В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.
Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.
Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.
Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:
Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:
Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.
Психологические причины девиантного поведения
В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная ( правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).
Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:
Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.
Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.
Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.
Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.
Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.
Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.
Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.
Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.
Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.
В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.
Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».
Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.
Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.
Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.
В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:
Таким образом, девиантное поведение обусловлено как социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.
Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.
Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»
zazama.ru
Девиантное поведение – это поступок человека или группы людей, который не соответствует общепринятым нормам. Причем определение такого поведения очень абстрактно, ведь любое общество имеет свои нормы и то, что в преступном мире считается общепринятой нормой – заработок на грабеже, то в ином обществе называется девиантом.
Виды и причины девиантного поведения могут быть позитивными и негативными. Позитивный девиант – это преодоление социальных норм для качественного изменения социального строя. А негативное девиантное поведение способствует разрушению, деградации.
Девиантное поведение может выражаться в правонарушениях или в экстремизме, революциях, митингах. Такое поведение используют религиозные экстремисты, революционеры, террористы, все те, кто борются с обществом, внутри которого находятся.
Причины девиантного поведения не имеют точной, научной трактовки. Зато есть самые разные теории, о которых мы и поговорим.
Физиология
Причины возникновения девиантного поведения ищут и находят в генетических предрасположенностях, психических отклонениях, особых чертах характера и внешнего вида. Причем эти девиации в основном проявляются в виде аддикций – пагубных пристрастий, которые служат способом замены реальности иллюзорным миром алкоголя, никотина, наркотиков. Результат аддикций – это разрушение личности.
Что касается социальных причин девиантного поведения, они гораздо больше и обширней охватывают суть явления. Существует сразу несколько теорий:
Среди всех социальных групп, девиациям наиболее подвержены подростки. У них уже развито стремление к самореализации, но жизнь еще не предоставляет им возможности осуществить и реализовать себя. Психика подростков очень ранимая, и чувствительная к ущемлению прав и возможностей. Иногда, хватает всего одного необоснованного обвинения или укоризны родителей или школьных учителей, чтобы подросток ступил на путь девиантного поведения. А самый простой способ стать девиантом – это алкоголь, наркотики, курение.
Как правило, девиации именно негативные, однако есть и исключения. К примеру, гениальность, творчество, новаторство может расцениваться обществом, как чудачество. И такое невосприятие иного рода мышления, названное чудачеством, делает подростков еще более ранимыми и стимулирует к отчуждению.
womanadvice.ru
Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп “риска”:
Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
Морально-этическийфактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.
Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации — проблему алкоголизма.
Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.
Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. По каким критериям можно судить об алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.
Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.
В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.
История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя — не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.
Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, “потирание рук”, эмоциональная приподнятость. Чем больше “алкогольный стаж” тем меньше удовольствия приносит выпивка.
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.
Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.
Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.
Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.
Алкоголизм - это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы “поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля. Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.
studfiles.net
Традиционно причины девиантного поведения подразделяются на две группы:
причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
причины, связанные с социальными и психологическими проблемами.
По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.
Остановимся более подробно на каждой из этих групп.
Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. По данным М. Раттера (1999), серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Если к этому числу добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, становятся ясными размер и суть проблемы. Лишь малая -часть этих детей попадает на прием к психиатру. Раттер указывает, что широта проблемы говорит о том, что в ее решении должны принимать участие педиатры и специалисты, не связанные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники. Разумеется, они не могут поставить диагноз, но выделить симптомы и посоветовать, при необходимости, родителям ребенка обратиться к врачу — могут. Среди симптомов психических и психофизиологических расстройств Раттер выделяет, прежде всего, следующие:
неадекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности. Например, тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков;
длительность сохранения расстройства. Кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы. То же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей;
изменения в поведении ребенка, не характерные для него, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;
повторяемость негативных реакций. Например, родители считают, что у ребенка появились ночные кошмары. Не следует обращать на это особого внимания, если об этом известно со слов ребенка. Другое дело, если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто;
ряд симптомов, присутствующих одновременно. Как правило, один, существующий изолированно, симптом не должен вызывать беспокойства, в отличие от ситуации, когда имеют место несколько симптомов, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.
Разумеется, все перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живет и развивается ребенок.
Иногда психиатрический подход к проблеме отклоняющегося поведения рассматривается как наиболее объективный. Так, широко распространена концепция акцентуаций характера, то есть временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления (А. Е. Личко, 1985). Но этот подход не может быть единственным, объясняющим причины нарушения поведения. Девиантному поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а, как считают многие ученые, психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием.
Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведения. Педагогам, даже если они считают себя осведомленными в медицине, ставить подростку диагноз ни в коем случае не рекомендуется. Если же учитель в силу профессиональной необходимости узнал диагноз, ему следует особо позаботиться о сохранении конфиденциальности для того, чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей.
Связи типов психических отклонений и акцентуации характера с определенными типами правонарушений не выявлено.
По данным В. В. Ковалева (1995), чаще всего совершают преступления подростки с остаточными явлениями органического поражения головного мозга (33,1 % преступлений от общего числа, совершенных детьми с психическими отклонениями), следом за ними — имеющие патологии характера (4,4%) и неврозы (2,6%).
Вопрос о влиянии психопатологии (в любом возрасте) на поведение личности остается дискуссионным. Проблема соотношения психических отклонений и антиобщественного поведения — одна из самых сложных и запутанных в психиатрии. В качестве наиболее распространенных аномалий, сочетающихся с девиантным поведением, называют следующие: психопатия; алкоголизм; невротические расстройства; остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга; интеллектуальная недостаточность. Люди, имеющие психические расстройства, проявляют сниженную способность к осознанию и контролю своих действий вследствие интеллектуальной или эмоционально-волевой патологии. В то же время отклонения от медицинской нормы нельзя считать конкретными причинами преступных действий, хотя в ряде случаев они сочетаются (В. В. Ковалев, 1995).
М. Раттером (1999) было осуществлено лонгитюдное 30-летнее исследование развития детей, состоявших на учете в специальных детских клиниках в 1920-х годах в США. Автор обнаружил, что судьба детей, которых приводили в клинику с жалобами на асоциальное поведение, в общем-то, довольно печальна. Став взрослыми, они не только чаще подвергались арестам и заключениям, чем дети, составившие контрольную группу (родители которых никогда не обращались в клинику с жалобами на своих детей), но также испытывали гораздо больше трудностей в браке, имели более низкий заработок, весьма однообразные социальные отношения, худшие профессии, гораздо чаще злоупотребляли алкоголем.
Из группы детей с асоциальным поведением только один из шести во взрослом периоде жизни отличался психическим здоровьем; вместе с тем приблизительно в четвертой части случаев были выявлены психопатические расстройства личности. Эти последствия наиболее часто встречались у тех детей, асоциальное поведение которых было и частым, и разнообразным, проявлялось к тому же за пределами семьи или круга друзей ребенка. Дети, которые, став взрослыми, приобрели психопатические личностные расстройства, в детстве значительно чаще проявляли агрессивность по отношению к незнакомым людям или лицам, обладающим авторитетом (М. Раттер, 1999).
X. Ремшмидт (1994) в этиологии девиантного поведения подростков выделяет легкие эмоциональные повреждения без признаков других психических заболеваний; выраженные эмоциональные нарушения, которые манифестируются страхами, тоской или насильственным способом поведения.
Расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений, например, патологическое поведение с периодическим неодолимым влечением к поджогам (пиромания) или воровству (клептомания). К этому же ряду расстройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжничество. В целом синдром нарушенных влечений характеризуется импульсивностью, стойкостью, чужеродностью и неодолимостью. X. Ремшмидт (1994) говорит о чередовании состояний «усиления влечений и агрессии» и «абсолютной утраты влечений».
Причины, связанные с социальными и психологическими проблемами. Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам. Известно, что проблемы подросткового возраста возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами. Приводятся данные исторических исследований, в которых доказано, что вплоть до XVIII в. проблемы трудных подростков, детского и подросткового возраста вообще не существовало ни в медицине, ни в философии, ни в педагогике. В Средние века дети включались во взрослый мир, начиная с семилетнего возраста, и переходного, трудного возраста не существовало.
Только в XVIII в. были сформулированы основные особенности детей как особой группы, требующей специального внимания. В этот период в обществе были определены обязанности родителей по отношению к духовному и физическому благосостоянию своих детей и, как следствие, развился особый тип эмоциональных отношений в семье. Для детей было введено обязательное посещение школы. В последующем веке термин «контроль» по отношению к подросткам постепенно сменился на термин «социализация», и были определены ее основные направления и критерии. Только после Первой мировой войны сформировался взгляд на родителей как на помощников и «слуг» детей. Как ни парадоксально, чем больше внимания общество уделяло подросткам и чем больше особых прав оно им предоставляло, тем острее становилась проблема трудного возраста (Воспитание трудного ребенка..., 2001).
Среди причин, связанных с психологическими и социальными проблемами традиционно выделяют следующие:
дефекты правового и нравственного сознания;
содержание потребностей личности;
особенности характера;
особенности эмоционально-волевой сферы.
Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. Среди наиболее часто встречающихся причин девиантности в подростковом возрасте ряд ученых называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, девиантное поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.
Следует отметить, что агрессивное противостояние «взрослым» нормам, ценностям и требованиям со стороны взрослых, а также следование нормам и правилам референтной группы — наиболее распространенные причины кратковременного трудного поведения. Они же находятся в числе наиболее легко преодолеваемых. Взрослым стоит лишь пересмотреть свое отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой. Проблема молодежной и подростковой субкультуры и попыток с их стороны отгородиться от влияния взрослых выделялась исследователями во все времена, поскольку она связана с возрастными изменениями подростков. В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется нежелание отстать от компании, «быть как все» (31 %). То же самое относится к передаче преступного опыта (Л. М. Злобин, 1973).
Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, то есть оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки, прежде всего, зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями человека и его возможностями ведут к психологическим срывам, повышенной конфликтности подростка, особенно со взрослыми, эмоциональным срывам и т. д. Подросткам в силу возрастных особенностей в некоторые периоды присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, употреблению никотина, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.
Одной из самых распространенных причин социального характера является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения — сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушить закон с целью повышения материального уровня своего жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.
Существуют концепции, в которых авторы перечисляют смешанные психофизиологические и социальные причины девиантности.
Так, В. Клайн выделяет шесть типов юных правонарушителей с психотерапевтической точки зрения (цит. по: Воспитание трудного ребенка..., 2001).
Он просто «валяет дурака». Есть подростки, поведение которых изобилует шалостями и неблаговидными поступками. Что имеется в виду? Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, безбилетное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на школьной дискотеке, попробовать наркотики. «Шутники» могут без разрешения, не имея прав, укатить на вашем автомобиле, «расписать» краской соседский забор или стену школьного здания.
Враг родителей. Причиной плохого поведения таких подростков может быть и месть одному или обоим родителям. С течением времени их враждебность по отношению к ним перерастает в настоящую войну. Нередко враждебность сына-подростка обрушивается на родителей как гром среди ясного неба. Они не понимают, что все эти годы он подавлял в себе негативные чувства, а теперь они вырвались наружу.
Испорченный ребенок. Такого ребенка зачастую называют личностью с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение — контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье. И теперь он живет по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им.
Органик. Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки. К несчастью, таких детей часто дразнят или мучают сверстники, потому что они не такие как все или кажутся беззащитными.
Психотики. Это умственно неполноценные, больные дети. Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые мысли. Один такой четырнадцатилетний подросток застрелил отца и мать. Объяснял он свой поступок просто: «Мне пришлось это сделать. Они не давали мне застрелить директора школы».
Дурное семя. Этот тип подростков называют еще первичными психопатами. Для них характерны хронические правонарушения в течение всей жизни, здесь уже ничего не поможет. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто еще в дошкольные годы. Обычно такой ребенок постоянно совершает асоциальные поступки, несмотря на то, что попадается и знает, что наказание неотвратимо. Бго не останавливает даже страх, и все дело в том, что он не в состоянии усвоить правила нормального, порядочного поведения. Он никого не может любить по-настоящему. У него нет чувства ответственности, ему нельзя доверять. Ему неведомы чувства стыда и вины. «Я кричу на него, — рассказывает отец, — я его наказываю, бью. Мне скоро предъявят обвинение, что я издеваюсь над ребенком. А ему все «как с гуся вода». Он как ни в чем не бывало опять принимается за свое».
Причины, связанные с возрастными кризисами. Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Возрастная динамика частоты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет; количество преступлений неуклонно растет от 14 до 29 лет; максимум случаев совершения преступлений приходится на 29 лет; с 29 до 40 лет наблюдается постепенное снижение; после 40 лет преступления редки.
Очевидно, что о девиантном поведении имеет смысл говорить лишь по достижении определенного возраста, не ранее 6-8 лет. Как правило, маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами. Только в школе ребенок впервые и по-настоящему сталкивается с принципиальными социальными требованиями, и только с началом со школьного возраста от ребенка ожидается строгое следование основным правилам поведения.
Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер. Например, воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на потерю близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимые питание и вещи.
С момента поступления в школу ситуация принципиально изменяется — начинается этап интенсивной социализации личности в условиях возросших психических возможностей ребенка.
В младшем школьном возрасте (7-11 лет) нарушенное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дому, лживость и воровство.
Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет растущий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояния, меняются эмоциональные коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками. Часто ломка представлений и установок, изменение желаний и привычек происходит быстро. Ребенок не успевает осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним, результатом чего становится появление неуверенности в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность или склонность к депрессии.
Таким образом, дети и подростки в течение школьного периода несколько раз оказываются в кризисных ситуациях (от греческого «сгл818» — поворотный пункт, решение, приговор). Соответственно, многие из них в эти периоды оказываются в разряде детей с трудностями в поведении. Возрастные кризисы рассматриваются как условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе от одного периода возрастного развития к другому. Общей причиной кризисов при этом является несоответствие уровня развития личности реальным возможностям ребенка (в деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере и др.).
Общеизвестно, что кризис при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту связан с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающимися со взрослыми, и опережающим развитием интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием.
Любой кризис несет в себе и конструктивное, и разрушительное начало. Негативное развитие — только оборотная сторона позитивных процессов, происходящих в переломные периоды. Разрушение прежних интересов, негативизм, оппозиционность — лишь способы, которыми Ребенок создает новую мораль и систему ценностей. От того, как взрослые отреагируют на негативные проявления, во многом будет зависеть качество изменений, происходящих с ребенком. Нельзя не замечать наиболее опасных негативных проявлений, поскольку они могут закрепиться и развиться, но нельзя и «перегибать палку» в излишней строгости и тотальном контроле: это может привести к закреплению негативных проявлений и патологическим изменениям характера.
В.Н. Кудрявцев (1998) считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся данным, 60% профессиональных преступников (воров и мошенников) начали этот путь в шестнадцатилетнем возрасте.
Одним из наиболее прочно связанных с расстройством поведения симптомов является серьезное отставание в усвоении школьных знаний. Создается впечатление, что сам факт неуспеха школьного обучения приводит детей к разочарованию и обиде, которые могут превратиться в протест, агрессию и направленное против общества поведение. Интеллект многих детей с расстройствами поведения является нормальным, но среди тех, чьи показатели интеллектуального развития несколько ниже среднего, отмечается тенденция к увеличению вероятности агрессивного асоциального или противоправного поведения. Аналогичная картина наблюдается среди детей с органическим нарушением мозга.
Дети с нарушенным поведением часто происходят из семей, где применяются неадекватные средства воспитательных воздействий и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения. Очень часто у таких детей нет отцов, поэтому у мальчиков отсутствует адекватный образец мужского поведения для идентификации, им не хватает обеспечиваемого отцом опыта мужских форм взаимоотношений. Среди таких детей наиболее часты случаи прогулов школы, а воровство обычно совершается совместно с другими детьми.
Нарушения поведения почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, с большой вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению, став старше. С точки зрения этиологии сопутствующих нарушений дети с социальной дезадаптацией имеют очень много общих черт, однако группа таких расстройств является далеко не однородной.
Первое, что со всей очевидностью бросается в глаза, — это тот факт, что синдром нарушенного поведения гораздо чаще встречается среди мальчиков. Это особенно отчетливо проявляется в случаях антиобщественных поступков, где число мальчиков превосходит соответствующее число, девочек.
Несмотря на рост женской преступности, ее относительные показатели значительно ниже мужских, например женские преступления в России составляют 15% от общего числа зарегистрированных случаев.
Можно говорить о преступлениях, более свойственных женщинам или мужчинам. Такие деликты, как убийство детей, проституция, воровство в магазинах, чаще совершают женщины. Мужчины же чаще угоняют автомобили, учиняют разбои, кражи, наносят телесные повреждения, убивают. Существуют и типично мужские преступления, например изнасилование.
Следует отметить, что социально-экономический кризис в России способствовал росту антисоциального поведения, в том числе и в детской возрастной группе. Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок — все это неизбежно приводит к тому, что беспризорный ребенок становится привычным героем городских улиц. Уличное хулиганство младших школьников (кражи кошельков и сотовых телефонов, вымогательство) сочетается с бродяжничеством, употреблением наркотических веществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в противоправное поведение в подростковом и взрослом возрасте.
Противоправные действия в подростковом возрасте (12-17 лет) являются более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими как кражи и хулиганство — у мальчиков, кражи и проституция — у девочек, приобретают широкое распространение новые их формы — торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев. По статистике, большая часть преступлений, совершенных подростками, — групповые. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе.
Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления разных форм нарушения поведения.
studfiles.net
Отклоняющееся от нормы поведение доставляет много неприятностей обществу и конкретным семьям. Девиантное поведение – это неспособность личности держаться в социальных рамках, соблюдать правила, установленные в группе. Исследователи в разные времена задумывались, что же заставляет человека вести себя плохо. Причины девиантного поведения даже в наше время не ясны до конца. На сегодняшний день разработано 5 серьезных теорий, объясняющих девиантное поведение. Рассмотрим их подробнее.
1. Теория контроля
Эта теория объясняет, почему большинство людей все-таки избегает отклоняющегося поведения. Именно связи в обществе, вовлеченность, оказывают контролирующее влияние на человека, поэтому те, кто хочет быть частью общества, стараются уважать писаные и неписаные законы. Обычно девиантное поведение детей связано с тем, что у них нет друзей, которые уважали бы социальные нормы. А родители не авторитет, и не могут осуществлять контроль над правильностью поступков. Если человек чувствует, что он приложил усилия для того, чтобы стать членом группы, то существует большая вероятность, что он будет стараться соответствовать ожиданиям значимых людей. Таким образом, группа контролирует поведение индивидуума.
2. Теория дифференцированной ассоциации
Ассоциация в данном словосочетании означает социальные связи. Если объяснять простым языком, то эта теория говорит о том, что человек при принятии решения повести себя неправильно оглядывается на людей, которые тоже ведут себя неправильно. Эта теория особенно любима криминалистами. И все мы знаем, что дети, попавшие в плохую компанию, рискуют вести себя тоже плохо. Так вовлекают в воровство, наркоманию и даже организованную преступность. Причины девиантного поведения, согласно этой теории, кроются в «дурном свлиянии». Чтобы его предотвратить, необходимо познакомить подростка со взрослыми, которые могут стать для него авторитетными. Это может быть тренер спортивной секции или профессиональный бодибилдер. Таким людям подростки доверяют больше, чем собственным родителям.
3. Теория аномии
Пусть вас не пугает второе существительное в имени этой теории. Аномией называют особое состояние личности, которое связано с потерей ценностных ориентаций. Эту теорию по праву можно было бы назвать теорией конфликтующих ценностей. Так произошло при распаде СССР. Родители говорили о важности образования, а дети видели, что хозяевами жизни становятся бывшие двоечники. Пропагандировались высокие моральные ценности, а успешными становились люди, которые игнорировали даже самые примитивные социальные нормы. То есть теория эта объясняет причины девиантного поведения тем, что личность растерянна и не знает, как ей действовать в неоднозначной обстановке.
4. Теория ярлыков
Заключается она в том, что человек, однажды сделавший ошибку, становится будто бы отмеченным за девиантное поведение. Причины «неправильного» образа жизни заключается в том, что общество не склонно менять свое мнение о человеке. То есть подросток, который имеет судимость, будет считать себя преступником на всю жизнь. И отношение людей к таким несчастным заставляет тех вписываться в стереотип, ярлык, который был наклеен на них из-за часто случайного и неразумного поступка. Для решения этой проблемы необходимы усилия на уроне государства.
5. Теория девиантных субкультур
Некоторые субкультуры пропагандируют образ жизни, не слишком соответствующий нормам социума. Эта теория перекликается с теорией дифференцированной ассоциации. Но, как правило, эту пятую используют только, чтобы объяснить причины девиантного поведения молодых людей. Конечно, нельзя говорить, что культура хиппи сама по себе заставляла всех принимать наркотики, или что культура панк делала людей слишком агрессивными. Однако тенденции такие были, что и заставило исследователей выделить эту теорию в отдельную.
Все теории объясняют только определенную долю действительности. Поэтому нельзя ни одну из них считать универсальной. Возможно, со временем появятся новые, более точные.
fb.ru
Тема 1. Типы и причины девиантного поведения
1. Понятие «девиантное поведение».
2. Причины девиантного поведения.
3. Типы девиаций.
4. Ранняя профилактика.
1. Активность людей регулируется, усиливается или, напротив, сдерживается воздействием социальных норм и ценностей, которые предназначены стимулировать сознательную деятельность и блокировать деструктивные намерения. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Существуют три основные разновидности анормативного поведения: девиантное, делинквентное (потенциальная возможность к совершению правонарушения) и криминальное.
Хотя проблема девиантности широко исследуется философами, юристами, социологами, психологами и педагогами, единого понимания того, что такое девиантное поведение, нет.
Девиантность в переводе с латинского – отклонение с дороги. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. Трудновоспитуемые дети и подростки – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.
Помимо негативного смысла у понятия «девиантность» существует и позитивный: отклониться от среднего стандарта можно как в отрицательную, так и в положительную сторону. Социальная опасность девиаций заключается в их способности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения. Поэтому в ряде случаев девиации причисляются к противоправным деяниям и подлежат нормативному контролю со стороны органов правопорядка.
Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Основные виды девиантного поведения детей и подростков – это систематические прогулы учебных занятий, побеги из дома, ранняя алкоголизация, курение, употребление наркотических и токсических веществ, воровство, азартные игры, сквернословие, курение, хулиганство, искаженные половые влечения, пиромания, драки.
2. Существуют несколько научных подходов к пониманию причин девиантного поведения. В конце XIX – начале ХХ в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Его теория получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями – они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей. Уильям Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела, зависимость от этого тех или иных характерных личностных черт. Физические особенности тела человека также, по его мнению, являются причинами девиаций. Сторонники психологической трактовки связывали девиантное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психического равновесия и т.п.) Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, обусловлены генетической предрасположенностью.
Развернутое социологическое объяснение девиантного поведения впервые дал Э. Дюркгейм. По его мнению, основной причиной девиации является аномия, буквально «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неустойчивости социальных связей (кризис, смешение социальных групп, миграция и т.д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считал, что отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное значение: девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.
Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей.
Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится конформистом с точки зрения широких слоев общества.
Г. Беккер отверг многие социологические и психологические объяснения девиантного поведения. Его концепция – теория стигматизации (наклеивания ярлыков) – объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Беккер высказал мысль, что суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером, а также тем, как его оценивают другие люди.
Конфликтологический подход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер.
Что касается личности школьника, то психологами и педагогами выделены такие конкретные причины их девиантного поведения, как проблемы в семье ребенка (недостаток внимания, контроля со стороны родителей за детьми; негативный пример, который дают родители детям; нищета в семьях; пьянство родителей; снижение их интеллектуального уровня), влияние группы неформального общения с антисоциальной направленностью, отставания в учебе, болезни, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими. Не менее важное значение имеют и отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.
К числу важных причин специалисты относят также нестабильность экономики, саму государственную политику по отношению к проблемам детства, семьи, отсутствие позитивных образцов в средствах массовой информации.
3. Существует несколько классификаций типов девиантного поведения, рассмотрим две из них.
В зависимости от того, насколько девиантное поведение расходится с социокультурными традициями общества, как оно влияет на личность самого девианта и затрагивает интересы окружающих его людей, девиации можно разделить на два типа:
а) конструктивные девиации, или поведенческие отклонения, имеющие наряду с разрушающим началом созидательный характер;
б) деструктивные девиации, или поведение преступного характера с преобладающим разрушительным началом.
Девиации первого типа – это естественная реакция на изменившуюся обстановку, попытка приспособиться к новой ситуации и достигнуть желаемого результата без нанесения физического и материального ущерба окружающим и себе. Такие девиации могут впоследствии трансформироваться в новые социальные нормы.
Девиации второго типа следует разделить на два подтипа:
n отклонения, приводящие к саморазрушению личности (в данном случае человек неадекватно реагирует на необходимость изменений в обществе, сосредоточивает свои усилия не на созидательной деятельности по его совершенствованию, а на разрушению собственного сознания, своего «естества»;
n субъект наносит материальный и физический ущерб окружающим людям, посягает на общечеловеческие ценности, общество должно в этом случае не просто порицать, лечить, а наказывать.
Существует также типологизация девиантного поведения по Р. Мертону. В соответствии со своей теорией он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются также типами приспособления к обществу.
Первый тип поведения – конформность – предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.
Второй тип девиантного поведения – инновация – предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Например, цель – достижение богатства, а средства к ее достижению – не занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех, а предрасположенность к незаконным способам осуществления цели – рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.
Третий тип – ритуализм – предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.
Четвертый тип – ретретизм – предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.
Пятый тип – бунт – предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.
Девиация – это источник беспокойства для окружающих. Американские социологи еще в 30-е гг. обнаружили, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Таким образом, отклонения в поведении подростков следует рассматривать как своеобразный индикатор, реагирующий на самочувствие индивида в том или ином социуме.
4. Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения подростков ставит перед обществом в качестве одной из важных задач необходимость концентрации усилий, направленных на предупреждение правонарушений среди подростков и молодежи. Под профилактикой девиантного поведения понимается комплекс мер по выявлению и устранению конкретных недостатков семейного, общественного и школьного воспитания, а также целенаправленную работу с теми подростками, которые имеют отклонения в поведении. Следовательно, предупреждение представляет собой систему социальных, психолого-педагогических профилактических мер. Ранняя (первичная) профилактика включает мероприятия, направленные на ликвидацию неблагоприятных факторов, влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам. Можно выделить следующие основные направления этой работы: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание социально позитивно ориентированной личности. Знакомство с нормами морали и права, социальными, этическими, нравственными нормами поведения – базовая основа первичной профилактики в школьной среде.
Рекомендуемая литература
Задания по УИРС, НИРС
1. Составьте и заполните таблицу:
Факторы, провоцирующие девиантное поведение |
Проявления и общая характеристика |
2. Составьте интервью на тему «В чем причина отклонений в поведении подростков?» и проведите его с социальными педагогами в нескольких школах. Результаты обработайте.
ebooks.grsu.by
Если исходить из определения девиантного поведения как действий и поступков людей, социальных групп, которые противоречат социальным нормам, признанным стандартам поведения, то можно сказать, что отклоняющееся поведение бывает двух видов. Это, во- первых, поведение, приобретающее общественно неприемлемые, даже опасные (например, преступность) формы, вследствие чего общество вынуждено применять определенные санкции (наказания) или лечение. Во-вторых, отклоняющееся поведение связано с тем, что всякое общество постоянно находится в развитии, действующие социальные нормы, критерии, стандарты устаревают, и их необходимо менять. В данном случае девиация носит позитивный характер и представляет собой социальное творчество.
Можно выделить три основных компонента девиации:
— человек, которому свойственно девиантное поведение;
— ожидание или норма, которые служат критерием оценки девиантного поведения;
— некий другой человек, группа или организация, реагирующие на девиантное поведение.
Далее девиантное поведение будет рассматриваться в аспекте его негативного, опасного для общества и личности проявления, в частности преступность, пьянство, наркомания, проституция.
Первые попытки научных исследований отклонений были предприняты более ста лет назад. Медиков и физиологов крайне интересовали индивиды, которым были свойственны отклонения. Среди ученых, которые стремились объяснить причины девиантного поведения с биологической точки зрения, большую известность получил итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835 — 1909). Он утверждал, что существует связь между криминальным поведением и физическими недостатками людей, что преступность по своей природе наследственна и что «криминальный тип» есть результат деградации людей к более ранним формам животной жизни. Об этом, по его мнению, свидетельствовали обнаруженные им в ходе исследований у большинства преступников физические аномалии («стигмы»). Речь шла об «отклонениях» в размерах и форме головы, о дефектах в расположении и строении глаз, скошенных подбородках и «чрезмерно» длинных руках, пониженной чувствительности к боли. Идеи Ч. Ломброзо не смогли выдержать достаточно тщательной проверки. Группа английских ученых под руководством Чарлза Горинга пришла к выводу, что такого феномена, как «физически преступный тип», не существует.
В последнее время биологическое объяснение девиации фокусируется на аномалиях половых хромосом (AT). В соответствии с нормой женщина обладает двумя хромосомами типа X, а мужчина одной хромосомой типа Хи одной хромосомой типа К Датский ученый Уиткин и его коллеги обнаружили (1976), что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдается более высокий уровень правонарушений, чем среди тех, кто входил в контрольную группу и не обладал дополнительной хромосомой.
Психологическое объяснение отклонений основывается на попытках установления связи между психическим состоянием людей («слабоумием», «психопатией» и т. п.) и их криминальным поведением.
Согласно взглядам некоторых психоаналитиков, каждый человек в душе преступник. Преступные тенденции рассматриваются как главные в человеческом характере, как основные свойства Homo sapiens. 3. Фрейд говорил в связи с этим, что культура должна использовать любую возможность для ограждения общества от агрессивных инстинктов, которые появляются в результате реакций, возбуждаемых в мозгу человека. Однако, как полагают последователи З. Фрейда, было бы серьезной ошибкой считать основными свойствами человека импульсы враждебности, агрессивности и сексуальности, искать причины девиаций только в деформированной психике. Эрих Фромм, например, утверждал, что людям в той же степени присущи созидательность, любовь и сотрудничество. Скорее всего, девиация возникает под действием сочетания многих социальных и психологических факторов. Социологическое объяснение девиантного поведения, не отрицая роли биологических причин и психологических свойств человека в детерминации его поведения, связывает девиацию с социальными обстоятельствами. Социологи считают, что и личность, и ее поведение формируются под их непосредственным воздействием, а также, по крайней мере косвенно, под еще большим влиянием всей структуры общества.
Первое классическое исследование девиантного поведения в социологии провел Э. Дюркгейм. Он выдвинул понятие аномии, которое означает состояние общества, характеризующееся отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.
Аномия свойственна нынешнему российскому обществу, переживающему глубокий социально-политический и экономический кризис. Переход к относительно свободной нормативной структуре промышленного общества по западному образцу, отказ от традиций, идеалов и предрассудков советского периода поставили многих российских граждан в неопределенное социальное положение, лишили коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом. Особой концентрации аномия достигает сегодня в экономической жизни — сфере, подвергающейся коренному реформированию. Личный расчет, свободный рынок, конкуренция и т. п. разрушающе действуют на традиционные моральные ограничения бывшего советского общества в условиях, когда еще не окрепла новая мораль индивидуализма, адекватная современной жизни.
Одна из главных социально-исторических причин аномии — уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором способов действий и поведения, чем в условиях неопределенности в подвижной открытой социальной системе с универсальными нормами, формально равными для всех, но фактически недоступными или бесполезными значительному числу граждан. Здесь — истоки тоски у определенной части наших соотечественников, особенно пожилого возраста, по недалекому прошлому и «бегства от свободы». Тем не менее путь ослабления аномии не в искусственной реставрации патриархально-репрессивной дисциплины традиционных институтов, считал Э. Дюркгейм, а в дальнейшем развитии либерального «морального индивидуализма» новых профессиональных групп, свободных от средневековой замкнутости, но способных взять на себя санкции нравственного контроля и защиты своих членов перед лицом государства.
С точки зрения человеческого поведения понятие аномии Э. Дюркгейма включает два аспекта. Один относится к обеспеченности действия определенными целями (условно, безнормность), другой связан с возможностью реализации этих целей (они могут быть ясны, но недоступны), т. е. с конфликтом норм в культуре. Отсюда две разные линии теоретического применения понятия аномии в современной социологии. Если в аномии видят «безнормность», то девиантное поведение объясняют в контексте понятий «отчуждение», «социальная дезинтеграция», «слабая социо - лизация» и т. п.
Второй аспект (конфликт норм в культуре) разработал Р. Мер-тон, сделав важнейший после Э. Дюркгейма вклад в теорию аномии.
По Р. Мертону, аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными институциональными средствами их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь диктуемых обществом целей «нормальными», им же установленными средствами. Например, сегодня в российском обществе культивируются такие ценности, как богатство, предпринимательский успех, частная собственность. В развитых странах, чтобы достичь этих целей, необходимо получить хорошее образование и устроиться на работу, например, в торговую или юридическую фирму. В российском обществе реальное положение дел свидетельствует о падении престижа высшего образования, о невозможности хорошо заработать честным трудом. Р. Мертон оказывается прав, считая, что, когда люди не могут достичь успеха с помощью социально одобряемых средств, они прибегают к незаконным способам, например рэкету, спекуляции, финансовым махинациям и т. п. Что и наблюдается сегодня в нашем обществе.
В последние годы сформировалось несколько новых подходов к объяснению девиации.
Культурологические теории объясняют девиантное поведение существованием субкультур внутри господствующей культуры как неких автономных образований, определяющих стиль жизни и мышление их носителей, отличающихся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей или даже институтами (субкультура преступного мира, субкультура молодежи).
Отклоняющееся поведение в рамках культурологических теорий является следствием обучения, передачи делинквентной (способствующей совершению проступков) субкультуры входящим в нее лицам.
Т. Селлин (род. 1938) и Н. Миллер (род. 1958) считают, что девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат доминирующей культуре. Е. Сутерленд (род. 1939) пытался объяснить, почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной» субкультуры, в то время как другие ее не приемлют. Он утверждал, что преступности обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей.
Теория стигматизации {наклеивания ярлыков или клеймения) объясняет отклоняющееся поведение негативной социальной реакцией, стигматизацией (клеймением) человека, чье поведение отклоняется от норм.
При первом восприятии человека, считает Э. Гоффман, у людей возникает некоторое представление о нем, ему дается определенная оценка. Это и есть стигма (штамп, клеймо). В ней отражена разница между оценочной и реальной идентичностью личности, ее стереотипным восприятием и истинными свойствами. С помощью стигмы люди классифицируются на положительных и отрицательных. Различают три вида стигм:
1) физические недостатки;
2) недостатки характера — слабая воля, неестественные пристрастия, примитивные убеждения, психические болезни, алкоголизм;
3) расовые, национальные, религиозные недостатки, переносимые на всех членов.
Человек «с клеймом» в общественном сознании неполноценен. Теория штампов У. И.Томаса и теория навешивания ярлыков Г. Беккера направлены против объяснения отклонений, исходящего из качеств или свойств личности. Они помещают в центр своего исследования не индивида, который совершает те или иные действия, а сами действия, которые совершает этот индивид в конкретной ситуации.
Теория штампов основывается на теореме У. И.Томаса: «Если человек определяет ситуацию как действительную, то она становится действительной по своим последствиям»1, несмотря на собственное, «внутреннее» содержание истинного в ситуации, т. е. невзирая на то, действительна она фактически или нет.
Другими словами, если люди определяют ситуацию как истинную, ее результат оказывается для них истинным, потому что они реагируют на нее как на истинную.
Проще всего теорию штампов изложить следующим образом: назови человека отклоняющимся, и он таким станет! Человек сам по себе не является отклоняющимся, но постепенно может стать таким, если ему достаточно последовательно внушать эту мысль. Отклонение — это не индивидуальное свойство, а релятивное (относительное). Отклоняющийся проходит путь развития, завершающийся представлением о постоянном отклонении, которое понятно как самому человеку, так и его окружающим. Процесс социализации не завершается, пока человек не идентифицирует сам себя с отклоняющимся. Такой подход по-новому высвечивает тот феномен, что многие люди с отклонениями воспринимают свои отклонения положительно. Их личность может ассоциироваться положительно в группе, где эти отклонения не носят негативного оттенка. Этим можно объяснить, почему публичные моральные проповеди и другие санкции часто оказывают столь слабое воздействие как попытки направить человека с отклонениями на путь истинный.
Г. Беккер предложил концепцию, учитывающую политический аспект девиации. Он считал, что отклоняющееся поведение связано со способностью влиятельных групп общества навязывать другим определенные стандарты поведения. С этой точки зрения девиация есть не качество поступка, который совершает человек, а, скорее, следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя».
Концепция Г. Беккера названа теорией наклеивания ярлыков, так как объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп.
Еще более ярко выраженный политический подход к девиации у сторонников конфликтологических теорий. Согласно их точке зрения, создание законов и подчинение им являются частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами.
В новейших теориях динамики социальных систем также считается, что определенная мера девиации необходима для поддержания социального порядка и что система сама заботится о том, чтобы поддерживать в определенной пропорции порядок и хаос, проявлением которого и выступает девиантное поведение.
all-politologija.ru