ТОП 10 самых эффективных упражнений для скорочтения. Скорочтение в домашних условиях упражнения бесплатно


Упражнения по развитию техники чтения у младших школьников

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

кипящий-чайник

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

Перечень упражнений

сильный-мальчик-в-школе

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

буквы-прикрыты-линейкой

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

разрезанные-карточки-со-словами

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

лупа-на-карточках-с-буквами

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не .......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим .......

Юк-юк-юк — поломался наш ......

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

шерлок-холмс

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

красивое-ручное-зеркало

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

перевернутая-книга

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

птички-сидят-на-ветке

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

мальчик-держит-в-зубах-карандаш

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

мама-читает-сыну

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

карточки-с-предложениями

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

школьница-старается

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

меленький-мальчик-рисует

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

shkolala.ru

Скорочтение бесплатно освоить можно дома

Мы часто ловим себя на мысли, что не успеваем ухватить суть всей информации, которая поступает к нам в течение дня из газет, интернета, книг и т.д. Помочь решить эту проблему может скорочтение. Скорочтение помогает намного сократить время, которое человек тратит на прочтение и осознание любого текста. Скорочтение бесплатно освоить можно дома — подскажем 5 упражнений — способов освоить скорочтение в домашних условиях.

Большинство слов, которые мы читаем — это вода, которая служит связкой, самое главное обычно выражается в нескольких словах. При чтении научного текста мозг тренированного человека читает только эти главные, существенные слова, не останавливаясь на словах-связках.

Однако не стоит считать, что через скорочтение вы не сможете насладиться художественной литературой, отнюдь. Скорочтение помогает тесно связывать чтение художественной литературы с «просмотром» сцен из книги в голове; то есть, читая книгу, вы как будто смотрите фильм, созданный вашей собственной фантазией.

На те же тексты, которые вы будете читать не ради собственного наслаждения, вы сможете потратить намного меньше времени, при этом в ни в коем случае не в ущерб пониманию текста.

Скорочтение бесплатно освоить можно дома

Так что же нужно делать, чтобы развить в себе навык скорочтения?

Скорочтение упражнения

Вот несколько полезных упражнений, которые вам помогут.

Скорочтение упражнение 1. Развитие периферийного зрения

Периферийное зрение — это свойство человеческого глаза видеть предметы (или буквы), которые находятся не в центре поля зрения, а по его бокам. Он помогает читателю видеть и воспринимать не несколько букв, а все слово полностью, а может даже целую строку.

Самый классический и самый простой способ развить периферийное зрение — это как можно чаще работать с таблицами Шульте. Таблица Шульте представляет собой поле, разделенное на 25 равных квадратов, в каждом из которых размещаются числа от 1 до 25. Числа расположены случайным образом, каждый раз по-разному. Цель — найти последовательно все числа от 1 до 25, при этом глядя исключительно в центральный квадрат. Это не так легко, как кажется на первый взгляд.

Сводить глаза с центрального квадрата строго запрещено; также нельзя произносить числа вслух или про себя. Не рекомендуется, развивая скорочтение, «считывать» более 10 таблиц за день.

Существует много бумажных таблиц Шульте, однако сейчас также очень популярны онлайн-генераторы или программы, которые можно легко скачать на ПК или мобильный телефон.

Скорочтение упражнение 2. Угнетение субвокализации

Субвокализация — это проговаривание слогов и слов во время прочтения, или же шевеление губами во время чтения – беззвучное воспроизведение слов мимикой. Благодаря скорочтению, мозг обрабатывает слова значительно быстрее, чем человек может их проговорить, потому субвокализация очень мешает.

Есть несколько несложных упражнений для угнетения субвокализации, например, можно прижимать кончик языка к небу или прилаживать к губам палец, будто говоря себе: «Тише». Достаточно эффективным будет упражнение, которое также кажется легким на первый взгляд: читать текст, а одновременно с этим считать от одного до 10 (20, 30, 100, смотря, какой по длине текст).

Чтобы считать, нам не нужно слишком много концентрации, а вот речевой аппарат занят и уже не может проговаривать текст; мозг же при этом сфокусирован на смысле предложения, которые читает. Начните с абзаца и считайте до 10, а потом попробуйте пересказать смысл того, что только что прочитали. Если это трудно сделать, значит, вам придется хорошенько поработать над угнетением своей субвокализации.

Скорочтение упражнение 3. Отказ от регрессий

Всем знакома ситуация, когда вы прочитали какое-нибудь предложение, но в конце поняли, что ничего не запомнили, потому что думали совсем о другом? Вы возвращаетесь на начало и перечитываете снова. Это и называется регрессией, и она, конечно, также мешает скорочтению.

Помочь побороть регрессию могут специальные программы, которые представляют текст, выделяя слова по одному (так, что человек концентрируется на каждом). Есть множество английских программ, но также существуют и русскоязычные, например (лучший вариант), — «Best Reader».

Избавиться от регрессии можно и старым школьным способом — ведя пальцем по строкам текста, однако в будущем эту привычку стоит оставить.

Скорочтение упражнение 4. Концентрация внимания

Этот навык пригодится не только в скорочтении, но и во многих других делах. Развить его поможет также знакомое всем упражнение: необходимо сделать текст, в котором слова цветов не будут совпадать с цветом, которым они написаны. Слово «желтый» печатать зеленым, «синий» розовым и т.д. Называть нужно не слово, а его цвет. Сначала будет тяжеловато, но со временем вы увидите результат.

Еще лучше и интереснее упражнение — запастись листом бумаги, ручкой и выбрать какой-то предмет, а затем в течение двух-трех (по желанию больше) минут думать только о нем. Каждый раз, когда появляются посторонние мысли, нужно делать пометку на бумаге. Постепенно ваша концентрация на нужном предмете (а дальше — теме, тексте) вырастет до впечатляющего уровня.

Скорочтение упражнение 5. Скорочтение целыми словами

Этот шаг трудно выполнить, потому что он требует специальных материалов. Такие материалы предоставляет, например, программа «Spritz», которую можно легко загрузить на смартфон с официального сайта. Суть метода заключается в том, что специальная строка подает читателю по одному слову, в каждом из которых выделяется красным средняя буква, и человек смотрит только на нее.

При этом он может легко прочитать целое слово, оставляя взгляд на его середине (т.е. на одной букве). На сайте программы «Spritz» есть демо-версия, работая с которой можно выбрать скорость чтения от 250 до 600 слов в минуту (средняя скорость чтения человека — 200-250 слов в минуту).

Скорочтение бесплатно освоить можно домаБез всякой подготовки многие смогли дойти до скорости 500 слов в минуту и чувствовали себя в этом абсолютно комфортно, поэтому «Spritz» оставляет очень приятное впечатление. В демо-версии можно выбрать не только скорость чтения, но и язык, ведь кроме английского, немецкого, французского и испанского есть также и более доступный нам русский.

Выполняя эти простые скорочтение упражнения, любой освоит скорочтение бесплатно дома сможет научиться читать быстрее и более вдумчиво. Чтение художественной литературы также станет более ярким, а времени на нее появится гораздо больше.

Скорочтение бесплатно освоить можно дома!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

sosed-domosed.ru

ТОП 10 самых эффективных упражнений для скорочтения — Статьи про скорочтение и мнемотехнику

Большинство людей, которые хотят освоить технику скорочтения, не имеют достаточно свободного времени для составления индивидуального плана занятий или прочтения специальной литературы. Все что у них есть – около получаса в день для тренировок, которые должны быть максимально эффективными. Для обучения скорочтению достаточно знать о 10 самых полезных упражнениях и исправно выполнять их чередуя между собой. Среди огромного перечня заданий, положительно выделяются следующие: Чтение в обратном порядке. После правильного прочтения текста, читайте его в обратном порядке. Продолжать упражнение следует до тех пор, пока скорость не уравняется. Кстати, на нулевом уровне стоит выделить проверку скорости чтения, чтоб уж наверняка знать от чего оттталкиваться. Проверить ее можно у нас на сайте абсолютно бесплатно. Вот тут: http://bukva.info/rapid/ Поиск. Пусть помощник загадает вам любое слово из статьи, после чего нужно будет как можно быстрее отыскать его. Здесь не обязательно брать слишком специфичные слова, так как они сильно бросаются в глаза. Однако желательно, чтобы оно не повторялось в тексте. Или же можно усложнить задание и сосчитать количество повторов. Переключение. Не каждый текст можно читать с помощью скорочтения, поэтому вы должны уметь переключаться с одного вида восприятия информации на другой. Для этого нужно брать тексты и читать их с разной скоростью, быстро меняя один темп на другой. Просмотр. На просмотр одной страниц отводится около 20-25 секунд, после чего на основании ключевых слов строятся предложения. Главное правило – не теряться общего смысла статьи (имеется ввиду та, которую человек составляет на основании ключей, так как на первых порах смысл может значительно разниться с реальным). Скольжение. Суть упражнения – уменьшение фиксаций взгляда на странице. Нужно захватывать как можно больше структурных единиц за раз. Постепенно получаться будет лучше и быстрее. Подавление регрессий. Основа скорочтения – отсутствия возвращений взгляда к уже прочитанному. Бороться с привычкой в процессе обычного чтения достаточно сложно, хотя и необходимо. В качестве упражнения можете использовать обычный лист бумаги, которым нужно закрывать каждую прочитанную строчку. Вы должны успеть быстро прочесть строку, прежде чем лист в заданном темпе закроет ее. Диагонали. Упражнение, при котором взгляд фиксируется только в начале и конце строки. Поначалу будет полностью ускользать смысл информации, но постепенно вы заметите не только ускорение чтения, но и полноценное восприятие прочитанного, так как мозг подстроится под новые условия. Вычеркивание. Упражнение подходит для тех текстов, в которых человек ищет какую-нибудь новую информацию. Целью занятия является прочтение только тех отрывков статьи, которые вам незнакомы. Это нужно для совершенствования навыка поиска информации в тексте, который также является частью скорочтения. Штурм. Очень популярное упражнение, суть которого заключается в следующем: человеку дают в течение 30 секунд посмотреть на страницу с текстом, после чего он старается пересказать ее. Ваша задача описывать содержание статьи практически дословно. И это реально, если длительно тренироваться. Таблицы Шульте. Известный метод тренировки периферического зрения, которым пользуются во всем мире. Таблицы представляют собой поля с ячейками, в которых расположены цифры от 1 до 25. Ваша задача смотреть только в центральную ячейку и, не отводя взгляда, отыскивать все цифры в порядке возрастания. Людям, у которых есть возможность полноценного обучения, например, следования рекомендациям учебников, лучше не лениться и правильно пройти курс. Экспресс-метод по перечисленным выше упражнениям не является полноценной методикой обучения, хотя и позволяет значительно ускорить темп чтения.

bukva.info