Что делать, если заболеваешь – 10 главных советов. Что надо сказать когда человек болеет


Когда болеет кто-то близкий...

alt

Лучший друг Ильи проходит химиотерапию , но Илья никак не соберется ему позвонить: страх и смутное чувство вины за то, что сам он здоров, не дают набрать номер. Анна уверена, что именно она виновата в том, что ее младшая сестра страдает анорексией. «Мой отъезд из дома на учебу в Москву мог спровоцировать болезнь», — с горечью поясняет она. Татьяна стыдится своих ежедневных приступов раздражения и враждебности по отношению к парализованной матери, которая нуждается в постоянном внимании.

Когда мы сталкиваемся с серьезной болезнью близкого человека, нас охватывает отчаяние. Мы теряемся и остро чувствуем свою беспомощность. И нередко начинаем укорять себя. Кажется, мы готовы совершить подвиг сострадания, но упираемся в границы своих возможностей. Стараясь заглушить мучительное чувство, кто-то, как Илья, предпочитает отдалиться и бессознательно выбирает стратегию бегства («не может» дозвониться, «не успевает» в приемные часы приехать в больницу). Другие же «бросаются на амбразуру», отдают все свои телесные и душевные силы и нередко жертвуют собственной семейной жизнью, лишая себя права на счастье.

Механизм вины

«Чтобы занять правильное место рядом с больным, нужно время — это редко получается сразу, — объясняет психотерапевт Игорь Шац.– Первая реакция — шок и оцепенение. Много лет работая с родственниками, я вижу, что самое трудное для них — это осознать, что близкий человек неизлечимо болен. И нельзя рассчитывать на перемены к лучшему». «Почти мгновенно возникает иррациональное чувство вины: «я не смог это предотвратить», «не настоял на посещении врача», «был невнимателен», — добавляет клинический психолог и гештальт-терапевт Вячеслав Янстон. — Близкие чувствуют себя виноватыми: и за прошлые конфликты, и за то, что здоровы, что не могут всегда быть рядом, что их по-прежнему что-то увлекает в жизни…» К тому же трудно понять, как теперь себя вести. Как ни в чем не бывало, чтобы не усугублять переживания близкого человека? Но тогда возникает риск, что нас сочтут эгоистами. Или стоит изменить характер своих отношений с ним, потому что он теперь болен?

Мы задаем себе вопросы, задумываемся о том, какими были наши отношения до болезни. Но еще важнее то, что чужая болезнь напоминает нам о наших собственных страхах. И прежде всего — о бессознательном страхе смерти.

«Другим источником чувства вины становится расхожее представление о том, что мы должны быть идеальными сыном или дочерью, мужем или женой, — говорит клиент-центрированный психотерапевт, психолог Марина Хазанова. — Должны идеально ухаживать, идеально заботиться о своем родственнике. Особенно остро это ощущают те, кого много порицали в детстве, кому все время показывали, что они не соответствуют норме. Это парадокс: чем более ответственен человек, чем лучше он заботится о заболевшем, тем острее он чувствует свое несовершенство».

Мы хотим поддержать больного друга или родственника и при этом уберечь себя от страданий. Возникает неизбежная путаница противоречивых чувств: мы разрываемся между любовью и отчаянием, стремлением защитить и раздражением по отношению к близкому человеку, который и сам нас иногда ранит, подпитывая своими страданиями наше чувство вины. Мы рискуем заблудиться в этом лабиринте, потеряв из виду свои ориентиры, свою веру, свои убеждения.

«Когда мы постоянно перемалываем в голове одни и те же мысли, они заполняют наше сознание и порождают хаос, который мешает мыслить разумно, — добавляет Марина Хазанова. — Мы теряем контакт с самими собой, с собственными эмоциями». Это проявляется буквально на физическом уровне: могут возникнуть бессонница, боли в груди, проблемы с кожей… Виноваты в этом воображаемая вина и преувеличенная ответственность, которую мы взваливаем на себя.

Причин для такого смятения чувств множество: уход за больным не оставляет ни времени, ни пространства для себя, он требует внимания, душевного отклика, теплоты, он истощает наши ресурсы. А иногда и разрушает семью. «Все ее члены могут оказаться в состоянии созависимости, когда долгая болезнь их родственника становится единственным смыслом семейной системы», — предупреждает Вячеслав Янстон.

Определить границы

Чтобы освободиться от чувства вины, прежде всего его нужно признать и выразить в словах. Но одного этого все же недостаточно. «Нужно понимать, что мы не можем быть в ответе за несчастье другого, — говорит врач высшей категории, онколог Европейского медицинского центра Юлия Мандельблат. — Когда мы обнаружим, что наше чувство вины и наша невольная власть над другим человеком — две стороны одной медали, мы сделаем первый шаг по пути к своему душевному благополучию, освободим энергию на помощь больному». Чтобы перестать винить себя, надо прежде всего отказаться от ощущения своего всемогущества и точно очертить границы своей ответственности. Легко сказать… Сделать этот шаг очень непросто, но все же с ним лучше не медлить.

«Я не сразу поняла, что раздражаюсь не на бабушку, а на то, что после инсульта она стала другим человеком, — вспоминает 36-летняя Светлана. — Я знала ее совсем другой, веселой и сильной. И очень нуждалась в ней. Мне понадобилось много времени, чтобы принять ее угасание и перестать укорять себя». Чувство вины способно отравить жизнь, именно оно не дает нам по-настоящему быть рядом с близким. Но о чем оно говорит? О ком, как не о нас самих? И наступает момент, когда пора искренне ответить себе на вопрос: что для меня важнее — отношения с близким страдающим человеком или мои переживания? Иными словами: действительно ли я люблю этого человека?

alt

«Гнетущее чувство вины может вызвать отчуждение между больным и его другом или родственником, — уточняет Марина Хазанова.– А ведь во многих случаях больной не ожидает ничего необычного — просто хочет сохранить ту связь, которая существовала всегда. В этом случае речь идет об эмпатии, о готовности прислушаться к его ожиданиям. Кому-то хочется поговорить о своей болезни, другие предпочитают говорить о чем-нибудь другом. В этом случае достаточно уметь сопереживать, прислушиваться к его ожиданиям».

Важно не пытаться решить раз и навсегда, что для больного хорошо, что плохо, и уметь устанавливать собственные границы. Лучший способ помочь себе — переключиться на решение мелких ежедневных задач. «Составляйте пошаговый план действий в лечении, советуясь с врачами, задавайте вопросы, ищите свой алгоритм помощи больному, — советует Вячеслав Янстон. — Рассчитайте свои силы, не впадая в жертвенность. Когда жизнь становится более упорядоченной и появляется четкий распорядок дня, становится легче». И не отказывайтесь от помощи других людей. Вадиму 47 лет. 20 из них он ухаживает за парализованной матерью. «Сейчас, спустя столько лет, я понимаю, что жизнь моего отца и моя сложились бы иначе — не знаю, лучше или хуже, но совсем иначе, если бы мы больше позволяли ухаживать за мамой и другим членам семьи».

Находясь рядом с заболевшим, сложно понять, где заканчиваются его границы и начинаются собственные. И главное — где заканчиваются границы нашей ответственности. «Начертить их — значит сказать себе: есть его жизнь, а есть моя, — поясняет Вячеслав Янстон. — Но это не означает, что близкий будет отвергнут, это лишь поможет разобраться, где находится точка пересечения наших жизней».

Принять вознаграждение

Чтобы установить правильные отношения с человеком, которому мы приносим добро, о ком заботимся, надо, чтобы это добро стало благодеянием и для нас самих. А это предполагает, что и для помогающего должно существовать некое вознаграждение. Именно это помогает сохранить отношения с тем, кого он опекает. Иначе помощь превращается в жертвоприношение. А жертвенный настрой всегда порождает агрессивность и нетерпимость.

Не многие знают о том, что за год до своей гибели Александр Пушкин уезжал в деревню ухаживать за умирающей матерью Надеждой Ганнибал. После ее кончины он писал, что в это «короткое время пользовался нежностью материнскою, которой до того времени не знал…»*. Перед смертью мать попросила у сына прощения за то, что недостаточно любила его.

«Когда мы решаем сопровождать близкого человека на этом трудном пути, важно понимать, что мы берем на себя долговременные обязательства, — подчеркивает Игорь Шац. — Это огромный труд, который длится месяцы и даже годы. Чтобы не поддаться усталости, эмоциональному выгоранию, помогая родственнику или другу, нужно ясно понять, что ценного для себя мы получаем от общения с больным». Так случилось в семье Алексея, где заболевшая скоротечным раком бабушка в один день объединила вокруг себя всех родственников, заставив их забыть о прежних разногласиях. «Мы поняли, что самое важное для нас– сделать последние месяцы ее жизни счастливыми. А для нее всегда был только один критерий счастья — чтобы вся семья была вместе».

Митрополит Антоний Сурожский «Счастье проявить свою любовь»

«Когда мы тяжело болеем или идем к смерти, окружающие о нас заботятся, и часто болеющий человек переживает душой о том, что стал обузой для других. Вот в этом болеющего надо разубедить. Он не стал обузой. Он дал людям счастье возможностью проявить свою любовь, свою человечность, быть им спутником через последний период жизни — в вечность. Болеющих надо убедить, что, пока они были здоровы, крепки, они заботились о других, помогали им, не обязательно в болезни, просто в жизни; теперь они могут от этих людей получить ту любовь, которую сами посеяли в их душах, и им дать возможность показать свою любовь и свою благодарность. Когда мы отказываемся во время болезни от помощи других, мы их лишаем величайшего счастья — нас долюбить до конца. Я думаю, что если тот, кто заботится об умирающем, мог бы воспринимать происходящее с ним, просто сидеть рядом и не вносить ничего самому, а только быть самому прозрачным, безмолвным, как можно более глубоким, то, вероятно, он увидел бы, как этот человек сначала слеп к вечности, как бы закрыт от вечности своей плотью, своей телесностью, своей человечностью. Постепенно все это делается более прозрачно, и умирающий начинает видеть другой мир. Сначала, думаю, темный мир, а затем вдруг свет вечности… Поэтому те молодые люди, которые ухаживают за больными, кроме того что они дают больному возможность с благодарностью и открытостью принимать любовь — это очень важно, — могут с ними сидеть в момент, когда больной уже не может никаким образом им сказать о том, что он сейчас видит или чувствует, но знать, что сейчас совершается переход, и быть с ним все это время, время перехода».

* Отрывок из статьи «Тело и материя в духовной жизни». «Труды». Практика, 2002.

www.psychologies.ru

Что делать, если заболеваешь – 10 главных советов

Зимой низкие температуры, нехватка витаминов и эпидемии вирусов то и дело отправляют нас на больничный. Что делать, если заболеваешь и уже чувствуешь первые признаки простуды? Вот несколько советов, которые помогут не свалиться на неделю с температурой.

Для начала пару слов скажем о важности своевременного обнаружения первых симптомов простуды. В бешеном ритме жизни мы редко обращаем внимание на недомогание, пока оно не достигает критических масштабов. То есть когда слегка ломит тело, вы встали с утра разбитым и не можете найти сил для работы, это едва ли будет тревожным звоночком – вы скорее всего спишете это на общую усталость и недосып. А на самом деле у вас может начинаться простуда. Кроме того, обязательно замечайте, если контактировали с зараженными людьми или сильно замерзали на улице.А теперь перейдем к советам, что делать, если начал заболевать.

1. Согрейтесь

Долго стояли на остановке в ожидании автобуса и чувствуете, как замерзли ноги? По возвращению домой обязательно попарьтесь. Если нет возможности сходить в баню, хотя бы погрейтесь в горячей ванне, распарьте ноги ванночкой с сухой горчицей. Выпейте чая с малиновым вареньем или медом, укутайтесь в теплый свитер или халат и избегайте переохлаждения, чтобы не усугубить ситуацию.

2. Останьтесь дома

Если вы уже заметили у себя первые симптомы – повышение температуры к вечеру, общая слабость, кашель, насморк – останьтесь дома и полечитесь. Многие возразят, что на работе не так-то просто взять один день, нужно работать, завал и т.д. Но поверьте, лучше выпасть из жизни на один день, чем уйти на больничный минимум на неделю и еще долго бороться с остаточными симптомами.

3. Дайте себе отдых

Многие люди, особенно женщины, чувствуя, что начинают заболевать простудой, действительно остаются дома, но при этом принимаются делать все те дела, до которых не доходили руки. Сам факт выхода на улицу, на мороз не так важен для здоровья, как дать организму отдохнуть, сохранить силы для борьбы с болезнью. Поэтому не нужно носиться по дому с тряпкой и затевать генеральную уборку – прилягте и отдохните. Если совсем не можете ничего делать, лучше почитайте книгу или посмотрите любимый сериал. Не тратьте силы, которые понадобятся для победы над болезнью.

4. Примите противовирусные

Обнаружив у себя признаки ОРВИ, примите в соответствии с инструкцией Арбидол, Амиксин, Лавомакс или Виферон. Данные препараты особенно эффективны только на начальных стадиях болезни. Наиболее подходящее лекарственное средство поможет подобрать фармацевт в аптеке, если у вас нет времени или желания идти на прием к терапевту.

5. Постарайтесь пропотеть

Выпейте горячего чаю с малиной и медом, натяните теплый свитер и забирайтесь под два-три одеяла, пока не вспотеете. Эта процедура поможет организму быстрее победить вирусы. При этом вы можете просто поспать, но вы спите беспокойно и имеете привычку скидывать с себя одеяла, лучше устроиться перед телевизором и бодрствовать.

6. Пейте больше жидкости

Миф о том, что вода помогает при лечении простуды и гриппа – это всего лишь миф. Однако организм в период болезни страдает от обезвоживания, и даже на начальном этапе заболевания важно поддерживать правильный водный баланс. Старайтесь пить чистую воду, а не кофе, чай или газированные напитки. В воду можно добавить кусочек корня имбиря, мед или лимон, а также купить бутылку лечебной минералки.

7. Питайтесь правильно

Когда организм усиленно борется, чтобы не поддаться болезни, постарайтесь не перегружать его жирной и тяжелой пищей. Отдайте предпочтение легким супам, бульонам, кашам. Кушайте фрукты и овощи, снабжайте себя витаминами для поддержания иммунитета, пейте чай с лимоном. Ну и конечно, не забывайте про куриный суп, о полезных свойствах которого без преувеличения ходят легенды.

8. Проветривайте помещение

Если этого не делать, ваша квартира скоро превратится в рассадник ваших же микробов и бактерий. А это не только мешает организму бороться с болезнью, но и повышает риск заразить за компанию ваших домочадцев. Разумеется, проветривайте помещение, покидая его, чтобы не ухудшить свое состояние низкими температурами – особенно когда на улице стоят морозы.

9. Пользуйтесь одноразовыми платками

Раскошельтесь на пачку-другую одноразовых платочков – стоят они не так дорого, а вот пользу свою оправдают. Обычный носовой платок после нескольких использований превращается в скопление микробов, да и стирать его при обильном насморке замучаетесь. А одноразовые платочки гигиеничны и удобны в использовании.

10. Лечите симптомы

Всем хорошо известно, что температуру до 38 градусов сбивать не рекомендуется, чтобы организм мог бороться с инфекцией. Однако к остальным симптомам это не относится. Если вы не будете избавляться от насморка, то станете дышать ртом и скорее всего у вас заболит горло. А боль в горле и кашель в принципе незачем терпеть. Купите капли в нос, пастилки или сироп от кашля, либо воспользуйтесь народными средствами.

Рекомендуем вам посмотреть видео"Как побороть простуду"

        Поделиться:

sobinam.ru

Почему человек болеет | Путь к счастью

Почему человек болеетПричиной всех проблем человечества являются несовершенные мысли. Думая о болезнях, старости, несчастьях, бедности, человек годами удерживает разрушительные  и болезнетворные процессы в своем теле. Негативными мыслями онлишает себя здоровья, молодости, благополучия и процветания.

  1. Негативно мыслит. Неправильные реакции на жизненные ситуации, отношения с людьми, окружающую действительность накапливают в разных системах организма низкие энергии, которые вызывают болезни.
  2. Опасается заразиться и страхами притягивает болезнь. Страх – очень сильное чувство. Находясь в состоянии страха, человек подает сигналы во Вселенную и по Закону притяжения получает то, чего боится.
  3. Слушает людей, рассказывающих о своих болячках. Если мысли и внимание человека отданы болезни, он прибавляет ей силу. Посвящая ей свои мысли, человек получает то, что просит.
  4. Удерживает в сознании информацию о какой-нибудь болезни, находится под впечатлением. Например, приняв мысль, что с возрастом зрение человека ухудшается, он притягивает ухудшение зрения, на самом деле, не имея такого намерения.
  5. Вызывает болезнь образом жизни. Неправильное питание, вредные привычки, стрессы, недосыпание подрывают здоровье и вызывают заболевания.

«Каждая неприятная мысль – это настоящая болезнь, входящая в тело».

Болеющих людей можно условно разделить на две категории. Первая – люди, радующиеся жизни, надеющиеся на лучшее, живущие с благодарностью в сердце. Вторая – люди, выбравшие боль и страдания и вечно жалующиеся.

Когда человек думает о болезни, обсуждает ее с людьми, он создает в своем теле еще больше больных клеток. Сосредоточившись на симптомах болезни, на плохом самочувствии, он продлевает ее жизнь и оттягивает выздоровление.

Советы при недомогании

  • Чувствуя недомогание, не стоит говорить о нем, чтобы не получить по Закону притяжения еще больше плохого самочувствия.
  • Помня, что болезнь вызвана собственными мыслями, лучше повторять аффирмации «Я прекрасно себя чувствую», «Я здоров».
  • Постараться ощущать себя здоровым человеком.
  • На вопрос «Как здоровье?» отвечать «Отличное!» и быть благодарным другому человеку за то, что он напомнил о необходимости думать и говорить только о хорошем самочувствии. Зная о силе слова, надо говорить только то, что хочется получить в своей жизни.

Как избавиться от болезни

  • Чтобы избавиться от болезни, человеку достаточно отбросить все негативные мысли и позволить возникнуть внутри него естественному состоянию здоровья. Все, что человек материализовал мыслями для своего тела, он может изменить, если начнет думать о счастье. Счастье – это состояние души. Это чувство каждый может вызвать в себе. Если ощущать себя счастливым человеком, что бы ни случалось в жизни, здоровье вернется. Конечно, для этого нужна вера и время.
  • Человеческий организм имеет способность самоисцеления. Его иммунная система уничтожает инфекции, заживают раны. Он сам способен поддерживать естественное состояние здоровья. Если сбои в здоровье все же произошли, то ситуацию можно повернуть вспять и гармоничными мыслями помочь ему вернуть здоровье. Постоянно думая о совершенстве, человек неизбежно притянет его в жизнь. «Я есть совершенство» — вот какая программа должна навсегда поселиться в сознании.

 «Человек становится тем, о чем он думает».

Доктор Бен Джонсон сказал:

«Мы сейчас входим в эру энергетической медицины. Все во Вселенной обладает своей частотой, и вам надо сделать лишь одно: изменить вашу частоту или создать противоположную. Вот так просто излечить все в мире, будь то болезнь, эмоциональные проблемы или что-то еще, Это величайшая из истин, с которыми мы когда-либо сталкивались».

Моррис Гудмен - "чудо-человек"Известны множество историй, когда тяжелобольные люди выздоравливали и безнадежно больные  исцелялись, пользуясь силой своего разума. Одной из них является история Морриса Гудмена, известного как «чудо-человек».

Его рассказ:

«Моя история начинается 10 марта 1981 года. Этот день полностью изменил мою жизнь, я никогда его не забуду. Я разбился на самолете и оказался в больнице, полностью парализованный. Мой позвоночник чуть не рассыпался, я сломал первый и второй шейные позвонки, так что даже глотательный рефлекс пропал. Я не мог ни есть, ни пить, я не мог дышать: моя диафрагма была сильно повреждена. Все, что я мог, — моргать. Врачи, конечно, сказали, что я проведу остаток жизни парализованным «овощем», умеющим лишь закрывать глаза. Так они представляли себе мое будущее, но то, что думали они, значения не имело. Главным было то, что думал я. Я воображал себя нормальным, здоровым человеком, выходящим из этой больницы.

Единственное, с чем я мог работать в больнице, — это мой разум, а когда у вас есть разум, вы можете исправить все остальное.

Меня подсоединили к дыхательному аппарату, и врачи говорили, что я никогда не буду дышать сам. Но тихий голос внутри настойчиво повторял: «Дыши глубоко, дыши глубоко». И, наконец, меня отключили от аппарата, к изумлению врачей. Я не впускал в свой разум ничего, что отвлекло бы меня от моей цели или от картины в моем воображении.

Я поставил себе целью выйти из больницы к Рождеству. И я это сделал. Я покинул больницу на своих ногах. Все говорили, что это невозможно. Тот день я буду помнить всегда.

Людям, которые страдают прямо сейчас, я бы сказал всего шесть слов. Эти слова выразят мой опыт и объяснят, на что способен каждый в своей жизни: человек становится тем, что он думает.”

Эта история наталкивает на мысль о том, что от любой неизлечимой болезни можно избавиться, что мы всегда можем изменить жизнь к лучшему, а для этого надо еще избавиться от плохого. В своем сознании каждый может создать мир, в котором нет места болезням.

Это мир изобилия, процветания, благополучия, радости и счастья. В нем есть все, что только пожелается. Это что-то похоже на рай. Это то, что очень легко может создать каждый своими мыслями, выбрав позитивное мышление.

О том, как мыслями мы можем влиять на свое здоровье, читайте в статье “Сила мысли и здоровье“ С пожеланиями здоровья, Лариса Петрушкевич.

__________________________________________________________________________________

Друзья! Нажмите на кнопочки социальных сетей и поделитесь статьей с друзьями!

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!

larisa-petrushkevich.ru

Как вести себя, когда близкий человек тяжело болеет?

Если человек смертельно болен, и надежды никакой нет, но он не знает о всей серьезности ситуации, должны ли родные и близкие (кто в курсе, разумеется), сообщить ему об этом?Что лучше? Врать, что все будет хорошо, давая надежду на лучший исход? Или же сказать все как есть, но рискуя, что больной опустит руки и не захочет больше бороться за жизнь?

Как правильно вести себя с тяжело больным человеком? Потакать любому его капризу или, напротив, своими действиями пытаться показать, что он – такой же, как и все остальные, что ему не нужны поблажки? Как будет полезнее для него?

Говорить ли ему о своих переживаниях по поводу его состояния? Или лучше сдерживать свои эмоции? Как быть ДЕЙСТВИТЕЛЬНО полезным в данной ситуации?

Вопросов таких возникает немало, когда родной человек чувствует себя плохо. И найти на них ответы бывает довольно проблематично.

Знаете, к нам домой в августе-сентябре приезжал замечательный доктор Сергей Александрович. Ставил капельницы, делал блокады, даже научил меня делать уколы самостоятельно. И круглые сутки был на связи по телефону (если кому из Питера нужен контакт – готова поделиться, он врач общей практики, нейрохирург, невролог). И вот однажды я его спросила: «Что мне купить в аптеке, чтобы не спать много ночей подряд? А то после трех-четырех бессонных суток я так засыпаю, что меня разбудить сложно. А я должна быть на чеку постоянно!». На что он мне ответил: ухаживающим за больным приходится порой даже труднее, поэтому не нужно убивать свой организм, «ему ты нужна здоровая!».

Вроде бы все понятно, но все равно казалось, что любая поблажка себе – это нечто вроде предательского шага по отношению к любимому. Надо ли говорить, что психологическое состояние мое было крайне тяжелым. Не раз помониторив сайты, так и не смогла найти ни реального, ни виртуального проекта, который бы оказывал поддержку не самих больных, а их близких – тех, на чьи плечи ложится уход за больными. Психологический тренинг, форум, обучающие программы, срочные курсы… Может, не там искала? Вы встречали что-то подобное?

И вообще, если у вас есть, что ответить на вопросы, заданные в посте – поделитесь, пожалуйста. Ваш опыт может оказаться полезен многим…

Хромов Б. А., "Сестра милосердия"

k-poli.livejournal.com

Почему человек болеет? 9 причин, которые изменят взгляд на боль

Заболевание любой степени сложности в своей основе имеет не только физиологические, но еще и психологические причины, которые могут не осознаваться человеком. Даже классическая медицина давно признала психосоматическую природу таких болезней как язва, колит, дерматит, артрит, астма, гипертония и проблемы с сердцем. Что уже говорить об опухолевых заболеваниях или ослаблении иммунитета на нервной почве?

Болезнь – это способ достучаться до тараканов в голове с помощью тела, когда сам человек по каким-то причинам игнорирует свои потребности, не хочет их слышать. Вот тогда на арену выходит то, что заставляет остановиться и в очередной раз задуматься: в правильном ли направлении я двигаюсь?

Почему мы болеем? Перед вами 9 причин, которые изменят взгляд на боль

1. Разрешение на отдых

Современный мир навязывает человеку сумасшедшую гонку на выживание. Работа по графику, семья, саморазвитие, жизнь по принципу «делай больше и не ной» — все это давит на тело, выжимает силы до капли. И если человек не оставляет времени на восстановление, на вещи, которые приносят ему удовольствие, организм заботится о себе сам, «не вовремя» заболевая. Так появляется грипп или гипс на ноге, который вынуждает остановиться и передохнуть.

2. Желание почувствовать заботу

Быть сильным и успешным – круто, но еще приятнее чувствовать себя любимым. Если человеку по каким-то причинам не хватает внимания близких, если он не чувствует от партнера заботы и нежности, тело решает получить свое любым способом и заболевает. В конце концов, так приятно побыть в роли ребенка, вокруг которого все носятся с градусником, которому покупают апельсины и гладят по голове. Если симптомы игнорируются, болезнь прогрессирует, пока не достучится до адресата.

3. Возможность отложить важное дело

Представим гипотетическую ситуацию: муж требует развод, привычный мир рушится, но тут у жены находят опухоль, тогда он остается с ней. Или другая картина – девушке нужно проведать родителей, но страшно не хочется, тогда она удачно подцепляет простуду. Какой механизм? Болезнь служит оправданием тому, чтобы повременить с какой-то неприятной деятельностью или отложить важное решение, а еще ею можно объяснить любые карьерные или любовные неудачи.

4. Самонаказание

В этой ситуации человек сам неосознанно программирует тело на болезнь, чтобы искупить вину. Например, мама бьет ребенка, а потом у нее крутят суставы руки, ведь она понимает, что поступила неправильно, и корит себя. Другая ситуация – мужчина изменил жене и муки совести за содеянное выливаются у него в венерическую болезнь. Третья — дочь всю жизнь винит себя в смерти матери и тем самым навлекает точно такое же заболевание. Именно поэтому вредно жить с чувством вины.

5. Жажда привлечь внимание

Этот тип болезни часто проявляется у стариков, которые чувствуют себя ненужными, потому стараются привлечь внимание любыми способами. Какой-нибудь хронический ревматизм становится отличным поводом терроризировать родственников, выклянчивать у них сочувствие, а еще стать темой дня в обсуждениях соседей. Теперь старик – не абы кто, а герой, который многое пережил и заслуживает уважения.

6. Скрытые страхи и обиды

Эта причина тоже не нова. Тело чувствует настроение хозяина и отражает его подсознательные представления о жизни. Если человек боится будущего – страдают почки, если принимает близко к сердцу слова и поступки других – болит сердце, если тащит на себе непосильную ношу ответственности и боится попросить о помощи – начинаются проблемы со спиной. И чем более он глух к своим проблемам, тем сильнее боль.

7. Урок любви к себе

Дорогостоящие курсы массажа, правильное питание, ежегодный осмотр у доктора – все это требует временных и денежных затрат, которые под час жалко на себя выделить. Но тело не прощает халатного отношения, оно тоже хочет внимания, потому болезнь может появиться как урок любви. Насколько человек умеет ценить себя? Готов ли он заботиться о хорошем самочувствии, есть здоровую пищу, контролировать режим сна? Через болезнь тело заставляет своего хозяина учиться любить себя.

8. Стимул переосмыслить жизнь

Серьезная болезнь вынуждает человека остановиться и подумать: в правильном ли направлении он движется, все ли желания успел реализовать? То, что раньше игнорировалось, теперь выходит на первый план, становится важным каждый сделанный вдох. Человек начинает искать себя настоящего, момент, когда все пошло не так. Происходит переоценка жизни, меняются цели, ориентиры и перспективы, отношение к многим людям и вещам. Болезнь как бы провоцирует генеральную уборку во внутреннем мире.

9. Реализация «последнего» желания

Наконец, еще одной частой причиной появления неизлечимых болезней являются подавленные потребности, которые человек не реализовал. На смертном одре он понимает, что умрет, а значит, можно уже не бояться все потерять, пришло время воплотить мечты, которые долго вынашивал. Можно уйти с ненавистной работы, пуститься в кругосветное путешествие и наесться мороженого до отвала. И никто не станет на пути со своими нравоучениями. А еще можно эксплуатировать близких «последней волей», может, тогда муж наконец-то сделает ремонт, а жена отпустит на скачки?

Как видим, болезнь — это язык бессознательного, который заставляет человека прислушаться к вытесненным потребностям, прийти к желаемому обходным путем. А если так, избавиться от боли можно, позволив себе удовлетворить желание в открытую, не прибегая к манипуляциям через болезнь. Как только человек заполнит внутреннюю пустоту – внешнее тоже изменится, главное, осознать для себя, что дает вам ваша болезнь. Разгадка и станет ключом к выздоровлению.Flytothesky.ru

Текст: Flytothesky.ru

Поделитесь постом с друзьями!

flytothesky.ru

Почему человек болеет?. Причины страданий

Почему человек болеет?

Мы исходим из того, что человек создан Богом как определенная материальная форма существования для Его Божественных целей. И поэтому сразу же возникает Вопрос: почему Бог не создал такой образец человека, который бы никогда не болел? Разве Богу и Высшим Учителям выгодно, чтобы их подопечные страдали, и разве не получили бы они больше пользы от здорового человека, непрерывно находящегося в праведных трудах?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что существует два основных типа заболеваний:

1) болезни, появляющиеся в ходе настоящей жизни от неправильного образа жизни;

2) болезни, тянущиеся из прошлых воплощений в виду недовыполнения индивидом программы прошлой жизни; это кармические заболевания.

Но цель заболеваний не в том, чтобы заставить человека мучиться от боли и чувствовать себя некомфортно.

Болезнь дается человеку Свыше для осознания каких-то моментов своей жизни. Иногда она останавливает его от совершения неправильных действий. Например, болезненный подросток не будет так безобразно себя вести, как юнец, пышущий здоровьем и не знающий ограничений. То есть имеются профилактические заболевания, не позволяющие личности совершать дурных поступков и продолжать набирать отрицательные качества, обусловившие нынешнее состояние. Больной думает уже не о развлечениях, а о том, как вырваться из лап болезни и не умереть, поэтому его действия будут направлены на поиск методов лечения, и он научится воздержанию во имя продления личной жизни. Поэтому болезни приносят и своеобразную пользу человеку:

1) воспитывают индивида и развивают его мышление;

2) учат заботиться о своей внешней оболочке и восстанавливать себя.

Если бы люди не болели, то вряд ли бы появились такие отрасли развития, как медицина и фармакология.

Когда человек болеет, он стремится избавиться от неприятных ощущений, и это толкает его к познанию себя и наблюдению за влиянием окружающего мира на свой организм.

Человек начинает задумываться: почему происходят с ним то-то и то-то, откуда берутся болезненные симптомы, где они зарождаются и чем можно их погасить? У человека от его заболевания пробуждается множество мыслей. Он начинает сравнивать, искать способы борьбы с неприятными ощущениями.

Его дух просыпается и начинает противостоять заболеванию, мобилизуя все свои потаенные внутренние силы.

Чтобы выздороветь, человек начинает даже изобретать: люди придумали столько видов лекарств, мазей, физических упражнений, растительных целебных напитков, что можно только удивляться этому разнообразию и желанию выздороветь. Ради комфортного ощущения здоровья человек готов неустанно бороться с любыми неполадками в организме и тратить на лечение все свободное время.

То есть мы хотим сказать, что люди смогли научиться использовать негативные состояния болезни для позитивного самопознания и развития души. Страданиями формируется стойкость духа и воспитывается оптимизм.

Поэтому можно назвать следующие причины, по которым Бог не сделал человека абсолютно здоровым, то есть допустил возможность для его тела болеть, страдать и этим решать определенные задачи.

Задачи заболеваний:

1) Необходимость очистить человека и помочь ему отработать карму.

2) Нужда сделать людей гуманней, формируя в них качество сострадания к другим, научить заботиться о больных и немощных, а значит нарабатывать положительные душевные качества. Вся медицина строится на гуманности, на великой любви к больному человеку. (Мы не будем здесь затрагивать те неправильные пути, которые выбирают отдельные врачи, когда руководствуются не гуманностью, а стяжательством и корыстью.)

3) Помощь человеку в исправлении последствий своего неправильного образа жизни и шанс частично погасить карму (энергодолги).

4) Предоставить возможность выработать стойкость духа.

5) Болезнь развивает интеллект и способствует прогрессированию души: именно благодаря различным заболеваниям развилось множество отраслей познания – вирусология, гомеопатия, фармацевтика, медицинская техника и сама медицина получили множество направлений развития (хирургия, терапия, ортопедия, онкология, кардиология и т. д.). Органы санэпидстанции появились тоже благодаря борьбе за здоровье людей.

И, конечно, не надо забывать, что:

6) страдание дается личности как наказание за неправильный образ жизни. Например, некоторые простудные заболевания появляются по причине небрежного отношения к себе, к методам закаливания, отсутствия должной работы санэпидемиологических служб, антисанитарии.

Хронические же заболевания органов даются человеку за его энергетические долги, которые образуются у него в результате длительного неправильного образа жизни.

Невыполнение обязанностей самосохранения приводит к травматическим физическим повреждениям внешней оболочки тела и его внутренних органов. Если человек не соблюдает определенные правила существования, например превышает допустимую скорость на дорогах, то попадает в аварию. Его тело получает повреждения. Если на работе и дома не соблюдать технику безопасности, тоже можно повредить тело: порезаться, сломать руку или ногу.

Таким образом, в заболеваниях человек виноват в первую очередь сам, а во вторую – его окружение, которое он же, как известно, и выбирает.

Однако все перечисленное способствует развитию личности. Болит тело, а душа прогрессирует.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Болейте на здоровье! Болейте на спасение!

Все люди болеют. С самого детства до преклонных лет мы сталкиваемся со своими недугами и немощами наших ближних. Христиане знают, что все в их жизни – и радость, и горе – посылается Богом. Как научиться правильно относится к болезни, с благодарностью принимать от Бога не только радости, но и тяжелые испытания?

Как болеть или соболезновать нашим ближним, чтобы неизбежные немощи стали для нас спасительными? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Евгений Попиченко.

– Отец Евгений, мы все хотим быть здоровыми, но все равно болеем. Болеют даже грудные дети. И в связи с этим появляются сразу три вопроса: за что, для чего и почему?

– Иной раз, когда мы видим болезнь человека, легко и поспешно говорим: «Вот, это ему за то-то! Вот как его Бог наказал». Но причин для болезни может быть много.

Давайте для начала вспомним эпизод из Евангелия, когда ученики указали Христу на слепорожденного и спросили: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Ученики проговаривают самое распространенное у обывателей мнение о болезни: если человек болеет, то причина в нем самом. Но «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 2–3) – то есть, человек может болеть для того, чтобы через него явилась слава Божия. В этом случае он обязательно получит исцеление посредством Божией помощи через врачей, святыни, чудотворные иконы, и, самое главное, через Таинства.

Бывает, что человек болеет для посрамления дел дьявола. И здесь в пример можно привести праведного Иова многострадального. Хотя сначала он был вполне благополучным, за праведность Господь его благословлял, что и вызвало зависть дьявола. Он был уверен, что если Господь отнимет у Иова все дары (семью, стада, дома), тот не будет уже благословлять Бога. Господь разрешает дьяволу прикоснуться к Иову, и за очень короткое время Иов теряет все: кочевники уводят его стада и убивают некоторых детей, огонь уничтожает овец, ураган разрушает его дом, под обломками которого гибнут другие дети, сам Иов заболевает проказой. С одной стороны, Иов прообразует собой Спасителя, Который, будучи Сам безгрешен, взял на Себя грехи всего мира и был «изъязвлен за немощи наши». С другой стороны, Иов – это утешительный пример для нас.

Когда мы переживаем какое-то страдание, мы должны вспомнить, что оно не превышает страданий Иова, а затем обратиться к нему с молитвой о помощи и укреплении. И самый главный урок, который мы должны вынести, читая книгу Иова, есть урок благодарности. Когда жена подходит к Иову и предлагает ему похулить Бога и умереть, чтобы уже не мучиться, Иов отвечает ей: «Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?», «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 2, 10; 1, 21). Вот состояние праведника: когда он готов со смирением, терпением и благодарностью принимать от Бога «злое». Иов любил Бога не за деньги, добрых детей или благосостояние, но любил Его безусловно. Вот этой праведностью и посрамляется дьявол.

Бывают болезни вполне законные – то есть болезнь как наказание или следствие греха, ведь «плата за грех есть смерть» (Рим. 6, 23). Человек в его сегодняшнем греховном состоянии естественно стареет, тлеет, болеет. И в этом случае мы должны искать причину заболевания в нашей жизни, исправлять ее, лечиться покаянием.

Бывает болезнь как благословение. Господь попускает человеку болеть, чтобы тот приобрел добродетели терпения, смирения, искренней веры и безусловной надежды на Бога, доверия к Нему и Его Промыслу. Часто духовно настроенные люди, встречая друг друга и спрашивая: «Ну, как дела?» – слышат в ответ: «Слава Богу! Болеем!». И напротив, если в течение какого-то длительного времени болезнь не посещала человека, то он начинает беспокоиться: «Бог меня забыл, отвернулся от меня, что-то я не так делаю, не так живу!».

На самом деле есть одна причина, по которой Господь не посылает скорбей и болезней человеку, пытающемуся искренне жить духовной жизнью. В книге аввы Дорофея «Душеполезные поучения» мы находим описание этой причины. Авва Дорофей обращается к своему наставнику авве Варсонофию с обеспокоенностью: «Есть духовный закон: «многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие», а я чувствую, что живу без скорбей». На это авва отвечает, что всякий, предающий себя послушанию, преодолевающий свою гордость, самость, идет в Царствие Божие без скорбей. Человеку, живущему в послушании, не требуется дополнительного «стимула» от Бога для приобретения терпения и смирения.

– Есть такая пословица: «В здоровом теле – здоровый дух». Можно продолжить, что духовно здоровый человек обязательно будет здоров и телесно. Существует ли такой закон?

– Как это ни странно, но на самом деле все ровным счетом наоборот. Чем более телесно здоров человек, тем больше… его тело предъявляет претензий душе. В современной жизни примеров предостаточно: телесно привлекательный человек начинает чрезмерно заботиться о том, чтобы свою красоту поддержать, подчеркнуть, приумножить и сохранить.

Сегодня на таких людей работает целая индустрия красоты, выпускающая различные товары и услуги. Услаждающей музыкой для жертвы своего тела звучат такие слова, как «солярий», «фитнес», «спа» и тому подобные. Человек изо всех сил следит за состоянием своего тела, но на это не хватает ни времени, ни сил. А когда старость и немощи, все же, берут свое, и человек не может этого пережить, он глубоко страдает и даже слегка сходит с ума. Вспомним хотя бы наших «звезд», которые и лица подтягивают, и фигуру изменяют, а в результате уродуют себя.

Апостол Павел сформулировал совершенно противоположный, но истинный закон: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4, 16). То есть, тело – своего рода инструмент, через который Господь воздействует на душу. Почему, например, в монастырях вновь пришедшему послушнику в первые годы, когда испытывается его намерение постричься в монахи, дают тяжелые трудовые послушания (колку дров, работу в трапезной, на воротах, в котельной, в хлеву)? Да потому, что люди давно заметили простую закономерность: смиряется тело – смиряется и душа. Или, как сказал пророк Давид, «смирях постом душу мою, и молитва в недра моя возвратилась» (Пс. 34, 13). Через уменьшение потребностей тела человек становится способным воспринимать благодать от Бога. Иного пути нет.

– Тогда почему, когда мы болеем, то печалимся или даже впадаем в отчаяние?

– Болезнь – не простое испытание. Душа должна быть правильно настроена, чтобы человек сумел правильно воспользоваться болезнью. Если человек знает и верит, что волос с его головы не упадет без воли Божией, то он может более-менее спокойно переживать болезнь. И даже осознав, что здоровье ушло безвозвратно, он вместе с Иовом сможет воскликнуть: «Бог дал, Бог и взял». А если у нас в сердце нет доверия Богу, то это место занимает отчаяние.

– В таком случае, нужно ли вообще лечить тело или стоит сосредоточить все внимание только на духовной жизни, покаянии и молитве?

– Все-таки здоровье – это дар Божий. И, как ко всякому дару Божию, к здоровью нужно относиться с благоговением, вниманием и благодарностью. Тело должно способствовать душе в ее движении к Богу, а не мешать. Поэтому в трудах подвижников мы читаем о том, что нужно давать телу отдых и еду, следить за здоровьем, чтобы телесная жизнь не расстроилась. Ведь расстроенное тело мешает душе выполнять ее упражнения: пост, молитва, участие в богослужениях и Таинствах. Нельзя христианину относиться к здоровью попустительски, утешая себя мыслью: «Господь Сам управит, сохранит или вылечит, если нужно, а я делать ничего не буду», – это ложная мысль. Вот, например, подростки живут по принципу «авось пронесет» или «мое здоровье, хочу и трачу!». И, несмотря на предупреждения мамы, девочка ходит в тоненьких колготках при минусовой температуре, а через несколько лет не может родить ребенка. Она не может выполнить свое предназначение, и все от того, что она не понимала, что здоровье на самом деле ей не принадлежит.

Если есть возможность, нужно лечиться, но лечиться обязательно с Богом. Человек, отправляющийся к врачу, должен молиться о том, чтобы на нем исполнилась воля Божия. Если будет воля Господня, чтобы ты получил исцеление от врачей, то она и исполнится, а если не будет, то все усилия будут тщетны, и за это также нужно поблагодарить Господа, прекратив лечение.

– Как определить, когда человек должен решить прекратить лечение? Через год, через десять лет безуспешного лечения? А может ли оказаться так, что Господь испытывал наше терпение, и нужно было десять лет безуспешно лечиться, молиться, каяться и просить о помощи, чтобы на одиннадцатом году получить исцеление?

– В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано, что смертельно больной человек имеет право отказаться от усилий по продлению своей жизни. Например, на последних стадиях рака человек отказывается от химиотерапии. Он принимает это решение не в отчаянии, а в добром уме и твердой памяти, чтобы не отвлекаться от молитвы, от общения с Богом и ближними, чтобы сосредоточиться на главном и спокойно отойти в мир иной. Но у человека нет права предпринимать что-то специально для того, чтобы ускорить смерть.

– Среди православных есть такое мнение, что «если ты легко заболел (например, подхватил насморк), то лечиться не нужно, а нужно потерпеть. Потому лечись – не лечись, но все равно неделю проболеешь. А тут потерпишь болезнь как бы в качестве малой епитимьи за грехи». Правильно ли это мнение?

– Доля здравого смысла в таком рассуждении есть. Современный человек вообще нетерпелив, он слишком любит себя и не хочет терпеть малейшего дискомфорта. Он боится боли и не терпит ее. Как только у него заложило нос или слегка заболело горло, он бежит в аптеку и начинает пичкать себя всеми доступными достижениями современной фармацевтики. Лекарства постоянно совершенствуются, и по мере того, как потребитель подсаживается на «быстрое лечение», возрастает уровень прибыли производителей всех этих чудо-лекарств.

Мы сами ослабляем свой иммунитет, заботясь только о быстром и эффективном исцелении. Господь задумал наше тело и создал его совершенным. Теперь нам в случае легкого недомогания нужно лишь слегка помочь нашему телу восстановиться: режимом дня, сбалансированным питанием, душевным спокойствием, травами, медом и так далее.

Но и здесь каждый случай индивидуален. Ведь кто-то вполне сможет перетерпеть опухшее горло или заложенный нос, а другому эти малые недуги помешают выполнить свои профессиональные обязанности, он подведет коллег, пострадает его дело. А сердечнику или маленькому ребенку может серьезно повредить даже легкая простуда. И здесь человек должен сам решать, как ему поступить в случае «легкого» заболевания.

– Отец Евгений, сегодня очень распространены душевно-телесные болезни, вызванные неправильным образом жизни, которые приводят к раздражительности, агрессии, депрессии. И если священники «назначают» покаяние и земные поклоны, то врачи легко и охотно назначают антидепрессанты, чтобы вывести человека из этих критических состояний. Можно ли верующему человеку прибегать к помощи антидепрессантов?

– Есть такая шутка, что состояние счастья – это просто правильно подобранный курс терапии. Впадая в уныние, печаль или гнев, человек может не бороться, а возложить все упование на волшебную таблеточку и искусственно пытаться вернуть себе состояние покоя, радости и счастья. Но это ложный путь, временная нормализация душевного состояния, за которой обязательно последует усугубление болезни, усиление действия страстей. В любой болезни лекарство должно быть лишь малым вспомогательным средством.

И если уж человек довел себя до критического состояния, но потом опомнился, осознал действие в своей душе страстей, раскаялся, а психофизических сил для изменения жизни у него не осталось, то антидепрессанты могут быть некоторым первоначальным подспорьем. В качестве аналогичного примера можно привести такой: один из способов завести машину – «завод с толкача». Примерно в этом смысле антидепрессанты или простая валерианочка допустимы.

– В Церкви есть Таинство, которое связано с телесным здоровьем – это соборование. Но почему-то не всем больным людям священники благословляют собороваться. Кому можно и нужно прибегать к соборованию?

– Основание Таинства соборования мы находим в соборном послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 14–16). Как и всякое Таинство, в котором благодатно действует Сам Господь, соборование требует серьезного отношения.

Нельзя креститься по моде, нельзя венчаться в качестве дополнения к ЗАГСу, нельзя причащаться по совету бабушки-знахарки, нельзя собороваться только потому, что все так делают. Вот именно к серьезности и призывают священники, когда на просьбу человека: «Батюшка, благословите мне пособороваться», – отвечают вопросом: «А зачем?». Человек должен обосновать, объяснить свои мотивы. А мотивы могут быть совершенно дикие и нелепые.

Среди нецерковных людей очень распространено мнение о том, что соборуются только перед смертью. Среди же православных бытует «супер-православное» или «мега-благочестивое» мнение о том, что собороваться обязательно нужно каждый год Великим постом, независимо от состояния здоровья. Ни в коем случае нельзя относиться к Таинству вот так – магически и потребительски.

При каких же условиях нужно обращаться к Таинству? Давайте вчитаемся в слова апостола. Там говорится о человеке, который сам прийти в храм не может, поэтому и призывает священника. Понятно, что в случаях тяжелого недуга, острого болезненного состояния, если больной нуждается в особой благодатной помощи, священники выезжают домой к больному в любое время, а не только Великим постом.

Также когда человека долго мучит какая-то страсть, он борется с ней, но нуждается в укреплении – это еще один вполне законный мотив, по которому телесно здоровый человек может прибегать к соборованию. Ведь это Таинство врачует и тело, и душу; из слов апостола мы видим, что соборование теснейшим образом связано с покаянием. Очень важно, чтобы человек отвечал за свои действия, и в первую очередь – за участие в Таинствах.

– Были ли в Вашей практике случаи, когда после соборования человек получал исцеление?

– Расскажу один случай, который, скорее, является негативным примером. К одному священнику обратилась женщина, которая хотела соборовать свою больную маму. Мама болела тяжело и долго, а все близкие родственники страдали не только из-за ее болезни, но и из-за квартирного вопроса, который никак не решался. Вот и решили они позвать священника, маму пособоровать, чтобы… поскорее и полегче она отошла в мир иной. Священник совершил Таинство, и больной стало лучше, прожила она еще больше полугода. Родственники же приходили, и в их высказываниях сквозила обида: «Ну, как же так? Мы-то думали, что все скорее устроится, а тут еще ждать пришлось».

– А зачем собороваться, если есть Причастие? Ведь соединение со Христом – это гораздо более важное событие в жизни христианина, более действенное врачевание душевных и телесных недугов.

– Есть в Церкви такая традиция понимания соборования, согласно которой в этом Таинстве прощаются человеку все мелкие грехи, которые он когда-то незаметно для себя совершил. Человек должен осознавать, что на исповедь он приносит только малую долю грехов, о которых он помнит и в которых, соответственно, может раскаяться. Но остальные-то грехи продолжают «висеть на нем тяжким грузом», вот от них-то и хочет избавиться человек, соборуясь. В молитве, читающейся во время соборования, человек просит искоренить из его души всякую страсть:

«Владыко, освяти елей сей, якоже быти помазующимся от него во исцеление, и в пременение всякия страсти, скверны плоти и духа, и всякаго зла» (Молитва над елеем). А далее звучат такие утешительные слова: «Молимся Тебе, Боже наш, яко да наведеши милость Твою на елей сей, и на помазующияся от него во Имя Твое: да будет им во исцеление души же и тела, и во очищение и изменение всякия страсти, и всякаго недуга, и язи, и всякия скверны плоти и духа. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть, и всякую немощь таящуюся. Буди врач раба Твоего (или рабы Твоея) (имярек), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою». Под словами «немощь таящаяся», возможно, и понимается укрепившаяся в душе человека страсть или огромное количество мелких забытых грехов.

Отец Даниил Сысоев в книге «Инструкция для бессмертных» трактует эти слова несколько иначе: в соборовании не прощаются человеку все его забытые грехи, но как бы просветляется память, исцеляется «духовный склероз», после чего человек вспоминает что-то давно сотворенное и забытое.

Но, повторимся: человек, приходя на соборование, должен осознавать свой «духовный склероз» и «багаж» забытых, но имеющихся у него грехов, каяться в этом и просить у Господа отрезвления и исцеления. Тогда и Таинство, и сама болезнь пойдет человеку на пользу.

– Болезнь может и разрушить отношения. Например, один из членов семьи не хочет нести бремя болезни своего родственника и убегает, разводится с супругом, сдает стареньких родителей в дом престарелых, отказывается от больного ребенка и так далее.

– Да, это происходит, к сожалению, часто из-за того, что люди не хотят нести ответственность за себя и за своих ближних, не хотят нести свой крест. Вот они и пытаются болезнь использовать как оправдание своего эгоизма и безответственности. Болезни – и наши, и наших ближних – врачуются смирением. Если человек смиряется, тяжелые болезни проходят стороной, а если начинает лукавить, вилять и убегать от жизни, то, в конце концов, и его настигнет серьезная болезнь. А он к ней и не готов!

– Но можно услышать и рассказы о том, как болезнь одного из членов семьи вызвала приумножение любви. Больной чувствует заботу, внимание, любовь, сострадание, и болезнь для него получается в радость. Правильное отношение к болезни укрепляет отношения?

– Есть замечательная книга митрополита Антония Сурожского «Жизнь. Болезнь. Смерть», в которой владыка описывает болезнь своей мамы. Мама умирала в течение трех лет, и эта болезнь сблизила мать и сына через взаимную поддержку и честное открытое общение, через заботу и молитву друг о друге. В этом совместном переживании болезни было столько христианской любви, что такой ситуации можно только радоваться и благодарить Бога.

К сожалению, из-за невнимательности мы проходим мимо множества поводов приумножить такую любовь в своей душе. Сколько раз мы упускали возможность поддержать больного человека, посетив его или даже просто выслушав. Сколько раз мы слишком погружались в свою печаль и саможаление вместо того, чтобы сказать слова утешения близкому человеку. И как часто от священников можно слышать слова раскаяния в том, что они замедлили откликнуться на чью-то просьбу об исповеди или причастии, а потом оказалось уже поздно, человек отошел ко Господу…

Господь подсказывает нам то, что мы должны сделать, а мы этих подсказок не слышим из-за своей занятости, гордости, самости: «Сегодня я не могу пойти к нему, у меня дела, да и сил уже нет, слишком устал» и так далее. Хотя все дела можно отложить, а свою самость «задвинуть подальше»…

– То есть, болезнь наших близких – это для нас «звоночек», напоминание о том, что мы им любви не додаем?

– Да, это напоминание о том, что мы должны быть очень внимательны друг к другу. А особенно чуткими мы должны быть к тем, кто болеет тяжело, ведь любой день, любой час их жизни может быть последним.

Поэтому мы должны откладывать все свои дела и просто быть рядом, чтобы потом никогда не пожалеть об упущенных днях, часах или минутах нашей жизни и жизни нашего близкого человека. Да поможет нам Господь, вразумит и укрепит нас!

Беседовала Ксения Кабанова

«Предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств. Зная это, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси» (Требник. Молитва о долгостраждущем). Один Господь является Владыкой жизни и смерти (см.: 1 Цар. 2, 6). В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти (Иов. 12, 10). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией: Не убивай (Исх. 20, 13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»).

•Фоторепортаж•

 

•02 •июля• 2011•

orthodox-magazine.ru