Нейролингвистическое программирование (НЛП) – что это такое, как работает, как научиться? Нлп метод в психологии


Метод нейролингвистического программирования в современной психологии |

Среди всех видов терапии, использующихся в современной психологии, нейролингвистическое программирование представляет собой одну их самых прогрессивных и необычных методик влияния на человека. В основе НЛП лежит техника копирования (отхождения) вербальных и невербальных аспектов поведения человека. Эта методика направлена на то, чтобы обеспечить пациенту доступ к его скрытым ресурсам и расширить границы восприятия мира. Благодаря этому происходят качественные изменения в сознании личности, с помощью которых перед человеком открываются новые возможности и перспективы.

Авторами нового направления в психологии, именуемого нейролингвистическим программированием, стали трое американских специалистов; Ричард Бендлер, Фрэнк Пьюселик и Джон Шриндер. Они работали под  попечительством известного ученого, кибернетика, лингвиста и антрополога Грегори Бейтсона. В результате многолетних исследований, проводившихся на протяжении 60-х – 70-х годов двадцатого века, широкой публике был представлен революционный метод психологической терапии НЛП, который сразу же обрел широкую популярность.

Неоднозначное отношение в психологии к нейролингвистическому программированию

Место нейролингвистического программирования в современной психологии остается довольно неопределенным. С одной стороны, эта психотерапевтическая концепция до сих пор не получила признания академического сообщества. Таким образом, ее нельзя назвать полноценной наукой.

С другой стороны, среди всех практических методик, используемых в психологии, нейролингвистическое программирование является едва ли не самым популярным. Эта разновидность психотерапии получила очень широкое распространение. Она не единожды доказывала свою действенность и эффективность и смогла помочь тысячам людей, желающим изменить собственную жизнь к лучшему.

Справиться с проблемами, мне помог Денежный амулет, который настроен так, чтобы постоянно привлекать удачу и деньги. Внимание: Талисман Удачи должен изготавливаться строго индивидуально, я заказывала его именно здесь!

Нейролингвистическое программирование на практике

Что дает человеку практика нейролингвистического программирования? Каких результатов можно добиться, используя моделирование, хронологию, рефрейминг, подстройку и прочие техники НЛП? На самом деле, существует множество подтверждений действенности нейролингвистического программирования на практике. С момента создания НЛП было проведено множество исследований, призванных определить степень эффективности его методик. Часть из них показала положительный результат, другие – подтвердили эффективность только некоторых техник.

В целом, люди, использующие нейролингвистическое программирование на практике, могут рассчитывать, что они научатся:

  • лучше разбираться в окружающих;
  • ставить правильные цели и достигать их;
  • успешно вести переговоры;
  • эффективно общаться с людьми;
  • получать от жизни больше удовольствия:
  • избегать манипуляций;
  • избавляться от фобий и страхов;
  • устранять плохие привычки;
  • улучшать свои когнитивные способности и пр.

ЭТО НАДО ПРОЧИТАТЬ

ЭТО НАДО ПОЧИТАТЬ

www.sudba.info

Метод НЛП - Психология Дома Солнца

Метод НЛП Короче – успешные думают немного по другому, чем не успешные.

– Вау, какое великое открытие! - скажете вы. И будете правы. Потому что энелперы люди жадные (в хорошем смысле этого слова). Им было мало философски понять данную вещь, им ещё хотелось самим стать успешными. И начать продавать методику успешности другим. Для этого нужно было не просто понять, а построить действующую на самом себе модель. То есть реально действующую. Чтобы не небритый мужик в костюме, купленном к выпускному балу собственного отца, проводил популярные семинары "Как стать миллионером за умеренную плату". А вполне респектабельная личность могла это рассказать, при чём исходя из личного опыта.

Ну, сначала понятно были некоторые проблемы с личным опытом. Но потом всё-таки кое у кого получилось. Заодно появился товар, который действительно можно продать – работающая модель того, как быть успешным. Правда, это касалось не только зарабатывания денег. Успешность ведь для каждого своя (что тоже выяснили в процессе долгого изучения и изнурительных исследований). Успешность – это получение того что хочешь, желательно с минимальными затратами. Правда минимальные затраты – это уже эффективность. Так что мастерство, успешность и эффективность оказались запряженными в одну телегу. Осталось направить их всех в одну сторону, а не как всегда…

Итак, что же выяснили эти самые энелперы, препарируя мастеров своего дела и вскрывая достигших вершины личностного роста? Выяснилось, что люди они генетически такие же, голова и четыре конечности. Но вот в голове у них немного по другому. Думают они как-то не так. Не так что-бы очень не так, чтобы другие не смогли. Но по другому. Всё у них с подвывертом. С заморочками.

Первое, они знают чего хотят. Конкретно знают. Чётко ставят цели.

Есть история. В одном американском университете проводили исследования среди студентов. Кто как планирует свою жизнь и ставят цели. Выяснилось, что у 85% цели вроде как есть, но они их не записывают. Еще 10% эти цели записывали. И ещё 5% записывали определённым образом.

Через десять лет посмотрели, кто сколько из этих студентов зарабатывает (Америка – у них других критериев успешности нет, не то что у нас). Догадываетесь? Ну да, эти последние 5% зарабатывали больше, чем остальные 95% вместе взятые.

Возвращаемся к успешным людям. Второе, они были достаточно чутки, чтобы понять, что цель достигнута. Смешно, правда? – Ну что, я ну узнаю, что я уже счастлив? – скажете вы. И будете … Про вас конкретно я не знаю, но вот большинство "нормальных" людей почему-то узнать этого не могут. Но про это отдельно.

И третье, они были достаточно гибки, чтобы менять то, что они делают для достижения этой самой цели.

Ещё одна история. Ещё один эксперимент. Классика. Есть такое направление в психологии – бихевиоризм. Эти люди считают себя (и других людей) просто очень сложными животными. И любят мучать крыс: бьют их током, заставляют бегать их по лабирантам и вытворяя с ними прочие забавные вещи.

И вот эти бехивеористы в одном так же американском университете, решили всё-таки выяснить, чем отличается человек от крысы. Кроме размера и наличия хвоста. Для этой цели они построили два одинаковых по структуре лабиринта. Побольше – для людей, поменьше – для крыс. Приманкой людям была бумажка в 5$, для крыс – кусочек сыра.

Выяснилось, что на уровне обучения прохождения лабиринта практически нет: и крысы и люди обучались одинаково хорошо. Различия появились после того, как приманку убрали. Крысы после второго прохождения просто отказывались входить в лабиринт. А люди даже по ночам приходили и бегали по лабиринту в надежде, что…

Это я к тому, что "нормальные" люди крайне не гибки. Они стараются делать всё одним и тем же способом. Даже если он не срабатывает. А вот успешные люди в этом смысле ближе к крысам – они способны меняться.

Подведём итог. Эти три умения успешных людей:

Цель

Чувствительность

Гибкость.

– Но то же самое говорят, когда рассказывают про успешных коммуникаторов! – скажете вы. И будете вновь правы. То же самое говорят про успешных коммуникаторов. А так же про успешных бизнесменов, спортсменов, художников, ораторов, политиков и любовниц. Просто для каждого направления будет своя конкретика. Но сейчас наша конкретика в том, что мы разберём эти три навыка в контексте изменения самого себя.

А конкретика состоит в том, что у нас нет другого метода воздействия на мир и достижения собственных целей, кроме как самим собой. Мы сами – это наш главный и единственный инструмент. И настраивать нам надо именно его.

Цель

Итак, первый и, возможно, самый главный навык – это как правильно ставить цели. Этому можно посвятить кучу семинаров. Но, в любом случае, нам нужно понять, что мы хотим получить. А это не так просто сделать. Есть такая штука, как "Хорошо сформулированный результат". Там прописано, каким критериям удовлетворяет "хорошо сформулированная цель" и как её такой сделать.

Но это если есть что формулировать. У большей части народа и формулировать-то собственно нечего. Общее состояние: - Чего-то хочется, а чего не знаю. Для таких случаев припасена "Стратегия Гениальности Уолта Диснея". Как явствует из названия, стратегия была считана с Уолта Диснея, который, кроме того, что был гениальным мультипликатором, ещё был и гениальным бизнесменом. Так вот, эта стратегия позволяет превратить некое смутное желание, мечту, в конкретную цель.

Правда эта стратегия не работает с фантазиями – то есть с теми мыслями, которые мы и не хотим осуществлять. Нам просто приятно думать об этом, но чтобы воплощать в реальности!

- Классно бы, если бы сейчас по улице бегали бы динозавры!

- Что, на самом деле? - Что я идиот! Зачем они мне там на самом деле?!

Так же важно понять, как разобраться с собственными животными в голове. Я тараканов имею в виду. Которые там у каждого свои. И задача НЛП – чтобы у каждого были только те тараканы, которые ему нужны. А если не тараканы – то именно те насекомые (или животные), которые нравятся именно этому конкретному человеку.

Понятно, что его что-то не устраивает. Но это не мечта, это наоборот. Что-то внутри такое мешается. И хочется это убрать. Что конкретно убрать пока непонятно, но убрать нужно точно. Потому что мешает. Такие штуки называют проблемами.

Для того, чтобы это смутное, которое мешает, вытащить на свет, существует так называемая "Мета-модель". Это набор вопросов, ответы на которые помогают конкретизировать вышеназванную проблему. А потом превратить её в задачу.

Ещё одна закавыка с целями. Особенно с теми, которые связаны с изменением. Вы никогда не задумывались о том, что если вы что-то делаете, даже если это что-то вас сильно не устраивает, то от этого вы получаете выгоду? Не задумывались? А зря. Если бы вы не получали выгоду, давно бы делали что-нибудь более приятное и полезное. И вот тут вылезает страшная штука под названием "вторичная выгода". Это те дивиденды, которые вы получаете от чего-то. У бабушки регулярно болит сердце – и это неприятно. Но болезнь сердца может помочь ей "строить" всю семью и требовать проявления внимания. Курение часто даёт выгоду в виде возможности завязать знакомство, расслабиться, разбить время и т.д.

Именно поэтому с навязчивостями типа курения, переедания, пьянства так тяжело и нудно работать. Очень большое количество вторичных выгод. То есть, саму зависимость убрать-то дело простое, но компенсировать все эти вторичные выгоды…

Так что большой и важный блок – как разбираться с этими вторичными выгодами. И как их компенсировать, как научиться получать доступ к нужным состояниям другим путём. И путь этот должен быть не менее эффективен и доступен! Задачка не из простых.

Хотя проблема/задача - это только вопрос отношения к ситуации. Проблема – это когда человек концентрируется на препятствии, задача – когда он концентрируется на цели, которую это препятствие загораживает. Правда концентрация на препятствии приводит, в отличие от концентрации на цели, в дурное расположение духа. Но уж так устроено.

И тут встаёт вопрос: "Как думать о ситуации?" Получается, что можно думать о ней, как о проблеме, можно думать как о результате. Наверно можно и ещё как-то думать. Потому что в зависимости от того, как думаешь, и цель будет определяться по-разному.

Именно поэтому в НЛП есть куча разных моделей (то есть способов думать, принципов описания) мира и человека. И хотя в определённое мере это относится к гибкости, но я пропишу это здесь.

Экзамены в школе стюардесс. Инспектор спрашивает:

- Представьте себе следующую ситуацию. Самолет падает в пустыне. Выжили только вы одна. Вы сразу находите рядом оазис, в котором вас встречают 50 изголодавшихся по женским прелестям бедуинов.

Англичанка говорит:

- Я покончу с собой!

Американка после паузы:

- Я выпью виски, чтобы прибавилось смелости!

Француженка смотрит на экзаменатора вопросительно и говорит:

- Ситуация мне понятна, но я не могу понять, в чем собственно проблема?

Одна из самых важных моделей – это модель Логических Уровней. С её помощью можно связать между собой: наше поведение, наши способности, наши убеждения и ценности и то, что называется Личностным Своеобразием, Идентичностью. И определить свою миссию , то есть цель целей: Самое Важное.

У некоторых правда бывает наоборот – миссию они знают чётко, а вот как её достигать для них очень большой вопрос.

И эта модель позволяет связать нашу духовность и наши высшие цели с "повседневностью": что, когда, где, с кем и что делать. Она позволяет найти пути реализации наших идей в реальном мире. И сделать так, чтобы наши мелкие повседневные цели имели более глубокий и важный смысл.

Так же ещё есть модель SCORE, которая связывает между собой прошлое настоящее и будущее. Она связывает наши цели, их причины и последствия достижения этой цели. А так же то, что нам понадобится для достижения этой цели.

И ещё много всяких моделей. Считанных или созданных на основе того, как думают действительно успешные люди. Как они определяют свои цели.

Чувствительность

Но понятно, хотелось бы вовремя узнать, о достижении результата. Нужно заметить, что уже всё. Хорошо. Пора заканчивать. - А чего тут, сам скажет, – подумаете вы. И будете опять правы! Вот только то, что он скажет может совершенно не соответствовать тому, что у него там внутри происходит.

Приходит Клиент: плечи опущены, голос тихий, сутулится, дышит тяжело. – Я так не уверен в себе, - говорит он. – Я хочу изменить свою жизнь.

И я с ним работаю. И через какое то время он говорит:

– Всё замечательно. Я уже стал другим человеком.

Вот только голос у него столь же тихий, он так же сутулится и тяжело дышит. Я достиг результата? Если я считаю что "Да", то я плохой консультант. Потому что то, что он показывает своим поведением означает совсем другое: пока ничего не изменилось. И это вопрос моей внимательности и чувствительности: заметил я то, что результат не достигнут или поверил на слово.

А теперь приходит другой Клиент: плечи опущены, голос тихий, сутулится, дышит тяжело.

– Я так не уверен в себе, - говорит он. – Я хочу изменить свою жизнь.

И я с ним работаю. И через какое то время он говорит:

– Что за ерунда! Мы работаем, но ничего не изменилось!

Но голос у него громкий, плечи поднялись и дышит он глубоко и ровно. Достиг ли я результата? Не совсем – осталось убедить Клиента. Но его состояние изменилось. Хотя он пока этого не заметил. И это тоже вопрос моей внимательности и чувствительности: заметить, что результат уже достигнут (по крайней мере на уровне поведения).

Естественно, полный результат работы, это когда Клиент говорит:

– Всё замечательно! Я стал другим человеком!

И голос у него громкий, плечи подняты и дышит он глубоко и ровно.

После того, как вы поставили цель, нужно понять, как человек узнает, что цель достигнута, проблема решена. Тут описывать, к сожалению, особо нечего. Только смотреть и слушать. И чувствовать. И, на основе увиденного, услышанного и почувствованного, определять, в каком состоянии человек находится, достиг он результата или нет. Это то, что называется калибровкой. Можно конечно сделать длинный список того, что можно калибровать. И развивать. И, если в постановке цели и её конкретизации могут помочь специальные вопросы, то в калибровке один сплошной навык.

Гибкость

Самолет рейса Нью-Йорк - Москва зашел на взлет, как вдруг остановился и вернулся обратно на стоянку. Прошло не меньше часа, пока самолет все же взял курс на Москву. Один из пассажиров спросил стюардессу, в чем была причина задержки.

- Пилота обеспокоил звук, доносящийся от правого мотора, - ответила она, - и потребовался почти час времени, пока нашли другого пилота. И наконец ответ на рвущийся вопрос с языка:

– У меня такая красивая цель, я себе чётко представляю, как я узнаю о том, что она достигнута. Но как ?!!! Как мне туда попасть? Из того места, где я нахожусь в данный момент.

Есть! Есть бо-о-о-ольшая куча способов. И вам потребуется большая гибкость, чтобы выбрать лучший. Потому что все хороши. Несколько примеров.

Если вы знаете, как эта штука на плечах работает можно сделать кучу очень занятных вещей. Хотите, я научу вас такой штуке, как бессоница? Ну, если не хотите учиться, хоть послушайте, как это работает. Для того, чтобы сделать бессоницу нужно вечером, после того как лёгли в постель, начать разговаривать с собой (не вслух, а про себя) громким бодрым голосом:

– Пора спать. А то завтра не высплюсь. Спать! Спа-а-ать, я кому сказал!

Для усиления эффекта полезно представлять себе яркие, сочные волнующие картинки. Бессоница обеспечена.

Зато если хотите по утрам засыпать на ходу и вставать с трудом, надо после того, как начал просыпаться, говорить себе как можно более сонным голосом:

– Пора вставать… На работу опоздаю… Пора вставать…

Чем более сонным будет голос, тем с большей вероятностью вы заснёте.

Правда, если вы хотите наоборот, то есть засыпать вечером и бодриться с утра, то вечером нужно разговаривать с собой сонным голосом, а утром бодрым.

Но об одной и той же ситуации думать можно по-разному. И думать по-разному в НЛП приветствуется. В НЛП можно пользоваться самыми разными моделями проблемы/результата и никто вам за это слово не скажет. И на основе этой самой модели проблемы/результат можно выбрать технику изменения. А их очень много. И большинство из них работает очень быстро. Например, фобию можно убрать минут за 10-15. Несчастную любовь – за 20. Убрать навязчивость (переедание, курение, грызение ногтей) – за 40 минут. Но есть долгие техники! Суровые. Минут 50. Или даже целый час. Правда потом – как новенький.

Но это сами техники. А вот предварительный сбор информации, постановка цели может занимать намного больше времени.

Итак, как можно описать проблему. Ситуация, типичная для многих по утрам. Просыпаешься. Глаза слипа-ю-т-ся. Но в голове есть голос (или себе сам говоришь – это зависит от точки зрения), который говорит:

- Пора вставать. Надо на работу.

Так вот. Если поддаться голосу и встать, что-то внутри заставит слипаться глаза и зевать рот. Если остаться лежать, голос станет более мерзким и будет рассказывать о всяческих неприятностях, которые произойдут, если не встать быстро. СЕЙЧАС ЖЕ!!!

Как вы понимаете, это просто другой взгляд на ту же ситуацию, что разбиралась чуть ранее. Другая техника. Но и то, и то работает. Просто по-разному.

Это можно описать так: есть одна очень важная часть. Которая отвечает за комфорт. И она призывает ещё отдохнуть. Есть вторая очень важная часть, которая отвечает за успешность, зарабатывание денег и т.п. И они, эти части, в этот момент утром друг другу мешают. Чтобы ты не сделал, часть которая считает себя ущемлённой, тебе отомстит. Если встал, часть отвечающая за комфорт заставит спать на ходу. А если останешься лежать, то часть ответственная за успех, будет мучить представлением о страшных неприятностях. И ведь обе части очень важны и нужны! Ну, как в жизни: все очень добрые и милые люди. Но почему-то грызутся как кошка с собакой.

Так какой выход? А простой – договориться. Ты не мешаешь мне, я не мешаю тебе. И ведь работает. После такого договора человек либо спокойно и быстро встаёт, и бодро с хорошим настроением идёт куда ему надо. Либо, если он решил, что поваляться важнее, чем опоздать на работу на пятнадцать минут, с максимальным комфортом лежит сколько ему нужно. И все довольны. И отдых более существенный, и бодрость с самого утра. Вот такая внутренняя гармония.

Ресурсы

Ещё один способ думать о ситуации. Ну, например, что такое проблема? Это когда вы находитесь в точке А и хотите попасть в точку В, но что-то мешает. Предположим, я чувствую неуверенность когда вижу начальника, а хочу чувствовать спокойствие. Но этот переход как-то пока не удаётся. Чего-то мне не хватает.

Вот то, чего не хватает (или что нужно добавить для достижения цели) в НЛП называется ресурсами. И тогда всё решение проблемы/задачи можно свести к формуле:

Актуальное Состояние + Ресурс = Желаемое Состояние.

Актуально – это то, которое мы хотим изменить. Оно ведь не обязательно проблемное. Может оно так вроде и ничего, но хочется получше. Например: я довольно хорошо общаюсь, но хочу делать ещё лучше.

И так как АС и ЖС вроде как константы, менять мы можем только эту штуку под названием Ресурс. Его нужно подбирать. А ресурсом ведь может быть куча разных вещей: наши состояния, мысли, чувства, способности, умения, воспоминания, убеждения, ценности и т.д. и т.п.

И самое забавное, что обычно "это всё" у человека уже есть. Правда, не в том месте. Если бы было в том - это не было бы проблемой. А "это" вот где-то лежит. Он, например, очень даже уверен в себе. Лёжа дома на диване. А вот когда начальника видит, "это" проходит. Тогда вопрос только в том, как взять эту уверенность с дивана и перенести в ситуацию с начальником.

Самое забавное, что то, что является ресурсом в одной ситуации, может быть весьма вредным в другой. Ну, например, бодрость – весьма ценный ресурс утром, когда просыпаешься. И крайне мешающая вещь вечером, когда ложишься спать.

И тогда решение задачи – просто перетащить этот самый ресурс из того места где он есть, в то место где его нет, но он очень нужен.

Но ресурс – растение нежное. Иногда перетащить можно, но нужно приложить кучу усилий, чтобы он на новом месте прижился.

Да, естественно, на старом месте ресурс не исчезает. Перенос ресурса, это такой вегетативный процесс – берёшь веточку и выращиваешь на новом месте.

И ресурс ресурсу рознь. Понять, что нужно данному конкретному человеку для того, чтобы подправилось там что-то, это довольно сложный и трудоёмкий процесс.

Вообще, основной подход в НЛП – это увеличение числа выборов. Если у человека что-то идёт не так, как ему хочется – значит у него просто не хватает вариантов, выборов состояний, способностей, мыслей, убеждений и т.п. И почти все техники НЛП просто увеличивают количество выборов – добавляют этих самых ресурсов. И если раньше у человека был, например, выбор испугаться, обидеться или разозлиться, то после добавления ресурсов он ещё может выбрать чувство уверенность в себе, спокойствие или агрессивность. Но выбор-то остался! А человек существо довольно тупое, и по самым разным причинам может продолжать выбирать всё ту же обиду. Потому что это ему по каким-то причинам выгодно. Потому что у него убеждения такие. Ну вот они новые состояния, вот они – под рукой. Не за тридевять земель, рядом. Нет, он вытаскивает свою истасканную обиду. Потому что есть что-то более важное, что ему сообщает, что это более правильный выбор.

История про Машу и Петю

Представим ситуацию: Петя и Маша. Между ними то, что в просторечии называется словом ЛЮБОФФ. То есть: они встречаются, гуляют, общаются и всё-такое. Но регулярно Маша устраивает показательные истерики, а Петя не менее регулярно надувается как лягушка-бык.

Нашли они друг-друга, нашли!

И вроде бы такой способ поведения только портит их отношения. На первый взгляд. Но может одна из важнейших вещей, которые они проверяют друг на друге: а будешь ли ты так же ко мне привязан, если я буду вести себя плохо? Короче, полюби меня плохим. Вот такая у них общая глубинная цель – проверить, а нужен ли я сам по себе? Даже плохой.

Ну здесь может быть привет от дедушки Фрейда, на счёт того, чья мама к кому как относилась. Но наша задача не столько выяснить причины, сколько разобраться в механизме. И подправить там что-нибудь. Чтоб работало.

И вроде мы можем просто при помощи интеграции якорей той же Маше добавить спокойствия и любви. Ресурс, однако. Но этого окажется мало. Потому что ей требуется подтверждение, что её ценят и любят. А у неё может только один критерий: я бьюсь в истерике, и меня утешают. Несмотря на то, что я при этом так мерзко выгляжу.

Привет от дедушки Фрейда. У Маши это может с детства. Она в детстве там обратила внимание – если биться в истерике, мама, которая "вечно занята своими делами", прибежит и обратит на неё внимание.

И ресурс, который сюда стоит добавить, это не просто спокойствие и любовь, это еще и умение находить другое подтверждение любви. А для этого, может стоит вернутся туда, в ту ситуацию и встать на позицию мамы, Понять что нужно сделать кучу дел для той же дочери. И вообще, и для себя тоже нужно что-то сделать.

Или может стоит пройтись переоценить всю кучу ситуаций где эта самая истерика, разобраться – какой ресурс в каждую из них нужно добавить, чтобы получилось что-то более интересное, чем истерика.

Или может просто нужно убрать вот эту странную привязанность – я могу чувствовать любовь только от этого человека. Наши чувства ведь только наши. Мы сами их вызываем, запускаем. А привязанность – это такая верёвочка, которую можно привязать к больному месту другого человека и дёргать за неё, чтобы он в ответ выдавал то, что нужно нам. А мы бы считали, что только так мы можем получить наше чувство. Такой повседневный садизм.

И мы берём эту верёвочку и привязываем к самому себе. И вроде никого дёргать не надо, всё сам себе по мере надобности и даёшь. И перестаешь мучать другого. И отношения становятся более открытыми и менее истеричными.

Это всё можно действительно реально сделать. И довольно быстро сделать. И может быть Маша и Петя после этого отбросят свои мучительные друг для друга игры, и действительно смогут получать человеческой тепло и удовольствие от общения друг с другом.

Но пока они играют в другие игры.

Это разные подходы, разные техники. Разные способы добавления того, что можно назвать хитрым словом ресурс . И ресурсом здесь может быть и состояние (любовь, спокойствие), и другой взгляд на ситуацию (позиция матери), и умение находить другой способ подтверждения собственной значимости, и убеждение, что "мои чувства – это мои чувства". Это всё ресурсы. Они разные и работают по-разному. Вопрос только в том, как выбрать тот, который действительно сработает. Изменит человека в ту сторону, в которую сам человек хочет измениться.

Резюме

Ну вот, небольшой обзор подходов НЛП к тому, что можно назвать изменением. Если кратко:

1. Каждый сам решает, что ему стоит изменить.

2. У успешных людей можно стибрить их способ успешного мышления и научиться самому. Да и других научить.

3. Наша голова совершенно классный инструмент. Просто нужно его правильно настроить.

4. Способов настройки очень много и работают они вполне быстро. Надо только выбрать наиболее подходящий.

5. Если вам не нравится мир в котором вы живёте и вы хотите его изменить – начните с себя.

Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-3898.

www.sunhome.ru

Методы НЛП. Некоторые методы и теории НЛП

Восприятие ситуации с 4 позиций

  • с точки зрения себя

  • с точки зрения своего собеседника

  • с точки зрения постороннего наблюдателя

  • с точки зрения всей этой системы отношений (метапозиция)

Взгляд постороннего наблюдателя самый объективный, но подстроиться под это восприятие, и, тем более, удерживать его, очень сложно.

На этих 4 позициях построено большинство методов НЛП. В последнее время число этих методов очень быстро растет за счет того, что в НЛП наблюдается тенденция узкой специализации. Это значит, что, если сегодня в списке методов НЛП уже присутствует метод избавления от аллергии, то завтра может появиться метод избавления от цветочной аллергии (аллергии на собак и т.п.).

Сущность методов

основанных на 4 позициях восприятия, заключается в следующих этапах:

  • видеть себя с проблемой;

  • видеть себя без проблемы;

  • видеть другого человека, который верит, что Вы — самый лучший, любит Вас;

  • трансформировать свои переживания в переживания этого человека, используя его язык, модальность восприятия и т.п.;

  • запомнить это состояние и переключаться на него всякий раз, когда проблема дает о себе знать.

Схема выглядит несложной, но выполнять это в точности может далеко не каждый. Наиболее частый случай на сеансе НЛП — симуляция успеха в выполнении упражнения (об этом чуть ниже).

Среди наиболее часто используемых приемов НЛП — разрыв шаблона, установка якорей. Разрыв шаблона помогает легче принять материал или подстроиться под модальность и мышление другого человека за счет отключения контроля сознания. Якорь — приятное ощущение, воспоминание. Поставить якорь можно, погладив по плечу, коснувшись руки. Основы его действия — в учебниках физиологии высшей нервной деятельности.

Схема

Создатели НЛП взяли на вооружение простую схему научения, разработанную бихейвиористами и применяемую, в частности, в дрессировке животных. Бихейвиористы учили мышь нажимать на рычаг. Для этого они долго наблюдали за ее активностью в клетке и в тот момент, когда мышь нажала-таки на рычаг, открылась кормушка. После серии таких экспериментов мышь успешно обучилась нажимать на рычаг. Юрий Куклачев, известный дрессировщик, говорит, что не заставляет своих кошек делать что-то, а подкрепляет лакомством уже естественно выполненное ими действие.

С человеком все посложнее, поскольку вариантов подкрепления у него могут быть тысячи. НЛП-тренер обычно просит вспомнить что-либо приятное, или легонько касается человека рукой, бывает, что и то, и другое сразу. Затем, если человеку удалось, скажем, трансформировать свою модальность восприятия в модальность другого человека, тренер повторяет подкрепление. Якорь установлен. Предполагается, что впоследствии человек будет стремиться к удовольствию, получаемому от якоря, а, значит, его мотивация в избавлении от проблемы будет поддерживаться на должном уровне.

У якорей один недостаток, тот, кто знаком с физиологией условного рефлекса, хорошо его знает. Если не менять подкрепление, рефлекс угасает. Животное привыкнет к лакомству, а человек привыкнет к приятному ощущению.

Вообще НЛП многое почерпнуло из бихейвиоризма. Так, группа методов НЛП основана на построении ассоциативных связей между явлениями. Упражнение "Метафора", к примеру, включает следующие этапы:

  1. Размышление о проблеме, концентрация внимания на ней, ассоциация с проблемой.

  2. Размышление о приятном регулярном занятии, которое не составляет труда для человека. Это занятие будет для него ресурсом.

  3. Связывание проблемы и ресурса через построение аналогий.

  4. Перенос проблемы в ресурс по аналогии, поиск выхода из проблемы.

  5. Перемещение решения проблемы ресурса на реальную проблему.

Метафорическим является и

Упражнение реагирования на критику:

Разделение себя и человека, которого критикуют (взгляд на себя с позиции наблюдателя), между этими людьми — стена

  1. Человек представляет, что видит того другого себя, уходящего в момент критики за эту стену

  2. Человек представляет, что его критикуют, при этом предполагается, что он ассоциирует свое поведение с увиденным ранее поведением другого себя

  3. Оценивается содержание критики

  4. Человек получает подсказки от другого себя, как реагировать на критику с точки зрения ее содержания. Если критика справедлива — "хорошо, я учту, спасибо"; если частично несправедлива — отметить несправедливые места; если несправедлива — развернуться и уйти, либо переубедить человека

  5. Затем применяются приемы на слияние двух "Я" в одно. Человек получает способы реагирования на критику.

В результате повторения этого упражнения, как и в результате тренинга, формируется новая схема поведения. Обратите внимание на то, что свой принцип четкой программы обучения упражнения НЛП соблюдают очень строго. Каждое упражнение построено из шагов в определенной последовательности. Каждый шаг упражнения представляет собой какую-либо теорию психологии. К примеру, возьмем

Упражнение на избавление от аллергии:

  1. Закрепить якорь — бихейвиоризм

  2. Вспомнить все проявления данной аллергии и войти в это состояние — психоанализ

  3. Научное объяснение проблемы с использование медицинских фактов — когнитивная терапия, гуманистическая психология

  4. Анализ будущей жизни без аллергии и преимуществ такой жизни — постановка цели через результат, психология мотивации

  5. Поиск ресурса и способа реагирования на ресурс, взаимодействия с ним — ассоциативная терапия

  6. Закрепление ассоциаций — ассоциативная терапия

Как видите, успех теории Бэндлера и Гриндера вполне заслуженный. Они конструктивно объединили десятки совершенно разных, иногда даже противоположных друг другу, теорий и методов терапии. Другое дело, действуют ли эти методы, и действуют ли в том направлении, которое необходимо для решения проблемы.

Психологи, ведущие тренинги, знают о такой коварной помехе, как симуляция успеха при выполнении упражнения. Человеку в группе свойственно повторять поведение других участников, кроме того, ему неловко сообщать о своей неспособности выполнить какое-либо задание. Учитывая эту помеху, создатели психологических тренингов пытаются сделать упражнения как можно более простыми и доступными для любого человека. Еще одно требование для этих упражнений заключается в наличии визуальных доказательств того, выполнил человек упражнение или нет.

В отличие от тренингов, НЛП не учитывает такие требования при создании своих упражнений, поэтому симуляция — довольно частое явление, сопровождающее сеанс НЛП. Представьте, что Вы сидите в группе людей и Вам необходимо поговорить с Вашей проблемой или страхом. А ведь Вы — серьезный взрослый человек. Но это не причина мешать сеансу и обнаруживать свою неспособность выполнить задание, поэтому Вы всячески симулируете разговор с проблемой и рассказываете тренеру о его содержании. Нетрудно предположить, что упражнение не будет эффективным для Вас. Единственное, что может утешить, это тот факт, что большинство людей, сидящих вокруг Вас в кругу — тоже симулянты.

По-видимому, симуляция успеха — одна из причин, по которым НЛП ругают, как бездейственный метод. Необходимо помнить, что залог успеха в НЛП — не только умелая работа тренера, но и работа самого человека, и их сотрудничество. В таких условиях эффективен любой метод, в том числе и НЛП.

Данилова Ольга

Все статьи

www.center-nlp.ru

особенности методики, виды, техники и процессы нейролингвистического программирования

Наверное, каждый из нас хотел бы что-то поменять в себе, в своем поведении, в отношении к миру. Но сделать это не так-то просто – стереотипы, привычки и сформированные еще в детстве установки очень живучи. К тому же часто человек просто не знает, что и как надо исправить, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Мечта об управлении собственным сознанием и отношением к миру воплотилась в разработке различных психологических и психотерапевтических практик. Одной из самых популярных из них в настоящее время является НЛП – нейролингвистическое программирование.

Возникновение НЛП

Первые разработки в этой области появились в 60-70-х годах прошлого века. Основоположниками НЛП считаются американский лингвист Джон Гриндер и американский психолог Ричард Бэндлер. Создавая теоретическую основу нейролингвистического программирования, они исходили из следующего положения: вся информация, получаемая нами из окружающего мира, преобразуется при помощи логических и лингвистических (языковых) механизмов. И происходит это еще до осмысления данных, полученных нами от органов чувств. Поэтому человек имеет дело не с объективной реальностью, а со своими субъективными представлениями об этой реальности. Следовательно, и изменение человека и его жизни возможны только через изменение этих представлений при помощи нейролингвистических механизмов и формирования моделей сознания.

НЛП изначально не являлось самостоятельным направлением или школой в психологии, как, например, гуманистическая психология или психоанализ. Его разработчики использовали техники и вербальные приемы представителей трех психотерапевтических направлений: эриксоновского гипноза М. Эриксона, семейной терапии В. Сатир и гештальтпсихологии Ф. Пёрлза.

В настоящее время у НЛП много как последователей, так и критиков. Осторожное отношение классических психологов к нейролингвистическому программированию привело к тому, что эта система методик редко применяется в психотерапии, зато широко используется в различных тренингах по профессиональной подготовке персонала, особенно менеджеров по рекламе и по продажам.

НЛП – что это за методика

Как уже было отмечено, отношение к НЛП противоречивое: наряду с восторженными отзывами немало и скептических, а некоторые психологи вообще считают нейролингвистическое программирование чуть ли не шарлатанством, а не связанные с психологией обыватели часто отождествляют техники НЛП с фокусами экстрасенсов или зомбированием (ну, раз это программирование).

Однако НЛП признано официально как направление практической психологии, а скептицизм зачастую связан со спецификой приемов и техник, которые используют силу слова.

В чем суть методики НЛП

Нейролингвистическое программирование основано на следующих объективных законах человеческой психики и особенностях поведения людей:

  • Человеческое сознание – это продукт взаимодействия индивида со средой, когда внешние воздействия преобразуются, трансформируются в психические процессы.
  • Важную роль в формировании стереотипов сознания и основанных на них моделей поведения играет язык, точнее, речевые или лингвистические формулы.
  • Анализируя свой опыт и опыт других людей, добившихся успеха, человек с помощью речевых формул способен программировать свое отношение к миру и свое поведение.
  • Для успешного управления жизнью и поведением необходимы специально разработанные стратегии и лингвистические модели. Разработка их – задача практикующего психолога – специалиста НЛП.

Как вы уже, думаю, поняли, ничего сверхъестественного или паранормального в нейролингвистическом программировании нет. Сила человеческого слова и самоубеждения давно известны, так же как и один из основополагающих принципов НЛП: «Если не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней». Однако кажущаяся простота практик нейролингвистического программирования приводит к тому, что им начинают заниматься плохо подготовленные люди, не знающие базовых основ психологии. Попытки этих горе-специалистов изобрести собственные методики, которые не приносят желаемого результата – одна из причин скептического отношения к НЛП.

Аудиалы, визуалы и кинестетики: три подхода к воздействию в НЛП

Люди по-разному воспринимают и обрабатывают информацию в зависимости от того, какой канал восприятия у них доминирует: зрительный, кинестетический или слуховой. Да и характер этой информации разный. Доминирование одного канала или репрезентативной системы приводит к «фильтрованию» данных органов чувств, то есть то, что слышат одни, могут не видеть и не чувствовать другие. Поэтому важное условие эффективности практик НЛП – ориентация на доминирующий канал восприятия и, соответственно, на психологические особенности кинестетиков, визуалов и аудиалов.

Это же стоит учитывать людям, которые хотели бы использовать приемы нейролингвистического программирования для управления собственной жизнью. Определить, какая репрезентативная система доминирует у человека, можно по особенностям его поведения и речи.

  • Визуалы ориентированы на зрительные образы, для них имеет большое значение форма, размер и цвет предметов. Для этих людей важна упорядоченность вещей, гармония окружающего пространства, поэтому их раздражают, например, не на месте валяющаяся одежда, книга, не стоящая на полке в шкафу, а лежащая на диване, а асимметричность логотипа фирмы может заставить их отказаться от покупки. Реальность они описывают в визуальных терминах, в их речи присутствует много слов, связанных со зрением: «посмотрите», «видите». Они «смутно понимают», «ясно представляют», «видят перспективы», а достижения у них «зримые».
  • Кинестетики – люди, живущие ощущениями тела. Для них важно тактильное восприятие, чувство движения, скорость автомобиля или комфорт мягкого дивана. Они придают значение не цвету, а удобству вещей. Поэтому ничто их не раздражает сильнее, чем тугой воротничок или крошки печенья в постели. Надежность делового партнера они оценивают по пожатию руки или по запаху парфюма. Так как мышление кинестетиков ориентировано на телесные ощущения, то и в речи у них много соответствующих слов и вербальных формул: «почувствуйте», «такое ощущение, что…», «мягкий», «грубый», «трогательный», «твердый взгляд», «жесткое решение», «неудобное положение».
  • Аудиалы воспринимают мир как сочетание звуков. Они и информацию лучше запоминают на слух. Для них важен тембр голоса собеседника, они предпочитают общение с деловыми партнерами по мобильному телефону или по скайпу. В речи аудиалы часто употребляют слова и фразы, связанные со слуховым восприятием: «послушайте», «это как-то не звучит», «шумный», «тихий», «звонкий»; они ждут «объяснения», которое часто им «ни о чем не говорит», а сами «берут слово».

Техники НЛП

Якорение

В настоящее время существует множество разнообразных техник НЛП. Их преимущество в том, что, в отличие от других направлений психотерапии, методы нейролингвистического программирования можно применять самостоятельно и почувствовать их эффективность на себе. Для этого достаточно небольшого обучающего семинара у специалиста или даже подробной инструкции. Есть, конечно, приемы разной степени сложности, но здесь мы познакомимся с наиболее доступными и популярными.

Техника «якоря»

В жизни каждого из нас есть ситуации, которые являются знаковыми, так как оказали на нашу жизнь серьезное влияние. Они могут быть связаны и с отрицательными эмоциями, но нас в данном случае интересуют только позитивные, те, что вызывают воспоминания об ощущении блаженства, незамутненного счастья.

Образы таких наполненных счастьем ситуаций вспоминаются спонтанно, но этот процесс можно сделать осознанным и организованным. Для подобной цели и служит «якорь». Выбрав наиболее привлекательную ситуацию, которая есть в памяти (встреча с любимым, сочетание ощущения свободы, теплого солнца и ласкового моря и т. д.), нужно связать ее с конкретным действием. Это может быть хлопок в ладоши, щелчок пальцами, потирание мочки уха и т. д. Эта связь и будет «якорем». В качестве «якоря» можно использовать и какой-то материальный предмет: брелок для ключей, кольцо на пальце, сувенир или талисман. А если этот предмет изначально связан с выбранной ситуацией, еще лучше.

Связь воспоминания с «якорем» нужно закрепить, мысленно повторяя про себя несколько раз. Это приведет к выработке условного рефлекса, который можно «включать» в любое время, достаточно совершить действие или посмотреть на выбранный в качестве «якоря» предмет.

Та ситуация, на которую мы поставили «якорь», называется «ресурсной» — из нее мы будем черпать позитивное настроение, силы и заряжаться положительной энергией в любое время. Техника «якоря» очень помогает в трудных ситуациях, когда нужно решать сложные проблемы или когда кажется, что ничего позитивного вокруг нас не происходит.

SMART – техника постановки целей

Одна из главных проблем многих современных людей – размытость целей или вообще отсутствие четкого представления о них. Поэтому эти люди, ни о чем не задумываясь, как бы плывут по течению и очень удивляются, когда их выносит на камни проблем и неприятностей.

Цель – это необходимый ориентир для движения вперед, да и вообще для любого движения. Поэтому очень важно научиться ставить правильные цели, чему посвящена одна из техник нейролингвистического программирования – SMART. Это аббревиатура 5 правил, которым нужно следовать при постановке цели.

  • S – specific – точность и конкретность. Намечая цель, точно и в деталях обозначайте конкретный результат, которого вы хотите достигнуть. Так, «хочу быть богатым» — это слишком размытая и нечеткая цель, поэтому она не способна стимулировать вашу активность. А вот «хочу заработать на покупку новой квартиры» — уже более конкретно.
  • M – measurable – измеримость. Четко представляйте, сколько времени и какие ресурсы потребуются для достижения цели.
  • A – attainable — достижимость и реалистичность. Отдавайте себе отчет в возможности достижения цели и не стремитесь к заведомо невозможному. Это приведет вас только к разочарованиям и утрате веры в себя.
  • R – relevant – важность, значимость и соответствие вашим требованиям. Цель должна быть значима для вас, и ее достижение должно качественно поменять что-то в вашей жизни или в вас самих.
  • T – time-bounded – временное ограничение. Установите жесткие сроки достижения желаемого. Цель, теряющаяся в далекой туманной перспективе, никогда не будет стимулом к активности.

Следуя этим правилам, вы сможете не только научиться ставить значимые для вас цели, но и достигнуть их и реализовать свои мечты.

Рефрейминг

Целеполагание

Согласно теории НЛП, для человека важна не только и не столько объективная реальность, сколько собственное отношение к ней. Именно восприятие и оценка ситуации формируют поведение и определяют наше эмоциональное состояние. Если мы расстроились из-за поступка близкого человека, то дело не в нем и не в самом поступке, а в нашем отношении к этому. Эмоциональная оценка – это своеобразная рамка, в которую мы вставляем события реальности. Достаточно изменить рамку, и реальность будет восприниматься уже по-другому.

В этом суть техники рефрейминга. Frame – это «рамка», а рефрейминг – это смена рамки. С помощью рефрейминга можно не только изменить свое отношение к тому, что случилось, но и избавиться от шаблонов мышления, которые оказывают травмирующее действие на нас.

Рефрейминг контекста

С точки зрения НЛП, изменение восприятия ситуации возможно с помощью вербальных формул, по-другому описывающих событие. Это так называемый рефрейминг контекста, ставший популярным в последнее время. Кстати, это совсем не новое изобретение. Пример рефрейминга контекста мы можем найти в басне слепого древнегреческого сказителя Эзопа, переведенной И. А. Крыловым. Басня называется «Лисица и виноград». Лиса, которая как ни прыгала, так и не смогла достать гроздь винограда, заявляет, что он еще зелен, поэтому не стоит и расстраиваться.

А вот еще пример «народного» рефрейминга. Когда невеста перед свадьбой сбегает с другим мужчиной, это, конечно, очень неприятная ситуация. Но народная мудрость словами известной песни учит: «Если невеста уходит к другому, то не известно, кому повезло». Согласитесь, восприятие ситуации от этого в корне меняется.

Иногда для изменения оценки события, своего поведения достаточно лишь немного поменять фразу, описывающую событие. Вот, например, 3 варианта вербальных формул, по сути, с одним и тем же смыслом, но как они по-разному влияют на эмоциональное состояние и отношение к ситуации:

  1. «Я хочу достичь результата, но у меня есть проблемы».
  2. «Я хочу достичь результата, хоть у меня есть проблемы».
  3. «Я хочу достичь результата, несмотря на то что у меня есть проблемы».

Наряду с рефреймингом контекста есть и другие виды рефрейминга: рефрейминг содержания, рефрейминг результата. Но одним из самых сложных считается рефрейминг «шести шагов», который появился самым первым из всех видов этой техники.

Рефрейминг «шести шагов»

Его цель – изменение нежелательного шаблона поведения или привычки, которые в НЛП называются паттернами. Состоит этот вид рефрейминга из 6 этапов или шагов:

  • 1 этап. Определитесь с проблемой, то есть уточните для себя, что конкретно вас не устраивает в вашем поведении.
  • 2 этап. Обозначьте эту вашу черту или стереотип поведение каким-то символом, цветом, буквой, то есть создайте визуальный образ и четко закрепите в сознании связь его и нежелательного паттерна. Представьте этот образ частью себя и почувствуйте свое отношение к нему.
  • 3 этап. Почему вы следуете этому шаблону поведения? За этим должна быть какая-то позитивная причина или намерение. Выявите их и четко осознайте сущность этих намерений.
  • 4 этап. Придумайте набор альтернативных форм поведения, которые также удовлетворяют позитивному намерению и смогут без ущерба для вас заменить нежелательный паттерн.
  • 5 этап. Обратитесь к своему подсознанию с пожеланием замены ненужного стереотипа одним из альтернативных вариантов поведения.
  • 6 этап. Проверьте, все ли части вашего «Я» согласны с предложенным альтернативным вариантом. Этот последний этап называется «Экологическая проверка».

Общение с частями своего Я, со своим подсознанием, обращение к ним с просьбой или с благодарностью на первый взгляд кажется странным. Однако, в соответствии с теорией НЛП и психологией в целом, мы не всегда отдаем себе отчет в деятельности разных сфер и уровней сознания и подсознания, и уж тем более не всегда их контролируем. Поэтому установление контакта с этими областями нашей психики не только полезно, но и необходимо, чтобы научиться управлять своей жизнью.

Использование вербального воздействия в НЛП побуждает последователей этого направления не только развивать речевые навыки, но и очень серьезно и внимательно относиться к собственной речи, в том числе к внутренней, к тем формулировкам, которые мы используем. Ведь недаром говорится: «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

psychologist.tips

НЛП. Метод якоря. | Практическая психология

nlp-metod-yakoryaОдной из наиболее распространенных и часто используемых методик в НЛП (нейро-лингвистическом программировании) является метод якоря. Но этот метод используют не только психологи в своей работе. Часто мы сами интуитивно, даже не понимая того, применяем его, когда нам нужно подбодрить себя или мысленно перенестись куда-то. Сегодня я научу Вас использовать метод якоря осознанно, для того, чтобы помогать себе в трудные моменты своей жизни.

Метод якоря.

Для начала, давайте, прежде всего, разберемся в том, что такое якорь. Якорем в НЛП называют любой стимул (звук, прикосновение, образ, вкусовые ощущения и т.п.), которое ассоциируется, т.е. отождествляется у нас с тем или иным состоянием или событием. Так, когда мы слышим мелодию, которая звучала на нашем первом свидании, то мысленно мы непроизвольно переносимся в то самое время. И даже если и не делаем этого более или менее осознанно, то, как правило, погружаемся в него эмоционально. Эта мелодия как раз и является тем самым якорем, который запускает у нас целую цепь реакций.

Любые мысли, позитивные или негативные, расслабляющие или напрягающие нас, сопровождаются тем или иным эмоциональным фоном. А эмоции в свою очередь вызывают различные физиологические изменения, как то выброс гормонов и других активных веществ в кровь, замедление или учащение сердцебиения, дыхания, обмена веществ, напряжение или расслабление различных групп мышц. Т.о., на любое событие мы реагируем комплексно, задействуя все составляющие себя как человека: и психологическую и физиологическую (телесную).

Вот поэтому, когда мы мысленно или в большей степени эмоционально переносимся в то или иное событие, мы не просто думаем о нем или испытываем какую-то эмоцию, мы при этом изменяем свое физическое состояние. Если это событие радостное и приятное, то у нас наблюдается прилив сил, увеличение активности, улучшение мышечного тонуса. А негативное событие вызывает чувство подавленности, апатию, упадок сил. Бывало ли у Вас так, что вдруг ни с того ни с сего у Вас портилось настроение и Вы даже не понимали, почему это произошло? Скорее всего, это сработал какой-то негативный якорь, который связан с неприятным событием в Вашем прошлом. Вы услышали, увидели или почувствовали что-то, что вызвало у Вас переживания того времени, хотя и не смогли осознать, как это произошло. Т.е. сознательно Вы не обратили на этот якорь внимания, зато Ваше бессознательное его считало и отреагировало на него.

Точно так же, как нам не нужно участие нашего сознания для того, чтобы распознавать и считывать якоря, мы способны к неосознанной постановке таких якорей в своей психике. Так, пример с мелодией является как раз таким неосознанным якорем, возникшим у нас непроизвольно. Неосознанные якоря возникают у нас в психике в двух случаях: при частом повторении (то, что Павлов назвал условным рефлексом) или при одноразовом, но очень сильном переживании. В этом случае, как и всегда, действует такое правило: чем меньше наше эмоциональное вовлечение, тем большее количество повторений нам нужно для того, чтобы закрепить реакцию. Вспомните, когда Вы учились в школе, то какую информацию запоминали быстрее и легче: ту, что интересна или ту, которая никак Вас не задевала? То же самое касается и неосознанного запоминания нашей реакции, которое мы назвали якорем.

Но мы можем ставить себе якоря и вполне осознанно. Возникает вполне закономерный вопрос: а для чего нам это делать? А вес дело в том, что якоря являются теми самыми доступными нам пусковыми кнопками, которые способны запустить скрытые ресурсы нашего организма. Так, в какой-то трудный жизненный момент, когда нет ни сил, ни желания что-то делать, сильный позитивный якорь способен изменить нашу внутреннюю программу, перенастроив ее на новый лад. Ведь все знают, как трудно бывает отвлечься от негативных мыслей и переключиться на что-то хорошее. А якорь открывает нам доступ к тем внутренним ресурсам, которые делают это практически автоматически. Якорь способен сообщить нам дополнительные силы, когда они уже на исходе, поднять настроение, возродить угасший интерес, придать уверенности в волнительной ситуации (экзамен или публичное выступление) и даже поможет преодолеть фобию.

Для того, чтобы заякорить ресурс из своего прошлого и сделать его доступным для какой-то ситуации в будущем, нужно проделать следующие шаги:

1.Определите ту ситуацию, для которой Вам нужен дополнительный ресурс.

2. Определитесь с тем, какой именно ресурс Вам нужен. Например, Вам предстоит экзамен, и Вы хотели бы чувствовать себя увереннее.

3. Убедитесь в том, что именно этот ресурс Вам и нужен. Это можно сделать, задав себе вопрос: Если бы у меня был этот ресурс, я бы действительно им воспользовался или нет? Если Вы ответили утвердительно на этот вопрос, то переходите к следующему пункту. Если Ваш ответ отрицательный, вернитесь к предыдущему этапу.

4. Вспомните то событие в своей жизни, когда Вы наиболее ярко переживали нужное Вам ресурсное состояние.

5. Выберите, какие якоря Вы будете использовать, для того, чтобы вызвать у себя это ресурсное состояние в будущем. Это могут быть якоря одного или нескольких видов: картинка, звук, прикосновение. Чаще всего используют прикосновение или жест, поскольку их наиболее легко и незаметно можно повторить в любой нужной ситуации. При выборе якоря важно соблюсти 2 правила: во-первых, якорь не должен иметь еще какое-то значение, помимо того, которое Вы ему придадите, т.е. распространенные жесты лучше исключить, во-вторых, он должен быть легко воспроизводим. Но наиболее сильны и эффективны якоря, которые задействуют сразу несколько каналов восприятия, т.е. звук подкрепляется картинкой и движением.

Выбранный якорь необходимо воспроизвести несколько раз, для того, чтобы выработать у себя необходимый навык. Ведь дело в том, что якорь будет работать только тогда, когда он будет повторен в абсолютной точности и полном соответствии с первоначальным выбранным образцом.

6. После того, как Вы выбрали и несколько раз отрепетировали якорь, самое время войти в необходимое Вам ресурсное состояние. Для этого перейдите в другое место и в своем воображении представьте те переживания, которые хотите у себя закрепить. В примере с уверенностью представьте ситуацию, когда Вы испытывали абсолютную уверенность в собственных силах. Представьте ее во всех красках и деталях. Прочувствуйте, что Вы видели и слышали в этот момент, в каком положении находились, что ощущали в теле. Пусть эта мысленная картинка будет наиболее яркой и насыщенной, на какую Вы только способны. Погрузитесь в эти воспоминания полностью, пусть они Вас наполнят, охватив Вас целиком.

7. В тот момент, когда Ваши воспоминания достигнут своего пика, поставьте якорь или несколько якорей (зрительный, слуховой, тактильный). Пробудьте в этом состояние столько времени, сколько захотите, а потом плавно выйдите из него.

8. Теперь проверьте, закрепился ли Ваш якорь. Для этого, воспроизведите тот якорь, который Вы поставили на пике своих переживаний. Этот якорь должен вновь перенести Вас в это состояние. Если этого не произошло или Ваши переживания недостаточно интенсивны, повторите шаг 7.

9. И, наконец, финальная проверка того, насколько этот якорь эффективен. Для этого выделите тот сигнал, по которому Вы определяете, что приближается проблемная ситуация. Например, в примере с экзаменом у Вас начинает нарастать тревога, учащается сердцебиение, возникает испарина. Войдите в это состояние, а затем воспользуйтесь поставленным якорем. Какой получился результат? Вам удалось полностью избавиться от тревоги и почувствовать уверенность в себе или лишь немного снизить уровень тревоги? Если так, то Вам, возможно, понадобится несколько ресурсных ситуаций, для того, чтобы преодолеть свою тревогу.

Следуя этому алгоритму, Вы можете закрепить на разные якоря несколько разных ресурсов. Так, удобно закреплять различные ресурсные состояния, каждое на своем пальце. Но можно также завязать все эти состояния на один палец. Такая техника получила название Накачка ресурсов.

Чем чаще Вы будете практиковаться в технике якорения ресурсов, тем более легко и быстро Вы сможете ее использовать в нужных ситуациях. Здесь я описала то, как ставить позитивные якоря, но точно также можно поставить себе и негативный якорь. Пример использования такого якоря я приведу на основе работы одного из основоположников метода НЛП Ричарда Бендлера с супружеской парой. Перед началом своего сеанса, Бендлер, зайдя в комнату, где принимал пациентов, сказал, что его, как городского жителя, здесь в деревне многое поражает. И затем поведал им вымышленную историю о том, как вчера в его гостиную заползла змея, и красочно описал, как это было ужасно. При этом он взглядом как бы прослеживал путь змеи, проходящий позади кресел пациентов.  Затем, когда уже начался сеанс психотерапии, и супруги начинали спорить друг с другом, он воспроизводил то самое движение глаз, символизировавшее движение змеи, что заставляло супругов каждый раз прекращать спор. К концу сеанса супруги уже и не пытались спорить друг с другом, поскольку теперь спор у них ассоциировался с их чувствами к змеям. Вот так негативный якорь позволил отучить супружескую пару от неэффективного метода решения споров, что позволило им в дальнейшем выработать другие, более продуктивные формы взаимодействия.

Метод якоря достаточно прост в исполнении и ему может научиться практически каждый. При этом, он весьма эффективен и позволяет решить множество разных задач: быстро поднять настроение, снять тревожность и придать уверенности, избавиться от страхов, помочь расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, в общем войти в любое эмоциональное состояние, в котором мы хотим находиться в данный момент времени. Он может также помочь Вам избавиться от вредных привычек. В общем, метод якоря позволит Вам лучше управлять своей жизнью и быстрее и легче достигать поставленных целей.

Похожие статьи:

Friend me:

psyholog-praktik.ru

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – что это такое, как работает, как научиться?

нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – метод за короткий период существования обросший множеством домыслов, легенд, противоречий. Кто-то стремиться познать НЛП для власти над умами других, для кого-то этот метод помогает глубже узнать себя, помочь себе и другим справиться с негативными переживаниями.

Нейролингвистическое программирование – что это?

Что такое нейролингвистическое программирование человека? Это технология воздействия на подсознание с целью изменения субъективной картины мира, мышления, поведения, установок и убеждений. Нейролингвистическое или нейросемантическое программирование одно из спорных направлений в психологии, которое, как считается, одинаково может принести как пользу, так и вред из-за манипулятивного вмешательства и корыстных соображений того, кто воздействует.

Автор теории нейролингвистического программирования

НЛП (нейролингвистическое программирование) было разработано в 70-х гг. XX в. Джоном Гриндером, американским лингвистом и Ричардом Бендлером, американским психологом и писателем. Соавторы вдохновились идеями польского исследователя А. Коржбицки, а за основу в НЛП была взята техника копирования поведения (вербального и невербального) психотерапевтов В.Сатир, М. Эриксона и Ф. Перлза.

Институт нейролингвистического программирования

Специалист по нейролингвистическому программированию или мастер НЛП – так звучит специальность, которой обучают на курсах НЛП. Нейролингвистическое программирование преподается в институте НЛП в Москве, по окончании обучения выдается сертификат согласно программе курса:

  • НЛП-практик;
  • НЛП-мастер;
  • НЛП-тренер.

Как работает нейролингвистическое программирование?

Нейролингвистическое программирование как технология воздействия в отличие от гипноза не вводит человека напрямую в транс, а с помощью техник подстройки удается получить доступ к бессознательному. НЛП опирается на 3 метода воздействия на человека, иногда по отдельности, но чаще НЛП-мастер стремиться задействовать все 3 субмодальности или канала:

  1. Аудиальный (вербальный) – воздействие с помощью тембра голоса, слов, разных звуковrong>
  2. Визуальный – внушение посредством изображений, образов, символов;
  3. Кинестетический – пробуждение нужных чувств и эмоций через воспоминания, телесные прикосновения.

Нейролингвистическое программирование, примеры:

  1. Вы не могли бы мне помочь? (скрытая команда).
  2. Знаете ли вы что с каждым днем Вы чувствуете себя все лучше и лучше? (слова-ловушки, переключающие на внутренний поиск ощущений связи с этими словами)?

Нейролингвистическое программирование – применение

Нейролингвистическое программирование – метод прагматичный и основан на убеждении мастеров НЛП, что в любой из сфер жизнедеятельности есть успешные люди, хотя бы один человек, и из этого следует, что копируя его поведение, шаги, можно стать таким же успешным. Области применения НЛП:

  • психотерапия неврозов, фобий;
  • тайм-менеджмент;
  • реклама;
  • политика;
  • ораторское искусство;
  • писательство;
  • актерское мастерство;
  • управление на предприятиях;
  • сфера продаж;
  • коучинг;
  • саморазвитие и личностный рост;
  • спорт;
  • юриспруденция.

Эффективен НЛП и в медицинской сфере, для лечения заболеваний и зависимостей. Нейролингвистическое программирование от алкоголизма, этот метод взят на вооружение многими клиниками занимающимися лечением пациентов с алкозависимостью, недостатком метода является его длительность по времени и высокая стоимость, снижение эффективности тоже имеет место быть из-за нестабильной мотивации пациента.

нейролингвистическое_программирование_применение

Теория нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование в психологии не признается официальной наукой и относится к разряду популярной психологии, даже успешное применение НЛП в течение трех десятков лет не делает его научно обоснованным методом, а сами техники описываются как терапевтическая магия. Многие мастера НЛП относят метод к разряду высокоэффективных технологий, подобно инженерии.

Основы нейролингвистического программирования

Приемы нейролингвистического программирования за столь небольшой период доказали свою эффективность, не всегда их используют во благо, но при разумном использовании, можно извлечь хорошие результаты. Нейролингвистическое программирование, основы:

  1. «Карта – не есть территория». Два уровня реальности внешняя «территория» и внутренняя (субъективная), в НЛП происходит работа с «картами» субъективной реальности (убеждения, установки).
  2. Гибкий человек имеет большое влияние в системе. Гибкое мышление и поведение способствует тому, что у человека всегда есть несколько на выбор решений, вариантов коммуникации, что помогает не оказываться в тупиковом положении.
  3. Нет поражений, есть обратная связь. Неудачные результаты не расцениваются как неуспех, а как ценная информация в виде обратной связи, показывающая насколько эффективной была коммуникация.
  4. Разум и тело взаимосвязаны и влияют друг на друга. Это неоспоримый факт.
  5. Личность человека и его поведение – разные явления. Поведение не определяет личность, которая несравнимо больше чем поведение, а многие поступки совершаются ненамеренно и даже кажущееся отрицательное поведение имеет в основе своей позитивное намерение, пусть и не осознаваемое человеком.
основы_нейролингвистического_программирования

Техники нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое, оно же мета программирование в своем арсенале использует базовые техники, без знания и владения которыми сложно расположить к себе человека. Итак, техники или методы нейролингвистического программирования:

  1. Установление раппорта. Создание доверия между партнером и коммуникатором (НЛПером), здесь используются подстройки: к позе, дыханию, тембру и темпу речи. У собеседника возникает доверие и ощущение, что мнения по многим вопросам совпадают, можно расслабиться и вести непринужденную беседу.
  2. Разрыв шаблона. Обычная беседа протекает в русле предсказуемых или однозначных ответов: «Да!», «Нет!», «Нормально!». НЛПер вместо этого говорит нестандартную фразу или неожиданную фразу или совершает непривычное действие. Например, собеседник протягивает руку для рукопожатия и НЛПер берет ее за локоть и говорит: «Мне интересно, когда мы придем к соглашению по этой теме и как хорошо, что у нас одинаковые взгляды на это!» затем уже пожимает руку собеседника.
  3. Рефрейминг. Очень ресурсная и позитивная техника. Когда ситуация вышла из под контроля и все происходит не так – нужно довериться пространству и придать ситуации другой контекст, можно сказать себе «Вселеная заботится так обо мне и сейчас происходит так как нужно для меня и замысел этого приоткроется чуть позже, поэтому доверяю!».

Нейролингвистическое программирование – практика

Чтобы стать хорошим НЛПером надо практиковаться и находиться в осознанном состоянии постоянно, без этого не случиться мастерства. Практика осуществляется на первых порах с простых упражнений, которые затем усложняются. Нейролингвистическое программирование – упражнения:

  1. «Фотограф засветил пленку». Упражнение направлено на работу с негативными воспоминаниями, несущими в себе деструктивную силу. Надо представить воспоминание в виде фотографии или картинки как можно четче и начать высветлять это изображение, пока оно совсем не засветится, что на нем ничего нельзя будет рассмотреть.
  2. «Тридцать лет спустя». Упражнение помогает справиться с текущей досадной или неприятной ситуацией, снизить накал эмоций. Представить как будто прошло 30 лет и посмотреть как смотрится это переживание или ситуация оттуда.
  3. «Слоны и мухи». Упражнение также призвано уменьшить неприятные переживания или последствия поступков, которые уже нельзя исправить. Например, телефон упал в воду и не подлежит ремонту. Представить на внутреннем экране прокручивается фильм со всеми яркими деталями и подробностями. Вот телефон падает в лужу, при этом разбивается, ощутить свои все эмоции при этом, затем отдалить от себя объект на сотню метров, километр, несколько километров и увидеть всю ситуацию в виде крошечной точки. Всматриваться в эту точку уже не интересно и ситуация перестает быть значимой.
нейролингвистическое_программирование_практика

Нейролингвистическое программирование – как научиться?

Нейролингвистическое программирование – обучение сегодня востребовано, поэтому найти подходящий для себя курс не составит труда, чаще такие курсы организуются в ВУЗах со специализацией «Психология». Некоторые психологические центры обучают НЛП дистанционно. Чтобы научиться методу, важно постоянно практиковаться. В открытом доступе очень много вебинаров, где разбираются техники НЛП, которым можно научиться самостоятельно практикуясь дома с близкими и друзьями. Чтение профессиональной литературы и освоение упражнений способствуют мастерству НЛПера.

kak-bog.ru

Методы НЛП

Ольга Данилова.

Некоторые методы и теории НЛП

В одном из предыдущих выпусков электронной газеты Effecton.Ru мы говорили о трех составляющих НЛП — модальностях, лингвистическом компоненте и четкой схеме обучения. Модальности — основа всех методов НЛП. Воздействие на себя или на другого человека происходит только через его систему восприятия, называемую в НЛП репрезентативной системой. Кроме того, к особенностям восприятия в НЛП относится

Восприятие ситуации с 4 позиций

с точки зрения себя

с точки зрения своего собеседника

с точки зрения постороннего наблюдателя

с точки зрения всей этой системы отношений (метапозиция)

Взгляд постороннего наблюдателя самый объективный, но подстроиться под это восприятие, и, тем более, удерживать его, очень сложно.

На этих 4 позициях построено большинство методов НЛП. В последнее время число этих методов очень быстро растет за счет того, что в НЛП наблюдается тенденция узкой специализации. Это значит, что, если сегодня в списке методов НЛП уже присутствует метод избавления от аллергии, то завтра может появиться метод избавления от цветочной аллергии (аллергии на собак и т.п.).

Сущность методов

основанных на 4 позициях восприятия, заключается в следующих этапах:

видеть себя с проблемой;

видеть себя без проблемы;

видеть другого человека, который верит, что Вы — самый лучший, любит Вас;

трансформировать свои переживания в переживания этого человека, используя его язык, модальность восприятия и т.п.;

запомнить это состояние и переключаться на него всякий раз, когда проблема дает о себе знать.

Схема выглядит несложной, но выполнять это в точности может далеко не каждый. Наиболее частый случай на сеансе НЛП — симуляция успеха в выполнении упражнения (об этом чуть ниже).

Среди наиболее часто используемых приемов НЛП — разрыв шаблона, установка якорей. Разрыв шаблона помогает легче принять материал или подстроиться под модальность и мышление другого человека за счет отключения контроля сознания. Якорь — приятное ощущение, воспоминание. Поставить якорь можно, погладив по плечу, коснувшись руки. Основы его действия — в учебниках физиологии высшей нервной деятельности.

Схема

Создатели НЛП взяли на вооружение простую схему научения, разработанную бихейвиористами и применяемую, в частности, в дрессировке животных. Бихейвиористы учили мышь нажимать на рычаг. Для этого они долго наблюдали за ее активностью в клетке и в тот момент, когда мышь нажала-таки на рычаг, открылась кормушка. После серии таких экспериментов мышь успешно обучилась нажимать на рычаг. Юрий Куклачев, известный дрессировщик, говорит, что не заставляет своих кошек делать что-то, а подкрепляет лакомством уже естественно выполненное ими действие.

С человеком все посложнее, поскольку вариантов подкрепления у него могут быть тысячи. НЛП-тренер обычно просит вспомнить что-либо приятное, или легонько касается человека рукой, бывает, что и то, и другое сразу. Затем, если человеку удалось, скажем, трансформировать свою модальность восприятия в модальность другого человека, тренер повторяет подкрепление. Якорь установлен. Предполагается, что впоследствии человек будет стремиться к удовольствию, получаемому от якоря, а, значит, его мотивация в избавлении от проблемы будет поддерживаться на должном уровне.

У якорей один недостаток, тот, кто знаком с физиологией условного рефлекса, хорошо его знает. Если не менять подкрепление, рефлекс угасает. Животное привыкнет к лакомству, а человек привыкнет к приятному ощущению.

Вообще НЛП многое почерпнуло из бихейвиоризма. Так, группа методов НЛП основана на построении ассоциативных связей между явлениями. Упражнение "Метафора", к примеру, включает следующие этапы:

Размышление о проблеме, концентрация внимания на ней, ассоциация с проблемой.

Размышление о приятном регулярном занятии, которое не составляет труда для человека. Это занятие будет для него ресурсом.

Связывание проблемы и ресурса через построение аналогий.

Перенос проблемы в ресурс по аналогии, поиск выхода из проблемы.

Перемещение решения проблемы ресурса на реальную проблему.

Метафорическим является и

Упражнение реагирования на критику:

Разделение себя и человека, которого критикуют (взгляд на себя с позиции наблюдателя), между этими людьми — стена

Человек представляет, что видит того другого себя, уходящего в момент критики за эту стену

Человек представляет, что его критикуют, при этом предполагается, что он ассоциирует свое поведение с увиденным ранее поведением другого себя

Оценивается содержание критики

Человек получает подсказки от другого себя, как реагировать на критику с точки зрения ее содержания. Если критика справедлива — "хорошо, я учту, спасибо"; если частично несправедлива — отметить несправедливые места; если несправедлива — развернуться и уйти, либо переубедить человека

Затем применяются приемы на слияние двух "Я" в одно. Человек получает способы реагирования на критику.

В результате повторения этого упражнения, как и в результате тренинга, формируется новая схема поведения. Обратите внимание на то, что свой принцип четкой программы обучения упражнения НЛП соблюдают очень строго. Каждое упражнение построено из шагов в определенной последовательности. Каждый шаг упражнения представляет собой какую-либо теорию психологии. К примеру, возьмем

Упражнение на избавление от аллергии:

Закрепить якорь — бихейвиоризм

Вспомнить все проявления данной аллергии и войти в это состояние — психоанализ

Научное объяснение проблемы с использование медицинских фактов — когнитивная терапия, гуманистическая психология

Анализ будущей жизни без аллергии и преимуществ такой жизни — постановка цели через результат, психология мотивации

Поиск ресурса и способа реагирования на ресурс, взаимодействия с ним — ассоциативная терапия

Закрепление ассоциаций — ассоциативная терапия

Как видите, успех теории Бэндлера и Гриндера вполне заслуженный. Они конструктивно объединили десятки совершенно разных, иногда даже противоположных друг другу, теорий и методов терапии. Другое дело, действуют ли эти методы, и действуют ли в том направлении, которое необходимо для решения проблемы.

Психологи, ведущие тренинги, знают о такой коварной помехе, как симуляция успеха при выполнении упражнения. Человеку в группе свойственно повторять поведение других участников, кроме того, ему неловко сообщать о своей неспособности выполнить какое-либо задание. Учитывая эту помеху, создатели психологических тренингов пытаются сделать упражнения как можно более простыми и доступными для любого человека. Еще одно требование для этих упражнений заключается в наличии визуальных доказательств того, выполнил человек упражнение или нет.

В отличие от тренингов, НЛП не учитывает такие требования при создании своих упражнений, поэтому симуляция — довольно частое явление, сопровождающее сеанс НЛП. Представьте, что Вы сидите в группе людей и Вам необходимо поговорить с Вашей проблемой или страхом. А ведь Вы — серьезный взрослый человек. Но это не причина мешать сеансу и обнаруживать свою неспособность выполнить задание, поэтому Вы всячески симулируете разговор с проблемой и рассказываете тренеру о его содержании. Нетрудно предположить, что упражнение не будет эффективным для Вас. Единственное, что может утешить, это тот факт, что большинство людей, сидящих вокруг Вас в кругу — тоже симулянты.

По-видимому, симуляция успеха — одна из причин, по которым НЛП ругают, как бездейственный метод. Необходимо помнить, что залог успеха в НЛП — не только умелая работа тренера, но и работа самого человека, и их сотрудничество. В таких условиях эффективен любой метод, в том числе и НЛП.

mirznanii.com