Методика эмоциональной разгрузки "Арт-терапия музыкой". Конспект методика психологической самопомощи психоэмоциональной разгрузки


Конспект психологической разгрузки "День психологической разгрузки"

Психологическая разгрузка

  Цели: 

  1. Создание благоприятных условий для работы;

  2. Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;

  3. Профилактика профессионального выгорания;

  4. Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

  5. Снятие эмоционального напряжения;

Целевая аудитория: педагоги ДОУ.

Форма проведения: психологическая разгрузка

Оборудование: клубочек, магнитола, диск с песней, бумага А4, игрушки бочонок меда, ящерица.

Ход проведения:

1.Приветствие Цель: познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.

Психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть.   Сейчас мы с вами немного отдохнем, поиграем, познакомиться немного поближе  друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом: каждый участник группы, мизинцами соединяется  с рядом стоящим соседом, и по моей команде дружно, скажем  «Здравствуйте».

2..«Знакомство» Цель: настроить каждого участника на работу в группе; вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

        Психолог: перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Давайте представимся, передавая клубочек и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или наше состояние (Файруза – добрая).

3. Упражнение «Я такой же как и ты, потому что я …

например ношу очки, работаю в этом садике, я мама, я женщина… Направлена на уединение группы.

4. Упражнение Самолетик

Делим группу на две команды. Каждой команде выдается по одному листу формата А 4.

Инструкция: У вас есть 5 минут на обсуждение, затем вы должны сложить из этого листа самолетик. Победит та команда, чей самолет улетит дальше. Самое главное соблюдать следующие условия.

Одновременно собирают самолетик только два человека. Эти два человека могут сделать только один перегиб, затем они должны уступить место другой паре, другой команды.

Вы можете пользоваться только одной рукой, вторую уберите за спину.

Обсуждение: какие трудности возникли у вас при выполнении данного упражнения?

5. Упражнение "Пчелы, змеи".Цель: проверка и укрепление слаженности действий в группе с добавление элемента соревновательности.

Участники разбиваются на равные по размеру группы: 1 – пчелы, 2 – змеи. Каждая группа выбирает себе короля. Далее короли выходят из зала и ждут, пока их не позовут, мы прячем два предмета, которые короли должны будут найти. Король пчел ищет мед, король змей – ящерицу. Пчелы, змеи должны помогать своим королям, издавая определенный звук, соответственно: ЖЖЖЖЖЖЖ, ШШШШШ. Чем ближе король к предмету поиска, тем громче звук и наоборот. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели, помните, что вы не имеете права ничего говорить.

Рефлексия. Как чувствовали себя в роли короля? Хорошо ли группа вам помогала? Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук? Как взаимодействовали друг с другом пчелы, змеи? Что было самым трудным в роли короля, остался ли он доволен своими подданными?

6.Упражнение «Животные»

Делимся на 4 команды. Каждая группа выбирает себе животное (Домашнее) и выбираем себе маму. Потом мамы стоят на месте и издают свой голос, а остальные закрыв глаза должны по звуку найти свою стаю. Играем на совесть, глазки не открываем. Побеждает та команда, чья команда быстрее соберется.

7.Песня «Подмосковные вечера»

Вы должны спеть песню с голосом животного какого животного вы выбрали в предыдущей игре. (развивает слуховое восприятие, на сплочение группы)

Не слышны в саду даже шорохи,Все здесь замерло до утра.Если б знали вы, как мне дорогиПодмосковные вечера.

Речка движется и не движется,Вся из лунного серебра.Песня слышится и не слышитсяВ эти тихие вечера.

Что ж ты милая, смотришь искоса,Низко голову наклоня?Трудно высказать и не высказатьВсе, что на сердце у меня.

А рассвет уже все заметнее...Так, пожалуйста, будь добра,Не забудь и ты эти летниеПодмосковные вечера!

8. Упражнение на быстроту реакции

Буду называть число. В кругу дБ 8 рук, в кругу дБ. 2 руки Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя. (на быстроту реакции, смелость, находчивость)

9. «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Время проведения: 5 мин.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

  • Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?

  2. Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

  3. Ваши впечатления по проведенному упражнению?

C:\Users\User\Desktop\ФОТКИ!!!\IMG-20160116-WA0036.jpg

C:\Users\User\Desktop\ФОТКИ!!!\IMG-20160116-WA0030.jpg

C:\Users\User\Desktop\ФОТКИ!!!\IMG-20160116-WA0031.jpg

C:\Users\User\Desktop\ФОТКИ!!!\IMG-20160116-WA0034.jpg

C:\Users\User\Desktop\ФОТКИ!!!\IMG-20160116-WA0037.jpg

C:\Users\User\Desktop\ФОТКИ!!!\IMG-20160116-WA0035.jpg

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Отдел образования Исполнительного комитета Сармановского района Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Джалильский детский сад №6 «Теремок»

общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ

"День психологической разгрузки"

Педагог-психолог:

Хасанова Ф.Г.

п.г.т. Джалиль,2016 г.

infourok.ru

Психологическая разгрузка – панацея от стресса

Профессиональное выгорание бич нашего времени, поэтому очень важно правильно отдыхать  

Плохое настроение и постоянные стрессы действительно мешают нам жить - снижается трудоспособность, накапливается усталость, теряется радость жизни. Одним из эффективных способов борьбы со стрессом является психологическая разгрузка. Ее можно проводить и дома, и на работе.

Офисный отдых «у них» – обычное дело

Известно, как сильно перерывы в работе, частые чаепития, перекуры и «прогулки» в Интернете раздражают начальство. Тем не менее, такие способы психологического отдыха хорошо знакомы любому офисному работнику – ведь это распространённые средства отвлечься от рутинности рабочего процесса. Они помогают расслабиться, предотвращают стрессовое состояние, спасают от хронической усталости и профессионального выгорания.

Психологи уверены – короткие минуты отдыха в процессе рабочего дня помогают человеку восстановить силы и трудиться потом намного эффективнее. Эту простую истину давно поняли руководители западных компаний. Психологическая разгрузка офисных работников в компаниях Японии и США – обычное явление корпоративной жизни, которое никого не удивляет. Например, чуть ли не на каждом предприятии и в любой японской компании созданы комнаты психологической разгрузки и релаксации. В специально оборудованных помещениях можно выместить весь накопившийся негатив на манекене, внешне напоминающем руководство. Кроме того, в таких помещениях можно отдохнуть на диване после обеда.Руководители одной бразильской компании пошли еще дальше в этом вопросе. По просьбе сотрудников были натянуты гамаки, в которых работники имеют возможность... поспать в рабочее время. Менеджмент объясняет столь явные послабления дисциплине тем, что после пятнадцати минут сна продуктивность работы сильно повышается. Ведь отдохнувший сотрудник трудится намного энергичнее.

А что у нас?

Как же обстоят дела с психологической разгрузкой на работе в России? Увы, до мягких диванов и гамаков отечественные компании еще морально не доросли. Но нельзя не отметить, что некоторые работодатели всё же занялись этой проблемой и подходят к вопросу психологической разгрузки офисных работников ответственно. Помимо привычных «курилок», холодильников и чайников в офисах кое-каких предприятий появились специальные помещения для отдыха, оборудованные спортивными тренажерами, или маленькие спортивные залы. А в некоторых есть даже комнаты психологической разгрузки. Правда, психологи отмечают, что в процентном соотношении слишком малое число руководителей заботятся о психологическом здоровье своих сотрудников. Большинство из них, наоборот, предпочитает экономить на всём. Заботясь лишь о прибыли, руководители и предприниматели практически совсем не думают о людях, которые, собственно, и приносят эту прибыль. Порой такие начальники считают недопустимым любой простой в работе и запрещают покидать рабочее место даже на короткое время. К сожалению, с подобными перегибами многие знакомы не понаслышке. Вот почему у некоторых офисных сотрудников сложилась крайне вредная традиция обедать прямо на рабочем месте, за монитором компьютера. Итог неутешителен – текучесть кадров, раздоры и склоки, низкая производительность труда, зашкаливающий процент заболеваний.

Разумеется, эту неутешительную картину скрашивают крупные высокотехнологичные компании. Их руководство совершенно справедливо считает, что под их началом трудятся неординарные программисты и разработчики, которым для плодотворной творческой деятельности необходимы комфортные условия, удобство в работе и отдыхе.Так, например, в компании «Google» отлично заботятся о комфортной атмосфере для сотрудников. Называют образцовым и офис компании «Яндекс», где обустроен красивый интерьер, есть буфет, библиотека, комната психологической разгрузки, спортивные тренажеры и многое другое. Всё это создает творческую атмосферу для работающих там людей.

Помоги себе сам!

Если же ваше начальство к такому «продвинутому» стилю работы относится скептически и считает его лишней тратой денег, придется брать решение вопроса в свои руки.

Создайте в своем офисе или хотя бы на столе минимальные условия для психологической разгрузки. Это может быть маленький аквариум с рыбками, семейная фотография в рамке, любимый комнатный цветок. Даже цвет жалюзи на окнах способен помочь успокоиться и на время отключиться от рутины. Также способствуют эмоциональной разгрузке восточные техники – медитация, массаж и аутотренинги. В обеденный перерыв попробуйте сами или вместе с коллегами восстановиться такими способами. Подавляющему большинству людей они отлично помогают избавиться от раздражения и накопившейся усталости.

Не только в обеденный перерыв, но и во время рабочего дня постарайтесь найти хотя бы пару минут для отдыха. Если почувствуете первые признаки усталости, выпейте чашку чая, откиньтесь на спинку стула и прикройте глаза. Сделайте себе простой массаж рук и гимнастику для глаз. Походите по комнате, пошутите с коллегами. Вы заметите, что постепенно избавляетесь от усталости и преображаетесь в полного сил и энергии человека.

Домашние способы расслабиться

К сожалению, многие люди на сегодняшний день так подавлены динамичным ритмом жизни, что не могут полноценно отдохнуть не только на работе, но и даже дома. А ведь дома правильно отдыхать особенно важно! Есть много домашних способов домашнего избавления от стресса, а именно: фотодинамический, релаксационный, физкультура и спорт, музыка и литература, лекарственная терапия, общение с близкими и любимыми людьми, домашние питомцы, комнатные растения.

Как видим, перечисленные выше способы домашней психологической разгрузки кажутся достаточно простыми. Но они, тем не менее, довольно эффективны.

Например, психологическая разгрузка фотодинамическим способом заключается... просто в рассмотрении фотографий! Сделайте подборку самых счастливых моментов своей жизни и при первых признаках плохого настроения просматривайте их (либо видео) и вспоминайте приятные моменты жизни, проведенные вместе с семьей или друзьями. Также хорошее настроение можно восстановить, просматривая фотографии природы.

Ни для кого не секрет, что регулярные занятия спортом помогают избегать плохого настроения и стрессовых ситуаций и являются отличным профилактическим средством. Спорт укрепляет иммунную систему, и физически крепкий человек болеет гораздо реже. Укрепление нервной системы и здоровья при занятии спортом связано с усилением обменных процессов и выведением шлаков из организма, а также сгоранием жиров, белков, углеводов и токсинов.

Музыка тоже способна творить чудеса во всём, что касается избавления от стресса. И если в офисе музыку можно слушать лишь в наушниках, то дома, как правило, никто не мешает вам включить ее на полную громкость. Особенно большой восстанавливающей и релаксирующей силой обладает классическая музыка. Магия Моцарта, Баха и Чайковского способна унести нас от стрессов очень далеко.

Что касается лекарственной терапии, то синтетические лекарственные средства обладают рядом побочных действий и токсически действуют на весь организм, поэтому длительно их применять не рекомендуется. К тому же назначать такие препараты может только дипломированный врач. При длительном применении возможно привыкание к некоторым из них. И вообще, лекарственная терапия незаменима лишь в острый период психических заболеваний. Так что ее можно смело считать крайним средством в борьбе со стрессом. А вот общение с близкими людьми, отдых на природе и чтение любимых книг всегда помогут вам безопасно, легко и быстро психологически восстановиться.

www.km.ru

Методика эмоциональной разгрузки "Арт-терапия музыкой"

Арт-терапия музыкой

Арт-терапия - "лечение" искусством. Неиссякаемый творческий источник, который может открыть и подчеркнуть вашу индивидуальность, многогранность и свободу личности.

Эта методика стала очень популярной в работе как с детьми, так и взрослыми. Через творчество методика арт-терапии поможет развить индивидуальность человека, восстановить гармонию разума и чувств.

Арт-терапией называют методику лечения, которая основана на привлечении ребенка или взрослого к творчеству, художественному самовыражению. Его основное отличие от других методик — человек может выразить свое эмоциональное состояние не только с помощью общения, а через различные виды творчества для улучшения его психического и физического состояния, а также эмоционального благополучия.

Можно ли справиться с плохим настроением? Психологи всего мира считают, что с помощью искусства можно излечить «неполадки» тела и души человека. Неслучайно в наше время все более популярной становится арт- терапия – улучшение самочувствия с помощью творчества. Соприкосновение с прекрасным поможет и родителям, и детям улучшить свое душевное и физическое здоровье.

Образное мышление, которое развивается в любой творческой деятельности, помогает легче решить любую проблему. Поэтому в ситуации стресса переход на этот тип мышления обеспечивает надежную психологическую защиту. Терапия творчеством – это естественный, безопасный и эффективный метод самоисцеления. Уже само выражение эмоций снимает напряжение.

Рисуем!

Рисование позволяет не только не только развивать эмоциональную сферу ребенка, улучшать его настроение, самочувствие, но и корректировать негативные психические состояния, такие как страхи, агрессивность, робость; снимать психомышечное напряжение.

«Музыка на бумаге»

Приготовьте лист и краски. Сядьте рядом с ребенком и наблюдайте за проявлением эмоций на его лице и на бумаге, включив спокойную, лирическую музыку. Можно сначала договориться, какой цвет будет выражать доброту (например, зеленый), грусть (голубой), радость (оранжевый). Затем эти правила лучше позабыть и дать ребенку свободу в выборе цветов, отражающих его восприятие музыки.

«Настроение»

Для обучения понимания собственных чувств, а также эмоциональных состояний другого человека попросите ребенка нарисовать настроение (веселое, грустное, сердитое, злое) свое, мамы, папы, сестры, кошки, осени, лета, радуги, снегопада, ливня, грозы и т.д.

«Рисуем всеми частями тела»

Для снижения эмоционального напряжения ребенка предложите ему порисовать пальцами, ладошками, локтями и даже пятками. Подобная деятельность действует расслабляюще, и дает положительный эмоциональный заряд, снимает агрессивные состояния.

Попробуйте сами и предложите ребенку порисовать с завязанными глазами. Только листы бумаги возьмите побольше. Веселье обеспечено!

Что может музыка?

Музыка сопровождает нас всю жизнь. Она способна воодушевлять и подбадривать, успокаивать и исцелять.

Великий Пифагор утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и потому восстанавливает в нас гармонию небесных сфер. Это было первое научное объяснение целебного эффекта музыки.

Музыкотерапия – один из древнейших методов лечения. Музыкой можно регулировать свое душевное состояние, а можно исцелять и физические недуги. Сам человек является уникальной системой колебательных движений (вибраций). Любому органу в системе нашего организма в здоровом состоянии присуще особое сочетание гармонических колебаний, попросту говоря – нот. С этой точки зрения каждый из нас – сложнейшее музыкальное произведение. Когда человек заболевает, в мелодии его тела звучат фальшивые ноты. Даже чувства и мысли могут быть «нездоровыми», ведь это тоже вибрации.

Особое влияние оказывает музыка на психическое состояние ребенка. Соберите коллекцию его любимых произведений, которые действуют успокаивающе или бодряще, и включите их прослушивание в детский распорядок дня как арт – терапию. Такие эмоциональные разгрузки будут способствовать релаксации, восстановлению сил, хорошему настроению и самочувствию, развитию воображения.

В вашей музыкальной «аптечке» обязательно должны быть Моцарт, Бетховен, Бах, Шуберт, Шуман, Чайковский. Классическая музыка действует расслабляюще, снимает утомление, успокаивает, улучшает настроение и сон, повышает способность к интеллектуальной деятельности. Терапевтическое действие оказывает также специальная музыка – записи природных звуков (шум прибоя, журчание ручейка, шелест листвы, шум дождя, стрекотание сверчков) в сочетании с классической, гитарной, мелодичной инструментальной музыкой.

Очень полезно слушать аудиозаписи с композициями, составленными из пения птиц в сочетании с классической музыкой, церковным пением. Ученые установили, что птичье пение помогает успокоиться, расслабиться, противостоять стрессу и многим нервным расстройствам, нормализирует все биологические процессы в организме.

Во время прослушивания мелодии отключите мышление, полностью отдайтесь звуковому потоку и тем ощущениям, которые у вас возникнут. Если в голову приходят какие-то образы, то просто наблюдайте за ними. Чтобы чувствовать себя комфортно и защищенно представляйте себе образы природы (лесные полянки, песчаные берега у голубого озера, сочные заливные луга) или какие-то приятные события.

Однако никакая музыка не сравниться по степени воздействия с пением. Когда мы поем, возникает звуковая волна, 80% энергии которой уходит на то, чтобы привести наши внутренние органы в состояние вибрации. Человеческий голос – лучший инструмент для создания целительных звуков, только надо уметь им пользоваться.

1. Широко раскройте рот, как будто зеваете, и задержитесь в этом положении как можно дольше, одновременно тяните звук «а». 2. Упражнение для снятия зажимов. Медленно, энергично артикулируя, пропевайте слоги «ху-хо-ха-хэ-хи». Каждый слог надо повторить 5 раз подряд, как будто смеетесь.

3. Упражнение на управление голосом. Тяните гласные звуки «у-о-а-э-и», медленно переходя от одного к другому и наблюдая, как при малейшем изменении положения гортани, рта и языка меняется характер звука. Старайтесь направлять звук в разные органы и части своего тела.

4. Когда у вас хорошее настроение, радостно пойте любые песни, включите победную музыку.

Особенно полезно танцевать во время пения. Ведь для ребенка так важны танцевальные и музыкально – ритмические упражнения. Они развивают пластику, грацию, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ощущения свободы и радости, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Для занятий нужно подобрать музыку различных темпов.

Предложите ребенку изобразить движения, которые бы передавали разные настроения: «Походим, как грустная бабушка. Попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как радостный малыш, который учиться ходить. Полетаем, как беззаботный воробушек, а теперь – как грозный орел. Осторожно подкрадемся, как злая кошка к птичке. Пощупаем со страхом кочки на болоте. Пройдемся в задумчивости, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Занимайтесь арт – терапией. Попробуйте с помощью творчества лучше понимать себя и ребенка.

infourok.ru

Методы саморегуляции и психологической разгрузки

С этим файлом связано 33 файл(ов). Среди них: Формирование основ нравственной культуры личнос...ppt, юнит 3 часть 2.docx, юнит 2 часть 4-5.docx, Ориентация.doc, тест Потребности.doc, методичка.doc, Ждан. История психологии.doc, юнит 2 часть 2.docx, англ часть 2.docx и ещё 23 файл(а).Показать все связанные файлы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О.М. Бабич МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ Рабочая тетрадь для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2008

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и пси- хологии 28 сентября 2008 г., протокол № 1400-7 Рецензент канд. пед. наук, доц. Ю.А. Гончарова Рабочая тетрадь подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного уни- верситета. Рекомендуется для студентов 3 курса очной формы обучения отделения психологии факультета философии и психологии Воронежского государ- ственного университета. Для специальности 030301 – Психология ОПД.В.01.1

3 ВВЕДЕНИЕ То, что мы слышим, часто забывается, то, что мы видим, запоминается несколько лучше, но лишь то, что мы делаем сами, можно понять и прочувствовать по-настоящему глубоко. Восточная мудрость В здоровом теле – здоровый дух. Верно и обратное – здоровый дух абсолютно необходим для здоровья тела. Ведь все, что происходит в одной части нашего организма, имеет отражение в других его частях. А здоровая психика вполне может породить здоровое тело, возродить в нем здоровье, – если вы в это верите, если вы этого хотите и если знаете, как это сделать. То, что эмоциональное состояние влияет на общее самочувствие и от него в конечном итоге зависит возникновение тех или иных болезней, из- вестно давно. Например, длительное состояние раздражительности повы- шает риск сердечно-сосудистых заболеваний, затяжная депрессия увели- чивает вероятность заболевания раком, так как снижается иммунитет. Па- губно отражаются на состоянии здоровья постоянная тревога, страх, бес- покойство, чрезмерные умственные нагрузки. Стрессовая ситуация требует от организма активного ответного дей- ствия. Однако наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его при- вычным дефицитом движения не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более привычной становится реакция «ухода от си- туации». И это сочетание неадекватного образа жизни с биохимической и гормональной реакциями на стресс может привести к значительным от- клонениям в состоянии здоровья. В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть метода- ми сознательной и активной саморегуляции. Необходимо научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отве- чать на него ауторегуляторно, или релаксационно. Практика убеждает, что стресса и депрессии вполне можно избежать, если сформировать у себя установки и умение выходить из стрессовых си- туаций с минимальными потерями. В настоящее время невозможно представить подготовку профессио- нального психолога без освоения им методов саморегуляции. Причем, в какой сфере деятельности ни работал бы психолог после окончания вуза, он обязан уметь сохранять профессиональное здоровье. К сожалению, профессиональное «выгорание» – обычное явление для психологов, поскольку профессиональная деятельность требует от них 4 большого напряжения умственных, психических и физических сил. И в нашей власти смягчить их действие. А как это сделать, будем разбираться. Рабочая тетрадь служит целям организации эффективной самостоя- тельной работы студентов и является необходимой формой отчетности по дисциплине «Методы саморегуляции и психологической разгрузки». На лабораторных занятиях вы познакомитесь как с основными методами са- морегуляции, насчитывающими вековую традицию, так и с нетрадицион- ными методами, являющимися относительно новыми в данной области. Лабораторные занятия ориентированы на решение следующих задач: 1) обучение студентов методам саморегуляции и психологической разгрузки на базе изучения теоретических основ аутогенной тренировки; 2) обучение студентов постановке целей, определению средств и приемов саморегуляции и психологической разгрузки; 3) формирование у них навыков рефлексии собственных действий; 4) развитие профессионального мышления; 5) организация смостоятельной учебной деятельности; 6) формирование у будущих специалистов положительной мотива- ции на применение знаний саморегуляции в профессиональной деятельности. Последовательное выполнение всех заданий обеспечит студентам глубокое понимание сущности саморегуляции и психологической разгруз- ки, формирование и последующее закрепление умений и навыков, расши- рение практических методов работы, позволяющих повышать адаптацион- ные возможности организма. В связи с тем, что дисциплина рассчитана только на лабораторные занятия, от студентов требуется высокая организованность и дисциплина. Не допускается пропуск занятий без уважительной причины! Для успешного овладения навыками саморегуляции и психологиче- ской разгрузки перед выполнением любого задания необходимо ознако- миться с текстом в рабочей тетради. По каждому лабораторному занятию в рабочей тетради студент пи- шет отчет и сдает тетрадь на проверку преподавателю. Своевременная сдача письменных отчетов по всем лабораторным занятиям является необходимым условием допуска студента к итоговому зачету по дис-циплине. Таким образом, в ходе изучения дисциплины студенты должны сформировать четкие представления о прикладном характере приобретен- ных знаний и умений, знать основные цели методов саморегуляции и пси- хологической разгрузки и процедуру их проведения, уметь корректно ис- пользовать полученные знания в профессиональной деятельности. 5 ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ САМОРЕГУЛЯЦИЮ Занятие 1. Общие понятия о психической саморегуляции Задания для самостоятельной работы 1. Изучить теоретический материал по теме занятия. 2. Выполнить задание на определение целей саморегуляции. 1. Механизмы саморегуляции В начале было слово… Воздействия внешней среды, называемые сигналами (сигналами пер- вого порядка), благодаря органам чувств вызывают в организме ответные реакции – рефлексы. При этом возникает связь сигнала раздражения с врожденной, безусловной, рефлекторной деятельностью. Именно такая деятельность составляет основу первой сигнальной системы, которой об- ладают животные и человек. В ходе эволюции человека к первой сигнальной системе добавилась вторая. Сигнализация впечатлений от окружающего мира словами, кото- рые называются сигналами второго порядка, или составляют вторую сиг- нальную систему, присуща только человеку. Именно речь стала такой осо- бенностью в работе высших отделов нервной системы, которая качествен- но отличает человека от животных. С древних времен известно, что слово врача способно исцелять боль- ных. Эта уникальная способность лежит в основе практически всех мето- дов психотерапии. По всей видимости, психотерапия зародилась еще в те давние времена, когда люди лишь овладевали основами речи. Каким же образом слово приобрело такое мощное свойство исце- ляющего фактора? На первый взгляд лечебное свойство слова действительно кажется необычным. Иное дело – лекарственное средство, оно материально, ося- заемо, над его разработкой трудятся фармацевтические компании. Но и слово обладает огромной материальной силой. Ведь оно вызывает те же рефлекторные реакции, что и другие раздражители. Слово влияет через мозг на нашу психику. Известно, что воспоминания об уже пережитом событии может вы- звать у человека те же физиологические изменения и реакции, которые встречались в аналогичной реальной ситуации. Даже пересказ этого собы- тия, если оно носит ярко окрашенный эмоциональный характер, вызывает у человека учащение пульса, дыхания, повышение артериального давления. Попробуйте представить себе, что вы режете лимон. С тонких лом- тиков стекает ароматный сок. Даже читая эти строки, вы можете заметить, 6 как у вас усиливается слюновыделение, и ощутить пряный запах цитруса. И все это происходит лишь от собственного представления. Этот простой пример демонстрирует, что слова, выражающие свой-ства предмета или явления, производят на организм такое же дейст-вие, как и сам предмет или явление, означаемые этими словами. Слово становится естественным раздражителем. Принцип саморегуляции. Итак, слово может вызвать в организме че- ловека реакции, обусловленные разными раздражителями, и таким обра- зом во многих случаях заменить их. На глубину нашего восприятия прежде всего влияет характер взаи- модействия двух основных нервных процессов – возбуждения и тормо-жения (особого фазового состояния коры головного мозга), а также сте- пень умственной и физической сосредоточенности. Имеют значение заин- тересованность в излагаемом материале, психическая готовность воспри- нять услышанное, окружающая обстановка, величина потока возбуждаю- щих или, наоборот, успокаивающих раздражителей и множество других факторов. Процессы возбуждения и торможения настолько связаны между со- бой, что составляют единое целое. Если мы понаблюдаем за изменением степени активности человека в течение суток, то заметим, что в разное время он выглядит то бодрым и деятельным, то усталым и сонливым. Уро- вень его бодрствования все время изменяется. В этом и проявляется взаи- модействие указанных основных процессов высшей нервной деятельности. Издавна был известен процесс возбуждения в нервной системе. Уг- лублению знаний о нервно-психической деятельности животных и челове- ка содействовало открытие процесса торможения в центральной нервной системе, которое было сделано в 1862 году русским ученым И.М. Сечено- вым. Наибольшего развития изучение процесса торможения достигло в ра- ботах И.П. Павлова и его учеников. Ими было создано учение об охрани- тельном торможении. Нормальное реагирование нейрона на раздражители не беспредель- но. Время от времени наступает состояние, когда он начинает вести себя неадекватно, а то и вовсе не отвечает ни на какие раздражители. Это свой- ство, получившее название торможения, и стали рассматривать как защиту нервных клеток от переутомления, истощения и разрушения. Существуют различные виды торможения. Внешнее торможение возникает под влиянием раздражителей внешней среды – света, шума, теп- ла и др. Внутреннее торможение развивается под действием внутренних причин, например, утомления или накапливания продуктов мышечной деятельности. При непомерной нагрузке, без полноценного отдыха и переключения деятельности нервные клетки не только утомляются, но и истощаются. Порой такое нервное истощение может привести к тяжелым органическим 7 заболеваниям (гастрит, язвенная болезнь, вегето-сосудистая дистония по гипер- или гипотоническому типу и т.п.) и психосоматическим расстрой- ствам, например, нарушение сна, снижение аппетита, падение работоспо- собности, невротические расстройства. Активность человека в течение суток неоднократно меняется. Об- разно говоря, организм человека представляет собой сложную ткань из бесчисленных разнообразных ритмов. Основу этой ткани составляют цир-кадные, т.е. околосуточные ритмы, объединенные в четко организованную систему. Эти ритмы влияют на каждый аспект нашей жизни, начиная с то- го, как мы спим и насколько мы активны после пробуждения, прежде чем мы вливаемся в активную деятельность. Несбалансированный циркадный ритм выделяет гормоны не в то время дня, в результате чего возникают проблемы сна и настроения. Нарушения циркадных ритмов являются ос- новным фактором в большинстве случаев расстройств настроения, нару- шения психического самочувствия и сна. Типичная причина нарушения циркадного ритма – это смена сезонов. Ведущим околосуточным ритмом у человека является ритм ак- тивности и покоя, сна и бодрствования. В период активности, в обыч- ных условиях – днем, в нашем организме усиливаются процессы расхо- да энергии, затрачиваемой на выполнение физической и умственной работы. В период отдыха, обычно ночью, активизируются процессы восстановления, т.е. организм восстанавливает все то, что оказывается разрушенным в активную фазу его жизнедеятельности. Поэтому отдых не является пассивным состоянием, в известном смысле отдых, особен- но сон, – это тоже работа. Чем более полноценным является отдых (восстановление), тем более высокий уровень активности может проявить организм. При недостаточ- ном отдыхе начинают преобладать процессы энергетического истощения, и состояние утомления перерастает в переутомление, что чревато сущест- венным снижением эффективности деятельности. Есть старая народная мудрость: для того, чтобы тратить деньги, их надо иметь. Отдых для орга- низма – это как автоматически восполняемый счет в банке, активность – использование этого счета. Чем больше счет в банке, тем больше можно позволить себе потратить. Вы уже убедились в том, что слова как физиологический раздражи- тель (а, следовательно, и мысль) могут глубоко влиять на душевное со- стояние. Причем, как показали наблюдения, весомость слов возрастает, если у человека, их воспринимающего, снижен уровень бодрствования. В таких случаях даже слабый раздражитель способен вызвать сильную от- ветную реакцию. Поэтому для оптимального воздействия слова на человека можно выбирать время, когда он находится в состоянии физического утомления, хорошо расслаблен, но еще не утратил связь с окружающей действитель- 8 ностью. Оказывается, что словесное внушение эффективно усиливается в периоды дремоты. Именно в это время информация оседает в глубоких сферах памяти. Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов самокоррекции психофизиологического состояния человека, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций организма. В норме любой живой организм легко приспосабливается к воздей- ствию различных раздражителей внешней и внутренней среды, сохраняя свое здоровье. Достигается это путем действия механизмов саморегуля- ции,которые открыл И.П. Павлов. Ученый искусственно измерял величи- ну артериального давления у животных путем небольших кровопусканий, введения в кровь различных растворов, раздражения того или иного нерва. И всякий раз через некоторое время давление крови возвращалось к ис- ходному уровню. Так был установлен принцип саморегуляции как форма взаимодей- ствия внутри организма, при которой отклонение от нормы является причиной (стимулом) возвращения к норме. Этот принцип впоследствии стали называть «золотым правилом саморегуляции». В дальнейших своих исследованиях И.П. Павлов выяснил, что прин- цип саморегуляции применим ко всем функциям организма. Он подчерки- вал также, что саморегуляция обеспечивает тонкое уравновешивание жи- вого организма со средой. И если это уравновешивание не происходит, возможны необычные реакции, резкое изменение в поведении. Сон – естественная саморегуляция. Понятна пословица: «Усталость – лучшая подушка». Долгие века человек трудился днем, а ночью спал. Это было естест- венно: много ли сделаешь в темноте? Технический прогресс подарил лю- дям электрическое освещение, и вот результат: люди стали спать на 20 % меньше. Хроническое недосыпание стало бичом современного общества. После бессонной ночи иммунная система работает лишь на треть своей мощности. Если человек не отдыхает за ночь, постепенно нарастает утомление, снижается работоспособность, а затем и сопротивление орга- низма различным неблагоприятным факторам. В дальнейшем может раз- виться бессонница. Сон предохраняет клетки головного мозга от истощения и разруше- ния. Во время сна восстанавливается энергия нервной ткани, расходуемая в период бодрствования. В течение ночи организм человека не отдыхает, а «выкидывает» из памяти ненужный мусор случайных впечатлений, очищается от шлаков, накапливает энергию для следующего дня. Во время сна мышцы расслаб- ляются и напрягаются, пульс меняет свою частоту, «скачут» температура и кровяное давление.

9 Если лишить человека сна, может наступить нервное расстройство. Мозг, не имевший возможности отдохнуть, будет не в состоянии выпол- нять свои функции, он просто «отключится», а вслед за ним то же самое сделают и все остальные органы. Сон – лучший результат торможения коры больших полушарий – возникает по мере расходования нервными клетками энергии в течение дня и снижения их возбудимости. В состоянии торможения клетки полностью восстанавливают свои энергетические запасы. К моменту пробуждения, если сон был достаточно глубоким и полноценным, они снова готовы к ак- тивной работе. Управление мышечным тонусом. Мышечный тонус – это напряжение мышц, с помощью которого обеспечивается равновесие тела и его готовность включиться в активное движение. Этот рабочий фон мышц то снижается, то повышается, от чего в определенной степени зависит также уровень нашего бодрствования. В норме тонус поддерживается автоматически, рефлекторно, без участия нашего сознания и воли. К сожалению, повышенного тонуса мы, как правило, не замечаем. Такое состояние мышц принято называть то-ническим (или непроизвольным) напряжением, когда одна часть мышеч- ных волокон находится в состоянии сокращения, а другая отдыхает, рас- слаблена. Второй вид мышечного напряжения принято называть произволь-ным, который мы создаем по своему желанию: в этом случае одновремен- но работают все мышечные волокна. Таким образом, у человека тонус мышц в известных пределах может регулироваться произвольно. Каждый человек может научиться управлять мышечным тонусом. Многие успешные спортсмены говорят, что секретом своих побед считают умение хорошо расслабляться. Между тонусом мышц и эмоциональным состоянием человека име- ется тесная взаимозависимость. Понаблюдайте за собой, и вы заметите, что, когда вы находитесь в спокойном душевном состоянии, ваши мышцы не напряжены, их тонус снижен, отдых наиболее эффективен, быстрее вос- станавливаются силы. Если же вы раздражены, тонус мышц резко возрастает. Оказывается, что, чем бы ни был вызван успокаивающий эффект – теплыми ли ваннами, добрым ли словом, медикаментами – во всех случаях наблюдается рас- слабление мышц. Мышечное расслабление – форма отдыха. Произвольно расслабить мышцы людям, например, никогда не занимавшимся спортом, нелегко. Умение произвольно расслаблять мышцы, чувствовать их тонус приходит не сразу, необходимо предварительное обучение искусству «мышечной релаксации» с помощью аутогенной тренировки.

10

перейти в каталог файлов

biologo.ru

Психологическая разгрузка для педагогов - психологу, мероприятия

«Психологическая разгрузка для педагогов»

Цель тренинга: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов, сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата.

Задачи:

  1. Сформировать доверительные отношения в группе;

  2. Объединение, сплочение коллектива;

  3. Развитие умения работать в команде

Формы и методы работы:

Комплекс упражнений разработан для воспитателей и применим в работе с детьми. Продолжительность встречи 2 часа.

Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 10-15 воспитателей.

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитатели лучше узнают друг друга.

  2. Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.

  3. Увеличится работоспособность группы.

  4. У педагогов сформируется умение работать в команде.

  5. Улучшится психологический климат в коллективе.

  6. Повысится сплоченность педагогического коллектива.

Материал: бейдж на каждого участника (для незнакомой аудитории), белая доска, маркер, листы- заготовки «Мой герб» на каждого участника, флипчарт, малярный скотч; маркеры; листы бумаги, карточки или список с названиями животных.

Вступление.

«Сложно изменить мир,

но если ты хочешь этого - начни меняться сам.»

Древняя мудрость

Притча о коллективности (и в шутку и всерьез )

Клетка. В ней пять обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень холодной водой.Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомится бананом. Опять те же действия с вашей стороны.

 Третья обезьяна, одурев от голода пытается достать банан, но остальные хватают её, не желая холодного душа. А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените её новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян атакующих её. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки ещё одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали её, причем и та, которую заменили первой (да ещё с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придёте к ситуации, когда в клетке окажутся пять обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Практическая часть:

1. Психолог:

-Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с релаксационного упражнения «Посещение зоопарка»

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов.

Содержание упражнения: участники встают вкруг друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево).

2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, редкие сильные хлопки по спине).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).

7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку ( делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать ноги и руки).

11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подёргать их).

12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки).

2. Психолог: Ну вот мы с вами немного отдохнули! А теперь мы с вами попробуем узнать, что скрывает наше подсознание и выполним упражнение «Мой герб»

На работу отводится 7 минут.

Материалы: ватман, маркер для димонстрации; чистые листы бумаги, карандаши, колокольчик.

Ход работы: делим лист вертикальной линией пополам, затем делим его же двумя горизонтальными линиями чтобы получилось шесть равных секторов. Далее в каждом секторе рисуем фигуры заготовки. (см. изображение).

Задание: дорисовать фигуры до полного рисунка и написать к каждому прилагательному по 2-3 прилагательных.

После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ и дать разъяснения участникам.

Интерпритация:

Левый вержний рисунок- отношение к себе

Правый верхний рисунок- отношение окружающих ко мне.

Средний левый рисунок – жизненный путь.

Средний правый рисунок – внутренний мир.

Нижний левый рисунок – отношение к семье.

Правый нижний рисунок- отношение к любви.

Психолог: Обратите внимание на те категории, где упомянуты не очень приятные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт.

3. Психолог: А хорошо ли вы знаете друг друга? Давайте узнаем и выполним упражнение «Узнай рисунок»

Цели:

Материалы: флипчарт; малярный скотч; маркеры; листы бумаги;

Задание: Тренер задает участникам вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?»

После ответов участников дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет в этой команде, как вы себя в ней видите, чтобы сказать: «Вот это я». Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его об­суждение с группой по следующим вопросам:

Участники угадывают автора рисунка.

После того как группа узнала, кто был автором рисунка, психолог просит его рассказать о себе что-либо дополнительно (по желанию участника).

  1. Психолог: и в заключении и добавим себе и своим коллегам настроения, выполним упражнение «Пожелания».

Цель: Создание положительного эмоционального настроения.

Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Рефлексия.

Литература

  1. Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе).

  2. Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.

  3. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Речь, 2007. — 224 с: ил.

  4. Старшенбаум, Г.В. Тренинг навыков практического психолога. — СПб.: Речь, 2008. — 416 с.

  5. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. — (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008. – 368 с.

  6. http://vdohnovlennye.ru/?page_id=9420

kopilkaurokov.ru