Book: Психология бизнеса: управление эмоциями. Управление эмоциями психология


Психолог Сергей Ключников - Управление эмоциями. Как освободиться от негативных чувств

 

 

Часто мы похожи на бумажный кораблик, которым играют волны. Волны – это эмоции. Ослепленные ревностью, злостью, обидой, мы совершаем порой глупые бессмысленные поступки, о которых потом глубоко сожалеем. Как стать капитаном самому себе, чтобы не захлебнуться и не утонуть в собственном эмоциональном море.

На этот вопрос отвечает психолог, специалист по развитию внутренних ресурсов человека, Сергей Юрьевич Ключников.

Восточные учения сравнивают эмоциональную природу человека с лошадью. А лошадь часто бывает своенравной и трудно управляемой.

Поэтому хорошие наездники всегда старались научиться объезжать её и долго тренировались. Ведь нерадивого всадника лошадь может сбросить даже в пропасть.

По статистике психологов эмоции управляют значительной частью людей, особенно прекрасной половиной человечества. Тогда как в нашей власти держать их под контролем.

Что такое эмоции?

Эмоции – это некий индикатор между умом и желанием.

Если цель достигнута, а желание удовлетворено, мы довольны. Когда результат обратный, мы раздражаемся, злимся. Иначе говоря, испытываем негативные чувства. Чаще всего, эмоция – это производная от желания.

Чтобы не страдать, можно, конечно, совсем отказаться от желаний. Если вы избавитесь от всех и сразу, то окажитесь в эмоциональном вакууме, превратитесь в робота.

Помните, пресловутое разделение людей на физиков и лириков. Первые живут разумом, вторые чувствами. Которые из них правы? И те и другие. А истина как всегда посередине.

Разум обязательно должен корректировать эмоциональные порывы, но не загонять их внутрь. Подавленная эмоция все равно рано или поздно прорвется.

Причем это может произойти в самый неподходящий момент. А если «застрянет» в вас как заноза может разрушительно воздействовать на какой-то ослабленный внутренний орган.

Прежде чем учиться управлять эмоциями, попытайтесь понять, где у вас перекос: либо вы излишне эмоциональны, либо чересчур рациональны.

Достигнуть гармонии, – значит уравновесить эти перекосы. Когда ум, воля и эмоции не тянут в разные стороны, высвобождается огромное количество энергии.

Ведь львиную долю наших жизненных сил пожирают внутренние конфликты. Если же их устранить, мысли приобретут силу, а чувства – истинность. И тогда вы начнете воспринимать реальность адекватно, перестанете шарахаться из стороны в сторону под воздействием сиюминутного настроения.

Для этого важно поддерживать в себе ровный эмоциональный фон: ваш внутренний небосклон должен оставаться чистым, несмотря ни на что.

Искусство управления собой – это и есть умение обуздывать отрицательные эмоции, способность культивировать положительные и достигать состояния равновесия.

Как управлять эмоциями?

Сначала нужно их изучить.

Спросите себя, какой эмоциональный фон у вас преобладает в нейтральной ситуации?

Выпишите все эмоции, которые вы испытывали в течение дня. Каких больше отрицательных или положительных?

Если 50х50, значит вы счастливый человек. Но такое в жизни случается нечасто.

Спросите себя, что мешает вам наслаждаться жизнью?

Эмоциональное состояние в нейтральной ситуации зависит от человеческой природы: оптимисты умеют поддерживать в себе позитивный настрой, пессимисты всегда недовольны всем и вся.

Определите, какие факторы вас больше всего выбивают из состояния равновесия.

И начинайте работать над улучшением эмоционального фона, воспитывайте в себе умение радоваться и защищаться от негативных влияний.

Это особенно важно, потому что умение их нейтрализовывать помогает улучшить качество жизни.

Негативные эмоции бывают агрессивными и депрессивными. Агрессия – это энергичная, активная эмоция, направленная на окружающих. Депрессия – это скрытая вяло текущая агрессия только по отношению к самому себе.

Не надоело ли вам быть их рабом? Нравится ли вам зависеть от этих чувств, которые возникают по отношению к тем или иным людям и обстоятельствам. Если нет, научитесь искусству самонаблюдения.

Взгляд из зрительного зала

«Весь мир театр, а люди в них актеры», - утверждал великий Шекспир. А вы станьте на время зрителем. Ваша цель – научиться по собственному желанию иногда «выходить из игры», чтобы посмотреть на себя со стороны.

Самонаблюдение – это некий психологический рентген, с помощью которого вы сможете насквозь увидеть самого себя. Научившись этому, вы сделаете первый шаг к управлению эмоциями.

Чем глубже вы сможете заглянуть в себя, тем легче вам будет «поставить себе диагноз». Вы поймете, насколько хаотичен ваш внутренний мир. Он как запущенный сад, нуждается в ножницах и лопате садовника.

Для того чтобы отстраниться от эмоции, достаточно просто назвать вещи своими именами. Допустим, если вас душит ревность или зависть, честно признайтесь себе, что вы ревнуете или завидуете. Если это вам удалось, значит, вы уже научились азам самонаблюдения.

Не осуждайте себя и не оправдывайте, не злитесь и не восторгайтесь.

Если у вас возникают сложности с самонаблюдением, подключите воображение.

Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. События, происходящие на экране - это ваши мысли и эмоции. Вы сами выбираете сопереживать героям или наблюдать за ними с полным равнодушием.

Если вы станете зрителем, ваше активное участие перестанет «кормить» отрицательную эмоцию, а без подпитки она долго не продержится. Наблюдая за ней со стороны, вы обнаружите, что негативная эмоция сама по себе недолговечна, если, конечно, не пытаться постоянно «себя накачивать».

Важно понять, что самонаблюдение не есть давление на эмоцию. Ведь, как известно, любое давление, вызывает сопротивление.

Если вы будете на нее давить с помощью воли, эмоция как сжатая пружина затаится в подсознании. Но когда вы станете безучастными, вы ослабите ее без внутренней суеты.

Если вы научитесь смотреть на эмоции со стороны, вы обнаружите интересную вещь: негативные не выдержат вашего пристального взгляда и будут растворяться, а позитивные: радость, любовь, восторг наоборот будут усиливаться.

Это происходит потому, что наше глубинное я наполнено светом и добром. Человек по своей глубочайшей природе лучезарен. Он является носителем света, божественной искры.

Но все же справедливости ради отметим, что на первых порах очень трудно усидеть в кресле зрителя, все время хочется выскочить на сцену.

Дело в том, что вы слишком привыкли быть актерами, то есть слепо следовать за своими эмоциями.

Как только вы почувствуете, что какое-то негативное чувство захватило вас целиком и полностью, переключите внимание.

Если не знаете на что, для начала прислушайтесь к своему дыханию.

Расслабьтесь. Представьте, что ваше сознание перенеслось вверх на несколько метров. Понаблюдайте за своими эмоциями, мыслями и образами. Возможно, это будут воспоминания, или «пережевывание» разговора с кем-то.

Старайтесь «не цепляться» за свои ощущения. Представьте, что ваши эмоции это облака, которые свободно проплывают над вашей головой.

Пытаясь наблюдать за собой, вы столкнетесь с неумением быть здесь и сейчас. Наши мысли обычно ускользают от нас, расползаются как муравьи в разные стороны.

Привычка делать одно дело, а думать о другом, мешает сосредоточиться. В результате самонаблюдения рано или поздно вы обнаружите причину того, что отвлекает ваше внимание.

Это может быть или не решенная насущная проблема, или собственный недостаток, с которым вам не удается справиться, или какая-то сильная негативная эмоция.

Каждое такое открытие поможет высвободить внутреннюю энергию и использовать ее по назначению.

Постепенно вы, сами того не замечая, начнете все чаще наблюдать за собой.

Верх самосознания был отражен неизвестным дзен буддистским мастером. В ответ на вопрос о смысле дзен-буддизма, он ответил: «Когда я иду – я иду, когда я ем – я ем, когда я сплю – я сплю».

Думайте о том, что делаете. Хотя бы время от времени.

Избавьтесь от хлама

В результате неумения управлять своими эмоциями, мы делаем много лишних движений или пытаемся заболтать нерешенную проблему.

Например, вы не выспались. В плохом настроении вы выбежали из дома, переходя улицу, второпях задели портфелем пожилую женщину, с которой вступили в перебранку.

За это время зеленый свет сменился красным, вам пришлось остановиться перед светофором, а тем временем несущиеся мимо вас автомобили забрызгали ваши брюки грязью. А у вас, между прочим, важная встреча.

Пока вы, чертыхаясь, отряхивались, ваш автобус скрылся за поворотом.

Знакомая картинка, не так ли? К сожалению, негативные эмоции имеют свойство накапливаться и наслаиваться друг на друга как снежный ком. Поэтому необходимо их ежедневно растворять. Как?

Вспомним, любая негативная эмоция отпечатывается в теле, то есть образует мышечный зажим. Поэтому вам нужно удалить её из своих мышц. Для этого надо расслабить тело.

Расслабьтесь. Прислушайтесь к своему дыханию. Вызовите в себе эмоцию, с которой вы решили навсегда расстаться.

Определите место в своем теле, где она «затаилась». Напрягите мышцы, в которых вы обнаружили мышечный зажим. Затем расслабьте эти мышцы, мысленно подышав через них.

Или используйте другую технику.

Расслабьтесь. Представьте, что вы сидите в кресле перед телевизором. На экране крупным планом показана ваша эмоция, например в виде разъяренного животного или черного облака.

Теперь представьте, что вы встаете с кресла и отходите в дальний угол комнаты. Вы смотрите на экран с большого расстояния, и с трудом можете разглядеть изображение на экране. А теперь выключите телевизор.

Окуните ваши кисти в голубое

Навязчивое присутствие в вашей психике какой-либо негативной эмоции означает дефицит радости в вашей жизни. А поскольку природа не терпит пустоты важно, чтобы место стертой заняла эмоция со знаком плюс. Чтобы ее удержать, необходимо подготовить почву.

Расслабьтесь. Представьте свое эмоциональное состояние в виде холста. Какого он цвета? Если серый, значит, у вас преобладает негативный фон.

Тогда мысленно возьмите в руки кисть, обмакните ее в краску своего любимого голубого или зеленого цвета и перекрасьте холст. А хотите, раскрасьте его в разные жизнеутверждающие цвета.

Чтобы напитаться позитивными радостными эмоциями почаще посещайте картинные галереи, выставки, театры, выезжайте на природу. Это укрепит ваш оптимистичный настрой.

Эмоции и мысли

Эмоции – это мощнейшее топливо и нужно бережно к ним относиться. Эта осознанная мысль сама по себе стимулирует самоконтроль.

На Востоке говорят, что человек – это экипаж, эмоции – лошадь, а ум - кучер, который управляет всей повозкой.

Если мысль разрешает ту или иную эмоцию, то тем самым усиливает ее. Если запрещает - ослабляет. Ум и желания связаны между собой тонкой, но прочной ниточкой, с помощью которой мы можем управлять своими чувствами.

Многие вздохнут, прочитав эту статью, подумав про себя «непростое это занятие управлять своими эмоциями.

А нельзя ли научиться этому без всяких усилий. Нет ли такого универсального способа на все случаи жизни?»

К сожалению, нет. Ведь, как известно, человечество до сих пор не придумало автомобиль, на котором можно ездить, нажимая только на одну кнопку.

Человек гораздо сложнее самой совершенной супермашины. Если вы умеете жать на газ, это ещё не значит, что овладели искусством вождения.

По крайней мере, теперь вы знаете правила дорожного движения. А это уже кое-что.

Мой видеоролик " Как быстро снять эмоциональный негатив?

https://www.youtube.com/watch?v=kDwXYBEzTRk

 

Ключевые слова этой статьи:психология, тренинг, решение проблем, коучинг, консультации, запись на консультации, программа индивидуального консультирования, самоконтроль, управление эмоциями, саморегуляция, негативные чувства, позитивные чувства, отрицательные эмоции, положительные эмоции, самонаблюдение, положительные эмоции, эмоциональная гармония, расслабление

www.kluchnikov.ru

Управление эмоциями

управление эмоциями

Довольно часто эмоции мешают нам в повседневной жизни, при выполнении рабочих обязанностей – под действием эмоций принять правильное решение чрезвычайно сложно. Так может быть есть способы управления эмоциональными процессами и эмоциями?

Аутотренинг и управление эмоциями

Необходимость изучения эмоциональных процессов и управления эмоциями была отмечена довольно давно. Поэтому недостатка в способах на сегодняшний день нет. И одним из самых надежных методов управления эмоциями является аутотренинг. С его помощью можно достичь стабильного психического состояния, которое не могут нарушить никакие стрессы. Аутогенная тренировка может помочь восстановить силы и работоспособность, потому что в таком состоянии организм отдыхает намного эффективнее, чем во время сна или отдыха на диване. Также аутотренинги применяются для лечения психосоматических и невротических расстройств.

Аутотренингом лучше всего заниматься вечером перед сном или утром через некоторое время после пробуждения. Нужно выбирать время, когда вы никуда не торопитесь, позаботьтесь о том, чтобы в помещении не было сквозняков, потому что в таком состоянии организм очень восприимчив к простуде.

Упражнения по управлению эмоциями выполняются в положении лежа на спине, под головой низкая подушка, ноги чуть разведены в стороны, руки лежат свободно вдоль туловища. Если вы боитесь заснуть, то выполняйте тренировки сидя, откинувшись на спинку кресла или наоборот чуть ссутулившись, опустив голову на грудь.

Существуют три основных типа упражнений: тяжесть, тело и сердце.

  1. Расслабление мышц сначала ощущается, как тяжесть каждого члена. Поэтому первое, чего нужно добиваться – это ощущения тяжести.
  2. Когда вы сможете в любой момент вызывать у себя ощущение тяжести в конечностях, переходите к следующему этапу. Постарайтесь вызывать ощущение тепла в руках и ногах.
  3. После этого учитесь управлять своим сердечным ритмом. После ощущения тепла повторяйте формулу «сердце бьется ровно, спокойно».

Важен выход из расслабленного состояния, ни в коем случае нельзя делать это рывком – как вы расслаблялись постепенно, так и возвращаться к активности следует понемногу.

Имеются и другие упражнения для аутогенных тренировок, но к ним стоит переходить после того, как вы освоите эти упражнения. Проще всего будет тем, кто знаком с восточными практиками, потому что в основе аутогенных тренировок лежит медитация. После того, как вы научитесь легко входить в любое нужное вам состояние, можно будет переходить к методу аутогенной модификации.

Другие техники управления эмоциями и чувствами

  1. Отрицательную эмоцию практически всегда можно перебить противоположной ей по знаку: ревность можно подавить уверенностью в себе, а злость может помочь убрать прощение и душевный покой. В большинстве случаев подавить негативные эмоции помогает любовь. Если вы не умеете по своему желанию вызывать ощущение радости и любви, то стоит в этом потренироваться, помочь могут приятные воспоминания.
  2. Обычно наши эмоции отражаются в нашем облике, но связь между внешностью и эмоциями двусторонняя. То есть, распрямив спину и расправив плечи, можно и в самом деле почувствовать себя увереннее.
  3. Слишком сильные эмоции нуждаются в выходе, поэтому лупить подушки, разбивать тарелки в приступе сильной злости может быть полезным. Но для управления эмоциями в конфликте этот способ не подходит – выплескивать агрессию можно только наедине с собой и только на неодушевленные предметы.
  4. методы управления эмоциями
  5. Часто помогает моделирование ситуации, то есть для борьбы со страхом требуется представить пугающую вас ситуацию и понять, как в этой ситуации нужно действовать. Мерить на себя костюм Супермена не обязательно, придумывайте действия подходящие именно вам.
  6. Многие ситуации, которые сейчас нам кажутся неразрешимыми и трагичными, через некоторое время станут неважными. Поэтому в ситуации, которая вас выводит из равновесия, представьте себя старше на несколько лет, как будто бы все это дела давно минувших дней.
  7. Хорошее чувство юмора делает жизнь ярче, учитесь смеяться над проблемами, многие из них и яйца выеденного не стоят. А насмешка над жизненным ненастьем поможет вам это понять.

 

womanadvice.ru

Как управлять эмоциями? 4 важных совета

Спектр человеческих эмоций широк и разнообразен. Одни из них приятны для нас, другие действуют удручающе и не самым лучшим образом сказываются на нашем настроении. Но все они способны повлиять по-своему на наше самочувствие. Поэтому очень важно уметь контролировать собственные эмоции, ведь, как гласит английская пословица, тот, кто не может управлять собой, не в силах управлять другими. К тому же в современном мире, переполненном стрессовыми факторами, которые встречаются рядовому горожанину на каждом шагу, просто жизненно необходимо развивать в себе такое умение. Насколько же это возможно? И как управлять своими эмоциями?

К чему могут привести эмоции?

Специалисты в области психологии и медицины доказали, что действительно некоторые виды человеческих эмоций способны вызвать не только сильное и продолжительное депрессивное состояние, но и привести к глубоким как психическим, так и физиологическим расстройствам. Так, длительные сильные отрицательные эмоции типа злобы, раздражения, гнева, обиды провоцируют развитие сердечнососудистых заболеваний и сахарного диабета. Поэтому очень важно уметь правильно контролировать свои эмоциональные состояния, но не сдерживать и не подавлять их в себе, не замыкаться в них, а «отреагировать».

К примеру, трехлетнего мальчика родители учат, что плакать – это плохо, что мужчина должен быть сильным, мужчина не имеет права плакать и показывать слабость. В следствие этого из мальчика вырастает мужчина, не умеющий находить общий язык с женщинами, которые все как одна жалуются на его неумение и нежелание демонстрировать обычные человеческие эмоции: проявлять нежность, любовь, заботу. Он и хотел бы, да не может, ведь у него с детства стоит своеобразный «стоп» — нельзя обнаруживать свою слабость. Кроме того, во многих подобных случаях могут даже развиться импотенция и другие половые расстройства.

Поэтому нужно уметь правильно работать с эмоциями, чтобы не навредить себе в той или иной мере.

Как же правильно управлять эмоциями?

  • Во-первых, какой бы окраски эмоция не была, ее нужно осознать и найти причину. Часто бывает, мы находимся в плохом расположении духа и будто сами не знаем, почему. А все из-за того, что плохие воспоминания вытесняются сами по себе, такова уж защитная функция психики. Но даже если причина и будет забыта, то следствие еще долго будет неприятно о себе напоминать. И если еще к этому добавить возможное беспричинное беспокойство и тревогу, возможно возникновение невроза. Поэтому необходимо понять, что провоцирует ваше плохое настроение; что вызывает отрицательные эмоции.
  • Эмоции нельзя сдерживать. Это «золотое правило» для работы как с положительными, так и отрицательными эмоциями. Сила эмоций заключается в огромной энергии, и если их сдерживать, энергия не будет иметь выхода, что чревато психосоматическими заболеваниями, то есть, болезнями, которые, имея психологическую причину возникновения, проявляются в разнообразных соматических расстройствах. Однако не всегда есть возможность проявить какую-то эмоцию, например, если вас незаслуженно обидел начальник, то вы же не можете накричать на него в ответ. В таком случае эмоции нужно сублимировать – найти для их выхода более соответствующее русло, просто перевести их энергию на какое-то другое дело. Хорошо здесь помогает спорт, где происходит активный выброс энергии, или занятия любовью, однако вы можете поискать и свои варианты.
  • Об эмоциях нужно говорить. Некоторые люди не умеют или попросту боятся говорить о своих чувствах. Отсюда – отсутствие взаимопонимания, а дальше состояние фрустрации, депрессия, невроз, и таким образом выходит замкнутый круг. Попробуйте рассказать, объяснить человеку, что его поведение или слова вызвали у вас негатив. Увидите, иногда слова тоже помогают.
  • Если все же ситуация выходит из-под вашего контроля, вас не понимают, не слышат и не хотят слышать, остается один довольно действенный прием: нужно попытаться абстрагироваться от ситуации. Философски относиться к обстоятельству, когда на работе разбушевавшийся начальник рвет и мечет, действительно трудно. Но попробуйте вспомнить что-то хорошее, то, что вызывает у вас очень приятные воспоминания. Окунитесь в эти мысли, прочувствуйте их, вернитесь мысленно в то время, когда происходили эти события. Существует еще одна техника: представьте, что выключили звук. То есть картинка в наличии, но нет звукового сопровождения: соответственно, вы ничего не слышите и вас ничего не задевает.

Управляя своими эмоциями, человек рационально использует ту энергию, которая могла уйти впустую или пойти не во благо, направляя ее на устранение той причины, которая спровоцировала острую эмоциональную реакцию. Важно при этом отойти на данный момент от проблемной обстановки, подняться над ней. Конечно, проблема пока останется, но у вас будет время подумать, собраться с мыслями и силами для ее решения. Помните знаменитые слова Скарлетт O’Хара: «Я подумаю об этом завтра»? Берите пример.

Практикующий психолог Мила Михайлова для женского интернет журнала LadyElena.ru

Загрузка...

ladyelena.ru

Book: Психология бизнеса: управление эмоциями

De omnibus dubitandum (лат.) – подвергай все сомнению.

Иногда сомнения возникают, когда для решения одной проблемы существует множество вариантов и все они приблизительно одинаковы по эффективности. У каждого из вариантов есть свои незначительные недостатки, которых нет у остальных, и свои достоинства, тоже не слишком выдающиеся. Оценивая относительную привлекательность каждого, очень легко запутаться и в результате не прийти ни к чему.

Нужно понять, что выбор в любом случае делать придется. Даже «немного подождать, чтобы стало понятно, куда правильнее вложить деньги» – это тоже решение, которое повлечет за собой определенные последствия.

Например, окончив школу, все мы встанем перед выбором – что делать дальше. Продолжать ли учебу и где именно, устраиваться на работу, либо совмещать и то и другое. Вариантов – масса, а жизненного опыта нет, личность не сформирована и сам человек зачастую не может внятно ответить, к чему он наиболее склонен. В результате совершается необдуманный выбор, и долгие годы затем приходится пожинать его плоды, зани-маясь нелюбимым делом.

Подобная ситуация не исключена и в бизнесе, например при определении альтернативы финансовых вложений. Если предприятие работает успешно, у него появляются свободные денежные средства, а они, как известно, должны работать. И предприниматель оказывается перед дилеммой – решиться на покупку ценных бумаг, обеспечивающих хотя и небольшой, но стабильный доход, или открыть новый филиал фирмы, что обеспечит более высокую доходность, но уже очень рискованно.

Кстати, проблема финансовых вложений актуальна не только в деловой сфере. Сколько людей оказались ни с чем, понадеявшись на финансовые пирамиды, отдав им все личные сбережения и не сумев вовремя усомниться. Что же предпринять в подобных ситуациях, чтобы побороть свои сомнения и выйти на решение наиболее эффективное, с минимальным количеством негативных последствий?

e-reading.mobi

Book: Психология бизнеса: управление эмоциями

Разочарования, обусловленные нелегким процессом достижения желаемого, вполне объяснимы. Но бывает, что даже достигнув цели, мы вместо удовлетворения опять же испытываем разочарование. Вернемся к примеру с обучением в вузе. Затратив большое количество сил, времени и средств, студент получает, наконец, заветный диплом. Сколько раз представлял он в мечтах этот момент! Вот он – венец всех стремлений, конечный результат, достигнутый после стольких мучений!

Чтобы цели не были обманчивыми, человек должен четко осознавать, к чему он стремится. Если хочется комфортной работы и высокого заработка, не нужно ставить в качестве цели высокую должность. Вполне возможно, что она не обеспечит желаемого.

Но что оказывается на самом деле? А то, что на практике диплом – это вовсе не результат, а только отправная точка, пропуск в новую жизнь, в которой только и начнется настоящий труд. Тот самый момент, который представлялся пиком удовлетворенности, превращается в источник разочарования.

Впрочем, тот, кто заранее позаботился о будущем трудоустройстве и учился, имея в виду конкретное место приложения получаемых знаний, в данной ситуации не будет испытывать неудовлетворенности. Поэтому всегда полезно заглядывать немного вперед и думать о дальнейших перспективах. Воспринимайте все достигнутые результаты, как промежуточные, а не окончательные, и у вас всегда будет мотивация к дальнейшим действиям. Тогда уже разочарование вас не постигнет.

Психология бизнеса: управление эмоциями

Нечто подобное может произойти и в профессиональной деятельности с людьми, уже имеющими опыт. Например, занимая определенную должность, человек, стремящийся к развитию, почти наверняка захочет продолжить свою карьеру и занять должность повыше. Более высокое положение привлекательно с точки зрения престижности, значительных доходов, власти и еще очень многих моментов, которые будоражат воображение кандидата. Но иногда получается, что ответственность, связанная с более высокой должностью настолько велика, что не окупается дополнительными привилегиями и человек начинает жалеть о предыдущем месте работы, менее престижном, но более спокойном.

Прикладывая усилия, любой сотрудник ожидает, что они определенным образом окупятся.

www.e-reading.club

Эмоциональные процессы и управление эмоциями «Основы психологии»

Глава 4. Структура сознания

4. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие - печалят, третьи - возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и- к окружающему его миру.

эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект - сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно - и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием).

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный Стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей во-время не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.

эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. эмоции и чувства выражают Смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. В зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека)".

чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые - астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения, рая» и «страдания, ада».

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

4.1 Теории эмоций

Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический Смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения (П.К. Анохин) позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают Торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.

Хотя наличие потребности - обязательное условие возникновения эмоции, оно вряд ли является единственным и достаточным. Это положение было отправной точкой для построения П.В. Симоновым информационной теории эмоций. Согласно П.В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

П.В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой Э = П (Н - С).

Из данной формулы следует, что:

  1. эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности - если система вполне информирована;
  2. при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации;
  3. положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности.

Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональной реакции от силы потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).

П.В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т.е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе - на предвосхищении угрозы. понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин.

Согласно теории американского психолога Джеймса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, в состоянии мышц (мимика), позволяет предположить, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Если человек примет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности, грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах вскоре вызовет и чувство уверенности, бодрости, хорошее настроение. Частично эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций. Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т.к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Итак, если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хорошее настроение.

Таким образом, Джеймс и независимо от него Ланге предложили «периферическую» теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».

В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации - только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве «эмоционального процесса», постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений - ощущения, восприятия, мотивации и т.п. Она не является также «промежуточной переменной», связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт.

Биндра выдвигает собственную концепцию о «центральном мотивационном состоянии» - комплексе нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа. Развитие «центрального мотивационного состояния» создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично видовых действий.

4.2 Стресс и фрустрация

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс - это давление, нажим, напряжение, а дистресс - горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с латинского означает обман, тщетное ожидание. фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.

фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания - никаких эмоциональных проявлений.

4.3 Физиологические механизмы стресса

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция - возбуждается одна из глубинных структур мозга - гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу - гипофиз - выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь - физкультура,  интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса - полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его - суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения - доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения - это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

Иногда однажды пережитый сильный страх в какой-либо ситуации закрепляется, становится хроническим, навязчивым - возникает фобия на определенный круг ситуаций или объектов. Для устранения фобий разработаны специальные психологические приемы (в рамках нейролингвистического программирования).

Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности, но при слишком сильной заинтересованности в результатах человек испытывает волнение, тревогу, излишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции. Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения желательно снять эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания и тактических приемах.

Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:

  1. правильная оценка значимости события;
  2. достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию;
  3. запасные отступные стратегии - это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы.

В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве:

«Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезного лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.

Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку. Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 5-10 минут, привести себя в спокойное хорошее состояние. Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: если хотите легче переносись боль, старайтесь ее не демонстрировать.

Важный способ снятия психического напряжения - это активизация чувства юмора. Как считал С.Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Сп*ех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что Фрай называл его даже - «стационарным бегом трусцой».

www.persev.ru

Управление эмоциями психология

Управление эмоциями

В «западной» культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом. Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной.

Североамериканские индейцы как раз считают, что управление чувствами плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс. Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса — анестезия, кажется чудом? То, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия — с этим скорее всего согласятся все. «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Но насколько велики должны быть эти усилия?

Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения «определенных усилий» — то есть тренировки. Вообще говоря мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его. Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получить в нужной ситуации. Очень легко быть уверенным в себе дома лежа на диване. А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать.

Критерии. Итак. Для того, чтобы считать, что вы эмоциями управляете, по — видимому вы должны уметь следующее:

-Вызывать ее по желанию в любом контексте.

-Удерживать ее нужное время (а не только вошел- вышел).

-Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).

-Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться cлабо,сильно и очень сильно).

-Отделять одну эмоцию от другой.

Ну, пожалуй, хватит.

Колода эмоций. Эта игра для тех, кто хочет потренироваться управлять своими эмоциями (впрочем, ее можно использовать и для работы с более широким понятием — состояниями). Хотя при ее создании применялось НЛП, эта игрушка выполнена скорее в стиле «долгих тренировок». Зато она весьма эффективна и если поиграть в нее 1-2 месяца, то можно легко научиться управлять своими эмоциями, при чем уже без помощи колоды. Зачем ему нужно управление эмоциями, я думаю каждый сможет определиться самостоятельно. Для того, чтобы в нее играть, нужно сделать ‘Колоду’ из 16 карт (как минимум). Вы так же можете добавлять свои собственные состояния (здесь в тексте ‘эмоция’ и ‘состояние’ идут как синонимы).

Порядок создания колоды.

1. Карточки. Подготовьте необходимое количество карточек из плотной бумаги (таких, чтобы можно было носить в кармане). Например: 6 на 9 см. Или сделайте их из обычной бумаги, а потом наклейте на игральные карты. Как вам будет удобнее.

2. Область применения. Выберите состояние (эмоцию). Определите, в каких ситуациях это состояние будет вам полезно. (Злость может быть полезна в спорте, а ненависть — в драке на улице).

3. Состояние. Попробуйте максимально войти в это состояние, прочувствовать его. Желательно, чтобы это состояние было ‘чистое’ — без примеси других состояний. А так же важно, чтобы оно не было завязано на конкретную ситуацию — как бы состояние ‘само по себе’ (хотя для того, чтобы его вспомнить, можно в начале припоминать ситуацию, где у вас была эта эмоция). Доведите его до максимума, на который способны.

4. Символ. Вверху карты нарисуйте символ, который у вас ассоциируется с этим состоянием. Это может быть нечто абстрактное, а может какой-то предмет или человек.

5. Название эмоции. Под символом напишите (вернее даже нарисуйте) ‘имя’ этого состояния: грусть, жалость, юмор.

6. Список слов. Под названием напишите список из 6-8 слов, при помощи которых вы можете описать это состояние: тепло, расслабленность, ярко, бежать.

7. Колода. Повторите шаги 2-6 для всех состояний. При необходимости сделайте и добавьте в колоду новые нужные Вам карты.

Работа с колодой. Работают с колодой так. Вы тасуете ее и в произвольном порядке вытаскиваете карты. Делать это можно в любом месте и в любое время с условием, что вы там можете сосредоточиться на игре и это вам никак не повредит (например, играть при переходе через улицу настойчиво не рекомендуется, а при разговоре с начальником — просто не рекомендуется): в метро или автобусе, во время перерыва, дома. Дальше дается список тренировки навыков. Вы можете делать их последовательно, а можете тренировать их ‘параллельно’ (только пока не надо делать это одновременно).

1. Закрепление состояния. Сначала ваша задача, вытащив карту из колоды, глядя на нее, ‘помогать’ себе максимально войти в это состояние. Обычно хватает для закрепления сделать это 3-5 раз.

2. Удержание состояния.. После того, как вы научитесь входить в состояние, ваша задача научиться это состояние удерживать (сначала можно при этом некоторое время держать карту перед глазами). Определите для себя интервал времени (например 3 минуты) и тренируйтесь удерживать состояние все это время. После того, как это начнет хорошо получаться, добавьте еще минуту, потом еще. (Можно так — прибавляйте по минуте в 3-4 дня). Максимум, до которого имеет смысл эта тренировка — 15 минут. (Можно усложнить работу — попробуйте удерживать нужные состояния в реальных ‘сложных’ ситуациях).

3. Осознание. После того, как вы научитесь достаточно хорошо удерживать состояние (или одновременно с этой тренировкой), попробуйте определить нюансы этой эмоции — какие характерные ощущения, какие субмодальные сдвиги в визуальном и аудиальном каналах.

4. Управление уровнем. Научитесь не только вызывать состояние, но и задавать его ‘уровень’, его интенсивность. Можно создать себе шкалу (например, от 0 до 10 по интенсивности) и ‘гонять’ себя по ней. Для этого можно даже сделать себе вторую колоду с числами от 0 до 10 и вытаскивать по 2 карты: эмоцию и ее интенсивность.

5. Скорость перехода. Потренируйте скорость перехода от одного состояния к другому. То есть: вытащили карту, максимально вошли в состояние, вытаскиваете другую карту и переходите в новое состояние. В этой тренировке важно добиться максимальной скорости перехода от максимума одного состояния к максимуму другого. Можно даже замерять время (при этом время считается от ‘пика до пика’).

6. Мысленное представление. Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы войти в состояние, достаточно просто вспомнить образ карты. Естественно, это можно потренировать: вы делаете то же самое, что и во 1-ом пункте (‘закрепление состояния’), но карту вытягиваете мысленно.

7. Полевые тренировки. После того, как вы хорошо научитесь входить и удерживать состояния мысленно, начинайте тренировать переход из состояния в состояние в реальных ситуациях, при чем не только в ‘нейтральных’, но и в ‘сложных’.

Это упражнение служит для того, чтобы вы внутренне определились с тем, какие именно переживания у вас к разным словам привязаны, и дать некую «систему координат».

Это не означает, что любые эмоции можно разложить по этим двум координатам — эмоция штука гораздо более сложная. Но, обычно, контроля за этими двумя параметрами хватает для управления состоянием.

Вам предлагается определиться для каждой эмоции (из того списка, который вы составите — всего штук 7-10)

Это как бы «сила переживания», его интенсивность. Грусть обычно по интенсивности меньше чем огорчение, а восхищение сильнее спокойствия. Пусть шкала будет от 0 до 10 (просто для удобства и по привычке). Один из возможных синонимов — уровень возбуждения («Адреналиновый Барометр»).

Уровень «приятности» и «неприятности» переживания. Или более официальным языком — «комфортности» и дискомфортности». Эмоции могут быть приблизительно одной интенсивности, но при этом одна будет неприятная, вторая нейтральная, третья комфортная.Знак тоже можно измерять в баллах: например от -5 до +5 (или от -10 до +10). Подберите себе подходящую шкалу. При этом обратите внимание, что эмоция это скорее не точка в этих координатах, а область: одним и тем же словом мы называем целую кучу состояний. И я надеюсь, что немного потренировавшись вы начнете замечать нюансы и поймете, что такое двухмерное представление слишком убого для описания человеческих чувств. Итак, возьмите лист бумаге, нарисуйте на нем оси координат и обозначьте «области» эмоций (учтите, что некоторые области могут перекрывать друг друга). Можно так же для каждой подобрать цвет и шрифт.

Распишите 7-8 эмоций в терминах ощущений (более конкретно — в терминах кинестетических субмодальностей). Желательно разного знака и интенсивности. Например:

грусть: легкая вибрация в лице и плечах, расслабление в плечах, и руках, тепло в области солнечного сплетения, легкое жжение в области глаз.

спокойствие: тянущее ощущение в затылке, расслабление в области пресса, тепло снаружи бедер. Старайтесь быть максимально точными и отмечайте даже слабые ощущения. Отметьте, если ощущения «передвигаются»: очень часто они зарождаются в одной области, потом как бы «перетекают» в другую, где мы их обычно и замечаем.

Далее вам необходимо попробовать определить две базовые критические субмодальности:

1. Для интенсивности

То есть какая субмодальность определяет интенсивность переживания. Часто это бывает «сила» ощущения: чем холоднее — тем интенсивнее переживание; иногда встречается место: чем выше, тем сильнее; иногда размер: чем большую площадь ощущение захватывает, тем оно интенсивнее.

Буквально, при помощи какого ощущения вы определяете, что это переживание приятное, а это дискомфортное? Мы же должны как это для себя решить.Здесь гораздо больше самых разных вариантов, например: теплые ощущения «+» а холодные «-«; если выше солнечного сплетения, то «+» а ниже — «-«; ощущения которые распространяются от цента приятные, а которые «сжимаются» — неприятные и т.д. Учтите, что скорее всего будет только одна субмодальность для каждого критерия и они будут подходить почти для всех переживаний.

Вопрос на интерес?

Что происходит с эмоциями, если им поменять знак (не меняя интенсивности)? То есть существует ли для них осевая симметрия (относительно оси интенсивности)?

После того, как вы определите критические субмодальности для интенсивности и знака, начинайте тренироваться управлять ими.

1. Список эмоций. Создайте себе список эмоций, с которыми вы хотите поработать. Учтите, что управление неприятными эмоциями тоже стоит тренировать, хотя бы для того, чтобы из них научиться выходить. Для начала хватит 7-9.

2. Управление. Берите эмоции по одной и меняйте интенсивность переживания (до границ области).Аналогично для знака: доводите до максимума, потом до минимума (в границах области). 3-4 раза для каждой эмоции.

3. Смена знака. Потренируйтесь менять знак эмоции без смены интенсивности. 3-4 раза для каждой эмоции.

4. Выход. Вызывайте эмоцию, и уменьшайте интенсивность до 0. 5-7 раз для каждой эмоции.Аналогично для знака.

5. Удержание состояния. Удерживайте нужный уровень интенсивности определенное заданное время. Начните с 3-5 минут, и доведите до 15.Аналогично для знака.

6. Тренировка на местности. Начинайте тренировать управление эмоциями в конкретной ситуации. Все предыдущие упражнения попробуйте выполнять в реальных «сложных» ситуациях.

Эмоциональные процессы, управление эмоциями

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

По общей психологии

На тему: «Эмоциональные процессы, управление эмоциями»

Эмоции – это специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, процессом удовлетворения потребностей, окрашенные в приятные и неприятные тона. Эмоции – психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он физически и психологически чувствует себя в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно идет процесс удовлетворения потребностей. Эмоции характеризуют жизнь в целом, все ее процессы, связанные с сохранением ее и развитием.

К эмоциям относятся переживания голода, жажды, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости, многочисленные и разнообразные чувства, которые может испытывать человек по разным поводам и в разных жизненных ситуациях. Эмоциональные состояния динамичны, они меняются, время от времени, переходят одно в другое, иногда в свою прямую противоположность. Радость сменяется печалью, страх – гневом, удовольствие – неудовольствием. Динамика эмоциональных состояний зависит от динамики потребностей и интересов, с которыми эти состояния связаны. Но чем же эмоции отличаются от ощущений?

Виды эмоциональных процессов

У человека имеются основные виды эмоций:

1. Настроение – относительно слабое, но долгое время, существующее эмоциональное переживание, определяющее психологическое состояние человека в течение достаточно длительного времени, обычно несколько часов или дней. Настроение человека определяется его общим настроем или отражает его настрой в данный момент времени. Оно представляет собой эмоцию, которую человек обычно плохо осознает как по ее источникам, так и по характерным переживаниям. Далеко не всегда человек может определить, какое у него в данный момент настроение.

2. Простейшие биологические эмоции – это эмоциональные переживания, которые человек как живой организм испытывает в связи с удовлетворением своих потребностей. Обычно это состояние типа удовольствия или неудовольствия, удовлетворения или неудовлетворения, приятного или неприятного. Простейшие биологические эмоции порождают сравнительно простые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. Такая эмоция может быть приятной или неприятной, но одновременно тем и другим быть не может. Они связаны с удовлетворением биологических потребностей, в пище, кислороде, сексуальная потребность и ряд других. Эмоции бывают как у человека, так и у животных. Часто имеют циклический характер.

3. Аффекты – сравнительно кратковременные, но сильные эмоциональные переживания, бурно протекающие и имеющие узкое выражение (экспрессию). Это могут быть радость, печаль, страх, гнев. Аффект возникает внезапно и развивается очень быстро. Аффекты развиваются, когда деятельность человека предполагает или имеет неожиданный результат, или когда на пути осуществления плана возникает препятствие или неожиданно исчезает. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Аффективное действие носит взрывной характер, » вырывается у человека» не регулируется им. Аффективные взрывы вызываются обычно конфликтом противоположно направленных тенденций, сверхтрудным торможением, задержкой какой-либо навязчивой тенденции или сверхсильным эмоциональным возбуждением. Законченно аффективный характер эмоциональная вспышка приобретает тогда, когда прорывается в действии.

4. Чувства – это сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний, связанных у человека с людьми, предметами, событиями. Чувства почти всегда можно анализировать, разделяя на ряд простейших переживаний, из которых они состоят. В чувства могут входить определенные ощущения, полученные в результате восприятия предметов. Простейшие эмоциональные переживания, входящие в структуру чувств, могут быть одинаковыми по признаку. Например, положительными или отрицательными, приятными и неприятными, разными или противоречивыми. Чувства, в состав которых входят одинаковые по знаку эмоциональные переживания, называют гармоничными, а чувства, включающие разные эмоциональные переживания называют амбивалентными. Чувства, испытываемые одним человеком, могут быть возвышенными и низменными одновременно.

Низменными называют чувства, которые порождены отрицательным отношением к человеку и связаны с желанием сделать ему что-либо неприятное, нанести вред. Такие чувства обычно не соответствуют нормам морали, принятым в человеческом, культурном, цивилизованном обществе. Ним относятся ненависть, зависть, вражда.

Возвышенные чувства, напротив, исходят из стремления делать людям добро, и основываются на принятых в человеческом обществе высоких нормах морали: любовь, доброта, сопереживание, сочувствие.

Чувства делятся на группы в соответствии предметами, к которым они относятся. Так выделяют эстетические чувства, интеллектуальные чувства, правовые чувства.

Эстетические — связаны с восприятием и переживаниями прекрасного, например, произведений искусства, культуры.

Интеллектуальные — связаны с переживанием идей, мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных задач.

Моральные чувства люди испытывают, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения существующих норм морали, чувство стыда, чувство справедливости.

Отрицательные (низменные) – те, в результате которых человек наносит вред себе и окружающим.

6. Стресс – это очень стойкое, чрезмерно сильное отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает у человека в результате сильной и невыносимой физической или психологической нагрузки. Стресс – это особое психофизиологическое состояние организма, при котором нарушаются происходящие в нем процессы, резко снижается работоспособность, происходят нарушения в социальном поведении. Стресс – единственное из всех эмоциональных состояний человека, играющее исключительно отрицательную роль в управлении психикой и поведением человека.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

Удивление – не имеющая точно выраженного положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит предыдущие реакции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может вызывать интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся такой информацией о невозможности удовлетворения жизненных потребностей, которое раннее представлялось более вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути к цели для удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

1. С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» С. Петербург 2002г.

2. Р.С. Немов » Общая психология» Изд. «Владос» 2001г.

3. Е.И. Рогов «Общая психология» Изд. «Владос» 2002г.

Источники: Управление эмоциямиВ "западной" культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом. Надо добавить, что в самых разли…http://psychologi.net.ru/upravem.htmlЭмоциональные процессы, управление эмоциямиТема работы: Эмоциональные процессы, управление эмоциями по предмету Психология. Размер: 25.64 КБ. Содержит 13785 знаков, 0 таблиц и 0 изображений. .РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ .Филиал г. Анапа .РЕФЕРАТ .По общей психологии .На тему Эмоциональные процессы, управление эмоциями .АНАПАhttp://www.kazedu.kz/referat/180783

lovewithyou.ru