Поведение в психологии. Поведение в психологии


это, определение слова, понятие. Что такое Поведение, значение, словарь, энциклопедия

Поведение — совокупность направленных действий субъекта, реализуемых им согласно закономерностям внутреннего развития и взаимодействия со средой. Субъектом П. может выступать как естественное (биологическое, социальное), так и искусственно созданное человеком образование. П. естественных субъектов, в отличие от П. искусственных, сопровождается необратимыми интегративными внутренними процессами (в психике организма либо в социальной жизни группы, общества). П. животных изучает специальная наука этология, П. человека — психология, П. групп людей — социология и социальная психология, П. моделей и автоматов — кибернетика. Особенностями П. являются: наличие нескольких уровней его построения, в зависимости от степени осознанности контроля- наличие нескольких (многих) степеней свободы в активности субъекта, число которых сокращается с увеличением автоматичности действий- наличие направленности- доминирующая роль внутренней активированности подсистем жизнеобеспечения субъекта среди других регуляторов П.- существование единого алгоритма построения единицы П. (отдельного акта, действия, стратегии)- наличие спонтанных действий и не всегда (в отличие от деятельности) целенаправленный и осознанный характер- наличие (в отличие от общей активности) периодов направленной либо спонтанной релаксации. Реальное П. субъекта регулируется не одним, а несколькими мотивами и установками, при этом существует иерархия мотивов и диспозиций, в то же время достижение одной цели может сопровождаться в разное время разной последовательностью и составом действий и направляться разными мотивами. Активированность функциональных систем организма и основанные на ней потребности выступают внутренними побудительными факторами П., стимулирующими субъекта ко взаимодействию со средой. В ходе взаимодействия со средой осуществляется активная адаптация П. субъекта к ее особенностям и формирование соответствующих ей внутренних психологических регуляторов. П. имеет импликативную структуру: в нем можно выделить наиболее глобальные единицы — стратегии П., состоящие из более мелких единиц — действий, в состав которых входят операции.

Выполнение операций осуществляется на подсознательном уровне регуляции, выполнение действий — при контроле сознанием текущей ситуации, выполнение стратегий — при осознании общих ценностей жизнедеятельности субъекта. Каждая из этих единиц строится по алгоритму функциональной системы (П.К. Анохин, Модели поведения), блоки которой с повышением уровня импликации соответственно укрупняются и представляют собой сложившиеся на нижележащем уровне функциональные системы. А.Р. Лурия также ввел представление о трех основных функциональных блоках построения П., которые соотносятся с деятельностью определенных мозговых структур: блок регуляции тонуса и бодрствования- блок получения, переработки и хранения информации и блок программирования, контроля и регуляции. Тем самым П. может быть рассмотрено как процесс формирования новых и реализации сложившихся функциональных систем. Детальный анализ единичных операций принято называть молекулярным анализом П., целостный анализ П. в зависимости от его направленности — молярным анализом П. (Э. Толмен). Выделяют внутренний, интрапсихологический план П. и его внешние проявления. П. было объявлено главным предметом психологии в рамках развившегося в первой половине ХХ века в США бихевиоризма, который изучал скорее внешние поведенческие проявления, закономерности реагирования на определенную стимуляцию при определенных условиях (схема "стимул—реакция") (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Э. Зингер, Э. Газри, У. Хантер, К. Лешли). В 1930—40-е гг. бихевиоризм, под нажимом критики, развивается в новое течение — операционализм, отождествляющее содержание научных понятий, психические реалии и определенные двигательные операции, посредством которых они наблюдаются (П. Бриджмен), и, на основе операционализма — необихевиоризм, вводящий в схему "стимул—реакция" промежуточные переменные — потребностные, познавательные, условия подкрепления (Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер). В концепциях П. встречаются такие крайности, как механистический детерминизм (определяемость П. действием в основном физических сил), биологический детерминизм (при котором главной причиной П., в том числе социального, ставятся инстинкты (В. Мак-Дугалл), либо психофизиологические факторы), идеологический детерминизм (при котором абсолютизируется степень влияния социального воздействия на регуляцию П. человека).

Эволюционно-системный подход рассматривает П. человека как П. эволюционирующей системы "человек—среда" и также эволюционирующих подсистем жизнеобеспечения организма человека. Эволюция каждой из этих систем характеризуется этапами гомеостаза (динамического и структурного равновесия, устойчивых психологических образований) и кризисов (с фазой потери динамической устойчивости, фазой непредсказуемого (хаотического) состояния и фазой становления нового режима жизнедеятельности). Закономерности внутреннего развития (эволюции организменных подсистем) проявляются в П. животных и человека в возрастных особенностях П. и в наследственных и эволюционных программах развития. Н.А. Бернштейн показал, что любое, даже автоматическое действие строится каждый раз заново и сопровождается необратимыми интеграционными процессами в системах восприятия и регуляции движения. Закономерности взаимодействия со средой определяются характеристиками среды, интериоризированными субъектом П., исходя из его собственных особенностей. В ходе интеграции биологических и социальных факторов в П. биологическое проявляется в динамических характеристиках потенциала организма, потребность реализации которого выступает движущими силами П. любого организма, в то время как движущими силами искусственных объектов являются внешние по отношению к ним факторы. Социальное выступает для человека в формах реализации этого потенциала, которые определяются его включенностью в то или иное культурное окружение.

Формальный анализ компонентов окружения (ситуаций), формирующих то или иное П., выделяет, например: мотивацию, правила, роли участников ситуации, физическую сцену, систему понятий, необходимые навыки и элементы П., поведенческие акты в соответствии с репертуаром эпизодов, предполагаемых в ситуации (М. Аргайл)- погоду, социальные институты, социоэкономический статус, информационную структура группы- исследователями были также предложены шесть способов концептуализации человеческого окружения: 1) экологические параметры, включая физические факторы, такие как география, климат и архитектура- 2) параметры организационной структуры, такие как служебные нормы- 3) личные характеристики действующего, такие как возраст и способности- 4) поведенческие комплексы со средовыми компонентами- 5) функциональные или подкрепляющие элементы обстоятельств- 6) психосоциальные характеристики и организационный климат.

И.Н. Трофимова

Философский словарь

глобальная реакцияорганизма на возбудитель. – то, что объективно наблюдается в реакции индивида, независимо от его мыслей и психологической установки. С этой точки зрения различают поведение и «образ действий», предполагающий психологическую установку (образ действий =...

Новейший философский словарь

ПОВЕДЕНИЕ - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) н внутренней (психической) активностью Термин "П" применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (П биологического вида, социальной группы) П...

Психологический словарь

- целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности - животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия - , служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения...

Психологическая энциклопедия

(Behavior). По Роттеру, любая реакция, условная или безусловная, которую можно наблюдать или измерить, прямо или косвенно. Таким образом, в качестве поведения можно рассматривать обобщение, решение проблем, мышление, анализ и т. п. Поведенческий потенциал (Behavior...

Психологическая энциклопедия

Совокупность действий, поступков, совершаемых индивидом в его взаимодействии с окружающей средой, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В психиатрии имеют значение П. агрессивное, бредовое, девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм),...

Психологическая энциклопедия

- взаимодействиесубъекта с окружающей средой, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; в практическом плане - наблюдаемые, поддающиеся измерению, объективной фиксации и оценке слова, заявления, действия, акции, а также взаимосвязанные...

Психологическая энциклопедия

- целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат ПОТРЕБНОСТИ животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения...

Психологическая энциклопедия

(англ. behavior, behaviour) -извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.П. представляет собой целенаправленную систему последовательно...

Психологическая энциклопедия

Категория. Целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. Специфика. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению....

Психологическая энциклопедия

Общий термин, описывающий любую реакцию организма, которую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведением, продолжаются с момента возникновения бихевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось...

Поделиться:

insai.ru

Виды поведения

виды поведения

Все люди подчиняются различным видам правил поведения – на работе, в семье, в общественных местах. Любопытно то, что правила для всех одинаковые, а вот способы соответствовать нормам разные. Два человека, занятые одинаковой деятельностью могут вести себя совершенно различно. Почему так происходит, понятно – мы все разные, так что с причинами разбираться не нужно. А вот о том, какие бывают виды поведения человека, стоит поговорить подробнее.

Виды поведения личности

Чтобы обозначить поведение человека в обществе, используется термин «социальное поведение», видов которого существует великое множество. Поэтому мы выделим только основные разновидности.

  1. Массовое поведение – активность общей массы людей, не ведущая к достижению какой-либо конкретной цели. К примеру, паника, мода, социальные или политические партии и т.д.
  2. Групповое поведение – согласованные действия людей в рамках какой-либо социальной группы.
  3. Просоциальное поведение – действия, в основе которых лежит желание оказания людям помощи и поддержки.
  4. Асоциальное поведение – действия, идущие вразрез с общепринятыми нормами. Это большая группа разных типов поведения, которые мы рассмотрим позднее.

Также современные исследователи большое внимание уделяют следующей классификации видов поведения:

  • действия, направленные на проявления дружбы и вражды, добра и зла;
  • действия, направленные на достижение власти и успеха;
  • действия, говорящие о неуверенности или уверенности в себе.

Виды асоциального поведения человека

  1. Вредные привычки – наркомания, алкоголизм, курение. Часто употребляются подростками в попытке самоутвердиться.
  2. Побеги из дома. Также свойственны подросткам, не видящим другого способа решения проблем.
  3. Сексуальные отклонения.
  4. Действия преступного характера.
  5. Суицид, суицидные покушения и нанесение себе повреждений.
  6. Страхи и навязчивости – боязнь темноты, высоты, одиночества.
  7. Дисморфобии – необоснованная убежденность в наличии у себя физических недостатков.
  8. виды асоциального поведения
  9. Двигательная расторможенность – неспособность сосредоточиться на чем-либо.
  10. Патологическое фантазирование – нежелание жить в реальном мире.
  11. Азартные игры.
  12. Граффити.
  13. Акцентуированный характер, например, эксцентричность.

Как видим, асоциальным может быть названо любое поведение, которое хоть в какой-то мере нарушает размеренную жизнь общества.

 

womanadvice.ru

Поведение | Мир Психологии

ПОВЕДЕНИЕ

Поведение (англ. behavior, behaviour) - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником Поведения являются потребности живого существа. Поведение осуществляется как единство психических — побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение поведения в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. — это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга, но не сводящиеся к ним.

Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «Поведение» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Поведение - совокупность действий, поступков, совершаемых индивидом в его взаимодействии с окружающей средой, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

В психиатрии имеют значение Поведение агрессивное, бредовое, девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм), делинквентное (с нарушением законов), неадекватное окружающей обстановке, установочное (симуляция, диссимуляция, осознанное или неосознаваемое желание представить себя в определенном свете).

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Поведение девиантное - система поступков и действий, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Причиной его может быть психическое заболевание или же дефекты правового и нравственного сознания.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Поведение - родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и т.д., то есть любая измеряемая реакция организма. Долгое время предпринимались попытки установить набор последовательных ограничений на определения этого термина. Несомненно, это было вызвано интересной, но в основном безнадежной идеей определить психологию как "науку о поведении". Проблема состояла в том, что, поскольку диапазон явлений, входящих в область психологии, увеличился, возникла потребность расширить и границы того, что с полным правом называлось "поведением".

Быстрый краткий обзор истории дисциплины показывает, что, в общем, вопрос о включении действия в класс вещей, называемых "поведением", решался в зависимости от того, насколько оно измеряемо. Например, строгие бихевиористы в традиции Уотсона и Скиннера имеют тенденцию включать только те реакции, которые являются явными и которые возможно наблюдать. Следовательно, они исключили бы скрытые мысленные конструкции сознания, такие как схемы, идеи, стратегии, память, образы и т.д. (за исключением тех, которые проявляются во внешнем поведении). Такой подход, однако, не учитывает многое из того, что кажется существенным для понимания человеческого поведения, и некоторые психологи сегодня мирятся с таким жестким определением поведения. Более умеренную, компромиссную позицию заняли те, кого принято называть необихевиористами, они допускают логические выводы о внутренних состояниях, промежуточных переменных, гипотетических конструкциях, посреднических процессах и т.п. Оставаясь бихевиорис-тами в общем подходе, такие ученые настаивали на том, что постулирование этого скрытого поведения правомерно только тогда, когда оно может быть связано с измеряемым.

Еще более гибкими при определении поведения были сторонники когнитивного или психического подхода. Здесь поведение рассматривалось скорее как мысленное представление, чем как внешний измеряемый поведенческий акт. Благодаря этому направлению действия и процессы мышления были признаны аспектами, заслуживающими изучения. Например, язык анализируется здесь в связи с базовыми знаниями правил грамматики и общими знаниями – это важная особенность, ведь исследовались не внешние акты говорения, которые можно наблюдать.

И, наконец, ведется еще одна продолжительная дискуссия о том, считать ли физиологические, неврологические процессы поведением. Здесь можно увидеть тот же исторический образец. Поскольку эти внутренние действия были относительно последовательны и определенны (например, действия мышцы, рефлекторной дуги, секреции желез), ранние теоретики считали удобным называть их поведением. Но поскольку область исследования расширилась, включив в себя детализированное изучение таких вещей, как электроэнцефалография, связи между конкретными нейромедиаторами и определенными нервными путями и т.д., вопрос, конечно, стал более спорным.

предметная область термина

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально обусловленное, опосредствованное языком взаимодействие с окружающей средой, реализуемое в форме деятельности и общения.

ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ - действия и поступки, направленные на установление интимных отношений и совершение полового акта. Движущие силы П. п. – потребность в удовлетворении полового желания и рождении детей.

НЕАДЕКВАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА - такое поведение подростка, которое нарушает принятые среди взрослых людей социальные нормы, например грубость, небрежность, необязательность, безответственность, отказ от выполнения своих прямых обязанностей.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Проблема поведения в психологии

Поведение… При произнесении этого слова в контексте психологии на ум сразу приходит бихевиоризм, который делает поведение предметом систематического изучения. Но отнюдь не только эта школа занималась данной проблемой. И вообще в своей работе я буду говорить о поведении в широком смысле слова, включая и понятие деятельности в данную категорию. История рассмотрения этой проблемы уходит корнями в философию.

Здесь мне видится несколько линий философской проблематики, которые будут нам интересны в связи с проблемой поведения.

Во-первых, этопроблема взаимоотношения СУБЪЕКТА и ОБЪЕКТА. Стоит сказать, что различение на субъект и объект вообще свойственно западной философской традиции. В восточной философии нет этой дихотомии, эти категории не являются для восточного человека противоположными.Европейская философская традиция, берущая свои истоки в античности, придерживается данного различения. Материалистическая традиция древнегреческой мысли приводит к дуализму у Декарта. Декарт отрицает за материей способность ощущать и мыслить, этой способностью обладает лишь носитель сознания, каковым является человек как субъект познания. Декарт, вводя понятие о существовании двух независимых субстанций, ставит проблему их взаимодействия. Декарт говорит, что материальный мир воздействует на нас, производя в субъекте изменения, которые он называет рефлексом. Рефлексы – это ''страдательные'' феномены, и они не относятся Декартом к душевным. Т.е. то, что по сути является частью поведения, по логике Декарта не связано с работой души. Получается, что Декарт как бы раздваивает поведение: рефлексы и поведение, которое идет от работы души.

Традиционный бихевиоризм вообще отрицает опосредованность поведения внутренними психическими факторами.

В связи с философией Декарта следует еще отметить, что именно от него идет традиция механистического рассмотрения поведения как взаимодействия физических тел.

Однако мы слишком отклонились от линии субъект-объектных отношений. Итак, Декарт рассматривает взаимодействие двух субстанций. Другие признают одну и отрицают другую. Так, например, Гоббс сводит субъективные душевные явления к физическим, считая, психические явления эпифеноменом физических явлений в мозге. А Беркли, наоборот, подчеркивает значимость субъективного мира.

В целом разделение на объект и субъект, выделение своеобразия каждого выводят нас на понимание поведения как активности субъекта в объектном мире.

Теперь я хотела бы рассмотреть детерминистическую линию философии, которая имеет прямое отношение к рассматриваемой нами проблеме. Детерминизм получил свое развитие в бихевиоризме, который рассматривает поведенческие реакции как ответы на соответствующие стимулы. Этому противостоит понимание нестабильности как характеристики природы. В естествознании введение нестабильности помогает включить в поле изучения и человеческую деятельность. Это возможность более полно включить человека в природу. В детерминистическом мире природа поддается полному контролю со стороны человека. Если же природе свойственна нестабильность, то человек обязан более осторожно относиться к ней, хотя бы из-за неспособности предсказать то, что произойдет в будущем.

Лейбниц рассматривал материю как вечно движущуюся массу, лишенную каких-либо событий, т.е. истории. Исключение нестабильности и отрицание времени породило два противоположных видения универсума:

универсум как внешний мир, являющийся в конечном счете ''регулируемымавтоматом'' (Лейбниц), находящимся в бесконечном движении;

универсум как внутренний мир человека, настолько отличающийся от внешнего.

Включение нестабильности в картину универсума приводит к сближению внешнего и внутреннего миров. Здесь большое значение приобретают обратные связи. Необходимость обратной связи поддерживается и приверженцами скептицизма. Ведь человек никогда не может быть до конца уверен, к каким именно последствиям приведут те или иные его действия.

Таким образом, внешний и внутренний миры постоянно взаимодействуют, это взаимодействие выражается в поведении, неотъемлемой частью которого является наличие обратных связей.

Здесь хочется вспомнить Левина, который указывал, что ''нет собственных качеств явления, явление существует только в контексте и может быть понято только как функция влияния окружения и собственных качеств субъекта''. Это показывает слитность этих двух миров.

Важнейшей особенность психологиина протяжении многих веков состоит в том, что она развивалась в связи с развитием других наук. Это привело к тому, что развитие знания в смежных областях (биологии, анатомии, физиологии) способствовало развитию психологии. В частности, что касается проблемы поведения, то теория Дарвина оказала огромное влияние на ее рассмотрение. Его эволюционное учение позволило объяснить целесообразность поведения живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования его внешних и внутренних проявлений.

Павлов называет высшую нервную деятельность животных поведением.

Однако обратимся собственно к психологии. Как проблема поведения рассматривается различными психологическими школами?

От Декарта берет начало рассмотрения сознания как предмета психологии. Сознание изучают в рамках субъективной психологии. Дж. Уотсон говорит, что сознание нельзя наблюдать извне, сознания нет для науки. Уотсон решает проблему превращения психологии в объективную науку по типу естественных наук. Уотсон дает начало новой школе – бихевиоризму.

Бихевиоризм - психологическое направление, начало которого было положено публикацией Уотсона в 1913г. ''Психология с точки зрения бихевиориста''. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. Практически поведение является результатом научения. Научение, по Уотсону, - это накопление реакций.

Как подчеркивает Выготский в ''Историческом смысле психологического кризиса'', бихевиоризм возник как противоположность субъективной (понимание предмета и метода) психологии. Парадокс в том, что Уотсон, изучая поведение, по сути дела не определяет его, сводя его к набору реакций.

В бихевиоризме Уотсона проявляется детерминистическая позиция определения поведения: по стимулу, считает он, мы можем заключить о последующей за ним реакции. Т.е. поведение предстает как феномен мало пластичный, четко запрограммированный из вне. Понятна ограниченность такого понимания, критике бихевиоризма посвящено много работ, и я не буду излагать их суть. Важно, что Уотсон поставил саму проблему необходимости изучения поведения в психологии, он открыл новую область психологической науки. Но Уотсон рассматривает поведение в отрыве от психики и сознания. Уотсон отождествил понятие психики с интроспективным ее пониманием в психологии сознания, и, отвергая последнюю из-за ее субъективности, отбросил и психику. Стремление объединить поведение и психику ярко проявляется в отечественной психологии в рамках деятельностного подхода. О нем мы будем говорить позже. Однако и последователи Уотсона видели ограниченность такого понимания поведения как лишь продукта внешних условий. Стремление преодолеть ограниченность традиционного бихевиоризма породило ряд новых исследований в русле необихевиоризма.

В результате работ Толмена в схеме S - R появились промежуточные переменные (образ, цель, потребность). Введение психических процессов, опосредствующих ответные реакции, - это введение фактора нестабильности в сферу поведения. Это признание того факта, что мы, зная все внешние условия и стимулы, не можем предугадать самого поведения. Рубинштейн бы сказал, что внешние факторы действуют через внутренние условия. Введение психологических условий решало очень важную проблему. Работы Уотсона содержали проблему управления поведением, которая вульгаризировалась до манипулирования человеком. Соблазнительная для многих идея: как сделать так, чтобы человек выдавал определенные реакции. Одно дело, если это делается во благо человеку, как, например, в психотерапии, и совсем другое, если манипулятор вызывает у другого такие реакции, которые выгодны ему. Введение психологических факторов, опосредствующих процесс выработки новых форм поведения, показывает манипуляторам, что все их усилия могут оказаться тщетными.

Толмен говорит о поведении как молярном феномене. Он говорит, что поведение – это целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, проявляющейся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями. Толмен убежден в сложности детерминации поведения. Он различает три разновидности его детерминант: независимые переменные стимулы и исходное физиологическое состояние организма; способности, т.е. видовые свойства организма; вмешивающиеся внутренние переменные – намерения и познавательные процессы. Внутренние переменные Толмен называет когнитивными картами. Когнитивная карта представляет собой такую когнитивную структуру, в которой отражено соотношение между стимулами и целями. Толмен проводил эксперименты на животных и переносил их результаты на людей. Это, конечно, свидетельствует о биологизаторстве, но это позволяет и увидеть филогенетические корни поведения.

mirznanii.com

Поведение в психологии

Поведение

Поведение человека — направленные личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него.

Поведение организма — внешне видимые, как правило моторного характера действия, движения и реакции животного или человека, рассматриваемого как организм.

Существует много классификаций поведения. Различают социальное, телесное и психологическое поведение. С другой стороны, отличают внутреннее и внешнее поведение, врожденное и приобретенное (а в нем — творческое), намерененное и нет, осознанное и нет, правильное и ошибочное. См.→

Авторская, личная ответственность возлагается только за действия, которые признаются свободными. Соответственно, поведением человека в узком смысле слова называют только его свободные действия. В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма (см.→).

На поведение человека влияют самые разнообразные как внешние факторы (время дня, окружающие люди, ситуация), и факторы внутренние (биология человека — генетика, физиология — состояние здоровья, психология человека — настроение, привычки, способ мышления). См.→

В отличие от поведения, реакция организма — это непреднамеренные изменения функционального состояния человека и автоматически вытекающие из него действия, ответственность за которые на человека не возлагается. Смотри Поведение и реакция организма

Если поведение — осмысленные и целесообразные действия, которые он делает и за которые отвечает, то деятельность — поведение, которое производит что-то социально значимое (значимое для людей). Смотри Поведение и деятельность

Существует много классификаций поведения. Различают социальное и индивидуальное поведение, отличают.

Если поведение — осмысленные и целесообразные действия, за которые человек отвечает как их автор, то.

Поведенческий подход — подход, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, дей.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Психология поведения

В начале двадцатого века французский психолог Пьер Жане разработал общепсихологическую концепцию личности – психологию поведения.

Концепция стала естественной для французской социологической школы, где человек представлялся продуктом социального развития. До этого времени в психологии наблюдался определенный разрыв между психикой и поведением индивидуума, куда большей популярностью обладала психология ассоциативная. Но поскольку мы живем в социуме, то вынуждены постоянно взаимодействовать с окружающими, чьи интересы порой отличаются от наших собственных. Разрешаем же сложившиеся конфликты мы все по-разному: кто-то действует пассивно, кто-то идет на компромисс, а кто-то проявляет агрессию.

Понятие поведения в психологии непрерывно углублялось, подразумевая не просто ответную реакцию на определенный стимул, а постоянное взаимодействие нашего организма с окружающим миром.

Психология как наука о поведении человека способна объяснить многие нарушения в нашей психике, связанные с насилием воли при преодолении внутреннего конфликта: неврозы, истерии, психастении и т.д. Поведение, как предмет психологии, позволяет психологам корректировать роли пациентов.

С тех пор были написана ни одна книга, посвященная психологии поведения и деятельности человека. Одним из основных учебников, которые входят в программу ВУЗов, а также рекомендованным для самостоятельного изучения социальными работниками, педагогами и психиатрами является книга В.Менделевича «Психология девиантного поведения». В ней можно найти как нормальные, так и отклоняющиеся поведенческие типы поведения людей, кроме того, в конце каждого раздела представлен список рекомендуемой литературы. Интересуясь психологией поведения индивидуума, не стоит проецировать ее на группы людей. Толпой движет совсем другая сила, а потому и психология массового поведения отличается от психологии поведения отдельной личности.

В данной статье мы рассмотрим три основных поведенческих типа нашего взаимодействия с другими людьми.

Пассивное поведение – это результат нашего характера. Пассивные люди не умеют четко формулировать свои потребности и, как правило, идут на поводу у других. Действия зачастую лишены уверенности, отсутствие силы воли может сопровождаться чувством собственной неполноценности. Пассивность – это не обязательно стиль жизни, иногда мы выбираем подобный стиль поведения, решив, что предполагаемый результат не стоит требуемых затрат и усилий. Те же, для кого пассивное поведение является привычным, нередко мучаются вопросом: правильно ли они поступили в той или иной ситуации.

Агрессия подразумевает подавление прав другого человека и самоутверждение за счет уменьшения достоинств других. Это поведение относится к активной позиции, однако агрессия направлена только на разрушение. Часто агрессивное поведение у нас ассоциируется с психологией мужчин, в то время как апатия и пассивность больше свойственна женщинам. Самореализация за счет унижения – свидетельство отсутствия уверенности в себе.

Поиск компромисса отнюдь не означает пассивность, в этом случае человек пытается найти способ контролировать происходящее. Компромисс свидетельствует об адекватной самооценке, а также о позитивном мышлении. Для подобного типа поведения характерна здравая доля самокритики и умение принять ответственность за свои решения. При пассивном и агрессивном поведении мы, так или иначе, создаем трудности посредством других людей, в то время, как компромиссное поведение предполагает не борьбу за выживание, а рациональное взаимодействие.

Именно способность к саморегуляции своего поведения считается в психологии поведения высшим критерием развития нашей личности.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Источники: ПоведениеПсихологос энциклопедия практической психологииhttp://www.psychologos.ru/articles/view/povedenieПсихология поведенияПсихология поведения В начале двадцатого века французский психолог Пьер Жане разработал общепсихологическую концепцию личности – психологию поведения. Концепция стала естественной дляhttp://womanadvice.ru/psihologiya-povedeniya

jealousy-relationships.ru

поведение в психологии

Поведение в психологии

Шведский маринованный лосось (гравлакс) – блюдо экзотическое для нашей страны, ведь по аутентичному рецепту рыбу прямо в свекольном маринаде закапывают под землю, где она маринуется.

Красивый и элегантный костюм с юбкой присутствует в гардеробе большинства женщин. Широкое разнообразие таких изделий позволяет каждой моднице подобрать вариант для офиса, на выход или для повседневной носки.

Эффектная и максимально удобная сумка на пояс поможет освободить руки и предоставит своей обладательнице полную свободу действий. Разнообразие вариантов позволит каждой моднице составить стильный и броский образ.

Несколько дней назад пресса опубликовала сенсационную новость: Джастин Теру и его знаменитая жена Дженнифер Энистон подали документы на развод. Сегодня СМИ продолжают обсуждать развод Теру и Энистон, называя очередную возможную причину – разлучницей стала Наоми Уоттс.

Сегодня для поклонников композитора Эндрю Ллойд Уэббера в прессе появилась интересная новость. Создатель мюзиклов «Призрак оперы», «Эвита», «Кошки» и многие другие решил рассказать о том, что же он написал в своих мемуарах «Без маски», которые совсем недавно вышли в свет.

Во время экскурсии по Корее и ее городам страна предстанет перед вами удивительной и яркой. Вы сможете увидеть демилитаризованную зону, полюбоваться старинными храмами и дворцами, погулять по местным паркам с их прекрасной природой.

Сувон – очень примечательный с туристической точки зрения город. Иностранные гости приезжают сюда, чтобы посетить парк великолепных развлечений Эверленд, фольклорную деревню, матч футбольной команды Сувон Самсунг Блюуингз или удивительные городские музеи, включая шок-музей туалетов.

Методы контрацепции постоянно совершенствуются. Врачи активно занимаются разработкой препаратов и средств, применение которых не накладывало бы отпечаток на репродуктивную функцию. Во избежание нарушений подбор методики проводят индивидуально.

Целевая аудитория – группа людей, объединенная общими характерными признаками, предпочтениями и особенностями. Знание своей ЦА важно как для начинающих бизнесменов, так и для тех, кто расширяет свой существующий бизнес через социальные сети.

Знаменитая 34-летняя модель Миранда Керр поражает своих поклонников цветущим видом. Несмотря на то, что ей уже за 30, женщина демонстрирует прекрасные формы и идеальное лицо. По просьбе поклонниц Миранда на своей странице в социальной сети опубликовала свой рацион питания, который поражает своей строгостью.

Знаменитая Опра Уинфри не один год подряд пытается избавиться от лишнего веса. Похоже, звезда телевизионных шоу смогла найти вход из положения. На протяжении года она похудела на 28 килограмм и делится своими успехами с поклонниками!

Сын Бенедикта Камбербэтча появился на свет чуть больше года назад. Актер и его жена довольно долго скрывали от общественности имя и внешность крохи, но сегодня маленького Кристофера Карлтона можно довольно часто наблюдать на совместных прогулках с родителями.

Сын Джеки Чана, в отличие от многих других детей звездных родителей, до того как повзрослел, рос обычным парнем – его отец, не желая излишнего внимания папарацци, велел, чтобы их родство держалось втайне. Возможно, именно это и послужило причиной нескольких серьезных проблем в жизни Джейсона.

Салат из свеклы с чесноком представляет гармоничный тандем сладкого овоща с острой пряностью, который идеален сам по себе, а дополняясь яркими специями и различными заправками, превращается в свежую, витаминную или легкую, пикантную закуску.

Тефтели в томатном соусе очень популярны, блюдо отличается разнообразием основ (разных видов фарша), способных удовлетворить любые вкусовые пристрастия. Гурманы могут насладиться шариками с рыбой, любители добротной еды — мясными, а вегетарианцы — овощными.

Прочитайте, что делать при запоре в экстренных случаях и на фоне хронических заболеваний органов пищеварения. Узнайте все возможные причины этой проблемы и способы ее решения. Научитесь справляться с патологией в домашних условиях.

Кишечный грипп – коварное заболевание, которым болеют как взрослые, так и дети. Полезно познакомиться с характерными для него признаками, чтобы сразу распознать недуг и своевременно обратиться за медицинской помощью.

Если заранее изучить, какую среду обитания любит азалия, уход в домашних условиях за нежной красавицей не станет мучением. Капризное растение может радовать человека продолжительным цветением, но при строгом соблюдении всех правил выращивания.

Если в жилище растет драцена, уход в домашних условиях за ней нужно производить правильно. Советы о том, как поливать, пересаживать цветок, обрезать его для ветвления помогут получить здоровое растение, радующее глаз.

Многие пары интересует вопрос, можно ли заниматься сексом во время поста. Эта статья расскажет о некоторых взглядах на данный аспект жизни, а окончательное решение принимать уже парам.

Подготовка к Великому посту не означает постепенное сведение продуктов животного происхождения на нет, а, скорее, духовное очищение и осознание того, что нужно будет на сколько это возможно, отречься от мирских утех.

Соблюдать пост или нет, выбор каждого, однако знать о правилах проведения поста во избежание нанесения вреда организму, будет полезно, особенно тем, кто все же решил поститься.

В этой статье мы расскажем о том, как правильно заниматься спортом, если вы придерживаетесь поста. Поступление белков в организм в этот период сильно сокращается, поэтому нужен определенный рацион питания во избежание проблем со здоровьем.

Психология поведения

В начале двадцатого века французский психолог Пьер Жане разработал общепсихологическую концепцию личности – психологию поведения.

Концепция стала естественной для французской социологической школы, где человек представлялся продуктом социального развития. До этого времени в психологии наблюдался определенный разрыв между психикой и поведением индивидуума, куда большей популярностью обладала психология ассоциативная. Но поскольку мы живем в социуме, то вынуждены постоянно взаимодействовать с окружающими, чьи интересы порой отличаются от наших собственных. Разрешаем же сложившиеся конфликты мы все по-разному: кто-то действует пассивно, кто-то идет на компромисс, а кто-то проявляет агрессию.

Понятие поведения в психологии непрерывно углублялось, подразумевая не просто ответную реакцию на определенный стимул, а постоянное взаимодействие нашего организма с окружающим миром.

Психология как наука о поведении человека способна объяснить многие нарушения в нашей психике, связанные с насилием воли при преодолении внутреннего конфликта: неврозы, истерии, психастении и т.д. Поведение, как предмет психологии, позволяет психологам корректировать роли пациентов.

С тех пор были написана ни одна книга, посвященная психологии поведения и деятельности человека. Одним из основных учебников, которые входят в программу ВУЗов, а также рекомендованным для самостоятельного изучения социальными работниками, педагогами и психиатрами является книга В.Менделевича «Психология девиантного поведения». В ней можно найти как нормальные, так и отклоняющиеся поведенческие типы поведения людей, кроме того, в конце каждого раздела представлен список рекомендуемой литературы. Интересуясь психологией поведения индивидуума, не стоит проецировать ее на группы людей. Толпой движет совсем другая сила, а потому и психология массового поведения отличается от психологии поведения отдельной личности.

В данной статье мы рассмотрим три основных поведенческих типа нашего взаимодействия с другими людьми.

Пассивное поведение – это результат нашего характера. Пассивные люди не умеют четко формулировать свои потребности и, как правило, идут на поводу у других. Действия зачастую лишены уверенности, отсутствие силы воли может сопровождаться чувством собственной неполноценности. Пассивность – это не обязательно стиль жизни, иногда мы выбираем подобный стиль поведения, решив, что предполагаемый результат не стоит требуемых затрат и усилий. Те же, для кого пассивное поведение является привычным, нередко мучаются вопросом: правильно ли они поступили в той или иной ситуации.

Агрессия подразумевает подавление прав другого человека и самоутверждение за счет уменьшения достоинств других. Это поведение относится к активной позиции, однако агрессия направлена только на разрушение. Часто агрессивное поведение у нас ассоциируется с психологией мужчин, в то время как апатия и пассивность больше свойственна женщинам. Самореализация за счет унижения – свидетельство отсутствия уверенности в себе.

Поиск компромисса отнюдь не означает пассивность, в этом случае человек пытается найти способ контролировать происходящее. Компромисс свидетельствует об адекватной самооценке, а также о позитивном мышлении. Для подобного типа поведения характерна здравая доля самокритики и умение принять ответственность за свои решения. При пассивном и агрессивном поведении мы, так или иначе, создаем трудности посредством других людей, в то время, как компромиссное поведение предполагает не борьбу за выживание, а рациональное взаимодействие.

Именно способность к саморегуляции своего поведения считается в психологии поведения высшим критерием развития нашей личности.

Психология поведения

Сегодня уже нельзя позволить себе ничего не знать о психологии. Фактически она затрагивает все стороны нашей жизни. Психология ставит, например, такие вопросы: Насколько метод воспитания вас родителями повлиял на то, как вы воспитываете собственных детей? Как легче всего порвать с лекарственной зависимостью? Может ли мужчина ухаживать за младенцем так же искусно, как и женщина? Можно ли с помощью гипноза избавиться от последствий травматических переживаний в детстве? Как проектировать приборы атомных электростанций, чтобы свести к минимуму ошибки человека? Как влияет продолжительный стресс на иммунную систему? Является ли психотерапия более эффективным средством от депрессии, чем фармакологические препараты? Можно ли повысить обучаемость с помощью препаратов, улучшающих передачу нервных импульсов? Над этими и многими другими вопросами работают психологи.

— Новый вид психотерапии способствует излечению от гнетущих воспоминаний

— Тревожность можно контролировать саморегуляцией биоритмов мозга

— Подтверждена телепатическая передача мыслей

— Гипноз эффективен в регуляции боли

— Эмоциональная стабильность тесно связана с количеством членов семьи

— Гомосексуализм связан с отношениями между родителями

— Трансцендентальная медитация помогает решению задач

— Раздвоение личности связано с оскорблениями, полученными в детстве

Мы сначала рассмотрим, какие темы изучаются в психологии. После краткого обзора исторических оснований психологии мы обсудим подходы, используемые психологами при изучении этих тем. Затем мы рассмотрим методы исследования в психологии, включая этические правила проведения психологических исследований.

1. Предметная область психологии

Психологию можно определить как научное исследование поведения и психических процессов. Этому определению соответствует огромное разнообразие тем. Чтобы дать о них некоторое представление, кратко остановимся на пяти наиболее характерных проблемах, изучаемых психологами. (Более подробно все эти проблемы будут рассмотрены в различных частях книги.)

1.1 Мозговые травмы и узнавание лиц

Такие случаи многое говорят нам о том, как работает нормальный мозг. Они показывают, что некоторые психические функции — такие как узнавание лиц — локализованы в определенном участке мозга. Это как если бы у нас в мозге был специальный механизм, который чаще всего делает что-то одно, или если бы наш мозг, или разум, состоял из группы специалистов, каждый из которых делает «свое дело».

1.2 Атрибуция личностных качеств

Рис. 1 Наделение личностными качествами. Когда мы думаем, вызвано ли существенное пожертвование на благотворительность особенностями личности дающего или же самой ситуацией, то склоняемся к решению, что некоторое качество личности оказалось решающим.

1.3 Амнезия детства

Большинство взрослых, даже будучи в солидном возрасте, могут вспомнить события своих ранних лет, но только до определенного момента. Фактически никто не может точно вспомнить многие события, происшедшие до трехлетнего возраста. Возьмем, например, такое значительное событие, как рождение брата или сестры. Если оно произошло после того, как вам исполнилось 3 года, наверное, вы что-то об этом помните, и чем больше вам тогда было лет, тем больше вы сможете вспомнить. Но если рождение состоялось до 3-летнего возраста, то многим людям будет трудно точно вспомнить хотя бы один случай, относящийся к этому событию (рис. 2).

Рис. 2. Припоминание событий раннего детства.

В эксперименте по амнезии детства испытуемым — студентам колледжа — задавали 20 вопросов о событиях, сопровождавших рождение младшего брата или сестры. Среднее количество вопросов, на которые были даны ответы, изображено как функция от возраста испытуемого на момент рождения другого ребенка. Если рождение приходилось менее чем на четвертый год жизни, никто из испытуемых не мог ничего об этом вспомнить; если рождение приходилось на более поздний период, количество воспоминаний увеличивалось в зависимости от возраста на момент этого события (по: Sheingol & Tenney, 1982).

Это явление было открыто Зигмундом Фрейдом и называется амнезией детства. Оно особенно удивительно тем, что в первые три года жизни мы приобретаем чрезвычайно богатый опыт. Так много нового на пути, который никогда не повторится; из беспомощных новорожденных мы превращаемся в ползающих, лопочущих младенцев, а затем — в детей, которые ходят и разговаривают. Но все эти удивительные превращения оставляют незначительный след в нашей памяти.

Психология поведения

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

• развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации.

2) Нормы, связанные с характеристикой тех или иных психических состояний.

• состояния организованности сознания проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности;

• эмоциональные — стресс, аффект, фрустрация;

• волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.).

б) норма как идеал, как соответствие требованиям той социальной среды, в которой живет и действует человек;

в) норма как диапазон вариативности, присущий большинству членов данной популяции;

г) норма как соответствие тем или иным теоретико-психологическим конструктам.

• коррекция психического состояния подопечных;

• профилактика девиантного поведения у учащихся школ и других учебных заведений;

• выявление сложных детей, а также лиц, оказывающих на них негативное влияние;

• организация полезного досуга подрастающего поколения;

• постановка трудных подростков на учет;

• работа с родителями и лицами, их заменяющими.

• инспектор по делам несовершеннолетних;

• психолог в учебных заведениях;

• соцработник, специализирующийся на несовершеннолетних;

• сотрудник органов опеки;

• 38 % выдают тоновые модуляции голоса;

• 55 % берут на себя невербальные сигналы.

• трогают ямочку под носом;

• отводят взгляд, скашивают его в сторону;

• при долгом зрительном контакте часто моргают;

• кривят рот в улыбке;

• тяжело дышат, что можно заметить по пульсации галстука;

• меняются в лице, как хамелеоны: то бледнеют, то краснеют;

• рефлекторно сглатывают слюну.

2. Безуспешность попыток прекратить употребление или уменьшить его.

3. Для приобретения вещества требуется все больше денег, сил, времени.

4. Симптомы интоксикации часты. Под угрозой соматическое здоровье.

5. Имеющая значение профессиональная деятельность или социальная активность замещаются поиском вещества, а потом редуцируются или прекращаются.

6. Потребление усиливает социальные, психологические, соматические проблемы.

7. Изменяется толерантность. Об этом можно говорить, когда желаемого эффекта можно достигнуть при увеличении дозы на 50 %.

8. Синдром отмены.

9. Вещество применяется для снятия синдрома отмены.

2. Значительная взаимосвязь с неспособностью получать удовольствие от других сторон жизни.

3. Неспособность контролировать, останавливать или прекращать конкретное поведение, даже осознавая его разрушительность.

4. Беспокойство и раздражительность при попытках со стороны пресечь это поведение.

5. Чувство тревоги и волнения при прекращении этого поведения на время.

6. Использование зависимости с целью избежать ответственности.

7. Ложь и преувеличения при рассказе о проявлениях этого поведения, уменьшение значимости проблемы для себя и для других.

8. Поведение характеризуется высокой степенью риска и угрожает физическому и психическому здоровью.

9. Интенсивные перепады настроения, связанные с данной деятельностью, – в диапазоне от эйфории до стыда, вины и депрессии.

• Также нельзя переусердствовать, сжимая руку собеседника, словно клещами. Такой жест можно воспринять, как желание навязать свою волю.

• Всякие прикосновения ко лбу, носу, рту на языке жестов расценивается как неправда. Бессознательно вы пытаетесь нейтрализовать ложь, которую говорите, тем самым пытаясь закрыть самому себе рот.

• Скрещивание рук во время разговора, наталкивает ваших собеседников на мысль, что вы демонстрируете свой скепсис либо не верите своим же словам.

2. Творческая форма — соответствует интуиции, предрасполагающей к отвлеченному, абстрактно-образному мышлению, сопоставлениям и догадкам, не идущим от опыта — как своего, так и чужого. Поэтому большинство новых открытий — следствие интуитивных озарений людей, обладающих не просто смекалкой, предчувствием и живым воображением, а фантазией, отрывающей их от реальности, за пределами которой они находят ответы на загадки науки или природы.

3. Гармонизирующая форма личности — связана с развитой этикой, предопределяет способность к проникновению во внутренний мир других людей, способность к сочувствию и тонкой дипломатии.

4. Нормирующая форма личности — существует на базе логики, наделяющей людей способностью к объективному анализу фактов, не отягощенному личным отношением к ним.

2. Гармонизирующая форма личности хорошо понимает и дополняет творческую личность (при условии, что выбор идеи и инициатива в новом будут принадлежать творческой личности, а сглаживание острых углов и внедрение идеи в жизнь — гармонизирующей, а не наоборот).

2. Творческая и нормирующая личности. В этом союзе творческая личность управляет нормирующей, в основном демократическими методами.

2. Гармонизирующая и нормирующая личности. У них разные идеалы и подходы к делу. Нормирующая личность подчиняет чувства и отношения интересам дела, руководствуясь сухой логикой фактов. А гармонизирующая — стремится выйти за рамки установленных правил ради каких-либо человеческих ценностей, ставя этику выше логики.

2. Неплохая совместимость может быть у людей с нормирующими типами личности. Они в равной степени ориентированы больше на дело, чем на эмоции. Очень добросовестны во всем, что касается чувства долга и стабильны в своих привязанностях. Но в некоторых случаях недостаток теплоты в отношениях приводит к взаимному охлаждению. Впрочем, они хорошо понимают друг друга.

3. Несколько хуже совместимость у творческих личностей. Здесь возможны: конкуренция идей, устремлений, взаимные претензии, неуступчивость, обиды, разногласия. Если они занимаются одним делом, сферы их деятельности желательно разделить.

4. В наименьшей степени совместимы доминантные личности. Их взаимные обиды и претензии более устойчивы и последовательны, чем у творческих личностей. Существует опасность постоянной конфронтации из-за конкуренции целей, идет борьба за влияние, власть, престиж и т.п. Их компромиссы временны, а установка на победу любой ценой велика, особенно у волевых типов.

• Немалое значение имеет и воспитание. То, что заложено родителями в маленькую девочку, а потом и во взрослую женщину, определяет ее поведение и поступки.

• Жизненный опыт немаловажен в познании психологии женщины. Если она большую часть своей жизни видела лишь негативные стороны судьбы, то ей приходится сложнее в жизни, она перестает доверять окружающим людям, соответственно, становится одинокой. Одиночество провоцирует собственное мнение, совершенно отличимое от иного женского мнения. Тогда, когда даме «улыбается» удача и ее можно назвать везунчиком судьбы, то и психология ее мышления развивается иначе.

• Принимать человека таким, как он есть, а не пытаться перестраивать его под свои желания.

• Находить время для собственных увлечений и не противится увлечениям мужчины.

• Не показывать дурного настроения в общении с мужем.

• Не верить словам чужих людей, а доверять только своим чувствам.

• Не требовать скоропалительных решений и активных действий.

• Верить в реальность, которая происходит, а не жить мечтами и иллюзиями.

Источники: Поведение в психологииШведский маринованный лосось (гравлакс) – блюдо экзотическое для нашей страны, ведь по аутентичному рецепту рыбуhttp://womanadvice.ru/Психология поведенияВ начале двадцатого века французский психолог Пьер Жане разработал общепсихологическую концепцию личности – психологию поведения. Концепция стала естественной для французской социологическойhttp://womanadvice.ru/psihologiya-povedeniyaПсихология поведенияПсихология как научное исследование поведения и психических процессов. Исследование воздействия различных факторов на поведение личности. Исторические основания психологии. Обзор развития основных школ в психологии, их основные положения, значение.http://mirznanii.com/a/199125/psikhologiya-povedeniyaПсихология поведенияПсихология поведения, психология девиантного поведения, педагогика и психология девиантного поведения, психология поведения жестов, психология зависимого поведения, психология человека по поведению и жестам, психология поведения мужчин, психология поведения детей, формы поведения психология, психология поведения женщин.http://center-yf.ru/data/stat/psihologiya-povedeniya.php

blogfact.ru

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - это... Что такое ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Так же как тело подвержено непрерывным изменениям от младенчества до старости, поведение никогда не достигает стадии, на которой развитие прекращается. Причем поведенческое и телесное развитие тесно связаны друг с другом, и этапы того и другого в значительной степени совпадают. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение комбинированно влияют природные и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды. Большой вклад в исследование поведения человека от рождения до юности внес швейц. психолог Жан Пиаже, который связал умственное развитие с физическим взрослением. Сенсомоторная стадия умственного развития охватывает первые два года жизни ребенка и включает в себя постепенное усовершенствование изначально рефректорного поведения. Несмотря на то что младенец с момента рождения обладает зрением, способность фиксировать взгляд на определенном объекте развивается на протяжении первых месяцев жизни по мере овладения умением классифицировать различные визуальные стимулы. Развитие слуха происходит сходным образом. Двигательное развитие новорожденного соответствует стадиям созревания нервно-мускульной системы. Младенец умеет кричать с момента рождения, а к двухмесячному возрасту осваивает гуление и лепет, постепенно становящиеся основой осмысленной речи. Развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте (дооперациональная стадия, по Пиаже) проявляется в познавательной, мотивационной и нравственной сфере и происходит в основном во взаимодействии ребенка с семьей. Интеллектуальное развитие ребенка приводит к тому, что он начинает применять символы, что является уже признаком абстрактного мышления: от собственных наименований предметов и их свойств он переходит к формированию понятий, т.е. к абстрагированию и классификации по признаку общности широкого спектра символов и представлений. Формирование у ребенка начального понимания закономерностей отражает его способности воспринимать взаимоотношения между различными сторонами явления. По мере освоения речи, начинающегося на втором году жизни, увеличивающиеся в объеме и дифференцирующиеся представления ребенка получают названия и могут использоваться в возрастающих взаимодействиях со взрослыми. Рост словарного запаса сопровождается овладением построением фраз, от простейших, состоящих из двух слов, к более сложным, грамматически правильным предложениям, построенным самостоятельно. В решении встающих перед ребенком задач играют роль восприятие, память и развитие новых представлений и закономерностей. Сильны стремления избежать одиночества или опасности, ведущих к возникновению тревоги. Еще более интенсивна мотивация ребенка к обретению любви, защиты и заботы со стороны окружающих взрослых, особенно матери. Удовлетворение этих осн. потребностей является предпосылкой роста интереса к окружающему миру и стремления к деятельсности, особенно к использованию игрушек. Быстро развивается в младшем и среднем школьном возрасте нравственная чувствительность ребенка. Амер. психолог Лоуренс Колберг исследовал прохождение ребенком нескольких стадий развития нравственности, характеризующихся, ориентацией на наказание, поощрение и, наконец, формирование личной позиции. Родители оказывают решающее влияние на развитие нравственных представлений детей в первые шесть лет жизни. Юность приходит с началом созревания репродуктивной системы. На этой стадии, согласно Пиаже, мышление обретает упорядоченность и логичность и индивид учится оперировать абстрактными идеями. Психологическими характеристиками этого периода являются независимость, половая идентификация, профессиональное самоопределение. Группа сверстников приобретает очень большое значение, обеспечивая подростка возможностью самовыражения, самооценки, самоопределения, одобряя или порицая его поведение. Из характера изменений, происходящих в поведении взрослого человека, следует отметить тот динамичный процесс, при котором собственная личность оценивается с точки зрения верности принципам, достижения цели и социального вклада. Подобным же образом поведение человека в пожилом возрасте, тесно связанное с телесными изменениями, окрашивается чувством цельности и полноты (или отсутствия таковых) применительно к предшествующим этапам.

dic.academic.ru