Б.Г. Ананьев в своем высказывании поднимает проблему становления человеческой личности. Согласно его мнению, человек становится личностью далеко не сразу после своего биологического рождения. Должно пройти достаточно много времени с определенным набором процессов , чтобы из индивида сформировался полноценная личность. В этом вопросе я придерживаюсь такой же точки зрения и считаю необходимым полноценно обосновать ее.
Личность – представитель человеческого вида (индивид) с определенным набором индивидуальных качеств, сформировавшейся позицией по отношению к происходящему в различных сферах деятельности, совокупностью принятых ценностей и способный совершать осознанные и обдуманные поступки. На ранних этапах своего развития человек сначала живет полностью неосознанной жизнью, почти не контролирует свое тело. Биологическое взросление сопровождается взрослением социальным, то есть человек под действием воспитания и социализации впитывает в себя установленные модели поведения, общественные знания и умения, общекультурные ценности, различные нормы и так далее. Совокупность всего вышеперечисленного и составляет личность. Человек как личность должен также иметь набор индивидуальных, характерных только для него, качеств, признаков, черт характера. Естественно, переход индивидуума на более высокий социальный уровень, то есть становление личностью, не есть резкий скачок. Это долговременный процесс, скорость протекания которого зависит от многих факторов: окружения, биологических задатков, ситуации в стране, политики государства в отношении детей, пережитых обстоятельств. Именно поэтому индивид становится личностью в разные годы в разных странах. В подтверждение своих слов приведу несколько примеров.
Во-первых, пример того, что начало личности происходит значительно позже начала индивида, можно увидеть в социальном опыте. Так, при общении с человеком достаточно долгое время с момента рождения, можно проследить постепенное становление ребенка личностью.
Во-вторых, в произведении В. Катаева «Сын полка» можно проследить переход от индивидуума к личности за достаточно короткое время. В данном случае это яркий пример влияния окружающей обстановки на скорость протекания процесса становления личностью.
В-третьих, полная дееспособность человека в РФ наступает с 18-ти лет. К этому моменту многие оканчивают полное среднее образование, имеют достаточный социальный опыт, прошли семейное и общественное воспитание. Опыт общества, узаконенный нормами права, еще раз говорит о том, что начало личности наступает намного позже начала индивида.
Таким образом, Б.Г. Ананьев был прав, говоря что биологическое рождение далеко от рождения социального по временным меркам, а на скорость перехода на уровень «Личность» зависит от большого числа факторов.
infourok.ru
(1) История не безлика. (2) На её страницах высечено немало имён, память о которых переживает века, десятилетия. (З)Это — имена героев. (4) Во все времена люди почитали героев. (5) Они были национальной гордостью народов, о них передавались из поколения в поколение предания, складывались легенды. (б)Тысячи и тысячи фолиантов на множестве языков мира живописуют дела, свершения героических личностей. (7) Именами героев названы улицы и площади, им посвящаются экспозиции в музеях, о них поют песни и слагают стихи. (8) При поверхностном рассмотрении может сложиться впечатление, что только великие люди — герои истории — вершат её дела. (9) На протяжении столетий этот взгляд на роль выдающихся личностей, героев среди толпы, был господствующим. (10) Такие воззрения на роль героев в человеческой истории «обосновывались» и теоретически. (11) Английский мыслитель Томас Карлейль в книге «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждал, что всемирная история есть, в сущности, история великих людей. (12) По его мнению, тот герой, который обладает чертами жестокости, беспощадной властности и решимости применить силу, способен играть мессианскую роль в истории.
(13) Русский социолог Николай Михайловский в своей работе «Герой и толпа» писал, что герой — главный творец истории. (14) Современная жизнь, утверждал он, опустошает сознание людей и парализует их волю, в результате чего массы превращаются в «толпу». (15) И только «герой» способен поднять и увлечь её на подвиг или преступление.
(16)Подобные взгляды, выражающие суть теорий «элит», «лидеров», в закамуфлированной форме утверждают историческую обусловленность власти избранного меньшинства, необходимость «сильной руки» у тех, кто находится на вершине пирамиды власти.
(17) Г.В. Плеханов, остроумно высмеивая эту теорию, писал, что для народников массы представляют собой бесконечный ряд нулей. (18) Превратить эту цепь нулей в положительную величину может лишь единица — герой, встав во главе безликого ряда. «(19)Великий человек, -писал Г.В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории», -велик… тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… (20) Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (21) Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берёт на себя удовлетворение этих нужд. (22) Он — герой. (23) Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода». (24) Выдающиеся личности, герои появляются тогда, когда в них нуждаются люди. (25) Если действия этих личностей совпадают с основными прогрессивными тенденциями общественного развития, интересами передовых классов, их роль бывает исключительно велика.
(По Д.А. Волкогонову)
История свершается взаимодействием огромных масс людей. Но во главе событий всегда стоит кто-то руководящий процессом или тот, кто смог повернуть происходящее в другое русло, переломить ход истории.
Кто эти люди? Каково их значение для общества и истории? Может ли оказать влияние один человек на течение исторических событий? О роли личности в истории размышляет В.А. Волкогонов в своем тексте, сопоставляя точки зрения по этому вопросу различных философов.
Автор говорит, что при поверхностном рассмотрении проблемы может показаться, что только великим дано менять ход истории. Эту точку зрения подтверждают некоторые философы.
К примеру, Томас Каргейль – англичанин, уверял, что во главе истории стоят именно великие люди. Они, даже наделенные чертами жестокости и беспрекословности, для общества становятся спасителями.
Другой мыслитель, Николай Михайловский также утверждает главенствующую роль героя в истории. Простой человек в наше время настолько обезличен и парализован, что не способен повлиять на историю, он просто не думает об этом. Толпа не способна идти вперед сама, только герой способен направить ее на нужный путь.
Г.В. Плеханов представляет иную точку зрения. По его мнению, историческим вершителем может стать любой человек, способный заглядывать далеко в будущее, желающий перемен больше всех. Он – начинатель, решающий задачи, поставленные предыдущими поколениями. Он обязуется удовлетворить нужды своего народа.
Волкогонову близка позиция Плеханова. Он разделяет мысль о том, что герой – видит дальше других, все его действия выражают решительный ход истории.
Позиция Волкогонова близка мне и понятна. Действительно, герой – это не только представитель высшего общества, обладающий властью. В первую очередь, это человек, понимающий нужды своего народа, борющийся за его благополучие.
Вспоминая классику, находим подтверждение этому. Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изображает ход истории на протяжении десятилетий, и одной из основных тем романа является роль личности в истории. В произведении представлены образы императоров и полководцев – Наполеона, Александра Первого, Кутузова. Кто из них действительно герой, направляющий ход истории?
Толстой считает, что истинный герой отражает интересы народа, следует народной морали. Александр Первый вообще не понимает нужд народа, не знает того, что важно для его народа и страны в данный момент. Наполеон настолько тщеславен и честолюбив, что вообще не понимает, на что толкает свои войска. Истинным предводителем и вершителем истории Толстому представляется Кутузов, потому что он стремится к воплощению интересов целого народа. Он становится выразителем народной души и воплощением патриотизма.
Проблема роли личности в истории поднимается Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Истинная причина поступков Раскольникова – убийство старухи-процентщицы и ее слабоумной беременной сестры – проверка действенности собственной теории. Раскольников делил людей на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие».
Первые творят историю посредством преступления закона, вторые – послушно следуют воле первых. Наполеон, Магомет и многие другие лидеры проливали кровь, были преступниками. Именно они, по мнению Родиона, двигают ход истории, направляют человечество вперед.
Но теория Раскольникова оказалась ложной. Она не подтвердилась. Выше всех остальных по силе духа оказалась маленькая девушка, униженная и оскорбленная, Соня Мармеладова. Да и сам Раскольников, проверяя действенность теории, подверг себя невероятным мучениям.
Проблема роли личности в истории многогранна и сложна. Она актуальна и в нашей современной жизни, когда мир находится в подвешенном состоянии, когда приближенные к власти люди готовы применять любые средства для достижения своих целей.
spadilo.ru
В истории множеством всевозможных фактов, которые говорят — во все времена целенаправленное Формирование Личности было возможно (!) и необходимо (!) для достижения любых (!) значительных результатов: от сохранения независимости страны до эффективности работы государства, развития культуры, искусства, т.д.
Каким же образом Формировали Личность в самых успешных странах и империях.
Тему раскрывают руководитель общественной организации «Политика Духовного Возрождения Общества» Чернай Николай Валерьевич и чл.корр. МКА, МАНЭБ, руководитель Структуры «Культура» Обыденкина Ольга Владимировна.
Основные вопросы:
1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
Большинство людей хотели бы быть Достойными, Сильными, Успешными, Совершенными, но они просто не знают, как этого достичь, и не верят в это. Поэтому цель статьи — на примерах из истории, на примерах всего лучшего, что уже было, показать, как это происходило. В том числе, попрощаться с огромным числом мифов, таких как: 1. «В прошлом все было плохо» — это не так, множество прекраснейших, достойнейших примеров говорят об этом; 2. «Сейчас все прекрасно и лучше не бывает» — также неправда, лучшие достижения прошлого по Формированию Личности до сих пор превзойти не удалось; 3. «Наука всесильна и она всегда права — и это неправда, во всем, что касается Формирования человека как Личности, она даже близко не смогла подойти к лучшим системам воспитания, которые мы знаем из истории.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
Первый вопрос — лучшие примеры из истории. Это примеры, когда целые страны, народы, организации на протяжении нескольких веков достигали выдающихся результатов в Формировании человека как Личности, в формировании элиты общества, рыцарей, аристократов. С нашей точки зрения, то, о чем уже было сказано раньше, самыми выдающимися примерами этого, тем, на что мы опираемся, являются: Спарта с ее бесстрашными воинами, Древний Рим с его законом, традициями и легионами, царская Россия, японские самураи и, что нам ближе всего, — духовно-рыцарские ордена Европы.
Многие люди не верят, что человек может быть счастливым, а страна прекрасной, но в истории примеров этому более чем достаточно. Кроме этого, если великий человек ставит достойную цель и правильно ее реализует, то, как правило, он ее и достигает, вместе со своим народом. С другой стороны, страны, которые не ставили высоких целей, и чьим девизом было: «Лишь бы нас не трогали», «Главное — сохранить традиции», «Главное — чтобы ничего не изменялось», — достигали соответствующих результатов: о них нечего вспомнить. В большинстве случаев, те страны, которые не ставили высоких целей, становились легкой добычей для более сильных соседей.
Целью Спарты была подготовка самых бесстрашных воинов — и они их готовили! У спартанцев не было цели становиться империей — они к этому и не пришли. Начиная с Ромула, римляне хотели создать самую великую империю, стать центром цивилизации — и они были таким центром в течение 500 лет, охватывая собой практически все известные на тот момент страны. Цели духов-но-рыцарских орденов всегда были самыми высшими: «Служение Богу» — и мечом и словом, строительством городов, монастырей и дорог. Лучшие ордена также в течение многих сотен лет достигали наивысших результатов, по своей силе, влиянию, могуществу, богатству — в ряде случаев даже превосходя империи!
Надеемся, все разумные люди согласятся, что это если уж не самые достойные, то, по крайней мере, одни из самых достойных примеров в истории, о которых стоит говорить, о которых слагали легенды.
РОЛЬ ЗНАНИЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
Второй важный вопрос — какие знания и представления о человеке, о мире лежали в основе подготовки самых благородных и бесстрашных воинов, рыцарей, элиты и народа. Что важно, в истории, у выдающихся людей и государств — всегда (!) в основе мировоззрения лежали духовные представления о мире (!). То, что человек — это бессмертная душа, творение Бога, то, что это основная ценность на Земле! Его безусловный долг — служить высшему, формировать себя как самого Достойного Человека, как Личность и учиться у лучших.
В основе лежало безусловное почитание наивысших ценностей: Чести, Достоинства, Доблести, Благородства и всего лучшего. А все пороки: страх, трусость, жадность, лживость, предательство и другие — были глубоко презираемы и жестоко наказуемы. На вопрос «Что важнее: честь или жизнь?» ответ был один: «Конечно, честь». «Материальное или духовное?» — «Конечно, духовные ценности!». В царской России самым страшным было потерять честь, такие люди отвергались обществом, презирались. В Японии самурай, если считал, что совершил бесчестный поступок или не выполнил долг — то, чтобы очистить свою совесть, — он сам лишал себя жизни, делал харакири. Римляне же говорили так: «Самое большое зло — это предпочесть жизнь чести!». Именно в древнем Риме такие слова как Доблесть, Слава, Верность с одной стороны, и порок, преступление, предательство с другой стороны — обрели свое современное значение и были закреплены законом. И еще одна цитата: «Жизнь и смерть — это дело природы, а слава и бесславие — наше». Так говорил спартанский царь Леонид.
2. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Во всех великих государствах самые совершенные, самые сильные люди, преданные руководители, бесстрашные воины и талантливые исполнители формировались целенаправленно. Система подготовки была такой, что позволяла людям достигать высокого качества и высочайших результатов. Многие великие дела и подвиги вошли в историю и в настоящее время являются вдохновляющим примером для лучших представителей нашего общества.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Каким же образом формировались такие люди, как проходила их подготовка?
Фактически, везде, где достигались наивысшие результаты, подготовке кадров, именно как Личностей: предельно честных, бесконечно преданных, высокоэффективных — уделялось первостепеннейшее значение. Все мудрые правители понимали, что это основа величия и могущества государства или ордена. Подготовка, конечно, проходила по-разному, но всегда существовали общие закономерности.
И первая из них — это не было сиюминутным делом. В среднем подготовка длилась около 20-ти лет, часто всю жизнь. Целенаправленная подготовка начиналась в основном с 5-6-7-ми лет и заканчивалась примерно в 30. В 30 лет в Спарте человек становился гражданином. В духовно-рыцарских орденах в постоянных тренировках и неустанных молитвах каждый рыцарь проводил всю жизнь.
Второе. Как правило, подготовка только первые несколько лет шла в семье. Все остальное — в той или иной тщательно выстроенной системе, со своими программами, испытаниями и зачетами.
Третье. Практически всегда такая подготовка предполагала систему наставничества и систему личных рекомендаций, в которой за рекомендацию человек отвечал своей карьерой. И если он хотя бы раз ошибался, как правило, это означало, что выше по карьерной лестнице он больше подняться не сможет. Потому что недостаточно хорошо разбирается в людях и недостаточно хорошо их готовит.
Четвертое. Общий подход — Личность должна быть всесторонне развитой.
Разумеется, это была невероятно высокая физическая подготовка. Например, доспехи рыцаря весили около 50-ти килограммов, и он их практически не снимал, в них он сражался на лошади, с копьем наперевес, и если падал — вставал и сражался дальше.
Важно также то, что готовили не только бесстрашных воинов. Это были аристократы, с высочайшей этикой поведения, прошедшие обучение тем или иным искусствам. Как правило, петь и танцевать должен был уметь каждый, а также быть способным управлять и войском, и поместьем, и городом, если нужно.
Именно такая система подготовки давала необходимые результаты. Среди рыцарей практически не было предателей, даже сейчас они являются непревзойденным примером для подражания. Надеемся, большинству людей хотелось бы, чтобы их окружали именно истинные рыцари, для которых «Слово тверже камня».
В заключении хотелось бы пожелать, чтобы вы помнили: история богата достойнейшими примерами. Хотелось бы, чтобы эти примеры воодушевляли и вдохновляли вас и помогли стать на Путь целенаправленного Формирования себя как Личности. Чтобы Честь, Достоинство, Доблесть — стали вашей основой. И чтобы в конечном итоге рядом с вами были самые надежные и преданные люди — доблестные Рыцари, Аристократы Духа.
m-system-sozidanie.org
Архангельская область. Пинежье. Високосный 1920 год. 29 февраля в деревне Веркола в семье веркольского крестьянина родился сын Федор, будущий советский писатель Федор Абрамов.
Идет Гражданская война. В Верколе находится штаб красных; белых только что выбили из монастыря за рекой. Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Сте- панида Павловна, пятеро детей. Федя — младший. Из-за плохой обуви отец простудил ноги и был отправлен в больницу в Карпогоры, за 50 км от Верколы. Оттуда он уже не вернулся: за телом отца в распутицу, по бездорожью, ездил старший из детей — Михаил. Ему было тогда 15 лет. Шел 1921 год.
Когда гроб с телом отца стоял в избе, женщины, плача, просили Бога, чтобы он «малого прибрал», то есть Федю. Мать сурово возразила: «Не умирать родился — жить!» Тогда женщины решили, что «Степанида, видно, помешалась с горя». Однако семья не погибла: Степанида Павловна с пятью детьми подняла хозяйство и к тому времени, когда Федору исполнилось 10 лет, семья из бедняков выбралась в середняки: 2 лошади, 2 коровы, бык и полтора десятка овец. Достаток нелегко дался «ребячьей коммуне», как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших. Младшим тоже приходилось несладко: сестра Мария вспоминала, что утром до школы должна была прясть, а в школу часто носила, кроме учебников и тетрадей, таз с бельем — прополоскать на переменке. Федю тоже не баловали: немало говорит тот факт, что косить он научился в 6 лет.
В веркольской школе старшие братья — Михаил и Николай — отучились 3 года, затем пошли работать: семью надо было кормить. Василий окончил неполных 7 классов, после чего тоже отправился на заработки. Мария пошла в школу только в 12 лет. Федя начал учиться в 7 лет. В 3 классе ему дали премию за хорошую учебу: материи на брюки и ситцу на рубашку. По тем временам это была неплохая помощь семье. В 1932 году Федя окончил начальную школу, веркольскую четырехлетку. Но в только что созданную первую в округе семилетку его, первого ученика, не приняли: в первую очередь брали всех детей бедняков, красных партизан, а его сочли сыном середнячки. По словам самого писателя, «это была страшная, горькая обида ребенку, для которого ученье — все». К счастью, зимой, разобравшись, что середняцкое хозяйство было построено руками вдовы и малолетних детей, Федю приняли в школу в Кушкопапе. А среднюю школу Федор заканчивает в Карпогорах. Там он живет в семье старшего брата, Василия, который работает в РОНО. Старшие Абрамовы по-прежнему заботились о младших: Василий сделал все для того, чтобы Федор, а впоследствии и Мария, получили высшее образование....
На формирование человека, личности в какой-то мере оказывает влияние все, что его окружает: его семья, близкие, знакомые и случайно встреченные люди, дела повседневные и праздники... Иногда мимолетно услышанная история может перевернуть всю жизнь. Но бывает и так, что ключевую роль сыграли всего два-три человека. Для писателя Федора Абрамова учитель Карпогорской школы Алексей Федорович Ка- линцев и был одним из таких людей. Сам Абрамов впоследствии так вспоминал этого человека: «Все поражало нас в этом немолодом уже человеке. Поражали феноменальные по тем <...> временам знания, <...> поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного. В стране не хватало учителей, тем более <...> у нас, в лесной глуши. И вот Алексей Федорович, для того чтобы не сорвать в школе учебный процесс, годами осваивал предмет за предметом. Он вел у нас ботанику, и зоологию, и химию, и астрономию, и геологию, и географию, и даже немецкий язык. Немецкий язык он выучил самостоятельно, уже будучи стариком, <...> чтобы дать нам, первым выпускникам, хоть какое-то представление об иностранном языке. А как назвать, какой мерой измерить то, что он делал для нас как преподаватель дарвинизма! Один-единственный учебник на весь класс! И все же мы знали предмет, знали учебник. По конспектам, составленным Алексеем Федоровичем. Чтобы понять, что это был за труд для нашего учителя, должен заметить, что ему нелегко было выставлять даже отметки в классном журнале».
В 7 классе Федор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9-м и 10 классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта. В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет Ленинградского университета. В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, «чтобы «хвостов» не было». Так проходило становление одного из известных русских писателей XX века.
Судьба Федора Абрамова типична для многих русских интеллигентов XX века.
Рекомендуем посмотреть:
www.shollklass.ru
Содержание
1. Индивид — индивидуальность — личность. 2
2. Становление личности и ее формы… 3
3. Социальные типы личности. 7
4. Свобода. 8
5. Ценности и их виды… 12
Список литературы… 19
Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.
Начинать изучение проблемы личности надо с индивида — неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо содержательней другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений.
Сущность «особой личности», по словам К. Маркса, составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности — это не то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность.
Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего возникает вопрос — когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» неприменим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности, т.е. в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т.д. При рождении все дети не только разные, но и все уникальны, ибо даже однояйцевые близнецы различаются по ряду существенных признаков. Получение генетической копии — двойника человека — в принципе, возможно, но потребует еще усилий специалистов в области генной инженерии и биотехнологии и вызовет массу сложнейших этических проблем.
После появления на свет 23 февраля 1997 г. первого искусственно созданного млекопитающего овцы Долли, проблема клонирования человека стала предметом острейших дискуссий.
Итак, новорожденный уже индивидуальность и каждый день жизни увеличивает его потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Пока плач и крик единственно доступные для него способы дать знать о своих неудовлетворенных потребностях, способы самовыражения. Но уже с первых дней жизни, с первых кормлений, пеленаний и т.д. формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к 2-3-летнему возрасту. Именно в это время проявляются первые черты личностного поведения, во многом обусловленные тем, что ребенок попадает в ситуации свободного выбора. В этом возрасте все дети необычайно талантливы и любознательны и, если окружающие способствуют развитию этих качеств, становление личности идет нормально.
Дальнейшее развитие личности связано с прохождением других возрастных периодов и с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха — все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30-40 лет) и застои (25-30 лет, 40-50 лет). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.д.
Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения ею опыта и ценностных ориентации данного общества. Человек учится выполнять социальные роли (вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.). Все эти социальные роли имеют выраженный культурный контекст и, в частности, сильно зависят от стереотипа мышления. Если сравнить европейский канон личности, скажем, с японским, то очевидны существенные различия. Европейцами личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ведущий «стержень». Для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и не самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как «твердая личность», напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен установлением и поддержанием связей с окружающими.
В европейской традиции становление личности прошло этапы осознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали (феодальный мир), утверждение самоценности человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения (Новое время).
Остановимся на структуре и составных элементах личности. Мы уже говорили о том, что личностями не рождаются, а становятся в итоге длительного процесса созревания, который имеет свои критические периоды. Более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у хронических алкоголиков, наркоманов, при тяжелой патологии головного мозга и т.д. Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида (возрастно-половые, нейродинамические, биохимические и пр) и социальных качеств, формируемых в том или ином обществе. В этом смысле личность представляет собой синтез чувственного и сверхчувственного, т.е. того, что не фиксируется органами чувств, но очень реально влияет на поведение человека.
Прежде всего выделяют физическую личность, или «физическое Я». Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической личности могут быть отнесены также одежда и «домашний очаг». Известно, как многое о человеке можно сказать по этим компонентам его мира. Это же относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда человека — украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, своего ближайшего окружения относится к числу древнейших личностных качеств человека как в истории общества, так и в истории индивида.
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела, она вырастает из системы социальных ролей человека в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности.
Духовная личность — ядро нашего «Я». Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития" Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания. Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой даже жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. История дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохранявшие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX в.
Выделение физической, социальной и духовной личности (как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. В человеке все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики духовной активности. Бывает, что какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Возраст, тяжелые испытания, болезни и т.п. могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее расщеплению или деградации.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип — деятели (охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и индустриальные рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, политики и менеджеры и т.д.). Для них главное — это активное действие, изменение мира и других людей, включая и самих себя. Эти люди «горят» на работе, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны. Бурное развитие западной цивилизации привело к культивированию именно такой личности — активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ. Потребность в таких личностях всегда была острой. Еще евангелист Лука приводил слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».
Второй тип — мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание), всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки — Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед — либо считались посланцами богов, либо обожествлялись сами. Мыслители имеют единственное орудие — слово.
Третий тип — люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, чьи гениальные прозрения зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.
Четвертый тип — люди, сделавшие делом своей жизни милосердие. Альберт Швейцер и Федор Петрович Гааз, Анри Дюнан и Мать Тереза, тысячи их последователей в истории и современности — живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь — «Возлюби ближнего твоего как самого себя» — находит в их деятельности непосредственное воплощение. Такие личности обостренно чувствуют душевное состояние другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая его страдания. Их сила — в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому.
Разумеется, большинство людей сочетают, в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. При этом важно понять одно — выбор личностного пути и поля деятельности — результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне свободы, а по словам Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная духовность».
Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т.е. отсутствие внешнего принуждения, гнета, ограничений и т.д. Понятие «воля» имеет более широкое значение, которое оформилось примерно в ХУ-ХУ1 вв. в Московском государстве. С одной стороны, «вольница» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. С другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что так характерно для русского восприятия мира (вспомним гоголевскую птицу-тройку). Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.
Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости (закономерности), без которой немыслима реализация свободы.
Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека, принижая при этом значение разума. Эти идеи были развиты в философии Шопенгауэра и Ницше и получили распространение в XX в. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость. Таких примеров немало, в том числе и в истории нашего общества. Многие революционеры испытывали своеобразное нетерпение, желание «подтолкнуть» ход истории и навязать ей свою волю. Но жизнь рано или поздно показывала утопичность таких попыток, за которые народы расплачивались кровью, нищетой, замедлением развития.
Фатализм предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки. Это объясняется либо судьбой (в мифологии и язычестве), либо волей Бога (в христианстве и исламе), либо детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущим (системы Гоббса, Спинозы, Лапласа). Здесь, по сути дела, места для свободного выбора не остается, ибо нет альтернатив. Жесткая необходимость и вытекающая отсюда полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий характерна для астрологии и других оккультных учений прошлого и настоящего, а также для всевозможных социальных утопий и антиутопий, отраженных в произведениях А. Платонова, Дж. Оруэлла, О. Хаксли и др.
Вместе с тем очевидно, что игнорирование необходимости (природной, исторической и т.д.) чревато произволом и вседозволенностью, анархией и хаосом, что вообще исключает свободу. Следовательно, свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внутренняя свобода, «свобода для», свобода в выборе истины, добра и красоты. В рамках «свободы от» вполне резонна формула: «Разрешено все, что не запрещено». Но по сути дела — это логика раба, оставшегося без надсмотрщика.
Существеннейшей характеристикой свободы является ее внутренняя определенность. Ф.М. Достоевский верно заметил: «Свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздражающая, иногда хотя бы даже до сумасшествия, — вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и все теории постоянно разлетаются к черту. И с чего это взяли эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это вообразили они, что человеку надо благонамеренно выгодного хотения? Человеку надо — одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность не стоила и к чему бы не привела». Человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды его быть личностью и иметь свободу для ее реализации.
Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов.
Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и попасть в еще худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в скит, в свой «мир», чтобы там реализовать себя. В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем чтобы обрести новый уровень свободы.
Если раньше свобода воспринималась в основном как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине XX в. уже стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Однако государство должно делать это не методами принуждения, а с помощью экономического механизма и при строгом соблюдении прав человека.
В 1789 г. Национальное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашалось, что «целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Особо надо подчеркнуть, что права человека не могут никем и ничем дароваться, они возникают вместе с человеком, присущи ему при рождении. Даже плод в утробе матери обладает рядом человеческих прав, находится под защитой закона, а в христианской этике уже с момента зачатия человеческая плоть становится священной, и ее уничтожение (в случае аборта) рассматривается как убийство.
Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей — нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека, при котором он выступает «винтиком» социальной системы. Еще в 1918 г. Н.А. Бердяев писал, что идея класса убила в России идею человека. Игнорирование или принижение прав личности по сравнению с правами социальной общности ведет к неминуемой деградации и личности, и общества. С другой стороны, нельзя не видеть, что индивидуалистическая модель отношения личности и общества небезупречна. В ее рамках могут быть легализованы корыстные мотивы, эгоизм и та или иная степень социальной несправедливости. В этой сфере, как и во многих других, нужна золотая середина, которая способствует усилению жизнестойкости общества и человека и развитию человеческого в человеке, т.е. движению к гуманизму. Гегель отмечал, что для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.
Таким образом, свобода — это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем. Не зря в западной философской мысли анализировалось явление «бегства от свободы», особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Эта проблема — как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравниловке, — стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее, приходится ориентироваться на ту или иную систему ценностей.
Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.
Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от возраста, пола, расы и нации, происхождения и т.п., возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества. Так, в буддизме равенство людей и признание их ценности происходило вследствие того, что все рожденное обречено на страдание и должно преодолеть его и обрести блаженство. В христианстве ценность человека усматривается в возможности искупления греховности и обретения вечной жизни во Христе, а в исламе ценность человека — в отдаче себя Аллаху и исполнении его воли.
Понятие ценности человека — универсальное, и его нельзя сводить к «полезности» человека для общества. Попытки делить людей на «нужных» и «ненужных» порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. Ее нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Как объективные критерии (плоды труда, акты творчества), так и их субъективная оценка со стороны современников грешат односторонностью. История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становятся очевидными спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих трудов исторических деятелей как бы непрерывно возрастает; в то же время немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты.
Возникает вопрос: а существуют ли стоимостные характеристики человека, можно ли говорить не только о его ценности, но и о цене? Как известно, в системах классического (античного) рабства несвободный человек рассматривался как «говорящее орудие», цена которого составляла в среднем 30 монет (отсюда и евангельские 30 сребреников). Продавался не только человек в целом, но и его функции. Феномен проституции (продажи тела) был известен уже в эпоху первых государств, и она не зря приобрела статус «древнейшей профессии». Маркс называл современное ему общество системой всеобщей проституции или всеобщей Полезности и годности для взаимного употребления. Так или иначе, в условиях рынка люди обмениваются на эквивалентной основе плодами своей деятельности, талантами и способностями, навыками и умениями, которые несут на себе печать самого человека и зачастую неотделимы от него.
В последние годы появилось немало новых проблем, связанных с продажей органов (почек, глаз) для пересадки другим людям, с суррогатной беременностью (вынашиванием до родов плода, пересаженного от другой женщины) и т.д. Возникают непростые вопросы: чем отличается продажа своих рук или мозга от продажи своих органов? вправе ли человек распоряжаться в этом отношении сам собой? Решать их нужно с учетом того, что человек является не только материальным, но и духовным существом, а этот род ценностей не имеет стоимостных характеристик. Образно говоря, человека можно купить и продать целиком или частично, он сам вправе это сделать, но самое страшное — это, говоря словами Гете, — «продать душу дьяволу», отказавшись от самого себя. Рано или поздно человечество преодолеет товарное отношение к человеку, он вырвется из отношений экономической необходимости, хотя, видимо, было бы опрометчиво говорить о полном исчезновении в обозримом будущем стоимостных характеристик человека и его тела.
Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает все — от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как бы «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты. Вещный мир стал «второй природой» человека и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека. Вопрос о соотношении ценности человека, его жизни, здоровья и его имущества всегда был центральным для любой мировоззренческой системы. Все религии сурово осуждают стремление к накоплению материальных ценностей, алчность. Христианство считает людей, погрязших в вещах и чувственных удовольствиях, не способными на душевность и духовность. Делиться своим имуществом с бедными — один из «столпов» ислама, обязательное правило поведения мусульманина. Буддисты считают, что отказ от накопления вещей — первый шаг на пути к просветлению.
Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы уяснить пределы этого мира и его влияние на развитие человека. Очевидно, что люди не могут обходиться каким-то минимумом вещей, а идеалы аскетизма никогда не имели широкого распространения. Столь же очевидно, что нет и верхнего предела насыщения вещами, а их количество все умножается. Более того, одной из причин острого экологического кризиса является накопление отбросов человеческой цивилизации, которые не могут быть ею утилизированы (пластмассы, полимерные материалы и т.д.). Переработка ресурсов планеты в вещи идет ускоренными темпами, что порождает, с одной стороны, серьезную озабоченность ученых и политиков, а с другой стороны, массовые движения за отказ от беспредельного потребления и добровольное самоограничение (гандизм). Если учесть, что рост населения Земли идет достаточно быстрыми темпами, а ресурсы ее ограничены, то ясно, что без самоограничения не обойтись, и это требует выработки соответствующей системы ценностей.
Распространенное мнение, что богатство развращает человека, губит его, а бедность способствует моральному очищению, рождалось и поддерживалось в моменты острых социальных катаклизмов, при резкой поляризации общества. Не зря все мировые религии, особенно в начале своего возникновения, были религиями бедных, обездоленных, угнетенных. Они проповедовали отказ от тленных земных богатств и стремление к вечным небесным ценностям. Позже, когда церкви сами стали собственниками и владельцами значительных богатств, отношение к миру вещей несколько изменилось. Атеисты, не уповая на жизнь вечную, призывали всячески пользоваться благами земными. Ф.М. Достоевский видел в этом основной порок идей социализма, ибо человек, непрерывно потребляющий материальные блага и удовлетворяющийся, обращается либо в животное, либо в машину. Л.Н. Толстой предсказывал, что люди в будущем обществе станут «наслаждающимися комками нервов». С проблемой «удовлетворения непрерывно растущих потребностей» населения так или иначе столкнулись все общества, пытавшиеся провести в жизнь социалистические идеалы. Не случайно в этих странах осуждалось «потребительство» и насаждалась уравниловка, близкая к аскетическим стандартам жизни. При этом подпольно происходило значительное расслоение общества, образовывалась потребительская элита при обеднении значительной массы населения. Понятно, что в таких условиях призывы к служению высоким идеалам и личной скромности выглядели как насмешка.
Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало перековать «мечи на орала». Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. Представление о том, что есть «мирный» атом, в корне отличающийся от «военного», рухнуло после чернобыльской катастрофы. Людям приходится постоянно оценивать новые явления в жизни человека и общества и соотносить их с традиционными системами ценностей. В полной мере это относится. и к системе духовных ценностей.
Духовные ценности — это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.
Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей. Одна из наиболее древних — гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: "… нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться". Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристипп, который учил, что лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им. Позже к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк, Гассенди, Гельвеции, Гольбах и др.
Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников (Диоген с его девизом «быть нагим и одиноким»), а также в грубоуравнительных тенденциях «казарменного коммунизма».
Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.
В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как А. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна, Ортега-и-Гассет, а также с плеядой русских религиозных философов — П. Флоренским, С. Булгаковым, Н.О. Лосским, Вл. Соловьевым, Н.А. Бердяевым, Л.П. Карсавиным, Н.Ф. Федоровым и др. Бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества} возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. Поэтому появление концепций «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), «заслужи любовь ближнего» (Г. Селье), «цели для человечества» (А. Печчеи)«путь ненасилия» (М. Ганди), «ноосфера» (В.И. Вернадский) и других не случайно, а отражает современный этап развития общечеловеческих идеалов.
То же самое можно отнести и к эстетическим ценностям. Известное выражение Ф.М. Достоевского — «Красота спасет мир» — нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Все изложенное дает основание сформулировать понятие духовности человека, которое в светской философской традиции рассматривается, во-первых, как относительная автономность человека, его независимость от внешних влияний, а во-вторых, как то, ради чего стоит жить и отдать жизнь в случае необходимости. Духовность — это синтез Истины, Красоты и Добра с акцентом на последнем, ибо его человек способен творить сам. В христианской философии это выражается триадой веры, надежды, любви и обнимающей их Софии, т.е. мудрости. При всех зигзагах мировой истории, человечество движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе. Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Разд.5.
3. Лобкович Н. Что такое «личность»? // Вопросы философии. 1998. № 2.
4. Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч.: В 2 т.М., 1988. Т.1.
5. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
7. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
8. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1990.
www.ronl.ru
Влияние современного японского искусства на мировоззрение подростков и молодежи (на примере аниме)
мировоззрение подросток художественный аниме Формирование морального облика человека - чрезвычайно сложный и многоступенчатый процесс, и подростковый возраст - один из наиболее важных его этапов...
Влияние современного японского искусства на мировоззрение подростков и молодежи (на примере аниме)
Помимо разделения культуры на массовую и элитарную, существуют еще другие критерии для построения типологии культуры. Они часто сочетаются между собой. Например...
Влияние телевидения и интернета на социальное становление личности
...
Личность и процесс ее социализации
Социология выделяет следующие типы личности: Идеальный - воплощает в себе особенности социального идеала определенного общества; Нормативный - представляет совокупность качеств личности...
Личность как социальный тип и деятельный субъект
...
Моральная оценка личности
Анализируя проблему нравственных оценок деятельности человека, обратимся и к вопросу о становлении нравственности в человеке. Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно...
Прикладная социология как часть социологического знания
Вопрос о том, как практические проблемы превращаются в научные и как, в свою очередь, происходит превращение знания, полученного в ходе исследования, в практические рекомендации, волновал социологов давно...
Причины и условия возникновения социологии
В XVIII в. капиталистическая форма хозяйствования уверенно завоевывала право на существование...
Реклама в социологической концепции Р. Барта
Структурализм сложился или даже вырос из структурной лингвистики в 30_е гг. XX в. Ее основы были разработаны швейцарским филологом Ф. де Соссюром и изложены в его книге "Курс общей лингвистики" (1916). Концепция Ф...
Семья как основной фактор социализации личности
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья -- главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни...
Социализация как фактор развития личности
Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности...
Социализация личности
Социальная роль личности -- это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем...
Социальная работа в пенитенциарной системе
...
Социологические подходы к рассмотрению личности
Социология не рассматривает личность во всем ее многообразии, а изучает ее типичные характеристики. Социологическая теория личности оперирует понятиями "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность"...
Ценности культуры и проблема социализации личности
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма...
soc.bobrodobro.ru
Вопрос о роли личности в истории по сей день не может быть истолкован однозначно. В самом деле - история создаёт личность или же личность пишет историю? Что первично? Попробуем рассмотреть эту тему с разных точек зрения.
История Второй Мировой войны хранит в себе множество примеров беспредельного героизма, отваги и самопожертвования. То есть, мы можем сказать, что именно личности творили историю. С другой стороны, обстоятельства были таковы, что у многих людей не было выбора – если бы они не совершили то, что последующие поколения назовут подвигом, им не удалось бы выжить – налицо сотворение героя историей. Одно несомненно: роль личности в истории очень высока, какой бы не была на самом деле их связь.
Существует поговорка: «история толпы не помнит». Она говорит нам о том, что заметный след в истории способна оставить именно личность, а не безликая масса. В самом деле, кто сейчас способен перечислить по именам людей, штурмовавших Зимний дворец? Их роль была весьма и весьма неоднозначна, но достаточно важна.
Несмотря на это, в истории они остались именно как толпа, тогда как имена тех личностей, которые вдохновили их на это действие, знает практически каждый. Можно сказать, что какой бы ни была роль личности в истории, эта личность обязательно останется в памяти людей, пусть даже и роль толпы порой бывает важнее.
Интересен тот факт, что судьба великих личностей зачастую трагична. Вспомним Моцарта, Пушкина, Коперника. Их судьба тесно связана с теми условиями, при которых они жили и творили. Важность исторических обстоятельств в судьбе человека невозможно переоценить. И чем более стрессовыми, экстремальными, являются эти обстоятельства, тем большее влияние они оказывают на судьбу человека, на формирование его личности.
Судьба человека в исторических обстоятельствах, конечно же, зависит в том числе и от самого человека, от его характера, устремлений и прочего. Однако не будем забывать, что на формирование у человека личностных качеств влияют, в том числе внешние условия, в число которых входят и исторические обстоятельства. Ведь любой человек, прежде чем развиться в полноценную личность, проходит этапы младенчества, детства, юности.
Именно в это время и закладываются будущие черты личности. И все эти этапы, конечно же, проходят в неких исторических обстоятельствах, которые играют свою роль в формировании личности человека, а также оказывают влияние на формирование его дальнейшей судьбы.
Подведя итог, мы можем сказать, что история и личность, а также судьба человека неразрывно связаны и оказывают влияние друг на друга взаимно. Говорить об одностороннем влиянии будет не совсем верно, ведь, к примеру, тяжело представить себе человека, который бы жил и развивался в некоем вакууме.
То есть, конечно, жить он будет, но вот будет ли развиваться? Жизнь - это движение вперёд, это преодоление препятствий. Именно преодоление препятствий позволяет человеку развиваться как личности. И в конечном итоге, именно личностные качества человека во многом определят его судьбу.
Все неприличные комментарии будут удаляться.
www.nado5.ru