К проблеме эмоционального выгорания у врачей. Синдром эмоционального выгорания врачей


К проблеме эмоционального выгорания у врачей

 

Синдром эмоционального выгорания — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Развитие синдрома эмоционального выгорания в первую очередь характерно для профессий, связанных с оказанием помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов и МЧС).

По современным данным [5], СЭВ (или крайняя степень эмоционального выгорания) выявляется у 13,1 %, а высокая степень эмоционального выгорания — у 49,7 % врачей первичного звена. Проявления СЭВ наиболее часто (в 17,7 % случаев) выражается в виде ненадлежащего отношения к пациентам и их проблемам, связанным с заболеванием.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, врач.

 

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) как следствие стрессов в профессиональной деятельности уже более 30 лет широко исследуется в психологии. В отечественной науке значительное количество работ посвящено данной теме: А. А. Рукавишников (2000), Л. И. Ларенцова (2003), А. В. Арутюнов (2004), Т. В. Большак (2004), В. Е. Орел (2005) и др. [4]. Данная проблематика в сфере медицинских профессий все более интересует исследователей.

В 1974 году американский психиатр Freudenberger H. J. описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег, работников психиатрических учреждений, (деморализации, разочарования, потеря мотиваций) и назвал его «выгорание» (burn-out). Разработанная им модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой, оказалась удобной для всех врачей и других специалистов, работающих в системе здравоохранения, и стала началом активного обсуждения этого явления.

Не менее известный исследователь эмоционального выгорания Maslach C. and all определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.

Исследование отечественных авторов (В. В. Бойко [1]) позволило внести в определение синдрома эмоционального выгорания дополнительные акценты, позволяющие дифференцировать СЭВ с другими видами стресса. Так, «синдром эмоционального выгорания» — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, что в свою очередь отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Перечень симптомов эмоционального выгорания широк, расплывчат и во многом противоречив. ВОЗ признала «синдром выгорания» проблемой, требующей медицинского вмешательства. Тем не менее в МКБ-10 «синдром выгорания» включен не в раздел психических расстройств, а выделен в отдельный диагностический таксон — Z 73 (проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью) и шифруется Z 73 — «выгорание» (burn-out). Существует точка зрения (Постнов В. В., 2003), согласно которой эмоциональное выгорание является вариантом расстройств адаптации, входящим в рубрику МКБ-10 и относящимся к синдромам, связанным со стрессом.

В. В. Бойко [1] рассматривает профессиональное выгорание с позиций общего адаптационного синдрома Г. Селье. Выделяют 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:

  1.                Фаза напряжения. Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования СПВ. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, «загнанность в клетку» (возникает не всегда, характеризуется чувством безысходности), тревога и депрессия.
  2.                Фаза резистентности. Выделение этой фазы в самостоятельную весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.
  3.                Фаза истощения. Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.

Факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания, условно можно разделить на две группы: индивидуальные и организационные (внешние). К индивидуальным (внутренним) факторам относят возраст, пол, уровень образования, личностные особенности, выносливость, тип поведения, тревожность. Организационные (внешние) факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания, включают в себя: рабочие перегрузки, дефицит времени, большое число пациентов, неадекватное руководство, отсутствие профессиональной и личной поддержки, недостаточная профессиональная подготовка.

Опасность синдрома выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать. Поэтому знание особенностей формирования синдрома профессионального выгорания у представителей медицинских профессий необходимо для оптимизации их работы. Однако, несмотря на актуальность проблемы и необходимость ее решения, в настоящее время в учреждениях здравоохранения практически не развита система диагностики, профилактики, снижения профессионального стресса и выгорания у персонала.

Засеева И. В. и Татров А. С.(ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия») провели исследование среди врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии — реанимации ГБУЗ Республиканской детской клинической больницы. В исследовании приняли участие 15 врачей и 15 медицинских сестер. Проведенный анализ выявил, что высокую степень выгорания имеют 33 % (5 чел.) врачей и 26 % (4 чел.) медсестер; среднюю степень — 47 % (7 чел.) врачей и 67 % (10 чел.) медсестер; низкую степень — 20 % (3 чел.) врачей и 7 % (1 чел.) медсестер (рис. 1).

pic_64.wmf

Рис. 1. Распределение врачей и медсестер по степеням эмоционального выгорания

 

Разница в развитии выраженности синдрома выгорания между врачами и медсестрами состоит в том, что у врачей более высокий процент лиц с максимальной выраженной степенью выгорания (33 % от общего числа), а у медсестер — 26 %. Вместе с тем, обращает на себя внимание и то, что в суммарной выборке наиболее распространена средняя степень выгорания (57 %), затем высокая (30 %), и затем низкая (13 %). [2]

В период февраля-мая 2007–2011 года на базе наркологической больницы № 17 г. Москвы было проведено исследование 120 врачей психиатров и наркологов обоего пола; средний возраст испытуемых 33,8±1,8 лет. В результате обследования по методике В. В. Бойко количество врачей психиатров-наркологов, имеющих сформированный синдром эмоционального выгорания, 37,5 % (45 чел). [3]

Следствием «эмоционального выгорания» является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей, желание снизить объем работы, так как врачу в этом состоянии кажется, что его чувство хронической усталости и напряжения связаны с перегрузкой. У него появляется желание устраниться от дополнительных нагрузок, увеличить дистанцию в общении с пациентами и коллегами, избегать новых обязанностей.

Профилактика описываемого синдрома крайне важна для представителей всех профессий, в особенности тех, что входят в группу риска. По мнению специалистов, эмоциональное выгорание можно предотвратить, если выработать для себя некий расслабляющий ритуал. Это может быть медитация, прослушивание любимой музыки и т. п. Кроме того, психологическое здоровье человека во многом зависит от таких факторов, как правильное питание, регулярные физические нагрузки. В ходе выполнения профессиональных обязанностей психологи советуют, научиться говорить «нет» там, где это необходимо, а также ежедневно устраивать небольшой «технологический» перерыв, полностью отстраняясь от работы хотя бы на несколько минут. Также мощным средством борьбы со стрессом является творчество, а потому для предупреждения эмоционального выгорания крайне важно развивать свое творческое начало.

 

Литература:

 

  1.                Бойко В. В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания / В. В. Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1999.
  2.                Засеева И. В., Татров А. С. Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации в условиях региона. / Фундаментальные исследования № 6–2013
  3.                Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Пахтусова Е. Е., Шевченко Д. В. Социально-психологические факторы риска формирования эмоционального выгорания
  4.                у врачей психиатров и наркологов. / Медицинская психология в России № 4(9) — 2011.
  5.                Саблина Т. А., Бутенко Т. В. Синдром профессионального выгорания средних медицинских работников // Медицинская сестра. — 2011. — № 2.
  6.                Хохлов Р. А., Минаков Э. В., Фурменко Г. И., Ахмеджанов Н. М. Влияние синдрома эмоционального выгорания на стереотипы врачебной практики и клиническую инертность // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2009. N 1.

moluch.ru

Эмоциональное выгорание педагогов и медработников: симптомы, лечение

Синдром профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания назвать заболеванием в прямом смысле этого слова нельзя. Это не болезнь, а изменение личностных и психологических характеристик человека под влиянием профессиональных стрессов. Изменение проявляется под воздействием необходимости постоянного общения с людьми и связанного с этим общением расхода эмоциональной энергии. Синдром сказывается в развитии эмоциональной холодности, равнодушия и последующей дегуманизации.

История термина

В медицину термин «синдром профессионального выгорания» (равнозначный термин — синдром эмоционального выгорания), вошел в 1974 году благодаря исследованию американского психиатра Фрейденберга. Его понятие «burnout» переводят как «эмоциональное сгорание», и оно непосредственно связано с профессиональной обстановкой.

Синдром формируется у людей, которые в силу своей профессии постоянно вынуждены контактировать с другими людьми, выслушивать их просьбы, жалобы, требования. Поэтому круг профессий, подверженных развитию эмоционального выгорания, установлен довольно четко:Эмоциональное выгорание педагогов

  • медработники,
  • врачи,
  • педагоги,
  • психологи и психотерапевты,
  • социальные работники,
  • работники сферы услуг,
  • сотрудники правоохранительных органов.

Вывод прост: чем больше человек вынужден общаться, тем больше он вынужден откликаться на эмоциональное настроение своих собеседников. Такой отклик, будучи регулярным событием, может нанести психологическую травму. Естественной защитой от постоянных травмирующих событий становится притупление и блокировка эмоций. Последствия проявляются в общем состоянии бессилия, равнодушия к окружающим, осознанием своей профессиональной несостоятельности и личностной бесполезности. Конечная стадия – ощущение бесцельности своего существования.

Изучением синдрома эмоционального выгорания после Фрейденберга занимались американские психологи Кристина Маслак и Сьюзан Джексон. На территории бывшего Советского Союза теорией и разработкой практических методик выявления, лечения и профилактики синдрома в разное время занимались В.В. Бойко и Е.П. Ильин.

Факторы, влияющие на формирование синдрома

Эмоциональному выгоранию могут быть подвержены не только вышеперечисленные профессии, просто среди них процент носителей синдрома намного более высок. На эмоциональную деформацию влияет еще некоторый круг факторов. Обычно их делят на три группы:

  1. личностный фактор;
  2. ролевой фактор;
  3. организационный фактор.

Личностный фактор – это показатель склонности личности к острым эмоциональным реагированиям и переживаниям, и как следствие, к формированию отстраненности от переживаний, к холодности. Исследователи отмечают, что портрет такой личности составляют следующие характеристики:

  • Эмоциональная открытость, мягкость , вместе с тем – уязвимость.
  • Способность к острому сопереживанию.
  • Легкая возбудимость, то есть склонность бурно реагировать на чужие идеи, увлекаться ими до фанатизма. Недостаточная самодостаточность и самостоятельность личности.
  • Сильные переживания по поводу своих профессиональных неудач и неурядиц на работе.

Профессиональное выгорание Ролевой фактор – фактор, который формируется распределением на работе ролей и системы ответственности.

  • Ученые установили, что эмоциональному выгоранию больше подвержены те работники, которые несут непосредственную ответственность за свои действия и поступки. Эта ответственность тяготеет над личностью и не дает душевного спокойствия.
  • В ролевой фактор также входит недостаточная слаженность служебных обязанностей и функций. Система конкуренции тоже не способствует эмоциональной стабильности.

Организационный фактор – относится к системе организации труда в коллективе.

  • Если в коллективе нездоровая обстановка, а администрация не только не регулирует взаимоотношения между коллегами, но и навязывает свои принципы, которые сковывают свободное поведение на работе, эмоциональное выгорание сотрудников не заставит себя ждать.
  • Сюда также можно отнести большую занятость, которая несоизмерима с размером оплаты. У сотрудника теряется мотивация в целесообразности своего труда.
  • Профессиональному выгоранию способствует регулярная работа с «трудным» населением: скандальными родителями, неуправляемыми детьми, тяжелобольными пациентами, уголовными элементами и т.д.

СЭВ в среде медработников

Эмоциональное выгорание медицинских работников – это закономерное явление. Формирование синдрома в этой профессиональной среде – только дело времени. Почему? Работа в медицине предусматривает плотное общение с контингентом, требующим повышенного внимания и заботы. Особенно это касается специфических категорий больных: онкобольных, носителей СПИД, инвалидов, пациентов ожоговых и травматических центров, психически больных людей. Профессии медработников, где уровень выгорания довольно высок:

  • медицинские сестры;
  • врачи;
  • психиатры и психотерапевты;
  • сотрудники «тяжелых» отделений.

Необходимость вникать в положение каждого больного приводит к тому, что уже через полтора года стажа работы, медицинская сестра или начинающий врач чувствуют первые симптомы выгорания. После 3 лет признаки выгорания оказываются налицо. Среди них наиболее часто встречаются следующие проявления синдрома:Синдром профессионального выгорания у медицинских работников

  1. Переутомление вследствие ненормированного рабочего дня и стрессовой обстановки.
  2. Появление сопутствующих заболеваний: головных болей, психозов, расстройства сна, разлады в работе сердца и пищеварительного тракта.
  3. Равнодушное отношение к пациентам, которое постепенно перерастает в откровенно негативное и циничное.
  4. Разочарование в своей профессии и недовольство собственными профессиональными достижениями. Чувство бессмысленности деятельности.
  5. Агрессивность, гневливость, раздраженность к себе и окружающим.

Ученые выяснили, что выгоранию среди медработников более всего подвержены женщины. Их эмоциональная открытость становится их уязвимым местом. Мужчины более отстраненно ведут себя, потому среди них процент носителей синдрома примерно в два раза ниже, чем среди женщин. Медицинские сестры – самый благоприятный контингент для развития эмоционального выгорания. Это связано и со спецификой их работы и профессиональной занятости, и с личностными качествами. Установлено, что в категорию риска попадают медицинские сестры трех личностных типов:

  1. Педанты. Для них характерна исключительная аккуратность, добросовестность, стремление к абсолютному порядку.
  2. Демонстраторы. Медицинские сестры с установкой на постоянное пребывание в центре событий, впереди всех, чтобы постоянно быть на виду.
  3. Чувствительные. Женщины с открытыми эмоциями, сопереживающие, принимающие все происходящее близко к сердцу. Такая чувствительность скоро приводит к саморазрушению.

Для носителей синдрома характерно перенесение всех отрицательных моментов своей профессиональной деятельности на личную жизнь. Статистика показывает, что эта тенденция приводит либо к одиночеству, либо разводам. Особо же страдают семьи, где и муж и жена работают в медицине.

Педагогическая деятельность и эмоциональное выгорание

Синдром эмоционального выгорания у педагогов так же распространен, как и среди медицинских работников. Ситуация, в которой он развивается, несколько иная, хотя рождена той же необходимостью постоянного напряжения в профессиональной деятельности.

Синдром эмоционального выгорания у педагогов Педагог, опять же – в силу своей профессии, — должен ставить перед собой определенные задачи и цели:

  • он — образец, достойный подражания;
  • воспитатель, учитель должен растить умственно и нравственно здоровое поколение;
  • поддерживать свой «идеальный образ» среди учеников и коллег.

Завышенные изначально требования, высокая степень ответственности на работе и расхождение ожидаемого и действительности зачастую приводят к эмоциональному выгоранию педагогов. Этому явно способствуют не соответствующий нагрузке уровень материального вознаграждения, не всегда ясные и рациональные установки руководства, иногда – очень далекие от дружеских отношения между коллегами и администрацией.

При исследованиях уровня подверженности синдрому среди педагогических работников установлено, что отсутствие эмоционального выгорания характерно только для молодых педагогов с небольшим стажем работы. Дальнейшая работа в этой профессии практически всегда связана с формированием синдрома. Проявляется он в разных стадиях, что зачастую связано и с личностными характеристиками человека, и с неблагополучием в частной жизни, и с возрастом.

1 стадия. Напряжение психологических защит личности. Выражается в легком разочаровании работой, отсутствии остроты переживаний, притуплении эмоциональной реакции.

2 стадия. Резистенция, сопротивление психологических защит. Ученики и окружающая среда начинают откровенно раздражать, появляется утомляемость от постоянно повторяющихся, рутинных событий. Формируется желание эмоционально отстраниться от происходящего, доходящее до настойчивой потребности в тишине и одиночестве. Рабочий стресс педагог нередко продолжает переживать дома: ему хочется, чтобы его никто не трогал, оставил в покое.

3 стадия. Истощение. Сил и психологических ресурсов на сочувствие и сопереживание уже нет. Окружение никаких эмоций, кроме отрицательных, не вызывает. Все это сопровождается целым шлейфом заболеваний сердечно-сосудистой и пищеварительной системы.

Эмоциональное выгорание педагогов становится настоящей угрозой для всей системы образования. Естественно, что со временем была разработана система выявления, профилактики и тренингов для борьбы с синдромом.

Методика борьбы с синдромом эмоционального выгорания

Cиндром профессионального выгорания профилактика Изучение синдрома профессионального выгорания преследует цели не только выявления определенного рода неполадок в эмоциональной системе человека, но и поиски разрешения такой проблемы. На первом этапе – тестирование, которое покажет вам, страдаете вы синдромом, или нет. Если ответ положительный, тестирование выявит, на какой стадии эмоционального выгорания человек находится. Первый шаг на пути преодоления синдрома – его признание.

Далее, вы можете попытаться заняться самостоятельным от него избавлением, или обратиться к психологу, который вам поможет. Если выбран первый вариант, и с синдромом решено бороться самостоятельно, то главное, что следует принять во внимание – это мера во всем.

  1. Соблюдение баланса между своим «я» и чужими переживаниями. Не отказываться от сочувствия, но всегда осознавать, что это – вне вашего внутреннего пространства. Соблюдение дистанции – залог вашего психологического здоровья.
  2. Не забывайте и о физическом здоровье. Занятие спортом или утренней зарядкой не только позволит сохранить физическую форму, но и отвлечет от «самокопания». Хорошее настроение в результате окажет очень полезную услугу по преодолению своих проблем.
  3. Нацеленность на лучшее, оптимизм, уверенность в себе и своих возможностях тоже следует взращивать путем тренингов и занятий спортом.
  4. Рационализм. Действуйте, руководствуясь в своих поступках не эмоциями, а логикой. Пытайтесь анализировать последствия своих действий и корректируйте их таким образом.

Эмоциональное выгорание – это не выгорание умственных способностей. Человек – не только эмоции и чувства, это мощный разум. Не забывая, и даже напоминая себе об этом, вы сможете прийти в равновесие с самим собой, сберечь здоровье и способность радоваться жизни.

Хорошая профилактика эмоционального выгорания – это отпуск, возможность отдохнуть и выделить время для занятий, которые вам нравятся: прогулкам, чтению, музыке. Регулирование личного времени и пространства – важный шаг на пути к эмоциональному здоровью.

prosindrom.com

Синдром эмоционального выгорания у педагогов и медработников :: SYL.ru

Синдром эмоционального выгорания - это сложный комплекс, который многие из нас хоть раз, но испытывали на себе. Он выглядит как полное физическое, психоэмоциональное и умственное истощение. Выходные и отгулы не дают видимого улучшения, к концу отпуска человек чувствует себя лучше, но после возвращения к трудовым будням ситуация вновь ухудшается. Именно потому, что эта проблема очень масштабная и значимая, ею сегодня всерьез занимаются психологи и врачи.

Ведь потеря хорошего кадра может много значить не только для отдельной компании, но и для общества в целом. Здесь надо отдельно сказать, что синдром эмоционального выгорания – это не болезнь, а тревожный симптом. Если долго не обращать на него внимания и не искать профессиональной помощи, то он вполне может перейти в хроническую фазу. Именно тогда бурным цветом расцветает психосоматика, организм начинает выдвигать последние доводы, чтобы человек перестал посещать работу, которая его убивает. Это гипертония, астма, гастрит и язва, ожирение и диабет.

На что должен обратить внимание работодатель

Новичок приходит на занимаемую должность. Он горит рвением, готов задерживаться вечером допоздна, жадно ловит советы более опытных коллег. Он имеет все предпосылки стать лучшим сотрудником и вырасти по карьерной лестнице. Но, происходит так не всегда. Не заметили его выдающихся вкладов в дело компании (новичок должен работать больше других за минимальную плату), загрузили рутинной работой (он ведь не отказывается, когда маститые сотрудники просят доделать что-то за них), а еще и человек попался мнительный, тяжело переживающий все внутри, но не подающий вида. Добавьте эмоциональную нагрузку от самой деятельности, которую выполняет человек. Без нужной адаптации он будет, словно губка, впитывать в себя все беды мира (особенно это касается «помогающих» профессий).

И вот, словно по волшебству, сотрудник меняется. C утра он встает разбитый, без всякого желания идти на работу. Работоспособность снижена, страдает производительность. Если трудовой день загружен до предела, то появляется ощущение бега в колесе, ловушки, из которой нет выхода. Человек чувствует безнадежность, обиду, теряет интерес к происходящему вокруг. Все это многообразие и называют термином «синдром эмоционального выгорания».

Как формируется выгорание

Этот процесс длится не один день. В зависимости от личностных особенностей человека сроки могут сильно отличаться: кому-то будет достаточно нескольких месяцев, а другим - десяток лет. На интенсивность процесса выгорания будет влиять степень эмоциональной насыщенности работы, уровень стрессов, адекватность «отдачи». По теории Гринберга, существует пять стадий, которые проходит работник до полного выгорания.

  • Удовлетворенность человека своей деятельностью, понимание, что он выполняет важную работу. Но при этом повторяющиеся стрессы уменьшают физическую энергию.
  • Накапливается усталость, нарушается режим сна, снижается интерес к выполняемой работе.
  • Если работа идет в ритме без отпусков с одним выходным или вовсе без них, то повышаются переживание и растет риск заболеваний.
  • Усиливается неудовлетворенность собой, выполняемой деятельностью, компанией. Развиваются хронические заболевания.
  • Состояние здоровья критически ухудшается.

Общие признаки СЭВ

Чтобы вовремя замечать выгорание и не допускать личностной деформации сотрудников, в каждой компании, деятельность которой лежит в сфере «человек-человек», должна быть налажена эффективная психологическая служба. В первую очередь это касается медицинских и образовательных учреждений, правоохранительных органов. Синдром эмоционального выгорания имеет несколько ярких признаков, которые профессионал легко заметит. Это истощение, личная отстраненность, ощущение утраты собственной эффективности.

Синдром эмоционального выгорания, симптомы

В первую очередь это должны знать мы сами, чтобы вовремя отслеживать сигналы и принимать меры, не доводя до нервного срыва. Особенно часто встречается синдром эмоционального выгорания у педагогов. В первую очередь должны насторожить частая головная боль, общая усталость, желание уединиться, посидеть с закрытыми глазами в тишине, физическое истощение, но при этом ночная бессонница.

С каждым днем нехватка ночного отдыха усиливает напряжение, а стрессы, испытываемые днем, не позволяют крепко заснуть следующей ночью. Как следствие - нарушаются процессы памяти и внимания. Возникают проблемы с сердечно-сосудистой системой. И последнее, на что уже невозможно не обратить внимания, – это неуверенность в себе, неудовлетворенность окружающими (коллегами, работодателем, пациентами), истерики и периоды депрессии, безразличие к родным и ощущение, что жизнь – это только негатив.

Эмоциональные симптомы – это одна из главных составляющих синдрома. Они могут быть направленны внутрь себя, и тогда мы наблюдаем чрезмерное сдерживание эмоций, уход в себя, пессимизм, чувство одиночества. Другая крайность – это раздражительность и агрессивность, истерики. Но общим для обоих случаев является ощущение, что работа невыполнима и бесполезна.

Таким образом, мы видим изменения в чувствах. Утрата чувства юмора, ощущение неудачи или вины, бессилия, раздражительность по пустякам. И первое, что стремится сделать человек, - это принять кофе, алкоголь, выкурить больше сигарет, но не обратится к специалисту или попробовать себя в творчестве. Изменения происходят и в мышлении. Не оставляют мысли о том, чтобы бросить работу. В результате этого самостоятельного прессинга человек чувствует себя, как выжатый лимон. Внимание не концентрируется, память ухудшается, повышается подозрительность и циничное отношение к окружающим. Наконец, меняется поведение. Человек очень старается прийти на работу вовремя, но раз за разом опаздывает. Так проявляется внутреннее сопротивление. Надо помнить, что синдром эмоционального выгорания у педагогов протекает с необратимыми изменениями личности, поэтому важно проводить профилактику.

Каковы причины, почему развивается СЭВ

Таких причин может быть несколько. Больше всего зависит от самой трудовой деятельности. Если человек перегружен физически и эмоционально, но при этом не чувствует достаточной оценки своего труда, он просто «сгорает» на своем рабочем месте, забывая про личную жизнь и нужды. Даже после работы он не чувствует сил и желания заняться любимым делом. То есть становится неким «зомби», который механически выполняет работу, но не успевает снять эту защитную скорлупу и после работы.

Особенно тяжело протекает синдром эмоционального выгорания у медработников, психологов. Постоянно общаясь с пациентами, они перенимают на себя все жалобы, горести, агрессию и раздражение. Невысокий уровень оплаты, зачастую отсутствие благодарности от клиентов, взятие на себя ответственности за судьбы людей и чувство вины перед теми, кому помочь не удалось - все это дает благодатную почву для выгорания. Конечно, здесь играет роль характер человека, уровень подготовки, умение абстрагироваться, выстроить психологическую «стенку», оберегающую внутренний мир от чужих проблем. Важна и требовательность к себе, а также личная обязательность. Если эти показатели высоки, работник склонен набирать непомерный круг обязанностей, желая все держать под контролем. Если при этом график подразумевает отсутствие отпуска, а дома ждут скандалы из-за постоянного нахождения на работе, то ухудшение состояния неизбежно.

Медработники на страже чужого здоровья

Но при этом часто забывают о себе. Действительно, синдром эмоционального выгорания у медработников – это серьезная проблема. Чтобы выучить хорошего врача, требуется около 9 лет, плюс специализация. А молодому специалисту еще предстоит пройти практику и стать настоящим специалистом, потерю которого восполнить достаточно сложно. Как правило, наиболее подвержены выгоранию молодые врачи. У них отсутствуют практический и жизненный опыт, это может спровоцировать врачебную ошибку, которая, в свою очередь, приведет к саморазрушению личности. И в большей степени – это врачи с большой буквы, которые крайне ответственно относятся к своей работе, имеют непомерные требования к себе. У них стерта грань между работой и личной жизнью.

Чаще всего в группе риска мужчины. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников ассоциируется с женщинами. Но именно их природная эмоциональность дает возможность разрядиться и сохранить целостность своей личности. А бесстрастные и невозмутимые мужчины тихо уходят в алкоголизм, депрессию, психосоматические заболевания и безумие.

Факторы синдрома эмоционального выгорания

Мы уже упоминали о них, сейчас только обобщим, чтобы было проще воспринимать. Итак, первый – это личностный фактор, то есть от наших индивидуальных особенностей будет зависеть склонность к выгоранию. При этом ни возраст, ни семейное положение, ни даже стаж никак (согласно исследованиям) не влияют на эти процессы. Чем более человек гуманен, склонен к сочувствию, мягок и склонен к идеализированию (себя, рабочего процесса, общества), тем более он подвержен выгоранию.

Синдром профессионального эмоционального выгорания зависит еще от одного фактора – ролевого. То есть, чем лучше расписаны роли каждого сотрудника, его личное поле деятельности и границы ответственности, тем меньше наблюдаются процессы выгорания. И наоборот, если совместные действия не согласованы, есть конкуренция там, где результат зависит от слаженных действий, выгорание будет очень высоким, даже при незначительной рабочей нагрузке.

Наконец, третий фактор – организационный. Это планирование труда и распорядка дня, бюрократические вопросы, содержание работы, наличие и отсутствие конфликтов в самой системе. Можно добавить к этим трем еще один фактор - наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу.

Диагностика синдрома выгорания

Для того чтобы можно было вовремя отследить развитие данной проблемы, существуют специальные методики. Синдрома эмоционального выгорания можно избежать, если на ранних стадиях обратить внимание на личностные изменения и обратиться за помощью. Другое дело, что у нас обычно это происходит только тогда, когда работник перестаёт выходить на работу или уходит в запой. В арсенале у психологов есть личностный опросник, позволяющий эффективно диагностировать синдром эмоционального выгорания. Бойко В. В. предложил исследовать его как механизм психологической защиты, то есть это крайняя мера психики, которая призвана защитить саму себя от травмирующей действительности и позволяет экономно расходовать энергетические ресурсы. Состоит методика из 84 утверждений, на которые можно ответить «да» или «нет». В результате можно выделить 3 стадии развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Профилактика и лечение

Если вы столкнулись с такой проблемой, как синдром профессионального эмоционального выгорания, то нужно срочно принимать меры. В первую очередь необходимо постараться устранить причину. Пересмотрите свою рабочую инструкцию. Много ли лишнего вы выполняете? Если да, смело отказывайтесь. Не нужно идти на поводу у коллег, научитесь говорить «нет» и защищать свои права. Ничто так не успокаивает, как четко обозначенный круг задач. «Я делаю это, а потом иду домой». Если причины - глубоко в структуре личности: гиперответственность, мнительность, чувство вины перед всем миром – то нужно собираться на психотерапию. Это позволит скинуть много лишнего груза. Особенно это важно для врачей и педагогов. Помните, что вы не ответственны за судьбы людей, а лишь выполняете свою работу.

И наконец, режим сна и отдыха. Заканчивайте работу согласно рабочему расписанию. Если задач столько, что вы физически не укладываетесь – ставьте вопрос о необходимости дополнительной единицы. Обязательно прогуляйтесь по набережной или сходите в спортзал, а также вовремя ложитесь спать. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов включает те же пункты. Здоровый образ жизни, чередование работы и отдыха, хороший сон, дружеские отношения с коллегами и четкое знание своих функциональных задач, а также соблюдение рабочего графика - вот залог долгой и счастливой работы.

Подведем итоги

Для того чтобы научиться противостоять стрессам, которые обрушиваются на вас каждый день, овладейте любыми способами управления эмоциями и техникой аутотренинга. Каждая ситуация и человек, появившейся в нашей жизни, пришли не просто так, а чтобы научить чему-то. Поэтому, вместо того, чтобы обижаться, скандалить или копить гнев, посмотрите, чему эта ситуация хочет вас научить. Как только выучите урок - вы перестанете реагировать на подобное, и рабочие будни станут проще. А аутотренинг или небольшая медитация утром и вечером дадут возможность получить нужный настрой, отработать лишние эмоции, зарядиться энергией или, наоборот, расслабиться.

www.syl.ru