Несмотря на прогресс в психологической науке, идеи Фрейда до сих пор продолжают оказывать влияние на различные сферы жизни человека. Изобретенная им теория особенно сильно оказывает влияние на искусство, психологию. Однако такие фразы, как «оговорка по Фрейду» или же «Эдипов комплекс», можно услышать повсеместно.
Теория Фрейда перевернула все представления о том, какие мотивы движут поведением человека. Основатель психоанализа был первым, кто попытался обнаружить скрытые причины действий одного из самых ненадежных свидетелей, а именно человеческого сознания. Кратко теория Фрейда описывает причины жизненных конфликтов человека так: сложности в детстве приводят к возникновению проблем, неврозов и патологий во взрослом возрасте. В личностном развитии ребенка основатель психоанализа выделил несколько фаз. В процессе прохождения через эти фазы маленький человек должен решить важные для своего становления задачи.
Любое сновидение, считал Фрейд, является осмысленным психическим феноменом, который может быть включен и в реальность. Основная теория Фрейда – психоанализ – была основана на наблюдениях различного характера. Уже в своих первых произведениях ученый ссылался на классическую литературу, ее персонажей. Чтобы понять сложнейшие механизмы, которые управляют поведением человека, Фрейд изучал не только бессознательные мотивы своих пациентов и их сны, но и сложные характеры литературных героев, например шекспировского Гамлета, Фауста Гете.
Что же представляет собой теория психоанализа Фрейда? Основной процесс, который исследуется с помощью данной концепции, – это психосексуальное развитие. Оно представляет собой строгую последовательность этапов разворачивания заложенной в ребенке инстинктивной энергии, которая направлена на трансформирование физиологических феноменов в измерение психики, что позволяет адаптировать организм к окружающему миру. Окончательная задача развития – это формирование сознания, а также социализация.
В теории Зигмунда Фрейда эта инстинктивная энергия называется либидо. Она с течением времени перемещается из одной эрогенной зоны к другой. Каждая из данных зон на различных этапах человеческой жизни приспосабливается для разрядки либидо и связана с конкретной задачей развития.
Если же данный процесс происходит с трудностями, то эти проблемные точки, согласно теории Фрейда, обозначаются как фиксации на определенной стадии. Как правило, такие нарушения связаны либо с состоянием фрустрации в детстве, либо со сверхзаботой. Наличие фиксации приводит к возникновению особых черт характера в зрелом возрасте. Человек регрессирует к ранним формам удовлетворения в сложных жизненных обстоятельствах. Это сопровождается срывом адаптации к внешнему миру.
Основная задача психосексуального развития – это привязывание сексуальной активности непосредственно к гениталиям, переход от аутоэротизма к гетероэротизму.
Согласно теории Фрейда существует несколько этапов этого процесса. Это оральная, анальная, фаллическая, генитальная стадии. Первый из этих этапов длится приблизительно от рождения и до полутора лет. Младенцы питаются от материнской груди, и на данном этапе область рта очень тесно связана с процессом удовлетворения физиологических потребностей, получением удовольствия. Именно поэтому область рта и те структуры, которые непосредственно с ним связаны, и становятся основным сосредоточением активности младенца.
Фрейд был убежден в том, что рот остается одной из важнейших эрогенных зон в течение всей жизни. Даже в зрелом возрасте можно наблюдать остаточные явления данного периода в виде использования жвачки, кусания ногтей, курения, поцелуев и переедания. Все это сторонники теории Фрейда рассматривают в качестве привязанности либидо к оральной зоне. Необходимо отметить, что оральная фаза разбивается на два этапа – пассивную и агрессивную. Пассивная фаза имеет место до появления у ребенка зубов. Затем наступает агрессивно-оральный этап. Ребенок с помощью зубов начинает выражать свою фрустрацию. Фиксация на данной фазе приводит у взрослых к развитию таких черт личности, как цинизм, склонность к спорам, эксплуатации других людей с целью удовлетворения собственных нужд.
Согласно теории Фрейда, удовольствие и сексуальность человека тесно переплетаются. В данном контексте последняя понимается в качестве процесса возбуждения, сопровождающего процесс насыщения ребенка. Первые источники удовольствия для него – это материнская грудь либо предмет, ее заменяющий. Со временем грудь матери теряет свое значение в качестве объекта любви. Ее заменяет часть собственного тела – ребенок сосет свой палец, чтобы снизить напряжение, неизбежно возникающее вследствие недостатка заботы матери.
В последнее время все большее распространение получает концепция, согласно которой психосексуальное развитие начинается не с рождения, а еще в утробе матери. Уже в этот период происходит развитие эмоций, влечений, умения получать удовольствие от собственного тела.
Фрейд сумел развенчать распространенный миф о «золотом детстве» - веке, не знающем никаких сложностей. На смену ему пришел миф о «прекрасном веке» пренатального периода, когда мать и ребенок находятся в полном единстве. Однако микропсихоаналитики показали, что в действительности никакого симбиоза в это время не существуют. Мать и дитя могут состоять в сложных, а нередко и конфликтных отношениях. Ребенок появляется на свет, имея негативный опыт борьбы и конфронтации. И с данной точки зрения травма рождения не является самой первой в жизни человека.
Следующий этап после орального в психоаналитической теории развития Фрейда называется анальным. Данный этап начинается в возрасте около полутора лет и продолжается до трех. В течение данного периода ребенок учится самостоятельно ходить на горшок. Ему очень нравится этот процесс контроля, поскольку это первая функция, которая требует от него осознанности собственных действий.
Фрейд был убежден в том, что метод, которым родители приучают ребенка к горшку, оказывает воздействие и на его развитие на более поздних этапах. Все будущие формы самоконтроля начинаются на данном этапе.
Если во взаимоотношениях ребенка и родителя возникают трудности, это оказывает влияние на формирование характера. К примеру, дитя отказывается ходить на горшок, а затем писает в штаны, испытывая радость от того, что причинил неудобства матери. У ребенка развивается так называемый анальный характер, проявляющийся в жадности, педантичности, стремлении к перфекционизму.
Длится от 3,5 до 6 лет. На данной стадии ребенок начинает исследовать собственное тело, рассматривать свои гениталии. У него возникает неподдельный интерес к родителю противоположного пола. Затем происходит идентификация с родителем одного пола, а также прививание конкретной половой роли. Если на данном этапе возникают сложности, то это приводит к идентификации себя с противоположным полом, а также трудностям в общении с партнерами.
Интересы ребенка сосредоточены на данной стадии вокруг собственных половых органов. На этом этапе возникает сложное психическое образование, известное в теории психоанализа Фрейда как Эдипов комплекс.
Некоторые исследователи подчеркивают, что лучше в этом случае говорить об эдипальном конфликте, ведь он непосредственно связан с желанием добиться родителя противоположного пола и невозможностью им обладать в реальности. Разрешение данного конфликта приводит к переходу от желания обладать собственной матерью к необходимости стать похожим на отца. Эдипальная ситуация может сопровождать человека всю его сознательную жизнь даже в том случае, если в детстве удалось ее успешно пройти. Проявления данного этапа – это переживания соперничества, зависти, ревности, зависимости привлекательности для противоположного пола от достижений. Также эдипальная ситуация метафорически может обозначать и неосознанное желание регрессировать к ранним симбиотическим отношениям с матерью.
Данный феномен выполняет несколько важнейших для развития задач. Во-первых, в эдипальной ситуации впервые во взаимоотношениях матери и ребенка возникает третий – отец. Ребенок от одной только связи с матерью переходит ко взаимоотношениям с другими объектами. Диадные отношения переходят в триадные, где включен отец. Таким образом, постепенно происходит переход к жизни в группе.
Также эдипальная ситуация заставляет ребенка столкнуться с реальностью. В древнегреческом мифе об Эдипе правда стала известна только после того, как преступление состоялось. Эдипов комплекс заставляет ребенка признать страшную правду о том, что он не является взрослым. Однако при положительном разрешении конфликта отношения с ним будут продолжаться. С точки зрения Мелани Кляйн, которая продолжала развивать психоаналитическую теорию З. Фрейда, данная ситуация разрешается одновременно с переходом ребенка от так называемой параноидной фазы к депрессивной. В последней ребенок интегрирует опыт и хороших, и плохих отношений с одним и тем же родителем и сохраняет с ним постоянство взаимоотношений. Впервые он видит разницу между своими притязаниями и возможностями, между психикой и физической реальностью.
Ребенок находится в так называемой третьей позиции. Он является не участником, а наблюдателем отношений матери и отца. Это является базой для особого психического образования, которое известно в психоаналитической теории Фрейда как наблюдающее Эго. Также в процессе разрешения Эдипова комплекса происходит и формирование супер-Эго. Считается, что ребенок легче идентифицируется с таким родителем, который обладает большим фрустрирующим потенциалом.
В отличие от других стадий развития, когда основная задача ребенка – это преодоление сопротивления окружающей среды, во время эдипального конфликта он должен занять позицию проигравшего и метафорически быть изгнанным из родительской пары. Если этого не происходит, то неразрешенная ситуация становится основой для дальнейших перверсий. Можно говорить о том, что именно с трудностей разрешения Эдипова комплекса формируется невротический характер.
Согласно теории развития З. Фрейда невроз непосредственно связан с конфликтом между двумя противоположными стремлениями – к индивидуации и принадлежности. До наступления фаллической стадии ребенок озабочен в первую очередь вопросами физического выживания, а также разделения и зависимости в диадных отношениях с матерью. В данном отношении эхо Эдипова конфликта, как считал Фрейд, действительно преследует человека на протяжении всей его жизни.
Согласно теории личности Фрейда данный этап длится от 6 до 12 лет и характеризуется снижением полового интереса. Либидо на данном этапе оторвано от сексуального объекта, оно направляется на освоение общечеловеческого опыта, который закреплен в науке и культуре. Также энергия направляется на построение дружеских отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, не входящими в состав семейного круга.
С наступлением пубертатного возраста половые и агрессивные импульсы восстанавливаются. Вместе с ними возобновляется и интерес к противоположному полу. Начальная стадия данного этапа характеризуется биохимическими изменениями внутри организма. Репродуктивные органы созревают, происходит выброс большого количества гормонов. Это провоцирует появление вторичных половых признаков (к примеру, огрубение голоса у юношей, формирование молочных желез у девушек).
Теория личности Фрейда утверждает, что все индивиды проходят в раннем подростковом возрасте через «этап гомосексуальности». Взрыв энергии направляется на человека одного пола – это может быть учитель, сосед или товарищ. Это происходит таким же образом, как и в процессе разрешения Эдипова комплекса. Несмотря на то что гомосексуальное поведение нельзя назвать универсальным опытом данного этапа, как правило, подростки предпочитают общество друзей одного пола. Однако со временем объектом либидо становится партнер противоположного пола. В норме в юности это приводит к ухаживанию и созданию семьи.
Согласно теории личности З. Фрейда генитальный характер представляет собой идеальный тип личности. Это зрелый и ответственный в социально-половых отношениях человек (не склонный к изменам). Он находит удовлетворение в гетеросексуальной любви (смог преодолеть комплекс «несчастной любви»). Хотя сам Фрейд и с неприятием относился к половой распущенности, он все же более терпимо воспринимал ее, чем большинство его современников. Основатель психоанализа понимал, что разрядка либидо во время полового акта обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, которые поступают от половых органов. Контроль, в свою очередь, позволяет сдерживать энергию инстинкта, и она достигает наивысшей точки без последствий в виде чувства вины или ощущения конфликта.
Фрейд верил в то, что для формирования идеального характера (которым он считал генитальный) человек должен отказаться от присущей раннему возрасту пассивности, когда любовь и безопасность давались легко, ничего не требуя взаимен. Человек должен учиться работать, откладывать удовлетворение на определенный срок, проявлять по отношению к другим людям любовь и заботу. Прежде всего, он должен брать на себя активную роль в различных жизненных ситуациях.
И наоборот, когда в раннем возрасте возникают различные травматические ситуации с определенной фиксацией либидо, нормальное вхождение в генитальную стадию становится затрудненным, а в некоторых случаях и вовсе невозможным. Фрейд утверждал, что серьезные жизненные конфликты в позднем возрасте – это всего лишь отголоски ранних трудностей, которые имели место в детстве.
fb.ru
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
2СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ..........................................1
1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................2
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3
1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4
1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................6
1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............7
1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................8
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............11
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..11
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................14
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............16
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................16
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................23
- 2 -
МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
_ 31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является
известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От
простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-
ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.
Итогом его научных изысканий послужила теория пси-
хосексуального развития общества и индивида. В своем
мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный
и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об-
ласти психиатрии, он руководствовался постулатами
естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво-
рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа-
листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-
пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось
представление об основополагающем значении для челове-
ческого поведения "психической энергии", присущей
инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В
психике человека Фрейд сначала выделял две относитель-
но автономные, но постоянно взаимодействующие между
собой структуры бессознательного "оно" и сознательного
"Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"
(см. сноски на последней странице), которое внедряется
в "Я", но без специального анализа не осознается им.
По мнению Фрейда, причиной невроза является особого
рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".
В чем же заключается основной конфликт этих трех
субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.
11.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"
- 3 -
Если считать, что человек - такое же детище при-
роды, как и остальные известные нам живые существа, то
он в определенной мере наделен теми же качествами, что
и они. Если считать, что животные не наделены таким
разумом, как человек, то единственной точкой сопри-
косновения у них являются инстинкты. Как правило, у
человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-
мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть
размножения, которые, в свою очередь, складываются из
множества инстинктивных факторов. Причем эти два
инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения
относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-
ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ-
ции, которые делают любой организм живым. Изначально
эти факторы были очень важны, но в связи с развитием
разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи-
мые утратили свое былое значение. Это произошло пото-
му, что у человека появились приспособления для добы-
вания пищи, он стал использовать пищу не только для
того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения
свойственной только человеку алчности. Со временем пи-
ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее
добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.
Человек стал строить для себя жилища и другие
приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь.
Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою
значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-
ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-
веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-
- 4 -
нуться, которые до этого относились к инстинкту са-
мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе-
решли в другое качество, то есть они перешли к "либи-
до". Итак, в результате эволюции, основной движущей
силой в жизни человека стал инстинкт размножения.
11.2.КОНТРОЛЬ "Я"
Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна-
чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".
Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.
В нашем случае разумом является "эго". Так как
инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-
полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-
костью, то есть в строго концентрированном состоянии
"оно" находиться не может, потому что в этом случае
при сосредоточении одних инстинктов, человек из го-
мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-
росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-
ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк-
ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре-
чия. Так как все находится в развитии и покой относи-
телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во
времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в
ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-
положить, что каждому предмету и явлению соответствует
свое время и свое место, то, следовательно, и челове-
ческой психике присуще свое место и время в общей при-
роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав-
нить с клеткой, где происходят соответствующие явле-
ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а
- 5 -
внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз-
нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо
развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи-
ровалось и претерпевает незначительные изменения, то
наружная оболочка с развитием культуры все растет и
утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как
там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),
следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-
лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав-
ление внутри становится столь велико, что внутреннее
содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот
внутренний конфликт и является главным противоречием
между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не
случайно с ростом и развитием культуры человечество
все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но
главная проблема в том, что человек не догадывается о
противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих
запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической
дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд ви-
дел средство восстановления психического здоровья.
Если говорить проще, то при помощи психоанализа обна-
руживается то место в психике, в котором наблюдается
давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об-
наружив это место и устранив в нем возникшее противо-
речие, человеку возвращается здоровая психика.
11.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"
Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я".
"Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой
психики. Так как человек живет в обществе, то оно
- 6 -
оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы-
ше рассуждениям. Если человек представляет из себя
систему (отдельную), то есть клетку, то клетка одна
существовать не может, она погибает (вычлените из ор-
ганизма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань,
та, в свою очередь, образует орган, а последний -
систему органов, образующих большой, единый организм.
Так вот оболочки этих клеток соединены между собой.
Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".
Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово-
купность всех общественных отношений (контролирующих
поведение человека).
11.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА
Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и
"сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна
люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается
на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге-
нотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был
запрещен (религией, законодательством). Эту запретную
установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-
нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об-
щества, стало ограничивать инцестуозные побуждения.
Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте
направлено на близких, а в большей степени, на мать,
так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,
что вольно или невольно бессознательное "оно" создает
инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-
венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,
которое или со временем (с возрастом) разрешается, или
- 7 -
выливается в "Эдиптов комплекс". Так как на начальной
стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него
появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего
родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда
можно сказать, или, вернее, предположить, что в древ-
ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-
лись против неограниченной власти отца и, сговорив-
шись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл
убийства, они испугались, что то же может произойти и
с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,
и каждый в своей новообразовавшейся семье установил
(обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то
mirznanii.com
Основы психоаналитической концепции были заложены З.Фрейдом (1856-1939). Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим факторам, определяющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работал хирургом, однако, прослушав курс психиатрии, заинтересовался этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 г. он добился престижного положения лектора в Венском университете.
При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду значительную роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу над бессознательным, так как в сеансах гипноза Шарко наглядно демонстрировал роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начал исследовать динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отошел от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Так же настороженно Брейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии -психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия, той ответственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в отношениях с Брюке, Шарко и особенно с Брейером он трансформировал свои отношения с отцом. Воспоминания детства и сложные семейные отношения, в которых Фрейд, боявшийся и уважавший авторитарного отца, всегда держал сторону мягкой и любящей матери, в значительной мере повлияли на содержание его теории. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям - с одной стороны, восхищенное поклонение, а с другой - желание найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовываются контуры концепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории личности.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 г., а в 1897 г. он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). Постепенно его идеи получили признание. В 1910г. Стенли Холл пригласил Фрейда прочитать лекции в Америке, где его теория приобрела особую популярность. Его работы стали переводить на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывался кружок его почитателей и последователей, в который вошли К. Юнг, А. Адлер, Ш. Ференци, О. Ранк, К. Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открылись во всем мире, психоаналитическое движение расширялось, приобретая все больше сторонников. В то же время Фрейд становился все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпел ни малейших отклонений от своей концепции, пресекал все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это привело к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка.
По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 г. нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда стало опасным, он подвергался преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собрали значительную сумму денег и фактически выкупили Фрейда у немцев, которые разрешили ему уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессировала, не помогали никакие операции и лекарства, и в 1939 г. он умер, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.
Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека.
Как уже говорилось, с его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.
Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.
В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается чаще всего одновременным действием обеих этих сил.
С точки зрения Фрейда, врожденные влечения представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователи иногда называли его теорию динамической (или даже гидравлической), подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке (т. е. удовлетворению влечений) и равномерному распределению по всему континууму. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании данных положений разрабатывалась идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа и идея трансфера, т. е. переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.
Либидо, о котором так много писали сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.
Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это и нелегко. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством "Я"», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализует свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем Эго.
Третья структура личности - Супер-Эго - неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.
Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение.регрессия, рационализация, проекция и сублимация.
Вытеснение - самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не есть непосредственное отражение вытесненного желания, а представляет собой его трансформацию. Поэтому он придавал такое значение психопатологии обыденной жизни, т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.
Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они позволяют хотя бы частичную разрядку энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.
При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма позволило в дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам, стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.
Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, так как она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искусством - арт-терапии.
Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека, и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодизацию. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделял три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий.
Первый этап- либидо-объект - характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период не смог реализовать свои либидозные желания (например, ему не давали соски). Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость может выражаться как в конформном, так и в негативном поведении.
Второй этап, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарциссизма, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью.
С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Фаллическую стадию Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. В этот период растет напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.
Третий этап начинается в подростковом возрасте и называется, как и первый, либидо-объект, так как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту стадию также называют генитальной, так как для разрядки либидоз-ной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности.
Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а травмы, полученные при общении со взрослым в первые годы жизни, являются причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться значительно позднее.
Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение людей. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Он писал, в частности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в культуре общества, служат основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные факторы формирования личности ребенка и развития культуры и общества в целом.
Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временем стал очень популярным.
Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Именно для объяснения действия этого метода и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место родителя, доминирующее положение которого он признает безусловно. При этом между ними устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т. е. следов его вытесненного влечения, о котором говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как, принимая позицию врача, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Так как основа выздоровления при этом связана с внушением, такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения сегодня кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологии, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие не только психологии, но и культуры, искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.
Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.
studfiles.net
ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"
Если считать, что человек такое же детище природы, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенной мере наделен теми же качествами, что и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой соприкосновения у них являются инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я ) эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, согласно второму закону диалектики, перешли в другое качество, то есть они перешли к "либидо". Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения.
КОНТРОЛЬ "Я"
Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изначальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я". Человек отличается от своих меньших собратьев разумом. В нашем случае разумом является "эго". Так как инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жидкостью, то есть в строго концентрированном состоянии "оно" находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из гомо сапиенс превращается в гомо вульгариус, то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" являются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в развитии и покой относителен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в ходе культурного развития продолжает расти. Если пред положить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то, следовательно, и человеческой психике присуще свое место и время в общей при роде. Говоря проще, человеческую психику можно сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут разнообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растет внутрь, все более и более сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, давление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но главная проблема в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психического здоровья. Если говорить проще, то при помощи психоанализа обнаруживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Обнаружив это место и устранив в нем возникшее противоречие, человеку возвращается здоровая психика.
СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"
Теперь рассмотрим "суперэго", или "сверхЯ". "СверхЯ" является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человек живет в обществе, то оно оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным выше рассуждениям. Если человек представляет из себя систему (отдельную), то есть клетку, то клетка одна существовать не может, она погибает (вычлените из организма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань, та, в свою очередь, образует орган, а последний систему органов, образующих большой, единый организм. Так вот оболочки этих клеток соединены между собой. Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я". Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой совокупность всех общественных отношений (контролирующих поведение человека).
"КОМПЛЕКС ЭДИПА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА
Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и "сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты генотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был запрещен (религией, законодательством). Эту запретную установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех сознательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону общества, стало ограничивать инцестуозные побуждения. Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте направлено на близких, а в большей степени, на мать, так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать, что вольно или невольно бессознательное "оно" создаетинцестуальные предпосылки, которые подавляются общественной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие, которое или со временем (с возрастом) разрешается, или выливается в "Эдипов комплекс". Так как на начальной стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда можно сказать, или, вернее, предположить, что в древности в определенной полигамной общине дети взбунтовались против неограниченной власти отца и, сговорившись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл убийства, они испугались, что то же может произойти и с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния, и каждый в своей новообразовавшейся семье установил (обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обвиняли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда. Позже символ отца в племенах заменили различные животные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.
ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ
Естественно, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что мир движется за счет противодействия "оно" и "Я" со "сверх -Я" (это действительно так), но тогда мы имеем все основания утверждать, что нет ни одного здорового человека, так как у каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную оболочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке постоянно происходит разрядка внутрипсихического фактора. Эта разрядка имеет два пути. Первый из них состоит в нормальном половом общении, которое дает выход инстинктам (но необходимо заметить, что общество предопределило норму сексуального общения, и через эту узкую щель выходит лишь небольшое количество психосексуальной энергии). Второй фактор, который дополняет первый, является следующим: по второму закону диалектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в другое качество, в частности в энергию социальную, то есть человек делается социально активным. Если оба канала для выхода открыты, то индивид находится в нормальном состоянии. Если не работает первый канал, то вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в бессознательное, могут привести к так называемому психическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых различных формах: от фонтомных болей до психических расстройств, как то: мания преследования, паранойя и др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит к необратимым последствиям. Психоанализ помогает предотвратить их. Естественно, мы описали упрощенную схему действия психики. Организм человека, в частности его психика, являются автономной, саморегулирующейся системой и, пожалуй, главным фактором искажения психики является не конфликт между бессознательным и сознательным, а воздействия "сверх-Я".
www.sunhome.ru
Зигмунд Фрейд (лучше произносить «Фройд») – известный австрийский психиатр и психоневролог занимался детальным изучением личности человека.
Теория бессознательногоЗигмунд Фрейд является основателем теории и практики психоанализа, ядром этой доктрины является представления о бессознательном. В основе теории личности, созданной Фрейдом, предлагается трехуровневая структурная модель. Согласно общей схеме личность – это совокупность Подсознания («Оно»), Сознания («Я») и Сверх-Сознания («Сверх-Я»). Любые чувства, мысли, стремления, действия и поступки человека обуславливаются работой его подсознания, которое является наиболее древним и мощным отделом человеческой психики, потому в нем господствует иррациональное и вневременное. Здесь как бы не горит свет. Предполагается, что две основные движущие силы в развитии и жизни личности это Либидо («Стремление к жизни») и Мортидо («Стремление к смерти» - представление о Мортидо разработано не самим Фрейдом, но принято им).
Между тремя частями личности (другими словами, уровнями или отделами психики) могут возникать конфликтные отношения, которые и являются источником всех психических проблем человека.
Как решать психологические проблемы?Фиксация и зацикливание на этих проблемах могут приводить человека к патологическим разрешениям ситуаций, что становится для него привычным. А это означает, что индивидуум испытывает весьма серьезные психологические проблемы (которые в некоторых случаях можно считать заболеваниями). Избавлять человека от этих проблем и лечить психические заболевания предлагается проведением практической психоаналитической работы, которая предполагает диагностику, в том числе, с помощью личных бесед с применением метода свободных ассоциаций и лечение с помощью возвращения и нового проживания основных психотравмирующих событий, оказавших влияние на развитие личности и жизнь человека. В результате проведения таких мероприятий человек, подвергающийся психоанализу, освобождается от неосознаваемых комплексов. Он может теперь начинать новую жизнь без психический отклонений и патологических привычек.
На этой основной части изначального психоанализа базируется психосексуальная теория Фрейда, объясняющая любые отношения людей (а не только сексуальные) подсознательными желаниями и стремлениями, которые можно хорошо иллюстрировать древнегреческими мифами.
Значение теории ФрейдаВпоследствии теории Фрейда подверглись критическому переосмыслению его самым ярким учеником К. Г. Юнгом. Сам этот факт сообщает о правильности такого представления в психоанализе как «Эдипов комплекс».
Кроме всего прочего, Фрейду принадлежит выделение специфических фаз психосексуального развития личности (в том числе, и в детском возрасте), обнаружение защитных механизмов психики, открытие явления психологического переноса и контр-переноса, а также разработка таких конкретных и вполне действенных терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
Идеи и психологические теории Зигмунда Фрейда оказали значительное влияние на все дальнейшее развитие психологии, медицины, психиатрии, а также таких фундаментальных наук как философия, социология, антропология. Представления и взгляды о природе человека, предложенные Фрейдом, были для своего времени революционными и новаторскими. Они вызвали огромный научный и общекультурный резонанс, повлияли на развитие литературы и искусства. В настоящее время в теоретической и практической психологии широко представлены различные неофрейдистские школы, корневые основания уходят в классический психоанализ.
womanadvice.ru
Вряд ли можно найти еще одну такую теорию, которая вызвала бы столь противоречивые и резкие оценки, как теория З. Фрейда (1856-1939). С уверенностью можно сказать, что это была одна из первых психологических теорий, давшая объяснение причинного характера поведения человека. Причинность интерпретировалась в терминах бессознательного, и поэтому во многом была непохожа на принятое в объективной науке толкование детерминирующих тенденций. Довольно серьезным моментом критики концепции Фрейда является его стремление свести все многообразие побуждений личности к узко специфическим, биологическим детерминантам. Одним из исходных постулатов его концепции является представление о психическом как о специфической энергии. Эта мысль была усвоена Фрейдом благодаря общению с Эрнстом Брюкке - крупным представителем физико-химической школы в физиологии. Именно Брюкке, исследовавший физиологические процессы в терминах энергетических превращений, укоренил в сознании Фрейда взгляд на организм как на динамическую величину. В течение всей последующей жизни он будет верен этой идее, реализуя ее посредством изучения таких феноменов, как инстинктивные побуждения, защиты, интересы Эго, конфликты, формирование симптомов, амбивалентность и проч. Следующая базовая идея состоит в том, что причины, вытесненные в силу каких-то причин в бессознательное, продолжают оказывать влияние на поведение. Это положение было сформулировано в ходе общения Фрейда с Жаном Шарко. Обсуждая дискуссионный вопрос, касающийся истерии, Фрейд пришел к выводу, что это не биогенное, а психогенное заболевание, вызванное действием каких-то психологических механизмов, в частности путем расщепления сознания и замены одних представлений другими. Одним их доводов, предъявляемых Фрейдом критически настроенному научному миру, явилась демонстрация случая мужской истерии без явных соматических дефектов. Это событие, если и не опровергло общепринятое мнение о том, что заболевание вызвано патологическими изменениями в женских половых органах (Hysteron - матка в переводе с греческого языка, то заставило изменить взгляд на истерию как на симуляцию. Было показано, что посредством гипноза можно вызвать истерические симптомы - паралич, дрожь, потерю чувствительности и таким же образом избавиться от них. "Все это означало, что какой бы неизвестной ни была неврологическая основа истерии, сами ее симптомы могут излечиваться и сниматься посредством одних только представлений. Они имеют психогенное происхождение. Это ставило саму психологию на совершенно новую основу, отличную от предыдущей академической, и делало возможными открытия относительно более глубоких слоев психики, которые нельзя было бы получить никаким другим путем" (Джонс Э. Жизнь и творение Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997. С. 132). Влияние гипнотического сна на истерическую симптоматику позволило сформулировать механизм образования симптомов и избавления от них. Этим механизмом было названо вытеснение как действие, посредством которого субъект пытается устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Симптомы образуются вследствие замещения вытесненных представлений, которые не согласуются с установками сознания. В случае конверсионной истерии происходит смещение психологического конфликта и попытка разрешить его через различные симптомы - соматические и моторные. Это происходит в результате того, что либидо - психическая (сексуальная, по Фрейду) энергия отделяется от вытесненного представления и преобразуется в нервную энергию, в соматическую иннервацию. Действие гипноза, продемонстрированное И. Брейером, обнаружило и важную функцию воспоминания, которое позднее ляжет в основу классических психоаналитических техник. Для феномена освобождения от симптомов, от аффектов путем воспоминания о вызвавших их обстоятельствах Брейером было использовано понятие катарсис, или очищение души (Аристотель). Опыт общения с И. Брейером и с многими другими видными учеными позволил Фрейду сформулировать еще одно, принципиально важное для него положение о сексуальной природе психологических трудностей и конфликтов. Многие пациенты, страдающие истерией прямо или косвенно выводили Фрейда на свои ранние детские воспоминания, предметом которых становились проблемы сексуального характера.
В научном творчестве З. Фрейда можно выделить три этапа: Первый этап (1886-1897) связан с разработкой модели аффективной травмы. Одной из серьезных научных работ этого периода является труд, написанный вместе с И. Брейером "Очерки об истерии" (1895). В этот период причинами невротических расстройств он считает: 1) реальные внешние травматические события, происходившие в детском возрасте (например, сексуальное насилие) и 2) аффекты, вызванные невыносимыми представлениями и травмами. В первой модели психический аппарат наделяется такими функциями, как приспособление к событиям, происходящим во внешней реальности, усиление и отвод возбуждения, восприятие, внимание, перевод психической энергии из одного состояния в другое. Именно в этот период психическая травма рассматривалась как следствие сексуального совращения, имевшего место на самом деле, в действительности. Позднее он приходит к мысли, что речь идет не о реальных сексуальных действиях, которые совершались в отношении ребенка, а о его собственных фантазиях, представлениях-желаниях.
Второй этап (1897-1923) приходится на годы, в течение которых были написаны фундаментальные научные работы "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Влечения и их судьба" (1915) и др. В этот период разрабатывается модель новая топическая модель. В этот период энергия влечения рассматривается в качестве важнейшего мотивационного фактора поведения детей и взрослых. Именно благодаря "Трем очеркам по теории сексуальности" детская сексуальность стала одной из составных частей классического психоанализа. Приспособление меняет направленность - от адаптации к внешним событиям - к адаптации, приспособлению к своим внутренним силам. Сексуальное понимается как то, что складывается из учеты противоположности полов, получения удовольствия, наслаждения от функционирования органов, продолжения рода и скрываемого неприличного.
В этот период Фрейд выделяет такие влечения, как сексуальное желание (Либидо) и влечение к самосохранению. Последнее влечение определяется как потребности, связанные с телесными функциями, необходимыми для поддержания жизни индивида. В этот период он противопоставляет эти два вида влечений. Топическая (пространственная) модель психического аппарата представлена на трех уровнях - бессознательном, предсознательном и сознательном. Бессознательное состоит из психических содержаний, которые функционирует по своим законам и правилам, является вместилищем психической энергии, врожденных влечений. На уровне бессознательного действуют первичные процессы, которые характеризуются алогичностью, вневременной и пространственной динамикой. На предсознательном и сознательном действуют вторичные процессы - внимание, суждение, рассуждение, контролируемое действие. Имеющие свою логику, направление и способность к контролю. Предсознательное расположено между бессознательным и сознательным, от первого оно отделено цензурой, не допускающей бессознательные содержания в предсознание. Переход от предсознания в сознание обусловлен второй цензурой, которая не столько искажает, сколько отбирает тревожащие индивида содержания. В предсознательное входят мысли, которые непосредственно не осознаются, но легко могут быть осознаны. "В более общем смысле предсознательное есть то, что неявно и неосознанно присутствует в психике; именно это имеет в виду Фрейд, "описательно" определяя предсознательное как бессознательное, но доступное осознанию, тогда как собственно бессознательное навсегда остается оторванным от сознания" (Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. С. 352). Сознательное включает в себя осознанные мысли и чувства, действует на основе вторичных процессов по принципу реальности. Сознание, по мысли Фрейда, дает возможность человеку воспринимать качества вещей, активно используя процессы восприятия, внимания и суждения.
Третий этап (1923-1939) представлен работами, которые подготавливают момент его наступления, - "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Я и Оно" (1923) и отражают новый взгляд на влечения и психический аппарат, названный структурной моделью. В этом подходе по-новому трактуются человеческие влечения. Фрейд выделил влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Первое включило в себя сексуальное влечение и влечение к самосохранению, второе - стремление к разрушению, полному устранению напряжения, к покою. Мысль о том, что кроме влечения к жизни, есть влечение к смерти, возникла у Фрейда после Второй мировой войны. Определяя это понятие, он имеет в виду стремление организма, во-первых, к разрушению и, во-вторых, к закономерному переходу в неорганическое состояние. Структурная модель психического аппарата приходит на смену топической. Вместо трех уровней - бессознательного, предсознательного и сознательного выделяются Id (Оно), Ego (Я), Super-Ego (Сверх-Я). "Разделение психики на Оно, Я и Сверх-Я. Благодаря одновременному, не менее сильному подчеркиванию функционального значения этих структур привело к решению вопроса, в каком отношении с сознанием находятся психические содержания - вопрос, над которым все время бился Фрейд в течение первого и второго периодов. Теперь же сознание дескриптивно было просто сведено к состоянию, которое возникает в результате восприятия сенсорных качеств и которое понятийно охватывалось выражением "орган чувств в Я". Иначе говоря, сознание стало пониматься не как проявление специфической системы (системы "осознанного восприятия", соответствующей системам "предсознательное" и "бессознательное" в топической теории", а как одна из функций среди многих - как одна из трех основных структур души, а именно Я" (Холдер А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998, с. 230). Оно - врожденная бессознательная инстанция, вместилище врожденных желаний и вытесненных представлений. Оно действует по принципу удовольствия посредством первичных процессов. Кроме первичных процессов на уровне Оно функционируют рефлекторные действия. Это - фантазийная форма человеческих представлений, алогичная и иррациональная. Эго - формируется из Оно, появляясь с возникновением знания о внешнем мире. Эта инстанция действует по принципу реальности, применяя перцептивные и когнитивные стратегии, т.е. внимание, логическое мышление, рассуждение и оценку. Цель инстанции Я состоит в отсрочке удовлетворения инстинктов для сохранения целостности организма и психики. Основой Я являются вторичные процессы. Снижение тревоги обеспечивается с помощью специальных механизмов, называемых защитными. Это - приемы, которые удерживают самооценку на определенном уровне путем отрицания, вытеснения, изоляции, расщепления, всемогущего контроля, примитивных форм проекции и идентификации, регрессии, а также при поддержке механизмов идентификации, интеллектуализации, рационализации, юмора и сублимации и проч. Супер-Эго формируется к концу третьей, фаллической стадии психосексуального развития и представляет собой систему ценностей, стандартов, норм поведения, интернализированных ребенком благодаря общению со взрослыми. Супер-Эго состоит из совести и эго-идеала. Совесть формируется в результате наказаний, а эго-идеал - поощрений родителей.
Динамика сексуального инстинкта в процессе жизни человека так и оставалась для Фрейда одной из важных составляющих его концепции. Она представлена в его стадиях психосексуального развития, или превращения, метаморфоз либидо. Он выделял четыре полноценные стадии - оральную, анальную, фаллическую и генитальную и некий промежуточный период между фаллической и генитальной стадиями, названный латентным в силу того, что в это время сексуальная энергия находится практически в нейтральном состоянии. При описании этих стадий З. Фрейд исходит из того, что инстинкт - это врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения, где психологическая репрезентация называется желанием, а телесное возбуждение - потребностью. Понятие влечения отражало для Фрейда двойственность телесных и ментальных явлений, органического и психического. В силу этого на разных стадиях психосексуального развития психическая энергия концентрируется вокруг определенной телесной (эрогенной) зоны. На оральной стадии (0-18 мес.) такой областью является рот. Естественным способом редукции напряжения и получения удовольствия на этой стадии является процесс сосания, позже кусания. Фрустрация либидо на этой стадии приводит к фиксации и развитию у ребенка орального характера.
На анальной стадии (1.5-3 лет) роль ведущей эрогенной зоны переходит к прямой кишке. Освобождение кишечника вызывает чувство наслаждения и удовольствия. Сопутствующими этому процессу психическими явлениями выступают аккуратность, педантизм, скупость, способность контролировать свои эмоции и поведение. На фаллической - главной для концепции Фрейда - стадии энергия концентрируется на гениталиях. Основная задача стадии - идентификация с родителем того же пола. Однако выполнение этой задачи связано с целым рядом трудностей. Это - развитие Эдипова комплекса и комплекса кастрации. Эдипов комплекс описывается как упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Представление об этом комплексе появляется в работах 1910 г. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившимся на матери, скрыт, по Фрейду, ключ к тяготеющему над каждым мужчиной комплектом - будучи маленьким мальчиком, он испытывает влечение к матери и ненависть к отцу, воспринимая его как соперника. Комплекс кастрации формируется на основе влечения к матери и интерпретации отсутствия у девочки пениса как того, что ее когда-то наказали за несоответствующие сознательным установкам мысли и чувства, т.е. любовь к родителю противоположного пола. Фрейд полагал, что к концу этой стадии формируется Супер-эго. На латентной стадии (6-12 лет) в развитии организации влечений наступает затишье, продолжают развиваться Я и Сверх-Я. "Обычно на всем протяжении этой стадии правит враждебное к влечениям Сверх-Я, которое пытается сдержать как агрессивно-садистские, так и либидинозные импульсы. Благодаря работе Сверх-Я и Я-идеала инстинктивные, направленные на объект энергии возвращаются в Я и десексуализируются, садизм нейтрализуется" (Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М., 1998. С.362).
Генитальная стадия (пубертат) начинается с нарушения внутреннего равновесия вследствие типичных для этого возраста гормональных перестроек, попутно оживают комплекс кастрации и Эдипов комплекс, а также парциальные влечения. "Оральная организация либидо проявляется в патологическом обжорстве, анальная организация либидо проявляется в садистских импульсах, нечистоплотности, неряшливости и бесстыдстве. Вслед за этим, оживляя эдипову ситуацию, пробиваются генитальные побуждения" (Там же. С. 362). Родительские идеалы утрачивают свое влияние, изменяются ценности, нормы, способы поведения. Страх отделения может сопровождаться прорывами либидинозных и агрессивных влечений. С возрастом конфликты редукция либидо начинает осуществляться посредством сексуальных отношений между взрослыми партнерами, либо сублимироваться на другие, несексуальные отношения. Теория Фрейда имела громадное значение для психологии ХХ в., поскольку в ней был сделан акцент на особенностях мотивации и ее собственно психологической интерпретации. Именно с момента возникновения классического психоанализа психология того времени обрела еще один, огромный пласт проблем, связанных с внутренней детерминацией человеческого поведения.
biofile.ru