Тренинг для педагогов "Познай себя. Будь счастлив". Тренинг познай себя


Познай себя. Тренинг личностного роста

«Каждый человек – это книга, надо только суметь прочитать ее» - У. Ченинг

Цель занятия: данная встреча начинает тренинг, поэтому в первую очередь необходимо создать благоприятные условия для работы группы, подробно ознакомить участников с основными принципами социально-психологического тренинга, вместе продумать и принять правила работы именно этой тренинговой группы, начать освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия, приступить к освоению активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

 

 

Упражнение 40

Правила нашей группы

 

Сейчас мы обсудим основные правила работы нашей группы.

1.2.1 Доверительный стиль общения. Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму общения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения и жизненного опыта.

2 Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

3 Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывания типа: «Большинство людей считает, что…», «Многие думают, что…» на такие: «Я считаю, что…», «Я думаю, что….». Отказываемся мы от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» на конкретную реплику: «Оля и Саша меня не поняли».

4 Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

5 Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что содержание нашего общения может стать известным другим людям, кроме членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

6 Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работали вместе. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

7 Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок».

8 Разнообразие контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

9 Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Мы не думаем только о себе, получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательных к другим участникам, нам интересных другие люди.

10 Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему участнику, всем своим видом показывая, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Рекомендации ведущему.

Вы подробно объясняете участникам эти правила, даете исчерпывающие ответы на все возникающие у них вопросы. После этого обсуждаются поступающие от участников предложения об изменении правил или добавлении новых.

Во время обсуждения правил вы даете возможность высказаться желающим, выслушиваете все предложения и замечания и проводите их обсуждение. После голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы группы.

Если кого-то из членов группы эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать эти правила и следовать им во время работы группы или не начинать занятия совсем. Свой выбор участник делает самостоятельно, без советов и давления со стороны других членов группы. Вам также не следует настаивать.

Психологический комментарий.

Обсуждение и принятие правил – очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками тренинга принимаемых ими правил будет строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру объяснения, обсуждения и принятия правил группы нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.

 

 

Упражнение 41

Мои добрые дела

 

«Друзья мои, я потерял день!» - это знаменитые слова императора Тита, сказанные им однажды за обедом, когда он вспомнил, что за целый день никому не сделал ничего хорошего. Доброе отношение к людям, к своим близким, родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах. Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за вчерашний день? Кто был этот человек? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарил этот человек? Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности? Сколько своих добрых дел вы смогли вспомнить? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Вы все время в ответ ждете благодарность в виде подарка или услуги? Или вы так заняты своими делами, что вам просто некогда заниматься добрыми делами? Проанализируйте свои привычки. Есть ли среди них привычка делать добро?

Рекомендации ведущему:

Вы даете 5 минут для того, чтобы участники письменно ответили на эти вопросы, записали свои добрые дела и тех людей, которым они были адресованы. Затем группа садится в большой круг и участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ и отвечая на вопросы. Это упражнение можно проводить либо в большом кругу, либо в малых группах по 7-8 человек.

Психологический комментарий:

Доброта лежит в основе взаимоотношений людей. Это крайне важно для эффективной работы тренинга. В самом начале работы участники должны настроиться на доброе отношение друг к другу, иначе им будет трудно от души, искренне выполнить правила группы. Они не смогут доверять свои сомнения и радости, говорить все, что думают друг о друге, и т.д.

Поэтому одно из первых упражнений тренинга призвано настроить на доброе отношение к другому через воспоминания о своих добрых делах. Это одновременно и установка «на постоянные добрые дела». Во время занятий необходимо периодически возвращаться к этой теме.

Во время выступления участника остальные должны внимательно выслушать и поблагодарить выступавшего за откровенность и готовность поделиться. Это еще одно из принципиальных требований, которые должны быть в центре внимания ведущего. Только научившись именно так воспринимать слова другого человека. Участник тренинга сможет увидеть себя его глазами. А это открывает возможности для дальнейшего личностного развития.

 

 

Упражнение 42

Свет мой, зеркальце, скажи…

«Прав тот, кто искренен» - А.П.Чехов.

«Помните сказку А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы получить новую информацию о себе, царица время от времени доставала свое волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?».

А как часто вы задаете подобные вопросы самому себе? С этого занятия и в течение всего тренинга вы будете много раз отвечать на вопрос «Кто я?».

Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос несколько раз. Будьте искренни, не обманывайте себя. Все, что вы напишете. Останется у вас. Если вы захотите, вы сможете поговорить об этом с другими членами группы. А теперь ваши 5 минут ответа на вопрос: «Кто я?»

Рекомендации ведущему:

Это упражнение проводится на каждом занятии. Запись участников целесообразнее собрать для того, чтобы они не забыли их дома и могли на каждом следующем занятии вносить изменения и добавления в список ответов на этот вопрос.

Психологический комментарий:

Данным упражнением задается глубокая личностная установка на постоянный внутренний самоанализ. Участники будут работать с этим вопросом на всем протяжении тренинга, каждый раз возвращаясь к вопросу и - главное – к своим ответам и переживаниям. Причем от занятия к занятию ответ может меняться вместе с изменением представлений человека о себе.

 

 

Упражнение 43

Ласковое имя

 

«Что в имене тебе моем?»

«Всегда смотри на вещи с их светлой стороны, а если таковых нет, натирай темные до тех пор, пока они заблестят»

«Вспомните и запишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные, близкие вам люди, ваши знакомые. Задумайтесь, кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от вас что-то требуется? Когда к вам обращаются с очередной просьбой? Когда у вашего собеседника просто хорошее настроение?

Какие чувства вы испытываете, когда к вам обращаются именно так? Что вам хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает вам проявить теплые чувства благодарности? А теперь вспомните и запишите, кого и когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека, к которому вы обращаетесь: Галочка, Галчонок, или это название птицы или животного (медвежонок, цыпленок, зайка), или просто прозвище, но очень ласковое?

Что вы при этом испытываете сами? А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?

Рекомендации ведущему:

Попросите участников завести отдельную тетрадь или блокнот для выполнения домашних заданий. С одной стороны, это приучает к добросовестному отношению к делу, с другой стороны, систематизирует получаемый участниками в ходе самоанализа материал. Подчеркните, что на следующем занятии с домашним заданием группа будет работать обязательно.

Психологический комментарий:

Задание стимулирует эмоциональное раскрытие участников, так как оно обращено к самым приятным минутам их жизни. Его выполнение многих заставляет задуматься о стиле своих отношений с родными и близкими, обратить внимание на свою манеру и стиль общения. После выполнения этого задания заметно теплеют отношения среди участников тренинга.

 

 

Упражнение 44

Откровенно говоря

«Глуп тот человек, который остается всегда неизменным» - Вольтер.

«Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к прошедшему занятию. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом».

Анкета «Откровенно говоря…»:

Дата занятия:________________ Мое тренинговое имя:_______________________

1. Во время занятия я понял, что...

2. Самым полезным для меня было…

3. Я был бы более откровенным, если…

4. Своими основными ошибками на занятии считаю….

5. Мне не понравилось…

6. Больше всего мне понравилось, как работал(а)…

7. На следующем занятии я хотел бы…

8. На месте ведущего тренинг я…. Подпись_____________

Рекомендации ведущему:

Бланки анкеты целесообразно заготовить заранее. Если бланков нет, то текст анкеты просто зачитывается, а участники на чистом листе бумаги пишут свои ответы на вопросы и затем сдают вам. Естественно, их нужно до следующего занятия внимательно просмотреть, обобщить и сделать для себя необходимые выводы, прежде всего в плане занятий, которые вы наметили для этой группы.

Психологический комментарий:

Систематическое проведение анкетирования, которое предусматривает этот тренинг, необходимо для того, чтобы выработать прочные навыки ответственного отношения к делу, к самому себе. Во-первых, чтобы заполнить анкету, нужно активно участвовать в занятии. Во-вторых, необходимы определенные навыки самоанализа (и то, и другое – это задачи тренинга). В-третьих, участнику нужно обладать достаточным мужеством, чтобы указать свои ошибки и сделать замечания ведущему. Все это помогает решать цели и задачи тренинга и дает хороший результат.

 

 

Упражнение 45

Скажи мне, кто твой друг

«Характер человека лучше всего раскрывается, когда он описывает другого человека» - Жан-Поль Рихтер

Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок вам. В течение 5 минут вы должны набросать «психологический портрет» этого человека.

Указывать на признаки, особенно внешние, по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В «портрете» должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Затем написавший выступает со своей информацией перед другой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет.

Рекомендации ведущему:

Во время общей работы группы участники по очереди зачитывают свои записки, не называя имени того, чей потрет написан. Все остальные должны узнать, кто это. Для этого они называют свои кандидатуры, аргументируя принадлежность «психологического портрета» именно им. Например, «Я думаю, что это портрет Олега, так как именно он правдив, обаятелен, очень любит животных и готов отдать для друга «последнюю рубашку».

Тот, кто узнал себя в представленном портрете, также имеет право заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор «психологического портера» не должен сразу говорить, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как выскажутся все желающие. После того, как отгадали, чей был «портрет, берет слово следующий участник, и процедура продолжается до тех пор, пока не предъявят свои «портреты» все участники.

Психологический комментарий:

Это упражнение прекрасно показывает умение понимать окружающих людей, видеть их особенности. Кроме того, оно настраивает участников на более внимательное отношение друг к другу.

 

Упражнение 46

Мои сильные стороны

«Хорошо довольствоваться тем, что у нас есть, никогда не довольствуясь тем, что мы из себя представляем…» - Дж. Маккинтош.

«У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании своих сильных сторон не берите «в кавычки» слова, внутренне отказываясь от них. Не умаляет свои достоинства. Вы можете также отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 мнут.

Затем мы сядем в большой круг и выслушаем ваши записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но..», «если…», «может быть…», «я не совсем уверен в том, что…» и т.п. На выступление мам дается 2 минуты. Даже если вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те ил иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены».

Рекомендации ведущему:

Работу группы целесообразнее организовать в большом круге, а при большом количестве участников – в малых группах по 7-8 человек. Вы предлагаете первому участнику начать свое выступление. ПО истечении 2 минут даете сигнал, означающий, что время первого выступающего истекло. Далее вступает в работу второй участники. В распоряжении которого также 2 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы. В конце следует провести групповую дискуссию, обращая внимание участников на то общее, что было в их высказываниях, и на те ощущения, которые каждый из них испытывал во время упражнения.

 

 

Упражнение 47

Мои достоинства

 

(Возможный вариант предыдущего упражнения)

«А теперь давайте поработаем со своими привычками, чертами характера. Которые можно отнести к достоинствам личности, именно к вашим личным достоинствам. Для этого возьмите лист бумаги. Напишите крупно «Мои достоинства» и предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими достоинствами именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу вам отводится 5 минут. Не стесняйтесь хваля свои сильные стороны характера».

Далее участники объединяются в малые группы по 3-4 человека и приступают к обсуждению всех своих записей. Будет лучше, если вы сядете в группу с теми людьми, которых вы меньше всего знаете, с которыми ее не общались на данном занятии. Во время обсуждения будьте предельно откровенны в своих высказываниях и внимательны к тому, что вам говорить ваш партнер.

Помните, пожалуйста, о наших правилах. Вы можете задавать друг другу вопросы, но ни в коем случае не «критиковать» выступающего перед вами. Просто поблагодарите его за искренность и доверие к вам. На обсуждение внутри групп вам дается 10 минут.

 

 

Упражнение 48

Точка опоры

 

«Любому человеку в жизни требуется психологическая опора в виде семьи, друзей, работы, увлечений и т.д. Причем чем больше таких опор, тем увереннее чувствует себя человек в различных жизненных ситуациях. В этом случае ему легче преодолевать жизненные трудности и невзгоды, например, внезапную болезнь или потерю работы или близких людей.

Но если мы надеемся только на окружение, помощь и расположение людей, вероятно, это большая ошибка. Опору нужно искать и находить в себе, в своих сильных сторонах, привычках, интересных делах и т.д. И, что более важно, такая опора у каждого из нас есть!!!

Давайте называть все, что нам помогает преодолевать жизненные трудности, «точкой опоры». А теперь вам предлагается описать, перечислить свои опорные точки, чтобы в дальнейшем обсудить их с другими членами группы».

Рекомендации ведущему:

Если у вас есть возможность, то необходимое количество таблиц заготовьте заранее с помощью пишущей машинки или ксерокса. Помогите участникам объединиться в малые группы, но не разрешайте создавать группы более четырех человек. Если в группе окажется пять или шесть человек, попросите участников разделиться на две малые группы. Во время заполнения таблиц участники должны работать индивидуально. Вы следите за временем и за 1 минуту предупредите, что время заканчивается. На этапе индивидуальной работы желательно включить легкую музыку.

Психологический комментарий:

Это одна из первых попыток самоанализа. Она показывает, насколько серьезно каждый из членов группы настроился на тренинг, насколько он готов работать над собой, понимать себя и доверять другим. Поэтому ход упражнения и его результаты во многом определяют дальнейший сценарий занятий. Если участники настроены на серьезную работу, ее нужно продолжать прямо на этом занятии. Если же значительная часть их них пока не готова, следует, остановив тренинг, обратиться к участникам с вопросом: «Зачем вы сюда пришли?». В тактичной форме им нужно напомнить, что тренинг – это работа не ведущего, а самого члена группы. Только в этом случае будет определенный результат. Еще раз следует напомнить группе правила, которые были приняты в начале занятия.

Что же касается музыкального фона, то он должен стать постоянным во время проведения занятий. Это в значительной степени облегает самораскрытие участников, помогает им сосредоточиться на анализе собственных поступков, своих слабостей, в то же время вносит некоторый элемент оптимизма.

Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон каждым участником, но и на формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали любых, даже незначительных, высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.

 

 

Упражнение 49

Подведение итогов

«Не проводи жизнь в ожидании счастливого случая» - Н. Энкельманн

Все откровенно высказали свои мнения о занятии в предыдущем упражнении, но если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Это не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом «обидчику». А вдруг он и не хотел, и совсем другой смысл вкладывал в свои слова, на которые вы обиделись. Итак, кто хочет взять слово…»

Рекомендации ведущему:

Дайте возможность желающим поделиться тем, что о ни хотели бы высказать. Не торопите группу и для этой процедуры отведите до 10 минут. Обратите внимание на тех участников кто чувствует себя неловка, неуверенно, отрешенно. К ним нужно обязательно подойти после занятия. Напомните участникам о месте и времени следующего занятия, перечислите, что нужно принести для работы. Визитки с тренинговыми именами лучше оставлять у себя, иначе многие их забудут принести на следующее занятие:

Психологический комментарий:

Без проведения этой процедуры нельзя заканчивать занятие. У членов группы должна быть последняя возможность сказать то, что их тревожит или мучает. Иначе кто-то из участников уйдет домой с тяжелым чувством неудовлетворенности и у него может возникнуть желание вообще оставить работу в группе после первых же встреч. Стоит поддержать и тех, кто помогал тренеру, брал на себя инициативу, общался с другими членами группы.

 



infopedia.su

Тренинг для педагогов "Познай себя. Будь счастлив"

Психологический тренинг для педагогов

«Познай себя. Будь счастлив»

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель:

Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).

Задачи:

• развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей

• осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе

• повысить коммуникативные навыки педагогов

• повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех

• развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.

Необходимые материалы:

• -, простые карандаши, фломастеры

• - подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер»

.- чистые листы бумаги

.- мяч

.- шляпа

Ход тренинга:

Участники сидят в кругу.

Педагог:

- Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей.

Упражнение «Приветствие».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Шляпа».

Участники по кругу передают шляпу и характеризуют себя прилагательным, начинающимся с первой буквы своего имени (Я Марина – милая).

Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

infourok.ru

Тренинговое занятие "Познай себя!" (10 класс)

Министерство профессионального образования,

подготовки и расстановки кадров РС(Я)

ГБОУ РС(Я) «Профессиональное училище №33»

Тренинговое занятие для 10 класса

«Познай себя!»

Выполнила:

Стручкова Светлана Егоровна,

Зам. директора по УПР ПУ №33

Проверила:

Михайлова А.Е.

п. Тикси, 2015 г.

Тренинговое занятие: «Познай себя!»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

I. Организационный момент.

-- Ребята, тема нашего разговора «Познай себя». Эта тема стара как мир и неисчерпаема как вечность. Чего не знает человек?

-- Человек не знает разве только предела своей силы. Часто люди ищут себя везде, только не в себе самих. Известно много мудрых изречений, которые помогают нам справиться со своими мыслями, сомнениями, переживаниями в поисках собственного «Я».

На доске написано:

«Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».

(Хилон из Эфора (VI в. до н.э.))

«Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собой» (ЭК. Лафонтеи)

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» (Пифагор (576—496 гг. до н.э.)

«Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой» (Эпиктет)

II. Выступление ведущих:

В центр аудитории выходят двое ведущих — юноша и девушка. У обоих в руках по зеркалу.

Ведущий: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, ироничен, мужественен...

Ведущая также смотрится в зеркало и повторяет:

Ведущая: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...

Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?

Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая физиономия на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!

Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зеркал.

Ведущий: На протяжении всей жизни мы отражаем и ловим несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплывчатые свои отражения, блики, силуэты...

Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных мечтах...

Ведущие: Какие же мы??? Как познать себя?

Ведущая: Китайский философ, житель царства Чу, Лао-Цзы (579—499 гг. до н.э.), говорил: «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает... По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».

Ведущий: «Велика власть ваша, если вы собой владеете», —учил Сенека.

III. Тест «Что вы за птица?»

Учитель: Многие воспринимают тесты как развлечение, или при ответах на вопросы пытаются оценить не себя, а насколько точно угадал тест то, что человек уже о себе знал. Однако тесты нельзя воспринимать слишком прямолинейно, не преломляя через призму своих особенностей и личных ситуаций.

Ребята, предлагаем вашему вниманию тест, который называется «Что вы за птица?».

Итак, отвечая на вопросы, не думайте о том, что вы лучше или хуже, этот тест пытается показать — вы тот или иной...

Вопросы теста

Выберите из трех ответов один, наиболее подходящий.

1. Вы собрались погулять с друзьями, родители не позволяют, говоря, что уже поздно. Я:

а) очень попрошу, чтобы меня все-таки отпустили, но, если родители будут настаивать на своем, то останусь дома;

б) скажу себе: «А никуда я не хочу идти» и останусь дома;

в) скажу: «Ничего не поздно, я пойду», хотя меня потом будут ругать.

2. В случае разногласий я обычно:

а) внимательно прислушиваюсь к другому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;

б) избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;

в) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить своего собеседника.

3. Я представляю себя человеком, который:

а) любит нравиться многим и быть как все;

б) всегда остается самим собой;

в) любит подчинять других своей воле.

4. Мое отношение к романтической любви:

а) быть рядом с любимым человеком — величайшее счастье в жизни;

б) это неплохо, но пока от тебя не требуют слишком много и не лезут в душу;

в) это прекрасно, особенно когда любимый даст мне все, что мне нужно.

5. Если я расстроен, то я:

а) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;

б) стараюсь не обращать на это внимание;

в) начинаю злиться и могу разрядиться на окружающих.

6. Если учитель не совсем справедливо раскритиковал мою работу, то:

а) меня это заденет, но я постараюсь этого не показывать;

б) меня это возмутит, я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои претензии;

в) я огорчусь, но приму то, в чем он прав, и постараюсь эти ошибки исправить.

7. Если кто-то уколет меня моим недостатком, то я:

а) раздражаюсь и молчу, пережевывая обиду внутри себя;

б) наверное, разозлюсь и отвечу тем же;

в) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.

8. Я лучше всего действую, если я:

а) сам по себе;

б) лидер, руководитель;

в) часть команды.

9. Если я закончил какую-то сложную работу, я:

а) просто перехожу к другому делу;

б) показываю всем, что я уже все сделал;

в) хочу, чтобы меня похвалили.

10. На вечеринках я обычно:

а) тихонечко сижу в углу;

б) стремлюсь быть в центре всех событий;

в) провожу большую часть времени, помогая накрывать на стол и мыть посуду.

11. Если кассирша в магазине не додаст мне сдачу, то я:

а) естественно, ее потребую;

б) расстроюсь, но промолчу. Я не люблю препираться с кассирами;

в) не обращу внимания. Мелочь не стоит того, чтобы тратить на это нервы.

12. Если я чувствую, что злюсь, то .я;

а) выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;

б) чувствую себя неудобно;

в) пытаюсь себя утихомирить.

13. Когда заболеваю, то я:

а) делаюсь раздражительным и нетерпеливым;

б) ложусь в постель и очень жду, что за мной будут ухаживать;

в) стараюсь не обращать на это внимания и пытаюсь не обременять окружающих.

14. Если какой-то человек вызвал мое сильное возмущение, я предпочту:

а) выразить ему свои чувства открыто и в лицо;

б) разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем деле или разговоре;

в) дать ему знать об этом косвенно, например, через других людей.

15. Мой девиз, очевидно, будет:

а) победитель всегда прав;

б) весь мир любит любящего;

в) тише едешь — дальше будешь.

Результаты тестирования:

Вопросы 1-5 6-10 11-15

«Голубь» а в б

«Страус» б а в

«Ястреб» в б а

Посчитайте свои ответы «а», «б» и «в» из трех групп вопросов и определите, чего в вас больше: «Голубя», «Страуса» или «Ястреба». Если всего поровну, то в вас всего понемногу и в разных ситуациях вы себя проявляете неодинаково.

Правда, стоит поразмышлять, что вы взяли от «Голубя» — добрую мягкость или кислую нерешительность, от «Страуса» —эмоциональную стабильность или замкнутость, от «Ястреба» — решительность или агрессивность?

IV. Интерпретация теста:

Характеристика «Голубя»

Это мягкий, любящий и чувствительный человек. Голуби нуждаются в любви, от нее зависит их счастье и безопасность, и ради нее они готовы даже на самопожертвование. Голуби во многом — слабовольные. Они готовы сделать все для других — и чаще всего то, что втайне хотят, чтобы это сделали для них. Прямо попросить или потребовать то, что им нужно, они или боятся, или не умеют. Они слишком уступчивы, так как трусливы. Голуби живут мечтой найти человека, который угадывал бы их желания и понимал бы с полуслова. Не встречая такого, часто оказываются разочарованными. Они вообще слишком много времени уделяют переживаниям. Голубь чаще играет второстепенные роли, способствуя подъему наверх другим. Брать на себя инициативу побаиваются. Это потому, что они лучше себя чувствуют за троном, а не на нем. Голуби зависимы от мнения окружающих и преданы предмету обожания. Они страдают от мелочей, часто суеверны. Легкие, миролюбивые голуби оказывают усмиряющее действие на темпераментных и агрессивных людей. Свою собственную злость они направляют на себя, часто теряют здоровье, простуживаются, теряют кошельки и режут себе пальцы вместо колбасы.

Характеристика «Страуса»

Страус — человек холодный, расчетливый, осторожный и предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. Если к нему подходят слишком близко, он отталкивает его, или чаще бежит от него сам. Страусу достаточно себя и он хочет только покоя. Чтобы избежать нежелательных контактов или разочарований, он старается спрятать в песок не только свою голову, но и сердце, и талант. Страус избегает связей и особенно вытекающих из них обязательств. Они предпочитают страдать в молчании и одиночестве. Но страдания их не слишком болезненны, поскольку они умеют защитить себя от них. Даже если Страуса отвергли, он перенесет это достаточно спокойно, так как не ждет от жизни и от людей слишком многого, поэтому и не слишком разочаровывается. Отчужденность Страуса придает ему целостность и самодостаточность, но другая сторона его личности — это замкнутость, которая отрезает Страуса от лучшего в других людях и в нем самом, от бурлящего потока жизни.

Характеристика «Ястреба»

Человеку честолюбивому, решительному и храброму. Ястребу нужна власть. Преследуя свои цели. Ястребы приобретают массу противников, но, с другой стороны, они многого и достигают, так как работают больше других. Враждебность, агрессивность и некоторая одержимость делает их очень сложными спутниками в жизни, но в то же время они заставляют людей выкладываться в деле. Мы чаще восхищаемся ими, чем любим. Ястребы требуют немедленного подчинения, беззаветной преданности и массы превосходных эпитетов. Ястребы стремятся к совершенству, идеалу. Бескомпромиссны, требуют «все» или «ничего». На критику со сторону реагируют плохо, она может вызвать ярость, но также ввергнуть и в состояние глубокой депрессии. Для Ястреба мир представляется полем битвы в окружении врагов. Но они вооружены умом и проницательностью, они прирожденные стратеги и заряжены массой энергии. Единственная битва, которую они проигрывают, — это битва с самим собой.

V. Советы и тренинги:

Ведущий: Итак, теперь понятно, какие мы с вами «птицы».

Ведущая: По-моему, не стоит слишком серьезно относиться к этим «птичьим» характеристикам, ведь все в жизни относительно...

Ведущий: Я согласен с тобой. Однако некоторые аспекты нашего характера тест раскрывает и дает возможность в некоторой степени оценить себя, не правда ли?

Ведущая: В дополнение к характеристикам Голубя, Страуса и Ястреба я считаю уместным ознакомить ребят с советами психолога Николая Козлова, которые он приводит в своей книге «Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день». Ты поможешь мне?

Ведущий: Конечно, я тоже считаю, что это необходимо сделать.

Ведущие по очереди зачитывают психологические советы и необходимые тренинги.

Советы «Голубю»

Голубю нужно:

• становиться более самостоятельным;

• начинать жить своей жизнью;

• учиться быть человеком для себя, а не человеком для других;

• разрешить себе быть самим собой.

Тренинг для «Голубя»

№ 1. Упражнение «Не-улыбка»

Вас постоянно «ловят» на улыбку — вы улыбнулись» значит, сказали «да».

Разрешите себе не улыбаться, когда не хотите попасть «на крючок» нежелательной ситуации.

№ 2. Упражнение «Нет»

Научитесь говорить «нет» твердо и решительно. Постарайтесь сами себе внушить, что:

а) вы на это имеете право,

б) такое «нет» воспринимается нормально.

№ 3. Упражнение «Захват инициативы»

Учитесь захватывать инициативу в разговорах и в делах.

№ 4. Упражнение «Нестандартные поступки»

Разрешите себе не обращать внимание на окружающих и не бояться, как на это они отреагируют, например,

• попрыгайте на остановке на одной ноге;

• наденьте носки разного цвета;

• резко измените свой привычный имидж.

№ 5. Упражнение «Губа»

Это упражнение укрепит вашу психическую устойчивость.

Приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы. Ванде лицо приобрело неприятное выражение. Вот здорово! Разрешите себе с таким лицом походить по улице, на перемене в школе!

№ 6. Упражнение «Свобода голоса и мнений»

• постарайтесь говорить громко, уверенно;

• высказывайтесь категорично;

• помните, для вас лучшая защита — это нападение. Не ждите упреков и обвинений, нападайте сами.

№7. Упражнение «Свобода отрицательных эмоций»

Вам нужно избавиться от боязни огорчить окружающих своими эмоциями. Чаще выражайте их, не держите их в себе, выливайте наружу!

Советы «Страусу»

Ваша холодность не природная, а следствие боязни связей и переживаний.

Жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще. Ваша главная задача:

• развивать интерес и внимание к окружающим;

• научиться лучше понимать и чувствовать людей;

• откройте себя миру, и мир откроет себя вам.

Тренинг для «Страуса»

№ 1. Упражнение «Запоминание лиц»

Вам необходимо выработать привычку запоминать лица окружающих людей.

Выделите характерную деталь во внешности человека, закройте глаза, постарайтесь воспроизвести весь образ зримо, в деталях. Не получается, что-то «не видите» — смотрите снова, чтобы запоминание было полным.

№ 2. Упражнение «Я глазами других»

В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?

№ 3. Упражнение «Сопереживание»

В разговоре на личные, трогающие собеседника темы, постарайтесь искренне, заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его.

№ 4. Упражнение «Перевоплощение»

Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Представьте, что он — это вы. Влезьте в его внешность, воспроизведите посадку, походку, мимику, движения. Постарайтесь думать его мыслями, чувствовать его чувствами.

Советы «Ястребу»

Возможных единомышленников вы превращаете в конкурентов. Вы должны:

• научиться быть более терпимым;

• стать более доброжелательным;

• убедить себя, что вы сами невольно превращаете окружающих во врагов.

Тренинг для «Ястреба»

№ 1. Упражнение «Улыбка»

Приучите себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет на лице, то должна быть всегда внутренняя готовность к ней.

№ 2. Упражнение «Мир тебе»

Сделайте для себя внутреннюю установку при встрече с любым человеком: «Мир тебе!» Подарите это ему всей душой, всем сердцем. Выходите с этим чувством на улицу, обратитесь с этим выражением к птицам, небу, деревьям. А какую-нибудь симпатичную рябинку или березку — можно и обнять, познав море энергии и восторга.

Пойте каждые пять минут: «Все будет хорошо!»

№ 3. Упражнение «Передача инициативы»

Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Старайтесь затрагивать тему, которая интересна и приятна ему.

№ 4. Упражнение «Облако в штанах»

Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Избегайте категоричных фраз и интонаций.

№ 5. Упражнение «Комплименты и благодарность»

Чаще используйте возможность сказать человеку что-то о нем или о его действиях хорошее. Выражайте эту благодарность не только словами, но и глазами, улыбкой. Разрешите себе восхищаться людьми, но только делайте это искренне.

№ 6. Упражнение «Гроза отменяется»

Вам тяжело сдерживать отрицательные эмоции, а окружающим еще труднее их переносить. Учитесь не ругаться. Постарайтесь целую неделю всем все прощать, никого не критиковать, не осуждать, и не делать язвительных замечаний. Слабо?

№ 7. Упражнение «Мудрец»

Учитесь созерцательному взгляду на жизнь, мудрости, умению проигрывать. Что бы ни произошло, чем негодовать или расстраиваться, почитайте афоризмы и мудрые высказывания философов.

VI. Беседа с группой. Обсуждение. Впечатления от урока.

АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ:

Тренинговое занятие «Познай себя» было проведено успешно. Все обучающиеся участвовали с интересом и активно. В ходе занятия они для себя узнали много нового и интересного, особенно им понравились тренинги. Было смешно наблюдать выполнение тренинга «Перевоплощение», где должны были перевоплощаться в чей-то образ, мимику, походку. Мероприятие показало, что обучающимся необходимы тренинговые занятия, которые помогают раскрыться в различных ситуациях. Занятие охватило всех и каждого. Каждый нашел для себя пути решения своих отрицательных качеств.

infourok.ru

Тренинг для школьников «группы риска» «Познай себя».

 Страничка школьного психолога :: Тренинг для школьников «группы риска» «Познай себя». 

Цель: формирование положительного отношения к себе и другим,

осознания себя.

Задача:

- расширить знания учащихся о специфике межличностных отношений;

- формировать позитивное отношение к себе;

- развить чувство толерантности;

- формировать адекватную самооценку.

Упражнение «Бинго»

Цель: продолжить знакомство подростков, создать позитивную атмосферу.

Ведущий предлагает детям взять лист бумаги А4, руками «вырезать» фигурку «Бинго», разрисовать фломастерами и на обратной стороне написать:

- на голове - твоя заветная мечта;

- на правой руке - твоя черта характера;

- на левой руке - черта характера, которую ты хочешь сформировать;

- на правой ноге - любимое место отдыха;

- на левой ноге - любимое блюдо;

- на туловище - как ты хочешь, чтобы тебя называли сверстники.

После того, как дети выполнили задание, ведущий просит всех встать, двигаясь по комнате, подойти друг к другу, найти и записать на соответствующих частях «Бинго» имена тех, с кем у них совпала одна или несколько позиций. После этого участники возвращаются в круг.

Упражнение «Ожидание»

Цель: узнать, что ожидают участники от сегодняшнего занятия.

Подростки по очереди высказывают ожидания от занятия.

Упражнение «Грамота»

Цель: повышать самооценку ребенка. Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать похвальную грамоту себе, указать, за что он ее получает. Каждый участник зачитывает свои наработки.

Обсуждение:

- Трудно было писать грамоту себе?

- Если так, то почему?

- Понравилось ли вам это упражнение?

Упражнение «Все мы - разные»

Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.

Ведущий зачитывает записанный на доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?

Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.

Упражнение «Путаница»

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Цель: снять напряжение, расслабиться. Один участник выходит за дверь. Психолог предлагает ученикам создать цепочку (змею), что имеет начало (голову) и конец (хвост), и запутаться. Задача подростка, который зашел в класс, - распутать змею.

Упражнение «Мои советы»

Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других.

Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера.

Обсуждение:

- Трудно было писать друзьям рекомендации?

- Довольны ли вы тем, что написали друзья?

Упражнение «Все равно ты молодец»

Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.

Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что ...».

Обсуждение:

- Какие ощущения вызвало упражнение?

Притча о мастере

Как-то вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба, флейта и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше играет. Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать свое мастерство. Но получалась не музыка, а ужасные звуки. И чем больше каждый старался, то непонятной и уродливой становилась мелодия. Вот появился человек и взмахом руки остановил эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия-это одно целое. Пусть каждый прислушивается к другому, и вы увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой, и сначала робко, а потом все лучше зазвучала мелодия, в которой было слышно печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, уникальность свирели, величество контрабаса. Инструменты играли, с восхищением следили за волшебными взмахами рук человека. А мелодия все звучала и звучала, сочетая исполнителей и слушателей в одно целое. Как важно, чтобы оркестром кто дирижировал!

Достижение гармонии возможно только тогда, когда все объединены одной целью и направлены единой волей в едином порыве ...

Прощание

Цель: содействие сплоченности группы, создание хорошего настроения. Все участники становятся в круг, чтобы правой рукой создать звездочку, и пытаются им передать тепло рук друг другу. Все благодарят и прощаются.

apruo.ru

Тренинг для педагогов "Познай себя. Будь счастлив" страница 2

Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.

hello_html_7cc66b8d.jpg

1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

infourok.ru

Тренинг познай самого себя

Чтобы нам научится познать себя, нам нужно понять, какие эмоции вы знаете?

Основоположниками всего эмоционального фона, во всей палитре эмоций являются 5 эмоций:

  • Страх (боязнь саморазрушение)

  • Гнев (ярость, злость, ненависть)

  • Печаль (жалость, сожаление)

  • Счастье (радость, воодушевление)

  • Любовь (желание, страсть)

Из этих эмоций можно уже воспроизводить эмоциональный фон.

Например: любовь и счастье вызывают эйфорию.

Если хотя бы одна эмоция вываливается, то вы уже не сможете сформировать свой эмоциональный интеллект.

Глава 4. Познай самого себя

4.1. Наши чувства вовсе не так очевидны, как нам кажется на первый взгляд. Осознание процесса мышления, постоянное внимание к своим внутренним состояниям невозможно без возбуждения неокортекса.( новые области коры головного мозга, которые у низших млекопитающих только намечены, а у человека составляют основную часть коры.) Самоосознание — нейтральный режим работы, при котором сохраняется самоанализ даже посреди бушующего моря эмоций. Три подхода к контролю за своими эмоциями:

• Знающие себя. Эти люди имеют определенные познания относительно своей эмоциональной жизни, они автономны и уверены в своих границах. Их внимательность помогает им справиться с эмоциями.

• Поглощенные эмоциями. Эмоции захлестывают, и эти люди не в силах избавиться от них.

• Принимающие эмоции как нечто неизбежное. Эти люди понимают свои настроения, но принимают их как нечто неизбежное и не пытаются изменить. Крайности в эмоциональном интеллекте неизбежны. Кто-то обладает повышенной эмоциональной чувствительностью, и малейшее раздражение вызывает у таких людей эмоциональные бури. Тогда как те, кто им противоположен, едва ли испытывают хоть какое-нибудь чувство даже в жутких обстоятельствах.

Картинки

4.2. Головной мозг устроен так, что мы очень часто почти не контролируем момент, когда нас охватывает эмоция. Но мы можем повлиять на то, как долго она будет действовать. Эмоциями можно и нужно управлять. Гнев и ярость. Как можно остановить внезапно возникший приступ гнева или ярости? Прежде всего, разрушить те убеждения, которые этот гнев питают. Когда организм уже взвинчен, то следующая эмоция, будь то гнев или тревога, окажется необычайно сильной. Гнев растет на гневе волнами, эмоциональный мозг раскаляется, а ярость, не сдерживаемая разумом, легко переходит в буйство.

Способы обуздать гнев:

• Ухватить те мысли, которые вызывают волны гнева, усомниться в их правильности, так как эта первоначальная оценка подкрепляет первую вспышку гнева.

• Переждать выброс адреналина в обстановке, где вероятнее всего не появятся дополнительные механизмы разжигания ярости. Человек может притормозить нарастание враждебности, попытавшись найти для себя способ отвлечься.

Тревога. В основе тревоги лежит определенная реакция: бдительность в отношении потенциальной опасности. Беспокойство — репетиция события, которое может произойти, и изложение способа, как с ним справиться. Общим знаменателем фобий, неврозов, панических атак и тревоги является вышедшее из-под контроля беспокойство. От беспокойства можно избавиться, только переключив внимание на что-нибудь другое.

infourok.ru

Тренинг познай себя | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Тренинг для школьников «Познай себя». 134 Цель: формирование положительного отношения к себе и другим, осознания себя. Задачи: - расширить знания учащихся о специфике межличностных отношений; - формировать позитивное отношение к себе; - развить чувство толерантности; - формировать адекватную самооценку. Упражнение «Бинго» Цель: продолжить знакомство подростков, создать позитивную атмосферу. Ведущий предлагает детям взять лист бумаги А4, руками «вырезать» фигурку «Бинго», разрисовать фломастерами и на обратной стороне написать: - на голове - твоя заветная мечта; - на правой руке - твоя черта характера; - на левой руке - черта характера, которую ты хочешь сформировать; - на правой ноге - любимое место отдыха; - на левой ноге - любимое блюдо; - на туловище - как ты хочешь, чтобы тебя называли сверстники. После того, как дети выполнили задание, ведущий просит всех встать, двигаясь по комнате, подойти друг к другу, найти и записать на соответствующих частях «Бинго» имена тех, с кем у них совпала одна или несколько позиций. После этого участники возвращаются в круг. Упражнение «Ожидание» Цель: узнать, что ожидают участники от сегодняшнего занятия. Подростки по очереди высказывают ожидания от занятия. Упражнение «Грамота» Цель: повышать самооценку ребенка. Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать похвальную грамоту себе, указать, за что он ее получает. Каждый участник зачитывает свои наработки. Обсуждение: - Трудно было писать грамоту себе? - Если так, то почему? - Понравилось ли вам это упражнение? Упражнение «Все мы - разные» Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости. Ведущий зачитывает записанный на доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что? Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много. Упражнение «Путаница» Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Цель: снять напряжение, расслабиться. Один участник выходит за дверь. Психолог предлагает ученикам создать цепочку (змею), что имеет начало (голову) и конец (хвост), и запутаться. Задача подростка, который зашел в класс, - распутать змею. Упражнение «Мои советы» Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя глазами других. Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет рекомендацию относительно недостатков характера. Обсуждение: - Трудно было писать друзьям рекомендации? - Довольны ли вы тем, что написали друзья? Упражнение «Все равно ты молодец» Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоцион

educontest.net