1. Изменения ребенка в процессе развития. Изменения человека в процессе развития


Изменения ребенка в процессе развития

 

В отношении человека развитие - это процесс постепенного изменения его организма и психики в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности. Правда, развитие может быть направлено и в противоположную сторону - от высших к низшим формам. В этом случае речь идет о регрессе, деградации в отличие от прогресса, под которым подразумевается поступательное совершенствование. В своих рассуждениях мы все время будем иметь в виду именно прогресс, т.е. развитие по восходящей линии, на обеспечение которого направлены усилия воспитателей.

В каких же отношениях развивается человек? Прежде всего, что заметно каждому, человек развивается физически. Изменяется (увеличивается) вес ребенка, его рост, причем наиболее интенсивно это происходит в первые годы его жизни. Так, с момента рождения и до поступления в школу его рост увеличивается на 50-60 см, в последующие шесть лет - на 25-35 см, затем - на 18-23 см. Особенно интенсивно растет вес головного мозга: к семилетнему возрасту он увеличивается более чем в 3 раза и достигает примерно 94% веса головного мозга взрослого человека (Педагогическая энциклопедия. - М., 1964. - С. 79-83).

Развивается человек и в физиологическом отношении: совершенствуются по мере взросления физиологические процессы, протекающие в организме. Значительно усложняются и стабилизируются к концу школьного обучения кровообращение и пищеварение, процессы нервной деятельности. Особое значение имеют процессы, определяющие половое развитие и созревание. Особенно интенсивно они протекают у девочек в 11-15 лет, у мальчиков несколько позже - в 12-17 лет. К окончанию средней школы многие физиологические процессы приближаются по своему развитию к уровню функционирования взрослого человека, но рост и развитие все же обычно продолжаются до 24-25 лет.

Значительные изменения происходят и в психике человека: изменяется скорость протекания психических процессов, формируется характер, развивается воля и др. Характерны показатели развития восприятия у детей. Так, тонкость различения цветов с 6 до 14 лет увеличивается почти вдвое, способность различения высоты звуковых тонов за это же время возрастает примерно в 4 раза. Развиваются память и мышление детей: память - от механической к смысловой и логической, мышление - от конкретных (наглядных) ее форм к абстрактным, отвлеченно-теоретическим. Развиваются также воображение, внимание, эмоции, способности.

Развитие человека в социальном отношении характеризуется главным образом усложнением отношений с людьми, обществом в целом. Младенец вступает в очень простые отношения почти исключительно с одним человеком - матерью. Затем круг его общения расширяется. Характер взаимоотношений с окружающими людьми изменяется, они становятся все более осознанными и разносторонними. Ребенок становится все в большей степени субъектом отношений: он не только воспринимает направленные на него воздействия, но и сам сознательно оказывает воздействия на окружающих с целью изменить свое положение. Начинается это в достаточно раннем возрасте, уже с первых месяцев жизни.

В последующем ребенок включается в регулярные отношения в системе собственно общественных связей: он становится членом коллектива детсадовской группы, потом идет в школу и помимо учебы выполняет там некоторые общественные обязанности, от класса к классу все более значительные и усложняющиеся, готовясь к выбору и освоению профессии, полноправному участию в общественной жизни страны.

Похожие статьи:

poznayka.org

1. Изменения ребенка в процессе развития

В отношении человека развитие - это процесс постепенного изменения его организма и психики в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности. Правда, развитие может быть направлено и в противоположную сторону - от высших к низшим формам. В этом случае речь идет о регрессе, деградации в отличие от прогресса, под которым подразумевается поступательное совершенствование. В своих рассуждениях мы все время будем иметь в виду именно прогресс, т.е. развитие по восходящей линии, на обеспечение которого направлены усилия воспитателей.

В каких же отношениях развивается человек? Прежде всего, что заметно каждому, человек развивается физически. Изменяется (увеличивается) вес ребенка, его рост, причем наиболее интенсивно это происходит в первые годы его жизни. Так, с момента рождения и до поступления в школу его рост увеличивается на 50-60 см, в последующие шесть лет - на 25-35 см, затем - на 18-23 см. Особенно интенсивно растет вес головного мозга: к семилетнему возрасту он увеличивается более чем в 3 раза и достигает примерно 94% веса головного мозга взрослого человека (Педагогическая энциклопедия. - М., 1964. - С. 79-83).

Развивается человек и в физиологическом отношении: совершенствуются по мере взросления физиологические процессы, протекающие в организме. Значительно усложняются и стабилизируются к концу школьного обучения кровообращение и пищеварение, процессы нервной деятельности. Особое значение имеют процессы, определяющие половое развитие и созревание. Особенно интенсивно они протекают у девочек в 11-15 лет, у мальчиков несколько позже - в 12-17 лет. К окончанию средней школы многие физиологические процессы приближаются по своему развитию к уровню функционирования взрослого человека, но рост и развитие все же обычно продолжаются до 24-25 лет.

Значительные изменения происходят и в психике человека: изменяется скорость протекания психических процессов, формируется характер, развивается воля и др. Характерны показатели развития восприятия у детей. Так, тонкость различения цветов с 6 до 14 лет увеличивается почти вдвое, способность различения высоты звуковых тонов за это же время возрастает примерно в 4 раза. Развиваются память и мышление детей: память - от механической к смысловой и логической, мышление - от конкретных (наглядных) ее форм к абстрактным, отвлеченно-теоретическим. Развиваются также воображение, внимание, эмоции, способности.

Развитие человека в социальном отношении характеризуется главным образом усложнением отношений с людьми, обществом в целом. Младенец вступает в очень простые отношения почти исключительно с одним человеком - матерью. Затем круг его общения расширяется. Характер взаимоотношений с окружающими людьми изменяется, они становятся все более осознанными и разносторонними. Ребенок становится все в большей степени субъектом отношений: он не только воспринимает направленные на него воздействия, но и сам сознательно оказывает воздействия на окружающих с целью изменить свое положение. Начинается это в достаточно раннем возрасте, уже с первых месяцев жизни.

В последующем ребенок включается в регулярные отношения в системе собственно общественных связей: он становится членом коллектива детсадовской группы, потом идет в школу и помимо учебы выполняет там некоторые общественные обязанности, от класса к классу все более значительные и усложняющиеся, готовясь к выбору и освоению профессии, полноправному участию в общественной жизни страны.

studfiles.net

Изменения ребенка в процессе развития

Количество просмотров публикации Изменения ребенка в процессе развития - 179

 

В отношении человека развитие - это процесс постепенного изменения его организма и психики в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности. Правда, развитие должна быть направлено и в противоположную сторону - от высших к низшим формам. В этом случае речь идет о регрессе, деградации в отличие от прогресса, под которым подразумевается поступательное совершенствование. В своих рассуждениях мы всœе время будем иметь в виду именно прогресс, ᴛ.ᴇ. развитие по восходящей линии, на обеспечение которого направлены усилия воспитателœей.

В каких же отношениях развивается человек? Прежде всœего, что заметно каждому, человек развивается физически. Изменяется (увеличивается) вес ребенка, его рост, причем наиболее интенсивно это происходит в первые годы его жизни. Так, с момента рождения и до поступления в школу его рост увеличивается на 50-60 см, в последующие шесть лет - на 25-35 см, затем - на 18-23 см. Особенно интенсивно растет вес головного мозга: к семилетнему возрасту он увеличивается более чем в 3 раза и достигает примерно 94% веса головного мозга взрослого человека (Педагогическая энциклопедия. - М., 1964. - С. 79-83).

Развивается человек и в физиологическом отношении: совершенствуются по мере взросления физиологические процессы, протекающие в организме. Значительно усложняются и стабилизируются к концу школьного обучения кровообращение и пищеварение, процессы нервной деятельности. Особое значение имеют процессы, определяющие половое развитие и созревание. Особенно интенсивно они протекают у девочек в 11-15 лет, у мальчиков несколько позже - в 12-17 лет. К окончанию средней школы многие физиологические процессы приближаются по своему развитию к уровню функционирования взрослого человека, но рост и развитие всœе же обычно продолжаются до 24-25 лет.

Значительные изменения происходят и в психике человека: изменяется скорость протекания психических процессов, формируется характер, развивается воля и др. Размещено на реф.рфХарактерны показатели развития восприятия у детей. Так, тонкость различения цветов с 6 до 14 лет увеличивается почти вдвое, способность различения высоты звуковых тонов за это же время возрастает примерно в 4 раза. Развиваются память и мышление детей: память - от механической к смысловой и логической, мышление - от конкретных (наглядных) ее форм к абстрактным, отвлеченно-теоретическим. Развиваются также воображение, внимание, эмоции, способности.

Развитие человека в социальном отношении характеризуется главным образом усложнением отношений с людьми, обществом в целом. Младенец вступает в очень простые отношения почти исключительно с одним человеком - матерью. Далее круг его общения расширяется. Характер взаимоотношений с окружающими людьми изменяется, они становятся всœе более осознанными и разносторонними. Ребенок становится всœе в большей степени субъектом отношений: он не только воспринимает направленные на него воздействия, но и сам сознательно оказывает воздействия на окружающих с целью изменить свое положение. Начинается это в достаточно раннем возрасте, уже с первых месяцев жизни.

В последующем ребенок включается в регулярные отношения в системе собственно общественных связей: он становится членом коллектива детсадовской группы, потом идет в школу и помимо учебы выполняет там некоторые общественные обязанности, от класса к классу всœе более значительные и усложняющиеся, готовясь к выбору и освоению профессии, полноправному участию в общественной жизни страны.

referatwork.ru

1.2. Изменение биологических особенностей человеческого организма в процессе эволюции.. Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе

Похожие главы из других работ:

Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностей

Раздел I. Влияние возраста пожилых людей на изменение их личностных особенностей

...

Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностей

1.2 Теоретические подходы к изучению проблем влияния возраста на изменение личностных особенностей пожилых людей

Возраст - отмеченный относительными хронологическими границами период в физическом, психологическом и социальном развитии человека [2, с.32]. Возраст человека - период от рождения до того или иного отсчитываемого момента его жизни...

Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностей

Раздел II. Эмпирическое исследование влияния возраста пожилых людей на изменение их личностных особенностей

...

Здоровье без лекарств

ГОЛОДАНИЕ И ЖИЗНЕННАЯ СИЛА ОРГАНИЗМА

"right"> "right"> Сильный тот, кто способен преодолеть свои слабости. "right"> Б. Франклин. Под «жизненной силой» мы подразумеваем тот информационно-энергетический уровень...

Личность и общество

1.3 Способы человеческого существования

Ранее отмечалось, что важнейшими формами бытия человека выступают труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, практика социального созидания, политическая деятельность, самосозидание...

Многодетные семьи (на примере Ярославской области)

1.1 Исторический процесс эволюции семьи в России

Многодетная семья - это семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста. Количество таких семей постоянно уменьшается...

Народная культура в условиях глобализации

Раздел III. Глобализация как фактор эволюции народной культуры

Глобализация стала формой обезличивания всех народных культур вместо того, чтобы обогащать их иными за счёт их диалога. В мире, богатом разнообразными культурами, преобладает одна - западная. Безусловно, её вклад в мировую культуру...

Пенсионная система Российской Федерации и процессы ее реформирования

1.1 История возникновения и эволюции пенсионного страхования в России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватывало незначительную часть населения России...

Профессия социального работника

Исторические этапы эволюции теоретического знания в области социальной работы

Происхождение социальной работы как профессии идентифицируется с возникновением благотворительных обществ, с которыми связываются и первые ступени ее теоретического обоснования...

Социальная работа с многодетными семьями

1.1 Исторический процесс эволюции семьи в России

Многодетная семья - это семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста. Количество таких семей постоянно уменьшается...

Сравнительный анализ систем расселения Псковской области и республики Дагестан

1.2 Стадиальная концепция эволюции урбанизации

Как всякий всемирно-исторический процесс, урбанизация в своем развитии проходит ряд последовательных стадий. Или, иначе говоря, ее развитие - это ряд стадиальных переходов...

Структура общества

Структура общества как целостного социального организма

Современная философия исходит из представления, что окружающий нас мир разделен, дискретен, но вместе с тем един, континуален. Он состоит из отдельных частей, объектов, а также включает в себя многообразные свойства этих объектов...

Уровень и качество жизни

Индекс человеческого развития

Индекс человеческого развития (HPI - Human Development Index) - наиболее известный показатель уровня жизни, официально используемый в публикациях ООН. Его значения рассчитываются и публикуются с 1990 г. по странам, входящим в эту международную организацию...

Эволюционизм в социологии. Взгляды Огюста Конта и Герберта Спенсера

2.3 Идея эволюции общественной жизни

Социальная эволюция есть усложнение форм жизни общества, его дифференциации и интеграции на высших уровнях. В социологии Спенсер вывел основную идею эволюционизма того времени - существование исторических уровней человечества...

Эволюция современного чиновничества и совершенствование управления социальными процессами

1. Теоретические аспекты эволюции современного чиновничества

1.1 Из истории постсоветского чиновничества Прежде чем говорить об истории необходимо дать определение государственному служащему...

soc.bobrodobro.ru

Процесс развития личности — Мегаобучалка

 

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе развития. Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», – социальная характеристика, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен на практике проявить внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные жизнью и воспитанием.

Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в его организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно физические данные и духовный мир человека меняются в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность его – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Существуют различные объяснения этого во многом не познанного процесса. Часть специалистов придерживается мнения, что развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; оно происходит независимо от условий жизни, определяется врожденными силами; обусловлено судьбой, в которой никто и ничего изменить не может. Другие считают, что развитие – свойство живой материи, которой присуще движение. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства для своего развития своим трудом.

Движущая сила развития – борьба противоречий. Это «вечный двигатель», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы. Они возникают на каждом шагу как следствие изменения потребностей. Человек противоречив по своей природе.

Различают внутренние и внешние противоречия, общие (движущие развитием всех людей) и индивидуальные (характерные для отдельно взятого человека). Универсальный характер имеют противоречия между потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Внутренние противоречия возникают, когда человек как бы не согласен с собой. Они выражаются в индивидуальных побуждениях. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением школьников участвовать наравне со взрослыми в делах и реальными возможностями, обусловленными уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелостью. Хочу-могу, знаю-не знаю, можно-нельзя, есть– нет – вот типичные пары, выражающие постоянные противоречия.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой.

Почему одни люди достигают более высоких результатов в своем развитии, а другие – нет? От каких условий зависят этот процесс и его результаты? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями. К внутренним относятся физиологические и психические свойства организма. К внешним – окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с нею изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

...

 

Итак, развитие человека – это процесс, результат количественных и качественных изменений. Развиваясь, человек становится личностью – носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность. Движущая сила развития – борьба противоречий. Развитие человека определяется внутренними и внешними условиями.

megaobuchalka.ru