ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

12. Влияние среды на развитие личности. Как учение влияет на развитие человека примеры


12. Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Социализация личности есть объективное явление, она многоаспектна, и поэтому изучается во многих науках. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования – высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность.

В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Информация о них расположена в зонах потенциального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда.

Характеристики социальной среды: общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества.

Кризис семьи на современном этапе, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних.

В семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью, осуществляется частичная социализация. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности.

Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернационализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.

Культура авторитета является донорской, культура подростка реципиентная (воспринимающая). Отношения подростка с авторитетным взрослым являются межличностной аккультурацией – взаимодействием двух индивидуальных культур, одна из которых более развита и авторитетна.

studfiles.net

Развитие личности: сущность, направление, факторы

Развитие личности: сущность, направление, факторы

 

Жукова Жанна Владимировна, педагог-психолог, методист ГБСКОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие индивид обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

В общем развитии человека обычно выделяют биологическую и социальную составляющие.[1, 2, 4, 9]. Человек рождается как биологическое существо, однако в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо, как субъект (т.е. действующее лицо) исторической деятельности и познания.

Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.[9]

Чем ярче проявляет личность социальные черты и качества, а ее деятельность все больше начинает носить своеобразно-творческий характер, тем больше проявляется индивидуальность.

Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Психологическая структура личности.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур

Низшим четвертым уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Третья подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Вторым уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.[4, 5, 9]

Вопрос о том, как происходит развитие личности человека, каковы его источники и факторы, является основным вопросом для наук о человеке

Под развитием понимают взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений

Соотношение биологического и социального в личности

Теории развития личности еще недостаточно хорошо разработаны. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие.[1, 2, 4, 6,

1) С точки зрения биологизаторского подхода, каждая личность развивается и формируется в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение, при этом играет весьма незначительную роль.

2) Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – продукт, полностью формируемый социумом.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же проявляется это влияние?

1)   Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию.

2)   Биологическое проявляется в формировании природной предрасположенности к той или иной деятельности, способностях, задатках  (например, имеют музыкальный слух, математические способности, хорошие голосовые данные, мышечную силу и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих областях искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.

3)   Биологически человек имеет большие возможности для развития, используя свой потенциал лишь на 10-12%.

Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает равнозначности их влияния. В развитии личности преобладающее значение играют социальные факторы.

Три фактора развития личности

1) Наследственность. Для проявления задатков и способностей необходимы не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальное обучение в той или иной сфере деятельности.

2) Среда воздействует на личность в известной мере стихийно и пассивно; она выступает как возможность, потенциальная предпосылка развития личности.

3) В современных условиях приобщение человека к жизни трудно представить без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает  в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования  личности.

Определяющую же роль в развитии и формировании личности играет воспитание.

Основные направления развития личности

- физическое развитие - включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

- социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями

Движущие силы развития личности - это противоречия между новым и старым

Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.[7]

К таким противоречиям относятся:

- противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

- противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

- противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. [7]

Итак, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей  средой

Условия развития личности

В процессе деятельности происходит разностороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев): в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) - сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) - учебная деятельность, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) - интимно-личное общение, удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

в юности (с 15 до 17 лет) - учебно-профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

Роль активности личности в собственном развитии

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий.

Огромное значение в этом процессе придается активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности.

В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях, вплоть до прямо противоположного в тех случаях, если педагогическое воздействие не находит положительного отклика в сознании и чувствах воспитанника.[9]

Влияния на развитие личности

ВНЕШНИЕ: Средовые влияния и воспитание

ВНУТРЕННИЕ:  Природные склонности и влечения, вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания)

Социальная зрелость личности

По каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

Например, психолог С.Л.Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.[1, 4, 9]

Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

Четыре компонента личностной зрелости

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки: педагогика, психология, социология, акмеология и др.. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью. На сегодняшний день  можно выделить четыре фундаментальных компонента личностной зрелости:

- ответственность;

- терпимость;

- саморазвитие;

- позитивное мышление, позитивное отношение к миру.

Социальная зрелость и ее составляющая – ответственность – формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности.

Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая составляющая зрелой личности.

В терпимости же личности проявляется интегральная образующая – позитивное отношение к миру

Выводы

Все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние.

Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые влияют на это развитие.

Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся, создавая специально сконструированные условия (среду) для саморазвития и самореализации и нейтрализуя негативные влияния, воспитание сможет играть действительно определяющую роль в развитии личности.

Наиболее перспективным в этом отношении, на наш взгляд, является личностно-деятельностный подход. [3]

 

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
  4. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования/ Сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  6. Психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  7. Сластенин В.А.
  8. Фролов С.С. Социология: учебник, (http://onby.ru/sfrolovsotsiologija/7/5d36/)
  9. Харламов И. Педагогика.  (http://www.sunhome.ru/books/b.pedagogika/22)
  10. Шевандрин Н.И.. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб.для студ. Высш. Учеб.завед. – 2 –е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 512 с

 

ext.spb.ru

16. Раскройте влияние среды на развитие личности. Проиллюстрируйте выводы примерами из художественной и педагогической литературы

Сущность человека, писал К. Маркс, «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». В силу этого, когда специально рассматривается влияние среды на развитие человека, следует говорить о формировании его личности, поскольку речь должна идти о тех качествах, которые формируются у человека прежде всего под влиянием самых разнообразных средовых контактов, т. е. взаимоотношений с людьми и различными общественными институтами. Под средой в педагогике понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие человека, формирование его личности.

Рассматривая влияние среды на развитие человека, марксистско-ленинская педагогика указывает прежде всего на то, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.

Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде — ближайшему окружению ребенка.

В понятие «социальная среда» входят материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом.

Действительно, социальное лицо человека определяется прежде всего его государственной принадлежностью: человек рождается гражданином того или иного государства.

К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации.

Пример: фильм «Республика ШКИД», книга Макаренко «Педагогическая поэма» — в них ярко видна идея влияния среды на личность человека.

www.i-po.ru

Влияние среды на развитие человека

| Влияние среды на развитие человека |Наверное, вы знаете, что развитие человека зависит от таких факторов, как внутренние (наследственные факторы, передавшиеся ему от родителей, особенности в физическом строении мозга, тела и другие) и внешние.

Влияние окружающей среды, общества, его окружающего, природных условий, как раз и относится к внешним факторам влияния. Надо заметить, что от внешних факторов, в основном, зависит полноценное становление из, когда-то ещё, совсем ребёнка, настоящей личности.

Хоть и считается, что оба этих факторов, способствующих развитию мозга человека, и дополняют, невозможны друг без друга, однако, как кажется нам, внешний фактор влияния является более значимым. Недаром в нашем мире существует такой парадокс, что невозможно понять отдельно взятого человека, его поступки, проступки, не поняв общества, его устоев, моралей, в котором и существует конкретный человек.

Также наоборот – не возможно полноценно судить об окружающем обществе, не зная конкретных людей, из которых оно состоит, склада их характера, возможностей.

Надо заметить, что даже в тот момент, когда младенец ещё только находится в чреве матери, можно заметить существенное влияние среды на развитие человека, его психики. О более поздних периодах становления человека говорить и вовсе не приходится.Влияние поступков окружающих молодого человека людей, прежде всего – родных ему матери и отца, на развитие и формирование его характера, психики, доказано ещё в прошлые века многими выдающимися учёными.

Стоит заметить, что если бы такого влияния окружающих людей, каких-либо природных факторов, на человека не было, то, скорее всего, это был бы уже не человек, а нечто подобное (если следовать теории Дарвина) обезьяне. Правильность такого суждения может подтверждать опыт, поставленный в прошлом веке группой учёных.

Так, если человек, рождаясь в одном из диких племён Австралии, развивался с рождения в этом племени, то, впоследствии, он по своему умственному развитию становился, похож на людей, дикарей его окружавших.

Если же младенец изымался с самого рождения из этого племени и развивался среди цивилизованных людей Европы – его психологические качества, моральные нормы, становились такими, как и у обычных европейцев.

Поэтому, чтоб можно было полноценно оценить то, как развивается конкретно взятый человек, отстаёт ли он в своём умственном развитии или наоборот – опережает своих сверстников, необходимо проводить такую оценку комплексно. Уделяя первоочередное внимание тому, в каком обществе, каких условиях, окружающих его на тот период, рос и развивался оцениваемый человек.

Так зная, что человек родился и рос в семье алкоголиков, мало интересующихся своим чадом, вполне логично предположить, что он будет отставать в своём психологическом (если и не в физическом) развитии от сверстников.

Не стоит забывать и то, что ваше влияние, общение, может помочь такому отстающему в умственном развитии человеку, догнать, даже опередить в нём своих сверстников. Ведь, как вы, наверное, поняли из выше прочитанного, влияние окружающей среды, общества на человека нельзя недооценивать!

Статья “Влияние среды на развитие человека” из рубрики | Развитие человека |

Ещё по теме: Свободное развитие человека

Уважаемый читатель, если заметка Тебе интересна, расскажи о ней своим друзьям, через кнопку "Закладки", ниже. С уважением, Андрей! Добро Пожаловать На Мои Соц. Страницы:

Рост личности Рост личности Рост личности Рост личности Рост личности Рост личности Рост личности Играть онлайн денежный поток, игры Роберта Кийосаки, все об игре денежный поток Роберта Кийосаки, денежный поток 101, cashflow 101 играть онлайн Рост личности Рост личности

rostlihnosti.ru