Конспект психологического тренинга для родителей ДОУ "Творческое взаимодействие взрослого и ребенка". Тренинг для родителей и детей на взаимодействие


Методическая разработка "Занятие – тренинг взаимодействие родителей с детьми «Играем вместе»"

Занятие – тренинг

взаимодействие родителей с детьми

«Играем вместе»

Цель: Повышение психологической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование практических приёмов сплочения (объединения) членов семьи с помощью игровой деятельности
  2. Уточнение представлений родителей о приёмах оптимизации эмоционально положительного взаимодействия с детьми.
  3. Формирование у родителей аналитических навыков для расширения возможностей понимания собственного ребенка.

Коррекционно-развивающие:

  1. Улучшение рефлексии родителей в оценке собственных взаимоотношений с ребёнком
  2. Активизация эмоционально-положительного коммуникативного опыта взаимодействия членов семьи (родители-ребёнок)
  3. Анализ и принятие путей изменение неадекватных родительских установок в вопросах воспитательной стратегии
  4. Приобретенье детьми нового чувственного опыта при взаимодействии с родителями

Воспитательные:

Закрепление навыков соблюдения очередности в диалоге;

Активизация навыков уважительного обращения членов семьи к друг другу.

Материалы к занятию:

Набор головоломок «Сложи квадрат», мягкая игрушка, листы А4, цветные карандаши, набор грамот, пиктограммы выражения эмоций.

План проведения занятия

  1. Приветствие. Вводная беседа для родителей.

Ребёнок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга.

  1. Представление участников.  Активизация коммуникативного взаимодействия участников группы

Упражнение  «Кто ты?»

Цель:

- Снятие эмоционального напряжения

- Создание положительного рабочего настроения

          - Уточнение ожиданий  участников от данного занятия

Все, сидя в кругу, по очереди представляются так, как они хотели бы, чтобы их называли сегодня.

  1. Упражнение «Перебежки»

Цель:

        - Создание доброжелательной атмосферы

        - Активизация участников группы

        Участникам группы предлагается поменяться местами с теми, кому подходят  объявленные  признаки.

  1. Упражнение «Помечтаем»

Цель:

        - Сплочение группы, самораскрытие

        - Формирование положительного настроя

Передавая по кругу мягкую игрушку, каждый её получивший сообщает, кем бы он хотел побыть 30 минут.

  1. Основная часть
  1. Упражнение «Весёлый поезд»

Цель:

        - Формирование творческой атмосферы внутри диады

Дети и взрослые садятся в круг, каждый ребёнок рядом со своим родителем. Тренер объявляет группе, что сейчас все отправятся в путешествие на поезде по сказочной, цветочной стране. Все станции будут содержать названия цветов, деревьев или других растений. Подсказывать разрешается только по просьбе ребёнка.

  1. Упражнение «Головоломки»

Цель:

        - Развитие зрительно-моторной ориентации

        - Развитие логического мышления

        - Сплочение семейной диады

Участникам предлагается расположиться парами вдоль стола таким образом, чтобы один из них стоял сзади другого. Раздав каждой паре по набору головоломок «Сложи квадрат», тренер предлагает как можно быстрее выполнить задание, но стоящий при этом сзади участник может помогать только с помощью речи (вербально), а то, кто впереди работает только руками. Потом поменяться местами. По окончанию игры – обсуждение: «Как было легче или сложнее, почему?».

  1. Упражнение «Рисунки одним карандашом»

Цель:

- Сплочение семейной диады

- Опыт равноправного взаимодействия

 Каждый ребёнок садится за стол рядом со взрослыми. На двоих даётся один большой лист бумаги и карандаш. По команде тренера оба берут карандаш (один на двоих) и одновременно рисуют картину. Разговаривать и обсуждать ход работы нельзя. После завершения задания «картины» с комментариями художников демонстрируются группе.

  1. Упражнение «Ты у меня самый(ая)…»

Цель:

        -  Формирование доброжелательной атмосферы внутри диады.

Ребёнок и взрослый по очереди называют положительное качество друг друга, начиная каждое предложение со слов «Ты у меня самый(ая)…».

  1. Заключение
  1. Упражнение «Если бы я был(а) мамой…»

Цель:

        - Развитие доверительных отношений

Упражнение проводится по кругу. Передавая друг другу мягкую игрушку каждый участник «превращается» в свою маму (или своего ребёнка) и одним предложением пробуют сказать то, что они хотели бы делать в этой ситуации.

  1. Вручение грамот

Цель:

        - Повышение самооценки участников группы.

Каждой семейной диоде вручается грамота, например, за сплочённость, за организованность, за отличное чувство юмора, за смекалку и т.п.

  1. Обсуждение занятия

Цель:

        - Получение обратной связи для тренера

        - Возможность поделиться своими ощущениями – для участников

Участники садятся в круг. Тренер предлагает обсудить наиболее интереснее моменты занятия, отметить то, что было легче или сложнее. Если у родителей появляются вопросы к тренеру, можно дать возможность детям поиграть в настольные игры в течении некоторого времени.

nsportal.ru

Конспект психологического тренинга для родителей ДОУ "Творческое взаимодействие взрослого и ребенка"

Афанасьева М. Е. – педагог-психолог

дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»

КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы

комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»

г. Усть-Каменогорск 2016 г.

Психологический тренинг для родителей

«Творческое взаимодействие взрослого и ребенка»

Задачи:

  • Способствовать приобретению практических знаний у родителей по развитию творческого воображения, мышления, мелкой моторики и речи дошкольников;

  • Познакомить родителей с методами, приемами, играми и упражнениями по развитию творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста.

Ход мероприятия

- Добрый вечер, уважаемые родители! Меня зовут Афанасьева Марина Евгеньевна. Сегодня мы с вами поговорим о том, как помочь ребенку развить творческие способности.

Для того чтобы легче было общаться, установим некоторые правила:

• Не перебивать друг друга

• Доверительный, доброжелательный стиль общения

• Искренность в общении (говорим правду или молчим)

• Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от первого лица (Я)

• Не критикуем личность других, а оцениваем только высказывания или поступки

• Стараемся видеть сильные стороны выступающего

Приветствие. Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Сергей. И с какой целью вы пришли на тренинг».

Разминка «Приветствия в круге»

Задачи: снятие напряжения, физическое раскрепощение, стимулирование спонтанности, активизация внутригруппового взаимодействия. Развитие взаимного доверия и сплоченности.

Участники группы становятся в круг и по очереди совершают различные выразительные движения. Вся группа повторяет за каждым участником его жесты.

«Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский

Ребенок открыт миру, готов к любым движениям вперед, но у него мало опыта — единственного источника творческих идей. Желая облегчить ребенку путь постижения мира, взрослый слишком рано дает ему наводящие советы или даже приносит уже готовые вещи. Наша с вами задача в том, чтобы дать возможность ребенку самостоятельно, реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно постигая и познавая некоторые вещи. Сегодня мы с вами узнаем и проиграем самостоятельно в несколько игр и упражнений, которые помогут вам, в совместном взаимодействии с вашим ребенком развить творческий потенциал.

Ну и для начала, давайте вместе с вами окунемся в ваш собственный мир детства, и вспомним, как вы сами были маленькими, и как проводили свое время. Для этого, вам необходимо расслабиться и сесть по удобнее.

Психогимнастическое упражнение «Воспоминания детства»

…Включается релаксационная музыка и медленно говорится: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими…

«Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вы очень радостные, и веселые. …. (пауза 10-15 сек.)…А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».

Затем предлагается рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали. Первым на вопрос отвечает ведущий: «Когда я была маленькая… (Далее высказывания по кругу).

Вопросы для дискуссии:

  • Назовите ассоциации со словом «детство»

  • Вспомните самый счастливый день из своего детства.

  • Вспомните свой самый волнующий день.

  • Вспомните, чего вам было стыдно.

  • Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?

  • Изменились ли чувства, переживаемые в этих ситуациях?

  • Изменилось ли отношение к этим ситуациям?

Для развития творческих и интеллектуальных способностей ребенка, для детей дошкольного возраста, проводят различные игры, и упражнения.

Первая игра, в которую мы с вами поиграем, называется «Соедини точки». Эта игра способствует развитию мелкой моторики, помогает изучить цвета.

Игра «Соедини точки»

Цель: Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает изучить цвета.

Нарисуйте красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказывайте ребенку, краски какого цвета вы используете, что вы рисуете. Попросите малыша соединить точки, поинтересуйтесь, каким цветом он хочет рисовать.

Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», назовите цвет краски, похвалите выбор малыша.

Усложняя задание, увеличивайте количество точек, располагайте их достаточно далеко друг от друга. Придумайте, на что похож получившийся рисунок.hello_html_1fe6787e.jpg

Игра «Веселые картинки»

Цель: Игра развивает мелкую моторику, фантазию, мышление.

Порисуйте вместе. Сначала вы изобразите шарик, а малыш пусть дорисует к нему ниточку. Вот и первая картинка— шарик в небе! Не забывайте расспрашивать малыша, какие цвета он использует. Если он еще не очень хорошо знает цвета, напоминайте их названия. Попросите малыша нарисовать солнышко с лучиками, цветочек и другие изображения, которые сочетают округлые и прямые линии.

Игра «Удивительная клякса»

Цель: Игра развивает воображение и творческие способности.

Капните на середину листа небольшую кляксу и сложите лист пополам. Раскройте лист и дайте кляксе высохнуть. Позовите маленького фантазера! Пусть он придумает — на что похожа эта клякса? Спросите его: «А что, если пририсовать ей глазки, ротик, ручки, ножки, хвостик? Кто получится?»

Упражнение «Рисование каракулей»

Задачи: снятие напряжения, ослабление излишнего сознательного контроля, который может препятствовать спонтанности и творческим проявлениям, активизация воображения, запуск внутригруппового взаимодействия.

Ведущий предлагает участникам группы, взяв бумагу и мелок любого

цвета, закрыть глаза и в течение нескольких минут (ведущий может задать определенное время, например, одну или две минуты) хаотично, стремясь не контролировать движения руки сознанием, водить мелком по бумаге. В нужный момент ведущий просит участников открыть глаза и, рассматривая полученные каракули, постараться найти в них какой-либо образ или несколько образов. Затем участники могут прорисовать эти образы, добавляя к каракулям новые детали или усиливая уже имеющиеся в каракулях элементы. При этом они могут пользоваться мелками любого цвета. После завершения изобразительной работы происходит представление рисунков в круге с краткими авторскими комментариями (кто что увидел и почувствовал). Участники могут при этом говорить о том, какие чувства и ассоциации вызывают у них рисунки друг друга. Ведущий может кратко прокомментировать процесс и результаты работы.

Игра «Узоры из разноцветных кубиков»

Цель: Игра развивает пространственное мышление, память, усидчивость.

Играя с малышом, покажите, как можно складывать узоры из кубиков, комбинируя их. Предложите собрать одноцветную дорожку, затем — дорожку с чередующимися цветами (красный — синий).

Пусть малыш проявит самостоятельность. Спрашивайте, что он хочет изобразить. Постепенно усложняйте задания.

Составляйте квадраты из различных частей. Сначала соберите квадрат из двух прямоугольников. Разобрав его, предложите малышу собрать квадрат. Так малыш освоит соотношение части и целого.

Когда ребенок научится складывать простой квадрат, покажите, как сложить квадрат из нескольких кубиков, чтобы стороны прямоугольника были одинаковыми.

Постепенно усложняйте задачу, составляя разные фигуры.

Спрашивайте малыша, какого цвета квадрат он складывает.

Игра «Обезьяна»

Игра, в которой без фантазии не обойтись. Все желающие развлечься делятся на две команды. Игроки первой команды совещаются и загадывают какое-нибудь слово одному из игроков второй команды. Узнав слово, игрок старается показать его значение жестами, чтобы члены его команды назвали загаданное. Ни слов, ни звуков издавать нельзя. Как только слово будет отгадано, команды поменяются местами. Чем младше участники игры, тем проще и точнее надо загадывать слово. Взрослым игрокам можно загадать название фильма или книги.

Упражнение «На что похожи наши ладошки»

 Цель: развитие воображения и внимания.

 Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке

Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.) 

Просмотр Видео ролика о маленьком дирижёре

Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается  закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

В заключении нашего сегодня тренинга, я хотела бы вам показать один видео ролик, который покажет вам, что все дети разные, и что иногда даже самые непослушные дети могут быть талантливыми, и способными на многое, главное это понять и реализовать.

Просмотр видео-ролика «Фильм о воспитании детей»

- Что вы поняли из этого ролика?

Заключение

На выбор родителей закончить фразу: «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно…»

infourok.ru

Конспект тренинга для родителей "Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми"

Занятие 1. Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми.

Цель:- знакомство участников друг с другом;

-осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком;

-научиться различать эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

Знакомство участников друг с другом. Участникам раздаются карточки и карандаши для оформления бейджиков. Участники должны написать, как к ним можно обращаться остальным членам группы.

Упражнение 1 Игра-разминка. Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Упражнение 2 «Ребенок в нас». Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)...». В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой.

Психолог. Уважаемые, родители! А как вы думаете, что способствует тому, как вы воспринимаете человека, что думаете о нем? (ответы родителей).

Психолог. Все, что вы сказали – правильно. В психологии это называется психологической установкой (слайд 2).

Под психологической установкой понимается готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом. 

Это особое видение в свою очередь является основой целесообразной или нецелесообразной избирательной активности человека, его поведения. Установка регулирует широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности. Несмотря на то, что эта установка действует на уровне бессознательного, она формируется по законам, которые вполне доступны сознанию человека. Психологические установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека и создают ему как колоссальные преимущества, так и большие ограничения. 

Психологические установки играют положительную роль, так как они (слайд 3):

  • определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации.

  • освобождают человека от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность при выполнении стандартных процедур или встречавшихся ранее ситуациях. 

Психологические установки играют и отрицательную роль, потому что они (слайд 4):

  • выступают в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности;

  • затрудняют приспособление человека к новым, изменившимся ситуациям. 

На наши взаимоотношения с детьми оказывают влияние установки (слайд 5), сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания – пока мы не осознаем их. Если же установка осознана – она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить.

Упражнение 3 «Родительские установки». Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов – и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что...», «Непослушный ребенок-это...», «Родители должны...»? Затем после выхода из состояния расслабления участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», т.е. рациональные, эффективные – и «мешающие», т.е. нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.

Психолог. Американский психолог и психотерапевт Эрик Берн разработал теорию трансактного анализа общения. В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность.

Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское состояние «Я» (слайд 6), которое подразделяется на заботливое родительское состояние «Я» и критическое родительское состояние «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое состояние «Я» (слайд 7) воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское состояние «Я» (слайд 8) следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т. д.), приспосабливающееся детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т. п.), возражающее детское «Я».

С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого – роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т. д.; с позиции ребенка – роли молодого специалиста, артиста – любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение. (Таблица 1.)

Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я» (слайд 9).

Таблица 1

Составляющие «Я» и типичные способы поведения и высказывания

Составляющие «Я»

Типичные способы поведения, высказывания

Родитель

Заботливый родитель

Утешает, исправляет, помогает:

«Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем»

Критический родитель

Грозит, критикует, приказывает:

«Опять ты опоздал на работу?»,

«У каждого на столе должен быть график!»

Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решение:

«Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе»

Ребенок

Спонтанный ребенок

Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение: «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно!»

Приспосабливающийся

ребенок

Беспомощное, боязливое, приспосабливаю- щееся к нормам, уступчивое поведение:

«Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»

Бунтующий ребенок

Протестующее, бросающее вызов поведение:«Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете»

Позиция Взрослого способствует проявлению взрослой позиции у другого человека (слайд 10). Позиция Родителя задает у другого позицию ребенка и наоборот. Пребывание родителя в эго-состоянии Взрослого дает ребенку возможность почувствовать психологическое равенство с матерью или отцом, способствует усвоению правил логики и здравого смысла.

Упражнение 4. Позиции в общении. Родителям предлагается убедить ребенка с разных позиции:

- Убрать игрушки.

- Пойти в детский сад.

Подведение итогов занятия. Каждому предлагается ответить на три вопроса: «Что я чувствую?», «О чем я думаю?», «Что я хочу сделать?».

Оказание поддержки одному из участников. Упражнение «Принц или принцесса»

В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из участников тренинга. Там должны будут побывать все (по желанию). Когда первый доброволец найдётся и займёт место, тренер предлагает остальной группе представить, что это принц или принцесса и высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сделать комплимент, высказать благодарность, сказать о его положительных качествах и т.д.

Домашнее задание.

1) Родителям предлагается написать сочинение «Мой ребенок» с целью последующего обсуждения его в группе. Никаких дополнительных инструкций относительно содержания, формы или объема сочинения не дается.

2) Родителям и детям изобразить семью, обозначая ее членов в виде окружностей так, чтобы рисунок схематически отражал систему их взаимоотношений. Сравнение представлений о семейной структуре разных ее членов дает богатый материал для рефлексии и поиска эффективных форм взаимодействия.

3) Описать несколько ситуаций взаимодействия со своим ребенком с разных позиций.

multiurok.ru

«ДЕТЕЙ АКТИВНО СЛУШАЕМ, ЭМОЦИИ ИЗУЧАЕМ И МАЛЫШЕЙ ПОНИМАЕМ».

Тренинг для родителей

На тему: «дЕТЕЙ АКТИВНО СЛУШАЕМ, ЭМОЦИИ ИЗУЧАЕМ И МАЛЫШЕЙ ПОНИМАЕМ».

Разработала и провела:

Бойцева Анжелика Андреевна

Педагог-психолог

Цель: создание условий для развития у родителей способности устанавливать партнерские отношения с их детьми.

Задачи:

-объединить участников группы через выполнение упражнений «Подарок»;

-познакомить родителей с научными психологическими принципами воспитания Дж. Лэма и У. Лэма А. посредством мини-лекции;

- расширение возможностей понимания своего ребенка через выполнение упражнений: «Словарь чувств», «Активное слушание», «Моя семья»;

- улучшение рефлексии у родителей своих взаимоотношений с ребенком через выполнение упражнений: «Активное слушание», «Моя семья»;

- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком через выполнение упражнения «Активное слушание».

Участники: родители воспитанников.

Количество участников: от двух до восьми человек (родитель+ребенок).

Время проведения: от 60 мин.

Мини-лекция

В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому взрослым необходимо формирование навыков сотрудничества с ребенком, активного слушания и развитие представлений о чувствах и эмоциях ребенка. Эти знания обеспечивают понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.

Дж. Лэм и У. Лэм изложили следующие принципы воспитания детей (по X. Джайнотту):

• внимательно слушать ребенка. Родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе;

• избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость;

• проявлять мысли и чувства без агрессивности. Родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.

С точки зрения X. Джайнотта, родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникациии управления поведением детей.

1.Упражнение «Подарок».

Содержание: Участники сидят по кругу. Каждый делает подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать, используя жесты, мимику, пантомимику, причем, таким образом, чтобы сосед понял, что ему подарили.

Обсуждение: какие ощущения наполняли вас, когда вы получили подарок?

2. Упражнение «Активное слушание».

Содержание: тренер предлагает сформулировать ответы на вопрос: «Что для меня значит хорошо слушать?» Слышать и слушать— различные понятия. Слышать — различать, воспринимать что-то слухом. Слушать — направлять слух на что-то (по словарю Ожегова).

Информирование родителей включает рассказ о том, какое может быть слушание — пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание—минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.

infourok.ru

Личностно-развивающий тренинг "Взаимодействие и взаимопонимание в семье"

Тренинговое занятие совместно с родителями и детьми

«Взаимодействие и взаимопонимание в семье»

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

  • Развивать и укреплять способности родителей к пониманию и в чувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдения и совместную деятельность;

  • Откорректировать неадекватные родительские позиции в отношении ребенка;

  • Формировать оптимальную форму родительского взаимодействия в процессе воспитания детей;

  • Развивать способности коммуникативного общения, а также положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

«Первичный кодекс группы»:

  • предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;

  • все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;

  • ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

Структура занятия

Вступительное слово

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Я не случайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг. Как вы думаете почему?.. Да, круг это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возмодность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг – это гарантия нашей защищенности. Я напомню вам несколько неотложных правил, которых необходимо придерживаться в течении тренинга:

- В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих;

- Говорит один, все слушают не перебивая.

1. знакомство участников и снятие напряжения: чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас, например (ведущий начинает с себя): меня зовут Ирина, сейчас за окном идет снег, который легко кружится и тихо падает на землю, на него можно смотреть и мечтать о хорошем. Мне нравиться такая погода.

2. Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

3. Упражнение «СЕМЬЯ»

Мы сейчас определим, какие бывают семьи. (разделим участников на 4 команды по принципу: зима, весна, лето, осень). Командам необходимо придумать прилагательные к слову «семья»:

«С» - счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная…

«Е» - единая, единственная, единомыслящая…

«М» - маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная ….

«Я» - ясная, языковедческая, яркая…

  1. Упражнение «Хорошо и плохо». Предлагается 4 картины – тип воспитания.

Гиперопека

ГиперопекаТермин, обычно используемый для характеристики родительского поведения, которое является снисходительным, балующим, заботливым, инкапсулирующим, покровительствующим и способствующим формированию чрезмерной зависимости. Проблема с этим способом употребления заключается в слове чрезмерный. Обычно клиницисты считают, что, если ребенок не способен развивать нормальную независимость, значит, родители являются гиперопекающими.

Гипоопека (синоним: гипопротекция) (греч. hypo — внизу, снизу, под) — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок оказывается предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы.

Авторитарный стиль воспитания – стиль воспитания, при котором родитель определяет цели и всю политику в целом, распределяет обязанности, а также в большей части указывает соответствующие процедуры, управляет, проверяет, оценивает и исправляет выполняемую работу.

Считается, что использование авторитарных методов руководства оправдано только в исключительных ситуациях: кризис, чрезвычайные обстоятельства и т.п. Чрезмерное использование авторитарного стиля руководства приводит к различным формам злоупотребления властью.

Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а другая «–». (Приложение 2). Обсуждаем с какими трудностями может столкнутся ребенок в школе.

5. Упражнение «Пословицы»

В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить: В гостях хорошо, а дома лучше; Дом вести не бородой трясти; без хозяина дом сирота; Дом невелик, да лежать не велит. Дом построить – не шапку на голову надеть; домой придешь – хлеб соль найдешь; домом жить обо всем тужить; не красная изба углами, красна пирогами; в семье разлад, так и дому не рад; семья без детей, что цветок без запаха; согласную семью и горе не берет; не нужен клад, когда в семье лад.

6. Упражнение «Руки»: Один из родителей встает в круг, ему завязывают глаза, подают руки дети, он основываясь на тактильные ощущения должен узнать своего ребенка, а затем поделиться ощущениями (почему узнал или наоборот). Затем ролями меняемся (по желанию).

7. Упражнение «Релаксационное»

А сейчас закройте, пожалуйста глаза и попытайтесь представить. Перед вами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом, Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе….

Откройте глаза. Вам понравился этот дом? Теперь разведем очаг и согреем наш дом. (Камин). У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести «огонь». (поочередно выходят дети, читают вслух надпись на дровах и отвечают на вопрос: Кто эту обязанность выполняет у вас дома?)

И так, в камин положены все поленья, и вот уже весело потрескивают дрова в камине, теплом и светом наполняется наш дом. Обратим внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет … Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония. Там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении.

8. Упражнение заключительное

«Продолжи предложение» (отзыв о работе в тренинге).

От работы в тренинге я приобрел(а) ____________________________________________Мне понравилось _______________________________________________________-__Мне не понравилось _______________________________________________________Хотели бы вы еще участвовать в тренингах ___________________________Ваши пожелания ведущему

Раздаточный материал родителям и детям

«Пойми меня»

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, чувство не любви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Дети советуют родителям

А. Не балуйте меня, вы этим меня портите.

Б. Не бойтесь быть твердым со мной

В. Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.

Г. Иногда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто позлить вас – не поддавайтесь на провокации;

Д. Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого… Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.

Е. Не делайте для меня или за меня то, что я в состоянии сделать сам.

Ж. Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность.

З. Относитесь ко мне как к своему другу. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.

И. Не пытайтесь от меня отделяться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.

К. Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы.

Л. Никогда не говорите, будто вы совершенны и непогрешимы. А то это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

М. Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Н. Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь… А вот к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь…

О. И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.

kopilkaurokov.ru