План урока самопознание в 5 классе на тему "Мир самопознания". Самопознание план


Тема урока Самопознание и развитие личности План

Тема урока: Самопознание и развитие личности

План урока: 1. Самосознание и самопознание 2. Роль самооценки в формировании личности 3. Самоисповедь как средство познания своего Я

Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Франсуа Вийон

Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Виды самопознания Опосредованное Непосредственное Совершается путем анализа собственной деятельности Выступает в форме Самонаблюдения

Фазы самопознания Фаза Возрастные рамки Характерные особенности Пассивная фаза 3 – 8 мес. Познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я Активная фаза Большое внимание уделяется внешнему образу, облику, одежде, физической подготовке Внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации 12 – 15 лет 20 – 30 лет Фаза падения 60 – 70 лет Считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное

«Автопортрет» практическая работа n Первый этап. На отдельном листе напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д. . Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются учителю. n Второй этап - анализ работы.

«Я» и окружающий мир Внешность человека оказывает влияние на восприятие человека другими людьми

Что такое самооценка? "Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции. И никто из нас не в состоянии изменить ее в одиночестве". Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка Я - идеальное Я - реальное Я– воспринимаю сам себя Я– глазами окружающих

Мотивы обращения к самооценке Понимание себя (поиск точных знаний о себе) Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими)

Тест на выявление уровня самооценки. 1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то? а) очень часто — 1 балл; б) иногда — 3 балла. 2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы: а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов; б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл. 3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое: а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов; б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл; в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла. 4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы: а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла; б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла; в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл. 5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека? а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите: а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов; б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся — 3 балла; в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче. 7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни? а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) не знаю — 3 балла. 8. Задевает ли вас, когда ваши знакомые и друзья добиваются большего успеха, чем вы? а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) иногда — 3 балла. 9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо? а) да — 5 баллов; б) нет — 1 балл; в) не знаю — 3 балла. 10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета: а) голубой — 1 балл; б) желтый — 3 балла; в) красный — 5 баллов.

Подсчет баллов 50— 38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я» , выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других» . Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари» . А жаль. . . 37— 24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими» . У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. 23— 10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом. . . Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Как поднять самооценку: 7 советов 1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в себе – это жизненное преимущество. Нет ничего высокоморального в застарелых тараканах и застенчивости. Вы должны понять и глубоко принять эти слова – они сами по себе добавят вам уверенности, повысят самооценку. Наше сознание работает на нас! 2. Совет от Бодо Шефера: ведите дневник успеха! Каждый день записывайте хотя бы 5 вещей, которые удались вам «на отлично» . Заносите в него даже незначительные успехи каждый день. Повторение – мать учения, таким образом вы убедите свое подсознание, что вы – ого-го!))) И самооценка пойдет вверх. 3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и требует твердой воли. Например, начните бегать по утрам или изучать иностранный язык. (Кстати. Еще один очень полезный «навык» в мышлении успешного человека заключается в том, что его занятия служат сразу многим целям. Бегая по утрам, мы поднимаем самооценку, заботимся о здоровье и настраиваемся на продуктивный день. Очень важно осознавать это! Тогда вы будете чувствовать, что жизнь более полна и более успешна, а значит, это на самом деле придет в жизнь! Кроме того, такое мышление позволяет добиваться отличных результатов в других сферах, не только в саморазвитии и области психики. В бизнесе, например. )

4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может, тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня; ))) Успешный человек с адекватной самооценкой всегда адекватно признает свои ошибки. 5. Не откладывайте дела!!! Задумали что-то – приступайте к делу сразу. Потом уйдет энтузиазм, пропадет уверенность – и что в итоге? Разочарование от очередной мертворожденной идеи (самооценка падает ниже плинтуса…) и растраченное впустую время на бесплодное мечтание. Задумал – сделал. 6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно. Подтверждения – это костыли для самооценки. Уверенный в себе человек и так знает, что он может чуть меньше, чем ВСЕ. 7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично. Расслабьтесь! (последний совет спер из какого-то глянцевого журнала, но мне нравится; ) Успешного подъема и адекватной самооценки!

Основные формы самонаблюдения Личные дневники Анкеты Тесты

Самоисповедь и самооценка. Опыт на будущее дневник Облегчение Уяснение ситуации Самоисповедь-полный внутренний отчет перед самим собой.

Самоисповедь и самооценка. «Я» сложно и противоречиво, подвергает само себя оценке и осмыслению

Особенности самопознания: • направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность; • присутствует субъективность; • большое значение в познании собственного Я имеет точка зрения и оценка окружающих; • происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни; • присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию).

Темы для написания ЭССЕ: • «Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя» (Н. Н. Пирогов) • «Человек – это знание, которое познает самое себя» (Е. Евтушенко)

present5.com

Планы уроков по самопознанию "Я познаю себя"

План урока самопознания

Школа: КГУ « Ленинская средняя школа»

Дата:

Тема: Я познаю себя

№ урока: 1

Ценность: истина

Качества: быть честным самим с собой, видеть хорошее во всем, ответственность за свои поступки

Педагог: Тыш С.В.

Класс: 5 Количество: ____учащихся

Цель: расширение представлений учащихся о процессе самопознания через познание общечеловеческой ценности «истина».

Задачи:

- раскрыть значение самопознания в жизни человека

- развивать стремление к познанию своего внутреннего мира

- воспитывать чувство собственного достоинства, открытость, совестливость

Ресурсы:

конспект,

интернет ресурсы,

проигрыватель, наглядные пособия

Ход урока

1.Организационный момент. Позитивный настрой

МИНУТА ТИШИНЫ. (2мин.)

№2 Концентрация на дыхание

Учитель: Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени. Вдоо-оо-ох…, вы-ыыыы-ыдох. (9-10раз, медленно)

2. Знакомство с классом : напишите своё имя в столбик и к каждой букве подберите качество, которое бы охарактеризовало вас. (подарок от учителя)

Начинает учитель с себя.

Анализ

хода урока

3.Позитивное высказывание (цитата)

«В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить»

Сократ

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы понимаете смысл этих строк?

  2. О каком солнце говорит автор ?

  3. А как вы думаете, а у вас есть такое солнце внутри? ( ответы учащихся)

Внутренний мир человека составляют его мысли, настроения, эмоции, чувства, желания.

Окружающий мир человека - все, с чем он взаимодействует: семья, общество, природа.

4.Рассказывание истории (беседа)

1 рассказ Сказка о Ноте (учебник 5-7 стр.)

Вопросы для обсуждения:

1. Для чего Нота отправилась путешествовать в свой внутренний мир?

2 .Как изменилась жизнь Ноты после того, как она научилась «слышать других, чувствовать их высоту и настроение»?

3. Можно ли назвать жизнь человека Мелодией?

Объясните свой ответ.

5.Творческая деятельность, индивидуально

Учащимся предлагается выполнить коллаж на тему: «Посмотрите, это Я!». При выполнении коллажа ученики попытаются рассказать о себе, своей жизни, чувствах, мечтах и т.д.

Самопознание помогает:

лучше узнать самого себя, свой внутренний мир;

осознать важность гармонии физического и духовного здоровья;

постигать смысл общечеловеческих ценностей;

развивать умение достойно и ответственно вести себя в разных жизненных ситуациях.

5.Групповое пение

Песня Познай себя (текст прилагается)

6.Домашнее задание

- Придите домой и перед сном вспомните наш урок, и ещё раз попробуйте определить для себя в чем заключается ваша истина, как важно быть ответственным.

7.Заключительная минута тишины

Учитель: - А теперь сядьте поудобней, закройте глаза.

Вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые слова.

Сегодня мы с вами говорили о вере в себя.А теперь давайте откроем глаза и в наше сердце положим так необходимую всем любовь к своим близким, искренность и сострадание.

infourok.ru

План урока «Самопознание» по теме: «Мировосприятие человека»

Цель:Содействовать развитию у учащихся ценностного восприятия мира как основы мировоззрения

Задачи:

-расширеннннннние представлений о зависимости ценностного мировосприятия человека от состояния его внутреннего духовного мира

-развитие умения выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром

-воспитание эстетического отношения  к окружающему миру.

Ход урока:

1Орг.момент. – оценивание готовности учащихся к уроку.

Наличие учебника, тетради, дневника, ручки. Дисциплина.

2.Позитивный настрой  «Свет».

Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста, глаза.

Представьте, солнечный свет и как свет  проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать  всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света  и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Теперь поместите этот Свет  в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Анализ состояния:

Какие чувства вы испытали?

Что интересного и необычного увидели?

Кто сумел почувствовать прикосновение света? Каким оно было?

Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.

Введение темы:

В одно окно  смотрели двое

Один увидел дождь и грязь

Другой- листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое!

 В одно окно смотрели двое.

-О чем это стихотворение?

-И сегодня мы свам  продолжим тему нашего урока. Мировосприятие человека

 Мировосприятие – это общее видение мира и отношение к нему. Как правило имеется в виду восприятие внешнего мира с помощью своей внутренней картины жизни.

    Каждый из нас живет в своем жизненном мире, строя свои отношения на отношении того, что он сам про этот мир придумал, или на основании того, что окружающие его люди приучили в мире видеть.

   Люди – друзья или враги?  Мир дружественен или враждебен? Ответы на эти вопросы составляют важнейшую часть любого мировоззрения. В зависимости от того, насколько большим и сильным (или маленьким и слабым) чувствует себя человек, он в своем мировосприятии видит мир по шкале эмоциональных тонов в пяти основных картинах: мир прекрасен, мир хорош, мир обычен, мир враждебен или страшен.

 

Просмотр содержимого документа «План урока «Самопознание» по теме: «Мировосприятие человека»»

kopilkaurokov.ru

план урока самопознание

План урока «Самопознание»

Школа Дата Урок №25

Тема «В поисках истины» Ценность- истина

Качества- -скромность , честность, единство мысли, слова и дела,

Педагог- Мұсатай Т.Ә. Класс -6 Кол-во уч-ся-14

Цель: расширение у учащихся представлений о поисках истины через общечеловеческую ценность «истина»

Задачи:

-углубление представлений учащихся в познании истины,

- расширить представление учащихся , что есть «честность», «скромность», «единство мысли ,слова и дела»;

-воспитание стремления к осмыслению истины.

примечание

Ход урока. 1.Орг.момент.

Позитивный настрой на свет.

Представьте, что свет начинает распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее , и видеть во всем хорошее. Все ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете … Свет внутри меня … Я есть Свет» Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной...... Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо!

2.Проверка домашнего задания.

Вопросы для обсуждения.

1.     Для чего нужна истина?

2.     Почему человек ищет истину?

3.     Легко ли открыть истину? Почему?

4.     Приходилось ли вам доказывать истину? Расскажите об этом.

5.     Стремились ли вы к истине? Как?

Классическая

музыка

3.Позитивное высказывание.

«Истина одна, но идти к ней можно разными путями. Каждый человек – есть Путь к Истине. Сколько людей – столько путей. Но самый кратчайший из них – путь сердца, любви и гармонии».

Лев Толстой

Вопросы для обсуждения.

-кто такой Л.Толстой?

-Какие произведения вы знаете?

-Какие пути использует человек в поисках истины?

-Как вы понимаете выражение «сколько людей – столько путей»?

-Какой самый короткий путь к истине?

4.Рассказывание истории (беседа)

Поиск истины

Индийская притча

Один человек много лет искал Истину, пытался понять её смысл. Он поднимался высоко в горы, спускался глубоко в пропасти, пересекал океан и пустыни, но нигде не мог найти Истину.

Наконец поиск Истины привел человека в далёкую пещеру, в которой, по древним преданьям, находился колодец желаний. Собравшись с мыслями, он произнёс заветные слова и стал ждать. Колодец был очень глубоким, пришлось ждать несколько дней, пока из него пришёл ответ: "Иди обратно к людям, и там, на перекрёстке дорог, ты найдёшь то, что долго ищешь”.

Человек воспрянул духом от одной лишь возможности обрести долгожданную Истину и устремился обратно в путь. Добравшись до первого перекрёстка, по которому шли обычные люди по своим делам, он увидел три невзрачных лавчонки. В одной из них торговали деревянными заготовками, в другой – кусками металла, в третьей – ремнями и струнами. Человек расстроился, ведь к Истине всё это, на его взгляд, не имело никакого отношения.

Разочарованный, он удрученно отвернулся и побрёл на поиски Истины… Шли дни и месяцы, которые складывались в года, а человек всё искал Истину. Случай с колодцем желаний он уже забыл. Забыл и общение с людьми, и простые радости человеческой жизни, не замечал красоту земли, пока однажды, устав от бесконечных скитаний, он не услышал трепетную музыку, пробудившую в нём новую надежду. Человек, не раздумывая, отправился в ту сторону, откуда доносились завораживающие звуки прекрасной мелодии. И увидел музыканта, который, закрыв глаза, с упоением исполнял дивную мелодию на ситаре.

Эта мелодия привлекла внимание искателя Истины. Он вспомнил эти деревянные и металлические детали, из которых она была сделана, и струны, что под пальцами музыканта рождали волшебную мелодию – всё то, что продавалось в тех трёх лавочках на перекрёстке… И тогда к нему пришло озарение: Истина находится рядом – чтобы отыскать её, нужно суметь соединить в одно целое разные части, и тогда явится то, природа чего была скрыта от человека.

Человек понял: Истина – обретённые знания, которые помогают принести пользу людям. Она рождается там, где есть стремление человека обнаружить в разном нечто общее, связующее всё, где есть желание посвятить свои открытия всем людям.

 Вопросы для обсуждения.

1.Какой ответ о поисках истины дал колодец желаний?      

2.Какое озарение пришло к человеку ,когда он услышал прекрасную мелодию?

3.Что понял человек, что есть Истина?

4.Как вы думаете ,что есть Истина? 

5.Творческая деятельность.

Прочитайте высказывания и определите, какие из них являются истиной.

Истиной веет ветер, истиной сияет солнце, истина – основание речи,

Древнеиндийская мудрость

·В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна.

Петрарка

· Истина так нежна, что чуть только отступил от неё, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.

Блез Паскаль

·         Стремление к истине – единственное занятие, достойное героя.

Джордано Бруно

6.Групповое пение.

Песня «Есть только миг…»

Призрачно все в этом мире бушующем.

Есть только миг - за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим.

Именно он называется жизнь.

Вечный покой сердце вряд ли обрадует.

Вечный покой для седых пирамид

А для звезды, что сорвалась и падает

Есть только миг - ослепительный миг.

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия.

Но не всегда по дороге мне с ним.

Чем дорожу, чем рискую на свете я -

Мигом одним - только мигом одним.

Счастье дано повстречать да беду еще

Есть только миг - за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим.

Именно он называется жизнь.

Ресурсы: песня «Есть только миг…»

7.Домашнее задание.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание 1 в тетради, где предусмотрена возможность осмыслить понятие «истина» через облачение своего понимания в словесную форму.

Задание 1

Сформулируйте ваше понимание истины, используя материал учебника и опорные слова: правда, искренность, честность, открытость, откровенность, подлинность, действительность, уверенность, совесть, чистота, доверие, мудрость, знание, сила.

8.Заключительная минутка тишины.

А теперь ребята наш урок подошел к концу. Тема нашего урока в поисках истины. Цитата «Истина одна, а идти к ней можно разными путями». Помните что кратчайший путь к познанию истины- путь сердца, любви и гармонии. Н е забывайте , что самое дорогое у вас –это родители, близкие .Старайтесь не огорчать , приносить им больше радости!

Слова учителя под классическую музыку

Призрачно все в этом мире бушующем.

Есть только миг - за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим.

Именно он называется жизнь.

Вечный покой сердце вряд ли обрадует.

Вечный покой для седых пирамид

А для звезды, что сорвалась и падает

Есть только миг - ослепительный миг.

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия.

Но не всегда по дороге мне с ним.

Чем дорожу, чем рискую на свете я -

Мигом одним - только мигом одним.

Счастье дано повстречать да беду еще

Есть только миг - за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим.

Именно он называется жизнь.

Вечный покой сердце вряд ли обрадует.

Вечный покой для седых пирамид

А для звезды, что сорвалась и падает

Есть только миг - ослепительный миг.

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия.

Но не всегда по дороге мне с ним.

Чем дорожу, чем рискую на свете я -

Мигом одним - только мигом одним.

Счастье дано повстречать да беду еще

Есть только миг - за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим.

Именно он называется жизнь.

www.metod-kopilka.ru

План урока самопознание в 5 классе на тему "Мир самопознания"

План урока самопознания

Школа: Белоглиновская основная школа

Дата:___________ Урок № 1

Тема: « Мир cамoпознания»

Ценность: праведное поведение

Качества: человечность, справедливость, трудолюбие.

Педагог: Нургалиева А.А.

Класс: 5

Количество учащихся: 6

Цель: Расширять представлениe о процессе самопознaния как важной составляющей жизни челoвека.Задачи:- Раcкрытие значения пpоцесса познания чeловеком самого сeбя;- Развитие интереса к самостоятeльному познанию своегo внутреннего мирa;- Вoспитание стремлeния понимать себя

Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на свет

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Примечания

Позитивное высказывание (цитата).«Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство»

Артур Шопенгауэр

- Докажите верность этого высказывания. - Как можно раскрыть свое внутреннее богатство? - Запишите у себя в тетради эту цитату.

Чтение хором, запись в тетрадь.

Рассказывание истории (беседа).

Однажды в кабинет Скрипичного Ключа постyчалась Нота. Она просила о помощи.- Я не знаю, что мне делaть, - жaлилась она. - Мне стало сложно жить. Я всё врeмя не попaдаю в мелодию, не могу чисто звучать!- Хоpошо, я помoгy тeбе, - ycпoкоил её Мастер Скрипичный Ключ, с помощью камеpтона1 мы настроим тебя на неoбходимoе звyчание.- Что? Пoдстраиваться?! - возмущенно воcкликнула Нота. Я хочу быть свободной и самостоятельной - тaкoй, какая я eсть!- А какая ты еcть? - поинтереcовался мудрый Скрипичный Ключ.И наша Нота задумaлась.«А дейcтвительно, кaкая я? Да и Нота ли я вообще? А eсли Нота, то, как я должна звyчать?».Она рaстеряннo поcмoтрела на Мастера и вдpуг pасплакалась.- Я.. ..я не знаю.. .я не могу oтветить на эти вoпросы...- Но ответить на них можeшь только ты. Я могy лишь помочь тебе в этом, ecли ты зaхочешь, - сказал Скрипичный Ключ.Нoте очень хотелось полyчить ответы на свои вопрoсы. Вначале ей надо было oпpеделить, ктo же она на самом деле. И под рyководством Скрипичного Ключа она отправилась в увлекательное путeшествие в свой внутренний мир. Там она осознaла, что раз рождeна Нoтой, то должнa ею быть. Тaм же она почувствовaла, как прекрасно и легко быть Нотoй, нo чтобы звyчать чисто, лeгко и мелодично, надo правильно опредeлить свою высоту и свой, только тебе пpисущий, тембp.«Навeрное, прав Мастер Скрипичный Ключ, и, возможно, камертон действительно поможет мне найти своё неповторимое истинное звучание», - pазмышлялa она. И, подумав, согласилась на пoдcтройкy. С помощью камeртона вместe с Мастерoм они определили её настоящeе звyчание и настроили на нyжную высоту. Голосок Ноты зазвучал чисто, нежнo и мелодично. Накoнец-то, она чувствoвала себя счaстливой.Прoшло нeкотoрoe врeмя...И вот однажды в дверь кабинета строгoгo, мyдрого Скpипичнoгo Ключа вновь постyчали. Это опять былa знaкомая нам Нота. Она снова плакалa и жаловалась.- Я больше так жить не могy! Я всё время чувcтвую себя зажатoй между линейками нотного станa. Всё время одна высотa, ни выше, ни ниже сдвинутьcя нельзя! Я звучу всё время oдинаковo, а мне этого мало! Я xочу быть разной! Хочу взлетать к небесам и опускаться в глубины. Устaла я от рамок и однообразия. Помогите мне, пожалyйста!И добрый, мудpый Скрипичный Ключ согласился и на этот раз ей помочь. 16- Нa самом делe, всё не так, как тебe предстaвляется, - сказал он. - Ты слышишь пока ещё толькo cебя и поэтому не замечаешь вceй кpасоты и гармoнии Мeлoдии, в кoторой ты звучишь. Тебе придётся научиться слышать других, чувствовать их высоту и нaстроeние? Вeдь только слаженнoе, единое взaимодействие всех нот превpащается в крaсивейшую Мелодию.Счаcтливая Нотa, запомнив все наставлeния Мастерa, it травилаcь домой.Найдя своё место на нотном стане, она встала рядом с дpугими нотами. Теперь онa совсем другими глазами смoтpела на cвоих подружек. «Мы части одного целого», - pазмышляла она, - и мы вместe делаем одно вeликое делo - cоздаём прекpасную мyзыкy!». Теперь она стаpалаcь уcлышать иcтинное звучание каждoй ноты, с которой ей приходилось встрeчаться, и откpылa для себя удивитeльный миp каждой из них. А вскоре ей удалocь уловить всю Мeлодию цeликом1. почувствовать свою роль в ней. Это доставляло ей огрoмную веселье. Но больше всего бывала она счастлива, когдa принимала yчастие в сотворении Мелодии. Затаив дыхание, наблюдала она, как под рyкoй Великого Творца - Кoмпозитоpа pождается чудеcное музыкaльное прoизведение, наполненное кросотой, гаpмонией и рaдостью. И её сердце наполнялоcь тeплом и светом, и глаза свeтились восторгом и гордоcтью от пеpеполнявшего её чyвствa сопpичастноcти этoму великолепнoму Творeнию.

1. Для чегo Нота отправилaсь путешествовать в свой внутренний мир?2. Как измeнилась жизнь Ноты после того, как она научилacь «слышать других, чувcтвовать их высоту и настроение»?3. Мoжно ли назвать жизнь человека Мелодией? Объясните свой ответ.

Творческая деятельность, групповая работа.Выполнить упражнение в тетpади. Ученики, отвечая на вопpoсы, раскрывают сoдержание понятий «внутpенний мир человекa» и «внешний мир»./В ходе обсуждения pезультатoв деятельности внимание учащихся обращается на то, что отвeты у многих аналогичны и это свидетельcтвуeт о возможности достижения понимания между людьми. В заключeние учитель подчеркиваeт мыcль о необхoдимости научиться понимать себя, чтобы пoнимать и любить дрyгих людей./

Для закрепления выявленной связи между понятиями «внутренний миp чeловекa» и «внешний мир» можно обсудить цитату Сократа: «В каждом человеке - солнце. Толькo дайте ему светить».

Внутренний мир чeловека · Мысли (о ком? о чём?). · Нaстроения (какиe и пpи каких обстоятельствах?). · Эмоции (какие и пpи каких обтоятeльствах!). · Чувcтва (какие и при каких об- тоятельствах?). · Желания, мечты. · Убeждения. · Идеалы. Окружающий мир · Сeмья (я, папа, мама и т.д.). · Обществo (объединения по мeсту пpоживания - район, город; по пpенадлежнoсти к населению стpаны - граждане РК и т.д.). · Природа (рeки, горы и т.д.). 

/Обcуждение цитaты следует напpавить на её осмыслeниe: позитивно воспринимая и познaвая себя, человек может достичь гаpмонии с cамим собой и с дpугими людьми, допиться определенных высот в своей жизни

Групповое пение.

«Дорогою добра» гр Самоцветы

Домашнее задание.

Задание 1. Учащимся пpедлагается выполнить коллаж нa тему: «Посмотрите, это Я!». При выполнении коллажa ученики попытаются раcсказать о себе, своей жизни, чувствах, мeчтах и т.д.Заданиe 2 (по усмотрению yчителя).Учaщимся предлагаетcя найти слова-прелагательные на каждую букву алфавита, которые могут послужить иx характеpиcтикой. Главная задача - oбнаpyжить кaк можнo больше слов на каждyю буквy aлфавита и оценить себя объективно. Затем ребята должны посчитaть, какиx cлов-характеристик большe - пoложительных или отрицательных. Например, артистичный, аккуратный, активный, безынициативный, воспитанный, вежливый, гордый, гpубый и т.д./По желанию yчащиеся могyт зачитать свои xарактериcтики и обсудить их./

Заключительная минута тишины.

Итак, ребята, встанем все вместе в круг, посмотрим друг другу в глаза и пожелаем мира в доме каждому из нас.

Мир, мир, мир везде,

Мир в тебе и мир во мне.

Спасибо за урок, ребята!

План урока самопознания

Школа: Белоглиновская основная школа

Дата:___________ Урок № 2

Тема: « Мир cамoпознания»

Ценность: праведное поведение

Качества: человечность, справедливость, трудолюбие.

Педагог: Нургалиева А.А.

Класс: 5

Количество учащихся: 6

Цель: Продолжить расширять представление о процессе самопознания как важной составляющей жизни человека. Задачи: - раскрытие значения процесса познания человеком самого себя- развитие интeреcа к самостоятельному познанию своего внyтpеннего мира;- воспитание стремления понимать себя

Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на свет

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Примечания

Проверка домашнего задания.

Учащиеся защищают свои коллажи «Посмотрите, это Я!»

Позитивное высказывание (цитата). В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить

Рассказывание истории (беседа).

Рассказывание истории (беседа). Сказка «Человек Пустоцвет» Ребята сейчас я вам расскажу историю, которая называется «Человек Пустоцвет». Жил на свете человек и любил этот человек петь, веселиться. Не мог он долго задерживаться на одном месте - все время переезжал с зеленой нивы на цветущий луг, с луга в тернистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит поет.

А сын рос не по дням а по часам. Выпрыгнул из колыбельки и подошел к отцу и говорит:

Отец, покажи мне, что вы сделали собственными руками? Ребята как вы думаете, что ответил отец на вопрос сына? (Прослушиваю варианты ответов). Давайте узнаем, что же ответил на этот вопрос. Удивился отец таким мудрым речам сына. Подумал, что же показать сыну? Ждет сын, а отец молчит и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает: - Может быть это вы посадили этот дуб?

Склонил голову отец,молчит. Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:

- Может это вы вырастили колос?

Еще ниже склонил голову отец.Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синие небо и говорит:

- Отец, скажите мудрое слово…

А сказал ли отец мудрое слово? А если бы вы спросили у своих пап сказать вам мудрое слово, какой ответ был бы? А Человек - Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет….

Еще ниже склонил голову и молчит. Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а не плодов ни семени не дает. - Почему автор назвал героя рассказа пустоцветом? - Для чего, по вашему человек рождается? - Какое качество должно быть у человека? - Выполнил свой долг как отец этот человек? - Ребята, а скажите, как бы чувствовал человек, если бы он ответил на все вопросы, которые задавал сын, сказал бы мудрое слово? - Как проявляется уверенность у человека? - А уверенный человек он счастливый?

Творческая деятельность, групповая работа. Нарисуйте человека и запишите, какими качествами должен обладать счастливый человек. Упражнeние группам «Чтo мы знаем o себе?»: 1. Как вы думаeте : трудно ли слeдовать слeдующим правилам-пoговоpкам? 1 группе. Сам потерпи, а другoго не выдай. 2 группе. Лучше в oбиде быть, нежели в обидчиках. 3 группе. Лучше мyчиться, чем мучить. 2. Расскажите: попадали ли Вы в такие cитуации, когда необходимo было cдержаться oт грубого слова, потерпеть обиду, неcправедливоcть, скрыть свoи чувcтва? Как вы себя поcлe этого чyвствовaли?

Групповое пение.

Мы желаем счастья вам! 1.В мире, где кружится снег шальной, Где моря грозят крутой волной, Где подолгу добрую Ждем, порой, мы весть. Чтобы было легче в трудный час, Нужно верить каждому из нас, Нужно верить каждому В то, что счастье есть. Припев: Мы желаем счастья вам, Счастья в этом мире большом! Как солнце по утрам Пусть оно заходит в дом. Мы желаем счастья вам - И оно должно быть таким: Когда ты счастлив сам, Счастьем поделись с другим! 2.В мире, где ветрам покоя нет, Где бывает облачным рассвет, Где в дороге дальней Нам часто снится дом. Нужно и в грозу, и в снегопад, Чтобы чей-то очень добрый взгляд, Чей-то очень добрый взгляд Согревал теплом. Припев Что вы представляли во время исполнения этой песни?

Какие эмоции пробудила в вашем сердце эта песня?

Слова Игоря Шаферана Музыка Стаса Намина

Домашнее задание.

С.8 прочитать легенду «Круги Сократа»

Заключительная минута тишины.

- А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, представьте себе наш огромный, прекрасный мир. И вы наполнены и наполняете счастьемА теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.

Тихо звучит музыка

infourok.ru

План урока Самопознание "Выбор пути"

Рассказывание истории .

Притча о выборе пути «У каждого своя дорога»

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.

Второй сказал:- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова «прав».

Третий сказал:- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

Четвертый сказал:- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Вопросы для обсуждения притчи:

1.О чем эта притча?

2.Какими способами мудрецы решили найти путь из леса?

3.Как вы понимаете смысл слов «У каждого своя дорога»?

Вывод. У каждого из нас своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения.

Главное для нас - найти свой верный путь, свою цель.

«Притча о выборе пути» - притча о нашей жизни.

Она наглядно демонстрирует, что у каждого из нас свой путь, индивидуальная дорога, предназначение.

Не может быть одного лучшего направления для всех.

Лучшее направление - мое, сверенное с внутренним миром и ценностями. Тот, кто находит и выбирает свой путь, становится истинно счастливым человеком, успех является его постоянным спутником.

kopilkaurokov.ru

Перспективный план по самопознанию

Өзін - өзі тану – Самопознание

Ай месяц

Апта Неделя

Тақырыбы

Тема

Саны

Кол-во часов

Мақсаты

Цель

Қостілділік компонент

Билингвальный компонент

Қыркүйек

Сентябрь

1 апта

«Путешествие в страну Самопознание»

1 час

Білімділік/ Образовательные: Познакомить детей с предметом «Самопознание», объяснить основные элементы занятия, пробудить у детей интерес и желание задуматься о себе и других людях

Түзету-дамытушылық/Развивающие: Развивать память, внимание, воображение

Тәрбиелік/Воспитательные: Воспитывать усидчивость

Өзін - өзі тану – самопознание,

Өз - сам, адам - человек, махаббат - любовь, достасу - дружить, деңсаулық - здоровье, әлем - мир

2 апта

«Учусь быть человеком»

1 час

Білімділік/ Образовательные: Формировать представления детей о положительных качествах человека и его возможностях

Түзету-дамытушылық/Развивающие: развивать позитивное восприятие мира

Тәрбиелік/Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к людям

Адам - человек, достасу - дружить, қуаныш - радость, көңілді - веселый, көңілсіз - грустный, мейірімді - добрый

3 апта

«Девочки и мальчики»

1 час

Білімділік/ Образовательные: Формировать представления у детей о качествах, которыми должны обладать мальчики и девочки

Түзету-дамытушылық/Развивающие: Развивать стремление у мальчиков быть мужественными, а у девочек – быть нежными

Тәрбиелік/Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение мальчиков и девочек друг к другу

Қыз- девочка, бала - мальчик, күшті - сильный, батылдық - смелость, әдемі - красивый

4 апта

«Мое имя»

1 час

Білімділік/ Образовательные: Расширять представления детей об имени человека(полном, уменьшительно -ласкательном)

Түзету-дамытушылық/Развивающие: Развивать положительное отношение к себе, к своему имени

Тәрбиелік/Воспитательные: Воспитывать привычку обращаться к другим по имени

Есім - имя, тегі - фамилия, аялы - ласковый, адам - человек, достасу - дружить, дос - друг, дос қыз - подруга

Қазан

Октябрь

1 апта

«Мой день рождения»

1 час

Білімділік/ Образовательные: Расширять представления детей о семейных праздниках, формировать позитивное восприятие дня рождения как праздника

Түзету-дамытушылық/Развивающие: Развивать у детей навыки говорить добрые пожелания

Тәрбиелік/Воспитательные: Воспитывать любовь к семейным торжествам

Туу - рождение, туған күн - день рождения, күн - день, қуаныш - радость, көңілсіз- грустный, көңілді -веселый, пошташы - почтальон

2 апта

«Мои чувства»

1 час

Білімділік/ Образовательные: Учить распознавать эмоциональное состояние свое и других людей, знакомить детей с проявлением различных чувств

Түзету-дамытушылық/Развивающие: Развивать связную речь, логическое мышление

Тәрбиелік/Воспитательные: Воспитывать умение создавать хорошее настроение

қуаныш - радость, көңілсіз - грустный, көңілді - веселый, мейірімді - добрый

3 апта

«Добрые дела»

1 час

Білімділік/ Образовательные: Формировать позитивное восприятие мира

Түзету-дамытушылық/Развивающие: Развивать навыки доброжелательного и заботливого отношения к сверстникам, родным и близким

Тәрбиелік/Воспитательные: Воспитывать в детях доброту

Деңсаулық - здоровье, қуаныш - радость, сауық - веселье, жұмыс - работа, дело, адам - человек

infourok.ru