Что такое монотония в психологии. Монотонность это в психологии


Монотония это (в психологии)

Монотония — функциональное состояние человека, характеризующееся снижением работоспособности в условиях монотонной работы в эмоционально бедной внешней среде. К основным проявлениям относят апатию, скуку, сонливость, потерю интереса к выполняемой деятельности.

Подобное состояние в основном свойственно спортсменам, работникам производств, водителям и операторам. Спокойные и уравновешенные люди меньше подвержены монотонии по сравнению с активными и подвижными личностями.

Основные характеристики

Вместе с монотонией психологи выделяют такие функциональные состояния, как утомление и пресыщение. Утомление – нормальная, естественная реакция организма в ответ на длительное напряжение при выполнении любого вида деятельности. Состояние пресыщения сходно с монотонией и связано с выполнением однообразной работы.

Однако есть существенные различия в этих состояниях. При монотонии человек впадает в состояние апатии и сонливости, эпизодически выключается из рабочего процесса, испытывает ощущение скуки и безразличия к выполняемой работе. Состояние пресыщения, напротив, выражается в попытках разнообразить привычный круг рутинных обязанностей, в эмоциональном неприятии выполняемой деятельности с острым желанием немедленно ее сменить.

Специалисты выделяют два вида монотонии:

1. Сенсорная — возникает при работе в эмоционально скудной внешней среде, где человек сталкивается с “информационным голодом”. Данный вид монотонии характерен для водителей, операторов по обслуживанию машин и механизмов.

2. Двигательная — развивается в условиях труда с многократным повторением однотипных действий с напряжением одних и тех же мышц и отделов опорно-двигательного аппарата. Это состояние характерно для работников конвейерных производств.

Рекомендуем: Галлюцинации

Основная причина развития монотонии заключается во внешней среде, для которой характерны следующие признаки:

  • Многократное повторение однотипных действий.
  • Короткий цикл и недостаточное разнообразие производственных операций.
  • Отсутствие творческой составляющей в выполняемой деятельности.
  • Низкий или, наоборот, очень высокий темп работы.

С психологической точки зрения состояние монотонии отличается снижением мотивации и заинтересованности по отношению к выполняемой деятельности.

Симптомы проявления:

  • Ощущение сонливости, разбитости, безразличия, апатии.
  • Снижение восприятия и понимания информации.
  • Автоматизация выполняемых действий и резкое увеличение числа ошибок.
  • Потеря интереса к происходящему во внешней среде.
  • Гиподинамия.
  • Трудности с концентрацией внимания.
  • Ощущение скуки.
  • Уменьшение круга общения и социальных контактов.
  • Вегетативные проявления: понижение артериального давления, снижение частоты пульса, уменьшение энергозатрат.

Рекомендуем: Как проявляется гипомнезия?

В процессе исследования проявлений монотонии было установлено, что женщины в условиях монотонной деятельности подвержены развитию этого состояния в меньшей степени, чем мужчины.

Последствия и методы профилактики

Монотония – достаточно опасное состояние для профессиональной деятельности человека. Основное ее проявление заключается в снижении сознательного контроля за происходящим, что может привести к несчастным случаям.

Рекомендуем: Что такое инфантильность?

В связи с возможными последствиями необходимо проводить постоянную профилактику возникновения подобного состояния.

Основные методы:

  • Поиск положительных сторон в монотонной работе – например, отсутствие необходимости принимать сложные, ответственные решения.
  • Прослушивание аудиокурсов, аудиокниг. Такой метод применим для водителей, если он не отвлекает их от контроля дорожной ситуации.
  • Ускорение или замедление темпа работ либо чередование замедления и ускорения. А также усложнение производственных операций.
  • Периодическая смена заданий и видов деятельности. Применимо для бригад на производстве.
  • Организация рабочего графика с перерывами и паузами.
  • Укрепление мотивации. Человеку всегда важно, для чего он выполняет определенные действия, и задача руководителей – поддерживать мотивацию у сотрудников.
  • Внедрение в производство автоматизации простых рутинных операций. По сути, это использование специальных машин для выполнения типовых операций.
  • Организация “динамичного” рабочего места: организация рабочего места таким образом, чтобы работник мог задействовать свою двигательную активность; применение производственной гимнастики, использование функциональной музыки.

Монотония – довольно серьезное состояние человека, которое может привести к негативным последствиям, поэтому важно своевременно проводить диагностику и профилактические мероприятия. Автор: Анна Макаренкова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Состояние монотонности

В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонности, по Н. Д. Левитову, вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе.

Состояние монотонности также отрицательно действует и организм работающих, приводя к преждевременному утомлению.

М. И. Виноградовследующим образом сформулировалпонятие монотонности: «В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей, и оно проявляется тем скорее и глубже, чем ограниченнее раздражимая область коры, т. е. чем проще состав раздражающей стереотипной системы».

Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Однако единого мнения в отношении критерия степени монотонности работы пока нет. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие —только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.

В зарубежной литературе, в частности американской, понятие монотонности трактуется во втором, чисто субъективном смысле.

Советские психологине отрицают факта субъективного переживания монотонности, сопровождающегося потерей интереса к работе, скукой, сонливостью и т. п. Однако, по их мнению,это не служит основанием для отрицания монотонности как явления, объективно присущего трудовому процессу и оказывающего неблагоприятное действие на подавляющее большинство работающих. Из этого разного понимания сущности монотонности вытекает и разное понимание путей борьбы с монотонностью, о чем речь пойдет ниже.

Важным вопросом в понимании природы состояния монотонности является разграничение общих и отличительных его черт по сравнению с состоянием утомления.Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство.Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что:

  1. утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде.

  2. Утомление является фазовым процессом, а монотонность характеризуется волновой кривой, обладающей повышениями и спадами.Значит, первым, следствием утомления является снижение выполнения, а монотонности — колебания выполнения.

  3. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее.

Необходимо также отличать состояние монотонности отпсихической насыщенности: 1) Психическая насыщенность вызывает волнение, нервозность, беспокойство; монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической активности и скукой.2) Психическая насыщенность вызывается главным образом повторением деятельности, а для появления монотонности необходимы и другие объективные данные (бедность раздражителей, однообразие их, ограниченность поля наблюдения и т. д.).

Очень важно подчеркнуть, что размежевание психического насыщения и монотонности является относительным, так как: 1) они взаимно влияют друг на друга; 2) их последствия суммированно действуют на состояние человека; 3) в производственной практике ни одно из них не встречается в крайних формах, можно лишь исследовать их сочетания, имеющие разные пропорции.

Следующим важным вопросом является выяснение изменений, происходящих в человеческой психике вследствие монотонности. Суммируя уже упоминавшиеся симптомы, можно отметить, прежде всего, субъективное влияние монотонности, имеющее характер переживания: чувства усталости, сонливости, испорченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т. д.

Самым спорным является вопрос об индивидуальных различиях в сопротивляемости монотонности.Экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интровертировавная. Между интеллектом и чувствительностью к монотонности не было установлено корреляции. За рубежом, правда, ставились эксперименты для установления соотношений между переживанием монотонности и умственным развитием человека. Согласно результатам этих экспериментов, скорее и острее переживают монотонность умственно более развитые люди. Однако Н. Д. Левитов называет такие выводы упрощенными и неверными. По его мнению, если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, то умственно развитый человек переживает чувство монотонности в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости этих действий для выполнения трудового задания, и может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное. В связи с этим Е. П. Ильин замечает, что способность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококвалифицированным специалистам. Малоквалифицированный рабочий не может уловить изменений однообразия и становится жертвой бесстимульного безразличия.

Устойчивость к монотонии, как показали исследования Н. П. Фетискина, определяет наличие монотофильного типологического комплекса, характеризующегося инертностью нервных процессов, преобладанием внешнего торможения и внутреннего возбуждения, малой силой нервной системы. И наоборот, сильнее подвергались влиянию монотонных условий лица, обладающие монотофобным типологическим симптомокомплексом, которым свойственны подвижность нервных процессов, преобладание внешнего возбуждения и внутреннего торможения, сильная нервная система. Однако неоспоримо значение мотивации в преодолении отрицательного влияния скучной и однообразной работы. В силу этого можно считать, что отношения личности, высокое чувство ответственности в значительной мере компенсируют «неблагоприятные» природные свойства нервной системы.

И последний, разбираемый в связи с состоянием монотонии, вопрос—пути борьбы с монотонностью на производстве.

М. И. Виноградовпредлагает следующиепять мероприятий или путей борьбы с монотонностью вообще, а при поточном производстве в особенности:1) объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; 2) периодическую смену операций, выполняемых каждым рабочим, т. е. совмещение операций; 3) периодические изменения ритма работы; 4) введение дополнительного перерыва; 5) введение посторонних раздражителей (функциональная музыка).

Несколько по-иному, можно сказать более «психологично»,видит пути предупреждения и преодоления монотонности в работеН. Д. Левитов.

Первый путь.При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием её необходимости, в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние монотонности.

Второй путь.Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.

Третий путь.Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например, думать о чем-нибудь интересном. Этот путь, правда, допустим лишь при однообразных и очень простых работах.

Четвертый путь.Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее одно образная.

Пятый путь.Введение функциональной музыки.

studfiles.net

Состояние монотонности

В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонности, по Н. Д. Левитову, вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе.

Состояние монотонности также отрицательно действует и организм работающих, приводя к преждевременному утомлению.

М. И. Виноградовследующим образом сформулировалпонятие монотонности: «В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей, и оно проявляется тем скорее и глубже, чем ограниченнее раздражимая область коры, т. е. чем проще состав раздражающей стереотипной системы».

Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Однако единого мнения в отношении критерия степени монотонности работы пока нет. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие —только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.

В зарубежной литературе, в частности американской, понятие монотонности трактуется во втором, чисто субъективном смысле.

Советские психологине отрицают факта субъективного переживания монотонности, сопровождающегося потерей интереса к работе, скукой, сонливостью и т. п. Однако, по их мнению,это не служит основанием для отрицания монотонности как явления, объективно присущего трудовому процессу и оказывающего неблагоприятное действие на подавляющее большинство работающих. Из этого разного понимания сущности монотонности вытекает и разное понимание путей борьбы с монотонностью, о чем речь пойдет ниже.

Важным вопросом в понимании природы состояния монотонности является разграничение общих и отличительных его черт по сравнению с состоянием утомления.Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство.Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что:

  1. утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде.

  2. Утомление является фазовым процессом, а монотонность характеризуется волновой кривой, обладающей повышениями и спадами.Значит, первым, следствием утомления является снижение выполнения, а монотонности — колебания выполнения.

  3. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее.

Необходимо также отличать состояние монотонности отпсихической насыщенности: 1) Психическая насыщенность вызывает волнение, нервозность, беспокойство; монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической активности и скукой.2) Психическая насыщенность вызывается главным образом повторением деятельности, а для появления монотонности необходимы и другие объективные данные (бедность раздражителей, однообразие их, ограниченность поля наблюдения и т. д.).

Очень важно подчеркнуть, что размежевание психического насыщения и монотонности является относительным, так как: 1) они взаимно влияют друг на друга; 2) их последствия суммированно действуют на состояние человека; 3) в производственной практике ни одно из них не встречается в крайних формах, можно лишь исследовать их сочетания, имеющие разные пропорции.

Следующим важным вопросом является выяснение изменений, происходящих в человеческой психике вследствие монотонности. Суммируя уже упоминавшиеся симптомы, можно отметить, прежде всего, субъективное влияние монотонности, имеющее характер переживания: чувства усталости, сонливости, испорченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т. д.

Самым спорным является вопрос об индивидуальных различиях в сопротивляемости монотонности.Экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интровертировавная. Между интеллектом и чувствительностью к монотонности не было установлено корреляции. За рубежом, правда, ставились эксперименты для установления соотношений между переживанием монотонности и умственным развитием человека. Согласно результатам этих экспериментов, скорее и острее переживают монотонность умственно более развитые люди. Однако Н. Д. Левитов называет такие выводы упрощенными и неверными. По его мнению, если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, то умственно развитый человек переживает чувство монотонности в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости этих действий для выполнения трудового задания, и может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное. В связи с этим Е. П. Ильин замечает, что способность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококвалифицированным специалистам. Малоквалифицированный рабочий не может уловить изменений однообразия и становится жертвой бесстимульного безразличия.

Устойчивость к монотонии, как показали исследования Н. П. Фетискина, определяет наличие монотофильного типологического комплекса, характеризующегося инертностью нервных процессов, преобладанием внешнего торможения и внутреннего возбуждения, малой силой нервной системы. И наоборот, сильнее подвергались влиянию монотонных условий лица, обладающие монотофобным типологическим симптомокомплексом, которым свойственны подвижность нервных процессов, преобладание внешнего возбуждения и внутреннего торможения, сильная нервная система. Однако неоспоримо значение мотивации в преодолении отрицательного влияния скучной и однообразной работы. В силу этого можно считать, что отношения личности, высокое чувство ответственности в значительной мере компенсируют «неблагоприятные» природные свойства нервной системы.

И последний, разбираемый в связи с состоянием монотонии, вопрос—пути борьбы с монотонностью на производстве.

М. И. Виноградовпредлагает следующиепять мероприятий или путей борьбы с монотонностью вообще, а при поточном производстве в особенности:1) объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; 2) периодическую смену операций, выполняемых каждым рабочим, т. е. совмещение операций; 3) периодические изменения ритма работы; 4) введение дополнительного перерыва; 5) введение посторонних раздражителей (функциональная музыка).

Несколько по-иному, можно сказать более «психологично»,видит пути предупреждения и преодоления монотонности в работеН. Д. Левитов.

Первый путь.При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием её необходимости, в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние монотонности.

Второй путь.Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.

Третий путь.Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например, думать о чем-нибудь интересном. Этот путь, правда, допустим лишь при однообразных и очень простых работах.

Четвертый путь.Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее одно образная.

Пятый путь.Введение функциональной музыки.

studfiles.net

2.Состояние утомления.

Утомление – это естественная реакция, связанная с нарастанием напряжения при продолжительной работе.

С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, рассогласовании в психических функциях, затруднениях выработки и торможении условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

С психологической стороны наблюдается заметное снижение чувствительности различных органов чувств вместе с ростом инерционности этих процессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования – увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и парадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.

Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания – сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, то есть ухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности.

Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Наблюдается также снижение показателей кратковременной памяти, что связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения.

Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения – чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т. д. На начальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но о появлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодов работоспособности, прежде всего, стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

3.Состояние монотонии.

Монотония - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потери интереса к работе. Продуктивность деятельности лишь на некоторое время восстанавливается за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического.

Как правило, состояние монотонии вызывается действием ряда специфических факторов внешней производственной среды и объективными особенностями самой работы, а именно: однообразием выполняемых операций, повторяющимся характером работы, бедностью внешних раздражителей, ограниченным полем наблюдения и другими. Кроме того, переживание монотонии может усиливаться под влиянием таких дополнительных факторов, как полумрак в рабочем помещении, отсутствие цветового интерьера, изолированность работающих друг от друга, недостаточность физических движений, наличие ритмических звуков.

Различия м/д утомлением и монотонией.

Утомление

Монотония

1.важнейшей особенностью утомления является расход энергии и нарастание психического напряжения

при монотонии психическое напряжение падает, а энергетические затраты уменьшаются

2. перемена вида деятельности не приводит к полному восстановлению работоспособности и производительность труда оказывается ниже оптимального уровня

смена вида работы при монотонии сопровождается восстановлением оптимальной выработки

3. утомление наступает при любой работе, если человек занимается ею достаточно длительное время

монотония возникает только при выполнении специфических видов деятельности

4.утомлению подвержен каждый человек

состояние монотонии в одной и той же объективной ситуации переживают далеко не все люди

Фазы развития монотонии:

1. В первой (начальной) фазе возникает апатия - характеризуется вялостью, безразличием к окружающему, отсутствием стремления к продолжению работы. Это состояние негативно влияет на трудовую деятельность и может в значительной степени парализовать ее.

2. Скука - представляет собою такое состояние, которое субъективно переживается в форме полной утраты интереса к выполняемой деятельности и в появлении ощущения нудности работы. В зарубежной психологии это состояние обозначается даже специальным понятием - tedium (нудность). Скука вызывает у работающего желание отвлечься, посмотреть по сторонам, поговорить с соседом по работе. Она заставляет человека концентрировать внимание на выполняемой работе усилием воли, а поскольку длительное время это делать невозможно, внимание и психическая активность работающего начинают волнообразно колебаться.

3. Сонливость.

studfiles.net

Монотония | Мир Психологии

МОНОТОНИЯ

Монотония (англ. monotony; от греч. monos — один, единый + tonos — напряжение) - функциональное состояние человека, возникающее при монотонной работе. Характеризуется снижением общего уровня активации, потерей сознательного контроля за исполнением действий, ухудшением внимания и кратковременного запоминания, нечувствительностью к внешним раздражителям, преобладанием стереотипных движений и действий, субъективными ощущениями скуки, сонливости, вялости, апатии, потерей интереса к работе. На кривой работы (см. работоспособность человека) проявляется в частых «пикообразных» колебаниях продуктивной деятельности, отражающих периодическое включение компенсаторных механизмов за счет дополнительных волевых усилий.

Монотония - одна из основных причин несчастных случаев и аварий на производстве и транспорте. Возникновение М. во многом определяется индивидуально-психологическими особенностями человека (тип н. с., Темперамент, экстравертированность, личностные установки субъекта и др.). Предрасположенность к М. может выявляться в процессе профессионального отбора и корректироваться путем оптимальной реорганизации деятельности (см. Монотонная работа). Полярной по типу реакцией на монотонные условия работы является развитие состояния психического пресыщения. См. Индивидуально-психологические различия, Свойства нервной системы. (А.Б. Леонова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Монотонный - характеристика связи между двумя переменными, при которой на каждое значение каждой переменной приходится единственное значение другой. Такая монотонная связь, представленная графически, покажет или непрерывный подъем или непрерывное падение функции без плоских мест и без точек наложения.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Монотонность труда и борьба с ней

Монотонность и условия труда

Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность, осуществляемая без непосредственного участия сознания. Он формируется в результате нескольких факторов: многолетнего опыта деятельности, рутинности работы, отсутствия вовлеченности в трудовой процесс, воображения и творческого подхода, физических перегрузок. Особое значение это имеет на сложных производствах или производствах с вредными условиями труда, где аккуратность и внимание имеют решающее значение. Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности. Но нельзя точно определить, что выполнение именно этих действий является монотонным и скучным занятием. Каждый человек сам для себя определяет род своей деятельности и дает ей свою объективную оценку. К примеру, один сотрудник, работающий на конвейере, считает свою работу монотонной и скучной, а другой, наоборот, считает ее очень интересной. Многие люди, занимающиеся динамичной, активной работой, которую никак нельзя назвать монотонной, считают ее скучной, неинтересной.

Основные группы монотонных трудовых процессов

«Классическим» вариантом монотонии являются конвейерные работы, производимые в заданном темпе и ритме, где простые элементы, короткие по времени выполнения, в определенной последовательности повторяются многократно в течение рабочей смены, недели, месяцев, а иногда и многих лет.

По сути, близки конвейерным — работы, выполняемые поточным способом, где темп и ритм зависят от головного рабочего в потоке.

Следующая группа — работы, выполняемые в свободном темпе и ритме на станках, автоматах и полуавтоматах: штамповка, клепка, полирование и аналогичные процессы. Здесь операция деятельности часто сводится к двум элементам: взять и положить нужным образом обрабатываемую деталь или изделие.

К монотонным относятся контрольные работы по браковке изделий, труд оператора по наблюдению за положением стрелок и приборов на щите управления, однообразный труд в условиях однообразной рабочей обстановки.

Физиологический механизм монотонии на уровне нервной клетки выглядит следующим образом. Нейрон коры больших полушарий головного мозга под влиянием частых, однообразно повторяющихся раздражений рано или поздно приходит в тормозное состояние, а при распространении тормозного процесса по всей коре больших полушарий у человека наступает сон. Из этого следует вывод, что чем больше количество быстро сменяющихся и разных по параметрам воздействий, тем медленнее будет происходить охват тормозным процессом структур головного мозга и дольше не наступит снижение работоспособности.

Некоторые зарубежные ученые весьма отрицательно относятся к работе человека на конвейере. Они отмечают к концу рабочего дня ухудшение показателей энцефалограммы, понижение уровня сахара в крови, отвращение к работе, вялость более сильные, чем у близких по структуре групп рабочих другого вида труда. Такое случается прежде всего из-за нерационального применения конвейерного способа работы (в первую очередь из-за нарушения ритма и темпа труда).

В целом основные отрицательные моменты нерациональной организации конвейерного труда заключаются в следующем: чрезмерно большие или чрезмерно малые скорости движения ленты конвейера, нерациональное чередование периодов работы и отдыха, наличие монотонности труда из-за чрезмерной дробности рабочего процесса, нарушения ритмов работы из-за неритмичной подачи на ленту конвейера деталей и полуфабрикатов, нестандартные детали, отсутствие кратности операций, развитие заболеваний опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата у рабочих, вынужденных работать в неудобной позе с постоянной перегрузкой отдельных групп мышц.

При отсутствии отрицательных факторов, а конкретно при рациональной организации работы работоспособность достаточно высока, и утомление наступает не раньше, чем при обычных видах труда. У некоторых рабочих с наступлением достаточной тренированности ощущение монотонности работы исчезает, они начинают заявлять, что работа им нравится и представляет для них интерес. При тестировании типов высшей нервной деятельности этой группы людей было обнаружено, что большинство из них — меланхолики, меньше — флегматики и совсем нет холериков.

Ритм и темп труда

Самым неблагоприятным фактором при однообразной работе на конвейере является нарушение ритма. Усвоение нового ритма требует новой установки основных нервных процессов, выработки нового стереотипа, функционального напряжения основных рабочих структур мозга.

Ритм — это термин греческого происхождения, он означает правильно повторяющееся чередование напряжения и ослабления, ускорения и замедления. Это закономерное чередование элементов деятельности во времени. Существует ритм не только в работе, но и в музыке, поэзии, танце. В трудовой деятельности под рабочим ритмом понимают закономерное чередование временных отрезков деятельности и пауз между ними. Ритм неотделим от темпа, характеризующего быстроту работы. Темп в переводе с итальянского означает время. Под рабочим темпом понимают число повторяющихся законченных циклов рабочих операций в единицу времени.

Чрезмерно быстрый темп работы приводит клетки головного мозга вследствие слишком частого повторения раздражений в тормозное состояние, происходит их истощение из-за превышения предела функциональной подвижности. Все это вызывает нарушение устойчивости стереотипа рабочих движений, угасание сформировавшейся доминанты. Ритмичная работа в таких условиях нарушается, происходит отставание от заданного ритма. В научных исследованиях, специально направленных на установление микропауз в операциях, было показано, что оптимальным соотношением будет соотношение времени работы и микропауз, как 1:2. Тогда сохраняется и высокая работоспособность, и здоровье рабочих.

Целесообразно ли сохранять на конвейере равномерную скорость движения ленты на протяжении всего рабочего дня? По-видимому, нет. В начале работы физиологические функции человека включаются в активное состояние процесса трудовой деятельности постепенно. Поэтому в начале работы, в первые 30 мин, рекомендуется учитывать период врабатывания, вхождения в работу. Затем 2—3 ч обычно работоспособность на одном уровне, фаза «плато». Ближе к обеденному перерыву практически у всех работа замедляется. В послеобеденный период эта закономерность повторяется. Эффективным фактором, ослабляющим отрицательное воздействие монотонности на организм человека, является работа на конвейере с накопителем, то есть с возможностью периодической работы в свободном ритме и темпе.

Борьба с монотонностью работы

Самым лучшим способом борьбы со скукой является расширение круга обязанностей, усложнение работы или обогащение ее такими функциями и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или иного сотрудника.

Менеджеру необходимо обратить внимание на режим и график работы сотрудников, на социальные и физические условия труда:

1) обращать внимание на уровень шума в помещении, где происходит основная работа, так как, если в помещении уровень шума превышает норму, то работнику трудно сосредоточиться на выполнении своих трудовых обязанностей, шум в помещении приводит и к определенным психологическим последствиям, таким, как понижение или потеря слуха. Нельзя не отметить, что иногда шумная обстановка является издержками определенных профессий и от нее никуда не деться. Однако потеря слуха в таких случаях приравнивается к производственной травме, и работодатель обязан выплачивать компенсацию;

2) цветовая гамма помещения также очень важна для работающих сотрудников. Конечно, цвет стен не влияет на психологический микроклимат в коллективе, на производительность труда, снижение уровня брака, аварийности. Но определенный цвет может добавить уют в интерьер помещения, придать ему более приятную рабочую обстановку. Цвет стен также влияет на восприятие человека, сотрудника, на размер помещения. Например, окрашивание стен в светлые тона зрительно делает помещение более просторным, а окрашенные в темный цвет стены зрительно уменьшают пространство.

Специалисты в области декора интерьера утверждают, что красные и оранжевые цвета являются теплыми, а голубые, зеленые тона являются холодными. К примеру, если стены выкрашены в яркие, насыщенные красно-оранжевые тона, то в летний период времени сотрудникам будет психологически казаться, что в помещении очень жарко, даже если будет работать кондиционер. А если стены помещения выкрашены в более светлые, спокойные оттенки, то в холодный период времени сотрудникам такого помещения будет казаться, что в нем очень холодно. И это означает, что стоит только неправильно подобрать тон цвета для стен, как работоспособность коллектива может снизиться, и менеджеру придется вместо работы выслушивать жалобы, поступающие от сотрудников;

3) в последнее время многие ученые проводили исследования, посвященные влиянию освещения на работоспособность человека, и выявили, что долгое занятие мелкой работой или чтением книги при тусклом освещении влияет на зрение и значительным образом снижает его. Очень яркий, ослепительный свет или, наоборот, тусклое освещение отрицательно влияют на производительность труда. А также можно обратить внимание на рациональную организацию трудового процесса; повышение заинтересованности работника рабочим заданием; обеспечение наглядной результативности труда для работника; привлечение машин для облегчения труда работников; чередование трудовой деятельности; установление оптимальной продолжительности труда; разработку системы материальных и моральных стимулов.

Условия труда. Изучение влияния условий труда началось в конце XIX в. И с тех пор является неотъемлемой частью трудового процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали положение рабочего класса в Англии и сделали выводы о зависимости эффективности труда от условий труда, бытовых условий работника, продолжительности рабочего дня и прочих. В настоящий момент законодательно закреплены основные моменты организации рабочего пространства работника, например, продолжительность рабочего дня, режимы отпусков, доплата за вредность производства, размер минимальной оплаты труда. Кроме того, существуют определенные нормы производственной деятельности, которые включают определенные размеры рабочего места, соблюдение гигиенических требований и комфортность рабочего места.

Условия труда во многом зависят от статуса работника, но не должны быть дискриминационными. От условий труда напрямую зависит эффективность производства, мотивация работника на достижение цели, стимуляция творческого подхода к рабочим обязанностям и комфортные психологические отношения в коллективе.

Плюсы и минусы автоматизации производства

Данная отрасль эргономики изучает, прежде всего, индивидуальные особенности трудового поведения человека как психического, так и физиологического свойства.

Психическая деятельность представлена тремя факторами – познавательным, эмоциональным и волевым. Физиологические характеристики проявляются в активности головного мозга, физической готовности к работе, способности к длительным нагрузкам и периоду восстановления двигательной активности, параметрах дыхания и речевой функции.

Преимущества. На сегодняшний день уже почти не осталось предприятий, где используется ручной труд. Технический прогресс повлек за собой появление огромного количества предприятий, которые полностью или частично перешли на автоматизацию производства. Преимущества машин перед человеком следующие:

1) машины могут воспринимать цвета спектра, недоступного человеку;

2) надежный мониторинг в течение долгого времени;

3) быстрое выполнение точных расчетов;

4) хранение большого количества информации;

5) большая мощь;

6) долговременное использование с определенным уровнем эффективности;

7) снижение брака выпускаемой продукции;

8) никаких отпусков и болезней, исключением может стать сбой или поломка машины и т.д.

Невозможно также не сказать и о недостатках машинного производства:

1) нехватка гибкости;

2) невозможность самостоятельных коррекций программы;

3) отсутствие импровизации;

4) даже самое новейшее оборудование не может работать без участия человека;

5) отсутствие креативности и новых идей;

6) сбои в программе, технические неполадки и др.



biofile.ru

Эмоциональная монотонность - это... Что такое Эмоциональная монотонность?

 Эмоциональная монотонность

однообразность и приглушенность эмоциональных переживаний.

Термины психологии. 2014.

  • Эмоциональная лабильность
  • Эмоциональная насыщенность

Смотреть что такое "Эмоциональная монотонность" в других словарях:

  • Расстройства настроения — проявляются в виде двух вариантов: симптомами с усилением и ослаблением эмоциональности. К расстройствам с усилением эмоциональности относятся гипертимия, гипотимия, дисфория, тревога, эйфория, эмоциональная слабость. Гипертимия характеризуется… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • АУТИЗМ — – состояние погруженности в мир внутренних переживаний с уходом от реальности, замкнутостью, бедностью выражения эмоций, потерей эмоционального контакта с окружающими. Наблюдается главным образом при шизофрении; легкие проявления аутизма… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Конституция человека — (лат. constitutio – построение, организация). Совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, сложившаяся на основе наследственности и вследствие длительного влияния среды. Типологические варианты К. разрабатываются на… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Фенилкетонурия — (Folling J.A., 1934). Одна из форм олигофрении, обусловленная наследственными нарушениями аминокислотного обмена. Задержка психического и моторного развития обнаруживается в первые месяцы после рождения. Наиболее часто умственное недоразвитие… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Конституция шизоидная — лептосомный или диспластический тип телосложения с такими чертами личности, как замкнутость, закрытость, интровертированность, эмоциональная монотонность и невыразительность, склонность к мечтательности и фантазированию. Рассматривается как… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Стилистические ресурсы лексики, или лексическая стилистика — – 1) раздел лингвистической стилистики, ориентированный на описание стилистических ресурсов совр. рус. лит. языка на лексическом уровне языковой структуры (см. работы Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, А.М. Ефимова, Д.И. Розенталя, Д.Н.… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Госпитализм — (от лат. hospitalis гостеприимный; госпиталь лечебное учреждение) совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома[1]; в широком… …   Википедия

  • Субъект общения в состоянии апатии — Апатия симптом эмоциональных расстройств, проявляющийся равнодушием, безразличием, стойкой утратой способности к внутр. эмоциональным переживаниям. При О. с таким пациентом обращают на себя внимание крайнее обеднение мимики и монотонность речи.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • КАНАДА. КУЛЬТУРА — Фон, на котором развивалась современная культура Канады. Разнообразие является наиболее характерной чертой культурной жизни Канады, что естественно для такой большой страны с относительно редким населением, которое делится на многочисленные… …   Энциклопедия Кольера

  • Стихосложение — (иначе версификация). I. Общие понятия. Понятие С. употребляется в двух значениях. Часто оно рассматривается как учение о принципах стихотворной организации речи и в этом смысле представляет собой не что иное, как стиховедение (см.). В другом,… …   Литературная энциклопедия

psy_terms.academic.ru