Семинар с элементами тренинга "Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ". Тренинги с родителями


Тренинг с родителями и детьми "Учимся общаться".

Тренинг с родителями и детьми «Учимся общаться».

Цель: Обеспечить практическую готовность родителей для повышения эффективности взаимодействия в сфере детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Развивать у родителей и детей коммуникативные качества;

  2. Обучить родителей играм и приёмам взаимодействия друг с другом и детьми;

  3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком;

  4. Воспитывать умение общаться раскрепощённо и свободно.

Ход мероприятия:

Общение играет очень важную роль в жизни каждого человека. От процесса общения зависит психологическое здоровье человека, его настроение, чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит общение его с другими людьми.

Тоже самое относится и к нашим детям.

Исследования показали, что нарушение эмоциональных контактов ребёнка с родителями имеют негативные последствия, как в соматическом, так и в психологическом и интеллектуальном развитии ребёнка.

Вот небольшой пример, в одном из домов малюток, где были дети- «отказники» провели эксперимент. С 1 группой детей общались, разговаривали, улыбались, нежно прикасались, обнимали. С другой, этого не проделывали. Дети 1-ой группы гармонично и быстро развивались, согласно возраста. А дети 2-ой группы, не смотря на хороший уход и питание, стали болеть и даже умирать от эмоционального «голода».

Общение и потребность в любви у детей стоит в том же ряду потребностей, что потребность в еде, сне, движении и отдыхе и т.д.

Сегодня мы попытаемся научиться общаться друг с другом, с нашими детьми, познакомимся с некоторыми играми и упражнениями, попробуем раскрепоститься и научиться понимать друг друга.

В нашей группе будут существовать некоторые правила, которые я вам хочу предложить.

Правила общения в группе:

  1. Каждый имеет право высказаться и быть услышанным;

  2. Общение в группе должно быть доверительным и тактичным;

  3. У нас нет зрителей, работают все.

  4. Хранить секреты участников группы.

  5. Называть друг друга по имени.

1 часть тренинга» Работа с родителями».

Начинаем нашу работу со знакомства.

Игра «Давайте познакомимся».

Цель: Познакомиться друг с другом, развитие коммуникативных качеств, ощущение тактильного контакта.

Участник подходит к другому участнику, произносит своё имя, берёт за руку. Вдвоем они подходят к следующему участнику, представляются по очереди и берут его за руку и т.д. В результате все встают в круг.

Игра «Пирамида любви»

Цель: воспитывает уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивает коммуникативные качества, способствует раскрепощению.

Каждый из нас испытывает чувство любви. Любовь бывает разной: к себе, к мужчине, к детям, к родине и т.д. Сейчас мы с вами построим пирамиду любви. Для этого нам надо по очереди подойти в центр круга, протянуть вперёд руку и сказать, что вы любите.

-Вы чувствуйте тепло рук?

-Вам приятно это состояние?

Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида любви. Это потому что мы любим и нас любят.

Игра «В детстве я мечтала…»

Цель: развитие доверительных отношений, способствует погружению членов группы в детское эго-состояние

Участники кидают мяч друг другу и говорят, о чём они мечтали в детстве.

Игра «Войди в круг»

Цель: Развивать умение общаться, договариваться, находить нужный тон общения, развитие коммуникативных умений.

Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они – дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.

Вопросы для анализа:

  • Что вы испытывали, выполняя это задание?

  • Легко ли было войти в круг?

  • Почему?

Игровое упражнение «Правила для ребёнка»

Очень часто родители ограничивают своё общение с ребёнком запретами и указаниями. Но, исходя из опыта, мы понимаем, что это куда менее эффективно, чем обсуждение и умение договориться с ребёнком. Конечно, есть много ситуаций, когда взрослый вынужден устанавливать определённые ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие и, их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем превратить запреты в правила. Ваша задача: создать правила для ребёнка, не употребляя слово «не». Например: не спеши во время еды/будем есть не торопясь и т.д.

Примеры:

  1. Не кричи так громко/ будем разговаривать тихо;

  2. Не рисуй на стене/рисуй на бумаге;

  3. Не обижай другого/играй дружно;

  4. Нельзя переходить улицу на красный цвет/ переходи улицу на зелёный цвет;

  5. Не разбрасывай игрушки/прибирай игрушки на своё место;

  6. Не торопись во время еды/ кушай спокойно.

Сложно было выполнить задание? Почему?

Необходимо использовать такие правила в семье. Тогда общение с ребёнком будут дружественным и доверительным, выполнять такие правила ребёнку будет куда приятнее, чем запреты.

2 часть тренинга «Игры с детьми».

Как уже было сказано ранее, многие родители не осознают важности эмоциональной связи со своими детьми. По результатам исследований в каждой второй семье дети испытывают дефицит родительской любви, внимания и ласки. Это является причиной болезней ребёнка, не умением контактировать с другими людьми, не уверенности в себе.

Сейчас мы попробуем проиграть в игры и упражнения с детьми, которые помогут наладить тактильный контакт с ребёнком, научит вас общаться и доставлять друг другу радость от этого общения.

Игра «Дрозд».

Я – дрозд                                            

И ты – дрозд.                                      

У меня – нос

И у тебя – нос.

У меня щечки розовые

И у тебя щечки розовые.

Мы с тобой два друга 

И мы любим друг друга.

Показываем ладошкой на себя

Показываем ладошкой на партнера, дотрагиваясь до него

Дотрагиваемся до своего носа

Дотрагиваемся (показываем) до носа партнера

Показываем на свои щечки

Дотрагиваемся (показываем) до щечек партнера

Пожимаем друг другу правые руки (здороваемся)

Обнимаемся (взрослый нежно прижимает к себе ребенка)

Игра «Ладошки»

А сейчас мы поиграем с нашими ладошками. Сядьте удобно напротив друг друга так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По моей команде пусть ваши руки сначала:

  1. Найдут друг друга;

  2. Познакомятся;

  3. Подружатся;

  4. Потанцуют;

  5. Подерутся;

  6. Помирятся;

  7. Попрощаются.

Игра «Сороконожка»

Выбирается голова, остальные участники приседают на корточки, берут друг друга за плечи, следуя за головой. Стараются перемещаться всем телом, обходя препятствия, заваливаясь на бок, закручиваясь в кольцо.

Игра «Кошка» (делают друг другу)

Взрослый берет руку малыша, повернутую ладошкой кверху и говорит:

Покажи ладошку

Поглаживая его ладонь произносит слова:

Расскажу про кошку.

Сжимает детскую ручку в кулачок:

Вот, кулак.

Разжимает кулачок малыша:

А, вот, ладошка.

Ставит свои пять пальцев, слегка собранных вместе, ему на ладонь, эмитируя этим садящуюся на ладонь кошку:

На ладошку села кошка.

И медленно перешагивая пальцами, как бы крадучись, потихоньку взбираемся от кончика кисти вверх по руке, произнося слова:

И крадется понемножку.

Добравшись до подмышки ребенка, резко «впрыгивает» туда и весело говорит

Видно, мышка там сидит!

Малыш хохочет и сразу же требует повторения

Массажи:

Белка хвостиком метёт,

Белка хвостиком метёт.

лёгкими движениями пальцев гладим спинку

Рыбка по морю плывёт

ребром ладони проводим вдоль позвоночника

Как по небу облака,

Мы погладили бока

слегка проводим ладонями обеих рук по бокам

Как летят снежинки

Так мы гладим спинку.

едва касаясь рукой гладим спинку

Итог.

На мой взгляд мы провели сегодня замечательный вечер. Затронули много тем, кое-чему научились. Давайте подведём итог. Закончите, пожалуйста, мою фразу:

  • «Из сегодняшнего разговора я поняла…

  • «Мне не понравилось…

  • «Хотелось бы продолжить разговор на тему…

А сейчас я предлагаю всем участникам взять человечка с таким выражением лица, которое соответствует вашему внутреннему состоянию на сегодняшний момент и прикрепить его на доску.

Или вручение брошюр с играми на общение родителей.

infourok.ru

"Тренинговые упражнения с родителями"

Тренинговые упражнения для работы с родителями и учащимися

Особое место в моей педагогической деятельности занимает родительский тренинг. Тренинг проводится с группой родителей на родительском собрании. Тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание о детстве», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.

Вашему вниманию мне хочется предложить несколько игровых упражнений, которые направлены на формирование родительского коллектива. Их можно использовать на первом родительском собрании, а можно на нескольких встречах с родителями.

Приветствие.

Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:

  • Сказать дружно друг другу “Привет!;

  • Стукнуться кулачками;

  • Потереться спинками;

  • Обнимаемся.

Упражнение Апельсины

Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины».Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы».

Бумажные салфетки

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться,  а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.

Как мы похожи!

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

"Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

“Рисуем герб семьи”

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить. Для подсказки я использовала фрагмент заранее снятого фильма «Моя семья – глазами ребёнка» (см. видео приложение)

Игра «Чудесный мешочек»

У меня в руках мешочек, на дне которого находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в мешочек и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его. Родители называют чувства, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семье, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Игра  «Паутинка»

Кто желает побыть в роли ребенка?  (желательно, папа) Вот наш ребенок. Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический  и покажем на нашем ребенке.  Мы  будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты, а учитель обвязывает «ребенка» лентами)

Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя начальных классов». Изд. 3-е – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 352с. (Серия «Школа радости».)

  2. Дереклеева Н. И. «Родительские собрания в 1-11 классах». – М.: Вербум-М, 2001. – 80с.

  3. Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы». М.: Вако, 2003. – 240с.

  4. Саляхова Л. И. «Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы». – М.: Глобус, 2007. – 315с. – (Классное руководство).

  5. revolution.allbest.ru›Педагогика›00094545_0.html

  6. vsekonkursy.ru/

  7. www.3vium.ru/semya/formiraboti.html

  8. school7.do.am/index/uchenicheskaja_konferencija/0

  9. upr.1september.ru/view_article.php?id=200901419

  10. pervoklassnik.resobr.ru›Архив›year/articles/3947

  11. www.citycat.ru›Тренинги интеллекта

  12. azps.ru›Психологические тренинги›

  13. http—adalin.mospsy.ru-l_01_

  14. http—www.deti-66.ru

infourok.ru

"Родительские тренинги" методическая разработка

Родительские тренинги

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги.

Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Интересные и хорошо организованные тренинги порой могут сделать невозможное там, где уже все общественные институты отказались что-либо делать.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя долго ждать.

Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий.

В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребенка.

Если в воспитании отдельных детей классный руководитель порой встречается с неразрешимыми проблемами, можно предложить поучаствовать в тренинге не только родителям, но и детям. Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые обыденные ситуации глазами самого ребенка и открыть для себя мир, в котором он живет.

Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

По результату участия в тренинге школьный психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей.

Но если психолога нет, а хочется сделать все возможное по привлечению проблемной семьи к сотрудничеству со школой и классным руководителем?

Для этого нередко используют так называемые часы Откровения, которые может организовать в своем классе сам классный руководитель. Исходя из тех проблем, которые сложились в семье, он разрабатывает серию упражнений и проводит занятия с родителями и детьми.

Сегодня я представлю Вам элемент такого занятия.

ПРОБЛЕМА: грубость и агрессивность поведения детей.

Упражнение №1:«Ласковое имя»

Цель. Создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».

infourok.ru

Тренинг для родителей "Как выстраивать общение с детьми"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Общение – залог полноценного умственного и физического развития ребенка.

Цель тренинга: обучение родителей современным навыкам взаимодействия с детьми, позволяющим повысить самооценку ребенка и создать в семье атмосферу уважения и любви.

Приветствие. Подготовка к восприятию материала

Воспитатель. Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня мы свами собрались,чтобы поговорить о нас родителях и о наших взаимоотношениях с детьми

Тренинг “ЗНАКОМСТВО”. Приложение

Воспитатель. Так как мы все мамы, а когда-то мы были детьми. Поэтому ребенок в нас живет всегда, а взрослыми мы становимся постепенно. Сегодня мы попробуем вернуться к нашему состоянию ребенка и немножко поиграем. А сейчас давайте познакомимся поближе, потому что зрительно мы друг друга знаем, но не знаем, может быть по имени, поэтому напишите на бейдже свое имя, т.е. как бы вы хотели, чтобы вас сегодня называли. Также подумайте, как вы можете представить себя одним словом, причем оно должно начинаться с первой буквы вашего имени /например: Ваня – внимательный, Сергей – серьезный и т.д.

В течение всей беседы мы обращаемся друг к другу по имени, указанном на ваших бэйджах и стараемся говорить о своих чувствах или каких-то мыслях, которые приходят к вам сейчас, которые могут возникнуть или которые были когда-то.

Заполнение анкеты

Воспитатель.

А сейчас, чтобы поближе познакомиться с вашими детьми, заполните пожалуйста небольшую анкету.

Вы хотите узнать, что ваши дети ответили на те вопросы, которые были предложены вам?

Тогда я предлагаю вам подойти к волшебному дереву, найти яблоко с именем вашего ребенка и сравнить ответы.

Поделитесь пожалуйста, что каждый из вас почувствовал после прочтения ответов вашего ребенка.

Мы, взрослые, порой забываем, что наш ребенок – это не наша копия, у них тоже есть чувства, увлечения, которые мы порой не принимаем во внимание.

Упражнение “Мои качества и качества моего ребенка”

Психолог.

А сейчас небольшое я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

Вам нужно будет написать свое одно положительное качество, то, что вы в себе любите, цените и это достижение. Далее во втором столбце напишите то качество, которое вы не любите, не цените и хотели бы от него избавиться. В третей колонке попробуйте указать достоинства вашего отрицательного качества /что мы от него имеем, потому что ничего в жизни не бывает просто так.

И вторым пунктом будут:

- Хорошее качество вашего ребенка, самое ценное качество, которое вы на сегодняшний момент цените в своем ребенке.

- Плохое качество, которое вам не нравиться, с которым вы миритесь или не миритесь, вы хотите чтобы ребенок от него избавился.

- напишите “+” этого отрицательного качества ребенка.

Давайте теперь попробуем работать следующим образом:

- сейчас мы берем вот это качество, которое мы не ценим в ребенке, от которого хотим избавится и выносим его на аудиторию;

- называя это качество, мы просим своего соседа назвать положительные свойства этого качества;

- вы недовольны чем-то, каким-то качеством вашего ребенка, попробуйте назвать его вашей соседке /например, мой ребенок имеет плохое качество…, мой ребенок не должен быть таким…/;

- если кто-то хочет добавить что-то свое, пожалуйста, можно дополнять.

Итог. В каждом отрицательном качестве положительные стороны. Есть такие качества в человеке, которые мы называем вредными привычками. Эти привычки дети копируют с родителей (не любит читать, не любит слушать, когда ему читают, разбрасывает вещи, грубят взрослым, дерутся, обзываются и т.д.). И нам, родителям, нужно в первую очередь, пересмотреть свои привычки и свое отношение к ребенку и быть образцом всего хорошего для своего ребенка.

Упражнение “Лучики”

Воспитатель.

Я раздаю вам лучики. На них напишите одно качество, которое вы бы хотели видеть в своем ребенке.

Посмотрите на наше “Солнышко”. Солнышко – это наш ребенок. А чего не хватает нашему солнышку?

Давайте прикрепим к солнышку лучики и посмотрим каким стал наш ребенок. Рисунок 1

Мы хотим, чтобы наш ребенок был … (перечисляет качества с солнышка). Что нам нужно сделать для этого?

Дискуссия “Успешность семейного воспитания”

Психолог.

Чтобы правильно выстраивать общение с собственным ребенком я предлагаю вам ознакомиться с важными условиями успешности семейного воспитания

  1. Единство требований всех членов семьи
  2. Наличие разумного авторитета родителей
  3. Разумность родительской любви
  4. Традиции в семье
  5. Правильное использование наказания и поощрения
  6. Наличие благоприятного психологического климата в семье

Я предлагаю вашему вниманию небольшой ролик (из фильма “Похоронить за плинтусом”), после просмотра которого, мы с вами обсудим условия воспитания ребенка в семье.

Обсуждение.

1. Какие условия успешности семейного воспитания были нарушены?

2. Каким человеком станет этот ребенок?

3. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Обсуждение ситуаций

Психолог.

Воспитательный потенциал семьи безграничен. Здесь обозначены наиболее важные черты и условия семейного воспитания, чтобы оно не стало свободным.

Воспитание должно быть проникнуто заботой о будущем ребенка и счастливой старости родителей. Прав Макаренко: “Иногда нам бывает больно, обидно, нас не понимают, нет контакта с детьми”.

Что же нам, взрослым, в этом случае делать?

Я приведу 2 примера.

Пример 1. Вы возвращаетесь с работы уставшая. Ваш сын подбегает к вас – рубашка грязная, вылезла из штанишек, пуговица оторвана. Вы огорчены и расстроены . А сын подбежал к вам довольный, что встретил вас.

Пример 2. Ребенок – подросток включил громко музыку. Вы устали. Она естественно вам мешает.

Возникает вопрос: Как же быть родителям в этих ситуациях

Я-сообщение. Ты-сообщение

Нужно попробовать выплеснуть свои отрицательные эмоции, не обидев ребенка. Это можно сделать, если правильно построить свое замечание по этому поводу.

Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом, чтобы ребенок знал, что вы недовольны его поведением. Иначе вы будете сердиться, в вас все это будет копиться, а дети – это такие тонкие психологи, они замечают, что у вас глаза недобрые, что вы даже голову повернули не так.

Что нам советуют ?

Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, нужно говорить от первого лица и сообщить о себе, о своем поведении, а не о нем и о его поведении.

Когда я обращаюсь к ребенку и в моей речи звучат местоимения Я, МНЕ – это Я-СООБЩЕНИЕ. Если мы употребляем ТЫ, ТЕБЕ, это ТЫ-СООБЩЕНИЕ

Давайте вернемся к примерам /родителям предложить высказать свои предложения по этим примерам/ :

Как не нужно говорить: Опять ты грязный! Что у тебя за вид? И что ты так громко включил музыку?

Как нужно сказать: Я не люблю, когда дети ходят неопрятные, мне стыдно за тебя. Меня очень утомляет громкая музыка.

На первый взгляд, казалось бы, разницы нет, но разница большая. Когда мы говорим, используя

Я-СООБЩЕНИЕ, мы ребенка не обижаем, не оскорбляем его чувства. А если мы используем ТЫ-СООБЩЕНИЕ, то у ребенка идет защитная реакция, он может нам просто нагрубить.

Очень просто построить наше сообщение, не обидев ребенка, когда делаешь ему замечание.

Есть преимущества Я-СООБЩЕНИЯ:

  1. Оно позволяет выразить свои негативные чувства, в необидной для ребенка форме.
  2. Оно дает возможность детям ближе узнать нас – своих родителей. Дети, уже будучи подростками, очень удивляются, что мама с папой могут переживать, расстраиваться, потому что мы очень редко говорим о своих чувствах. Когда мы открыты, искренны в выражении своих чувств, то дети становятся такими же в общении с нами. Они доверяют нам.
  3. Высказывая свои чувства без приказа, мы оставляем за своими детьми возможность самим принимать решения. Вы сам не заметите, как дети будут учитывать ваши желания, настроение.

Упражнение “Свеча”

Воспитатель.

У меня в руках горящая свеча. Она символизирует семейный очаг. Я попрошу вас взять по маленькой свечке и встать в круг. Рисунок 2.

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть.опирайтесь на сильные стороны своего ребенка

Рефлексия

Воспитатель.

Чтобы вы хотели пожелать родителям, чтобы их ребенок гармонично развивался в семье и комфортно чувствовал себя в окружающем его мире

На этом большем сердце расположенные сердечки, которые вырезали и наклеивали ваши дети. Давайте по краям большого сердца поставим наши свечки и будем всегда помнить, что наши дети нуждаются в нашей заботе, тепле и любви.

На этом наша встреча подошла к концу. Мы очень рады, что вы нашли время и пришли к нам. Мы уверены, то, о чем мы говорили сегодня, поможет нам и вам в общении детьми.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Семинар с элементами тренинга "Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ"

Разделы: Школьная психологическая служба

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

С запросом к нам в психологический центр “Шанс-Омет”, находящийся при Управлении образования города Елабуга обратилась администрация ДОУ, так как в штате детского сада нет психолога. Запрос был такого содержания: помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

С администрацией ДОУ было согласовано время проведения и продолжительность работы. Нашей задачей было дать максимум нужной информации с практическими заданиями, поэтому мы остановились на такой форме, как семинар с элементами тренинга “Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ”. Целью которого мы ставили: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

Наш семинар “Эффективное общение” – попытка показать педагогам структуру общения, его внутреннее устройство. И не только понять, но и научиться пользоваться этими новыми знаниями. Были проведены три встречи, каждая содержала как теоретический материал (короткие беседы и мини-лекции), так и практическую часть, в которой были использованы определенные упражнения и задания, помогающие воспитателям овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения.

Занятие 1. Рефлексия как способ продуктивного общения. Самопознание и рефлексия.

Основной целью первой встречи было создание доверительных отношений, а так же сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.

Занятие 2. Барьеры эффективного общения

На второй встрече проводился анализ собственного опыта общения педагога с родителями воспитанников. Отрабатывались навыки невербального и вербального взаимодействия, активного слушания. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Занятие 3. Навыки эффективного общения

Целью третьей встречи было поддерживать условия для проявления профессиональной и личностной рефлексии, где предусматривалась отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общение.

Это необыкновенно интересно и увлекательно – разбираться в человеческих отношениях, перестраивать общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Когда становятся видны мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было прежде заметно. Мы все создаем мир, в котором живем. Так давайте сделаем его таким, чтобы жить в нем было приятно. И общаться – особенно!

Занятие 1. Самопознание и рефлексия. Рефлексия как способ продуктивного общения

Цель:

  1. Создать благоприятные условия для работы группы;
  2. Ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;
  3. Сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.
  4. Создать условия для формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия.
  5. Способствовать созданию атмосферы психологической безопасности.

Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.), тетради, ручки.

Ход встречи

1. Упражнение “Мы рады вас видеть”

Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь крута.

– Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.

Инструкция: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т.д.

Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.

Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.

2. Беседа: О сущности понятия “тренинг”

Вам наверняка знакомо это слово, что оно обозначает и с чем ассоциируется?

(Ответы педагогов.)

Психологический тренинг — это тренировка души, разума и тела.

Тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей

Итог: Мы с вами понимаем, что, выступая перед аудиторией, выполняя какое-либо задание, мы с вами попадаем поневоле в ситуацию стресса, когда наша память и восприятие ухудшаются. И тогда у нас появляется возможность обратиться за помощью к окружающим и получить ее. И это возможно сделать безопасно для себя в рамках тренинга.

3. Правила работы в группе

Цель: создание благоприятного психологического климата в тренинговой группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников.

Психолог объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы. (Приложение 1)

4. Оформление визиток

– Каждый из нас при рождении получает имя. Оно сопровождает нас всю жизнь. По имени нас называют знакомые, близкие и совсем незнакомые люди. Вам предоставляется возможность проявить свое творчество в оформлении визиток.

5. Вступительная бесед по теме

Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.

Тема нашей первой встречи “Рефлексия как способ продуктивного общения”

Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность погрузиться в мир своих ощущений, провести определенную работу по извлечению своих скрытых потенциальных возможностей, проводя рефлексию своих чувств и состояний.

6. Упражнения “Мои ожидания от тренинга”

Цель: Создание в группе атмосферы психологического комфорта, снятия эмоционального напряжения в группе участников.

Инструкция: Каждый из нас начиная какую-либо работу, ждет от нее определенных результатов. В чем заключаются ваши ожидания и в какой степени вам важны знания в области эффективного общения?

На ватмане ведущим рисуется прямая линия, и проставляются от 1 до 10 баллов, участникам предлагается поставить точку на линии, где они себя ощущают и оценивают степень важности знаний в области общения, затем проговаривают ожидания от семинара.

7. Упражнение “Интервью”

Цель: создание условий для получения обратной связи и развития навыков рефлексии.

– Как важно уметь быстро познакомиться с человеком, узнать о нем, как можно больше. Как войти в дружеский контакт? Какие вопросы нужно задать?Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой стороны и ответить на вопросы тоже бывает нелегко. Ответить так, чтобы ответы были интересными и не банальными. Словом, искусство интервью требует напряжения с обеих сторон. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих ролях: взять интервью и дать интервью. (Приложение 2)

Психолог: Давайте поделимся своими ощущениями и состояниями.

Вопросы к группе:

  • Какие чувства вы испытывали, когда говорили о вас в ходе представления?
  • Что было легче представлять коллегу или слушать, как вас представляют?
  • Как вы думаете, было ли это упражнение примером рефлексии?
  • Что означает рефлексия? Что мы вкладываем в понятие “рефлексия”?
  • Давайте поговорим, как часто мы обращаемся к рефлексии в своей жизни и в профессиональной деятельности?
  • Можем ли мы назвать обмен чувствами и мыслями рефлексией?

Итог: Действительно, в ходе нашей работы мы давали друг другу обратную связь, и каждый из нас находился в состоянии рефлексии. В жизни мы это делаем постоянно. Другое дело, что мы это делаем интуитивно или же недостаточно эффективно. Рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать свои чувства и действия.

Выполняя это упражнение, мы получили яркий пример рефлексии состояния. Рефлексия – это одно из основных средств, способствующих эффективному общению, и направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. И тогда понимая причины появления таких состояний, как например раздражение, усталость мы можем посредством рефлексии смоделировать наше состояние и восстановить нормальную трудоспособность. А начинать рефлексию нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе “стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”

8. Мини-лекция “Окно Джохари”

Приложение 3

Ведущий выполняет рисунок “Окно Джохари”.

– Что напоминает нам этот рисунок? (Окно.)

9. Техника самодиагностики

Анкета “Самооценка качеств, важных для общения”. (Приложение 4)

Итог первой встречи: Наш семинар “Эффективное общение” – попытка понять структуру общения, его внутреннее устройство. И не только понять, но и научиться пользоваться этими новыми знаниями. Это необыкновенно интересно и увлекательно – разбираться в человеческих отношениях, перестраивать общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Когда становятся видны мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было заметно прежде. Мы все создаем мир, в котором живем. Так давайте сделаем его таким, чтобы жить в нем было приятно. И общаться – особенно.

Занятие 2. Барьеры эффективного общения

Цели: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.

Отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

Способствовать самодиагностике и самораскрытию участников группы. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Ход встречи

1. Упражнение-активатор “Здравствуй друг”

(Приложение 5)

2. Закрепление правил работы в тренинге

Психолог: Существует китайская поговорка:

“Расскажи мне – и я забуду Покажи мне – и я запомню Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

Человек усваивает

10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает.

Для эффективной работы в тренинге нами были приняты определенные правила. Вспомним их. (Приложение 6)

3. Рефлексия

– Что помешало вам высказать свою точку зрения?

Наши ограничения влияют на наши взаимодействия. Как часто наши ограничения связаны с нашими установками.

Вспомните “Окно Джохари” – “Видимое” – это часть личности, известная самому человеку, но неизвестна окружающим. По тем или иным причинам эти данные скрываются человеком от окружения. Такими причинами могут быть различные его личностные и профессиональные качества (ограничения), которые могут накладывать негатив на его образ в ближайшем окружении.

Прошла неделя. После первой встречи эмоции улеглись, остался лишь сухой остаток. Когда приятное чувство новизны уходит, остается сухой остаток знаний. Предлагаю обменяться своими мыслями и чувствами о первой встрече.

– Как вы себя чувствуете, какие изменения произошли?”

Обменяемся своими мыслями и чувствами (по принципу попкорна – кто готов тот и высказывается)

4. Упражнение “Сфера ответственности”

В пространстве комнаты размещаются листы с надписями: “Родитель”, “Воспитатель”, “Администрация”. Участникам предлагается встать возле определенной надписи.

Обсуждение:

– Как вам кажется, чья это сфера ответственности за эффективное общение в большей степени: родителей, воспитателей или администрации. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение.

Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение.

5. Упражнение “Взгляды”

Участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.

– Удалось ли всем найти пару?

Если это не получилось с первого раза — попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз, но таким образом, чтобы получись две шеренги, — это две команды для следующего упражнения.

Итог: Возможно с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку.

6. Групповая дискуссия

– Как завоевать доверие в общения с родителями? Когда возникают барьеры в общении с ними? А сейчас поразмышляем над причинами возникновения барьеров в общении между родителями и педагогами.

7. Мини-лекция “Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями”

– Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не оттого ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Это может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины – могут быть не столько, как, например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, или низкая квалификация, а сколько не владения знаниями и навыками конструктивного общения. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей. К ним можно отнести следующие:… (Приложение 7)

Итог: Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход.

Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

8. Упражнение “Построимся”

(Приложение 8)

Психологический смысл упражнения Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

9. Рефлексия

Что для меня было наиболее важным и ценным сегодня

Итог второй встречи: Содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.

10. Техника самодиагностики

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями. (Приложение 9)

Занятие 3. “Навыки эффективного общения”.

Цель: Отработка навыков установления и поддержания эффективного контакта, необходимого для решения содержательных задач. Предусматривается отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи), контакт глаз, установление дистанции в общение.

Продолжить работу с участниками по самоизучению и самоанализу. Поддерживать условия для проявления профессиональной и личностной рефлексии.

Материал: планшеты с цитатами: “Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпири).

Ход встречи

1. Упражнение-активатор “Поменяйтесь местами, кто...”

(Приложение 10)

2. Вводная беседа

А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу “Иди сюда” с 16 различными интонациями голоса: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п.

3. Упражнение на умение интонировать

Произнести следующие фразы (“Мне не безразличны успехи вашего ребенка”; “Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре”) с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.

4. Упражнение “Диалог с ролями”

Цель: отследить взаимосвязь роли (добровольной или вынужденной) и успешности общения.

Выбираются пять человек, желающих отработать умение договариваться. Им на голову надеваются ободки с их ролью, которую они не видят. Цель участников: договориться о чем-нибудь не выходя из рамок роли каждого участника. Наблюдатели фиксируют вербальные и невербальные реакции игроков и соответствие их ролей.

Тема для обсуждения: Муж – алкоголик. Что делать: терпеть или развестись?

Роли: соглашайтесь со мной, игнорируйте меня, возражайте мне, восхищайтесь мной, удивляйтесь мне.

Рефлексия: участники озвучивают свои чувства, мысли, и что изменилось, когда вы поняли какая ваша роль? Зрители делают выводы о том, что помогало быть успешным в диалоге и что мешало (навязанная роль, стереотип отношения)

5. Мини-лекция: “Торт общения”

Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень – это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:

  • Я хороший – ты плохой (позиция сверху)
  • Я плохой – ты хороший (позиция снизу)
  • Я хороший – ты хороший (позиция на равных)

Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2, 3. Что она означает? (1 – назидание, превосходство; 2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение; 3 – принятие другого человека, общение на равных).

Из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение?

Общение – это деятельность, и как любая деятельность поддается анализу: – что я чувствую, что чувствует другой? – По какому пути идет разговор (сотрудничество или соперничество)?

Этот анализ проходит свернуто – в диалоге с самим с собой. Каждый из нас несет конфликтогены, так как не может правильно отреагировать, амортизировать: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?

Наш ресурс в общении – это постоянная рефлексия: на что я рассчитываю, какие чувства я вызываю? Таким образом, каждый воспитатель должна быть волшебницей, которая умеет управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой “Активного слушания”

6. Мини-лекция Что такое “активное слушание?”

(Приложение 11)

7. Выдача памятки “Правила активного слушания”

(Приложение 12)

8. Упражнение “Активное слушание”

(Приложение 13)

Цель: выработать собственную технику активного слушания.

9. Мини-лекция

Согласно утверждениям психолога Эрика Берна, в каждом человеке “живут” три “Я”.

Позиция “Я” в роли “родителя” – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Формируется до 5 лет, копируя поведение своих родителей, которые закладывают установки “должна”, “нельзя”

Позиция “Я” в роли “взрослого” – подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению. Характерная особенность позиции – целесообразность во всем.

Позиция “Я” в роли “дитя” – позиция особой чувствительности, ранимости, зависимости и подчиненности. Это наши сильные чувства, которые сопровождаются установкой “хочу немедленно!”

В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера общения.

Педагогу, вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция “взрослого” является наиболее диалогичной.

10. Упражнение на изменение ролевой позиции в общении

Цель: способствовать развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

Фразы для упражнения: “Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы”; “Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке”; “Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании” “Пожалуйста, выслушайте меня, если у вас есть время” (можно использовать собственные фразы).

Каждая фраза произноситься во всех трех ролевых позициях. Если следующему участнику произнесение кажется неубедительным, он просит повторить фразу еще и еще раз.

11. Мини-лекция “Важные средства общения”

(Приложение 14)

“Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпири).

– Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать:

Средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

12. Упражнение “Рюкзачок”

(Приложение 15)

Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.

Сегодня мы заканчиваем тренинговые занятия. Что-то за эти 3 занятия вы узнали нового, что-то еще предстоит узнать и научиться.

14. Обратная связь

(Приложение 16)

Литература

  1. Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е, – М.: “ЧеРо”. – 2004.- 240с.
  2. Лунева О.В. Общение // Знание. Понимание. Умение. – 2005.- №4 – с.157-159Г
  3. Мириманова М.С. Конфликтология: – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.-320с.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тренинг с родителями "Что значит любить ребенка?"

Тренинг с родителями

Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.

Задачи: коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей, развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи, осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на ребенка, осознание восприятия окружающих людей, развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.

План тренинга:

  1. Беседа «Что значит любить ребенка?»

  2. Упражнение «Ребенок-статуя»

  3. Беседа «Объятия»

  4. Тест «Какой вы воспитатель?»

  5. Выполнение практического задания тренинга.

Рисунок «Коллективное дерево»

6. Вручение памятки «Типы семейного воспитания».

7. Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

Ход проведения тренинга:

Тренинг— самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков, умений, личностных качеств.

Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины

  1. Беседа «Что значит любить ребенка?»

Я начинаю с вопроса: «Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?» (ответы родителей)

Кто-то говорит, что любить своего ребенка — значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи... А в последнее время все чаще можно услышать, что любить своего ребенка — это говорить ему: «Я тебя люблю!»

Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.

Однажды я спросила воспитанника когда последний раз родители говорили, что любят его. Он спокойно мне ответил, что вчера и мама, и папа.

— А кто еще живет с вами? — спрашиваю я.

— Бабушка и дедушка, — говорит мальчик.

— А они давно признавались тебе в любви? — снова интересуюсь я.

— Вчера... — отвечает он.

— А что вчера было? — искренне удивляюсь я.

— День рождения!

К сожалению, бывает так, что родители не любят своих детей. Почему некоторые родители не любят своих детей?

Причин может быть несколько. Например, ребенок появился на свет «незапланированным». Родители его не ждали, хотели пожить «в свое удовольствие». И вот теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка.

Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые жесты или выражение лица вызывают у нее глухую неприязнь.

Серьезные причины могут скрываться и за усиленным «воспитательным» настроем родителя. Это может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, тяжесть бремени, которое приходится нести.

infourok.ru

Групповое тренинговое занятие с родителями «Личность родителя как инструмент воспитания»

БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья » Минобразования Чувашии

Групповое тренинговое занятие

с родителями

«Личность родителя как инструмент воспитания»

Подготовила:

Ковалевская О.В.,

педагог-психолог

пос. Кугеси, 2016 г.

Тема: «Личность родителя как инструмент воспитания»

Цель: осознание себя и своих личностных особенностей, которые могут быть рассмотрены как ресурс воспитания

Задачи:

-создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия;

-выработка позитивного самоотношения;

-анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся на обучение в среднее звено;

-повышение сплоченности членов родительского коллектива.

Участники: родители, классный руководитель, воспитатели учащихся 5 –го класса.

Необходимые материалы: мультимедийный проектор, запись релаксационной музыки, листы для рисования (по числу участников), фломастеры (по числу участников), грецкие орехи (по числу участников), ароматизированная свеча, данные анкетирования «Мои чувства в школе» (по методике С.В. Левченко), написанные детьми «Открытые письма родителям», анкеты для родителей, буклеты для родителей пятиклассников,

Ход занятия:

В кабинете звучит тихая музыка. Родители проходят в кабинет, рассаживаются на стулья.

Вводное слово ведущего.

Ведущий. Добрый день, дорогие родители! Я благодарю вас за то, что вы пришли на наше собрание. Сегодня оно будет необычным. Мы проведем его в виде тренинга. Несмотря на то, что мы явно отличаемся по цвету глаз, росту, возрасту, нас объединяет то, что мы просто родители, готовые к изменениям.

На этой встрече мы попробуем осознать свои личностные качества, активизировать ресурсы для совершенствования своей сущности родителя. Приглашаю Вас на тренинг.

Разминка «Знакомство».

Цель: создание доброжелательной атмосферы и позитивных установок друг на друга, установление благоприятного психологического климата в группе.

«Имя-движение».

Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа повторяет его имя, сопровождая такими же движениями.

Обсуждение.

Ведущий: «Поделитесь своими впечатлениями и ощущениями после игры. Что было легче, показать себя или повторить движения за другими».

Ведущий. Перебрасывая мяч, друг другу, родители продолжают фразу: «Я рад тебя видеть, потому что…».

Упражнение «Грецкий орех».

Цель: показать, что каждый ребенок индивидуален.

Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время педагогам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности его строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга.

Задача каждого родителя- найти свой орех.

Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению.

Ведущий. Интересно узнать, каким образом каждый из вас запомнил свой орех и какой стратегией пользовался, чтобы найти его. Запомнил его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце остается нужный? (Ответы родителей).

Вывод ведущего. На первый взгляд, нам всем кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательнее, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, своя красота и привлекательность. Нужно только это почувствовать и понять.

Упражнение «Экзамен для родителей».

Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.

Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.

№1. Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе?

№2. Сколько учебных предметов изучается Вашим ребёнком в 5 классе?

№3. Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе?

№4. Сколько учителей обучает Вашего ребёнка в 5 классе?

№ 5.Сколько воспитателей работало с Вашим ребенком в 4 классе?

№6.Сколько воспитателей работают в 5 классе?

№7. Кто «новенький» в классе?

№8.Какой учебный день недели является самым трудным, напряжённым (с большим количеством уроков)?

Классный руководитель данного класса выступает в роли эксперта. По мере ответа родителей он либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.

Упражнение «Слепой и поводырь».

Участники разбиваются на пары, на каждом этапе взрослые пробуют себя в роли «слепого» и «поводыря».

«Слепой» - выполняет упражнение, закрыв глаза;

«Поводырь» - старается оказать помощь «слепому» во время перемещения по залу.

Вывод ведущего. Вы все осознали, что не очень то и легко выполнять это упражнение, нужна помощь и поддержка, так вот и наши с вами дети постоянно нуждаются в помощи в сложных жизненных ситуациях.

Ведущий. Сейчас у нас будет возможность получше узнать друг друга. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким- то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: « Пересядьте те, у кого есть сестры», - и все, у кого есть сестра, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно место из свободных, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжает игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

Ведущий. А с какими трудностями пришлось встретиться Вашему ребёнку в 5 классе? Возможно, некоторые из них Вы почувствовали ещё в начале учебного года, а некоторые, может быть, остались нерешёнными до сих пор.

Родители по очереди передают друг другу «сердечко» - символ откровения и говорят о трудностях своего ребёнка.

Результаты анкетирования «Чувства, которые я испытываю в школе».

Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.

Родителям предлагается «рейтинг» чувств, которые дети преимущественно испытывают в школе.

Ведущий. А сейчас я приглашаю вас заполнить анкеты, чтобы проверить насколько вы знаете своих детей. Вам нужно закончить предложения. Ваши дети данную анкету уже заполняли ознакомиться с мини-анкетой, заполненной вашими детьми. Рассмотрите мини-анкеты, сравните их между собой, попробуйте угадать, какая мини-анкета принадлежит вашему ребенку.

Обсудите свои наблюдения.

Проверьте свои догадки.

Возможно, какие-то свои маленькие тайны вам раскроют ваши дети в письмах, которые они для вас, уважаемые родители, написали. И может быть, именно это письмо поможет вам лучше понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениям

Упражнение «Открытое письмо родителям».

Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребёнка. Его прочтение осуществляется под лёгкую инструментальную музыку.

Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Поэтому для многих вполне естественен сам вопрос: а как можно помочь ребёнку-пятикласснику? Прежде всего, родителям нужно уметь видеть первые признаки дезадаптированного поведения ребёнка-пятиклассника.

И, конечно же, очень важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей в трудных ситуациях.

Мы, взрослые, должны максимально помочь детям в решении совершенно определённых задач: принятии и понимании новой системы требований, налаживанию отношений с педагогами, нахождении своего места в классном коллективе и школе. И в большинстве случаев это оказывается возможным в случае следования определённым Золотым правилам воспитания, ваши дети будут приносить вам только радость, и непременно стремиться к лучшему.

Родителям вручаются буклеты.

Ведущий. Завершение. Упражнение «Свеча».

По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывается о своем настроении, чувствах.

Подведение итогов, рефлексия.

- Что понравилось и что не понравилось на занятии?

- Что было самым сложным и что все-таки помогло справиться?

- Удалось ли узнать что-то новое об участниках группы и о самом себе?

В заключении психолог благодарит родителей за работу, желает успехов в воспитании детей и выражает надежду на дальнейшее сотрудничество.

Упражнение «Экзамен для родителей»

Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.

Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.

№1. Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе?

№2. Сколько учебных предметов изучается Вашим ребёнком в 5 классе?

№3. Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе?

№4. Сколько учителей обучает Вашего ребёнка в 5 классе?

№ 5. Сколько воспитателей работало с Вашим ребенком в 4 классе?

№6. Сколько воспитателей работают в 5 классе?

№7. Кто «новенький» в классе?

№8.Какой учебный день недели является самым трудным, напряжённым (с большим количеством уроков)?

Упражнение «Экзамен для родителей»

Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.

Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.

№1. Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе?

№2. Сколько учебных предметов изучается Вашим ребёнком в 5 классе?

№3. Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе?

№4. Сколько учителей обучает Вашего ребёнка в 5 классе?

№ 5. Сколько воспитателей работало с Вашим ребенком в 4 классе?

№6. Сколько воспитателей работают в 5 классе?

№7. Кто «новенький» в классе?

№8.Какой учебный день недели является самым трудным, напряжённым (с большим количеством уроков)?

kopilkaurokov.ru