Cтраница 1
Метод убеждения является ведущим. [1]
Метод убеждения является более объективным методом формирования общественного мнения через каналы массовой коммуникации. Убеждение - это апелляция к рациональным моментам в мышлении человека с целью изменить те или иные его взгляды, отношения или сформировать новые. [2]
Поэтому метод убеждения является основным методом руководства партии рабочим классом. [3]
Применение метода убеждения предполагает использование разнообразной системы мер поощрения рабочих и служащих, материальное и моральное стимулирование добросовестных, дисциплинированных тружеников. [4]
Соединение метода убеждения с методом поощрения, - это является основным в развитии крупного коллективного хозяйства в деревне. [5]
Под методом убеждения следует понимать различные меры убеждения, средства воспитания трудовой дисциплины, комплекс мероприятий, проводимых в целях повышения коммунистической сознательности и дисциплинированности. Этот метод проявляется в идейно-политической и культурно-просветительной работе членов коллектива и общественных организаций; в организации социалистического соревнования, в распространении опыта новаторов и передовиков производства, в показе примера; в правовой пропаганде. [6]
И если метод убеждения оказал положительное влияние на индивидуум, то это вовсе не значит, что он обязательно окажется эффективен для всего коллектива. [7]
В основе методов убеждения лежит объективность требований, основанных на фактах, соответствующих цели действия. Применение стимулирования связано с созданием в коллективе работающих мотивационной обстановки, способствующей удовлетворению личных и коллективных потребностей. Потребности человека выступают в виде морального, материального и социального удовлетворения своим положением. Моральное удовлетворение исходит из признания человека в обществе, уважения окружающих и возможности самовыражения. [8]
Широкое использование метода убеждения благоприятствует закреплению отношений, основанных на доверии между руководителем и подчиненным. В концентрированном виде такая возможность заключена в обеспечении справедливого отношения к подчиненным - к их личным качествам и результатам деятельности. [9]
Моральное стимулирование как метод убеждения работника в выполнении заданий качественно, в установленные сроки и с оптимальными затратами ресурсов основано на разработке и реализации совокупности мер поощрения и порицания. Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как моральное участие: как бы далеко не заходило это участие, покидая рабочую сферу, - оно, в конце концов, оборачивается реальными материальными успехами. [10]
Обеспечивается трудовая дисциплина методом убеждения и поощрением за добросовестный труд, а также сознательным отношением к труду самих работающих. По отношению к отдельным недобросовестным работникам применяются в необходимых случаях меры дисциплинарного и общественного воздействия. [11]
Трудовое законодательство наряду с методом убеждения допускает возможность применения в необходимых случаях и метода принуждения к отдельным нарушителям трудовой дисциплины. [12]
Укреплению дисциплины способствует правильное сочетание методов убеждения и принуждения, средств морального и материального стимулирования, улучшение организации выполнения основных процессов и культурно-бытового обслуживания трудящихся. Приведенную модель системы ремонта и технического обслуживания техники следует признать одним из вариантов представления рассматриваемой системы. В зависимости от изменения уровня знаний основные параметры ее могут быть уточнены. [13]
Основным методом укрепления дисциплины труда является метод убеждения, воспитание коммунистического сознания. Важную роль играет также система материального поощрения работников за достижения в трудовой деятельности. [14]
К нарушителям дисциплины труда наряду с методом убеждения, воспитания и общественного воздействия применяются методы принуждения и различные дисциплинарные взыскания. [15]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — совокупность наиб. общих способов решения воспитат. задач и осуществления воспитат. взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем. В терминологии М. в. нет чёткости: одни и те же… … Российская педагогическая энциклопедия
Методы воспитания — совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. М.в. в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Для обозначения одних и тех же явлений часто как… … Педагогический терминологический словарь
Методы политико-психологических исследований — для современной политической психологии характерна методологическая терпимость и плюрализм по отношению к собственным методам исследований. В конкретных случаях в равной степени могут быть представлены психологические тесты, социологические… … Психологический лексикон
Современные методы психотерапии (current psychotherapies) — В этой статье описывается неск. распростр. и существенно отличающихся между собой систем психотер., хотя требования краткости вынуждают автора отказаться от рассмотрения нек рых важных систем и методик. Психоаналитическая психотерапия.… … Психологическая энциклопедия
Научные методы — Верификация Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.… … Википедия
Качественные методы исследований в оценивании — Проведение глубинных и экспертных интервью относится к качественным методам исследований. Главное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что в первом случае данные собираются со сравнительно небольшой группы респондентов и… … Википедия
ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСРЕДСТВОМ УБЕЖДЕНИЯ ДЕЖЕРИНА — По своим целям, задачам и технике проведения имеет много общего с личностно ориентированной психотерапией. Дежерин (Dejerine J., 1912) подчеркивал необходимость каузального терапевтического вмешательства при лечении функциональных… … Психотерапевтическая энциклопедия
Промывание мозгов — из китайского (xǐ năo 洗腦) метафора, означающая применение принудительных методов при попытке изменить верования и поведение человека для политических или религиозных целей. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия
Зомбирование — Промывание мозгов из китайского (xǐ năo 洗腦) метафора, означающая применение принудительных методов при попытке изменить верования и поведение человека для политических или религиозных целей. Содержание 1 Происхождение термина 1.1 В Китае 1.2 … Википедия
Контроль сознания — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
Понятие убеждения. Не вызывает сомнения тот факт, что коллектив может достичь поставленных целей с большей вероятностью и с меньшими издержками, если мнения членов коллектива о необходимости достижения цели и об используемых для этого средствах совпадают как между собой, так и с мнением руководителя. Поэтому достижение единства мнений является одним из важнейших аспектов деятельности руководителя. Значение этого аспекта существенно возрастает в последнее время, когда интеллект, профессиональные знания и навыки, материальное и социальное положение работников и руководителя находятся примерно на одном уровне и когда становится все труднее реализовывать власть, основываясь на принуждении, материальном вознаграждении, традициях, компетенции и т.д. В этих условиях успех руководителя все в большей степени начинает зависеть от его способности создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе и от его умения убедить подчиненных в том, что их личный успех во многом определяется достижением целей, стоящих перед организацией. Следовательно, убеждение становится одним из важнейших методов управления.
Убеждение представляет собой активное воздействие на сознание и чувства людей. Умело его используя, можно изменить мировоззрение, эмоциональное состояние и мотивы, определяющие поведение человека.
Поскольку убеждение представляет собой влияние, то при его использовании необходимо учитывать, что влиять можно только на того, кто открыт для этого влияния. Поэтому убеждение как метод управления предъявляет определенные требования к руководителю: во-первых, отсутствие агрессивности по отношению к подчиненным, так как ее малейшее проявление заставляет человека замкнуться в себе и ожесточиться;
во-вторых, искреннее доверие своему подчиненному, ибо если у работника появляется ощущение, что руководитель ему не доверяет, то и влиять на себя он не позволит;
в-третьих, проявление искреннего внимания к подчиненному, так как только проявляя внимание, можно понять, какими мотивами руководствуется человек в своем поведении, и влиять на эти мотивы;
в-четвертых, наличие симпатии к подчиненным, так как только испытывая внутреннее расположение к человеку, можно пытаться сделать его своим единомышленником;
в-пятых, концентрация внимания, поскольку только человек, умеющий концентрировать свое внимание на проблеме, может сконцентрировать на ней внимание другого;
в-шестых, гибкость ума и быстрота мыслительных процессов, поскольку убедить человека в чем-либо можно, если только правильно, своевременно и доступно отвечать на возникающие у него вопросы;
в-седьмых, уважение подчиненного, признание за ним права на активные волевые устремления и некоторой власти над собой, что соответствует реальности, поскольку не согласный с руководителем подчиненный может тормозить проводимые им мероприятия; это важно еще и потому, что признание власти и компетентности исполнителя помогает последнему ощутить свою значимость, в результате его легче в чем-либо убедить.
Убеждение достигает своей цели, если в сознании подчиненного формируется комплексное, глубокое и однозначное представление о том, что ему необходимо делать. При этом важно не забывать, что убеждение имеет интеллектуальную и эмоциональную стороны.
Интеллектуальная сторона опирается прежде всего на факты и логические рассуждения, т.е. в ее основе лежит информация, поступающая в сознание через органы чувств. Поэтому сила убеждения во многом зависит от того, на какие из органов чувств может воздействовать руководитель. Наиболее эффективное влияние возникает в том случае, когда слуховое и зрительное восприятие информации происходит одновременно.
Эмоциональная сторона имеет в своей основе совпадение чувств и эмоций руководителя и подчиненного. Поскольку инициатива убеждения исходит от руководителя, то он должен учитывать эмоциональное состояние подчиненного, его переживания. Если у подчиненного в последнее время возникли определенные сложности (дома или на работе), то руководителю при контакте с ним не следует демонстрировать оптимизм. Если же подчиненный доволен всем происходящим, то руководитель должен иметь такое же настроение.
Достоинства и недостатки убеждения как метода управления. Как любой другой метод управления, убеждение имеет свои преимущества и недостатки. Наиболее существенными недостатками являются следующие.
1. Медленное воздействие на подчиненного. Очевидно, что для того, чтобы кого-либо в чем-либо убедить, требуется затратить времени больше, чем на подготовку приказа, подкрепленного властью. Для того чтобы поколебать устоявшиеся взгляды подчиненного и склонить его к мнению руководителя, необходима планомерная и часто долговременная работа.
2. Неопределенность: ни один руководитель, использующий убеждение, не может быть полностью уверен в том, что подчиненный, даже согласившись с ним, сделает то, что от него требуется.
3. Одноразовость. Начиная какое-либо новое дело, руководитель, возможно, должен будет заново убеждать своих подчиненных в его необходимости и важности.
Сглаживание недостатков убеждения может быть достигнуто за счет его совместного использования с другими методами.
Основное преимущество убеждения заключается в том, что подчиненный прилагает к достижению цели максимально возможные усилия, поскольку считает, что, достигая поставленной цели, он удовлетворяет (или получает возможность удовлетворить) некоторые собственные потребности. Второе преимущество заключается в возможности непроведения контроля за работой подчиненного.
Процесс убеждения. При рассмотрении процесса убеждения следует выделить три фазы.
Первой фазой убеждения является подготовка к нему, когда руководитель отвечает самому себе на четыре вопроса: какой цели я хочу добиться; как я должен аргументировать; каких возражений следует ожидать; как я могу их опровергнуть.
Вторая фаза убеждения — это установление взаимного доверия, создание атмосферы духовной близости. Достигнуть этого можно посредством использования таких форм диалога, как:
«Я такой же, как Вы», когда находятся какие-либо единые позиции в биографии, образовании, наличии совместных знакомых за пределами организации;
«Наши точки зрения совпадают», когда имеют место действительные совпадения точек зрения по каким- либо вопросам, не обязательно имеющим отношение к проблемам организации, например спорт, литература, политика;
«Вы можете мне полностью доверять» когда руководитель может привести примеры былого сотрудничества, если не с данными подчиненными, то с другими.
Независимо от формы диалога его следует начинать с тривиальных фраз и в данном случае больше всего подходит разговор о погоде, поскольку в разговоре на эту тему достичь взаимопонимания проще всего.
Третья фаза — непосредственное убеждение. Если руководитель не испытывает сопротивления, то форма проведения этой фазы не имеет существенного значения. Если же некоторое сопротивление имеет место, то форма проведения этой фазы во многом определяется тем, одного подчиненного или группу собирается убеждать руководитель.
Если руководителю необходимо в чем-либо убедить одного человека, то он может использовать метод "отговорка — согласие". Суть его заключается в том, что руководитель соглашается с предложениями сотрудника, делая при этом акцент на преимуществах собственных предложений, например: "Конечно, предлагаемый Вами но только предложенным мной способом мы сумеем заставить наших партнеров и конкурентов поверить в наши возможности..."
При применении названного метода, во-первых, нельзя использовать аргументы, опровергающие мнение партнера, а можно использовать только те, которые подкрепляют позицию руководителя; во-вторых, между фразой, в которой высказывается согласие с мнением подчиненного, т.е. фразой-согласием, и фразой, с помощью которой осуществляется влияние, т.е. фразой-влиянием, может не быть никакой логической связки; главное, чтобы эти две произносимые вместе фразы формировали у подчиненного уверенность в том, что его мнение известно начальству и по достоинству оценено и признано руководителем и что существует иной подход к проблеме, при реализации которого будет учтено его мнение; в-третьих, большое значение имеет то, каким образом произносится фраза-влияние. Как правило, при этом должен снижаться темп речи, что дает собеседнику возможность правильно услышать и оценить каждое слово, и руководитель должен прямо смотреть в глаза подчиненному.
Дискуссия как процесс коллективного убеждения. Если руководителю необходимо в чем-либо убедить коллектив, то одним из эффективных методов для этого является дискуссия.
Эффективность дискуссии и правильность ее проведения руководителем могут быть оценены с помощью коэффициента убеждения, который определяется следующим образом. Пусть стоящая перед коллективом задача имеет N альтернатив, позволяющих ее решить. Каждая из них может быть оценена по К различным параметрам. Пусть в дискуссии принимает участие L человек, каждому из которых известны все N альтернатив и каждый из них может оценить любую из них по любому из К параметров. Тогда оценку, которую дает l-й человек k-му параметру n-й альтернативы, обозначим , а оценку, которую k-му параметру п-й альтернативы дает руководитель, —
Лучшей считается альтернатива а е [ 1, N], для которой выполнимо соотношение
для любого [1, N],
Руководитель организует дискуссию, если он имеет собственные оценки всех альтернатив по всем параметрам, и целью дискуссии является приближение оценок параметров альтернатив членами коллектива к оценкам руководителя. Коллективная оценка альтернативы а по k-му параметру равна:
Пусть до дискуссии эта оценка была , а после
дискуссии — . Поскольку во время дискуссии меняется мнение не только коллектива, но и руководителя, оценку руководителя до дискуссии можно обозначить , a — после.
Значение коэффициента убеждения определяется соотношением
Если и > 1, то руководитель ведет за собой группу;
если -1<= и <=1, то руководитель идет на поводу у группы;
если u < -1, то расхождение мнений руководителя и группы увеличивается.
При проведении дискуссии необходимо учитывать ценностные ориентации членов коллектива и коллектива в целом. С учетом этого основное внимание должно уделяться тому, какие из своих потребностей смогут удовлетворить подчиненные, приняв предлагаемую руководителем альтернативу.
Если во время дискуссии руководитель вынужден прибегать к критике, то начинать ее следует с альтернативы, которая имеет наибольшее количество сторонников, причем критиковать нужно именно альтернативу, а не ее сторонников.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru