ГРАНДИОЗНАЯ РАСПРОДАЖА НАЧАЛАСЬ
СКИДКИ 70%

Факторы и этапы развития личности. Развитие личности что влияет на


Воспитание личности ребенка,💁 что влияет на развитие личности❔

Стать полноценной личностью, реализовать свой врожденный потенциал ребенок может только в коммуникации. С самого рождения ему необходима опека и обучение. Для дальнейшей самостоятельной жизни процесс воспитания запускается в раннем младенчестве, диктуется потребностями ребенка на всех этапах его развития.

Работа по воспитанию личности ребенка отличается следующими признаками:

  1. Стремлением к определенной цели, социально-культурному образцу, идеалу.
  2. Соответствием историческому развитию. Педагогический процесс отталкивается от выработанных человечеством ценностей.
  3. Методы, воспитательные воздействия подчиняются определенной системе.

Необходимость воспитания

Множество научных трудов посвящено исследованию личности. Научные опыты, случайные факты подтверждают вывод, что психическое развитие, характер формируются с самого рождения. Не усвоенное в раннем возрасте с трудом компенсируется в зрелости.

Несвоевременное, неправильно организованное воспитание грозит привести к:

  • замедленному развитию психики, недоразвитию эмоциональной сферы;
  • плохо сказывается на физическом развитии, здоровье;
  • нарушает последовательность формирования, закрепляет неправильные формы поведения;
  • негативно отражается на возбудимости нервной системы, способствует переутомлению.

Врожденные особенности, биологические предпосылки важны, но не они являются решающими в процессе развития индивидуума. В нас запрограммированы человеческие особенности, но для их полноценной реализации мало только родиться. Нужно жить среди людей, перенимая от них посредством воспитания общественный опыт.

Пропорциональность соотношения субъектности и объектности в процессе воспитания

У едва появившегося на свет можно наблюдать проявления индивидуальности (характерные реакции, особенности поведения, предпочтения). Но личность ребенка не является врожденной, она проявляется позднее, под влиянием культурного, социального развития. С течением лет малыш постепенно определяет свое место в социальной среде, развиваются его чувства, воля.

На первом этапе усилия родителей, педагогов имеют более высокую активность. По мере взросления активность ребенка возрастает, он все старается сделать сам, воспитатели его только контролируют. Это помогает почувствовать себя субъектом деятельности, является самым важным для воспитания ребенка творческой личностью. Мера стараний воспитанника должна соотноситься с его возможностями.

Воспитательные цели реализуются через активные действия: спортивные упражнения помогают физическому развитию, нравственные качества укореняются, если дети ориентируются на чувства других людей, интеллектуальное развитие невозможно без мыслительной активности, ежедневного решения интеллектуальных задач.

Педагог содействует тому, чтобы ребенок максимально осмысливал свои действия, искал свое место среди других. Принцип субъектности предполагает поиск совместных решений, исключение из взаимоотношений жестких приказов.

На каждом возрастном этапе воспитатель руководствуется актуальными потребностями ребенка. Форсирование процесса со стороны взрослых приведет к пассивности детей или к активному сопротивлению, агрессивности. Стеснительность или агрессивность наложат свой отпечаток на характер. Психологи предупреждают: ранняя агрессивность говорит о предрасположенности в будущем к криминальному поведению.

Что влияет на развитие личности

Потребности и интересы личности, ее духовное богатство, способности зависят от условий, в которых проходит формирование ребенка. Факторы, производящие основное влияние на развитие человека, следующие:

Наследственность

Стартовое условие, родительская программа, которая становится предпосылкой развития положительных качеств. Обратной стороной наследственности становятся наследственные заболевания, физические дефекты, способные ограничить человека в развитии.

Среда

Под ней понимают жизненные условия, биологическую среду (свет, пища, воздух), а также социальную (семья, друзья, общество, религиозные и национальные традиции, ситуация в политике, экономике, науке).

Среда бывает специально организованной, развивающей или имеет стихийный характер, педагогически неуправляемый, что приводит к трудностям в период взросления.

Воспитание, обучение

Несут положительный заряд, направлены на формирование нравственных ориентиров, передачу знаний, опыта. Процесс включается с момента рождения малыша, меняет формы и методы, ориентируясь на возраст, индивидуальные особенности.

Самостоятельность, активность

Воспитание проходит более продуктивно, если ребенок сам к чему-то стремится, проявляет интерес к различным сторонам деятельности, увлекается игрой, учебой, трудом. Воспитываемый, становясь субъектом, осознанно изменяет сам себя.

Современная концепция воспитания

Для поколений родителей и педагогов вопрос воспитания остается животрепещущим. Теоретики пытаются подобрать идеальную модель для формирования у детей определенных взглядов, навыков, знаний. Выделяют общие закономерности среди основных теорий:

  • воспитание и обучение всегда взаимосвязаны, но воспитанию отдается приоритет;
  • на эффективность воспитания стараются повлиять вовлечением в него самого воспитанника;
  • результаты воспитания складываются из понятных для воспитателя и ребенка форм, методов, целей.

Многие социальные институты применяют устаревшие модели воспитания. Современные концепции требуют, прежде всего, работы над воспитанием культурной разносторонней личности, уверенного в себе, самостоятельного человека с правильными жизненными установками.

Обратите внимание

Стратегия модернизации в образовательной системе направлена на восстановление соответствия между качеством воспитания, потребностями общества и самой воспитываемой личности.

Возрастные этапы и личность

Человек становится личностью, когда он достигает определенного уровня в психическом развитии, когда у него складываются взгляды на мир, работает оценка собственного поведения. Личность – результат культурного, социального развития. На каждом из возрастных этапов происходит формирование определенных психологических качеств, отношений, что формирует внутренний мир ребенка, его поведение.

Период до 3 лет характеризуется высокой пластичностью и легкой обучаемостью. Основные черты характера ребенка закладываются до года. Элементарные нравственные качества формируются тогда же. Задача воспитания – не нанося ущерб здоровью и нервной системе, дать детям основу дальнейшего развития.

Если ребенок мало двигается или часто бывает в подавленном эмоциональном состоянии, это сказывается и на его физическом развитии. Его физическое недомогание точно так же проявляется эмоционально.

Дети от рождения не располагают готовыми формами поведения. Умению складывать кубики, рисовать, говорить они учатся у взрослых.

Годам к трем малыш по многим вопросам имеет собственную позицию, осознает разницу между собой и другими людьми, становится более самостоятельным.

Ближе к школе ребята в состоянии оценить свои поступки в сравнении с действиями друзей, родителей, стремятся принимать участие в их деятельности. Процесс социализации пройдет у малыша тем легче, чем он лучше адаптируется в обществе, усвоит правила поведения в нем, чем более тесным будет контакт с родителями.

Без крика и угроз

Каждая семья отличается особыми методами воздействия на детей. В зависимости от этих методов, отношения между детьми и взрослыми квалифицируют как авторитарные или демократические.

Родителям бывает сложно воспринимать капризы ребенка, несоответствие его каким-то идеалам. Взрослые зачастую переносят модели поведения из той семьи, в которой они сами воспитывались. Если сами воспитывались ремнем и «углами», автоматически принимают этот образец воспитания в свои семьи.

Обратите внимание

Возможны ли отношения без крика и насилия? Поскольку причины такого родительского поведения связаны не с ребенком, а с восприятием мира самими взрослыми, стоит разобраться в себе, постараться освоить принципы позитивного воспитания, которые не преминут сказаться даже в отношении «трудных» чад.

Советы для родителей

  • Характер, поведение ребенка зависят от его темперамента. Не стоит его ломать, заставлять заниматься тем, что ему не свойственно. Примите его таким, согласитесь с его правом быть самим собой.
  • Постарайтесь объяснить ребенку, в чем конкретно он неправ. Беседа с годовалым или десятилетним должна отличаться. Нотации, длинные нравоучения эффекта вообще не дадут.
  • Истерики, призванные добиться своего, не должны вас провоцировать. Но наказывать в этом случае – тоже не метод. Внимание ребенка необходимо отвлечь, переключить на более конструктивный предмет.
  • Будьте деликатны. Не нужно публично одергивать и наказывать свое чадо. Поговорите с ним мягко, с выкладкой всех доводов наедине. Запреты и наказания рождают противодействие. Попытайтесь договориться.
  • Яблочко от яблоньки… Мало объяснить правила поведения, пользу занятий физкультурой, вред курения. Дайте личный пример. Это не только более действенный воспитательный метод, но и верный способ завоевать уважение.
  • Уделяйте чаду больше времени. Капризы и неадекватное поведение чаще всего – результат занятости взрослых другими «важными» делами.
  • Установленные ограничения и правила не должны зависеть от настроения мамы. Если что-то под запретом, значит не разрешается никогда.
  • Если ребенок ведет себя «как надо», почаще хвалите его. Не забывайте, «метод наград» гораздо эффективнее негатива. Похвала скорее заставит вести себя хорошо.
  • В семье нужно согласие. Только такая атмосфера сформирует устойчивую психику, положительно отразится на характере отпрыска. Частые скандалы являются причиной нервных срывов, недоверчивости, конфликтности.
  • Поощряйте проявления самостоятельности. Лучше опоздайте несколько раз в детский сад, но пусть ребенок сам завяжет шнурки на ботинках. Давайте ему возможность самому выбрать вид игры, привлекайте к посильной помощи взрослым с раннего возраста.
  • Если не уверены, что наказание необходимо, выберите не наказывать.

vospitanie.guru

Что влияет на формирование личности человека

Если в соседнем подъезде живут алкоголики и постоянно приглашают тебя выпить и ты проводишь немало времени в их обществе, то рано или поздно ты сделаешь то, о чем они тебя просят. Кто дружит с глупыми – развратится. Большое значение на формирование личности оказывает чтение книг и музыка. Хорошая пища для тела приносит здоровье человеку, плохая – болезни. Так и пища для души и духа: здоровая, хорошая – произведения мировой классики  в литературе, кино, музыке, формирует здорового и красивого человека. «Классика» в переводе обозначает образец для подражания; то, чему стоит подражать. Если мы читаем низкопробные «быстопроходящие» книги и слушаем такую же музыку, мы засоряем свою душу, дух и мозг, деградируем, а не гармонично развиваемся. В любом возрасте человек должен размышлять, рассуждать, а не быть подобно животным – есть, спать и жить в теплой «норе». Это так же влияет на формирование личности, определяет, в каком состоянии будет ваш разум в преклонном возрасте. Если не «шевелить» постоянно мозгами – к старости наступает маразм, человек деградирует физически и интеллектуально. В человеке заложены свойства учиться всему, что он видит и слышит. И если у него нет различения, что такое хорошо и что такое плохо, он учится всему – и хорошему и плохому, что встретится на его пути. Наиболее уязвимая категория таких учеников – это дети. 90 % информации поступает в мозг через глаза и 10% через уши. Поэтому все, что «глотают» дети через телевизор (глаза + уши) усваивается на 100%. А фильмы и передачи сейчас как на подбор – насилие, разврат, ужасы и убийства. Если ребенок, подросток и даже взрослый человек постоянно смотрит такие передачи, то, естественно, они оказывают сильное влияние на формировании их личности в этом направлении: вырастает потенциальный насильник, грабитель, сексуальный маньяк, человек, лишенный сострадания, жестокий, не способный любить. Художественный телефильм – это мир иллюзий, где участником становится сам зритель. Много подростков ушло в «мир иллюзий» также от чрезмерного время провождения у компьютера. Некоторых из них не удалось вернуть в реальный мир. Недавно, в поисках интернета, я зашла в зал игровых автоматов. Зал был полон подростков и все «стреляют» друг в друга, часто попадают, «льется кровь». Сегодня – это кинофильмы или игровые автоматы, но завтра это может стать реальностью их жизни.

 

Зачавшая плоть рождает грех. Грех рождает смерть.

То, на что мы мысленно согласились, уже вошло в наше естество и обязательно, как следствие, выльется в поступок. Сначала мысли – потом действие. Поэтому, если наши дети смотрят бесконтрольно все телепередачи - это отрицательно сказывается на формировании их личности. Чему человек научился мысленно, то он захочет попробовать это на практике. На что (кого) смотрят наши дети сегодня – тем они станут завтра. Не одно поколение людей воспитывалось на народных сказках: про Емелю-дурачка, который ездил на печке, про скатерть-самобранку, сапоги-скороходы и т.д. Какая суть в них: будь дураком, не работай, не учись и ожидай чудо – вдруг само свалится?! Не со сказок и не с пеленок ли закладывалось такое мышление и установка на лень, отсутствие трудолюбия? Возможно, поэтому мы имеем низкую производительность труда и низкий уровень экономики. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

Очень важно сначала самим определиться, знаем ли мы сами куда и как идти, чтобы правильно наставить детей. У людей часто бывают ложные представления о том, что их окружает, сути их жизни. Существует единственно правильное «мерило», критерий наших мыслей, поступков и действий, правильных ориентиров и самой истины – это Библия. Как сказал известный русский ученый и академик Н.М. Амосов: «Никакие другие морали, ни социалистические, ни коммунистические не сравнятся с вечной моралью. Вечная мораль – только проповедь Иисуса Христа». Кто-то может возразить: «Это старо, написано 2000 лет назад и религиозно». Но разве истина и мораль может устареть, например, такие как «Не убей», «Не укради» и т.д.? Строители коммунизма строили коммунизм на библейских принципах, но без самого главного – Бога. Конституции всех существующих сегодня стран основаны на 10 библейских заповедях. Другое дело, что некоторые люди не хотят или не могут их исполнить, потому что более возлюбили тьму, нежели свет. Поэтому Библия – самая прогрессивная и актуальная книга для правильной ориентации в этом обезумевшем мире.

« Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота и раб Твой охраняется ими».

Если ты хочешь «твердо стоять на ногах», получить необходимое «снаряжение» для жизни и правильно наставить детей – это единственный остров безопасности в этом бушующем мире. Это то, что поможет тебе сформироваться и состояться целостной, гармоничной, индивидуальной личностью; раскрыть все грани и таланты, открыть заново самого себя и состояться как личность в обществе.

vsehristiane.com

что влияет на ее формирование

  • Психология
  • Развитие личности: что влияет на ее формирование

Личность человека - это то показатель того, какое место он будет занимать в обществе. Однако, когда же приходит осознание того, что можно стать кем-то для окружающих?

Формирование личности начинается, когда человек полностью осознает себя частью общества. Представление об этом приходит, вероятно, в подростковом возрасте. В этот период его жизни появляется осознание самого себя чем-то большим.

Человек развивает свою индивидуальность, показывает из какого он теста. Всё бы хорошо, но общество подвергает формирующееся самосознание подростка испытаниям. Человек проходит своеобразный тест на стойкость духа.

Нужно не сломаться под давлением общественности. В таком положении вещей появляются отличительные черты каждой отдельной личности. Это могут быть как сильные, так и слабые стороны.

Что можно сказать о том, где и как могут происходить эти испытания? В первую очередь это дом. В окружении семьи формируются самые первые задатки новой личности. Здесь вырабатывается основа.

Развитие личности: что влияет на ее формирование

В одних семьях дети вырастают сильными и независимыми. В других же становятся неуверенными, зависимыми от чего-либо. С детского возраста до подросткового вся ответственность об подготовке почвы для формирования устойчивой личности человека ложиться на родителей.

Не зря же говорят, чтобы родители были примером для своих детей. Дальше можно обратить внимание на окружение вне дома. Это друзья, знакомые, случайно встретившиеся люди.

В дружеской компании подросток начинает осознавать себя малой частью общества. Он либо входит в него, либо примыкает. Друзья в этот период являются связующей нитью между миром и личностью.

От их мнения, поведения и действий в отношении друг к другу зависит многое. Как сформируется эти первые дружеские отношения, так и во взрослой жизни, на уровне подсознания, человек будет относиться к новым друзьям и общению между собой.

Знакомы и случайные люди являются независимыми в плане предвзятости. Если друзья могут не замечать недостатков в человеке, то другой части его круга общения ничего не мешает указать на эти недостатки.

Развитие личности: что влияет на ее формирование

Тут происходит одно из испытаний: человек выдерживает критику и что-то берёт для себя, либо принимает слишком болезненно и записывает критику как свой недостаток.

В школе происходят одни из самых сложных испытаний, особенно в старших классах. Класс в школе - это как общество почти полноценных личностей. Здесь начинается конкуренция. Кто-то выходит вперед, а кто-то остается позади.

Находятся союзники и недруги, советники и критики. Школа не только даёт образование, но и готовит молодежь к жизни, где не всё так просто. Что касается образования, то здесь нужно очень постараться.

Подросток старается всё успеть, хорошо выучить и получить хорошую оценку. Бывает, что он получаешь не приемлемую для себя оценку. Тут главное не зацикливаться. Самое стараться и дальше, но бывает и по-другому.

Ученик перестает развиваться, думает, что плохая оценка показатель того, как он себя плохо проявил. И тут, обращаясь к учителям, нужно заметить, что они должны всё объяснить рассказать. Ведь есть и такое, что учителя также ухудшают ситуацию.

Это тоже является кирпичиком в формировании личности. Ну, а дальше, после школы, во взрослую жизнь вступает почти сформировавшаяся личность. И на протяжении этой жизни происходят некоторые коррекции того, что уже в нем заложено.

Однако, если есть некие недостатки, то можно не понять как они появились. Можно только с уверенностью сказать, что эти слабые стороны нашли отражение в прошлом.

deodar.ru

Развитие личности: методы, факторы и этапы

Содержание статьи

Формирование личности – процесс развития человека на протяжении жизни. Зависит как от врожденных данных, так и от воздействия социальных факторов. Психология развития личности говорит о двух главных концепциях развития.

Биогенетическая концепция

Сторонники данной концепции убеждены, что человек – создание природное и его действия являются следствием влияния инстинктов и потребностей.

Главные идеи:

  • Значимую роль в развитии играет наследственность, то есть, развитие индивидуума установлено психологическими механизмами формирования стадий развития его отца с матерью.
  • Между социумом и ребенком имеется некая взаимосвязь.
  • Ни в коем случае нельзя влезать в природу детей.
  • Воспитание и окружающие духовные, общественные, материальные условия существования влияют на формирование личности.
  • Определяющим условием, оказывающим влияние на механизмы формирования личности и ее поведение, является созревание организма, а развитость только совокупность численных изменений.

Внутри концепции имеется масса теорий. Одна из распространенных теорий развития личности – психоанализ Зигмунда Фрейда. В ней говорится, что инстинкты, которые вызывают желания, являются первопричиной развития личности. Энергия либидо бывает положительной или отрицательной. То есть, она обращена либо на воспроизводство потомства, либо на половое влечение. В случае если энергия не выходит, она приобретает разрушительный характер и выражается в виде агрессии.

В основе теории Эрика Эриксона также лежит биогенетическая концепция. Он утверждал, что индивидуум формируется по мере взросления, а окружение только сопутствующее обстоятельство.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция появилась в ответ на биогенетическую концепцию. Основная суть:

  • формирование личности является последствием воздействия находящейся вокруг среды;
  • формирование и развитие личности главным образом находится в зависимости от воспитания и обучения;
  • процесс формирования личности заключается в усвоении навыков находящегося вокруг общества.

Взаимодействие

Основные идеи:

  • дети как чистое полотно;
  • нормы общества приобретаются по ходу воспитания;
  • исследование окружения индивидуума предоставляет информацию о нем;
  • дети безучастны к воздействию наружной сферы.

Внутри концепции имеется много теорий.

Одна из наиболее распространенных теорий личности в психологии – теория социального научения. Ее сторонники уверены, что отличительные особенности меж людьми являются результатом научения. Согласно данной концепции формирование личности всего на десять процентов зависит от наследственности и инстинктов, оставшиеся девяносто процентов являются итогом воздействия находящейся вокруг сферы. Движущие силы развития личности подталкивают индивидуума к самосовершенствованию.

Факторы формирования личности

Процесс формирования личности – возникновение у индивида исторически сложившихся свойств. Возникновение того или иного свойства находится в зависимости от факторов, влияющих на развитие личности. Основные факторы развития личности:

Генетика

Все люди разные, не существует людей с одинаковыми генами. Дети рождаются с набором генов, с которыми закладывается частичка индивидуальности. Они с самого рождения уже способны проявлять основные эмоции. Роль генетики значима не меньше воспитания. Наследственность относится к основным факторам формирования личности. Бывают случаи, когда на генном уровне переходят психические заболевания.

Воспитание

Семья оказывает большое влияние на формирование и развитие личности. Дети, которые росли в благоприятных семьях, становятся успешными людьми, достигшими самосознания. Довольно часто неразрешенные проблемы в детстве мешают нормально жить во взрослом возрасте. Детям свойственно повторять модель действия родителей – их тип мышления или способ выражения эмоций. Также дети могут неосознанно перенять ценности родителей или их качества. Развитие и воспитание личности, духовное развитие личности – крайне важно, ведь родительские наставления помогают выработать моральные качества. Став взрослым, индивидуум применяет наученное в обществе и вырабатывает свои индивидуальные качества.

Жизненный опыт

Жизненный опыт относится к факторам, влияющим на формирование личности. События, происходящие в жизни индивидуума, отражаются на душевном мире. Личный опыт способен полностью изменить течение самосовершенствования. На протяжении жизни формируется характер и сила воли. Также под воздействием пережитого опыта, возможно, обрести или потерять мотивацию.

Жизненный опыт

Воздействие культуры

К факторам, влияющим на формирование личности, относится культура, которая определяется общепринятыми нормами и ценностями. Культура прививается детям с рождения и предопределяет формирование и развитие личности. Культура бывает разной, в одной культуре учат вести себя естественно, в другой же требуют неукоснительного соблюдения правил. Факторы формирования личности воздействуют на индивида каждый раз, когда он попадает в другую культурную среду.

Физическое окружение

Окружающая среда и климат также условия формирования личности, они регулярно сказываются на поведении. Например, люди связывают воздействие климата с появлением цивилизаций или поселений. От того, какие факторы климата воздействуют, зависит поведение. Люди, какие росли в различном климате, заметно разнятся. Например, можно сравнить людей, проживающих в горах, степях и джунглях. Природа неизменно формирующее влияет на людей, проявление воздействия – изменение личностных качеств.

Наиболее распространенные методы формирования сознания личности: убеждения, объяснения, лекции, беседы, внушения, примеры.

Этапы развития личности

От рождения до года

С момента появления на свет и до года у ребенка складывается отношение к людям, к окружающему миру. На образование данного отношения влияет то, как отец с матерью заботятся о нем. Если на данной стадии развития личности к малышу проявляли много любви и заботы он вырастит доверчивым и жизнерадостным человеком.

От двух до трех лет

Данные этапы развития личности заключаются в развитии моторных навыков. Ребенок обучается управлению телом, различным действиям. В этом возрасте у малыша начинает формироваться самостоятельность.

От четырех до пяти лет

У малыша развиваться фантазия, он начинает сам придумывать игры.

Ребёнок

От шести до двенадцати лет

Данные этапы формирования личности характеризуются проявлением и реализацией творческих способностей. В этот период ребенка нужно не только воспитывать, но и хвалить, поддерживать. Отсутствие поощрения со стороны близких людей может негативно сказаться на детской психике. Ребенок может начать считать себя неполноценным. В дальнейшем ему будет сложно достичь самосознания.

Подростковый период

Именно данные этапы формирования личности характеризуются попытками найти свою социальную роль в обществе.

Период от конца юности до начала зрелости

Данные этапы развития личности являются началом совершенствования взрослых людей. В этот период люди влюбляются, создают семью, ощущают потребность заботиться о ком-то, понемногу начинают приходить к самосознанию. К данному возрасту человек уже добился определенных успехов и начинает размышлять о судьбе потомков.

Этап самосознания

Наступает, когда человек уже добился самых значимых высот в жизни. В данный промежуток он много раздумывает о прошедшей жизни, спокойно проводит время. Самосознание приходит только в случае удовлетворенности прожитой жизнью.

Основные уровни развития личности:

  • уровень памяти, концентрации, мышления;
  • интеллектуальная степень развития;
  • уровень воспитанности и культуры;
  • социальное формирование;
  • душевное состояние здоровья;
  • уровень желания самореализации.

Похожие записи

apatii.net