Принять то, что мы не можем изменить. Изменить то что можно изменить


Принять то, что мы не можем изменить

Вопрос «за что мне это?» лучше задать иначе – «для чего?». Чему я смогу научиться благодаря этому испытанию? Вопрос «за что мне это?» лучше задать иначе – «для чего?». Чему я смогу научиться благодаря этому испытанию?

В нашей жизни есть вещи, с которыми невозможно бороться и которых нельзя избежать. Нам стоит научиться их принимать, чтобы суметь пройти через испытания. Пять экспертов рассказывают о том, что способно стать для нас опорой.

«Господи, дай нам смирение, чтобы принять то, что нельзя изменить; дай нам мужество изменить то, что надлежит изменить; и дай нам мудрость отличить одно от другого»*. Это изречение знакомо многим, а для некоторых, например для участников групп Анонимных Алкоголиков по всему миру, даже приобрело статус важнейшего правила жизни. Но что стоит за этими словами – «то, что нельзя изменить»? Несбывшиеся надежды, нехватка любви, страдание, несправедливость, хрупкость самой нашей жизни – с этим рано или поздно сталкивается каждый из нас, и бежать от него бесполезно. Лишь ясное понимание происходящего и верное отношение к нему поможет нам пройти эти испытания и вынести из них уроки жизни. Отказываясь сопротивляться неизбежному, мы получаем шанс открыть для себя новые возможности. Пять психологов рассказывают нам об этом.

* Эту цитату приписывают, среди прочих, немецкому писателю Фридриху Кристофу Этингеру (1702–1782) и американскому теологу Рейнхольду Нибуру (1892–1971).

Все не всегда получается так, как мы ждали

Лев Хегай, юнгианский аналитик Лев Хегай, юнгианский аналитик

Почему мы страдаем. Собеседование закончилось неудачно, новое назначение получил кто-то другой, завести ребенка все не получается... Ощущение, что собственная жизнь выскальзывает из рук, порождает чувство глубокой тревоги. Особенно это ощутимо в нашей культуре, где понятие о жизненном успехе практически лишено духовной составляющей и зачастую измеряется лишь благосостоянием. Юнгианский психоанализ видит причину этого страдания в том, что мы не осознаем связи между собой и миром. И потому нам горько вдвойне: к смятению от того, что наши планы нарушены, прибавляется и чувство, что нас бросили одних. Это ощущение бессилия воскрешает в нашей душе того растерянного ребенка, которым мы были когда-то и который не понимает, почему ему в чем-то отказали. Чем чаще мы испытывали это сиротливое чувство в детстве, тем труднее нам принять все те «нет», которые порой говорит нам жизнь. Напротив, если мы согласимся с тем, что само наше существование подчиняется законам Вселенной, тем самым мы усмирим свое – такое человеческое – желание всемогущества.

Как это принять. Спрашивая себя, произошло ли это событие только лишь из-за внешних причин или все же на него повлиял наш не совсем разумный выбор и неверные решения. Подобный самоанализ поможет вновь стать действующим лицом собственной жизни и увереннее смотреть в будущее. Также можно подумать о том, чего именно нам не хватает. Наши планы были расстроены, и это лишило нас удовольствия их осуществить. Но какого именно удовлетворения мы ожидали? Общественного признания, эмоциональной поддержки, материального достатка? Поняв, каковы наши несбывшиеся ожидания, мы сможем подумать, как реализовать их другими способами. Исследуя связь между нашими поступками, событиями и возможностями, мы становимся, как считал Юнг, более открытыми для жизни, учимся распознавать ее послания и счастливые совпадения, которые помогут нам чаще совершать верный выбор.

Другие не всегда нас любят и нам верны

Марина Хазанова, клиент-центрированный терапевт, травмотерапевтМарина Хазанова, клиент-центрированный терапевт, травмотерапевт

Почему мы страдаем. Мы нуждаемся в любви, в том, чтобы ощущать себя любимыми, – так мы чувствуем, что нас признают, что мы для кого-то очень важны. Но в наши дни связи между людьми все реже оказываются прочными, и это рождает в нашей душе глубинную тревогу. Не чувствуя на себе любящих взглядов – близких, супруга, друзей, коллег, – мы словно больше не ощущаем себя. Нам не хватает признания, от нас будто ускользает смысл самой жизни. Еще острее мы переживаем измену – предательство разрушает негласный уговор между людьми: «Я дарю свою любовь и взамен получаю равноценный дар». Жестокое нарушение этого договора подрывает нашу веру не только в другого человека, но и в самих себя: «Чего я стою, если меня предали так легко?»

Как это принять. Неверность в отношениях (любовных, дружеских, семейных) отлична от ситуации, когда по внешним причинам страдает наша преданность или добрые чувства (например, сокращение на работе). Отношения – это всегда совместное творчество. Их стоит внимательно изучить, чтобы понять, каким образом мы их выстраивали. Что в них явилось результатом нашего действия, что именно и сколько (недостаточно или в избытке) мы вкладывали в них? Чего ожидали от другого? Способны ли были сами позаботиться о своих важнейших потребностях? Если необходимо, помочь провести эту работу может специалист. Но как вновь обрести любовь? Даже если сейчас мы ее не видим рядом с собой, она существует внутри нас. Ее можно почувствовать, спрашивая себя: что мне нравится, что вызывает у меня отклик, пробуждает во мне живой интерес? Поиск ответа может занять время, но, когда любимое дело находится, вокруг появляются люди, которым оно так же дорого. И это будут действительно близкие нам люди, которые любят то же, что и мы, и всегда смогут нас поддержать.

Страдание – это часть жизни

Наталья Тумашкова, экзистенциальный психотерапевтНаталья Тумашкова, экзистенциальный психотерапевт

Почему мы страдаем. Разрыв, несчастный случай, болезнь... Невозможно вспомнить тот момент, когда мы испытали боль впервые. На протяжении жизни она возникает не раз, иногда предостерегая и охраняя нас, но очень часто – причиняя нам мучения. Их усугубляют страх («со мной что-то не так») и чувство вины: воспитанные в христианской культуре, мы неосознанно связываем боль с наказанием за грехи и ищем ответ в своем прошлом. Вопрос «за что мне это?» не то чтобы бесполезен – иногда он помогает переосмыслить события нашей жизни. Но еще полезней переформулировать его – «для чего?». И задуматься не о причинах, а о наших целях и возможностях.

Как это принять. Вина подавляет, обессиливает нас, останавливает в той точке, где мы находимся, мешает двигаться вперед. Если же мы спрашиваем «зачем?», «чему я могу научиться?», то переживаем боль как испытание. Сильные потрясения обостряют чувство жизни. Мы понимаем, а вернее – начинаем чувствовать, что у наших сил есть предел, и это побуждает нас прояснить цели, отделить важное от второстепенного. Многое переосмысляется в это время. Но важно помнить, что боль – это прежде всего сигнал, и мы можем понять, какую информацию он несет, о чем эта боль говорит. В этом могут помочь специалисты – врач или психотерапевт. Информация укрощает страхи, помогает реальнее оценить, насколько опасна ситуация, в которой мы оказались. Также важно осознать вторичные выгоды, которые мы, возможно, получаем, претерпевая боль. Их часто трудно признать: это может быть желание за что-то наказать себя или повод потребовать больше внимания и заботы от близких. Иногда те, кто рядом, раздражают нас: почему им хорошо, когда нам плохо? Раздражение – это подавленный гнев. Разрешив себе испытать его в полном объеме («Это несправедливо! Разве мне должно быть больно?»), мы дадим ему выйти наружу в крике или плаче – и так мы получаем возможность встретиться со своей агрессией. А она, в противоположность вине и страху, – мощный энергетический ресурс. Для нас это возможность соприкоснуться со своей жизненной силой и использовать ее, чтобы двигаться вперед.

Всему приходит конец

Владимир Баскаков, телесно-ориентированный психотерапевтВладимир Баскаков, телесно-ориентированный психотерапевт

Почему мы страдаем. В природе все циклично: чередуются день и ночь, зима и лето. Жизнь – это вечное изменение, но кому из нас не хочется удержать счастливый миг! Неизбежность перемен ведет за собой мысль о неизбежности смерти – и она для нас невыносима. Мы знаем: дети вырастают, друзья отдаляются, тело стареет... И порой пытаемся бороться с законами бытия, сохраняя иллюзию неизменности: например, с помощью омолаживающих средств или развивая бурную деятельность, чтобы не оказаться наедине с собой... К изменениям мы все относимся по-разному. Чем больше они нас расстраивали в детстве, тем больше мы будем их бояться, повзрослев. И наоборот, если с ранних лет мы воспринимали их как увлекательную часть жизни, нам будет проще не только принять неизбежность перемен, но порой и к ним стремиться.

Как это принять. Мы многому можем научиться у своего тела, если увидим в нем друга и советчика, а не предателя, выдающего наши слабости. Обратим внимание: вдох и выдох следуют друг за другом. Можно пытаться задержать дыхание, но чем дольше мы не дышим, тем труднее потом восстановить его ритм. Так же следуют друг за другом периоды сна и бодрствования. Если мы принимаем свои естественные потребности, мы устанавливаем связь со своим телом и через него – с нашей природой. Мы начинаем чувствовать себя частью целого, подчиняясь общим ритмам. Подумаем и о том, что у нас есть опыт многочисленных переходов из одного состояния в другое. Мы были зачаты, перейдя к бытию от небытия, затем вышли из материнской утробы на свет, простились с детством ради открытий юности, двигались во времени, оставляя нечто позади и открывая впереди новое. Постараемся понять: без завершения не будет продолжения, без прощания – новой встречи. Раз жизни органически присуща цикличность, то перемены – не угроза, а естественное условие нашего существования. Смерть страшит нас своей неизвестностью, но она остается частью жизни, которая сегодня продолжается. И в этом продолжении мы можем открыть для себя новые возможности и совершить что-то важное.

Жизнь не всегда справедлива

Патрис Гурье (Patrice Gourrier), священник и психологПатрис Гурье (Patrice Gourrier), священник и психолог

Почему мы страдаем. Проявления несправедливости жестоко напоминают нам, что недостаточно всегда вести себя хорошо и правильно, чтобы жизнь была к нам справедлива. Три причины могут вызвать это острое чувство. Во-первых, неприятие лишений: западная культура ставит во главу угла личное гедонистическое счастье, и, когда наши желания не исполняются, мы воспринимаем это как личную обиду. Во-вторых, мы страдаем из-за того, что действительно несправедливо: мы чувствуем горькую беспомощность, не понимая смысла испытания. (Почему внезапно ушел из жизни дорогой мне человек? Почему меня уволили, ведь я столько вложил в эту работу?) Наконец, наша собственная (невольная) несправедливость в отношении других, близких или незнакомцев, может причинить нам боль. В этом случае страдают наши идеалы и нравственные ценности – а потому плохо и нам.

Как это принять. Прежде всего, заменив слово «принять» на «осознать». Затем спросив себя: действительно ли несправедливо то, что мы ощущаем как несправедливость? Не стремимся ли мы с помощью этого чувства избавить себя от ответственности? Потерять близкого человека действительно очень больно и несправедливо. Никакой психолог не сократит время нашего горя и гнева, зато он способен помочь, если душевная боль невыносима. В случае иной несправедливости, в жизни или в отношениях, спросим себя: «Что я могу сделать справедливого, того, что считаю хорошим?» Это позволит не замкнуться в своей горечи или желании мести. Но главное – прежде всего определить те эмоции, что пробудила в нас несправедливость. Мы часто упускаем из виду тот урон, который она наносит нашему самоуважению. Парадоксальным образом тот, кто оказался жертвой, вместо того чтобы защищаться и отстаивать свое право, порой чувствует вину и стыд – оттого что был не на высоте и с ним плохо обошлись. Поэтому несправедливость всегда необходимо назвать словами, с ней нужно работать. А если хранить это страдание в себе, для нашей души оно со временем станет по-настоящему разрушительным.

www.psychologies.ru

Измените то, что можно изменить

Измените то, что можно изменить

Естественно, каждый человек волен принять себя таким, какой он есть, или постараться избавиться от недостатка, мешающего ему жить спокойно и свободно. В самом деле, при желании люди могут отучить себя даже от курения, а ведь это достаточно сложно сделать! Значит, для вас нет ничего невозможного. Только нужно ставить перед собой реальные, выполнимые задачи, потому что грандиозные проекты редко осуществляются, жизнь это уже не раз доказала.

Один мой коллега как-то признался мне, что решил стать «другим человеком», измениться, и тяжелее всего ему было отучить себя от вранья: он врал все время, причем и по поводу, и без него. Ему был приятен сам процесс, хотя потом он часто стыдился своих слов, но исправить уже ничего не мог. Однако мой коллега сказал себе: или я поборю свой недостаток, пока он окончательно не испортил мою жизнь, или мне просто делать нечего в бизнесе – кто же поверит человеку, который все время врет? И работа началась. Между прочим, сейчас этого человека все очень любят и с удовольствием зовут в компании, потому что он умеет развлечь народ веселыми историями и милыми байками, ненавязчив и легок в общении, смешлив… И никому и в голову не приходит, сколько труда мой приятель затратил на то, чтобы из вруна превратиться в балагура! Но ведь результат того стоил!

А действовал он следующим образом: зная о своей повышенной склонности ко лжи, он дал себе слово, что за любое вранье он будет штрафовать себя, причем платить ему придется не деньгами, а отказом от привычных благ и удовольствий. Сказал мелкую ложь – не будет смотреть вечером любимую передачу. Соврал о чем-то важном – на уик-энд остается дома и не едет на природу с друзьями, вместо поедания шашлыков занимается домашним хозяйством. И так он действовал долгое время, последовательно и неукоснительно соблюдая свою систему. И в конце концов он добился того, что ложь перестала быть для него чем-то естественным, она уже не срывалась с его языка автоматически, то есть он научился контролировать свои слова. И следовательно, мог уже сам решать, что и когда ему говорить. А это именно тот эффект, которого он добивался!

Хотелось бы заметить, что полностью изживать свои недостатки не надо, можно просто надеть на них узду и время от времени позволять им выплескиваться наружу… в тех ситуациях, когда они никому (и вам в первую очередь!) не способны причинить вреда. Мой коллега не считает зазорным веселить общество анекдотами и выдуманными историями, потому что это помогает ему блистать в любой компании, где его считают, причем совершенно справедливо, удивительным рассказчиком и замечательным собеседником. В этой ситуации склонность ко лжи никоим образом не мешает моему приятелю наслаждаться жизнью, напротив, это идет ему на пользу! А контролирует он себя тогда, когда занимается делами или налаживает личные контакты с людьми.

Или, скажем, вы ненавидите домашнее хозяйство и, будь на то ваша воля, никогда бы не брались за холодную воду. Что ж, я вас прекрасно понимаю, однако жизнь такова, что все время приходится делать то, что тебе не нравится, потому что никто за вас этого не сделает. Так что вам придется бороться со своей нелюбовью к готовке и уборке, возиться на кухне, мыть посуду и полы, пылесосить ковры и так далее. Но кто вам сказал, что вы должны превратиться в домработницу? Да, если всей этой рутины не избежать, вам придется ею заняться, но совершенно незачем посвящать этим невыносимо скучным делам все свое свободное время! То есть боритесь со своими недостатками (в данном случае – с непрактичностью, нехозяйственностью, ленью), но не очень усердствуйте, не стоит ломать себя. В конце концов, оставьте побольше времени на то, что вы любите, что доставляет вам радость и удовольствие.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Принять то, что мы не можем изменить

В нашей жизни есть вещи, с которыми невозможно бороться и которых нельзя избежать. Нам стоит научиться их принимать, чтобы суметь пройти через испытания. Пять экспертов рассказывают о том, что способно стать для нас опорой.

«Господи, дай нам смирение, чтобы принять то, что нельзя изменить; дай нам мужество изменить то, что надлежит изменить; и дай нам мудрость отличить одно от другого»*. Это изречение знакомо многим, а для некоторых, например для участников групп Анонимных Алкоголиков по всему миру, даже приобрело статус важнейшего правила жизни. Но что стоит за этими словами – «то, что нельзя изменить»? Несбывшиеся надежды, нехватка любви, страдание, несправедливость, хрупкость самой нашей жизни – с этим рано или поздно сталкивается каждый из нас, и бежать от него бесполезно. Лишь ясное понимание происходящего и верное отношение к нему поможет нам пройти эти испытания и вынести из них уроки жизни. Отказываясь сопротивляться неизбежному, мы получаем шанс открыть для себя новые возможности. Пять психологов рассказывают нам об этом.

* Эту цитату приписывают, среди прочих, немецкому писателю Фридриху Кристофу Этингеру (1702–1782) и американскому теологу Рейнхольду Нибуру (1892–1971).

Все не всегда получается так, как мы ждали

Почему мы страдаем. Собеседование закончилось неудачно, новое назначение получил кто-то другой, завести ребенка все не получается… Ощущение, что собственная жизнь выскальзывает из рук, порождает чувство глубокой тревоги. Особенно это ощутимо в нашей культуре, где понятие о жизненном успехе практически лишено духовной составляющей и зачастую измеряется лишь благосостоянием. Юнгианский психоанализ видит причину этого страдания в том, что мы не осознаем связи между собой и миром. И потому нам горько вдвойне: к смятению от того, что наши планы нарушены, прибавляется и чувство, что нас бросили одних. Это ощущение бессилия воскрешает в нашей душе того растерянного ребенка, которым мы были когда-то и который не понимает, почему ему в чем-то отказали. Чем чаще мы испытывали это сиротливое чувство в детстве, тем труднее нам принять все те «нет», которые порой говорит нам жизнь. Напротив, если мы согласимся с тем, что само наше существование подчиняется законам Вселенной, тем самым мы усмирим свое – такое человеческое – желание всемогущества.

Как это принять. Спрашивая себя, произошло ли это событие только лишь из-за внешних причин или все же на него повлиял наш не совсем разумный выбор и неверные решения. Подобный самоанализ поможет вновь стать действующим лицом собственной жизни и увереннее смотреть в будущее. Также можно подумать о том, чего именно нам не хватает. Наши планы были расстроены, и это лишило нас удовольствия их осуществить. Но какого именно удовлетворения мы ожидали? Общественного признания, эмоциональной поддержки, материального достатка? Поняв, каковы наши несбывшиеся ожидания, мы сможем подумать, как реализовать их другими способами. Исследуя связь между нашими поступками, событиями и возможностями, мы становимся, как считал Юнг, более открытыми для жизни, учимся распознавать ее послания и счастливые совпадения, которые помогут нам чаще совершать верный выбор.

Другие не всегда нас любят и нам верны

Почему мы страдаем. Мы нуждаемся в любви, в том, чтобы ощущать себя любимыми, – так мы чувствуем, что нас признают, что мы для кого-то очень важны. Но в наши дни связи между людьми все реже оказываются прочными, и это рождает в нашей душе глубинную тревогу. Не чувствуя на себе любящих взглядов – близких, супруга, друзей, коллег, – мы словно больше не ощущаем себя. Нам не хватает признания, от нас будто ускользает смысл самой жизни. Еще острее мы переживаем измену – предательство разрушает негласный уговор между людьми: «Я дарю свою любовь и взамен получаю равноценный дар». Жестокое нарушение этого договора подрывает нашу веру не только в другого человека, но и в самих себя: «Чего я стою, если меня предали так легко?»

Как это принять. Неверность в отношениях (любовных, дружеских, семейных) отлична от ситуации, когда по внешним причинам страдает наша преданность или добрые чувства (например, сокращение на работе). Отношения – это всегда совместное творчество. Их стоит внимательно изучить, чтобы понять, каким образом мы их выстраивали. Что в них явилось результатом нашего действия, что именно и сколько (недостаточно или в избытке) мы вкладывали в них? Чего ожидали от другого? Способны ли были сами позаботиться о своих важнейших потребностях? Если необходимо, помочь провести эту работу может специалист. Но как вновь обрести любовь? Даже если сейчас мы ее не видим рядом с собой, она существует внутри нас. Ее можно почувствовать, спрашивая себя: что мне нравится, что вызывает у меня отклик, пробуждает во мне живой интерес? Поиск ответа может занять время, но, когда любимое дело находится, вокруг появляются люди, которым оно так же дорого. И это будут действительно близкие нам люди, которые любят то же, что и мы, и всегда смогут нас поддержать.

Страдание – это часть жизни

Почему мы страдаем. Разрыв, несчастный случай, болезнь… Невозможно вспомнить тот момент, когда мы испытали боль впервые. На протяжении жизни она возникает не раз, иногда предостерегая и охраняя нас, но очень часто – причиняя нам мучения. Их усугубляют страх («со мной что-то не так») и чувство вины: воспитанные в христианской культуре, мы неосознанно связываем боль с наказанием за грехи и ищем ответ в своем прошлом. Вопрос «за что мне это?» не то чтобы бесполезен – иногда он помогает переосмыслить события нашей жизни. Но еще полезней переформулировать его – «для чего?». И задуматься не о причинах, а о наших целях и возможностях.

Как это принять. Вина подавляет, обессиливает нас, останавливает в той точке, где мы находимся, мешает двигаться вперед. Если же мы спрашиваем «зачем?», «чему я могу научиться?», то переживаем боль как испытание. Сильные потрясения обостряют чувство жизни. Мы понимаем, а вернее – начинаем чувствовать, что у наших сил есть предел, и это побуждает нас прояснить цели, отделить важное от второстепенного. Многое переосмысляется в это время. Но важно помнить, что боль – это прежде всего сигнал, и мы можем понять, какую информацию он несет, о чем эта боль говорит. В этом могут помочь специалисты – врач или психотерапевт. Информация укрощает страхи, помогает реальнее оценить, насколько опасна ситуация, в которой мы оказались. Также важно осознать вторичные выгоды, которые мы, возможно, получаем, претерпевая боль. Их часто трудно признать: это может быть желание за что-то наказать себя или повод потребовать больше внимания и заботы от близких. Иногда те, кто рядом, раздражают нас: почему им хорошо, когда нам плохо? Раздражение – это подавленный гнев. Разрешив себе испытать его в полном объеме («Это несправедливо! Разве мне должно быть больно?»), мы дадим ему выйти наружу в крике или плаче – и так мы получаем возможность встретиться со своей агрессией. А она, в противоположность вине и страху, – мощный энергетический ресурс. Для нас это возможность соприкоснуться со своей жизненной силой и использовать ее, чтобы двигаться вперед.

Всему приходит конец

Почему мы страдаем. В природе все циклично: чередуются день и ночь, зима и лето. Жизнь – это вечное изменение, но кому из нас не хочется удержать счастливый миг! Неизбежность перемен ведет за собой мысль о неизбежности смерти – и она для нас невыносима. Мы знаем: дети вырастают, друзья отдаляются, тело стареет… И порой пытаемся бороться с законами бытия, сохраняя иллюзию неизменности: например, с помощью омолаживающих средств или развивая бурную деятельность, чтобы не оказаться наедине с собой… К изменениям мы все относимся по-разному. Чем больше они нас расстраивали в детстве, тем больше мы будем их бояться, повзрослев. И наоборот, если с ранних лет мы воспринимали их как увлекательную часть жизни, нам будет проще не только принять неизбежность перемен, но порой и к ним стремиться.

Как это принять. Мы многому можем научиться у своего тела, если увидим в нем друга и советчика, а не предателя, выдающего наши слабости. Обратим внимание: вдох и выдох следуют друг за другом. Можно пытаться задержать дыхание, но чем дольше мы не дышим, тем труднее потом восстановить его ритм. Так же следуют друг за другом периоды сна и бодрствования. Если мы принимаем свои естественные потребности, мы устанавливаем связь со своим телом и через него – с нашей природой. Мы начинаем чувствовать себя частью целого, подчиняясь общим ритмам. Подумаем и о том, что у нас есть опыт многочисленных переходов из одного состояния в другое. Мы были зачаты, перейдя к бытию от небытия, затем вышли из материнской утробы на свет, простились с детством ради открытий юности, двигались во времени, оставляя нечто позади и открывая впереди новое. Постараемся понять: без завершения не будет продолжения, без прощания – новой встречи. Раз жизни органически присуща цикличность, то перемены – не угроза, а естественное условие нашего существования. Смерть страшит нас своей неизвестностью, но она остается частью жизни, которая сегодня продолжается. И в этом продолжении мы можем открыть для себя новые возможности и совершить что-то важное.

Жизнь не всегда справедлива

Почему мы страдаем. Проявления несправедливости жестоко напоминают нам, что недостаточно всегда вести себя хорошо и правильно, чтобы жизнь была к нам справедлива. Три причины могут вызвать это острое чувство. Во-первых, неприятие лишений: западная культура ставит во главу угла личное гедонистическое счастье, и, когда наши желания не исполняются, мы воспринимаем это как личную обиду. Во-вторых, мы страдаем из-за того, что действительно несправедливо: мы чувствуем горькую беспомощность, не понимая смысла испытания. (Почему внезапно ушел из жизни дорогой мне человек? Почему меня уволили, ведь я столько вложил в эту работу?) Наконец, наша собственная (невольная) несправедливость в отношении других, близких или незнакомцев, может причинить нам боль. В этом случае страдают наши идеалы и нравственные ценности – а потому плохо и нам.

Как это принять. Прежде всего, заменив слово «принять» на «осознать». Затем спросив себя: действительно ли несправедливо то, что мы ощущаем как несправедливость? Не стремимся ли мы с помощью этого чувства избавить себя от ответственности? Потерять близкого человека действительно очень больно и несправедливо. Никакой психолог не сократит время нашего горя и гнева, зато он способен помочь, если душевная боль невыносима. В случае иной несправедливости, в жизни или в отношениях, спросим себя: «Что я могу сделать справедливого, того, что считаю хорошим?» Это позволит не замкнуться в своей горечи или желании мести. Но главное – прежде всего определить те эмоции, что пробудила в нас несправедливость. Мы часто упускаем из виду тот урон, который она наносит нашему самоуважению. Парадоксальным образом тот, кто оказался жертвой, вместо того чтобы защищаться и отстаивать свое право, порой чувствует вину и стыд – оттого что был не на высоте и с ним плохо обошлись. Поэтому несправедливость всегда необходимо назвать словами, с ней нужно работать. А если хранить это страдание в себе, для нашей души оно со временем станет по-настоящему разрушительным.

Автор: psychologies.ru

wiolife.ru

Как реально можно изменить себя?. Законы выдающихся людей

Как реально можно изменить себя?

Никто сознательно, преднамеренно и обдуманно не решает приобрести отрицательные черты характера. Не возникают они и «по воле случая». Однако подобные свойства отнюдь не свидетельство врожденной испорченности человеческой натуры. Негативные качества – это «способ» решения каких-то трудных проблем. Мы берем их на вооружение потому, что ошибочно видим в них выход из трудностей. И хотя их значение и назначение основаны на ложных посылках, они являются составной частью понятия «образ жизни».

Вспомним, что человеческий организм всегда стремится реагировать соответственно обстоятельствам. И мы можем избавиться от этих симптомов неудачи не усилием воли, а только поняв, «увидев», что они не работают на нас. Правда – способ освободиться от них. Когда мы осознаем эту правду, тогда те же самые бессознательные силы, которые побудили нас взять на вооружение негативные свойства, помогут нам избавиться от них.

Одно из величайших открытий психологии 20-го столетия – Я-концепция, согласно которой линия поведения человека всегда согласуется с его представлением о себе. Поменяв представления о себе в любой области вашей жизни, вы начинаете немедленно меняться сами. Позитивные перемены становятся возможными благодаря тому, что ваши представления о себе субъективны, а не объективны. Негативные представления о себе чаще всего основываются на ложной информации о впечатлениях, принятых вами и понимаемых как истинные. Как только вы начнете отвергать эти ограничивающие идеи, они тут же начнут терять власть над вами. В результате постепенного изменения вашей Я-концепции ваш реальный потенциал становится неограниченным.

Вы не родились с Я-концепцией. Все, что вы знаете и во что верите сегодня, было усвоено в результате тех событий, что происходили с вами с младенчества. Каждый ребенок приходит в мир с чистым потенциалом, с определенным темпераментом и врожденными способностями, но без Я-концепции. Каждое отношение, поведение, ценность, мнение, убеждение и опасение, существующие в вас на сегодняшний день, были усвоены вами. Поэтому, в случае наличия каких-то нежелательных элементов Я-концепции, их можно переделать.

Обратите внимание на две примечательные черты детей. Первое свойство заключается в том, что они рождаются без чувства страха, кроме физических его проявлений: боязнь громких звуков, страха падения и так далее. Все остальные страхи усваиваются ребенком в результате повторения и закрепления в процессе роста. До пяти-шести лет дети ничего не боятся: лазают по лестницам, перебегают дорогу и вообще делают вещи, которые взрослые считают смертельными. Малыши не знают страха до тех пор, пока он не укоренится в них благодаря усилиям родителей. Второе примечательное свойство детей – полная раскрепощенность. Они смеются, плачут, писают в штаны. Они говорят и делают то, что им хочется, совершенно не заботясь о мнении других. Они импульсивны и выражают свои мысли легко и естественно, совершенно не смущаясь.

Это чудесно, это ваше естественное состояние – то, как мы, бесстрашные и раскрепощенные приходим в этот мир и свободно выражаемся в любой ситуации. С возрастом реалии жизни заставляют огрубеть эти врожденные состояния. Но заметьте: кульминационные моменты счастья – это, когда мы возвращаемся назад к ним, то есть выражаем спонтанность, бесстрашие, полностью расслабляемся и ощущаем комфорт.

Дети обучаются двумя способами. Прежде всего, они получают навыки, имитируют родителей, перенимают их ценности, поведение. Часто дети очень походят на одного из родителей и находятся под сильным его влиянием. Второй способ, названый З. Фрейдом «принципом удовольствия», означает движение от дискомфорта к комфорту, или от боли к удовольствию. Большинство психологов разделяют мнение, что стремление к удовольствию или счастью – есть основная мотивация всего человеческого поведения.

Первое и наиболее серьезное препятствие, с которым вы столкнетесь при попытке стать другим человеком, лежит внутри вас. Именно ваше неосознанное стремление оставаться верным тому, что делалось и говорилось раньше, и тянет вас назад. Такой «гомеостатический импульс» – это другое название вашей зоны комфорта. Он заключается в подсознательном стремлении идти в русле того, что вы делали раньше. Неспособность прорваться сквозь тени прошлого – вот та причина, по которой многие люди совершают намного меньше того, на что способны, или пребывают в состоянии неудовлетворенности большую часть своей жизни. Гомеостаз незаменим для физического функционирования вашего тела. Этот механизм поддерживает температуру вашего тела равной 36,7?С, поддерживает химический баланс в миллиардах ваших клеток и управляет автономной нервной системой.

Большой успех и счастье возможны только при вашем согласии испытать дискомфорт в процессе создания новой зоны комфорта на более высоком уровне эффективности. Бойтесь песни сирен, исполняемой вашими старыми привычками и зоны комфорта, манящей вас остаться там, где вы есть, удерживающей вас от совершения всех тех великих дел, на которые вы способны. Необходимо сознательно отвечать на притяжение зоны комфорта по мере продвижения вверх и вперед к более высоким уровням достижений.

К развитию новой Я-концепции предъявляются три требования. Они являются ключевыми для изменения направления вашей жизни.

Во-первых, вы должны искренне хотеть перемениться. У вас должно быть жгучее желание стать кем-то большим, чем вы были раньше. Желание – дело личное! Невозможно хотеть от другого человека, точно также как невозможно ставить за него цели. Исходная точка на пути превращения в лучшего человека – это ощущение необходимости перемен. Изменение, цель, новое качество личности должны согласовываться с вашими собственными ценностями, вашими идеалами, с тем человеком, которым вы хотите стать.

Во-вторых, вы должны искренне желать этих перемен. Многие говорят, что хотят измениться, но в глубине души они совсем не желают отказаться от прежней жизни, старых связей и от всего остального, чем наполнена их жизнь. Человек может хотеть быть здоровым, но не иметь желания отказаться от курения. Вы должны отказаться от себя прежнего. Только тогда вы переменитесь к лучшему. Вы должны желать прекратить делать ряд определенных вещей, несмотря на неодобрение ваших друзей, чтобы начать делать то, что согласуется с обновленной личностью. Нужно преодолеть двойное препятствие, состоящее из гомеостаза, зоны комфорта и негибкого мышления.

В-третьих, вы должны иметь желание предпринять усилия. Вы должны иметь желание быть настойчивым в отсутствие явных признаков прогресса. Ваша цель – фундаментальное долгосрочное улучшение жизни. Вам потребовались годы на то, чтобы стать тем, кто вы есть. Вы должны иметь желание упорно трудиться для изменения себя самого.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Изменив что-то одно, можно изменить все. Идеальные переговоры

Изменив что-то одно, можно изменить все

Врачи, которым звонили агенты по продажам из «Boehringer», начали воспринимать последних скорее как своих врагов, чем друзей. В типичной ситуации с самого начала контакта вместо продвижения разговора в направлении укрепления доверия по принципу «мы с вами заодно» сразу же начиналось противоборство двух сил, в ходе которого коммивояжеры ненамеренно подталкивали клиентов к упорному сопротивлению, а у самих агентов возникало неосознанное желание поскорее отделаться от врачей.

Эврика! Мы нашли, в чем суть проблемы, а обнаружив ее, приняли решение: вместо того чтобы сосредоточиваться на том, как «преодолеть возражения», раз и навсегда вычеркнуть это выражение из своего лексикона. Коммивояжеры стали учиться тому, как перестроить свои отношения с потенциальными клиентами. Нужно было еще ввести какое-нибудь новое слово, чтобы обозначить происходящее. Я попросила агентов по продажам взглянуть на их взаимодействие с врачами с новой точки зрения: обратить пристальное внимание на невербальные подсказки и проявлять больше душевного расположения при установлении контакта с клиентами. В процессе этого я помогла коммивояжерам полностью перестроить их реакцию на вопросы со стороны врачей; и если агенты по продажам раньше воспринимали эти вопросы как возражения, то теперь должны были увидеть в них просто просьбу о дополнительной информации. Этот новый взгляд на динамику продаж оказал глубокое воздействие на отношения между агентами по продажам и клиентами, что в результате привело к замене попыток любым способом «отбить атаку их возражений» на стремление к установление здоровых взаимоотношений. То, что происходит в момент контакта, определяет качество взаимоотношений. Когда коммивояжеры поняли, что им нужно перейти от сосредоточенности в первую очередь на продажах (при том, что часто эти продажи были весьма затруднительными) к установлению взаимоотношений с потребителем до того, как приступить к решению задач по продажам, врачи вдруг увидели, что и коммивояжеры, и BI как компания в целом могут выступать в роли партнеров в деле оказания более эффективной помощи их пациентам. А если посмотреть на это с позиции более глубокого уровня, то врачи начали оказывать доверие агентам по продажам из BI, и в результате дела компании резко пошли вверх.

В итоге не прошло и года, как и деловые люди, и потребители признали «Boehringer Ingelheim» одной из самых успешных компаний в фармацевтическом бизнесе. Мы придумали для этой программы акроним BEST (Boehringer Iingelheim Effective Sales Training), то есть «лучшая» – и она действительно дала возможность руководителям и исполнителям продаж стать лучшими в данной индустрии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Принять то, что мы не можем изменить

Признаки полноценной и гармоничной личности, сформулированные классиком современного психоанализа Нэнси Мак-Вильямс.

16 признаков психического здоровья1. Способность любить

Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной.

Принять то, что мы не можем изменить

 

2. Способность работать

 

Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Подростки часто испытывают сложность в этом. 

3. Способность играть

 

Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей «играть» словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие.

Молодые животные часто играют, используя телесный контакт, и это важно для их развития. При этом если животным не позволить играть один день, то на следующий день они будут играть с двойным усердием.

Ученые проводят аналогию с людьми и делают вывод, что возможно, гиперактивность у детей — это следствие недостатка игры.

Кроме того, в современном обществе наблюдается общая тенденция к тому, что мы перестаем играть. Наши игры из «активных» превращаются в «отстраненно-наблюдательные». Мы все меньше сами танцуем, поем, занимаемся спортом, все больше наблюдая за тем, как это делают другие. Интересно, какие это несет последствия для психического здоровья?..

Принять то, что мы не можем изменить

 

4. Безопасные отношения

К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых — одним словом, нездоровых отношениях.

Джон Боулби описал три типа привязанности:

  • нормальную,
  • тревожную (сложно выносить одиночество, поэтому человек «прилипает» к значимому объекту),
  • избегающую (человек может легко отпустить Другого, но при этом остается с колоссальной тревогой внутри).

 

Впоследствии выделился еще один тип привязанности — дезорганизованный (D-тип): люди с этим типом привязанности часто реагируют на ухаживающего за ними человека как на источник одновременно тепла и страха.

Это свойственно людям с пограничным уровнем личностной организации, и часто наблюдается после насилия или отвержения в детстве. Такие люди «прилипают» к объекту привязанности и одновременно «кусают» его.

К сожалению, нарушения привязанности — весьма распространенное явление. Но хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить. Как правило, для этого хорошо подходит психотерапия (от двух и более лет). Но возможно изменение типа привязанности и при наличии стабильных, безопасных, длительных (более 5 лет) отношений с партнером. 

5. Автономия

 

У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают «выбрать» (прислушаться к себе), чего же им хотеть.

При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни. Например, пациенты, страдающие от анорексии, зачастую пытаются контролировать хоть что-то, что им кажется доступным, выбирая при этом вместо своих желаний собственный вес.

6. Постоянство себя и объекта

 

Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости.

Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться.

Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет.

Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть «нападение» на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и.т.п. 

7. Способность восстанавливается после стресса

 

Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну ригидную защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации. 

8. Реалистичная и надежная самооценка

 

Многие люди нереалистично и при этом слишком жестко оценивают себя, обладают критикующим суровым Супер-Эго.

Возможна и обратная ситуация — наоборот завышенная самооценка. Родители восхваляют детей, желая иметь все самое лучшее, в том числе и «лучших» детей. Но такая необоснованная похвала, лишенная в самой своей сути любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты. Они не понимают, кем являются на самом деле, и им кажется, будто никто их в действительности не знает. Они часто действуют, как будто имеют право на особое отношение к себе, хотя по сути не заработали этого.

Принять то, что мы не можем изменить

9. Система ценностных ориентаций

 

Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. В XIX веке говорили о «моральном безумии», что сейчас называют скорее антисоциальным расстройством личности. Это серьезная проблема, связанная с непониманием, нечувствованием человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов. Хотя в то же время у таких людей могут быть сохранны другие элементы из данного списка. 

10. Способность выносить накал эмоций

 

Выносить эмоции — значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью. 

11. Рефлексия

 

Способность оставаться эго-дистонным, умение посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе. 

12. Ментализация

 

Обладая этой способностью люди способны понять, что Другие — это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой.

Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле Другой человек не хотел их обидеть. Обида скорее вызвана их личным, персональным опытом и личностными особенностями. 

13. Вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании.14. Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения

 

Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения. 

15. Чувство витальности

 

Способность быть и чувствовать себя живым. Винникот писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым. О внутренней омертвелости писали многие психиатры и психотерапевты. 

16. Принятие того, что мы не можем изменить

 

Это способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.Будьте психически здоровы!опубликовано econet.ru

 

Источник

www.obovsyom.ru

Мужества – изменить то, что можно изменить в себе. Смирения – принять то, что изменить в себе невозможно. Разума – чтобы отличить одно от другого. Одиннадцать

Желаем Вам:

Мужества – изменить то, что можно изменить в себе.

Смирения – принять то, что изменить в себе невозможно.

Разума – чтобы отличить одно от другого.

Одиннадцать «если»:

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
  • Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребенок растет в честности и, он учится быть справедливым.
  • Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  • Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

«Где не хватает терпения, надо постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть. И всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю».

С. Соловейчик Мотивация — это желание, намерение что-то делать. И хочется успевать сделать как можно больше. Но мотивация непостоянна и изменчива, зато управляема. И прежде всего, имеет смысл научиться управлять мотивацией, чтобы действовать как можно эффективнее.

Многим родителям приходится сталкиваться с тем, что их дети не хотят учиться – спустя рукава делают домашние задания, пропускают занятия, получают плохие отметки. И с течением времени у многих школьников пропадает желание учиться.

Почему пропадает

желание учиться

Причин возникновения таких ситуаций может быть несколько:

  • Не сложились отношения с одноклассниками.
  • Низкая коммуникабельность и замкнутость могут помешать вашему ребенку полноценно влиться в новый коллектив.
  • Учитель предпочитает авторитарный стиль обучения, при котором ученики постоянно находятся в состоянии стресса.
  • Ребенок не справляется с учебной нагрузкой.

Напоследок еще одна азбучная истина:

Ребенок, которого любят, никогда не уйдет из дома, не совершит суицид, не попадет в психологический тупик. Любите своего ребенка открыто, а не в глубине души, старайтесь давать ему ощущение стабильности в семье, постоянно разговаривайте с детьми, не доверяйтесь разовым вливаниям. А если у вас появятся вопросы, проблемы, идите за советом к учителям, привлекайте психологов. С большой работой или проблемой легче справиться всем миром, тем более что ставка уж очень высока - жизнь и счастье ваших детей!

МЫ РАДЫ ОБЩЕНИЮ С ВАМИ

И ВСЕГДА ГОТОВЫ ПОМОЧЬ ВАМ

В ВАШИХ ПРОБЛЕМАХ!

педагоги-психологи

Красовская Н.А.

Ремизова О.Н.

Ошибки родителей

при мотивации к учебе

Действия родителей-

сторонников жестких мер:

  • Постоянный контроль успеваемости своего ребенка: за хорошие оценки – похвала, за плохие – наказание.
  • Проверка и оценка выполнения домашних заданий.
  • Мотивация учения за счет психологической «накачки»: разговоры с детьми о том, что с ними будет (бедность, неустроенность), если они не получат хорошего образования.
Чем чревата такая модель поведения? Тем, что живущий под постоянным «прессом» ребенок учебу возненавидит, и будет изо всех сил от нее отлынивать. Рано или поздно такой срыв обязательно случится – дальнейшая мотивация к обучению в таком случае станет архи сложной.

Как правильно

мотивировать школьника

Основная черта детства – любопытство. Именно эта неуемную жажду узнавать новое и нужно использовать для мотивации к обучению. Поменяв привычку получать на обыкновение искать, ваш ребенок преобразится до неузнаваемости.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

Общегородское родительское собрание

«Формирование учебной мотивации учащихся с ЗПР» г. Ноябрьск

МБОУ СОШ №8

17.11.2012г.

Советы для родителей школьников, желающих помочь своим детям:
  1. Интересуйтесь увлечениями своих детей, поощряйте их, даже если вам они кажутся бесполезными. Это создает доверительные, дружеские отношения.
  2. Высказывайте меньше оценочных суждений – мотивация к обучению должна быть внутренней, а не завязанной на внешнем импульсе.
  3. Превращайте учебу в игру, и больше играйте с детьми в принципе – так знания усваиваются наилучшим образом. Например, предложите вашему ребенку на время стать учителем, а себя назовите учеником. Попросите его объяснить вам правило или упражнение – такой прием позволяет значительно увеличить эффективность обучения.
  4. При объяснениях используйте больше визуальных объектов, образных сравнений, мелодий.
  5. Больше разнообразия, ребенок не должен развиваться однобоко. Спортивный кружок, музыкальная или художественная школа, театральная студия – вы сами поймете, в чем нуждается ваш школьник.
  6. Именно такая, внимательная и «пробуждающая» мотивация школьников и создает базу для творческих, активных и уверенных в себе людей, которые сохраняют способность к обучению в течение всей жизни.

vmest.ru