Поговорим о реальном плане наших действий и о ясном видении будущей цели, а также упорстве в её достижении. Представляю пример пошагового руководства, с помощью которого можно воплотить желания в реальность.
Этап постановки цели
Определяем, что мы хотим и почему мы этого хотим. Многие люди, работая с целеполаганием, пропускают этот немаловажный шаг. Что именно вы хотите, а так же почему вы хотите это? Довольно часто мы следуем целям, навязываемые нам окружающими нас людьми, и пропускаем то, что действительно для нас важно.
Составьте список того, что вы хотите приобрести, или достичь в течение двух-пяти лет. Напротив каждого пункта, напишите подробно причины, по которым, так важно для вас получение, определённого целью, результата. Особое внимание обратите на вопрос «почему», ответы на этот вопрос помогут вам усилить эмоциональную окраску своей цели, что важно для усиления мотивации её достижения.
Выбираем три желания из нашего списка и определяем их, как наши цели. Если вы захотите большого числа целей с самого начала, то можете почувствовать при таком выборе подавленность, три цели вполне достаточно. Выбирайте только те желания, которые вдохновляют вас, вселяют уверенность, и оптимизм. Чем больше сильных эмоций мы вложим в цели, тем больше шанс того, что они будут воплощены в реальности.
Важный момент в грамотной постановки цели, это написание их, в позитивном ключе. Когда мы записываем свою цель в настоящем времени, мысленно мы видим реализованную цель. Очень хорошо, когда наша цель вызывает столько эмоций, сколько это вообще возможно. Положительные эмоции обладают силой поддерживать в нас мотивацию и концентрацию.
Пример: Я, Иванов Иван Иванович, 31 октября 2020 года, нахожусь в своём трёхэтажном доме с четырьмя спальнями и прекрасным видом на Тихий океан. Я с радостью провожу зимние месяцы на тёплом, спокойном и красивом побережье восточной Австралии.
Внимательно рассмотрим этот пример:
Она имеет точное время достижения. Цель прописана в виде позитивной фразы и в настоящем времени. Цель насыщена эмоциями и написано конкретное имя. Создан яркий мотивирующий образ места.
Этап достижения цели
Разрабатываем реальный план действий и начинаем последовательно работать, строго по пунктам плана. Именно вы работаете над своими целями. У вас есть необходимые энергия и сила для достижения целей, особенно когда вы сами создали эффективный план конкретных действий. Отведите себе время и запишите пошагово свои главные шаги, для достижения цели, без которых цель не будет реализована. Определите каждый конкретный шаг и поделите его на необходимое количество рабочих частей, каждую из частей вставьте в свой список дел на день.
Отличной мотивацией будет завершение ежедневного, даже самого малого задания, которое приближает нас к цели. Это особо важно, потому, что когда мы видим ежедневные достижения, мы ощущаем вдохновение, прилив сил, чувствуем удовлетворение и тем самым повышаем свою самооценку.
Доверяйте себе и верьте в свою способность получить желанную цель. Ощущение веры поможет значительно уменьшить расстояние между желанием и результатом. Вы сможете добиться только то, что, по вашему мнению, заслуживаете. Вера даёт мощнейший позитивный энергетический заряд. Такая, действительная вера в себя, будет отличным союзником и помощником на дороге к достижению целей и вашему большому жизненному успеху.
Яровой Олег
http://tselepolaganie.com/
tselepolaganie.com
Управление временем для современных людей превратилось в настоящее искусство, овладеть которым получается не у каждого. Для достижения успеха в карьере и личной жизни, человеку приходится расписывать свой распорядок дня поминутно.
В жизни активного и целеустремленного человека дорога каждая секунда, ему не хватает двадцати четырех часов в сутках, чтобы осуществить запланированный комплекс мероприятий на день. Ставя и достигая краткосрочные цели, не забывает ли человек хоть на секунду остановиться и спросить себя: «Действительно я делаю то, что хочу? Мои ли это желания, потребности и цели?».
Цель – модель желаемого результата в будущем. Достижение долгосрочной цели в будущем определяется в границах от года до десяти лет, краткосрочная цель ограничивается периодом времени от нескольких часов до нескольких месяцев. Постановка долгосрочной цели – основа планирования будущего.
Цель позволяет понять, точно опередить свое желание, сформулировать его четко и конкретно, с указанием временных и иных затрат, которые потребуются для достижения запланированного.
Человеку свойственно мечтать, желать стать лучше, добиться больших результатов, определенных успехов. Но мечта, которая не превратится в цель, имеет меньше шансов сбыться.
Для того чтобы мечту превратить в цель, нужно задаться пятью нижеприведенными вопросами и записать ответы на листе бумаги:
Цель должна быть как можно более конкретной, четкой в определении, нужно описать ее до мелочей. К примеру, если человек хочет добиться успеха в работе, он должен понимать какую конкретную должность, с каким графиком работы, обязанностями, а также заработной платой, он хочет иметь.
Цель должна быть измеримой, нужно описать критерии, по которым легко будет понять, что желаемое стало действительным. В примере с работой показателями назначения на должность могут стать: указ о назначении на новую должность, первый рабочий день, повышение заработной платы.
Здесь нужно реально оценить возможность достижение цели. Долгосрочная цель всегда трудна, но она должна быть объективно достижимой, относиться к категории возможного, а не фантастического будущего.
Для достижения цели придется потратить определенное количество моральных, материальных, физических усилий. Для рассматриваемого примера подходящими критериями будут: повышение квалификации (если для занятия желаемой должности не хватает знаний), увеличение производительности труда, накопление достаточного опыта работы и так далее.
Дата определяется конкретная, календарная.
Если было принято решение получить новую должность через три года, нужно отсчитать ровно три года от сегодняшней даты, и зафиксировать это число.
Сопоставив ответы на вопросы, нужно записать цель в виде одного или двух предложений в утвердительной форме.
Для приведенного примера это будет фраза: «Я получаю должность (указать конкретную должность) такого-то числа, такого-то месяца и года (указать конкретную дату) и приступаю к исполнению своих обязанностей. Зарабатываю (указать желаемую заработную плату), мой график работы (указать часы работы)».
Далее нужно расписать этапы достижения цели, которые будут подцелями. В примере это будут: прохождение курсов повышения квалификации, накопление достаточного опыта работы и другие возможные подцели.
Грамотная постановка цели позволяет понять действительно ли эта цель, то чего хочет человек, возможно ли ее достичь, что необходимо для этого предпринять и стоит ли цель средств и времени, которые нужны для ее достижения.
О целеполагании написано немало книг. Предлагаем Вам небольшой список психологической литературы:
Ждем Вашей оценки
Загрузка...Понравилась запись? Поделитесь с друзьями
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ СВЕТСКИЕ НОВОСТИourmind.ru
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться как это было в период, когда деятельность преподавания рассматривалась только как передача учащимся готовых выводов науки и «целям организации» занятий — «изучить такой-то объем нового материала», «повторить такие-то разделы программы» и т.п. Такая постановка цели урока в современной школе несостоятельна.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Например, цель урока — усвоить понятие «нахождение неизвестного слагаемого», «отработать умения и навыки его применения»; или по теме урока — «обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования наречий, закрепить орфографические навыки правописания наречий, развить навыки самоконтроля и аккуратности». Эти цели достаточно сложные.
Так, для того чтобы достичь цели урока, например, по математике, необходимо продуманно решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.
Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают, таким образом, основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия как учителя, так и учащихся.
Обучающие цели-урока включают в себя овладение уча щимися системой знаний, практическими умениями и навыка ми
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
«выбрать»,
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать»...
Воспитывающие цели способствуют: воспитанию положи тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро ванию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адек ватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять... навыки;
Развивающие цели содействуют: формированию обще учебных и специальных умений; совершенствованию мысли тельных операций; развитию эмоциональной сферы, моноло гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Например:
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук,
развивать умение ориентироваться на местности.
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:
1. Визуальные:
Тема-вопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Собери слово
Исключение
Проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:
1. Повторить знания об имени прилагательном.
2. Определить, с какими частями речи сочетается.
3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные".
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые". – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим Изучим Узнаем Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:
Играть – играл – играю –… Читать – читал – читаю –…
3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".
(63 + 7)/10 24/(16 – 4 * 2) (42 – 12 + 5)/7 8 * (7 – 2 * 3)
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока. Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:
12 * 6 14 * 3 32 : 16 3 * 16 15 * 4 50 : 10 70 : 7 81 : 27
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
«На запоминание и воспроизведение»:
- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
- Отсроченная отгадка. Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? "нце одного из уроков по числительному можно задать вопроси слова, "вится удивительным. как удивительное. тодической литерату» Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.
«На понимание и синтез»:
-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.
«На понимание и применение»:
- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.
- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в пятом-шестом классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
1. Информационная: Что и чему будем учиться?
2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?
3. Мотивационная: Зачем нам это надо?
4. Коммуникативная: С кем и где?
Источники информации
1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.
3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.
4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
studfiles.net
Любая организация создана для достижения определенных целей. Формулировать их, анализировать успешность действий, расставлять приоритеты помогает целеполагание. Поэтому оно является одной из важнейших составляющих управленческой деятельности и общего функционирования любой организации.
Вкратце, целеполагание – формулирование и постановка целей в определенной сфере деятельности. Но, что важно, целей правильных, обозначающих точное понимание желаемого результата. Это и есть основная задача целеполагания. Постановка правильных целей необходима для формирования, развития и функционирования компания единой целостной системой.
На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Отправной точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: миссия и ценности фирмы, принцип работы с партнерами, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.
В зависимости от функции цели подразделяют по определенным критериям, таким образом, существует несколько классификаций:
2. По сущности самой цели:
Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.
Целеполагание в менеджменте является одним из ключевых ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – стратегическое планирование. В нем выделяют три стадии:
Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.
Постановка цели подразделяется на несколько этапов:
Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:
Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.
Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.
Пример цели поставленной по SMART: Увеличить продажи Йогурта «Малыш» в Орловской области к декабрю 2017 на 15%.
Сегодня SMART можно приобрести в виде компьютерной программы для установки сотрудникам, посредством которой за каждым работником закрепляется четкий план со сроками.
Таким образом, становится понятно, что целеполагание играет одну из ключевых ролей в деятельности компании. Любое действие начинается с формулировки цели. И если цель поставлена верно, то Вы четко понимаете какой результат хотите получить. А значит, пути и методы получения этого результата будут выбраны правильно, что неминуемо приведет Вас к успеху.
worldsellers.ru
Целеполагание – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах, это элемент планирования, предвидения способов выполнения действий.
В структуре урока этап целеполагания занимает ведущее место: учитель создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания, а не транслирует свою цель. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика в соответствии с новыми образовательными стандартами.
С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?
Могу предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в котором присутствуют следующие этапы:
диагностика целей учеников;
анализ и систематизация полученных данных;
конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.
Рассмотрим на примерах использование приемов целеполагания на уроках изучения нового материала.
Урок математики в 5 классе (учебник И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович «Математика», Москва, 2012) Тема урока: Решение уравнений. Тип урока: урок изучения нового материала.
Учитель предлагает вспомнить:
Виды уравнений; основные правила решения уравнений.
Что называется уравнением?
Что такое корень уравнения?
Какие из выражений являются уравнениями?
Что значит решить уравнение?
Как называются компоненты при сложении?
Как найти неизвестное слагаемое?
Как называются компоненты при вычитании?
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Как называются компоненты при умножении?
Как найти неизвестный множитель?
Как найти неизвестный делитель?
Как найти неизвестное делимое?
Обучающиеся вспоминают основные определения, касающиеся линейных уравнений, аргументируют решения основных видов уравнений, изученных в 4 классе
b:3
a + 25 = 81
x – 135 = 226
117:y=9
150 – b = 75
5k-7
3x=15
2=2
Определяют, какие выражения относятся к уравнениям и поясняют почему.
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на некоторые вопросы. Учитель: «Какова тема сегодняшнего урока?» Дети формулируют тему «Уравнения».
Одним из важнейших приемов целеполагания с учетом требований ФГОС является прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.
Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
Тема «Решение уравнений».
Учитель решает быстро уравнение:
(3x + 7) · 2 – 3 = 17
6x + 14 – 3 = 17
6x = 17 – 14 – 3
6x = 0
x = 0
Естественно при проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.
В заключение хочется сказать, что важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для каждого обучающегося. Считаем, что целеполагание у детей не может возникать просто так. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке Работая над формированием действия целеполагания, мы увидели, что без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается не только на результатах обучения, но и на здоровье.
infourok.ru
КГБОУ «Шарыповский кадетский корпус»
Методическая разработка педагога ДО Закурдаевой Н.А.
Целеполагание на уроке ФГОС.Некоторые приемы целеполагания.
Одним из важнейших принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.
Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема.
В итоге индивидуальные цели учеников будут постепенно занимать все больше места в системе их образования. Любая образовательная ситуация или этап урока могут выступать поводом для первичного целеполагания ученика.
К основным приемам целеполагания, которые будут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, и которые я использую на уроках информатики в 5-6 классах, я бы отнесла следующие:
Визуальные:
Мозговой штурм
Тема-вопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.
Аудиальные:
1.Мозговой штурм
Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по озвученной теме урока. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, спрашиваю «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулировать тему и цели урока.
2. Тема-вопросТема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Возможен прием «мозговой штурм».
Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как измерить объем информации?" возможен следующий план действий:
1. Повторить знания о понятии «информация».
2. Определить, какие виды информации нам знакомы.
3. Узнать, какие единицы измерения информации существуют.
4. Решить конкретные задачи по подсчету объема информации.
Это сформулированы конкретные учебные цели с помощью учащихся.
3. Работа над понятием
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока, и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре" (или в Интернете).
Например, темы уроков "Спряжение глаголов" (для уроков русского языка), "Виды памяти компьютера" (для уроков информатики). Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник", «Гиперссылка».
4. Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Далее ставится цель.
Например, разговор в 5 кл. о постоянном смене носителей информации в семье (от дискеты …. до съемного жесткого диска). Почему сейчас мы не можем уже пользоваться дискетами или дисками CD? С чем это связано?
Подводящее задание №1 к теме «Измерение информации», «Информационный объем носителей»: Распределите носители информации по возрастанию их емкости
Подводящее задание №2:
5. Прием «Яркое пятно»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Пример для урока математики.
Пример «Яркого пятна» для урока информатики к теме «Внутренние устройства ПК»:
Материнская плата,
процессор,
оперативная память,
жесткий диск,
видеоадаптер,
звуковой адаптер,
сетевая карта,
дисковод и CD-ROM,
принтер,
коммуникационные порты.
6. ДомысливаниеПредлагается тема урока и слова "помощники":ПовторимИзучимУзнаемПроверимС помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Пример№1: Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.
Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагается ряд выражений и ставится вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление? "
(63 + 7)/10
24/(16 – 4 * 2)
(42 – 12 + 5)/7
8 * (7 – 2 * 3)Пример №2
Тема урока информатики «Как мы воспринимаем информацию.
Домысливание цели урока с использованием схемы, рисунка, фотографий:
7. Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания.
Основанием классификации могут быть внешние признаки или одинаковые функции.
1.Пример рисунка к теме «Передача информации»:
2.Пример рисунка к теме «Клавиши. Клавиатура». Вопрос к классу: «Почему ряд клавишей имеют разную цветовую заливку?»
8. Исключение
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
№1 Какие предметы лишние? В каком ряду? Почему?
№2 Найди ошибки:
№3 Прием можно использовать через слуховое восприятие. Второй вид.
Задаётся ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее, и формулируется учебную цель.
9. Проблемная ситуация (по М.И. Махмутову).Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:– Самостоятельное решение– Коллективная проверка результатов– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения– Постановка цели урока.Например, на уроке математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагается ряд выражений:
15 * 4
50 : 10
70 : 7
81 : 27
12 * 6
14 * 3
32 : 16
3 * 16
10. Проблема предыдущего урока.В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Пример: Сравните (поставьте знак отношения):
а) 200 байт и 0,25 Кбайта,
б) 3 байта и 24 бита,
в) 15360 бит и 1,5 Кбайт,
г) 1024 бит и 1 Кбайт,
д) 8192 байта и 1 Кбайт.
Если возникнут у большинства ребят вопросы по данному заданию, то решение этой проблемной ситуации будет целью на следующем уроке.
11. Другие приемы целеполагания на уроке:
Кроссворды
Загадки (отсроченная загадка – ответом будет изученный новый материал.)
Найди ошибку - Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей музыкального произведения и терминов, а ребенку осознать важность внимания.
Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей, художников, композиторов.
Картинная галерея.
Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках музыки фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо персонажу любого произведения, сочинить письмо одного литературного или музыкального героя к другому и т. д.
От рефлексии к целеполаганию Организация рефлексии предполагает определение целей дальнейшей работы субъекта обучения.
Скрытая ошибка. На этапе закрепления материала предложить задание со скрытой ошибкой, постановка цели в процессе беседы: что необходимо учитывать и знать, чтобы ошибку исключить.
(См. книгу «101 педагогическая идея. Как создать урок»)
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
3
multiurok.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ
Автор-составитель: Авдеева С.А., методист отдела образования
Целеполагание на уроке
Цель обучения - это системообразующий компонент процесса обучения, от поставленной цели зависит выбор остальных компонентов процесса, их согласование между собой, установление таких связей, которые обеспечивают целостность и оптимальность самого процесса и его результатов.
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:
1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?
Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные.
Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Модель выпускника задает ведущие функции обучения, отражающиеся в его целях: обучающую; развивающую; воспитывающую.
Обучающая функция заключается в формировании общей, предметной и надпредметной компетентности обучающегося на основе усвоения им в процессе обучения системы научных знаний, умений и навыков. Система знаний формируется по каждой дидактической единице учебного материала в соответствии с требованиями стандарта образования к уровню подготовки обучающегося.
Развивающая функция обучения проявляется в его направленности на развитие интеллектуальной, эмоциональной и физической сферы личности обучающегося в процессе познания, решения учебных задач, управления своей учебной деятельностью (в целеполагании, рефлексии). Особенностью реализации развивающей функции становится постановка и решение в процессе обучения специальным дисциплинам развивающих задач, ориентации на учебную деятельность обучающихся, организация учебной деятельности на основе наиболее эффективных, с точки зрения их интеллектуальной и творческой эффективности теории и технологии: теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина), проблемного обучения (А.Н. Матюшкина, М.И. Махмутов), теории учебной деятельности и развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).
Воспитывающая функция заключается в реализации воспитательного потенциала процесса обучения, направленного на социализацию и профессионализацию личности специалиста, становление его как носителя общей и профессиональной культуры. Воспитанность человека определяется, прежде всего, системой его отношений к миру и к самому себе, проявляющихся в ценностных ориентациях, установках, взглядах, мировоззрениях, а следовательно, в потребностях и интересах, целях и мотивах деятельности. Таким образом, воспитательная функция обучения обеспечивает формирование надпредметных качеств.
Вышеназванные функции обучения находят отражение в постановке преподавателем триединой цели обучения: дидактической, развивающей и воспитывающей. Все три цели обеспечивают реализацию образовательной цели обучения.
Обучающие цели
урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками
В обучающей цели необходимо формировать цели соответствующие всем этапам урока:
Этап изучения нового материала:
«Изучить…» 1 урок;
«Объяснить …»;
«Дать понятие о …» 2 урок;
«Ознакомить…»;
«Формировать…».
Этап совершенствования и закрепления ЗУН:
«Закрепить знания (умения) учащихся …»;
«Усовершенствовать умения …. Знания, навыки…»;
«Формировать навыки учащихся…»;
«Расширить знания учащихся…»;
«Углубить знания учащихся…».
Этап повторения и обобщения учебного материала:
«Повторить …»;
«Обобщить…»;
«Систематизировать знания, умения…», «Привести в систему…».
Этап контроля:
«Проверить..»;
«Оценить..».
Обучающая цель должна указывать на каком уровне усвоения формируются ЗУН.
Эта цель предполагает формирование и развитие у учащихся интеллектуальной и индивидуальной сферы личности. Содержание учебного материала в эту цель попадать не должно. При формулировке цели нельзя использовать глаголы совершенного вида (что сделать?) Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
«выбрать»,
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать»...
Формулировка развивающей цели:
Приведем пример: урок истории по теме «Реформы Петра I». Учитель поставил цели:
1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти.
2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.
3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.
Эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.
Вместо этого учебные цели должны звучать так:
1.Выберите государственные реформы, проведенные Петром I.
2.Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.
3.Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I.
Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.
На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.
Воспитывающие цели
способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач,побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять... навыки.
Эта цель предполагает формирование у учащихся социально – психологических и морально – нравственных качеств личности:
- воспитывать мировоззрение учащихся;
- - воспитывать коллективизм, дружбу и готовность к социальному общению;
- воспитывать дисциплинированность добросовестность, ответственность, инициативность, нормы и правила поведения в учебном заведении;
- воспитывать морально – нравственные качества;
- формировать у учащихся экологическую культуру, экономическую культуру, эстетическую культуру, физическую, патриотическую культуру.
На уроке должна быть поставлена и развивающая цель.
Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Например:
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук,
развивать умение ориентироваться на местности.
Развитие рациональных приемов мышления
-развивать умение учащихся анализировать; развивать умение учащихся сравнивать; систематизировать, классифицировать, обобщать, устанавливать причину следственной связи, абстрагировать (составлять технологическую карту), делать выводы.
Развитие различных видов мышления
-развивать логическое мышление учащихся, образное мышление, творческое мышление, техническое, технологическое, теоретическое, художественное, абстрактное.
Развитие конкурентоспособности личности, формирование качеств конкурентоспособности
- развивать интерес к предмету, умение работать с учебной (справочной) литературой, навыки ведения конспекта, умение вести рабочую тетрадь, стремление к самосовершенствованию.
Развитие познавательных процессов
- развивать внимание учащихся, воображение, восприятие, память, речь.
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:
1. Визуальные:
Тема-вопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:
Повторить знания об имени прилагательном.2. Определить, с какими частями речи сочетается.3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.Например, тема урока "Дикие животные".
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".– Что общего во всех словах? (Названия животных)– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
ПовторимИзучимУзнаемПроверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:
Играть – играл – играю –…Читать – читал – читаю –…
3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".
(63 + 7)/1024/(16 – 4 * 2)(42 – 12 + 5)/78 * (7 – 2 * 3)
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:– Самостоятельное решение– Коллективная проверка результатов– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения– Постановка цели урока.Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:
12 * 6 14 * 332 : 16 3 * 1615 * 4 50 : 1070 : 7 81 : 27
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
«На запоминание и воспроизведение»
- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
- Отсроченная отгадка. Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? "нце одного из уроков по числительному можно задать вопроси слова, "вится удивительным. как удивительное. тодической литерату» Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.
«На понимание и синтез»
-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.
«На понимание и применение»
- Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.
- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в пятом-шестом классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Источники информации
1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.
3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.
4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.
6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono.ru.
infourok.ru