Когда и почему появился феминизм? Феминизм когда появился


Когда и почему появился феминизм?

Феминизм как идеология впервые возник в Великобритании и США в конце XIX века и был в основном направлен на борьбу за обретение женщинами права голоса во время политических выборов. Сначала голосовать могли только владеющие имуществом белые мужчины, а потом к ним примкнули мужчины без имущества, освобожденные рабы и мужчины других расовых принадлежностей. Наконец, настало время женщин. Конечно, право голоса было центральной темой борьбы феминисток так называемой «первой волны». Говорили также о репродуктивных, сексуальных и экономических правах женщин.

В Великобритании женщинам старше 30, владеющих имуществом, разрешили голосовать в 1918 году. С 1928 это право распространяется на всех женщин. В США права голоса у женщин появилось в 1920 году. Хочу заметить, что в Советском Союзе право голосовать женщинам было сразу вписано в конституцию 1918 года, так как идеология социализма приветствовала полное равенство полов. Отсюда же плакаты типа «Долой кухонное рабство!» Но обладать правом голоса советским женщинам было не так интересно, как западным, — однопартийная система давала лишь иллюзию выбора.

Тут следует вопрос: почему феминизм существует до сих пор, если женщины еще 100 лет назад получили право голоса?

На праве голосовать на выборах дело не заканчивается. Существует еще огромное количество вещей, в которых женщины, увы, находятся в неравном положении с мужчинами. Возьмем среднюю зарплату: в США женщина получает на 18% меньше, чем мужчина, находящийся в той же должности. В России эта разница составляет 30%.

Ну и к тому же, в некоторых европейских странах, например, в Швейцарии женщин допустили к голосованию гораздо позже — во второй половине XX века. А в Саудовской Аравии закон, который дает женщинам право голоса, вступил в силу только в 2015 году. Так что все не так радужно.

Также существует борьба за репродуктивные права и свободы. К примеру, доступность абортов — кстати, в России с этим дела обстоят лучше, чем во многих западных странах. Скорее всего, тут опять влияние советского наследия — в СССР впервые в мире были легализованы аборты в 1920-м году (хотя на время правления Сталина они были отменены).

И, конечно, существуют такие мировые проблемы, как преследование женской сексуальной свободы по закону, что включает в себя карательные изнасилования и казни; вступление в брак несовершеннолетних девочек; проституция, как вынужденная, так и добровольная; запрет на образование женщин в регионах с сильным религиозным влиянием. Допустим, в Нигерии группа религиозных экстремистов Боко Харам крадет девочек-подростков из школ, чтобы они не получили образование. Поэтому феминизм не прекращает свое существование и регулярно пополняет свои ряды. Если начался феминизм с того, чтобы добиться права голоса для преимущественно белых англоязычных женщин, то сейчас в нем есть направления для женщин любой национальности с любым цветом кожи и даже необязательно для тех, кто родился женщиной.

thequestion.ru

Причины возникновения и развития феминизма

История возникновения феминизма обширна, и не ограничена лишь парой веков. Всё началось задолго до официальных дат возникновения данного движения, а именно это можно заметить в Новом Завете, в котором сказано, что жизнь и смерть человека зависит не от прихоти природы, а от воли Божией.

Так же в Завете говорилось о том, что все будут уравнены после смерти, но земная женщина никогда не будет стоять наравне с мужчиной. Это в свою очередь усложняет ситуацию развития феминизма.

Причины феминизма в России

Первым публичным появлением феминизма можно назвать 1791 год, так как именно тогда была написана «Декларация прав женщины и гражданки», в которой Олимпия де Гуж высказала первые пожелания женщин о гражданском равноправии мужчин и женщин.

Наоборот же, в 1804 году, когда вышел Гражданский кодекс Наполеона, доказывалось обратное, а именно то, что женщины находятся под опекой своего мужа или отца, и поэтому не имеют гражданских прав.

Начиная с середины 19 века, феминистическое движение вновь дало о себе знать. Женщины начали требовать, чтобы их начали вовлекать в массовое общественное производство, а так же того, чтобы они устанавливали контроль над рождаемостью.

Постепенно подошло и время первой волны феминизма, в которой феминистки пытались добиться:

  • Допуска к тем профессиям, к которым раньше у женщин не было доступа;
  • Равной оплаты труда за сделанную работу, не отличавшуюся от мужской;
  • Отстоять свои политические, гражданские и социальные интересы;
  • Защитить права женщин на достойную оплату труда, образование, на социальные гарантии и льготы по защите материнства, инвалидности и больных;
  • Освоения политической жизни.

Причин появления феминизма становилось всё больше, поэтому феминисток начала подразделять на группы:

  • Радикальные феминистки – они занимаются распространением движения осознанного материнства, а также полного контроля над рождаемостью;
  • Суфражистки – пытаются добиться для всех женщин всеобщего избирательного права;
  • Женские благотворительные сообщества, которые включали в себя различные типы организаций;
  • Социалистки – пытаются добиться одинаковой оплаты труда для мужчин и женщин за одинаково выполненную работу, а также на равное участие женщин и мужчин в профсоюзных организациях.

Постепенно, первая волна набрала последовательниц движения, ко второй волне феминизма их стало ещё больше. Такими быстрыми темпами развивался феминизм в США, переходя дальше к другим странам, и впоследствии пришедший в Советский Союз.

Будут ли новые причины для организации четвертой волны феминизма – остается загадкой и покажет это только время! А как считаете Вы?

feminism-russia.ru

Кто придумал "феминизм"? И зачем?

Одна из теорий говорит о том, что мужчины наделили женщин равными с собою правами затем, чтоб женщины работали на заводах. Дело в том, что, с развитием технологий, труд стал однообразным и монотонным, и мужчины были в такой работе не заинтересованы. А женщинам, с их строением мозга, эта работа подходила. Кроме того, появилось оружие, которое убивало сразу множество мужчин, или калечило их куда более основательно, чем меч, или пика. Или те же пушечные ядра. Появился газ, появились гранаты и винтовки. И нужно было кому-то управлять общественной жизнью, причем, долгое время, в условиях практически полного отсутствия мужчин.

И вот, что женщины выиграли при этом: 

Одним из главных последствий индустриализации в XIX веке стал массовый выход американских женщин и даже девочек на работу вне дома, прежде всего на текстильных и швейных фабриках. Условия их труда были ужасными - монотонная работа по 12 часов в день практически без перерывов в шумном, грязном и плохо проветриваемом помещении.

А первой публичной защитницей прав американок стала жена будущего президента США номер два Джона Адамса.

И везде, где бы ни появлялась сколько-нибудь значимая для феминистского движения женщина - за нею всегда стоял мужчина, который либо позволял ей быть феминисткой, либо сам ее и направлял и поддерживал.

При этом, когда это было невыгодно мужчинам, женская инициатива не поддерживалась, а саму женщину могли даже отправить на гильотину, как Олимпию де Гуж во Франции.

Мужчины же при этом мало проиграли. Например, сейчас практически отмирает институт брака, т.к. он становится невыгодным мужчине, т.о., мужчина получил возможность НЕ содержать свою женщину, при этом получая от нее всё, что он захочет. Мужчина получил возможность не заниматься однообразным трудом на фабриках и заводах, в государственных структурах, отдав техобеспечение своего умственного труда в руки женщин. Платность женского труда повысила его производительность, в отличие от того, как если бы он был рабским.

thequestion.ru

история и основные движения / Наука / Лента.co

   Читать оригинал публикации на postnauka.ru   

В рамках проекта Serious Science, созданного командой ПостНауки, профессор истории Дартмутского колледжа Аннелиз Орлек рассказала о принципах и главных фигурах феминизма, борьбе женщин за равные права и законах Джейн Кроу.

Феминизм — это признание того, что на протяжении истории к людям относились по-разному в зависимости от их биологического пола, а также от преобладающего понимания гендерных норм. На основании этих факторов общество предоставляло неравную степень власти мужчинам и женщинам. Взгляды на пол и гендер усилили неравенство зарплат, дискриминирующее обращение на работе или в школе, неравный доступ к ресурсам и политической власти. К тому же большинство обществ прибегают к организованному и индивидуальному насилию, чтобы укрепить эти половые и гендерные нормы.

Насилие в отношении женщин и людей, которые воспринимаются как женщины или идентифицируют себя как женщины, например транссексуалы, до недавнего времени было нормой в большинстве обществ. Женщины подвергались насилию со стороны мужчин во все времена и во всех частях мира. Это насилие в отношении женщин принимало разные формы: от официальных и организованных — как системное изнасилование женщин армиями во время войны — до того, что имело место в контексте дома и семьи: домашнее насилие, насилие со стороны сексуального партнера. Некоторые формы также имели место в условиях неравной социальной власти, например сексуальные нападения в университетских кампусах. И феминизм — это признание того, что все эти факторы повлияли на жизнь женщин и решение организоваться, чтобы попытаться решить эти несправедливости и создать более равноправное общество.

Начало феминизма

Не существует одного общего феминизма. Есть много разных течений феминизма, поэтому, если рассматривать историю феминизма, нужно учитывать разные виды движений женщин и их союзников. Течения феминизма часто пересекались друг с другом. Существовали движения, которые включали черных и белых женщин, бедных и богатых, молодых и старых. И все эти движения фокусировались на разных вопросах. Кроме того, существовали феминистские движения среди рабочих движений, движений за гражданские права, движений гомосексуалистов. Существовали даже феминистки, защищающие окружающую среду. Кроме того, были расистские феминистские движения — женщины ку-клукс-клана и женщины-скинхеды.

Изображение: notionscapital (flickr.com)

У всех течений феминизма разная история. Если рассматривать Соединенные Штаты, то феминизм там зародился примерно в 1830-х годах. Это было время социальных беспорядков и распространения утопических идей. Американский феминизм родился из нескольких движений за равенство. Одним из этих движений было движение за права рабочих, которое выступало за увеличение прожиточного минимума работающих мужчин и женщин, безопасные условия работы в Массачусетсе и других городах Новой Англии. В 1837 году, а также в 1840-х и 1850-х рабочие фабрик Новой Англии устраивали марши к зданиям законодательной власти в Бостоне, боролись за повышение зарплаты, уменьшение продолжительности рабочего дня и безопасные условия труда.

Кроме того, было движение, которое боролось с рабством. Некоторым женщинам, которые выступали за отмену рабства, говорили, что они не могут проповедовать и вещать со сцены, потому это неестественно и не по-женски. Лидеры этих движений, такие как Ангелина и Сара Гримке, боролись с этим и выступали за то, что женщины имеют право высказываться наравне с мужчинами. Также были женщины, освободившиеся от рабства, такие как Соджорнер Трут, которая говорила об идее рыцарства и том, что женщины находятся под покровительством мужчин. В серии речей в 1850-х годах она указывала на то, что для женщин в рабстве это никогда не было правдой. Они должны были работать в поле, их били, продавали их детей. И они оставались женщинами. Трут выступала за несправедливость того, что им не давали голосовать, заботиться об их детях и жить в безопасности.

Соджорнер Трут, 1864 (wikipedia.org)

История феминизма

Феминизм в США зародился в процессе общественных движений в 1830-х годах и получил продолжение в качестве борьбы женщин за право голоса. Хотя у этого движения было много предпосылок, моментом основания принято считать конвенцию, состоявшуюся в 1948 году в Сенека-Фоллз, Нью-Йорке. Делегаты составили и одобрили «Декларацию чувств», которую часто называют «Декларацией о правах женщин». Составленные в 1776 году «Декларация независимости» и в 1789 году «Декларация прав человека и гражданина» утверждали, что женщины и мужчины равны перед лицом Бога и, следовательно, имеют права на получение образования, владение имуществом, получение развода, воспитание детей, защиту от насилия со стороны их мужей и, наконец, право голоса. Прошло 72 года, прежде чем они получили право голоса в Соединенных Штатах.

Феминизм присутствовал во время Гражданской войны в Америке, когда женщины были медсестрами и волонтерами на фронте. Когда они вернулись домой, они хотели получить доступ к образованию и разным профессиям. После Гражданской войны женщины боролись за право распоряжаться своим имуществом, так как по закону они не могли контролировать свой доход и сбережения. Закон о собственности замужних женщин 1884 года дал женщинами бо́льшую финансовую независимость от их мужей. Мужчины в законодательном собрании согласились на это, потому что в таком случае кредиторы не могли прийти к семьям солдат и забрать имущество, которое их жены заработали во время войны.

sushimustwrite / flickr.com

Феминизм присутствовал в 1910-х годах, когда по США прошлось большое движение рабочих-иммигрантов. Оно включало сотни тысяч рабочих женщин. После Первой мировой войны, когда появилось глобальное рабочее и мирное движение, женщины стали чувствовать, что они ввязались в войну, которую не они начали. Появилось более глобальное движение феминисток. Появились Международная лига женщин за мир и свободу, Международная федерация женщин-рабочих и другие транснациональные женские федерации, которые встречались начиная с 1910-х годов и в период между двумя войнами.

После Второй мировой войны Элеонора Рузвельт и женщины-делегаты из разных стран организовали конвенцию ООН по правам женщин всего мира. В итоге в 1979 году ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. С этого дня женщины со всего мира обращаются к этой конвенции как к гаранту своих прав. Международные женские собрания начались в 1979 году в Мехико, в 1977-м в Хьюстоне, в 1995-м в Пекине.

В XXI веке происходят глобальные протесты бедного населения и низкооплачиваемых рабочих, фермеров со всего мира. Большинство протестующих составляют женщины и матери, особенно цветные женщины. Они проводят глобальную кампанию против политики неолиберализма, экологического грабежа, захватов земли, массовых выселений, которые происходили по всему миру с 1995 года.

Это и женское движение. Среди основных проблем поднимаются вопросы, которые касаются именно женщин: проблемы сексуального насилия, дискриминация беременных женщин, неравенство оплаты труда, основанное на гендерной дискриминации женщин. Наряду с рабочими протестами Всемирный марш женщин объединяет десятки тысяч женщин от Монреаля до Мозамбика, от Турции до Тампы. Они выступают против экспроприации земель, приватизации сельскохозяйственных участков, спекулятивных войн и за обеспечение достойного прожиточного минимума для женщин, безопасности на улицах и за права профсоюзов. Наконец, в последние несколько лет было организовано движение женщин-студенток против сексуального насилия в университетских городках. Все это — лицо феминизма XXI века.

Лица американского феминизма

Одним из наиболее известных лиц раннего американского феминизма была Соджорнер Трут, бывшая рабыня, которая была активисткой и оратором, выступающим за права женщин в 1850-х, 1860-х и 1870-х годах. Ее фигура значима в плане понимания идеи, что представление о том, что женщины слабые и беспомощные, неверно. Эти неправильные представления были частью стереотипов, связанных с работающими женщинами или женщинами, находившимися в рабстве, цветными женщинами. Она приводила аргументы в пользу разлома стереотипа, согласно которому женщины и мужчины обитают в разных сферах: мужчины работают, а женщины воспитывают детей.

Другой важной афроамериканской активисткой была Ида Уэллс-Барнетт, которая была журналисткой и участницей кампании против линчевания. Она путешествовала по миру и выступала за то, что сексуальное насилие связано с расизмом и сегрегацией на юге Америки. Она также утверждала, что эту систему поддерживал свободный доступ белых мужчин к телам черных женщин, находящихся в рабстве и освобожденных из него. Оправданием линчевания было то, что черные мужчины насиловали белых женщин, но, как писала Уэллс-Барнетт, это было реальностью консенсусных отношений между черными мужчинами и белыми женщинами. Ее высказывания были настолько радикальными, что офис ее газеты подвергся атаке, и она бежала с юга. После мирового турне, в течение которого она описывала насилие линчевания, она обосновалась в Чикаго и стала принимать участие в трудовом движении и движении суфражисток.

Еще двумя известными фигурами американского белого феминизма XIX века были Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзен Энтони. Они много лет боролись за право голоса для женщин. Они выпускали газету «The Revolution», которая была очень воинственной и утверждала, что после Гражданской войны женщины должны сфокусироваться на половой дискриминации. Они организовали кампании гражданского неповиновения, в ходе которых женщины голосовали нелегально. Эти две женщин были ключевыми фигурами в плане смены закона в 1860-х и 1870-х годах. В начале XX века были британские суфражистки Эммелин, Сильвия и Кристабель Панкхерст, которые действительно возбудили гражданское неповиновение, чтобы добиться права женщин голосовать. Они ложились перед каретами членов королевских семей и членов парламента. В Европе в тот период также были радикальные активистки — Александра Коллонтай в России и Роза Люксембург в Германии, которые пытались понять, как половая дискриминация соотносилась с ущемлением рабочего класса. Они были ключевыми фигурами в формулировании марксистского феминизма.

В начале XX века важной фигурой феминизма была Эмма Гольдман. Она была русско-еврейской иммигранткой в США, которая была изгнана в результате «красной угрозы» после Первой мировой войны и отправлена в Россию. В итоге она оказалась в Испании посреди анархистской революции 1930-х годов. Национальные элиты постоянно изгоняли ее то из одной страны, то из другой, потому что она выступала за полную свободу женщин, контроль рождаемости, признание и законность гомосексуальности. Она утверждала, что принуждать молодых людей служить в армии — значит ущемлять их права. Гольдман — одна из важных фигур, связавших феминизм в разных странах.

Феминизм в XXI веке

В 1960-х и 1970-х годах было много важных феминисток. Была действительно влиятельная группа в Нью-Йорке, в которой была Кейт Миллетт, написавшая книгу «Sexual Politics», и журналистка Бетти Фридан. Фридан опубликовала книгу «The Feminine Mystique» в 1963 году. Это была важная книга, которая помогла женщинам среднего класса понять, почему они чувствовали себя в ловушке, будучи матерями и женами. Фридан работала вместе с адвокатом Поли Мюррэй, которая выступала за расовое и половое равенство. Они были членами группы, которая основала Национальную организацию для женщин в 1966 году. Мюррэй ввела термин «Jane Crow» применительно к системе законов, которые дискриминировали женщин. Хотя Мюррэй была автором анализа законов Джима Кроу, что впоследствии назвали «библией движения за гражданские права», она считала, что «Jane Crow» так же силен в ограничении прав женщин, как Джим Кроу — в сегрегации черных.

Рут Бейдер Гинзбург, член Верховного суда США, была очень важной фигурой в 1970-х годах. Она принимала участие в изменении законов и в том, чтобы сделать их более справедливыми для женщин. Она основала Американский союз по гражданским правам «Женские права». Она значительно расширила права женщин в США. Ее роль неоценима. Она участвовала в разбирательствах Верховного суда, и многие из прав, которые есть у женщин сейчас, получены благодаря ей. На нее сильно влияла Поли Мюррэй.

Рут Бейдер Гинзбург. Журнал «TIME», 2015 год.

Еще одно имя, которое нужно упомянуть, — это Эмма Виндзор, пожилая лесбиянка, которую практически выставили из дома после смерти ее партнерши в 2008 году. Она начала движение за равные права вступления в брак, чтобы женщинам не пришлось уезжать из жилья, платить высокие имущественные налоги. Она утверждала, что если бы она была замужем за своей партнершей, то ей бы пришлось платить налог как жене, а не как незнакомой женщине. Ее судебный иск был рассмотрен в 2013 году. В результате этого разбирательства геи и лесбиянки получили право на брак в США.

Марш в защиту Эммы Виндзор / Rich Renomeron (flickr.com)

Конечно, если думать о феминизме в глобальном плане, то можно вспомнить много других заметных активистов. Но существуют три важные для феминистского движения фигуры, которые особенно выделяются. Первая — Вангари Маатаи, кенийская активистка, которая основала движение «Зеленый пояс». В настоящее время в движении участвуют свыше 50 000 женщин, которые занимаются посадкой деревьев в африканских районах, расположенных к югу от Сахары. На этих территориях деревья были вырублены колониалистами. Вангари помогла создать среду, которая позволила женщинам прокормить себя и свои семьи. Это нанесло решающий удар по женской независимости в ряде патриархальных культур, что и было целью Маатаи. Важно также упомянуть Берту Касерес из Гондураса, убитую в борьбе за земельные права коренных народов, чьи дома были сданы в аренду иностранным корпорациям, планировавшим построить там дамбу. И наконец, надо отдать должное Кальпоне Актер, лидеру бангладешского швейного движения, чья пропагандистская работа по созданию глобальной коалиции трудящихся, студентов и потребителей привела к соглашению, которое в настоящее время подписали более 200 корпораций.

Феминистские движения

Многие движения были важны для истории феминизма. Женское движение рабочих сыграло огромную роль. Оно было значительным в США в 1830-х годах, в 1910-х годах и продолжает оставаться важным во всем мире. Непропорционально большая доля низкооплачиваемых наемных работников — женщины, в частности цветные женщины в разных частях мира. Их кампания по борьбе за увеличение прожиточного минимума чрезвычайно важна и была таковой на протяжении всей истории.

Затем была кампания за равные политические права, женское избирательное право, суфражистское движение в США, Франции, Англии, а также в различных частях Африки и Ближнего Востока. Они играли решающую роль. За их юридические права боролись адвокаты и судьи, такие как Рут Бедер Гинзбург и Поли Мюррей.

Парад суфражисток на 5-й Авеню. 1917 год (wikipedia.org)

Лесбийский феминизм был чрезвычайно значительным движением с 1940-х годов до настоящего времени. Лесбийские феминистки работали, чтобы сделать безопаснее жизнь лесбиянок и их детей, а также были вовлечены в другие движения: движение за гражданские права, мирные движения и многие другие. Лесбийские феминистки были очень активны в кампании за права людей, больных СПИДом, несмотря на то что сами имели очень низкий уровень заболеваемости СПИДом.

Марш La Via Campesina (Ian MacKenzie / flickr.com)

Via Campesina, феминистское движение мелких фермеров, сейчас ключевое. Большинство мелких фермеров по всему миру сегодня женщины, которые сохраняют и поддерживают свои семьи. Кампания за «продовольственный суверенитет», которую они ведут сейчас, является важной контрсилой корпорациям по производству продовольствия. Ее лидер, Элизабет Мпфоу из Зимбабве, утверждает, что 70 миллионов женщин-фермеров могут накормить весь мир, положить конец мировому голоду лучше, чем все обманные проекты Всемирного банка и Международного валютного фонда. Эти женщины называют себя motherist campaign и заряжают энергией движение за сохранение мелкими фермерами их земель, борются с загрязнением среды и строительством плотин.

Трудности феминизма

Феминизм всегда сталкивался с трудностями во всех странах. Самой большой трудностью было политическое бесправие: женщины не имели избирательного права во многих странах до середины XX века. Без права голосовать было трудно избирать государственных деятелей, которые бы слушали их. Во-вторых, женщинам всегда платили меньше денег, чем мужчинам, и этот факт остается таковым до сих пор. С недостатком экономических ресурсов они не могли выигрывать свои сражения — им нужны были союзники. Третье обстоятельство — это насилие против женщин. Половое насилие всегда использовалось как способ держать женщину на ее месте. Идея о том, что полиция и армия никогда не бьют женщин, неправдива. Афроамериканскую активистку Фанни Лу Замер били, пока ее кожа не стала синей. Четвертый важный фактор — это то, что женщины до сих пор сталкиваются с высмеиванием феминизма в США и по всему миру. Их пытаются держать в узде, дают им прозвища, говорят, что они мужеподобны и фригидны.

Еще одно важное обстоятельство — это разделение феминистского движения. Никогда не будет времени и места, где все женщины могли бы объединиться. Лидеры феминисток часто делали ошибки, которые вели к расколу между женщинами. Например, белые женщины среднего класса считали, что их проблемы такие же, что и проблемы бедных женщин, цветных и лесбиянок, хотя они абсолютно различаются. После того как женщины получили избирательное право, Элис Пол, основательница Национальной партии женщин, подверглась нападкам черных женщин, которые не получили права голоса на юге. В 1920 году им не дали голосовать, потому что они были черные. Национальная партия женщин отказалась помогать, потому что посчитала это расовым вопросом, а не женским. Тем не менее Пол защищала права рабочих, которые помогли миллионам женщин.

NWP у Белого дома, 1917 (wikipedia.org)

Много десятилетий спустя Бетти Фридан пыталась огородить Национальную организацию для женщин (NOW — National Organization for Women) от борьбы за права лесбиянок, называя их «лавандовой угрозой», которая отвлекает от больших проблем, с которыми сталкиваются женщины, и чье участие в женском движении заставляет феминизм выглядеть плохо. В конце концов лесбийские активистки, включая Дэл Мартин, Филлис Лайон и Риту Мэй Браун, побудили организацию к реформе. И в 1971 году она приняла резолюцию, подтверждающую права женщин на полное самовыражение, включая сексуальную ориентацию.

Сегодня, в 2016 году, большая проблема для феминизма — это поколение миллениалов, которое верит, что женщины в основном уже достигли равенства. Действительно, были достигнуты большие успехи в результате трудов всех активистов. Женщины могут брать ипотечные кредиты и получать кредиты на развитие бизнеса. Но в массовой культуре присутствует нормализация насилия в отношении женщин в популярных песнях и музыкальных клипах, концентрация женщин среди наименее оплачиваемых и наиболее эксплуатируемых работников в мире, небольшое число женщин в позиции политических властей. Таким образом, следующему поколению феминисток предстоит много работы.

Источник: Serious Science

lenta.co

История феминизма — WiKi

Логотип «Феминизм»

Фемини́зм (от лат. femina — женщина) — термин, поясняющий движение за равенство полов во всех сферах общества. В узком смысле слова — это женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин. Данное движение возникло в XVIII веке, но активизировалось с конца 1960-х годов. Феминистами называют тех, кто на основе теоретических обоснований осознает подчиненное положение женщин, их социальный статус, не равный статусу мужчин, и поддерживает идею женской эмансипации (лат. emancipatio — освобождение от зависимости). Они подвергают критике сложившиеся общественные отношения, делая упор на анализ неравенства полов и защиту прав и интересов женщин[1].

Предыстория

Предпосылки распространения феминистских идей появились во время распада феодального общества в условиях зарождения буржуазных отношений, после чего начался период найма женщин для работы и их превращения в собственниц рабочих рук. Также есть точка зрения, которая связывает распространение феминистских идей с появлением первых имен итальянских писательниц Изотты Ногароллы, Лауры Череты, Кристины Пизанской. Также к этому относится творчества Афры Бенн, Мэри Эстел, которых обычно называют первыми защитницами женских прав в Англии. Они защищали право женщины считаться такой же свободной и полноправной, как мужчины. Также француз Пулена де ля Бара в своем эссе О равенстве обоих полов писал о неравноправном положении женщин, что является результатом подчинения ее грубой мужской силе, а вовсе не «предписание природы»[2].

Рождение феминизма

Начало XVIII века — период отступления от идеи гендерного равенства; особую популярность в это время получила идея культивирования женской «слабости» («слабый пол»). Но уже к середине XVIII века французские просветители способствовали возрождению феминистских идей: Вольтер писал о несправедливости женской доли; Монтескье — что женщина должна участвовать в общественной жизни; Гельвеций доказывал, что гражданская «непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания».

На протяжении всего XVIII века женщины европейских стран начали принимали активное участие в жизни общества. Большое количество женщин стали обладать экономической независимостью; светские дамы пытались вмешиваться в политику. Женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь: образование, труд, уважение в семье и обществе[3].

В США первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс. Она вошла в историю знаменитой фразой:

«Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов[2].»

Феминизм «первой волны»

Во второй четверти XIX века требования феминисток в разных странах воплотились в единую общественную компанию и акцию. Поначалу приоритетными вопросом был доступ женщин к высшему образованию, а после и вопрос о законодательных реформах и праве голоса для женщин как средстве для обеспечения законодательных реформ.

В 1848 году в США, в городе Сенека Фолз (штат Нью-Йорк) участники Движения против рабства (68 женщин и 32 мужчины) подписали Декларацию позиций и резолюций, касавшуюся положения женщин. Декларация стала поворотным пунктом в истории американского и мирового феминизма[4].

Суфражизм

С середины XIX века образованные женщины стали активнее участвовать в общественной жизни, требуя политического равноправия. Основным центром борьбы была Англия, отчего и взяла название от английского термина «суфражизм», что означает избирательное право и вошла в историю политического направления в феминизме.

В 1867 году в Манчестере было создано «Общество женского избирательного права» и члены начали издание «Женского суфражистского журнала». В 1868 общество было преобразовано в Национальную федерацию суфражистских обществ (НФСО), которая в течение года объединила более 5000 членов. НФСО старалась распространить идеи суфражизма в Уэльсе, Ирландии и Шотландии.

В Новой Зеландии женщины получили активное избирательное право (но не могли быть избранными) в 1893 году, а в Австралии в 1902 году женщины получили и активное, и пассивное избирательные права.

Однако в Англии принятие закона о праве женщин участвовать не только в местных, но и в парламентских выборах все откладывалось. Англичанки получили избирательное право ограниченно (только для замужних женщин) в 1918 году, а в полном объеме — в 1928 году.

В 20-е годы XX века в Европе и США феминистское движение первой волны, добившись, наряду с избирательными правами, принятия законов, разрешающих женщинам учиться в университетах и работать вне дома, посчитало свои задачи выполненными, и активность женских организаций пошла на спад[5][6].

Феминизм «второй волны»

  Симона де Бовуар

Родоначальницей феминизма «второй волны» стала Симона де Бовуар, хотя она не считала себя феминисткой. Но именно она рассеяла догму о естественности сексуального разделения труда, создала соотносящее «природное» (женское) с «культурным» (мужским).

В начале 60-х пробуждение социального женского самосознания привело к возникновению «второй волны» феминизма[7].

Феминизм различают по следующим факторам:

  • географически — американский, европейский, третьего мира, постсоветский и постсоциалистический
  • этнический — феминизм «белых», «черных» и «цветных»
  • конфессионально — христианский, формирующийся исламский
  • по методам и направленности действий — экофеминизм, пацифистский, сепаратистский
  • по идеологии — либеральный, социалистический и марксистский, радикальный
  • по принадлежности к направлениям в философии и психологии — модернистский, основанный на концепции социального конструирования; постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический
  • по сексуальной ориентации и идентичности приверженцев — лесбийский, а также объединяющий всех непризнанных обществом индивидов нетрадиционной сексуальной ориентации квир-феминизм[2].

Либеральный феминизм

Возрождение либерального феминизма связано с книгой американки Бетти Фридан Мистика женственности (1963 г.). Вскоре в США возникла Национальная Организация Женщин, объединившая более 300 000 членов, которая провозгласила своей целью борьбу за создание равных возможностей для самореализации обоих полов. Своей главной задачей новая организация считала принятие законодательного запрета дискриминации по признаку пола во всех сферах экономической активности.

Реформирование гендерной политики США было начато в 1961 году президентом Дж. Кеннеди, создавшим Комиссию по статусу женщин для изучения ситуации с правами женщин в послевоенной Америке. В Гарварде в 1970 году среди 483 преподавателей гуманитарных и естественных факультетов не было ни одной женщины. В престижных университетах США, высших медицинских школах, школах бизнеса женщины в конце 1960-х годов составляли от 5 до 8 % студентов[8].

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм сформировался в XX веке и сейчас представляет собой самое яркое направление в феминизме. Для радикальных феминисток государство — это инструмент контроля прежде всего за женской сексуальностью, мужчины — социальная группа, вынуждающая женскую сексуальность к постоянному обслуживанию своих нужд и желаний. Показав, как женское тело и сексуальность подавляются и используются при патриархате, радикальный феминизм вынес на общественное обсуждение ранее запретные темы — сексуальных домогательств, домашнего насилия, женского сексуального удовольствия[9].

Феминизм «третьей волны»

Подъём «третьей волны» феминизма начался в начале 90-х годов XX века в США. Идеологические отличия феминизма третьей волны от второй касалось сексуальности: феминизм третьей волны отказывается от понимания женской гетеросексуальности как стандарта и нормы и высоко ценит сексуальность как инструмент раскрепощения женщин. Феминизм третьей волны также критикует присущий второй волне эссенциализм в определении женственности и женского опыта за чрезмерную сосредоточенность на опыте белых женщин среднего класса. Феминистки этой волны уделяют большое внимание микрополитике и в основном опираются на постструктуралистское понимание гендера и сексуальности[10].

См. также

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

ФЕМИНИЗМ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ЕГО ТРАКТОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Автор(ы) статьи: Крыкова И.В.Раздел: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯКлючевые слова:

феминизм, эмансипация, суфражизм, женское движение, женский вопрос, гендер, права женщин.

Аннотация:

В статье рассматривается понятие "феминизм" с точки зрения его этимологии, истории развития, а также анализируется традиционное и современное значение этого термина. Автор уделяет особое внимание трактовке "феминизма" в отечественной историографии, соприкосновению этого термина с такими понятиями как "женское движение" и "женский вопрос".

Текст статьи:

 

История феминизма, история борьбы женщин за свои гражданские, социальные и человеческие права, почти не известна большинству людей. Лишь в конце ХХ — начале ХХI века феминизм стал предметом общественных дискуссий и научных исследований. [15]Определить, что такое феминизм, учитывая многообразие и непрерывное развитие этого явления, достаточно сложно. Как идеология равноправия, феминизм имеет долгую историю. В настоящее время существует несколько точек зрения о том, когда появился феминизм. Некоторые исследователи полагают, что «феминизм, как стремление женщины освободиться от опеки мужчины и заставить его считаться со своими личными качествами+ существовал всегда», [3, c. 11] и относят его появление еще к древним амазонским мифам, или к дохристианским артефактам, указывают на доминацию матриархата. Однако, как отмечает Г.А. Брандт, такое представление «безмерно расширяет исторические и смысловые границы и без того остаточно объемного и неоднозначного по составу убеждения явления». [3, c. 11]. По мнению других исследователей, феминистические идеи можно обнаружить в XVII веке, прежде всего в произведениях английских писательниц Афры Бенн, Мэри Астелл, Батсуа Мэйкин и французских авторов того же периода: Мари де Гурне, Франсуа де ля Барра. С точки зрения историков Герды Лернер, Джоан Келли, Карен Грин, зачатки идеологии феминизма обнаруживаются в эпоху Возрождения, в творчестве французской писательницы Кристины де Пизан, благодаря которой в XV веке возникли теоретические «споры о женщинах» (querelle des femmes). [5, с.77]. Следует отметить, что ранние феминисты и феминистки не использовали понятие «феминизм», а на зывали себя «адвокатами женщин» или  «защитницами прав женщин».Большинство современных историков традиционно связывают развитие феминистской идеологии с организованным в XIX веке в западном мире социально-политическим движением за равные юридические и политические права женщин с мужчинами. [5, с.77]. Именно тогда, по мнению большинства исследователей, появился сам термин «феминизм», образованный от латинского «femina» — женщина. В современной науке высказываются разные предположения о том, кто первым ввел термин «феминизм» в научный оборот. Одни исследователи (О. Воронина, М. Соколова, В. Успенская) полагают, что слово «феминизм» было сконструировано французским социалистом-утопистом Шарлем Фурье ещё в конце XVIII в. Философ именовал феминистами сторонников женского равноправия и полагал, что «расширение прав женщин — это главный источник социального прогресса». [17, c. 174]. Другая группа исследователей теории и истории женского движения, среди которых С.Г. Айвазова и Н. Уолтер, приписывают авторство писателю А. Дюма-сыну (1824-1895), написавшему знаменитый роман «Дама с камелиями». По мнению исследовательницы Т.А. Клименковой, слово «феминизм» впервые употребила англичанка Элис Росси в своей статье в журнале «The Athenaeum» (Лондон) 27 апреля 1895 года.  С точки зрения историка Карен Оффен, термин «феминизм» появился в 1882 году во Франции, когда феминисткой назвала себя участница движения женщин за избирательное право Губертина Оклер, подписывавшая так свои статьи в издаваемой ею газете «Ля Ситуаенн». После первого феминистского конгресса в Париже в 1892 году термин «феминизм» приобрел широкую популярность и к 1894 году появился на страницах периодических изданий в таких странах, как Великобритания, Испания, Италия, Германия, США. [21].Следует отметить, что с 1890-х гг. слово «феминизм» использовалось в западном мире как синоним понятия «женская эмансипация» (лат. emancipatio — освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков). Феминиста ми или феминистками называли тех, кто поддерживал идею женской эмансипации. Под эмансипацией женщин понимается стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее из мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Термин «эмансипированная женщина» («emancipation de la femme») появился в эпоху июльской революции 1830 года. В становлении феминизма, как общественного движения за права женщин в конце ХIХ — начале XX века, большую роль сыграл суфражизм (от английского suffrage — право голоса) — борьба женщин за гражданское право участия в голосовании. Суфражистками именовались участницы женского движения в Англии во второй половине XIX века (М.Г. Фаусетт, Э. Панкхерст, К. Панкхерст и другие). Возникнув в Англии, суфражизм позднее получил распространение в США, Германии, Франции и других странах. В научной литературе этот период получил название «феминизма равенства» или «феминизма первой волны» и стал борьбой женщин за обладание теми же правами, которыми уже владели мужчины. В 60-80-е гг. ХХ века (второй этап), феминизм принял более радикальную форму, направленную на революционное преобразование общества в целом. Феминистки второй волны поставили проблему необходимости глубинных преобразований культуры, акцентировав вопрос о свободной, автономной женской личности. На данном этапе женщины выступили с протестом против патриархального общества (общества с доминированием мужчин). В этот период возникает неофеминизм — идеология, в основе которой лежит требование преодоления «традиционных представлений о том, что главное назначение женщин — продолжение рода». [4, с. 33]. Таким образом, была разработана теоретическая основа феминизма, которая позволила ему стать впоследствии крупным социальным явлением современного мира. Базисным понятием феминистской теории стало понятие «гендер», которое до сих пор остается предметом дискуссий в философии феминизма. В оксфордском справочнике по философии «гендер» понимается как «термин, введенный с целью выделения социального аспекта различия полов. Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии «пола», то имеется ввиду их биологическое различие. Когда говорят о «гендере», то исходят из определенных социокультурных дефиниций понятия женщины  и мужчины  и предполагают изначально установленное различие их социального положения». [6]. При всей дискуссионности определений, большинство исследователей разделяют позицию, что «половое поведение, психологические различия и т.п. есть результат не столько физиологических особенностей мужчин и женщин, не природное их предназначение, а распространенные в каждом типе культуры и общества образы, типы, конструкты «мужского» и «женского», которые и задают определенную траекторию воспитания, образования и всей системы ценностей человека того или иного пола». [3, с.9].В современной науке универсального определения для такого многоликого и внутренне противоречивого явления как феминизм не существует. В «Энциклопедии феминизма»  Л. Таттл говорится о существовании более чем 300 определений понятия «феминизм». Автор отмечает, что «в настоящее время имеется лишь множество индивидуальных определений феминизма, а его фундаментальное определение находится еще в стадии обсуждения» [20, c. 107].

В современном Оксфордском словаре по социологии феминизм оп ределяется как теория равноправия полов в обществе, а также как социальное движение с целью достижения равенства между полами, прежде всего за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни. [19, с. 178]. В Большом энциклопедическом словаре феминизм понимается в широком смысле как стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, а в узком смысле как женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами. [2, c. 1269].

В силу того, что в последнее столетие и приватная и публичная роль женщины расширились и претерпели изменения, определение феминизма также расширилось и стало включать политические, культурные,  сексуальные и этнические измерения. [22]. Отсюда отражение всех этих аспектов в одном определении представляется достаточно сложным.

Современные западные теоретики феминизма вкладывают в это слово различный смысл в зависимости от того, какое направление они представляют. Так, например, к середине ХХ в. появляется ряд теорий, которые подчеркивают политическую сущность феминизма. Американская исследовательница Этель Кляйн в своей книге «Гендерная политика. От сознания до массовой политики» (1984) характеризует феминизм как политическую идеологию, отстаивающую равные роли мужчин и женщин в обществе и утверждающую, что женщины не получают поддержки в семье, не имеют доступа к рынку из-за дискриминации в обществе и неадекватного отношения к этой проблеме социальных институтов. [22]. По мнению исследовательницы Карен Оффен, феминизм — «система идей и общественное движение за социально-политические изменения, основанные на критическом анализе привилегированного положения мужчин и подчиненного положения в данном обществе». [18, c. 46].  С точки зрения немецкой лингвистки Луизы Пуш, «феминизм — это теория, затрагивающая все области человеческого бытия, которая выявляет и подвергает резкой критике патриархатное содержание всех культурных порождений мужчины, традиционно отождествляющего себя с человеком как таковым». [23].

Американский антрополог Генриетта Мур трактует феминизм  как «нечто, реферирующее к осознанию женского угнетения и эксплуатации на работе, дома и в обществе, это нечто, что призывает к сознательному политическому действию, предпринимаемому женщинами с тем, чтобы изменить описанную ситуацию». [23].

Феминизм как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение, часто используется в качестве синонима понятия «женское движение». В данном случае феминизм трактуется как действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов. [18, c.221]. Однако с точки зрения политолога А. Темкиной, когда речь идет о женском движении, далеко не всегда имеется в виду феминизм. Термин «феминизм», по её мнению, чаще используется для обозначения идеологии или теории, а термин «женское движение» — для обозначения организованной деятельности, реализующей феминистские (и не только) идеи. Движение может быть нацелено на изменение гендерных отношений, (тогда оно считается феминистским), а может действовать, исходя из существующих гендерных ролей (в данном случае речь идет о женском движении). [14].

Что касается трактования понятия «феминизм» в отечественной социокультурной традиции, то следует отметить, что под этим понятием в российском обществе в конце XIX — начале XX века называли стремление женщин из образованных слоев самостоятельно и организованно добиваться признания своих гражданских прав, прежде всего права голоса, а также права на получение высшего образования.

Однако необходимо отметить тот факт, что в России (и в некоторых других странах) понятию «феминизм» долгое время  негативный смысл, поскольку с самого начала феминистками называли мужененавистниц, а также тех бунтовщиц, которые, не веря программам и обещаниям, самостоятельно хотят добиться своих прав. Так, например, выступая на Первом всероссийском женском съезде, состоявшемся в 1908 году в Санкт-Петербурге, российская феминистка С. Исполатова обращала внимание аудитории на то, что за стремление женщины к самостоятельности «на нее сыпятся упреки в феминизме (слово, кото рое у нас считается чуть ли не ругательным)». [8, c. 46]. Возможно, в силу такого распространенного толкования термина многие российские активист ки женского движения конца XIX — начала XX века (прежде всего М. Трубникова, Н. Стасова и А. Философова) чаще предпочитали называть себя «равноправками», а не феминистками. «Равноправки» концентрировались прежде всего на вопросах образования женщин.

Следует отметить также, что понятие феминизм в отечественной философской и общественной мысли 1860-х годов было тесно связано с понятием «женский вопрос», которое использовалось как синоним женского движения. Под женским вопросом, в соответствии с определением в «Социологическом энциклопедическом словаре», понимается комплекс специфических проблем, связанных с положением и ролью женщины в семье и обществе. [13, с.70]. Все эти проблемы были названы «женским вопросом» по обычной в XIX веке российской  манере обозначать так любую социально значимую проблему.

В отечественной историографии, как считает большинство исследователей, феминизм долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. В советское время феминизм понимался как буржуазное женское движение за уравнение в правах женщин с мужчинами при сохранении основ капиталистического строя, все проявления которого, в отличие от пролетарской борьбы за женское равноправие, «носят печать реакционности и ограниченности». [11, c. 286]. В позднесоветское время (1980-е гг.) в энциклопедических изданиях этот термин просто пропускали. В постперестроечных философских словарях феминизм рассматривается в трех плоскостях: социальное движение <+>, жизненные принципы, целостная система взглядов, при которой человек не имеет предубеждений по поводу пола <+>  и философско-культурологическая концепция анализа понятия пола <+>. [9, c. 335]. И лишь в последние десятилетия ХХ века феминистская тематика получила отражение в публикациях ряда гендерных центров. Современные отечественные исследователи феминизма трактуют его по-разному. С.Г. Айвазова, автор многочисленных исследований по теории и истории женского движения, определяет феминизм как «философию или идеологию даже не столько собственно женского равноправия, сколько освобождение личности от репрессивной власти рода, отделения, автономизации индивида от родового начала». [4, c. 25].По мнению исследовательниц Е.В.Водопьяновой, А.А.Темкиной, Е.А. Здравомысловой, развитие феминизма во всем мире имело две формы реализации: как практика — в виде собственно женского движения и как феминистская теория, преследующая объяснительные цели. Однако и то и другое отражает общую идеологическую основу феминизма, т.е. систему идей, лежащих в основе женского движения. Историк В.И. Успенская понимает под феминизмом «разные формы сопротивления вековым традициям унижения женщин как социальной группы, в том числе, и, прежде всего, теоретические аргументы в защиту равноправия полов». [16, c. 6]. Такое широкое определение феминизма, по мнению исследовательницы, позволяет связать его историю с произведениями того времени, когда не было понятия «феминизм», но получили распространение идеи о способах изменения судьбы женщин. Автор первого изданного на постсоветском пространстве учебника «Теория и история феминизма» философ И.И. Жеребкина определяет феминизм как «политику, направленную на изменение существующих властных отношений в обществе, теорию, в основе которой лежит концептуализация сексуального различия». [7, c. 8].

Сторонницей феминизма, как политического явления, является Н.А. Шведова, которая рассматривает феминизм, как нормальный процесс укрепления прав женщин и вхождения их во все сферы жизни общества и управления им. Ее подход к данной проблеме рассмотрен с точки зрения влияния женщин на ход современной истории. По мнению исследовательницы Е.И. Трофимовой, феминизм требует определения на двух уровнях — «как широкое общественное движение за права женщин, имеющее длительный исторический опыт, и как комплекс социльно-философских, социологических, психологических, культурологических теорий, анализирующих ситуацию в обществе». [23].С точки зрения  Т.А. Рубанцовой, в настоящее время феминизм сформировался как альтернативная философская концепция социокультурного развития. [12, c. 22]. И все же до сих пор феминизм все еще довольно «темный» термин в российском дискурсе, имеющий как позитивные, так и негативные коннотации.

Наиболее приемлемым представляется определение феминизма, данное в «Большом толковом социологическом словаре COLLINS». 1. Целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам.

2. Социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации. 3. Социальное движение, заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой. 4. Любая идеология, состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями. [1, c. 258].Таким образом, обобщая все выше сказанное, следует отметить, что общепринятого четкого определения феминизма на сегодняшний день не существует. Определения феминизма зависят от того контекста (политического, социального, экономического, теоретического и пр.), в котором он развивается, от подъема-спада женского движения. Под феминизмом может пониматься и борьба женщин, и идеология равенства прав, и социальные изменения, и избавления мужчин и женщин от стереотипных ролей, и улучшение способа жизни, и активные действия.Более того, как отмечает Г.А. Брандт, «феминизм, по крайней мере в теоретическом осмыслении, перерос этимологию своего названия. Сегодня он не только про- и за- женщин, он за адекватное понимание жизненной практики человека любого пола». [3, c. 10]. Так или иначе, появление термина феминизм было связано с необходимостью выделения людей, выступающих не только за возрастающую социальную роль женщин, но и за право женщины определять себя как самостоятельную личность.  Феминизм как теория равенства полов в обществе неотделим от исто рии женского движения. Первоначально феминизм возник не столько как теория, сколько как движение против социально-экономической дискриминации женщин и был синонимом понятия «эмансипация женщин». Поскольку на первых этапах женского движения ставилась задача добиться предоставления женщинам избирательных прав, то некоторое время феминизм являлся синонимом понятия «суфражизм». В ХХ веке феминизм из практики социально-политического движения за  равноправие женщин перерос в явление общекультурного масштаба с развернутой философской концепцией, базирующейся на гендерном методологическом основании. Согласно феминисткой философии, не пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы. Таким образом, инициируемый первоначально в рамках западной культуры как одно из направлений борьбы за универсальную свободу личности (свободу женщины от «мужского шовинизма»), феминизм уже сейчас имеет тенденцию становиться глобальным явлением.Список литературы

1. Большой толковый социологический словарь (Collins). — М., 1991.2. Большой энциклопедический словарь. — М., 1998. 3. Брандт Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины. — СПб, 2006. 4. Гендерные аспекты политической социологии. Учебное пособие /Отв. ред. С.Г. Айвазова, О.А. Хасбулатова. — М., 2004.5. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций /Под ред. М.М. Малышевой. -М., 2002.6. Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. ст. / Под ред. И.Р. Чикаловой.   Мн.: БГПУ, 2001. http://www.genderstudies.info/sbornik/vozmoj/4.htm7. Жеребкина И.М. Теория и история феминизма. Курс лекций. Харьков, 1996. 8. Исполатова С. Самосознание женщин как фактор обновления общественного строя: из доклада на первом Всероссийском женского съезде в декабре 1908 г. //Женщины и земля. 1992, март. 9. Клименкова Т.А. Феминизм // Словарь гендерных терминов. — М., 2002.10. Краткий философский словарь /Под ред. А.П. Алексеева. — М., 1997. 11. Малая Советская Энциклопедия. М., 1931. 12. Рубанцева Т.А. Философия феминизма и культура. — М.: РАН. — 1998. 13. Социологический энциклопедический словарь. М., 2000. 14. Темкина А. А. Феминизм: Запад и Россия // Преображение (Русский феминистический журнал),1995,   3. С. 5-17. http://www.a-z.ru/women/texts/temkir-1.htm15. Успенская В. И. Суфражизм в истории феминизма. http://www.a-z.ru/women/texts/sufrr.htm 16. Успенская В.И. Феминизм до феминизма: идеи равноправия полов в истории европейской социальной мысли. — Тверь, 2000.17. Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. М., 1938. 18. Юкина И.И. Русский феминизм как вызов современности. — СПб, 2007.19. The Concise Oxford Dictionary of Sociology / Ed. by G. Marshall. Oxford Univ. Press, 1994

20. Tuttle L. Encyclopedia of Feminism. New York (Arrow Books), 1986.21. http://community.livejournal.com/feministki/176203.html

22. http://www.policy.hu/khassanova/paragraph2_1.html

23. http://bankrabot.com/work/work_72259.html

analiculturolog.ru

Феминизм — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Феминизм (от лат. femina — «женщина») — теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за достижение равноправия [3], но по сути это было движение женщин, на подсосзнательном уровне желавших заниматься сексом вне брака и делать аборты, вопреки существовавшим общественным нормам, поддерживающих семейные ценности и ценность человеческой жизни. Финансирование и пропаганда феминизма в прессе проводилась с подачи и при поддержке сионистов. Кульминационным моментом стало принятие поправки к конституции США в 1918 году, разрешившей женщинам голосовать. Цель сионистов состояла в приобретении новой части электората в лице женщин, которых они могли бы легко манипулировать и тем самым сломить царившую тогда власть белых мужчин в Западном мире, не поддававшихся на уловки и промывание мозгов прессой, незадолго до этого скупленной агентами Ротшильдов.

Феминистские организации обычно не касаются актуальных проблем современности, ограничиваясь лишь вопросами эмансипации женщин. Вместе с тем после 2-й Мировой Войны всё большее внимание уделяется ими проведению в жизнь избирательных и других политических прав женщин, признанных в законодательном порядке, устранению существующей дискриминации. Некоторые феминистские группы выдвигают и общие социальные требования. Международная демократическая федерация женщин и её национальные секции стремятся наладить сотрудничество со всеми женскими организациями, в том числе и феминистскими, которые в той или иной мере ведут борьбу в защиту прав женщин и детей, против опасности войны, фашизма и реакции [31].

Вполне возможно, что основатели феминистического движения руководствовались благими целями при организации своих ячеек, борющихся за эмансипацию женщин. Однако сегодня в условиях резко различного уровня общественного развития в мире, происходит раздвоение роли феминизма. С одной стороны, в странах Запада феминизм принял ту форму крайне агрессивного общественно-политического движения, которая всегда сопутствует тем, кто обращает свои помыслы в бизнес, ибо правозащитная деятельность теперь стала неплохим способом заработать себе на булку с маслом — по крайней мере разработка грантов и шантаж деловых и политических кругов стали разновидностью коммерческой деятельности и являются сегодня весьма выгодным делом. В условиях Запада современный феминизм — это скорее агрессивный монстр по «выколачиванию» прав и «забиванию» обязанностей. Вкупе с прочей борьбой за права́ всевозможных меньшинств и насаждению политкорректности, всё это привело к тому, что сегодня, к примеру, работодатель скорее возьмёт престарелую беременную негритянку-инвалида на любую должность, нежели хорошего специалиста, чтобы только не вызвать гнев всевозможных правозащитников. Это новый вид дискриминации — во многих странах Запада от работодателей требуют нанимать представителей меньшинств в соответствии с «квотами».

В 1985 году в США был издан толковый словарь женского политкорректного языка — «Словарь феминисток».[4] Небольшие выдержки из указанного документа наглядно иллюстрируют вышеизложенное определение слова «феминизм» в применении к агрессивному политическому течению:

1. Недостаточный зрительный контакт — оскорбительная форма сексуального приставания. Если мужчина избегает смотреть на женщину, она может потерять уверенность в себе и даже почувствовать физическую угрозу.

2. Чрезмерный зрительный контакт — оскорбительная форма сексуального приставания. Термин получил распространение после того, как в 1994 году студентка университета Торонто подала в суд на профессора, который смотрел на неё во время лекции. Суд обязал обидчика выплатить жертве 200 тысяч канадских долларов.

3. Галантность — орудие подавления, делающее женщину неспособной решать жизненные проблемы без каждодневной помощи мужчины.

4. Потенциальный насильник — любое существо мужского пола, достигшее половой зрелости. Термин введён студентками университета штата Мэриленд, которые расклеили в аудиториях списки потенциальных насильников, включив в них всех преподавателей и студентов мужского пола.

С другой стороны, в странах Ближнего Востока и дикой, недоразвитой и нищей Азии, феминизм по прежнему является движением, направленных против предрассудков и грубого отношения к женщинам, например, против узаконенного избиения женщин в семьях, поражения женщин в семейных правах, против таких пережитков средневековья как клитероктомия. При этом, «западными» феминистками проблемы равноправия женщин в странах т. н. «третьего мира» в основном игнорируются, что является одним из признаков лицемерности и двойных стандартов феминизма на Западе.

Разновидности и идеологии феминизма[править]

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

См. также в других словарях Традиции

  • Маскулизм — аналогичное движение за мужские права.

traditio.wiki