Сущность и содержание понятия «творческий потенциал». Творческий потенциал


Творческий потенциал личности

творческий потенциал личности

Каждый человек рождается с уникальными способностями, определенными склонностями к каким-то видам деятельности и талантам. Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Творческое начало рождает в сознании человека воображение, фантазию. Это начало есть ничто иное, как стремление всегда развиваться, идти вперед, достигать совершенства. Развитие творческого потенциала личности способно привести к гиперактивности человеческого мозга, преобладания бессознательного над сознанием и вследствие сочетания креативности и интеллекта способно породить гениальность в человеке.

Сущность потенциала человека

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающие ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Так, генетически закладывается память человека, острота его мышления (в зависимости от условий как детского, так и дальнейшего развития, может или развиваться, или притупляться), его физические данные и темперамент.

Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.

Принято считать, что структура творческого потенциала личности зависит от деятельности человека и описывается пятью основными потенциалами:

  1. Коммуникативным.
  2. Аксиологическим.
  3. Гносеологическим.
  4. Творческим.
  5. Художественным потенциалом.
Как развить творческий потенциал?

Для того, чтобы развить свой потенциал, вам необходимо развивать такие качества как:

  1. Инициативность.
  2. Способность двигаться вперед.
  3. Уверенность в себе.
  4. Стремление по максимуму использовать появившиеся возможности.
  5. Доводить начатое дело до финального конца.

Технологии развития творческого потенциала личности включают в себя такие основные компоненты как:

  1. Диагностика уровня развития творческих способностей человека.
  2. потенциал личности
  3. Мотивация личности.
  4. Создание условий для удачного развития и дальнейшей реализации личностного потенциала.
  5. Контроль за качеством выполнения данной деятельности.
  6. Проверка результатов совпадения запланированных и полученных. Рассмотрение и анализ полученных проблем.

Человек, если сильно захочет, способен, прислушавшись к внутреннему голосу, самостоятельно отыскать возможности, деятельность, которая поможет ему раскрыть полностью его творческий потенциал.

 

womanadvice.ru

Творческий потенциал человека и его творческие возможности

Взгляните на современный мир вокруг нас, взгляните на свое окружение. Много ли видите вы людей, страстно увлеченных своим делом, готовых сутками напролет заниматься тем, что они любят больше всего на свете? А Вы понимаете, что творческий потенциал человека огромен и таким потенциалом обладает каждый, в том числе и Вы, уважаемый читатель.

А много ли вы видите творческих людей или, как сейчас говорится, креативных, которые обладают незаурядным умом, которые могут в любой ситуации придумать оригинальное, продуктивное и интересное решение? Творчество позволяет таким людям находить быстрый и действенный выход из сложной ситуации. Они не застревают в ней, а двигаются дальше, производя впечатление безоблачной жизни. Много ли таких? Если у вас много таких знакомых – это просто потрясающе, у вас замечательный круг общения.

Но чаще всего люди остаются в рамках серой массы. Работают, лишь бы работать, ни о каком горячем желании что-либо делать даже не думают. Все проблемные ситуации решают одинаковым стандартным путем, а если что-то не получается, не стремятся придумать оригинальный выход, а бросают проблему на самотек, потому как не могут решить ее стандартными методами. А чаще, даже не понимают, что можно делать как-то иначе, не по принятому шаблону.

Творческий потенциал человека

Много ли вы видите истинно творческих людей? Ведь творчество – это не только живопись, музыка, архитектура, поэзия. Это гораздо большее понятие. Творчество проявляется во всем: в математике, химии, инженерии, приготовлении пищи, приборке дома и даже во всех видах отношений. На самом деле творчество может проявляться во всем, во всех аспектах жизни. И творческим человеком может быть каждый. Творческий потенциал человека безграничен.

Каждый от природы наделен творческим потенциалом, просто раскрыли его немногие.

Глубочайший миф современности заключается в том, что мы считаем творческими каких-то особенных людей: писателей, поэтов, художников. Нет, это ошибка. Творческим человеком может быть любой, совершенно любой. Каждый от природы наделен творческим потенциалом, просто раскрыли его немногие. А некоторые даже не подозревают о его существовании.

творческий потенциал

Современный мир развивается стремительными темпами. Мы видим, как быстро совершенствуются цифровые технологии, как стремительно меняется промышленность. Задумайтесь, можете ли вы в своем развитии соответствовать этому миру? Можете ли вы постоянно совершенствоваться в своей профессии, постоянно учиться, искать новые решения, генерировать идеи?

Согласитесь, на первый взгляд это кажется невыполнимым. А наши дети? Они будут жить еще в более динамичном мире, еще более сложном, чем сейчас. При этом система образования сегодня не сильно настроена на процесс поиска решений и творческий подход.

Хорошая новость заключается в том, что мы обладаем большим творческим потенциалом, чем думаем. Нам необходимо кардинально изменить свои взгляды на свои творческие возможности, на то, как нерационально мы их используем. Нам нужна совершенно иная основа нашей ежедневной деятельности, нам нужна иная система решения задач и проблем. А именно, на основе творческого подхода.

Умение генерировать новые и ценные идеи легко и естественно должно быть нормой для любого человека. Именно так можно добиться высот в любой сфере жизни отдельного человека или государства. Можно найти решения в любых сложных ситуациях.

Можно  с невероятной скоростью развивать и улучшать все, начиная от политики и заканчивая отношением с собственным ребенком. Вспомните и поразмыслите: все гениальные люди, физики и математики, химики и писатели, художники и инженеры, были истинно творческими натурами, они умели видеть новое в старом, их не останавливало то,  что все считали аксиомами.

Если каждый из нас будет обладать хоть частью таких возможностей, мы выйдем на совершенно новый уровень развития, новый уровень жизни и мышления. Что же можно сделать, чтобы хоть частично раскрыть в себе творческий потенциал?творческий потенциал человека

Раскрытие творческого потенциала. 6 первых шагов.

  1. Занимайтесь любым видом ручного творчества, какой только Вам понравится: вышивание, лепка, резьба по дереву, рисование, игра на музыкальном инструменте, дизайн и строительство, ковка металла.
  2. В своем любимом ручном творчестве старайтесь не только повторять уроки и шаблоны, а создавать новое и свое: сочинять музыку, рисовать картины из головы, шить новые наряды, которых нет ни у кого.
  3. Каждые 3-6 месяцев начинайте постигать азы любого занятия, которым Вы не занимались никогда, учитесь чему-то новому. Если Вы никогда не катались на велосипеде — попробуйте, если не делали фигуры из пластиковых бутылок — займитесь. Никогда не играли на музыкальных инструмента — пора научиться, хоть на ложках. Новая деятельность дает взгляд на мир с новой стороны и дополнительно задействует новые участки головного мозга, что бесспорно идет нам только на пользу.
  4. Представляйте себя другими людьми, пробуйте на досуге играть в актера, войдите в чужую роль, сделайте Ваши обычные рутинные дела как мозговитый ученый, блондинка, богатырь, ленивый человек. Иногда эта игра дает удивительные результаты, начинают приходить новые идеи и решения.
  5. Попробуйте также представлять себя животными и предметами. И приготовить ужин как будто Вы кошка или обедать как чайник. Представьте, как это может быть.
  6. Если Вы решаете рабочие задачи, а Вам не хватает креатива, отвлекитесь от сосредоточенного обдумывания и предложите самые нелепые и смешные варианты.Допустим, Вы решаете, откуда и как привлечь к себе клиентов. В течение 10-15 минут просто записывайте самые нелепые предложения: остановить городской автобус и попросить водителя привезти всех к Вам, съездить в африку и привести оттуда целое племя, заказать у поваров самый гигантский пирог и сем раздавать, приглашая к себе, нанять гипнотизера и загипнотизировать прохожих. После такого упражнения Ваш могзг несколько отдохнет, расслабится, включит рассеянный режим мышления и придет какой-то из нелепых вариантов, который окажется очень даже подходящим.

Развивайте свой творческий потенциал!

Напишите в комментариях, насколько Вы творческий человек и каким творчеством занимаетесь?

Похожие записи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

razvitie-intellecta.ru

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»



Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческие способности

В современных условиях творческая личность становится востребованной, обществом на всех ступенях ее развития, так как именно творчески мыслящий человек способен незамедлительно реагировать на происходящие изменения, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы одной из задач становится реализации мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности. С декабря 2010 года в силу вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который говорит о необходимости расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, актуальным становится формирование творческой личности. Создание условий, в рамках гуманитарной парадигмы современного образования, способствующих развитию творческой личности, является одной из приоритетных педагогических задач.

Понятие «творчество» имеет разные трактовки. Творчество — это деятельность, направленная на создание некоторого нового объекта или нового качества объекта (результат творчества), которое ранее не существовало. В зависимости от принадлежности результата различным сферам человеческой деятельности творчество может быть техническим, политическим, научным, художественным, спортивным и т. п.

Творчество — не только результат познания, но и средство познания и элемент структуры познания. Творчество возможно при наличии свободы, внутренних и внешних условий для развития потенциальных творческих способностей [3, с. 30].

Творчество (креативность) — «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта» (Э.Фромм). Творчество протекает в проблемных ситуациях, в которых неизвестен путь действий или не ясна сама цель [1, с. 66].

В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. К работе была привлечена большая группа авторитетных ученых (А. М. Матюшкин, Е. Л. Яковлева, Е. И. Щебланова, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич, Е. С. Белова, Г. Д. Чистякова, В. И. Панов, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Друинин, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков), созданная ими концепция носит название «Рабочая концепция одаренности».

Что понимают авторы концепции под творческим потенциалом? Прямого ответа на этот вопрос нет. Понятие «потенциал» и используется в науке предельно широко, как равнозначное понятие возможности, ресурсу, а иногда — способности.

Согласимся с исследователем Мильчак Н.А, что потенциал личности может быть рассмотрен как то, что является «внутренним запасом», включая особенности нервной системы, приобретенный опыт (по Л. С. Выготскому, — «интрапсихическое») [2, с 33–34].

Существуют различные толкования понятия «творческий потенциал». Дж. Гилфорд трактует творческий потенциал как «совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению» [4, с 33–34]. Варданян В. А., говоря о творческом потенциале в художественно-изобразительной деятельности, значительно расширял понимание творческого потенциала личности, введя в него мотивационные параметры [5, с 33–34].

Копосова М. А. понимает творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческой самореализации. Рыцака В. Г. [3, с 30] характеризует творческий потенциал как систему личностных способностей, позволяющую максимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями.

В работе Левина И. Л. творчество рассматривается в потенциальном и актуальном аспектах. Потенциальная креативность выделяется как творческий потенциал личности, а актуальная — как творческая активность [3, с 30].

Лучшее сочетание внутренних факторов для творчества: наличие творческих черт личности, способностей и интеллекта по уровню выше среднего (коэффициент интеллекта — более 120), средний уровень уверенности в себе [1, 66–67]. В таблице 1 представлены черты творческой личности, творческие способности и блоки творчества (факторы, мешающие проявлению творческого потенциала).

Таблица 1

Факторы, влияющие на проявление творческого потенциала

Черты творческой личности

Творческие способности

Блоки творчества

  • смелость (способность к риску)
  • оригинальность (нестандартность идей и поступков)
  • независимость
  • спонтанность
  • чувство юмора
  • эстетическое чутье
  • использование жизненных кризисов для выработки нового подхода и виденье своей проблемы
  • сохранение детской способности к игре
  • самопринятие
  • уверенность в своих силах и способностях
  • внутренняя мотивация (создание своего нетрадиционного подхода ко всему и ориентация на внутренние критерии и оценки)
  • наличие черт женственности у мужчин и черт мужественности у женщин
  • настойчивость в решении своей проблемы
  • склонность к самоанализу
  • зоркость в поиске
  • дивергентное мышление (целостное, интуитивное)
  • гибкость в мышлении и действиях
  • легкость ассоциирования
  • быстрота мышления
  • оригинальность идей
  • чувствительность к неоднозначным вещам и к противоречиям
  • богатое воображение
  • способность к доработке идей
  • восприятие тонких различий и сходства
  • страх
  • высокая неуверенность в себе
  • повышенный социальный конформизм
  • депрессия
  • лень
  • высокая самокритичность
  • сильная активированность ядерных, базальных стремлений к сохранению жизни и к силе личности

В развитии творческого потенциала большую роль играют педагоги и родители. Творческий взрослый, уважающий личность ребенка и его интересы, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий образец творческого поведения и внимательный к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности [1, 66–67].

Творческость составляет первичный творческий потенциал, проявляющийся как любознательность и исследовательская активность ребенка, определяющий более высокие темпы развития как психического, так и интеллектуального; обеспечивающий легкость и успешность учения во всех специальных областях. Творческий потенциал проявляется в виде специальных способностях (художественных, математических и др.) и интересов к соответствующей области деятельности, а о его наличии можно судить по легкости усвоения специального учебного материала. Творческий потенциал составляет «ядро» (когнитивное и личностное) последующего творческого развития [2, с 33–34].

Творческий потенциал заложен в каждом ребенке, следовательно, каждый из них потенциально может находить новое, творить, принимать решения и действовать нестандартно и оригинально в различных и (или) в некоторых ситуациях. Творческое начало следует развивать с самого раннего детства, так как иначе оно может быть подавлено уже к 5-летнему возрасту.

Творческий взрослый, уважающий личность и интересы ребенка, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий пример творческого поведения и чуткий к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности.

Педагогу важно научить создавать такие ситуации в процессе учебной деятельности не стихийно, не от случая к случаю, а систематически, реализуя в системно-деятельностный подход (как основа ФГОС помогает эффективно развивать способности детей к творчеству и включение школьников в такую деятельность, когда они будут самостоятельно осуществлять алгоритм действий, которые направлены на решение поставленных перед ними учебных задач) и интегративные подходы. Учебный процесс нужно уметь организовать так, чтобы в нем обучающиеся открывали для себя субъективно новые знания и приобретали жизненно значимые (практико-ориентированные) умения.

Литература:
  1. Мотков О. И. Психология самопознания личности [Текст] / О. И. Мотков// Практическое пособие, Москва, 1993–134 с.
  2. Мильчак, Н. А. Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста [Текст]: дис. канд. психолог. наук: 13.00.01: защищена:, утв: / Мильчак Наталья Александровна –Ярославль, 2007. — 187 с.
  3. Левин, И. Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена:, утв: / Левин Игорь Леонидович — Нижний Новгород, 2003. — 313 с.
  4. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства [Текст] / Н. А. Горяева // — М.: Просвещение, 1991. — 123с.
  5. Варданян, В. А. Развитие творческого потенциала учащихся художественно-гуманитарной гимназии в процессе педагогической деятельности [Текст] [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена:, утв: / Варданян Валерий Амбарцумович — Саранск, 1997–200 с.
  6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин // — СПб.: Питер, 1999. — 356с.
  7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html, без регистрации — Дата обновления: 07.05.2018 г.- Текст HTML — Заглавие с экрана
  8. Правительство Российской Федерации распоряжение от 29 декабря 2014 года № 2765-р [Электронный ресурс], режим доступа: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf, без регистрации — Дата обновления: 07.05.2018 г.- Текст HTML — Заглавие с экрана

Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, творческая личность, творчество, способность, творческое поведение, творческий потенциал личности, блок творчества, проблема, индивидуальная особенность личности ребенка, федеральный государственный образовательный стандарт.

moluch.ru

Сущность понятия «потенциал», «творческий потенциал» на современном этапе — ВУЗРУ

Сегодня понятие «творческий потенциал» широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Суть понятия «потенциал», в основном, связывают с осмыслением деятельностного начала существования личности, под которым понимается способность, душевная энергия, сила, потенциальные возможности. Потенциал – это свойство всякого организма, к тому же не только живого; это источник саморазвития установленного явления.

Человек должен отчетливо понимать, какими общественно важными ценностями он располагает. Анализируя понятие «потенциал человека», обозначим, что под личностным потенциалом подразумевается, в первую очередь, система характеристик, которые связаны с движущими силами внутреннего духовного формирования, с самооценкой и мотивацией. Рассмотрение формулировок представляет, что понятие «потенциал» в физике, например, сопоставляется с работой, которая еще не осуществлена, но может быть сделана. Потенциал отдельного человека сравнивается с его возможностями, чтобы потом в будущем что-то сделать, достичь собственных целей, выполнить свои интересы. Многомерность и сложность способностей человека позволяют анализировать его потенциал как систему всех выражающихся в профессиональной деятельности общественно полезных способностей [5].

Анализируемые способности человека отображаются в его профессиональной компетентности, имеющая структуру, в которой выделяют [8]:

интеллектуальную компетентность – образованность, знания, способность к комплексному подходу к исполнению служебных обязанностей и к аналитическому мышлению. Это детальное знание дела, сути исполняемой работы, явлений и процессов, сложных связей, возможных средств и способов достижения запланированных целей;

интегративную компетентность – способность к интеграции знаний и умение выявить наиболее действенные формы деятельности и приоритетные направления, наличие навыков эффективно и рационально действовать в условиях стремительно изменяющегося общества;

ситуативную компетентность – профессиональный и жизненный опыт, умение напористо достигать поставленной цели, умение действовать в неординарной ситуации;

социальную компетентность – умение поддерживать уважительные и ровные отношения с коллегами, наличие коммуникативных способностей, вести беседы, верно, воспринимать точку зрения других и т. п.

Для окончательной формулировки существенных характеристик потенциала человека в рамках его профессиональной деятельности подчеркнем еще несколько важных качеств работника, обусловливающих его трудоспособность.

К основным характеристикам потенциала человека в рамках его профессиональной деятельности относятся следующие. А именно это качества, связанные со здоровьем человека, его типом нервной системы, выносливостью, работоспособностью, т. е. все то, что отображает его психологический и физический потенциал; качества, позволяющие человеку установить плодотворные общественные отношения и взаимоотношения в организации; качества, определяемые приобретенными и врожденными способностями человека, которые определяют возможность профессиональной деятельности конкретного уровня [25].

Потенциал человека складывается в рамках приобретения им общего, а потом профессионального образования. При этом под образованием осмысливается целенаправленный процесс обучения, развития и воспитания обучающегося. При выборе сферы собственной будущей деятельности и приобретая в ней определенную профессиональную квалификацию, человек получает соответствующий комплекс способностей, качество которых гарантируется государственными образовательными стандартами по специальностям и контролем образовательного процесса.

Учитывая всевозрастающую динамику общества в целом и значительные перестройки, совершающиеся в России, было бы наивно считать, что развитие потенциала человека заканчивается по завершении им профессионального обучения, например, в ВУЗе.

Вследствие этого в стране создана широкая сеть образовательных услуг, которая обеспечивает, во-первых, постоянное образование персонала в пределах второго высшего образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировок, а во-вторых, возможности самообразования.

Важнейшим фактором развития потенциала человека является профессиональный опыт, приобретаемый во время трудовой деятельности. При этом наиболее полезно умение обобщать приобретенные в профессиональной деятельности навыки и знания, адаптировать их к особенностям служебных функций и использовать в меняющихся условиях. Обычно такие способности обнаруживаются у специалистов, которые занимаются активным самообразованием, розыском прогрессивных способов определенной профессиональной деятельности, их применением и присвоением на своих рабочих местах; активно принимающих участие в исследовательской деятельности или обменивающихся опытом со специалистами похожего профиля.

Значительным фактором развития потенциала человека являются также обусловленные служебные ресурсы организации, в которой он работает. К ним в первую очередь относится возможность поддержания у персонала довольно сильной мотивации к учебе или увеличению своей квалификации, которая, как правило, связана с осуществлением перспектив: занятия более высокого положения в иерархии организации, соответственного увеличения материального возмездия за более результативную профессиональную деятельность сотрудника, приобретения новых наград, званий, чинов.

Анализируя вопросы осуществления потенциала человека, необходимо учитывать, что, с одной стороны, не все наблюдающиеся у человека способности являются востребованными в рамках реализации должности, а с другой – у него не могут быть или могут быть развиты не на соответствующем уровне способности, нужные для его профессиональной деятельности. Если в первом случае перед субъектом управления появляется задача рассмотреть возможность задействования запасных способностей человека, то во втором случае перед ним стоит задача развития недостающих способностей. Для оптимизации таких управленческих действий необходима диагностическая оценка потенциала личности, отображающая определенные аспекты как уже существующих способностей (резервных и актуализированных), так и отсутствующих, которые могут быть развиты в рамках соответственных образовательных мероприятий [14].

Предметом исследования потенциала человека являются, с одной стороны, его способности, а с другой – возможности их осуществления (актуализации), вырабатывания новых и раскручивания имеющихся способностей, установленных на основе рассмотрения их востребованности в интересах.

Термин «творчество» в психологии анализируется в контексте понятия «творческая деятельность». Бехтерев В. М. писал, что для любого творчества необходима та или иная степень одаренности и соответствующее воспитание, создающее навыки в работе. Последнее формирует стремление в сторону обнаружения врожденных талантов, благодаря чему в конце появляется практически неодолимое стремление или тяга к творческой деятельности.

В нынешней психологии принято различать нетворческие и творческие виды деятельности.

Нетворческие виды деятельности, устанавливаемые как репродуктивные, алгоритмические, рутинные и др., анализируются чаще как подражательные. То есть по Выготскому Л. С. и Махмутову М. И., когда человек повторяет или воспроизводит уже когда-то выработанные и создавшиеся приемы поведения или воссоздает отпечатки от старых впечатлений.

Творческие же формы изучения деятельности, устанавливаемые как продуктивные, эвристические, оригинальные и др., предпочтительно анализируются как противостоящие подражательным, которые носят творческий характер, видоизменяясь от творчества низкого уровня к творчеству все более совершенному. То есть творческий тип деятельности характеризуется тем, что он сосредоточен на создании чего-то новейшего, все равно, будет ли это основанием творческой деятельности какой-нибудь вещи внешнего мира или это будет незнакомым построением чувства или ума, проживающим и выявляющимся только в самом человеке [21].

Творческий потенциал личности – это совокупность ее свойств, способностей, состояний, набор приемов и средств, используемых в решении творческих задач.

Основной составляющей творческого потенциала личности являются [23]:

1) специальные знания;

2) широта кругозора;

3) внешняя и внутренняя готовность к творчеству.

Без первоначальных специальных знаний тяжело надеяться на эффективный творческий процесс. Порой для решения какой-либо задачи нужно просто «подтянуть» базовые знания. Причем задача из разряда творческих может перейти в разряд алгоритмических. Истинное творчество связано с идеей, и для ее раскрытия и зарождения базовые знания тоже нужны. Они служат базой для осмысления границы противоречия между задачей и возможностью. Но творческий процесс существенно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, поскольку часто творческие задачи решают на бессознательном уровне, употребляя знаниями из других областей. При отсутствии знаний появляется чувство страха, противоречие воспринимается как пропасть, появляется ощущение невыполнимости решения задачи. При этом творчество с самого начала блокируется. При присутствии конкретного количества знаний противоречие в творческой ситуации ощущается как тревога, которая является «пусковым механизмом» творческого процесса.

Основные подходы к определению творческого потенциала [4]:

  1. Сартаков В. В. – характеристика уровня развития личности в том или ином отношении (квалификационном, культурном, профессиональном и др.).
  2. Парыгин Б. Д. – определенный уровень психических возможностей личности, ее внутренней энергии, нацеленной на творческое самоутверждение и самовыражение.
  3. Овчинников В. Ф – искусственное качество личности, которое характеризует меру ее возможностей ставить и решать новые задачи в сфере своей деятельности, обладающей общественным значением.
  4. Яковлева Е. Л. – комплексная характеристика личности, устанавливающая степень осуществления человеком своей индивидуальности.
  5. Соколова М. С., Неволина Н. А. – система творческих (креативных) качеств личности.

Вдохновение – главная сторона творческого потенциала личности, которая характеризуется взлетом, сосредоточиванием творческих сил индивидуальности. Способность сосредоточить творческие силы обусловливается как внутренняя готовность к творчеству. Механизм такой концентрации заключается в выдвижении сознаваемого в подсознание и надсознание для создания базы творчества.

Высокий смысл для творчества имеет наружная готовность к нему. Под наружной готовностью имеется в виду такое состояние личности, которое обеспечивает наиболее удобное исполнение его личностных качеств, связанных с общественными отношениями. Внешняя готовность к творчеству – существенная часть творческого потенциала индивидуальности, включающего совесть, ответственность, чувство долга [19].

Собственно поэтому творческая ситуация испытывается человеком с богатым творческим потенциалом как эмоциональная.

Иным существенным компонентом творческого потенциала является способность к импровизации. Импровизация на фоне вдохновения появляется как бы из ничего, из неотчетливой потребности творческого самореализации.

Формирование творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей воспитания и обучения, нежели от возраста как такового. Поэтому крайне значима проблема – условия формирования творческих возможностей [28].

Осуществление творческого потенциала осуществляется прямо в творческом поведении. Обеспечение творческого поведения в разрешающей мере зависит от некоторых факторов:

1) благоприятный климат в организации;

2) благоприятная внешняя среда;

3) создание благоприятного климата.

Многие авторы творческий потенциал человека связывают с такими личностными чертами, как самоуверенность, смелость, признание самого себя, свобода. Баррон Ф. и Харрингтон Д. к данному списку добавляют способность обнаруживать привлекательные стороны возникающих трудностей, самостоятельность представлений, способность рисковать, эстетическую ориентацию. Кшикжентмихалый М., обрисовывая творящую личность, подмечает, что в творческом процессе всегда задействованы ее познавательные способности, особенности мотивационной сферы, личностные черты.

Творческий потенциал включает компоненты [23]:

  • содержательный;
  • мотивационно-целевой;
  • рефлексивно — оценочные компоненты.
  • операционно-деятельностный;

Мотивационно — целевой компонент отображает личностное отношение к деятельности, обнаруженное в целевых мотивах, интересах, установках. Он подразумевает присутствие интереса к конкретному виду деятельности; склонности к покупке специальных и общих знаний, навыков и умений. Показан внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более важной для творческой деятельности, это:

мотивация по итогу, когда обучающийся направлен на результаты деятельности;

мотивация по процессу, когда обучающийся заинтересован самим процессом деятельности.

Содержательный компонент содержит совокупность умений, навыков, знаний общеобразовательного характера, которые способствуют решению творческих задач.

Операционно-деятельностный компонент создан на комплексе навыков и умений организации творческой деятельности. Он включает способы мыслительных логических операций, интеллектуальных действий, а также формы практической деятельности: технические, общетрудовые, специальные. Этот компонент отображает возможности личности в образовании чего-то нового и нацелен на самовыражение и самоопределение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент содержит: внутренние процессы самоанализа и осмысления, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения собственных возможностей и уровня притязаний в творчестве [32].

На сегодняшний день нет четкости в осознании творческого потенциала. Творческий потенциал понимается как качество человека, с помощью которого реализуется вероятная деятельность в форме труда, общения и познания, характер и содержание которого различаются новизной. Новизна в деятельности акцентирует, с одной стороны, действительность творческого потенциала, а с другой – продукт индивидуально-личностного творчества. Исполнение творческого потенциала личности вероятно только в определенных видах деятельности, базируется на установленную совокупность индивидуальных образов непредвзятого мира. К формам выражения творческого потенциала личности относятся формы психического отражения: восприятие, воображение, ощущение.

Главным показателем выражения творческого потенциала личности является что-то новое, что возникает не только в итоге познавательной деятельности, трудовой деятельности, но и в подходах, средствах, отношении, процессе, методах.

Многосторонность творческого потенциала и энергичности личности зависит от ее творческих возможностей. Даже если работа не подразумевает возникновения творчества, точность, высокий уровень профессионализма, безукоризненность исполнения рутинных операций приносят трудовой деятельности особенную привлекательность за счет тех позитивных эмоций, которые появляются, когда можно «показать себя».

Полагают, что творческий потенциал – это средство, с помощью которого разрешают практические задачи. Сила творческого потенциала определена не столько присутствием у человека творческих способностей, сколько потребностью в творчестве [9].

На современном этапе для решения проблемы творчества свойственным является отсутствие фундаментальных работ, которые посвящены рассмотрению смысла «творческого потенциала». В философском аспекте представление «творческий потенциал» анализируется как синтетическое качество личности, которое характеризует границу его возможностей определять и разрешать новые задачи в области своей работы, которые имеют коллективное значение.

Таким образом, «творческий потенциал» – это интегральное свойство личности, позволяющее человеку выполнять предметную деятельность.

vuzru.ru

Творческий потенциал личности

С рожденья своего храним дары,Которые раскрыть пока мы не успели, Всевышним те дары сотворены И были вручены нам с колыбели.Господь наш не устанет повторять:“Все, чем владею сам, хочу, чтоб вы имели”.С рожденья своего храним дары,Которые раскрыть пока мы не успели.

Творческий потенциал личности безграничен, но люди часто не используют его по одной простой причине: они не подозревают о том, что он существует.

А Вы верите в свой творческий потенциал? Знаете о своих способностях и талантах? Если “нет”, то не расстраивайтесь, потому что Вы среди большинства. Так почему же большинство людей не верят в творческий потенциал своей личности?

С детства нам вбили в головы следующие мифы:

1. Творческими способностями обладают лишь особенные люди. Но это ложь! Творческими способностями от рождения одарен каждый человек. Вопрос не в отсутствии творческих способностей, а в осознании того, что они есть, и в их реализации.

2. Творческими являются лишь избранные виды деятельности. Например: музыка, живопись, поэзия и т.д. Тоже ложь! Творческие способности ни в меньшей мере востребованы в математике, естественных науках, спорте, предпринимательстве и т.д.

3. Люди либо обладают творческими способностями, либо нет. И снова ложь! Творческий потенциал – не фиксированная величина. Он может развиваться и расширяться.

    !!! Из всего вышесказанного следует, что каждый из нас является творчески одаренной личностью. Нужно принять это как аксиому и работать над открытием и развитием творческого потенциала своей личности.

    Что касается меня, то к творчеству “вплотную” я подошла далеко не в юном возрасте. Результатом стали мои проекты, книги, аудио-эссе, медитации и фотоработы. Жизнь наполнилась новыми красками. Поэтому я от всей души советую Вам раскрыть творческий потециал своей личности и стремиться к его реализации.

    Мне очень нравится притча о Божьих семенах:

    Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.

    - Господи! Это Ты! - воскликнула она с радостью.

    - Да, это Я, - ответил Бог.

    - А что у Тебя можно купить? - спросила женщина.

    - У меня можно купить все,- прозвучал ответ.

    - В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

    Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

    - И это все?! - воскликнула удивленная и разочарованная женщина.

    - Да, это все,- ответил Бог и добавил: - Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?

    Наклонности, способности и таланты – это семена, которые Вы получили от Бога. Посеять семена, ухаживать за ростками и получить урожай – Ваша миссия, цель и смысл жизни. Бог благословит и поддержит Вас в раскрытии Вашего предназначения. Ваша судьба – результат Ваших совместных деяний с Высшими Силами Добра и Света.

    Творческим потенциалом обладает каждый. Творить могут все, не зависимо от профессии, уровня материального достатка и возраста. Ограничений для раскрытия творческого потенциала не существует. Нужно лишь одно условие – стремление к развитию творческого потенциала своей личности.

    Иногда одолевают страхи и сомнения, не хватает смелости, уверенности в себе и своих силах. Для обретения этих бесценных качеств предлагаю Вам поработать с моими аффирмациями, медитациями и визуализациями, а также подписаться на мини-уроки по личностному росту от Ники Верниковой (под левым меню этого сайта).

    www.vernikova.com

    ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА

    Поиск Лекций

    Реферат

    «Творческий потенциал человека

    Теория способностей и мультиинтеллекта

    Виды одаренности»

     

    Выполнила

    студентка Группы ТХОМ-17

    Баскаева Залина

     

     

    Москва,2017

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА……………………………………4

    ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ СПОСОБНОСТЕЙ Ч. СПИРМЕНА……….…5

    ТЕОРИЯ МУЛТИИНТЕЛЕКТА ХОВАРДА ГАРДНЕРА…………………….6

    ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ………………………………………………………….9

    ВЫВОД…………………………………………………………………………...10

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................11

    ВВЕДЕНИЕ

    «творчество – есть способность обнаруживать решения проблем или новые способы выражения, приводящие в жизнь нечто новое» Роджерс

    Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить. Творческость есть наша сущность, наша жизненность. Перекрыть этот процесс означает вызвать болезнь как на уровне отдельного индивида, так и на уровне культуры в целом. Творческое выражение не соответствует догме или заранее заготовленной форме. Творческость есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Творчество есть процесс,который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. Но творческим процессом могут быть и взаимоотношения между людьми.

    Творчество– это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего; это необходимое свойство и функция культурно-исторического развития живой и неживой природы, порождающей новые формы и виды.

    Способность к творчеству у человека возникла в процессе трудовой деятельности. Из предоставляемого природой материала он должен был создавать новую реальность, удовлетворявшую многообразие его потребностей. По мере познания закономерностей окружающего мира возможности творчества возрастают. Сегодня выделяют творчество в каждой отрасли производства, науки, искусства и т. д. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (творчество изобретателя, организатора производства, ученого, художника, педагога и т.д.).

    Творчество, творческий потенциал – это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens.

    Различают объективное и субъективное творчество. Объективное творчество предполагает создание (творение) качественно нового, оригинального, общественно значимого продукта (новые теории, произведения искусства, научные открытия). Субъективное же творчество рассматривает в качестве творческого продукта овладение новыми для данной личности способами познавательной деятельности, постижение новых смыслов в прежней деятельности.

    ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА

    К творчеству способны практически все люди. Однако уровень творческих достижений у людей бывает различным. Большинство высоких творческих достижений в той или иной области принадлежит лишь незначительной части людей. Так, в исследовании Денниса (Dennis, 1955) представителей разных областей деятельности (музыка, геология, химия, геронтология) было выявлено, что в каждой из них около половины достижений принадлежит десятой части соответствующих специалистов. Как правило, в каждой профессиональной группе «низшие» 50 % создают меньше, чем «верхние» 10 %. Отсюда: для достижения высоких творческих результатов, значимых для общества, возникает необходимость в поиске этих 10 % талантливых людей, обладающих, как говорят, творческим потенциалом. Однако поиск людей с высоким творческим потенциалом имеет и другое значение. А. М. Матюшкин (1989) пишет, что «научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей и учащихся. Обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную модель творческого развития человека» так как «психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество».

    Социологические исследования показали, что одаренные люди составляют сравнительно небольшую часть населения (эти данные колеблются от 2,5 до 20 %). По тестам на выявление общей одаренности данные несколько выше: талантливая часть населения составляет около 20 % (Хавингерст, 1958).

    По существу творческий потенциал в широком смысле – это структура характеристик, присущих творческим личностям (креативам). При этом если творческий потенциал в узком смысле измеряем, то в широком смысле – только прогнозируем с учетом степени выраженности личностных особенностей. Поэтому выведение какого-то обобщенного показателя (коэффициента) творческого потенциала (креативности, как пишут Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов, 2006) весьма затруднительно.

    Если цели личности лежат вне самой деятельности, если человек работает только для того, чтобы не потерять престиж, то деятельность (осуществляемая на уровне действия) выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемого. Отмечая высокие способности такого человека, не следует говорить о его высоком творческом потенциале, поскольку творчество предполагает… увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место развитие деятельности по инициативе самой личности (фактически саморазвитие деятельности), а это, на наш взгляд, и есть творчество.

    Таким образом, творческие способности рассматриваются нами не как особый, самостоятельный вид способностей, они выступают не в качестве отдельной модальности, а характерны для любого вида труда. Условно говоря, творческость – это способность не просто к высшему уровню выполнения любой деятельности, но к ее преобразованию и развитию.

    Большей частью о творческом потенциале судят по творческим способностям и одаренности. Часто эти два понятия используются как синонимы. Между тем это хотя и родственные, но все же разные понятия.

     

     

    poisk-ru.ru

    ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКИЙ - это... Что такое ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКИЙ?

     ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКИЙ – существенную роль в акмеологическом изучении творчества играет психологическое исследование проблемы развития и реализации творческого потенциала человека. П.т. может рассматриваться как нереализованные, но имеющиеся у человека способности (или способности еще не развитые, не связанные со сферой их проявления даже в плане представлений) или как творческая характеристика личности, складывающаяся из интеграла специальных способностей, инициативы, мотивации достижения и организаторских или инновационных способностей, побуждающих к изменению, совершенствованию, оптимизации существующего положения дел, деятельности. Творцам присущ особый рефлексивно-интенсивный, интуитивно-обостренный стиль мышления, деятельности, характеризующийся углубленными, «мировоззренческими чувствами» (С.Л. Рубинштейн), т. е. рефлексии.

    Актуальное проявление творчества является моментом реализации уже накопленного потенциала наличных творческих способностей, который служит предпосылкой их дальнейшего развития. В общем виде П.т. трактуется как творческие возможности человека, становление которых представляет собой их существенное развитие, а проявление – внезапное «озарение», появление идеи. Акмеологический анализ специфики П.т. предполагает использование категориальной оппозиции «естественное – искусственное». Причем оба процесса – постепенное (сукцессивное) развитие П.т. и его одномоментная (симультанная) реализация могут рассматриваться как естественный процесс стихийного характера, и как управляемый, организуемый.

    В первом случае развитие П.т. носит стихийный характер, а его реализация осуществляется спонтанно. Во втором – напротив, велика роль специальных внутренних усилий субъекта и целенаправленных внешних организующих и управляющих воздействий. В силу этого вмешательства в непроизвольное осуществление П.т. обеспечивается управлением обоими процессами, т. е. стихийное развитие П.т. приобретает более оптимальные формы и виды, а его спонтанная реализация осуществляется более эффективными путями и способами, определяемыми состоянием как психологических знаний о творческом потенциале, так и базирующимися на них педагогическими технологиями и рекомендациями, которые направлены на усиление креативного компонента развития человека и на оптимизацию реализации его П.т. посредством активизации и развития рефлексивной культуры профессионала.

    Итогом реализации П.т. человека является положительная или отрицательная социальная оценка его творческих усилий и достижений (определяемая именно психологическими механизмами при наличии нормальных биосоциальных предпосылок их функционирования), которая оказывает соответствующее обратное влияние на биологические параметры жизнедеятельности человека. Творчество мобилизует его жизненные силы, гармонизируя функционирование психических процессов в уникальный ансамбль и раскрывая психофизиологические, эмоциональные, интеллектуальные, личностные резервы.

    Психологический аспект проблемы развития и реализации творческого потенциала человека заключается в раскрытии природы этого креативного стиля бытия человека-творца, изучение интуитивно-рефлексивных механизмов функционирования его психических процессов и определение условий, путей и способов управления ими в целях обеспечения социально-значимых достижений и культурно-прогрессивных инноваций.

    Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

    • Потенциал рецепторный (генераторный)
    • ПОТЕНЦИАЛ

    Смотреть что такое "ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКИЙ" в других словарях:

    • Потенциал — Содержание 1 Биология 2 Математика 3 Физика и химия 4 Лингвистика …   Википедия

    • Творческий потенциал — (англ. Creative potential)  совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Творческий потенциал Артиста – это генетические и физиологические вокальные данные, сценические навыки,… …   Википедия

    • творческий — прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. творчески 1. Творческим называется то, что относится к свойствам, качествам человека, который обладает способностью создавать художественные ценности. Творческие способности. | Творческий потенциал,… …   Толковый словарь Дмитриева

    • Творческий потенциал — (общеславянск. «творъ» вид, существо, творение потенциал) – аспект, сторона интеллекта, характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач. Предполагается, что творческий потенциал связан со способностью к дивергентному… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • потенциал — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? потенциала, чему? потенциалу, (вижу) что? потенциал, чем? потенциалом, о чём? о потенциале; мн. что? потенциалы, (нет) чего? потенциалов, чему? потенциалам, (вижу) что? потенциалы, чем?… …   Толковый словарь Дмитриева

    • потенциал — [тэ], а; м. [от лат. potentia сила] 1. Спец. Физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке. Электростатический п. 2. Книжн. Степень мощности в каком л. отношении, совокупность всех средств, возможностей, необходимых для чего л …   Энциклопедический словарь

    • ПОТЕНЦИАЛ — (от лат. potentia сила) совокупность возможностей, источников, средств, запасов и т. п., которые могут быть приведены в действие, использованы для решения определенных задач, достижения поставленных целей; возможности отдельного лица, общества,… …   Профессиональное образование. Словарь

    • потенциал — (тэ) а; м. (от лат. potentia сила) 1) спец. Физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке. Электростатический потенциа/л. 2) книжн. Степень мощности в каком л. отношении, совокупность всех средств, возможностей, необходимых для …   Словарь многих выражений

    • ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ — (creativity) (психология) аспект интеллекта, характеризующийся новизной в мышлении и решении задач. Творческая способность предполагает дивергентное мышление, обычно требуя как можно большего числа ответов на простую ситуацию (например, необычное …   Большой толковый социологический словарь

    • Творческий потенциал — (creativity), изобретательность в науке и иск ве. Хотя Т.п. редкое кач во, присущее лишь талантливым личностям, ценные открытия часто делают и обычные люди. Творческие личности это не обязательно особый тип человека, часто они просто находятся в… …   Народы и культуры

    Книги

    • Творческий девичник. 10 идей для вдохновения, экспериментов и дружеских встреч, Горин Игорь, Ротман Джулия, Коул Рэйчел. О книге Хватайте ручки, собирайте подруг и готовьтесь к вдохновляющему "Творческому девичнику"!Когда Джулия Ротман, Ли Горин и Рэйчел Коул решили устроить совместные занятия рисованием по… Подробнее  Купить за 1537 руб
    • Творческий девичник. 10 идей для вдохновения, экспериментов и дружеских встреч, Ротман Джулия. Хватайте ручки, собирайте подруг и готовьтесь к вдохновляющему 171;Творческому девичнику 187;!Когда Джулия Ротман, Ли Горин и Рэйчел Коул решили устроить совместные занятия рисованием по… Подробнее  Купить за 1009 руб
    • Творческий девичник. 10 идей для вдохновения, экспериментов и дружеских встреч, Горин Игорь, Ротман Джулия, Коул Рэйчел. Хватайте ручки, собирайте подруг и готовьтесь к вдохновляющему `Творческому девичнику`!Когда Джулия Ротман, Ли Горин и Рэйчел Коул решили устроить совместные занятия рисованием по вечерам,… Подробнее  Купить за 531 грн (только Украина)
    Другие книги по запросу «ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКИЙ» >>

    psychology_pedagogy.academic.ru