ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
Взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений с наличием у ребенка психосоматических заболеваний
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений "мать-ребенок"; типы позитивного...
Влияния средовых факторов на развитие личности ребенка
Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов...
Гармоническое формирование личности в процессе обучения
В психологическом словаре понятие "гуманность" определяется как "обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо)...
Защитные механизмы подростков из неполных семей
Начиная с раннего детства, и в течении всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые психологические защиты, защитные механизмы психики, защитные механизмы личности...
Исследование ценностных ориентаций у студентов
Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов...
Общение как условие развития личности
Диалог - первичная, родовая форма человеческого общения, определяющая развитие личности. Диалог обеспечивает функционирование механизма интериоризации...
Особенности проявления эмпатии у студентов
Вид, форма проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности. Индивид, характеризующийся эгоцентрической мотивацией, ценностными ориентациями...
Проблема дезадаптивного поведения подростков
Многие авторы замечают, что современное решение вопросов психологического сопровождения детей и подростков часто основывается главным образом на прикладных исследованиях и мало касается теоретических основ психологической науки...
Психические образования
...
Психология возрастных кризисов
...
Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет
Этот кризис связан с поступлением в школу, изменением роли ребенка, а также изменением основной деятельности - вместо игровой основной деятельностью для него становится учебная...
Роль ощущений в жизнедеятельности человека
Психология личности активно изучалась и изучается учеными. И вряд ли кто-нибудь из них смог предположить бы существование личности как таковой без ощущений. Хотя у данного понятия множество различных определений...
Спорт как средство развития личности ребёнка
Бокс как вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психологической...
Формирование ценностных ориентаций в подростковом возрасте
Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы...
Фрейдизм и его концептуальные положения
В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит ряд динамически дифференцированных стадий, вслед за чем наступает пяти-шестилетний период - латентный период - когда динамика более или менее стабилизируется...
psy.bobrodobro.ru
Виды темперамента человека — это то, что влияет на поведение человека и отражается на характере человека. Какая взаимосвязь между этими понятиями?
Темперамент — это характеристика, символизирующая об отношении человека к окружающим людям, внешнему миру, способ восприятия себя, других людей, реакции на радостные и печальные события жизни.
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..Люди с древних времён задавались вопросом различного поведения людей, их реакций на жизненные ситуации, в равных условиях разные люди ведут себя по-разному. Учёные старались выделить, группировать особенности и определить основные типы темпераментов, так возникла классическая систематизация и разделение людей на 4 вида темперамента.
Предлагаем рассмотреть виды темперамента и их характеристики:
Классификация на виды темперамента человека по четырём группам существует ещё с 5 века до нашей эры. Ещё Гиппократ определял четыре типа людей, однако предполагая влияние определённых жидкостей организма на данные типы темперамента, таких, как кровь, лимфа, жёлтая и чёрная желчь. Причём названия жидкостей на латыни и легли в основу названий темпераментов людей.
Конечно, современная наука опровергла теорию жидкостей и определила — решающий фактор в формировании типа темперамента имеет строение нервной системы. И.П. Павлов заметил следующую взаимосвязь, что слабый тип строения нервной системы присущ меланхоликам, сильный, неуравновешенный — холерикам, сильный уравновешенный подвижный — сангвиникам, сильный, уравновешенный и инертный — флегматикам.
Интересно, в жизни у людей наблюдаются обычно проявления двух темпераментов, временами — трёх, при этом есть ведущий, преобладающий. Человек в разных условиях может вести себя различным образом. Важно понимать, что слабый тип устройства психики не является плохим, такие люди более обострённо воспринимают внешний мир, меланхолический темперамент часто встречается у поэтов и композиторов.
Люди с разными типами темперамента преуспевают в жизненных обстоятельствах, благодаря своим особенностям, просто кому-то больше нужен отдых, восстановление сил, спокойная обстановка. Среди известных людей можно встретить людей с разными видами темпераментов: черты сангвиника были у Суворова, флегматика — у Кутузова, холерика — у Павлова, меланхолика — у Чайковского. А значит, тип темперамента не может быть помехой для достижения успехов — это особенность человека, его поведения, реакций на ситуации, обстоятельства, людей.
Современные учёные считают, что виды темперамента человека не оказывают ключевой роли в процессе формирования характера, влияют прямым образом на характер и способности человека, мировоззрение. Духовная часть человеческой личности приобретается вместе с жизненным опытом и благодаря воспитательным приёмам.
Хороший характер возможен независимо от типа нервной системы, скорее, это отражается на способах реакций на окружающую жизнь и сказывается на взаимоотношениях с окружающими. А доброта, честность, вежливость, порядочность — это приобретаемые свойства личности, черты характера.
Таким образом, характер и темперамент человека лишь отчасти связаны, ведь темперамент определяется в зависимости от типа нервной системы, а значит, врождёнными характеристиками, а характер формируется на протяжении жизни.
Для определения темперамента человека можно пройти сложный тест на темперамент или понаблюдать за окружающими и собой. Предлагаем пройти небольшой опрос, вопросы которого характеризуют различные виды темперамента человека:
Следует дать ответы по четырём группам вопросов, доминирование утвердительных ответов в одной группе указывает на преобладание определённого типа темперамента.
Итак, если вы скажите «да» по большинству вопросов:
Вы согласны, что эта информация про Вас?
Следующие 20 вопросов, ответить: «да» или «нет»?
Последняя группа вопросов для четвёртого типа личности:
Виды темперамента человека значительно отличаются, могут быть противоположными в своих проявлениях, при этом у каждого есть сильные и слабые стороны, не стоит переживать по данному вопросу, часто встречаются смешанные типы темперамента. Конечно, это врождённая особенность, но сам характер может подвергаться корректировке и саморазвитию.
Виды темперамента человека — это наиболее известная классификация людей по типам поведения, однако есть и другие точки зрения на личность. Выделяют два психологических типа личности — экстраверт и интроверт. Что обозначают эти понятия?
Экстраверты (сангвиники, холерики) — внимание этих людей направлено на внешний мир, такие личности часто импульсивны, инициативны, проявляют гибкое поведение в отношениях с людьми, жизненных обстоятельствах, общительны, легко находят контакт с новыми людьми, легко адаптируются в социуме.
Интроверты (меланхолики, флегматики) — противоположные по типу личности, их внимание сосредоточено на внутреннем мире и своих ощущениях, мыслях. такие люди малообщительны, тяжело идут на контакт, часто замыкаются в себе, социально не активны, любят заниматься самоанализом, сложнее адаптируются в обществе.
Установить, какой тип личности наблюдается у каждого человека можно путём наблюдений за поведением или пройдя специальные тесты. Обычно стеснительные, замкнутые и малообщительные — интроверты, а душа компании и заводилы — экстраверты. Важно понять, что это особенность психики — не все любят шумные компании, кому-то и в одиночестве комфортно, относитесь с пониманием к близким, друзьям, у каждого свои предпочтения и восприятие жизни, ищите компромиссные способы проведения времени, общения.
Эти три вида темперамента редко встречаются в чистом виде, однако определяющим является физическое состояние человека, дополнительные факторы имеют также большое значение, особенно духовная осознанность и наличие силы воли.
Темпераменты деятельности человека неразрывно взаимосвязаны, для различной работы требуются особые свойства — умение быстро реагировать, общаться с людьми, настойчивость и усидчивость, ответственность, поэтому, выбирая работу, стоит задуматься, что будет легче, спокойнее переноситься организмом, восприниматься психикой человека?
Меланхолики и флегматики любят спокойную работу, не связанную с высокими стрессами, переживаниями, например — документооборот. Холерики и сангвиники предпочитают активную работу на передовой — руководство, продажи, личное общение с клиентами. В семьях считается, что хорошо сочетаются люди с противоположными темпераментами.
Индивидуальные особенности человека, темперамент и характер — это отличия, которые влияют коренным образом на отношение людей к жизни и окружающим. Какая же взаимосвязь между видом темперамента и характером?
Как уже стало известно, виды темперамента человека — это отражение динамической стороны психики, а также особенностей нервной системы. Характер — это особенности личности, которые формируют способы поведения человека, его устойчивость в проявлениях. В характере заложена программа действий в типичных ситуациях, алгоритм поведения.
Можно сказать, что темперамент — это предпосылка или исходные данные, заложенные природой, а характер человека формируется жизнью, опытом, воспитанием. В психологии есть различные теории, позволяющие определять характер по выражению лица или жестам (мимике).
Это отчасти может соответствовать истине, ведь человек постоянно улыбающийся, сохраняет часто это выражение лица и кажется, что «глаза смеются», а люди печальные носят «маску скорби» и в уголках губ появляются складочки вниз, говорящие об определённых негативных чертах характера — недовольство, критика, брюзжание.
В формировании характера важно обратить внимание на такие черты — принципиальность, убеждённость, целеустремлённость. Без них очень сложно преуспеть в жизни, в любой сфере. Необходимо с детства приучать детей ставить цели, прилагать усилия для достижения, верить в свои силы.
После 14 лет подросток уже самостоятельно может заниматься формированием характера и определять наиболее важные черты характера, которые нужно развить, стимулировать, укреплять. Кроме вышеперечисленных, важно освоить и способы коммуникации с окружающими, научиться вступать в контакты, общаться с различными людьми, вызывать симпатию, доверие, уметь высказывать корректно свою точку зрения, быть внимательным и понимающим слушателем.
Кроме того, психологи выделяют основным из качеств — трудолюбие, если ребёнок не привыкает с детства к определённым обязанностям, необходимости прилагать усилия для результатов, то во взрослой жизни ему будет тяжело добиться высоких результатов в работе, не достаточно «отсидеться на работе», нужно гореть и стремиться к результатам.
Таким образом, виды темперамента человека дают нам подсказку для понимания своих психических особенностей и окружающих нас людей. Формирование характера частично зависит от исходных предпосылок, даёт ключ к внутреннему миру человека. Для саморазвития важно понимать особенности темперамента, чтобы работать над корректировкой своего поведения, вырабатывать необходимые черты характера.
Очевидно, что меланхолику нужно учиться позитивно смотреть на мир, вырабатывать уверенность в себе и самостоятельность. А холерику учиться терпимости и сдержанности в проявлениях. У каждого темперамента есть позитивные и отрицательные стороны. Если записать их и проанализировать, можно понять в каком направлении стоит двигаться для улучшения взаимодействия с людьми и жизнью в целом.
Желаем всем успехов в познании темперамента и внутренней гармонии!
zazama.ru
Влияние темперамента на личность РольтемпераментаВ трудовой, учебной, спортивной деятельности. Свойства темпераментаи поведение.Личность представляет собой неповторимый и специфический для каждого индивида контур регуляторных структур, возникающих только в индивидуальном развитии под влиянием окружающей среды. К ней относятся определенные общественные и культурные условия, а также детерминированныеими процессы воспитания, благодаря которым можно активно и сознательновлиять на формирование принятых образцов; норм и правил поведения, притаком понимании личности, темперамент в лучшем случае имеет весьмакосвенное отношение к ее формированию и генезису. Однако этопредставление неверно. Личность развивается на основе первичных влечений,которые специфичны для каждого индивида (жажда, голод, страх), Этаспецифичность определяется энергетическим уровнем, т.е: силой, интенсивностью, временными параметрами. Это выражается в том, что в одних итех же условиях разные дети ведут себя поразному. Те формы поведения,которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются враннем онтогенезе, не могут быть безразличны для окружающих. Кразличному поведению ребенка родители применяют разные воспитательныеприемы, например, младенец, который много и сильно плачет, как правило,подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок, спокойно лежащий ине "докучающий" окружающим. Поэтому, свойства темперамента в целом,определяя способ обращения и воспитания с ребенком, влияют наобразование определенных познавательных и деятельностных структур или наформирование соответствующих мотивов поведения. Хотя это влияниеявляется косвенным, свойства темперамента выступают как один из
znanio.ru
Какова динамика типа нервной системы на протяжении жизни?В более поздних своих высказываниях Павлов достаточно резко подчеркивал, что тип нервной системы вовсе не является чем-то неизменным, а может изменяться под влиянием жизненного воспитания, и что «окончательная наличная нервная деятельность» живого существа определяется не только прирожденным типом нервной системы, но и всей историей жизни, теми влияниями, «которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания и обучения в самом широком смысле этих слов». Полученные в лабораториях Павлова данные о возможности укрепления относительно слабого процесса торможения у холерика и слабой нервной системы меланхолика путем тренировки изменили его взгляды на оценку типологических особенностей этих темпераментов. «Для человеческой личности открыты чрезвычайные возможности не только изменять, направлять и совершенствовать свои привычки, но в значительной степени регулировать прирожденную силу или слабость нервной системы. Это сейчас я вижу в моих лабораторных исследованиях…».Темперамент человека может измениться под влиянием жизненных обстоятельств, возраста, болезней (особенно болезней нервной системы). При благоприятных условиях жизни прирожденный тип нервной деятельности и связанные с ним психические черты темперамента изменяются медленно и малозаметно. При резких изменениях условий жизни человека перемены в темпераменте более резко выражены.Нужно учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте – своя специфика активности, эмоциональности и моторики. Так, в младшем школьном возрасте характерные черты активности – легкость пробуждения интереса, готовность обратить внимание на любые внешние раздражители и недостаточная длительность состояния сосредоточенности – связаны с относительной слабостью, чувственностью нервной системы детей. Влияют ли социальные условия на темперамент?Динамические особенности деятельности неизбежно зависят от конкретных взаимоотношений индивида с окружением; могут быть одними в адекватных для него условиях и другими в неадекватных. Поэтому принципиально неправомерны попытки дать учение о темпераментах, исходя лишь из физиологического анализа нервных механизмов вне соотношения у животных с биологическими условиями их существования, у человека – с исторически развивающимися условиями его общественного бытия и практической деятельности.Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. «Темпы моей деятельности,– пишет С.Л.Рубинштейн, – будут, очевидно, различными в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде».Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных общественных слоев обусловливает в известной мере и темп, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих общественных слоев. Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей.Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе органическими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т.п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка – хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического – на внутренний строй личности, на ее темперамент.Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Как взаимообусловлены темперамент и личность?Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма – как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого тонуса органической жизнедеятельности). Однако динамические свойства деятельности человека не сводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных особенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, не отрывного от развития личности в целом.Темперамент – не свойство нервной системы или нейроконструкции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, однако он изменяется в онтогенезе. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности, поскольку темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.Нельзя отрицать значения природных качеств типа нервной системы для человеческой личности, в особенности силы и уравновешенности нервных процессов. Однако надо учитывать и то, что между природными особенностями типа высшей нервной деятельности и социальной ценностью личности нет прямой связи.Социальные достижения человека определяются не столько прирожденным типом высшей нервной деятельности, сколько направленностью, моральными качествами, силой воли. При наличии таких качеств ценные социальные достижения личности возможны при любом типе нервной системы, при любом темпераменте.Неверно было бы думать, что во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления личностью.Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.…Динамика психических процессов не является чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач, которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее важных для него взаимоотношений с окружающими. Темперамент – пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь. Как изменяются динамические свойства индивида под влиянием мотивационной сферы личности?Несводимы к органической жизнедеятельности и действия человека, поскольку они представляют собой не просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные предметы и преследуют те или иные цели. Поэтому никак нельзя свести динамические особенности действий человека к динамическим особенностям органической его жизнедеятельности, взятой в себе самой; сам тонус его органической жизнедеятельности может быть обусловлен ходом его деятельности и оборотом, который она для него получает.Так, сколь значительную роль ни играют во впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического и центрального аппарата, все же впечатлительность к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными раздражителями, а явлениями, предметами, лицами, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его вкусами, привязанностями, убеждениями, характером, мировоззрением. В силу этого сама чувствительность или впечатлительность оказывается опосредованной и избирательной.Впечатлительность опосредуется и преобразуется потребностями, интересами, вкусами, склонностями и т.д. – всем отношением человека к окружающему и зависит от жизненного пути личности.Точно так же смена эмоций и настроений, состояний эмоционального подъема или упадка у человека зависит не только от тонуса жизнедеятельности организма. Изменения в тонусе, несомненно, тоже влияют на эмоциональное состояние, но тонус жизнедеятельности опосредован и обусловлен взаимоотношениями личности с окружающими и, значит, всем содержанием ее сознательной жизни. Все сказанное об опосредованности, впечатлительности и эмоциональности сознательной жизнью личности еще в большей мере относится к импульсивности, поскольку импульсивность включает и впечатлительность, и эмоциональную возбудимость и определяется их отношением с мощью и сложностью интеллектуальных процессов их опосредующих и контролирующих. Как взаимообусловлены темперамент индивида и характер человека?Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, – от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так на основе импульсивности как свойства темперамента, в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути, могут выработаться различные волевые качества характера: в одном случае на основе большой импульсивности у человека, который не приучился контролировать свои поступки размышлением над их последствиями, может легко развиться необдуманность под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели.В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом – на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем – чувствительность в смысле сентиментальность. Формирование характера не базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.Итак, темперамент – динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности. Какие черты характера и свойства личности могут развиваться на основе определенного типа темперамента?Управление темпераментом неотделимо от воспитания характера. Научиться управлять своим темпераментом можно лишь в том случае, если человек обладает целеустремленным, волевым высоконравственным характером. При наличии такого характера человек – холерик – способен сдерживать природную неуравновешенность и вспыльчивость, флегматик преодолевает свою медлительность, сангвиник – импульсивность, а меланхолик – застенчивость.Сказанное имеет прямое отношение и к самовоспитанию, управлению собственным темпераментом. При правильном воспитании, когда учитываются слабые и сильные стороны данного темперамента в постановке задач, в обеспеченности заинтересованности в их решении и соответствующем стимулировании, у флегматика легко формируются такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Однако в неблагоприятных условиях могут развиться такие отрицательные черты, как безразличие, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, пассивность, лень.Так, например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность, энтузиазм и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, раздражительность. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных обстоятельствах.При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность сангвиника может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность, непостоянность склонностей. Так может сформироваться личность человека, на которого нельзя слишком полагаться.Существует вероятность формирования таких черт личности, как доверчивость и легковерность, склонность к тому, чтобы строить проекты, но вскорости их бросать. Его поступки могут оказаться не всегда обдуманны. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное восприятие, у учащихся может проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей. При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, активное участие в общественной жизни. Его стремление к частой смене впечатлений трансформируется в способность легко и быстро отзываться на окружающие события, широкую общительность.Легкая переключаемость сангвиника с одного объекта деятельности на другой при неблагоприятных условиях может привести к формированию невнимательности как черты личности; при благоприятном же педагогическом воздействии это динамическое свойство может стать основой продуктивной деятельности, требующей частого переключения внимания.Меланхолик – это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Человек меланхолического темперамента – очень впечатлительный, застенчивый, склонный к робости, неуверенности, уединению. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен, часто и легко теряется. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. При правильном воспитании обнаруживаются ценные качества личности: тактичность, чуткость.Представитель меланхолического типа должен использовать положительные черты своего темперамента (мягкость, отзывчивость) и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость и нерешительность. Какой инструментарий может использовать практический психолог для диагностики темперамента?ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК АЙЗЕНКА Литература
Источник: Н.Я.Мороз Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005. |
www.vashpsixolog.ru
Биологический подход как один из подходов воспитания личности
Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Поведение зависит не только от социальных условий...
Влияние свойств нервной системы на развитие характера человека
Под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей...
Влияние темперамента на взаимоотношения в семье
Вундт использовал в своей типологии представление о четырех типах темперамента, выделенных в свое время древнегреческим философом и врачом Гиппократом (V-IV вв. до н.э.) и подробно описанных и названных древнеримским врачом Галеном (II в.)...
Влияние темперамента на взаимоотношения в семье
Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента...
Гуморальная теория темпераментов Гипократа
Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос...
Гуморальная теория темпераментов Гипократа
Несмотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматичное единство индивида, то есть единство души и тела. Надо также отметить...
Связь характера с темпераментом и их отличия
До настоящего времени основными типами темперамента считаются те же четыре, которые были выделены античной наукой: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Представление о том, какой у человека темперамент...
Темперамент
Темпераментом называют совокупность свойств, характери-зующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникно-вение, прекращение и изменение...
Темперамент
Сангвиник - человек быстрый, подвижный, отклика-ется эмоционально на все впечатления; однако его ра-дость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неус-тойчивы и легко сменяются противоположными чув-ствами. И.П...
Темперамент, как физиологическая основа характера
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический...
Типы личности в социальной психологии
Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности...
Типы темперамента
Вундт использовал в своей типологии представление о четырех типах темперамента, выделенных в свое время древнегреческим философом и врачом Гиппократом (V-IV вв. до н.э.) и подробно описанных и названных древнеримским врачом Галеном (II в.)...
Типы темперамента
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение...
Типы темпераментов и их психологическая характеристика
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение...
Характерология
С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать...
psy.bobrodobro.ru
Биологический подход как один из подходов воспитания личности
Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными присущему только ему психологическими свойствами...
Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей подростков с их статусом в группе
Павлов рассматривает темперамент и характер на уровне целостной деятельности мозга - как составляющие индивидуально - неповторимой личности. Ядро личности - это мотивы, интересы, убеждения, стремления, желания...
Влияние личностных особенностей на общение
В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью...
Влияние свойств нервной системы на развитие характера человека
В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью...
Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений...
Исследование темперамента в трудах известных психологов
Темперамент -- устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения...
Психологическая характеристика темперамента
Как уже было сказано выше, темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения...
Связь темперамента человека с его поведением в экстремальных ситуациях
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей...
Связь характера с темпераментом и их отличия
Сегодня существует множество подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент - это биологический фундамент...
Темперамент и личность
В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью...
Темперамент и личность
Природа позаботилась о том, чтобы все люди, проживающие на земле, были отличны друг от друга. Эти отличия проявляются практически во всём, в том числе в личностных характеристиках человека...
Темперамент и особенности его влияния на профессиональную деятельность
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими. Настолько тесно, что многие психологи предлагают по этим особенностям определять и сам темперамент...
Темперамент и характер
Среди множества психологических особенностей, характеризующих человека, категория темперамента является одной из наиболее распространенных. Деление людей по "типам темперамента" является, по-видимому, одним из древнейших. Почти каждый...
Типы темпераментов, их психологическая характеристика
Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения...
Эмпирическое исследование связи агрессивного поведения с темпераментом
В настоящее время под типом темперамента принято понимать совокупность психических свойств, закономерно и необходимо взаимно сочетающихся между собой у определенной группы людей и являющихся для них общими...
psy.bobrodobro.ru
В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптивные, так и дезадаптивные формы поведения (например, приобретенная беспомощность). А под культурными напластованиями в психике человека всегда «дышит незатухающий вулкан» древнейших природных образований. И чем сложнее для данного индивида поведенческая ситуация, тем выше вероятность извержения этого вулкана. Нередко проявления характера индивида настолько видоизменяются под воздействием его психического состояния, что человек не узнает сам себя. Человек способен регулировать свой характер, погружая себя в психические состояния, адекватные текущей поведенческой ситуации. Отдельные особенности, черты характера лишь элементы психической структуры личности. В каждой значимой поведенческой ситуации происходит функциональная интеграция всех поведенческих механизмов данного индивида. Лишь с учетом этого обстоятельства можно перейти к классификации и систематизации характерологических свойств человека.
1.4. Типы характера
Ученые и психологи называют характером человека индивидуальное сочетание определенных свойств личности, которые определяют отношение его ко всей окружающей среде и проявляются в его поступках. В научной литературе по психологии существует несколько критериев, за которыми определяют типы характера человека. Наиболее популярна типология характеров, предложенная известным немецким психологом Э.Кречмером, следовательно, которой характер человека зависит от его телосложения. Кречмер описал основные три типа телосложения человека и соответствующие им типы характеров: 1) пикники (толстый, плотный) — склонные к ожирению или полноватые люди среднего роста с большой головой, короткой шеей и широким лицом с весьма мелкими чертами. Пикникам соответствует тип характера — циклотимики — эмоциональные, контактные, общительные люди, легко приспосабливаются к разным новым условиям. Пикники при расстройствах психики, как правило, склонны к маниакально-депрессивному психозу. 2) атлетики (борцы) — широкоплечие, высокие люди, с развитой мускулатурой, крепким скелетом и мощной грудной клеткой. Атлетикам соответствует тип характера — иксотимики — властные, практичные, невпечатлительные, спокойные люди, сдержанные в мимике и жестах; не любят никаких перемен и очень плохо приспосабливаются к ним. Атлетики при каких-либо расстройствах психики, как правило, склонны к эпилепсии. 3) астеники (слабые) — это худые люди, со слабой мускулатурой, плоской грудной клеткой, длинными ногами и руками, а также удлинённым лицом. Астеникам соответствует тип характера — шизотимики — упрямые, серьёзные, замкнутые люди, которые трудно приспосабливаются к разным новым условиям. Астеники при каких-либо расстройствах психики, как правило, склонны к шизофрении. Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг разработал свою типологию характеров, в основе которой лежат доминирующие психические функции (ощущения, интуиция, чувство и мышление). Он классифицировал всех людей по преобладании внутреннего или внешнего мира (интровертивный и экстравертивный типы): 1) Интроверт — замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, обращённый в себя человек, отгороженный от всего окружающего мира. Тщательным образом анализирует все события, при этом всех, подозревая в противоречивых действиях. У него очень мало друзей, поскольку ему очень сложно даются новые контакты, ему ближе одиночество, он не меняет собственные привычки. Интроверт — весьма мнительный человек с завышенной степенью тревожности. Он прислушивается к ощущениям в себе и дорожит своим здоровьем. 2) Экстраверт — прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать, старается взять от жизни по - максимуму. Он становится душой компании, является инициатором разных встреч и вечеринок, любит рассказывать анекдоты, в повседневной жизни ориентируется не на субъективное мнение, а на обстоятельства. Особенности разных темпераментов может помочь человеку разобраться в чертах характера, если они ярко выражены, однако люди с ярко выраженными определенными темпераментами встречаются достаточно редко, чаще всего встречается смешанный темперамент в разной степени выраженности. Но преобладание какого-либо типа темперамента может помочь определить тип характера человека.
1.5. Влияние темперамента на характер личности.
От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека. Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций. Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека. Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир. Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны. Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность.
Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности.
Существуют несколько видов ригидности:
Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность. К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации. Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции. Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности. Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти. Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей. Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.
2.1. Методика Айзенка «определение типа темперамента»
Для определения типа темперамента использовалась психологическая методика английского психолога Г. Айзенка, который разработал двухфакторную модель, основными характеристиками которой являются экстравертированность и нейротизм. Экстравертированность представляет собой своего рода характеристику индивидуально-психологических различий человека крайние полюса которой соответствуют направленности личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления eго собственного субъективного мира (интроверсия). Нейротизм - это психическое состояние, которое характеризуются эмоциональной неустойчивостью, тревогой, волнением, плохим самочувствием, вегетативными расстройствами. Этот фактор биполярен. Один из полюсов его имеет позитивное значение, характеризуется эмоциональной устойчивостью, другой полюс - эмоциональной неустойчивостью. Эмоциональная устойчивость присуща сангвиникам и флегматикам, эмоциональная неустойчивость - холерикам и меланхоликам. Согласно исследованиям Г. Айзенка большинство людей находится между полюсами разработанной им двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма и согласно нормальному распределению ближе к ее середине. Экстравертам (сангвиникам и холерикам) свойственны общительность, импульсивность, гибкое поведение, большая инициатива, высокая социальная адаптивность, но малая настойчивость. Интровертам (флегматикам, меланхоликам) присущи наблюдательность, замкнутость, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации, фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, социальная пассивность при достаточной настойчивости. Однако следует иметь в виду, что вывод о том, что экстраверты только лишь подвижны и возбудимы, интроверты заторможены и инертны, склоны к невротизму нестабильны и дезадаптивны, а их антиподы, наоборот, весьма эмоционально устойчивы и высокоприспособляемы – выглядит излишне упрощенным, недостаточно прогностичным. Необходимо обязательно учитывать ситуационные характеристики, и тогда окажется, что в ситуациях со слабыми стимулами более адекватным будет поведение человека с меньшей эмоциональной стабильностью и интровертированностью, поскольку именно он проявляет столь необходимую психологическую чувствительность. Стабильный же экстраверт в подобных ситуациях может проявлять раздражение, переходящее в агрессию, ибо он не ощущает слабых, но значимых воздействий, и не понимает причин своего несоответствия обстоятельствам. Тем не менее, экстраверт, несомненно, более адаптивен в напряженных условиях, в которых интроверт легко впадает в депрессию, вызванную нервным истощением и запредельным торможением. В данном исследовании принимали участия 23 женщины, воспитатели детского сада №8 г. Иркутск в возрасте от 25 до 57 лет. При определении темперамента и психофизиологических качеств испытуемых использовался опросник Айзенка, который включает 57 вопросов (прил. А). Каждому испытуемому было выдано по листку бумаги и ручки. На каждый вопрос испытуемые быстро давали достоверные ответы «да» или «нет». На обсуждение вопросов время не тратилось, т.к. здесь не может быть хороших или плохих ответов. Каждый тип личности природно обусловлен, нельзя говорить о «хороших и плохих» темпераментах, можно лишь вести речь о различных способах поведения и деятельности, об индивидуальных особенностях человека. Каждый же человек, определив тип своего темперамента, может более эффективно использовать его положительные черты. Показатель «Интроверсия - Экстраверсия» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность. Экстраверты обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Интровертам присущи - необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения к социальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны. Амбивертам присущи черты экстра - и интроверсии. Иногда лицам, для уточнения этого показателя рекомендуется дополнительное обследование с использованием других тестов. Показатель нейротизма характеризует человека со стороны его эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной эмоциональной устойчивостью, прекрасной адаптированностью (показатель 0-11 по шкале «нейротизм»), а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип (показатель 14-24 по шкале «нейротизм»). Эмоционально устойчивые (стабильные) - люди, не склонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству. Эмоционально нестабильные (нейротичные) — чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам. После получения ответов мы начали обработку тестирования с определения достоверности ответов испытуемых. Если ответы совпадали с указанными в «ключе» (прил.Б), то каждому из них приписывали 1 балл. При сумме баллов от 0 до 4 ответы достоверны. У нас из 23 испытуемых при проверки достоверности ответов получились следующие результаты: у 9 человек 0 баллов, у 3 – 1 балл, у 6 человек 3 балла, у 5 – 4 балла (прил. В ). Из этого можно сделать вывод, что все учасники теста давали ответы достоверно и всем им можно с уверенностью доверять, так как испытуемые не склонны давать социально желаемые ответы, а отвечали на вопросы теста откровенно. В дальнейшем по всем 23 участникам будет проводиться дальнейшая обработка результатов теста. На втором этапе диагностики мы подсчитали, какое количество баллов набрал каждый испытуемый по шкалам «Экстраверсия - интроверсия», «Нейротизм», а также какая интерпретация соответствует данному количеству баллов (прил.Г). Опираясь на полученные данные можно сказать, что в группе опрошенных к экстравертам можно отнести 6 человек, к потенциальным экстравертам – 6 человек. Такие люди изначально ориентированы на внешний мир. Они строят свой внутренний мир в соответствии с внешним миром. Экстраверты и потенциальные экстраверты подвижны, разговорчивы, быстро устанавливают отношения и привязанности, внешние факторы являются для них движущей силой. Внешне они обычно производят впечатление холодных и догматических людей, живущих в соответствии с установленными правилами. С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. 6 испытуемых являются потенциальными интровертами, 5 - интровертами. Эти люди изначально погружены в себя. Для них самое главное — мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и закона. В случае интроверта мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя, и он становится центром собственных интересов. Интроверсия коррелирует с совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.
На третьем этапе диагностики, основываясь на уже полученных результатах, смотрели, какому типу соответствует каждый испытуемый (прил. Д). Из таблицы видно, что в данной группе испытуемых холерическому типу личности соответствуют 6 опрошенных. Холерик характеризуется высокой психической активностью, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. У холерического темперамента деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки.
К сангвиникам можно отнести 8 испытуемых. У сангвиников также как и у холериков, сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи. Они характеризуются высокой психической активностью, быстротой и живостью движений, энергичностью, работоспособностью, разнообразием и богатством мимики.
Р.М. Грановская считает, что холериков и сангвиников объединяет сходная черта – импульсивность. Холерики и сангвиники подвижны и импульсивны и поэтому более эффективны в проявлении инициативы, в скорости налаживания межличностных контактов (Грановская Р.М., 1997). Однако работают они урывками, быстро теряют интерес к своим же предложениям, если реализация их затягивается, не обращают внимания на детали.
Флегматичному типу соответствуют 4 испытуемых. У флегматиков сильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке. У них преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством. Флегматичный тип личности характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, склонностью к бездеятельности и способностью приходить в движение, хотя и нелегко и не быстро, но зато надолго.
К меланхоличному типу относятся 4 испытуемых. Таким людям свойственен низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемостью. Меланхолика отличает высокая эмоциональная чувствительность ко всему, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает их универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к саморазрушению.
Флегматики и меланхолики сдержанны и уравновешенны, они более точно и экономично выполняют работу, лучше ее планируют.
По нашим данным, более трети испытуемых, воспитателей, принявших участие в исследовании, можно отнести к типу «сангвиник», что характеризует их как людей с выраженной экстраверсией и устойчивостью нервной системы. Однако 32% опрошенных относятся к типу «холерик», что соответствует высокому уровню экстраверсии, но неустойчивому типу нервной системы. Более трети опрошенных воспитателей обладают выраженными чертами экстраверсии и устойчивости нервной системы. Однако, другая треть опрошенных испытуемых при столь же высоком уровне экстраверсии, характеризуется неустойчивой нервной системой (Прил.Е).
yaneuch.ru