План-конспект занятия для подростков на тему «Давление: как ему противостоять?». Урок для подростков по психологии


20 уроков социальной психологии, которые пригодятся каждому

1. Для нас важно взаимодействовать с людьми

Психологи в США обнаружили: 20% людей, получивших рождественские открытки от незнакомцев, тоже отправляют им поздравление. По этой же причине официанты получают больше чаевых, если рассказывают о рецепте блюд или дают советы.

2. Человек склонен больше ценить то, чем он непосредственно владеет

Исследования показали, что готовность продать слабее по сравнению с желанием купить. Участников эксперимента уговаривали купить стакан за 5 долларов, но, получив его, испытуемые отказывались продавать кружку меньше чем за 10 долларов.

3. Из-за жары мы становимся злее, а из-за грусти мёрзнем

Когда ты чем-то недоволен, кажется, что в помещении холодно, и скорее захочется горячих блюд, а не холодных. Уровень преступности выше в жарких регионах, и больше преступлений совершается в тёплые дни. Это происходит потому, что жара возбуждает нервную систему, а люди ошибочно приписывают это какой-либо жизненной ситуации.

4. Улыбка заразительна и может многое сказать о тебе

konradbak/Depositphotos.com

В кинотеатре человек будет смеяться больше, если смеются люди вокруг него. Ещё ситуация: боулинг, человек выбил страйк, а улыбаться начал, только повернувшись к друзьям. Это улыбка для социального одобрения, а не от радости, что сделал что-то успешно.

Согласно результатам одного исследования, студенты, которые показывали улыбки Дюшена (самые искренние улыбки, которые задействуют мышцы вокруг глаз и рта) на фотографиях в альбоме, чаще были женаты и чаще называли себя счастливыми 30 лет спустя. А студенты с менее выраженными улыбками разводились намного чаще.

5. Ожидание влияет на принятие решений

В ходе одного исследования психологи обзванивали участников и спрашивали их, хотели бы они гипотетически стать волонтёрами Американского онкологического общества. Когда этих же людей обзвонили несколько дней спустя и задали тот же вопрос, 31% опрашиваемых ответили согласием, хотя в первый раз согласилось только 4%.

6. Мы поступаем иначе, если вспоминаем о себе

Перед раздачей теста испытуемым сказали, что мужчины и женщины набирают разное количество очков. После этого показатели участниц резко упали. А результаты мужчин снизились после общения с привлекательной женщиной. И другая ситуация: когда дети ходят на Хэллоуин группой, они берут много конфет; но, если ребёнок выходит один и к тому же у него спрашивают имя, он возьмёт намного меньше сладостей.

7. Наблюдение со стороны иногда помогает, но только не во время еды

Если за тобой наблюдают во время выполнения простого задания — результаты повысятся, а если во время сложного или задания, связанного с получением нового навыка, то результаты снизятся. Кстати, эта особенность присуща не только людям, но и тараканам (!). Соседство в комнате с другими имеет ещё один эффект: если в помещении работает ремонтник (даже в самом углу), люди начинают работать медленнее. Кроме того, люди, как и животные, съедают больше, если принимают пищу в чьём-то присутствии.

8. Эффективный способ заставить человека что-то сделать — сравнить его с друзьями

В одной электроэнергетической компании попытались убедить людей беречь электроэнергию дома. Для этого выпустили плакаты с надписью «Ваши соседи снизили потребление электричества». В итоге домашнее использование энергии уменьшилось на 2%. Призывы «Экономишь энергию — экономишь деньги» и «Сохраняй энергию для сохранения окружающей среды» не только не помогли уменьшить использование электричества, но и в некоторых случаях, наоборот, привели к увеличению потребления.

9. Контекст выполнения действия влияет на само действие

В ходе голосования 56% участников, голосовавших в школе, были за увеличение школьного бюджета, в то время как в остальных местах этот показатель был равен 53%. Хотя этот эффект может показаться не таким уж важным, он статистически значим. Подобный опыт был повторен в лабораторных условиях (64% людей, которым показали фотографию школы, проголосовали за увеличение бюджета).

10. Чем больше ты что-то узнаёшь, тем больше тебе это нравится

Эта особенность получила название «эффект узнаваемости», и для его возникновения хватит доли секунды. Он широко применяется в рекламе. Чем чаще ты будешь видеть объявление или рекламу, тем более высоко оценишь компанию. Яркие картинки, которые вызывают позитивные и негативные эмоции всего лишь несколько миллисекунд, меняют твоё мнение о чём-либо на уровне подсознания.

11. Плавные линии vs углы

Людям, как правило, больше нравятся округлые визуальные объекты, чем объекты с заострёнными гранями.

12. Смотри, чтобы с тобой ничего не случилось, когда вокруг много людей

Свидетели с меньшей долей вероятности помешают преступлению или помогут в критической ситуации, если есть другие наблюдатели, так как думают, что поможет кто-нибудь ещё и им удастся избежать ответственности. Если у жертвы идёт кровь, люди помогают ещё реже, просто потому, что их пугает сам вид крови. Но жертва, которая громко кричит, получит больше помощи, чем та, что молчит: чёткий и недвусмысленный сигнал об опасности воспримет больше людей.

13. Мы все хотим быть счастливыми, но слишком много счастья негативно отражается на работе

По результатам опроса более 10 тысяч человек в 48 странах мира было установлено, что счастье ценится больше, чем другие личностные перспективы — найти смысл жизни, стать богатым или попасть в рай. Счастливые люди чаще называют себя любопытными, а депрессивные способны подмечать даже незначительные изменения в мимике лица собеседника. А ещё очень счастливые люди (9 из 10 или 10 из 10 баллов по шкале измерения счастья — есть и такая) плохо учились и получают маленькую зарплату, по сравнению с умеренно счастливыми людьми (6, 7, 8 из 10 по шкале).

14. Мы делаем глупые вещи, чтобы приспособиться

В ходе исследования участника отправили в группу и попросили ответить на вроде бы простой вопрос. Заранее группа получила указание говорить заведомо неправильный ответ. В итоге 37 из 50 испытуемых давали неправильный ответ, повторяя его вслед за большинством (даже если он был очевидно неверным), просто потому, что хотели понравиться членам группы или думали, что большинство осведомлено лучше, чем они. Этот эффект притупляется, если в группе присутствует хотя бы один человек, который соглашается с испытуемым.

15. Нам сложно отделять внешность от характера

Положительная или отрицательная реакция на человека («он милый парень») влияет на наше суждение относительно его внешности («он привлекательный»). Это явление называется «эффект ореола». Он сильно заметен на примере знаменитостей: их привлекательность и слава заставляют нас верить, что они умные, счастливые или добрые.

16. Не все типы наград влияют на нас одинаково

Ожидание награды снижает мотивацию. А неожиданная награда, наоборот, увеличивает её. Фиксированная премия менее действенна, чем премия, размер которой меняется в зависимости от качества работы.

17. Обладание властью может существенно влиять на наши эмоции и поведение

В cтэнфордском тюремном эксперименте добровольцев разделили на две группы — «заключённых» и «охранников» — и поместили в некое подобие тюрьмы. Через шесть дней эксперимент был завершён (хотя планировалось проводить его две недели). Участники вжились в свои роли: «охранники» третировали и жестоко обращались с «заключёнными», у многих «заключённых» наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.

18. Власть делает нас послушными и может заставить сделать то, чего мы и представить не могли

В известном эксперименте Милгрэма участников попросили давать разряды тока с возрастающей силой, если испытуемый в соседней комнате давал неправильные ответы на задаваемые вопросы. Роль жертвы выполнял помощник экспериментатора. Участник сначала подавал слабые разряды, но во второй части эксперимента его просили нажать кнопку «Опасно: сильный ток», не обращая внимания на просьбы жертвы остановить эксперимент. В результате 63% испытуемых нажали кнопку с максимальным разрядом, который, если бы это была не постановка, мог бы стать смертельным для другого человека.

19. Самоконтроль в раннем возрасте может свидетельствовать об успешности во взрослой жизни

Ещё один известный эксперимент — «мармеладный тест». Ребёнка оставляют в комнате, а на стол перед ним кладут мармеладку или печенье. И предупреждают: он может съесть мармелад (или печенье) сейчас, и тогда эксперимент считается оконченным. Но, если он дождётся возвращения экспериментатора, то получит в награду две мармеладки.

Дети, которые не могут дождаться и съедают мармелад сразу или пытаются съесть его втихаря, в будущем чаще испытывают проблемы на работе, получают низкие баллы при поступлении в университет, испытывают проблемы с вниманием в школе и с трудом поддерживают дружеские отношения. Это факт: ребёнок, который может подождать 15 минут, при поступлении наберёт вполовину больше баллов, чем ребёнок, который подождал только 30 секунд.

20. Людям нравятся круглые числа

Этот список состоит из 20 пунктов, а не из 19 по той же причине, по которой многие стараются пробежать на тренировке не 1,9 км, а 2 км. Пристрастие к определённым числам глубоко заложено в человеческой натуре.

lifehacker.ru

Конспект урока по психологии "Общение у подростков"

Тема: Специфика общения подростков со взрослыми и сверстниками.

Цель: повторить пройденный материал, познакомить с особенностями общения в подростковом возрасте, формировать умение понимать проблемы подростка и оказывать ему психологическую поддержку.

Оборудование: раздаточные листы, чистые листы для опроса, карточки с терминами, ММ-проектор со слайдами по теме.

Ход урока:

1. Повторение материала:

1. Ведущая деятельность в подростковом возрасте. (интимно-личностное общение)

2. Чувство взрослости – это…(стремление подростка иметь права, равные со взрослыми)

3. Самооценка у подростков, как правило…(заниженная)

4. Из познавательных процессов наибольшее развитие получает…(мышление)

5. Новые личностные потребности у подростка…(в самопознании, самовыражении, самоутверждении)

6. Физиологические изменения у подростков в целом характеризуются…(неравномерностью развития)

7. Подростковый кризис характеризуется обостренным стремлением к…(самостоятельности и независимости)

8. Нормальному вхождению подростка во взрослую жизнь может служить…(расширение его прав и обязанностей).

Шкала оценок: Правильных ответов: Оценка:

8 5

6-7 4

4-5 3

2-3 2

2. Переход к новой теме:

Объявление темы и цели урока. Задание на урок:

- По ходу урока в тетрадях кратко отразить основные вопросы темы.

1. Общение со сверстниками как ведущая деятельность в подростковом возрасте.

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не­учебные занятия, и на отношения с родителями.

У младших подростков идет активный поиск своей группы, своей «тусовки».

- Что дает группа подростку? Дети в 11-12 лет еще малы, а группа дает ощущение силы, значимости, принадлежность к группе – чувство «мы». Группа выступает как референтная, т .е. как источник норм поведения, социальных установок ценностных ориентаций.

Подросток испытывает в группе групповое давление и вынужден подчиняться групповым нормам. Так проявляется подростковый конформизм.

Группа помогает подростку укрепить свою самооценку. Поначалу подросток смотрит на себя со стороны, глазами друзей и значимых взрослых, как бы «извне». На этой основе вырабатываются собственные критерии оценки себя, формирование собственной самооценки как взгляд «изнутри». На основе собственной самооценки складываются его отношения к другим людям, к обществу, формируются социальные установки.

Младшие подростки стремятся быть «как все» в своей группе, т.е. иметь какие-то вещи, предметы, которые являются как бы отличительным знаком данной группы в сравнении с другими. Из-за этого – скандалы с родителями, которым может не нравится стрижка, одежда, косметика своего подросшего ребенка или необходимость покупать какие-то вещи, которые тот требует.

(Появление первых суицидальных попыток).

Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие инте­ресы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития груп­пы, в которую он входит.

Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на формировании его личности. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую груп­пу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иног­да значительное влияние на личность оказывают подрост­ковые группы, образующиеся в летних лагерях.

Входить в любую группу, готовую его принять, недоста­точно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкну­тые, нервные дети и дети, излишне агрессивные, занос­чивые, требующие к себе особого внимания, равнодуш­ные к общим делам и успехам группы.

Наиболее значимой обычно становится класс как группа сверстников, занятых одной деятельностью, принадлежащих к одной и той же среде. Стремление заслужить внимание и уважение сверстников связано с действием потребности в самовыражении и самоутверждении. Способы самовыражения могут быть разнообразными.

- Какие способы для самовыражения подростков вы можете предложить?

Это дает возможность укрепить свой статус или сделать попытку его завоевать. Особенно ярко это проявляется у детей с явно демонстративным складом личности и у новичков класса.

Так, например, появляется статус «шут класса».

Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая друж­ба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей.

Что так привлекает подростка в дружбе?

1) Обычно он ищет в друге сходства, понима­ния и принятия своих собственных переживаний и устано­вок. Друг дает возможность лучше познать и понять себя.

(Друг как зеркало для самопознания)

2) Друг дает ощущение значимости себя как личности.

К другу предъявляется ряд нравственных требований, например:

- быть всегда откровенным

- не выдавать секретов

- всегда быть готовым помочь.

Однако сам подросток нередко не соблюдает этих требований в общении с друзьями, т.к. его нравственная позиция еще не сформировалась.

В дружеских отношениях подростки крайне избиратель­ны. Но их круг общения не ограничивается близкими дру­зьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в пре­дыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании.

2. Общение со взрослыми - прежде всего с родителями, — еще одна значимая сфера отношений подростков.

. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчи­ками и девочками, в вопросах, связанных с развлечения­ми, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им соци­альных проблем, нравственные оценки событий и поступ­ков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Основные сложности в общении, конфликты возника­ют из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Помимо контроля в семейных отношениях важны ожида­ния родителей, забота о ребенке, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений — любовь, принятие ребенка или его непринятие.

Характер общения зависит от стиля се­мейного воспитания,.(сообщения учащихся).

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами пре­доставляют ему право быть самостоятельным в каких-то об­ластях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно тре­буют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать дру­гое. Формирование взрослости при таких отношениях про­ходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспре­кословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замы­каются, и их общение с родителями нарушается. Часть под­ростков идет на конфликт (например, мальчик, отстаивая свои права на самостоятельность, может в отсутствие родственников врезать замок в дверь своей комнаты). Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отверга­ющим отношением к подростку. Такие отношения иногда называют «воспитанием по типу Золушки». Здесь неизбеж­на полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай — равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают труд­ности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют силь­ную потребность в любви. По имеющимся данным, боль­шинство малолетних преступников и юных бродяг, перио­дически сбегающих из дома, пережили жестокое обраще­ние в семье.

Гипоопека —сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля —тоже неблагоприят­ный вариант семейных отношений. Подросткам позволяет­ся делать все, что им вздумается; их делами никто не инте­ресуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родите­лей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрос­лого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого по­ведения детей, то оно становится непредсказуемым, зави­симым от других, внешних влияний. Если ребенок попада­ет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

Родительская любовь — совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка.

Гиперопека — излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмо­циональном контакте, — приводит к пассивности, несамо­стоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К ги­перопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребен­ка», излишняя близость становятся тормозом на пути лич­ностного роста обоих — и подростка, и его мамы.

Трудности другого рода возникают при высоких ожида­ниях родителей, оправдать которые подросток не в состоя­нии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ре­бенок как единственный близкий для матери человек дол­жен посвятить ей все свое свободное время; сын неудачни­ка-отца должен идти его путем и реализовать мечты 20-летней давности. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная от­ветственность, может развиться невроз.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследова­тельности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще, про­тиворечивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.

В период подросткового кризиса (12-13 лет) отношения со взрослыми обостряются:

Подростки активно стремятся к самостоятельности и независимости.

Внешне это проявляется в грубости, конфликтности, стремлении все делать наперекор взрослым, желании отгородиться, замкнуться. Причина: хочет быть взрослым, но реализовать себя в серьезной деятельности не может (социальная незрелость).

Родители занимают разные позиции по отношению к своим детям-подросткам:

Автократичная (деспотичная, диктатор­ская) —тирания требований и запретов; подростку практически «все нельзя»; пресекаются не только попытки са­мостоятельно что-то решить и тем более по­ступить по-своему, но даже и высказывание собственного мнения.

Авторитарная — самостоятельность под­ростка также существенно ограничена; правда, он может принимать участие в об­суждении касающихся его проблем, но право делать выводы и что-то решать при­надлежит исключительно старшим.

Демократическая — взрослые признают, что в жизни подростка есть сферы, где он может действовать самостоятельно; он без ограничений участвует в обсуждении с ро­дителями своих проблем и принимает неко­торые решения; однако в окончательном своем виде они либо формулируются роди­телями, либо одобряются ими.

Позиция равенства — взрослые и подро­сток включены в принятие решений в равной степени.

Либеральная (позиция дозволенности, тер­пимости) — подросток сам определяет круг своих друзей и выбирает занятия; роди­тели, конечно, могут иметь собственное мне­ние, но оно остается как бы совещательным, и окончательное решение всегда принимает сам подросток.

Позиция отстранения — этот тип отно­шений предполагает «развод» родителей с подростком, отказ участвовать в его жизни.

Психологи решили выяснить, как сами ребята относятся к этим разным пози­циям. Оказалось, наибольшее одобрение встречает установка на демократическое воспитание, наименьшее — на автократичное и авторитарное. Собственно, этого и сле­довало ожидать. Неожиданным было дру­гое: осуждалось и либеральное воспитание, а уж отстранение, невмешательство взрос­лых в жизнь детей однозначно оценивалось как отсутствие родительской любви; боль­шинство выросших в подобных семьях детей ощущали себя никому не нужными, лишни­ми в доме. Любопытно и другое: в целом отрицательно оценивая как авторитарность, так и либерализм, подростки все же допус­кают известное право на «командование» — для отцов — и на «попустительство» — для матерей. Но не наоборот!

Из всего этого несложно сделать вывод: подросток вовсе не отрицает права взрослых вмешиваться в его жизнь; он лишь ищет при­емлемое для него соотношение родительской заботы и собственной независимости. За­дача взрослого — помочь подростку взро­слеть, быть рядом с ним, стать ему умным и добрым старшим другом.

Подростку необходима совместная де­ятельность со взрослым, значит, у них должны быть общие интересы, увлечения.

Ему может встретиться что-то непредвиден­ное, неожиданное; его опыт еще слишком мал, чтобы со всем справиться, чтобы все ре­шить самому. Взрослый может всегда прий­ти на помощь — подсказать, посоветовать, а если возникнет необходимость — вме­шаться более активно.

Но в жизни у подростков не всегда все хорошо складывается с общением. Неумение найти друзей приводит к неуверенности в себе как личности. Для утверждения в глазах сверстников часто встречается:

- стремление любой ценой утвердить свое положение. Здесь проявляется подростковая ложь (приукрашивание своей жизни, рассказы о «выдающихся» родственниках – для повышения своего статуса.) Характерно для инфантильных подростков с низкой самооценкой.

Ситуация отверженности в группе может усугубляться непониманием, отстраненностью родителей к проблеме подростка. Отсюда – чувство незащищенности, даже попытки суицида.

3. Психологическое сопровождение подростков может осуществляться в нескольких направлениях:

1). Проведение специальной воспитательной работы по профилактике подростковых проблем:

/Работа с распечаткой циклов классных часов/

Задание: обозначить цель каждого цикла. Кто может вести такую работу?

2). Проведение с подростками коррекционно-развивающих занятий в форме тренингов с целью обучения различным навыкам общения, повышения самооценки. Кто ведет такую работу?

/ проигрывание 1 упр.с группой/

3). Проведение консультаций для родителей по проблемам взаимоотношений с подростками.

/Обсуждение 1 ситуации/.

Итог:1. В чем ценность общения подростков со сверстниками?

2. Кто может помочь подростку в его взрослении?

Д/з: Немов, 2 часть, с. 181-184 – повторить, с. 184-190 – выучить.

Игры и упражнения для развития и коррекции в работе с подростками:

1. Поздоровайтесь так, если бы рядом с вами был: (разминка)

- друг,

- одноклассник,

- учитель,

- продавец,

- директор,

- президент,

- понравившийся юноша,

- родители.

2. Я тебя понимаю. (игра на внимание к внутреннему миру другого)

Задание: в группе каждый человек выбирает себе партнера и в течение 3 минут описывает состояние, настроение, чувства и желания другого. Тот, чьё состояние описывают, должен подтвердить правильность.

- Настройтесь на понимание другого, посмотрите друг на друга. О чем думает ваш сосед, что чувствует, о чем мечтает?

3. Аукцион. (умение владеть своим состоянием).

По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы фиксируются на доске.

4. Упр. «Я – центр воли».

Сядьте удобно, выпрямите спину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повторяйте вслух или про себя:

У меня есть тело, но Я – это не мое тело. Мое тело – прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно всего лишь инструмент., Мое тело – это не Я.

У меня есть эмоции, но Я – это не мои эмоции. Мои эмоции различны, они изменчивы и противоречивы. Я могу понимать, наблюдать и оценивать свои эмоции, могу управлять, владеть ими, то, очевидно, что они есть мое Я, но Я – не мои эмоции.

У меня есть интеллект, но Я – это не мой интеллект. Он достаточно развит и активен, он помогает мне понять окружающий мир и мой внутренний мир, но Я – это не мой интеллект.

Я – центр воли, способный владеть и управлять моим интеллектом, телом и эмоциями. Я – это постоянное и неизменное Я.

5. Упр. Слепец и поводырь. (доверие к другому).

Группа разбивается на пары. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой - провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, т.к. является «глазами» первого.

Обсуждение.

  • Как важно в жизни доверять людям, самому себе?

  • Уверенно ли вы себя чувствовал в роли слепца?

  • Было ли желание полностью довериться партнеру?

  • Что вселило такую уверенность?

6. Упр. Я – подарок для человечества. (повышение самооценки).

Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность очень необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Итак, подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, т.к. я…»

7. Упр. «Передай другому. (невербальное общение)

Несколько человек сидят полукругом и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать.

8. Обогащение мира эмоциональных переживаний подростков. (библиотерапия)

На столах список слов, обозначающих эмоции и чувства:

Радость

Гордость

Нежность

Счастье

Любовь

Восхищение

Задумчивость

Восторженность

Робость

Благодарность

Печаль

Тоска

Мечтательность

Скорбь

Очарованность

Преданность

Ненависть

Возмущение

Сдержанность

Невозмутимость

Скованность

Великодушие

Сострадание

Смущение

Трепетность

Грусть

Понятен ли вам смысл каждого из представленных в списке слов, обозначающих эмоции и чувства?

- Сейчас вы прочтете отпечатанные строки и строфы стихов, выражающих определенное настроение.

Какие из них вам наиболее близки? Какие чувства родились у вас под влиянием этих стихов? Описывая свои чувства, можно пользоваться списком. Можно зачитать понравившиеся строки.

Циклы классных часов для подростков.

Какую цель преследует каждый из предложенных циклов?

I цикл.

1. Кто на свете всех милее?

2. Как стать красивой?

3. Что такое стиль в одежде?

4. Кое- что о сочетании формы и цвета.

5. О красоте физической и душевной.

6. Что такое женственность?

7. Во всех ты, душенька, нарядах хороша.

II цикл.

1. Если ты – мальчик, если ты – девочка.

2. Что такое мужественность?

3. Мужчина и красота.

4. Каким должен быть настоящий мужчина?

5. Я – юноша, но какой?

6. Ум, сила, красота.

III цикл.

1. Маленькие секреты большой памяти.

2. Внимание и внимательность.

3. Что человек хочет, что такое потребности?

4. Что человек может? О способностях.

5. Человек и его воля.

6. Талант и гениальность.

7. Что человек есть на самом деле? О темпераменте и характере.

8. Мир наших чувств.

IY цикл.

1. Зачем человеку друг? Что такое дружба?

2. Искусство общения. С кем и в какие отношения вступает человек?

3. Искусство беседы.

4. Последите за собой, пожалуйста.

5. Что такое культурный человек?

6. По каким правилам мы живем? Что такое этикет?

7. Визитная карточка человека.

8.Человек и его духовные ценности.

infourok.ru

Занятие по психологии для подростков по профилактике суицидального поведения (14-16 лет)

Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения

Цель:  формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей.

Оборудование: свободное помещение, стулья по количеству участников, карандаши, магнитофон, спокойная музыка. Количество участников: от 15 до 25 человек. Возраст: 14-16 лет

Время проведения: 30 минут

Психологический настрой

1.Знакомство (3 минуты).

Упражнение «Я беру с собой в поход».

Психолог: Здравствуйте, мне приятно вас видеть в этой комнате и хочется познакомиться со всеми. Предлагаю это сделать следующим образом: каждый по кругу называет свое имя и предмет, который возьмет с собой, начинающийся на первую букву своего имени (Я Светлана и беру с собой в поход собаку). Всем понятно? (знакомство с участниками).

Психолог: Хорошо, а сейчас необходимо придумать прилагательное на вторую букву своей фамилии, которое выделяет его от всех. Например: Сороченкова – на букву «о» - оригинальная. (участники называют свои отличительные качества)

Ход занятия

Психолог: Я вам предлагаю разделиться на 2 команды. (формирование команд). Хорошо, а теперь задание командам: Кто быстрей построит прямоугольник; треугольник; круг; букву А (это упражнение на сплочение).

Психолог: Молодцы, вы дружные команды, давайте поаплодируем друг другу.

В нашей жизни существуют различные ситуации, которые могут привести к различным негативным исходам. Чтобы выбраться из них, нужно приложить усилия.

Упражнение: выберись из круга.

Психолог: Предлагаю одному из вас встать в круг и вспомнить, не озвучивая, проблему, которую он хотел бы решить. (Все встают и замыкают круг). Хорошо, теперь тебе необходимо за 2 минуты выбраться из него. Можешь применять различные способы.

Обсуждение:

-как себя чувствуешь?

-трудно было прорваться через замкнутый круг? И т.д.

После выполнения этого упражнения, психолог предлагает упражнение на доверие группе. На пол кладутся разные предметы (часы, кольца и т.д.) одному из участников завязывают глаза. Команда помогает ему пройти путь, чтобы не задеть вещи. Когда участнику завяжут глаза, помощник тихонько убирает все вещи с пола.

Обсуждение.

Для отдыха предлагается упражнение «Слон, забор, блюдечко».

Психолог: сейчас предлагаю разделиться по трое. Когда я говорю слон, вы изображаете его; когда забор – руки перекрещиваем; когда блюдечко в середине участник изображает подобие неваляшки. Начали!

Обсуждение.

Упражнение «мы едины». 2 карандаша участники держат кончиками пальцев. Задача, не договариваясь развести руки, присесть, встать и т.д. не уронив карандаши.

Обсуждение.

Психолог: Одиночество.. прошу назвать ассоциации, которые вызывает это слово (высказывание участников). Поднимите руку, кто хоть иногда испытывал это чувство. А какие причины приводят к одиночеству? (высказывание участников). Как можно попытаться избавиться от этого? (высказывание).

Упражнение «Хвастунишка». Необходимо похвастаться тем, что умеешь или что имеешь или что лучше всего можешь делать. (каждый выходит на середину и хвастается).

Психолог: Молодцы, а теперь давайте похлопаем друг другу!

infourok.ru

Урок психологии для младших подростков по теме "Самооценка"

Разделы: Школьная психологическая служба

Цели урока:

  • Дать понятие о самоценности человеческого “Я”;
  • Развитие навыков самоанализа и самооценки;
  • Выработка уверенного поведения и позитивного самовосприятия;
  • Закрепление навыков группового взаимодействия.

Материал: ручки, тетради, цветные карандаши, альбомные листы, магнитофон, свеча.

Ход урока

Приветствие: Давайте поздороваемся необычными способами. Сейчас вы можете передвигаться по помещению. По моей команде поздороваетесь как можно с большим количеством одноклассников предложенным способом. Начали! (Дети передвигаются хаотично). Поздоровайтесь за руки. Поздоровайтесь плечами, носами, ушами, коленками, ногами.

Разминка. Упражнение “Мамино ожерелье”. Представьте, что вы – мамино ожерелье, которое состоит из бусинок. Каждый из вас - красивая бусинка. Бусинки переливаются разными цветами. Давайте возьмемся за руки. Ожерелье крутится вокруг маминой шеи. (Дети кружатся по кругу в одну сторону, потом в другую). Но вот ниточка порвалась и, ожерелье рассыпалось. (Все дети хаотично бегают по помещению). Выбирается ювелир. Он собирает ожерелье – берет за руку одного человека, тот берет за руку другого и т.д. Вот и собрали мамино ожерелье, давайте полюбуемся им.

Упражнение “Зеленая аллея”. Встаньте в две шеренги, друг напротив друга. Получилась зеленая аллея, а вы – деревья. Подняли руки вверх – подул ветерок, деревья качают веточками. Каждый по очереди проходит по аллее – деревья ласкают его своими веточками. (Ведущий следит, чтобы прикосновения были легкими).

А теперь, пожалуйста, сядьте на свои места.

(На столе приготовлены тетради, ручки, простые и цветные карандаши).

Упражнение “Цвет настроения”. Психолог спрашивает, какого цвета настроение у каждого ребенка.

Упражнение “Сердечко”. Передаем сердечко по кругу и говорим соседу комплименты. “Мне нравится в тебе…”

Работа по теме

Методика “Самооценка”.

Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву “Я”. Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю, тем ниже самооценка ученика.

Что такое самооценка? Кто как понимает? Учащиеся дают свои ответы, затем психолог обобщает ответы и объясняет понятия “самооценка”, “адекватная самооценка”, “низкая самооценка”, “высокая самооценка”.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин “самооценка” подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя “на коне”, но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Дискуссия “Самое важное и ценное”.

Подумайте и скажите, что для вас самое важное и самое ценное в жизни? Дети говорят, обсуждение каждого ответа. Необходимо подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – значит признавать право на любовь других людей к себе.

Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.

Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.

Те, кто не любит себя, не может искренне любить других.

Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

Упражнение “Я люблю тебя таким, какой ты есть ”.

Давайте вспомним сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Как говорила царевна, глядясь в зеркало:

Свет мой зеркальце скажи, Да всю правду доложи, Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?

Вот сейчас каждый по очереди возьмет в руки зеркальце, спокойно посмотрит в него, глядя себе в глаза, а затем скажет, назвав себя по имени: “Я люблю тебя (имя) таким, какой ты есть”. Также учащиеся по желанию могут назвать, что именно нравится им в себе (своей внешности или характере).

Дыхательная гимнастика. Давайте проведем с вами звуковую гимнастику. Еще в древних китайских трактатах о здоровье говорилось, что каждый звук имеет значение. Звук “Ч” снимает тревогу, врачует душевные переживания, и даже излечивает бессонницу.

Звук “Я” - гармонизирует работу всего организма и даже избавляет от боли. Вдох через нос и на выдохе произносим звук”Ч”, “Я”. Повторяем упражнение несколько раз.

Упражнение “Что я чувствую?”

Повернитесь в пары. Один учащийся кладет руки ладонями вверх, а другой накрывает ладони соседа своими. Подержите так руки 2 минуты и подумайте, что вы будете чувствовать?

Какие чувства вы испытали во время этого упражнения?

Упражнение “Ладошки”.

Сейчас на альбомном листе каждый обводит свою ладонь и пишет на ладони имя цветным карандашом, тем цветом, который нравится. Затем передаете лист соседу справа от вас. Каждый должен написать в пальчиках то качество, которое привлекает вас в этом человеке, то есть которое нравится. Затем психолог собирает рисунки и зачитывает, а дети угадываю, про кого эти качества.

Упражнение на саморегуляцию “Маяк”. Включается релаксационная музыка.

Что такое маяк? Это башня с огнями для кораблей, чтобы они не сбились с пути. Настройтесь на релаксацию, сядьте удобно, расслабьтесь, почувствуйте спиной спинку стула, закройте глаза.

Представьте маленький скалистый остров вдали от материков. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на самой вершине острова. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, который служит ориентиром для судов. Помните о той энергии, которая поддерживает ваш световой луч, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях. Этот луч является символом безопасности для людей на берегу.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света, который никогда не гаснет и дает свет и тепло. Полюбуйтесь им.

А теперь откройте глаза.

Рефлексия. Что нового узнали о себе? Могут ли вам пригодиться полученные сегодня знания? У каждого человека есть такое качество как самооценка. Надо любить себя, верить в себя.

Зажигается свеча. Звучит музыка.

Пожелания на завтрашний день. Мы хорошо поработали с вами. Давайте сейчас будем передавать зажженную свечу и говорить теплые пожелания на завтрашний день. (Я желаю тебе здоровья, счастья, уверенности, хороших отметок, веселого настроения и т.д.).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

План-конспект занятия для подростков на тему «Давление: как ему противостоять?»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

План-конспект занятия для подростков на тему

«Давление: как ему противостоять?»

Разработала: педагог-психолог

Постникова Людмила Владимировна

с. Кинель-Черкассы, 2015 г.

План-конспект занятия

по теме: «Давление: как ему противостоять?»

ФИО (полностью)

Постникова Людмила Владимировна

Место работы

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель - Черкассы Самарской области

Должность

Педагог-психолог

Категория обучающихся

Учащиеся 7 класса

Тема занятия

Давление: как ему противостоять?

Цель занятия: сформировать представление учащихся о силе группового давления на личность.

Задачи:

1. Сформировать умение противостоять чужому давлению, выражая отказ оптимальными способами.

2. Развить способность делать самостоятельно свой выбор и умения поступать в соответствии с собственным решением.

3. Освоить навыки уверенного поведения.

Необходимые материалы и оборудование: компьютерная презентация, карточки с различными способами отказа, фольга, ватные диски, ножницы, скотч, «корзина результатов», разноцветные карточки с надписями, карточки с пожеланиями от психолога.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Учащиеся вместе с психологом садятся на стулья, образуя круг.

2. Знакомство.

Психолог: «Здравствуйте, уважаемые семиклассники! Меня зовут Людмила Владимировна, я педагог-психолог. Я рада тому, что мы сегодня с вами встретились и имеем такую возможность пообщаться.

3. Приветствие.

Упражнение «Приветствие на сегодняшний день» (Слайд 1. Приветствие).

Цель – установление контакта, введение в групповой процесс, создание соответствующего настроения у участников группы.

Психолог: «Хотелось бы начать сегодняшнюю встречу со знакомства и высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Сначала вы называете свое имя, а затем справа от себя сидящему вы говорите то, что хотели бы пожелать этому человеку и т. д., пока не завершится круг».

«Молодцы!»

4. Основная часть.

Игровая технология.

Упражнение «Активатор».

Цель – формирование умения противостоять групповому давлению, сохраняя свою позицию.

Психолог: «Сейчас мы будем с вами уговаривать одного участника разжать кулак, используя только слова. Прикасаться к участнику нельзя».

(Выбирается один участник).

Психолог: «Как вы думаете, что сейчас испытал наш участник? Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?»

Обсуждение по данному упражнению.

- Что чувствовал при таком общении?

- Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?

Беседа (Слайд 2. Групповое давление).

Психолог: «У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д. И почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе.

Общие увлечения, одинаковые интересы объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас».

«Психологи называют такое явление «групповым давлением».

- Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ!

- К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?

Игровая технология.

Упражнение «Откажись по-разному» (Слайд 3. Способы отказа).

Цель – совершенствование навыков работы в паре, развитие коммуникативных навыков и навыков уверенного поведения, формирование творческого подхода к выполнению задания.

Психолог: «Сейчас мы с вами разобьемся на микрогруппы по 2 человека. Каждая микрогруппа получит карточку, на которой будет написан один из способов отказа и его характеристика. На озвученную мной фразу (одна для всех) вам необходимо придумать ответ в зависимости от того способа отказа, который у вас написан. На обсуждение вам дается 5 минут».

  • Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

  • Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.

  • Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку».

  • Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».

  • Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».

Здоровьесберегающие технологии – арт-терапия.

Упражнение «Изготовление фигуры человека из фольги» (Слайд 4. Арт-терапия).

Цель – развитие творческого воображения, диагностика личностных особенностей детей и поведения каждого ребенка в процессе группового давления.

Каждому участнику группы раздается по два небольших куска фольги и два ватных диска. Также для этого упражнения потребуются ножницы и скотч. Четкую инструкцию по изготовлению фигурок дает психолог, демонстрируя на собственном примере. У каждого ребенка должно получиться по две фигурки, из которых он делает небольшую композицию или скульптуру. Далее каждый участник группы устанавливает свою композицию на общий стол с помощью скотча.

Обсуждение по данному упражнению.

- Нравится ли вам то, что вы сделали?

- Хотелось бы вам что-либо изменить в своей композиции? Почему?

(Предоставить возможность изменить скульптуру).

Рефлексия занятия (Слайд 5. Рефлексия).

- Что узнали нового?

- Что понравилось?

- Чему научились?

Психолог: «Высказать своё мнение о занятии вам поможет «Корзина результатов». На столе разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтая – занятие понравилось; оранжевая – кое-чему научился; зелёная – хотелось бы продолжить подобные занятия; синяя – меня огорчило, что мне еще нужно научиться отказывать; белая – занятие прошло впустую» (Слайд 6. Корзина результатов).

В завершении занятия психолог раздает всем участникам группы карточки, на которых написаны пожелания и комплименты.

Психолог: «Дорогие ребята! Спасибо вам за интересную и плодотворную работу. И помните, что давление на нас оказывают почти каждый день, главное, как мы отнесемся к той или иной ситуации и выйдем из нее достойно».

(Аплодисменты).

kopilkaurokov.ru