– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, о их пользе и вреде, научимся распознавать свои эмоции и управлять своим настроением.
Эволюция, по – видимому наделила нас эмоциями, чтобы мотивировать нас к заботе о себе и стремлению понимать людей, которых мы любим.
ЭМОЦИИ – это опыт всего тела, включающий чувства, мысли и телесные ощущения.
Существуют 6 уникальных эмоций: ГРУСТЬ, ЗЛОСТЬ, ОТВРАЩЕНИЕ, СТРАХ, СЧАСТЬЕ И УДИВЛЕНИЕ. Однако, как и когда мы их выражаем, зависит от культуры, в которой мы живем, от воспитания, от семьи. Все мы родом из детства и многие наши действия и поступки обусловлены чувствами и эмоциями, уходящими корнями в наше прошлое.
Подростки, с которыми мы работаем, в силу своего возраста, полового созревания, не могут правильно управлять своими эмоциями. Находясь в эпицентре влюбленностей, ссор, выяснений отношений, они нуждаются в нашей помощи и поддержке, в индивидуальном подходе или в работе с классом.
Чтобы лучше понять подростков, иногда необходимо представить себя в этом возрасте.
В процессе подготовке к занятию, вы ответили на вопросы анкеты:
“Что я думаю об эмоциях и чувствах?”
1. Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было никаких эмоций?
Ответ: “ДА” – нет ответов, “Нет” – 10 человек.
2. Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши эмоции вам мешали?
Ответ: “ДА” – 9 человек, “Нет” – 1 человек.
3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали эмоции других людей?
Ответ: “ДА” – 10 человек, “Нет” – нет ответов.
4. Случалось ли, что другие люди не понимали ваших чувств?
Ответ: “ДА” – 8 человек, “Нет” – 2 человек.
5. Случалось ли, что вы не понимали чувств других людей?
Ответ: “ДА” – 8 человек, “Нет” – 2 человек.
6. Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?
Ответ: “ДА” – 9 человек, “Нет” – 1 человек.
Вывод: По первым пяти вопросам можно присоединиться к большинству, т. к. полагаю, что взаимное непонимание в области чувств – явление чрезвычайно распространенное. Правда, есть исключения. Среди людей встречаются гении понимания, встречаются также и те, кто очень хорошо научился понимать чувства других людей.
Есть такое понятие – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – это способность осознавать свои чувства и чувства других- людей, и умение следовать логике этих чувств.
Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном тесте “Ваши эмоции”.
Время работы 2 мин.
На этом листе вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт. Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным. То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции.
Напомним еще раз. ПЕРВОЕ ЛИЦО – радость, ВТОРОЕ ЛИЦО – грусть, ТРЕТЬЕ ЛИЦО – злость и ЧЕТВЕРТОЕ – обида.
Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах.Вывод: Этот рисуночный тест дал возможность увидеть, насколько правильно вы передаете свое эмоциональное состояние, и показал основные черты вашего характера.
– По вашим ответам анкеты получается, что есть чувства, которые хотят испытывать практически все, но есть чувства, которых лучше бы не было. Особым нерасположением пользуются все негативные чувства: страх, обида, гнев, лень, и т. е, те эмоции, которые когда-нибудь мешали нам или другим людям в общении друг с другом.
Бывают ли абсолютно бесполезные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?
Давайте проведем самостоятельное исследование вреда и пользы эмоций на примере собственного опыта. Для исследования в группах я хочу предложить две эмоции: “ЛЮБОВЬ” и “ЛЕНЬ”, а наши уважаемые гости на выбор поработать еще и с такими эмоциями, как ЗЛОСТЬ, СТРАХ, РАДОСТЬ.
3. Упражнение: “ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ”.
Задание: Объединитесь, пожалуйста, в две группы. Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции “ЛЮБОВИ”. Вторая группа рассматривает пользу и вред “ЛЕНИ”
Время работы 2- 3 мин.
Фильм Face Dance - Taniec Twarzy
Олег Лапидус показывает танец лица. Потренируйтесь, с такой палитрой эмоций вам будет что показать!
Когда о человеке говорят: Яркая личность! , в частности, тут подразумеваются и его богатая палитра эмоций. У человека с богатой палитрой эмоций мир эмоций и чувств необычайно богат - в нем и искренняя радость, и мимолетная грусть, и свинцовая усталость и праздная лень… Понятно, что качество эмоциональной палитры определяет не только количество освоенных и используемых эмоций, но и их состав. Есть три наезженные эмоции у человека - серая скука, страх и злоба, это печально, а если ваши три основные эмоции - радость, интерес и благодарность, то такой набор гораздо интереснее.
Вот живет супружеская пара. Отношения ровные, нормальные, спокойные. Хорошо? Не очень. Если люди не выражают другу другу ничего, никаких эмоций, их отношения чаще всего начинаются переживаться ими как бедные. Результат? Время от времени такая эмоциональная ровность разражается эмоциональным взрывом. Один из вариантов решения этой задачки - расширить палитру эмоций, научиться выражать друг другу широкий спектр преимущественно позитивных эмоций, в принципе научить быть друг к другу более внимательными, лучше понимать состояние партнера. Важно понять, что наши настроения, переживания и разнообразные эмоциональные состояния не столько отражают богатство мира, сколько особенности нашей социализации, наши привычки взаимодействовать и навыки реагирования. Если мы хотим иметь богатый эмоциональный мир и умело им пользоваться, стоит расширять свою палитру эмоций и тренировать навыки вызова нужных эмоций.
Как? Я в [?utm_source=nkozlovutm_content=psychologos Синтоне] разработал и уже много лет провожу для этого специальное упражнение, Палитра эмоций . Упражнение включает в себя список эмоций (эмоциональных состояний), рекомендованный для психогимнастики и проверки взаимопонимания между партнерами, и процедуру тренировки этих эмоций. Список эмоций для отработки:
По процедуре, упражнение делается в четыре этапа.
1 этап: Один из партнеров делает (выражает) какое-то эмоциональное состояние из списка, другой это эмоциональное состояние по его выразительным движениям угадывает. Условие - эмоции выражаются без слов и средствами только естественной, житейской выразительности, без ярких театральных жестов и преувеличенных поз.
2 этап: Один из партнеров делает (выражает) какое-то эмоциональное состояние из списка, а его партнер «редактирует » выразительные средства. делает изображение эмоции более понятным, точным и ярким.
3 этап: Один из партнеров называет какое-то эмоциональное состояние из списка, другой делает это состояние на скорость и с акцентом на внешнюю выразительность .Сила и правда внутреннего переживания в данном случае не нужна.
4 этап: Один из партнеров называет какое-то эмоциональное состояние из списка, другой делает это состояние с задачей на скорость и с акцентом на внутреннее переживание. В этом случае внешняя выразительность естественно присутствует, но она скорее служит средством пробуждения внутреннего чувства.
Режим мастера эмоций: один называет а второй, закрыв половину лица листом бумаги делает переживание глазами или ртом. Супер мастерский вариант - верхней частью лица (глазами и бровями) делаем одну эмоцию, а нижней частью лица в то же самое время - другую эмоцию.
Если хотите и дальше развиваться в этом направлении, рекомендую каждое утро начинать со специальной лицевой гимнастики и эмоциональной гимнастики. По времени это все вместе занимает от 5 до 15 минут, а дает многое. Практически все, кто практикуют эти упражнения, отмечают повышение энергетики и улучшение своего настроения, становится проще понимать окружающих людей и даже легче формулировать собственные мысли.
Цель: Закрепление мотивации на участие в программе. Зна комство с эмоциями и чувствами, навыки контроля своего эмо ционального состояния.
1. Начало работы. Продолжительность — 10 минут.
Цель: Вхождение в атмосферу группы.
Методы: Обмен чувствами, повторение правил.
« Ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям и чувствам.
Согласно определению С. Л. Рубинштейна, эмоции — это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру, с их помощью индивид устанавливает связь между про исходящими событиями и своими потребностями. Чувства выражают содержательную сторону эмоций, возникают в ре зультате их обобщения. Выделяют 10 фундаментальных эмо ций: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Эмоции яв ляются для человека источником важной информации, они необходимы для удовлетворения потребностей.
Эмоции приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, насколько происходящее согласуется с установками и потребностями личности.
Многие люди не умеют осознавать собственные эмоции и чувства. Это происходит из-за « запрета » нашими культур ными традициями на проявление многих эмоций (тепла, любви, понимания, удивления, радости и др.). В результате наши чувства оказываются « замороженными », как в холо дильнике. Чтобы научиться раскрепощать свои эмоции, разрешить им « оттаять », важно уметь анализировать собствен ные чувства. Для этой цели сделаем упражнение « Передай маску! ».
2. Разминка. Продолжительность — 10 минутЦель: Развитие навыка спонтанного реагирования.Методы: упражнение « Передай маску ».
Упражнение « Передай маску! »
Ведущий фиксирует на лице определенное выражение (мас ку), поворачивается к соседу слева и « передает ему выражение своего лица », которое тот должен в точности повторить. Как только сосед слева справился с заданием, он меняет выраже ние лица на « новую маску » и передает ее следующему участнику. И так все по очереди « копируют » и « передают » маску.
Упражнение помогает настроиться на работу, стать более внимательным, избавиться от плохого настроения.
3. Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.Цель: Знакомство с эмоциями и чувствами, навыки контро ля своего эмоционального состояния.
Методы: Упражнение « Какое чувство возникает ».
Оборудование: ватман и маркеры.
Заметки для ведущего: техники могут провоцировать глубо кие личностные процессы.
Упражнение « Какое чувство возникает »
Ведущий просит участников принять удобную позу и зак рыть глаза. Он называет звуки, задача участников — осознать, какие чувства эти звуки вызывают.
Перечисляемые звуки: резко тормозит машина, звук оркес тра, настраивающего инструменты перед началом концерта, шум морских волн, набегающих на берег, смех за окном, упала и разбилась чашка, орудийные залпы во время праздничного салюта, громкий крик, плач ребенка и т. п.
Затем ведущий просит участников перечислить все извест ные им чувства и записывает их на ватмане. Проводит мозго вой штурм на тему: « Зачем нужны всякие чувства? ». Предлага ет сделать рисунок « Плохие и хорошие чувства ».
Рисунок « Плохие и хорошие чувства »
Участники группы выполняют рисунки на данную тему на чистом листе, показывают их группе и обсуждают.
Если кто-то из ребят стесняется выносить свои работы на обсуждение, нужно постараться оказать ему поддержку и помочь набраться храбрости. Если, несмотря на все ваши стара ния, это не удается, оставьте попытки до следующего раза. Воз можно, подросток еще не готов открываться перед группой.
Техники направлены на развитие эмоциональной сферы, обогащение эмоционального словаря, умение дифференциро вать собственное эмоциональное состояние, выработку адек ватного отношения к « хорошим » и « плохим » чувствам.
4. Разминка. Продолжительность — 5 минут.
Цель: Разрядка, сплочение группы.
Методы: Упражнение « Перышко ».
Участникам дается инструкция подвигаться по комнате и почувствовать свои ступни, пальцы, ощутить свои руки, кисти, кончики пальцев, свою голову, подбородок, веки. Затем их про сят представить, что они превратились во что-то легкое, например, в маленькое перышко или даже нежную пушинку. Участ никам дают инструкцию двигаться по комнате так, чтобы все тело изображало эту легкость. Можно изобразить парение, кру титься, вертеться, иногда « пролетать » низко над полом. При этом можно повторять про себя: « Я легкий (-ая), как пух, я могу двигаться очень легко, я легко могу изобретать новые движе ния, я могу сделаться совершенно легким и наслаждаться танцем ».
Через 1-2 минуты ведущий останавливает парение и просит всех занять свои места.
5. Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.
Цель: Отработка навыков контроля своего эмоционального состояния: узнавание, выражение, отреагирование эмоций.
Методы: Упражнения « На что похоже мое настроение », « Толкалки », « Выражение настроения ».
Упражнение « На что похоже мое настроение »
Ведущий просит участников прислушаться к себе и отве тить, на какой цвет сейчас похоже их настроение. Упражнение выполняется по кругу с мячиком. Затем участникам раздаются листы бумаги и маркеры, и они рисуют свое настроение, ис пользуя только линии, формы, различные цвета. Затем каждый участник передает свой рисунок соседу справа. Его задача — отгадать, какое настроение изображено на рисунке.
Упражнение направлено на выработку навыка вниматель ного отношения к внутреннему состоянию, узнавание эмоций. Количество участников — любое.
Участники разбиваются на пары, становятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга, поднимают руки на высоту плеч и ладонями опираются о своего партнера. По сигналу ведущего они начинают толкать партнера ладонями. Выигрывает тот, кто сдвинет своего партнера с места. Когда ведущий скажет « стоп », все останавливаются.
Упражнение позволяет канализировать агрессию через игру и позитивное движение.
Упражнение « Выражение настроения »
Участникам дается инструкция двигаться по комнате и по стараться почувствовать свои ноги и ступни, руки и кисти, паль цы, позвоночник и голову. Ведущий просит участников отме тить « сонные » и « бодрствующие » части тела, подумать о том настроении, с которым они пришли на занятие, и выразить его походкой.
Затем ведущий предлагает изобразить походкой другие со стояния и настроения: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; человека с нечистой совестью; гения, получившего Нобелевскую премию; предельно собранного человека; канатоходца и др.
Данное упражнение позволяет выразить свои эмоции через тело, развивает воображение, позволяет экспериментировать с образом собственного « Я ».
6. Завершение работы. Продолжительность — 5 минут.
Цель: Шеринг. Обмен чувствами.
Методы: Обмен впечатлениями.
Источники: http://festival.1september.ru/articles/507345/, http://www.psychologos.ru/articles/view/palitra_emociy_uprazhnenie, http://putevodpav.narod.ru/index.files/page0051.htm
Комментариев пока нет!
orebenkah.ru
Предлагаем вниманию воспитателей и психологов подборку игр и упражнения для формирования и развития эмоциональной сферы дошкольников. Эти игры лучше всего применять в совместных занятиях, так как именно во время игры со сверстниками малыш учится налаживать контакт с одногруппниками, выражать социально приемлемым способом эмоции, адаптироваться к обществу. Еще одним важным моментом совместных занятий по развитию эмоциональной сферы является понимание малышом того, что самовыражение возможно не только, когда кричишь и капризничаешь, но и когда показываешь свои желания через жесты, мимику, голос.
Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.
Ход игры
Пчелка перелетела с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка), под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым, увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или группой детей.
Цель: коррекция эмоции страха.
Ход игры
Проводится предварительная беседа, и ребенку предлагается нарисовать свой страх. После того, как рисунок готов, психолог предлагает ребенку перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Вместе они придумывают, как это сделать. Возможны варианты: пририсовать воздушные шары, конфеты в руках у страшилки; исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеть страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.
Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения, робости.
Ход игры
Из общего количества детей выбираются две «рыбки». Остальные участники встают парами лицом друг другу в две линии, берут друг друга за руки – и образуют собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно запуталась в сети и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это очень опасно, но впереди её ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают её по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью. Замечание: Чем больше участников игры, тем она полезнее и интереснее. Следите за тем, чтобы движения сети не были агрессивными.
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры
Психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом – злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Ход игры
В наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.
Цель: снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.
Ход игры
Психолог (педагог) тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Ход игры
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. все это выкладывает на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадай предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Варианты игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Цель: активизация положительных эмоций для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.
Ход игры
Для игры понадобится тазик с песком, «сюрприз» (маленькая пластмассовая игрушка, резиновый мячик), схема маршрута. Педагог приглашает грустного, печального ребенка поиграть в игру «Кладоискатель». Затем проводится беседа: «У меня есть тазик, в котором зарыт клад. Но найти этот клад сможет только смелый ребенок, который разберется (прочитает) в карте-схеме. Заранее на песке ставятся условные ориентиры, которые отражены в карте-схеме. Чтобы добраться до клада, тебе нужно очень внимательно изучить карту и последовательно передвигаться с помощью пальчиков от указателя к указателю». Если ребенок испытывает затруднения, надо показать ему как это делается. Добравшись до финиша, ребенку предлагается откопать клад руками. Игрушка остается у ребенка.
Цель: научить ребенка распознавать эмоции – свои и окружающих, развивать умение схематично их изображать, снять психомышечное напряжение.
Ход игры
Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый – в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, каким их рисовать. Например, какого размера рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? Ребенок отвечает. Какие будут глазки – большие или маленькие, или оставим те, какие есть?» При этом взрослый обводит контур глаз на рисунке. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуют нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы заготавливаются заранее (рисуются на бумаге и вырезаются), причем выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость. Далее ребенку предлагается решить, какое настроение будет у этого портрета. Если ребенок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит своё. Если он не отражает своё истинное настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребенок недоволен собой и хочет измениться.
Источник
www.osminojek.ru
Цель: Закрепление мотивации на участие в программе. Знакомство с эмоциями и чувствами, навыки контроля своего эмоционального состояния.
1. Начало работы. Продолжительность — 10 минут.
Цель: Вхождение в атмосферу группы.
Методы: Обмен чувствами, повторение правил.
Инструкция участникам:
«Ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям и чувствам.
Согласно определению С. Л. Рубинштейна, эмоции — это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру, с их помощью индивид устанавливает связь между происходящими событиями и своими потребностями. Чувства выражают содержательную сторону эмоций, возникают в результате их обобщения. Выделяют 10 фундаментальных эмоций: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Эмоции являются для человека источником важной информации, они необходимы для удовлетворения потребностей.
Эмоции приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, насколько происходящее согласуется с установками и потребностями личности.
Многие люди не умеют осознавать собственные эмоции и чувства. Это происходит из-за «запрета» нашими культурными традициями на проявление многих эмоций (тепла, любви, понимания, удивления, радости и др.). В результате наши чувства оказываются «замороженными», как в холодильнике. Чтобы научиться раскрепощать свои эмоции, разрешить им «оттаять», важно уметь анализировать собственные чувства. Для этой цели сделаем упражнение «Передай маску!».
2. Разминка. Продолжительность — 10 минут Цель: Развитие навыка спонтанного реагирования. Методы: упражнение «Передай маску».
Упражнение «Передай маску!»
Ведущий фиксирует на лице определенное выражение (маску), поворачивается к соседу слева и «передает ему выражение своего лица», которое тот должен в точности повторить. Как только сосед слева справился с заданием, он меняет выражение лица на «новую маску» и передает ее следующему участнику. И так все по очереди «копируют» и «передают» маску.
Упражнение помогает настроиться на работу, стать более внимательным, избавиться от плохого настроения.
3. Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут. Цель: Знакомство с эмоциями и чувствами, навыки контроля своего эмоционального состояния.
Методы: Упражнение «Какое чувство возникает».
Оборудование: ватман и маркеры.
Заметки для ведущего: техники могут провоцировать глубокие личностные процессы.
Упражнение «Какое чувство возникает»
Ведущий просит участников принять удобную позу и закрыть глаза. Он называет звуки, задача участников — осознать, какие чувства эти звуки вызывают.
Перечисляемые звуки: резко тормозит машина, звук оркестра, настраивающего инструменты перед началом концерта, шум морских волн, набегающих на берег, смех за окном, упала и разбилась чашка, орудийные залпы во время праздничного салюта, громкий крик, плач ребенка и т. п.
Затем ведущий просит участников перечислить все известные им чувства и записывает их на ватмане. Проводит мозговой штурм на тему: «Зачем нужны всякие чувства?». Предлагает сделать рисунок «Плохие и хорошие чувства».
Рисунок «Плохие и хорошие чувства»
Участники группы выполняют рисунки на данную тему на чистом листе, показывают их группе и обсуждают.
Если кто-то из ребят стесняется выносить свои работы на обсуждение, нужно постараться оказать ему поддержку и помочь набраться храбрости. Если, несмотря на все ваши старания, это не удается, оставьте попытки до следующего раза. Возможно, подросток еще не готов открываться перед группой.
Техники направлены на развитие эмоциональной сферы, обогащение эмоционального словаря, умение дифференцировать собственное эмоциональное состояние, выработку адекватного отношения к «хорошим» и «плохим» чувствам.
4. Разминка. Продолжительность — 5 минут.
Цель: Разрядка, сплочение группы.
Методы: Упражнение «Перышко».
Упражнение «Перышко»
Участникам дается инструкция подвигаться по комнате и почувствовать свои ступни, пальцы, ощутить свои руки, кисти, кончики пальцев, свою голову, подбородок, веки. Затем их просят представить, что они превратились во что-то легкое, например, в маленькое перышко или даже нежную пушинку. Участникам дают инструкцию двигаться по комнате так, чтобы все тело изображало эту легкость. Можно изобразить парение, крутиться, вертеться, иногда «пролетать» низко над полом. При этом можно повторять про себя: «Я легкий (-ая), как пух, я могу двигаться очень легко, я легко могу изобретать новые движения, я могу сделаться совершенно легким и наслаждаться танцем».
Через 1-2 минуты ведущий останавливает парение и просит всех занять свои места.
5. Работа по теме занятия. Продолжительность — 30 минут.
Цель: Отработка навыков контроля своего эмоционального состояния: узнавание, выражение, отреагирование эмоций.
Методы: Упражнения «На что похоже мое настроение», «Толкалки», «Выражение настроения».
Упражнение «На что похоже мое настроение»
Ведущий просит участников прислушаться к себе и ответить, на какой цвет сейчас похоже их настроение. Упражнение выполняется по кругу с мячиком. Затем участникам раздаются листы бумаги и маркеры, и они рисуют свое настроение, используя только линии, формы, различные цвета. Затем каждый участник передает свой рисунок соседу справа. Его задача — отгадать, какое настроение изображено на рисунке.
Упражнение направлено на выработку навыка внимательного отношения к внутреннему состоянию, узнавание эмоций. Количество участников — любое.
Упражнение «Толкалки»
Участники разбиваются на пары, становятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга, поднимают руки на высоту плеч и ладонями опираются о своего партнера. По сигналу ведущего они начинают толкать партнера ладонями. Выигрывает тот, кто сдвинет своего партнера с места. Когда ведущий скажет «стоп», все останавливаются..
Упражнение позволяет канализировать агрессию через игру и позитивное движение.
Упражнение «Выражение настроения»
Участникам дается инструкция двигаться по комнате и постараться почувствовать свои ноги и ступни, руки и кисти, пальцы, позвоночник и голову. Ведущий просит участников отметить «сонные» и «бодрствующие» части тела, подумать о том настроении, с которым они пришли на занятие, и выразить его походкой.
Затем ведущий предлагает изобразить походкой другие состояния и настроения: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; человека с нечистой совестью; гения, получившего Нобелевскую премию; предельно собранного человека; канатоходца и др.
Данное упражнение позволяет выразить свои эмоции через тело, развивает воображение, позволяет экспериментировать с образом собственного «Я».
6. Завершение работы. Продолжительность — 5 минут.
Цель: Шеринг. Обмен чувствами.
Методы: Обмен впечатлениями.
putevodpav.narod.ru
Воспитание основ эмоциональной культуры дошкольника предусматривает применение в работе игр. Творческие игры помогают обогатить жизненный опыт и реализовать себя, выявить творчество, креативность.
Поскольку воспроизведение поступков и проигрывание различных ролей способствует пониманию чувств человека, необходимо использовать ролевые игры. Они формируют умение ребенка взаимодействовать с другими, комментировать свои действия, согласовывать их с другими детьми, объяснять свои намерения, а также овладеть навыками произвольного поведения - научиться управлять собой, сдерживая непосредственные желания ради поддержки совместной игры со сверстниками. Кроме того подвижные игры помогают ребенку избавиться от накопленной им энергии.
Игры на развитие эмоций можно проводить в помещении или на свежем воздухе, продолжительность - не ограничено.
«Радостный/Печальный»
Психолог демонстрирует различные выражения лица.
Задача: ребенок должен соответственно отреагировать: веселое лицо - хлопки в ладоши, печальное - закрывание ладонями глаз, имитация плача.
«Радостный/Напуганный»
Взрослый демонстрирует различные выражения лица.
Задача: ребенок должен соответственно отреагировать: веселое - хлопок в ладоши, напуганное - закрывание головы руками с обеих сторон (закрывая уши), широко открытый рот.
«Радостный/Злой»
Взрослый демонстрирует различные выражения лица.
Задача: ребенок должен соответственно отреагировать: веселое лицо - хлопки в ладоши, злое - сжимание пальцев в кулаки, резкие взмахи руками вверх и вниз. Локти ребенка - согнуты.
Во время игры взрослый может предлагать определить эмоции, изображенные на рисунках, фотографиях, картинках, страницах детских журналов и тому подобное.
«Котик и кошечка»
Игроки становятся в круг. В его центре находятся два ребенка «котик» и «кошечка».
Задача: как можно отчетливее передать настроение животных, которые:
играют мячиком;
только что поссорились;
разозлились друг на друга;
помирились и обнимаются;
идут вместе гулять.
Подобно этой игре можно проводить и другие: «Петух и курочка», «Курочка и цыплята», «Заяц и зайчиха», «Две подруги», «Бабушка и внучка».
«Рядом с нами»
Игроки становятся в линию. Психолог говорит: «Рядом с нами ...» и называет любое животное (злая собака, маленький птенец, забавный медвежонок, дикая кошка, храбрый еж, больной щенок и т.д.).
Задача: представить названное животное, изобразить его.
«Невидимка»
Среди игроков выбирается «невидимка». Дети становятся на расстоянии друг от друга, широко расставляют руки в стороны, касаясь лишь кончиками пальцев.
Задача: надеть шляпу волшебника и превратиться в «невидимку». Стать напротив игроков, закрыть глаза, пройти между ними, не касаясь.
После окончания игры стоит обсудить следующие вопросы:
- кому и чем именно понравилась игра;
- трудно ли быть невидимым для других;
легко ли оставаться игрокам длительное время в неподвижной позе;
- интересно ли наблюдать за «невидимкой» или нет;
- насколько сложно двигаться с закрытыми глазами и почему;
- что нужно сделать, чтобы осторожно пройти между другими игроками и не задеть их,
- можно ли на самом деле стать невидимым.
Следует выяснить, кому из детей, которые превращались в «невидимку», было легко выполнить задание (осторожно пройти мимо других) и почему, что им помогало.
Психогимнастика «На поляне»
Психолог становится ведущим игры. Дети превращаются в разные цветы и говорят свое название. Ведущий говорит: «Я сажаю на полянке разные цветы. Есть у меня колокольчик, мак, подсолнечник ... Пришла весна, пригрело солнышко. Я смотрю на полянку и вижу, как появляются первые ... (называет цветы). Мои цветочки растут, распускают лепестки. Ветерок колышет их. Вдруг начался дождь. Каждый цветочек пытается уберечь свои лепестки, прижимает их друг к другу. Дождь становится сильнее, он пригибает цветочки к земле, все ниже и ниже. Ветер становится сильнее, колышет стебли и листочки. Он срывает колокольчик, мак ... и поднимает высоко в небо. Цветы кружатся в воздухе и медленно опускаются на землю. Ветер стих, дождь кончился, цветочки оказались вновь на земле».
Задача: изобразить цветок, передать движениями все, что комментирует взрослый.
Упражнения на формирование знаний об эмоциях
Осуществляя работу по воспитанию основ эмоциональной культуры ребенка, важно уделять внимание развитию эмоциональной восприимчивости ребенка, обогащать ее жизненный опыт впечатлениями от услышанного, увиденного, обследованного. В этом направлении будут полезными упражнения на развитие внимания и наблюдательности.
«Найди предметы, одинаковые по ...»
Взрослый заранее размещает на разном расстоянии определенные предметы (среди них могут быть, например, зонтик, кошелек, газета, клоунская шляпа, мобильный телефон), ребенок находится рядом со взрослым.
Задача: внимательно рассмотреть предметы с одной (левой) стороны, повернуться в противоположную (правую) сторону, назвать как можно больше тех предметов, которые:
- имеют одинаковый цвет;
- приятные (мягкие, теплые, холодные и т.п.) на ощупь;
- находятся на близком расстоянии от тебя;
- забавно выглядят;
- вызывают радостные воспоминания;
- полезные для человека;
- имеют похожую форму.
«Помоги найти ...»
Перед ребенком разложено 4-5 рисунков с изображениями плетеной корзины, железной клетки, собачьей будки, гнезда, аквариума. Внимательно рассмотрев рисунки вместе с ребенком, взрослый замечает, что игрушечные птенец, кот, рыба, собака, львенок принадлежат рассеянном мальчику. Он иногда забывает разместить животных по домам. Сегодня произошло так же.
Задача: Вернуть животных в свои дома, подумать, что произошло, если бы игрушечные животные были настоящими и потерялись.
Стоит выяснить следующие вопросы (беседа психолога с детьми):
- что чувствует тот, кто потерялся;
- по каким причинам можно потеряться;
- что будет чувствовать потерявшийся ребенок;
- помогут ли ему слезы в такой ситуации;
- к кому стоит обратиться ребенку за помощью.
«Верни вещи на место»
Взрослый располагает перед ребенком кукольный шкаф, в котором на полках разложены разные вещи (4-6 предметов). Ребенок некоторое время разглядывает, а потом закрывает глаза (или отворачивается в другую сторону). Взрослый переставляет вещи и предлагает дошкольнику еще раз посмотреть на их расположение.
Задача: внимательно рассмотреть, вспомнить предварительное место их нахождения и вернуть каждую на свое место.
Взрослому следует обсудить вопрос:
- всегда ли ребенок помнит, где положил свои вещи;
- бывает ли так, что нужная тебе вещь исчезла, ее взял кто-то другой;
- приятно ли, когда другой человек берет твою вещь без твоего разрешения (пользуется ею, портит)
- что делать в таком случае;
- помогут ли оскорбительные слова объяснить другому, что брать чужие вещи нельзя;
- стоит ли класть вещи на свое место; почему?
«Найди похожее»
Ребенок становится напротив другого ребенка, некоторое время разглядывает его, а затем отворачивается в противоположную сторону или закрывает глаза.
Задача: подумать и сообщить, чем другой ребенок похож на тебя, чем отличается (фигура, черты лица, его выражение, одежда). Определить, в чем заключается его сходство с другими сверстниками.
Во время выполнения упражнения взрослому стоит направлять внимание детей не только на внешность, одежду, но и подчеркнуть индивидуальные черты, например: «Паша - внимательный к друзьям», «Алена - заботливая», «Саша - наблюдательный», «Наташенька - застенчивая».
«Найди различия»
Взрослый заранее готовит картинки, на которых изображены люди одного возраста с похожей внешностью (веселые/грустные рыжие девушки, расстроенные/удивленные седые мужчины, обеспокоенные/спокойные врачи, напуганные/веселые дети и т.д.)
Задачи: рассмотреть картинки и найти отличия.
«Что изменилось?»
Первый ребенок становится напротив второго, внимательно его рассматривает, закрывает глаза или их завязывают ему непрозрачным платком. Перед тем как ее снять, второй ребенок с помощью взрослого меняет вещи (надевает шляпу, бант, перчатки, переобувает ботинки с левой на правую ногу и наоборот, берет в руки игрушку и т.п.). Также меняет позу (приседает, выставляет одну ногу впереди другой, наклоняет голову на бок, поднимает руку и т.д.) и выражение лица (надувает щеки, улыбается, вздыхает, хмурит брови, вытягивает губы «трубочкой», «скалит зубы» и др.).
Задача: снять с глаз платок внимательно рассмотреть другого ребенка, желательно назвать все, что изменилось.
«Приятное - неприятное»
Ребенку показывают картинки с изображением различных событий жизни, например: «малыши на карусели», «непогода: сильный ветер сломал маленькое деревце», «дети посещают зоопарк», «ребенок испачкался», «девочка открывает большую коробку, из которой вылетает большое количество разноцветных шариков», «мальчик бьет щенка», «зимние развлечения», «бабушка уколола иглой палец», «дети смотрят мультики», «у дедушки болит зуб», «волк гонится за зайчатами» и др.
Задача: определить, какие ощущения появляются при рассмотрении рисунков, и соответственно отреагировать: ощущение приятного - хлопанье в ладоши, неприятного - легкий топот.
«Приятные воспоминания»
Перед ребенком разложены карточки с изображениями разных вещей (конфета, шприц, зеркало, качели, старая поломанная игрушка, помада, игрушечный поезд, футбольный мяч, разорванная шляпа и т.д.).
Задача: отложить карточки, на которых изображены вещи, вызывающие приятные воспоминания, объяснить свой выбор, раскрасить их в светлый цвет.
Обогащая эмоциональный опыт ребенка младшего дошкольного возраста, который пока невелик, советуем педагогам детского сада использовать в повседневной работе представленные выше упражнения.
Создано: 04 Сентябрь 2017 Автор: Елена Просмотров: 1631
psichologvsadu.ru
Попросите ребенка: нахмуриться
2. Колечко (для детей с 4 лет)
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
3. Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.
2. "Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
3. "Сломанная кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как "сломанная кукла").
4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело. После окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.
Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.
5. Походка и настроение (для детей с 4 лет)
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: "Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее".
6. Танец огня (для детей 5 лет)
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
Зеркальный танец (для детей с 5 лет) Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.
7. Танец морских волн (для детей с 6 лет)
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - "ветер" - включает спокойную музыку и "дирижирует" волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже. Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.
8. Этюд "Насос и надувная кукла" (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - "накачивающий" куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: "С-с-с". Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу "сдувают", несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: "С-с-с". Она опять "опадает". Дети в паре меняются ролями.
9. Лес (для детей с 5 лет)
Ведущий: "В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес.Как ваше растение реагирует:
10. Этюд "Согласованные действия" (для детей с 5 лет).
Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:
11. "Огонь-лед" (для детей с 4 лет).
По команде ведущего: "Огонь!"- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: "Лед!" - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Этюды на расслабление мышц (по М.И.Чистяковой)
12. Штанга (для детей 5-6 лет)
Ребенок поднимает "тяжелую штангу". Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.
13.Сосулька (для детей 4 лет)
Ведущий читает стихи: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.
14. Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)
Ведущий читает стихи: Шалтай-Болтай Сидел на стене, Шалтай-Болтай Свалился во сне. (С.Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.
15. Спящий котенок (для детей 3-4 лет)
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса "День растает, ночь настанет" (колыбельная).
16. Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)
Ведущий читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев":
Хоть и жарко, Хоть и зной, Занят весь Народ лесной. Лишь барсук - Лентяй изрядный - Сладко спит В норе прохладной. Лежебока видит сон, Будто делом занят он. На заре и на закат Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского "Лентяй".
17. Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
Источник: Бокатов Андрей Иванович, Сергеев Сергей Александрович "Детская йога"
www.eti-deti.ru
Над некоторыми состояниями духа трудно овладеть разумом. Вы можете себе по сто раз повторять: «возьми себя в руки», а ваши нервы знай делают свое дело. В таких случаях негативные эмоции можно снять при помощи движения.
Вот упражнения, которые помогут вам овладеть эмоциями.
Вы чувствуете, физическое беспокойство, потребность в постоянном движении, не можете сосредоточиться на чем-нибудь. Это упражнение позволит вам сконцентрировать физическую и духовную энергию.
Перенесите вес тела на левую ногу. Приподняв слегка правую ногу согните в колене левую, после чего положите правую лодыжку на левое бедро (чем выше, тем лучше). Держитесь прямо. Сложите обе ладони, как для молитвы, крепко прижимая их к себе. Сосредоточьтесь на своем внутреннем мире. Если вы специалист в медитации, вы можете закрыть глаза, если нет, смотрите прямо перед собой. Делайте так по 20 секунд, затем медленно расслабьтесь и смените ногу.
Эффект: вы лучше осознаете свое тело, улучшается чувство равновесия. Дыхание становится медленнее и глубже, – это снижает возбуждение нервной системы до оптимального уровня. Мысли успокаиваются, вы можете снова сконцентрироваться.
Сбивчивость мыслей, проблемы с концентрацией внимания, вы чувствуете, стеснение в груди, частое дыхание. Это упражнение поможет приблизить долгожданный отпуска и сосредоточить свои мысли.
Встаньте на правую ногу, а левую поднимите, согните в колене и придерживайте левой рукой за левую ногу. Перенесите вес тела на пятку. Одновременно поднимите вверх прямое правое плечо. Теперь начинайте наклонять, как будто хотите сделать глоток воды – прямые плечи, туловище и согнутую ногу старайтесь держать на одной линии. Когда корпус будет находиться на линии, параллельной полу, медленно расслабьтесь и повторите упражнение, стоя на левой ноге.
Эффект: тело остается подтянутым и выпрямленным. Чувство тоски будет перенесено на движение, и вы войдете в контакт с собственными чувствами и желаниями. В момент расслабления мышц, физическое переводится в сферу эмоций.
У вас сжимается желудок, вы чувствуете напряжение и избыток отрицательной энергии. Благодаря упражнению можно избавиться от негативных эмоций и восстановить контроль над собой.
Перейдите на бег на месте; войдите при этом в легкий присед и старайтесь как можно быстрее топтаться на месте. Руки сожмите в кулаки и боксируйте в воздухе, направляя удары снизу вверх. Делайте так долго, как сможете, затем сделайте перерыв на отдых и повторяйте, пока не выйдет вся злоба.
Эффект: растут пульс и частота дыхания. Через быстрые и жесткие движения Вас покидает чувство агрессии. К тому же происходит физическое утомление, которое также вызывает расслабление. Негативное волнение и эмоциональное возбуждение организма разгружается.
Мучает внутреннее беспокойство, у вас есть проблемы с концентрацией внимания, отрицательный стресс. Благодаря упражнению вы достигнете успокоение, равновесия, внимания и концентрации.
Встаньте на пальцы ног, одновременно вытянитесь и распрямите плечи, как будто хотели потянуться вверх. Напрягая все мышцы, стойте без движения. Закройте глаза, направьте взгляд перед собой. Сохраняйте такое положение, как можно дольше.
Результат: упражнение укрепляет способность сохранять внутреннее равновесие. Дыхание становится спокойнее и глубже. Начинаешь лучше ощущать собственные тело, что подавляет состояния нервозности.
Вы чувствуете печаль, отсутствие концентрации, жалуетесь на потерю аппетита и проблемы с засыпанием. Упражнение успокоит психику и вернет ощущение безопасности.
Лягте на спину, согните ноги, прижмите колени и обнимите ноги плечами. Легко раскачивайтесь на изогнутой спине. При этом вы можете закрыть глаза.
Эффект: прикосновения положительно влияет на психику, особенно в позе эмбриона. Восстанавливается чувство безопасности.
vseznam.ru
Зачем нам развитие эмоций? Когда мы говорим о личностном росте и о том, куда и как имеет смысл развиваться, мы всегда упоминаем пункт эмоциональное развитие (развитие эмоций). Как выяснилось, многие вообще слабо себе представляют, о чем идет речь. Постараюсь объяснить понятно. Если совсем упрощенно говорить, то эмоции – это отношение к воспринимаемому. И разумеется они являются частью внутреннего состояния, которое так волнует многих. Отношение можно упрощенно выразить по следующей шкале – нейтральное, положительное, отрицательное. Ну, то есть что бы ни происходило вокруг, ты всегда можешь сказать – нравится оно тебе, не нравится, или вообще пофигу. Еще раз повторю – это очень упрощенная модель «монохромной» эмоциональности. В реальной жизни, разумеется, эмоции имеют много цветов и оттенков. Это естественно зависит от эмоционального развития конкретного человека. Развитие эмоций – вполне себе реальная вещь. Потому что эмоции так же как и другие части нашего организма могут быть скорректированы за счет тренировки.
Но для начала поговорим об этой простой шкале «нравится- не нравится». С нее по большому счету и начинается сознательное развитие эмоций.
Как это относится к твоей жизни? Совершенно непосредственно. Каждое мгновение твоей жизни что-то происходит вокруг. У тебя украли деньги, уволили с работы, уронили на ногу батарею – скорее всего тебе это не понравится. С тобой познакомилась красивая девушка, получил неожиданную премию, выиграл в покер – скорее всего тебе это понравится. Вроде бы просто. Практикуя сознательное развитие эмоций, ты сможешь также увеличить в жизни количество того, что тебе нравится.
А теперь подумай, какую реакцию вызывают в тебе все остальные события в твоей жизни? Ведь каждое мгновение вокруг что-то происходит. Скорее всего 99% этих событий вообще не вызывают у тебя осознанных эмоций. То есть тебе на них просто пофигу.
Естественно нет смысла как-то реагировать на все происходящее вокруг бурей эмоций. Так ты перегрузишь свое сознание и потонешь в этом. Но ведь ты чаще жалуешься на то, что жизнь скучна и малонасыщенна, чем на то, что ты перегружен эмоциями? А это напрямую связано, с тем, что все происходящее вокруг, тебе в общем-то по барабану.
Возможно, ты пришел к такому отношению, чтобы тебя меньше огорчали неприятности вокруг. Бывает. Но это на самом деле ловушка – привыкая слабо реагировать на происходящее, ты убираешь не только негативные, но и позитивные эмоции. А именно из них растут желания, про которые мы не раз говорили. И именно развитие эмоций может очень кардинально изменить твое внутреннее состояние и жизнь в целом. Глобально ты ничего сильно не хочешь именно потому, что тебе ничего сильно не нравится. Если ты очень любишь пирожные, то ты полезешь за ними на крышу дома. А если тебе на них пофигу, то даже не откроешь дверцу холодильника. Эмоциональность напрямую связана с твоей мотивацией.
Наглядно про развитие эмоций
Также развитие эмоциональности напрямую связано с восприятием чувства красоты. Мне сложно себе представить, что есть люди, которым может быть просто все равно, когда они смотрят на красивый, вид с горы, облака в небе, цветок, распускающийся в весеннем солнце, или красивое животное. Но такие люди вокруг нас и их большинство. И если ты относишь себя к ним, то наверняка тебе будет интересно узнать, что развитие эмоций принесет в твою жизнь совершенно новый уровень насыщенности.
Итак, конкретизирую. Под эмоциональным развитием (развитием эмоций) я понимаю развитие способности к переживанию эмоций, отношения к происходящему. Формально конечно негативная эмоциональность это тоже большие переживания, но под развитием эмоций я естественно буду понимать усиление способности к приятным переживанием. Если тебе это не очень пока понятно, то оттолкнись от простого постулата – твоя эмоциональность тем развитее, чем до большего количества вещей вокруг тебе не все равно. И, разумеется, я говорю о том, что эти вещи тебе нравятся.
Развитие эмоций делает нашу психическую жизнь насыщенной, интересной и увлекательной. Более того – это основа для развития радостных желаний. Когда тебе нравится жизнь вокруг, тебе будет интересно и хотеться что-то делать.
Я уже писал раньше про управление внутренним состоянием, состоянии счастья, а также связи эмоций с другими восприятиями.
Теперь собственно о том, как в этом направлении развиваться. Если ты чувствуешь, что с твоей эмоциональностью все тухло – начни с простого.
развитие эмоций такое…
Цвета, вкусы, запахи, звуки- базовая сенсорика. Какой у тебя любимый цвет? Обычно этот вопрос ни у кого не вызывает затруднения. Каждому нравится какой-то цвет больше других. Разумеется, речь идет не о том, какой цвет тебе подходит в одежде, а о том какой цвет тебе нравится. (Вообще, если ты собираешься заниматься развитием эмоций, то привыкай сразу ко всему формировать отношение). На какой цвет тебе приятнее смотреть. Какой оттенок вызывает у тебя состояние радости. Окружи себя этим цветом. Здесь конечно нужно следовать здравому смыслу, потому что не у каждого есть возможность покрасить например потолок в черный цвет без конфликтов с близкими, которые могут неправильно понять ваши усилия по развитию эмоций. Наглядный пример подают нам всякие эмо и готы, которые делают по сути то же самое только наоборот – культивируют в себе негативные эмоции. Но это естественно не то развитие эмоций, о котором мы говорим, а путь в обратную сторону. Когда смотришь на любимый цвет, ты различаешь именно это восприятие «нравится». Это искомая эмоция – старайся ее запомнить максимально точно. Аналогично пробуй делать со вкусами, запахами, звуками. Это все базовые составляющие наших сенсорных ощущений. Напиши себе список своих любимых ощущений и возвращайся к ним регулярно для подпитки ВС и тренировки эмоциональности. Восприятия тренируются так же, как и мышцы – чем более регулярно ты испытываешь приятную эмоцию, тем сильнее твоя способность ее испытывать и тем больше вещей тебе начинает нравиться вокруг. Если ты начнешь это делать регулярно, то увидишь, что твои симпатии расширились. Ведь тебе нравится не один единственный цвет. Наверняка есть и другие любимые цвета и оттенки. И ты можешь составить иерархию того то тебе нравится больше, а что — меньше. Аналогично можно поступать со вкусами и запахами. Это первый шаг в развитии эмоций.
Когда ты четко составил список того что тебе нравится в жизни из базовых вещей. Переходи к объектам. Начни с привычки формировать отношение. Ты заходишь в новее помещение. И скорее всего тебе на большинство предметов вообще пофигу. Пробуй в каждом новом месте сразу делать эмоциональную окраску объектов. Например. Ты зашел в комнату. Сразу прикинь – вот этот стул мне нравится, а вот этот стол не очень. А вот в этом углу я категорически не хочу сидеть. Вот приятный диван, а это кресло тоже ничего, но нравится меньше. Когда ты сформируешь у себя привычку – ты заметишь, что мир начинает раскрашиваться в новые цвета и эмоций в твоей жизни постепенно становится все больше.
Когда ты разобрался с объектами, переходи к эмоциям от общения с людьми. Людей я оставил напоследок, потому что есть нюанс. Дело в том, что люди транслируют на нас свои эмоции. И если стол и стул ты можешь созерцать достаточно «чисто», то общение с человеком постоянно будет на тебя накладывать отпечаток от его ВС. Поэтому к формированию отношения к людям подходи гораздо более внимательно, чтобы различить где твои эмоции, а где его.
Не знаю, на каком этапе работы по развитию эмоций у тебя появится способность к переживанию чувства красоты. Может, оно у тебя уже было развито, а может появиться в процессе. Но для развития эмоций имхо наиболее важно регулярно переживать его, а также резонирующие с ним озаренные восприятия.
Как только у тебя выдастся свободная, минутка делай простое упражнение – смотри вокруг, отмечай, что ты видишь, и формируй отношение. Разумеется, стремиться надо к позитивным переживаниям, поэтому начни формировать свою жизнь и окружение таким образом, чтобы окружать себя вещами, людьми
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
yosho.ru