К самодостаточным людям окружающие относятся по-разному. Кто-то сочувствует: человек, который замкнут сам на себя, заслуживает исключительно сострадания. Ведь он лишен таких радостей жизни, как крепкие привязанности, наличие рядом близких людей.
Аргумент: между самодостаточностью и одиночеством некорректно ставить знак равенства. Многие женщины, которых можно назвать самодостаточными, имеют прекрасные семьи, мужа и детей. Другое дело, что, помимо семьи или просто любимого, в их жизни есть и другие ценности. Интерес к жизни они черпают не только из внешней среды (общения с другими людьми), но и изнутри, из собственных переживаний. Они действительно меньше зависят от окружающих. Они не ищут свое отражение в глазах других людей («а что окружающие подумают обо мне?», «а как же я буду одна?»). Самодостаточные люди – цельные личности, у которых в жизни несколько точек опоры. Они не страдают от одиночества (более того, как правило, самодостаточным людям оно необходимо, как воздух).
Распространенной является точка зрения, что самодостаточность – это тот же эгоизм. Человеку хорошо с самим собой, он не готов отдавать хотя бы потому, что ему ничего от окружающих не нужно.
Аргумент: на самом деле трудно найти человека, который может жить в настолько автономном режиме. Самодостаточные люди так же нуждаются в человеческом тепле, как все остальные. Просто им нужно больше личного пространства. Упрекать в этом самодостаточного человека – все равно, что сетовать на то, что самолет невозможно разместить в обычном гараже. Зато, окружая барьером собственную территорию, самодостаточные люди не посягают на пространство других, общаться с ними комфортно. Отчасти именно поэтому у них, как правило, много друзей. Другая причина – в силу разнообразия интересов (и наличия времени на их реализацию) самодостаточные люди обладают завидной эрудицией. Им всегда есть, что рассказать. Кроме того, всегда приятно общаться с человеком, который находится в состоянии душевного равновесия. Часть этого состояния передается собеседнику.
А все-таки: самодостаточность – это хорошо или плохо? Если хорошо, то почему самодостаточность вызывает настороженное отношение? Психологи объясняют это так. Для нас очень важно знать, что происходит вокруг, и чувствовать, что мы имеем рычаги влияния на других людей. Когда мы сталкиваемся с человеком самодостаточным, свободным, нам не совсем понятно, как влиять на него, как себя вести. Отсюда и возникает подозрительность и прочие отрицательные эмоции.
Действительно ли самодостаточные люди счастливы? Очевидно, да, если только самодостаточность идет изнутри, а не является вынужденной. Если долго не налаживается личная жизнь (а устроить ее очень хочется), можно искать и находить отдушины. И убеждать себя, что все и так хорошо. И усиленно играть роль самодостаточной женщины. Психологи, кстати, говорят, что по-настоящему независимый человек никогда свою самодостаточность не декларирует: есть она – и хорошо. А если все чаще хочется посмотреть на себя в зеркало и гордо заявить: «Я – самодостаточная личность» (и при этом проглотить комок, застрявший в горле) – это тревожный сигнал. Самодостаточность не должна быть приговором.
Поэтому, когда мы говорим о самодостаточном человеке, мы имеем в виду его психологическую состоятельность. Человек счастлив наедине с самим собой и больше ему никто не нужен.
И это не рисовка и работа на публику - ему действительно достаточно себя самого для полного счастья. Он сам для себя Вселенная, которую день ото дня ему всё интереснее изучать.
Одиночество - главный признак того, что человек не является самодостаточным. Из-за ощущения счастья, окружающего человека, самодостаточные люди и являются столь притягательными для всех остальных людей на свете. Противостоять их притягательности просто физически невозможно. Другими он может заинтересоваться лишь в том случае, если ему станет интересно, как его Вселенная взаимодействует со Вселенной другого человека. И тут самодостаточный откроет вход внутрь себя другому, впустит его на свою территорию. И только от действий этого другого на территории самодостаточного будет зависеть, как в дальнейшем сложатся их отношения. Если гость с уважением отнесётся к тому, что он увидит во Вселенной самодостаточного и не станет предпринимать попыток по её перекройке на свой лад, обнаружив, что ему в этой Вселенной комфортно и так, то шансы прожить долгую и счастливую жизнь у этих двух людей будут высоки. Ведь самодостаточному никогда не надоест изучать себя в зеркале, которым для него станет этот другой. Но вот если Вселенной самодостаточного будет грозить какая-либо реальная опасность со стороны того, кого он туда впустил, то он не станет долго думать, оставлять ли источник опасности внутри или выкинуть его вон.Самодостаточность и независимость предполагают, что человек является некоей замкнутой биолого-социальной системой, которая во всех ситуациях может обойтись сама собой и сама по себе. Надо ли доказывать, что это ложь, причем наглая? Ну, раз темы независимости и самодостаточности нынче столь популярны и востребованы — значит, наверное, все же надо…
Возьмем для начала некий обобщающий пример, из которого совершенно точно нет никаких исключений… Если человека взять за шкирку и вышвырнуть за пределы атмосферы Земли — выживет ли он? Если бы он действительно был самоорганизующейся и самоуправляемой системой, то он должен был бы выжить, но на самом деле не выживет в такой ситуации никто, потому что планета Земля попросту не в курсе, что мы «независимы» и «самодостаточны».
Среднестатистический человек в экстремальных условиях способен до месяца обходиться без еды и всего неделю — без жидкости. Если ему напрочь блокировать доступ к кислороду, то он умрет примерно через 30 секунд. Также нежелательно обходиться без солнечного света: организм тоже рано или поздно зачахнет. Получается, что срок жизни биологически независимого человека, в его рафинированной независимости — примерно 30 секунд, небольшой плюс-минус, в зависимости от крепости организма.
С биологической независимостью вроде как разобрались: ее нет. Но многие тотчас же пустятся в возражения: дескать, ну, хорошо, биологической независимости нет, мы о ней, собственно говоря, и не заявляли, но социальная-то независимость, а равно вытекающая из нее самодостаточность, точно есть! А вот и посмотрим… Фото: Depositphotos
Что в социуме является мерилом успеха? Испокон веков — только три составляющие: деньги, известность и принадлежность к определенной команде (касте, сословию, совету, партии, секте и так далее).
Вот мы ходим на работы, стучим по клавиатуре или гнем спину где-нибудь в шахте… Зачем мы это делаем? Правильно: чтобы нам дали денег. Большинство, во всяком случае, только для этого и ходит на работу и что-то там делает. Из этого следует очевидный вывод: мы зависимы от нашего работодателя, который нам платит, и работодатель, который нам платит, нисколько не в меньшей степени зависит от нас, ведь, не будь у него нас, никакого бизнеса у него бы не было. Где независимость и самодостаточность?
Но тут могут возмутиться так называемые «самозанятые» (адвокаты, ИП и прочие): мол, это вы там все зависимы, а мы-то точно работаем «на себя». Но фишка в том, что чтобы работать «на себя», надо стать еще более зависимым от жизни в обществе, чем работающие «на дядю», а иначе никакого «на себя» не получится.
Предприниматель должен едва ли не сутками напролет отслеживать конъюнктуру, устанавливать нужные связи, напряженно думать о том, из какой инстанции может прилететь очередной подвох. Он растворяется во взаимоотношениях других людей, в так называемой «системе». Словом, именно «самозанятые» являются максимально зависимыми, с социальной точки зрения. Каким бы парадоксальным это ни показалось. Если предприниматель не растворяет себя в других целиком и полностью, то он будет не «на себя», а неизбежно «под себя».
Ну, а как же дети-маугли, монахи-отшельники, разбойники, как же, в конце концов, наш светоч Григорий Перельман? Хоть они-то должны быть независимыми и самодостаточными! А вот и нет!
Дети-маугли (не по книжке Киплинга, а в реальности) — жалкое несоциализированное зрелище, но и они вынуждены активно приспосабливаться к природе, будучи при этом на последних природных ролях — следом за волками, медведями, обезьянами и прочими. Рэкетиры, гангстеры и прочие — неизбежно кучкуются и выстраивают свою систему отношений, иначе их мгновенно переловят и передавят поодиночке.
Монахи-отшельники тоже отнюдь не изолируются друг от друга: они формируют свою, альтернативную, иерархию, плотно коммуницируют друг с другом в рамках этой иерархии, у них так же есть наиболее благочестивые «звезды» (типа какого-нибудь Симеона Столпника или монахини Терезы Авильской) и свои аутсайдеры.
Да и Григорий Перельман никогда не стал бы Григорием Перельманом, если бы годами не контактировал с другими математиками, не читал бы их трудов, да и, в конце концов, читать, писать и считать его ведь тоже обучили люди. Опять никакой самодостаточности!
Людям, как известно, нравится заниматься самообманом. Они просто обожают это делать. Если женщине за 35, она не замужем и вообще никому не нужна — значит, она «независима». Если человек патологически некоммуникабелен и в силу этого также никому не нужен, то он, понятное дело, «самодостаточен».
И вместо того, чтобы осознать проблему именно как проблему и начать как-то ее решать (либо, если решить уже невозможно, просто смириться с ней как с данностью), «независимые» и «самодостаточные» бегут к коучам и к психологам — и те за соответствующее вознаграждение охотно подтверждают: да-да, конечно, вы «независимые» и «самодостаточные». Только от обильного применения терминологических изысков, эрзацев и эвфемизмов объективно существующая данность никуда не денется, хоть ты как ее сам для себя замалевывай. Зачем же множить неправду?
И еще один момент… Многие почему-то ставят знак равенства между самодостаточностью, с одной стороны, и игнорированием мнений идиотов, а равно тех, кого не спрашивают, — с другой. Но все же это очень разные вещи. То есть вот вообще никак не совпадающие друг с другом и никак не пересекающиеся. Идиотов игнорировать можно и, наверное, даже должно. А вот никаких «самодостаточных» людей нет и быть не может в природе: мы все без других — ничто, хотим мы этого или нет.
Почему не надо слушать коучей?Почему людям так важно быть успешными?Женская независимость — это гордость или глупость?
shkolazhizni.ru
Возьмем слово "само-стоятельность". Тут легко заметить, что состоит оно из двух частей, которые можно трактовать так: сам стою. То есть стою на собственных ногах без какой-либо поддержки извне. И когда кто-то говорит, что со всеми проблемами он может в своей жизни справиться сам, то мы как раз и понимаем, что это говорит самостоятельный человек.
Теперь обратимся к слову "само-достаточность". Оно тоже состоит из двух частей, которые можно трактовать как самого себя достаточно. То есть человеку достаточно общества самого себя, чтобы хорошо себя чувствовать и не нуждаться в обществе кого бы то ни было.
Поэтому, если, когда мы говорим о самостоятельном человеке, мы в первую очередь имеем в виду его физическую состоятельность, то, говоря о самодостаточном человеке, мы имеем в виду его состоятельность психологическую. Человек счастлив наедине с самим собой и больше ему никто не нужен.
Теперь давайте с вами решим, обязательно ли самостоятельность должна сочетаться с самодостаточностью? Означает ли то, что если человек может по жизни обеспечить себя всем необходимым, то ему будет достаточно общества себя самого, чтобы испытывать полное физическое и психологическое удовлетворение?
Как показывает жизнь, это далеко не всегда так. Много самостоятельных во всех сферах жизни людей испытывают чувство одиночества. Одиночество - главный признак того, что человек не является самодостаточным. Одиночество возникает тогда, когда человеку нужен кто-то ещё рядом, чтобы почувствовать себя счастливым.
Из-за ощущения счастья, окружающего человека, самодостаточные люди и являются столь притягательными для всех остальных людей на свете. Об этом я уже как-то писала в посте Как быть любимой. Противостоять их притягательности просто физически невозможно, особенно если человек страдает от одиночества. Для него такие люди - это как луч света в тёмном царстве тоски никому ненужности.
Мотыльки летят на свет, но очень часто опаляют свои крылышки, натыкаясь на равнодушие или безразличие со стороны самодостаточного человека. Ему-то никто не нужен, ему и так хорошо - хорошо с самим собой. И это не рисовка и работа на публику - ему действительно достаточно себя самого для полного счастья. Он сам для себя Вселенная, которую день ото дня ему всё интереснее изучать.
Другими он может заинтересоваться лишь в том случае, если ему станет интересно, как его Вселенная взаимодействует со Вселенной другого человека. И тут тем, кто так настойчиво добивался его внимания, может повезти - самодостаточный откроет вход внутрь себя другому, впустит его на свою территорию. И только от действий этого другого на территории самодостаточного будет зависеть, как в дальнейшем сложатся их отношения.
Если гость с уважением отнесётся к тому, что он увидит во Вселенной самодостаточного и не станет предпринимать попыток по её перекройке на свой лад, обнаружив, что ему в этой Вселенной комфортно и так, то шансы прожить долгую и счастливую жизнь у этих двух людей будут высоки. Ведь самодостаточному никогда не надоест изучать себя в зеркале, которым для него станет этот другой. Но вот если Вселенной самодостаточного будет грозить какая-либо реальная опасность со стороны того, кого он туда впустил, то он не станет долго думать, оставлять ли источник опасности внутри или выкинуть его вон. Выкинет вон, и не успеет другой наследить, как уже окажется снаружи - вход в жизнь самодостаточного ему будет перекрыт навсегда. В чужой монастырь со своим уставом не лезут.
К чему это длинное вступление? В rss-ленте наткнулась на текст о самодостаточности. Прочитав его, пришла к мысли, что речь в нём всё же шла не о самодостаточности, а о самостоятельности.
...Самодостаточность бьёт по голове. Он говорит мне: «Я не могу её оставить. Она без меня пропадёт.» Ну, может не пропадёт, но не справится. Не умеет, не обучена, не приучена. Одна останется. Ты-то точно не пропадёшь. Ты ж самодостаточная... У меня клеймо на лбу – сильная женщина. Регулярно проигрывающая слабым...
До настоящей самодостаточности главной героине ещё нужно пройти несколько ступенек.
Лишь тогда, когда ей станет абсолютно всё равно, есть ли рядом с ней мужчина или его рядом с ней нет, и главным для неё станет чувство безграничной любви и самоуважения, мы сможем начать говорить о её самодостаточности. И тогда ответ на вопрос о том, почему женатый мужчина предпочитает остаться со "слабой" женой, не связывая свою жизнь с сильной и самостоятельной женщиной, не будет её волновать по причине того, что такого мужчину ей даже не придёт в голову рассматривать в качестве кандидата на своё отражающее зеркало. Так как в этом зеркале никогда не сможет отразиться Вселенная самодостаточной женщины.
tanya-morozova.livejournal.com
В современном мире самодостаточность часто представляется как положительное качество. Потому что самодостаточный – это человек, который многого достиг сам, и именно поэтому, как он считает, не нуждается ни в чьих советах, одобрении, помощи. Ему нравится его появившаяся «независимость», он ею дорожит. В нашей статье попробуем разобраться, откуда берется самодостаточность, на чем она держится, и какой от нее может быть польза или вред.
Человек, идущий путём развития, приобретает положительные способности, качества. И, видя их у себя, в определённый момент жизни может сам себе сказать, что он уже научился очень и очень многому. Те задачи, которые раньше казались ему непреодолимыми, сложными, теперь, наоборот, стали легкими и даже интересными. У него решились многие проблемы. И это здорово! Как вдруг появляется такое понимание: «Мне уже достаточно того, что я умею, что у меня есть». Мало того, начинает казаться, что ему никто не нужен, поэтому он говорит: «Обойдусь без чьей-либо помощи, тем более, что уже своего опыта и знаний хватает».
Как же самодостаточность проявляется в жизни?
Главный признак — остановка в развитии: нет больше перехода на новую ступень. А именно:
В каждодневных делах перестают применяться новые эффективные способы, делается все на автомате (как говорится, рука уже настолько набита, что даже если ночью поднимешься, все сделаешь): «Если умеешь делать хорошо, то зачем делать лучше?» «Зачем прилагать дополнительные усилия? Неохота, да и просто лень».
В решении каких-либо задач отдается предпочтение только лишь одному из хорошо известных вариантов (другие даже не рассматриваются): «Если есть один надежный и проверенный способ, то других уже не надо», «Тратить время на обдумывание, а тем более на разработку, зачем?»
Отсутствие стремления к принятию и решению новых задач: «Мне хватит уже того, что есть», «Это же опять надо что-то делать, а неохота!»
Нет желания и стремления к тому, чтобы расширить свой круг общения: «Мне достаточно того(тех), кого я сто лет знаю», «Один друг лучше новых двух».
Нежелание и непринятие каких-либо перемен в жизни: «Когда уже ко всему адаптировался, привык, то начинать все сначала неохота, да и этого вполне достаточно».
На что же тогда расходуется время жизни, если посмотреть с точки зрения приобретения положительного опыта? На повторение одного и того же?
Развитие — это каждодневное улучшение уже имеющегося результата, и оно остановиться не может, процесс развития бесконечен. Значит, самодостаточная «развитость» — это всего лишь иллюзия, замаскированная лень. Её действие – это отвести человека от дальнейшего развития, нахождения все новых и новых вариантов, поиска и исправления своих ошибок.
Если упорствовать в самодостаточности, то искажения в мировоззрении будут только прибавляться: «Они-то все недалёкие, а я развитый», «Они-то все не так живут, один только я – правильно», «Я-то нормальный, просто другие меня не понимают».
Самодостаточный человек уже не стремится быть кому-то нужным, полезным, заботиться о других. Он остается доволен тем, что есть, предпочитает не брать лишнюю ответственность.
Другая уловка самодостаточности — будто бы она дает независимость. Появляются выражения такого рода, как: «Мне никого и ничего не нужно, я справлюсь сам», «Мне достаточно своих знаний и умений, поэтому учить меня не надо». Но человек ошибается: с появлением самодостаточности он, наоборот, становится зависимым, но от самости, игнорирования, пренебрежения, высокомерия, эгоизма и других ошибок. По-настоящему быть независимым — это быть активным, стремиться к самопознанию, сохранять свои убеждения, уметь прямо их выражать и т. д. А отказываясь от мудрых советов со стороны других, человек оказывается в прямой зависимости от своих заблуждений (ведь они есть у любого человека). Делая глупость только потому, что «это моё независимое решение», человек потом оказывается в зависимости от его же последствий. Например, взял кредит (ведь он лучше знает, как и что надо делать, он ведь самодостаточный), хотя многие отговаривали, а потом оказался в зависимости — от долга. И еще. Мы все равно будем давать кому-то обещания, оказывать услуги и поддержку. И это не зависимость друг от друга, а нормальные взаимоотношения между людьми в обществе.
Есть хорошая альтернатива самодостаточности – самостоятельность. Хорошо уметь делать всё самому. Но это не повод ограничивать своё развитие тем, что «я уже умею». Научился сам – научи другого, а сам учись тому, чему еще не научился.
Выводы
Человеку с диагнозом «самодостаточность» кажется бессмысленным дальнейшее развитие, а сам себе он кажется лучше, чем есть на самом деле (умнее, сильнее, правильнее).
Самодостаточный человек ограничивает свою жизнь рядом простых задач (которые он уже научился решать). От новых, предполагающих дальнейшее развитие, он отказывается, говоря, что «достаточно того, что уже умею».
Самодостаточность – деградация или развитие? Что выбираете?
Устюжанина А. К.
vospytanie.ru