Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения.
Книга посвящена методике изобретательства. Описаны решения задач с использованием алгоритмов АРИЗ-61 и АРИЗ-71. Алгоритмы решения изобретательских задач, предлагаемые автором, доступны пониманию всех, кто интересуется техническим творчеством и обладает знаниями в пределах школьной программы. В книге использовано большое количество примеров и учебных разборов задач, приведен список 40 приемов разрешения технических противоречий с таблицей приемов.
Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать.
Первая книга по методологии решения изобретательских задач, обобщившая наиболее сильные решения из патентного фонда, обучающих семинаров по методам решения изобретательских задач и первых результатов использования ТРИЗ.
Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач.Купить
Постичь тайну творчества пытались многие, но только Генриху Сауловичу Альтшуллеру удалось создать стройную теорию решения изобретательских задач — ТРИЗ. Изучив десятки тысяч патентов и авторских свидетельств, Альтшуллер открыл основные законы изобретательства и показал, что процесс создания изобретений управляем. Процесс изобретательства требует правильной организации мышления, преодоления психологической инерции, стремления к идеальному решению, разрешения противоречия, скрытого в любой нестандартной задаче. ТРИЗ признана во всем мире и применяется для решения творческих задач во многих областях человеческой деятельности, начиная с конструирования и проектирования и заканчивая рекламой, PR, управлением. «Найти идею» — книга, в которой ТРИЗ изложена в наиболее полном и завершенном виде. В данном издании впервые приведены все основные инструменты ТРИЗ: стандарты на решение изобретательских задач, полный текст АРИЗ-85В, приемы разрешения технических противоречий. Даются многочисленные примеры создания изобретений при помощи ТРИЗ и задачи для самостоятельного решения.
Альтшуллер Г. С. Основы изобретательства.
В книге анализируется истории развития технических систем с примерами из истории техники. Представлен алгоритм решения изобретательских задач и множество примеров его применения для решения практических задач с использованием алгоритма. Даны приемы разрешения технических противоречий с таблицей выбора приемов.
Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач.
В книге представлены разборы задач по АРИЗ-77, законы развития технических систем, стандарты на решение изобретательских задач, принципы вепольного анализа, таблица использования физических эффектов, 40 приемов решения изобретательских задач, S-образная кривой развития систем, подходы к решению научных задач.
Альтшуллер Г. С. Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности.
Это последняя из книг, опубликованная при жизни Генриха Сауловича Альтшуллера, содержит разработки, которые легли в основу теории развития творческой личности (ТРТЛ). В книге рассматриваются качества творческой личности, достойная цель, искусство построения планов, жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ). Проанализированы около тысячи биографий творческих личностей, вошедших в историю человечества, выявлены закономерности их жизни и задачи, с которыми они сталкивались в своей деятельности.
Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Филатов В. И. Поиск новых идей: От озарения к технологии: Теория и практика решения изобретательских задач.
Проблема повышения эффективности общественного производства — важнейшая задача нашего общества, решение которой возможно лишь при условии активизации творческой деятельности каждого из нас. В настоящей книге рассказывается, как можно подойти к этой проблеме с позиций созданной в нашей стране теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Филатов В. И. Профессия — поиск нового: Функционально-стоимостный анализ и теория решения изобретательских задач как система выявления резервов экономики.
Первая книга, посвященная методу ФСА + ТРИЗ — использованию теории решения изобретательских задач в ходе функционально-стоимостного анализа. На практических примерах рассмотрены достоинства данного подхода.
Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи.
Книга излагает основы ТРИЗ в популярной форме. Приведены пять основных правил вепольного анализа, которые облегчают освоение более поздних версий Системы Стандартов вплоть до системы, насчитывающей 76 стандартных изобретательских решений.
Гин А. А., Кудрявцев А. В., Бубенцов В. Ю., Серединский А. Теория решения изобретательских задачКупить
Злотин Б. Л., Зусман А. В. Решение изобретательских задач.
Это первая книга, посвященная приложению теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) к решению научных задач и проблем. Она открывается основополагающими в этой области работами Г.С.Альтшуллера, В.В. Митрофанова, В.М. Цурикова и Г.Г. Головченко и продолжается разработками Б.Л. Злотина и А.В. Зусман по решению исследовательских задач, построению новых научных концепций, выявлению и прогнозированию нежелательных явлений (производственного брака, аварий и т.п.), а также по проблемам развития научных коллективов. Книга предназначена для специалистов по ТРИЗ и может быть полезна исследователям в любой области науки, науковедам.
Подкатилин А. В., Зиновкина М.М. Основы инженерного творчества.
Книга иллюстрирована большим количеством решенных автором (Мастером ТРИЗ Подкатилиным А.В.) практических задач. Кратко изложены основные методы теории решения изобретательских задач; закономерности развития технических систем; выдержки из фондов физических, химических, геометрических эффектов в помощь изобретателю.
Фаер С. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы.Купить Читать на сайте автора
В книге — 73 стратагемы, в которых сконцентрирован опыт применения ТРИЗ в выборных кампаниях — от разработки стратегий до решения тактических задач.
Дерзкие формулы творчества: Сборник / Сост. А. Б. Селюцкий.
Это первая книга из серии «Техника — Молодежь — Творчество», посвященной ТРИЗ. В сборник обсуждаются положения и идеи ТРИЗ, физические эффекты. Представлен цикл фантастических рассказов В.Н. Журавлевой, посвященный природе творчества.
Как стать еретиком: Сборник / Сост. А. Б. Селюцкий.
В сборнике продолжается разработка жизненной стратегии творческой личности (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин). Глава «Приди на полигон» (Б.Л. Злотин, А.В. Зусман) — вторая часть практикума по ТРИЗ. На большом практическом материале показаны решения нестандартных задач самым мощным инструментом ТРИЗ — АРИЗ. Представлены научно-фантастические рассказы Г. Альтова «Опаляющий разум», «Создан для бури» и «Машина открытий».
Нить в лабиринте: Сборник/Сост. А. Б. Селюцкий.
Цель этой части книги: помочь молодому новатору увидеть в химии инструменты творчества — доступные, сильные, изящные. По сути, это первая книжная публикация об изобретательском применении химии, химических эффектов, химических веществ. На конкретных примерах здесь показаны химические пути решения изобретательских задач, раскрыты некоторые «секреты», связанные с «дрессировкой» молекул.
Правила игры без правил: Сборник / Сост. А. Б. Селюцкий.
Первая часть практикума по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) по использованию таких инструментов ТРИЗ, как приемы устранения технических противоречий, вепольный анализ, стандарты, приемы борьбы с психологической инерцией, прямое использование ресурсов.
Шанс на приключение. Техника, Молодежь, Творчество / Сост. А. Б. Селюцкий.
В сборник вошли «Система развития законов техники» Ю. Саламатова, «В поисках идеального вещества» В. Фея, «Что будет после окончательной победы, или Восемь мыслей о природе и технике» Г. Альтшуллера и М. Рубина, «Краски для фантазии, или Прелюдия к теории развития творческого воображения» Г. Альтшуллера.
Обзор доступной литературы по классической ТРИЗ в видео формате можно также посмотреть здесь
trizway.com
Родился 15 октября 1926 года в городе Ташкенте (СССР, Узбекистан). В 1931 году семья переехала в город Баку (СССР, Азербайджан).
Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса нефтемеханического факультета в феврале 1944 года добровольно пошёл в Советскую Армию.
Изобретал с детства. Среди его первых изобретений — катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемёт, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет (приоритет заявки от 9 ноября 1943). К 1950 число изобретений превысило десять. Наиболее значительное из них — газотеплозащитный скафандр (а.с. № 111144).
В 1946—1948 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определённым законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС, а в конечном счёте, созданию теории сильного мышления, Г. С. Альтшуллер посвятил свою жизнь — около 50 лет.
В 1948 году написал письмо Сталину с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 был арестован МГБ СССР (Министерство госбезопасности), без суда приговорён Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы. В лагере сделал несколько изобретений. 22 октября 1954 года реабилитирован КГБ (Комитет госбезопасности) при СМ СССР (Совете министров) по ЗакВО (Закавказский военный округ). После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 года.
Первая публикация, посвящённая теории изобретательства, — статья «О психологии изобретательского творчества» (Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества//Вопросы психологии. — 1956, № 6). В статье — первый опубликованный АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задач). Над совершенствованием АРИЗа работал около 40 лет.
Как писатель-фантаст дебютировал рассказом «Икар и Дедал» в 1958.
Первые фантастические рассказы составили цикл «Легенды о звёздных капитанах» (1961). Все научно-фантастические произведения печатал под псевдонимом Г. Альтов. В дальнейшем у него возникали изобретательские идеи, граничащие с фантастикой, и фантастические идеи на грани с реальной техникой. В таких случаях приходилось спорить с экспертизой, доказывая, что изобретение всё-таки реально.
Как писатель-фантаст, Генрих Альтов ставил задачу: методами литературы показать развитие науки и техники в направлении идеала, считая в то же время главной целью фантастики как литературного жанра — человековедение.
Один из ведущих отечественных писателей-фантастов 1960-х годов. Автор «Регистра научно-фантастических идей и ситуаций» (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики), автор научно-фантастических очерков, а также очерков о судьбе предвидений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева.
В 1957—1959 годах работал в Министерстве строительства Азербайджана (Бюро технической помощи). Здесь в 1958 году провёл самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором впервые было сформулировано понятие ИКР (идеального конечного результата). Проводил семинары по ТРИЗ по всей стране (СССР).
В 1970 году создал в Баку Школу молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) — первый в мире центр обучения ТРИЗ.
В начале 70-х годов произошёл «литературный процесс», инициированный фантастами старой формации (руководитель Александр Казанцев), где Альтова обвинили в фашизме за то, что в одном из его рассказов космический корабль двигался быстрее скорости света. С тех пор Альтов забросил фантастику.
Преподавал ТРИЗ школьникам с 1970 года. С 1974 по 1986 вёл изобретательский раздел в газете «Пионерская правда».
С 1989 по 1998 президент Ассоциации ТРИЗ. По инициативе Г. С. Альтшуллера в 1997 году на базе Ассоциации ТРИЗ была создана Международная Ассоциация ТРИЗ (МА ТРИЗ).
С 1990-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получила в США. Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах, создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров «Изобретающая машина».
Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены практически во всех странах мира. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.
С 1990 по 1998 годы Г. С. Альтшуллер жил в Петрозаводске.
Супруга, Валентина Николаевна Журавлёва, вместе с которой были написаны несколько произведений, являлась помощником в его работе над созданием теории сильного мышления (ТРИЗ-ТРТС-РТВ/Развитие Творческого Воображения-ТРТЛ/Теория Развития Творческой Личности ). С 1990 г. после кровавых событий в Баку, вместе с мужем переехала в Петрозаводск (Карелия), а после его смерти в 1998 г. занималась систематизацией материалов и документов личного архива Г. С. Альтшуллера.
Источник: wikipedia.orgПсевдоним Альтшуллера
www.livelib.ru
К читателям | 3 | Знакомьтесь: изобретательские задачи | Десять секунд на изобретение | 5 | Эта высокая, высокая, высокая труба | 9 | "Очень немногие выдерживают до конца" | 12 | "А рукой чешет лоб…" | 14 | Еще одна задача | 17 | Инструменты есть но… | Кубики для изобретателей | 20 | За деревом - лес | 23 | Склад снарядов - и ни одной пушки | 27 | Почему трудны трудные задачи? | Изобретательская ситуация | 36 | Системы вассалы и системы-сеньоры | 40 | В мире противоречий | 42 | Усложним задачу, чтобы ее упростить | 48 | Битва за простоту: от задачи к ее модели | Модель задачи | 54 | Веполь - "молекула" технической системы | 58 | Пять простых правил | 64 | Задачи для тренировки | 68 | Крылья для Икара | Ошибка Дедала | 73 | АРИЗ: первое знакомство | 75 | Не думать об обезьяне | 80 | Стальные жернова программы | 82 | Шесть задач | 86 | Преодолеть барьер | 89 | Закон есть закон | Внимание: задачи особой трудности | 93 | Знать законы | 95 | Линии жизни технических систем | 104 | Этапы большого пути | 111 | Сага о стандартах | О том, как непросты простые приемы | 118 | Ход троянским конем | 122 | Третий лишний совсем не лишний | 126 | На все руки | 133 | Чуть-чуть практики | 136 | Фигуры высшего пилотажа | 139 | Физика и …психика | Изобретательский характер | 143 | Физика для изобретателей | 145 | Мосты над психологическими трещинами | 151 | Подвижный в подвижном | Очень просто: вещество есть и вещества нет | 163 | Некоторые черты АРИЗ-80 | 166 | Как объять необъятное | 170 | Час, день, вся жизнь | 176 | Сила разума | Кое-что о Шерлоке Холмсе | 180 |
| 183 |
| 192 | Синяя птица познания | 196 |
Что же дальше? (Вместо заключения) | 200 | Приложение 1. АРИЗ-77 (фрагмент) | 203 | Приложение 2. Применение физических эффектов и явлений при решении изобретательских задач (фрагмент таблицы) | 205 | Приложение 3. Стандартные решения некоторых классов изобретательских задач | 208 | Приложение 4. Задачи и упражнения | 216 |
rus.triz-guide.com
Братцева Г.Г., 2007/08 уч. г. Курс ТРТМ Организация учебного процесса ЛИТЕРАТУРА
Нить в лабиринте.-Петрозаводск,1988. Правила игры без правил. -Петрозаводск,1989. Как стать еретиком. -Петрозаводск,1991. Шанс на приключение.-Петрозаводск,1991.
|
literature-edu.ru
Генрих Альтшуллер родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Когда Генриху исполнилось 5 лет, семья переехала в Баку.
С ранних лет он «пропадал» в библиотеке, читал фантастику. Мечтал стать моряком. В восьмом классе поступил в военно-морскую спецшколу. Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Генрих был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу.
Первое авторское свидетельство будущий автор ТРИЗ получил в десятом классе на аппарат для аквалангистов, работающий на перекиси водорода. После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище.
Окончание училища совпало с окончанием войны. Он попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию. Начал работать в патентном отделе флотилии. По роду работы нужно было изобретать самому и учить этому других. С удивлением обнаружил, что учить нечему — никаких методик изобретательства не было. Вот тогда и возникла поначалу достаточно скромная идея разработать какие-то рекомендации для изобретателей и рационализаторов.
В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер стал изучать сами изобретения. Как отличить красивое, сильное изобретение от слабого? Такой критерий был найден: сильное изобретение получается в результате разрешения лежащего в основе решаемой проблемы противоречия. Был проанализирован огромный фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий.
В 1948 году, когда были получены первые результаты, Альтшуллер вместе со своим другом Шапиро написал письмо Сталину о том, что в стране крайне плохое положение с изобретательством. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо обучать.
Письмо писали полгода. В нем было 30 страниц. В то время Альтшуллеру было 22 года. Последствия этого шага оказались для молодых ученых-изобретателей роковыми. В 1950 году их арестовали. Следствие велось в Москве. Пытали, не давая спать. Судили особым совещанием: 58 статья, 25 лет. Отправили в Воркуту. Тюрьма и ссылка окончательно убедили молодого интеллигентного Генриха, что изобретательность, умение решать задачи — единственная возможность выжить и остаться человеком в нечеловеческих условиях.
В 1953 году мать после очередного отказа в просьбе о помиловании сына закончила жизнь самоубийством. Отец умер раньше. В 1954 году Альтшуллер был реабилитирован.
В 1956 году в журнале «Вопросы психологии» появилась первая публикация, посвященная новой науке — ТРИЗ. Главная мысль — техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Объективные законы могут быть ориентиром и рабочим инструментом для изобретателя.
После возвращения из ссылки Генрих Саулович устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты «Бакинский рабочий», потом в Министерстве строительства Азербайджана.
С середины 60-х годов он ушел с работы и начал зарабатывать на жизнь писательским трудом. Любители фантастики знают его под псевдонимом Генрих Альтов. Его научно-фантастические сборники переведены за рубежом, имя Г. Альтова вошло в энциклопедии по фантастической литературе. Постепенно работа над ТРИЗ вытеснила фантастику и заняла всю его жизнь.
Внедрение методики шло тяжело. Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы.
В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной лаборатории методики изобретательства, а в 1971 году был открыт Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества. Он вырос из первой в Советском Союзе молодежной изобретательской школы.
Огромные усилия Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы. Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать стабильно работающий коллектив разработчиков теории.
По всей стране начали возникать инженерные школы, в которых обучали ТРИЗ. В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ, т. к. Альтшуллер не подчинился требованию ВОИР прекратить создание школ ТРИЗ по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым.
В 1990 г. Г. С. Альтшуллер переехал в Петрозаводск, где жил и работал до последних дней.
С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получала в США. Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах.
Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены и изданы практически во всех развитых странах мира. В настоящее время началось внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности. В 1989 году создана Ассоциация ТРИЗ, которая положила начало оформлению ТРИЗ-движения. В 1997 на очередном съезде тризовцев в Петрозаводске было принято решение о создании Международной Ассоциации ТРИЗ.
trizway.com
Генрих Альтшуллер
Найти идею
Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач
Предисловие
К идеалу — без компромиссов!
Вы держите в руках книгу по теории изобретательства, которая была впервые опубликована в 1986 году. Нужна какая-то особая причина, чтобы практически в неизменном виде публиковать работу более чем через 20 лет после ее первого издания. Тем более в наше динамичное время, когда каждый год появляются новые и опровергаются старые теории и методы. Такая причина есть, и не одна.
Во-первых, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) ни капли не устарела (но и, если честно, с того времени не сильно развилась). Исследователи из разных стран мира много раз подтверждали, что ТРИЗ — работающий инструмент, с помощью которого можно решать самые серьезные изобретательские задачи. «Найти идею» — классическая книга по ТРИЗ и последняя работа Генриха Альтшуллера, в которой теория описана в наиболее полном и завершенном виде. Хотя работы учеников и последователей Альтшуллера также весьма интересны, без изучения первоисточника вряд ли можно обойтись.
Кстати, в этой книге по сравнению с предыдущими ее изданиями имеются существенные дополнения. Это перечень стандартов на решение изобретательских задач, полная версия алгоритма решения изобретательских задач АРИЗ-85в, биография автора, ответы на некоторые задачи, рассказ о том, как Альтшуллер строил свои лекции по ТРИЗ. Впервые за много лет к книге прилагается таблица разрешения технических противоречий (приложение 7, на вкладке).
Во-вторых, ТРИЗ — это «наше» изобретение, в том смысле, что теория была разработана в СССР. ТРИЗ пользовалась чрезвычайной популярностью в 70-х и 80-х годах, совокупный тираж книг Альтшуллера на русском языке составил около 1 млн экз. Но потом, с началом перестройки, интерес к ТРИЗ в СССР начал постепенно угасать. Что не удивительно: когда страна рушится, не до науки. Одновременно, во многом благодаря ученикам Альтшуллера, которые уехали за рубеж (прежде всего в США и Германию), ТРИЗ стала популярна на Западе. Сейчас публикаций по ТРИЗ (TRIZ) на других языках значительно больше, чем на русском. Такие известные фирмы, как Ford, Motorola, Procter & Gamble, Eli Lilly, Jet Propulsion Laboratories, 3M, Siemens, Phillips, LG и многие другие, сделали ТРИЗ частью подготовки инженерно-технического персонала. В октябре 1998 года в США открылся Институт Альтшуллера [1], в котором инженеры и менеджеры учатся эффективной технологии изобретательства. Работает множество сайтов [2–4].
С одной стороны, все это хорошо: приятно, когда что-то, созданное на родине, признается и активно используется во всем мире. С другой стороны, очень жаль, что мы, как это часто бывает, забываем свое лучшее и спокойно смотрим, как другие делают себе имя и деньги на том, чего не создавали.
Только в конце 1990-х годов интерес к ТРИЗ в России начал видимо возвращаться. Появилось множество интернет-сайтов, посвященных ТРИЗ [5–7], в том числе сайт Фонда Г. С. Альтшуллера [8]. По запросу «ТРИЗ» поисковые системы находят десятки тысяч сайтов. Публикуются книги, например [9, 10]. Это, безусловно, отрадно. Но, к сожалению, далеко не каждый, кто теперь называет себя экспертом по ТРИЗ, на деле является таковым. ТРИЗ медленно, но развивается. И как в любой другой науке, появляются новые школы и возникают течения, которые можно даже назвать «еретическими». Это неизбежно и, наверное, даже полезно: застой опасен. Предлагаемая вашему вниманию книга «Найти идею» поможет понять классическую ТРИЗ и разобраться, что есть что.
В-третьих, поскольку ТРИЗ имеет дело с созданием изобретений и раскрепощением творчества, ее место — среди других творческих методов, таких как мозговой штурм, латеральное мышление, синектика и пр. Причем место ведущее, так как ТРИЗ принципиально меняет технологию создания новых идей. Это четкая научная дисциплина: доказательная, основанная на данных и подтвержденная фактами.
Тем не менее специалисты по творческим методам в своих работах редко или вообще не упоминают про ТРИЗ. Даже такой известный гуру творческих методов, как создатель латерального мышления Эдвард де Боно, в своих самых популярных книгах не сказал об этой теории ни слова. Но ведь ТРИЗ — это развитие творческих методов, это шаг вперед, и какой шаг! Без ТРИЗ творческие методы топчутся на месте, а разнообразные модификации мозгового штурма и других методов не делают большой чести их создателям.
И наконец, в-четвертых, ТРИЗ — это не только теория, полезная в инженерном деле или других сферах (реклама, PR), куда она в последнее время проникает. Это еще и метод мышления, парадигма, особый подход к решению любых проблем — будь то проектирование нового продукта, строительство дачного домика или укладка вещей в чемодане. И в этом плане ТРИЗ имеет универсальную полезность, так как дает мощный инструмент познания окружающего мира. На этой причине популярности ТРИЗ я хотел бы остановиться подробнее.
www.rulit.me
Родился 15 октября 1926 года в городе Ташкенте (СССР, Узбекистан). В 1931 году семья переехала в город Баку (СССР, Азербайджан).
Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса нефтемеханического факультета в феврале 1944 года добровольно пошёл в Советскую Армию.
Изобретал с детства. Среди его первых изобретений — катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемёт, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет (приоритет заявки от 9 ноября 1943). К 1950 число изобретений превысило десять. Наиболее значительное из них — газотеплозащитный скафандр (а.с. № 111144).
В 1946—1948 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС (Теория Развития Технических Систем): технические системы развиваются по определённым законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС, а в конечном счёте, созданию теории сильного мышления, Г. С. Альтшуллер посвятил свою жизнь — около 50 лет.
В 1948 году написал письмо Сталину с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР. 28 июля 1950 был арестован бывшим МГБ СССР (Министерство госбезопасности), без суда приговорён Особым Совещанием МГБ к 25 годам лишения свободы. В лагере сделал несколько изобретений. 22 октября 1954 года реабилитирован КГБ (Комитет госбезопасности) при СМ СССР (Совете министров) по ЗакВО (Закавказский военный округ). После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 года.
Первая публикация, посвящённая теории изобретательства, — статья «О психологии изобретательского творчества» (Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества//Вопросы психологии. — 1956, № 6). В статье — первый опубликованный АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задач). Над совершенствованием АРИЗа работал около 40 лет.
Как писатель-фантаст дебютировал рассказом «Икар и Дедал» в 1958.
Первые фантастические рассказы составили цикл «Легенды о звёздных капитанах» (1961). Все научно-фантастические произведения печатал под псевдонимом Г. Альтов. В дальнейшем у него возникали изобретательские идеи, граничащие с фантастикой, и фантастические идеи на грани с реальной техникой. В таких случаях приходилось спорить с экспертизой, доказывая, что изобретение всё-таки реально.
Как писатель-фантаст, Генрих Альтов ставил задачу: методами литературы показать развитие науки и техники в направлении идеала, считая в то же время главной целью фантастики как литературного жанра — человековедение.
Один из ведущих отечественных писателей-фантастов 1960-х годов. Автор «Регистра научно-фантастических идей и ситуаций» (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики), автор научно-фантастических очерков, а также очерков о судьбе предвидений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева.
В начале 70-х годов произошёл «литературный процесс», инициированный фантастами старой формации (руководитель Александр Казанцев), где Альтова обвинили в фашизме за то, что в одном из его рассказов космический корабль двигался быстрее скорости света. С тех пор Альтов забросил фантастику.
В 1957—1959 годах работал в Министерстве строительства Азербайджана (Бюро технической помощи). Здесь в 1958 году провёл самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором впервые было сформулировано понятие ИКР (идеального конечного результата). Проводил семинары по ТРИЗ по всей стране (СССР).
В 1970 году создал в Баку Школу молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) — первый в мире центр обучения ТРИЗ.
Преподавал ТРИЗ школьникам с 1970 года. С 1974 по 1986 вёл изобретательский раздел в газете «Пионерская правда».
С 1989 по 1998 президент Ассоциации ТРИЗ.
С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получила в США. Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах, создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров «Изобретающая машина».
Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены практически во всех странах мира. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.
Супруга, Валентина Николаевна Журавлёва, вместе с которой были написаны несколько произведений, являлась помощником в его работе над созданием теории сильного мышления (ТРИЗ-ТРТС-РТВ/Развитие Творческого Воображения-ТРТЛ/Теория Развития Творческой Личности ). С 1990 г. после кровавых событий в Баку, вместе с мужем переехала в Петрозаводск (Карелия), а после его смерти в 1998 г. занималась систематизацией материалов и документов личного архива Г. С. Альтшуллера.
fantlab.ru