ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Консультация на тему "Влияние детской игры на развитие познавательных процессов". Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей


Доклад на тему "Влияние игры на развитие познавательных способностей дошкольников"

Влияние игры на развитие познавательных способностей дошкольников

Игра является ведущим видом деятельности для развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста. Игра - самостоятельная форма деятельности людей, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса. Она учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как писал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Это позволяет сделать вывод - игра имеет

большое значение и играет огромную роль в развитии младшего школьника.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В игре развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Игры можно проводить индивидуально с каждым ребенком и с группами детей. Игры планируются заранее. Определяется задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал) Также продумывается организация • проведения игры. При подборе игр необходимо учитывать то, что игра должна возбуждать у детей умственную и творческую активность.

В интеллектуально-познавательной игре, обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей. В конце игры обязательно подводится результат. Руководитель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи и выполнялись все требования. Характерные особенности интеллектуальных игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, а также для выявления эрудированных ребят .

Необходимо тщательно подготовится к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, наметить задачи, а так же на каких детей в процессе игры.» следует обратить особое внимание. Организуя и направляя познавательную деятельность детей, педагог помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир. Это и одно из средств формирования у детей устной речи.

В процессе дидактических игр природоведческого содержания развивается не только речь, мышление и внимание детей, но создаются благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях животных и растений. Дети полнее осознают изменения, которые происходят в природе в эти периоды в жизни животных и мире растений. Умственное воспитание в игре тесно связанно с нравственным. Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий.

Среди дидактических игр выделяются ролевые игры. Термин "ролевая игра” весьма многозначен. Классификацию ролевых игр можно провести по различным признакам, связанным с сознанием и проведением игр.

Интеллектуально-познавательные игры (известные также как эрудиционы, викторины) - на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми.

infourok.ru

Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей

Помогая детям усвоить  содержание игры, войти в образ, воспитатель  использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Строительные  игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Строительная игра в  некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой  и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и  многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими  играми состоит в том, что сюжетно-ролевой  игре прежде всего отражаются разнообразные  явления и осваиваются взаимоотношения  между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать  взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой  и строительной игры. Строительство  часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т.д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, а потом играют в артистов.

В старших группах  дети в течение длительного времени  возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее  влияние строительных игр заключено  в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении  детьми способами строительства, в  развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений:  высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п.

Для строительных игр  созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушарья), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т.д.)    и вспомогательные материалы для украшения построек.

В строительных играх  используются и обычные, чаще всего  сюжетно-образные игрушки, широко применяются  и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

     Игры с правилами создаются для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические и подвижные. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.      

     Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

    В дидактических  играх перед детьми ставятся  те или иные задачи, решение  которых требует сосредоточенности,  внимания, умственного усилия, умения  осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

    Необходимо  добиваться того, чтобы дидактическая  игра была не только формой  усвоения отдельных знаний и  умений, но и способствовала бы  общему развитию ребёнка, служила  формированию его способностей.

     Дидактическая  игра содействует решению задач  нравственного воспитания, развитию  у детей общительности. Воспитатель  ставит детей в такие условия,  которые требуют от них умения  играть вместе, регулировать своё  поведение, быть справедливым  и честным, уступчивым и требовательным.

     Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность  ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные  игры оказывают также и на нервно-психическое  развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных  игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость  замысла, содержательность, простота и  занимательность.

     Содержание  игры определяется движениями, которые входят в её состав.

     Игры подбираются  с учётом возрастных особенностей  детей, их возможностей выполнять  те или иные движения, соблюдать  игровые правила.

Правила в подвижной  игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах  воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.

Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление. 

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать  у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

Таким образом, игра, как  всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку  радость и удовольствие уже самим своим процессом.

 

  1. Значение игры в формирование личности

    В своем  обобщающем труде, посвященном  значению игры в психическом  развитии, Д.Б. Эльконин выделил  структуру игровой деятельности, в число основных элементов  которой входят сюжет (во что  играют), роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения. По мнению Эльконина, наибольшее значение в игре имеет не воображаемая ситуация, как предполагал Выготский, а роль, которая позволяет ребенку овладеть своим поведением, так как в ней скрыто правило поведения в данной игре. Изучение этапов развития игровой деятельности показало, что сначала в ней воспроизводятся действия взрослых, а затем их взаимоотношения. Эльконин также показал, что развитие происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. Исследования Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее огромное значение для формирования психических функций и личностных качеств детей, что и дало ему возможность доказательно говорить о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте.

    Как показал  Эльконин, игра стимулирует развитие  рефлексии и произвольности у  детей. Возможность посмотреть  на себя со стороны, услышать  мнение сверстников о степени успешности выполнения той или иной игровой роли позволяет детям лучше понять себя, делает их самооценку более объективной. Точно так же коррекция со стороны участников игры помогает детям лучше выстроить свои ролевые действия и отношения с партнерами. Исследования З.М. Истоминой, З.В. Мануйленко и других ученых показали, как принятие на себя роли повышает произвольность поведения (сохранения определенной позы) и запоминания (сохранение большого количества информации) детей.

    Игровая деятельность  способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель - сосредоточить внимание, запомнить и припомнить - выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает детей к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

    Очень большое  влияние игра оказывает на  развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. Эмоциональное неблагополучие в этом случае стимулирует развитие речи. В психологической литературе описан случай неблагополучного психического развития двух мальчиков - близнецов, которые были лишены возможности общения со сверстниками. В совместном общении у этих близнецов сложилась своя, понятная им двоим, автономная речь. Лишь после того, как близнецов разлучили на некоторое время, включив их в разные детские коллективы, дети начали приобретать способность к нормальному речевому общению.

    Игра оказывает  влияние на интеллектуальное  развитие: в игре ребенок научается  обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение  слова и т. д. Вхождение в  игровую ситуацию является условием  развития разных форм умственной деятельности ребенка. Так, от мышления в предметном манипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями уже тогда, когда начинает давать предмету не его собственное название (хотя он хорошо его знает), а название того предмета, который нужен в данной игровой ситуации. В этом случае выбранная вещь выступает, во-первых, как своеобразная внешняя опора для мыслей о подразумеваемом предмете и, во-вторых, как опора для реальных действий с этим предметом. Таким образом, в ролевой игре начинает развиваться способность действовать в мысленном плане. Первоначально, конечно, действия в мысленном плане протекают только при опоре на реальные предметы. Ребенок от реальных действий с предметами, которым он дает новые названия и, следовательно, новые функции, постепенно переходит к внутренним, собственно умственным действиям. Основу для перехода к умственным действиям составляет сокращение и обобщение игровых действий.

     Игровая  деятельность имеет большое значение  и играет огромную роль в  психическом развитии дошкольника.

  1. Специфика игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений

 

     На занятиях  по формированию элементарных  математических представлений часто  используют дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

     Дидактические  игры по формированию математических  представлений условно делятся  на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие  во времени

3. Игры на ориентирование  в пространстве

4. Игры с геометрическими  фигурами

5. Игры на логическое  мышление

     К первой  группе игр относится обучение  детей счету в прямом и обратном  порядке. Используя сказочный  сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

stud24.ru

Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей, Педагогика

Пример готовой курсовой работы по предмету: Педагогика

Содержание

Введение 3

Глава

1. Педагогические подходы к определению развивающей игры 5

1.1. Игра как важное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста 5

1.2. Понятие развивающей игры и ее особенности 9

Глава

2. Прикладные аспекты применения развивающих игр для познавательного и личностного развития дошкольников 16

2.1. Характеристика познавательного и личностного развития дошкольников 16

2.2. Описание технологии применения развивающей игры для познавательного и личностного развития дошкольников 21

Заключение 28

Литература 30

Выдержка из текста

Сейчас быстрыми темпами происходит реформирование всех звеньев образовательной системы, в том числе и дошкольной. Важной его задачей является разработка теоретических и методических основ дошкольного воспитания на принципах демократизма и гуманизма и психолого-педагогических принципах. Важное место в этом процессе занимает игра ребенка, то есть активная деятельность ребенка, во время которой он овладевает языком как основным средством общения, отношениями, социальными функциями. Это «детское моделирование социальных отношений». Во время игры формируется интеллектуальная сфера ребенка, эмоциональная, моральная. Она способствует совершенствованию детского организма и физическом развитии, развивает воображение.

Проблема игры была всегда актуальной.

Основную форму проявления детской активности с первых лет его жизни изучали А. Запорожец, Е. Эльконин. Детские игры в контексте физического воспитания детей дошкольного возраста исследовал Е. Покровский. Взаимосвязь игры и систематического обучения детей дошкольного возраста освещал П. Каптерев. Известный педагог И. Сикорский внес значительный вклад в изучение этой проблемы. Социальное значение детской игры исследовал психолог М. Рубинштейн. Взаимосвязи игры и труда посвятил свои труды Я. Чепига. Методические основы применения детской игры изучали А. Дорошенко, С. Русова, Л. Шлегер и другие. Психологические аспекты развития детской игры исследовали В. Вагнер, А. Смирнов. Большое влияние на формирование общественного дошкольного воспитания в Украине имели зарубежные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, А. Деклори, которые создали оригинальные концепции и методические системы дошкольного воспитания. Сейчас процесс формирования общественной направленности ребенка-дошкольника в игре исследует Л. Артемова, которая рассматривает проблемы общения ребенка в процессе игры, ее взаимодействия, развитие симпатии под влиянием игровой деятельности и тому подобное.

Наиболее интересной в препаративном аспекте является непосредственно организация развивающих игр и их место в познавательном и личностном развитии дошкольника. К сожелению, данная тематика недостаточно освещена в современных исследования. Таким образом, может быть сформирована цель работы: рассмотреть влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей.

Для достижения цели исследования мы будем решать следующие задачи:

1. Исследовать само понятие игры в дошкольной педагогике;

2. Изучить развивающие игры и их особенности;

3. Рассмотреть специфику познавательного и личностного развития дошкольника

4. На основе изученного систематизировать информацию и выделить основные направления работы по применению развивающих игр для познавательного и личностного развития дошкольников.

Объект изучения: игровая деятельность в дошкольной педагогике.

Предмет: влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей.

Список использованной литературы

1. Богуславская 3.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991. — 207 с.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М, 1983. — Т. 2. — С. 322.

3. Выготский Л. С. Проблема возраста / Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4. — С. 244−268.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Психология развития / Л. С. Выготский. — СПб.: Питер, 2001. - С. 56−79

5. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 1987. — № 7. — С. 45−50.

6. Гельфан Е. Л/., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М.: Педагогика, 1971.

7. Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника. — М.: Просвещение, 1966.

8. Зворыгина Е.В. Комплексное руководство игрой с сюжетно-образными игрушками (второй год жизни) / Е.В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. -М.: Воспитание дошкольника, 1982. — № 7. — С. 46−53.

9. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психолог, произведения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1983. -Т. 1.-С. 303−323.

10. Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста// Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.

11. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 3. — С. 15; № 4.-С. 18−23.

12. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. — М.: Карапуз, 2000. — 272 с.

13. Мухина В. С. Игрушка как средство психологического развития ребенка // Вопросы психологии. — 1988. — № 2. — С. 123−128.

14. Никитин Б. П. Развивающие игры. — М., 1995.

15. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры / Б.П. Никитин. — М.: Лист, 1998. — 176 с.

16. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. — М.: Просвещение, 1990. — 160 с.

17. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: метод. рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 59 с.

18. Новоселова С.Л. Система «Модуль-игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования / С.Л. Новоселова. — М.: Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России», 2004. — 40 с.

19. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.

20. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В. Печегора. -М.: ВАКО, 2008. — 192 с.

21. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. — М.: Педагогика, 1987.-192 с.

22. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. — М., Просвещение, 1986. — 345с.

23. Рысбаева С.А. Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте / С.А. Рысбаева, П.О. Жунусова, З.О. Бедишева, Г. А. Саухамбаева // Успехи современного естествознания. — М.: Академия Естествознания, 2014. — № 3. — С. 148−151.

24. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т.1. — 816 с.

25. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. -М.: Школа-Пресс, 1997. — С. 197−211, 236−257.

26. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2006.

27. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред А.В.Запорожца. — М.: Просвещение, 1976. — 96 с.

28. Фунтиков О.А. Теоретические основы умственного развития дошкольников. — Симферополь: Таврида, 1999. — 304с.

29. Чен Н.В. Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии / Н.В. Чен // Искусство. Все для учителя! — М.: Основа, 2011. — Пилотный выпуск. — С. 6−10.

30. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию: сб. игр-коррекций / С.А. Шмаков, Н.Я. Безбородова. — М.: Новая школа, 1993. — 80 с.

31. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. -304 с.

32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — Педагогика, 1989.

referatbooks.ru

Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей

     В сюжетно-ролевых играх отчётливо  выступает оптимистический, жизнеутверждающий  характер, самые трудные дела в  них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

     Игра  драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

     В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

     Чаще  всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

     С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

     Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

     Руководство воспитателя заключается  в том, что он, прежде всего подбирает  произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям  нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

     Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет  интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при  чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

     Помогая детям усвоить содержание игры, войти  в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

     Строительные  игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

     Строительная  игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается  как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в  игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

     Различие  между этими играми состоит в  том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные  явления и осваиваются взаимоотношения  между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

     Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает  в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т.д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, а потом играют в артистов.

     В старших группах дети в течение  длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически  постигая простейшие законы физики.

     Воспитательное  и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении  детьми способами строительства, в  развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

     В процессе строительных игр воспитатель  учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений:  высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п.

     Для строительных игр созданы специальные  наборы материалов, включающие разнообразные  геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушарья), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т.д.)    и вспомогательные материалы для украшения построек.

     В строительных играх используются и  обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные  материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

     Игры с правилами создаются для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические и подвижные. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.      

     Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

    В дидактических играх перед  детьми ставятся те или иные  задачи, решение которых требует  сосредоточенности, внимания, умственного  усилия, умения осмыслить правила,  последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

    Необходимо добиваться того, чтобы  дидактическая игра была не  только формой усвоения отдельных  знаний и умений, но и способствовала  бы общему развитию ребёнка,  служила формированию его способностей.

     Дидактическая игра содействует  решению задач нравственного  воспитания, развитию у детей  общительности. Воспитатель ставит  детей в такие условия, которые  требуют от них умения играть  вместе, регулировать своё поведение,  быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

     Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность  ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

     Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

     Большое влияние подвижные игры оказывают  также и на нервно-психическое  развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

     Источником  подвижных игр с правилами  являются народные игры, для которых  характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

     Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав.

     Игры подбираются с учётом  возрастных особенностей детей,  их возможностей выполнять те  или иные движения, соблюдать  игровые правила.

     Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

     В младших группах воспитатель  объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.

     Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление. 

            Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные  игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

     Таким образом, игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку  радость и удовольствие уже самим своим процессом.  

  1. Значение  игры в формирование личности

    В своем обобщающем труде, посвященном  значению игры в психическом  развитии, Д.Б. Эльконин выделил  структуру игровой деятельности, в число основных элементов  которой входят сюжет (во что  играют), роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения. По мнению Эльконина, наибольшее значение в игре имеет не воображаемая ситуация, как предполагал Выготский, а роль, которая позволяет ребенку овладеть своим поведением, так как в ней скрыто правило поведения в данной игре. Изучение этапов развития игровой деятельности показало, что сначала в ней воспроизводятся действия взрослых, а затем их взаимоотношения. Эльконин также показал, что развитие происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. Исследования Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее огромное значение для формирования психических функций и личностных качеств детей, что и дало ему возможность доказательно говорить о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте.

    Как показал Эльконин, игра стимулирует  развитие рефлексии и произвольности  у детей. Возможность посмотреть  на себя со стороны, услышать  мнение сверстников о степени успешности выполнения той или иной игровой роли позволяет детям лучше понять себя, делает их самооценку более объективной. Точно так же коррекция со стороны участников игры помогает детям лучше выстроить свои ролевые действия и отношения с партнерами. Исследования З.М. Истоминой, З.В. Мануйленко и других ученых показали, как принятие на себя роли повышает произвольность поведения (сохранения определенной позы) и запоминания (сохранение большого количества информации) детей.

    Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель - сосредоточить внимание, запомнить и припомнить - выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает детей к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

freepapers.ru

«Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

Автор: Барышева Маргарита Михайловнв

«Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

 

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».В.А. Сухомлинский

 

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.                                                                                                                                                              В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта»  включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?

Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.

С одной стороны хорошо, когда дети играют самостоятельно, а с другой стороны далеко не всегда могут создать интересную и содержательную игру. Взрослый организует и направляет игру - он помогает детям преодолевать затруднения, поощряет соблюдение игровых правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение ролей организатора и участника- особенность развивающей игры.

 Развивающая игра - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Выбор игры для воспитателя – дело серьёзное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то , что ему знакомо, и побуждать к усвоению нового.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом.

Все игры можно разделить на группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности .

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу). Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами.

Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же,  как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.

Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника - наглядно-образное мышление, т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать.

Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и  нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Организуя игры с ребёнком, я стараюсь   оценить  его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями,  я предлагаю  ему более сложные и наоборот, в случае затруднений  подольше задерживаюсь на простых. Ни в коем случае не упрекаю  малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

 Я стараюсь  не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно».  Стараюсь научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

            Играю всегда  вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Это те упражнения , которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

Играем  в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

            Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах.

В этом мне  помогут словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова - действия», «Расскажи - что ты будешь делать, если…» Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.

Экспериментирую  вместе с детьми. Знания, добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных .От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»),  стараюсь перейти к ситуациям, в которых совместно со взрослыми дети намечают этапы проектной деятельности.

Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов 

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, начинаю учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, стараюсь  подбодрить  его и поддержать любую инициативу.

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

 

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

 

 Воспитатель МБДОУ детский сад №10 «Мишутка» г. Карачев

Барышева Маргарита Михайловна

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Консультация на тему "Влияние детской игры на развитие познавательных процессов"

Влияние детской игры

на развитие познавательных процессов

старших дошкольников

Дошкольный возраст - начальный этап формирования личности. Движущими силами развития психики дошкольника являются его потребности. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Родители, педагоги являются главными участниками в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.

hello_html_m26324698.png

ВОСПРИЯТИЕ в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск.

Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения - монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия

  • "Перевертыши" (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).

  • "Как пройти к зайке", "Путешествие по комнате", "Куда пойдешь, что найдешь" (ориентация в пространстве по плану - схеме).

  • "Узнай форму" (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).

  • "Найди отличия" (учить находить отличия у похожих предметов).

  • "Построй по росту" (построить предметы, соответственно их высоте).

  • "Сложи картинку" (составить из частей целую картинку).

  • "О чем я говорю?" (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).

  • "Какое время года?" (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).

  • "Угадай предмет" (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

ВНИМАНИЕ – психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

  • "Да и нет не говорите. Белого и черного не носите". (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить "да" и "нет").

  • Игры - головоломки.

  • Загадки.

  • "Найди отличия".

  • "Найди два одинаковых предмета".

  • "Будь внимателен" (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).

  • "Волшебное слово" (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: "Пожалуйста!").

  • "Где что было", (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

  • "Назови, что ты видишь" (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

  • Игра "Карлики и великаны" (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

ПАМЯТЬ

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детскихвоспоминаний.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти:

  • "Запомни предметы" (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).

  • "Детектив" (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).

  • "Пирамида" (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок - повторяет и т.д.)

  • "Что ты видел в отпуске?" (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

  • "Следопыт" (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

  • "Что ты ел на обед?" (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).

  • "Одежда" (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

  • "Нарисуй такой же" (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).

  • "Я положил в мешок" (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

  • "Короткий рассказ" (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

  • "Башня" (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

  • "Фигурка из палочек" (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

МЫШЛЕНИЕ - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

  • "Разложи картинки" (учить учитывать последовательность событий).

  • "Оканчивание слов" (учить заканчивать слово по начальному слогу).

  • "Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

  • "Творческий подход" (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

  • "Антонимы" (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый - легкий", "сильный -слабый", "легкий - тяжелый и др.).

  • "Уникуб", "Лото". "Домино", пазлы, конструкторы.

  • Загадки.

ВООБРАЖЕНИЕ - психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности

Как развивать воображение у дошкольника

  • Использовать заменители предметов.В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (3 – 4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игрушками, то у детей 6 – 7 лет уже нет такой зависимости. Их воображение может опираться на предметы, совсем не похожие на те, которые они заменяют. Так, малыш может скакать на палке, представляя себя всадником, а палку – конем. Через несколько лет, постепенно потребность во внешних опорах пропадет. Ребенок сможет просто представить себе действия с воображаемым предметом. Но для этого нужно научить ребенка оперировать разными заменителями предметов.

  • Совершать «опредмечивание» неопределенного объекта.Способом «опредмечивания» дети начинаются пользоваться в 3- 4 года. Он заключается в том, что ребенок может в незавершенной фигуре видеть целиком конкретный предмет. Так, в задании на дорисовывание, ребенок может превратить круг в колесо или мяч. К 6 – 7 годам ребенок должен свободно пользоваться этим способом.

  • Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения.Эта способность очень важна для будущей учебной деятельности ребенка. Необходимость создавать образы на основе описания возникает во время чтения книжки, усвоении новых слов.

  • Пространственное воображениеВсе предметы окружающего мира имеют пространственные характеристики, и образы воображения должны их отображать. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета в пространстве. Тренировать эту способность можно с помощью игр на представление взаимного размещения нескольких предметов в пространстве.

  • Создание и реализация плана задуманного.Только последовательная реализация плана задуманного может привести к достижению результата. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные задумки и намерения ребенка не воплощаются в жизнь. В этом возрасте уже есть все условия для того, чтобы научиться действовать за предварительно продуманным планом. Поэтому очень важно развить эту способность, научить не просто бесцельно и урывками фантазировать, а реализовывать свои идеи, создавать небольшие, но завершенные произведения (рисунки, истории, конструкции) и т.д.

infourok.ru

Влияние игры на психическое развитие ребенка

Опубликовано: 15 мая 2016 в 09:23

Влияние игры на психическое развитие ребенкаИгра непросто играет важную роль в развитии детей, она является ведущим видом деятельности, в которой происходит развитие ребенка. Игра – форма активного психического отражения ребёнком окружающей действительности. В игре происходит физическое и психическое развитие ребенка.

Именно в игре происходит развитие психических процессов, и появляются важные психические новообразования, такие как воображение ориентация в мотивах деятельности других людей, способность к взаимодействию со сверстниками.

Игровая деятельность различна и классифицируется по своим задачам.

Виды игр

Классифицировать игры можно по различным показателям: количеству играющих, наличию предметов, степени подвижности и т.д.

По основной цели игры разделяются на несколько видов:

  • Дидактические – игры, направленные на развитие познавательных процессов, усвоение знаний, развитие речи.
  • Подвижные – игры, на развитие движений.
  • Ролевые игры – деятельность по воспроизведению жизненных ситуаций с распределением ролей.

Виды игрВ играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в самооценке, которая представляет собой оценку своих способностей по сравнению со способностями других участников.

Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением. Разница в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, и без неё даже процесс обучения становится невозможным.

Игра и психическое развитие ребенка

Мотив игры не в результате, а в самом процессе. Ребенок играет, потому что ему интересен сам этот процесс. Сущность игры в том, что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции.

Но игра подразумевает не только выдуманные отношения (дочки-матери, продавец и покупатель и др.), но и реальные отношения друг к другу. Именно в игре появляются первые симпатии, чувство коллективизма, потребность в общении ос сверстниками. В игре развиваются психические процессы.

  • Развитие мышления

Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка.  Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.

Ролевая игра вносит изменения в позиции ребенка, перенося его с детского статуса на взрослый уровень. Принятие ребенком роли позволяет ребенку приблизиться к взрослым отношениям на уровне игры.

Игра и психическое развитие ребенкаПереход от предметных действий до ролевых игр связан с тем, что ребенок переходит от наглядно-действенного мышления к образному и логическому, то есть действия переходят от практически в умственные.

Процесс мышления связан с памятью, так как мышление опирается на опыт ребенка, воспроизведение которого невозможно без образов памяти. Ребенок получает возможность преобразования мира, он начинает устанавливать причинно-следственные связи.

  • Развитие памяти

Игра в первую очередь влияет на развитие памяти. Это неслучайно, так в любой игре у ребенка появляется необходимость в запоминании и воспроизведении информации: правила и условия игры, игровые действия, распределение ролей. При этом проблема незапоминания просто не возникает. Если ребенок не запоминает правила или условия, то это будет негативно восприниматься сверстниками, что приведет к «изгнанию» из игры. У ребенка впервые появляется потребность в намеренном (осознанном) запоминании. Вызывается это желанием выиграть или занять определенный статус в отношениях со сверстниками. Развитие памяти происходит на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем.

  • Развитие внимания

Игра требует от ребенка сосредоточенности, совершенствуя внимание: произвольное и непроизвольное. У ребенка появляется необходимость сосредоточения при определении игровых правил и условий. Кроме того, некоторые дидактические и подвижные игры требуют от ребенка внимания на протяжении всей игры. Потеря внимания непременно приведет к проигрышу или недовольству своих сверстников, что сказывается на его социальном статусе.

Развитие объема и длительности внимания происходит постепенно и тесно связано с умственным развитием ребенка. При этом важно развивать именно произвольное внимание как волевой компонент. Непроизвольное внимание используется на уровне заинтересованности детей.

  • Развитие воображения

Ролевые игрыРолевые игры интерпретируются в принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли. Чем больше развито воображение, тем интереснее и сложнее становятся образы, создаваемые ребенком. При этом сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли так, чтобы всем было интересно играть. Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие. 

Рассматривая влияние игры на психическое развитие ребенка, нужно отметить, что игра – центральный развивающий фактор. Именно в ней происходит личностное становление ребенка, развитие всех его психических процессов, усвоение социальных отношений. Игровая деятельность оказывает влияние на произвольность деятельности, что напрямую связано с волевыми функциями.

Родители должны знать, что ребенок нуждается в игре, это ведущий вид его деятельности, а, следовательно, нужно создавать условия для игровой деятельности детей и развития самой игры. Главное – выбирать игры для детей таким образом, чтобы они несли развивающее значение.

Похожие материалы:

www.psyportal.net