Самоопределение – процесс выбора и установления человеком индивидуальных ценностей, возможностей, потребностей, способов и норм поведения, а также критериев, по которым он сам оценивает себя и свои достижения.
По своей сути процесс самоопределения у зрелого человека длится на протяжении всей жизни, человек задумывается над такими вопросами как: кто я, чего могу добиться, в чем мое индивидуальное предназначение, я могу помочь своим близким, зачем я живу, и др.
В самоопределении человек объединяет в одну смысловую систему обобщенные понимание о себе самом и обобщенные представления о мире, формируя смысл своего существования. Самоопределение нельзя приравнивать к самосознанию так как можно осознавать себя, но не дойти до уровня сопоставления того, что я действительно могу и что от меня реально требуется.Возникновение потребности в самоопределении, его уровни определяются системой отношений, окружающей средой, в которой существует человек (в какой степени окружение стимулирует на такие размышления) а также от возраста человека, его мотивации и готовности.
Самоопределение – это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества.
Условно можно выделить 3 вида самоопределения: личностное, профессиональное и жизненное. Все они тесным образом связаны между собой и очень часто пересекаются.
Личностное самоопределение неразрывно связанно с ценностями человека. Формируя их, люди решают, какими им быть, какие нормы поведения приемлемы для них, как относиться к другим людям, как оценивать себя и свои поступки.
Жизненное самоопределение представляет собой выбор стратегии и стиля жизни. Для каждого человека очень важно понять смысл своего существования и действовать в соответствии с ним.
Профессиональное самоопределение заключается в выборе человеком специализации, принятии решения о том, кем стать, и какая работа придется ему по душе. Первым шагом на пути к этому является получение образования.
Т.В.Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:
1) возникновение и формирование профессиональных намерений;
2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;
3) вхождение в профессию активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
4) полную реализацию личности в профессиональном труде.
Е.А.Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:
1) стадия оптации (12-17 лет) - подготовка к сознательному выбору профессионального пути;
2) стадия профессиональной подготовки (15-23 года) овладение знаниями умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;
3) стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсионного возраста) — вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.
В более поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А.Климов предлагает более подробную группировку фаз:
• оптация — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;
• адаптация — вхождение в профессию и привыкание к ней;
• фаза интернала — приобретение профессионального опыта;
• мастерство — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
• фаза авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;
• наставничество — передача профессионалом своего опыта.
Профессиональное самоопределение: возрастные проявления, сфера жизнедеятельности, качества и способности человека.
Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Данное понятие обозначает и совокупность приемов, методов, технологий, с помощью которых достигаются поставленные цели.
В настоящее время профессиональная ориентация на службу в органах государственного и муниципального управления осложнена рядом факторов:
· общей слабостью государства на фоне системного кризиса, из которого оно еще не вышло, хотя некоторые обнадеживающие тенденции уже проявляются;
· непрекращающейся бессистемной реорганизацией государственного аппарата;
· слабостью органов местного самоуправления, их скудным финансированием, материальным и кадровым обеспечением;
· отсутствием должного государственного внимания к развитию социальной сферы, особенно образования, науки, цивилизованной инфраструктуры рынка труда.
На этом фоне не удивительны отсутствие системы работы с потенциальными государственными и муниципальными служащими и стихийный характер решения кадровых проблем в той сфере занятости, которая должна давать образцы подлинно государственного подхода к эффективному использованию кадрового потенциала общества.
В основе научно организованной профориентации может лежать следующая логика:
1. Постановка кадровой проблемы (что необходимо системе государственной и муниципальной службы с точки зрения ее кадрового обеспечения?).
2. Планирование человеческих ресурсов, включающее анализ потребности в кадрах, т.е. определение кадрового спроса (общего и по отдельным направлениям, специальностям, должностям), кадровый прогноз. Ведущую роль в этом должны игратькадровые службы, занимающиеся кадровым маркетингом.
Кадровый спрос — это потребность работодателя в кадрах, обеспеченная необходимыми финансовыми и материальными ресурсами. Различается кадровый спрос: количественный, понимаемый как объем рабочей силы, необходимой для достижения поставленных кадровых целей; качественный,рассматриваемый как потенциал эффективной рабочей силы; временной,под которым понимается спрос на перспективу с учетом всех возможных изменений в различных областях общественной жизни, в условиях и содержании профессиональной деятельности.
Кадровый маркетинг— функция кадровых служб, заключающаяся в тщательном и всестороннем изучении и прогнозировании рынка труда, кадровых спроса и предложения, организации кадровой рекламы и т.п.
3. Определение требований к претендентам на вакантные должности государственной или муниципальной службы (четкое представление качеств будущего работника путем анализа рабочего места, должности, описания квалификационных и личностных требований к претенденту, сроков и условий найма).
Определение основных источников поступления кадров и их потенциала, включая кадровое предложение (внутреннее, в самой системе государственного и муниципального управления, а также внешнее, складывающееся за рамками этой системы), формирование «зон интересов», «горизонтов», учитывающих своеобразие отдельных рынков труда (по специальностям).Кадровое предложение— способность рынка труда удовлетворять кадровый спрос различных субъектов.
4. Учитывая информационно-оценочный характер профориентационной деятельности, разработка основных требований к содержанию используемой в ней информации и создание гибкой системы ее технологий.
5. Разработка конкретной программы кадрового обеспечения.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 37; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
studopedia.net
Понятие, функции и виды самоопределения личности.
Проблеме самоопределения посвящено немало исследований в отечественной и зарубежной психологии. Термин «самоопределение» используется в литературе в разных значениях.
По своей сути процесс самоопределения у зрелого человека длится на протяжении всей жизни, человек задумывается над такими вопросами как: кто я, чего могу добиться, в чем мое индивидуальное предназначение, я могу помочь своим близким, зачем я живу, и др.
В самоопределении человек объединяет в одну смысловую систему обобщенные понимание о себе самом и обобщенные представления о мире, формируя смысл своего существования. Самоопределение нельзя приравнивать к самосознанию так как можно осознавать себя, но не дойти до уровня сопоставления того, что я действительно могу и что от меня реально требуется. Возникновение потребности в самоопределении, его уровни определяются системой отношений, окружающей средой, в которой существует человек (в какой степени окружение стимулирует на такие размышления) а также от возраста человека, его мотивации и готовности.
Самоопределение – это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества (4).
Для того чтобы понять суть процесса самоопределения необходимо разобраться с двумя подходами к самоопределению: социологическим и психологическим. Это важно, потому что зачастую происходит смешивание этих подходов, что в последствии ведет к потере содержания одного из них.
Суть социологического подхода к самоопределению (2) - оно связано с поколением в общем; определяет его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. В нашей работе мы не будем рассматривать взаимосвязи и взаимоотношения психологии и социологии, их методов исследования, остановимся, лиши на том, что говоря о самоопределении, которое в социологии рассматривается как вхождение в некую социальную структуру и его фиксация, психологу важен именно процесс, т.е. психологические механизмы. В связи с этим большинство работ по данной проблеме можно отнести к социологическому подходу; количество исследований, где рассматриваются именно механизмы самоопределения, чрезвычайно мало.
С.Л.Рубинштейн заложил методологические основы в психологическом подходе к проблеме самоопределения. Данная проблема рассматривалась С.Л.Рубинштейном в свете проблемы детерминации, в контексте описанного им принципа – «внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия». Так, что суть воздействия связана с внутренними свойствами объекта, по существу, это означает, что любая детерминация нужна как детерминация внешним, и как самоопределение (определение у объекта внутренних свойств) (3).
В таком ракурсе самоопределение выступает как самодетерминация, в понятии самоопределения, в отличие от внешней детерминации, выявляется природа “внутренних условий”. В связи с этим, на уровне данной теории проблема связанная с самоопределением выглядит так: для личности «внешняя детерминация» (т.е. «внешние причины»), - это социальная детерминация и социальные условия. Самоопределение, которое понимается как самодетерминация, определяется как механизм социальной детерминации, активно преломленный самим субъектом. Проблему самоопределения можно рассматривать как узловую проблему взаимодействия личности и общества, в которой отражаются главные моменты данного взаимодействия: роль активности субъекта в детерминации и социальная детерминация индивидуального сознании. На разных этапах это взаимодействие имеет свои специфические характеристики, которые описаны в разнообразных психологических теориях по интересующей нас проблеме самоопределения.
Подход, описанный С.Л.Рубинштейном, разрабатывает в своих исследованиях К.А.Абульханова-Славская, у которой также главный момент самоопределения, это самодетерминация, осознанное стремление занять определенную позицию, личностная активность. Согласно К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений (1). При этом она делает акцент на том, что как сформируется система взаимоотношений (к своему месту в коллективе и другим ее членам, к коллективному субъекту), будет зависеть самоопределение и общественная активность человека.
Список используемой литературы:
Абульханова-Славская "Деятельность и психология личности", М.,1989
Кенкманн П. О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи в условиях развитого социализма (на материалах Эстонской ССР): Докт. дис. Тарту, 1985.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 423 с
.Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65
infourok.ru
Право народов на самоопределение — в конституционном и международном праве — право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. В общем смысле, это право той или иной группы людей (не обязательно объединённых по этническому принципу) на коллективный выбор своей общей судьбы. Лозунг «самоопределения наций» был одним из популярных большевистских лозунгов во время революции и гражданской войны в России.
Право на самоопределение — один из общепризнанных принципов международного права. Он получил признание в процессе распада колониальной системы и закреплён в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принятой резолюцией № 1514 XV-ой Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960) и последующих международных пактах и декларациях ООН.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 (статья 1) сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие… Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».
В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970) значится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».
В этой же Декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса».
Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.
Право наций на самоопределение провозглашалось ещё в начале XX века правительством США, а также российскими большевиками, закрепление которого было одним из основных требований и направлений начального периода их деятельности. Оно было декларировано во всех советских конституциях. Более того, Конституции социалистических федеративных государств - СССР и Югославии (СФРЮ) - включали положения о праве выхода республик из союза — в то же время такое право было предусмотрено лишь для союзных республик, но не для автономных образований.
Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.
Между тем, существует мнение, что принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций», и в Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».
Сторонники этого мнения указывают, что применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение - так, согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».
Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающем равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.
Дать достаточно однозначный и нейтральный ответ на вопрос, чем национально-освободительное движение, борьба за осуществление «права на самоопределение» отличается от сепаратизма, не представляется возможным. Высказываемые точки зрения обычно крайне политизированны и связаны с текущей политической конъюнктурой.
Можно сказать только, что, как правило, «национально-освободительное движение» понимают как положительное, прогрессивное явление, которое поддерживают (или, по крайней мере, сочувствуют) широкие слои населения, тогда как «сепаратизм» — как бесполезное, либо отрицательное, выражаемое лишь меньшинствами.
В ходе всемирного исторического развития сепаратистские тенденции, стремление народов к самостоятельному существованию обычно уравновешиваются объединительными, интеграционными тенденциями, процессами объединения многонациональных государств или формирования межгосударственных объединений с большей или меньшей степенью интеграции.
Распространено мнение[1], что создание огромных многонациональных «империй» рано или поздно приводило к их распаду — в связи с этим, можно говорить о распаде Вавилоно-персидской империи, Римской империи, Священной римской империи, Золотой орды, Османской империи, Австро-Венгрии, Британской империи, СССР и т. д.. Контрпримером к такой гипотезе является Китай. Также отмечается, что прекращали своё существование и многочисленные «неимперские» государства.
Wikimedia Foundation. 2010.
dik.academic.ru
Арттерапия – использование художественного творчества с терапевтической целью
Целительные способности искусства были осознаны задолго до того, как «психотерапевты придумали психотерапию», и связывались они, прежде всего, с катарсисом - очищением. Катарсис может достигаться и через выражение, и через восприятие...
Игра как один из важнейших видов деятельности человека
Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование некоторой развернутой деятельности...
Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков
Игротерапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых эти понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности...
История развития нейролингвистического программирования в Соединенных Штатах Америки (1972-2011)
НЛП - это методология эффективной коммуникации. Она изначально создавалась как модель и появилась на свет относительно недавно - в 1972 году. Первая книга по НЛП была написана родителями НЛП - Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером...
Манипуляции в переговорах
Переговоры можно определить как организационную форму установления и юридической фиксации производственно-экономических связей между заинтересованными в совместной деятельности экономически независимыми организациями...
Методы юридической конфликтологии
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное...
Общение: понятие, сущность, виды
Общение -- процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной...
Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте
Самоопределение - важнейшее достижение личности, оно основано на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с новым восприятием времени...
Психология рекламы
Познание основ рекламы начнем с определения и выясним, что же собственно составляет понятие рекламы. Реклама -- это особый вид деятельности, который сопровождает человека на протяжении всей истории его развития...
Самоопределение в юношеском возрасте
Самоопределение - важнейшее достижение личности, оно основано на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с новым восприятием времени...
Социальная психология. Конфликты
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное...
Становление личности в ранней юности
В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастия...
Ценностно-смысловое самоопределение студентов при воспитании в полных и неполных семьях
...
Ценностно-смысловое самоопределение студентов при воспитании в полных и неполных семьях
Юность - период жизни после отрочества до взрослости. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного подростка, притязающего на взрослость, до действительного взросления. Входя в период юности...
Я-концепция подростков и типы воспитания
Самоопределение в подростковом возрасте. Отношение к самоопределению начинает проявляться уже в младшем подростковом возрасте, формируется и включается в Я-концепцию на рубеже подросткового и юношеского возраста...
psy.bobrodobro.ru