Виды убеждений. Как из хороших получаются плохие убеждения. Убеждения виды


Основные виды убеждения

Психология Основные виды убеждения

просмотров - 326

Умение убеждать

В условиях рыночных отношений менеджер сталкивается с крайне важностью убеждать людей в трех случаях, когда ему нужно: а) побуждать подчинœенных действовать в направлении достижения поставленных целœей; б) проводить свои идеи в переговорах с отдельными лицами и группами лиц; в) доказывать свою точку зрения непосредственному начальнику или завоевать расположение участников обсуждения проектов, планов, перспектив и т.д. В своей основе убеждать - ϶ᴛᴏ привлекать людей на свою сторону.

Убеждение осуществляется с помощью слова, примера и дела. Во всœех случаях превалирует слово. Умение убеждать людей словом – велœение времени.

Вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.

Информирование. Для того, чтобы человека побудить к деятельности, требуется целый спектр побудительных воздействий. Среди них информирование, ᴛ.ᴇ. сообщение во имя чего человек должен действовать, занимает важное место. Это связано с тем, что человек, прежде чем действовать, хочет убедиться, что нужно сделать и сумеет ли он это делать. Никто не начнет действовать, если считать, что действовать либо не стоит, либо невозможно. Эту зависимость польский психолог Т. Томашевский выразил формулой: Д= j(УР), по которой решение, приводящее к действию, является функцией (f) ценности цели (V) и вероятности ее реализации (Р).

Между оценкой ценности и оценкой вероятности ее реализации существует отношение псевдопроизведения, что означает, если один элемент приближается к нулю, тогда и всœе произведение приближается к нулю, несмотря на величину другого элемента. В случае если для человека что-то очень важно, но он не верит в возможность осуществления этого, он остается в бездействии. Не начнет действие и человек, который имеет дело с какой-нибудь легко достигаемой, но не стоящей усилий целью.

В формуле Томашевского отражена очень простая, но важная для менеджера мысль: чтобы побудить человека к нужной дея­тельности, следует прежде всœего проинформировать его о цели и вероятности ее достижения.

Информирование в процессе убеждения реализуется различными методами. Среди них особое место занимает рассказ.

Рассказ представляет собой живое и образное изложение сути дела. Обычно он строится двумя путями: индуктивным (когда идут от отдельных фактов к обобщениям) и дедуктивным (когда идут от общих положений к отдельных фактам). Считается, что если слушатель по типу темперамента холерик, то он предпочитает дедуктивный путь, а если флегматик – то индуктивный. Такая корреляция не абсолютна, однако, довольна высока: холерику присущ быстрый темп психической деятельности, отсюда он отдает предпочтение обобщениям; флегматик же, имея замедленный темп, склонен воспринимать сначала отдельные факты, а потом уже обобщения.

При индуктивном изложении в начале рассказа можно поставить вопрос, ответом на который и станет весь последующий рассказ. Практика показывает, что когда изложение предваряется вопросом, то основное сообщение воспринимается активно. При дедуктивном же изложении вопрос ставится после сообщения главной мысли. В случае если вопрос поставить перед сообщением главной мысли, то следующая затем аргументация оказывается излишней. Когда не представляется возможным определить темпера­мент слушающего, то его относят к среднему типу и стараются видеть в нем мыслящего человека. Роль рассказчика здесь близка к роли популярного писателя.

Разъяснение. В деятельности менеджера данный вид убеждающего воздействия занимает не менее важное место, чем информирование.

Выделяются наиболее типичные виды разъяснения:

а) инструктивное; б) повествующее; в) рассуждающее. Инструктивное разъяснение уместно и крайне важно в том случае, когда от слушателя требуется запомнить что-либо, к примеру, при усвоении порядка действий. По своей сущности - ϶ᴛᴏ схематическое раскладывание «по полочкам» деятельности подчинœенных, побуждаемых к усвоению инструкции. При таком разъяснении мышление служащего не загружается, а задействуется память. Следует заметить, что такой прием не очень нравится творческим натурам или лицам с художественными наклонностями. Тем же, кто привык к строгим, можно сказать алгоритмическим, правилам и указаниям инструктирование не порождает противодействий.

Для творческих натур большую притягательность приобретают приемы рассуждающего разъяснения. Это связано с тем, что такие люди обычно имеют по всœем вопросам свои точки зрения, кроме того многие изних привыкли к полемике. Повествующее, а тем более инструктивное разъяснение для таких людей не подходит. Οʜᴎ всœегда жаждут активного участия в общении. По этой причине, прежде чем говорить им «Потому», «Отсюда», «Затем», нужно вызвать со стороны слушающих вопросы «Почему?», «Откуда?», «Зачем?» и т.д.

Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что ведущий ставит перед собеседником вопросы «за» и «против», заставляя его мыслить самому. При рассуждающем разъяснении можно поставить вопрос, самому ответить на него, а можно побудить к ответу слушающего. Именно побудить, ᴛ.ᴇ. всœем ходом рассуждения возбудить у собеседника желание дать ответ. Как только ведущий начнет понуждать к ответу, рассуждающее разъяснение теряет смысл. При рассуждающем разъяснении слушающий вместе с ведущим ищут пути разрешения ситуации (конечно под направляющем внимании ведущего). Слушающий (собеседник) при этом ощущает свою значимость. Когда же из него вытягивают ответы, то он, лишаясь такого ощущения, переходит в психоло­гическую защиту.

Доказательство. Традиционно доказательство относят к логическим операциям, строящимся на основе законов логики – законе тождества, законе противоречия, законе исключенного третьего и законе достаточного основания. Суть доказательства состоит по сути в том, что выдвигается какой-то тезис (мысль или положение, истинность которого нужно доказать) и подыскиваются аргументы или доводы для подтверждения тезиса. Сама процедура обычно принято называть демонстрацией. В сущности - это теория доказательства. В реальной практике она проявляется явно или неявно. Некоторые люди считают эту теорию большой абстракцией. Вместе с тем на делœе они весьма часто прибегают к доказательству, применяя для этого факты, включая людей в практические дела и демонстрируя им пример личного поведения.

Чтобы убедить людей или доказать им истинность какого-либо положения часто нужны факты. Без фактов нет доказательства. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку. При этом, так действуют не отдельные, разрозненные факты, а их система

Опровержение. В логическом плане опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая кому-либо идею, мы тем самым опровергаем другую, ᴛ.ᴇ. ту, которую ошибочно вынашивает наш собеседник. Тем не менее доказательство и опровержение - ϶ᴛᴏ не одно и то же. В психологическом плане здесь имеется большая разница. Дело в том, что опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей, с разрушением и формированием его установок. Когда мы кого-либо опровергаем в чем-то, то встречаемся с чувством собственного достоинства оппонента͵ с его «Я». В связи с этим, для эффективного опровержения действий человека одной логики оказывается недостаточно.

С позиций психологии считается бесполезным вступать в споры с тем, кто ошибается, но отстаивает свою точку зрения. «Вы не можете победить в споре» – гласит известное психологичес­кое кредо. И в этом есть глубокий смысл. Ведь если мы спорим с человеком, то стало быть мы посягаем на его чувство собственного достоинства. А человек это чувство, ᴛ.ᴇ. свое «Я», упорно защищает. Что из того, если мы, допустим, камня на камне не оставили от аргументации нашего оппонента и докажем полную несостоятельность его позиции. Мы выиграем? Нет, конечно. Наш оппонент, припертый к стенке, может отказаться от борьбы. Но он никогда искренне не признается, что был не прав, ᴛ.ᴇ. сразу не признается. Для этого ему нужно время. Чтобы заменить одну установку на другую обычно требуется не один день. Кто «побеждает» с ходу, тот обычно проигрывает. Чтобы этого не случилось, нужно научиться применять приемы опровержения.

В данном случае следует обратить внимание на одно весьма важное обстоятельство. Опровержение, результатом которого является видимый, мнимый отказ от деятельности - ϶ᴛᴏ одно, а реальный искренний отказ - ϶ᴛᴏ совсœем другое. Первый вид опровержения обычно имеет место на диспутах, на конференциях, на международных совещаниях, второй- вжизни. Именно с этим видом опровержения и имеет дело хозяйственный руководитель.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, опровержение как уличение в клевете или лжи - ϶ᴛᴏ прием политики, а опровержение, рассчитанное на перемену мировоззрения и установок - ϶ᴛᴏ прием делового общения. Именно с такого рода опровержением имеет дело менеджер. Здесь следует обратиться к специфическим социально-психологическим правилам.

Правило первое. При опровержении доводов оппонента͵ следует обращаться к его чувству собственного достоинства.

Как известно, чувство собственного достоинства (ЧСД) равно частному от делœения величины успеха (У) данного лица на его притязания (П):

.

Чем выше успех и чем меньше притязания, тем выше чувство собственного достоинства. Под успехом здесь принято понимать не материальная, а социально-психологическая величина, выступающая в виде оценочных суждений со стороны окружающих. У людей с высокими притязаниями эта величина стремится к минимуму. Люди с высоким пока­зателœем ЧСД обладают гордостью за свое «Я», а с низким – самомнением. В результате, первые проявляют тенденцию твердо отстаивать свое мнение, аргументируя его, а вторые – упорствовать.

Во всœех случаях успеха добиваются в том случае, если дают человеку почувствовать его собственное «Я»: называют его по имени и отчеству, подчеркивают реальные заслуги, дают возможность проявлять инициативу, побуждают к самостоятельным действиям, стараются не навязывать чужой образ мыслей, а стимулируют к размышлению.

Правило второе. При выборе приемов и средств воздействия нужно учитывать характер актуальных потребностей оппонента.

Согласно распространенной точке зрения, считается, что потребности человека условно делятся на пять уровней:

– физиологические потребности, связанные с крайне важностью поддерживания жизни – в пище, воде, и т.д.;

– потребности в безопасности, которые проявляются в стремле­нии оградить себя от всяких угроз и опасностей, в стремлении к стабильности положения и уверенности в завтрашнем дне;

– потребности принадлежать какой-либо группе людей, а также в близких связях с людьми: в дружбе, общении, любви;

– потребности в уважении и признании со стороны других людей (престиж, репутация), что связано с продвижением по социальной лестнице, с карьерой;

– потребности в самореализации, самовыражении, проявлении своих возможностей.

Правило третье. В процессе побуждения людей к деятельности проявляйте к ним искреннее внимание.

Искреннее внимание к человеку растапливает холодок недоверия и устраняет психологические барьеры в общении. Это связано с тем, что у человека в таких случаях обостряется механизм эмпатии, который дает ему понять подлинные намерения того, кто с ним общается. Отсюда следует ряд советов: а) будьте участливым к личным проблемам людей; ничто так не отталкивает другого, как неискренность в обращении; б) следите за экспрессиями своего лица (избегайте масок злости и печали). Контролируйте свою позу и жестикуляцию; в) внимательно слушайте собеседника.

Эффективность убеждения. Рассмотренные выше четыре вида воздействия (информирование, разъяснение, доказательство, опровержение) составляют основу, каркас системы убеждения. В практической деятельности всœе они наполняются целой системой приемов, которые выбираются в зависимости от обстоятельств и личности собеседника (аудитории). Тщательно спланированная работа по оказанию воздействия при умелом отборе убеждающих приемов в большинстве случаев должна дать желаемые результаты. При этом, следует заметить, что далеко не всœе люди поддаются убеждающим воздействиям. Согласно исследованиям психологов, убеждению не поддаются:

1. Люди с ограниченной фантазией, не наделœенные богатством воображения и неспособные к ярко эмоциональному восприятию образов.

2. «Внутренне ориентированные» личности, ᴛ.ᴇ. те, для кого собственные переживания значат куда больше, чем переживания группы или даже массы людей.

3. Социально неконтактные люди, проявляющие признаки отчужденности, слабой эмоциональной привязанности к другим, с выраженным предпочтением к обособленной деятельности, имеющие слабую связь с формальными или неформальными группами.

4. Лица с явно выраженной агрессивностью или с признаками потребности во власти над другими.

5. Лица, проявляющие открытую враждебность к людям, окружающим их в повсœедневной жизни. Крайнюю степень сопротивляемости убеждению обнаруживают инвалиды с параноидными тенденциями (с бредовыми идеями) или «криминальные психопаты» (люди с ярко выраженным антисоциальным поведением).

Читайте также

  • - Основные виды убеждения

    Умение убеждать В условиях рыночных отношений менеджер сталкивается с необходимостью убеждать людей в трех случаях, когда ему нужно: а) побуждать подчиненных действовать в направлении достижения поставленных целей; б) проводить свои идеи в переговорах с... [читать подробенее]

  • - Основные виды убеждения.

    Убеждающие воздействия оратора. Убеждение – дар приводить удовлетворяющие собеседника аргументы и факты. Убедить – вселить уверенность, что истина установлена. Воздействие на сознание (способы) : 1. Информирование. Реализуется через рассказ, может быть на основе... [читать подробенее]

  • - Основные виды убеждения.

    Убеждающие воздействия оратора. Убеждение – дар приводить удовлетворяющие собеседника аргументы и факты. Убедить – вселить уверенность, что истина установлена. Воздействие на сознание (способы) : 1. Информирование. Реализуется через рассказ, может быть на основе... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Убеждение как тип вербальной информации, его отличие от внушения. Виды убеждения.

    Убеждение в СМИ – это аргументированное воздействие на логико-эмоциональную сферу аудитории с целью доказать правильность идеи или мысли или добиться согласия с определенной точкой зрения. Точка зрения принято называть итог формирования мировоззрения.

    Убеждение требует логического обоснования какой-то определенной мысли. Можно выстроить такую цепочку: знания – взгляды – убеждения – мировоззрение

    Таким образом, ясно, что формирование убеждения начинается со знания.

    Взглядами являются основные принципы, которыми определяются суждения и поступки каждого отдельного человека.

    Далее в цепочке идут убеждения, которые основаны на внутренней структуре знания. Цель убеждения – усилить мотивационную структуру действий. Чаще всего в СМИ убеждающий материал строится в форме рассуждения. Например, анализ чего-либо, исследование, расследование и т.д..

    Рассуждение подразумевает наличие тезисов, доводов, аргументы. Аргументы могут быть двух типов: односторонние (только в свою пользу) и двухсторонние (также в пользу оппонента).

    Главное отличие убеждения как типа вербальной информации от внушения заключается в том, что убеждение направлено на достижение согласия человека путем логического обоснования, на основании которого человек должен сам прийти к определенному выводу. Убеждение как способ воздействия в СМИ наиболее эффективно и оправданно в том случае, когда адресат журналистской информации заинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на её критический анализ.

    А внушение, в свою очередь, представляет собой навязывание определенных мыслей и состояний на фоне их некритического восприятия читателем.

    Также для внушения, в отличие от убеждения, на первый план выходят интеллектуальные характеристики журналиста, а не аудитории.

    Задача убеждения — обеспечить понимание проблемы и необходимости её решения.

    Эффективность убеждающего воздействия напрямую определяется силой тех аргументов, которые использует журналист для достижения своей цели. Так, журналисты склонны прибегать к аргументам «от лидеров мнений», авторитетов, апеллировать к общеизвестным фактам.

    Хотя убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Не последнюю роль играет и интеллектуальный уровень аудитории журналистского текста (выступления). На людей, которые неразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, мышления, что довольно сложно в СМИ.

    К непременному требованию к журналистской убеждающей информации можно отнести необходимость анализировать факты, известные слушателям. Немаловажную роль играет и то, что убеждающий и сам должен быть глубоко убеждён в том, что доказывает, ведь малейшая неточность, логическое несоответствие снизят эффект убеждения от журналистского материала.

    К сожалению, убеждающая информация не универсальна, и работает только в том случае, если аудитория готова проявить активность. В ряде случаев возможен эффект бумеранга, когда убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего

    Вообще всю процедуру убеждения можно уложить в 4 вида воздействия (из интернета): информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.

    Информирование. Для того, чтобы человека побудить к деятельности, требуется целый спектр побудительных воздействий. Среди них информирование, т.е. сообщение, во имя чего человек должен действовать, занимает важное место. Это связано с тем, что человек, прежде чем действовать, хочет убедиться, что нужно сделать и сумеет ли он это делать. Никто на начнет действовать, если считать, что действовать либо не стоит, либо невозможно.

    Информирование в процессе убеждения реализуется различными методами. Среди них особое место занимает рассказ.

    Рассказ представляет собой живое и образное изложение сути дела. Обычно он строится двумя путями: индуктивным (когда идут от отдельных фактов к общениям) и дедуктивным (когда идут от общих положений к отдельным фактам). Считается, что если слушатель по типу темперамента холерик, то он предпочитает дедуктивный путь, а если флегматик —то индуктивный. Такая корреляция не абсолютна, однако довольно точна: холерику присущ быстрый темп психической деятельности, отсюда он отдает предпочтение обобщениям; флегматик же, имея замедленный темп, склонен воспринимать сначала отдельные факты, а потом уже обобщения.

    При индуктивном изложении в начале рассказа можно поставить вопрос, ответом на который и станет весь последующий рассказ. Практика показывает, что когда изложение предваряется вопросом, то основное сообщение воспринимается активно. При дедуктивном же изложении вопрос ставится после сообщения главной мысли. Если вопрос поставить перед сообщением главной мысли, то последующая затем аргументация оказывается излишней. Когда не представляется возможным определить темперамент слушающего, то его относят к среднему типу и стараются видеть в нем мыслящего человека.

    Разъяснение. Этот вид убеждающего воздействия занимает не менее важное место, чем информирование. Выделяются наиболее типичные виды разъяснения:- инструктивное- повествующее- рассуждающее

    Инструктивное разъяснение уместно и необходимо в том случае, когда от слушателя требуется запомнить что-либо, например, при усвоении порядка действий. По своей сущности это схематическое раскладывание «по полочкам» деятельности подчиненных, побуждаемых к усвоению инструкции. При таком разъяснении мышление не загружается, но задействуется память. Следует заметить, что такой прием не очень нравится творческим натурам или лицам с художественными наклонностями. У тех же, кто привык к строгим, можно сказать, алгоритмическим правилам и указаниям, инструктирование не порождает противодействий.

    Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что ведущий ставит перед собеседником вопросы «за» и «против», заставляя его мыслить самого. При рассуждающем разъяснении можно поставить вопрос, самому ответить на него, а можно побудить к ответу слушающего. Именно побудить, т.е. всем ходом рассуждения возбудить у собеседника желание дать ответ. Как только ведущий начнет понуждать к ответу, рассуждающее разъяснение теряет смысл. При рассуждающем разъяснении

    слушающий вместе с ведущим ищет пути разрешения ситуации (конечно, при направляющем внимании ведущего). Слушающий (собеседник) при этом ощущает свою значимость. Когда же из него вытягивают ответы, то он, лишаясь такого ощущения, уходит в психологическую защиту.

    Доказательство.Для того, чтобы убедить человека в чем-либо, можно прибегнуть к фактам, аргументам, тезисам. В таком случае вы выстраиваете последовательную цепь, состоящую из правильных умозаключений, которая ведет от истинных посылок к доказываемым тезисам.

    Опровержение. Доказательство ложности чего-либо, чьих-то утверждений посредством определенных тезисов.

    +

    Эффективность убеждения. 4 вида воздействия составляют основу, каркас системы убеждения. В практической деятельности все они наполняются целой системой приемов, которые выбираются в зависимости от обстоятельств и личности собеседника (аудитории). Тщательно спланированная

    работа по оказанию воздействия при умелом отборе убеждающих приемов в большинстве случаев должна принести желаемые результаты. Однако следует заметить, что далеко не все люди поддаются убеждающим воздействиям. Согласно исследованиям психологов, убеждению не поддаются:

    1. Люди с ограниченной фантазией, не наделенные богатством воображения и неспособные к яркому эмоциональному восприятию образов.

    2. «Внутренне ориентированные» личности, т.е. те, для кого собственные переживания значат куда больше, чем переживания группы или даже массы людей.

    3. Социально неконтактные люди, проявляющие признаки отчужденности, слабой эмоциональной привязанности к другим, с выраженным предпочтением к обособленной деятельности, имеющие слабую связь с формальными или неформальными группами.

    4. Лица с явно выраженной агрессивностью или с признаками потребности во власти над другими.

    5. Лица, проявляющие открытую враждебность к людям, окружающим их в повседневной жизни. Крайнюю степень сопротивляемости убеждению обнаруживают инвалиды с параноидными тенденциями (с бредовыми идеями) или «криминальные психопаты» (люди с ярко выраженным антисоциальным поведением).

    

    infopedia.su

    Основные виды убеждения — Мегаобучалка

    Вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.

    Информирование. Для того, чтобы человека побудить к деятельности, требуется целый спектр побудительных воздействий. Среди них информирование, т.е. сообщение, во имя чего человек должен действовать, занимает важное место. Это связано с тем, что человек, прежде чем действовать, хочет убедиться, что нужно сделать и сумеет ли он это делать. Никто не начнет действовать, если считать, что действовать, либо не стоит, либо невозможно.

    Если для человека что-то очень важно, но он не верит в возможность осуществления этого, он остается в бездействии. Не начнет действовать и человек, который имеет дело с какой-нибудь легко достижимой, но не стоящей усилий целью.

    Информирование в процессе убеждения реализуется различными методами.Среди них особое место занимает рассказ.

    Рассказ представляет собой живое и образное изложение сути дела. Обычно он строится двумя путями: индуктивным (когда идут от отдельных фактов к общениям) и дедуктивным (когда идут от общих положений к отдельным фактам).

    Считается, что если слушатель по типу темперамента холерик (быстрый в реакции, жестах, мимике), то он предпочитает дедуктивный путь (от общего к частному), а если флегматик (медлительный, спокойный) — то индуктивный (от частного к общему).

    Такая корреляция не абсолютна, однако довольно точна: холерику присущ быстрый темп психической деятельности, отсюда он отдает предпочтение обобщениям; флегматик же, имея замедленный темп, склонен воспринимать сначала отдельные факты, а потом уже обобщения.

    Разъяснение. В деятельности менеджера этот вид убеждающего воздействия занимает не менее важное место, чем информирование.

    Выделяются наиболее типичные виды разъяснения:

    ­ инструктивное;

    ­ повествующее;

    ­ рассуждающее.

    Инструктивное разъяснение уместно и необходимо в том случае, когда от слушателя требуется запомнить что-либо, например, при усвоении порядка действий. По своей сущности это схематическое раскладывание «по полочкам» деятельности подчиненных, побуждаемых к усвоению инструкции. При таком разъяснении мышление служащего не загружается, но задействуется память. Следует заметить, что такой прием не очень нравится творческим натурам или лицам с художественными наклонностями. У тех же, кто привык к строгим, можно сказать, алгоритмическим правилам и указаниям, инструктирование не порождает противодействий.

    Для творческих натур большую притягательность имеют приемы рассуждающего разъяснения. Это связано с тем, что такие люди обычно имеют по всем вопросам свои точки зрения, кроме того, многие из них привыкли к полемике.

    Повествующее,а тем более инструктивное разъяснение для таких людей не подходит. Они всегда жаждут активного участия в общении. Поэтому, прежде чем говорить им «Потому», «Отсюда», «Затем», надо вызвать со стороны слушающих вопросы «Почему?», «Откуда?», «Зачем?» и т. д.

    Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что ведущий ставит передсобеседником вопросы «за» и «против», заставляя его мыслить самого.

    При рассуждающем разъяснении можно поставить вопрос, самому ответить на него, а можно побудить к ответу слушающего. Именно побудить, т.е. всем ходом рассуждения возбудить у собеседника желание дать ответ. Как только ведущий начнет понуждать к ответу, рассуждающее разъяснение теряет смысл. При рассуждающем разъяснении слушающий вместе с ведущим ищет пути разрешения ситуации (конечно, при направляющем внимании ведущего). Слушающий (собеседник) при этом ощущает свою значимость. Когда же из него вытягивают ответы, то он, лишаясь такого ощущения, уходит в психологическую защиту.

    Доказательство. Традиционно доказательство относят к логическим операциям, строящимся на основе законов логики: законе тождества, законе противоречия, законе исключительного третьего и законе достаточного основания. Суть доказательства заключается в том, что выдвигается какой-то тезис (мысль или положение, истинность которого надо доказать) и подыскиваются аргументы или доводы для подтверждения тезиса. Сама процедура обычно называется демонстрацией. В сущности — это теория доказательства. В реальной практике она проявляется явно или неявно. Некоторые люди считают эту теорию большой абстракцией. Вместе с тем на деле они весьма часто прибегают к доказательству, применяя для этого факты, включая людей в практические дела и демонстрируя им пример личного поведения.

    Чтобы убедить людей или доказать им истинность какого-либо положения, часто нужны факты. Без фактов нет доказательства. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку. Однако так действуют не отдельные, разрозненные факты, а их система.

    Опровержение. В логическом плане опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая кому-либо идею, мы тем самым опровергаем другую, т.е. ту, которую ошибочно вынашивает наш собеседник. Однако доказательство и опровержение — это не одно и то же. В психологическом плане здесь имеется большая разница. Дело в том, что опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей, с разрушением и формированием его установок. Когда мы что-либо опровергаем, то встречаемся с чувством собственного достоинства оппонента, с его «Я». В связи с этим для эффективного опровержения действий человека одной логики оказывается недостаточно.

    С позиций психологии считается бесполезным вступать в спор с тем, кто ошибается, но отстаивает свою точку зрения.

    «Вы не можете победить в споре» — гласит известное психологическое кредо. И в этом есть глубокий смысл. Ведь если мы спорим с человеком, то, стало быть, мы посягаем на его чувство собственного достоинства. А человек это чувство, т. е. свое «Я», упорно защищает. Что из того, если мы, допустим, камня на камне не оставим от аргументации нашего оппонента и докажем полную несостоятельность его позиции? Мы выиграем? Нет, конечно. Наш оппонент, прижатый к стенке, может отказаться от борьбы. Но он никогда искренне не признается, что был не прав, т.е. сразу не признается. Для этого ему нужно время. Чтобы заменить одну установку на другую, обычно требуется не один день. Кто «побеждает» сходу, тот обычно проигрывает. Чтобы этого не случилось, нужно научиться применять приемы опровержения.

    В данном случае следует обратить внимание на одно весьма важное обстоятельство. Опровержение, результатом которого является видимый, мнимый отказ от деятельности, — это одно, а реальный искренний отказ — это совсем другое.Первый вид опровержения обычно имеет место на диспутах, на конференциях, на международных совещаниях, второй — в жизни. Именно с этим видом опровержения и имеет дело руководитель.

    Опровержениекак уличение в клевете или лжи— это прием политики, а опровержение,рассчитанное на перемену мировоззрения и установок, — это прием делового общения.

    Именно с такого рода опровержением имеет дело менеджер. Здесь следует обратиться к специфическим социально-психологическим правилам.

    Правило первое. При опровержении доводов оппонента следует обращаться к его чувству собственного достоинства.

    Как известно, чувство собственного достоинства (ЧСД) равно частному от деления величины успеха (У) данного лица на его притязания (П): ЧСД = У/П. Чем выше успех и чем меньше притязания, тем выше чувство собственного достоинства.

    Под успехом здесь понимается не материальная, а социально-психологическая величина, выступающая в виде оценочных суждений со стороны окружающих.

    megaobuchalka.ru

    Виды убеждений. Как из полезных образуются ограничивающие.

    Сегодня следующая статья про «тараканов в голове» — я расскажу вам про виды убеждений.

    Как из позитивных убеждений образуются ограничивающие. По каким признакам понять, что убеждение уже тебе мешает и его нужно убирать.

    Раньше я рассказала вам «Что такое ограничивающие убеждения» и

    «Как найти и написать убеждение»

    Итак, напомню, что начинается всё с детства. Ребенок похож на «чистый лист», куда взрослые записывают то, что считают полезным, важным, нужным. Так образуются убеждения.

    Это позитивный процесс. Нужно же на что-то ребенку опираться – ведь он не знает:

    • Какой этот мир, люди в нем, чем отличаются мужчины и женщины
    • Какой он сам, внешность, способности и возможности
    • Что такое деньги и как к ним относиться…и тд

    Так закладываются базовые убеждения. Ребенок принимает их без критики, сразу глубоко и полностью – он ведь доверяет родителям и другим значимым взрослым. Именно поэтому, труднее всего работать с детскими убеждениями.

    Хотя, в тренинге по выгону «тараканов из головы» (если дойдете до него, конечно) я даю технику замены таких убеждений.

    И обидно, когда выясняется, что некоторые взрослые плохо понимали этот процесс образования убеждений и, «ляпали», не подумав.

    Например,

    Воспитательница в детском саду могла сказать девочке после детской ссоры:

    «Не лезь к мальчикам. Сама виновата – сначала лезла, теперь плачешь. Мальчишки всегда дерутся, держись от них подальше. Играй с девочками…»

    Понимаете, какие убеждения закладываются ребенку?

    Напишите внизу в комментариях к статье. Это очень полезно – из речи или воспоминаний осознавать убеждения.

    Постарайтесь их сейчас сформулировать и подумать, у кого из знакомых есть такие или похожие. А ведь это всего один эпизод, который никто даже не запомнил.

    Или добрая бабушка строго говорила за столом, когда ребенок не хотел кушать:

    «Нужно съедать всё! Вон, какой худой. Еду нельзя выбрасывать – сколько наложили, столько и ешь. Смотри, какой Петя молодец – хорошо кушает…» и тд

    Думаю, здесь тоже понятно. Причем, подтекст очень опасный: «хороший и молодец  только тот, кто хорошо кушает и всё доедает»

    А ведь всем хочется быть хорошим и «молодцом». Как думаете, от чего потом всю жизнь будет пытаться избавиться этот человек? Конечно, от лишнего веса и чувства вины, если не доел или выбросил еду.

    Это примеры, которые показывают, КАК из хороших намерений получаются плохие негативные убеждения

    Как?

    Так ведь, эти взрослые добра нам хотели. Они говорили так, не потому, что были злые и не любили. Наоборот! Защищали, хотели, чтобы мы не попадали в негативные ситуации (как с мальчиками в первом примере), чтобы мы всегда были сытыми и бережно относились к еде. У той бабушки был опыт недоедания или голода, вот и старалась она донести до нас ценность еды. Ведь при голоде в первую очередь погибали те, кто был худой. Поэтому, из ее опыта – полным быть хорошо, больше шансов выжить!

    Так что же происходит потом?

    Мы живем и набираем опыт, появляются свои ценности. Кто-то так и проживает с родительскими убеждениями всю жизнь. И ему нормально! Правда, я таких людей не знаю. Наверно, они не приходят на консультацию к психологу:) У них и так все хорошо.

    А вот другие люди, развиваясь, обнаруживают что:

    • Нет больших, значимых целей – всю жизнь как по шаблону живут, как по кругу бегают, как будто не своя жизнь – а чужая…
    • Цели есть, но вообще начать двигаться к ней не могут – откладывание, другие дела или лень. Как только думаешь, что надо бы сделать что-то для этой цели – так сразу силы заканчиваются, и просто заваливает на диван.
    • Работают, достигают, делают – а движется очень трудно.

    Например, человек работает на 2-3 работах, а денег все равно не хватает. В организации 10 лет, а  все на одной должности. Открывает бизнес – и нет прибыли, идет трудно и тяжело.

    Так что же происходит?

    • Это значит, что вы выросли из своих детских убеждений.
    • Они уже вам жмут и давят, как маленькие штанишки.
    • Ставят планку сверху и не дают вылезти на следующий уровень.
    • Вы готовы к переменам, ставите новые цели – а убеждения у вас еще старые.

    Так и появляются негативные ограничивающие убеждения. Не для всех, а только для вас. Кому-то такое убеждение даже может помогать.

    Например, убеждение от бабушки про еду может оказаться полезным — человек будет экономно относится к еде и продуктам, меньше денег тратить на это, кушать маленькими порциями и тд. То есть, убеждение продолжает быть полезными…

    А у другого — оно же приведет к лишнему весу и неумению остановиться в еде. Вот тогда убеждение и станет плохим, негативным, ограничивающим. Особенно, если человек пытается постройнеть и изменить пищевые привычки! Понятно?

    Что делать?

    Осознавать и записывать.

    Как?

    Первое – вспоминать яркие события из детства, из жизни.

    • Что там говорили значимые для вас люди?
    • С чем вы уже не согласны? Хотите изменить?
    • Какие выводы (обобщения) можно сделать из каждой ситуации?

    Вот их и записывайте…

    Потому что убеждение – это всегда ОБОБЩЕНИЕ!

    Как общее правило, которое помогает мозгу больше не думать в похожих ситуациях, а действовать автоматически.

    • Всегда нужно доедать! Еду нельзя выбрасывать (то есть, никогда)
    • Мальчики (мужчины) опасны – держись от них подальше (всегда)
    • Деньги достаются тяжело, нужно экономить (всегда)
    • Чтобы заработать, нужно много (тяжело) работать (всегда)

    Понятны примеры? Теперь напишите свои убеждения – те, которые в детстве, возможно, были вам полезны, а сейчас стали ограничивающими для вас!

    Вот такие виды убеждений бывают – плохие и хорошие, поддерживающие и ограничивающие. Именно для вас!

    Продолжение следует…

    Я и ваши друзья будем благодарны за нажатия кнопок соц сетей.

    Ваш тренер – Татьяна Бабанская

    Продолжение работы с убеждениями — по кнопке ниже.

    www.vse-na-trening.ru

    Каковы особенности и виды убеждения? — Мегаобучалка

     

    Виды убеждения

    По мнению Майерса [11], существует два способа убеждения прямой и косвенный.

    Прямой способ убеждения – это убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредотачивает всё внимание на благоприятных аргументах [11].

    Косвенный способ убеждения – это убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, например: привлекательность автора [11].

    Прямой способ убеждения имеет место, когда люди от природы склонны анализировать происходящее или заинтересованы в предлагаемой теме. Если тема не привлекает устойчивого внимания аудитории, убеждение может осуществляться по средством косвенного способа, когда люди используют случайные признаки или эвристику для поспешных выводов [11]. Убеждение, осуществляемое прямым способом, является более аналитическим и менее поверхностным, оно более устойчиво и с большей вероятностью способно повлиять на поведение [11].

    Вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия. Это информирование, разъяснение, доказательство и опровержение [14].

    Информирование – это сообщение, во имя чего личность должна действовать[14]. Для того чтобы побудить личность к деятельности, требуется целый спектр побудительных воздействий [14]. Это связано с тем, что субъект воздействия, прежде чем действовать, хочет убедиться, что надо делать и сумеет ли он это делать. Никто не начнет действовать, если считает, что действовать либо не стоит, либо невозможно. Психолог Т. Томашевский вывел вышеизложенную зависимость и выразил её следующей формулой:

     

    D = f (vp)

     

    по которой решение, приводящее к действию, является функцией (f) ценности поли (У) и вероятности ее реализации (р) ' [14]. Между оценкой ценности цели и оценкой вероятности ее реализации существует отношение псевдопроизведения (если один элемент приближается к нулю, тогда и все произведения' приближается к нулю, несмотря на величину другого элемента)[14].

    В формуле Томашевского отражена очень важная для руководителя мысль: чтобы побудить работника к нужной деятельности, следует прежде всего информировать его о ценности цели и вероятности ее достижения, т. е. убедить его в целесообразности действий [14].

    Ярким примером в этом плане является работа с людьми по стимулированию их на внедрение новой технологии и новой техники. Следует подчеркнуть, что все известные нам нововведения по степени принятия их людьми можно разделить на две группы:

    а) нововведения, имеющие отношение исключительно к технической (технологической) стороне производства;

    б) нововведения, связанные с социальными аспектами производства.

    Первая группа нововведений – это, например, совершенствование какого-либо технического устройства, облегчающего труд работника[14].

    В последнее время на многих предприятиях появилась проблема, связанная с компьютеризацией. Она заключается в том, что это техническое устройство значительно облегчит труд работника, при условии, что сотрудник владеет навыками работы с этой машиной. Зачастую специалисты в своём деле и большим опытом работы сталкиваются тем, что они беспомощны перед компьютером. Сотрудники обычно с негативизмом ждут такого нововведения, это связано с боязнью нового, ригидностью. Важно информировать персонал о пользе всякого нововведения, отправлять работников на курсы по овладению необходимыми навыками. Необходима работа с информацией для руководителя, как и по каким каналам, она поступает к подчинённым.

    Вторая группа нововведений обычно также внедряется не гладко. Дело здесь заключается в том, что такое нововведение ломает устоявшиеся стереотипы поведения персонала [14].

    Информирование о результатах работы - ознакомление с результатами деятельности оказывает стимулирующее воздействие на сотрудников. Рядом исследователей доказывается, что информирование исполнителя способно повысить результаты труда на 12 - 15% [14].

    Речь идет об информации как об успехах, так и о неудачах. В то же время отсутствие какой-либо информации приводит к снижению результатов, напряженности, конфликту [14]. Кроме того, информирование способствует налаживанию благоприятных деловых отношений "по вертикали", улучшает взаимопонимание, облегчает процесс воздействия в целом. Хорошо организованное обсуждение результатов работы способствует мотивации подчиненных, а также необходимо для ощущения ими собственной значимости и внесения тех или иных изменений в их поведение [14]. Сила цифры иногда оказывается более действенной, чем убеждения и наказания [14].

    Информирование о результатах деятельности будет действенно при условии, что до этого произведена объективная оценка работы сотрудников на основе выделенных и согласованных критериев [14]. Желательно, чтобы для молодого сотрудника их было немного (два-три). В дальнейшем можно включать в набор оценок результатов работы другие критерии, например коммуникабельность, обязательность, дисциплинированность, взаимодействие и т.п. Обсуждение результатов работы должно проводиться регулярно: один раз в квартал и по истечении года [14]. В условиях дефицита количественных показателей деятельности подчиненных наибольшую трудность для руководителя будет представлять преодоление "эффекта ореола", т.е. позитивной оценочной пристрастности при благоприятном отношении к сотруднику и гипертрофированном внимании к недостаткам при антипатии [14].

    Следующий вид убеждающего воздействия, который занимает не менее важное место, чем информирование – это разъяснение [14]. Сама должность обязывает руководителя производства разъяснять многие насущные вопросы. Можно выделить наиболее типичные виды разъяснения: а) инструктивное; б) повествующее; в) рассуждающее [14].

    Инструктивное разъяснение – это схематическое раскладывание деятельности подчиненных, побуждаемых к усвоению инструкции [14]. При таком разъяснении мышление подчинённого не загружается, а задействуется память. Следует заметить, что такой прием не очень нравится творческим натурам или лицам с художественными наклонностями. У тех же, кто привык к строгим, можно сказать алгоритмическим, правилам и указаниям, инструктирование не порождает противодействия [14].

    Повествующее разъяснение – это своеобразный рассказ нацелен на изложение фактов в виде живого повествования, которое последовательно приводит к вполне определенным выводам [14]. Во многих случаях такой вид разъяснений привычнее (знаком еще со школьной скамьи) и потому предпочтительнее. Но его использование обязывает руководителей производства тренироваться в компоновке материала сообщения, в постановке голоса, мимики и жестов [14].

    Рассуждающего разъяснения – это разъяснение с полемикой, активизирует мыслительную деятельность, побуждает внимательнее отнестись к предлагаемым конкретным выводам [14]. Приёмы рассуждающего разъяснения важны для руководителей, общающихся с творческими, инициативными людьми, которые жаждут активного участия общения [14].

    Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что руководитель ставит перед собеседником вопросы "за" и "против", заставляя его мыслить самого [14]. При рассуждающем разъяснении можно, поставив вопрос, самому ответить на него, а можно побудить к ответу слушающего. Именно побудить, всем ходом рассуждения возбудить у собеседника желание дать ответ. Здесь нельзя требовать ответа. Как только руководитель начнет побуждать к ответу, рассуждающее разъяснение теряет смысл. При рассуждающем разъяснении слушающий вместе с руководителем ищет пути разрешения ситуации (конечно, под направляющим влиянием руководителя). Слушающий (подчинённый) при этом ощущает свою значимость. Когда же из него вытягивают ответы, то он, лишаясь такого ощущения, переходит в состояние психологической защиты. И тогда рассуждающее разъяснение превращается в инструктивное [14].

    Естественно рассуждающее разъяснение очень полезно и в устном выступлении руководителя перед аудиторией [14]. В этом случае желателен переход от рассуждений к постановке проблемы. Таким образом, в рассуждающем разъяснении ответ на поставленный вопрос высказывается в основном руководителем, а в проблемном он формируется самими слушающими [14]. Проблемное разъяснение практикуется главным образом перед аудиторией в специальном выступлении [14].

    Доказательство – логическая операция, строящаяся на основах законов логики: законе тождества, законе противоречия, законе исключённого третьего и законе достаточного основания [14]. Суть доказательства заключается в том, что выдвигается какой-то тезис и подыскиваются аргументы или доводы для доказывания тезиса [14].

    Сама процедура обычно называется демонстрацией [14]. Чтобы убедить сотрудников или доказать им истинность какого-либо положения необходимы факты. Без фактов нет доказательства. Факты создают у

     

    megaobuchalka.ru

    Основные виды убеждения

    Психология Основные виды убеждения

    просмотров - 327

    Умение убеждать

    В условиях рыночных отношений менеджер сталкивается с крайне важностью убеждать людей в трех случаях, когда ему нужно: а) побуждать подчинœенных действовать в направлении достижения поставленных целœей; б) проводить свои идеи в переговорах с отдельными лицами и группами лиц; в) доказывать свою точку зрения непосредственному начальнику или завоевать расположение участников обсуждения проектов, планов, перспектив и т.д. В своей основе убеждать - ϶ᴛᴏ привлекать людей на свою сторону.

    Убеждение осуществляется с помощью слова, примера и дела. Во всœех случаях превалирует слово. Умение убеждать людей словом – велœение времени.

    Вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.

    Информирование. Для того, чтобы человека побудить к деятельности, требуется целый спектр побудительных воздействий. Среди них информирование, ᴛ.ᴇ. сообщение во имя чего человек должен действовать, занимает важное место. Это связано с тем, что человек, прежде чем действовать, хочет убедиться, что нужно сделать и сумеет ли он это делать. Никто не начнет действовать, если считать, что действовать либо не стоит, либо невозможно. Эту зависимость польский психолог Т. Томашевский выразил формулой: Д= j(УР), по которой решение, приводящее к действию, является функцией (f) ценности цели (V) и вероятности ее реализации (Р).

    Между оценкой ценности и оценкой вероятности ее реализации существует отношение псевдопроизведения, что означает, если один элемент приближается к нулю, тогда и всœе произведение приближается к нулю, несмотря на величину другого элемента. В случае если для человека что-то очень важно, но он не верит в возможность осуществления этого, он остается в бездействии. Не начнет действие и человек, который имеет дело с какой-нибудь легко достигаемой, но не стоящей усилий целью.

    В формуле Томашевского отражена очень простая, но важная для менеджера мысль: чтобы побудить человека к нужной дея­тельности, следует прежде всœего проинформировать его о цели и вероятности ее достижения.

    Информирование в процессе убеждения реализуется различными методами. Среди них особое место занимает рассказ.

    Рассказ представляет собой живое и образное изложение сути дела. Обычно он строится двумя путями: индуктивным (когда идут от отдельных фактов к обобщениям) и дедуктивным (когда идут от общих положений к отдельных фактам). Считается, что если слушатель по типу темперамента холерик, то он предпочитает дедуктивный путь, а если флегматик – то индуктивный. Такая корреляция не абсолютна, однако, довольна высока: холерику присущ быстрый темп психической деятельности, отсюда он отдает предпочтение обобщениям; флегматик же, имея замедленный темп, склонен воспринимать сначала отдельные факты, а потом уже обобщения.

    При индуктивном изложении в начале рассказа можно поставить вопрос, ответом на который и станет весь последующий рассказ. Практика показывает, что когда изложение предваряется вопросом, то основное сообщение воспринимается активно. При дедуктивном же изложении вопрос ставится после сообщения главной мысли. В случае если вопрос поставить перед сообщением главной мысли, то следующая затем аргументация оказывается излишней. Когда не представляется возможным определить темпера­мент слушающего, то его относят к среднему типу и стараются видеть в нем мыслящего человека. Роль рассказчика здесь близка к роли популярного писателя.

    Разъяснение. В деятельности менеджера данный вид убеждающего воздействия занимает не менее важное место, чем информирование.

    Выделяются наиболее типичные виды разъяснения:

    а) инструктивное; б) повествующее; в) рассуждающее. Инструктивное разъяснение уместно и крайне важно в том случае, когда от слушателя требуется запомнить что-либо, к примеру, при усвоении порядка действий. По своей сущности - ϶ᴛᴏ схематическое раскладывание «по полочкам» деятельности подчинœенных, побуждаемых к усвоению инструкции. При таком разъяснении мышление служащего не загружается, а задействуется память. Следует заметить, что такой прием не очень нравится творческим натурам или лицам с художественными наклонностями. Тем же, кто привык к строгим, можно сказать алгоритмическим, правилам и указаниям инструктирование не порождает противодействий.

    Для творческих натур большую притягательность приобретают приемы рассуждающего разъяснения. Это связано с тем, что такие люди обычно имеют по всœем вопросам свои точки зрения, кроме того многие изних привыкли к полемике. Повествующее, а тем более инструктивное разъяснение для таких людей не подходит. Οʜᴎ всœегда жаждут активного участия в общении. По этой причине, прежде чем говорить им «Потому», «Отсюда», «Затем», нужно вызвать со стороны слушающих вопросы «Почему?», «Откуда?», «Зачем?» и т.д.

    Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что ведущий ставит перед собеседником вопросы «за» и «против», заставляя его мыслить самому. При рассуждающем разъяснении можно поставить вопрос, самому ответить на него, а можно побудить к ответу слушающего. Именно побудить, ᴛ.ᴇ. всœем ходом рассуждения возбудить у собеседника желание дать ответ. Как только ведущий начнет понуждать к ответу, рассуждающее разъяснение теряет смысл. При рассуждающем разъяснении слушающий вместе с ведущим ищут пути разрешения ситуации (конечно под направляющем внимании ведущего). Слушающий (собеседник) при этом ощущает свою значимость. Когда же из него вытягивают ответы, то он, лишаясь такого ощущения, переходит в психоло­гическую защиту.

    Доказательство. Традиционно доказательство относят к логическим операциям, строящимся на основе законов логики – законе тождества, законе противоречия, законе исключенного третьего и законе достаточного основания. Суть доказательства состоит по сути в том, что выдвигается какой-то тезис (мысль или положение, истинность которого нужно доказать) и подыскиваются аргументы или доводы для подтверждения тезиса. Сама процедура обычно принято называть демонстрацией. В сущности - это теория доказательства. В реальной практике она проявляется явно или неявно. Некоторые люди считают эту теорию большой абстракцией. Вместе с тем на делœе они весьма часто прибегают к доказательству, применяя для этого факты, включая людей в практические дела и демонстрируя им пример личного поведения.

    Чтобы убедить людей или доказать им истинность какого-либо положения часто нужны факты. Без фактов нет доказательства. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку. При этом, так действуют не отдельные, разрозненные факты, а их система

    Опровержение. В логическом плане опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая кому-либо идею, мы тем самым опровергаем другую, ᴛ.ᴇ. ту, которую ошибочно вынашивает наш собеседник. Тем не менее доказательство и опровержение - ϶ᴛᴏ не одно и то же. В психологическом плане здесь имеется большая разница. Дело в том, что опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей, с разрушением и формированием его установок. Когда мы кого-либо опровергаем в чем-то, то встречаемся с чувством собственного достоинства оппонента͵ с его «Я». В связи с этим, для эффективного опровержения действий человека одной логики оказывается недостаточно.

    С позиций психологии считается бесполезным вступать в споры с тем, кто ошибается, но отстаивает свою точку зрения. «Вы не можете победить в споре» – гласит известное психологичес­кое кредо. И в этом есть глубокий смысл. Ведь если мы спорим с человеком, то стало быть мы посягаем на его чувство собственного достоинства. А человек это чувство, ᴛ.ᴇ. свое «Я», упорно защищает. Что из того, если мы, допустим, камня на камне не оставили от аргументации нашего оппонента и докажем полную несостоятельность его позиции. Мы выиграем? Нет, конечно. Наш оппонент, припертый к стенке, может отказаться от борьбы. Но он никогда искренне не признается, что был не прав, ᴛ.ᴇ. сразу не признается. Для этого ему нужно время. Чтобы заменить одну установку на другую обычно требуется не один день. Кто «побеждает» с ходу, тот обычно проигрывает. Чтобы этого не случилось, нужно научиться применять приемы опровержения.

    В данном случае следует обратить внимание на одно весьма важное обстоятельство. Опровержение, результатом которого является видимый, мнимый отказ от деятельности - ϶ᴛᴏ одно, а реальный искренний отказ - ϶ᴛᴏ совсœем другое. Первый вид опровержения обычно имеет место на диспутах, на конференциях, на международных совещаниях, второй- вжизни. Именно с этим видом опровержения и имеет дело хозяйственный руководитель.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, опровержение как уличение в клевете или лжи - ϶ᴛᴏ прием политики, а опровержение, рассчитанное на перемену мировоззрения и установок - ϶ᴛᴏ прием делового общения. Именно с такого рода опровержением имеет дело менеджер. Здесь следует обратиться к специфическим социально-психологическим правилам.

    Правило первое. При опровержении доводов оппонента͵ следует обращаться к его чувству собственного достоинства.

    Как известно, чувство собственного достоинства (ЧСД) равно частному от делœения величины успеха (У) данного лица на его притязания (П):

    .

    Чем выше успех и чем меньше притязания, тем выше чувство собственного достоинства. Под успехом здесь принято понимать не материальная, а социально-психологическая величина, выступающая в виде оценочных суждений со стороны окружающих. У людей с высокими притязаниями эта величина стремится к минимуму. Люди с высоким пока­зателœем ЧСД обладают гордостью за свое «Я», а с низким – самомнением. В результате, первые проявляют тенденцию твердо отстаивать свое мнение, аргументируя его, а вторые – упорствовать.

    Во всœех случаях успеха добиваются в том случае, если дают человеку почувствовать его собственное «Я»: называют его по имени и отчеству, подчеркивают реальные заслуги, дают возможность проявлять инициативу, побуждают к самостоятельным действиям, стараются не навязывать чужой образ мыслей, а стимулируют к размышлению.

    Правило второе. При выборе приемов и средств воздействия нужно учитывать характер актуальных потребностей оппонента.

    Согласно распространенной точке зрения, считается, что потребности человека условно делятся на пять уровней:

    – физиологические потребности, связанные с крайне важностью поддерживания жизни – в пище, воде, и т.д.;

    – потребности в безопасности, которые проявляются в стремле­нии оградить себя от всяких угроз и опасностей, в стремлении к стабильности положения и уверенности в завтрашнем дне;

    – потребности принадлежать какой-либо группе людей, а также в близких связях с людьми: в дружбе, общении, любви;

    – потребности в уважении и признании со стороны других людей (престиж, репутация), что связано с продвижением по социальной лестнице, с карьерой;

    – потребности в самореализации, самовыражении, проявлении своих возможностей.

    Правило третье. В процессе побуждения людей к деятельности проявляйте к ним искреннее внимание.

    Искреннее внимание к человеку растапливает холодок недоверия и устраняет психологические барьеры в общении. Это связано с тем, что у человека в таких случаях обостряется механизм эмпатии, который дает ему понять подлинные намерения того, кто с ним общается. Отсюда следует ряд советов: а) будьте участливым к личным проблемам людей; ничто так не отталкивает другого, как неискренность в обращении; б) следите за экспрессиями своего лица (избегайте масок злости и печали). Контролируйте свою позу и жестикуляцию; в) внимательно слушайте собеседника.

    Эффективность убеждения. Рассмотренные выше четыре вида воздействия (информирование, разъяснение, доказательство, опровержение) составляют основу, каркас системы убеждения. В практической деятельности всœе они наполняются целой системой приемов, которые выбираются в зависимости от обстоятельств и личности собеседника (аудитории). Тщательно спланированная работа по оказанию воздействия при умелом отборе убеждающих приемов в большинстве случаев должна дать желаемые результаты. При этом, следует заметить, что далеко не всœе люди поддаются убеждающим воздействиям. Согласно исследованиям психологов, убеждению не поддаются:

    1. Люди с ограниченной фантазией, не наделœенные богатством воображения и неспособные к ярко эмоциональному восприятию образов.

    2. «Внутренне ориентированные» личности, ᴛ.ᴇ. те, для кого собственные переживания значат куда больше, чем переживания группы или даже массы людей.

    3. Социально неконтактные люди, проявляющие признаки отчужденности, слабой эмоциональной привязанности к другим, с выраженным предпочтением к обособленной деятельности, имеющие слабую связь с формальными или неформальными группами.

    4. Лица с явно выраженной агрессивностью или с признаками потребности во власти над другими.

    5. Лица, проявляющие открытую враждебность к людям, окружающим их в повсœедневной жизни. Крайнюю степень сопротивляемости убеждению обнаруживают инвалиды с параноидными тенденциями (с бредовыми идеями) или «криминальные психопаты» (люди с ярко выраженным антисоциальным поведением).

    Читайте также

  • - Основные виды убеждения

    Умение убеждать В условиях рыночных отношений менеджер сталкивается с необходимостью убеждать людей в трех случаях, когда ему нужно: а) побуждать подчиненных действовать в направлении достижения поставленных целей; б) проводить свои идеи в переговорах с... [читать подробенее]

  • - Основные виды убеждения.

    Убеждающие воздействия оратора. Убеждение – дар приводить удовлетворяющие собеседника аргументы и факты. Убедить – вселить уверенность, что истина установлена. Воздействие на сознание (способы) : 1. Информирование. Реализуется через рассказ, может быть на основе... [читать подробенее]

  • - Основные виды убеждения.

    Убеждающие воздействия оратора. Убеждение – дар приводить удовлетворяющие собеседника аргументы и факты. Убедить – вселить уверенность, что истина установлена. Воздействие на сознание (способы) : 1. Информирование. Реализуется через рассказ, может быть на основе... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Убеждение.

    Искусство убеждения.

    Искусство убеждения.

    «Убеждение – это искусство». Жак Паже

    Человек, умеющий убеждать других, обладает, несомненно, великим даром. Сформулировать свою мысль так, чтобы суметь убедить своего собеседника, не так-то просто. Для того, чтобы убедить других в чем–либо, необходимо, как минимум, самому искренне верить в то, о чем говоришь и во что хочешь, чтобы поверили окружающие. Слова вряд ли будут убедительны, если субъект сам будет сомневаться в том, что сообщает окружающим. Приводимые аргументы должны следовать в логической и понятной последовательности.

    Умение убеждать может пригодиться практически в любой сфере жизни: в работе, в личной жизни, в общении со знакомыми и малознакомыми людьми. Самое главное – это найти золотую середину: уметь слушать и слышать не только себя, но и других.

    История понятия «убеждение».

    Стремительно изменяющиеся условия жизни побуждают человека к поиску новых средств существования. Среди них самые бесценные – собственное Я, Ты и Мы, сплетающиеся в таинство общения. Многие люди, даже профессионалы, теряются в лабиринтах человеческого общения, не смотря на то, что каждый стремится делать лучшее из того, на что способен. Учиться - это все равно, что плыть против течения: как только прекращаешь грести, течением тебя относит назад. При этом человек чаще всего полагается на интуицию. Это, к сожалению, а может и к счастью, не всегда срабатывает, каждому человеку свойственно переживать беспомощность и осуждать себя. Но не в меньшей степени важна уверенность в своих силах, в том, что способен достичь многого, в первую очередь поставленных перед собой целей.

    Слова «убедить — убеждать, убедиться — убеждаться и убеждение» в современном русском языке тесно связаны между собой. Слово «убеждение» в значении «твердый взгляд на что-нибудь, вытекающий из общего мировоззрения, сложившийся на основе каких-нибудь идей», уже несколько отошло от значений глаголов убедить и убедиться, во всяком случае, не вполне соотносительно с ними. В русском литературном языке XVIII в. глагол «убедить» в подавляющем большинстве случаев употребляется в значении «уговорить, склонить увещаниями, просьбами». Но до 20—30-х годов XIX в., встречается употребление глагола «убедить» и в более широком значении – «побудить, принудить, склонить». По-видимому, следует различать еще оттенок в употреблении слова «убеждение», наметившийся в конце XVIII — начале XIX в., но не нашедший отражения ни в одном словаре русского языка: «довод, уверение».

    В русском литературном языке 20—30-х годов XIX в. развилось новое значение слова убеждение: «твердый взгляд на что-нибудь как элемент цельного мировоззрения, идейный принцип, руководящая точка зрения, сложившаяся на основе непосредственного рационального познания действительности» (иногда даже, особенно в формах множественного числа — «мировоззрение в целом»).

    Термин убеждение употребляется в двух смыслах. Во-первых, убеждение — это система взглядов и ценностей, осознаваемая индивидом и предающая его деятельности определенную направленность. Во-вторых, убеждение — это воздействие на индивида или массовое сознание с целью изменить их поведение, взгляды, ценности. Убеждение, как коммуникационный метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Убедить — значит добиться с помощью логического обоснования предлагаемого суждения согласия индивида или группы людей с определенной точкой зрения и такого изменения по сравнению с прежним сознания тех, кто убежден, чтобы они были готовы защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с ней.

    Одной из самых распространенных техник убеждения является дискуссия, причем дискуссия может быть явной и подразумеваемой (неявной). В ходе дискуссии по очереди рассматриваются те или иные тезисы, эти тезисы логически обосновываются с помощью аргументов. В результате принимаются те аргументы, которые являются наиболее убедительными, а наименее убедительные — отвергаются. Итогом убеждения являются добровольные изменения во взглядах или поведении, а не изменение поведения или взглядов в результате внешнего давления или подтасовки фактов.

    Основные виды убеждения.

    Как известно, вся процедура убеждения состоит из четырех ступеней: информирование собеседника, разъяснение, доказательство и опровержение.

    Информирование несет в себе побудительную функцию, т.е. человек, прежде чем действовать, хочет убедиться, что нужно сделать и сумеет ли он это делать. Информирование в процессе убеждения осуществляется различными методами. Особенно важным методом является рассказ, т.к. рассказ представляет собой живое и образное изложение сути дела, особенно если сопровождается жестикуляцией. Разъяснение - растолковать, сделать ясным, понятным. Разъяснение так же подразделяется на виды: инструктивное; повествующее; рассуждающее. Инструктивное разъяснение актуально тогда, когда слушатель должен запомнить какую-либо информацию; повествующее – когда слушатель должен просто выслушать; рассуждающее разъяснение перед собеседником, вопросы «за» и «против».

    При рассуждающем разъяснении можно поставить вопрос и самому ответить на него, а можно побудить к ответу собеседника. При рассуждающем разъяснении собеседник вместе с вами ищет пути разрешения ситуации, при этом он ощущает свою значимость. Если же попытаться «вытягивать» из него ответы, то он теряет свою значимость и уходит в психологическую защиту.

    Следующая ступень убеждения – доказательство. Доказательство представляет собой процесс, строящийся на законах логики. Суть доказательства заключается в том, что выдвигается какой-то тезис (это также может быть мысль, положение, истинность которого надо доказать) и подыскиваются аргументы для подтверждения данного тезиса. Чтобы убедить людей или доказать им истинность тезиса нужны факты. Без системы фактов нет доказательства.

    И наконец последняя ступень убеждения – это опровержение. В логическом плане опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей, с разрушением и формированием его установок. Когда мы что-либо опровергаем, то встречаемся с чувством собственного достоинства оппонента, с его «Я». Бесполезно спорить с человеком, который ошибается, но все равно отстаивает свою точку зрения. Не стоит применять слишком глобальные методы, что бы «прижать к стенке» собеседника, таким образом не добиться желаемого результата, есть большая вероятность таким образом задеть его «Я». Поэтому при опровержении чего-либо прежде всего стоит уважительно относится к чувству собственного достоинства оппонента. Лучше всего начать беседу, уважительно называя своего собеседника по имени отчеству.

    Применение метода убеждения.

    Для того чтобы убедить одних, требуются очевидные факты и доказательства, другие готовы поверить вам на слово. Естественно, проще убеждать вторых, но таких людей не так уж много. Возникает вопрос «Как убедить других?».

    Как уже говорилось выше, необходимо как минимум самому искренне верить в то, о чем говорите и во что хотите, чтобы поверили окружающие. В процессе убеждения необходимо уделять внимание самым мелким деталям вашего поведения, речи, жестикуляции, тому как вы стоите или сидите, тону голоса, взгляду.

    В речи, например, ни в коем случае нельзя употреблять такие слова как «может быть», «наверное», а также слова–паразиты: «ну», «мм», «ээ», потому как эти слова будут выражать вашу неуверенность, следует употреблять слова утверждения: «непременно», «всем очевидно». Не следует употреблять «но», лучше применить «и». Лучше всего избегать слова «нет», поскольку, произнесенное с определенной интонацией («НЕТ!»), оно может произвести весьма негативное впечатление на собеседника, лучше употребить «не так». В процессе убеждения лучше забыть слова «только» и «просто» - они подчеркивает вашу неуверенность в сказанном. Следует задавать открытые вопросы и не отвечать кратко. Включайте собеседника в разговор с помощью «Вы» и «Мы», вместо того, что бы постоянно ставить себя в центр внимания с помощью «Я». Задавайте точные вопросы, что бы получить точные, но не краткие ответы. Говорить следует привычным для вас тоном голоса, не меняя его в процессе разговора. Употребляйте как можно больше фактов, каких-либо примеров жизненных ситуаций, которые говорили бы о вашей правоте. Для большей эффективности в процессе беседы упоминайте несколько раз ваши доводы - аргументы.

    Установите и удерживайте с вашим собеседником зрительный контакт, если вдруг Вы заметили, что оппонент отводит взгляд (это может означать, что ему наскучил разговор, ему неинтересно) попробуйте снова поймать его взгляд и удержать. Можно так же использовать жесты в процессе разговора, т.к. слова подкрепленные жестами создают большее влияние (конечно, не следует злоупотреблять жестами).

    Чтобы слушатель доверял вам, необходимо быть открытым для него. Вашу открытость подчеркивает прямая осанка, взгляд, непосредственно устремленный в глаза собеседника, ваша уверенность. Ни в коем случае не стоит переминаться с ноги на ногу, стойте уверенно и расслабленно. Оставайтесь спокойным и невозмутимым, не «выходите из себя». Если изначально человек своим внешним видом зарекомендует себя уверенным, грамотным в своем поведении, целеустремленным это обеспечит ему как минимум 70% успеха.

    Умение убеждать – одно из самых ценных умений. Если мы действительно хотим изменить чье-то мнение, прежде всего стоит задуматься: как и почему возникло это убеждение, что сопутствовало ему. Если человек научится разбираться в этом, выявит эту основную проблему, то ему намного легче будет убедить других. Во всех случаях успеха добиваются в том случае, если дают человеку почувствовать его собственное «Я»: называют его по имени и отчеству, подчеркивают реальные заслуги, дают возможность проявлять инициативу, побуждают к самостоятельным действиям, стараются не навязывать чужого образа мыслей, а стимулируют к размышлению...

    www.therapy.by