Профессиональное самоопределение
Если человек не знает
К какой пристани он держит путь,
Для него ни один ветер
Не будет попутным.
Сенека.
Готовность подростков к выбору профессии методика В.Б. Успенского
Низкий уровень готовности
Сентябрь
2 воспитанника
Средний уровень готовности
Высокий уровень готовности
5 человек
0
Цель:
Цель : знакомство с системой учебных заведений, формирование адекватной оценки своих возможностей и способностей, согласование их с выбором профессии.
Профориентация
Научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны, отдельной отрасли, экономического региона, города.
Этапы работы
Профинформирование и профпросвещение обеспечивают:
Профконсультирование
«хочу»
Личностные цели и ценности
«могу»
Человеческие возможности
«надо»
Потребности рынка труда
Структура работы по профориентации
Администрация детского дома. (координация работы)
Психолог
· Дифференциально- диагностический опрос
· Тестирование
· Разработка рекомендаций
Воспитатель
Медицинский работник
Библиотека
Информационный центр, предоставляющий необходимый объём знаний о мире профессий
Ожидаемые результаты
Экскурсия в поликлинику
Экскурсия в магазины
Парикмахерская
Сбербанк
Мебельный салон
Кузбассэнергосбыт
Спасибо за внимание!
Г. Междуреченск
МКОУ Детский дом№5 «Единство»
2016 -2017 учебные годы
videouroki.net
План психолога по профориентационной работе в 1-9 классах
Ганькинская неполная средняя школа
2015-2016 учебный год
№
Содержание деятельности
Класс
Сроки
Организационная работа в школе
Оформление общешкольного стенда
«В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться».
9
Сентябрь
Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.
5-9
В течение года
Работа с педагогическими кадрами
Консультации для педагогов по результатам изучения личности обучающегося.
Февраль
Работа с родителями
Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий обучающимися.
8-9
В течение года
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся на предприятия и в учебные заведения.
5-9
В течение года
Родительское собрание по теме: «Профессиональное самоопределение подростков».
9
Апрель
Работа с обучающимися
Профориентационные занятия
5-9
В течение года
Организация и проведение экскурсий в учебные заведения.
8-9
В течение года
«Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся»
«Выявление направленности познавательных интересов»
«Определение предпочитаемых типов профессий»
ДДО Климова,
тест Голланда,
«Темперамент» Айзенка,
Карта интересов
8-9
В течение года
Помощь классным руководителям в проведение классных часов и внеклассных мероприятий по профориентации
1-4
5-9
Март-апрель
Проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся.
8-9
В течение года
Подведение итогов по профориентационной подготовке в школе за прошедший учебный год.
5-9
Май
Психолог: Байбородова Е.В.
Профессиональное самоопределение подростков
КЕМ БЫТЬ?
Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных его решений в жизни.
Как понять КАКАЯ именно профессия ТВОЯ?
Сколько возможностей, столько вариантов предлагает жизнь!
Сколько возможностей, столько вариантов предлагает жизнь!
Секреты выбора профессии
Лестница профессионального успеха
Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая:
ХОЧУ
Интересна и привлекательна
МОГУ Доступна и посильна
НАДО имеет спрос на рынке труда
УЗНАЙТЕ ВСЕ О ПРОФЕССИИ
Условия труда.
Пути получения профессии.
Медицинские противопоказания.
Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии
Сделать хороший выбор – значит выбрать профессию, которая :
Профессии, которые выбирают наши выпускники:
Выбор профессии – это обдумывание профессионального жизненного пути. Конечно, при этом имеется в виду не весь этот путь, а его начало – профессиональный старт.
ПОМНИТЕ!
kopilkaurokov.ru
53335531463039513235404944384142294843374734365045565452
XСкопируйте код и вставьте его на свой сайт.
Профессиональное самоопределение
Описание презентации по отдельным слайдам:
2 слайдЦель: исследование соответствия личностных качеств учащихся с их профессиональным выбором и соотнесение этого выбора с потребностями рынка труда в нашем районе, крае. - не могут определиться как в выборе профессии, так и в определении места своей дальнейшей жизни; Актуальность: - выпускники школы еще не имеют четких представлений о своем будущем; - не востребованы в данной местности.
3 слайдВыбор профессии Способности Интересы Склонности
4 слайд«Профессиональная пригодность - это взаимное соответствие человека и профессии». Она складывается из: Г - гражданских качеств О - отношения к выполняемой деятельности Д - дееспособности, т.е. общих способностей Е - единичных способностей Н - навыков умений
5 слайдсоциально- экономический психологический условия труда индивидуально- психологические здоровье Профессиональная пригодность
6 слайдУсловия оптимального выбора профессии Хочу (мотивы, интересы, склонности) Могу (способности, здоровье) Надо (потребности рынка труда в кадрах) Есть (устойчивые индивидуальные особенности)
7 слайдБольшое стремление к материальному благополучию Желание работать и стремление к творческой работе Интерес к новым технологиям Результаты анкетирования 1 м 2 м 3 м Количество респондентов
8 слайдТип личности
9 слайдПотребность в работниках по основным видам экономической деятельности
10 слайдВакансии рабочих мест на предприятиях поселка, района, края Вакансии рабочих мест на предприятиях поселка, района
11 слайдВыводы Зона совпадения стремлений личности с потребностями рынка труда Зона совпадения возможностей личности и рынка труда Зона проявления совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности в предполагаемой профессиональной деятельности Зона оптимального выбора профессии
12 слайдНезнание правил выбора профессии Недостаточная информированность о профессиях Нежелание учащихся принимать участие в анкетировании
13 слайдРекомендации выпускникам 1. Повышать информированность о профессиях. 2. Научиться определять востребованность профессий на рынке труда. 3. Повышать уровень саморазвития и самопознания.
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
11581171161811522146231232332025663
343393434634365343663437034371343723437334374343753437634377
У вас есть презентация, загружайте:
Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.
uslide.ru
Слайд 2
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация на общественные ценности
Слайд 3
Психологические особенности старшего школьного возраста Изменения в мотивационно - потребностной сфере (преобладание учебных мотивов и потребности в самоактуализации) Формирование жизненных планов, временная перспектива Новообразование – готовность к самоопределению
Слайд 4
Личностное и профессиональное самоопределение Самоопределение – нахождение ответа на вопрос о смысле своего существования. Потребность в самоопределении – это потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом;
Слайд 5
Личностное самоопределение Личностное самоопределение - определение себя относительно выработанных в обществе критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев На основе личностного самоопределения складываются требования к профессии
Слайд 7
Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение - выбор и реализация способа взаимодействия с окружающим миром и нахождение смысла в этой деятельности Важный фактор, влияющий на формирование профессионального самоопределения – коммерциализация отношений в обществе
Слайд 8
Личностные факторы, способствующие успешному самоопределению Позитивное представление о себе Внутренний локус контроля (активная позиция) Развитая рефлексия Развитые предвосхищающие способности
Слайд 9
Внешние факторы, способствующие успешному самоопределению Возможность свободного выбора Наличие и предъявление общественных ценностей, нравственных норм и образцов поведения. Проблемная ситуация (столкновение ценностей «Я» и «ДРУГИЕ») Материально-экономические факторы (роль до конца не определена)
Слайд 10
Факторы, препятствующие успешному самоопределению Внешние причины Материальные обстоятельства Резкие перемены в образе жизни Ухудшение состояния здоровья близких людей Проблемы в общении со значимыми людьми
Слайд 11
Факторы, препятствующие успешному самоопределению Внутренние причины Представление об отсутствии способностей или качеств, необходимых для достижения цели Неуверенность в себе Стремление уйти от действительности
Слайд 12
ВНИМАНИЕ! Переживание психологического барьера всегда связанно с отрицательными эмоциональными состояниями (фрустрация, стресс)
Слайд 13
Помощь в самоопределении Информирование об устройстве современного общества и способах движения в нем Формирование образа будущей жизни Помощь в построении жизненного плана
Слайд 14
Роль взрослых в формировании способности к самоопределению: Взрослые должны быть чувствительны к ребенку (слышать просьбу и чувства), но ждать запроса на помощь от ребенка Уважение к ребенку и признание его права на выбор и ошибку Взрослый – носитель общественных норм и ценностей Стимулировать ребенка к поиску и анализу информации
Слайд 15
Роль взрослых в формировании способности к самоопределению: Стимулирование принятия ответственности на себя при самоопределении в проблемной ситуации Помощь в простраивании перспектив при принятии решения Создание атмосферы принятия и поддержки при принятии ребенком решения и его реализации
Слайд 16
Спасибо за внимание!
nsportal.ru
Один из основных выборов, который встаёт перед молодым человеком, является выбор профессии. Огромное влияние оказывает старшее поколение в лице родителей, семьи. Конечно с огромным жизненным багажом взрослые могут помочь определить профессию, однако сегодня в век стремительно развития индустрии и технологических процессов, появляются новые и обновляются различные профессии. Первый шаг в выборе будущей работы – это выбор учебного заведения. Какие- то профессии предполагают обучение в профучилищах и техникумах, а другие в высших учебных заведениях. Как же определить, хороший ты выбор сделал профессии? На этот вопрос ответят три составляющие: востребованность на рынке труда, доступна и посильна, конкретно для каждого человека, профессия, которая приносит радость, удовлетворение. При выборе профессии нужно думать о том, нравится ли нам она, интересна ли, определяем наши задатки и интересы. Затем какие способности есть для овладения той или иной профессией, позволит ли здоровье, то есть определяем свои возможности. И наконец, делаем анализ профессии, какое место она занимает на рынке труда. Учитывая все факторы тем не менее человек часто допускает ошибке при выборе, такие как выбор за «компанию», или профессия престижная, но совершенно не по силам и талантам. В презентации есть слайд с домашним заданием, благодаря которому учащийся определится с будущей профессией. На основе ответов на вопросы определяется сфера интересов, личные и профессиональные особенности и предлагается список наиболее подходящих профессий.
Скачать — Презентация для 9 класса «Основы профессионального самоопределения»
Автор: Казанцева Ирина Александровна Должность: учитель музыки и искусстваМесто работы: МКОУ Луговская СОШМесторасположение: село Луговское ,Зональный район , Алтайский край
portal2011.com
Тема: Основы профессионального самоопределения. 11 класс
Цель: содействие становлению личности девушек, повысить у учащихся готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные способности.
Задачи:
ознакомить с правилами выбора профессии;
умение вести внутренний диалог с собой;
умение размышлять и вести разговоры со старшими;
умение отстаивать свою точку зрения, помочь сориентироваться в системе морально-этических и личностных координат;
создать ситуацию, позволяющую найти стереотипное мышление.
Оборудование: мультимедия, ватман, маркеры, карточки с заданиями, брошюры для старшеклассников.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Существует такое понятие «Как возраст самоопределения». Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность - пора подготовки к решению жизненно важных проблем для человека, и основная проблема «Кем быть»? «Какой правильный путь найти в жизни»?
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.»
Сенека
Конечно надо уметь мечтать, уметь правильно поставить свою цель.
В конституции РК записано, что гражданин имеет право на труд, на образование. Все граждане Казахстана должны соблюдать и жить по законам Конституции РК
Президентом Н. Назарбаевым сказано: «Наше молодое государство будет крепким и нерушимым, если вы станете высококвалифицированными рабочими, фермерами, деятелями культуры, учителями, инженерами, врачами. Если, мы будем готовы работать в условиях рыночной экономики».
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Кем работать мне тогда,
Чем заниматься?
Упражнение «В детстве я хотел быть...»
Цель: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Ход упражнения: Каждому участнику предлагается в течение трех минут написать на анонимной карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и раздает участникам в случайном порядке. Каждый должен «вжиться» в образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли это желание сейчас, когда человек повзрослел, и если изменилось, то почему?
Что вы будете делать после окончания средней школы?
Правильно ВУЗ, колледж, лицей и наконец можно работать в той сфере, где ты мог бы набраться навы ков, умений и знаний и уж после поступить в учебное заведение.
Да, у нас все профессии хороши, выбирай любую. Это сфера машиностроения, легкая и тяжелая индустрия, архитектура, медицина, пищевая промышленность и другие.
Но, к выбору надо серьезно, правильно отнестись.
Ведь, от удачного выбора профессии зависит твое будущее.
Что важно знать при выборе профессиональной деятельности?
Что, на ваш взгляд, больше всего влияет на профессиональную ориентацию человека?
Мы с вами перед выбором профессии:
встречи с представителями разных профессий;
посещение предприятий, экскурсии;
чтение соответствующей литературы;
советы друзей, родителей;
-тестирование профессиональных способностей;
При выборе профессии, какие главные задачи ставите на передний план?
-творить, создавать новое;
постоянно совершенствоваться;
социальная значимость профессии;
быть полезным людям;
пользоваться уважением людей;
иметь призвание;
реализовать свой физический, умственный потенциал.
Какие качества в себе развивать?
-воспитанность, деликатность, тактичность, уравновешенность, сдержанность;
-доброжелательность, благородство, великодушие, отзывчивость;
-трудолюбие, упорство, настойчивость, целеустремленность, решительность;
Какие качества в себе изживать?
неорганизованность, поверхностность, безответственность, слабоволие, мелочность;
застенчивость, боязливость, неуверенность;
бестактность, многословие, нескромность.
Как надо правильно выбирать?
Проявление настойчивости в реализации своих профессиональных намерений.
Формула выбора профессии:
Хочу - интересы, склонности.
Могу - способности, состояние здоровья, возможность получения образования.
Надо - потребности рынка труда.
Правило выбора профессии:
Изучить рынок труда.
Изучить самого себя.
Выбрать наиболее привлекательную профессию?
Изучить профессиограмму.
Сравнить свои знания со своими возможностями (посоветоваться с родителями).
Попробовать свои силы с выбранной профессией (кружки).
Запасной вариант выбора.
С чего надо начинать?
С изучения самого себя (личностные характеристики, особенности мышления, характера, темперамента и нервной системы).
Упражнение «Силовое поле выбора профессии».
Что влияет на выбор профессии:
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:
Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
Успех и не успех, счастье и несчастья, порой зависит и от нас самих.
Известный психолог Э. Берн выдвинул идею «Кто вы? Принц или лягушка?»
«Ты спрашиваешь, каким путем идти? Для этого надо научиться различать добро и зло....»
Л. Сенека
«Мозговой штурм»
Написать на доске эти качества. Лист ватмана. Перечислите качества, помогающие идти по светлой дороге (взаимопонимание, дружба, честность, уважение и т.д.)
Игра «Черный ящик».
Вы должны найти выход из различных ситуаций. Любой человек может оказаться за бортом жизни.
«Никакой человек до конца не поймет чужой проблемы, пока сам через нее не пройдет.» Шолпан. 15 лет. Воспитанник детского дома.
Ситуация.
Провал на экзамене. Мало того, что проходной бал не набрал, а еще и 2 по математике. Родителям стыдно перед друзьями, родственниками, позор какой? Что делать? Что можно предпринять?
Ситуация.
Я хочу учиться в ВУЗе как все, но родители отказываются платить за учебу, говорят деньги на ветер не дадут бросать. Хотя я учусь хорошо на 4 и 5. Нас в семье четверо, братишка в 10 классе, сестренка в 9 классе и младший в 3 классе. Я понимаю, что денег не хватает. Что делать?
Ситуация.
Мужчина 35 лет, инженер-программист, проработавший в известной фирме, не женат. Потерял работу полгода назад. Находится в состоянии депрессии, начал злоупотреблять алкоголем.
Ситуация.
Женщина 30 лет, имеет двух детей, имеет высшее юридическое образование, но не работала по специальности, домохозяйка. Два месяца назад развелась с мужем.
Трудно было найти выход из сложной ситуации?
А себя могли представить в подобной ситуации?
Игра «Путь решения» или Все вместе против проблем
Человека уважают за то, что он что-то умеет. Нет бесполезных, не нужных человеку профессий. Важно найти такую, в которой раскроются ваш талант, способности, а главное призвание. Задача каждого живущего на Земле - изменить мир к лучшему. Значит нужно так изучить себя и окружающую действительность, приобрести такую сумму знаний, чтобы открыть для себя глубокий смысл избранного пути. Человек - создание необъятное. Часто ему бывают тесны рамки его профессии, бывает мало его мастерства, ведь он может вместить в себе весь мир.
Наш президент Н.А. Назарбаев начал свою деятельность с рабочей профессии, и самой трудной. И как он сам говорит: «Всю жизнь надо учиться».
Каждый талантлив по-своему. Но найти этот талант не просто. И каждому нужно подобрать ключ. Кому-то скальпель хирурга, кому-то геологический молоток, циркуль чертежника, ножницы парикмахера. Подберешь - твое счастье. Нет, будешь ходить на работу как на каторгу.
Ведь огромное Счастье - когда знаешь свое дело.
Рефлексия.
Скажите, что вам понравилось, какие вопросы хотели бы еще обсудить.
Перед вами большие дороги. Дороги, которые вы выбираете, поведут вас к жизненному пути.
Выбирай любую, но не забывай, что от тебя зависит, будет твой труд увлекательным или скучным, радостным или прозаичным. Когда человек любит то дело, которым занимается, он может черпать в нем радость, удовлетворение, проявлять богатую инициативу, повышать без утомления напряженность труда.
Выбирая профессию, мыслить нужно о будущем, но действовать в настоящем.
Главное верь в себя, мечте своей, стремись к цели. Если вдруг не получилось сейчас, сегодня, завтра пробуйте еще раз. Никогда не останавливайтесь.
kopilkaurokov.ru