Взаимосвязь духовного и физического развития личности в идеях Василия Александровича Сухомлинского. Взаимосвязь духовного и физического развития личности


Взаимосвязь духовного и физического развития личности — Мегаобучалка

 

Василий Александрович Сухомлинский…

Это имя известно всем, кто занимается воспитанием детей. Сегодня ссылку на слова Сухомлинского встретишь и в газете, и в статье учёного-педагога, услышишь в простом житейском разговоре: «А Сухомлинский говорил…», «А вы читали Сухомлинского?»

Василий Александрович Сухомлинский был директором Павлышской средней школы. Всю свою жизнь он отдал детям. «Каждый ребёнок был миром – совершенно особым, уникальным», – записывает Сухомлинский слова, которые мы не раз слышали. Мы понимаем, что это так, что это правда: каждый ребёнок – совершенно особый мир. Но какая пропасть между пониманием этих слов умом и сердцем! Но только человек, для которого каждый ребёнок действительно уникальный мир, способен установить тонкие духовные отношения с ребёнком, понимать его, чувствовать; только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убеждён, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», – пишет Сухомлинский

Все стороны воспитания – идейное, умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое – для Сухомлинского важны именно в той степени, в какой влияют они на духовный мир ребёнка. Важна такая мысль Василия Александровича, что «…нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». Но школа – это, прежде всего, урок. Как без него? Об уроке написано много. Меняются цели и содержание, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации ни вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учеником, он как был, так и остаётся главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.

Откуда пошло слово – урок? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – учение в назначенный час, срочная задача, назидание. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведёт своё начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Отсюда же и уроки – это и болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.

За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. В специальной литературе стали нормой такие связанные со школой термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия». Сейчас до 80% детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе из-за бесконечных нагрузок и перегрузок, которые накапливаются и будут накапливаться дальше. У детей всё больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критическому и мотивированному отношению к действительности. Впору задуматься, чего же мы, и учителя, и ученики, недополучили на тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на структуру привычного урока: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика снимаются здесь просто: надо заставить ученика учить, т. е. все усилия направить на превращение человека в жертву обстоятельств на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остаётся не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98% учебного времени.

В настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

МИНУСЫ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, так как большую часть урока проводит сам учитель; надоедает одно и то же, бесконечное повторение пройденного; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом всё меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). Постоянное чувство неудовлетворённости из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны родителей к требованиям, предъявляемым учителем. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно родилась шутка: « Кому жить хорошо: отличнику или троечнику?» Ответ всегда один – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда чётко и правильно выполняли указания учителя. Значит нужно искать новые методы и подходы к уроку!

Очень многому можно научиться, если внимательно перечитать советы В.А.Сухомлинского. Почаще перечитывать его труды. Важны его слова: «Надо… пробуждать чувство гордости своими силами, а если у них (детей) встретились какие-нибудь затруднения, например в учении, подбодрить их, вселить уверенность в возможности преодоления трудностей. Проявлением уважения духовных и физических сил юношей и девушек, признанием их зрелости является, в частности, переход воспитателя в обращении к ним с «ты» на «вы». Необходимо отказаться от ежедневного сравнивания успехов одного ученика с успехами другого, ведь за этим и таится опасность разочарования неуверенности в своих силах, замкнутости, равнодушия, озлобления, т.е. таких душевных сдвигов, которые приводят к огрублению души, утрате чуткости к слову и красоте. В Павлышской школе учителя договорились: если подросток не выполнил задания потому, что не понял, не ошеломлять его сразу оценкой. Они вообще не ставили неудовлетворительных оценок. «Если вы ещё не поняли, поработайте, подумайте, выполните самостоятельно то, что нужно было выполнить вместе с классом», – такими были смысл и тон обращения. За доверие подростки платили искренностью и трудолюбием.

Вот теперь-то и мы подошли к самому главному – СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. Каким он должен быть, чтобы учиться с увлечением и быть здоровым.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

· Обучение через открытие

· Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

· Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения

· Развитие личности

· Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом

· Демократичность, открытость

· Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что чувствовал ученик при этом.

· Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

· Урок позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.

· Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие

· Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Увлекаясь новыми технологиями, нельзя забывать и о здоровье детей. На это обращает наше внимание и В.А.Сухомлинский: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» Пагубно влияет на качество урока – интенсификация учебного процесса. А это в настоящее время стало особенно популярным. Интенсификация идёт разными путями: увеличение количества учебных часов, реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объёма материала. При интенсификации вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей чаще отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объёма материала приводит неизбежно к увеличению домашних заданий. Следствие – состояние усталости, утомления, переутомления. Именно ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ создаёт предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развитие нервных и других заболеваний. Приходим к выводу: нужны здоровьесберегающие технологии урока.

Что советует нам Сухомлинский?

«Ребёнок – живое существо, его мозг – тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно. Источник полноценного труда не в темпе и напряжённости умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания». Также Сухомлинский обращает наше внимание на правильное питание, на закаливание детского организма, на правильный режим дня, на то, чтобы ребёнок больше находился на воздухе (в лесу, в поле, на лужайке). В качестве главных видов занятий по физической культуре в Павлышской школе избрали гимнастику и лёгкую атлетику. Цель таких упражнений – «…воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость». В каждом виде спорта Сухомлинский видел эстетическое удовлетворение. «Забота о человеческом здоровье,- говорил Василий Александрович, – тем более о здоровье ребёнка, - это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Вот и подошли мы к тому, что урок надо сконструировать так, чтобы ребёнку на нём было интересно. От правильной организации урока во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно- ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. Учащимся приходится много писать, читать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающих технологиям. Без их применения не обойтись, т. к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Большое значение имеет организация урока.

 

Для примера взяла урок по литературе «Любовь как чувство, полагающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных ситуациях» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Помним девиз: «Чтобы не остался никто в стороне».

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ.

ТЕМА

Любовь как чувство, полагающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных ситуациях.

ЦЕЛИ

Сопоставить образы Гринёва и Швабрина, показать их роль в повести для раскрытия основной мысли; развивать умение самостоятельно отбирать нужный материал для раскрытия темы урока, совершенствовать навыки анализа художественного текста; воспитывать понимание сложного чувства любви.

ОБОРУДОВАНИЕ

Портрет А.С.Пушкина; тексты повести «Капитанская дочка», фрагменты из кинофильма «Капитанская дочка»

 

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

· Назовите эпиграф к повести

· Как Пётр Гринёв следует этому завету отца? (домашнее задание)

3. Постановка целей и задач урока

megaobuchalka.ru

Духовное и физическое здоровье - два аспекта развития личности

Здоровье человека характеризуется суммой его нескольких составляющих: физической, ментальной и духовной. Понятие здоровья, вкратце, сводится к способности человека вести определенный образ жизни, который его устраивает (или не устраивает)  по всем своим показателям и приносит ему сумму удовлетворяющих его впечатлений.Если понятие физического здоровья всегда было более-менее понятным, и у каждого есть свое представление о здоровье (или нездоровье) своего организма, то формулировка здоровья духовного вызывает у многих затруднения. Так что же такое духовное здоровье, и как оно связано с физическим?

Духовное здоровье человека в первую очередь связано с теми знаниями, которыми он владеет и с помощью которых занимает в жизни определенное место. Конкретные философские взгляды и убеждения, медитация, служение в церкви, йога для начинающих – это и есть признаки духовной жизни. Наличие или отсутствие этого аспекта жизни человека не так заметно внешне, как явное физическое уродство или  умственная отсталость. Может быть поэтому далеко немногие задаются вопросом своей духовности, ее связью с физическим здоровьем.

Система философских взглядов, обеспечивающая человека положительными впечатлениями, и является, по сути, основой духовной жизни человека. Как правило, эти взгляды применимы ко всем областям человеческой жизни и проецируются на все события, происходящие в ней. Какие же принципы духовной жизни человека, проявляясь через психическую сферу, позволяют укреплять физическое здоровье?

Во-первых, это базовый принцип, который гласит, что человек должен видеть смысл в своей жизни. Человек, не понимающий, для чего он живет, не может добиться успеха в жизни; но, раскрывая этот аспект, надо понимать, что для разных людей смысл жизни реализуется по-разному.

Во-вторых, это важный принцип самосовершенствования. Тот, кто не идет вперед – тот движется назад. Это золотое правило, выполняя которое человек ежедневно растет духовно.

Третье правило гласит, что человек должен придерживаться принципа сохранения эмоционального равновесия и оптимистичного взгляда на жизнь. Иногда медитация является именно тем инструментом, с помощью которого корректируются эти параметры.Принцип выстраивания гармоничных социальных отношений, который также включает в себя правильное воспитание детей.

Очень важный принцип свершения добрых дел. Именно он позволяет человеку видеть свой духовный рост и стремиться к дальнейшему его совершенствованию.Немаловажный принцип разумности человеческих желаний. Нереальные планы, невозможность осуществить свои мечты порождают печаль, что непосредственно сказывается на физическом здоровье человека.

No related links found

tainy.net

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Количество просмотров публикации ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ - 821

Москвин Н. Г.

Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в ᴦ.Набережные Челны

Набережные Челны, Россия

Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально обусловленной разновидности деятельности общества, определяется преимущественно непосредственной и опосредованной потребностью труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлением общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания. Результаты физического воспитания выражаются в показателях здоровья, физической силы, выносливости, в активной двигательной деятельности, развитии двигательных навыков и умений, физиологических и психологических функций организма. Достижение этих результатов обеспечивается методами, средствами, формами, условиями, факторами физического воспитания. Достигаемые результаты и всœе то, что обеспечивает данный процесс, представляют значительную общекультурную ценность и являются неотъемлемым пластом современной культуры.

В.К. Бальсевич в связи с этим пишет: ʼʼВ первую очередь, понятие ʼʼфизическая культураʼʼ может иметь смысл одного из феноменов культуры жизнедеятельности не только отдельной личности, но и различных человеческих сообществ и общества в целом. Во-вторых, исходя из общего смысла понятия ʼʼкультураʼʼ, данный феномен предполагает сознательное преобразование, ʼʼвзращиваниеʼʼ человеческой телœесности и ментальности, разумного и грамотного отношения к этому процессу, как личности, так и общества. В-третьих, он оказывается ответственным и за духовное развитие общества и личности, как один из важнейших стимулов формирования культуры их отношения с природой и к природе, в т.ч. и к природе в человеке. Последнее, к нашему всœеобщему сожалению, продолжает оставаться неосознанным и непонятым подавляющим большинством людей, их сообществ и управляющих ими структурʼʼ.

С учетом характера ценностей принято различать материальную и духовную культуру. К первой относят совокупность материальных благ, средства их производства, ко второй – совокупность всœех знаний, всœе формы мышления и вся сфера мировоззрения. Эти элементы культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в базе его деятельности в других областях жизни. С другой стороны, результаты его мыслительной деятельности материализуются, превращаются в вещи, технические средства, произведения искусства.

В связи с этим, дискуссионной является проблема возможности отнесения физической культуры либо к материальной, либо к духовной культуре, либо к обособленному виду культуры, где органически сочетаются и материальные и духовные стороны этого феномена. М.С. Каган считает физическую культуру областью материальной культуры, поскольку она является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности в подлинном культивировании дарованных человеку природой анатомо-физиологических качеств.

Л.П. Матвеев подчеркивает, что связь физической культуры с материальной проявляется в процессе двигательной активности, которая составляет её главное содержание. ʼʼФизкультурная деятельность в данном отношении есть наше ʼʼсамопроизводствоʼʼ.

Другая часть учёных относит физическую культуру к духовной культуре, мотивируя это тем, что человек не механизм, а, прежде всœего, духовность. Приоритет духовности, по мнению И.М. Быховской, проявляется в том, что физическая культура - ϶ᴛᴏ не область непосредственной ʼʼработы с теломʼʼ, хотя именно телœесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, культура физическая – это, прежде всœего ʼʼработа с духом человека, его внутренним, а не внешним миромʼʼ.

Как отмечает В.М. Выдрин, физическая культура органично связана с духовной культурой, поскольку развивает образное мышление, в её сфере идёт процесс творчества, формирования представления и восприятия прекрасного, созданного средствами и формами проявления физической культуры. Ей так же свойственны процессы прогнозирования результатов двигательной деятельности, что является одним из аспектов духовной культуры. Он подчеркивает, что физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всœех природных сущностных сил и морального духа человека. Другими словами, в физической культуре воплощается единство материального и духовного: она, с одной стороны, нацелœена и имеет своими результатами ʼʼсоциальное преобразованиеʼʼ своего тела, с другой выступает как процесс и результат обогащения человека знаниями и способами этого преобразования. По этой причине сведение физической культуры только к чисто духовной деятельности или только к физическому, телœесному развитию обедняет содержание данного понятия, создает неверное представление о его сущности. Она не должна быть отнесена только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества или отдельного человека не является главной ее характеристикой как социального явления. По этой же причинœе она не должна быть отнесена и только к духовной культуре, хотя в ее сфере и отражается общественное сознание.

В современной теории физической культуры всё чётче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма её формирования каждой личностью. В связи с этим, чаще ставится вопрос не о ʼʼфизическомʼʼ, а о ʼʼфизкультурномʼʼ воспитании человека. В случае если в слове ʼʼфизическоеʼʼ традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом, то в терминœе ʼʼфизкультурноеʼʼ присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Основополагающим принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телœесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер человека.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с её влиянием на духовную сферу человека, как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.

Особенность феномена физической культуры в отличие от других её сфер состоит, прежде всœего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека.

Л.И. Лубышева считает, что в цивилизованном обществе на передний план выдвигается ʼʼфизическая культура личностиʼʼ. Автор говорит, что физическая культура личности - ϶ᴛᴏ забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, ʼʼфизкультурная ментальностьʼʼ человека, уровень знаний в области физической культуры, готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании.

Физическая культура, в прямом соответствии с гуманистической парадигмой образования, определяется В.К. Бальсевичем как деятельность индивида по позитивному самопреобразованию, в ходе которой решаются задачи телœесного, психологического, интеллектуального и нравственного плана, и достигаются результаты этой деятельности в виде системы образуемых ею ценностей.

В Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО записано: ʼʼВ учебных программах крайне важно отвести важное место воспитательной деятельности, основанной на ценностях спорта и последствиях взаимодействия между спортом, обществом и культуройʼʼ.

В другом важном международном документе – Европейском манифесте ʼʼМолодые люди и спортʼʼ, принятом на 8-ой конференции европейских ми­нистров спорта в мае 1995 года в Лиссабоне, определœена нацелœенность занятий спортом на: 1) развитие психических, физических и социальных качеств; 2) обучение эстетическим ценностям, справедливости, дисциплинированности; 3) воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе, к группам меньшинства; 4) обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе; 5) воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности; 6) пропаганду здорового образа жизни.

Мощный оздоровительный потенциал физической культуры и спорта͵ возможности этой сферы в формировании морально-волевых качеств молодежи и гармонично развитой личности на протяжении многих лет недооцениваются в России. Тем не менее, в рейтинге молодежных интересов физкультурно-спортивная деятельность занимает одно из ведущих мест.

Анализ теоретических источников свидетельствует о том, что особого внимания заслуживает воспитание в детско-юношеских спортивных школах, где юные спортсмены отдают много сил и времени тренировкам и соревнованиям.

Особенно сложны и специфичны связи физической культуры, спорта с нравственным развитием личности, формированием ее личностных установок. Практически весь процесс занятия спортом, вся его организация оказывают прямое или опосредованное влияние на развитие нравственных качеств личности, причем, это влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Занятия спортом требуют значительного времени, большого напряжения сил и продолжительных тренировок. Это воспитывает такие качества личности, как целœеустремленность, настойчивость, коллективизм. При этом усиленные спортивные занятия могут иметь и негативные последствия: вести к ограниченности интересов, деформации жизненных ценностей. Участие в соревнованиях способствует формированию воли, решительности, умению владеть собой. Но оно может привести в отдельных случаях и к развитию индивидуализма, стремлению добиться победы любой ценой. Сама возможность проявления положительных или отрицательных воздействий спорта на процесс формирования духовного мира личности в решающей степени зависит от эффективности воспитательной работы.

В современных условиях, когда всœе населœение России и, в том числе, молодежь и дети переживают ситуацию переоценки ценностей во всœех сферах общественной жизни, спорт является одним из немногих институтов, призванных решать задачу формирования духовной жизни общества посредством формирования ценностных ориентаций.

Одной из очень давних попыток практического решения проблемы физического и духовного развития личности в их диалектическом единстве являются восточные боевые искусства, которые представляют из себяудивительно гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. Идея восточных боевых искусств привлекательна для тех, кто не ограничивается спортом и кому дороги высокие идеалы мастеров. Искреннее служение идее дает шанс на сохранение некоего оазиса духовности, который зелœенеет благодаря не иссякающим родникам культурной традиции Востока. За этим весь восточный менталитет и специфический подход к мастерству. Главной заботой является совершенствование и освобождение духа, сознания, что сочетается с необычайной целœеустремленностью и долготерпением. В их базе – изучение природной закономерности и пробуждение собственных природных сил через упорную и длительную тренировку. В обретении полного мастерства духа над телœесно-технической стороной является на Востоке аксиомой. В противном случае гармония тела, техники и духа оставалась бы непостижимым идеалом, а каратэ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нас интересует, утратило бы свою ценность, как боевое искусство. Боевые искусства, в т.ч. и каратэ, нужны человечеству, как способ целостного общественного воспитания отдельной личности, его интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.

В этой связи, распространение восточных боевых искусств в российской культурной традиции Р.В. Крючков рассматривает не только как вид спортивного совершенствования личности, но и как вид духовной практики, который оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентаций спортсменов. Основным механизмом, позволяющим целœенаправленно формировать ценностные ориентации и мотивационные тенденции спортсменов, он называет механизм социокультурной идентификации, реализуемый через программу, включающую в себя психорегулирующую тренировку с элементами обучения восточным традициям, знаниям и нравственным ценностям восточной культуры.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры общества, решая социально значимые задачи формирования личности. Она воплощает единство материального и духовного: она, с одной стороны, нацелœена на ʼʼсоциальное преобразованиеʼʼ своего тела, с другой, выступает как процесс обогащения человека знаниями и способами этого преобразования. Специфическими результатами присвоения личностью ценностей современной физической культуры являются физическое и нравственное совершенствование личности, обеспечивающее ее готовность к жизни в обществе в различных сферах деятельности и общения на социально приемлемом уровне.

При решении проблемы соотношения физического и духовного аспектов физической культуры в настоящее время всœе большую значимость приобретает философско-культурологический подход.

Одним из эффективных средств реализации этого подхода являются восточные боевые искусства, в которых представлен гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. В современных условиях, когда Россия переживает кризис общественного сознания, изменяются ценностные ориентации и установки, приводящие к распущенности нравов, к росту криминогенности общества, росту преступности и насилия, в том числе, и в подростковой среде, восточные боевые искусства могут и должны использоваться в качестве эффективного средства формирования духовности.

referatwork.ru

Взаимосвязь физического и духовного развития личности — реферат

      Распределение данных ответов  у разных групп испытуемых  представлено  в

таблице 2.2.

                                                                 Таблица 2.2

                                      Составляющие  здорового образа жизни

 

|составляющие  ЗОЖ         

|занятия спортом           | 25      |

|отсутствие  привычки к     |21     

|наркотикам               

|осмысленная  жизнь         |8    

|общение с  природой        |11    

|положительное  отношение к |5      

|себе                      |        |        |          |        |

|гармоничные  отношения в   |9

|семье                    

|ощущение счастья          |2     |

|отсутствие пристрастия к  |20

|алкоголю              

|правильное питание        |20

|духовная жизнь            |5      

|гармония с собой          |2

|отсутствие привычки к     |20

|курению                  

|доброжелательные  отношения|6

|к другим                 

|саморазвитие              |-      

|закаливание               | 6

|гигиена                   | 7

|оптимистичное  отношение к -       |5 

|жизни                   

|деятельность  на пользу - 4

|обществу                 

|режим дня                -     |20

|материальное благополучие |19

|физическое  благополучие   |15

|здоровье окружающих       |5      

Как показывает таблица 2.2, у учащихся 5-6 кл. составляющие  здорового образа  жизни образуют  следующую  последовательность:   1)   отсутствие   пристрастия   к алкоголю,

2) отсутствие привычки к курению,  ощущение  счастья,  3)  занятия спортом, отсутствие привычки к наркотикам, гармоничные  отношения  в  семье,  с природой, доброжелательное отношение к другим, материальное  благополучие, 7) положительное отношение  к  себе,  умеренное   употребление   алкоголя, правильное питание, духовная жизнь, режим дня, здоровье окружающих.

      У учащихся 7,8-9 классов составляющие здорового образа жизни  расположены

в следующем  порядке:  1)  занятия  спортом,  2)  отсутствие  пристрастия  к

алкоголю,  3)  отсутствие  привычки  к  наркотикам,  отсутствие  привычки  к

курению, 4) правильное питание, 5)  режим  дня,  6)  осмысленная  жизнь,  7)

материальное  благополучие,  деятельность  на  пользу  общества, положительное  отношение  к себе,  8)  общение с природой,  саморазвитие,  закаливание,  оптимистичное отношение к жизни.

      Следовательно, представления о  здоровом образе жизни у лиц   юношеского

возраста, прежде  всего  сводятся  к  занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному  питанию.  Вместе  с  тем учащимися в качестве  наиболее  важных  составляющих  здорового образа  жизни называются такие, как   ощущение  счастья,  гармония  с  собой,  гармоничные отношения в семье, что  более  соответствует  современным  представлениям  о здоровом образе жизни, не  ограничивающимся   только  факторами  физического здоровья.

      В  качестве  главного  признака  здорового  образа  жизни   испытуемыми

назывались  следующие   показатели: (здоровье   -   35%,   хорошее

самочувствие - 25%, хорошее настроение - 15%, внутренне спокойствие -  15%,

гармоничные отношения  в семье - 10%, спорт  -  10%,  отсутствие  привычки  к

алкоголю  -  5%,  доброжелательное  отношение  к  другим  -  5

      Таким образом, в качестве главного  признака  здорового  образа  жизни

отмечаются  как  составляющие здорового образа, так  и  показатели  здоровья,

которое на  субъективном  уровне  оценивается  как  хорошее  самочувствие  и

хорошее настроение.

      На основе анализа данных ранжирования  составляющих  здорового образа

жизни, предложенных в методике, получены следующие результаты.

                                                               

                                                                     Таблица 2.3

                         Таблица рангов составляющих здорового образа жизни

 

|составляющие здорового   /мальч./девочк./

 |образа жизни             

|занятия спортом             |2/     11

|не употреблять              |1    6 

|наркотики                   |       |          |        |        |

|осмысленная  жизнь           |4   1

|позитивное отношение        |10    3

|к себе                      |       |          |        |        |

|гармоничные отношения       |7   4

|в семье                     |       |          |        |        |

|не употреблять алкоголь     |3   10

|правильно питаться          |6     2

|полноценная  духовная        |9    7

|жизнь                       |       |          |        |        |

|не курить                   |5   8

|доброжелательное  отношение к  |8      9

|другим                      |       |          |        |        |

|самосовершенствование       |11   5

       У мальчиков  наблюдается следующая  картина:  неупотребление

наркотиков, занятия  спортом, отсутствие  привычки  к  алкоголю,  осмысленная

жизнь,  отсутствие  привычки  к  никотину,  правильное  питание,    гармоничные    отношения    в    семье, доброжелательное отношение к другим, полноценная духовная жизнь,  позитивное отношение  к  себе,   самосовершенствование.   Как   видно,   первые   места принадлежат  таким  составляющим  здорового  образа  жизни,  как  отсутствие

вредных привычек, занятие спортом, что  традиционно  относится  к  полной  и

исчерпывающей характеристике ЗОЖ на уровне обыденного сознания.

      У девочек на первом месте среди составляющих  здорового  образа

жизни стоит  осмысленная жизнь, затем  следуют  правильное  питание,  позитивное  отношение  к  себе,  четвертое и пятое место   делят гармоничные  отношения  в  семье   и   самосовершенствование,   затем   идет неупотребление наркотиков, полноценная духовная жизнь,  отсутствие  привычки к курению, доброжелательное отношение к  другим,  последние  места  занимают  занятия спортом.

      Такую  последовательность   составляющих   здорового   образа  жизни,

перемещение отсутствия  вредных  привычек  на  более  нижние  позиции  можно

рассматривать  как  способствование  методики  расширению  представлений   о

здоровом образе жизни, не ограничению его исключительно  занятиями спортом  и

отсутствием вредных  привычек.

                                                                 Таблица 2.4

Составляющие  здорового образа жизни

на уровне неосознанных представлений у учащихся 1-4 классов и воспитанников детского сада

 

|составляющие  ЗОЖ        

|                         |         |воспитанники    | уч-ся 1-4 кл |

|занятия спортом         |5   8

|отсутствие  привычки к    |2    3

|курению                          

|доброжелательные     |4        |6        

|отношения с  другими    

|семья                   | 3 |      5 |

|оптимистичное отношение к | 2    |     5  |

|жизни                    |      |          |          |       |

|природа                  |4  |    7

|отсутствие  привычки к    |-   |   2

|алкоголю                

|отсутствие  привычки к    |-   |  -

|наркотикам             

|правильное  питание       |4   |     8

|саморазвитие             | |-         |-        

|деятельность  системы     |2     |  2

|здравоохранения         

 

      В  результате  анализа  рисунков  мы  можем  сделать  ряд   выводов   о

неосознанных представлениях о здоровом образе жизни.

      Так, как видно из таблицы  2.4,  на  выборке  учащихся 1-4   выделено  больше

составляющих  здорового образа жизни, чем на выборках воспитанников детского сада

 что может  говорить о большей сложности  и многогранности представлений о здоровом  образе  жизни  у  них  по  сравнению  с  другой  группой.  Составляющие  здорового образа  жизни располагаются у них   в следующей  последовательности: 1)  занятия спортом,  2) правильное питание, 3) общение  с  природой,  4)доброжелательные отношения с другими,5) оптимистическое отношение к жизни и семья, 6) отсутствие   привычки   к   курению,  7) деятельность   системы  здравоохранения. Таким образом, в рисунках место вредных привычек  у  детей более низкое  по сравнению  с  представлениями уч-ся старших классов.  Вместе  с тем, пусть и  незначительную  роль  в  обеспечении  здорового  образа  жизни  населения, но играет для них деятельность системы  здравоохранения.

Выявлены также  различия в отношении испытуемых к здоровью (либо как  к

средству, либо  как  к  цели).  Так,  40%  учащихся  рассматривают здоровье как цель и 60% видят в нем средство 1 человек отметил, что  определяет  для  себя  здоровье  и  как  цель, и как средство, и один человек охарактеризовал его как ни то и ни другое.

      В  качестве  объяснения,  почему  здоровье  рассматривается  как   цель

отмечаются  следующие: долгожительство, профилактика болезней, здоровье  есть

самое главное  в жизни, здоровье есть залог счастливой жизни,  потеря смысла жизни при утрате здоровья и так  далее. Таким образом, часто при констатации того, что здоровье  есть  цель  жизни, оно  в  действительности  рассматривается  как   средство   для   достижения различных жизненных целей, а рассмотрение его  как  цель  лишь  подчеркивает  несомненную важность здоровья для данного человека.

      При рассмотрении здоровья как  средства приводятся следующие  аргументы:

достижение  других жизненных целей;  здоровье  как  залог  счастливой  жизни;

здоровье рассматривается  как средство, потому что оно  есть  (таким  образом

ответили 29,4% девочек и 5,6% мальчиков), т.е.  предполагается,

что здоровье может  стать  целью  при  каких-то  проблемах  с  ним;  здоровье

является средством, потому что не всегда стремлюсь соблюдать здоровый  образ

жизни (такой  аргумент подразумевает, что здоровье также могло бы быть  целью

при определенных благоприятных условиях).

      Нами определялось также то,  насколько  необходимым  считают   здоровый

образ жизни испытуемые.

      Оказалось,  что 100%  мальчиков считают,  что здоровый   образ   жизни

необходим,  обосновывая  свой  ответ  следующими  доводами:  ЗОЖ   -   залог

долгожительства (11%), предотвращение болезней (38,9%), не  быть  в  тягость

близким в старости (11%), ЗОЖ способствует развитию  силы  (11%),  необходим

для достижения разных целей в жизни  (27,8%),  для  процветания  государства

(5,6%).  Таким   образом,  юноши  рассматривают   здоровый   образ   жизни   в

большинстве  случаев  не  позитивно  (для  развития,  совершенствования),  а

негативно (как  способ для предотвращения болезней).

      Среди девочек  80% указали, что здоровый образ жизни необходим,

20% затрудняются  однозначно говорить о его  необходимости.  И,  как  и мальчики

основное значение здорового образа жизни видится девочками в предотвращении

болезней, а  не в творении, развитии.  Как видно из  приведенных ответов,  здоровый  образ жизни сводится к факторам, обеспечивающим физическое здоровье. Кроме  того, мальчики рассматривают его как требующего особых  условий  для  своей  реализации,  в

частности дополнительного  времени.

      Нами  анализировался  также   такой  вопрос,   как   желание   изменить собственный образ жизни.  Мы  соотносили  желание  ведения  более  здорового образа жизни со степенью его реализованности.  Было выявлено, что хотели бы вести  более  здоровый  образ  жизни  80%  опрошенных.  Как видно из приведенных  данных,  чем  менее  реализованным считают испытуемые здоровый образ жизни, тем чаще возникает у них потребность его реализовать.

 Заключение  

referat911.ru

Взаимосвязь духовного и физического развития личности в идеях Василия Александровича Сухомлинского

 

                   Сердюкова Тамара Николаевна,

         учитель русского языка и литературы 

         Гусельщиковской общеобразовательной 

         школы 1 -3 ступеней

Взаимосвязь  духовного и физического развития личности

 

Василий Александрович Сухомлинский…

Это имя известно всем, кто занимается воспитанием детей. Сегодня ссылку на слова Сухомлинского встретишь и в газете, и в статье учёного-педагога, услышишь в простом житейском разговоре: «А Сухомлинский говорил…», «А вы читали Сухомлинского?»

Василий Александрович Сухомлинский был директором Павлышской средней школы. Всю свою жизнь он отдал детям. «Каждый ребёнок был миром – совершенно особым, уникальным», – записывает Сухомлинский слова, которые мы не раз слышали. Мы понимаем, что это так, что это правда: каждый ребёнок – совершенно особый мир. Но какая пропасть между пониманием этих слов умом и сердцем! Но только человек, для которого каждый ребёнок действительно уникальный мир, способен установить тонкие духовные отношения с ребёнком, понимать его, чувствовать; только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убеждён, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников  - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», – пишет Сухомлинский

Все стороны воспитания – идейное, умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое – для Сухомлинского важны именно в той степени, в какой влияют они на духовный мир ребёнка. Важна такая мысль Василия Александровича, что «…нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». Но школа – это, прежде всего, урок. Как без него? Об уроке написано много. Меняются цели и содержание, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации ни вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учеником, он как был, так и остаётся главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.

Откуда пошло слово – урок? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – учение в назначенный час, срочная задача, назидание. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведёт своё начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Отсюда же и уроки – это и болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.

За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. В специальной литературе стали нормой такие связанные со школой термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия». Сейчас до 80% детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе из-за бесконечных нагрузок и перегрузок, которые накапливаются и будут накапливаться дальше. У детей всё больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критическому и мотивированному отношению к действительности. Впору задуматься, чего же мы, и учителя, и ученики, недополучили на тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на структуру привычного урока: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика снимаются здесь просто: надо заставить ученика учить, т. е. все усилия направить на превращение человека в жертву обстоятельств на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти  10 000 уроков. Урок остаётся не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98% учебного времени.

В настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. 

МИНУСЫ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, так как большую часть урока проводит сам учитель; надоедает одно и то же, бесконечное повторение пройденного; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом всё меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). Постоянное чувство неудовлетворённости из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны родителей к требованиям, предъявляемым учителем. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно родилась шутка: « Кому жить хорошо: отличнику или троечнику?» Ответ всегда один – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда чётко и правильно выполняли указания учителя. Значит нужно искать новые методы и подходы к уроку!

Очень многому можно научиться, если внимательно перечитать советы В.А.Сухомлинского. Почаще перечитывать его труды. Важны его слова: «Надо… пробуждать чувство гордости своими силами, а если у них (детей) встретились какие-нибудь затруднения, например в учении, подбодрить их, вселить уверенность в возможности преодоления трудностей. Проявлением уважения духовных и физических сил юношей и девушек, признанием их зрелости является, в частности, переход воспитателя в обращении к ним с «ты» на «вы». Необходимо отказаться от ежедневного сравнивания успехов одного ученика с успехами другого, ведь за этим и таится опасность разочарования неуверенности в своих силах, замкнутости, равнодушия, озлобления, т.е. таких душевных сдвигов, которые приводят к огрублению души, утрате чуткости к слову и красоте. В Павлышской школе учителя договорились: если подросток не выполнил задания потому, что не понял, не ошеломлять его сразу оценкой. Они вообще не ставили неудовлетворительных оценок. «Если вы ещё не поняли, поработайте, подумайте, выполните самостоятельно то, что нужно было выполнить вместе с классом», – такими были смысл и тон обращения. За доверие подростки платили искренностью и трудолюбием.

Вот теперь-то и мы подошли к самому главному – СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. Каким он должен быть, чтобы учиться с увлечением и быть здоровым.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

  • Обучение через открытие
  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения
  • Развитие личности
  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом
  • Демократичность, открытость
  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что чувствовал ученик при этом.
  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Урок позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема  или выведенное самостоятельно понятие
  • Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Увлекаясь новыми технологиями, нельзя забывать и о здоровье детей. На это обращает наше внимание и В.А.Сухомлинский: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» Пагубно влияет на качество урока – интенсификация учебного процесса. А это в настоящее время стало особенно популярным. Интенсификация идёт разными путями: увеличение количества учебных часов, реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объёма материала. При интенсификации вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей чаще отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объёма материала приводит неизбежно к увеличению домашних заданий. Следствие – состояние усталости, утомления, переутомления. Именно ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ создаёт предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развитие нервных и других заболеваний. Приходим к выводу: нужны здоровьесберегающие технологии урока.

Что советует нам  Сухомлинский?

«Ребёнок – живое существо, его мозг – тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно. Источник полноценного труда не в темпе и напряжённости умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания». Также Сухомлинский обращает наше внимание на правильное питание, на закаливание детского организма, на правильный режим дня, на то, чтобы ребёнок больше находился на воздухе (в лесу, в поле, на лужайке). В качестве главных видов занятий по физической культуре в Павлышской школе избрали гимнастику и лёгкую атлетику. Цель таких упражнений – «…воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость». В каждом виде спорта Сухомлинский видел эстетическое удовлетворение. «Забота о человеческом здоровье,- говорил Василий Александрович, – тем более о здоровье ребёнка, - это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Вот и подошли мы  к тому, что урок надо сконструировать так, чтобы ребёнку на нём было интересно. От правильной организации урока во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно- ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. Учащимся приходится много писать, читать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающих технологиям. Без их применения не обойтись, т. к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Большое значение имеет организация урока.

 

Для примера взяла урок по литературе «Любовь как чувство, полагающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных ситуациях» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Помним девиз: «Чтобы не остался никто в стороне».

УРОК  - ИССЛЕДОВАНИЕ.

ТЕМА

Любовь как чувство, полагающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных ситуациях.

ЦЕЛИ

Сопоставить образы Гринёва и Швабрина, показать их роль в повести для раскрытия основной мысли; развивать умение самостоятельно отбирать нужный материал для раскрытия темы урока, совершенствовать навыки анализа художественного текста; воспитывать понимание сложного чувства любви.

ОБОРУДОВАНИЕ

Портрет А.С.Пушкина; тексты повести «Капитанская дочка», фрагменты из кинофильма «Капитанская дочка»

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний
  • Назовите эпиграф к повести
  • Как Пётр Гринёв следует этому завету отца? (домашнее задание)
  • Постановка целей и задач урока
  • Мотивация учебной деятельности.

    Учитель. К вечной теме любви обращались поэты и художники, композиторы и скульпторы, писатели философы. Мы увидели прекрасную любовь Ромео и Джульетты, заставившую примириться враждующие семьи. Согласны ли вы с таким мнением: «Любовь сильнее смерти»? Докажите.

    referat911.ru

    27. Связь физического воспитания с другими видами воспитания.

    В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

    Взаимосвязь физического воспитания с умственным.Она проявляется непосредственно и опосредованно.

    Непосредственная связьзаключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).

    Педагог по физической культуре и спорту намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.

    Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

    Опосредованная связьсостоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».

    В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

    Взаимосвязь физического воспитания с нравственным.С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.

    С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, средних специальных учебных заведениях и др.).

    На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.

    Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим.Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

    Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему.

    Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в спорте.

    Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.

    Взаимосвязь физического воспитания с трудовым.Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение занимающимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудовых навыков.

    Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности непосредственно положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.

    studfiles.net

    Взаимосвязь духовного и физического развития личности в идеях Василия Александровича Сухомлинского

    Интерактивная беседа

    Что такое любовь? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Попробуйте заполнить ассоциативный ряд (запись на доске и в тетради).

    Л – …(любимый, ласковый, ладушка, ласки)

    Ю – …( юный, юлить, юношество)

    Б – …(богатство, благородство)

    О – …( одержимость, объятия)

    В – …( влечение, великодушие)

    Ь – …

    Ваши ответы показывают, что вы понимаете сложность этого высокого человеческого чувства. Именно этим чувством проверяется стойкость каждого человека. Через отношение к Марии Ивановне Мироновой Пушкин раскрывает основные черты характера героев, чтобы яснее подчеркнуть основные ценности: верность долгу и семейное начало. Два молодых человека любят одну девушку. (Фрагмент из фильма о Маше Мироновой) У кого любовь сильнее? Кому она отдаст предпочтение? Как добиться взаимности? Что значит сохранить честь и достоинство?

    1. Работа над темой урока (исследование)

    Найдите в тексте повести отрывки, рассказывающие

    • какое впечатление произвела на Гринёва Маша?
    • как возникла любовь между Гринёвым и Машей?
    • почему она не смогла полюбить Швабрина?
    • дуэль. Защищает честь…чью? Зачем вызвался на дуэль Швабрин?
    • кто сообщил родителям Гринёва о дуэли?
    • почему Швабрин не сказал о Маше Пугачёву сразу же?
    • почему Швабрин так плохо относится к Маше?

    ИХ ДЕЙСТВИЯ

    Гринёв

    Швабрин

    просит благословления у родителей

    сватается сам, клевещет на Машу

    решает остаться и стать защитником Маши

    что-то шепчет на ухо Пугачёву… Что?

    по первому зову мчится на помощь, ему содействует Пугачёв

    принуждает выйти за него замуж

    с омерзением смотрит на Швабрина

    упал на колени перед Пугачёвым

    везёт Машу к своим родителям

    рассказывает о Маше Пугачёву

     

    1. Творческая работа в группах

    Сформулируйте вывод, ответив на вопросы, которые прозвучали в начале урока.

    (Любят оба, любовь сильна, но на примере Швабрина мы убеждаемся, что насилием не добьёшься взаимности, только утратишь человеческое достоинство)

    1. Рефлексия.
    • Актуально ли это произведение в наши дни? Какой вывод вы сделали для себя?
    • Просмотр кинофрагмента «Вызволение Маши из-под  ареста у Швабрина»

     

    1. Домашнее задание.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Используемая литература

    1. Духовный мир школьника. М., Учпедгиз,1961 г.
    2. Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе МОУ СОШ№2 г. Ноябрьска
    3. Письмо о педагогической этике. «Народное образование», 1970 г., № 11
    4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, «Радянська школа», 1969 г.

     

     

    referat911.ru