Структура профессионального саморазвития педагога. Структурные элементы профессионального саморазвития


2.3.3. Проектирование саморазвития педагога

Проблема формирования творческой личности всегда была одной из актуальных проблем педагогической науки. Современное общество выдвигает перед образованием новые цели. Их приоритетным направлением является ориентация на личность, развитие ее творческого потенциала, формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации. Благодаря саморазвитию, личность реализует свои способности, самосовершенствуется, в результате чего становится инициатором саморазвития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой вклад в культурно-историческое развитие общества. Поэтому значение саморазвития личности педагога в решении современных социально-экономических задач нашего общества выступает на первый план. И перед педагогами стоит задача формирования и постоянного совершенствования своих способностей к учению и самостоятельной работе в условиях динамичного развития культуры.

В педагогической науке и практике установлено, что саморазвитие - это особый вид творческой деятельности субъект - субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, самоуправление, творческое самоопределение, творческая самореализация и самосовершенствование личности (В.И. Андреев), при этом саморазвитие происходит при активном самовлиянии личности на себя и взаимодействии с самим собой.

Отметим, что понятие «саморазвитие» близко к понятию «самовоспитание». Е.А. Климов считает, что «самовоспитание – это сознательная, продолжительная, систематическая работа над самим собой в целях формирования, укрепления ценных личностных качеств». В этой связи можно считать, что самовоспитание - это один из компонентов саморазвития. Самовоспитание представляет собой средство, обеспечи­вающее основу творческого саморазвития личности, ее приобщения   к общечеловеческому опыту профессионально-педагогической культуры.

Особого внимания заслуживает понятие «творческое саморазвитие личности» - это особый, вид творческой деятельности субъект – субъектных отношений, направленный на интенси­фикацию и повышение эффективности процессов «самости» среди которых системообразующими являются самопознание, творческое, самоопределение самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности.

Говоря о механизме творческого саморазвития личности педагога, следует заметить, что если даже каждый педагог и имеет потенциальные творческие способности, его творческое саморазвитие может плодотворно происходить лишь тогда, когда он способен преодолевать трудности, возникающие на пути профессионально-педагогической деятельности и в социальной среде.

В педагогической литературе выделяют следующие характерные черты творческого саморазвития:

  1. Последовательность и непрерывность: процесс творческого саморазвития можно представить в виде спирали, каждый виток которой, устремляясь вверх, сначала представляет линию трудностей, преодоление которых позволяет закрепить достигнутое и перейти к новому восхождению по витку спирали - новообразованиям в творческом саморазвитии.

  1. Как показал анализ и обобщение психолого-педагогической литературы (Е.А. Климов, Т.И. Артемьева и др.), высокого уровня творческого саморазвития педагог достигает при наличии сформированного индивидуального стиля деятельности. «Какими бы выдающимися творческими способностями он ни обладал, учитель имеет свои неповторимые индивидуальные особенности» (В.И. Андреев).

  1. Творческое саморазвитие педагога всегда сопровождается свободным выбором, который проявляется в выборе и форм деятельности, и средств деятельности, и средств общения, и т.п.

Анализ массовой практики со всей очевидностью подтверждает, что творческое саморазвитие включает разностороннее развитие психических процессов в профессионально-педагогичес­кой деятельности, охватывает при этом волю, чувства, интересы. Психические процессы могут иметь как позитивный, так и негативный характер в процессе творческого саморазвития педагога.

Среди основных препятствий творческого саморазвития педагога в психолого-педагогической науке выделяют: личностные черты характера, индивидуальные особенности мышления, наличие неадекватной самооценки, неуверенность в себе, недостаточное развитие памяти, способностей саморегуляции; отсутствие умений входить в новый коллектив и устанавливать контакты, склонностей к творческой деятельности, ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности; низкий уровень самоорганизации, развития психологической культуры.

Необходимо отметить, что в содержание творческого саморазвития личности педагога входят и личностные параметры творческой деятельности: стремления к новому, педагогический поиск, свободный творческий выбор методов, приемов, средств деятельности, потребность, интересы, целеустремленность в достижении конечных результатов. Творческое саморазвитие проявляется в процессе активной творческой деятельности на уровне субъекта творчества – как сложной системы с многомерными компонентами, охватывающими: интеллектуальную, мотивационную, психологическую сферы деятельности.

Анализ психолого-педагогической, философской и науковедческой литературы позволяет выделить системообразующие компоненты творческой деятельности:

  • способность критически мыслить;

  •  легкость генерирования идей, диалектичность и нестандартность мышления;

  •  способность к переносу знаний, умений и опыта в нестандартные ситуации;

  • способность к анализу и самоанализу.

Однако полноценное развитие личности педагога может быть осуществлено только при условии, если он сам стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитии субъекта его мотивационной сферы.

Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого педагога. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности. Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.

Проанализировав сущность саморазвития личности, раскрыв содержательные характеристики этого явления, можно определить структурные компоненты процесса саморазвития педагога:

Рефлексивный компонент - выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, его различных подструктур («Я-реальное», «Я-будущее», «Я-идеальное»), реализующихся в виде соответственных поступков, а с другой – в выработке более адекватных знаний о профессиональной творческой деятельности и глубокого понимания смысла связей личности и профессиональной деятельности.

Регулирующий компонент - включает профессиональные знания, умения саморегуляции, объединяет конкретные средства преобразования педагогической ситуации и индивидуальных возможностей педагога. Развитие данного компонента связано с умением педагога соотносить знания о возможных преобразованиях в педагогической деятельности с требованиями, выбирать средства и способы для достижения поставленной цели, определять условия, при которых поставленная цель может быть достигнута, анализировать причины ус­пеха или неуспеха и закреплять полученный результат в индивидуальном опыте. Регулирующий компонент предполагает развитие самоанализа, самооценки и самосовершенствования личности педагога.

Коммуникативный компонент – центральный компонент творческого саморазвития личности, так как деятельность педагога коммуникативна по своей природе и вне общения реализованной быть не может. Данный компонент находит свое выражение в умении педагога в процессе взаимодействия с участниками педагогического процесса  находить условия для собственного личностного роста и развития. Необходимость развития данного компонента обусловлена тем, что коммуникативная деятельность предъявляет к личности, ее осуществляющей, свои специфические требования, то есть предполагает у человека наличие особого рода способностей – коммуникативных способностей. Не менее значимо для коммуникативной деятельности стремление личности к самовыражению, раскрытию перед людьми. И в тоже время, кроме этого, личность должна стремиться к обогащению своего собственного развития, что является непременным условием ее эффективного саморазвития.

Реализация основных компонентов саморазвития профессиональной деятельности педагога может быть представлена как программа, в которой выделены основные направления и содержание деятельности по построению эффективной педагогической работы в школе. Основной целью такой программы может являться построение системы действий педагога, которые приводят не только к повышению профессиональных знаний, умений и навыков, но и к высокому уровню его личностного и профессионального роста.

studfiles.net

Структура профессионального саморазвития педагога

Важно понимать, что у каждого педагога природой заложены различные педагогические способности. В литературе их определяют как индивидуальные устойчивые характеристики личности, состоящие из специфической чувствительности к объекту, процессам и результатам обучения, позволяющие находить продуктивные способы решения педагогических задач в конкретных условиях.

В этой связи необходимо осознание педагогом работы над собой и своими профессиональными качествами с целью профессиональной самореализации и самосовершенствования. Этот процесс должен стать непрерывным и постоянно развивающимся. Только в этом случае можно будет говорить о повышении качества образования и создании единого образовательного пространства, в котором каждый профессионал должен быть конкурентоспособным и уметь быстро реагировать на изменяющиеся условия.

Компоненты профессионального саморазвития педагога

Направления деятельности

Содержание деятельности

Самоорганизация

Самопознание

Осознание и познание себя, определение своей «зоны ближайшего развития», определение своих барьеров для творческого саморазвития.

Творческое самоопредление

Осознание своих потенциальных творческих способностей, соотношение собственных интересов с интересами общества, определение целей профессионального самосовершенстования.

Самообразование

Определение целей систематичной работы над собой, разработка программы саморазвития, нахождение способов работы над собой, определение ближайшего результата саморазвития.

Самовоспитание

Самоанализ

На основе самопознания, проведение самонаблюдения, анкетирования и проч. с целью выявить слабых и сильных сторон личности в плане духовно-нравственных и социально-деятельностных профессиональных качеств.

Самосовершенстование

Разработка программы и средств, ресурсов преодоления барьеров творческого самообразования, формирования духовно-нравственных и социально-деятельностных качеств.

Самоуправление

Повышение квалификации

На основе программы самообразования, использование следующих форм повышения квалификации:

  • предметные курсы

  • работа в методичеких объединениях

  • открытые уроки

  • педсоветы, методсоветы

  • работа в творческих группах

  • система семинаров

  • аттестация

Научная работа

Работа над кандидатской, докторской диссертацией, изучение передового педагогического опыта

Исследовательская деятельность

Проведение экспериментальной работы, апробация результатов исследования, авторской методики, технологии. Поиск новых форм образовательной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность

Публикация статей, учебных пособий, учебников по темам научных исследований, формулирование собственной позиции и видения профессиональных нововведений.

Участие в научно-практических конференциях, форумах, профессиональных конкурсах и проч.

Инновационная деятельность

Разработка новых идей и передовых технологий, авторских программ. Отражение своих идей в печатной продукции и на конференциях разных уровней. Участие в грантах.

Формирование индивидуального стиля творческой деятельности

Отражение своих идей и профессиональных взглядов в педагогической деятельности. Практическое использование авторских технологий на практике. Наличие индивидуального стиля творческой деятельности.

studfiles.net

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Ключевые слова: творческое саморазвитие личности, среднее профессиональное образование, творческость, творческая активность, развитие личности.

Преобразования глобального характера, происходящие сегодня в нашей стране и в мире, обусловлены, прежде всего, гуманизацией общественной жизни, что, несомненно, требует переориентировать педагогическую теорию и практику на человека, его саморазвитие в процессе активной, творческой, созидательной жизнедеятельности. Ускоряющийся темп жизни вынуждает современного человека реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения, но часто он бывает не готов к ним. Чтобы адекватно реагировать на те, или иные изменения, личность должна активизировать весь свой творческий потенциал, развивать в себе творческость.

Такой подход становится возможным, когда образование, которое строится на принципиально иных приоритетах в обучении и воспитании подрастающего поколения, формирует гармоничную, социально активную творческую личность, способную самостоятельно принимать решения, быть ответственным за их реализацию и предполагает постановку, а так же решение целого комплекса новых задач:

-               разработку новой парадигмы образования, имеющую в основе личностное развитие;

-               осознание самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал, её неповторимой индивидуальности и творческой сущности;

-               признание разностороннего развития личности, понимание творческой природы деятельности, осознание необходимости для её реализации духовных затрат и самосовершенствования личности [1, с. 134].

Решение указанных задач ннепосредственно связано с реализацией такой педагогически важной задачи как творческое саморазвитие личности во всех звеньях образовательной системы, в том числе в системе среднего профессионального образования. Роль данной системы образовании значительно возросла в настоящее время, в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации и является одним из основных каналов подготовки молодого поколения в качестве квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников.

Термин «творческое саморазвитие» рассматривается с различных позиций, представленных в исследованиях многих ученых.

Так, например, Н. Д. Толстолуцких определила сущность творческого саморазвития как самодвижущийся и саморазвивающийся процесс изменения личности, возникающий в результате внешних и внутренних воздействий в разнообразных видах деятельности [4].

В. И. Андреев считает, что творческое саморазвитие личности как особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации направлен на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, самооценка, творческая самореализация и самосовершенствование личности. В связи с этим неизмеримо возрос интерес педагогики к исследованию процесса творчества как ключевому понятию в структуре саморазвивающейся личности, появилась потребность осмыслить проблему творческого саморазвития с позиций педагогики [2]. Обеспечение перехода от субъект-объектной к субъект-субъектной позиции на основе стимулирования процессов творческого саморазвития личности обучающегося становится актуальной проблемой современного образовательного процесса.

По мнению А. И. Шаршова творческое саморазвитие личности представляет собой «интегральный творческий процесс сознательного целенаправленного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне и активно творчески воспринятых внешних факторов» [5].

У А. И. Шаршова ценной является также мысль о том, что при саморазвитии человек приобретает много новых качеств и способностей, которыми раньше не обладал. Во-первых, данная идея демонстрирует, что понятие «саморазвитие» является более широким, чем краеугольный камень западной гуманистической психологии — самоактуализация, поскольку утверждается развитие не только изначально заложенных качеств и возможностей, но и приобретение новых, ранее не имеющихся; во-вторых, устанавливает непосредственную связь саморазвития с творчеством, так как в данном процессе происходит создание чего-то нового, качественное изменение личности, преобразование в «другое существо» [5].

Как считает П. П. Блонский, основой учебного процесса является деятельность самого обучающегося, «постепенное саморазвитие его при помощи дающего материал для этого саморазвития учителя». При этом саморазвитие личности объясняется активно-деятельностным взаимодействием субъекта с объективным миром, обогащающим эмоционально-потребностную сферу личности социально-культурологическим содержанием [3, 121].

Процесс творческого саморазвития, основанный на решении личностью постоянно усложняющихся творческих задач, имеет ряд существенных черт, главными из которых, по мнению исследователей данной проблемы (В. И. Андреев, В. С. Библер, В. А. Караковский, С. Ю. Курганов, А. Н. Тубельский и др.), являются:

-        изменения в личностной сфере детерминируются не извне, а под целенаправленным воздействием личности на самое себя;

-        изменения происходят не только в мотивационной, познавательной и интеллектуальной сферах личности, но и в процессах «самости»: самопознании, самоопределении, самосовершенствовании, саморегуляции, самореализации.

В рамках выделенных подходов творческое саморазвитие следует рассматривать, как многоаспектное явление, отражающее: 1) процесс, в ходе которого личность познаёт, творчески преобразует, развивает и совершенствует себя; 2) особый вид деятельности, имеющий ярко выраженный творческий характер; 3) интегративное образование, включающее в себя развитие личности как целостности; 4) определённую линию поведения учащихся профессионального лицея в процессе их деятельности и общения, направленную на становление жизненной позиции и ценностных ориентаций.

Творческое саморазвитие охватывает все сферы личности: мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую; этот процесс поднимает на новый уровень функционирования самопознание, самоопределение, самоуправление, самореализацию и самосовершенствование личности.

В структуре творческого саморазвития нами выделяются следующие компоненты: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творческий и аналитический.

Ценностный компонент — охватывает систему ценностных установок, убеждений, взглядов, принципов, определяющих отношение к себе как к развивающейся личности, что обуславливает процесс саморазвития и творческого подхода к нему.

Мотивационный компонент — включает в себя формирование потребностей, мотивов, принимаемых личностью и определяющих отношение личности к творческому процессу саморазвития, а также развитие потребностей личности в творческой самореализации. Когнитивный компонент — включает совокупность знаний, умений, навыков усвоения знаний о себе, углубление представлений об образе «Я», об отношениях между людьми, о творчестве и его связи с деятельностью, о процессах самосовершенствования и саморазвития.

Деятельностно-творческий — охватывает способность к продуктивному самоизменению, созданию качественно нового, оригинального в образовательной деятельности и проявление активности в восприятии нового.

Аналитический компонент — включает в себя правильное восприятие себя и других в деятельности, оценивание себя и других, спокойное восприятие ошибок в фактах и логике рассуждений. Каждый компонент творческого саморазвития предполагает развитие определённых умений личности. Несформированность умений — одного из компонентов — приводит к замедлению, к рассогласованности в творческом саморазвитии.

Современные условия развития учащейся молодежи требуют мобилизации внутренних ресурсов личности, активности и самостоятельности человека. Это может быть обеспечено социально-культурными условиями жизни человека, содержанием и качеством того образовательного пространства и той образовательной среды, в которой происходит становление личности обучающегося и обогащение его человеческой индивидуальности. В сфере среднего профессионального образования значимыми становятся приобретение обучающимися не только определенных профессиональных знаний, умений, навыков, что, несомненно, важно, но и развитие постоянного стремления к творческому саморазвитию, мотивации в самосовершенствовании, что делает будущего специалиста более гибким, динамичным в русле постоянных социальных, экономических, политических, культурных преобразований, востребованным на рынке труда.

Литература:

1.      Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.

2.      Андреев, В. А. Педагогика творческого саморазвития / В. А. Андреев. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1998. — Кн.1. — 617 с.

3.      Блонский, П. П. Трудовая школа // Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т., Т.1 / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.

4.               Толстолуцких, Н. П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н. П. Толстолуцких. — Саратов, 1997. — 22 с.

5.      Шаршов, И. А. Профессионально-творческое саморазвитие личности / И. А. Шаршов. — Тамбов, 2003. — 198 с.

moluch.ru

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

share the publication with friends & colleagues
Заглавие статьи СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Автор(ы) И. М. Кунгурова
Источник Педагогическое образование и наука,  № 2, 2012, C. 88-91

И. М. Кунгурова

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова

E-mail: [email protected]

Актуализация личностного, творческого и профессионального потенциала считается одной из ключевых проблем образования. В статье рассматривается структура столь сложного личностного образования, как профессионально-творческое саморазвитие. Определяя профессионально-творческое саморазвитие как свойство личности через призму позиционного подхода автор выделяет следующие компоненты профессионально-творческого саморазвития личности: мотивационный, эмоционально-волевой, креативный и рефлексивный.

Ключевые слова: профессионально-творческое саморазвитие, позиция личности, мотив, мотивация, эмоция, воля, "Я-концепция", творчество, рефлексия.

Современные процессы модернизации образования требуют актуализации личностного, творческого и профессионального потенциала педагога, поэтому так много говорят о профессионально-творческом саморазвитии личности (далее ПТС), под которым мы понимаем свойство личности, характеризующееся потребностью в сознательном качественном изменении себя как субъекта деятельности и становлении профессиональной позиции.

Само определение наталкивает нас на необходимость рассмотрения понятия "позиция". Проведенный анализ философской литературы показал, что только часть ученых при изучении жизненной позиции рассматривают ее через систему отношений личности к самой себе и объектам действительности (Н. А. Дивитовская). В социологических исследованиях определяется место личности в структуре общественных отношений. Отечественные психологи рассматривает "позицию" через категорию "отношение" (А. Н. Леонтьев). В педагогике "позиция" определяется как интегративная характеристика личности, включающая в себя осознанную совокупность отношений и проявляющаяся в деятельности и поведении (Е. В. Бондаревская, Т. Н. Мальковская). Мы определяем позицию личности через категорию "отношение" и понимаем под ней устойчивую систему мотивационно-ценностных отношений человека к различным проявлениям окружающей действительности, людям и самому себе.

Через понятие позиции мы рассмотрим структуру ПТС. По мнению большинства ученых, саморазвитие включает в себя мотивационный, ценностный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты. А. В. Терещенко выделяет мотивационно-ценностный и содержательно-процессуальный компоненты как системообразующие. Первый включает в себя систему мотивов, выражающих осознанное побуждение к деятельности и определяющих поведение человека в целом (С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон). Наиболее значимыми являются мотивы самопознания, самореализации и познавательные мотивы, побуждающие человека к постановке целей саморазвития, выделению сфер "Я" (А. В. Терещенко). Содержание этого компонента составляют: потребность в самопознании, самоактуализации, самоопределении, самореализации; развитии и устойчивости "Я-концепции", цели развития себя; отношение к себе и своей деятельности, признание саморазвития как личностной ценности.

Сущность процесса самопознания заключается в удовлетворении потребности в уважении и самоуважении, в стремлении к самореализации, в стремлении чувствовать себя защищенным, в желании избавиться от неудач и страхов, в осознании себя как субъекта учебно-познавательной деятельности. Продуктом же процесса самосознания выступает "Я-концепция". Личность изначально обладает стремлением к самоактуализа-

стр. 88

ции, являющейся глубинной потребностью человека и определяющей смысл его жизни и значимость его "Я". Степень самоактуализации личности определяет особенности знания себя, своих целей, стремлений, от которых зависит восприятие мира объектов и других людей. Для самоактуализирующейся личности свойственны свобода и произвольность поведения, опора на свои мнения, собственные оценки других и происходящего вокруг, она не нуждается в защите извне.

Особенно важными для нас являются рассуждения К. Р. Роджерса и К. Юнга о мотивации изменения, развития личности. Стремление человека реализовать себя проявляется во всех формах жизни и направлено на полную реализацию "Я". Проблема развития личности включает в себя ценностный и социально-нравственный компоненты. Человек во взаимоотношениях с другими людьми принимает на себя различные роли и функции, но вместе с тем он постоянно сознает свою идентичность, которая предполагает единство, преемственность и последовательность установок и ценностных ориентации, осознаваемых как личные интересы и склонности, совокупность которых образует мировоззрение, в свете которого рассматривается "Я" и окружающий мир. Так происходит признание саморазвития как личностной ценности. Итак, мотивационный компонент обеспечивает направленность на ценностное усвоение знаний и самосовершенствование личности.

Не менее важным является эмоционально-волевой компонент. Эмоция - это форма субъектного отношения, проявляющаяся в определенных переживаниях (радости, гневе и др.). По мнению С. Л. Рубинштейна, эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивов), т. е. мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных состояний, в форме переживаний, сигнализирующих ему о потребностной значимости объектов и побуждающих направить на них свою деятельность. Саморазвитие личности невозможно без эмоционального отношения человека к себе и своей деятельности, так как именно эмоции побуждают к изменению ситуации жизнедеятельности. Формирование намерения приводит к возникновению у человека побуждения достичь конкретной цели, при этом желаемого результата можно достичь, прилагая волевые усилия. Волевой компонент характеризуется стремлением личности вступить в контакт с самим собой в процессе развивающей и познавательной деятельности, совершенствованием новых отношений с окружающим миром в рамках субъектной позиции.

Эмоционально-волевой компонент саморазвития личности, по мнению А. В. Терещенко, включает: целенаправленность в развитии себя и "Я-концепции"; эмоциональную реакцию; способность к самооценке, рефлексии, совершенствованию возможностей и способностей; способность к самоорганизации, целеустремлению, использованию своих возможностей для достижения поставленных целей, к организации развивающей деятельности; способность к самовоспитанию, самовыражению и самореализации. Наиболее ценными выступают: целенаправленность в развитии "Я-концепции", в построении и реализации программ самосовершенствования, в становлении субъектной позиции студента; творческая самореализация; самоорганизация и мобилизация личностью себя в творческой деятельности; самовоспитание; формирование самоуправляющих механизмов личности; эмоциональные состояния, позволяющие направить процесс студентов на реализацию программы "Я-концепции". Этот компонент ответственен за обязательное подключение к исполнению действий в смысловой сфере личности с целью ее дальнейшего саморазвития и формирования положительных качеств, за превращение заданного действия в личностное. Он соединяет мотивы и ценности личности с ее адекватным поведением.

И. А. Серегина утверждает, что личность раскрывается через поступки, которые предполагают избирательное, целенаправленное управление поведением [2]. Многие ученые выделяют деятельностный компонент саморазвития (В. И. Андреев, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и др.), указывая на то, что особое место в нем занимают интеллектуальные способности и умения, от степени развития которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности, изменение его личностных характеристик [1]. Для саморазвития интеллектуальной сферы студента важным является формирование познавательной активности, проявляющейся в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению способами деятельности, в мобилизации волевых

стр. 89

усилий на достижение целей. Об ее уровне судят по степени проявления в деятельности студентов определенных внутренних признаков: целеустремленности, мотивированности и осознанности собственных волевых усилий. Е. И. Яковлева предполагает, что, формируясь в процессе познавательной деятельности, познавательная активность влияет на качество этой деятельности и выступает как показатель развития личности и сформированности деятельности студента [4]. В структуре ПТС мы не выделяем деятельностный компонент, так как, принимая во внимание, что рефлексия и творчество - тоже виды деятельности, считаем целесообразным выделить креативный и рефлексивный компоненты.

Содержание креативного компонента составляют формирование творческой активности, творческая самореализация личности, творческое самоопределение. Мы согласны с мнением А. Ю. Козыревой, которая утверждает, что готовность личности к самостоятельной организации творческой деятельности складывается из развитой мотивации к творчеству, сформированности условий, наличия системы знаний, умений и навыков, помогающих осуществлять поиск решения в нестандартных ситуациях. Творческое развитие личности эффективнее осуществляется при овладении творческой деятельностью, целенаправленном формировании качеств, свойственных творческой личности. Развитие творческой активности как свойства и черты личности составляет основу саморазвития, так как предполагает развитие способности действовать на окружающие системы в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и развиваться в соответствии со своими внутренними условиями. Она выражается не просто в проникновении в сущность явлений, а в попытке найти новый способ для достижения цели. Для этого необходимо формирование потребности и готовности к творческой деятельности, интереса к ней. Творческая самореализация личности выражается в формировании способности самостоятельно выстраивать пространство своего саморазвития через свободную, творческую деятельность, в становлении и полной реализации "Я-концепции". Творческое самоопределение предполагает стремление к развитию, совершенствованию; овладение творческим подходом к осуществлению своей деятельности; развитие устойчивых познавательных интересов, мотивов учения; потребность в самообразовании и самовоспитании.

Для того чтобы процесс ПТС студентов был эффективным, преподаватель должен не только владеть системой рефлексивных умений, но и способствовать формированию, развитию и применению рефлексивных умений студентами. Исходя из этого, рассмотрим рефлексивный компонент. Рефлексия - деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека, мыслительная деятельность, направляющая субъект на осмысление и осознание собственных форм и методов решения проблемной задачи, на критический анализ содержания и методов познания, а также способов преобразования собственного "Я". Ю. Н. Кулюткин утверждает, что субъект, сталкиваясь с проблемной ситуацией, способен стать на позицию "другого", рассматривая самого себя как субъекта-исполнителя. В процессе рефлексии происходит личностная осмысленность изучаемой информации и способов деятельности, адекватное оценивание своей деятельности и деятельности других с целью дальнейшего самоопределения и проектирования личностью собственной деятельности. Итак, определяя ПТС как свойство личности, через призму позиционного подхода мы выделили следующие компоненты профессионально-творческого саморазвития личности: мотивационный, эмоционально-волевой, креативный и рефлексивный.

1. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. - Калининград, 1995.

2. Серегина И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: Автореф. дис. ... к.психол.н. - М., 1999.

3. Терещенко А. В. Формирование саморазвития интеллектуальной сферы подростков в условиях индивидуализированного обучения: Автореф. дис. ... к п.н. - Волгоград, 2002.

4. Яковлева Е. Н. Педагогические возможности теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческой активности учащихся: Автореф. дис. ... к.п.н. - СПб, 2001.

стр. 90

STRUCTURE OF PROFESSIONAL AND CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENT'S PERSONALITY

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the I shim State Pedagogical Institute after P.P. Ershov

Actualization of personal, creative and professional potential is considered to be one of the key problems of education. The article deals with the structure of such a complex personality feature as a professional and creative self-development. Professional and creative self-development is defined as a property of a person through the prism of the positional approach. Author of the article highlights the following components of professional and creative self-development of personality: motivational, emotional-strong-willed, creative and reflective.

Key words: professional and creative self-development, position of a person, motive, motivation, emotion, will, "I-concept", creativity, reflection.

Orphus © library.ua

Permanent link to this publication:

http://library.ua/m/articles/view/СТРУКТУРА-ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО-САМОРАЗВИТИЯ-ЛИЧНОСТИ-СТУДЕНТА-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО-ВУЗА Similar publications: LRussiaLWorldY G

Publisher:

Альберт Каширин → Contacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: http://library.ua/Trader

Find other author's materials at: Libmonster (all the World) • Google • Yandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Kiev: Library of Ukraine (LIBRARY.UA). Updated: 26.10.2014. URL: http://library.ua/m/articles/view/СТРУКТУРА-ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО-САМОРАЗВИТИЯ-ЛИЧНОСТИ-СТУДЕНТА-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО-ВУЗА (date of access: 30.08.2018).

library.ua