Программа индивидуальных занятий с подростками, находящихся в трудной (кризисной) жизненной ситуации (13-18 лет). Индивидуальные занятия с подростками психолога


Программа индивидуальных-коррекционных занятие с подростком "Я все смогу", Старостенко Елена Сергеевна

Утверждаю:

Директор школы

_______________________В.Н. Мирнов

Педагог- психолог Старостенко Е.С.

Объяснительная записка.

Актуальность программы.

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности, как устойчивой личностной черты.

Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которой сталкивается школьный психолог и учитель. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Повышенная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения, ведь проблема усвоения учебного материала, проблема взаимоотношения в классном коллективе, изменение коллектива может возникнуть как в начале школьного обучения, так и на более поздних этапах.

Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.

Актуальность данной разработки обуславливается насущной потребностью в создании специальной коррекционно – развивающей программы для работы с учащимися подросткового возраста и недостаточность практической разработанности этой проблемы в рамках общеобразовательного учреждения.

Цель: снижение личностной тревожности у подростка и повышение самооценки.

Задачи:

1.развитие у подростка умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях;

2.формирование коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;

3.повышение самооценки подростка.

Ожидаемые результаты: снижение личностной тревожности; улучшение психо-эмоционального самочувствия подростка; осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности.

Сроки выполнения программы: рассчитана на подростка в возрасте 11-14 лет, общие количество времени 440 минут, 11занятий. Занятия проводятся один раз в неделю (40минут).

www.prodlenka.org

Авторская программа индивидуальных психокоррекционных занятий с подростками в кризисной ситуации, после травматического события

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

Пояснительная записка

Программа предназначена для психокоррекционной работы с подростками младшего и старшего возраста (11 – 17 лет), находящихся в кризисном состоянии после травматического события (потеря значимого взрослого, экстремальные ситуации, угроза жизни для самого себя и значимого близкого, потеря любимого животного, психологические и физические травмы и др. психогенные ситуации).

Цель программы:

Психокоррекция эмоционально-личностной сферы подростка, находящегося в кризисной ситуации после травматического события.

Задачи:

  1. Диагностирование адаптационных ресурсов подростка и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние;
  2. Активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире
  3. Коррекция симптомов ПТСР.
  4. Создание внутреннего, “хорошего” неперсонифицированного объекта, как ресурс восстановления личности после травмы.
  5. Соединение тела и эмоций, работа на соединение “Я – плохого” и “Я-хорошего”, “Я” и травматическое событие
  6. Дача родителям рекомендаций по эмоциональному состоянию подростка в процессе коррекционной работы

Актуальность программы:

Личность, как объект жизненного процесса подвергается воздействию различных событий жизни как позитивных, так и негативных. Не исключены и такие, как травматические события или ситуации, после которых личностные психологические ресурсы человека исчерпываются и ему необходима помощь.

Травматические события, обладающие мощным негативным следствием, такие как: потеря значимого взрослого, экстремальные ситуации, угроза жизни для самого себя и значимого близкого, потеря любимого животного, психологические и физические травмы и др. психогенные ситуации, вызывают травматический стресс. Психологические последствия травматических событий выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряжённая с серьёзной угрозой жизни и психическому и физическому здоровью.

Форма работы:

Основная форма коррекционной работы на первых этапах – индивидуальная. Не исключена и групповая работа на заключительных этапах коррекции, так как социализация подростка после травмы является одним из ресурсов личности (ведущий вид деятельности подростка по периодизации Д. Б. Эльконина – “интимно-личностное общение”).

Психокоррекционная работа по данной программе строится на базе психодинамического (З.Фрейд) и экзистенциально гуманистического подхода (К.Г. Юнг, Х. К. Лёйнер) с использованием техник символдрамы (кататимно-имагинативная психотерапия, КИП или направленное активное воображение – НАВ) [1; 4; 5; 6; 7; 9; 12], песочной психотерапии [1; 11; 13] и арт-терапии (техники использования мандалы) [3; 8; 14], сказкотерапии [1; 2]

При работе с психологическими травмами и ПТСР предполагается минимально срок психокоррекционной работы – 1 год, с режимом встреч 1-2 раза в неделю. Возможности метода символдрамы таковы, что уже краткосрочная коррекция в режиме работы школьного психолога (15-20 встреч) даёт ощутимые результаты и положительную динамику в эмоционально-личностной сфере и подросток имеет возможность начать восстанавливаться после травмы и быть социально-активным участником школьного и жизненного процесса.

Данная программа состоит из 25 индивидуальных встреч по 1 академическому часу и включение в работу в группе 1ак.ч.

Теоретическое обоснование методов психокоррекционной работы в данной программе:

Символдрама,

известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия – это метод глубинно ориентированной психотерапии, который клинически высоко эффективный при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Преимуществом данного метода является его глубокая теоретическая обоснованность и тщательная разработка всего комплекса терапевтических действий. Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном. Психотерапевтический спектр данного метода базируется на раскрытии бессознательных конфликтов и распространяется на области творческого развития и удовлетворения архаических потребностей. Способствуя переживаниям пациента, метод оказывает глубокое психотерапевтическое воздействие. Основу символдрамы (кататимно-имагинативная психотерапия, КИП) составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. В настоящее применяется более 150 символдраматических мотивов. Все мотивы имеют как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. Психолог-специалист предлагая клиенту темы для кристаллизации его образной фантазии, выполняет при этом сопровождающую, направляющую и контролирующую функцию в соответствии со специально разработанными правилами. Темы мотивов соотносятся с проблематикой личности, её аффективными нарушениями, в том числе с периодом детского развития, а также в случаях определенных заболеваний и патологических симптомов. Важная роль в работе по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который рисуется после сеанса представления образов. В основе работы с рисунком лежит специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с наполненными эмоциями образами. Это не только стимулирует творческое начало клиента, но и оказывает систематизирующее, терапевтическое воздействие на понимание эмоций и чувств. Работа с рисунком позволяет способствовать повышению уровня осознания проблем, лучшего понимания себя и своего внутреннего ребенка, достижения большей зрелости личности, формирует уверенность в своих возможностях, в том числе и в умении строить семейные отношения, воспитывать детей. Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способ достижения её, увидеть модели новых отношений – всё это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов. Этот процесс игры “продвигает” клиента от ощущения “пострадавшего”, к тому, чтобы чувствовать себя “создателем” своей жизни. Разыгрывая ситуацию в психологической песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти конструктивные, приемлемые способы решения проблемы. Атрибуты разных культур, мифологические персонажи способствуют актуализации врожденного психического опыта и его осознавания, предоставляя клиенту возможность переживать новый психический опыт и воплощать его в реальную жизнь. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным “Я”. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для клиента мандала — это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя такими же “круглым” и цельным, как мандала.

Организационные условия:

Для реализации продуктивной работы необходимы: уютное помещение с креслами (для индивидуальной работы), психологическая песочница (лоток с песком) и коллекция миниатюрных игрушек [1; 11; 13], бумага, ватман, краски, пастель, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, глина, аудиоаппаратура и записи релаксационной музыки. Отдельный пункт реализации программы помощи подростку, это письменное или устное согласие (или запрос) родителей ребенка на работу в психокоррекционной программе [7].

Тематический план:

Направление работы

Номер встречи п/п

Тематическое содержание

(методики диагностики, упражнения, психотехники, символдраматический мотив)

Форма работы

Кол-во часов

Диагностический блок

1

Встреча с подростком, психотерапевтическая беседа, согласование рамок работы, определение путей помощи подростку.

Инд.

1 ак.ч.

2

Диагностические методики: САН, Диагностическая анкета критических ситуаций подростков.

Инд.

1 ак.ч.

3

Встреча с родителями, определение запроса на работу, согласование рамок работы, дача рекомендаций по поддержке ребенка в сложный кризисный период

Инд.

1 ак.ч.

4

Диагностическая методика “Человек-Человек под дождём – Дождь в сказочной стране” [3] (диагностика адаптационных ресурсов и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние, ресурсная способность противостоять негативным влияниям стрессовой ситуации)

Инд.

1 ак.ч.

5

Тест-мотив (символдрама) “Луг” [6;8] (“ландшафт души”, диагностика эмоционального состояния)

Инд.

1 ак.ч.

Коррекционный блок

6

Мотив (символдрама) “Смена времен года” [6;8] (первичное снятие симптомов ПТСР, активизация ресурсов психики)

Инд.

1 ак.ч.

7

Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков.

Инд.

1 ак.ч.

8

Мотив (символдрама) “Моё защищённое место” [6;8] (активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире)

Песочная картина по мотиву.Аналитическая беседа.

Инд.

1 ак.ч.

9

Мотив (символдрама) “Внутренний помощник” [6;8] (создание внутреннего, “хорошего” неперсонифицированного объекта)

Инд.

1 ак.ч.

10

Встреча с родителями. Дача рекомендаций по эмоциональному состоянию подростка в процессе коррекционной работы.

Инд.

1 ак.ч.

11

Мотив (символдрама) “Мост” [6;8] (соединение тела и эмоций, работа на соединение “Я – плохого” и “Я-хорошего”, “Я” и травматическое событие)

Инд.

1 ак.ч.

12

Арт-техника “9 маленьких мандал” (так как при травматических событиях имеет место развитие алексетимии, то необходима работа с чувствами и эмоциями)

Инд.

1 ак.ч.

13

Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков (проработка эмоций)

   

14

Мотив (символдрама) “Внутренний ребенок” [6;8] (создание внутреннего “хорошего” персонифицированного объекта)

Инд.

1 ак.ч.

15

Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков.

Инд.

1 ак.ч.

16

Травмоэкспозиция: мотив (символдрама, NLP) “Посмотреть на ситуацию, как в кинотеатре”

Инд.

1 ак.ч.

17

Работа с интроектом Зла: мотив (символдрама) “Путь Героя” [6;8]

Инд.

1 ак.ч.

18

Мотив (символдрама) “Я прекрасный цветок растущий к солнцу” [6;8]

Инд.

1 ак.ч.

19

Песочная композиция на тему “Картина про меня” (диагностика эмоционального состояния в процессе коррекционной работы, диагностика внутреннего мировосприятия)

Инд.

1 ак.ч.

20

Мотив (символдрама) “Триумфальное шествие” [6;8]

Инд.

1 ак.ч.

 

21

Работа с открытками (Активизация чувствования, переживание и отреагирование, в групповой работе происходит невелирование чувства одиночества в опыте переживаний)

Груп.

1 ак.ч.

Блок оценки коррекционных воздействий

22

Тест-мотив (символдрама) “Луг” [6;8] (“ландшафт души”, мониторинг эмоционального состояния)

Инд.

1 ак.ч.

23

Диагностическая методика “Человек-Человек под дождём – Дождь в сказочной стране” [3] (мониторинг адаптационных ресурсов и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние, ресурсная способность противостоять негативным влияниям стрессовой ситуации)

Инд.

1 ак.ч.

24

Диагностические методики: САН (мониторинг)

Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков.

Инд.

1 ак.ч.

25

Терапевтическая беседа с подростком, подведение итогов, оценка подростком своего самочувствия и жизненной активности, проговаривание о возможности возвращения к индивидуальной работе, если подросток почувствует в этом необходимость

Инд.

1 ак.ч.

26

Консультативная беседа с родителями, дача рекомендаций.

Инд.

1 ак.ч.

Описание некоторых используемых техник:

Символдраматические мотивы и подробная техника ведения психокоррекции по методу символдрамы описаны в книгах Обухова Я. Л. и др. специалистов (см. раздел “Литература”).

Арт-терапевтическая техника

“9 маленьких мандал” (по А. Коробкину)

(коррекция алексетимии, работа с чувствами и эмоциями)

Участнику упражнения предлагается 9 маленьких окружностей диаметром с чайный бокал и одна большая окружность размером в поперечнике с формат А2. Психолог предлагает в очерёдности закрашивать маленькие круги-мандалы отталкиваясь от названия эмоций и чувств, например: 1 круг – “грусть”, 2 круг – “удивление”, 3 круг – “страх”, 4 круг – “одиночество” и т. д. – в завершение, стараться предлагоать к закрашиванию позитивные эмоции. Набор эмоций для закрашивания мандал подбирается психологом индивидуально по актуальной ситуации подростка. Далее можно проговорить то, когда он испытывал ту или иную эмоцию, где в теле он ощущал её и т. д. Затем берётся большой круг – мандала и на нём психолог просит подростка разместить маленькие мандалы, так как бы ему хотелось. Мандалы приклеиваются, создавая композицию на большом круге. Варианты могут быть самыми различными, но ребёнку мы говорим, “что любая композиция хороша, мы будем работать с любой мандалой”. Эта техника очень полезна в работе с эмоциями и телом. Если её повторять в начале и в завершении, очень наглядно можно увидеть изменении в энергетике эмоций.

Работа с открытками (по Гюнтеру Хорну)

На полу или столах раскладывается множество открыток по различной тематике: природа, животные, отдых, путешествия, семья, город, люди, происшествия и др.

Участники группы выбирают по 3 открытки (по внутреннему эмоциональному отклику). По этим открыткам составляется связный рассказ. Далее участникам предлагается походить и выбрать себе в напарники участника с наиболее привлекательным набором открыток. Участники объединяются в пары и сочиняют общий рассказ или сказку. И затем презентуют её для всех. Возможно, объединиться и в четвёрки.

Литература:

  1. Боев И. В.
  2. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений: монография / И. В. Боев, Я. Л. Обухов. – Ставрополь: Сервисшкола, 2009. – 167 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.
  4. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.– СПб.: Издательство “Речь”, 2005.-340 с.: ил.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Кудзилов Д. Б.
  6. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
  7. Копытин А. И.
  8. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
  9. Киевское общество символдрамы. Из архива Ханскарла Лёйнера. – Киев, 2000.
  10. Лёйнер Ханскарл.
  11. Кататимное переживание образов: Основная Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; ступень; Семинар: пер. с нем. – М.: “Эйдос”, 1996.
  12. Материалы психолого-педагогического сопровождения образоваелього процесса школы. Департамент образования города Алматы. Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования города Алматы. Алматы.: 2006. – С.19
  13. Обухов Я.Л.
  14. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. – М., “Эйдос”, 1997
  15. Обухов Я. Л.
  16. Образ – рисунок – символ // Журнал практического психолога. 1996. №4. С. 44-54.
  17. Пурнис Н. Е
  18. . Арт – терапия. Аспекты трансперсональной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.
  19. Символдрама. Сборник  научных трудов Е.К. Агеенковой, Т.Б. Василец, И.Е. Винова и др.  Под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001
  20. Сидоров П. И., Парняков А. В.
  21. Введение в клиническую психологию. – М.: “Академический проект”, 2000.
  22. Штейнхард Ленор
  23. . Юнгианская песочная психотерапия.– СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия “Практикум по психотерапии”)
  24. Шевелёва Е. В.
  25. Опыт психолого-коррекционной работы по методу символдрамы в условиях ПМПС школы-лицея // Мектептегi психология – Психология в школе. 2009. – №2. – С. 24-26
  26. Шевелёва Е. В.
  27. Песочная терапия в практике психолога ПМПС школы. // Мектептегi психология – Психология в школе. 2009 – №3. – С.41-43
  28. .Грин Шиа
  29. Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007
  30. Dora М. Kallff.
  31. Introduction to Sandplay Therapy. Journal of Sandplay Therapy, Volume 1, Number 1, 1991.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска "Преодоление"

Разделы: Школьная психологическая служба

Настоящая комплексная программа предназначена для индивидуальной коррекционной работы психолога с подростком, имеющим проблемы в поведении. Индивидуальная программа может применяться тогда, когда работа с подростком в группе невозможна, когда проблемы носят индивидуальную особенность, а не межличностного характера, когда необходимо постоянное наблюдение психолога за процессом развития личности подростка.

Программа “Преодоление” составлена с целью: оказать содействие полноценному психическому и личностному развитию подростка. Она решает следующие задачи:

  • исправление отклонений в психическом развитии подростка (эмоциональном, мотивационном, поведенческом) на основе создания оптимальных психологических условий для развития творческого потенциала личности подростка;
  • формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, самовыражения, саморегуляции;
  • обретение подростком положительных ценностных ориентиров и личностных смыслов жизни.

Программа состоит из трех блоков: подготовительного, основного коррекционно-развивающего и заключительного. По истечении двух–трех недель по окончании работы необходимо проведение повторной диагностики подростка с целью отслеживания динамики развития его личности. Программа состоит из 17 занятий по темам, актуальным в подростковом возрасте. Каждое занятие определяет свои цели и ставит конкретные задачи. Комплекс составлен так, чтобы было возможно использование в работе отдельно взятых занятий в зависимости от глубины проблемы подростка, приемлема замена отдельных упражнений, данных в программе на сходные по цели. В данном случае представлена часть программы: тематический план, подготовительный блок и два занятия коррекционно-развивающего блока по темам “Конфликт” и “Стресс”.

Индивидуальная психокоррекция обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая, что является наиболее эффективным методом воздействия на сознание подростка, которому необходима помощь взрослого, которому он доверяет.

Тематический план

I блок. Подготовительный (2 занятия).

  • Занятия 1, 2. Знакомство.
  • 1 этап. Установочный.
  • 2 этап. Диагностический.

Тесты:

  • Учебная мотивация (автор Г.А. Карпова).
  • Тест WEIS (автор Векслер).
  • СМОЛ (для учащихся 14-16 лет).
  • Акцентуация личности (автор Шмишек – для учащихся 12–13 лет).
  • Анализ семейной тревоги (автор Э.Г. Эйдемиллер).
  • Семейная социограмма (автор Э.Г. Эйдемиллер).
  • К чему люди стремятся в жизни (автор Рокич).
  • Самооценка (автор В.А. Ковалев).
  • Агрессивность (Басса – Дарки в адаптации Г.А.Цукерман).
  • Социометрия (автор Д.Морено).

II блок. Коррекционно-развивающий (14 занятий).

  • Занятие 3. Кто я?
  • Занятие 4. Я и мой мир.
  • Занятие 5. Мои чувства, мои эмоции.
  • Занятие 6. Мотивы.
  • Занятие 7. Я и мои родители.
  • Занятие 8. Неуверенность и ее маски.
  • Занятие 9. Смысл жизни – в ценностях?
  • Занятие 10. Дружба.
  • Занятие 11. Конфликт.
  • Занятие 12. Стресс.
  • Занятие 13. Страхи и фобии.
  • Занятие 14.Метод СДР (смотри, думай, решай).
  • Занятие 15. Психоактивные вещества – со мной или без меня?
  • Занятие 16. Мое будущее.

III блок. Заключительный.

  • Занятие 17. Обратная связь.
  • Повторная диагностика (по истечении 2-3 недель).

Содержание программы

I блок. Подготовительный (2 занятия)

  • Занятия 1,2. Тема: Знакомство.

1. Установочный этап.

Цели:

  • установление контакта с подростком, побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение у подростка уверенности в себе;
  • формирование желания сотрудничать с психологом и что-то изменить в своей жизни, формирование психологом коррекционной программы, поиск способов решения проблемы.

Беседа-интервью с подростком, выявление глубины проблемы.

Сбор информации об учащемся:

а) интервью с классным руководителем, педагогами, родителями, одноклассниками;

б) просмотр классного журнала, тетрадей учащегося;

в) наблюдение за учащимся на уроках и во внеурочное время.

2. Диагностический этап.

Цели:

  • диагностика особенностей развития личности;
  • выявление факторов риска;
  • формирование общей программы психокоррекционной работы.

Тест “Учебная мотивация” (автор Г.А.Карпова).

Цель: выявление интересов подростка.

Тест WEIS (автор Г. Векслер).

Цель: определение уровня интеллектуального развития учащегося.

Тест “СМОЛ” (для учащихся 14–16 лет).

Цель: выявление типа личности подростка, его характерологических особенностей.

Тест Шмишека (для учащихся 12–14 лет).

Цель: определение типа акцентуации характера.

Тест “Анализ семейной тревоги” (Э.Г.Эйдемиллер).

Цель: определение уровня эмоционального контакта подростка с членами семьи.

Тест Семейная социограмма” (автор Э. Г. Эйдемиллер).

Цель: выявление семейных межличностных отношений.

Тест “К чему люди стремятся в жизни”.

Цель: измерение ценностной ориентации подростка.

Тест “Агрессивность”.

Цель: определение эмоционального состояния.

Самооценка.

Цель: изучение степени адекватности оценки подростком самого себя и самопринятии.

Социометрия (автор Д.Морено).

Цель: определение социометрического статуса учащегося в учебном коллективе.

На этом этапе проводится совместно с подростком анализ результатов диагностики. На основе полученных данных строится дальнейшая работа согласно цели и задач данных занятий.

II блок. Коррекционно-развивающий (14 занятий)

Цели:

  • гармонизация и оптимизация развития личности подростка;
  • переход от отрицательной фазы развития личности к положительной;
  • овладение способами взаимодействия с миром и самим собой.

Задачи:

  1. Развитие у подростка “Я-концепции”.
  2. Формирование жизненно важных мотивов (коммуникативных, профессиональных, познавательных, достижения и т.д.).
  3. Развитие навыков самосознания, самоконтроля, саморегуляции.
  4. Формирование стратегии преодоления трудностей и метода принятия решений (СДР).
  5. Формирование объективных знаний о вредном воздействии психоактивных веществ на живой организм, развитие психологического иммунитета к психоактивным веществам.
  6. Развитие целеполагания.

Занятие по теме: Конфликт

Цель:

  • введение в понятие “конфликт”, осознание собственной конфликтности, получение опыта активной борьбы.

Реквизит:

  • распечатка – памятка “Способы разрешения конфликта”;
  • карточки с ситуациями конфликта;
  • карточки с изображением солонки и стола, вилки и ложки, парты и пенала.

1. Шеренг о самочувствии, о настроении.

2. Эмоциональный разогрев:

Упражнение “Молекула”

Инструкция: Подростку предлагается двигаться с закрытыми глазами по комнате в такт музыке, прислушиваясь к своим внутренним переживаниям.

3. Основная часть.

Беседа с подростком по понятию “Конфликт”:

Как только человек начинает делать свои первые шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты. Вспомни свои конфликты в раннем детстве, в данное время дома или раньше в детском саду. Что называют конфликтом? С чего он начинается? Конфликт – это отношение между двумя или несколькими людьми, при котором один из них, оба или несколько чувствуют гнев и считают, что другая сторона виновата в этом. Конфликт возникает тогда, когда люди в некорректной форме передают друг другу чувства. Каждый отстаивает свое мнение, не слушая другого человека.

Задача: найти взаимопонимание. Конфликт возникает в том случае, когда задеты чувства другого человека.

– Как разворачивается конфликт?

– К чему он может привести?

– Какое наблюдается поведение у людей в конфликтной ситуации?

– Можно ли избежать конфликта?

Упражнение “Конфликт рук”

Инструкция: Подростку предлагается закрыть глаза, сосредоточиться на своих руках и вложить в них свою энергию. Ничего не говоря, познакомившись с руками сидящего рядом человека, побороться с ним, сначала шутя, а затем побить их, вложив в них силу, помириться с помощью рук, попрощавшись, открыть глаза.

Рефлексия:

– Расскажи, что происходило с тобой в разные моменты “общения” с чужими руками.

– Что ты переживал в момент ссоры и борьбы? Ты почувствовал его?

– Что хотелось сделать? Нравится ли тебе конфликтовать с кем бы то ни было?

Упражнение “ В стране вещей”

Инструкция: Необходимо разобраться в конфликтных ситуациях, мысленно принимая на себя роль того или иного предмета (карточки: стол и солонка, вилка и ложка, парта и пенал)

Рефлексия:

– В какой роли тебе было комфортнее? Почему?

Упражнение “Закончи предложение”

– Конфликт – это плохо, потому что…

– Конфликт – это хорошо, потому что…

Вывод: Конфликты полезны, при умении их конструктивно разрешать.

Беседа с подростком о том, умеет ли он разрешать конфликт? Если да, какие способы он использует?

Разбор конфликтных ситуаций (по карточкам)

4. Заключение.

Рефлексия:

– Что нового ты узнал сегодня на занятии?

– Было ли оно полезным для тебя?

– Что ты понял, какие выводы смог сделать?

– Что ты будешь использовать в жизни из того, что узнал сегодня? Есть ли такие моменты?

Занятие по теме: Стресс

Цели:

  • формирование понятия о стрессе, его причинах, способах борьбы с данным явлением;
  • выработка индивидуальной психотехники видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.

Реквизит: бумажный стаканчик, бумага и письменные принадлежности.

1. Шеренг о настроении.

2. Эмоциональный разогрев:

Упражнение “Фокусировка”

Инструкция: Подростку предлагается удобно расположиться в кресле. Отдавая себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела, почувствовать его тепло. Например, по команде “Тепло!” надо сосредоточиться на своем теле, по команде “Рука” – на правой руке, “Кисть!” – на кисти правой руки, “Палец!” – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” – на кончике указательного пальца правой руки. Команды самому себе следует подавать с интервалами 10-12 секунд. Продолжительность упражнения 5 минут.

3. Основная часть

Упражнение “Стаканчик”

Инструкция: Психолог ставит на ладонь мягкий одноразовый стаканчик и говорит: “Представь, что этот стаканчик – сосуд для самых твоих сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него ты можешь положить то, что для тебя действительно важно и ценно, это и есть, то, что ты любишь и чем очень дорожишь” На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент психолог сминает этот стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у подростка. Важно обсудить, что почувствовал подросток, и что ему хотелось сделать.

– Когда у человека могут возникнуть такие же чувства?

– Кто ими управляет?

– Куда они деваются потом?

– То, что ты пережил сейчас – это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как ты это пережил, и есть твоя настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у тебя, в том числе и в общении с другими людьми.

– Психолог вводит понятия стадий стресса: адаптация, истощение жизненной энергии – внутренние (эмоциональное внутреннее состояние – гнев, страх) и внешние стрессоры (холод, шум).

Упражнение “Жизнь и смерть”

Инструкция: Подростку предлагается 2 листа бумаги. На одном он пишет “жизнь”, на другом “смерть”. Психолог предлагает подростку подумать и определиться, кому из окружающих людей он отдал бы свои листочки с данными записями?

Рефлексия:

– Почему этому человеку ты отдал бы “жизнь”, а этому – “смерть”?

– А почему теперь ты решил их оставить себе? Что понял?

– Что ты почувствовал сейчас?

– Как ты понимаешь, что такое “позитивное” мышление?

Оно необходимо человеку, чтобы управлять стрессом. Как справиться со стрессом?

– Подростку предлагается овладеть динамической медитацией (в 5 этапов) для управления стрессом:

  1. Встать прямо и максимально расслабить тело. Дыхание через нос как можно глубже. Не нужно работать как насос, дыхание должно быть хаотическим и достаточно быстрым. Концентрируйся на собственном дыхании. Тело при этом может начать двигаться – не мешай ему. Движения могут быть любыми.
  2. Теперь ты должен стать “сумасшедшим”. Ты можешь делать все, что угодно – кричать, прыгать, трястись, танцевать, смеяться, плакать. Не контролируй себя! Наоборот, старайся усилить то, что тебе хочется сделать. Делай все как можно энергичнее, пытайся превратиться в сплошной сгусток энергии.
  3. Встань прямо и подними руки вверх. Начинай выкрикивать звук “Ха”. При этом у тебя должно создаваться ощущение, что звук резко падает в низ живота. Во время крика старайся выплеснуть из себя все негативные эмоции, исторгнуть все, что мешает, исчерпать себя до дна. Делай это, как можно энергичнее.
  4. Резко остановись. Замри в этом положении, в каком оказался. Сохраняй неподвижность. Прислушайся к тому, что происходит внутри тебя. Не старайся обнаружить в себе что-нибудь необычное, а просто стань сторонним наблюдателем.
  5. Начни легко танцевать, кружиться, напевать. Почувствуй благодать и освобождение.

4. Заключение.

Рефлексия:

– Что полезного узнал сегодня?

– Какие выводы сделал?

– Что именно будешь использовать в жизни?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Я для себя и для других"

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: способствовать усилению ориентации подростка на себя и на окружающих людей.

Время: 1 час 20 минут

Материал: музыкальный центр , бумага формата А 4, А 3 ручка, стимульный материал,  фломастеры, цветные карандаши, нитки, клей.

1. Упражнение «Многоликое приветствие» Цель: создание положительного настроя на работу.Время: 5 минутТехника: проведения: предложить подростку подумать, а затем проговорить или придумать свое приветствие, которое было бы обращено одновременно к большой массе народа. Инструкция: тебе  предлагается  подумать  и высказать или придумать приветствие, с которым можно обратиться к людям. Как-то в одной известной телевизионной передаче ее ведущие обращались со словами приветствия ко всей стране. Анализ: Понравилось ли упражнение? Возникает ли необходимость приветствовать много людей? Какое у тебя настроение?

2. Упражнение «Шаровое настроение»Цель: определение настроения подростка на начало занятия.Время: 5 минут.Техника проведения: на листе бумаги формата А3 написано название упражнения «Шаровое настроение». Подростку предлагается в центре листа нарисовать мальчика и девочку, которые держатся за руки и обязательно улыбаются. Это является символом дружбы, взаимопонимания между людьми. На столе рядом раскладываются не надутые шары разного цвета. Предложить подростку надуть шарик того цвета, который соответствует его настроению, перевязать ниткой. После этого шарик с помощью ниточки и клея прикрепить к листу бумаги (к рукам изображенных на рисунке детей). Материал: бумага формата А 3, цветные карандаши, фломастеры.Инструкция: предлагаю взять тебе  лист бумаги формата А 3, на котором написано название упражнения «Шаровое настроение». В центре листа нужно нарисовать мальчика и девочку, которые держатся за руки и обязательно улыбаются. Это является символом дружбы, взаимопонимания между людьми. Необходимо обратить внимание на стол, здесь лежат не надутые шары разного цвета. Предложить подростку надуть шарик того цвета, который соответствует  настроению в данный момент, перевязать его ниткой. Затем этот шарик с помощью ниточки и клея прикрепить к листу бумаги (к рукам изображенных на рисунке детей).Анализ: Понравилось ли упражнение? Как ты себя чувствуешь? Мы можем дальше продолжать занятие?

3. Упражнение «Сколько во мне людей?»Цель: осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.Время: 5 минут.Техника проведения: подростку предлагается для обсуждения цитата из Уильяма Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро – каждый из двоих, каким он (или она) себя видят, каждый из двоих, каким его (или ее видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле».Инструкция: я предлагаю тебе послушать и проанализировать цитату из Уильяма Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро – каждый из двоих, каким он (или она) себя видят, каждый из двоих, каким его (или ее видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле».Анализ: Как ты понял эту фразу? Как самосознание человека связано с его отношениями с родителями, друзьями, с окружающими людьми?

4. Упражнение «Я – в другом образе»Цель: осознание собственного «Я», соотнесение себя с другим образом.Время: 10 минутТехника проведения: упражнение проводится в 3 этапа: 1 этап: подростку предлагается выбрать себе роль животного; 2 этап: описать в словах свое животное, например, «Что я за кошка?» 3 этап: подростку необходимо изобразить выбранное животное любыми средствами. Инструкция:  предлагаю  выполнить тебе упражнение, которое называется «Я – в другом образе», это упражнение состоит  из 3-х этапов: 1 этап: необходимо выбрать себе роль животного; 2 этап: описать на словах свое животное, например, «Что я за кошка?» 3 этап: изобразить выбранное животное любыми средствами.Анализ: Трудно ли было выбрать, описать, изобразить выдуманный образ? Можно ли соотнести этот образ со своими привычками, поведением, характером? Какое настроение испытываешь?

5. Притча «Двое в пустыне»Цель: формирование нравственного сознания, чувств и поведения. Время: 10 минут.Техника проведения: подростку предлагается послушать притчу притчи «Двое в пустыне».Инструкция: я сейчас прочту притчу «Двое в пустыне», послушай, вдумайся в  смысл, а затем мы обсудим ее содержание. Через пустыню шли двое и о чем-то разгоряченно спорили. Один, то и дело, облизывая  тонкие сухие губы, страстно что-то доказывал второму, но тот лишь презрительно морщился и хрипло усмехался: «Безумны твои речи», - и в свою очередь начинал развивать собственные идеи. Но вскоре первый нетерпеливо перебивал второго, и все начиналось сначала. Каждый из них отстаивал свою правоту, старался продемонстрировать свою силу, стремился обратить другого в свою веру. И вот, уже на пороге ночи, спор перешел в ссору, и готова была вспыхнуть вражда. И каждый уже кричал другому, что может обойтись без него. И тогда они, не сговариваясь, решили пойти врозь – каждый своей дорогой. Их уже обступила холодная мрачная ночь. Вокруг простиралась пустыня. И первый дерзко шагнул во тьму. Но вскоре он услышал за собой шаги своего спутника и подумал: «Какая во мне сила! Он пошел за мной, потому что он не может обойтись без меня», «Все-таки как он слаб!» Надой пойти за ним, чтобы уберечь его от бед и опасностей, иначе это будет лежать на моей совести», - думал   в это время другой, догоняя первого.Анализ: Понравилась ли притча? В чем ее смысл? Чему учит притча, о чем заставила задуматься?

    6. Работа на специализированном оборудовании.«Стабилотест»Цель: формирование волевых навыков.Время: 5 минут.Анализ: Что испытывал, находясь на платформе? Можно ли противостоять внешним воздействиям?«Бослаб»Цель: коррекция поведенческих навыков.Время: 15 минут.Анализ: Какое испытываешь самочувствие? Доволен ли выполненной работой?

7. Занятие в сенсорной комнате «Горная вершина»Цель: снятие напряжения, улучшение эмоционального состояния. Время: 30 минут.Анализ: Удалось ли расслабиться? Какое чувство присутствует?

8. Обратная связьЦель: узнать у подростка мнение о занятии.Время: 5 минут. 1.Испытываешь ли удовлетворение от проведенного занятия? 2. Что понравилось? 3. С какими трудностями пришлось столкнуться? 4. Что не понравилось? 5. Доволен ли ты собой? 6. Что заставило задуматься, и что полезного удалось взять для себя?

9. Упражнение « Моя улыбка»Цель: поднятие эмоционального фона  настроения, развитие эмпатии.Время: 5 минут.Техника проведения: психолог предлагает подростку  улыбнуться друг другу при расставании и говорит слова   Дейла Карнеги о цене улыбки.Инструкция: наше занятие завершается, мы расстаемся и я предлагаю улыбнуться друг на прощание. А сейчас послушай, что нам говорит Дейл Карнеги о цене улыбки.Цена улыбки Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечален­ных, а также лучшее противоядие, созданное приро­дой от неприятностей. И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпро­сить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали! Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать! Итак, если ты хочешь нравиться людям  - улыбайся!Анализ: В чем  смысл сказанного?

10. Упражнение «Шаровое настроение» (см. упражнение 2)Цель: определить настроение подростка на момент окончания занятия. Время: 10 мин.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Программа работы психолога с подростками, имеющими низкую и неадекватную самооценку, с их родителями

Разделы: Школьная психологическая служба

Общая идея программы: неадекватная самооценка препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, свидетельствует о неблагополучном развитии личности подростка. Необходимо выявить конфликтную зону в системе взаимоотношений подростков и родителей.

Цель: направить программу на повышение общего уровня самооценки у подростков, содействовать оптимизации межличностных взаимоотношений РЕБЕНОК—РОДИТЕЛЬ в семье.

Форма проведения.

Всего: 8 занятий: 4 занятия — с детьми; 3 занятия — с родителями; 1 занятие — совместное.

Почему смешиваем разные формы: лекции, дискуссии, психотехнические игры и т.д.? Их диктует сама проблема. Самооценка — сложное комплексное образование. Одними психотехническими упражнениями не справиться. Полярно должна вестись работа с родителями. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Форма промежуточного и окончательного контроля:

  • устные отчеты участников (рефлексия) в конце занятия и во время чаепития;
  • в групповой дискуссии участники группы имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Здесь они учатся формировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спорить, не оскорбляя друг друга. После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали себя в той или иной ситуации, мотивируют свои поступки. Слияние с общиной и коллективное действие избавляют от застенчивости и ощущения личной вины. Появляется гармония внутреннего мира с внешним миром, полным опасности, в котором нужно ставить реальные цели и достигать их. Это дает участникам возможность осознавать свои успехи, изменения, намечать план применения этих достижений в дальнейшем, а также дает возможность ведущему контролировать эффективность тренингового процесса.

Методика “Самооценка” Дембо-Рубинштейна (на последнем занятии).

План работы психолога с подростками, имеющими низкую и адекватную самооценку, с их родителями

Занятия

Дети

Родители

1. Лекция “Самосознание личности” 2. Беседа. 3. Игра “Кто Я”. 1. Родительское собрание “Наши дети”. 2. Обсуждение проблемы воспитания детей и общения с ними.
1. Упражнение “Настроение” 2. Упражнение “Расслабление” (на быстрый отдых и расслабление). 3. Упражнение “Ситуация”. 1. Игра “Воспоминание” 2. Упражнение “2 минуты отдыха” (на быстрый отдых и расслабление). 3. Упражнение “Ритм”.
1. Упражнение “Поставь себя на место другого” 2. Упражнение “Слепой и поводырь”. 1. “Контакт глаз” 2. Упражнение “Модальность”. 3. Беседа “Поставь себя на место другого”.

Домашнее задание: игра: “Анонимный список претензий”.

Упражнение “Давление” (совместное обсуждение). Чаепитие. Цель: сплочение группы. Высказывание в свободной форме своего отношения к предыдущим событиям. Дать возможность получить обратную связь.
Упражнение “Эмоциональное состояние”. Методика “Самооценка”.

1. Лекция “Самосознание личности”

Занятие № 1.

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о ”Я” соотносился главным образом с познанием человека самого себя как существа мыслящего — в этом значении и нужно понимать слова Декарта “Я мыслю, следовательно, существую”. Но потом стало очевидно, что человеческое “Я” гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав “Я” входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (“образ Я”) и с тем, каким он хотел бы быть.

Проблема самосознания сложна. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют разных уровнях развития, в разных ракурсах, каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего “Я”, каким это “Я” станет, если все задуманное сбудется, как это “Я” выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек, вместе с тем, выступает и как объект по отношению к самому себе.

Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: “Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ Я” (Кон И.С. Открытие “Я”. М., 1987).

Образ “Я” — это не просто представление о самом себе, социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе “Я” можно выделить 3 компонента.

1. Познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание. 2. Эмоционально-оценочный — ценностное отношение к себе. 3. Поведенческий — особенности регуляции поведения.

Возможно существование и фантастического “Я” . В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей.

Все “Я” уживаются в человеке одновременно. И если одно из “Я” будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности.

Например, хотеть быть сильным и не заниматься спортом. Желаемое не совпадает с действительностью. Степень правильности “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самого себя, своих качеств и места среди других людей.

С помощью самооценки проходит регуляция поведения личности. Деятельность и общение дают важные ориентиры для поведения. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам и поступкам.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем его самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа “Я”. Такая самооценка показывает, какую по степени трудности цель ставит перед собой человек. Психолог Джеймс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

Самооценка = Успех / Притязания.

Формула свидетельствует о том, что стремление к повышению самооценки может реализоваться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, и в случае успеха уровень притязаний повышается, человек готов решать более сложные задачи, при неуспехе — наоборот.

Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха; выбирают соответствующие средства и способы, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

У людей, мотивированных на избежание неудач, главная цель не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие люди неуверенны, боятся критики, и если есть сомнения успеха в работе, то это вызывает отрицательные эмоции. Человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, избегает ее.

Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками. Чтобы достичь успеха, человек должен предъявлять требования к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере добивается успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки,

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур легкими задачами и целями так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

2. Беседа.

3. Упражнение на самоидентификацию. Кто Я?, Какой Я?

Материал: тетрадные листы бумаги, ручки.

Инструкция: написать 10 ответов на вопрос “Кто Я?“ и 10 ответов на вопрос, “Какой Я?”.

При этом можно учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции — все, что покажется вам подходящим для того, чтобы описать себя фразой, начинающейся с “я”.

После выполнения задания ребята складывают листочки на стол. Ведущий берет наугад листок и читает написанное. Все пытаются угадать, о ком идет речь. При этом ведущий может сказать, что не будет зачитывать очень личные характеристики. Если все же кто-то не хочет, чтобы его записи прочитали, то листок остается у хозяина.

Занятие № 2.

1. Упражнение “Настроение“ (взято из системы Н. Роджерса) “Как снять осадок после неприятного разговора”.

Инструкция: возьмите чистый лист бумаги и цветные карандаши, расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите: грустное настроение, как вы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием эмоционально разорвите листок, выбросите в урну. Всего 5 минут, а ваше эмоциональное неприятное состояние уже исчезло. Оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.

2. Упражнение “Расслабление“ — на быстрый отдых и расслабление.

Инструкция: сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать, отдохните на стульях... Вам удобно... Глаза закрыты... Вы полностью ли уменьшить их, чтобы избежать неудач.

3. Упражнение “Ситуация”.

Цель: развивать личностную свободу и раскованность для улучшения взаимоотношений и взаимопомощи.

Инструкция: вы должны придумать причины возникновения ситуации, а также развить ситуацию дальше.

Варианты: 1. “Саша не успела выучить домашнее задание”. 2. “Максим прогулял урок”. 3. “Толя взял магнитофон своего друга без разрешения”. 4. “Рома пришел домой в 12 часов ночи”. Причины, выявленные ребятами, помогут лучше понять некоторые поступки. Показать причины, почему родители сердятся, когда подросток поздно приходит с прогулки и т.д. Обсуждение помогает показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и свое поведение соотносить с реакцией окружающих людей.

Занятие № 3.

1. Упражнение: “Поставь себя на место другого”.

Цель: улучшать взаимоотношения между подростками и родителями.

Инструкция: вспомните свой недавний конфликт с ребенком (родителем). А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того, с кем спорили. Представили? Внутренне про себя спросите у “него”: какие впечатления он получил от общения с вами. Продумайте, что бы мог сказать про вас ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что, прежде всего, изменилась ваша внутренняя позиция? Вы начинаете беседу, внутренне готовясь к равноправному контакту. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.

2. Упражнение на доверие “Слепой и поводырь”.

Инструкция: “разделитесь, пожалуйста, на пары. Кто в паре будет первым, а кто вторым? Первые номера — слепые, вторые — поводыри Слепые, закройте глаза и ходите по комнате. Чувствуйте, каково быть слепым в одиночку. Слепые остановитесь”. К каждому слепому подходит свой поводырь, берет его за руку и знакомит с миром, с комнатой, с другими слепыми.

Теперь поводыри оставляют “своих” слепых и подходят к другим. Затем слепые открывают глаза, делятся впечатлениями и меняются поводырями, возвращаются к первым и тоже делятся впечатлениями и меняются ролями.

Это упражнение можно проводить в полной тишине, можно разрешить разговаривать только слепому, только поводырю или обоим.

Домашнее задание: игра “Анонимный список претензий“.

Инструкция: в условленный вечер каждый из членов семьи бросает в почтовый ящик конверт, в котором он высказывает свои претензии к другим членам семьи. В назначенный день конверт вскрывается, и претензии зачитываются вслух. Если мать или отец оказались в центре обсуждения, и относительно них были высказаны определенные претензии, пусть они обдумают свое поведение и постараются изменить свою позицию в семье.

Занятие № 4.

1. Обсуждение домашнего задания: “Анонимный список претензий”. Совместное обсуждение.

2. Упражнение “давление”.

Цель: почувствовать, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства.

Инструкция:

- Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровень груди, слегка соприкоснитесь ладонями. - Договоритесь о том, кто будет ведущим, его задача — слегка надавить на ладони партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре. Выскажите друг другу впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони. - Возможно, вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместное движение обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.

Вывод. Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?

3. Чаепитие.

Занятие № 5.

1. Изобразительная игра “Эмоциональное состояние”.

Цель: используя минимум выразительных средств изобразить эмоциональное состояние, создать возможность для самовыражения подростков.

Инструкция: по очереди каждый из вас должен изобразить эмоциональное переживание. Группа должна попытаться отгадать название этого переживания.

2. Повторная диагностика по методике Дембо-Рубинштейна “Самооценка”.

Занятия с родителями

Занятие I.

1. Родительское собрание “Наши дети”.

1 часть. Лекция.

Во всех детях мы замечаем нужду в безопасности и развитии — это начало начал. Но в чем ваш ребенок нуждается? Мы привыкли говорить, что все одинаково важно. Конечно. Но в паре безопасность — развитие для нас, конечно же, важнее развитие. Нам важно запустить тяжелый маховик развития, чтобы оно никогда не останавливалось, ни в 13—15, ни в 25, ни в 75. Но тут и начинается самое интересное — развитие не идет до тех пор, пока не удовлетворена потребность ребенка в безопасности.

Отец бьет сына, чтобы лучше учился, — результат нетрудно предсказать: сын может получить лучшие отметки, но развитие его останавливается. Взяв в руки ремень, чтобы “вложить ума” отец выбивает ум из ребенка. И не только потому, что взрослый наносит физические травмы сыну, а еще и потому, что нарушается чувство безопасности личности. Там, где нет безопасности, учение на ум не идет.

У ребят лидеров способности развиваются полнее, чем у тех, кто чувствует себя в коллективе неуверенно. Мы часто говорим, что для хорошего учения нужно чувство успеха. А почему? Да потому, что успех и дает чувство полной безопасности. Когда потребность в безопасности удовлетворена, полностью включается потребность в развитии, и ребенок умнеет на глазах. Чем сильнее действует одна потребность, тем сильнее проявляется другая. Чем более озабочен своей безопасностью ребенок, тем меньше потребность в развитии, и само развитие приобретает в этом случае уродливый характер. Ребенок научается хитрить, ловчить, обманывать. Он изобретает потрясающие способы отлынивать от работы. Вряд ли вы хотите, чтобы развитие вашего ребенка приняло такое направление.

Конечно, для развития нужны опасности. Не надо их бояться. Но пусть это будут опасности, которые всегда встречаются на пути предприимчивого смелого человека.

В книге “Рождение гражданина” В.А. Сухомлинский писал: “В годы отрочества человек больше, нежели в другой период своей жизни, чувствует потребность в помощи, совете... Иногда подросток одинок, хотя вокруг него люди.

Одиночество среди людей опасно. Оно заключается в том, что никто — ни учитель, ни родители — не знают, чем живет подросток.

Ребенок становится подростком. Не спешите отогнать тревогу. Она пришла законно. Она говорит вам, что человек растет, что он становится самостоятельнее, ищет какую-то свою, не совсем протоптанную дорогу в жизни. Уберечь его мы не можем. А вот помочь найти, выбрать — не только можем, но и должны”.

А для этого надо по-новому взглянуть на семью: здоровая ли в ней атмосфера?

Едва ли полезет на строительные леса мальчик, которого отец научил забираться с рюкзаком на высокую гору. Скорее всего, не возьмет сигарету подросток, который привык дышать чистым воздухом лыжных походов. И уж конечно, не обидит человека ребенок, когда ему в семье ежедневно подают пример такой “эмоциональной культуры”, которая, по словам В.Л. Сухомлинского, является “азбукой нравственного благородства”.

Ребенок взрослеет. Вас это тревожит? Не спешите отогнать тревогу, она пришла законно.

2 часть. Обсуждение проблемы воспитания детей и общения с ними.

3 часть. Ознакомление родителей с результатами диагностики по самооценке.

Занятие II.

1. Игра “Воспоминание”.

Целью занятия являются оживление и обновление воспоминаний родителей о том, какими они были в детстве и какие впечатления переживали.

Инструкция: вспомните свое детство, какие внутренние мотивы заставляли вас совершить тот или иной поступок. Расскажите нам. В ходе игры организуется совместное обсуждение воспоминаний детства, предпринимается попытка понять мотивы поступков своих детей, посочувствовать им, проявить доверие.

2. Упражнение “две минуты отдыха” (на быстрый отдых и расслабление).

Инструкция: сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула, закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... делайте то, что вам приятно делать... Или ничего не делайте, как хотите... Побудьте там, где вам хорошо, три минуты… Через 2—З минуты группа выходит из упражнения сама.

3. Упражнение “Ритм” (взято из системы И. Роджерса). Целью упражнения является создание гармонии внутреннего мира родителей, ослабление психологической напряженности развитие внутренних психических сил.

Инструкция: это упражнение выполняется в паре и помогает участникам формировать открытость к собеседнику. Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один — ведущий, второй — “зеркало”. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль “зеркала” пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний ритм другого человека и как можно полнее отразить его. При этом полезно думать, что ваш ребенок — индивидуальность, обладающая уникальным психологическим ритмом. Чтобы правильно понять его, необходимо почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

Занятия III.

1. Упражнение “Контакт глаз”.

Целью упражнения является введение понятия “невербальное общение”

Инструкция: всем необходимо встать в круг и попытаться встретиться с кем-то взглядом. Когда двоим это удается, они меняются местами.

Рефлексия. Было ли это общением? Только ли при помощи слов мы общаемся?

2. Упражнение “Модальность”.

Инструкция: почувствуйте себя подростком. Какие слова ваш ребенок чаще всего слышит дома? Примерно следующие: “Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен уважать старших!”, “Ты должен слушаться старших!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь...”, “Ты имеешь право...”, “Тебе интересно...”. А теперь перейдите в позицию родителя. Что вы чаще всего говорите о себе, обращаясь к подростку. А говорите следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полно право...”, “Я знаю, что делать...”, “Я старше и умнее...” Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ребенку.

Ребята понимают, что они “не могут ничего”, для них одни запреты, а взрослые “могут все”, у них полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость, обостряя взаимодействие детей с взрослыми, и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не “вытянуть” возложенной на него тяжелой ноши долга. Давайте потренируемся.

Типичная фраза

Как необходимо говорить

“Ты должен хорошо учиться!” “Я уверен, что ты можешь хорошо учиться”
“Ты должен думать о будущем!” “Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию ты планируешь выбрать?”
“Ты должен уважать старших!” “Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека”.
“Ты должен слушаться учителей и родителей!” “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.

3. Беседа “Поставь себя на место другого”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Программа индивидуальных занятий с подростками, находящихся в трудной (кризисной) жизненной ситуации (13-18 лет)

п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Форма и методы

Материалы

Кол-во часов

1

«Личные психологические зоны риска».

  1. Информирование и обсуждение возрастных особенностей, которые делают подростка психологически уязвимым.

  2. Идентификация и выбор основной проблемы.

-мини-лекция

-проблемные и ситуативные задания

1

2

«Что такое трудная жизненная ситуация».

  1. Психологически безопасные способы преодоления и переживания трудных жизненных ситуаций.

  2. Самоанализ методов разрешения кризисных ситуаций и разрешения кризисов.

  3. Понимание различий бесполезных переживаний и действительно важных проблем.

-мини-лекция

-проблемные и ситуативные задания

-имитационная игра

1

3

«Словарь чувств».

  1. Развитие умений правильно переживать различные эмоциональные состояния и различать чувства, которые испытывает, и описывать свои эмоциональные состояния.

-мини-лекция

-проблемные и ситуативные задания

1

4

«Я и другие»

  1. Тренировка способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения. Повышение качества взаимоотношений с людьми, стать более уважительным и менее конфликтным.

-мини-лекция

-проблемные и ситуативные задания

  • Плакат «Весы» «Как я решаю свои проблемы», (продолжение).Бланк к плакату.

  • Таблица самодиагностики «Значимый человек».

1

5

«А ты молодец!»

  1. приобретение и развитие навыка сохранения положительного мнения о самом себе, даже в ситуации стресса.

-мини-лекция

-метод сочинения историй

1

6

«На ошибках учатся».

  1. Обсуждение реагирования на свои крупные и мелкие ошибки и переживания по этому поводу.

-мини-лекция

-проблемные и ситуативные задания

1

7

«Как я разрешаю конфликты».

  1. Обучение способам выхода из конфликтных ситуаций, обсуждение стратегий поведения для конструктивного решения конфликта.

  2. Упражнение «Разговор с взрослым». Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с взрослыми.

-мини-лекция

-проблемные и ситуативные задания

-ролевая игра

1

8

«Что и кому я должен».

  1. Заполнение таблицы самодиагностики. Выработка индивидуальных способов следования оправданным и отклонение от ненужных и манипулятивных ожиданий окружающих.

-мини-лекция

-проблемные и ситуативные задания

1

9

«Мои собственные факторы риска»

  1. Расширение поведенческого репертуара и жизненного опыта, осознание и вербализация актуальных для подростка проблем.

  1. Психологические признаки опасности. Рассмотрение собственных факторов риска. Обсуждение приведённых черт. Составление списка причин, способствующих началу асоциального поведения.

-мини-лекция

-проблемные и ситуативные задания

1

10

«Была бы проблема».

  1. Воспоминание успешного опыта преодоления жизненных трудностей. «Закон накопление опыта»

-мини-лекция

-проблемные и ситуативные задания

-метод сочинения историй

1

11

«Как я решаю свои проблемы»

  1. Анализ результатов деятельности, самооценка ресурсов и достижений, присвоение и переживание полученного в ходе занятия опыта.

-мини-лекция

-проблемные и ситуативные задания

1

Программа

индивидуальных занятий с подростками, находящихся в трудной (кризисной) жизненной ситуации

(13-18 лет)

Пояснительная записка

Жизнь современного человека характеризуется большим количеством инновационных процессов и нестабильностью. Наиболее опасными для внутреннего мира и взрослого, и ребёнка является одновременная представленность в бытии и высокого уровня жизни, большого количества эффективных способов решения проблем (которые несколько лет назад решить было невозможно), и незащищённости человека в определённых жизненных ситуациях (которая проявлялась во всей истории человечества). Именно высокий уровень жизни, появление всё больших возможностей у людей ослабляют их возможность встречать жизненные трудности, приводят к тяжёлым психоэмоциональным последствиям жизненных событий , повлиять на которые невозможно.

Наиболее остро трудные ситуации переживают дети, внутренний мир которых в младшем школьном возрасте становится уже достаточно сложным и закрытым. Взрослые редко учитывают особенности личных детских переживаний и реакций, которые имеют следующую специфику:

  • Дети реагируют на трудные жизненные ситуации не так, как ожидают взрослые;

  • Дети не имеют в своём опыте внутренних механизмов, позволяющих справиться со стрессом, эти механизмы должны быть сформированы с помощью взрослых;

  • Реакции детей на трудные жизненные ситуации могут иметь место через много лет и быть практически незаметными для окружающих;

  • Изменения поведения детей могут иметь реактивный характер на пережитое горе или длительный стресс, но нельзя дать чёткого определения, какое переживание, каким проявлениям соответствует.

Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для развития аддиктивного и асоциального поведения. Стремление к познанию, к новизне, желание взрослости и признания, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным - всё это при неблагоприятно сложившейся ситуации может привести подростка к употреблению наркотических веществ, алкоголизму, к выработке устойчивого асоциального поведения. Нередко испытываемые подростком в психологические трудности приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения незначительности и незащищённости, к отсутствию стрессоустойчивости, к ощущению невозможности справиться со своими проблемами. Дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, попадают в группу риска и становятся доступными и открытыми воздействию лиц асоциального типа, сектантов, распространителей наркотиков и т.п.

Все приведённые факты определяют актуальность работы по данному направлению.

Цели программы:

  • Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в тяжёлых жизненных ситуациях;

  • Превентивная работа с детьми по развитию качеств и стратегий поведения, позволяющих выйти из трудной жизненной ситуации с минимальными потерями.

  • Предупреждение асоциальных последствий кризисов и трудностей: наркомании, бродяжничества, агрессивного поведения, вовлечения в секты и т.д.

Задачи:

  • Ознакомить детей с зонами риска, характерными для их возраста;

  • Обучить конструктивным способам взаимодействия с взрослыми в трудных жизненных ситуациях;

  • Сформировать личностно конструктивные модели поведения в сложных жизненных ситуациях.

Предлагаемая программа предусматривает два направления работы:

В рамках первого направления с детьми проводятся беседы (мини-лекции), целью которых является прояснение и усвоение эффективных способов поведения в трудных жизненных ситуациях, характерных для подростка.

В рамках второго направления проводятся занятия в активной (игровой) форме, где подросткам объясняется смысл и личная польза от любого упражнения или игры.

В связи с тем, что подросткам бывает достаточно трудно открыто заявить о потребности в помощи в трудной жизненной ситуации, перед началом занятий проводится анкетирование, позволяющее выявить последствия критической или стрессовой ситуации и особенности её проживания.

infourok.ru

Работа психолога с подростками

Подростковый возраст – время быстрых перемен, физиологических, психологических, социальных. Подростковый возраст имеет смысл разделить на три стадии – раннюю, среднюю и позднюю. Изменения в каждый из этих периодов происходят с разной интенсивностью и в разное время для каждого подростка.

В раннем подростковом возрасте (от 10 до 14 лет) центральными вопросами являются вопросы независимости и осознания себя, интерес к собственному телу, растущий интерес к сверстникам, их ценностям и моделям поведения, падает интерес к миру взрослых. Противопоставляются ценностям семьи собственные ценности. Подросток в этом возрасте погружен в себя, возрастает количество конфликтов по поводу школы, работы по дому, выбору друзей. У подростка появляется стремление быть в группе, появляются «герои», подросток центрируется на настоящем, становится эгоцентриком. Подросток становится более замкнутым или застенчивым, иногда от застенчивости и неуверенности в себе появляется некоторая развязность в поведении. Иногда появляется ощущение собственной неуязвимости, стремление проверить себя, что приводит к поведению, тяготеющему с риском. Большинство подростков страдает от того, что их никто не понимает.

Средний подростковый возраст (15-17 лет) характеризуется незрелостью суждений, импульсивностью при сильном желании принять собственное решение, настоять на своем. Велико влияние референтной группы, усиливается озабоченность своей физической привлекательностью для противоположного пола. В этот период подросток в большей степени осознает взаимосвязь между поступками в настоящем и их последствиями.

Поздний подростковый возраст связан со все большим осознанием себя, самоопределением в будущей профессии, подросток вновь способен прислушиваться к мнению родителей, строятся долгосрочные и краткосрочные планы на будущее. Подросток во многом независим и способен функционировать самостоятельно.

Подростку проблемы, стоящие перед ним, кажутся чрезвычайно важными, иной раз устрашающими. Круг проблем включает разрыв с родителями, открытие отрицательного отношения к ним, осознания себя, индивидуализацию, отношения с другими, любовь и многое другое. Подростковому возрасту присущи сильные колебания эмоционального состояния, нежелание принимать на себя серьезные обязательства, ощущение, что общество их не понимает и не принимает. К психологу попадают подростки, чье эмоциональное развитие и жизненный опыт нетипичны и отношение к обществу нереалистичны. Еще одну группу нуждающихся в помощи и поддержке психолога составляют подростки, кто был травмирован в раннем возрасте и чьи потребности и желания могут быть непоследовательны, а внешне выражаться в состоянии психоза. Поддержка нужна и тем подросткам, которые обладают достаточно цельной личностью, но при этом их страшит столкновение с жизнью и обществом. Они хотели бы, чтобы общество (родители, школа и т.д.) были бы другими.

Нормальной и почти универсальной техникой адаптации подростков к социуму служит обращение за поддержкой сверстников. Состояние подростков характеризуется внутренней потребностью нарциссической поддержки и признания, потребностью ослабить зависимость и подсознательную эротическую связь с одним из родителей с тем, чтобы подготовить себя к независимости и зрелой любви. Не ощущая себя сложившейся личностью, подросток предпочитает безопасность группы ужасу остаться наедине с самим собой. Поскольку в школе и институте и школе подростки оказываются вместе вдали от родителей, объединенные статусом меньшинства, между ними формируются связи повышенной интенсивности. Можно говорить, что подросток, не имеющий друзей или подросток, предпочитающий компанию взрослых, возможно, имеет эмоциональные проблемы.

Подростки склонны к умствованию и монологам или же замыкаются и уходят в молчание. Подростки часто доходят до крайности при выражении какого- либо чувства, или, наоборот, в попытке избежать внутренней борьбы и беспокойства, вызванных привязанностью к родителям, подросток выплескивает свои чувства в яростной ненависти.

Особый стиль взаимодействия подростков, а также их явное сстремление к компании своих сверстников, делает установление с ними контакта и терапевтических отношений более трудной задачей, чем установление контактов с детьми. Психолог должен верить в доброту и порядочность подростка и уметь позитивно реагировать на его поведение. Такт – необходимая составляющая в работе с подростком, так как из-за нарциссической уязвимости подростка к нему требуется осторожный подход. Оставаясь тактичным, нельзя забывать о твердости и необходимости решать болезненные вопросы. Подросток бросает вызов традициям и поэтому психолог должен уметь определять границы своих возможностей и компетенции, принимать на себя ответственность. Необходимо создать у подростка ощущение независимости и автономии и признать, что иногда подросток не может отвечать за свои поступки из-за подавленности чувством вины, гнева или другими экстремальными эмоциями. Основная цель психологической работы с подростком – помочь выработать и закрепить стратегии нормального поведения и самостоятельно познать чувство собственной значимости и компетентности, без страха думать о трудностях предстоящей жизни. Поскольку подросток эгоистичен в своих желаниях и поступках, что и положено на этом уровне, работу следует планировать так, чтобы он получал от нее удовольствие.

Различие статуса психолога и подростка требует от психолога особого усилия по установлению и поддержанию отношений сотрудничества. Подростка с самого начала следует познакомить с понятиями «установление границ» и «конфиденциальность». С самого начала следует сказать подростку, что все, происходящее на занятиях строго конфиденциально, помимо тех случаев, когда психолог считает его потенциально опасным для него самого и окружающих. При возникновении подобной ситуации психолог сначала ставит в известность подростка и обсуждает с ним планы оптимального развития событий.

Не существует единого мнения о том, следует ли психологу, работающему с подростком, встречаться с его родителями. Тем не менее, за редкими исключениями, родителей следует привлекать на стадии формулировки проблемы и ставить в известность о планах работы с подростком. Подросток может решить, что конфиденциальность нарушена, особенно если трудные взаимоотношения с родителями и стали причиной проблем подростка, и, по его мнению, все, кто общается с ними, не может понять его самого. Поэтому встреча с родителями может состояться до встречи с подростком.

Бывает целесообразно сказать сразу подростку о необходимости совместной встречи с родителями, подчеркнув при этом вопросы конфиденциальности, что до прежде чем сказать что-либо его родителям, вы посоветуетесь с ним. При этом возникает задача поддержания родительского авторитета, иерархии семьи и сохранения доверительных отношений с самим подростком. Подростку надо помочь научиться выражать свои чувства и мысли к родителям, иногда психолог выражает эти чувства за него.

studfiles.net