Что нужно знать о том, как развивается мышление и психика ребенка. Детское мышление у взрослых


чем оно отличается от взрослого?

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Окружающий и совсем непонятный мир, в который приходит ребенок, полон загадок и сюрпризов. Он подбрасывает подрастающему человеку с каждым днем все больше и больше вопросов. Ответы на них формируют общую картинку мира и понимания.

Для решения каждой задачки для малыша необходимо вырабатывать новые нейронные связи в мозге и для них недостаточно просто видеть, слышать и трогать предметы. Для них очень важно вырабатывать свое мнение, выделять связи и взаимодействия между ними, людьми и животными.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

logicheskie-svjazi

 

Детское мышление помогает маленькому человеку не потеряться в пространстве гаммы эмоций и явлений, а прибегнуть к возможности получения знаний, которые не могут дать органы чувств.

Любопытные вопросы о том, почему трава зеленая, а солнышко садится, иногда загоняют родителей в тупик. Но этот удивительный этап становления «почемучки» создан благодаря процессу выработки собственных мыслей.

Мышление, как автомат по трансформации и переработки данных, переводит на доступный язык вводные, анализирует чувства и восприятие того, что происходит в поле зрения. А вот результатом такого многоуровневого механизма выступает мысль, оформленная в первые не случайные звуки.

Детское мышление включает в себя аккумулятивный метод сбора информации и имеет свои этапы становления, а также разбивку на виды.

 

Наглядно-действенный способ мышления

Формирование первого этапа, как указывает наука психология, начинается с самых первых дней нахождения ребенка в мире, полного любви и заботы новоиспеченных родителей.

После того, как процесс «акклиматизации» прошел, решение поступающих задач у маленького мыслителя, осуществляется под средством практического действия. Этот момент берет свое начало примерно с 1-3 лет и привязан к цели «бей-щупай-круши».

detishki-igrajut

Например, если ребенку дать в руки погремушку или машинку, у которой неожиданно перестало вращаться колесико или играть мелодия, то она благополучно улетит в стену или в папу с мамой.

А все почему? Да потому, что «нет времени объяснять, оно должно работать!». Ребенок этого возраста не обдумывает путь решения поставленной перед собой задачи. Он уверенно начинает действовать: бить, пинать, трясти и стучать.

Если желаемое не получено — то есть два варианта дальнейших действий: позову на помощь родителей, второй — «а не так уж и хотелось». И далее игрушка благополучно будет оставлена в покое.

Именно так выглядит наглядно-действенное мышление в реальности. Таким способом мы познаем мир в первые годы своего нахождения на планете Земля. Все просто! Пнул и порадовался!

Такой способ «мыслить руками» со временем не исчезает, а навсегда остается в компании у взрослых. Так мы с вами решаем непонятные задачи: методом проб и ошибок. Пнул компьютер — он заработал. Гениально и просто! :p

Как развить мышление ребенка таком возрасте? Для разносторонней проработки и развития наглядно-действенного метода мышления, вашему чаду подойдут большие пазлы с крупными картинками, модели кубика Рубика для деток от 3 лет и разнообразные поделки своими руками для развития моторики рук. Например, лепка из глины, пластилина и т. д.

rebenok-igraet-s-plastilinom

 

Наглядно-образное мышление

Дети возрастом от 4 лет бросают вызов уже более сложным мыслительным загадкам, для решения которых не достаточно рукоприкладства. На этом этапе результат действия не будет банальным, я бы сказала, буквальным воздействием, и предугадать конечный результат от ожидания становится сложнее.

Для получения своих ответов на интересующие его вопросы, нужно понимать и учитывать коммуникации между живыми и неживыми предметами, последствия и силу прикладываемых усилий.

Эти действия могут происходить одновременно или по очереди, что иногда сопровождается занятными вопросами по примеру: «Почему снег падает сверху вниз» и «Почему я не летаю»?

Или бывает так, что малыша удивляет причинно-следственная связь в обычных вещах для взрослого. Например, игра, когда шарик оказывается в нужном вам месте, стоит только вам нажать на кнопочку. Именно по этой причине все дошколята «подсаживаются» на телефонные игры, а далее и компьютерные. Магия, правда?

Такое мышление основывается на зрительных образах и получает название наглядно-образное. Свойства вышеупомянутого мыслительного процесса помогают детям перейти от прямых реализуемых действий с пространством и окружением, к взаимодействию с визуальными образами этих предметов. А это уже происходит в уме.

Из-за этого в головушке малыша выстраиваются логические цепочки, схемы и поели поведения, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться.

Развить данную способность думать маленькому человеку поможет рисование руками, складывание механических конструкторов, Lego, конструирование, собирании моделей самолетов, корабликов, игры в квесты, где главной задачей выступает условие найти спрятанный предмет по карте с пометкой и т.д.

risovat-rukami

 

Словесно-логическое мышление

Кончено же, возрасте от 5 лет и больше, мы с вами сможем поговорить только о предпосылках зарождения подобного способа размышлять. Такой вид достаточно сложный для понимания ребенка. Он учится оперировать сложными, отвлеченными понятиями, которые выражены в непривычных словах.

И это не просто образы, а двусмысленные понятия, приправленные эмоциональными посылами, ощущениями и чувствами. Иногда дети, выполняя какое-то задание, проговаривают себе под нос только ему понятные выражения на марсианском языке.

И родители думают, будто бы таким образом он выражает свой мыслительный процесс. На самом деле, уже к 3 годам, малыш понимает, что один предмет можно обозначить с помощью другого предмета, который попался на глаза или с помощью рисунка, звука или жеста.

Это сего лишь навсего выстраивание цепочки мысли образом. Вся суть словесно-логического мышления, направленная на более глубокую и детальную проработку символов речи, звука и действия, связанного с ним. Это как высшая материя, что пытается поместиться в сознание человечка.

Взрослые люди иногда ошибочно выдвигают теорию о том, что слова для дошкольника и взрослого человека являются идентичными в понимании. Это не так. Для ребенка слова, которые употребляются — это ничто иное, как слова-представления.

Сам переход от идентичных понятий к общим можно назвать процессом развития словесно-логического мышления. Когда, скажем, набор букв «машина» от ассоциации с папиной, переходит на весь мировой автопром, что увидит малыш в процессе взросления.

samolet

Развитию такого мышления помогает прослушивание сказок, совместное чтение и другие продуктивные виды развлечение с ребенком, приносящих пользу, а не только занимание времени.

 

Друзья, на этом точка!

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям! В комментариях расскажите о том, как вы качественно проводите время со своим ребенком и какие игры используете для развития мышления?

До встречи на блоге, по-пока!

elenarou.ru

Детское мышление

С самого раннего возраста, как только ребенок научился говорить, у него сразу же появляется куча разных вопросов: почему колёса крутятся? Откуда идёт дождь? Зачем у паука столько ног? И многие другие. На основе которых, у него появляются первые представления о мире.

С каждым годом эти вопросы всё усложняются и усложняются, потому что ребёнку не достаточно только видеть, слышать, чувствовать. Ему хочется знать и причину связи между всем происходящим.

Исследование ребёнком вопросов называется мышлением, которое помогает ему мылить и выражать всё в словах. У мышления есть свои этапы развития. Первый этап этого развития является то, что ребёнок применяет на своей практике, он не даёт отчёт за последовательность своих действий. Получив игрушку, вскоре начинает исследовать её крутить, вертеть, дергать, стучать по ней и ждать, что же произойдёт. Если его не удовлетворяет результат. Он обращается за помощью к взрослым или вообще теряет интерес. Это мышление называется практическим, именно поэтому дошкольников обучают с помощью наглядных пособий и это имеет положительный результат. Следующий этап развития называется наглядно-образным. На этом этапе ребёнку не обязательно брать предмет в руки, ему хватает просто увидеть его, чтоб иметь представление о нём. В мышлении ребёнка появляются схемы и различные модели.

Словесно-логическое мышление, которое формируется следом, очень сложное. Оно опирается не на образы, а на слова и понятия. Это мышление помогает ребёнку решать более сложные задачи, но нет надобности сформировывать этот вид мышления у дошкольника, лучше закрепить образное мышление.Стоит отметить, что у дошкольника также формируются суждение и умозаключение. Это, конечно же, нельзя сравнить с суждением и умозаключением взрослого человека. Но говорить, что у детей нет логики – нельзя!

psychologyc.ru

Как развивается мышление и психика ребенка.

24.05.2017

Чтобы вырастить своего ребенка счастливым, очень важно его понимать. Я не открою вам секрета, если скажу, что психика ребенка и его мышление развиваются поэтапно. Это понимает каждый взрослый, но, видимо, не до конца или банально забывает об этом, когда требует от ребенка, чтобы он мыслил как взрослый.

Часто можно увидеть раздражение у родителя, если ребенок неловко себя ведет, не понимает простых вещей, не видит длинных логических связей, наводит беспорядок, не чувствует времени или пространства. В этой статье мы остановимся на основных этапах развития мышления и психики ребенка, а потом чуть внимательнее присмотримся к своему чаду и увидим, как он на самом деле видит мир.

Важно понимать, что процесс мышления тесно связан с физиологией. Ребенок в определенном возрасте не только не обладает информацией, которой обладают взрослые, но и на физическом уровне просто не способен эту информацию обрабатывать так, как это может сделать взрослый человек. Для этого еще не сформировались необходимые структуры.

Если вы будете внимательны, то увидите это. Особенно в конфликтных ситуациях. Когда ребенок сделал что-то не так, то его достаточно хорошенько расспросить о том, что он думает по поводу своих поступков, и увидеть, что он принимает запрет, но по-настоящему не понимает, почему же так делать нельзя.

Конечно, развитие у разных детей отличается, есть даже такой термин, как психологический возраст, который показывает, на какой стадии находится развитие мышление у ребенка.

Если обратиться к классике детской психологии, то в развитии мышления можно выделить следующие стадии:

1. Сенсомоторный интеллект в возрасте от 0 до 2 лет

На этой стадии ребенок познает предметы и материальный мир в его самых простых проявлениях, осмысляет свойства окружающего мира, познает самые простые законы физики. Начинает отделять себя от окружающего мира, потихонечку осознает свое «Я», которое ранее было неразрывно связано с окружающим пространством.

В этот период мышление называют наглядно-действенным, когда мыслительные операции происходят с предметами, с которыми ребенок взаимодействует в конкретный момент времени.

В этом возрасте будет замечательно, если родители не будут препятствовать получать ребенку тот опыт, который ему крайне необходим для развития. Ребенок будет с удовольствием размазывать кашу по столу, кидать вниз разные предметы со стульчика, тянуться ко всем вещам, которые попали в его поле зрения.

На данном этапе развития требовать от ребенка покорности, все запрещать и сужать возможность получения необходимого опыта не только глупо, но и просто губительно для развития.

2. Дооперациональное мышление, возраст от 2 до 7 лет

Период характеризуется бурным развитием речи, и мышление переходит на совершенно иной уровень. Начинает развиваться эгоцентризм (не путать с эгоизмом), формируются новые представления о мире и своем месте в нем.

Ж. Пиаже считал, что ребенок в этом возрасте еще не может мыслить логическими операциями, поэтому и назвал этот период дооперационным. Необходимо уточнить, что здесь имеется в виду, что ребенок не может мыслить логически с точки зрения взрослого человека, у детей в этом возрасте «своя логика».

В этом возрасте может возникнуть наибольшее количество сложных ситуаций для родителей.

Дело в том, что, когда ребенок совсем маленький, не умеет говорить и толком ходить, большинство родителей относятся к причудам и желаниям малыша адекватно, полностью принимают его ребячество, непосредственность, поддерживают его желания, но теперь, когда ребенок уже неплохо говорит, бегает и кажется вполне самостоятельным, родители часто переключаются из режима «терпеливого родителя» в режим родителя-«надзирателя».

К ребенку начинают предъявляться требования, которые не соответствуют его уровню развития мышления и психики.

Да, ребенок уже многое может понимать, но по большей части продолжает оставаться ребенком, просто физиологически неспособным к определенным мыслительным процессам, которые взрослому кажутся довольно простыми.

Мышление в этот период принято называть наглядно-образным. В течение всего периода происходит процесс перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а потом и к словесному.

В формате наглядно-действенного мышления ребенку необходимо было обязательно выполнять действия с предметами в реальности, а теперь ребенок уже может выполнять действия с предметами в уме посредством образов. Ему теперь не обязательно брать предметы в руки и осуществлять с ними операции, чтобы увидеть то, как они фактически взаимодействуют.

У ребенка действительно происходит серьезный сдвиг в мышлении и в развитии психики, он уже не младенец, но еще далеко не взрослый.

Еще рано требовать от ребенка, чтобы он мог поставить себя на место другого, посмотреть на мир глазами другого человека. Еще рано требовать, чтобы ребенок осознал, как тяжело заработать деньги на разбившуюся вазу, как сложно маме потом отстирать испачканную одежду и так далее.

Нормальным является рассказывать об этом, помогать осознать длинные логические связи, но крайне важно делать скидку на то, на какой стадии развития мышления находится ребенок. Видеть, когда ребенок понимает ситуацию, а когда соглашается только из-за того, чтобы не услышать осуждения и не получить наказания.

Тут надо просто быть внимательнее и спрашивать ребенка о том, как он видит этот мир, тогда вы будете четко представлять, что ребенок сейчас понимает, а что нет. Я предлагаю вам внимательно присмотреться к определенным свойствам поведения и мышления ребенка.

1) обратите внимание на то, как ребенок мыслит в плане логики. Поинтересуйтесь у него о причинно-следственных связях различных событий;

2) попробуйте понять, как ребенок понимает время: с чем ребенок отожествляет различное время суток, насколько он понимает смысл будущего и прошедшего времени, как часто задает вопросы «когда?», «через какое время?», отличает ли он это понятие от «где?»;

3) какое ребенок имеет представление о количестве. Самый простой тест можно провести с водой. Возьмите и при ребенке и налейте воду в неглубокую тарелку, а потом перелейте в прозрачный стакан. После спросите о том, где воды больше. После получения ответа поинтересуйтесь, почему – и вы сможете увидеть реальную мыслительную деятельность вашего чада.

3. Стадия конкретных операций, 6–10 лет

В этом возрасте дети достаточно хорошо мыслят логически, но еще недостаточно хорошо абстрактно. Это можно заметить по тому, как ребенок определяет мотивы поступков других людей и какие он использует мотивы для собственных поступков.

Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции, которые могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

4. Абстрактное мышление, после 10 лет

Формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. Ребенок начинает формировать такие абстрактные понятия, как судьба или справедливость.

Бытовые ситуации

Именно в быту проявляется нетерпение родителей, а бывает, что и откровенное невежество. Давайте рассмотрим несколько типичных примеров.

Ориентация в пространстве

Мы можем увидеть, как часто дети некорректно располагаются в пространстве. Встают посередине дороги, заграждают проход и так далее.

Давайте подумаем над тем, какие мыслительные операции должны произойти, чтобы взрослый, когда заходит в лифт, подумал о том, что в него еще зайдут люди и надо встать так, чтобы поместился другой человек или коляска.

Нужно не только в голове представить эту ситуацию, надо просчитать несколько шагов вперед, представить пространство, размеры этого пространства, потом мысленно поместить в это пространство объекты, чтобы потом в голове собрать картинку и сделать вывод о том, что надо встать в дальнем углу лифта, чтобы все объекты поместились.

Взрослый даже не задумывается об этом, но сможет ли такой мыслительный процесс совершиться в голове ребенка? Стоит ли его ругать и злиться на него, если он не просчитал в уме данную ситуацию?

Думаю, что стоит набраться терпения, понаблюдать за действиями ребенка и расспросить его о том, как он выбирает места, где встать, сесть, лечь и так далее…

То же самое касается предметов, которые стоят на краю стола, и других ситуаций, которые требуют прокручивания в голове нескольких шагов и создания логических цепочек с объектами у себя в уме. Ребенок может их не просчитывать, так как его фокус внимания погружен на другой объект или он физически еще не способен к такому типу мышления.

Представление об эмоциях других людей и последствия определенных действий

Это самое интересное. Ребенок обижает другого ребенка. Например, он его толкает. Взрослый сразу понимает, что ребенок, которого толкнули, упадет, ударится, будет плакать. Может оценить уровень боли от падения, прочувствовать на себе чувство другого человека. У взрослого это происходит естественным образом, это кажется так просто. Просто ли это для ребенка?

Есть ли у ребенка возможность реально это осознать, прокрутить в голове с учетом его эмоционального состояния, в котором он проживает здесь и сейчас, когда его реакции часто идут из подсознания.

Попробуйте расспросить об этом ребенка…

Что требуется от родителей?

Понимать, что ребенок растет не только физически, но и психически. В данной статье я рассказал об этапах развития мышления, но следует понимать, что со временем делаются новые открытия в этой области и каждый ребенок индивидуален.

Не стоит ругать ребенка за то, что он, по вашему мнению, медлителен, нетерпелив, неаккуратен и так далее.

Присмотритесь к своим детям. Для детей самым главным является любовь родителей, и они готовы все сделать, чтобы их любили, поэтому они принимают запреты и табу, но не всегда действительно понимают их. А нарушают запреты потому, что легко забыть то, чего не понимаешь…

Ребенок – это не маленький взрослый… Терпения Вам и любви!

650х73650х73

Комментарии:

Нет комментариев [an error occurred while processing the directive]

konstruktor-realnosti.ru

Образное мышление: как развить?

Недостаток образного мышления нельзя назвать бичом цивилизации, но многие люди уверенно скажут о себе: «Да, с воображением у меня туго». На этом этапе следует остановиться и пояснить сразу: образное мышление и воображение – это принципиально разные психологические процессы.

А что такое воображение? Воображение – это своеобразные и видоизмененные образы, возникающие в нужный момент из образной памяти. Рядовой обыватель обыкновенно не разделяет понятия образного мышления и воображения и активно привлекает последнее для решения стрессовых ситуаций, восстановления эмоционального равновесия и душевной гармонии, получения позитивного настроения, интересного взаимодействия с окружающим миром в лице коллег, знакомых, друзей. А вот образное мышление остается за бортом, спит себе мирно на донышке человеческих возможностей и понимает, милое, что человек даже и не догадывается о его существовании и необходимости извлечения.

Образное мышление: как развить?

Однако образное мышление – не генетически заложенная в человека характеристика: фантазию, креативность и воображение получает каждый в начале жизненного пути, и задача конкретного человека развить собственные творческие способности.

Зачем нужно образное мышление?

Чем раньше человек обращается к вопросу развития образного мышления, тем серьезнее будут успехи в этом. В детском возрасте не требуется специализированных тренингов: в игровой форме ребенок любого возраста способен представить воображаемый предмет или ситуацию и описать его/ее характеристики или действия – такие игры любимы детьми и не представляют затруднений. В некоторый момент ребенок приходит к пониманию, что органов чувств недостаточно для получения знаний или объяснения интересных явлений и событий, – помощником, восполняющим этот пробел в сопоставлениях, различии и раскрытии отношений и связей между происходящими окружающими явлениями, станет мышление.

Развиваемое с детства образное мышление в дальнейшем становится базой для становления логического и вербального мышления, необходимых для успешного прохождения курса школьных дисциплин и последующего обучения и освоения профессии.

Для взрослых людей развитое образное мышление – это то, без чего не обойтись представителям творческих специальностей, в том числе современным web- и графическим дизайнерам и использующим в деятельности вербальные описания (например, журналистам и копирайтерам). Предложение «нарисовать что-нибудь красивое» или «написать что-нибудь интересное» не должно ставить таких специалистов в тупик: образное мышление сразу начинает креативно работать, обращаясь к аналитическим способностям личности.

Образное мышление: как развить?

Кроме того, и людям прочих профессий наличие развитого образного мышления совсем не помешает: острый ум и широкий кругозор ценятся в обществе и привлекают людей. Да и в повседневной жизни образное мышление станет незаменимым помощником:

нестандартный подход к возникшей ситуации или обстоятельствам делает легким решение проблем;образное мышление становится своеобразным механизмом психологической защиты от неприятного человека или нервной ситуации: представление раздражителя в комичном или абсурдном образе (особенно пользуется спросом представление оппонента в образе хомячка) сгладит ситуацию и успокоит;визуализация идеи или мечты с представлением в воображении мельчайших деталей делает реализацию желаемого проще и реальнее.

В конечном итоге, чем большими физическими и психологическими возможностями собственного организма человек пользуется, тем интереснее и насыщеннее его жизнь, общение с другими людьми, полноценнее самореализация.

Образное мышление: как развить?

Образное мышление у ребенка

Детский возраст хорош тем, что ребенок, в отличие от закостеневшего в собственных привычках и возможностях взрослого, впитывает новое как губка, легко и просто выполняя творческие задания. Для детей различного возраста разработано множество методик развития образных представлений – в основном, они связаны с решением задач на мысленное представление ситуации и предметов в ней, реальные практические действия при этом не выполняются.

Многие задания на развитие образного мышления у ребенка начинаются с фразы «Представь, что…» — и фантазия ребенка понеслась! Детское образное мышление награждает представляемый объект многообразием свойств и несвойственными ему характеристиками – фиолетовый медведь, лиса с шестью ногами, птица размером с самолет и т.д. На этой стадии воображение неотделимо от наглядно-образного мышления и плотно сливается с ним.

Мышление ребенка развивается на всем периоде: подобранные для конкретного возраста игры, задания по рисованию, конструирование моделей различной сложности, кубики предлагают ребенку все новые задачи на представление чего-либо в уме – это и становится основой образного мышления. В дальнейшем на его базе формируется логическое и вербальное мышление, необходимое для обучения в школе.

Образное мышление: как развить?

Образное мышление у взрослого

Прежде чем ремонтировать собственное сознание, предлагаем оценить: как обстоят дела с образным мышлением? Несложный тест позволит объективно выявить степень развития образного мышления: возьмите любую из картинок (сложность ее зависит от вашей уверенности в себе) и буквально минуту разглядывайте ее, пытаясь отметить расположение линий, цветовой гаммы – основных тонов и оттенков, игру света и тени, сюжетную линию и т.д. Поняли, что отметили для себя все, что изображено? – закройте глаза и мысленно, по деталям, воспроизведите в сознании ту картинку, которую до этого наблюдали, добиваясь ее четкости в голове.

Если восстановление запомненного образа прошло без проблем – с образным мышлением все отлично, и ваша задача поддерживать его на должном уровне. Если картинка в уме так и не обрела четкие формы, осталась смазанной или частично не заполненной – над образным мышлением стоит поработать: подобные тренинги с запоминанием изображения рекомендуется повторять на одном примере не менее шести раз до обретения ясной картинки.

Образное мышление: как развить?

Усложняем задачу? Вместо картинки с понятным сюжетом предложите собственному образному мышлению абстракцию из узоров, точек, цветовых линий – запомните и воссоздайте его умственно. Неясность образа можно «отредактировать» постепенно, последовательно обращая внимание на конкретные признаки: формы и цвет, текстуры, размеры и т.д. Такие тренировки образного мышления, игры и упражнения для развития мозга полезны для поддержания тонуса мозговой деятельности на протяжении жизни.

Комплекс техник и методик для развития образного мышления взрослого человека

Психологами разрабатываются специализированные методики, помогающие осознать задатки собственного образного мышления, обратить внимание на его проблемы и развить его для дальнейшего активного использования. Предлагаем некоторые из них:

Мысленное представление реальных предметов: комнаты в квартире, бегущего по степи коня или капли утренней росы, друга детства, концертного зала, лица знакомого или недавно увиденного на улице человека и т.д. – что угодно, попадающееся каждый день на глаза или когда-либо виденное.Мысленное представление несуществующих предметов: сказочных существ (Змея Горыныча, единорога, хоббита, Белоснежки и семи гномов и т.д.), молочной реки с кисельными берегами, скатерти-самобранки, многорукого бога Шивы, ангелов и т.д.Мысленное представление недавнего события: спортивного соревнования или праздничного ужина, кинокартины с детальными лицами, обстановкой, цветовой гаммой, словами и звуками. Представляйте даже запахи.Техника квадрата бокового зрения предлагает при сохранении взгляда в прямом направлении рассмотреть периферийное поле зрения. Закройте глаза и мысленно воспроизведите увиденное, для облегчения задачи разбив периферийное пространство на четыре квадрата с анализом деталей в каждой части.«Я представляю пять…»: пять предметов одного цвета, пять предметов на букву «К» (или любую другую), пять вещей меньше 10 см, пять подземных объектов (крот, корни деревьев, червяки и т.д.), пять доставляющих удовольствие предметов (десерт, ванна, пляж) и т.д.

Образное мышление: как развить?

6. Представление геометрических тел (плоских и объемных, от простейших шара и куба до многовершинных 3D-фигур) с усложнением задачи их размещением в пространстве и движением относительно друг друга. Начать рекомендуется с одного объекта, добиваясь четкого видения, а затем, добавляя другие, создавать их движение. Не концентрируйтесь на одном геометрическом теле, а удерживайте в поле мышления как можно больше четких законченных образов.

7. Работа с чувствами. Представляем положительную эмоцию: восторг, изумление, радость, удивление и т.д. Насколько наглядно удастся представить лицо стороннего человека или собственное лицо при переживании надежды, любви, апатии, ревности и т.д.?

Не рекомендуется пытаться насильно улучшить представляемые образы, если они оказались недостаточно четкими и яркими, — идея создания образа важна и полезна сама по себе. Отметьте базовые признаки (форма, текстура, цвет, размер, качество) и сконцентрируйтесь на них, постепенно углубляясь до деталей. Со временем образ станет устойчивым, а на его создание не понадобиться много времени.

sunmag.me

Детское мышление, восприятие, речь, язык

Почему родители желают воспитать одного ребенка, а он становится другим? Потому что они не знают как связаны слова, поведение родителей и детское мышление, восприятие, речь и язык.Взрослые и дети говорят на разных языках.

Приветствую Вас, уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, где Вы можете задать один бесплатный вопрос психологу, психоаналитику онлайнЖелаю всем психического здоровья!

Сегодня в рубрике Молодым родителям на заметку, мы рассмотрим чем отличается детское мышление, восприятие, речь и язык от взрослого. И что нужно знать молодым родителям о своих словах, действиях и бездействии по отношению к маленькому ребенку, и как это влияет на будущее человека.(родитель и малыш — тест)

Детское мышление

Речь маленького ребенка еще не развита, детское мышление не словесно-логическое, как у взрослых, оно образное и предметное, а отношение к ним строится на эмоциях. Поэтому, о всех родительских словах и действиях, ребенок мыслит и понимает их по своему, по-детски.И, на основе детского мышления, малыши выстраивают свое будущее поведение, которое, потом, уже во взрослой жизни, зачастую проявляется в повседневных делах и общении.

Детское восприятие информации

Детское восприятие и интерпретация вербальной и невербальной, а также кинестетической (прикосновения) информации, передаваемой родителями, происходит на своем, на детском языке. И основной источник детского восприятия — это не взрослые слова, а мимика, интонация, и самое главное, прикосновения, с помощью которых и передаются эмоции и чувства, а благодаря последним у ребенка выстраиваются образы и формируется мировосприятие и жизненная позиция — Я благополучен или Я не благополучен. Далее, точно также, строится отношение к себе, другим людям, и миру в целом.

Эмоции, и построенные на них чувства любви и принятия, или неприязни и отчуждения, воспринимаются ребенком из отношения к нему близких людей: нежности, объятия, прижимания и поглаживания, улыбки, сладкой, поющей интонации и живого блеска глаз любящей матери; или наоборот: черствости, холодности и отстраненности, каменного или искаженного гневом и пугающего лица, злобной интонации и страшного недружелюбного взгляда.

С помощью этого детского языка, не осознаваемого родителями, взрослые передают детям различные послания, чаще негативные, которые обретают программирующее воздействие. (жизненный сценарий)

На основе их, дети принимают свои первые решения, которые позже проявляются в адекватном или неадекватном поведении в отношении себя, других и окружающего мира.

Пример, интерпретации родительского послания на языке ребенка

Если малыш прошел необходимую фазу взросления, а родитель продолжает заботиться и опекать его как маленького, то ребенок воспримет это поведение, на своем детском языке, как послание «Не расти, оставайся маленьким», и примет соответствующее решение.

Но в подростковом возрасте может возникнуть конфликт, когда тот же родитель будет говорить, что мол пора стать взрослым и заняться делом, стать самостоятельным и ответственным, а от подростка будет видеть неадекватное поведение и протест. Бедный родитель будет недоумевать, почему он такой стал, ведь я все для него…А причина — детское решение «Быть маленьким», которое подросток, будучи ребенком, воспринял от слишком заботливого родителя в виде послания на детском языке, чего сам родитель, конечно, не осознавал.

В итоге, как правило, человек с таким решением, так и не сможет стать зрелой личностью, и достичь чего либо в жизни.

А кто виноват? Виноват — крайний…

Подобных детских решений, основанных на скрытых, несознательных, родительских посланиях может быть множество. На их основе пишется сценарий будущей жизни человека, по сути, его судьба. И зачастую, судьба неудачника.(мое будущее, судьба — тест)Поэтому, молодым родителям стоит задуматься над этой проблемой, и отнестись к вопросу воспитания с особой ответственностью за будущее сегодняшнего малыша, т.к. к шести, семи годам сценарий уже будет написан.(см. сценарий жизни — тест)Во взрослой жизни его (сценарий) может изменить только глобальная катастрофа (например, война) или большая любовь.

Ну а без радикализма — психоанализ и психотерапия в союзе с огромным желанием человека. Более полную консультацию и рекомендации по этой проблеме, Вы можете получить записавшись на онлайн прием психолога, психоаналитика Матвеева Олега

Желаю всем психологического благополучия!

Психологическая консультация посредством психотерапевтического письма — Скриботерапия

Читайте также:

Правильное воспитание ребенка

Страничка для родителей

Смотрите Новое в кабинете психоаналитика

Невротизм ребенка — тест онлайн

В разделе психодиагностики и тестирования Вы найдете тесты детям и родителям

Вся психологическая информация кабинета в СОДЕРЖАНИИ:

xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai

определение, развитие у детей и взрослых

Ученые в процессе исследования мышления обратили внимание, что, в своем большинстве, люди мыслят плоско. В психологии этот распространенный вариант мышления еще называют линейным. Оно характеризуется восприятием предмета в контексте отдельных его частей, выделенных посредством анализа и установлением связей между ними, что неизбежно приводит к потере всех не выявленных, скрытых свойств и сторон предмета или объекта.

Объемное мышление воспринимает предмет в совокупности его частей, в том числе и противоречащих здравому смыслу или опыту или незаметных на первый взгляд сторон объекта или предмета.

В повседневной жизни наше мышление проявляет себя не способным проводить разнообразные операции с объемными фигурами – чаще всего у нас не получается в уме вертеть их, складывать пазлы и тп. Представить трехмерную волну в результате их наложения – задача не из простых даже для самых развитых людей. Большая часть населения представит ее в виде синусоиды, в разрезе. Посредством же объемного мышления двумерный объект преобразуется в многомерный, в том числе, включая в себя разнообразные незначительные критерии.

Применение в мире и жизни отдельного человека

Объемное мышление в своем идеальном варианте позволит изучать окружающий мир и пространство, не разделяя его на плоскости и прямые. Результатом его деятельности станут продукты и предметы, которые характеризуются своей «глобальностью», ведь они включают в себя самые разнообразные стороны своего класса.

В жизни каждого отдельного человека развитие объемного интеллекта способствует повышению эффективности и успешности. Этот вид нашей умственной деятельности позволяет эффективно распределять энергию, посредством которой мы функционируем.

Видеть задачу или предмет в деталях – значит экономить время, средства, силы и все то, что является нашими жизненными ресурсами, а также понимать и видеть, какие действия смогут дать вам наиболее максимальный результат.

Например, вы решили сделать ремонт в ванной комнате. Вы едете в магазин, покупаете, как вам кажется, все необходимое. Однако, вернувшись домой, замечаете, что не приобрели шпаклевку или какие-либо шурупы, да еще завтра скидка 30% на весь товар, который вы уже приобрели сегодня. Неприятно, правда? А все потому, что вы упустили детали – человек, обладающий объемным мышлением, сможет предугадать все нюансы.

Левое и правое полушария

У человека существует два полушария головного мозга, каждый из которых отвечает за определенный формат мышления:

  • Левое полушарие ответственно за правую часть тела, за логику, последовательность, разумность мыслительного процесса;
  • Правое – за левую часть тела, творческие и нестандартные мысли и действия.

По статистике, у женщин более развито правое полушарие, поэтому они чаще подвержены эмоциям, эффективнее справляются с нестандартными задачами и лучше адаптируются в новой среде. Мужчины же, напротив, имеют более влиятельным на процесс мозговой деятельности левое полушарие, что сказывается на их чувствительности - они более холодны и рациональны. Именно в этом заключается многовековой конфликт мужского и женского: разница в восприятии. Мужчина не в состоянии переживать всю ту гамму эмоций, которые заложены в женском восприятии мира. И наоборот, эмоциональность и чувствительность воспринимается мужчинами как истеричность или слабость, хотя на самом деле эти черты заложены в женское мышление самой природой.

Развитие объемного видения у взрослых

Когда человеку становится возможным развить одновременно и правое и левое полушария, тогда его взгляд на мир становится объемным.

Развитие объемного восприятия не простая задача, которая требует много времени и сил, однако, результат стоит того.

Для взрослых людей развить такой вид мышления возможно посредством некоторых упражнений, влияющих на левое полушарие:

  1. Разгадывание кроссвордов, ребусов и шарад поможет развить логику и последовательность мышления;
  2. Игра в шахматы, карты – является лучшим средством развить объемное восприятие в процессе развлечения;
  3. Изучение языков – метод, известный всем психологам и преподавателям. В процессе осваивания нового языкового пространства, человек не только учится мыслить объемно, но и тренирует память, развивает ассоциативный ряд.

Развитие правого полушария осуществляется благодаря решению большого количества творческих задач:

  1. Написание стихов, статей, очерков или просто ведение блога или дневника способствует активации деятельности части мозга, отвечающей за творчество;
  2. Периодически делайте нестандартные вещи – например, мойте посуду или чистите зубы левой рукой, в процессе таких повторяющихся действия идет активное развитие правого полушария мозга;

Развитие объемного видения у детей

Мышление, характеризующееся объемностью, проще всего развить в детском возрасте, когда ребенок проявляет максимум любознательности, интереса, творчества и у него слабо развита критика.

  1. Большинство родителей сталкивались с тем, что их ребенок очень любит прятаться и залезать в разнообразные объемные предметы: коробки, шкафы, тумбы и тп., сами строят дома и шалаши из всех подручных средств. Специалисты рекомендуют поощрять эти игры, ведь они способствуют развитию объемного восприятия. И наоборот, если ребенку запрещали играть в подобные игры – впоследствии это вызывало трудности с изучением геометрии. Принцип здесь такой – находясь в домике, или коробке, ребенок изнутри воспринимает объемность предмета, его внутреннее пространство.
  2. Игра с ребенком в прятки. Ваша задача прятать игрушки в «объемные» места – шкафы, коробы, кастрюли и тп.
  3. Конструкторы. Универсальный способ для того, чтобы развить у вашего ребенка не только объемное видение, но и тонкую моторику, координацию, цветовое восприятие.

И в заключение

Запомните, что любой вид мышления – это навык, а не врожденное свойство и качество. Развивая свое мышление и мышление своего ребенка, вы способствуете улучшению качества вашей жизни, собственной эффективности и успешности ваших детей.

Не жалейте времени и сил – и успех не заставит себя ждать.

Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

Всего голосов: 81

4 81

mozgius.ru

определение, развитие у детей и взрослых

Ученые в процессе исследования мышления обратили внимание, что в большинстве своем, люди мыслят плоско. В психологии этот распространенный вариант мышления еще называют линейным. Оно характеризуется восприятием предмета в контексте отдельных его частей, выделенных с помощью анализа и установлением связей между ними, что неизбежно приводит к потере всех не выявленных, скрытых свойств и сторон предмета или объекта.

Объемное мышление воспринимает предмет в совокупности его частей, в том числе и противоречащие здравому смыслу или опыта или незаметных на первый взгляд сторон объекта или предмета.

В повседневной жизни наше мышление обнаруживает себя не способным проводить разнообразные операции с объемными фигурами – чаще у нас не получается в уме вертеть их, складывать пазлы и тп. Представить трехмерную волну в результате их наложения – задача не из простых даже для наиболее развитых людей. Большая часть населения представит ее в виде синусоиды, в разрезе. С помощью же объемного мышления двумерный объект превращается в многомерный, в том числе, включая в себя разнообразные незначительные критерии.

Применение в мире и в жизни отдельного человека

Объемное мышление в своем идеальном варианте позволит изучать окружающий мир и пространство, не разделяя его на плоскости и прямые. Результатом его деятельности станут продукты и предметы, которые характеризуются своей глобальностью», ведь они включают в себя самые разнообразные стороны своего класса.

В жизни каждого отдельного человека развитие объемного интеллекта способствует повышению эффективности и успешности. Этот вид нашей умственной деятельности позволяет эффективно распределять энергию, с помощью которой мы работаем.

Видеть задачу или предмет в деталях – значит, экономить время, силы и все то, что является нашими жизненными ресурсами, а также понимать и видеть действия, которые смогут дать вам наиболее максимальный результат.

Например, вы решили сделать ремонт в ванной комнате. Вы едете в магазин, покупаете, как вам кажется, все необходимое. Однако, вернувшись домой, замечаете, что не приобрели шпатлевку или какие-то шурупы, и еще завтра скидка 30% на весь товар, который вы уже приобрели сегодня. Неприятно, правда? А все потому, что вы упустили детали – человек, что обладает объемным мышлением, сможет предусмотреть все нюансы.

Левое и правое полушария

У человека есть два полушария головного мозга, каждый из которых отвечает за определенный формат мышления:

  • Левое полушарие ответственно за правую часть тела, логику, последовательность, разумность мыслительного процесса;
  • Правое – за левую часть тела, творческие и нестандартные мысли и действия.

По статистике, у женщин более развито правое полушарие, поэтому они чаще поддаются эмоциям, эффективнее справляются с нестандартными задачами и лучше адаптируются в новой среде. Мужчины же, наоборот, имеют более влиятельным на процесс мозговой деятельности левое полушарие, что сказывается на их чувствительности — они более холодные и рациональные. Именно в этом состоит многовековой конфликт мужского и женского: разница в восприятии. Человек не в состоянии переживать всю ту гамму эмоций, которые заложены в женском восприятии мира. И наоборот, эмоциональность и чувствительность воспринимается мужчинами как истеричность или слабости, хотя на самом деле эти черты заложены в женское мышление самой природой.

Развитие объемного видения у взрослых

Когда человеку становится возможным развить одновременно и правое и левое полушария, тогда его взгляд на мир становится объемным.

Развитие объемного восприятия не простая задача, которая требует много времени и сил, однако, результат стоит того.

Для взрослых людей развить такой вид мышления возможно с помощью некоторых упражнений, которые влияют на левое полушарие:

  1. Разгадывание кроссвордов, ребусов и шарад поможет развить логику и последовательность мышления;
  2. Игра в шахматы, карты – являются лучшим средством развить объемное восприятие в процессе развлечения;
  3. Изучение языков – метод, известный всем психологам и преподавателям. В процессе освоения нового языкового пространства, человек не только учится мыслить объемно, но и тренирует память, развивает ассоциативный ряд.

Развитие правого полушария осуществляется благодаря решению большого количества творческих задач:

  1. Написание стихов, статей, очерков или просто ведение блога или дневника способствует активации деятельности части мозга, что отвечает за творчество;
  2. Периодически делайте нестандартные вещи – например, мойте посуду или чистите зубы левой рукой, в процессе таких повторяющихся действиях идет активное развитие правого полушария мозга;

Развитие объемного видения у детей

Мышления, который характеризуется объемностью, проще всего развить в детском возрасте, когда ребенок проявляет максимум любознательности, интереса, творчества и у него слабо развита критика.

  1. Большинство родителей сталкивались с тем, что их ребенок очень любит прятаться и залезать в разнообразные объемные предметы: коробки, шкафы, тумбы и тп., сами строят дома и шалаши из всех подручных средств. Специалисты рекомендуют поощрять эти игры, ведь они способствуют развитию объемного восприятия. И наоборот, если ребенку запрещали играть в такие игры – впоследствии это вызвало трудности с изучением геометрии. Принцип здесь таков – находясь в домике, или коробке, ребенок изнутри воспринимает объемность предмета, его внутреннее пространство.
  2. Игра с ребенком в прятки. Ваша задача прятать игрушки в «объемные» места – шкафы, короба, кастрюли и тп.
  3. Конструкторы. Универсальный способ для того, чтобы развить у вашего ребенка не только объемное видение, но и тонкую моторику, координацию, цветовое восприятие.

заключение

Запомните, что любой вид мышления – это навык, а не врожденное свойство и качество. Развивая свое мышление и мышление своего ребенка, вы способствуете улучшению качества вашей жизни, собственной эффективности и успешности ваших детей.

Не жалейте времени и сил – и успех не заставит себя ждать.

stomatlife.ru