ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%
Рост человека – это физиологический признак, на развитие которого оказывают влияние несколько факторов. Конечно, главным образом, рост человека определяется наследственностью, но и другие факторы, например питание, могут играть не менее важную роль. Некоторые внешние факторы оказывают влияние на формирование человеческого тела даже после окончания периода полового созревания.
Генетика
Как было сказано ранее, генетика не является единственным фактором, влияющим на развитие человека, хотя это основной фактор определяющий рост человека. Именно генетика отвечает за гормональный фон человека, в том числе за уровень гормонов роста, а также контролирует процессы способствующие формированию скелета и отвечает за начало полового созревания.
Внутриутробное развитие
Внутриутробное развитие является еще одним фактором, определяющим рост человека. Женщины, которые придерживаются правильного питания, не курят, не употребляют алкоголь и ведут активный образ жизни, обеспечивают наилучшие экологические факторы для более высоких детей. С другой стороны, женщина, которая курит, пьет или недостаточное питание в период беременности часто будете в конечном итоге с низким весом при рождении ребенка, и ребенок будет в конечном итоге короче, как результат.
Правильное питание
От питания человека зависит многое, в том числе и рост. Хорошо сбалансированная диета, богатая витаминами и питательными веществами, будет способствовать здоровому делению клеток, в то время как при неправильном питании наблюдается замедление в развитие. Маленькие дети и подростки в период полового созревания особо нуждаются в полноценном питании.
Лекарственные препараты
Дети, которые вынуждены регулярно принимать лекарства во время активного развития организма и роста, могут быть ниже своих сверстников, хотя многое определяется типом назначенного медикамента. Лекарственные препараты часто оказывают влияние на синтез гормонов, в особенности это касается психотропных препаратов, поэтому детям такое лечение назначается только в случае крайней необходимости.
Физическая активность
Регулярные занятия спортом способствуют ускорению метаболизма и нормализации обмена веществ. Также физическая активность положительно влияет на гормональный уровень, что сказывается на общем развитие и росте человека.
Экология и окружающая среда
Вместе с воздухом человек вдыхает вредные вещества, которые обладают способностью накапливаться в организме. В связи с этим дети, живущие в центральных районах, как правило, отстают в развитии от своих сверстников из более экологически чистых районов и вырастают ниже ростом.
Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.
health.sarbc.ru
На рост и развитие человека оказывают влияние многочисленные факторы, среди которых можно выделить эндогенные (или наследственные) и экзогенные (или средовые).
Экзогенные факторы - социально-экономические, психологические, климатические и экологические детерминанты роста и развития человека. Особое внимание уделяется экологическим и социально-экономическим.
Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.
Рост и развитие ребенка зависят от полученных наследственных задатков, однако велика роль и окружающей среды. Принято различать благоприятную и неблагоприятную (или отягощенную) наследственность. Задатки, обеспечивающие гармоничное развитие способностей и личности ребенка, относятся к благоприятной наследственности. Если для развития этих задатков не будут созданы соответствующие условия, то они угасают, не достигая уровня развития одаренности родителей. Например, не развивается певческий голос, музыкальный слух, способности к рисованию и т. д.
Отягощенная наследственность не всегда может обеспечить нормальное развитие ребенка даже в хорошей среде воспитания. Обычно она является причиной аномалий (отклонений от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни и смерти. Помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии (например, работа, связанная с радиоактивными веществами, ядохимикатами, вибрацией).
Однако наследственность, особенно неблагоприятную, не следует считать чем-то неизбежным. В некоторых случаях она поддается коррекции и управлению. Например, разработаны способы лечения гемофилии – введение специфического белка крови.
Рождения детей с неблагоприятной наследственностью можно избежать, проконсультировавшись у врачей-генетиков. В частности, такие консультации способствуют предупреждению близкородственных браков, являющихся причиной рождения аномальных детей.
Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.
Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).
Взаимоотношения организма со средой. Основоположник русской физиологии И. М. Сеченов писал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Следовательно, вне природы и социальной среды, по сути дела, нет и человека.
И. П. Павлов, развивая это положение, пришел к выводу, что о человеке необходимо говорить как о целостном организме, который тесно взаимосвязан с внешней средой и существует только до тех пор, пока сохраняется уравновешенное состояние его и окружающей среды. В связи с этим все рефлексы рассматривались Павловым как реакции постоянного приспособления к внешнему миру (например, приспособление человека к разным климатическим условиям или разной среде обитания).
Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.
Человек - социальное существо, особенности его биологического развития часто определяются социально-экономическими факторами, хотя нередко и опосредованно. Дети из более обеспеченных слоев населения по ряду антропометрических признаков опережают сверстников на протяжении всего развития. Одна из важнейших причин морфофункциональных различий - это питание, поскольку недоедание приводит к задержке роста. Задержка в росте связана с высокой частотой заболеваний в семьях с худшими социально-гигиеническими условиями. Предполагается, что организм девочек более "защищен" от воздействия многих неблагоприятных факторов.
Неблагоприятные психологические воздействия могут вызвать некоторую задержку роста. Под воздействием эмоционального стресса происходит задержка секреции гормона роста. Подобные стрессы часто испытывают дети из неблагоприятных семей.
Под воздействием различных социально-экономических условий по-разному происходит половое развитие детей: чем лучше условия жизни, тем быстрее протекают процессы созревания. У детей из обеспеченных семей несколько раньше происходит смена зубов.
Половое созревание детей быстрее происходит в странах умеренного климата, а на севере и у экватора сроки его более поздние. Климатические факторы почти не оказывают влияния на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными (тропическая зона и высокогорье). Так, негры-нилоты в любом возрасте имели сравнительно меньший вес по отношению к длине тела, чем жители умеренного и холодного климата. Для высокогорья характерны замедленные процессы роста и развития.
Эндогенные факторы. Важной проблемой антропологических исследований является оценка регулирующего онтогенез действия генов. Установлена связь между типом телосложения человека и особенностями скелетного и полового созревания. Вероятно, гены, определяющие телосложение человека, оказывают действие и на темпы онтогенеза.
Существуют расовые различия, мало подверженные влиянию экзогенных факторов. Сюда относятся различия между расами по пигментации кожи, форме волос, толщине губ, форме носа, проявляющиеся уже в утробном периоде. Расовыми могут быть и антропометрические признаки, например, соотношение длины ноги и длины туловища. Негры опережают европеоидов по скелетной зрелости, начиная с рождения до 3-х лет. Постоянные зубы прорезываются у негроидов в среднем на год раньше, чем у европеоидов. Возраст первой менструации не связан с расой. Некоторые вторичные половые признаки, (например, третичный волосяной покров), однако, связаны с расой.
При малых возрастных изменениях признака расовые отличия не могут сильно меняться с возрастом. Если признак сильно меняется с возрастом, то наибольшие отличия между большими расами приурочены к разным периодам. У монголоидов и европеоидов отличия по некоторым признакам с возрастом уменьшаются, а у европеоидов и негроидов увеличиваются.
Наряду с генами, ответственными за особенности телосложения, видовую и расовую принадлежность человека, существуют, видимо, гены, общие у членов одной семьи и определяющие фамильное сходство.
Близнецовый метод оценки наследственных влияний в онтогенезе. Доля влияния генетических и средовых факторов на конкретные проявления роста и развития организма изменяется от признака к признаку.
Установить меру наследственной обусловленности различных особенностей растущего организма позволяет близнецовый метод, открытый в 1875 г. Ф. Гальтоном.
Близнецы бывают однояйцевые, или монозиготные (МЗ), и двуяйцевые, или дизиготные (ДЗ). Первые имеют одинаковую наследственность, вторые генетически отличны как любые братья и сестры в пределах семьи. Условия среды для обеих пар близнецов сходные, хотя и не идентичные. При сравнении степени внутрипарных различий между монозиготными и дизиготными близнецами удается установить долю наследственных влияний на проявление в онтогенезе того или иного признака. У монозиготных сестер возраст менархе отличается в среднем на 2 месяца, а у дизиготных - на 10 месяцев. Этот факт указывает, что данный признак развития в большой степени контролируется генами.
Генетическая обусловленность роста и развития на разных этапах онтогенеза. Генетический контроль действует на протяжении всего периода роста. Однако не все гены активны к моменту рождения, а проявляются лишь в последующие годы, в соответствующих условиях.
Наследственная обусловленность роста и развития организма во внутриутробный период малозначима. Во внутриутробном периоде монозиготные близнецы могут значительно отличаться по весу и другим параметрам тела. Эти отличия не обусловлены генетической природой, а связаны с неравномерностью питания близнецов от плаценты. Существуют признаки, которые генетически строго контролируются у новорожденных.
В дошкольный период жизни генетически строго контролируется длина тела, ширина таза у мальчиков и ширина плеч у девочек.
В течение школьного периода жизни уровень генетических влияний на длину и вес тела, окружность груди, как у мальчиков, так и у девочек с возрастом повышается.
Что касается функциональных признаков, то они менее обусловлены генетически, чем признаки морфологические.
Исключение составляют чисто человеческие особенности, определяющие такие качества как двуногое хождение или речевая артикуляция.
Взаимодействие наследственных и средовых факторов и их влияние на рост, и развитие организма.
Своеобразно изменяется у близнецов характер электроэнцефалограмм, наследственная обусловленность которых понижается в четвертый-шестой, десятый-двенадцатый и девятнадцатый-двадцать первый годы и нарастает в промежуточных возрастах. Данные изменения связаны не только с эндокринными перестройками, но и действием социальных факторов -воспитания, обучения, социального положения.
Уровень генетического контроля морфологических и физиологических признаков снижается в период полового созревания.
Поэтому предполагают, что в первый год жизни и в период полового созревания ребенок испытывает сильное и определяющее влияние окружающей среды, а генетика отходит на второй план.
Этот вывод находит объяснение в особенностях антропогенеза. Принципиально новые условия родоразрешения у древнейшего человека с высокой вероятностью гибели новорожденного и прямоходящей матери требовали максимальной "притирки" плода к условиям организма матери, поэтому генетический контроль должен был быть минимальным.
biofile.ru
Эндокринная система играет огромную роль в регуляции роста и развития, будучи одним из главных факторов, при участии которых заключенная в генах информация реализуется во взрослый организм с такой скоростью и в такой форме, как это допускает данная конкретная среда.
На 9-й нед. внутриутробного развития, считая с первого дня последний менструации (или на 7-й нед., считая с момента оплодотворения), под воздействием генов Y-хромосомы ранее недифференцированная гонада начинает превращаться в яичко. Пока не ясно, какова роль гормонов в этом процессе.
Наиболее важным гормоном, воздействующим на процесс роста от момента рождения до подросткового периода, является соматотропин, или гормон роста. Он представляет собой полипептид, выделяемый гипофизом и обладающий большей степенью видовой (точнее, надвидовой) специфичности, чем остальные гормоны гипофиза. Стимуляцию роста у человека вызывают только гормоны человека или обезьяны.
С наступлением подросткового периода начинается новая фаза роста, во время которой действие гормонов половых желез и надпочечников в сочетании с гормоном роста вызывает пубертатный скачок роста. По-видимому, полная реализация скачка роста зависит от присутствия гормонов того и другого типа: у мальчиков с недостаточностью гормона роста максимальная скорость роста во время пубертатного периода достигает половины нормальной величины.
Известно множество факторов, оказывающих влияние на скорость развития. Некоторые из них носят наследственный характер и с раннего возраста способствуют ускорению или замедлению физиологического созревания. Другие (например, недостаточное питание, время года, тяжелый психологический стресс) относятся к категории факторов внешней среды и влияют на скорость роста лишь в период своего действия. И наконец, некоторые факторы, например, социально-экономическое положение, представляют собой результат сложного взаимодействия наследственности и среды.
Факторы роста - это белковые молекулы, регулирующие деление и выживание клеток. Факторы роста можно получать с помощью генной инженерии в лаборатории и использовать в терапии.Факторы роста связываются с рецепторами на поверхности клеток, активируя таким образом пролиферацию и / или дифференциацию клеток. Факторы роста достаточно универсальны и стимулируют клеточное деление в различных типах клеток, в то время как некоторые из них специфичны только для определенных типов клеток. Факторы роста - это белки, стимулирующие рост клеток.
Факторы роста - это белки, которые функционируют как стимуляторы роста (митогены) и / или ингибиторы роста, стимулируют миграцию клеток, действуют как хемотоксичные агенты, ингибируют миграцию клеток, ингибируют инвазию раковых клеток, регулируют различные клеточные функции, участвуют в апоптозе и ангиогенезе и стимулируют выживаемость клеток, не влияя на рост и дифференциацию.
Часто исследователи используют термин «факторы роста» как синоним цитокинов.
В качестве примеров факторов роста можно привести: EGF, FGF, NGF, PDGF, VEGF, IGF, GMCSF, GCSF, TGF, эритропиетин, TPO, BMP, HGF, GDF, нейротрофины, MSF, SGF, GDF и более.
Гемопоэтические факторы роста - это гормоно-подобные вещества, которые стимулируют костный мозг к производству клеток крови. Недостаток клеток крови является причиной большинства симптомов у людей, страдающих миелодиспластическим синдромом.
Эритропоэтин - это фактор роста, который стимулирует продукцию красных кровяных телец. Интерлейкин-11 (IL-11) стимулирует продукцию тромбоцитов после хемотерапии. Современные исследования посвящены попыткам понять, какие факторы роста позволят лечить ряд болезней и как комбинировать факторы роста друг с другом и с другими методами лечения, такими как химиотерапия или гормоны.
Факторы роста являются биологически активными полипептидами, которые функционируют как гормоно-подобные регуляторные сигналы, контролирующие рост и дифференциацию чувствительных клеток. Различие между факторами роста и гормонами, как правило, неочевидно.
Подозревают также, что оплодотворению перезревшими гаметами (сперматозоид и яйцеклетка) может благоприятствовать ограничение периода половых сношений только предовуляторной или постовуляторной фазами менструального цикла, как это практикуется в методах так называемого естественного контроля рождаемости.
При проведении экспериментов на животных были описаны различные аномалии (главным образом ряд аберраций хромосом), возникающие после оплодотворения перезрелых овоцитов. Аналогично недозрелые овоциты, по-видимому, создают недостаточную преграду против полиспермии, что приводит к повышенной частоте развития анеуплоидии. Несмотря на эти данные, для человеческой популяции нет четких доказательств того, что перезрелость или недозрелость гамет создает реальную опасность возникновения аномалий развития у потомка.
Напротив, что кажется более вероятным (на основании некоторых косвенных наблюдений), это — существование зависимости между ненормальной степенью зрелости овоцита и нарушениями имплантации, ведущими в конечном итоге к выкидышу, возникновению внематочной беременности или предлежанию плаценты, а, возможно, также и к замедлению роста плода.
Проблема старения гамет обсуждалась здесь довольно подробно не из-за ее высокой значимости в патогенезе нарушений роста плода, но главным образом потому, что она редко обсуждается в качестве возможной причины нарушений роста эмбриона и плода.
Среди других факторов, регулирующих рост плода, можно упомянуть следующие
1. Генетическая характеристика плода.
2. Материнские факторы (анатомия матки и степень развития ее сосудистой сети, адаптация материнского организма к беременности и т. д.).
3. Питание матери (как количественные, так и качественные аспекты).
4. Гормоны плода (в частности, инсулин).
5. Почки плода (при недоразвитии почек обычно наблюдается замедление внутриутробного роста плода, нефрэктомия, выполненная у плода овцы, приводит к последующему замедлению внутриутробного роста). Более детальное рассмотрение этих факторов лежит за пределами возможностей данного раздела, поэтому читателя, интересующегося этими вопросами, мы отсылаем к списку рекомендуемой литературы, приведенному в конце раздела.
biofile.ru
Развитие кости происходит двумя способами:
Из соединительной ткани развиваются кости свода и боковых отделов черепа, нижняя челюсть и, по мнению некоторых, ключица (а у низших позвоночных и некоторые другие) — это так называемые покровные или облегающие кости. Они развиваются прямо из соединительной ткани; волокна её несколько сгущаются, между ними появляются костные клетки и в промежутках между последними отлагаются известковые соли; образуются сначала островки костной ткани, которые затем сливаются между собой. Большинство костей скелета развивается из хрящевой основы, имеющей такую же форму, как будущая кость. Хрящевая ткань подвергается процессу разрушения, всасывания и вместо неё образуется, при деятельном участии особого слоя образовательных клеток (остеобластов), костная ткань; процесс этот может идти как с поверхности хряща, от одевающей его оболочки, перихондрия, превращающегося затем в надкостницу, так и внутри его. Обыкновенно развитие костной ткани начинается в нескольких точках, в трубчатых костях отдельными точками окостенения обладают эпифизы и диафиз.
Рост кости в длину происходит главным образом в частях ещё не окостеневших (в трубчатых костях между эпифизами и диафизом), но отчасти и путём отложения новых частиц ткани между существующими («интуссусцепция»), что доказывают повторные измерения расстояний между вбитыми в кость остриями, питательными отверстиями и т. п.; утолщение костей происходит путём отложения на поверхности кости новых слоев («аппозиция») благодаря деятельности остеобластов надкостницы. Эта последняя обладает в высокой степени способностью воспроизводить разрушенные и удалённые части кости. Деятельностью её обусловливается и срастание переломов. Параллельно с ростом кости идёт разрушение, всасывание («резорбция») некоторых участков костной ткани, причём деятельную роль играют так называемыеостеокласты («клетки, разрушающие кость»).
Факторы, влияющие на развитие кости
Рост костей в толщину осуществляется за счет костеобразующей функции надкостницы. Важнейшую роль в формировании костей играет наследственность, а также эндокринная система. Рост костей регулируют биологически активные вещества, например гормон роста, выделяемый гипофизом. При недостаточном количестве этого гормона рост ребенка замедляется. Если гипофиз вырабатывает слишком много гормона роста, человек вырастает выше 2 м.На структуру костей оказывает влияние состав пищи, которая должна содержать в достаточном количестве соли фосфора, кальция, а также необходимое количество витаминов. Так, недостаток витамина А замедляет рост ребенка, недостаток витамина D вызывает нарушение в обмене кальция и фосфора. При отсутствии в пище витамина D соли кальция и фосфора в костях не откладываются, кости становятся мягкими. При недостатке витамина С кости становятся хрупкими, легко ломаются.На формирование и перестройку костей влияют и физические нагрузки. Отсутствие их приводит к разрушению остеонов, кости становятся тоньше, менее прочными.
Билет 15
Осевой скелет, онтогенез и филогенез. Общие и специфические черты строения позвонков разных отделов позвоночного столба. Способы их соединения.
studfiles.net
Здоровье человека определяется отсутствием заболеваний, нормальным уровнем функциональных показателей. Нарушения, которые связаны с неблагоприятными условиями и образом жизни требуют незамедлительных мер медико-социального воздействия.
Принято выделять основные факторы, оказывающие влияние на скорость и предел роста детей. К ним относятся:
1) Генетические факторы;
2) Внешнесредовые;
3) Трудноклассифицируемые факторы.
Важными факторами, определяющими рост ребенка во внутриутробном периоде, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия. Доказано участие в процессах роста плацентарных гормонов матери. Плацентарный лактоген обладает высокой специфичностью сходства молекулярной структуры с гормоном роста человека и оказывает общее влияние на метаболизм клеток, их митотическую активность. Среди тканевых регуляторов роста ведущую роль отводят инсулину, эпидермальному фактору роста, тироксину.
В первые пять лет жизни ребенка проявляется наибольший ростовой эффект тиреоидных гормонов (стимуляция остеогенеза и скелетного созревания). В дальнейшем роль тироксина сводится к участию в синтезе соматомединов, являющихся «посредниками» в реализации действия соматотропного гормона, повышению чувствительности рецепторов к гормону роста.
После двух лет усиливается активность передней доли гипофиза, повышается выделение соматотропного гормона, который с 5 лет становится определяющим в стимуляции хондрогенеза и линейного роста кости. К настоящему времени известно, что этот гормон занимает промежуточное положение в общем сложном механизме генных и нейроэндокринных воздействий на процессы роста. Главная функция соматотропного гормона состоит в регуляции роста скелета (стимуляция процессов дифференцировки и созревания хондроцитов, белковых структур хрящей, особенно в эпифизарных зонах роста длинных трубчатых костей и позвоночника; синтез коллагена костной ткани).
В пубертатном периоде доминирующее влияние на процессы роста начинают оказывать половые гормоны. Андрогены обладают анаболическим действием, усиливают развитие мышечной ткани, ускоряют рост (стимуляция как остео-, так и хондрогенеза). Следом за значительным, но кратковременным пубертатным ускорением роста андрогены способствуют закрытию эпифизарных зон роста и, таким образом, прекращают рост. Эстрогены в физиологических дозах ускоряют рост в пубертатном периоде, в больших количествах усиливают кальцификацию матрикса, повышают плотность кости, стимулируют активность остеобластов, что приводит к торможению и прекращению линейного роста.
Факторы внешней среды
Факторы внешней среды оказывают свое воздействие, как при внутриутробном развитии, так и в постнатальной жизни. Во время внутриутробной жизни непосредственной «внешней средой» плода являются околоплодная жидкость с плацентарными оболочками. Любые проявления болезней беременных, характеризующиеся гипоксией, представляют угрозу для нормального внутриутробного развития.
Режим ребенка также небезразличен для его нормального развития.
Режимные факторы:
· Адекватная физическая подвижность, которая создает нагрузку на костный скелет, являясь стимулятором остеогенеза и роста хряща, а также активирует выделение гормонов – стимуляторов роста. Однако, избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переносе тяжестей, обладает обратным эффектом – вызывает торможение роста.
· Адекватный отдых и сон ребенка, так как именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие рост детского скелета.
· Трудноклассифицируемые факторы
· К этой группе факторов относятся порядковый номер беременности и родов, срок гестации к моменту родов, масса новорожденного к моменту рождения, возраст матери, сезон рождения ребенка и прочие. Степень влияния этих факторов сравнительно невысока.
Семиотика изменений массы тела, понятие о гипотрофии, паратрофии и ожирении?
Дефицит массы тела относительно роста у детей первых 2-х лет жизни принято называть гипотрофией. Учитывая зависимость отстепени дефицита массы тела выделяют 3 степени гипотрофии:
1 степень – дефицит массы тела 10 –20%.Уменьшение жирового слоя на животе, тургор мягких тканей несколько снижен. Цвет кожи не изменен.
2 степень – дефицит массы тела 20 – 30%. Уменьшение подкожно-жирового слоя на туловище, конечностях. Кожа бледная, теряет бархатистость, тургор мягких тканей снижен. Дети часто болеют, заболевания имеют затяжной характер, т.к. иммунитет снижен.
3 степень – дефицит массы 30% и более. Исчезновение п/к жирового слоя везде, в т.ч. и на лице. Кожа сухая, с сероватым оттенком, собирается в складки, тургор тканей дряблый.
Аналогичное превышение массы тела относительно роста более 15% от должных величин свидетельствует об избыточности питания ребенка, что на первом году жизни принято называть паратрофией. Определение степени тяжести паратрофии с помощью центильных таблиц:
У детей старше года применяется термин ожирение или тучность. По степени тяжести выделяют ожирение:
Сегодня более правильным считается определение индекса массы тела (ИМТ) илииндекса Кетле – 2
Масса тела (кг)
ИМТ = ---------------------------
Рост 2 (м2)
ИМТ = 18,5 – 24,9 кг/м – норма для взрослых и подростков
ИМТ = 25 – 29, 9 кг/м2 – избыточная масса тела
ИМТ больше 30 кг/м2 – ожирение
СТЕПЕНИ ОЖИРЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ
1 степень – ИМТ 30 – 34,9 кг/м2
2 степень – ИМТ 35 – 39,9 кг/м2
3 степень - ИМТ 40 и более кг/м2
Существует центильное распределение индекса Кетле-2 исходя из возраста и пола детей.
Заключение о состоянии питания выносится аналогично общим подходам использования непараметрического метода. При определении индекса в зоне от 25 до 75 центиля констатируют ʼʼдостаточноеʼʼ питание ребенка. О ʼʼнизкомʼʼ (ʼʼочень низкомʼʼ) состоянии питания говорят, когда показатель ИМТ находится в зоне ниже 10 (3) центиля, а о ʼʼвысокомʼʼ (ʼʼочень высокомʼʼ) состоянии питания – в зоне выше 90 (97) центиля. При величинах индекса от 25 до 10 и от 75 до 90 центиля можно говорить о ʼʼпограничномʼʼ состоянии питания (ниже или выше среднего), требующем пристального динамического наблюдения врача.
Семиотика изменений роста, понятие о нанизме и гигантизме?
СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ РОСТА
Под термином "рост" подразумевается изменение размеров тела или уровней зрелости организма ребенка, установленных при определенных измерениях. Рост ребенка определяется взаимодействием многих факторов. Генетические факторы, влияющие на темп и окончательный предел биологического потенциала, тесно связаны с внеш-несредовыми факторами. Травма пренатальная или постнатальная, нарушающая рост и развитие, может быть химической, физической, иммунологической или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами. Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей. Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов. Достигаемые при этом показатели уникальны для каждого ребенка и колеблются в определенных пределах, что обозначается термином "норма". Раннее распознавание физических и эмоциональных нарушений развития и их коррекция зависят от тщательной регистрации показателей физического развития у детей.
У большинства доношенных детей масса тела (средняя масса при рождении 3-3,5 кг) восстанавливается к 7-10-му дню после рождения, удваивается к 5-месячному возрасту и утраивается к 10-12-му месяцу. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес жизни и около 8 см в последующие 6 мес).
В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка: в среднем его масса тела увеличивается на 2,5 кг, а рост на 10-12 см. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение массы тела и роста происходит относительно равномерно и составляет около 2 кг и 6-8 см в год соответственно. Большинство детей в этом возрасте худеют.
С 5-го поЮ-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Масса тела в этот промежуток времени возрастает в среднем на 3-3,5 кг в год.
Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет он почти заканчивается.
Оценка роста и развития ребенка приносит наибольшую пользу только в том случае, если проводится тщательно и в каждом периоде, в котором могут наблюдаться изменения. В центильных таблицах представлены показатели роста и массы тела детей в зависимости от возраста.
Нормальный (средний) рост: показатели роста отклоняются от средних величин не более ±15 и входят в интервал 25-75-й процентили.
Низкий рост: ниже средних для данного возраста величин более -2, -38, или ниже 10-5-й процентили, что соответствует отклонению от них на 10%.
Карликовый рост: показатели роста ниже средних на -3S и соответственно ниже 5-й процентили.
Большой рост, макросомия: показатели роста превышают средние на 2-38, или оказываются в пределах 90-97-й процентили.
Гигантский рост, гигантизм: показатели роста превышают средние более чем на 38, или оказываются выше 97-й процентили.
С учетом допустимых колебаний кривая роста у здорового ребенка достаточно ровная, поэтому любое существенное отклонение линии роста, вероятнее всего, обусловлено болезнью, нарушением питания или неблагоприятными психосоциальными условиями.
СЕМИОТИКА ЗАДЕРЖКИ РОСТА
Задержка роста является частой причиной обращаемости к эндокринологу: около 3% детей имеют выраженную задержку роста. При этом дефицит гормона роста как причина низкорослости выявляется не более чем у 8,5% из них. У остальных детей наиболее часто выявляются конституциональные особенности роста и развития, реже - дефицит других анаболических гормонов, тяжелые соматические заболевания, генетические и хромосомные заболевания.
Схема оценки физического развития детей по центильным таблицам
lektsia.com
Рост человека определяет генетика, здесь всё просто, какие родители, примерно такие же будут и дети. Человек растёт и формируется до 25 лет, есть и исключения, конечно основной пик развития приходит на подростковый период. Рост человека может быть заторможен вредными привычками, а так же неправильным питанием и образом жизнь в целом.
На правах рекламы: Более детально о том, что такое генетика и как она влияет на нашу жизнь, можно прочитать, перейдя по вышеуказанной ссылке.
Основа для роста организма — это питание. За питанием нужно следить всегда, так как это важно, для роста и восстановления клеток нужен белок, белок содержится в мясе, рыбе, молочных продуктах. Важно следить, чтобы белки были высокого качества, так как это очень хрупкий материал. Допустим, при заморозке белок в продуктах очень сильно разрушается.
Так же важны углеводы — это каши, крупы, макароны, они дают нам энергию. Пища может быть разной, в современном мире много вредной еды, в основном это еда уже приготовленная, которую нужно только разогреть или просто еда быстрого приготовления. Такую еду желательно совсем исключить из рациона.
Для роста особенно важны кальций и цинк, кальций нужен для укрепления и роста костей. А вот цинк очень важен особенно в момент роста мужского организма , так как недостаток цинка может существенно тормозить развитие организма в целом.
Ещё одним важным витамином является витамин D. Этот витамин также влияет на рост и развитие организма, его много в рыбе и грибах. Но питание это ещё не всё что нужно для роста, также важна физическая активность.
В подростковом возрасте, особенно когда организм растёт, ему необходимо движения, начиная с обычных прогулок и заканчивая спортивным залом.
Нужно научиться хорошо и правильно спать, сон это треть нашей жизни. Спать нужно 7-9 часов, но это должен быть правильный сон, во время которого вы действительно будете отдыхать. Перед сном не нужно кушать, пить кофе, а вообще вредные привычки негативно влияют на рост человека.
Если вы следите за своим ростом, то в первую очередь нужно следить за своей осанкой, спина должна быть ровной всегда. Люди, которые держат спину ровной, выглядят всегда хорошо и это заметно со стороны.
Для того чтобы расти, нужно соблюдать простые правила, хорошо и правильно питаться, следить за наличием витаминов и чтобы в жизни обязательно была физическая активность, в целом это просто правила здорового образа жизни, которого стоит придерживаться всем, чтобы быть здоровыми.
www.kraskizhizni.com
Продольные и поперечные ростовые данные
Существует два способа получения данных о росте человека:
1. продольные наблюдения – измерения в течение длительного времени одних и тех же детей;
2. поперечные наблюдения – одномоментные измерения детей разного возраста и сопоставление изменений средних величин для возрастных групп.
Продольные данные точно описывают рост, но их получение дорого и длительно. Поперечные данные искажают описание роста.
Общий тип роста характеризуется кривой его скорости, на которой выделяются участки падения скорости до начала пубертатного периода, пубертатного увеличения скорости, постепенного замедления и прекращения по достижении зрелости.
Основные типы роста: общий тип, мозговой тип, репродуктивный тип, лимфатический тип. Общий тип роста характерен для скелета, мускулатуры, кровеносной системы, органов дыхания, органов пищеварения, лицевой части головы. Мозговой тип роста характерен для головного мозга, мозговой части черепа, глаз. Репродуктивный тип роста характерен для органов размножения и связанных с ними вторичных половых признаков. Лимфатический тип роста характерен для органов лимфатической системы (тимуса, миндалин, лимфатических узлов).
Градиенты роста. Рост частей тела человека строго упорядочен. В пределах конечностей рост в направлении взрослых значений осуществляется вначале кистью (стопой), затем предплечьем (голенью) и, наконец, плечом (бедром). Рост всего тела характеризуется кефало-каудальным градиентом: вначале растет мозговая часть головы, затем лицевая часть, рука в целом, нога в целом. Созревание головного мозга происходит также в определенной последовательности:
1. от центральной борозды к лобной доле и от центральной борозды к затылочной и височным долям;
2. в моторной и сенсорной зонах – по направлению кефало-каудального градиента;
3. ассоциативные зоны созревают позже, чем сами первичные центры соответствующих анализаторов.
Акселерация роста и развития, секулярный тренд
Акселерация – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации включает в себя увеличение длины тела и веса тела новорожденных, более ранние сроки прорезывания и смены зубов, более раннее наступление половой зрелости. За последние 100 лет вес детей при рождении стал больше на 100-300 г, а удваивается он не к шести месяцам, а к 4 месяцам. Годовалые дети имеют длину тела на 5 см, а вес на 1,5 кг больше, чем 30-40 лет назад. У школьников длина тела увеличилась на 10-12 см. Сроки полового созревания сместились примерно на 2 года.
Причины акселерации объясняются несколькими гипотезами:
· Первая гипотеза связывает акселерацию с улучшением рациона питания (возросло потребление мяса, жиров, сахара, рационально использовались витамины). Но в Японии, где рацион менее богат мясом и жирами животного происхождения, тоже наблюдается акселерация.
· Вторая гипотеза связывает акселерацию с улучшением общих условий жизни.
· Третья гипотеза связывает акселерацию с возросшей двигательной активностью.
· Четвертая гипотеза – гипотеза урбанизации – связывает акселерацию с комплексом причин: ускоренным темпом городской жизни, увеличением в городе светового дня, увеличением объема дополнительной информации, умственной нагрузкой, ранним сексуальным просвещением.
· Генетики высказали мнение, что акселерация походит на гетерозис, вызванный отдаленностью мест, в которых проживали брачующие люди, активно мигрирующие в наше время, что сказывается в биологии детей.
Акселерация привела к ряду негативных явлений: увеличению числа нервных болезней, вегетативным неврозам, широкому распространению кариеса, близорукости.
Выделяется также явление секулярного тренда (вековой традиции) – увеличение длины тела, более позднее наступление менопаузы, увеличение репродуктивного периода у женщин, увеличение продолжительности жизни.
Биологический возраст человекаПонятие биологического возраста. Биологический возраст отражает темп индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. Биологический возраст – это достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и связанных с ним функциональных явлений жизнедеятельности организма, определяемый средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития.
Критерии биологического возраста. Основными и наиболее существенными свойствами биологического возраста являются его измеряемость и изменяемость. Для определения биологического возраста используются следующие критерии: костный возраст (скелетная зрелость), телесное развитие, половое созревание, зубная зрелость, физиологическое, психическое, психосексуальное и умственное развитие. К показателям биологического возраста предъявляются определенные требования. Они должны быть четко связаны с генетическими механизмами онтогенеза и иметь однозначное направление изменения с возрастом. Критерии биологического возраста должны быть тесно связаны друг с другом, а также с экзогенными причинами. Критерий биологического возраста должен быть измеряем и воспроизводим, должен быть универсальным для всех этапов онтогенеза, и, наконец, должен выявлять прогрессирующий характер изменений с возрастом.
Скелетная зрелость. Данный критерий используется для всех периодов онтогенеза. Показателями возрастных изменений костей являются стадии оссификации скелета: учитывается число точек окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки формирования синостозов. Окостенение скелета тесно связано с биологическим развитием организма. Существуют несколько методов определения зрелости скелета. Наиболее показательны процессы в костях кисти. Для каждой из шести костей запястья получают балл зрелости с последующим их суммированием. Сумма баллов сверяется с нормативом. В период старения критерием биологического возраста являются проявления остеопороза и остеосклероза, остеофиты, различные деформации суставов. Зрелость скелета дифференцируется с учетом не только возрастных, но и половых особенностей: окостенение скелета у девочек опережает аналогичные процессы у мальчиков. В дальнейшем костный возраст девочек также опережает костный возраст мальчиков на 12-18 месяцев. В период полового созревания эта разница увеличивается до 18-24 месяцев. Динамика полового созревания влияет на развитие скелета. Началу активного функционирования половых желез соответствует появление сесамовидной кости в первом пястно-фаланговом суставе. Этот элемент костной системы формируется одновременно с вторичными половыми признаками. Пубертатный скачок роста приходится на время формирования сесамовидной кости и образования синостоза в первой пястной кости. Существует взаимосвязь между половым созреванием и оссификацией скелета: при раннем половом развитии созревание скелета ускоряется, а при позднем – задерживается. У девочек с ранним сроком менархе костный возраст опережает календарный, а при поздних сроках – костный возраст отстает от календарного.
Зубной возраст. Зубная зрелость определяется по количеству и последовательности прорезывания зубов и сопоставлению этих данных с существующими стандартами. В последнее время был предложен новый метод определения зубной зрелости с исследованием стадий окостенения зубов по рентгенограмме челюстей. После завершения процесса кальцификации зубы сформировываются окончательно и более не подвергаются изменениям. Зубной возраст используется как индикатор биологического возраста только до 13-14 лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные зубы – с 6 лет до 13, за исключением третьих моляров.
Таблица 2. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов
Зубы |
Возраст |
Молочные: Медиальные резцы Латеральные резцы Первые моляры Клыки Вторые моляры Постоянные: Медиальные резцы Латеральные резцы Первые премоляры Вторые премоляры Клыки Первые моляры Вторые моляры Третьи моляры |
6-8 месяцев 8-12 месяцев 12-16 месяцев 16-20 месяцев 20-30 месяцев 7-8 лет 8-12 лет 9-11 лет 11-13 лет 12-14 лет 6-7 лет 12-13 лет 17-20 лет |
Существует связь между сроками прорезывания зубов и физическим развитием, половым созреванием и оссификацией скелета. Так, прорезывание постоянных зубов происходит несколько раньше у девочек, чем у мальчиков, за исключением первых моляров и медиальных резцов, появление которых происходит почти одновременно. У девочек длительность прорезывания короче, чем у мальчиков. Наибольшие отличия установлены в сроках появления клыков, которые прорезываются в нижней челюсти у девочек на 11-12 месяцев раньше, чем у мальчиков. Сроки и очередность прорезывания в некоторой степени зависит от условий среды. У детей из хорошо обеспеченных семей сроки прорезывания постоянных зубов происходит на 3,5 месяца раньше, чем у детей из неблагополучных семей. У детей, живущих в районах, где наблюдается повышенная концентрация в воде фтора, сроки прорезывания постоянных зубов задерживаются. При гиперфункции щитовидной железы, при раннем удалении молочных зубов постоянные зубы прорезываются раньше. Прорезывание постоянных зубов в значительной мере определяется наследственностью. Сроки прорезывания зубов более консервативны, чем сроки оссификации скелета или развития вторичных половых принаков. При исследовании моно- и дизиготных близнецов было показано, что между индивидами одной пары наблюдается большее сходство по зубной зрелости, нежели по соматической или костной. Зубным возрастом часто пользуются антропологи для определения хронологического возраста краниологического материала.
Зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков
Первые морфологические признаки пола появляются у зародыша 8-9 недель. Строение половых органов, в основном соответствующее взрослому типу, обозначается в начале 4-го месяца утробного развития. Первичные половые признаки включают половые железы, внутренние и внешние генитальные органы. Вторичные половые признаки включают грудную железу, волосяной покров, жироотложение и голосовой аппарат. Половой деморфизм проявляется в общих размерах тела, его пропорциях, мускульной и центральной нервной системе. Физические различия между мужчиной и женщиной основаны на различии не отдельных частей хромосом, а целых хромосом. Женский пол – гомозиготный пол, мужской – гетерозиготный. Наиболее распространенным критерием определения биологического возраста в пубертатном периоде является половое развитие. Определяются время появления, последовательность и степень развития вторичных половых признаков. Существует шесть признаков для оценки полового развития мальчиков:
· Обволошение на лобке начинается в 12-13 лет, к 16-18 годам приобретает взрослую выраженность;
· Обволошение в подмышечной области начинается в середине пубертатного периода, то есть в 13-15 лет;
· Регулярные поллюции начинаются не ранее 13 лет, к 16-ти годам имеются у большинства подростков;
· Разрастание гортани начинается, когда рост наружных гениталий завершен; изменение голоса заканчивается после окончания подросткового периода;
· Некоторое изменение со стороны грудных сосков;
· Рост бороды и усов приходится на конец периода полового созревания – 15 лет и старше; рост волос на теле начинается одновременно с появлением волос в подмышечных впадинах и заканчивается спустя некоторое время после полового созревания.
Обволошение на лобке, в подмышечных областях, на лице, на теле называют третичным волосяным покровом. Его развитие связано с расовой принадлежностью. Половое развитие мальчиков можно считать преждевременным, если его признаки появляются до 10 лет, запаздывающим – если у подростка 13,5 лет и старше нет никаких признаков пубертатного периода.
Последовательность развития вторичных половых признаков у девочек выглядит следующим образом. Вначале происходит расширение тазовых костей и усиливается отложение жира в этой области и в области бедер. Одновременно появляются первые изменения в молочных железах, затем начинается развитие железистой ткани. В этот же период увеличиваются яичники, начинают развиваться половые пути. Пубертатный скачок роста начинается у девочек вскоре после первых признаков обволошения лобка и достигает максимума в год, предшествующий началу менструаций. В отношении времени появления конкретного признака полового развития у девочек можно сказать следующее. Молочные железы начинают увеличиваться в интервале от 8,5 до 13 лет. От этого момента до менархе проходит в среднем больше 2 лет. Начальное обволошение лобка начинается на 3-8 месяцев позже первых признаков роста молочных желез. Обволошение подмышечных впадин начинается через 1,5 года после лобкового и достигает максимума к 18 годам. С 9-10 лет и до окончания полового созревания происходит интенсивное развитие внутренних элементов половой сферы женщины. Менархе у девочек в настоящее время отмечается в возрасте 12,5-13,5 лет. Существуют расовые отличия. Отклонением от нормы следует считать увеличение молочных желез до 8 лет или возраст менархе 9-10 лет, отсутствие развития вторичных половых признаков у девочек 13 лет и отсутствие менархе в 15 лет. Таким образом, определение биологического возраста подростков по степени выраженности вторичных половых признаков может служить надежным критерием для правильной оценки их развития, но эти показатели могут быть использованы только в период полового созревания и при унифицированной системе оценки.
Общее морфологическое развитие человека
Определение биологического возраста по общей морфологической зрелости, выражающейся весо-ростовыми соотношениями и изменениями пропорций тела, используется достаточно давно, но не является корректным критерием. Однако специалисты считают, что возрастание весо-ростовых показателей в период полового созревания у девушек может быть индикатором наступления менархе. Индикатором ростовой активности могут быть и темпы жироотложения и топография подкожного жира. Существует значительная связь между степенью развития вторичных половых признаков и размерами тела. У подростков размеры тела тем больше, чем сильнее развиты вторичные половые признаки. Установлена связь между уровнем полового созревания и степенью развития мышц.
Физиолого-биохимические критерии биологического возраста
При определении биологического возраста используются возрастные показатели метаболизма. Так, с 2-3 дней до 1,5 лет обмен повышается, с 1,5 лет до 18-20 лет постепенно снижается, в пубертатном периоде наблюдается некоторое повышение скорости общего обмена веществ.
При оценке биологического возраста используются возрастные особенности сердечно-сосудистой системы (ЭКГ, систолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений), дыхательной системы (относительная жизненная вместимость легких, частота дыхания), опорно-двигательного аппарата (мышечная сила).
Гормоны, обладающие сложной динамикой, несут важную информацию о биологическом возрасте, особенно их соотношение. Так, например, в пубертатном периоде мужчин весьма информативными показателями являются отношения тестостерон/кортизол, тестостерон/эстрадиол и тестостерон/соматотропный гормон. Данные гормональные отношения повышены при опережающих и понижены при запаздывающих темпах созревания. Гормональные показатели имеют тесную связь с морфологическими показателями.
Поиск критериев созревания ЦНС основан на изучении возрастных изменений ее важнейших структурных показателей. Так, у новорожденных мальчиков и девочек вес мозга составляет в среднем 353 г и 347 г соответственно, он удваивается к 6 месяцам и утраивается к 3 годам (1076 г и 1012 г). Взрослые значения достигаются к 7-8 годам. Кора головного мозга идентифицируется на 8 неделе пренатального онтогенеза. К 26-ой неделе приобретает характерное строение из шести нечетко различаемых слоев клеток и одного внутреннего слоя волокон. Все нервные клетки формируются во время первых 15-18 недель внутриутробного развития. Позднее происходит рост отростков нейронов, увеличение их размеров и образование оболочек отростков нейронов. В моторной зоне нейроны, контролирующие движения рук и верхней части туловища, развиваются раньше тех клеток, которые управляют функцией ног. Критериями старения ЦНС могут служить изменения формы и размеров нейронов.
Психическое и умственное развитие
Биогенетические теории обращают внимание на биологические детерминанты развития, из которых вытекают социально-психологические свойства. Американский психолог А.Гезелл описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей каждого возраста. Обращает внимание жесткая приуроченность А.Гезеллом психических изменений к датам жизни (11 лет – ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив; 13 лет – происходит обращение внутрь; 14 лет – интроверсия сменяется экстраверсией). При этом автор не учитывает различия в темпах развития.
Другая концепция – персонологической (личностной) ориентации, говорит о том, что внутренний мир индивидуума не сводится к природным или социальным детерминантам. Ш.Бюлер разграничила биологическое и культурное созревание и связала их с особенностями протекания психических процессов. Она выделила две фазы переходного периода:
· Негативную (11-13 лет у девочек, 14-16 лет у мальчиков) – период диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивности, снижения работоспособности;
· Позитивную – период ценностной ориентации, физиологической гармонизации.
Представитель неофрейдизма в психологии Э.Эриксон считал, что развитие человека складывается из трех автономных процессов: соматического развития, развития сознательного «Я» и социального становления. На каждом этапе развития возникают новые качества и свойства. Э.Эриксон выделил 8 фаз развития (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, юность, молодость, взрослость и старость) и охарактеризовал их в социальном плане.
В психологии существуют пять моделей индивидуального развития. Первая предполагает, что темпы развития разных индивидуумов неодинаковы, зрелость возникает в разном возрасте, но критерий ее один для всех.
Вторая модель исходит из того, что период роста и развития жестко ограничен календарным возрастом, свойства взрослого человека прогнозируются в детстве.
Третья модель исходит из того, что продолжительность периода роста развития у разных людей неодинакова, прогноз формирования особенностей зрелого возраста по свойствам детских периодов развития невозможен.
Четвертая модель подчеркивает, что разные подсистемы организма и личности достигают пика своего развития разновременно, поэтому взрослый в чем-то превосходит ребенка, в чем-то ему уступает.
В соответствии с пятой моделью каждая фаза индивидуального развития имеет свои внутренние противоречия, способ разрешения которых определяет задачи следующей фазы.
Жизненный путь индивидуума значительно богаче и шире онтогенеза, он включает и историю формирования личности в определенный социальной среде. Психологами выделяется такое понятие, как психический возраст. Он определяется путем соотношения уровня психического (умственного, эмоционального) развития индивида с соответствующим нормативным симптомокомплексом. Индикаторами психического возраста являются психологический норматив JQ, норматив, фиксирующий уровень нравственной зрелости, рекреационный возраст, психосексуальный возраст.
Сложен вопрос, касающийся влияния развития (тип телосложения и темпы созревания организма) на психические процессы и свойства личности, потому что трудно вычленить влияние природных свойств из совокупности социальных условий. Можно допустить генетическое наследование некоторых психических особенностей.
Телесные свойства, постоянные и временные, могут влиять на поведение и психику подростка по трем линиям. Во-первых, относительная зрелость, рост и телосложение прямо влияют на физические способности. Во-вторых, зрелость и внешность имеют социальную ценность, вызывая у других людей соответствующие ожидания, которые могут оправдаться или нет. Отсюда - третье измерение: образ «я», в котором преломляются собственные способности и их восприятие и оценка окружающими.
Сопоставление поведения детей от 5 до 16 лет с их внешностью и физическими данными показало, что между телосложением и психикой существует зависимость. Например, мальчики-акселераты более естественны, меньше рисуются, послушны, сдержаны. Больше трудностей в общении со сверстниками у мальчиков с эндоморфным типом телосложения. Они подвергаются насмешкам, чаще нуждаются в поддержке, меньше имеют возможностей в выборе друзей.
Неверна прямая оценка раннего созревания как благоприятного фактора, а позднего созревания – как неблагоприятного. Например, ретардированный мальчик, имея длительный подготовительный период, может решать свои проблемы более гибко.
Влияние темпа созревания на девочках изучено хуже. Оно более противоречиво. Раннее созревание может быть невыгодным для девочки в один период развития и весьма благоприятным – в другой.
Изучена и связь психических процессов с генетикой человека. !6-летние монозиготные близнецы ближе друг к другу, чем дизиготные, по шкалам общительности и интеллекта.
Психосексуальное развитие
Половое созревание – это центральный психофизиологический процесс пубертатного периода. Повышенная секреция половых гормонов обуславливает так называемую подростковую гиперсексуальность с определенными психологическими явлениями. Психосексуальное развитие является одним из компонентов сложной системы детерминации пола человека. Первичное звено процесса – генетический пол человека. Генетический пол обуславливает формирование гонадного пола. Под влиянием гормонов происходит оформление внутреннихъ и внешних половых органов. В постнатальном онтогенезе, главным образом в пубертатном периоде, гонады под влиянием мозга начинают интенсивно вырабатывать гормоны, под влиянием которых у подростков появляются вторичные половые признаки. Биологические характеристики дополняются психологическим полом, который включает в себя половую идентификацию, стереотипы полового поведения и психосексуальную ориентацию. Сексуальное поведение подростка зависит не только от темпа полового созревания, но и от социальных факторов. Первичная половая идентификация складывается к 3 годам и служит основным моментом самосознания. К 4 годам ребенок определяет пол окружающих. Дети 3-4 лет имеют полоролевое предпочтение. В возрасте 2-5 лет усиливается интерес детей к наружным половым органам. В 6-7 лет дети осознают необратимость своей половой принадлежности, располагают сведениями о различиях в строении мужских и женских половых органов. Интерес к вопросам пола возникает до полового созревания. Последнее имеет значение для формирования сексуальной активности. В пубертатном периоде мастурбации имеют массовый характер. В период полового созревания отчетливо проявляется тип половой конституции. Психосексуальное развитие должно рассматриваться как сложный биосоциальный процесс, в котором генетическая программа и предусмотренная культурой половая социализация образуют непрерывное единство.
В заключение, необходимо отметить, что для определения биологического возраста очень важна сравнительная оценка влияния различных внутренних (генетических) и внешних (социально-экономических) факторов.
Факторы, влияющие на рост и развитие человекаНа рост и развитие человека влияют эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые) факторы.
Эндогенные факторы
Эндогенные факторы носят обязательный характер и без их действия развитие невозможно. Генетическая регуляция скорости роста и развития в возрастной антропологии обычно исследуется
1. с помощью близнецовых наблюдений, так как соматотип у детей более чем на 70% детерминирован генетически;
2. с помощью внутрисемейных (генеалогических) наблюдений, например, в сочетаниях отец/сын, отец/дочь, мать/сын, мать/дочь, брат/брат, сестра/сестра, сестра/брат. Хотя доля общих генов во всех случаях одинакова, степень сходства различна: для сочетания брат/сестра она выше, чем для родителей и их детей. Это объясняется большим сходством условий среды для родственников, принадлежащих к исторически близким поколениям, и меньшим для родителей и детей, людей разных поколений.
3. по ассоциациям темпов развития с системами генетических маркеров – признаков, имеющих четкую наследственную детерминацию.
При антропологических исследованиях важной проблемой является оценка действия генов, которое регулирует онтогенез. Установлена связь между типом телосложения человека и особенностями скелетного и полового созревания. Считается, что гены, определяющие телосложение человека, оказывают действие и на темпы онтогенеза. Различия между расами по пигментации кожи, форме волос, толщине губ, форме носа также относят к эндогенным. Расовыми могут быть и антропометрические признаки, например, соотношение длины ноги и туловища. Негры опережают европеоидов по скелетной зрелости, начиная с рождения до 3-х лет. Постоянные зубы прорезываются у негроидов в среднем на год раньше, чем у европеоидов. Наряду с генами, ответственными за особенности телосложения, видовую и расовую принадлежность человека, существуют и гены, общие у членов одной семьи и определяющие фамильное сходство.
Установить меру наследственной обусловленности различных особенностей растущего организма позволяет выше упомянутый близнецовый метод, открытый в 1875 году Ф.Гальтоном. Близнецы бывают монозиготные и дизиготные. Первые имеют одинаковую наследственность, вторые генетически отличны как любые братья и сестры в пределах семьи. Условия среды для обеих пар близнецов сходные, хотя и не идентичные. При сравнении степени внутрипарных различий между монозиготными и дизиготными близнецами удается установить долю наследственных влияний на проявление в онтогенезе того или иного признака. Так, у монозиготных сестер возраст менархе отличается в среднем на 2 месяца, а у дизиготных – на 10 месяцев. Этот факт указывает на то, что данный признак развития контролируется генами.
При анализе роста и развития детей в популяциях, находящихся в длительной изоляции выяснилась, что так как такая популяция со временем меняет свой генофонд, то дети, родившееся в изолятах от эндогамных браков, отстают в развитии по сравнению с детьми, родившимися в популяции, где браки были экзогамные. Причиной изменения генофонда в изолятах являются генетико-автоматические процессы, в результате которых (в зависимости от структуры генотипа к началу изоляции, а также от ее длительности и стойкости) частота отдельных генов существенно меняется. Кроме того, дети, родившиеся от брака с умеренной степенью экзогамии, превосходят по размерам детей, рожденных в браках с высокой степенью экзогамии. При чем такая ситуация чаще затрагивает мальчиков.
Генетический контроль действует на протяжении всего периода роста. Однако, не все гены активны к моменту рождения. Иные проявляют свою активность позже, в соответствующих условиях. Во внутриутробном периоде монозиготные близнецы могут значительно отличаться по весу и другим параметрам. Но эти отличия обусловлены не генетической природой, а связаны с неравномерностью питания близнецов от плаценты. В дошкольный период жизни генетически строго контролируется длина тела, ширина таза у мальчиков и ширина плеч у девочек. В течение школьного периода жизни уровень генетических влияний на длину и вес тела, окружность груди с возрастом повышается.
Экзогенные факторы
К данным видам факторов относят социально-экономические, психологические, климатические и экологические детерминанты роста и развития человека. В значительной мере экзогенные факторы случайны. Особое внимание уделяется экологическим и социально-экономическим детерминантам. Человек – существо социальное, поэтому особенности его биологического развития часто определяются социально-экономическими факторами. Специфика биологического развития человека как раз и состоит в том, что социально- экономический фактор опосредует воздействие других факторов экзо- и эндогенной природы.
Достоверно известно, что дети из более обеспеченных слоев населения по ряду антропометрических признаков опережают сверстников из менее обеспеченных слоев на протяжении всего развития. Одна из важнейших причин морфофункциональных различий – это питание, так как недоедание приводит к задержке роста, которая напрямую связана с высокой частотой заболеваний в семьях с худшими социально-гигиеническими условиями. Предполагается, что организм девочек более «защищен» от воздействия многих неблагоприятных факторов. Под воздействием различных социально-экономических условий по-разному происходит половое развитие детей: чем лучше условия жизни, тем быстрее протекают процессы созревания. У детей из обеспеченных семей несколько раньше происходит смена зубов.
Неправильное распределение физической нагрузки у детей, занимающихся спортом, также может привести к нарушению развития. Так, при повышении суточной двигательной активности в пубертасе отмечается задержка в умственном развитии и развитии половой сферы (например, поздний возраст менархе у девочек-спортсменок, задержка умственного развития у мальчиков при больших физических нагрузках).
Неблагоприятные психологические воздействия могут вызвать некоторую задержку роста. Под воздействием эмоционального стресса происходит задержка секреции соматотропного гормона. Подобные стрессы часто испытывают дети из неблагоприятных семей.
Климатические условия также влияют на сроки полового созревания. Так, у детей, проживающих в странах с умеренным климатом, полове созревание происходит быстрее, чем у детей на севере и у экватора. Экстремальные условия жизни оказывают сильное влияние на рост и развитие детей. Для высокогорья, например, характерны замедленные процессы роста и развития.
Большое влияние на рост и развитие имеют экологические факторы. Так, при большой загрязненности среды (задымленности атмосферы, повышении концентрации ядовитых отходов химического производства) созревание скелета и половое развитие ребенка замедляются.
Взаимодействие наследственных и средовых факторов и их влияние на рост и развитие организма
По данным близнецового метода известно, что в разные возрастные периоды характер электроэнцефалограмм близнецов различен. Наследственная обусловленность близнецовых электроэнцефалограмм понижается в период от 4 до 6 лет, от 10 до12 и от 19 до21 года и нарастает в промежуточных возрастах. Данные изменения связаны не только с эндокринными перестройками, но и с действием социальных факторов – воспитания, обучения, социального положения. Уровень генетического контроля морфологических и физиологических признаков снижается в период полового созревания. Поэтому предполагают, что в первый год жизни и в пубертатный период ребенок испытывает сильное и определяющее влияние окружающей среды, а генетика отходит на второй план. Этот вывод находит объяснение в особенностях антропогенеза. Принципиально новые условия родоразрешения у древнейшего человека с высокой вероятностью гибели новорожденного и прямоходящей матери требовали максимальной адаптации плода к условиям организма матери, поэтому генетический контроль должен был быть минимальным.
biofile.ru