Религия и ее роль в духовно — ценностной ориентации человека в мире. Человека роль в мире


2. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Феномен духовного мира человека

Похожие главы из других работ:

Мировоззрение, убеждение, вера, их взаимосвязь

1.3 Мировоззрение и деятельность человека

Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей. Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели...

Опережающая роль умов ученых по отношению к сознанию людей

1. Наука и ее роль в жизни общества

Время, в которое мы живем, отмечено сложными неоднознач-ными процессами. С одной стороны, растет население планеты. В развитых странах увеличивается продолжительность жизни, раз-вертывается научно-техническая революция...

Понятие материи

3. Философская категория материи и ее фундаментальная роль в понимании мира и человека

Материю следует рассматривать прежде всего как субстанцию, на и благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, в том числе и сознание. Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией...

Природа в философском осмыслении

1.2 Роль природы в жизни общества

Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество...

Проблема человека в философии

5. Смысл и цель жизни человека

Философская антропология не может обойти стороной вопрос о смысле и цели жизни человека. Разные философские учения отвечают на него по-разному...

Смысл и цель жизни человека

2. Цель жизни человека

Люди не умеющие ценить свое существование, считают жизнь однообразной и постоянно озабочены тем как бы «убить время» , Эти люди сами обесценивают и обессмысливают свою жизнь, они глухи к песням поэтов поющих гимн жизни...

Смысл и цель жизни человека

2. Цель жизни человека

Люди не умеющие ценить свое существование, считают жизнь однообразной и постоянно озабочены тем как бы «убить время» , Эти люди сами обесценивают и обессмысливают свою жизнь, они глухи к песням поэтов поющих гимн жизни...

Социальная философия. Нравственное сознание

2. Нравственное сознание, его сущность, структура, роль в жизни человека и общества

социальный философия нравственный сознание Идея нравственности. Правовое регулирование -- это регулирование поведения людей с помощью системы законов. Оно оставляет вне своего влияния огромную область человеческих отношений...

Структура общества в философии

4. Роль человека в социуме

Человек -- существо с огромными способностями. Ни один другой вид в животном мире не способен на то, что может человек. У нас усовершенствованный мозг, руки в процессе эволюции приобрели форму, удобную для любого вида работ...

Философия

Лекция 1. Круг проблем философии и ее роль в жизни общества

...

Философия и культура

1. Философия и ее роль в жизни человека

...

Философия русского космизма

2. Роль религии и церкви в истории. Ее влияние на нравственность и психику человека

Сознание, поведение и действие религиозного человека были различными в разные исторические эпохи, в разных социокультурных регионах мира. Религия -- это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов...

Философская общественно-политическая мысль в Украине в XVI-XIX веках

7. Религиозное сознание, роль общественного сознания в духовной жизни и развитии общества

Возникновение христианства знаменовало собой радикальный поворот в философском мышлении. В свете христианского мировоззрения предшествующие ему религии предстали как языческие, т.е. религии...

Человек и смысл жизни

Счастье - смысл жизни человека.

В отличие от Лосева многие люди считаю, что смысл человеческой жизни в достижении счастья. Это общее желание всех людей - и мужчин и женщин, и образованных и необразованных, малых и старых. Вряд ли можно встретить человека...

Человек как личность

1.2 Проблема человека в философия жизни

Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В философии жизни на первый план выдвигаются вне мыслительные способности человека: чувство...

fil.bobrodobro.ru

Человек в мире и мир в человеке. Очерк психологии личности

Человек в мире и мир в человеке

Как мы убедились, характер, способности и роли — это еще не личность. Точнее, их можно включить (и обычно включают) в личность в широком ее понимании, но личность в узком, более точном понимании, то, в чем заключается ее суть, — это что-то другое.

Я уже говорил, что личность — это то, что присуще только человеку, что отличает его от животных. То, что присуще только человеку и вместе с тем каждому человеку, — это его внутренний мир. Внутренний мир — это не просто образ внешнего; такой образ есть и у животных, даже низших животных. Внутренний мир имеет свое специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя не полностью) независимы от мира внешнего.

Начнем с того, что дает человеку обладание внутренним миром.

Поведение животных определяется двумя рядами факторов: внешними стимулами, вызывающими автоматические инстинктивные или прижизненно сформированные реакции, и внутренними состояниями напряжения тех или иных потребностей, от которых зависит готовность животного к тем или иным формам поведения и к реагированию на те или иные стимулы. Взаимодействие этих двух рядов может порождать иногда очень сложные механизмы детерминации поведения, но это поведение всегда оказывается подчинено только одной логике — логике удовлетворения актуальных потребностей.

Поведение человека также зачастую подчиняется именно такой логике и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных мотивов. Вместе с тем все поведение человека нельзя свести только к этому. Как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это,[10] различение двух логик человеческого существования четко представлено в концепции американского психолога Сальваторе Мадди.[11] Мадди выделяет у человека три группы потребностей. Две из них вполне традиционны и выделяются большинством психологов — это потребности биологические и социальные. Третья же группа потребностей никем раньше в подобные перечни не включалась. Мадди называет эту группу потребностей психологическими и включает в нее потребности в суждении, воображении и символизации.

Мадди описывает два типа развития личности в зависимости от того, какие потребности выходят у личности на первый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют биологические и социальные потребности, а психологические очень слабы. В этом случае человек воспринимает самого себя как не более чем воплощение набора биологических нужд и социальных ролей и ведет себя сообразно им, то есть в соответствии с логикой, которую я выше назвал логикой удовлетворения актуальных потребностей. Мадди называет этот путь развития личности конформистским. При другом — индивидуалистском — пути развития личности главенствующее положение занимают психологические потребности, и это играет ключевую роль в изменении всей логики поведения. Человек выходит за пределы биологических нужд и социальных ролей, преодолевает ситуативность своего поведения именно благодаря суждению, воображению и символизации. С их помощью он строит не только картину мира как он есть, но и картину желательного мира и картины других возможных миров; он связывает в сознании актуальную ситуацию с многими другими обстоятельствами, которые не присутствуют в ней непосредственно, в том числе с ее отдаленными причинами и последствиями; он обретает целостность картины мира во временной перспективе, становится способным планировать свои будущие действия и оценивать смысл любого своего действия либо внешнего обстоятельства в контексте не сиюминутной ситуации, а всей своей жизни, а порой и в более широком контексте. Выдающийся психолог нашего времени Виктор Франкл писал, что животное не является личностью, потому что для животного не существует лежащего перед ним мира; для животного существует лишь окружающая среда.[12] Напротив, личность живет как раз не в среде, а в мире, отношения с которым она строит-с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизненной необходимости — логики, в свете которой каждое действие или обстоятельство выступает как имеющее в контексте всей жизни личности определенный смысл, иными словами, определенное место и роль. И если С. Мадди несколько упрощает картину, деля людей на два типа — конформистов и индивидуалистов, то я считаю более правильным видеть в этом скорее две логики поведения и существования, которые в разные моменты может демонстрировать один и тот же человек. Одна из них — реактивная логика, логика удовлетворения потребностей — наиболее прямолинейна и является общей для человека и животных, вторая — смысловая логика, логика жизненной необходимости — является исключительно достоянием человека. Человек может жить и действовать сообразно этой логике благодаря механизмам смысловой регуляции, которые образуют ядро внутреннего мира — второго уровня личностной структуры.

Внутренний мир — это не набор эзотерических сущностей, не имеющих ничего общего с внешним миром. Мы уже говорили, что внутренний мир включает в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека. Что является основными его составляющими? Конечно же, не сами объекты, явления и обобщенные категории внешней, объективной реальности. И не психические механизмы, отвечающие за их преломление в сознании человека. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов. Поэтому в психологии иногда используют понятие «ценностно-смысловая сфера личности» для обозначения того, что на обыденном языке называется внутренним миром человека.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Ток-шоу "Роль человека в современном мире"

Разделы: Внеклассная работа

Цель:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • дать участникам  возможность показать свои знания о профессиях и проявить себя при решении ситуаций;
  • развитие памяти, внимания, логического мышления;
  • воспитывать необходимость осуществления  профориентационной  работы  в соответствии  с формированием  гармоничной  личности, в  единстве трудового, экономического,  нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

Оборудование: Флоротабло, список профессий, карточки с ситуациями (Приложение 2), сигнальные карточки (Приложение 3),  схема «Выбор профессии».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Современный мир – это постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека, когда в процессе жизнедеятельности ему приходиться играть различные роли. Одна из главных ролей человека в современном мире – это роль труженика, занятого трудовой деятельностью, требующей специальных знаний и опыта. Сейчас количество профессий превышает 40 тысяч. Сделать хороший выбор профессий – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть, востребована на рынке труда. Это – во-первых. Во-вторых, она должна быть доступной для вас в силу совокупности ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков и, наконец, приносить радость, удовлетворение и доход. То есть формула выбора может быть выражена словами: «НАДО», «МОЖНО», «ХОЧУ» (пояснение диаграммы) (Приложение 1)

Выбор профессии

а – зона оптимального выбора; б – зона совпадений и стремлений личности  с потребностями общества в кадрах; в – зона совпадений возможностей личности с потребностями общества в кадрах.

При выборе профессии выпускники совершают ряд типичный ошибок. Я их перечислю.

Ошибки и затруднения пи выборе профессии

  • Отношение к выбору профессий как к пожизненному делу, ориентация сразу на профессии высокой квалификации, высшее образование.
  • Предрассудок, когда некоторые профессии считают недостойными.
  • Выбор профессии за компанию, чтобы не отставать.
  • Перенос отношения к представителю той или иной профессии на сому профессию.
  • Увлечение только внешней стороной профессии.
  • Отождествление школьного предмета с профессией.
  • Неумение разобраться в своих личных качествах.
  • Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

(«Технология»  Симоненко В.Д.)

Вам еще предстоит сверхзадача выбора профессии, а сейчас придется  каждому сыграть роль. Шекспир  когда-то  заявил устами одною из героев пьесы «Как вам это нравится?»:

Весь мир театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль…

Каждый  ученик  делает выбор по флорограмме (табло с изображением представителей флоры – их 15. Каждый вид – это код профессиограммы, это описание особенностей профессии).

Флорграмма (изображены растения и написаны их названия)

мак – юрист                                                      рябина – экономистанютины глазки – косметолог                      тюльпан – учительроза – пилот                                                      лилия – экологмать-и-мачеха – менеджер по рекламеромашка –  бухгалтер                                       кувшинка – оператор эвмель – психотерапевт                                         пион – плотникмалина – журналист                                         гладиолус – офицеркалина – налоговый  инспектор                      колокольчик – композитор

Учащиеся, прослушивая профессиограмму, ориентируются на перечень профессий.

Перечень профессий (50% используется в игре)

  1. Врач                     9.  Бухгалтер                 17.  Певец 
  2. Учитель              10.  Официант                18. Композитор
  3. Косметолог        11.  Психотерапевт        19.  Оператор ЭВМ
  4. Политик             12.   Экономист              20. Инспектор по налогам
  5. Юрист                13.   Контролер               21. Секретарь
  6. Продавец            14.  Повар                       22. Плотник
  7. Пилот                 15.  Эколог                      23.  Столяр
  8. Писатель            16.  Токарь                      24.   Агроном

Ведущий:Французский философ  Клод Гельвеции считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития, он утверждал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Ваше  становление идет. Вы себя строите, создаете, а сейчас сделайте свой выбор по флоротабло, назовите растение, которое вам больше нравится, а я зачитаю вам профессиограмму, которая закодирована этим растением. В ней 5 блоков информации. Вы поднимите сигнальную карточку тогда, когда будете уверенны в ответе. Отвечаете на первый блок, получаете 5 баллов, на второй – 4 балла и так далее. Если ошибаетесь, то  получаете 0 баллов, в игре остаетесь, получаете ситуацию по своей профессии. Выбор делаете по очереди.  

Профессиограммы

Гладиолус: офицер

1. Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики, отличное знание своей службы – 5 баллов. 2. Несколько раз во время  службы меняет место жительства и работу. Трудоустройство определяется условиями контракта – 4 балла. 3. Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет – 3 балла. 4. Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную службу и быт солдат – 2 балла. 5. Олег Газманов  поёт, что их сердце под прицелом, а карьера их начинается с военного училища – 1 балл.

Каждую профессиограмму будет сопровождать поэтическое вступление или цитата. Для офицеров это слова А. Суркова:

Только отважным героям Радость победы дана. Смелый к победе стремится, Смелым – дорога вперед, Смелого пуля боится, Смелого штык не берёт.

Подсолнух: эколог

1. Этот специалист так формирует свой собственный способ использования живых ресурсов природы – брать в природе только проценты, основную часть оставлять нетронутой – 5 баллов. 2. Обладает способностью к убеждению, научной и гражданской смелостью, готов защищать природу, наблюдателен – 4 балла. 3. Этот  специалист констатирует: Но жадность сжигает людей иных Раньше, чем довелось родиться. И люди порою «братьев меньших» Не бьют, а «гуманно» лишь грабят их, Грабеж – это всё-таки не убийство. – 3 балла. 4. Проводит  количественные учёты, инструментальные измерения, собирает образцы растений, животных, почв для изучения и анализа, работает в заповедниках. – 2 балла. 5. Этот специалист знает, что в начале 90-х годов каждый день в мире погибало около 50 видов животных, смывалось 87 млн. грязи, засорилось 55 га леса и т. п. – 1 балл.

Ведущий: Ещё Фёдор Тютчев отмечал, что Природа – живая часть мироздания:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Мак: юрист

1. Их иногда называют буквоедами, им приходится интерпретировать конкретные статьи кодексов, законов, документов. – 5 баллов. 2. Умеют убеждать, ставить и решать проблемы, вести переговоры, имеют качества исследователя, навыки практической психологии, владеют техническими средствами. – 4 балла. 3. Прогнозируют последствия применённых правовых норм, осуществляют подготовку контрактов, завещаний, судебных исков, общаются   с клиентами. – 3 балла. 4. Как известно, правда и в огне не горит, и в воде не тонет. Специалистам приходится осваивать истину, быть аккуратным, гибким. – 2 балла. 5. Сегодня все больше внимания  уделяют вопросам правового регулирования бизнеса. Работают индивидуально или в юридических фирмах. – 1 балл.

Ведущий: Юрист призван помогать людям,  восстанавливать справедливость, ведь не все желают соблюдать законы, а древнегреческий философ  Платон еще в IV веке до нашей эры говорил «Людям необходимо установить законы и жить по законам иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей».

Анютины глазки: косметолог

1. Этот специалист признан, компенсировать недостатки природы. Подавляющее большинство клиентов – женщины. – 5 баллов. 2. Консультирует клиентов по вопросам питания, проводи процедуры, выписывает рецепты, изучает причины незначительных заболеваний. – 4 балла. 3. Имеет следующие умения и навыки: готовность служить клиенту, способность продвигать товары и услуги, опыт продажи различных кремов, масок и т.д. – 3 балла. 4. Они служат красоте: Красота загадочней, ярче и шире, Словно всюду от счастья висят ключи. –  2 балла. 5. Делаю маски, маникюр, педикюр, ставят компрессы. Работают в парикмахерских, косметических салонах, гостиницах, ведут собственную практику. – 1 балл.

Ведущий: ещё много веков назад римский поэт Публий  Овичий  подчеркивал:

Божий дар – красота; И если прикинуть без лести, То ведь придется признать: Дар этот есть не у всех. Нужен уход красоте, Без него красота погибает. Даже если лицом Схожа с Венерой самой.

Роза: пилот

1. Эти специалисты внешне выглядят всегда элегантно, имеют свою форму, им вверяют свою жизнь многие люди. – 5 баллов. 2. Специальность требует отличного здоровья. Эти специалисты несут ответственность за изучение оптимального маршрута, за контроль всех приборов, за общение с диспетчерами и другими службами. – 4 балла. 3. У работников должно быть острое зрение, хороший слух, развитая память, высокая работоспособность. – 3 балла. 4. Должен осуществлять подготовку всей полетной документации, быть готовым работать в экстремальных ситуациях, иметь чувство безопасности и сочувствия людям. – 2 балла. 5. Они могут петь: Первым делом, первым делом самолеты, Ну а девушки? А девушки потом. – 1 балл.

Ведущий:

А сами пилоты становятся не сразу. Летчик над тайгою точный курс найдет, Прямо на поляну посадит самолет. Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски, В общем-то, зеленый, молодой народ.

(Гребенников Н.)

Тюльпан: учитель

1. Специалист разрабатывает содержание занятия и создаёт творческую атмосферу на них, внедряет новые методы и средства получения знаний. –  5 баллов. 2. Имеет качества исследователя, организаторские способности, умение убеждать, социальную ответственность, здравый смысл, умение ладить с детьми и взрослыми, использовать современные технические средства обучения. – 4 балла. 3. Специалист умеет ставить и решать проблемы, обладает знаниями по своему предмету. – 3 балла. 4. Двадцать пар за указкой следят, Куда ж это Волга впадает? Что жители делают и что там растет, Иван  Иваныч  всем объясняет. – 2 балла. 5. Даст  адекватную оценку успехам учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей, имеет педагогическое образование, работает в государственных или частных школах. – 1 балл.

Воспитатель: Быть учителем прекрасно, трудно, ответственно, волнительно, занимательно.

Пусть будет меньше праздников, чем буден, Но тот, кто стал учителем, поймёт, Какое счастье – быть полезным людям, Учить Его Величество – народ!

Ромашка: бухгалтер

1. Специалист определяет, на какие счета нужно отнести доходы, а на какие расходы. Сегодня таких специалистов в России более 1.000.000. человек. – 5 баллов. 2. Им должен быть учтён каждый рубль, потраченный или заработанный компанией. Он должен уметь работать с цифрами и числами, в команде. – 4 балла. 3. Специалист должен иметь аналитические способности, логическое мышление, аккуратность. Проявлять бережность и неприятие коррупции. – 3 балла. 4. Часть работы этого специалиста можно охарактеризовать поговорками: «Деньги счет любят»,  «Деньги счетом крепки». – 2 балла. 5. Эта работа требует особой тщательности и ответственности. Главный итог работы специалиста – балансовый отчет, который ежеквартально представляется в налоговые органы. В России должность учреждена Петром I в 1700году. – 1 балл.

Ведущий: Все мы знаем, что нас, людей, от животных отличает наличие сознания, а поэт Губерман  даже высказался более конкретно:

Наша разность – Не в мечтаниях бесплотных, Не в культуре и не в туфлях на ногах, Человека отличает от животных Постоянный счет и забота о деньгах.

Пион: плотник.

1. Когда-то они гвоздями не пользовались, а ценили топор, говоря: «Топор – всему делу голова». Эта профессия распространена и нужна всегда. – 5 баллов. 2. Этот специалист на строительстве объекта занят от начала и до конца строительства. Он одевает здания в леса, вставляет окна, двери. – 4 балла. 3. Хорошо разбирается в древесине. Обладает художественными способностями, точностью и физической выносливостью. – 3 балла. 4. В работе ему помогают различные инструменты: рулетка, угольник, пила, отвес, ножовка. Свой глазомер этот специалист оценивает так: «Мой глаз – ватерпас». – 2 балла. 5. Эти специалисты всегда ценились в деревне, они строили дома, используя до 50 способов соединения бревен без гвоздей. – 1 балл.

Ведущий:

Звонко стучат топоры. Возносятся стены послевоенной поры. Работа кипит. Только держись! Это в село возвращается жизнь.

Кактус: журналист

1. Этот специалист посещает места, где происходят интересные важные события, анализирует их, даёт оценку ситуациям. –    5 баллов. 2. Способен оригинально мыслить, глубоко понимать происходящее, должен быть объективным. Должен уметь писать тексты, сценарии, делать видео – и фотосъёмки. – 4 балла. 3. Участвует в пресс-конференциях, в  различного рода демонстрациях, судебных заседаниях, военных операциях, встречах акционеров. –  3 балла. 4. Сотрудничает с местной администрацией, милицией, службой скорой помощи, больницами. – 2 балла. 5. Местом его работы может быть телевидение, радио, газета, журналы, любое периодическое издательство, отдел по связям с общественностью фирм и компаний. – 1 балл.

Ведущий:

Газетная заметка 10 строк. Раскрыт секрет ещё одной страницы. Предвидел ли могущественный Бог, Что этакий с ней казус приключится? Жила себе незрима и вольна, Носилась, безымянная, по свету… И вот в газе наименована она – И таинства волнующего нету…

Когда все участники «выберут»  себе профессии, то они получают карточки с ситуациями. Здесь ответ оценивается по трехбалльной системе (Приложение 2).

Ведущий:

У вас росли года. Исполнилось семнадцать. Встаёт вопрос: что делать? Чем в жизни заниматься? Чтобы найти решение на пять, О профессиях побольше надо знать.

Сейчас я буду называть профессию, и давать несколько вариантов ответа, в которых объясняется, чем занимаются специалисты данной профессии. Вы делаете выбор и поднимаете сигнальные карточки: первый номер ответа – красная карточка, второй – желтая, третий – зеленая. У вас есть возможность набрать ещё несколько баллов.

Геронтолог

  • Специалист, изучающий жизнь героев.
  • Специалист, который занимается изучением горных пород мезозойской эры.
  • Специалист, изучающий старение  живых организмов.

Метролог

  • Испытатель эскалаторов в метро.
  • Контролер измерительной техники.
  • Изготовитель швейного инструмента.

Вальцовщик

  • Специалист, управляющий процессом измельчения зерна на элеваторе.
  • Вальщик деревьев в лесу.
  • Специалист, изготавливающий коленчатые валы.

Провизор

  • Составитель меню.
  • Ревизионный работник в столовой.
  • Работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.

Кинолог

  • Работник киностудии.
  • Собаковод.
  • Изготовитель киноэкранов.

Флотатор

  • Работник в торговом флоте.
  • Работник в сельском хозяйстве по изготовлению инвентаря.
  • Работник, обслуживающий машины по разделению минералов.

Ведущий:  Итак, ребята, подведем итоги. У каждого из вас была возможность набрать 18 баллов.

(Церемония поздравления и вручения призов победителям).

В заключение же, я хочу сказать, что каждый из вас в течение жизни выполняет пять главных ролей: гражданина, семьянина, потребителя, собственника и труженика. Каждый из вас согласно статье 23 Всеобщей Декларации прав человека имеет право на труд, свободный выбор работы. – Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.

Литература:

  1. С. Петева Мир профессий: Человек – природа,  – М.:  Молодая гвардия 1985.
  2. Е. Прощитская. Выбирайте профессию: Учебное пособие для старших классов средней школы – М.; Просвещение, 1991.
  3. Н.С. Пряжников Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.  8-11кл,  «ВАКО», Москва,  2005.
  4. М.С. Гуткин, П.С. Лернер и др.: Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобр. учреждений /2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  5. А.П.Соловьев Правила выбора профессии: пособие для родителей и учителей – Лениздат, 1975.
  6. М.Ю.Савченко Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: ВАКО, 2005.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Роль человека в современном мире»

Учебное занятие: «Я – Страна – Мир»

Тема: «Роль человека в современном мире»

Цель занятия: укрепление духовного потенциала школьника и развитие его индивидуальности.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Человек – это целый мир. Человек – это звучит гордо!» (М.Горький)

Учитель просит высказаться учеников, прокомментировать эти строки.

Да, поистине удивительное существо – человек! Уже с давних времён люди стали размышлять о том, что такое человек. Все видели дела и подвиги, которые он способен совершать, и слагали об этих подвигах легенды; удивлялись человеческому разуму и понимали, что нет на Земле существ, равных человеку. На что бы ни направили мысленно свой взор, во всём мы находим печать труда и мысли человека, его творческой воли.

Вселенная, космос, мир далёких звёзд! Человек распахнул для себя двери и в этот мир. Возможности развития человеческих сил, человеческого гения безграничны, жизнь бесценна.

- Подтвердите данные слова конкретными примерами (Левша, Данила мастер, Юрий Гагарин, Алексей Маресьев, Руал Амундсен, Жак Ив Кусто, Александр Пушкин, Кароль Вайтыло, Фернан Магеллан, Пётр 1, Вильям Шекспир, Наполеон, Александр Македонский, и другие).

^

- Что мы знаем о человеке, о его жизни? Давайте все свои мысли выразим конкретными словами: начинает учитель , он и записывает на доске все возникшие ассоциации -

труд, работа, учёба, движение, курение, пьянство, воспитание, карьера, режим дня, спорт, подлость, предательство, отдых, счастье, личность им т.д.

Мы знаем, что в каждую историческую формацию, ценились разные качества человека. Давайте поговорим о качествах и роли человека в современном мире.

^ Работа с материалами периодической печати (вырезки об удивительных людях планеты).

5. Итог занятия.

Современный человек – это………………………………………………………………………………………………

Роль его в современном мире ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Вильям Шекспир, НаполеонАлександр Македонский,икогда не останавливаться на достигнутом, одним словом стремиться

6. Домашнее задание. Воспитывать в себе лучшее, совершенствоваться, постоянно учиться, никогда не останавливаться на достигнутом, одним словом стремиться к единственному… к человечности.

uch.znate.ru

Роль гуманитарных знаний в жизни человека в современном мире

Есть много разных вещей, которые мы ценим. Кто-то отдает предпочтение бизнесу, так как видит в нем свой успех, кто-то старается преуспеть в политике. Каждый человек по-разному смотрит на вещи. Но есть та категория, которая не поддается жестокой критике и по праву является очень важной частью нашей жизни – это знания.

На протяжении всей истории именно знания определяли статус человека, его положение в обществе.

На основе знаний ставилась оценка культуре всей страны. В первую очередь это были гуманитарные знания. В чем же их особенность?

Все мы знаем, что есть разные направления, в которых можно развиваться. Техническое направление нельзя просто так убрать и сделать вид, что в нем нет смысла. Ведь знания этой области дали возможность человечеству покорять все новые вершины и создавать то, что раньше казалось невозможным. Но чем, же отличаются гуманитарные науки? Для чего обществу нужны такие знания?

Для того чтобы ответить на этот вопрос следует рассмотреть основные виды гуманитарных наук. В первую очередь стоит обратить внимание на историю.

В каждом школьном учебнике говорится, что история – это наука о прошлом. Большинство людей соглашаются с такой терминологией и не предают этому особого значения. Сегодня для многих эта наука не играет важной роли. Ее считают бесполезной, видя в ней только различные истории из жизни предков.

На самом деле, не все так просто. История – это наука, которая раскрывает не все прошлое. Ведь это сделать просто невозможно. Тогда нам придется на уроках параллельно изучать, что вчера делал Петя Иванов. В прошлом было много событий, которые не стоит так детально рассматривать. История – это, прежде всего, наука о людях, которые в определенный момент хотели что-то изменить. То есть, история – это изменения. Если начать анализировать эту науку, то мы поймем, что ее роль – это не просто интересные рассказы. Цель истории – научить будущее поколение, показывая ошибки старого. Да, ученые выделили это направление и сказали, что это наука. Но это больше чем просто направление. Это жизнь. Изучая историю, наше общество может достигнуть большего. Ведь на протяжении многих веков постоянно происходили войны, катаклизмы, реформы. Мы знаем, какие последствия были. Это дает нам огромные возможности и шанс, устранить проблему до того, как она начнет приносить вред. Ведь все те знания, которые были приобретены прошлыми поколениями, бесценны. Наше общество должно бережно относиться к истории. Не стоит наступать на одни и те же грабли. Следует прислушаться к людям, которые со страниц наших учебников, говорят нам, как поступить правильно. Не зря же они проливали кровь, терпели поражения, голодали, сражались с аппаратами управления. Этот опыт мы должны сохранить, а также постараться сделать все, чтобы он не пропадал зря, а действовал в нашей жизни.

Следующая гуманитарная наука, которая очень важна для общества – это социология. Некоторые относятся к ней предвзято. Ведь социология очень часто ассоциируется у нас с людьми, которые постоянно просят заполнить какие-то бланки или проводят тесты. На самом деле, социология – это наука, цель которой заключается в изучении общества. Для чего это нужно? В первую очередь, жизнь в обществе – это не легкий процесс. Мы постоянно контактируем с множеством людей. И, так как, все мы разные, то часто происходят различные столкновения интересов. Социология помогает решить все эти проблемы, ведь одна из ее задач – найти подход к каждому человеку, понять его мотивы и сделать все, что эта неприятность быстро закончилась. Также, социология работает не только в мелких стычках. Она разбирает вопрос о том, что нужно обществу, как им управлять, чтобы был порядок, и не было хаоса. Это очень сложная работа, так что данная наука имеет большое значение для развития современного общества.

Далее следует рассмотреть философию. Здесь все намного туманней. Хотя ее значение сложно переоценить. Задача философии состоит в том, что она помогает понять человеку смысл его жизни. В данной науке есть множество направлений и каждый человек может выбрать то, что подходит именно ему. Философия – это то, что совершенно не навязывается. Она является осознанным выбором. Кто-то, возможно, никогда в жизни не вникал в ее суть и, при этом, чувствует себя замечательно. Но есть люди, которые находят в философии нечто очень ценное для себя. Что касается общества, то данная наука занимается вопросами о том, как возникает общество, что влияет на его развитие. Далее она глубже разбирается, в чем смыл общества и какая у него цель. Мы не можем утверждать, что философия всегда говорит истину. Ведь большинство теорий начинают строиться из обычных догадок. Но сам факт того, что наше общество не стоит на месте, а решает такие глубокие вопросы, не может не радовать.

Более практичной гуманитарной наукой является география. Для того чтобы изучить все тонкости и донести до нас важную информацию, целым поколениям приходилось упорно работать, совершать далекие путешествия, чтобы открывать все новые и новые глубины нашего мира. На сегодняшний день исследованы все материки и мелкие острова, созданы карты, где указаны все страны, границы, моря, океаны, реки, озера, города и села. Начиная от разбора маленького города и заканчивая целым миром, мы можем с головой уйти в эту науку. Ее значение в том, чтобы наше общество развивалось не только духовно, но и имело определенную базу знаний. Также, следует заметить, что знания, которые предоставляет география, имеют большое значение и не раз спасали людям жизнь, помогая сориентироваться на местности.

Важное место в развитии общества играет литература. Конечно, большинство произведений являются абсолютным вымыслом, но не в этом суть. Каждый писатель пишет о вещах, которые он страстно хочет донести обществу. Зачастую, это серьезные и “вечные” вопросы. В литературе мы видим много проблемных моментов, которые отражаются в нашей жизни. Задача автора в том, чтобы обличить страшные пороки общества и направить нас в нужном направлении. Например, произведение Гоголя “Мертвые души” повествует нам о таких вещах, как лесть и хитрость. Он показывает нам систему отношений в обществе во время крепостного права. На примере вымышленных героев он дал четкий образ помещика того времени, который не думает о крепостных, как о людях, а видит в них лишь свою собственность. И так можно перечислять произведения бесконечно.

Далее необходимо упомянуть педагогику. Если кому-то кажется, что процесс воспитания очень прост, то это заблуждение. Каждый человек индивидуален, и найти подход к каждому стоит больших усилий. А тем более сложно воспитать целое поколение. Для того чтобы общество не стояло на месте, нужно постоянно уделять большое внимание этой науке. Ведь дети – это будущее общества. И если запустить этот вопрос, то придется очень худо. Педагогика – это залог стабильности общества и формирования в каждой личности моральных ценностей, которые могут сделать народ сильным и стойким.

Мы часто слышали, как люди говорили о важности математики и физики, в то время как прочитать книжку может каждый. Но разве во время конфликта знание формул поможет нам выйти из тупика или таблица умножения спасет, когда внутри будут обуревать душевные страдания. Гуманитарные науки – это, прежде всего, знания про человека, про его личность, характер и особенности. Имея знания гуманитарных сфер, ты всегда сможешь справиться с ситуацией или дать совет другу. Самое главное для общества – не забыться в накоплении информации, а оставлять место для более важных вещей.

.

ege-essay.ru

Роль и место человека в животном мире.

Вид человек разумный (Homo Sapiens) относится к надцарству эукариот, царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов. Целый ряд черт говорит о принадлежности человека к царству животных:

Человек питается готовыми органическими веществами;Организм многоклеточный. Клетки покрыты плазматической мембраной, имеют центриоли, не имеют пластид;Сходный план строения скелета и систем органов: нервной, дыхательной, кровообращения, пищеварительной и т.д.;С классом млекопитающих человека объединяет: волосяной покров; молочные железы и вскармливание детеныша молоком; высокоразвитая нервная система; разделение грудной и брюшной полостей диафрагмой; внутриутробное развитие плода;О принадлежности человека к отряду Приматы свидетельствуют следующие признаки: большие размеры головного мозга, имеющего многочисленные извилины, направленность глазниц вперед, противопоставление первого пальца остальным на верхних конечностях, наличие ногтей на пальцах;По строению и физиологическим особенностям наиболее близкими родственниками человека являются человекообразные обезьяны. Это доказывает: общий характер телосложения, отсутствие хвоста, форма глаз и ушей, одинаковое количество резцов, клыков и коренных зубов, полная смена молочных зубов, общие группы крови, общие болезни и паразиты, сходство в строении хромосом, сходные психика, поведенческие реакции, нервные проявления.Между человеком и его ближайшими родственниками обезьянами имеются и коренные отличия:

Только человеку присуще прямохождение (особенности строения позвоночника, широкий таз, плоская грудная клетка, дугообразный свод стопы). Сводчатая стопа смягчает толчки, пружинит при ходьбе, беге, прыжках, так как нагрузка в связи с прямохождением идет только на нижние конечности и в большей степени на стопу. У обезьян тип стопы хватательный.Строение руки (кости пальцев подвижны, большой палец противопоставлен остальным). У обезьян же передние конечности имеют крючкообразные кисти со слаборазвитым большим пальцем. Поэтому только человеческая рука способна к тонким видам работы и высокоточным движениям.Череп высокий и округленный, мозговая часть преобладает над лицевой. Нет сплошных надбровных дуг, лоб высокий, челюсти слабые, с маленькими клыками. Это связано с увеличением объема мозга, который примерно в 2,5 раза больше по объему, чем у человекообразных обезьян и в 3,5 раза по площади поверхности коры больших полушарий. У человека сильно развиты теменные, височные и лобные доли мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи.Развитая вторая сигнальная система. Это речь и письмо.Организация жизни не только по биологическим, но и по социальным законам. Люди мыслят отвлеченно с помощью понятий. Человек создал сферу человеческого разума: технику, науку, искусство, религию, расширил информационные контакты (книги, радио, телевидение, спутниковую связь, компьютерные сети и прочее), то есть искусственные условия существования. Человеческий разум позволяет творить истинные чудеса, на которые ни одно живое существо на Земле не способно. Однако наряду с достижениями есть и потери. В тоже время, человек стал менее восприимчив, чем другие животные к естественным раздражителям. Рецепторы человека менее чувствительны. Уменьшение подвижности привело к гиподинамии, гипертонии, ожирению, снижению иммунитета. Кроме того, достижения человечества разрушительно действуют на жизнь других организмов. Экологические проблемы современности – деяния рук человека, его «разума».

ebiology.ru

Религия и ее роль в духовно — ценностной ориентации человека в мире.

В начале третьего тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что его нет, люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой, обычаем, по которым, точнее внутри которых - он живет, действует, мыслит и чувствует.

Вера - универсальное свойство человеческой природы.

Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в-третьих, религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. ехп-етиз — крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной напряженности.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.

Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация. К последней относя все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что после утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству... На основании проведенного в 2005г. отделом социологии института общественного проектирования, исследования на тему "Религия и общество", можно сделать следующие основные выводы:

Во-первых, количество верующих в стране постоянно растет и при этом увеличивается также количество воцерковленных людей. Эта тенденция наблюдается последние пятнадцать лет. Можно предположить, что этот процесс будет продолжаться в такой же динамике еще около 15–20 лет, после чего количество верующих стабилизируется, где-то на отметке 75 %, после чего будет расти только число воцерковленных, которое ориентировочно может составить порядка 30 -40 %

Во-вторых, анализ данных показал, что воцерковленные люди по социальному составу приближаются к средним значениям общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и малообеспеченных людей, как это было еще 15–20 лет назад.

В-третьих, воцерковленные люди не менее успешно, чем другие группы проходят процесс адаптации в новых условиях современной жизни, позитивно относятся к рыночной экономике, поддерживая при этом укрепление российской государственности. Вместе с тем, эта группа является носителем своей системы нравственных ценностей, в некоторых аспектах отличающейся от ценностей, выражаемых неверующими людьми.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придаёт мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев и традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана "укоренить" человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъектуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т.д. Таким образом, религия придаёт смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает преодолевать ему житейские трудности.

Библия предстаёт перед нами как "слово Божие", и как таковое, оно объект веры. Всякий, кто полагает, что можно взять веру и прочесть Библию взглядом учёного, как это возможно по отношению к текстам Платона и Аристотеля, совершает противоестественную вивисекцию духа, разделяющую его с текстом. Библия решительно меняет свой смысл в зависимости от того, кто её читает - верующий или неверующий в то, что это "слово Божие". Как бы то ни было, всё же не, будучи философией в греческом смысле этого термина, общее видение реальности и человека в контексте Библии содержит в себе целую серию фундаментальных идей, в первую очередь, философского плана. Более того, некоторые из этих идей обладают такой силой, что их распространение как среди верующих, так и неверующих, необратимым образом изменило духовный облик западного мира. Можно сказать, что слово Христа, содержащееся в Новом Завете (которое венчает пророчества Ветхого Завета), перевернуло все понятия и проблемы, поставленные философией в прошлом, определив их постановку в будущем.

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 412 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Философия Нового времени. Основные проблемы теории познания. | Немецкая классическая философия (И.Кант, Гегель, Л.Фейербах). | Основные философские идеи марксизма; социальная философия Маркса. | Проблема сознания в философии и естествознании. Происхождение человека, как результат биологической и социальной эволюции. | Основные законы диалектики. | Основные теоретические модели жизни общества. Общество, как саморазвивающаяся система. | Философское учение о человеке. Личность в обществе; проблемы ее свободы и ответственности. | Единство и многообразие истории. Проблема общественного прогресса. Критерии социального прогресса. | Глобальные проблемы современности. Пути их решения. | Культура, ценности, духовность. Культура и цивилизация. Человек в мире культуры. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.029 сек.)

mybiblioteka.su