумие, справедливость, мужество) является некой серединой между противоположными страстями. Склонности, аффекты, чувства составляют основу добродетелей позарозумної части души. Самой совершенной формой поведения в таком случае будет та, в которой склонности и аффекты руководствуются разумом, а чувства правильно направлены, согласуются с разумом.

Противоречивый характер поведения человека заложен в ее чувствах, склонностях и пристрастиях. Поэтому нравственное воспитание (формирование нравственных добродетелей) выступает как процесс преодоления естественного, определенное упражнение, осуществления соответствующих действий. «То есть не знать, что при определенной деятельности возникают определенные моральные устои, может только тот, кто глух и слеп» 2. И, следовательно, «мы по своей воле бываем добродетельны или порочны»3, а добродетели являются прижизненными приобретениями человеческого индивида.

Лучшим состоянием Аристотель считал тот, когда в государстве уделяется должное внимание вопросам воспитания. Добытое в юности правильное воспитание недостаточное и поэтому «уже будучи мужчиной, надо заниматься подобными вещами приучаться к ним...»1. Таким образом, процесс воспитания должен охватывать всю жизнь человека. Вместе с тем Аристотель хорошо понимал разницу между воспитанием «каждого в отдельности» и общественным. Пользуясь терминологией современной науки, можно сказать, что античный философ был сторонником индивидуального подхода в нравственном воспитании. Свою позицию он отстаивал тем, что когда уделяется внимание (к воспитанию) в частном порядке ... в каждом отдельном случае достигается большая точность, ибо тогда каждый получает то, что ему больше подходит» 2. Здесь Аристотель также отходит от Платона, характерной особенностью идеального государства считал полное удаление индивидуальности. Конечно, оставалось аксиомой положение о том, что необходимо знать общие правила общественного воспитания. «Ведь сказано,- отмечал Стагіріт,- что науки имеют дело с общим».

Следовательно, сознательно организуя деятельность виховуваних, воздействуя на ее характер, можно, по мнению Аристотеля, косвенно влиять на выбор цели, поведение индивида в той или иной сфере общественной и частной жизни. Формирование качеств, которые характеризуют поведение человека, моральное развитие личности становятся сознательным и управляемым актом. Перед наукой возникает задача разработки системы принципов, методов, приемов нравственного воспитания.

Своеобразно трактовались проблемы нравственного воспитания и самовоспитания представителями стоической философии. Отражая сложные противоречивые процессы, свойственные обществу периода распада античного мира (человек здесь теряла власть над обстоятельствами своей жизни, оказывалась ли не самый-слабым и беспомощным элементом социальной стихии), стоицизм признавал неосуществимость нравственного идеала. Отсюда ярко выраженный нормативный характер той модели поведения, которая предлагалась человеку для сохранения внутренней ценности и целостности в жизни, полном катастроф и изменений, неподвластных влиянию человека.

Посидония (ок. 132-51/50 к н. есть.)-представитель Средней Стоит - рассматривал добродетель и как результат усвоения наук (Сократ), и как следствие формирование привычек (Аристотель). Добродетель, по мнению Посідонія, является делом воспитания. При этом надо помнить о роли общения в процессе воспитания. В человеке есть зерно добра и зерно зла. Общение может стать стимулом для прорастания первого или второго. Ведь так важно, с точки зрения выбора целей жизненного пути, с кем общается человек. Как и его предшественник Панетій (ок. 185-110/9 до н. э.), Поси-доний исходит из единства нравственно прекрасного и полезного. Естественные потребности также включаются в состав высшего блага. Диоген Лаэртский по этому поводу отмечает: «Панетій и Посидония не считают, что для счастья достаточно одной добродетели, а считают, что нужно и здоровье, и денежные траты, и сила» ',

Представители Поздней Стоит, прежде всего римляне Сенека (ок. 5 до н. э.), Эпиктет (ок. 50-140 н. есть.) и Марк Авре-лий (121 -180 н. э.), концентрируют внимание на вопросах морали. Вместе с тем особенности их философской позиции сказываются на выводах о роли и значении нравственного самосовершенствования. Так, значительно усиливаются индивидуалистические мотивы в этике философов, отчетливо звучит призыв к самоизоляции от мира, который погряз в разврате. «Люди повсюду ищут наслаждений,- писал Сенека,- каждый порок бьет через край. Жажда к роскоши скатывается к алчности; честность в забвении; что обещает приятную награду, того не стесняются. Человека - предмет для другого человека священный - убивают для потехи и забавы...» 2 Не находя опоры во внешнем мире, чтобы противостоять жестоким ударам судьбы, человек обращается в поисках тихого пристанища к своему внутреннему миру. Единственный выход Марк Аврелий видит в том, чтобы свернуться в себя самого 3.

Для позднего стоицизма характерно усиление моралістичного восприятие мира в целом, в результате чего, с одной стороны, отбрасывалась аморальная действительность, с другой - общественная активность сводилась к индивидуального нравственного самосовершенствования (жизненной позиции здесь было присуще примирения с той действительностью). Необходимость нравственного самосовершенствования Сенека выводил из факта единства божественного, природного и человеческого. Мораль при этом выступает особым качеством человеческой природы, что «попадает с каждым днем все больше под власть, которая не знает преград». Это качество необходимо укреплять и развивать, чтобы выработать в себе способность противостоять влиянию внешних житейских мотивов. Раздумывая над проявлениями добра, которое проявляется даже в найпорочніших индивидов, указывая на чувство совести как такое, что возвышается надособистістю как самый строгий судья, философ высоко оценивает волю к добру. Согласно Сенеке, «желание стать добродетельным - полпути к добродетели» 1. Таким образом, достичь высшего блага человек может только путем обращения к самой себе, укрепляя себя в добродетели и развивая свои моральные задатки. Отправным пунктом в совершенствовании нравственного чувства, души человеческой должно стать осознание бесполезности, никчемности земных благ и предпочтений.

Такая философская позиция и такая трактовка нравственного самосовершенствования, что приобретает религиозную окраску, подготовили в дальнейшем синтез этических и христианских идей. Значительной вехой на этом пути было этическое учение одного из самых известных раннехристианских философов Августина Аврелия (354-430). Так же, как стоики, Августин переносит мораль из области предметных отношений во внутренний, духовный мир человека. Однако, если, согласно этического учения стоиков, человек находит опору в себе, чтобы противостоять внешним пустым вкусам, то, за Августином, такую опору человек находит только за своим внутренним миром - в Боге.

Мораль, которая у Сенеки совпадала с Природой, у Августина совпадает с волей Бога, следовательно, предшествует бытию и находится вне его чувственными пределами. Если у Сенеки необходимость нравственного самосовершенствования вытекала из единства человеческого и природного, а само развитие нравственных задатков понимался как обретение внутренней духовной мощи, то у Августина осознание человеком личной ничтожности по сути исчерпывает содержание ее моральной позиции.

Моральное падение трактуется здесь как отступление от воли Бога. «Первая же злая воля, которая предшествовала в человеке всем злым делам,- писал Августин,- была скорее отпадением от дел Божьих к своим делам, чем каким-либо делом» 2. Преломленная сквозь призму учения Августина об обреченности, божественную благодать, идея нравственного самосовершенствования неожиданно приобретает фаталистического оттенка.

Исследуя основы средневековой философии (влияние Августина Блаженного на последнюю чувствовался на протяжении почти целого тысячелетия), Г. Г. Майоров обращает внимание именно на эту особенность этической позиции Августина: «что бы ни делал человек, сколько бы она совершенствовалась в нравственности, она не может повлиять на определенную заранее ей судьбу - быть спасенным или обреченной на гибель». Нравственный смысл земного бытия человека, его дела, поступки не могут быть объектом наказания или поощрения, в которых была бы выражена божественная справедливость.

Суть всех моральных усилий личности сводится к следования от внешнего несовершенного мира, который погряз в разврате, к внутреннему миру души, главным содержанием которой является любовь к Богу. Однако и этот внутренний мир является лишь промежуточной ступенью на пути следования за пределы мира вообще. Назначение мудрости, умеренности, мужества, справедливости - всех тех традиционных добродетелей, формирование которых составляло цель воспитания в античном обществе, не сводилось только к регулированию поведения человека. Роль добродетелей заключалась прежде всего в том, чтобы вести индивида к осознанию быстротечности природы земных благ, которые достигаются с их помощью.

Своеобразное возрождение стоического трактовка проблемы нравственного развития присуще творчеству Мишеля Монте-ня (1533-1592). Вымогательство выяснения личностью самой себя выступает у него также условием нравственности. Однако теперь мы имеем право говорить о начале формирования эмпирической этики. Моралістичні эссе Монтеня вобрали живой нравственный опыт времени, сконцентрировали многочисленные нравственные ситуации из практики разных исторических эпох и народов. Особый интерес в этом плане вызывает одна из главных идей его «Опытов» (1580), согласно которой человек способен критически перерабатывать опыт предыдущих поколений, требует перелицовка его на свой лад. «Жить - вот мое занятие и мое искусство. Тот, кто хочет запретить мне говорить об этом так, как я это понимаю, за опытом и привычками, пусть прикажет архитектору говорить о здании не своими мыслями, а чужими, на основании чужих знаний, а не своих личных...»

Через саморефлексию видел Монтень путь, который уводил морального субъекта от догм и предрассудков его времени. Только благодаря саморефлексии человек может добиться духовной самостоятельности, научиться принимать самостоятельные решения, противостоять религиозно-феодальном насилию над совестью. Освобождаясь от догматического мировоззрения, человек становится способным осмыслить социальные и моральные перспективы движения общества, свою роль в установлении справедливого суда и гуманного права.

Значительным шагом в постижении особенностей формирования нравственной личности было признание недостаточности орієнцій, всегда оставаясь при этом глубоко жизненным вопросом, что затрагивает судьбы людей в целом и каждой личности в частности. Ведь человеку приходится постоянно выбирать в соответствии с индивидуальными жизненными ориентирами, когда объективные обстоятельства предлагают несколько вариантов поступка и надо отдать предпочтение одному вопреки всей остальной.

В общественной жизни человек сталкивается с многообразием форм поведения, зачастую с противоположными, взаимно не-узгоджуваними способами жизни и общественной практики. Г. то, что человек принимает как свою собственную линию поведения, порождает неизбежные вопросы о «правоту» человека, о «моральную позицию», «ответственность», «вина», даже тогда, когда эта «вина» коллективная, разделенная с другими. Можно сделать вывод, что субъект морального выбора многообразен: это и индивид, который выбирает тот или иной поступок в межличностных отношениях; это и большие социальные группы, такие как класс, нация, общество в целом, политические партии; сюда же можно причислить и различные так называемые малые группы, формальные и неформальные, которые, будучи включенными в различные сферы общественной жизни, вносят свой, нередко существенный вклад, определяя перспективу развития общества и его культуры.

Многообразный и объект морального выбора - это и выбор единичного поступка, идеалов; это и замысел жизни, и линия поведения; и цели, которые могут иметь принципиально противоположный характер выбора между добром и злом, достойным и недостойным, правдой и ложью, и средства реализации этих целей, и т. п.

Особенности развития современного мира и его культуры, возникновение глобальных проблем человечества с предельной ясностью дают возможность человеку осознать масштабность і.вагомість такого объекта нравственного выбора, как ориентация культуры, а следовательно, и направленность деятельности человека в культуре, в результате которой наличие или отсутствие гуманистического содержания этой деятельности ведет, соответственно, или к гармонии мира человека и мира природы, или, по сути, к от-хождение в небытие, то есть до уничтожения человечеством самого себя.

Сама возможность выбора и такой широкий диапазон его объекта определяются тем, что человек обладает отличительной родовой чертой - способностью к духовно-нравственного самоопределения, в котором сам феномен выбора играет решающую роль, поскольку помогает человеку возвыситься над обстоятельствами, выйти за пределы непосредственной необходимости, диктованої этими обстоятельствами поведения. Выбор становится стержнем человеческой нравственности, а мера нравственной свободы выбора, предпочтений, принятие или неприятие как внешних условий своего существования, так и внутренних принципов поведения выступает одним из важнейших факторов в духовной жизни человека, в его нравственной культуре.

Требование нравственности всегда обращена к сознанию и воле человека и предполагает ее способность «переступить свои пределы», «господствовать над самой собой».

И возможно ли это? Возможна ли свобода, если хорошо известно, что человеку довольно трудно абстрагироваться от тех исторически сложившихся культурных традиций, которые оказывают определяющее влияние в формировании конкретной личности? Не исключает в таком случае предопределенность выборной ситуации роли личного решения?

В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью и была не только предметом неиссякаемого интереса мыслителей, но и камнем преткновения для них в течение тысячелетий. Философское решение этой проблемы имеет практическое значение для оценки действий и поступков человека, оно определяет понимание морали и права, поскольку невозможно вести речь о моральную и правовую ответственность личности за свои поступки без признания ее свободы. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, вопрос об их ответственности за свой выбор теряет смысл, а жизненная ситуация возникает для них всегда однозначной, обреченной, роковой, такой, что не дает возможностей расширения диапазона выбора.

Одним из условий свободы морального выбора является вариативность поведения, то есть наличие діаназону объективных возможностей сравнивать и отдавать предпочтение одним поступкам перед другими, а также способность сознательно определять свою линию жизни, то есть субъективные способности личности выбирать.

Сложность решения проблемы свободы и необходимости заключается прежде всего в том, чтобы ответить на вопрос: от чего зависят возможности и способности личности выбирать? Имеют ли они объективный или субъективный характер? Ответ на эти вопросы всегда определялась позицией философа, мыслителя относительно природы человека и его места в мире.

Широко употребляемое в философско-этических исследованиях словосочетание «природа человека» отражало уверенность как философии, так и в ее лице всей культуры, что породила ее, в том, что природа человека проявляется прежде всего в ее специфической свойства - уме. Ум воспринимается как некая изначальная характеристика человека, а Человек - как обладатель разума в своем самовыражении, в своей деятельности проявлялась так же «заданной», как и животное в биологической среде. Нравственность человека в таком случае неотделимо связана с ее умом и воспринимается как естественная данность, а свобода - как имеющая свойство каждого человеческого индивида.

Всесторонний анализ жизни человеческого общества, его культуры дает основание признать, что жизнь человеческого индивида несет на себе отпечаток некой «заданности»: определенного этнического среды, его обычаев и традиций, той эпохи, в которой она живет, тех культурных ценностей, еще до всякого выбора данных ей с детства.

Таким образом, в повседневной практической деятельности человек сталкивается с конкретными, реально существующими природными условиями жизни, социальными и экономическими отношениями, имеющейся культурой. Именно эти условия во многом определяют круг интересов, устремлений, потребностей людей, определенный ряд возможностей выбора человеком направления и содержательного смысла своей деятельности, те нормы и критерии, по которым она судит о свое поведение, свой жизненный путь.

Но такой подход порождает иллюзию отсутствия свободы, предусматривает роковую обреченность всего, что происходит, передзаданість и ограниченность возможностей творческой самореализации личности.

В истории философии такая позиция была наиболее ярко выражена у французских материалистов XVIII в., которые считали, что каждое событие происходит именно так, тогда и в такой форме, как она и должна была происходить в результате объективной закономерности. Для Д. Дидро, например, безусловно неоспоримым является та истина, что свобода - это иллюзия человека, который, зная последствия своего поведения, не знает причин ее. Признавая наличие только внешней предопределенности событий, имеющих необходимый характер, французские материалисты в своей теории утверждали, будто человек не может отвечать за все, что совершается в ней и окружающими ее людьми.

Как видим, признание абсолютной детерминированности (причинной обусловленности) поступков и деяний человека неизбежно ведет к выводу: если человек не является причиной событий своей жизни, то она и не отвечает за них морально, а сами эти события приобретают фатального характера.

И если бы человек выступал только объектом воздействия, а внешние обстоятельства, условия жизни, сама культура имели бы только принудительный характер, однозначно, однолинейно влияли на личность, можно было бы согласиться с данной позицией. Впрочем, это не так.

В отличие от животных, которые не способны к изменению ни зов* внешних условий жизни, ни собственных видовых основ целесообразного поведения, люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, поскольку в каждый данный исторический момент существует не одна, а несколько реальных возможностей развития. Более того, подлинно человеческой жизни становится только тогда, когда человек способен постоянно изменять как внешние условия и обстоятельства собственной жизни, так и внутренние основания для действий и поступков в соответствии с намеченными целями, ценностями и идеалами. Наконец, люди более или

перед собой целей.

Таким образом, человек как свободное существо всегда ориентирована на будущее, на «вечное отрицание и преобразования того, что еще вчера, казалось, составляло твердый грунт и фундамент ее жизнедеятельности» '.

Но, может, тогда следует предположить, что личность в своих решениях, в своем выборе автономная отношении объективных обстоятельств и именно поэтому абсолютно свободна и суверенна? И тогда возможности выбора кроются не в возможностях социальных условий, культуры, а лишь по произволу субъекта выбора?

Такой подход нашел отражение в концепциях волюнтаризма (от лат. voluntas - воля), в которых отрицается историческая необходимость, объективность законов общественного развития. Такие философы, как Штірнер, Шопен-гауэр, Ницше и другие, понимали свободу как индивидуальную ценность, возможность совершать поступки, руководствуясь только собственными намерениями и решениями, независимо от каких-либо заранее определенных целей. Особое внимание человеческой субъективности уделяют такие'* направления немарксистської философии и этики, как прагматизм, экзистенциализм. В этих направлениях идея примата индивидуального, особенного опирается на представление о самодостаточном характере человеческой субъективности, его «Я». Тем самым общем противопоставляется индивидуальное, рациональному - иррациональное, а объективной логике - субъективная феноменология.

Именно с этих мировоззренческих позиций постоянно подвергается жесточайшей критике историко-материалистическая концепция марксизма о соотношении свободы и необходимости.

Нетрудно заметить, что эти альтернативные подходы, имея принципиальное значение в философско-этическом понимании свободы и необходимости в моральном выборе, вытекающие из различных теоретических интерпретаций человека и его сущности.

Чтобы разобраться в этом противостоянии свободы и необходимости, следует обратить внимание на то, что человек может выбирать не только между определенными вещами, входящими в круг ее жизни. То есть речь идет прежде всего о том, что социальные обстоятельства, место человека в системе общественных отношений могут в значительной степени ограничивать формальную множественность вариантов выбора.

Нельзя не согласиться и с тем, что социальный и моральный прогресс обусловливают степень свободы человека в моральном выборе деяний и поступков, которые соответствуют историческом развитии, влияя не только на объективную возможность выбора вариантов, но и на субъективную способность личности к моральному самоопределению.

Отвергая антиномию свободы и необходимости, марксистская философия исходит из определения свободы как процесса «познания необходимостей» и учета их в деятельности. Таким образом, свобода личности, коллектива, класса и общества в целом заключается «не в воображаемой независимости» от объективных законов природы и общества, а в способности разумно выбирать свою линию поведения среди реальных возможностей.

В основу решения в современной этике вопрос о свободе морального выбора, о соотношении объективной возможности и субъективной способности выбирать лежит научное понимание свободы и необходимости. При таком понимании объективные обстоятельства и личное решение взаимосвязаны как элементы одного целого, является системой объективных и субъективных сторон свободы. Свобода требует познания необходимости, но не сводится только к нему, поскольку оно выступает лишь условием, средством для достижения человеческих целей. Поэтому свобода - это выбор определенного варианта действий, что соответствует объективным обстоятельствам и субъективным желанием. Иначе говоря, человек выступает здесь не объектом воздействия на нее закономерностей развития общества, а субъектом истории, которая собственно и является результатом деятельности людей.

Следует заметить, что философско-этические концепции лишь высказывали своим языком характерные умонастроения эпохи, или ориентировались на общественно-историческое развитие и прогресс всего человечества, иначе говоря - на общее; или апеллировали к сугубо «человеческой природы», «человеческой субъективности», игнорируя объективную необходи-ность, закономерности общественного развития.

И очевидно же, если та или иная концепция апеллирует к какому-то отвлеченную, отвлеченного от реального человека, то все, что касается самобытности, индивидуальности человека, приносится по сути в жертву «общественному интересу», оборачивается настоящим произволом в понимании человека и его мира, а в реальной жизни - недооценкой значения уникальности человека, личностного «фактора». Нелегкий опыт истории нашего общества более чем убедительно иллюстрирует это.

С другой стороны, если в созданной картине світопоряд-ку определяющее место отводится изолированному индивиду с его эгоцентричным бытием, независимым от каких-либо причин, обстоятельств, то теряет всякий смысл моральная оценка поступков такого индивида, поскольку они выступали бы следствием неподвластной предсказания деятельности «свободної воли». И в том, и в другом случае дегуманістичні тенденции очевидны и подтверждаются противоречивым характером современной цивилизации, которая сочетает как господство над человеком безличностных социальных сил, так и протест против них человеческой индивидуальности, доходящий нередко до стихийного бунта и создание антикультуры.

В чем же причина такого разного толкования самого человека, ее сущности, ее свободы, моральной в том числе? И чем объяснить столь разительное несовпадение представлений о человеке и его свободе с реальным положением вещей, реальными судьбами людей?

Попробуем ответить на эти вопросы. КолиК. Маркс в своей теории показал, что многие вопросы права, политики или морали коренятся в сфере экономики и там должны быть найдены их решения, когда он объяснил активную жизненную ориентацию человеческого сознания реальной историей труда и классовой борьбы, то пересмотру было подвергнуто не только представления об истории общества, но и саму историю общественного сознания и общественного бытия, то есть человеческая история получила новое освещение с диалектико-матеріаліс-тических позиций. На основе такого подхода нравственность понимается как социально-историческое явление. Нравственность не является прямой производной от ума человека; она обусловлена объективным процессом социальных отношений, поэтому можно проследить становление нравственности как социального явления и определить, как оно обусловливает нравственную природу человека, а соответственно и ее возможности морального выбора. К. Маркс подчеркивал: «Люди сами делают свою историю, но они делают ее не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно уже есть, даны им и перешли от прошлого» '. Здесь Маркс имеет в виду не только экономические предпосылки человеческой жизни, но и материальные и духовные силы и способности людей, которые исторически сложились, формируются деятельностью людей и наследуются как опыт поколений. Более того, К. Маркс единственно научным методом считал именно метод выявления материального базиса как естественно-исторической общественной основы становления и функционирования различных феноменов духовной жизни, в том числе и нравственности.

Эти общие положения конкретизируются применительно проблемы морального выбора таким образом, что историческое развитие общества, его материальный базис определяет диапазон морального выбора, а познание необходимости - это прежде всего способность принимать решения в соответствии с существующими в обществе системами моральных норм и ценностей, исторически сложившихся на основе данного базиса.

Именно такой подход дал основание В. И. Ленину утверждать, что «идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков... нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна последовательная и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на сво-бедную волю»2. Таким образом, Ленин считал, что признание обусловленности духовно-нравственного самоопределения индивидов устоявшимися в общественно-исторической жизни социальными и материальными условиями не отрицает значение свободы человеческих действий. Такая детерминация человеческих поступков является социальной детермінацією, что представляет собой сложную зависимость, которая определяет общие условия, факторы и цели индивидов, а также различные социальные структуры, которые влияют на индивидов.

Однако нетрудно заметить, что свобода индивидуального бытия и выбора человеком своих поступков за такого подхода сводится лишь к способности реализовать в деятельности именно то, что представлено как определенный потенциал функций, ролей, норм, то есть фактически существующих возможностей выбора вариантов, тогда как суть всей нравственной проблематики кроется в моральном отношении человека к этим возможностям, в ее индивидуальном переживании и создании новых возможностей.

Конечно, для человека очень важно в процессе самореализации осуществить свои намерения, цели, и еще важнее осознать, какие это цели и намерения, в каком отношении они находятся относительно самой личности. При любых обстоятельствах личность может занять определенную позицию относительно них, взять на себя отв

Книга: Конспект лекций Этика

СОДЕРЖАНИЕ

На предыдущую

lybs.ru