Саморегуляция - приёмы, доступные всем и везде. Саморегуляция картинки


6. Выявление уровня саморегуляции

Методика "Да и Нет" выявляет уровень произвольности внимания, памяти, умение работать по правилу.

Инструкция к проведению: "Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово "да" или "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить (ребенок повторяет слова). Теперь будь внимателен: я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова "да" и "нет". Понятно?" После этого педагог задает вопросы, среди которых встречаются провоцирующие ребенка высказать свое отношение. Задаются следующие вопросы: 1. Ты любишь, когда тебе читают сказки? 2. Тебе нравиться болеть? 3. ТЫ любишь смотреть мультфильмы? 4. Тебя часто наказывают? 5. Ты любишь играть с детьми? 6. Ты ссоришься с детьми? 7. Ты любишь мороженное? 8. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду? 9. Ты любишь умываться с мылом? 10. Ты хочешь научиться писать?

Варианты поведения детей: 1.Сдерживает непосредственное желание ответить словами "да" и "нет" и одновременно обдумывает содержательный ответ: "люблю", "не хочу", "не нравится" и т.д. 2. Подмена слов "да" и "нет" утвердительным или отрицательным мотанием головы или словами "ага", "неа" и тому подобные или просто напряженны молчанием, тем самым соблюдая правила игры, но не утверждая себя поисками адекватного правильного ответа.

Оценка результатов проводится путем подсчета количества ошибок, под которыми понимаются только слова "да" и "нет". Другие формы поведения не считаются ошибкой. В протоколе указывается количество ошибок. С хорошо развитой саморегуляцией считаются дети, сделавшие не более одной ошибки.

7. Выявление уровня развития моторики руки (приложение 5)

Чтобы проверить уровень развития мелких движений можно предложить ребенку выполнить задание "езда по дорожке". Педагог предлагает ребенку проехать по дорожке, соединив линией изображение машины (самоката, тележки и т.д.) и дома. Ребенку нужно объяснить, что он должен проводить линию не отрывая карандаша от бумаги. Для каждого ребенка подготавливается карточка (половина альбомного листа) с изображенными дорожками. Первая дорожка для воспитателя: наглядный показ выполнения задания. Вторая дорожка – для самостоятельного выполнения задания ребенком. Оценка результатов: результат оценивается как "высокий" если отсутствуют выходы за пределы дорожки, отрывы карандаша от бумаги, уверенное проведение линии. Средний уровень: отмечаются отрывы карандаша от бумаги (1-2) линия может быть дрожащей, неуверенной, либо с сильны нажимом при медленном темпе проведения. Низкий уровень: частый отрыв карандаша от бумаги, неровная, дрожащая линия, слабая, почти невидимая, с многократным наведением по одному и тому же месту, выходы за пределы дорожки.

Протокол психолого-педагогического обследования.

Дата обследования_____________ ФИО ребенка __________________________________________

Дата рождения _____________

ФИО родителей______________________________________________________________________ Дом адрес, тел ____________________________________________ ДУ _______________________

Диагностическая программа

1. Ориентировка в окружающем:

    1. Вопросник  1______2______3______4______5______6______7______8______

Уровень____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

    1. М-ка «Дополнение фраз»

Ответы детей

Оценка

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

Суммарный показатель = _________ Итоговый уровень__________________________________ _________________________________________________________________________________    

2. Мотивационная готовность:

2.1 Вопросник  1______2______3______4______5______6______7______ _____________________________________________________________________________________

2.2 Тест в картинках  1-ый выбор_________2-ой выбор_________3-ий выбор_______ Уровень_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

3. Уровень развития образных представлений:

3.1 М-ка «Разрезные картинки» 1_____________2_____________3______________ Уровень_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

3.2 М-ка «Самое непохожее» 1_____________2_____________3______________ Уровень_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

4. Уровень произвольного запоминания:

«Заучивание 10 слов»

 

окно

мост

дым

книга

лес

день

шляпа

кот

пыль

часы

Лишн. слова

К-во воспр. слов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кривая запоминания

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

Уровень_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

5. Развитие мышления и речи:

5.1 М-ка «Четвёртый лишний» 1_______2_______3_______4_______5_______6_____ Уровень____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5.2 М-ка «Назови одним словом»  1_________2_________3_________4_________5_________6_________7 ________ 8_________9 ________10________11________12________13________14________ Уровень____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5.3 Рассказ по картинкам _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Уровень саморегуляции.

М-ка «Да и Нет»  Количество ошибок________________

Уровень_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. Уровень развития моторики руки.     Уровень ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

8. Индивидуальные особенности:

1. Интерес к заданиям _________________________________________________________________ 2. Работоспособность __________________________________________________________________ 3. Общение со взрослым _______________________________________________________________

9.  Медицинские показатели: ___________________________________________________________       __________________________________________________________________________________

Выводы об уровне развития ребёнка: Содержание коррекционной программы по подготовке к школе ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 1

Тест в картинках

Приложение 2

Методика "Разрезные картинки"

Приложение 3

Методика "Четвертый лишний"

Приложение 4

Рассказ по картинам (последовательность событий)

Приложение 5

Выявление уровня развития моторики руки

studfiles.net

приёмы, доступные всем и везде

main_img

Наша бурно развивающаяся жизнь очень часто ставит нас в ситуации, когда нет сил, желаний или возможности заниматься  тем, что требует этих самых сил, желаний и возможности.

Особенно тяжело такое состояние переносят дети. Часто в практике школьного обучения педагоги сталкиваются с невыспавшимися, уставшими или, напротив, перевозбужденными детьми. К сожалению, не многие педагоги могут в этой ситуации применить эффективные меры. А между тем, Природа снабдила каждого человека возможностью изменения и коррекции своего состояния. Речь идёт о приёмах саморегуляции.

Приемы и методики саморегуляции помогают справиться со многими нежелательными состояниями психики - эмоциональный стресс, сонные состояния, аффекты, истеричное поведение детей и взрослых, болевые ощущения. Данные навыки необходимы любому человеку для работы с нежелательными эмоциональными состояниями. Можно сказать, что современный человек может обладать ими как элементом общей культуры. Особенно важно использование приемов саморегуляции в эмоциональном развитии детей и взрослых.

Приемы саморегуляции могут быть очень различными: сон, водные процедуры, хобби, смена обстановки и переключение внимания, дыхательные упражнения, управление мышечным тонусом (физические упражнения, самомассаж), рефлексологические методы, релаксация (аутогенная тренировка, медитации), организация режима питания, функциональная музыка и светомузыкальные воздействия.

В школьной практике, как, впрочем, и везде, наиболее подходящими являются дыхательные упражнения, точечный массаж, физические упражнения, функциональная музыка. Эти приёмы очень эффективны и требуют главным образом временных затрат на их изучение и автоматизацию в применении.

Дыхательные упражнения. Мы, люди, оторвавшиеся от естественных природных механизмов, дышим в основном грудным или даже более поверхностным дыханием. Однако более естественным и оздоравливающим является брюшное дыхание. Оно способствует сбросу нервно-психического напряжения, восстановлению психического равновесия.

Существуют разные техники. Одним из наиболее простых базовых упражнений, которые легко осваивают дети, является следующее. Ребенку предлагается наполнять «шарик» в животе через нос и спускать из него воздух через рот/нос в комфортном темпе. 10-15 циклов успокоят ребенка в случае перевозбуждения и дадут ему энергию, если устал.

После правильного усвоения данного типа дыхания дети могут использовать его при первых признаках утомления или перевозбуждения. Но для этого необходимо, чтобы это стало привычкой, что возможно только при сознательном отношении родителей и других взрослых, находящихся рядом с ребенком. Существует множество разновидностей дыхательных упражнений, важно понимать, что в какой бы ситуации ни оказался человек, дыхание - единственное, что доступно всегда и везде.

Физических разминок и упражнений известно много, они входят в обязательный набор действий на уроках. Поэтому нет смысла много писать об этом. Удивляет только одно: почему у наших детей не вырабатывается стойкой привычки к зарядке и разминке, если они это делают в школе постоянно?

Точечный самомассаж пришел к нам из традиционной восточной медицины. Это одна из разновидностей акупунктурного воздействия. Конечно, далеко не все точки можно определить и правильно идентифицировать. Однако есть ряд точек, которые легко определяются и дают желаемый эффект при воздействии на них.

Таким воздействием в условиях школы является давление на точку пальцем. Например, воздействуя на перемычку между большим и указательным пальцами можно усилить концентрацию внимания, улучшить своё состояние. Разминание области ногтевой лунки большого пальца снимает головную боль, сонливость. Очень эффективным является упражнение «ясность головы», которое мы разучиваем с учениками средних классов. Оно заключается в проминании определенных точек в области лица и головы в последовательности, показанной на рисунке №1.

 

 Рис.1. Точки воздействия для упражнения «Ясность головы»

Болезненность точек при их определении - очень показательный параметр, помогающий точно определить место приложения усилий. При регулярном воздействии на данную точку болезненность уходит. Самочувствие улучшается. Воздействие на все точки производится круговыми движениями подушечки пальца по 8 раз по часовой и против часовой стрелки. При этом палец устанавливается на точку под углом близким к 90° и не передвигается. 

  • Точка 1 – небольшая впадинка между бровями. Не у всех она является впадинкой, однако определить её можно по болезненности при надавливании.
  • Точка 2 - парная, находится рядом с крыльями носа. При надавливании воздушный ход не закрывается, дыхание не прерывается. Регулярное воздействие на данную точку избавит от насморка и может использоваться для профилактики заложенности носа в осенне-весенний период.
  • Точка 3 – посередине между губой и подбородком. Рекомендуется так же для профилактики пародонтоза.
  • Точка 4 – височные впадины, находится на мысленном продолженной линии бровей.
  • Точка 5 – впадинка рядом с ухом, примыкает к козелку (рисунок №2). 

Рис.2. Точка 5

  • Точка 6 – на затылочной части головы, надавливается тремя пальцами с двух сторон, при этом указательные пальцы попадают в ямки под черепной коробкой, средние и безымянные пальцы располагаются на буграх.
  • Точка 7 – ямка в центре под черепной коробкой. 

Это упражнение может быть усилено воздействием на ушные раковины – растирание таковых, их оттягивание вверх, вниз, назад.  Данный комплекс гарантированно улучшит самочувствие ребенка на 4-5 часов. Позволит ему не только преодолеть вялость и бессилие на уроках, но также обеспечит работоспособность во второй половине дня.

Функциональная музыка может использоваться на переменах, на уроках в период самостоятельной работы детей. Очень хорошо успокаивают перевозбужденных детей записи со звуками природы – пение птиц, шум ручья, морского прибоя. Конечно, надо предварительно ознакомить с данными звуками, поэтому вводить прослушивание лучше на переменах, призывая детей к активному слушанию, предлагать им представить себя в лесу, на фоне природы, попросить «не распугать птичек» громкими криками.

Хочется поделиться ещё одним опытом. Питьё воды тоже может стать своеобразной точкой переключения. Однако для того, чтобы это было действенным механизмом, надо приложить усилия, чтобы дети наработали свой механизм переключения.

Вода – удивительное вещество. Большинство хронических заболеваний основано на обезвоживании тканей и органов. Нашему организму нужна не просто вода, а лучше – вода «заряженная» положительными эмоциями самого пьющего. Опыты Массару Эмото, неоднократно подтвержденные в разных лабораториях мира, убедительно доказали влияние на воду состояния человека, использующего её.

Детям по одному был предложен такой эксперимент. Отпить глоточек воды, поставить стакан на стол, окружить стакан кольцом из ладоней и сказать воде спасибо за эту частичку, которую взяли у неё. При этом ребенку предлагалось вспомнить то состояние, которое он испытывал, когда ему дарили желанные подарки, например. Затем отпить ещё глоток.

Некоторые дети просто выполняли указание, не совсем понимая, что происходит, другие же чувствовали, что второй глоток был вкуснее. Наиболее чуткие удивлялись тому, что вода становилась «вкуснее сока». При этом не было предварительной подготовки детей и уверений, что вкус изменится.

Впрочем, желающие могут повторить этот опыт. Желательно с детьми младшего школьного или даже дошкольного возраста, когда дети ещё более открыты и восприимчивы. Таким образом, простое питьё воды можно наполнить новым смыслом и превратить в чудесное явление для ребенка.

Конечно, все описанные приемы могут быть использованы не только детьми, но и взрослыми. Для педагогов, как и родителей, это не менее актуально, чем для детей. Не секрет, что многие взрослые с трудом владеют собой и часто испытывают раздражение и не могут контролировать своё поведение. Использование этих простых, но эффективных способов саморегуляции будет прекрасной профилактикой эмоционального выгорания учителей и воспитателей.

Помимо описанных, можно использовать и другие способы, менее применимые в школьной практике, но прекрасно дополняющие их. Кратко остановимся на характеристике некоторых из них.

Сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания. Повышенная сонливость некоторых людей в те жизненные периоды, которые сопряжены со стрессами и высокой эмоциональной нагрузкой, – явление весьма распространенное.

Водные процедуры. Баня, парная – снимают последствия стресса, увеличивают жизненный тонус. Горячий душ успокаивает, помогает расслабиться. Холодный или контрастный душ помогают взбодриться, преодолеть вялость и чувство усталости.

Смена обстановки, переключение  внимания. Для многих людей смена обстановки, которая происходит во время отпуска или выходных, когда они уезжают отдыхать на дачу, на курорт, является наилучшим способом восстановить необходимый запас физических и душевных сил.

Управление мышечным тонусом. Постоянное переживание отрицательных эмоций приводит к перенапряжению мышц и возникновению мышечных зажимов. Поскольку между психикой и телом существует тесная взаимосвязь, то как психическая напряженность вызывает повышение мышечного тонуса, так и мышечное расслабление приводит к снижению нервно-психической возбужденности. Снижать мышечный тонус можно посредством самомассажа.

Нормализация режима питания - необходимое условие для жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что недополучение организмом необходимых питательных веществ ведет к снижению сопротивляемости и, вследствие этого, способствует быстрому развитию утомления, возникновению стрессовых реакций. Поэтому сбалансированный дневной рацион, правильная организация режима питания, включение сырых растительных продуктов в меню правомерно рассматривается как один из действенных способов профилактики неблагоприятных состояний.

Активное отношение любого человека к управлению своим состоянием является особенно важным. Необходимо с детства дать возможность людям освоить эти методы. Данные приемы могут быть использованы в любом месте и не требуют каких-то специальных условий. Применение приемов саморегуляции помогает повысить производительность на рабочем месте, уменьшить количество и частоту заболеваний, избежать конфликтных ситуаций, да и вообще сделать жизнь более радостной!

www.all-psy.com

Методы психологической саморегуляции — википедия фото

В широком смысле психическая саморегуляция рассматривается как один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности[1][2].

Таким образом психическая саморегуляция включает управление поведением или деятельностью субъекта и саморегуляцию его наличного состояния [3] Существуют и более узкие трактовки данного явления:

  • "Психической саморегуляцией называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов"[4]
  • "Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний"[5]

Согласно В. И. Моросановой, под саморегуляцией понимаются «интегративные психические явления, процессы и состояния», обеспечивающие «самоорганизацию различных видов психической активности» человека, «целостность индивидуальности и становление бытия человека».[6]

Общим всех определений является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направленность на использование внутренних средств регуляции, в первую очередь – приемов психологического самовоздействия.[3]

Существует множество методов ПСР, которые делятся на 4 основных класса:

  • нервно-мышечная релаксация,
  • аутогенная тренировка,
  • идеомоторная тренировка,
  • сенсорная репродукция образов.[3]

Задачами применения данных методов являются:

  1. снятие проявлений стрессовых состояний
  2. уменьшение степени эмоциональной напряженности деятельности
  3. предотвращение их нежелательных последствий
  4. усиление мобилизации ресурсов.[7]

Общая характеристика методов

Главными особенностями всех методов являются:

  1. Выделение состояния человека в качестве объекта воздействия. При этом учитываются воздействия на основные уровни проявления его функционального состояния: физиологический, психологический и поведенческий.
  2. Направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния.
  3. Доминирование активной установки субъекта на изменение (регуляцию) своего состояния.
  4. Обучение навыкам ПСР должно быть организовано в виде последовательных этапов овладения соответствующими внутренними навыками, что составляет основное содержание тренингов.

Нервно-мышечная релаксация

В зарубежной психологии эта методика используется под названием «progressive relaxation», поэтому она носит и другое название – прогрессивная релаксация.[3] Создание этого класса методов связано с исследованиями Э. Джекобсона, который в 1930-х установил зависимость между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и негативным эмоциональным состоянием. Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Благодаря упражнениям снимается напряжение с отдельных частей тела или со всего тела, что вызывает уменьшение эмоционального напряжения. Субъективно процесс физического расслабления представлен ощущениями тепла и приятной тяжести, чувством отдыха, что вызывает психологическое расслабление. Важно, что во время упражнений происходит фиксация на этих ощущениях тепла, т.к. это препятствует появлению ощущения непреходящей тяжести в пострелаксационный период.

Процесс обучения техники состоит из 3-х стадий:[3]

  1. На первой - вырабатываются навыки произвольного расслабления отдельных групп мышц в состоянии покоя.
  2. На второй – объединение навыков в комплексы, обеспечивающие расслабление всего тела или отдельных его участков (сначала в состоянии покоя, позже – при выполнении некоторых видов деятельности, причем происходит релаксация не участвующих в деятельности мышц).
  3. На третьей – усвоение «навыка отдыха», который позволяет расслабиться в любых напряженных ситуациях.

Один сеанс упражнений на начальной стадии обучения техники может длиться от 40 до 18-20 мин. В зависимости от количества выполнений одного упражнения. Во время сеанса последовательно в определенном порядке прорабатывает мышцы частей тела: конечностей, туловища, плеч, шеи, головы, лица. После выполнения упражнений следует выход из состояния релаксации. Овладение техникой нервно-мышечной релаксации является основой для освоения других более сложных техник. Этот метод эффективен как базовое средство формирования состояний аутогенного погружения. Еще одно его преимущество в том, что достичь состояния релаксации большинство субъектов могут уже на первом сеансе.

Идеомоторная тренировка

Данная техника также состоит в последовательном напряжении и расслаблении мышц тела, но упражнения выполняются не реально, а мысленно. Метод основан на экспериментально установленных фактах сходства состояния мышечной ткани при реальном и воображаемом движении. Эти факты утверждаются в исследованиях физиолога академика И. П. Павлова, а также подтверждаются «эффектом Карпентера»: потенциал электрической активности мышцы при мысленном воспроизведении движения такой же, как потенциал этой же мышцы при выполнении реального движения. К тому же экспериментально доказано, что при воображаемом движении возникает внутренняя обратная связь, несущая информацию о результатах действия, как обратная сигнализация при выполнении реального движения.[3] Идеомоторная тренировка может использоваться как самостоятельный метод снижения тонуса мышц и как прием мысленного самопрограммирования в состоянии релаксации.

Сенсорная репродукция образов

Метод заключается в расслаблении с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом. Сенсорная репродукция образов может использоваться как самостоятельная методика.[3] В одном из вариантов сеансов субъект сидит в удобной позе и представляет себя в расслабляющей ситуации (например, на прогулке в лесу). При этом внимание акцентируется на правильном дыхании и приятных ощущениях (теплоты, тяжести), возникающих в различных частях тела под воздействием воображаемой ситуации. Часто техника сенсорной репродукции образов используется в группе с методиками визуализации и медитации. Техника визуализации по свои принципам и механизмам больше сходна с идеомоторной тренировкой. Медитация напротив больше сходна с методом сенсорной репродукции образов: она также характеризуется расслаблением посредством концентрации мысли на образе объекта или явления или на образе самого себя и своего внутреннего мира, и в ней тоже внимание акцентируется на правильном дыхании. Однако при медитации человек осуществляет более глубокое аутогенное погружение, и в этом состоянии его уровень внушаемости резко повышается.

Аутогенная тренировка

Метод основан на обучении возможностям самовнушения или аутосуггестии. Самовнушение в данном случает осуществляется через вербальные формулировки – самоприказы. В ходе обучения происходит формирование связей между самоприказами (например, «Я дышу ровно и спокойно») и психофизиологическими процессами в организме. Субъект, прошедший некоторый курс тренировок, может с помощью определённых формул самовнушения вызвать нужные ощущения в теле.[3] С помощью формул после выхода из аутогенного погружения можно вызывать как состояние расслабления, так и состояние активизации, в зависимости от цели. Обычно применяется фиксированный набор формул, но он может быть индивидуально изменён. Часто навыки, приобретённые в ходе обучения нервно-мышечной релаксации, являются хорошей базой для занятий аутогенной тренировкой. Метод может использоваться как аутотренинг и как гетеротренинг: в первом случае формулы являются «указаниями самому себе», во втором – психолог принимает участие в воздействии.

Существуют разные варианты метода аутогенной тренировки:

  1. Классический вариант аутогенной тренировки (методика И. Г. Шульца). Система представлена шестью стандартными упражнениями АТ, направленными на мышцы, кровеносные сосуды, сердце, дыхание, брюшные органы, голову. В ходе упражнения происходит фиксация внимания на определённой области тела или органе, повторение формулы (например, «Моя правая рука тяжёлая») и представление желаемых ощущений. Через несколько месяцев тренировки пациент может с помощью только определённой фразы вызвать нужное ощущение.
  2. Модификация классического варианта аутогенной тренировки в форме самовоздействия. Эта техника представлена А.И. Некрасовым. В этом варианте тренировки изменены 6 направлений воздействия: тяжесть, тепло, дыхание, сердце, живот, лоб. Для каждого направления применяются по несколько формул, каждая из которых повторяется по несколько раз.
  3. Модификация классического варианта Л. Д. Гиссена. Данный вариант предусматривает 2 части упражнений: успокаивающая и мобилизационная. Успокаивающая часть содержит 5 групп по 10 формул в каждой, первая группа – вводная. Мобилизационная часть содержит 2 группы: формулы активизации и формулы тонизации.
  4. Аутоофтальмотренинг – методика, разработанная Л. П. Гримаком и А. А. Исраеляном. Она направлена на устранение дефектов зрения, находящихся на ранней стадии, развития и позволяет отсрочить развитие хронического зрительного утомления. Методика подразумевает выполнение особых упражнений, которые формируют зрительные образы, работая с которыми человек улучшает зрительные функции. По Л.П. Гримаку во время сеанса человек сначала погружается в состояние покоя, потом мысленно накапливает тепло вокруг глаз, затем он представляет себе точку, которую заставляет отдаляться и приближаться и двигаться по разной траектории. Таким образом он мысленно выполняет гимнастику для глаз. В конце сеанса человек выходит из состояния аутогенного погружения. Во время выполнения упражнений уделяется внимание дыханию и вызываемым ощущениям.[5]
  5. Методика аутогенной тренировки в форме гетеротренинга. Этот вид тренировки подразумевает некоторое участие психолога в саморегуляции пациента. Данная методика обычно применяется во время короткого перерыва в работе. Она состоит из 2-х основных частей: этапа погружения и этапа выхода из глубоких степеней аутогенного погружения.
  6. Существует большое количество и иных модификаций аутогенной тренировки (напр., методы Свядоща, Клейнзорге-Клюмбиес (1966) и др.)

org-wikipediya.ru

Визуализация как метод саморегуляции и оздоровления

Визуализация

Визуализация как метод саморегуляции и оздоровления.

Если я могу себе что-то представить, оно станет реальным.Ричард Бах

Большую часть жизни мы используем логическое мышление для анализа наших проблем и для улучшения адаптации к жизненным ситуациям. Визуализация активизирует работу правого, образного полушария, что само по себе уравновешивает и гармонизирует работу мозга. Известно, что наше тело реагирует на мысленные образы так же, как на реальные события. Если мы будем представлять себе, как разрезаем желтый сочный лимон, мы тут же почувствуем выделение слюны во рту. Сегодня доказано, что визуализация может вызывать изменение скорости в крови, концентрацию сахара в ней, влияет на процесс пищеварения и работу сердца, способна изменить мышечный тонус. Исследования ученых (Ж. Рену, Н. Холл, X. Безедовски и др.) показали, что визуализация воздействует и на иммунную систему [Алман, Ламбру, 1995]. Таким образом, используя направленное воображение, мы можем программировать работу нашего тела и психики. Эффективность использования визуализации сегодня многократно доказана, а область применения широка — в медицине, спорте, обучении, консультировании, коучинге.

Специалисты в области НЛП считают, что большинство людей относится к разряду визуалов — тех, у кого большая часть информации перерабатывается зрительным анализатором. Однако образное мышление могут развивать и представители других ведущих модальностей. Мы приводим ряд развивающих упражнений, разработанных доктором М. Самюэльсом и Н. Самюэльс [цит. по: Алман, Ламбру, 1995].

1. Внимательно посмотрите на одну из геометрических фигур на рисунке. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать ее в уме.Фигуры

2. Внимательно рассмотрите в течение нескольких мгновений какой-либо трехмерный предмет — яблоко, телефон, чашку. Закройте глаза и представьте этот предмет как можно подробнее и ярче.

3. Представьте школьный класс, где вы учились в детстве.

4. Представьте свою квартиру, мысленно пройдитесь по комнатам.

5. Представьте кого-нибудь из знакомых.

6. Представьте свое отражение в зеркале.

Эти упражнения просты в упражнении и требуют для выполнения меньше минуты. Для тренировки воображения их следует выполнять ежедневно в течение месяца.

В настоящее время приемы визуализации описаны в психологической литературе достаточно полно. Впервые интерес к данному методу возник благодаря исследованиям врачей-супругов Саймонтон, успешно применивших метод визуализации в работе с онкологическими больными в начале 1970-х годов Карл Саймонтон, врач, радиоонколог, директор Далласского центра онкологических исследований (США) и его жена Стефани Мэтьюз-Саймонтон, психолог, совместно с другими докторами Центра проводили специальные психологические тренинги со 159 неизлечимыми пациентами, которым оставалось жить менее года. В результате комплекса медико-психологических мероприятий четверть пациентов перешли в категорию практически здоровых, а остальные прожили от двух и более лет. Перед проведением визуализации Саймонтоны предлагали больным расслабиться, используя упражнения на прогрессивную релаксацию, разработанные Э. Джейкобсоном. Использование данного метода в течение 1015 минут 3 раза в день улучшало состояние пациентов. Саймонтоны предлагали больным создавать образ собственной иммунной системы, во много раз превышающей по силе раковые клетки. Однако, чтобы применение этого метода давало результаты, образы действительно должны быть яркими, устойчивыми и должны воспроизводиться клиентом в течение указанного времени. Саймонтоны обнаружили, что больные, лечение которых шло медленно и неэффективно, в своих образах представляли раковые клетки как более мощного противника, чем образы, связанные с приемом таблеток и химиотерапией.

Техника визуализации может использоваться как самостоятельный метод регуляции эмоциональных состояний, а может включаться в другие методы релаксации (AT, прогрессивную релаксацию Джейкобсона, самовнушение и т. д.).

Использование техники визуализации с целью релаксации.

Образы моря с набегающими лениво волнами или неба с медленно плывущими вдали облаками считаются универсальными для релаксации. Голубой и зеленый цвета наиболее комфорты для глаз с физиологической точки зрения. Картинка или фотография с голубым или зеленым фоном, стоящая на рабочем столе, даст возможность сделать паузу для микрорелаксации во время рабочего дня.

Психотерапевты рекомендуют искать или придумывать символы и образы релаксации, связанные в вашем сознании с абсолютным спокойствием. Французские психотерапевты Брайан Алман и Питер Ламбру предлагают, например, такие образы: «Я расслаблена, как свисающая с ложки вареная макаронина», «Мышцы мягкие и расслабленные, как дрожжевое тесто», «Я расслаблена, руки и ноги у меня обвисли, словно у тряпичной куклы, которая была у меня в детстве» [Алман, Ламбру, 1995]. Хорошо, если, придумав образ, вы найдете соответствующую ему фотографию, картинку, какой-либо предмет, символически напоминающий ваше состояние спокойствия. Д. Карнеги в одной из своих книг писал о том, что на его рабочем столе лежит старый мягкий носок, напоминая о постоянном состоянии спокойствия и расслабленности.

Использование техники визуализации для лечения заболеваний.

  1. Подумайте о любом недомогании или боли, которая вас сейчас беспокоит. Закройте глаза. Мысленно вообразите себе их в том виде, который более всего соответствует вашим представлениям.
  2. Представьте себе, как получаемое вами лечение либо уничтожает источник этой боли или недомогания, либо усиливает способность вашего организма самому справиться с ним.
  3. Представьте себе, как защитные механизмы вашей иммунной системы уничтожают источник боли.
  4. Представьте себя здоровым, свободным от болезни.
  5. Представьте себе, как вы успешно добиваетесь своих жизненных целей.
  6. Мысленно похвалите себя за то, что сами помогаете своему выздоровлению, а не надеетесь только на лекарства и врачей. Представьте себе, что вы занимаетесь визуализацией три раза в день, сохраняя внимание на протяжении всего упражнения.
  7. Почувствуйте, как мышцы ваших век стали легче. Будьте готовы к тому, чтобы открыть глаза и вновь оказаться в комнате.
  8. Откройте глаза, потянитесь, сделайте легкий массаж лица. Возвращайтесь к своим делам [Саймонтон, Саймонтон, 1996).

Для повышения эффективности данной методики можно попробовать нарисовать свою визуализацию. При выполнении этой методики очень важно понимать, что цель визуализации — представить конечный позитивный результат (когда болезнь побеждена, боль ушла), а не ситуацию, характерную для данного момента болезни.

5psy.ru