Процесс, охватывающий около 3 млн. лет. Однако на территории Африки найдены остатки ископаемых существ, занимавших по своему строению промежуточное положение между человекообразными обезьянами и современными людьми. Их возраст — около 4,5—5 млн. лет, и многие ученые считают их первыми гоминидами (от лат. homo — человек), т. е. представителями того же семейства, к которому относятся современные люди и их ближайшие ископаемые предки. Но происхождение этих существ пока точно не установлено, и к тому же никаких орудий труда у них не найдено.
Древнейшие орудия из камня археологи обнаружили в геологических пластах, возраст которых не превышает 2,5—3 млн. лет, поэтому именно эту дату современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества. Сделанные на протяжении последних 30 лет в Африке важные палеоантропологические открытия (здесь обнаружены ископаемые остатки всех видов древнего человека и орудий его труда) позволяют большинству исследователей именно этот континент считать прародиной человечества, точнее — Восточную Африку, откуда происходят наиболее выразительные находки ископаемого человека и следов его культуры.
В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Африке, почему они получили название южных обезьян (от лат. australis — южный и греч. pitēkos — обезьяна). Ростом австралопитеки были примерно с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как и у человека, остальным пальцам. И наконец, главное отличие австралопитеков от своих эволюционных предшественников заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий труда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня представляют собой грубые желваки с режущим краем. Совокупность этих каменных орудий получила название олдувайской индустрии (по названию местности в Танзании; см. Археология). В настоящее время олдувайская индустрия рассматривается как начальный, наиболее ранний этап в культурном и техническом развитии человечества.
Второй этап становления человечества — эпоха питекантропов (от греч. pitēkos — обезьяна и ánthrōpos — человек), или архантропов (архаических людей). Первые стоянки питекантропов были открыты в 1891 г. на Яве голландским исследователем Э. Дюбуа, а затем обнаружены в Китае, европейских странах и в Африке. Наиболее богатое местонахождение с остатками питекантропов — пещера Чжоукоудянь недалеко от Пекина; в ней найдены скелеты более чем 40 особей. В строении отдельных костей скелета питекантропы имеют еще много примитивных признаков, но объем мозга у них достигает 1000 см3 (у австралопитеков он равен 600—650 см3). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных Дуг.
Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием, чем у австралопитеков. Они научились делать ручное рубило — большой яйцевидной формы каменный желвак, обработанный сколами с двух сторон и имевший два лезвия, или рабочих края, и приострен-ный конец; разнообразные скребла, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем и т. д. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже умели пользоваться огнем, о чем свидетельствуют остатки очагов и обожженных костей на стоянках. Совокупность орудий питекантропов получила название ашельской каменной индустрии (от названия города Сент-Ашель во Франции).
Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому, 250—300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Эта индустрия получила название мустьерской (по наименованию городка Ле-Мустье во Франции).
Неандертальцы вели более оседлый образ жизни, чем их предшественники, занимались охотой на крупных животных, причем приемы охоты стали более изощренными. Еще питекантропы начали на равнинах строить наземные жилища, неандертальцы же использовали их более или менее постоянно, хотя в горных местностях продолжали жить и в пещерах. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.
Появление первых, еще очень примитивных религиозных представлений связано у неандертальцев с культом мертвых. Покойника хоронили в специально вырытом углублении, куда его опускали в определенном положении по отношению к небесным светилам. В могилу иногда помещали и орудия труда. Зарождается у неандертальцев и примитивное искусство. Об этом рассказывают нам насечки и углубления на каменных пластинках, покрытых охрой, а также зигзагообразные охряные полосы на стенах пещер.
Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.
yunc.org
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.. 5
2. СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА.. 6
2.1 Этапы становления человека. 7
2.1.1 древнейшие люди. 7
2.1.2 древние люди (неандертальцы) 7
2.1.3 современные люди. 8
3. СХОДСТВО И ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.. 8
3.1 Сходство человека с животными. 9
3.2 Отличия человека от животных. 10
3.2.1 развитие разума. 10
3.2.2 речь. 10
3.2.3 трудовая деятельность. 11
3.2.4 использование огня. 11
3.2.5 разделение труда. 11
3.2.6 семейно-брачные отношения. 11
3.3 Специфические особенности человека. 11
4 СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18
Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.
Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек – это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».
Что отличает людей от животных? Есть, например признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Несмотря на то, что человек произошёл от животного и его тело, кровь, мозг принадлежат природе (он биологическое существо), великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает общественный). Определяющим условием превращения животного предка в человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т.е. общественный. Лишь в обществе, в общении между людьми труд повлёк за собой формирование новых, человеческих качеств: языка (речи) и способности мыслить.
Следовательно, цель моей работы состоит в изучении, как биологической, так и социальной сторон человеческого бытия.
А так как, для правильного понимания процессов, происходящих в человеке, определения его места в природе, в жизни и развитии общества необходимо научное обоснование вопроса о происхождении человека, то задачей моей работы является рассмотрение вопроса о происхождении человека, а также понятие его сущности.
Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными — представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.
Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология — общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез — процесс происхождения человека — как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза.
По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:
1)креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом;
2)биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;
3)трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;
4)мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;
5)космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.( Садохин, Александр Петрович. Концепции современного естествознания)
Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871 г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:
человек произошел от животных предков;
человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.
Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.[6, c.312]
С XIX века господствует в науке вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Но всё это отнюдь не означает, что ныне живущие шимпанзе или гориллы — точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни — «древесная обезьяна»).
Эти древние человекообразные обезьяны, обитавшие на Африканском и Европейском континентах, вели древесный образ жизни и питались, по-видимому, плодами. Передвижение по деревьям с различной скоростью, меняющимися направлением и расстояниями привело к высокому развитию двигательных центров головного мозга. Примерно 6–8 млн лет назад в связи с мощными горообразовательными процессами в Южной Африке наступило похолодание, появились обширные открытые пространства. В результате дивергенции произошло формирование двух эволюционных ветвей – одной, ведущей к современным человекообразным обезьянам, и другой – ведущей к человеку.[4,c.317]
Первыми в ряду предков современного человека стоят австралопитеки (от лат. australis – южный + греч. pithekos – обезьяна), которые появились в Африке около 4 млн. лет назад. Австралопитеки, так называемые «обезьянолюди», населяли открытые равнины и полупустыни, жили стадами, ходили на нижних (задних) конечностях, причем положение тела было почти вертикальным. Руки, освободившиеся от функции передвижения, могли использоваться для добывания пищи и защиты от врагов.[3,c.301]
Около 2–1,5 млн. лет назад в Восточной и Южной Африке, в Юго-Восточной Азии жили существа, более близкие к человеку, чем австралопитеки. Homo habilis («человек умелый») умел обрабатывать гальку для изготовления орудий, строил примитивные укрытия и хижины, начал применять огонь. Признаком, отличающим человекообразных обезьян от людей, считается масса головного мозга, равная 750 г.
В процессе становления человека условно выделяют три этапа: древнейшие люди; древние люди; современные люди.
Результатом эволюции стали фундаментальные биосоциальные отличия человека, которые появляются в процессе онтогенеза при условии жизни человека среди людей, в социуме. Эти особенности касаются и физиологии, и поведения, и образа жизни человека.
Человек в отличие от животных обладает особой формой мышления – понятийным мышлением. В понятии заключаются наиболее важные существенные признаки и свойства, понятия абстрактны. Отражение действительности животными всегда конкретно, предметно, связано с определенными предметами окружающего мира. Только мышление человека может быть логичным, обобщающим, отвлеченным. Животные могут совершать очень сложные действия, но в их основе лежат инстинкты – генетические программы, передающиеся по наследству. Набор таких действий строго ограничен, определена последовательность, которая не меняется с изменением условий, даже если действие становится нецелесообразным. Человек же вначале ставит цель, составляет план, который может измениться при необходимости, анализирует результаты, делает выводы.
И. П. Павлов (1925), исследуя особенности высшей нервной деятельности человека, выявляет ее качественные отличия от нервной деятельности животных – наличие второй сигнальной системы, то есть речи. Органами чувств животные и человек способны улавливать различные изменения качеств и свойств окружающих предметов и явлений (звук, цвет, свет, запах, вкус, температуру и т. д.). Именно работа сенсорных механизмов лежит в основе действия первой сигнальной системы, общей у человека и животных. В то же время у человека развивается вторая сигнальная система. Сигналами здесь служат слова, речь, отделенная от самого предмета, абстрактная и обобщенная. Слово заменяет непосредственные раздражители, является «сигналом сигналов». Многочисленные наблюдения показали, что вторая сигнальная система может быть развита только при общении с людьми, то есть развитие речи имеет социальный характер.
Многие животные способны к определенной созидательной деятельности. Но только человек способен изготавливать сложные орудия труда, планировать трудовую деятельность, корректировать ее, предвидеть результаты и активно изменять окружающий мир.
Огромное значение для развития человека и общественных отношений имело освоение огня. Этот факт позволил человеку выделиться из мира природы, стать свободным, не зависеть от условий стихии. Положительным в развитии человечества стали, тепловая обработка пищи и использование огня для изготовления более совершенных орудий труда.
Уже на начальных этапах развития человеческого общества происходило разделение труда по возрастным и половым признакам. Это привело к развитию общественных отношений, к росту производительности труда, позволило передавать опыт и знания новому поколению.
Регулирование брачных отношений обществом явилось положительным фактором не только для развития социума, но и для биологической эволюции человека. Запрет родственных браков предупреждает накопление негативных мутаций, приводит к обогащению генофонда общества.[3,c.299]
Все перечисленные фундаментальные отличия человека от животных стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.
Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма.
Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. Переход к прямохождению привел к изменению морфологии нижних конечностей, ставших опорным органом. Нижняя конечность приобрела уплощенную стопу с продольной сводчатостью, что смягчило нагрузки на позвоночный столб.
Огромные изменения претерпела рука, главной функцией которой стала хватательная, причем это не потребовало никаких серьезных анатомических преобразований. Происходило все большее противопоставление большого пальца относительно ладони, что позволяло зажимать камень или палку и с силой ударять ими.
После того, как предок человека встал на ноги и поднялся над поверхностью земли, его глаза переместились во фронтально -параллельную плоскость, поля зрения обоих глаз стали перекрываться. Это обеспечило бинокулярное восприятие глубины и привело к развитию зрительных структур мозга.[1,c.167]
Но главные отличия человека от животных закрепились в материальном носителе разума − мозге. Не случайно признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Мозг наших предков постоянно увеличивался в ходе биологической эволюции. Так, у австралопитеков объем мозга составлял 500 —600 см3, у питекантропа — до 900 см3, у синантропов — до 1000 см3. Объем мозга неандертальца в среднем был больше, чем у современного человека. Было обнаружено, что в ходе эволюции стала существенно увеличиваться степень наполнения черепа мозговым веществом.[6,c.328]
Таким образом, на протяжении длительного времени в процессе антропогенеза действовали преимущественно эволюционные факторы генетической изменчивости и отбора. Изменение условий существования предков человека создавало сильное давление отбора в пользу выживания особей и групп с признаками, содействовавшими прогрессивному развитию прямохождения, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности головного мозга. Естественный отбор сохранил признаки, стимулировавшие совместный поиск пищи, защиту от хищных зверей, заботу о потомстве и т.д., что в свою очередь способствовало развитию стадности как начальной ступени развития социальности.
Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид − Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.
Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:
а) прямая походка;
б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны;
г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи;
е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
ж) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.
Хотя развитие человека во многом обусловлено биологически, не следует, однако, абсолютизировать это влияние. В связи с этим большой интерес вызывает такое современное течение, как социобиология.[5,c.16]
Социобиология — научная дисциплина, изучающая генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора. Иными словами, социобиология представляет собой синтез популяционной генетики, этологии и экологии.
Социобиология выступает с идеей синтеза биологического и социального знания, но на основе биологии. Здесь не вызывает сомнений тот факт, что человек — часть живой природы, и поэтому он подчиняется биологическим законам, однако объяснение поведения человека только в биологическом аспекте вряд ли правомерно.[6,c.332]
Анализ процесса антропогенеза позволяет сделать вывод о том, что биологическая эволюция завершилась 30—40 тыс. лет назад после возникновения человека разумного. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии.
Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека.
С завершением процесса антропогенеза закончилось и действие группового отбора как ведущего фактора эволюции. Отныне все развитие человека обусловлено социальными условиями жизни, определяющими развитие его интеллекта и целесообразной деятельности. Будучи продуктом биологической эволюции, человек никогда не выйдет за границы своей биологической природы. Однако замечательной особенностью биологической природы человека является его способность к усвоению социальных явлений.
Биологическое и социальное начала выступают генетически и функционально связанными уровнями целостной организации человека. Биологическое начало, будучи первичным во времени, детерминирует социальное начало, становится предпосылкой его воспроизведения. Поэтому биологическое есть необходимое, но не достаточное условие становления и функционирования социального. И действительно, человек не может возникнуть без биологического основания, ибо его наличие — непременное условие и обязательная предпосылка выделения человека из животного мира. Однако обезьяна не может превратиться в человека только по законам развития органического мира. Здесь нужно нечто большее.
Человек приобретает свою социальную сущность не в силу биологических законов, а в силу законов общественного развития. Таким образом, социальное приобретает относительную независимость от биологического и само становится необходимым условием своего дальнейшего существования.
Однако выход человека из природы вовсе не означает, что теперь для него устанавливается абсолютное противостояние природе. Более того, человек должен, как и все живое, приспосабливаться к ней. Но в отличие от животных, которые непосредственно приспосабливаются к изменениям окружающей среды, человек достигает поставленной цели за счет изменения природы, преобразования ее.
В ходе этого создается мир искусственных предметов и явлений, рядом с естественным миром природы возникает искусственный мир человеческой культуры. Именно таким образом человек удерживает свою родовую сущность и превращается в общественное существо.[1,c.169]
Общество всегда вынуждено в той или иной мере считаться с биологической основой людей, заботиться об удовлетворении возникающих на этой основе потребностей. С возникновением же общества происходит окончательное подчинение биологического социальному, что ни в коей мере не означает вытеснения и отмены биологического. Оно просто перестает быть ведущим. Но оно существует, и его присутствие напоминает о себе многообразными проявлениями. Ведь жизнедеятельность каждого отдельного человека подчинена биологическим законам. Другое дело, что потребность нашего организма мы удовлетворяем в рамках тех возможностей, которые нам предоставляются обществом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление человека – огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, нуждается в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претерпевает изменения, растёт, стареет, умирает. Поэтому тело человека, человеческий организм – область изучения биологических наук. Биологическое выражается и в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным?
Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Организм и личность — две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Измерение человека с биологической и социальной стороны имеет отношение именно к его личности.
Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Поэтому это неразрывное единство позволяет сказать: человек – существо биосоциальное.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акимова, Т.А. Экология: Учебник для студентов вузов/ Т.А. Акимова. В.В. Хаскин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.
2.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов.−М.: АСТ; Астрель, 2004. −382 с.
3.Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/Под редакцией Л. А. Михайлова.− СПб.: Питер, 2008. − 336с.
4.Николайкин Н.И Экология :Учебник для вузов/Н.И. Николайкин, Н.Е Николайкина,О.П.Мелехова.−3-е изд.,стереотип.−М.: Дрофа,2004.−624 с.
5.Обществознание: Учеб. пособие / А. В. Клименко, В. В. Румынина. −4-е изд., − М.: Дрофа, 2004.−480 с.
6.Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / А.П. Садохин. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.−447 с.
7.Ситаров В. А. Социальная экология: Учеб. пособие/ В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов.− М.: Издательский центр «Академия», 2000. −280 с.
znakka4estva.ru
Биосоциальные аспекты развития общества и человека
Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад человека современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться, но вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество.
Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек - единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего.
Но человек - это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное, то есть через понятие, отражающее двойственность его природы - диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а с другой - за разрушительные последствия - преступления, убийства, войны и др.
Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития и другое. Поскольку все биологическое в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течении ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение, безусловно, отражающееся на формировании правового мышления. Однако, вследствие того, что биологическое определяет сохранение и репродукцию человека как вида, оно определяет процесс естественного отбора в обществе природных индивидов, заставляя человека бороться за выживание в коллективе себе подобных индивидов, постоянно изыскивая все новые формы борьбы за жизнь и выживание, приобретая новые знания и коллективный опыт. Социальная форма развития материи возникла лишь с появлением человека и образования первых общественных формирований людей (общин), а впоследствии и государственных образований и правовых систем.
Общество и человек
В современной науке существует множество ответов на вопрос, что такое человек и в чем его сущность. Исследователи выделяли различные природные, биологические, психологические, социальные, духовные характеристики. Для начала попытаемся ответить на вопрос о происхождении человека. Выделение человека из животного мира—столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Предыстория человечества по сей день остается загадкой. Превращение животных в людей не могло быть мгновенным событием, с неизбежностью должен был пройти длительный период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез). Это две неразрывно связанные стороны единого процесса — антропосоциогенеза.
Поведение животного представляет собой одну из форм функционирования его организма. Структура организма детерминирует потребности животных и программы их поведения. Всякое животное рождается на свет, уже будучи наделенным определенным набором биологических и генетических свойств, инстинктов и т. п., которые обеспечивают его приспособленность к условиям обитания и в конечном итоге саму жизнь и существование. Все люди, живущие на Земле последние 35—40 тыс. лет, относятся к одному и тому же биологическому виду homo sapiens (человек разумный). Поведение людей очень напоминает поведение сообществ высокоорганизованных животных, каковыми являются человекообразные обезьяны. Но все же оно различно, поскольку человек создает новую среду обитания, преобразует ее в соответствии со своими потребностями. Главными средствами передачи программы, определяющей поведение людей, является язык, речь, показ и пример. Место «генетических конструкций» занимают нормы, место наследственности—преемственность, сохраняемая и передаваемая посредством культуры. Культура—исходный отличительный признак сообщества людей разумных. Общество—это не просто совокупность индивидов. Объединения имеются и у животных. Однако они представляют собой либо стадо, где доминирует индивидуальный инстинкт самосохранения, либо специфические биологические «сверхорганизмы» (типа муравейника», в которых отдельные организмы живут по принципу разделения функций и представляют собой некоторое биологическое целое.
Общество - надбиологическая (социальная) форма организации индивидуумов. Она покоится на функциональной дифференциации организмов, общности интересов, стимулов и др. Таков основной вывод современной антропологии.
Наши предки - древние человекоподобные обезьяны австралопитеки не отличались большой физической силой. Вынужденные спускаться на землю в поисках пищи, они начали использовать палки (природные орудия) вначале для защиты, а впоследствии и в целях нападения и охоты. Первые люди, изготовлявшие орудия, появились примерно 2—2,5 млн. лет назад. Им присвоено имя homo habilis (человек умелый). По своей морфологической организации и природе их следует считать животными. Человеческие черты появились лишь сменивших их питекантропов homo erectus (человек прямоходящий). Именно тогда - 1,5— 1,6 млн. лет тому назад начали формироваться мышление и язык. Потребуется около 1 млн. лет для того, чтобы развитие производственной деятельности привело к появлению первых людей. И еще 1,5—1,6 млн. лет понадобилось для того, чтобы развитие производственной деятельности смогло привести к появлению современных людей и общества. И в этом процессе выделения человека из животного мира большая роль отведена труду. Однако труд превращается в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими социальными факторами, как язык, сознание, мышление и т. п.
В процессе антропогенеза сформировался новый человеческий генотип. Благодаря чему человек стал автономным существом. Животные бессознательны, ими руководят инстинкты. Общественному сознанию присущи существенные особенности:
1) общественное сознание более, чем какая-либо другая, является системной, характеризуется взаимосвязанностью;
2) оно основано на общественном опыте, поскольку труд уже по своему происхождению является совместной, коллективной деятельностью; и организацией;
3) осуществляется в символической форме (появляются язык, культура и т. п.).
Особенно важна роль общения между людьми. Современные исследования показывают, что высшим животным присуще образное мышление, о чем свидетельствует, например, способность обезьян к сложной орудийной деятельности, в том числе к изготовлению простейших орудий труда. Животные способны актуализировать образы предметов и воспроизводить их. В экспериментах с шимпанзе отчетливо видно, что последние используют протоязык (мимиознаки, кинезнаки, физиознаки). Есть сведения об элементах функционального употребления ими знаков. Они могут даже их комбинировать. Но даже высшие животные не могут перейти от коммуникации, построенной по принципу часть/целое, к коммуникации знак/значение. Язык» антропоидов, усвоенный ими в экспериментах, не служит для познавательной деятельности, для регуляции собственного поведения и психических процессов. Его употребление носит эгоцентрический характер, в отличие от общественного использования языка человеком. В материальном производстве человека воплощен процесс творчества, направленный на изготовление орудий и предметов труда с заданными свойствами. Эта деятельность немыслима. вне общества. Постепенно складывается первобытный коллектив с уравнительным распределением. Добытая пища - собственность общины. Появляются нормы, правила поведения, обязывающие делиться добытым. Утверждение общей собственности на пищу требовало ликвидации системы доминирования, имеющей место у животных в сфере распределения, а тем самым и доминирования вообще. Обеспечить сплоченность объединения должна была теперь новая сила—возникающая мораль (прамораль). Появляются общественные отношения. Их становление сопровождается появлением первых захоронений. Возникают представления о душе. Забота о мертвых не могла появиться без заботы о живых. Интересна раскопка в местечке Шанидар (Ирак, 60—44 тыс. лет), где найдены останки взрослого мужчины-калеки в возрасте 40—60 лет. Можно предположить, что к тому времени начали складываться человеческие отношения, проявляющиеся в заботе о слабых. Поскольку опыты на обезьянах показывают, что они весьма агрессивно относятся к калекам, не подпускают их к пище, совершенно не заботятся о них, забивают.
Половой инстинкт – доминирующий в процессе воспроизводства людей. Утверждение общества означало установление контроля над ним определенного контроля. В стаде пралюдей отношения полов регулировались так называемой системой доминирования. При этом наиболее сильные доминирующие самцы имели доступ к самкам. Позднее возник новый механизм регулирования, появились запреты—табу, например, инцест - запрет половых отношений внутри рода и т.п. По-видимому, запреты были связаны с тем, что конфликты на почве удовлетворения полового инстинкта приводили к открытым столкновениям, мешали сплоченности общества. От эндогамии (половые связи внутри рода) примитивная община переходит к агамии (исключения близкородственных брачных контактов) и в конечном счете - экзогамии (межродовые связи). Что послужило поводом к установлению агамии и эндогамии, неясно. Возможно, чтобы избежать внутриродовых конфликтов. Возможно, по гипотезе, выдвинутой современными генетиками, из-за мутаций в генах. Дело в том, что эндогамная группа с относительно ограниченным генофондом наиболее восприимчива к мутагенным факторам среды, ведущим к пагубным последствиям. Человек — существо биосоциальное, ему присущи как биологические так и социальные качества. Это предполагает выявление конкретных детерминант его природы, их анализ и взаимодействие. Биосоциальное бытие человека предстает в нескольких разномасштабных формах: в единичной форме личности, в особенных формах типов человека (половых, возрастных, исторических, этнических, социальных), наконец в общей родовой форме – человечестве в целом. Биологическое и социальное в человеке реализуется через его поведение, деятельность, культуру и др. Человек не только творит культуру, но и сам творим ею. Эта неоспоримая диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке и делает его самой сложной из всех существующих в мире живых систем.
cyberpedia.su
Считают, что приматы произошли от древних тупай — небольших тропических зверьков, одновременно напоминающих представителей трёх отрядов: крупных тропических насекомоядных, мелких куниц и лемуров. Эти зверьки настолько необычны, что до сих пор одни систематики относят современных тупай к отряду насекомоядных, а другие считают их самыми примитивными приматами.
Первыми ископаемыми, промежуточными по строению между человеком и современными человекообразными обезьянами, оказались крупные обезьяны, названные сивапитеками (от Шива — индийское божество и греч. питекос — обезьяна) (рис. 237). Они существовали в интервале от 12,5 до 5 млн лет назад. Жили не в лесах, как все другие обезьяны, а в саваннах. Фрагменты их скелетов обнаружены в Африке, Южной Азии и Центральной Европе. Судя по остаткам скелета, они передвигались на задних конечностях, опираясь на передние точно так же, как это делают человекообразные обезьяны. Объём черепной коробки сивапитеков небольшой — не более 350 см3(обратите внимание: у современных человекообразных приматов размеры мозга больше: шимпанзе — 420 см3, у гориллы — около 500 см3).
Рис. 237. Хронология этапов эволюции человека |
Следующим этапом эволюции приматов стали вымершие прямоходящие обезьяны — австралопитеки (от лат. австралис — южный и греч. питекос). Впервые их выявили в Южной Африке. Австралопитеки предпочитали открытые пространства, жили в пещерах. Их рост достигал 150 см, пропорции тела отвечали пропорциям тела позвоночных, передвигающихся на двух задних конечностях при выпрямленном положении тела. Объём головного мозга у самых древних видов австралопитеков составлял около 450 см3, а у самых молодых доходил до 750 см3. Несмотря на то, что австралопитеки в эволюционном плане гораздо ближе к человеку, чем к человекообразным обезьянам, они не умели изготавливать орудия труда. Хотя доказано, что при охоте и драках друг с другом пользовались палками и камнями. Австралопитеки — это отдельный род человекообразных обезьян, в который входит 5—6 видов. Они жили в период от 8 до 0,75 млн лет назад.
Первый из рода людей — это человек умелый (Homo habilis). По сохранившимся ископаемым остаткам его можно считать либо очень развитым австралопитеком, либо самым древним из рода людей. В современной антропологии принята последняя точка зрения. Основаниями для этого послужил большой головной мозг, объём которого составлял 850—1100 см3 и то, что он изготавливал орудия труда из гальки. Жил этот ископаемый вид в период от 3 млн до 1,75 млн лет назад.
Возникновение древнейших ископаемых людей или, как их ещё называют, архантропов (от греч. архаиос — древний и антропос) считается начальным этапом антропогенеза — биологической эволюции, приведшей к возникновению человека. Архантропы возникли на Земле около 2 млн лет назад, а время их расцвета пришлось на отрезок от 650 до 350 тыс. лет назад. Произошли они от австралопитеков. Характерной особенностью эволюции архантропов является — резкое увеличение размеров головного мозга, который у них составил 900—1200 см3, почти сопоставимо с мозгом современного человека (около 1300 см3). Архантропы уже имели примитивную речь, умели пользоваться огнём, изготавливали каменные орудия (рис. 238), заворачивались в шкуры вместо одежды, жили в пещерах и были каннибалами. Высота тела мужчин достигала 160 см, женщин — до 150 см.
Рис. 238. Каменные орудия древних людей |
Типичным представителем архантропов является Homo erectus — человек прямоходящий, который расселился по всему Старому свету, образовав ряд подвидов: синантроп (от лат. Сина — Китай) — китайский, питекантроп (от греч. питекос — обезьяна) — индонезийский, гейдельбергский (по названию г. Гейдельберга, возле которого впервые были обнаружены ископаемые остатки этого вида) — европейский человек.
Считают, что архантропы вымерли около 300 тыс. лет назад, уступив место неандертальцам, хотя совсем недавно было установлено, что последние питекантропы, жившие в тропиках, сумели дождаться прихода современного человека и вымерли только 18—27 тыс. лет назад.
Палеоантропы (от греч. палаиос — древний), или неандертальцы (Homo neandartelensis) — ископаемые древние люди, которые сменили архантропов. Одни исследователи считают их отдельным видом, другие — только подвидом человека разумного. Жили неандертальцы 300—24 тыс. лет назад. Имели крепкое, плотное телосложение, рост до 165 см. Объём головного мозга у них был даже больше, чем у человека современного типа — 1400—1600 см3. Отличительной чертой палеоантропов являлись развитые надбровные дуги. Существует мнение, что среди них могли встречаться рыжие, бледнолицые особи. Строение голосового аппарата даёт основание считать, что неандертальцы обладали членораздельной речью. О достаточно высоком уровне их интеллекта свидетельствуют наличие музыкальных инструментов — костных флейт, умение лечить переломы костей, погребальные обряды. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Рис. 239. Таким был внешний вид мужчин неандертальцев (а) и кроманьонцев (б) |
Неоантропов (от греч. неос — новый), или людей современного типа, относят к виду Homo sapiens. Их исторический возраст оценивают в интервале от 200 до 50 тыс лет. Ранних представителей современного человека называют кроманьонцами — от названия грота Кроманьон во Франции, где обнаружили их останки. Жили они 40 —10 тыс. лет назад. Объём их головного мозга был таким же, как и у неандертальцев (1200—1500 см3). Раньше предполагали, что кроманьонцы — непосредственные эволюционные потомки неандертальцев, но сейчас считают, что они родом из Африки. Оттуда они расселились, местами вытеснив, а местами ассимилировав путём гибридизации неандертальцев — исконных жителей евразийского континента. Кроманьонцы заметно отличались от неандертальцев высоким ростом и лёгким телосложением (рис. 239). Однако их геномы на 99,5% идентичны. Известно, что кроманьонцы и неандертальцы несколько десятков тысяч лет сосуществовали друг с другом, при этом между ними, очевидно, велись первобытные войны.
Происхождение человека неразрывно связано с процессом эволюции приматов. Выделяют два основных этапа: образование австралопитекоподобных обезьян — предков людей и антропогенез — эволюцию человека. В свою очередь, эволюция человека также включает два периода: первый — развитие древних ископаемых людей — архантропов; второй — образование палеоантропов и людей современного типа. Главным фактором, определившим специфику эволюции человека, стала цефализация — резкое увеличение размера головного мозга.
Вопросы по этому материалу:worldofschool.ru
Проблему происхождения человека исследовали многие видные ученые: Ч. Дарвин, Т. Гексли, Э. Геккель, Ф. Энгельс, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, В.О. Ковалевский, А.Н. Северцов, Д.Н. Анучин и другие. В результате трудоемких поисков и раскопок важные находки остатков древних предков людей (черепов, фрагментов челюстей, костей, каменных орудий труда и т.п.) сделали Е. Дюбуа, Р. Дарт, В. Кенигсвальд, Ф. Вейденрейх, супруги Л. и М. Лики и их сын Р. Лики.
По имеющимся данным складывается следующая картина происхождения и эволюции человека. Она постоянно уточняется, но основа ее сохраняется и укрепляется. Самые ранние остатки полуобезьян имеют возраст 70—90 млн лет. Первые низшие узконосые обезьяны появились около 55 млн лет назад. Человекообразные обезьяны возникли около 40 млн лет назад, от них позднее … произошли современные антропоиды. Примерно 20—25 млн лет назад выделилась ветвь древесных обезьян -дриопитеков, одни их виды (судя по остаткам костей) ближе к современным человекообразным обезьянам, другие — к человеку. За миллионы лет жизни в тропических лесах Южной Африки и других подобных мест, дриопитеки хорошо приспособились к лазанию по деревьям, срыванию плодов, ловле насекомых и т.п. У них развился сравнительно большой головной мозг, обеспечивавший успешную ориентировку в пространстве и деятельность конечностей.
В результате того, что 7—8 млн лет назад климат в Южной Африке стал суше и холоднее, дриопитеки вынуждены были перейти к наземному образу жизни. В отличие от низших узконосых обезьян, передвигавшихся по земле на четырех конечностях, дриопитеки освоили прямохождение и дали начало австралопитекам (буквально «южным обезьянам», поскольку их остатки найдены в Южной Африке). Череп австралопитека впервые был найден в восточной части пустыни Калахари в 1924 г. Р. Дарт, описавший эту находку, считал австралопитека обезьяной, но такой, которая занимает промежуточное положение между современными человекообразными обезьянами и человеком.
Предполагают, что общая масса австралопитека не превышала 50 кг, а средняя масса головного мозга — примерно 500 г. Выживанию в борьбе с более мощными хищниками австралопитекам помогали стадный образ жизни, использование в качестве орудий труда естественных предметов (камней, палок, костей), сочетание растительной пищи с животной, которая постепенно становилась основной. Со временем австралопитеки перешли и к обработке (хотя и простейшей) используемых предметов. Они отбирали камни с острыми краями, обламывали сучки у палок, расщепляли кости, заостряя их. Австралопитеков называют обезьянолюдьми, и в качестве таковых они выделились не позднее 5 млн лет назад.
В 1959-1960 гг. в Олдовайском ущелье (в Танзании) А. Лики (отец) нашел черепа австралопитеков, у которых объем головного мозга был примерно на 100 см3 больше, чем у других австралопитеков. Возраст найденных черепов не менее 1 750 000 лет. Л. Лики сделал вывод, что он нашел остатки не обезьян, не обезьянолюдей, а уже людей, которым он дал имя Homo habilis («человек умелый»). В 1972 г. Р. Лики (сын) нашел в районе озера Рудольф череп и берцовые кости существ с возрастом 3 млн лет. Объем их головного мозга оказался даже больше, чем у найденного Лики-отцом. Это означает, что первый человек появился на Земле не менее 3 млн лет назад.
У людей вида Homo habilis объем головного мозга достигал 650 см3. Они применяли грубо обитые камни, сооружали, вероятно, простейшие жилища, но не умели пользоваться огнем. Эти преимущества позволяли древнейшим людям вытеснять более примитивных австралопитеков, охотиться на них и даже поедать. На местах их стоянок найдены черепа австралопитеков, разбитые каменными орудиями. По состоянию черепов ученые предполагают, что мозг из них был высосан.
С недавних пор исследователи стали выделять вид Homo erectus («человек прямостоящий»), живший 1,5 млн лет назад.
В 1891 г. на острове Ява Е. Дюбуа нашел черепную крышку и кости существа, названного им питекантропом (Pithecanthropus erectus — обезьяночеловек прямоходячий). Объем мозга питекантропа — около 900 см3, а рост — 170 см. Эти древние люди жили примерно 500 тыс. лет назад. К ним близки синантропы, остатки которых найдены в 1936 г. в Китае вблизи Пекина. По описаниям Ф. Венденрейха, объем головного мозга синантропа равен 850-1220 см3. Правая рука у людей этого вида была развита сильнее левой. Строение нижней челюсти свидетельствует о слабом развитии членораздельной речи синантропа. Он ходил прямо, не опираясь руками о землю. Обработка орудий труда более совершенна, чем у человека умелого (Homo habilis) и питекантропа. Синантропы обтесывали один камень другим и умели пользоваться огнем для обогревания и приготовления пищи. Вероятно, они умели искусственно получать огонь. Судя по остаткам многих черепов синантропов (они пробиты и мозг их был высосан), первобытные люди были людоедами. Жили синантропы 400 тыс. лет назад.
В 1856 г. в долине реки Неандерталь (около г. Дюссельдорфа) были впервые найдены остатки людей, названных неандертальцами. Объем их мозга — от 1000 см3 до 1600 см3 — в среднем не меньше, чем у современного человека, но лобные доли у неандертальца были развиты намного слабее. Ростом они были немного ниже современного человека, ходили ссутулившись, немного согнув ноги в коленях. Неандертальцы изготовляли одежду из шкур животных, жили в пещерах или строили жилища. Жили они 200 тыс. лет назад и вплоть до возникновения современного человека. Скорее всего, они не являются непосредственными предками современного человека и оказались тупиковой ветвью в эволюции человека.
Кости ископаемых людей современного типа впервые найдены в 1868 г. в пещере Кроманьон во Франции, поэтому эти люди названы кроманьонцами. Их рост достигал 180 см, а вместимость черепа была 1590 см3. Как и современных людей, кроманьонцев относят к одному виду — Человеку разумному (Homo sapiens). Обычно считается, что кроманьонцы жили 30—40 тыс. лет назад, но сейчас все больше допускается, что они могли жить и на 40 тыс. лет раньше, т.е. возраст современного вида человека фактически удваивается.
Виды Homo habilis, Homo erectus, питекантропы, синантропы, неандертальцы и Homo sapiens объединяются в род Homo. В настоящее время род Homo представлен одним видом — Homo sapiens, остальные виды вымерли, стали ископаемыми.
refac.ru
§ 1. Начальные этапы становления человеческого общества
От человека умелого к человеку разумному. Важнейшими отличиями человека от представителей животного мира учёные считают целенаправленную трудовую деятельность (т. е. изготовление и применение орудий труда), прямохождение, интеллектуальную деятельность, тесно связанную с наличием речи (языка).
В современной антрополо?гии (от гр. слов «человек» и «понятие, учение»; наука о происхождении и эволюции человека) в длительном процессе становления человека различают ряд основных этапов: появление биологического вида человека умелого, выделившегося из среды австралопите?ков (от лат. «южный» + гр. «обезьяна») – человекообразных приматов, человека прямоходящего и, наконец, человека разумного. С середины XX в. в археологии одни открытия следовали за другими, значительно возросло количество находок, дающих представление о начальных этапах развития человечества.
В 1974 г. в Эфиопии были обнаружены костные останки, по которым учёные реконструировали скелет. Существо, жившее более 3 млн лет назад, назвали Люси?. Рост её составлял всего 110 см, а вес – 30 кг. Люси умела ходить на двух ногах, хотя и неуверенно, но ещё не потеряла способности лазать по деревьям, как обезьяна. В этих же местах были найдены останки австралопитека, ходившего на двух ногах; было это 4 млн лет назад.
Многочисленные восточно– и южноафриканские археологические находки позволили современным исследователям воссоздать жизнь человека умелого, существовавшего более 2 млн лет назад. В отличие от других видов австралопитеков, человек умелый занимался охотой, перейдя от исключительно растительной пищи к растительно-мясной. Почва в местах его обитания усыпана грубо оббитыми примитивными каменными орудиями – рубилами из базальтовой речной гальки. Объём черепа человека умелого (775 см3) в два с лишним раза превосходит череп Люси.
Ископаемые части скелетов человека прямоходящего (выпрямленного), его анатомические особенности свидетельствуют, что он, образно говоря, уже твёрдо стоял на ногах. К этому виду, появившемуся 1,7 – 1,5 млн лет назад в Африке, относят останки предков человека, найденные на о. Ява – питека?нтроп (от гр. слов «обезьяна» и «человек»; обезьяно-человек прямоходящий) и в Китае – сина?нтроп (от ср. – лат. «Китай» + гр. «человек»).
Человек прямоходящий научился приспосабливаться к различным условиям природной среды, особенно с того момента, когда начал использовать огонь. Он изготавливал двусторонние каменные орудия длиной до 20 см, укреплял удобные для защиты от врагов и непогоды естественные убежища, строил хижины из сплетённых прутьев. Изменился и внешний облик древнейшего человека: увеличился объём его черепа, рост составлял уже более 1,6 м.
Человек разумный: неандерталец и кроманьонец. Человек разумный неандерта?льского типа – палеоа?нтроп (от гр. слов «древний» и «человек») – сформировался около 250 тыс. лет назад. Больше всего останков неандертальцев найдено в Европе. Своё название они получили по долине Неандерта?ль (Германия), где были сделаны первые находки. Для неандертальца характерны покатый лоб, затылочный костный валик, выступающие надбровья (надглазные валики), отсутствие скул и подбородка. Палеоантропы охотились на мамонтов, оленей и других животных, были хорошо приспособлены к жизни в суровых условиях ледникового периода, умели строить долговременные жилища.
Останки человека разумного современного типа – кроманьо?нца – впервые были обнаружены в гроте Кро-Маньо?н во Франции. В настоящее время подобные находки сделаны во многих местах Европы и Передней Азии. Генетические исследования позволяют учёным утверждать, что современный человек произошёл от небольшой группы людей (популяции), обитавшей предположительно в Восточной или Южной Африке 130 – 60 тыс. лет назад.
Неандертальцы и кроманьонцы длительное время существовали на одних территориях и представляли собой два подвида человека разумного. До недавнего времени считалось, что кроманьонцы, появившиеся в Европе около 40 тыс. лет назад, являются прямыми потомками неандертальцев. Согласно современным научным представлениям, неандерталец не смог соперничать с более изобретательным кроманьонцем, который, вероятно, причастен к исчезновению конкурента по одной и той же экологической нише (в Европе – 35 – 30 тыс. лет назад).
Изображение бизона. Верхний палеолит. Пещера Альтамира. Испания
Становление родового общества и зарождение духовной культуры. В процессе становления человека выделяют два взаимосвязанных процесса: антропогене?з (от гр. слов «человек» и «происхождение») – формирование человека как биологического вида в ходе развития его трудовой деятельности и речи, а также форм организации общественной жизни, в которых развивается коллективная трудовая и интеллектуальная деятельность, создаётся культурная среда, и социогене?з (от лат. «общество» + гр. «происхождение») – возникновение социальных отношений между людьми.
Венера с кубком. Барельеф. Верхний палеолит. Дордонь. Франция
В эпоху палеоли?та (от гр. слов «древний» и «камень»; древнекаменный век) группы охотников и собирателей были небольшими: в среднем 25 человек. Эти общины входили в более крупные объединения, насчитывавшие 200 – 500 человек.
Сплочению способствовали родственные узы и необходимость в ряде случаев действовать коллективно, а для этого члены крупного объединения (рода) должны были обладать такими качествами, как солидарность и терпимость по отношению к «своим».
О формировании духовной культуры первобытных людей учёные судят по сохранившимся погребениям, предметам ритуального характера и по произведениям искусства – статуэткам, пещерной и наскальной живописи, украшениям. Современные исследователи выделяют в культуре два направления: первое связано с зарождением магических обрядов и первобытных верований (культов явлений природы, животных, предков), а второе – художественное (эстетическое). Возникновение погребальных обрядов, охотничьей магии и зарождение первобытного искусства происходило в эпоху позднего палеолита.
Расселение человечества. Расы и языки. Примерно 40 тыс. лет назад человек современного типа расселился в Европе, занял бо?льшую часть Азии, достигнув её глубинных и окраинных территорий, проник в Австралию. Новейшие археологические открытия на Американском континенте свидетельствуют, что древний человек перебрался на Аляску из Азии со стороны Чукотского полуострова: следы его пребывания в Америке чётко указывают на продвижение с севера на юг. Примерно 18 тыс. лет назад континент был уже в основном заселён.
Результатами приспосабливания к жизни в разных природно-географических условиях стали изолированность между группами людей и возникновение рас. Представители разных рас отличаются друг от друга наследственными биологическими признаками, прежде всего внешним обликом (типом лица, волос, цветом кожи и т. д.), а также некоторыми биохимическими особенностями организма (например, соотношением групп крови). Вместе с тем не обнаружено расовых отличий в строении мозга, интеллектуальных возможностях, психических данных. В настоящее время в науке различают основные, или большие, расы – европео?идную, африкано?идную, монголоидную (к ней относят и американских индейцев), австралоидную и многочисленные малые расы, отличающиеся друг от друга внешним обликом в пределах признаков одной и той же большой расы.
Одновременно с расселением человека и ростом населения происходило увеличение числа языковых общностей. Группы людей, говоривших на одном языке, с течением времени разделялись и образовывали новые группы. Постепенно диалекты расходились настолько, что становились самостоятельными языками, оставаясь первое время более или менее близкими. Но часто происходил разрыв их родственных связей, и тогда языковые группы отдалялись друг от друга.
Существующим в настоящее время языковым семьям соответствуют определённые семьи праязыков. Учёные полагают, что 40 – 30 тыс. лет назад таких макросемей было не более десятка. Современные языки отличаются от своих далёких предшественников так же, как первобытное общество от последующих цивилизаций.
Неолитическая революция. Примерно 12 – 10 тыс. лет назад наступило послеледниковое потепление. Постепенно на Земле создались близкие к современным климатические условия, сформировались новые ландшафты. Там, где раньше земля была покрыта травой и обитали мамонты, выросли леса; в более тёплых краях сформировались субтропические и тропические природные зоны. Человек неоли?та (от гр. слов «новый» и «камень» – новокаменный век) приспосабливался к возникающим экосистемам, изобретал новые приёмы и способы добычи и обработки пищи, использования природных ресурсов.
В эпоху неолита произошли коренные изменения в жизни древних людей. Наряду с охотниками, рыболовами и собирателями появились первые земледельцы и скотоводы. Человек уже не довольствовался тем, что в готовом виде предоставляла ему природа; он начал выращивать полезные растения, одомашнил некоторых животных и птиц. Этот переворот в жизни людей учёные назвали неолитической революцией.
Почти все современные виды культурных растений и домашних животных появились именно в период неолитической революции. В зоне самого раннего земледелия и скотоводства (9 – 7 тыс. лет до н. э.) – в Передней Азии (Месопотамия, Палестина, Сирия, юго-восточная часть Малой Азии) и Египте – начали выращивать ячмень, пшеницу, горох, чечевицу, финики и другие культуры; одомашнили коз, овец, свиней, крупный рогатый скот, водоплавающую птицу. Вслед за Передней Азией и Египтом переход к производящему хозяйству произошёл в бассейне реки Хуанхэ (Китай), в Индии и Юго-Восточной Азии.
В зависимости от природно-географических условий складывались культуры, соотносящиеся с различными типами хозяйства. Древнейшими хозяйственно-культурными типами были общины охотников, рыболовов и собирателей, достаточно долго сохранявшиеся в лесах умеренного и тропического климата. В местах, благоприятных для выращивания культурных растений, возник хозяйственно-культурный тип мотыжного, ручного земледелия. На степных просторах развивалось кочевое скотоводство.
Изменения в укладе жизни и культуре. Неолит характеризуется непрерывным и быстрым по сравнению с палеолитом совершенствованием орудий труда и технологий. В этот период появляются новые приёмы обработки камня и кости: сверление, пиление, шлифовка, полировка, обработка острых краёв; получают распространение микроли?ты – мелкие режущие кремниевые пластины геометрической формы, которые использовались в качестве наконечников стрел или вставлялись в пазы деревянных и костяных орудий; из кости и рога изготавливались рыболовные крючки и гарпуны.
Развивалась специализация орудий труда: появились охотничье оружие (наконечники для дротиков и стрел), орудия для разделывания туш животных, обработки древесины и кости (ножи и скребки). Широко применялись составные (комбинированные) изделия: молотки, топоры, тёсла, мотыги, а также метательные орудия. С изобретением лука более результативным стал охотничий промысел, а с внедрением мотыги и лопаты – ручное земледелие (как суходольное, так и орошаемое).
Каменный жёрнов. Неолит
В процессе производства орудий был достигнут высокий уровень обработки камня, кости, дерева. С течением времени люди научились изменять качества природных материалов. Например, при обжиге дерева на огне оно приобретало прочность и твёрдость, так же как и глиняные изделия. Первоначально они лепились вручную, но изобретение гончарного круга облегчило и усовершенствовало гончарное производство. Появление глиняной посуды дало возможность варить пищу.
Изменения в производстве и быте привели к переходу к оседлому образу жизни и значительному увеличению численности населения. На одном месте люди теперь могли жить в течение многих веков, что, в свою очередь, повлекло за собой необходимость строительства жилищ, хранилищ для сельскохозяйственных продуктов, помещений для содержания скота. В неолитических поселениях прослеживается специализация хозяйственной деятельности. Наряду с земледельцами и пастухами появились люди, занимающиеся изготовлением каменных орудий, гончары, ткачи.
О достижениях людей эпохи неолита рассказывают археологические раскопки первых в истории крупных поселений, существовавших в юго-восточной Турции (Чата?л-Гюю?к), Палестине (Иерихон), а также в среднем течении реки Евфрат.
Великая богиня. 75 в. до н. э. Чатал-Гююк. Турция
Изменения коснулись и духовной жизни людей. Наиболее ярко выраженным культом в эпоху неолита был культ плодородия, поскольку благополучие людей зависело от урожая и сохранения поголовья скота. Представления о богине-матери (Великой богине) как символе плодородия и покровительнице семьи нашли отражение в женских статуэтках и росписях на керамике. Мировоззрение человека в этот период было анимисти?ческим (от лат. «душа, дух»): люди одушевляли предметы окружающего мира (деревья, животных, воду, камни) и природные явления (грозы, наводнения, землетрясения ит.д.).
Мегалитическое сооружение (кро?млех) Стоунхендж. Неолит. Великобритания
В Передней Азии неолитическая революция в основном завершилась к рубежу VII – VI тыс. до н. э. К этому времени относится переход к производящему хозяйству в Европе – на Балканском полуострове. В северной части Западной Европы оно распространилось лишь к середине IV тыс. до н. э. Население Западной Европы в эпоху неолита составляли жители небольших по сравнению с Передней Азией земледельческо-скотоводческих поселений.
Переход к производящему хозяйству и более совершенным орудиям труда привёл к сплочению родовых общин, росту связей между ними, что, в свою очередь, повлекло за собой образование племенных объединений. Характерным показателем изменения социально-политической организации поселений стала их иерархическая структура: самые крупные образовывали центр, вокруг которого располагались более мелкие поселения.
Переход от использования каменных орудий металлическими характеризуется складывающейся родоплеменной организацией общества. Этот период получил название энеоли?та (от лат. «медный» + гр. «камень»). Большинство орудий оставались каменными, но наряду с ними уже появились орудия из меди. IV – III тыс. до н. э. – время активных миграционных перемещений племён, заселения Европы носителями индоевропейских диалектов.
Начало бронзового века, сменившего энеолит и характеризующегося использованием бронзы – твердого сплава меди с оловом, – в Европе относят к рубежу III – II тыс. до н. э. Культуры этого периода сосредоточивались в трёх южных регионах: на Балканском полуострове (предшествовали крито-микенской цивилизации), Пиренейском полуострове и на территории Кавказа.
* * *
Прогресс человеческого общества охватил все направления его развития – совершенствование орудий труда и технологий, жилищ и поселений, языка и мышления, усложнение устройства самого общества и его духовной культуры. Величайшим переворотом в истории стал переход от присваивающего хозяйства к производящему, от каменных орудий к металлическим.
Вопросы и задания
1. В чём отличие человека умелого от человека прямоходящего?
2. Что такое человеческие расы? Как они образовались?
3. Обсудите на уроке, чем можно объяснить одновременное существование на одной территории различных видов и подвидов предков современного человека, при каких условиях новый вид или подвид может вытеснить прежний.
4. Сформулируйте своё определение понятия «неолитическая революция». Объясните, почему революция и почему неолитическая.
5. Аргументируйте собственное мнение, почему земледелие и скотоводство не полностью вытеснили хозяйственно-культурный тип охотников, рыболовов и собирателей.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru