Проблемы самовоспитания и самосовершенствования: апология развития. Для чего нужно самовоспитание человеку


Часть вторая. Самовоспитание Зачем это нужно?

Самопознание осуществляется не ради поиска чистой истины, а ради определенных целей, в частности для самовоспитания, т.е. формирования себя в соответствии со своими намерениями.

В предисловии я заметил, что самовоспитание — это не особое занятие, которое выбирает человек, так же как он выбирает профессию. Самовоспитание — это определенный тип отношения, поступков, действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия определенному идеалу. Каким я должен быть? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать самого себя. Самовоспитание является необходимым условием для человека, который уважает, любит себя, заботится о себе. Любовь к себе нельзя пугать с эгоизмом. Эгоист тем и отличается от любящего, чго не в состоянии любить себя и потому не может любить и других. Это утверждение кажется парадоксальным, если принимать во внимание обыденное словоупотребление понятий «эгоизм», «любовь», «преданность». Но не торопитесь.

Самой лучшей стратегией и воспитания, и самовоспитания является стратегия любви. Поэтому, чтобы заниматься самовоспитанием, человек должен стараться сделать себя лучше, совершенствоваться, не относиться к себе равнодушно, т.е. в конечном счете любить себя. Если начинать с отвращения к себе, мало что получится. Когда я ленив, лжив, болезнен, хил, неудачлив, то я беспощаден к тем, кто меня любит. Если я таков и с этим мирюсь, отношусь к себе равнодушно, то причиняю другим, в особенности тем, кто меня любит, страдание, беспокойство. Если жена меня любит, а я неудачник в силу слабоволия или недостатка способностей, то это причиняет ей боль. Если бы она меня не любила, то, может быть, ей было бы легче жить со мной, неудачником. Получается, что я эксплуатирую ее любовь ко мне.

Для тех, кто меня любит, мое существование является источником страдания. Самим своим бытием я приношу им страдание. Поэтому я должен стать лучше. Я должен любить себя. Если мы не любим себя, то мы не любим и других. Самовоспитание же имеет целью сделать лучше, счастливее не только нас, но и всех, кто находится с нами в каких-либо отношениях.

Самовоспитание представляет собой процесс, осуществляемый постоянно. Любое событие можно рассматривать как (134:) причиняющее радость или страдание, как испытание. Но, переживая его, можно стать хуже или лучше. Если я получил удовольствие оттого, что сделал что-то плохое, я на время был радостным, но в результате этой радости тенденция к плохому по законам психологии усилилась, так как получила положительное эмоциональное подкрепление. Законы научения способствуют закреплению того поведения, которое приводит к плохому. Если мне стало приятно после того, как я злословил, то поведение злословия будет закрепляться в той мере, в какой я получил от этого удовольствие.

Если я получил странное удовлетворение оттого, что, будучи учителем, отругал нерадивого ученика, то моя сварливость усилилась на какую-то величину, которая вначале была и незаметна. Значит, совершая подобные действия и в особенности получая от них удовлетворение, я совершил акты самосозидания, которые могут быть квалифицированы как антивоспитание самого себя, поскольку развивающиеся качества моей индивидуальности являются плохими, вредными. Другое дело, если я испытал радость оттого, что помог ученику, который мне совсем не нравится, разобраться в чем-то. Эта радость усиливает во мне черту альтруизма и стремление прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Но если при этом я испытал удовольствие самоутверждения, то эта помощь также окажется актом антисамовоспитания, так как она усилит во мне стремление к примитивному самоутверждению за счет несовершенства и незнания других. Можно было бы число подобных примеров увеличить. Но читателю ясно, что самовоспитание осуществляется в каждом поступке, ситуации. И задача состоит в том, чтобы иметь постоянную установку к самосовершенствованию и знать его цели.

studfiles.net

Часть вторая. Самовоспитание Зачем это нужно?

Часть вторая. Самовоспитание

Зачем это нужно?

Самопознание осуществляется не ради поиска чистой истины, а ради определенных целей, в частности для самовоспитания, т.е. формирования себя в соответствии со своими намерениями.

В предисловии я заметил, что самовоспитание — это не особое занятие, которое выбирает человек, так же как он выбирает профессию. Самовоспитание — это определенный тип отношения, поступков, действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия определенному идеалу. Каким я должен быть? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать самого себя. Самовоспитание является необходимым условием для человека, который уважает, любит себя, заботится о себе. Любовь к себе нельзя пугать с эгоизмом. Эгоист тем и отличается от любящего, чго не в состоянии любить себя и потому не может любить и других. Это утверждение кажется парадоксальным, если принимать во внимание обыденное словоупотребление понятий «эгоизм», «любовь», «преданность». Но не торопитесь.

Самой лучшей стратегией и воспитания, и самовоспитания является стратегия любви. Поэтому, чтобы заниматься самовоспитанием, человек должен стараться сделать себя лучше, совершенствоваться, не относиться к себе равнодушно, т.е. в конечном счете любить себя. Если начинать с отвращения к себе, мало что получится. Когда я ленив, лжив, болезнен, хил, неудачлив, то я беспощаден к тем, кто меня любит. Если я таков и с этим мирюсь, отношусь к себе равнодушно, то причиняю другим, в особенности тем, кто меня любит, страдание, беспокойство. Если жена меня любит, а я неудачник в силу слабоволия или недостатка способностей, то это причиняет ей боль. Если бы она меня не любила, то, может быть, ей было бы легче жить со мной, неудачником. Получается, что я эксплуатирую ее любовь ко мне.

Для тех, кто меня любит, мое существование является источником страдания. Самим своим бытием я приношу им страдание. Поэтому я должен стать лучше. Я должен любить себя. Если мы не любим себя, то мы не любим и других. Самовоспитание же имеет целью сделать лучше, счастливее не только нас, но и всех, кто находится с нами в каких-либо отношениях.

Самовоспитание представляет собой процесс, осуществляемый постоянно. Любое событие можно рассматривать как (134:) причиняющее радость или страдание, как испытание. Но, переживая его, можно стать хуже или лучше. Если я получил удовольствие оттого, что сделал что-то плохое, я на время был радостным, но в результате этой радости тенденция к плохому по законам психологии усилилась, так как получила положительное эмоциональное подкрепление. Законы научения способствуют закреплению того поведения, которое приводит к плохому. Если мне стало приятно после того, как я злословил, то поведение злословия будет закрепляться в той мере, в какой я получил от этого удовольствие.

Если я получил странное удовлетворение оттого, что, будучи учителем, отругал нерадивого ученика, то моя сварливость усилилась на какую-то величину, которая вначале была и незаметна. Значит, совершая подобные действия и в особенности получая от них удовлетворение, я совершил акты самосозидания, которые могут быть квалифицированы как антивоспитание самого себя, поскольку развивающиеся качества моей индивидуальности являются плохими, вредными. Другое дело, если я испытал радость оттого, что помог ученику, который мне совсем не нравится, разобраться в чем-то. Эта радость усиливает во мне черту альтруизма и стремление прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Но если при этом я испытал удовольствие самоутверждения, то эта помощь также окажется актом антисамовоспитания, так как она усилит во мне стремление к примитивному самоутверждению за счет несовершенства и незнания других. Можно было бы число подобных примеров увеличить. Но читателю ясно, что самовоспитание осуществляется в каждом поступке, ситуации. И задача состоит в том, чтобы иметь постоянную установку к самосовершенствованию и знать его цели.

Цели самосовершенствования

Познание самого себя нужно не для удовлетворения любознательности или получения удовольствия от познания. В познании самого себя, как понял читатель, нет ничего приятного. Оттого что вы осознаете, каковы ваши защитные механизмы, например оправдание своего агрессивного поведения к жене, вызванного чувством вины перед ней, как действий, направленных на воспитание в ней добропорядочности или кротости, или действий, которые имеют смысл «устранения в ней недостатков», как заявил мне один пациент,— оттого что вы это узнаете, вряд ли вам это будет приятно.

Однако эта горечь окажется целительной в том случае, если вы склонны работать над собой в направлении познания механизмов психической защиты с целью их устранения. Следовательно, познание себя имеет целительную горечь и приобретает смысл только в контексте того, с какими целями вы познаете самого себя и как будете использовать это знание. Единственный путь движения самопознания, которое может скрасить шок, неприятность от открытий, — это самосовершенствование.

Любое дело может быть эффективным только тогда, когда точно определены его цели, т.е. результаты, к которым необходимо (135:) стремиться, а также имеются необходимые средства и знания. Каковы могут быть цели самосовершенствования и самоопределения?

Я изучал, какими хотят быть подростки и юноши. В общем можно констатировать почти полное незнание ими подлинных целей самосовершенствования и замену их частными и незначительными целями. Один хочет победить всех в беге на сто метров, другой — развить память, третий — научиться управлять самолетом и поступить в летное училище, четвертый решил тренироваться в боксе, чтобы побить обидчика, который его однажды унизил. Многие считают, что целью жизни является не самосовершенствование, а как можно лучшее определение в ней, хорошая специальность и заработок, выбор красивой жены или хорошего мужа, обладание вещами и многое другое. Выбор этих целей прост, так как они навязываются всем образом жизни и средствами массовой коммуникации. Чтобы остановиться на этих пунктах самопроектирования в будущее, не требуется ни ума, ни решимости. Однако меня поразило другое: почти никто из моих собеседников не задавался целью выработки личных качеств, необходимых для достижения указанных целей.

В самом деле, что необходимо, чтобы быстрее всех пробежать стометровку? Ведь для этого юноша должен выработать черты, необходимые для любой другой деятельности: силу воли, постоянство в тренировках, режим дня, уверенность в успехе, способность противостоять искушениям к праздному времяпровождению, контроль своих потребностей и влечений, искусство поддерживать хорошие отношения с учителями, товарищами, владение собой в критических ситуациях и многое другое. Значит, для достижения указанной цели необходимо достижение многих частных целей, далеко не полный перечень которых я привел. Но если внимательно присмотреться к этим частным целям, то увидим, что достижение их может обеспечить не только лучшее время в беге на сто метров, но и реализацию многих других жизненных целей, таких, как поступить в летное училище, научиться хорошо летать на самолете, стать хорошим боксером, овладеть хорошей профессией, зарабатывать достаточно много денег, построить семью и сохранить любовь, быть привлекательной личностью. Кроме того, узкая цель — лучше всех пробежать сто метров — может потерять свою привлекательность, так как со временем может уменьшиться интерес к бегу. А если случится травма, делающая невозможной карьеру бегуна? Когда человек превратился в придаток своей способности к бегу и его сознание полностью поглощено этим, то неудача начинает переживаться как крушение надежд, как кризис. Смысл этого кризиса состоит в том, что он должен этого человека научить той простой истине, что каждый, ставящий задачу самосовершенствования, должен определять свои цели так, чтобы они в любом случае, при любых стечениях случайных обстоятельств обеспечили ему успех. Такими целями являются не частные, производные цели вроде упомянутых, а общие цели, (136:) которые должны способствовать развитию индивидуальности. Если же эти цели будут достигнуты, то мы можем достичь и любых частных и одновременно жизненно важных целей. Поэтому постановка целей самосовершенствования с последующим самоопределением в жизни — задача непростая.

Каким я хочу видеть себя? Вот вопрос, на который нужно ответить после того, как мы познакомились с самим собой. Первое, над чем следует задуматься,— это гармония наших черт.

Если одна черта развита чрезмерно, а другая только в зачаточном состоянии, то обе они нуждаются в коррекции, исправлении. Еще Аристотель писал, что добродетель состоит в соблюдении золотой середины. Например, серединой между безрассудной смелостью и трусостью может быть только мужество, сочетающее в себе и осмотрительность трусости, и энергию отваги. Каждая черта носит полярный характер: уверенность — неуверенность, чувствительность — толстокожесть, общительность — замкнутость, педантизм — неорганизованность, экстраверсия — интроверсия и т.д. Любая из них, получив чрезмерное развитие, приводит к деформации характера и дезорганизует поведение. Лица сверхточные теряют способность к нормальной работе и учебе, так как стремление довести свое дело до полной точности истощает их силы, а если попадается такая жизненная задача, которую совершенно невозможно точно решить, то она для них оказывается роковой, так как после столкновения с нею они заболевают неврозом. Решительность часто приводит к преждевременным и необоснованным решениям, а нерешительность, наоборот, ведет к неудаче вследствие чрезмерных колебаний в принятии решения. Чрезмерная общительность дает нам тип человека, который в общении с каждым хочет произвести впечатление, не в состоянии уединиться и подумать над своими делами; замкнутый же не может включиться в совместную деятельность и использовать возможности кооперации, получить помощь или оказать ее другим. Склонность к чистоте в своей чрезмерности вырабатывает сверхбрезгливость, в результате которой человек теряет способность не только нормально питаться и жить, но и общаться.

Способность испытывать чувство вины является нормальным явлением для человека. Эта эмоция избавляет каждого из нас от искушения обижать своих близких. И это нормально, если данная способность не развита чрезмерно. Один из моих пациентов постоянно чувствовал себя виноватым, особенно перед матерью. Это чувство его не оставляло даже после ее смерти, и он тратил огромные усилия для ослабления чувства вины: все свои средства тратил на сооружение дорогого памятника на ее могиле. Но это чувство его не отпускало даже после того, как этот памятник был сооружен. Ритуалы, связанные с уходом за памятником, давали только временное облегчение. Не касаясь причин этого навязчивого чувства вины, мы можем сказать, что подобная чрезмерная эмоция делала невозможным достижение не только гармонии черт, но и какого-либо сносного согласия с самим собой. Аналогичные (137:) ситуации имеют место, если какая-либо другая эмоция получает чрезмерное развитие, например стыд, обида, отвращение или зависть. Я мог бы увеличить число примеров из моего опыта консультирования, показывающих, что достижение гармонии черт или согласия с самим собой составляет одну из важнейших и жизненно необходимых целей самосовершенствования.

Достижение согласия с самим собой как цель самовоспитания

Когда мы говорили о таких эмоциях, как стыд или чувство неполноценности, зависть или тщеславие, то обращали внимание читателя на то, что эти эмоции происходят вследствие автоматических операций ума, в процессе которых осуществляется сличение информации о том, каков я здесь и теперь, с тем, каким я должен быть согласно моей Я-концепции. При рассогласовании возникают эмоции, которые, с одной стороны, способствуют более эффективному приспособлению к социальному окружению, ведут к более глубокому самопознанию. Но с другой стороны, при чрезмерном развитии, они приводят к чувству внутренней рассогласованности, разорванности души, не только причиняют страдание, но порождают различные компенсаторные действия, нарушающие гармонию и удовлетворенность жизнью.

Достижение согласия с самим собой может быть получено путем выработки способности исполнять важный и существенный акт нашей души, который может быть назван принятием самого себя таким, каков я есть. Это принятие становится возможным только путем выработки двух способностей: терпимости к рассогласованию, что достигается в результате осознания этого внутреннего конфликта, и изменением представлений о самом себе, т.е. подлинной коррекцией черт Я-концепции, что представляет очень трудную задачу для самосовершенствования. Если я испытываю чувство вины перед матерью даже при сознании того, что я ее не обижаю, или если эта вина намного превосходит обычную нормальную реакцию на ее недовольство или обиду, если я вдруг начинаю стыдиться того, что мой рост на десять сантиметров меньше, чем принято для героя вестерна, то передо мной стоит задача самопознания и самосовершенствования, никак не связанная с какими-то действиями, направленными вовне, например на мою мать или на применение операций, удлиняющих кости ног, или другие способы самоутверждения. Эта задача внутренняя, и внешними путями ее не решить. По-видимому, самосовершенствование в этом случае будет состоять в выработке нового мышления о себе и восприятия самого себя.

Достижение гармонии с окружением

Наше окружение — это другие люди, а также природная и вещественная среда. С вещественными и природными условиями мы достигаем согласия путем их изменения в нужном направлении. Это проблема технологии и экологии. Но было бы неверным подгонять полностью среду под самих себя. Автомобиль помогает быстро двигаться, но его скорость не избавляет нас от спешки и суетливости. Мы овладеваем большим пространством, но количество проблем не уменьшается, (138:) а скорее возрастает под влиянием гипокинезии и роста внутреннего напряжения от скорости. Недостающие вещи приобретаются и заполняют пространство жилья, вызывая дополнительную заботу. Показателем привязанности к вещам является не количество предметов в комнате, а сила мыслей, «привязанных» к этим предметам. Приобретение свободы и согласия с природным и вещным окружением может быть достигнуто лишь путем изменения нашего отношения к этому окружению. Этого достичь трудно, так как вещи насыщены энергией труда, который воплощен в них, и приобрели дополнительную валентность в нашей психике. Поэтому отношение к вещам, приобретенным или созданным нами самими, определяется нашей способностью быть свободными от плодов своего труда, практиковать непривязанный труд. Для этого нужно научиться здоровому мышлению, лежащему в основе этой способности. Какая же может быть свобода от вещей, если, потеряв или сломав свой велосипед, я буду думать о том, сколько времени мне нужно работать в своем учреждении или мастерской, чтобы заработать деньги для компенсации нанесенного ущерба, хотя на моем счету имеется достаточная сумма сбережений? И если эти мысли будут приводить меня в раздражение или даже в ярость? Это нездоровое мышление превратит мою жизнь в последовательность больших и малых неприятностей, так как мое вещественное окружение нестабильно и вещи ломаются, теряются, нуждаются в уходе и ремонте.

Важной задачей самосовершенствования является достижение гармонии с окружающими меня близкими. Этому мешают неконтролируемые эмоции. Мое согласие с близкими может нарушаться, например, в результате зависти, невнимания окружающих. Как же быть, если они не замечают своих поступков, ограничивающих мою свободу или ущемляющих мое достоинство, или умаляют мои достижения, престиж, нуждаются в помощи в самый неподходящий для меня момент, наносят ущерб моим сбережениям в обмен на сохранение моего чувства достоинства или проявляют полное безразличие к общим интересам, которым я придаю значение? Можно привести бесчисленное множество этих «если», которые порождают эмоциональные барьеры и уничтожают согласие с другими с помощью неприятных эмоций, возникающих при этом. Следовательно, самосовершенствование для меня будет состоять в том, чтобы контролировать эти эмоции, т.е. осознать те умственные операции, в результате которых они возникают. Эти операции должны быть осознаваемы так же отчетливо, как я осознаю операции, из которых складывается мое внешнее поведение, полностью контролируемое мною, когда, например, бреюсь или делаю гимнастические упражнения. Если я полностью контролирую умственную операцию сравнения себя с другими, т.е. могу совершать этот акт или не совершать, а если совершаю, то отстраняюсь от него, то это мне обеспечит свободу от зависти. Но для этого я должен научиться отделять от моего Я содержание умственной активности, что входит в овладение здоровым мышлением. (139:) Однако для этого придется приобрести навыки контроля привычек, устранения нежелательных действий, ставших автоматическими.

Устранение плохих привычек

Привычки входят в наши черты. В каждой черте можно найти оттенок, выражающийся в нежелательной форме. К плохим привычкам относятся и потребности, ненужные для нормального развития личности: потребность в курении, наркотиках, алкогольном опьянении, праздность, боязнь усилия и даже страх перед усилием, повышенная тревожность, недоверие к другим, некоторые навязчивые состояния и многое другое. Мы должны хорошо знать наши плохие привычки, чтобы включить их устранение в программу своего самосовершенствования и самоопределения. Ведь некоторые такие привычки полностью блокируют наши жизненные цели. Например, чрезмерная потребность в общении полностью исключает возможность быть руководителем, курение — профессию космонавта или летчика-истребителя, боязнь воды блокирует профессию моряка, обидчивость делает для нас невозможной жизнь на полярной станции или в любом месте, где небольшая группа людей находится в длительной изоляции, ревность полностью исключает возможность построения счастливой семьи, обжорство раз и навсегда способно ликвидировать все ваши надежды на то, чтобы быть здоровым и стройным мужчиной, лень блокирует все проявления жизни и превращает вас в балласт для близких и даже объект их критики и недовольства, так как никто не желает, чтобы его эксплуатировали своей слабостью и никчемностью. Тщеславие постепенно делает вас одиноким, так как никому не хочется в общении с вами постоянно чувствовать себя орудием вашего самоутверждения и источником похвал реальным или мнимым вашим способностям. К тому же результату приводит ваша обидчивость. Если вы обидчивы, то те, кто с вами общаются, будут часто испытывать чувство вины. Поскольку общение с вами будет каждый раз подкрепляться у них сильным чувством вины, то им проще оставить вас одного. Каждый из приведенных выше примеров последствий плохих привычек имеет свой механизм действия, и осознание этого механизма способно породить в нас уверенность в необходимости устранения этих привычек для достижения более высокого качества жизни: иметь желательную профессию, быть благополучным даже в длительной изоляции в узком кругу людей, иметь любящую жену и детей, быть стройным мужчиной или женщиной, общаться с друзьями, которые тяготеют к вам. Ведь им с вами легко и приятно, поскольку вы лишены тщеславия, не нуждаетесь в постоянных похвалах и замечаете достоинства и малейшие достижения ваших друзей, освобождаете их от зависти к вам. Потребности ваших друзей и близких удовлетворяются в общении с вами. Но для этого нужно уметь удовлетворять их, владеть своими потребностями, управлять ими.

Контроль своих потребностей

Всякая чрезмерная потребность человека превращает его в свой придаток и тем самым блокирует (140:) другие его жизненные проявления. Гурман и обжора становится придатком пищевого поведения, так как весь его интеллект и чувства направлены только на одно; стремящийся к престижу приносит все другие проявления в жертву этому стремлению; ориентированный на власть и доминирование всю жизнь проводит в том, что манипулирует людьми и остается в полном одиночестве; личность, поглощенная сексуальным влечением, становится придатком этой потребности, и все многообразие жизни сводится у нее к половому общению. Тот, кто не может контролировать свои потребности, находится в постоянном состоянии неудовлетворения и страдает. Это страдание поглощает все его силы, которых не остается для творческих проявлений личности. О таких можно сказать, что это пищевые алкоголики, алкоголики сексуальные, алкоголики власти и престижа, алкоголики вещизма и другие, так как при отсутствии контроля любой потребности человеческое поведение приобретает черты поведения алкоголика: навязчивая концентрация мысли и желаний на данной потребности, принесение других в жертву на алтарь этой потребности, состояние постоянной неудовлетворенности и ощущение внутренней дисгармонии, нарушение человеческих отношений. Единственное различие состоит в том, что преждевременная смерть не наступает так рано, как от употребления спиртного, хотя мы знаем много случаев, когда гурманы очень быстро приводили свои организмы в полное расстройство, завершавшееся смертью. Поэтому каждый должен подумать над тем, какая его потребность развита чрезмерно и подчиняет его индивидуальность, мешает целостно жить, и как ее ослабить. Важно также подумать и над теми потребностями, которые развиты слабо, например потребность в труде, в заботе о близких, потребность в уединении, в самореализации и другие. Интроверсия, связанная с недостаточным развитием потребности в общении, также препятствует развитию личности. Отсутствие или слабое развитие потребности в оказании помощи приводит к холодности и в конечном счете к одиночеству и неимоверным страданиям. Причиной одиночества в старости может быть и собственный эгоизм (а не только эгоизм детей), беспощадность к своим детям, которые, даже став взрослыми, не могут преодолеть чувство дискомфорта и скрытого страха перед своими родителями. Недостаток потребности любить и быть любимым делает людей одинокими, окружает их личность барьером отчуждения от самых близких. Поэтому развитие этих потребностей в самих себе является первейшей задачей самовоспитания.

Существование наших потребностей предполагает наличие способностей к деятельности, которая приводит к цели, делающей возможным это удовлетворение. Мы обычно не задумываемся о наших способностях, необходимых для удовлетворения потребности в пище, которую мы можем купить. Однако, чтобы иметь деньги, требуется какой-то минимум способностей, не связанных пищевым поведением. Иначе обстоит дело с потребностями, удовлетворение которых вплетено в процесс общения. Например, (141:) потребность любить другого кроме желания требует достаточно высокого уровня способностей к поведению, действиям, удовлетворяющим эту потребность. Потребность во власти над другим, кроме желания доминировать, наслаждаться восприятием поведения другого, против воли реализующего вашу цель, нуждается еще и в способности влиять на людей и управлять поведением сопротивляющегося другого. Поэтому самосовершенствование, контроль и управление потребностями предусматривают и развитие способностей.

Развитие способностей

Человек должен делать определенное дело, которому он предан в результате жизненного самоопределения. Это дело представляет его в обществе как личность, и от успеха или неудачи в профессиональной деятельности зависит очень многое. Поэтому наша задача состоит в развитии определенных общих и частных способностей интеллекта, творческого воображения, способностей к восприятию, развитию профессиональной памяти, определенных навыков. Сами по себе способности не имеют особого значения. Они приобретают его в связи с выбором профессии. Поэтому в школе целесообразно развивать общие способности, которые могли бы быть трансформированы в частные. Умение мыслить нужно в любой профессии, умение быть сдержанным и дисциплинированным еще никому не повредило, общий уровень здоровья и выносливость необходимы везде, приобретение способностей к развитию тела и нервной системы тоже желательно в любом деле. К сожалению, мы не будем в этой книге разбирать проблему развития способностей, так как, во-первых, это потребовало бы много места, а во-вторых, само развитие способностей зависит от степени развития индивидуальности. Однако способности к концентрации внимания, его подвижности, к контролю чувств, развитию силы воли будут рассмотрены.

Овладение саногенным мышлением

Вы, наверное, заметили, что достижение целей самосовершенствования —гармонии черт, согласия с самим собой, согласия с природным и вещным окружением, устранение плохих привычек, управление своими эмоциями, контроль потребностей, развитие способностей предусматривают определенное изменение мышления, более глубокое осознание самого себя. Если эмоции порождаются определенными автоматизированными умственными действиями, которые нами, как правило, не осознаются, то контроль эмоций будет состоять не в простом их сдерживании, а в приобретении умения управлять своим мышлением в соответствии с определенными правилами, которые не совпадают с логическими правилами, а большей частью противоречат им. Это мышление, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания и, соответственно, предотвращает заболевания, мы назовем саногенным мышлением, мышлением, порождающим здоровье. Соответственно обыденное мышление, находящееся во власти привычного и автоматизмов, (142:) программируемых требованиями культуры, мы назовем патогенным мышлением, т.е. мышлением, порождающим болезнь.

З. Фрейд был убежден, что культура порождает болезнь, невроз. Золотой век здоровья, по его мнению, был в прошлом. Однако сексуальная революция показала, что неврозы проистекают не от блокировки половых влечений человека. Секс был относительно освобожден, а неврозы сохранились, хотя роль конфликтов сексуальности в столкновении секса с культурой и остается достаточно большой, чтобы идеи Фрейда по этому поводу не сбрасывать полностью со счетов.

Влияние культуры на поведение человека, его состояние и неврозы опосредствовано мышлением. Одни и те же ситуации определяются людьми по-разному в зависимости от того, что они об этом думают. То, что обижает другого, меня может и не обидеть; оскорбление для одного — похвала для другого. Самосовершенствование, таким образом, можно рассматривать как преодоление патогенного мышления и овладение саногенным мышлением. Далее мы подробнее расскажем, что представляет собой саногенное мышление и чем оно отличается от патогенного. Но сейчас продолжим обсуждение целей самосовершенствования.

refdb.ru

16. Значение самовоспитания для взрослых

Самовоспитание - сознательная деятельность человека, направленная на выработку у себя положительных качеств и преодоления отрицательных.

Самовоспитание успешно осуществляется при определенных условиях. Прежде оно требует от человека знания самого себя, умение оценивать собственные положительные и отрицательные черты. Чтобы обогатить учащихся соответствующими знаниями и умениями, проводят цикл бесед о психической деятельности человека, сознание, волю, чувства, характер, мотивы поведения, интересы, способности, потребности, темперамент, а также раскрывают сущность самовоспитания, методы и приемы работы над собой. Материал для таких бесед можно найти в книгах «Зани-мательная психология» К. Платонова, «Загадки человече-ского« я »Ф. Михайлова,« В мире мысли и чувства »Ф. Гоно-Болина.

Важный аспект самовоспитания - логическое мышление, умение проанализировать каждый свой поступок, способствует выработке требовательности к себе как постоянной черты характера, без которой невозможно достичь успеха в этом деле. Поэтому педагоги в индивидуальных беседах и на собраниях подробно анализируют нарушения правил поведения, их причины, приучают учащихся к самоанализу.

Самовоспитание требует длительных волевых усилий, умения управлять собой, достигать поставленной цели, не унывать от неудач. Поэтому следует привлекать школьников к видам деятельности, которые предусматривают собранность, организованность, ответственность. Преодолевая трудности, они закаляют волю, доводят начатое дело до конца и таким образом убеждаются, что даже небольшие успехи делают их сильнее.

Повышает эффективность процесса самовоспитания идеал, к которому стремится ученик. Наблюдение убеждают, что к самовоспитанию безразличны преимущественно те, кто не имеет жизненной цели, идеала. Поэтому важно знать идеалы учеников, помочь сформировать идеалы тем, кто их не имеет.

Успешность процесса самовоспитания значительной степени зависит от уровня развития коллектива вообще. В сплоченном коллективе, где царит здоровая общественная мысль, атмосфера доброжелательности, развитая взаемовимогливисть, самовоспитания происходит, как правило, успешно.

Процесс самовоспитания длительный и охватывает несколько этапов.

Первый этап. Педагоги всего обнаруживают отношение учащихся к процессу самовоспитания, проводя анкетирование по таким вопросами: ли занимаешься самовоспитанием? Что побуждает тебя работать над собой? Каких главных целей ты хочешь достичь самовоспитанием? Какие приемы используешь в работе над собой? В чем чувствуешь трудности в этой работе и как их преодолеваешь? Какой помощи нуждаешься от взрослых в процессе самовоспитания

На этом этапе у учащихся формируют побудительные мотивы, сознательное отношение к самовоспитанию. Прежде добиваются, чтобы воспитанник осознал, что его судьба зависит не только от воспитательной работы школы, но и от самостоятельной работы над собой. Он также должен понять, что самовоспитание - и его личное дело, и дело общества.

Второй этап начинается с появлением у ученика желания самосовершенствования. Педагог на этом этапе должен помочь сформировать идеал, к которому следует стремиться, выработать у ученика стойкое желание подражать ему. Выяснив различие между собой и своим идеалом, воспитанник видит, какие черты он должен выработать для его достижения, которых недостаткам следует избавиться. В процессе самовоспитания ученик сравнивает себя с идеалом. Поскольку он сам постоянно меняется к лучшему, идеал также нуждается в совершенствовании, обогащения. Идеал помогает ему составить программу самовоспитания. На этом этапе следует обсудить с учащимися отдельные фрагменты индивидуальных программ самообразования и самовоспитания выдающихся лиц.

Третий этап. Ученик начинает систематически работать над собой, реализуя программу самовоспитания. Этот процесс осуществляется в различных видах деятельности: учении, труде, самообслуживании, выполнении общественных поручений, участия в работе кружков. Педагог помогает ученику контролировать результаты воплощенных решений. Впоследствии внешний контроль педагога или коллектива ослабляется, растут самостоятельность и инициатива самого питомца.

Для осуществления воспитательной работы в соответствии с рассмотренным этапов самовоспитания классный руководитель должен четко ее планировать.

В процессе организации самовоспитания учащихся обучают специальным приемам работы над собой.

Прием самоубеждение. Его суть заключается в том, что ученику предлагают в определенной конкретной ситуации найти аргументы и с их помощью убедить себя в том, правильно или неправильно он поступил, или в конфликтной ситуации переключить мысли на другие темы и дела, которые отвлекли его от конфликта, успокоили .

Прием самовнушения. Его предлагают использовать в случаях, когда необходимо преодолеть в себе страх перед трудностями, неуверенность в собственных силах, нерешительность. Самовнушение предусматривает повторение учеником мысленно или вслух определенных суждений. Например, чтобы преодолеть вспыльчивость, можно предложить следующее суждение: «Ненавижу в себе вспыльчивость. Я должен и могу от нее избавиться ».

Прием самопидбадьорювання. Он эффективен, когда ученик теряется в сложных ситуациях, веру в собственных силах и возможностях.

Прием Самопоощрение. Применяют в случаях, когда ученик, преодолевая определенные трудности, выполнил сложную задачу. К ним прибегают, когда необходимо преодолеть отрицательные черты личности.

Прием самопринуждения. Помогает в борьбе с внутренней неорганизованностью, нежеланием учиться или работать, с ленью.

Прием самоанализа. Ему принадлежит решающая роль в самовоспитании. Он предполагает умение анализировать свои поступки, давать им определенную оценку.

Практические приемы. К ним, в частности, относится прием «шаг вперед» - ежедневное планирование деятельности на следующий день. Дополняет его прием «оценки прожитого дня» - анализ учеником своих действий, поступков и недостатков.

Прием «правила моего поведения». Заключается в соблюдении составленных для ученика правил поведения. Приучает к выполнению своих обязанностей.

Прием самозобовьязання. Предполагает планирование учеником работы над собой в месяц, семестр или год, в зависимости от того, какие черты личности он стремится сформировать или преодолеть и в какой срок.

Прием «узнай себя». Имеет характер игры: учитель дает неполную характеристику ученику, не называя его фамилии, то узнает себя, а товарищи дополняют эту характеристику.

Приемы «самохарактеристики» и «взаимно характеристики». Заключаются в том, что подготовленные таким образом характеристики обсуждаются в коллективе, это приучает учащихся к самоанализу и дает педагогу богатый материал для работы с ними.

«Самовоспитание требует, - писал В. Сухомлинский, - очень важное, мощного стимула - чувство собственного достоинства, уважения к самому себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тонких, чисто человеческих средств воздействия - доброго слова, советы, ласкового или укоризненного взгляда. Не может быть и речи о самовоспитании, если человек привык к грубости и реагирует только на «сильное» слово, окрик, принуждение. По самой сути своей самовоспитания предполагает веру человека в человека, обращение к чести и достоинства человека. Педагогическое руководство самовоспитанием - это прежде всего отношения между педагогом и воспитанником, проникнуты глубокой взаимной верой в добрые намерения ».

studfiles.net

Самовоспитание и самосовершенствование: проблемы

Самовоспитание и самосовершенствование — сознательные действия личности, направленные во благо самого себя, дабы развить нравственные качества, расширить интеллект и впитать новые умения, навыки, и опыт. Человек всегда стремиться развивать врожденные и приобретенные таланты. Но, что делать, если человек не хочет двигаться вперед, либо по каким-то иным причинам появилась проблема самовоспитания и самосовершенствования?

Самовоспитание порождает самосовершенствование, которое перерастает в саморазвитие. Личность — термин, выработанный для объяснения человеческого мировоззрения — настроение масс, привычки, манеры и знания, приобретенные по жизни, наполняют внутренний мир человека. Это формирует личный взгляд на мир, позволяющий раскрыться личности в социальном обществе. Мы стремимся не останавливаться, регулярно двигаясь вперёд. Но, что если при развитии человек обретает ложные идеалы и ценности, которые могут привести к краху? Давайте разберемся, какие проблемы могут возникнуть в саморазвитии и самосовершенствовании личности, и как их исправить.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Что такое самовоспитание и самосовершенствование

Что такое самовоспитание и самосовершенствование личности?

Самосовершенствование личности — процесс, вытекаемый из самовоспитания, направленного на постоянное развитие. В большинстве человечество стремится к развитию созидательных качеств, согласно представлениям о личностном идеале. Существует шесть главных этапов самосовершенствования человека, где всё начинается с мотивации.

  1. Установите себе стоящую цель, которая сделает вас лучше.
  2. Создайте некий идеал, к которому можно стремиться и совершенствоваться.
  3. Определите временные рамки для достижения задуманного.
  4. Четко продумайте план действий, воспользовавшись самосознанием и самопониманием.
  5. Трезво оцените свои возможности — саморегуляция должна быть объективной.
  6. Переходите от теории к практике и действуйте.

Проблемой самовоспитания и самосовершенствования может стать невыполнение основного правила саморазвития «здесь и сейчас», основанного на окончании витания в облаках. Многим людям нравится оставаться в мечтах, забывая о реальной жизни.

Очень важен системный подход самовоспитания и самосовершенствования, подразумевающий покорение цели небольшими этапами. Разбейте план работ на ежедневный график, распределив нагрузку равномерно. Таким образом можно развивать физическое самовоспитание и самосовершенствование. У вас есть лишний вес, либо наоборот — худоба достала? Вы идёте в тренажерный зал и выполняете программу определённых упражнений.

Стремитесь распределять время не по дням, а по его отрезкам (утро, обед и вечер) — данная методика подскажет, сколько времени вам требуется на выполнение разных задач.

Также, проблема самовоспитания и самосовершенствования может заключаться в мизантропии. Для полноценного самовоспитания индивиду необходимо ежедневно общаться с окружающим миром.

Хорошо, если это люди, вдохновляющие вас и способные обучить новому. В то же время, ограничьте себя от людей, которые ни к чему не стремятся и достигли гораздо меньше вас, а это — ещё одна проблема самовоспитания и самосовершенствования. Здоровая еда, посещения тренажерного зала и саморегуляция психике иногда творят чудеса. Пристально выбирайте окружение – вычеркивайте из жизни критикующих, недалёких и не амбициозных личностей. Порой нужно перебороть себя и выйти на другой уровень самосовершенствования, оставив лишние проблемы позади.

Отсутствие осознанности

Отсутствие осознанности, как проблема самовоспитания и самосовершенствования личности

«Все болезни от бескультурья» — произнес герой Алексей Булдакова в фильме «Особенности национальной рыбалки». Аналогично возникают и проблемы самовоспитания и самосовершенствования личности — нежелание двигаться дальше, даже когда есть все возможности стопорит процесс саморазвития. Неприемлемые табу, вроде: «У меня ничего не выйдет, я не знаю как это сделать, и вообще это невозможно» нужно забыть раз и навсегда. Вас никто не обязан любить и помогать во всём, особенно, когда вы не проявляете должного стремления к цели. Разумеется, гораздо легче потерпеть неудачу, немного пострадать и остаться на прежнем месте, чем изменить себя и снова двигаться вперед.

Личностные проблемы самосознания и самосовершенствования зачастую являются осознанными. Но, если человек понимает свои недостатки, он должен уметь смотреть им в глаза, дабы однажды победить накопившиеся страхи, вредные привычки и с небес опуститься на землю. Осознанность — это чувство, развивающее единение человека с миром природы и всего, что окружает нас. Каждый человек воспринимает осознанность по-разному, противопоставляя её бессознательности. Как понять формирование личности и этапы познания осознанности?

  1. Я не убегаю от проблем и страхов, которые создают дискомфорт, стараясь понять источник неприятных ощущений. Любое сознательно принятое решение нивелирует проблему.
  2. Я осознаю причины всех своих поступков, что делает меня свободным в плане поведения. Таким образом, я вижу возможные последствия каждого шага, отвечая за поведение.
  3. Мне подвластна глубина красоты окружающего мира, способная передать наслаждение от прекрасного. Я ежедневно нахожу новые источники вдохновения, применяя разные формы совершенствования. Стереотипы многие события окрашивают одинаково, но я от них избавляюсь, как от ненужной проблемы самовоспитания и самосовершенствования.

Основные проблемы самовоспитания

Основные проблемы самовоспитания и самосовершенствования человека

Существует шесть основных проблем самосовершенствования личности, которые мешают нам развиваться:

  1. Нестыковка промежуточных и конечных целей. Краткосрочные планы не всегда следуют по намеченной дороге, что нередко мешает исполнению наиболее желаемого. Причин тому может быть множество — образование, выбор деятельности, отторжение на второй план желаемого и довольствование сегодняшним днём… Стабильная, но мелкая оплата труда, близость к месту жительства, отсутствие конкурса при отборе и другие подобные вещи притупляют саморазвитие, заставляя довольствоваться синицей в руках, чем журавлем в небе. Однако, в такой ситуации редко получается добиться чего-то большего, чем минимальной стабильности — вы забываете о будущем, выбираете более простую профессию и однажды человек может навсегда отпустить желаемые цели, которые так и останутся мечтой. Такое отношение к себе не что иное, как растрата жизненного времени и уничтожение потенциала.
  2. Чрезмерное количество целей. К сожалению, человеческие ресурсы ограниченны, и однажды приходится делать выбор для достижения максимального результата, но в одной, или нескольких сферах жизни. Если вы хотите стать рок-звездой, вряд ли удастся совместить концерты со спортивной карьерой. Либо, если вы намерены служить в армии, добившись высокого звания, вряд ли получится одновременно быть публичной личностью, и прочее. То есть — если вы не можете осуществить все цели, выбирайте наиболее желаемые и рентабельные.
  3. Ставьте только реальные цели — вы должны осознавать собственные возможности, анализируя финансовое, физическое и интеллектуальное положения дел. Частенько личность не получает желаемого из-за банального незнания характера собственной деятельности. Если вы художник, то экономистом стать будет не так легко, но и кормить семью тоже надо. Но, как узнать, чем лучше всего вам подойдёт? В школьные годы молодой человек не может себя реализовать из-за ежедневного получения знаний. Но, уже тогда появляются научные направления, которые помогают больше развивать формы самосовершенствования. Если вам нравится география, и не нравится химия, в будущем вам больше понравится работа дальнобойщика, либо менеджера услуг туризма, нежели лабораторного ученого.

Низкая самооценка

Низкая самооценка, меркантильность и инфантильность

Проблемы самообразования и самосовершенствования иногда могут быть в самом человеке, а не его действиях, о чем порой индивид и не подозревает.

  1. Низкая самооценка, которой страдает большинство жителей стран бывшего СССР — весьма тяжелое препятствие. Мы часто забываем, кто мы есть, однажды утрачивая веру в собственные силы. Именно по этой причине мы часто не решаемся сделать важный шаг, который позволит жить лучше. Сегодня примеров множество: «я не умею, потому боюсь начинать, туда ехать далеко, а вдруг не получится, и что я людям скажу?» и прочее. Человек способен на всё, только иногда об этом забывает.
  2. Меркантильность при обозначении главных планов, излишняя материальность. Капитализм со своей системой «купи-продай» не всегда даёт положительный результат — делая всё только ради наживы, однажды можно потерять целый мир. Материальные вещи никогда не принесут полное удовлетворение от жизни, хотя молодое поколение всё чаще ищет личную выгоду в любом деле. Только при достижении взрослого возраста мы понимаем, что нет ничего важнее Отечества и семьи.
  3. Инфантильность, либо инертность. Сегодня молодое поколение, оканчивающее образовательное заведение, далеко не всегда утруждает себя поиском постоянного заработка. Отдельные люди даже не интересуются собственными возможностями и перспективами, что достаточно сужает их возможности. Большинство молодых людей в возрасте до 25 лет сегодня считают молодость временем развлечений и бесшабашного отдыха, однако со временем недавние юноши девушки осознают свои ошибки. Данный процесс можно назвать физическим самовоспитанием и самосовершенствованием.

Почему сегодня важно самообразование личности

В бытность СССР развитием человека занималось государство — моральное, физическое самовоспитание и самосовершенствование занимали одну из передовых ролей. Каждая личность обладала идеологией, хоть и навязанной властью, но не несущей негативный характер. В Союзе было лучшее образование в мире, да и физическая культура делала население здоровым.

В юном возрасте человек попадал в пионеры, где получал все необходимые культурные ценности и умения, которыми многие пользуются и по сей день. Индивид осознавал свою значимость в большом механизме общества, являющегося двигателем прогресса.

Почему сегодня важно самообразование личности

Союз пал, и идеология вместе с ним. У человека остаётся лишь возможность самообразования и актуализацию личностного момента в сфере образования. То есть, каждая личность должна развиваться самостоятельно, применяя институционный метод познания как один из аспектов самосовершенствования и саморазвития. Во времена капитализма необходимо быстро приспосабливаться к новым течениям жизни, соблюдая интеллектуальный уровень окружающего мира.

Человек способен удовлетворить свои потребности только путём самообразования и самосовершенствования. Попадая в социум мы стремимся самоутвердиться и показать себя с положительной стороны, что со временем определяет личность в одну из социальных групп населения. Сегодня мы сами выбираем пути развития, жизненные ценности и нормы поведения, которые корректируют направление и уровень саморазвития.

Самообразование, как и саморазвитие — дело добровольное. Если выбрать социально-философский путь самосовершенствования, вы получите прекрасные условия развития любых психологических навыков.

С другой стороны, проблемы самообразования и самосовершенствования могут отлучить человека от общества, создав некий уровень оппозиции к окружающему миру и социальным нормам приличия. важно суметь победить собственные пороки, не допустив ложные ценности в духовный и внешний миры. Личность приобретает независимый характер лишь при достижении высокого уровня саморазвития. Уметь контролировать потребности — нелегкий и долгий процесс обучения, способный показать истинную сущность индивида.

Самовоспитание порождает самосовершенствование

В заключении

Все проблемы самообразования и самосовершенствования личности исходят только от самого человека. Только мы сам устанавливаем себе определенные рамки, которые не переходим. Современный мир богат источниками постижения науки и техники, понимания как физической, так и моральной системы мироздания. Основная проблема человечества — нежелание развиваться, отдаваясь более простым благам цивилизации, не думая о будущем. Ежедневно по телевизору нам внушают абсолютно чужие ценности, а коммерция достигает невероятных вершин. Разумеется, быть рабом системы гораздо легче, чем плыть против течения самому эту систему создавать. Пожалуй, сегодня это — главная проблема самообразования и самосовершенствования для подавляющего большинства людей. 200 лет назад люди не представляли что такое электричество; 100 лет назад никто и подумать не мог о самолётах и подводных лодках, 60 лет назад человек не мог и помыслить о постижении космоса. Ведь, кто-то делает эти технологии реальными, не ограничивая себя, являясь творцом. Огромные толпы потребителей покупают товар, твердо считая, что этот успех повторить невозможно. Ваша задача доказать обратное.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Что такое самовоспитание? | Психология

Здесь есть две новости — плохая и хорошая. Плохая: вряд ли кто-нибудь займется вашим воспитанием, если вы уже более-менее взрослый (или ребенок, родители которого не умеют воспитывать детей). Хорошая: вы можете воспитать себя сами. То есть заняться самовоспитанием.

Как делается самовоспитание? Вы удивитесь, но — проще простого. Самовоспитание делается точно так же, как воспитание других детей (людей).

То есть вам всего лишь надо представить себя родителем самого себя. Вы — ребенок, и вы — родитель. Никакой разницы. Разве что в том, что сам от себя не убежишь…

И, соответственно, надо воспитывать себя. То есть говорить себе, что надо делать, что нельзя делать, и так далее. «Надо» и «нельзя» — это вообще основы любого воспитания. Воспитание — это в любом случае насилие над ребенком, а самовоспитание — это насилие над собой. Но это хорошее, полезное насилие.

Тут, конечно, должны возмутиться сторонники «любящего воспитания детей» и «позитивного образа жизни». «Но разве, — скажут они, — нельзя обходиться в воспитании/самовоспитании только позитивной мотивацией?» «Можно, — отвечу я. — Только в результате получатся те самые взрослые дети из начала статьи, которые постоянно жалуются на недостаток пинков извне. А жалуются они потому, что никто их не пинал в детстве».

Воспитание «на позитиве», увы, просто не работает. То есть человеку, конечно, надо объяснить, как добиваться счастья и успеха в жизни. Но, во-первых, именно добиваться. А во-вторых, объяснить надо тоже насильственно, без права ребенка не слушать.

То же самое надо делать и с собой. Говорить себе, что надо сделать. Объяснять себе, что это тебе даст. Указывать, что надо делать обязательно, а что — ни в коем случае нельзя.

Почему это работает? А потому же, почему работает и обычное воспитание. Человек, действительно, устроен так, что его должен кто-то направлять. И при этом он сам может быть в обеих ролях — и направлять самого себя. Пользуясь терминологией Эрика Берна, когда Я-Родитель начинает управлять Я-Ребенком — рождается Я-Взрослый.

Не надо бояться насилия над собой. Приказывайте себе, заставляйте себя, ограничивайте себя — и вы будете получать от этого удовольствие. Я серьезно — вы будете получать от этого удовольствие! Миф о том, что насилие над собой всегда плохо — это миф. Те, кто в него верит, просто никогда не проверяли и не анализировали трезво реальное поведение людей.

Вспомните, как ваши родители воспитывали вас — и воспитывайте себя так же. Смотрите, как другие родители воспитывают других детей — и воспитывайте себя так же. Изучайте любые приемы воспитания людей людьми — и применяйте их сами к себе.

Человек может воспитать себя. Человек должен воспитать себя. Потому что только человек, постоянно воспитывающий сам себя, может в полном смысле этого слова быть человеком.

shkolazhizni.ru

САМОВОСПИТАНИЕ это что такое САМОВОСПИТАНИЕ: определение

Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало другим, поменяло суть, изменило смысл. Но все же есть что-то в этом мире не приходящее, вечное, что было и будет всегда, в чём вероятно и есть вся истина. Кто мы? Зачем мы? Для чего мы рождаемся, живём и умираем? Для чего идём по тернистому пути к своему совершенству? Жизнь всегда подталкивала людей искать пути к совершенствованию своей души и тела. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всего мира и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, развить определённые способности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране и в мире. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого человека к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик - это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой активности людей в познавательной и нравственно-эстетической деятельности. В этой связи П.П. Блонский видел задачу учителя в том, чтобы не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию. "Мы должны. - писал он, - воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться - значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его".

Несколько иными словами эту же мысль высказывал психолог С.Л. Рубинштейн: "Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять".

Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа людей.

Глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни, - значит, создать важные стимулы для самовоспитания.

Что же такое самовоспитание? "Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная па формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям Мира и личной программе развития". Примерно такое же определение дает этому понятию А.И. Кочетов. "Самовоспитание,- пишет он, - это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности".

Практика показывает, что люди начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании

Психологические механизмы стимулирования человека к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у него переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого человека и, чтобы её развивать необходимо обращать специальное внимание на организацию самовоспитания.

Организация процесса самовоспитания человека и его важнейшие методы.

В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная "мысленная программа" формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда v человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.

"Работа над собой, - пишет А.И, Кочетов, - требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания. Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент".

Все это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех "за" и "против", пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании.

Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными.

Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: "Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени".

Если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре можно выделить следующие компоненты:

критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;

разработка программы самовоспитания;

определение его методов;

аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой;

Очень важно всегда помнить, что :

недостатки нашего характера и поведения — это результат недостаточного самообучения, саморазвития и самовоспитания;

плохие привычки и свойства характера легче исправить сегодня, чем завтра, всё можно исправить, стоит только сильно захотеть;

все наши успехи и неудачи в делах зависят от нас самих и, чтобы самообразование было успешным, следует знать, уметь, хотеть и успевать делать то, что интересно и полезно;

сколько бы мы ни учились, сколько бы ни знали, знанию и образованию нет пределов. Никогда не стоит прекращать самообразовательную работу.

Причина неудач большинства на фронте самообразования является отсутствие материалов для интересного обучения. Успеха в результате самостоятельного обучения можно добиться, если сделать процесс обучения интересным, а не скучным. Именно так, как документальный видеофильм подает интересный для вас материал, демонстрируя его в образной и понятной форме. Это совсем не то, что обучаться по неинтересной хрестоматии, написанной не менее тоскливым автором.

Материалы: http://gekkon12.livejournal.com/4758.html

razvitielife.ru

Сочинение на тему самовоспитание

Самовоспитание  – это работа человека над самим собой. Бывает, что нам не нравятся некоторые черты нашего  характера, они мешают нам в жизни или в работе. Самовоспитание – это формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно выбранными целями, идеалами и убеждениями.

Самовоспитание  – это работа человека над самим собой. Бывает, что нам не нравятся некоторые черты нашего  характера, они мешают нам в жизни или в работе.

Мы хотим избавиться от них, и приходим к пониманию, что для этого нам придется потрудиться над собой. Разобравшись в себе, мы ставим себе цели и ищем пути их достижения. Цель самовоспитания рождается из мотивов, побуждающих к работе над собой, и желаний  человека стать лучше. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. В то время как мы ищем пути достижения своих целей, именно в это время мы и начинаем работать над собой. И со временем мы получим результат в виде идеального себя. Конечно, идеального, в нашем представлении, в соответствии со своими идеалами и убеждениями.

Важнейшим ключом к появлению мотивации на самовоспитание и самосовершенствование, является осознание человеком своего образа жизни, своего поведения или деятельности, которая требует изменений. Человек должен понять, что ему нужно измениться. А главное, он должен захотеть этого.

Следующим важным элементом этого процесса является овладение навыками самостоятельной работы. Человек должен сам знать в какую сторону ему двигаться, чтобы измениться, какие действия ему для этого предпринять. Это требует овладения некоторыми знаниями в той области деятельности, в которой планируешь, или хотя бы хочешь, добиться успеха.

И конечно, самое главное в процессе самовоспитания, это действия. Недостаточно просто хотеть и знать, нужно приступать к действиям. Необязательно сразу пытаться охватить какой-то большой объем. Гораздо важнее, начинать с малого, с маленьких шагов. Шаг за шагом  длинная дорога будет преодолена, а цель достигнута.

В процессе самовоспитания не нужно отвлекаться на всякие соблазны. Нужно проявить свою решительность, стараться принимать разумные решения и не отклоняться от исполнения задуманного.

Например, зачастую нашим многим планам мешает лень. Наверняка, Вы встречали хоть раз таких людей, которые каждый понедельник садятся на диету, или идут в спортзал, или начинают учить английский язык. Кто-то обещает себе начать читать какую-нибудь полезную книгу, начать питаться  правильно, отказаться от чая или кофе. Но каждый раз, они оказываются на исходной точке отсчета, с которой начинали. И причиной всему именно лень. Да, трудно ее преодолеть. Но нужно идти на компромисс с самим собой. Нужно сделать так, чтобы лень сама исчезла, а твои обязательства перешли в желание. Чтобы появилась мотивация к действию. И тогда все получится.

С моей точки зрения, наиболее приятными формами самовоспитания являются самоубеждение и самовнушение. Это комфортно на психологическом уровне, а значит, не воспринимается сознанием и бессознательным в штыки.

Менее приятные методы самовоспитания это самокритика, самообязательство и не всегда удачно реализованная попытка эмоционально-мысленного переноса в положение другого человека. Согласитесь, самокритика это не очень приятно, пусть даже, если и критикуешь сам себя. Это возможно даже ассоциируется с критикой других людей, которое тебе когда-либо ранее приходилось слышать в свой адрес. И возможно даже, что остались неприятные воспоминания.

Самообязательство тоже не лучший вариант. Особенно для тех, кто не особо любит обязательства.

Самовоспитанием нужно заниматься, чтобы не растеряться в этой жизни, найти свое место. Самореализация порой имеет огромное значение в жизни отдельно взятого человека.  Нужно открыть свои способности, испытать все свои возможности, чтобы стать интересным и неповторимым человеком в первую очередь для самого себя. А потом, уже твое восприятие самого себя спроецируется на окружающих тебя людей, и они тоже найдут в тебя интересного человека.

Самовоспитание, самосовершенствование – это нелегкий и продолжительный труд, на который уходит много времени,  иногда вся жизнь. Но полученный результат этого, несомненно, стоит.

< Предыдущая Следующая >
 

Еще сочинения автора:

vsesoch.ru