Причины девиантного поведения человека. Причины девиантного поведения


каковы его причины и когда закладывается

В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.

Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.

Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.

два типа девиантного поведения

Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:

  1. Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
  2. Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.

Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:

  • Тотальный конформизм (нормальность) поведения. Это человек, который принимает нормы общества, получает образование, имеет работу, двигается вперед, тем самым реализую как собственные, так и социальные потребности.
  • Инноваторы – люди, которые соглашаются с целями своей деятельности, которые одобряются обществом, но в то же время не следуют общепринятым средствам достижения целей. Они придумывают новые и нестандартные средства достижения целей. К примеру, это люди, которые занялись приватизацией государственной собственности, построением финансовых «пирамид», «рэкетом». Это именно тот тип девиантного поведения, который часто имеет положительный окрас. Это двигатели прогресса.
  • Ритуалисты – это люди, которые доводят до абсурда нормы и принципы общества. Они требуют соблюдения всех прописных правил, часто устраивают забастовки.
  • Ретреатизм означает бегство от действительности. Это люди, которые отвергают цели и пути их достижения. Сюда относятся бомжи. Алкоголики, наркоманы, монахи.
  • Революционеры – люди, отвергающие устаревшие цели и заменяющие их на новые.

Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения

Психологические причины девиантного поведения

В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная ( правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

  1. Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
  2. Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

Социальные причины девиантного поведения

  1. Социальное неравенство. Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
  2. Низкая моральность, духовность общества. Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
  3. Окружающая среда, которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.

Социальные причины девиантного поведения

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростков возрасте

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

подростковый возраст

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Девиантное поведение в предподростковом возрасте

Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».

Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.

Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.

Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.

В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:

  1. Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
  2. Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
  3. Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
  4. Правосознание человека.

предподростковый возраст

Таким образом, девиантное поведение обусловлено как социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.

Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Причины девиантного поведения

причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это поступок человека или группы людей, который не соответствует общепринятым нормам. Причем определение такого поведения очень абстрактно, ведь любое общество имеет свои нормы и то, что в преступном мире считается общепринятой нормой – заработок на грабеже, то в ином обществе называется девиантом.

Виды и причины девиантного поведения могут быть позитивными и негативными. Позитивный девиант – это преодоление социальных норм для качественного изменения социального строя. А негативное девиантное поведение способствует разрушению, деградации.

Девиантное поведение может выражаться в правонарушениях или в экстремизме, революциях, митингах. Такое поведение используют религиозные экстремисты, революционеры, террористы, все те, кто борются с обществом, внутри которого находятся.

Причины возникновения девината

Причины девиантного поведения не имеют точной, научной трактовки. Зато есть самые разные теории, о которых мы и поговорим.

Физиология

Причины возникновения девиантного поведения ищут и находят в генетических предрасположенностях, психических отклонениях, особых чертах характера и внешнего вида. Причем эти девиации в основном проявляются в виде аддикций – пагубных пристрастий, которые служат способом замены реальности иллюзорным миром алкоголя, никотина, наркотиков. Результат аддикций – это разрушение личности.

Что касается социальных причин девиантного поведения, они гораздо больше и обширней охватывают суть явления. Существует сразу несколько теорий:

  1. Дезориентация – это разногласие между жизненным опытом человека и общепринятыми нормами. Как бы жизнь, прожитая человеком, его опыт говорит о том, что придерживаясь общественных норм, никуда не придешь. В таких случаях возникает аномия – полное отсутствие общественных норм поведения человека.
  2. По-другому сформулировал эффект аномии американский социолог Р. Мертон. Согласно его теории, аномия – это не отсутствие норм, а невозможность им следовать. В современном обществе главными общепринятыми целями считаются успех и благополучие. Общество не дает всем людям равных условий для достижения этих целей, в таком случае и проявляется девиация. У человека есть скупой выбор – нарушения закона, чтобы достичь общепринятых целей (успеха и богатства) или отказ от стремления к этим целям, и соответственно, забытье – наркотики, алкоголь и т.д. Также возможен и бунт против общества.
  3. Психологической причиной девиантного поведения является и навешивание ярлыков. К примеру, преступник искренне решил встать на путь истинный, однако общество, зная, что он преступник не доверяет ему, не дает работы, постоянно напоминает, что он «плохой». Дойдя до психологического предела, этот человек вынужден вернуться на криминальный психологические причины девиантного поведенияпуть, ведь общество не оставило ему другого выбора. Девиантное поведение – это, своего рода, фол последней надежды в футболе.

Среди всех социальных групп, девиациям наиболее подвержены подростки. У них уже развито стремление к самореализации, но жизнь еще не предоставляет им возможности осуществить и реализовать себя. Психика подростков очень ранимая, и чувствительная к ущемлению прав и возможностей. Иногда, хватает всего одного необоснованного обвинения или укоризны родителей или школьных учителей, чтобы подросток ступил на путь девиантного поведения. А самый простой способ стать девиантом – это алкоголь, наркотики, курение.

Как правило, девиации именно негативные, однако есть и исключения. К примеру, гениальность, творчество, новаторство может расцениваться обществом, как чудачество. И такое невосприятие иного рода мышления, названное чудачеством, делает подростков еще более ранимыми и стимулирует к отчуждению.

 

womanadvice.ru

3.Основные причины девиантного поведения

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп “риска”:

Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

Морально-этическийфактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.

Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

4.Алкоголизм как вид девиантного поведения

С давних пор человечеству известны опья­няющие напитки. Изготавливались они из растений, и их по­требление было частью религиозного ритуала, которым со­провождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промыш­ленный способ получения этилового спирта. Именно это от­крытие сделало возможным массовое потребление алкого­ля, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в та­ких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в упот­ребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой ци­вилизации — проблему алкоголизма.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элемен­том социальных ритуалов, обязательным условием офици­альных церемоний, праздников, некоторых способов время­препровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, гра­бежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрез­вом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. По ка­ким критериям можно судить об алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы социо­логических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и струк­тура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртно­го; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, напри­мер, регулярность потребления, длительность, связь с при­емом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распреде­ление потребления алкоголя между мужчинами и женщи­нами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечислен­ные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно об­наружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и произ­водства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, на­правленные на уменьшение потребности в алкоголе, улуч­шение социальных и экономических условий жизни, рост об­щей культуры и духовности, спокойная, взвешенная инфор­мация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введе­ния на территории некоторых стран «сухого закона» (Анг­лия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя — не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, пси­хологический, демографический, юридический и медицинс­кий аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, “потирание рук”, эмоциональная приподнятость. Чем больше “алкогольный стаж” тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.

Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.

Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Алкоголизм - это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы “поймать кайф” доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля. Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

studfiles.net

1.1. Причины девиантного поведения

Традиционно причины девиантного поведения подразделяются на две группы:

  1. причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

  2. причины, связанные с социальными и психологическими проблемами.

По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрас­тными кризисами.

Остановимся более подробно на каждой из этих групп.

Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. По данным М. Раттера (1999), серьезными психическими отклонениями стра­дают от 5 до 15% детей. Если к этому числу добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстрой­ства эпизодического характера, становятся ясными раз­мер и суть проблемы. Лишь малая -часть этих детей по­падает на прием к психиатру. Раттер указывает, что широта проблемы говорит о том, что в ее решении долж­ны принимать участие педиатры и специалисты, не свя­занные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники. Разумеется, они не могут поставить диагноз, но выделить симптомы и посоветовать, при необходимо­сти, родителям ребенка обратиться к врачу — могут. Среди симптомов психических и психофизиологических расстройств Раттер выделяет, прежде всего, следующие:

  • неадекватность поведения ребенка нормативам, со­ответствующим его возрасту и половой принадлеж­ности. Например, тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков;

  • длительность сохранения расстройства. Кратковре­менные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства сохраняются дли­тельное время, это уже отклонение от нормы. То же относится и к колебаниям в поведении и эмоцио­нальном состоянии детей;

  • изменения в поведении ребенка, не характерные для него, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созрева­ния;

  • повторяемость негативных реакций. Например, ро­дители считают, что у ребенка появились ночные кошмары. Не следует обращать на это особого вни­мания, если об этом известно со слов ребенка. Дру­гое дело, если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто;

  • ряд симптомов, присутствующих одновременно. Как правило, один, существующий изолированно, симптом не должен вызывать беспокойства, в отли­чие от ситуации, когда имеют место несколько сим­птомов, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

Разумеется, все перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живет и развивается ребенок.

Иногда психиатрический подход к проблеме отклоняю­щегося поведения рассматривается как наиболее объектив­ный. Так, широко распространена концепция акцентуаций характера, то есть временных изменений характера, сгла­живающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взрос­ления (А. Е. Личко, 1985). Но этот подход не может быть единственным, объясняющим причины нарушения пове­дения. Девиантному поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а, как считают многие уче­ные, психологические особенности личности, которые фор­мируются под их влиянием.

Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведе­ния. Педагогам, даже если они считают себя осведом­ленными в медицине, ста­вить подростку диагноз ни в коем случае не рекоменду­ется. Если же учитель в силу профессиональной не­обходимости узнал диагноз, ему следует особо позабо­титься о сохранении конфи­денциальности для того, чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей.

Связи типов психических отклонений и акцентуации характера с определенными типами правонарушений не выявлено.

По данным В. В. Ковалева (1995), чаще всего совер­шают преступления подростки с остаточными явления­ми органического поражения головного мозга (33,1 % преступлений от общего числа, совершенных детьми с психическими отклонениями), следом за ними — имею­щие патологии характера (4,4%) и неврозы (2,6%).

Вопрос о влиянии психопатологии (в любом возрас­те) на поведение личности остается дискуссионным. Про­блема соотношения психических отклонений и антиоб­щественного поведения — одна из самых сложных и запутанных в психиатрии. В качестве наиболее распрос­траненных аномалий, сочетающихся с девиантным по­ведением, называют следующие: психопатия; алкого­лизм; невротические расстройства; остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболе­вания головного мозга; интеллектуальная недостаточ­ность. Люди, имеющие психические расстройства, про­являют сниженную способность к осознанию и контролю своих действий вследствие интеллектуальной или эмо­ционально-волевой патологии. В то же время отклоне­ния от медицинской нормы нельзя считать конкретны­ми причинами преступных действий, хотя в ряде случаев они сочетаются (В. В. Ковалев, 1995).

М. Раттером (1999) было осуществлено лонгитюдное 30-летнее исследование развития детей, состоявших на учете в специальных детских клиниках в 1920-х годах в США. Автор обнаружил, что судьба детей, которых при­водили в клинику с жалобами на асоциальное поведение, в общем-то, довольно печальна. Став взрослыми, они не только чаще подвергались арестам и заключениям, чем дети, составившие контрольную группу (родители кото­рых никогда не обращались в клинику с жалобами на своих детей), но также испытывали гораздо больше труд­ностей в браке, имели более низкий заработок, весьма однообразные социальные отношения, худшие профес­сии, гораздо чаще злоупотребляли алкоголем.

Из группы детей с асоциальным поведением только один из шести во взрослом периоде жизни отличался пси­хическим здоровьем; вместе с тем приблизительно в чет­вертой части случаев были выявлены психопатические расстройства личности. Эти последствия наиболее часто встречались у тех детей, асоциальное поведение которых было и частым, и разнообразным, проявлялось к тому же за пределами семьи или круга друзей ребенка. Дети, ко­торые, став взрослыми, приобрели психопатические личностные расстройства, в детстве значительно чаще про­являли агрессивность по отношению к незнакомым лю­дям или лицам, обладающим авторитетом (М. Раттер, 1999).

X. Ремшмидт (1994) в этиологии девиантного поведе­ния подростков выделяет легкие эмоциональные повреж­дения без признаков других психических заболеваний; выраженные эмоциональные нарушения, которые мани­фестируются страхами, тоской или насильственным спо­собом поведения.

Расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с патологией влечений, например, патологическое пове­дение с периодическим неодолимым влечением к поджо­гам (пиромания) или воровству (клептомания). К этому же ряду расстройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжничество. В целом синдром нарушен­ных влечений характеризуется импульсивностью, стой­костью, чужеродностью и неодолимостью. X. Ремшмидт (1994) говорит о чередовании состояний «усиления вле­чений и агрессии» и «абсолютной утраты влечений».

Причины, связанные с социальными и психологичес­кими проблемами. Наиболее общей причиной социально­го характера, как ни странно, является отношение обще­ства к подросткам. Известно, что проблемы подросткового возраста возникли только тогда, когда общество стало рас­сматривать подростков как особую группу людей и наде­лять их особыми правами. Приводятся данные историчес­ких исследований, в которых доказано, что вплоть до XVIII в. проблемы трудных подростков, детского и под­росткового возраста вообще не существовало ни в меди­цине, ни в философии, ни в педагогике. В Средние века дети включались во взрослый мир, начиная с семилетне­го возраста, и переходного, трудного возраста не существо­вало.

Только в XVIII в. были сформулированы основные осо­бенности детей как особой группы, требующей специаль­ного внимания. В этот период в обществе были определе­ны обязанности родителей по отношению к духовному и физическому благосостоянию своих детей и, как след­ствие, развился особый тип эмоциональных отношений в семье. Для детей было введено обязательное посещение школы. В последующем веке термин «контроль» по от­ношению к подросткам постепенно сменился на термин «социализация», и были определены ее основные направ­ления и критерии. Только после Первой мировой войны сформировался взгляд на родителей как на помощников и «слуг» детей. Как ни парадоксально, чем больше вни­мания общество уделяло подросткам и чем больше осо­бых прав оно им предоставляло, тем острее становилась проблема трудного возраста (Воспитание трудного ребен­ка..., 2001).

Среди причин, связанных с психологическими и со­циальными проблемами традиционно выделяют следу­ющие:

  1. дефекты правового и нравственного сознания;

  2. содержание потребностей личности;

  3. особенности характера;

  4. особенности эмоционально-волевой сферы.

Как правило, трудности в поведении подростка объяс­няются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он ока­зался, а также недостатками воспитания. Среди наиболее часто встречающихся причин девиантности в подро­стковом возрасте ряд ученых называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влия­ние семьи и ближайшего окружения, зависимость под­ростка от требований, норм и ценностей группы, к кото­рой он принадлежит. Кроме того, девиантное поведение у подростков зачастую является средством самоутверж­дения, протестом против действительности или требова­ний взрослых.

Следует отметить, что агрессивное противостояние «взрослым» нормам, ценностям и требованиям со сторо­ны взрослых, а также следование нормам и правилам референтной группы — наиболее распространенные причи­ны кратковременного трудного поведения. Они же находятся в числе наиболее легко преодолеваемых. Взрос­лым стоит лишь пересмотреть свое отношение к подрос­шим детям, и проблема решится сама собой. Проблема молодежной и подростковой субкультуры и попыток с их стороны отгородиться от влияния взрослых выделялась исследователями во все времена, поскольку она связана с возрастными изменениями подростков. В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется нежела­ние отстать от компании, «быть как все» (31 %). То же самое относится к передаче преступного опыта (Л. М. Злобин, 1973).

Одной из основных причин психологического харак­тера многие исследователи называют низкую самооцен­ку детей, особенно подростков. Самооценка, то есть оцен­ка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведе­ния. От самооценки, прежде всего, зависят взаимоотно­шения человека с окружающими его людьми, его кри­тичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями челове­ка и его возможностями ведут к психологическим сры­вам, повышенной конфликтности подростка, особенно со взрослыми, эмоциональным срывам и т. д. Подросткам в силу возрастных особенностей в некоторые периоды присуща неадекватная оценка своих возможностей и соб­ственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приво­дить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, употреблению никоти­на, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «со­мнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.

Одной из самых распространенных причин социаль­ного характера является влияние социального окруже­ния, в котором живет и развивается ребенок. Развива­ясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противо­речат принятым в обществе, для ребенка они — наибо­лее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформи­рованы моральные нормы и ценности, навыки самосто­ятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения — сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушить закон с целью повышения материального уровня своего жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспиты­вающийся в благополучной атмосфере, может пустить­ся на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

Существуют концепции, в которых авторы перечис­ляют смешанные психофизиологические и социальные причины девиантности.

Так, В. Клайн выделяет шесть типов юных правона­рушителей с психотерапевтической точки зрения (цит. по: Воспитание трудного ребенка..., 2001).

  1. Он просто «валяет дурака». Есть подростки, пове­дение которых изобилует шалостями и неблаговид­ными поступками. Что имеется в виду? Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, безби­летное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на школьной дискотеке, попробовать наркотики. «Шутники» могут без разрешения, не имея прав, укатить на вашем автомобиле, «распи­сать» краской соседский забор или стену школьно­го здания.

  2. Враг родителей. Причиной плохого поведения та­ких подростков может быть и месть одному или обо­им родителям. С течением времени их враждеб­ность по отношению к ним перерастает в настоящую войну. Нередко враждебность сына-подростка об­рушивается на родителей как гром среди ясного неба. Они не понимают, что все эти годы он подав­лял в себе негативные чувства, а теперь они вырва­лись наружу.

  3. Испорченный ребенок. Такого ребенка зачастую на­зывают личностью с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном разви­тии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение — контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье. И теперь он живет по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им.

  4. Органик. Это ребенок с мозговой травмой или задер­жкой умственного развития. Это «расторможен­ный» ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсут­ствием способностей оценивать свои поступки. К несчастью, таких детей часто дразнят или мучают сверстники, потому что они не такие как все или кажутся беззащитными.

  5. Психотики. Это умственно неполноценные, боль­ные дети. Для них характерны галлюцинации, ма­ния преследования, всевозможные навязчивые мысли. Один такой четырнадцатилетний подросток застрелил отца и мать. Объяснял он свой поступок просто: «Мне пришлось это сделать. Они не давали мне застрелить директора школы».

  6. Дурное семя. Этот тип подростков называют еще первичными психопатами. Для них характерны хронические правонарушения в течение всей жиз­ни, здесь уже ничего не поможет. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто еще в дошкольные годы. Обычно такой ребенок постоян­но совершает асоциальные поступки, несмотря на то, что попадается и знает, что наказание неотвра­тимо. Бго не останавливает даже страх, и все дело в том, что он не в состоянии усвоить правила нор­мального, порядочного поведения. Он никого не может любить по-настоящему. У него нет чувства ответственности, ему нельзя доверять. Ему неведо­мы чувства стыда и вины. «Я кричу на него, — рас­сказывает отец, — я его наказываю, бью. Мне ско­ро предъявят обвинение, что я издеваюсь над ребенком. А ему все «как с гуся вода». Он как ни в чем не бывало опять принимается за свое».

Причины, связанные с возрастными кризисами. Воз­растной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Возрастная динамика часто­ты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в преде­лах от 25 до 35 лет; количество преступлений неуклонно растет от 14 до 29 лет; максимум случаев совершения преступлений приходится на 29 лет; с 29 до 40 лет на­блюдается постепенное снижение; после 40 лет преступ­ления редки.

Очевидно, что о девиантном поведении имеет смысл говорить лишь по достижении определенного возраста, не ранее 6-8 лет. Как правило, маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контроли­ровать его и соотносить с социальными нормами. Только в школе ребенок впервые и по-настоящему сталкивает­ся с принципиальными социальными требованиями, и только с началом со школьного возраста от ребенка ожи­дается строгое следование основным правилам поведе­ния.

Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические ре­акции, носящие преходящий характер. Например, во­ровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперак­тивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на потерю близкого человека, задерж­кой в интеллектуальном развитии, невозможностью по­лучить необходимые питание и вещи.

С момента поступления в школу ситуация принципи­ально изменяется — начинается этап интенсивной соци­ализации личности в условиях возросших психических возможностей ребенка.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) нарушен­ное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дис­циплины, прогулы уроков, побеги из дому, лживость и воровство.

Развитие ребенка в школьные годы не всегда проис­ходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет растущий человек проходит несколько стадий возрастного разви­тия, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояния, меняются эмоциональные коммуникативные восприя­тия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют свои­ми мыслями, чувствами и поступками. Часто ломка представлений и установок, изменение желаний и при­вычек происходит быстро. Ребенок не успевает осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним, ре­зультатом чего становится появление неуверенности в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность или склонность к депрессии.

Таким образом, дети и подростки в течение школьно­го периода несколько раз оказываются в кризисных си­туациях (от греческого «сгл818» — поворотный пункт, решение, приговор). Соответственно, многие из них в эти периоды оказываются в разряде детей с трудностями в поведении. Возрастные кризисы рассматриваются как условные обозначения более или менее выраженных со­стояний конфликтности при переходе от одного периода возрастного развития к другому. Общей причиной кри­зисов при этом является несоответствие уровня развития личности реальным возможностям ребенка (в деятель­ности, общении, эмоционально-волевой сфере и др.).

Общеизвестно, что кризис при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту связан с физиоло­гическими изменениями организма, отношениями, скла­дывающимися со взрослыми, и опережающим развити­ем интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием.

Любой кризис несет в себе и конструктивное, и разру­шительное начало. Негативное развитие — только оборот­ная сторона позитивных процессов, происходящих в пе­реломные периоды. Разрушение прежних интересов, негативизм, оппозиционность — лишь способы, которыми Ребенок создает новую мораль и систему ценностей. От того, как взрослые отреагируют на негативные проявления, во многом будет зависеть качество изменений, происходя­щих с ребенком. Нельзя не замечать наиболее опасных негативных проявлений, поскольку они могут закрепить­ся и развиться, но нельзя и «перегибать палку» в излиш­ней строгости и тотальном контроле: это может привести к закреплению негативных проявлений и патологическим изменениям характера.

В.Н. Кудрявцев (1998) считает, что преступная карь­ера, как правило, начинается с плохой учебы и отчужде­ния от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семей­ных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохожде­ние этого пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся данным, 60% профессиональных преступников (воров и мошенников) начали этот путь в шестнадцатилетнем возрасте.

Одним из наиболее прочно связанных с расстройством поведения симптомов является серьезное отставание в усвоении школьных знаний. Создается впечатление, что сам факт неуспеха школьного обучения приводит детей к разочарованию и обиде, которые могут пре­вратиться в протест, агрессию и направленное против общества поведение. Интеллект многих детей с расстройствами поведения является нормальным, но среди тех, чьи показатели интеллектуального развития несколько ниже среднего, отмечается тенденция к увеличению вероятности агрессивного асоциального или противоправного поведения. Аналогичная картина наблюдается среди детей с органическим нарушением мозга.

Дети с нарушенным поведением часто происходят из се­мей, где применяются неадекватные средства воспитатель­ных воздействий и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения. Очень часто у таких детей нет отцов, поэтому у мальчиков отсутствует адекватный образец мужского поведения для идентификации, им не хватает обеспечиваемого отцом опы­та мужских форм взаимоотношений. Среди таких детей наи­более часты случаи прогулов школы, а воровство обычно со­вершается совместно с другими детьми.

Нарушения поведения почти всегда характеризуют­ся плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрес­сивностью, демонстративным неповиновением, разру­шительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими раз­личными формами поведения существуют связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школь­ном возрасте были агрессивными и задиристыми, с боль­шой вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению, став старше. С точки зрения этиологии сопутствующих нарушений дети с социальной дезадаптацией имеют очень много общих черт, однако группа таких расстройств является далеко не однородной.

Первое, что со всей оче­видностью бросается в глаза, — это тот факт, что синд­ром нарушенного поведения гораздо чаще встречается среди мальчиков. Это осо­бенно отчетливо проявля­ется в случаях антиобще­ственных поступков, где число мальчиков превосхо­дит соответствующее число, девочек.

Несмотря на рост женской преступности, ее относи­тельные показатели значительно ниже мужских, напри­мер женские преступления в России составляют 15% от общего числа зарегистрированных случаев.

Можно говорить о преступлениях, более свойственных женщинам или мужчинам. Такие деликты, как убийство детей, проституция, воровство в магазинах, чаще совер­шают женщины. Мужчины же чаще угоняют автомоби­ли, учиняют разбои, кражи, наносят телесные повреж­дения, убивают. Существуют и типично мужские преступления, например изнасилование.

Следует отметить, что социально-экономический кри­зис в России способствовал росту антисоциального поведения, в том числе и в детской возрастной группе. Обни­щание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок — все это неизбежно приводит к тому, что беспризорный ребе­нок становится привычным героем городских улиц. Улич­ное хулиганство младших школьников (кражи кошель­ков и сотовых телефонов, вымогательство) сочетается с бродяжничеством, употреблением наркотических ве­ществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях дет­ское девиантное поведение закономерно переходит в про­тивоправное поведение в подростковом и взрослом возрасте.

Противоправные действия в подростковом возрасте (12-17 лет) являются более осознанными и произволь­ными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими как кражи и хулиганство — у мальчиков, кражи и проституция — у девочек, приоб­ретают широкое распространение новые их формы — торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностран­цев. По статистике, большая часть преступлений, совер­шенных подростками, — групповые. В группе снижает­ся страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе.

Таким образом, в подростковом возрасте в силу слож­ности и противоречивости особенностей растущих лю­дей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные пред­посылки для возникновения и проявления разных форм нарушения поведения.

studfiles.net

Причины девиантного поведения: 5 теорий

Отклоняющееся от нормы поведение доставляет много неприятностей обществу и конкретным семьям. Девиантное поведение – это неспособность личности держаться в социальных рамках, соблюдать правила, установленные в группе. Исследователи в разные времена задумывались, что же заставляет человека вести себя плохо. Причины девиантного поведения даже в наше время не ясны до конца. На сегодняшний день разработано 5 серьезных теорий, объясняющих девиантное поведение. Рассмотрим их подробнее.

1. Теория контроля

Эта теория объясняет, почему большинство людей все-таки избегает отклоняющегося поведения. Именно связи в обществе, вовлеченность, оказывают контролирующее влияние на человека, поэтому те, кто хочет быть частью общества, стараются уважать писаные и неписаные законы. Обычно девиантное поведение детей связано с тем, что у них нет друзей, которые уважали бы социальные нормы. А родители не авторитет, и не могут осуществлять контроль над правильностью поступков. Если человек чувствует, что он приложил усилия для того, чтобы стать членом группы, то существует большая вероятность, что он будет стараться соответствовать ожиданиям значимых людей. Таким образом, группа контролирует поведение индивидуума.

2. Теория дифференцированной ассоциации

Ассоциация в данном словосочетании означает социальные связи. Если объяснять простым языком, то эта теория говорит о том, что человек при принятии решения повести себя неправильно оглядывается на людей, которые тоже ведут себя неправильно. Эта теория особенно любима криминалистами. И все мы знаем, что дети, попавшие в плохую компанию, рискуют вести себя тоже плохо. Так вовлекают в воровство, наркоманию и даже организованную преступность. Причины девиантного поведения, согласно этой теории, кроются в «дурном свлиянии». Чтобы его предотвратить, необходимо познакомить подростка со взрослыми, которые могут стать для него авторитетными. Это может быть тренер спортивной секции или профессиональный бодибилдер. Таким людям подростки доверяют больше, чем собственным родителям.

3. Теория аномии

Пусть вас не пугает второе существительное в имени этой теории. Аномией называют особое состояние личности, которое связано с потерей ценностных ориентаций. Эту теорию по праву можно было бы назвать теорией конфликтующих ценностей. Так произошло при распаде СССР. Родители говорили о важности образования, а дети видели, что хозяевами жизни становятся бывшие двоечники. Пропагандировались высокие моральные ценности, а успешными становились люди, которые игнорировали даже самые примитивные социальные нормы. То есть теория эта объясняет причины девиантного поведения тем, что личность растерянна и не знает, как ей действовать в неоднозначной обстановке.

4. Теория ярлыков

Заключается она в том, что человек, однажды сделавший ошибку, становится будто бы отмеченным за девиантное поведение. Причины «неправильного» образа жизни заключается в том, что общество не склонно менять свое мнение о человеке. То есть подросток, который имеет судимость, будет считать себя преступником на всю жизнь. И отношение людей к таким несчастным заставляет тех вписываться в стереотип, ярлык, который был наклеен на них из-за часто случайного и неразумного поступка. Для решения этой проблемы необходимы усилия на уроне государства.

5. Теория девиантных субкультур

Некоторые субкультуры пропагандируют образ жизни, не слишком соответствующий нормам социума. Эта теория перекликается с теорией дифференцированной ассоциации. Но, как правило, эту пятую используют только, чтобы объяснить причины девиантного поведения молодых людей. Конечно, нельзя говорить, что культура хиппи сама по себе заставляла всех принимать наркотики, или что культура панк делала людей слишком агрессивными. Однако тенденции такие были, что и заставило исследователей выделить эту теорию в отдельную.

Все теории объясняют только определенную долю действительности. Поэтому нельзя ни одну из них считать универсальной. Возможно, со временем появятся новые, более точные.

fb.ru

Тема 1. Типы и причины девиантного поведения

Тема 1. Типы и причины девиантного поведения 

1. Понятие «девиантное поведение».

2. Причины девиантного поведения.

3. Типы девиаций.

4. Ранняя профилактика. 

1. Активность людей регулируется, усиливается или, напротив, сдерживается воздействием социальных норм и ценностей, которые предназначены стимулировать сознательную деятельность и блокировать деструктивные намерения. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Существуют три основные разновидности анормативного поведения: девиантное, делинквентное (потенциальная возможность к совершению правонарушения) и криминальное.

Хотя проблема девиантности широко исследуется философами, юристами, социологами, психологами и педагогами, единого понимания того, что такое девиантное поведение, нет.

Девиантность в переводе с латинского – отклонение с дороги. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития  и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. Трудновоспитуемые дети и подростки – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.

Помимо негативного смысла у понятия «девиантность» существует и позитивный: отклониться от среднего стандарта можно как в отрицательную, так и в положительную сторону. Социальная опасность девиаций заключается в их способности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения. Поэтому в ряде случаев девиации причисляются к противоправным деяниям и подлежат нормативному контролю со стороны органов правопорядка.

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Основные виды девиантного поведения детей и подростков – это систематические прогулы учебных занятий, побеги из дома, ранняя алкоголизация, курение, употребление наркотических и токсических веществ, воровство, азартные игры, сквернословие, курение, хулиганство, искаженные половые влечения, пиромания, драки.

2. Существуют несколько научных подходов к пониманию причин девиантного поведения. В конце XIX – начале ХХ в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Его теория получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями – они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей. Уильям Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела, зависимость от этого тех или иных характерных личностных черт. Физические особенности тела человека также, по его мнению, являются причинами девиаций. Сторонники психологической трактовки связывали девиантное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психического равновесия и т.п.) Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, обусловлены генетической предрасположенностью.

Развернутое социологическое объяснение девиантного поведения впервые дал Э. Дюркгейм. По его мнению, основной причиной девиации является аномия, буквально «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неустойчивости социальных связей (кризис, смешение социальных групп, миграция и т.д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считал, что отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное значение: девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.

Теория аномии получила дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится конформистом с точки зрения широких слоев общества.

Г. Беккер отверг многие социологические и психологические объяснения девиантного поведения. Его концепция – теория стигматизации (наклеивания ярлыков) – объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Беккер высказал мысль, что суждение о том, является ли тот или иной поступок девиантным, обусловлено его характером, а также тем, как его оценивают другие люди.

Конфликтологический подход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер.

Что касается личности школьника, то психологами и педагогами выделены такие конкретные причины их девиантного поведения, как проблемы в семье ребенка (недостаток внимания, контроля со стороны родителей за детьми; негативный пример, который дают родители детям; нищета в семьях; пьянство родителей; снижение их интеллектуального уровня), влияние группы неформального общения с антисоциальной направленностью, отставания в учебе, болезни, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими. Не менее важное значение имеют и отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.

К числу важных причин специалисты относят также нестабильность экономики, саму государственную политику по отношению к проблемам детства, семьи, отсутствие позитивных образцов в средствах массовой информации.

3. Существует несколько классификаций типов девиантного поведения, рассмотрим две из них.

В зависимости от того, насколько девиантное поведение расходится с социокультурными традициями общества, как оно влияет на личность самого девианта и затрагивает интересы окружающих его людей, девиации можно разделить на два типа:

а) конструктивные девиации, или поведенческие отклонения, имеющие наряду с разрушающим началом созидательный характер;

б) деструктивные девиации, или поведение преступного характера с преобладающим разрушительным началом.

Девиации первого типа – это естественная реакция на изменившуюся обстановку, попытка приспособиться к новой ситуации и достигнуть желаемого результата без нанесения физического и материального ущерба окружающим и себе. Такие девиации могут впоследствии трансформироваться в новые социальные нормы.

Девиации второго типа следует разделить на два подтипа:

n  отклонения, приводящие к саморазрушению личности (в данном случае человек неадекватно реагирует на необходимость изменений в обществе, сосредоточивает свои усилия не на созидательной деятельности по его совершенствованию, а на разрушению собственного сознания, своего «естества»;

n  субъект наносит материальный и физический ущерб окружающим людям, посягает на общечеловеческие ценности, общество должно в этом случае не просто порицать, лечить, а наказывать.

Существует также типологизация девиантного поведения по Р. Мертону. В соответствии со своей теорией он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются также типами приспособления к обществу.

Первый тип поведения – конформность – предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.

Второй тип девиантного поведения – инновация – предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Например, цель – достижение богатства, а средства к ее достижению – не занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех, а предрасположенность к незаконным способам осуществления цели – рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.

Третий тип – ритуализм – предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.

Четвертый тип – ретретизм – предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

Пятый тип – бунт – предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Девиация – это источник беспокойства для окружающих. Американские социологи еще в 30-е гг. обнаружили, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Таким образом, отклонения в поведении подростков следует рассматривать как своеобразный индикатор, реагирующий на самочувствие индивида в том или ином социуме.

4. Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения подростков ставит перед обществом в качестве одной из важных задач необходимость концентрации усилий, направленных на предупреждение правонарушений среди подростков и молодежи. Под профилактикой девиантного поведения понимается комплекс мер по выявлению и устранению конкретных недостатков семейного, общественного и школьного воспитания, а также целенаправленную работу с теми подростками, которые имеют отклонения в поведении. Следовательно, предупреждение представляет собой систему социальных, психолого-педагогических профилактических мер. Ранняя (первичная) профилактика включает мероприятия, направленные на ликвидацию неблагоприятных факторов, влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам. Можно выделить следующие основные направления этой работы: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание социально позитивно ориентированной личности. Знакомство с нормами морали и права, социальными, этическими, нравственными нормами поведения – базовая основа первичной профилактики в школьной среде.

 

Рекомендуемая литература

  1. Беспалова, Т.С. Особенности понимания подростками целей воспитания // Психология. – 2000. -- № 2. –С.51-60.
  2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
  3. Катович, Н.К. Модели воспитания школьников / Н.К. Катович. – Минск: НМЦентр, 2000. – 116 с.
  4. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М.:ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
  5. Николайчик, Л.Ф. Помочь ребенку потерять ярлык “трудный” // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2003. – № 2. – С. 83-88.
  6. Плоткин, Т.Б., Яковенко, Г.В. Учитель и принимающий наркотики ученик: как обнаружить и чем помочь? // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2000. – № 3. – С. 70-75.
  7. Рычкова, М.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика / М.А. Рычкова. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
  8. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. Н.Н. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.Н. Левко. – Минск: БелЭН, 2001. – 256 с.
  9. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. – М.: Владос, 2002. – 217 с.

 

Задания по УИРС, НИРС

1. Составьте и заполните таблицу: 

 Факторы, провоцирующие девиантное поведение

 Проявления и общая характеристика

 

2. Составьте интервью на тему «В чем причина отклонений в поведении подростков?» и проведите его с социальными педагогами в нескольких школах. Результаты обработайте.

ebooks.grsu.by

Причины и типы девиантного поведения

Если исходить из определения девиантного поведения как действий и поступков людей, социальных групп, которые противоречат социальным нормам, признанным стандартам поведения, то можно сказать, что отклоняющееся поведение бывает двух видов. Это, во- первых, поведение, приобретающее общественно неприемлемые, даже опасные (например, преступность) формы, вследствие чего общество вынуждено применять определенные санкции (наказания) или лечение. Во-вторых, отклоняющееся поведение связано с тем, что всякое общество постоянно находится в развитии, действующие социальные нормы, критерии, стандарты устаревают, и их необходимо менять. В данном случае девиация носит позитивный характер и представляет собой социальное творчество.

Можно выделить три основных компонента девиации:

— человек, которому свойственно девиантное поведение;

— ожидание или норма, которые служат критерием оценки девиантного поведения;

— некий другой человек, группа или организация, реагирующие на девиантное поведение.

Далее девиантное поведение будет рассматриваться в аспекте его негативного, опасного для общества и личности проявления, в частности преступность, пьянство, наркомания, проституция.

Первые попытки научных исследований отклонений были предприняты более ста лет назад. Медиков и физиологов крайне интересовали индивиды, которым были свойственны отклонения. Среди ученых, которые стремились объяснить причины девиантного поведения с биологической точки зрения, большую известность получил итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835 — 1909). Он утверждал, что существует связь между криминальным поведением и физическими недостатками людей, что преступность по своей природе наследственна и что «криминальный тип» есть результат деградации людей к более ранним формам животной жизни. Об этом, по его мнению, свидетельствовали обнаруженные им в ходе исследований у большинства преступников физические аномалии («стигмы»). Речь шла об «отклонениях» в размерах и форме головы, о дефектах в расположении и строении глаз, скошенных подбородках и «чрезмерно» длинных руках, пониженной чувствительности к боли. Идеи Ч. Ломброзо не смогли выдержать достаточно тщательной проверки. Группа английских ученых под руководством Чарлза Горинга пришла к выводу, что такого феномена, как «физически преступный тип», не существует.

В последнее время биологическое объяснение девиации фокусируется на аномалиях половых хромосом (AT). В соответствии с нормой женщина обладает двумя хромосомами типа X, а мужчина одной хромосомой типа Хи одной хромосомой типа К Датский ученый Уиткин и его коллеги обнаружили (1976), что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдается более высокий уровень правонарушений, чем среди тех, кто входил в контрольную группу и не обладал дополнительной хромосомой.

Психологическое объяснение отклонений основывается на попытках установления связи между психическим состоянием людей («слабоумием», «психопатией» и т. п.) и их криминальным поведением.

Согласно взглядам некоторых психоаналитиков, каждый человек в душе преступник. Преступные тенденции рассматриваются как главные в человеческом характере, как основные свойства Homo sapiens. 3. Фрейд говорил в связи с этим, что культура должна использовать любую возможность для ограждения общества от агрессивных инстинктов, которые появляются в результате реакций, возбуждаемых в мозгу человека. Однако, как полагают последователи З. Фрейда, было бы серьезной ошибкой считать основными свойствами человека импульсы враждебности, агрессивности и сексуальности, искать причины девиаций только в деформированной психике. Эрих Фромм, например, утверждал, что людям в той же степени присущи созидательность, любовь и сотрудничество. Скорее всего, девиация возникает под действием сочетания многих социальных и психологических факторов. Социологическое объяснение девиантного поведения, не отрицая роли биологических причин и психологических свойств человека в детерминации его поведения, связывает девиацию с социальными обстоятельствами. Социологи считают, что и личность, и ее поведение формируются под их непосредственным воздействием, а также, по крайней мере косвенно, под еще большим влиянием всей структуры общества.

Первое классическое исследование девиантного поведения в социологии провел Э. Дюркгейм. Он выдвинул понятие аномии, которое означает состояние общества, характеризующееся отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Аномия свойственна нынешнему российскому обществу, переживающему глубокий социально-политический и экономический кризис. Переход к относительно свободной нормативной структуре промышленного общества по западному образцу, отказ от традиций, идеалов и предрассудков советского периода поставили многих российских граждан в неопределенное социальное положение, лишили коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом. Особой концентрации аномия достигает сегодня в экономической жизни — сфере, подвергающейся коренному реформированию. Личный расчет, свободный рынок, конкуренция и т. п. разрушающе действуют на традиционные моральные ограничения бывшего советского общества в условиях, когда еще не окрепла новая мораль индивидуализма, адекватная современной жизни.

Одна из главных социально-исторических причин аномии — уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором способов действий и поведения, чем в условиях неопределенности в подвижной открытой социальной системе с универсальными нормами, формально равными для всех, но фактически недоступными или бесполезными значительному числу граждан. Здесь — истоки тоски у определенной части наших соотечественников, особенно пожилого возраста, по недалекому прошлому и «бегства от свободы». Тем не менее путь ослабления аномии не в искусственной реставрации патриархально-репрессивной дисциплины традиционных институтов, считал Э. Дюркгейм, а в дальнейшем развитии либерального «морального индивидуализма» новых профессиональных групп, свободных от средневековой замкнутости, но способных взять на себя санкции нравственного контроля и защиты своих членов перед лицом государства.

С точки зрения человеческого поведения понятие аномии Э. Дюркгейма включает два аспекта. Один относится к обеспеченности действия определенными целями (условно, безнормность), другой связан с возможностью реализации этих целей (они могут быть ясны, но недоступны), т. е. с конфликтом норм в культуре. Отсюда две разные линии теоретического применения понятия аномии в современной социологии. Если в аномии видят «безнормность», то девиантное поведение объясняют в контексте понятий «отчуждение», «социальная дезинтеграция», «слабая социо - лизация» и т. п.

Второй аспект (конфликт норм в культуре) разработал Р. Мер-тон, сделав важнейший после Э. Дюркгейма вклад в теорию аномии.

По Р. Мертону, аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными институциональными средствами их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь диктуемых обществом целей «нормальными», им же установленными средствами. Например, сегодня в российском обществе культивируются такие ценности, как богатство, предпринимательский успех, частная собственность. В развитых странах, чтобы достичь этих целей, необходимо получить хорошее образование и устроиться на работу, например, в торговую или юридическую фирму. В российском обществе реальное положение дел свидетельствует о падении престижа высшего образования, о невозможности хорошо заработать честным трудом. Р. Мертон оказывается прав, считая, что, когда люди не могут достичь успеха с помощью социально одобряемых средств, они прибегают к незаконным способам, например рэкету, спекуляции, финансовым махинациям и т. п. Что и наблюдается сегодня в нашем обществе.

В последние годы сформировалось несколько новых подходов к объяснению девиации.

Культурологические теории объясняют девиантное поведение существованием субкультур внутри господствующей культуры как неких автономных образований, определяющих стиль жизни и мышление их носителей, отличающихся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей или даже институтами (субкультура преступного мира, субкультура молодежи).

Отклоняющееся поведение в рамках культурологических теорий является следствием обучения, передачи делинквентной (способствующей совершению проступков) субкультуры входящим в нее лицам.

Т. Селлин (род. 1938) и Н. Миллер (род. 1958) считают, что девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат доминирующей культуре. Е. Сутерленд (род. 1939) пытался объяснить, почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной» субкультуры, в то время как другие ее не приемлют. Он утверждал, что преступности обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей.

Теория стигматизации {наклеивания ярлыков или клеймения) объясняет отклоняющееся поведение негативной социальной реакцией, стигматизацией (клеймением) человека, чье поведение отклоняется от норм.

При первом восприятии человека, считает Э. Гоффман, у людей возникает некоторое представление о нем, ему дается определенная оценка. Это и есть стигма (штамп, клеймо). В ней отражена разница между оценочной и реальной идентичностью личности, ее стереотипным восприятием и истинными свойствами. С помощью стигмы люди классифицируются на положительных и отрицательных. Различают три вида стигм:

1) физические недостатки;

2) недостатки характера — слабая воля, неестественные пристрастия, примитивные убеждения, психические болезни, алкоголизм;

3) расовые, национальные, религиозные недостатки, переносимые на всех членов.

Человек «с клеймом» в общественном сознании неполноценен. Теория штампов У. И.Томаса и теория навешивания ярлыков Г. Беккера направлены против объяснения отклонений, исходящего из качеств или свойств личности. Они помещают в центр своего исследования не индивида, который совершает те или иные действия, а сами действия, которые совершает этот индивид в конкретной ситуации.

Теория штампов основывается на теореме У. И.Томаса: «Если человек определяет ситуацию как действительную, то она становится действительной по своим последствиям»1, несмотря на собственное, «внутреннее» содержание истинного в ситуации, т. е. невзирая на то, действительна она фактически или нет.

Другими словами, если люди определяют ситуацию как истинную, ее результат оказывается для них истинным, потому что они реагируют на нее как на истинную.

Проще всего теорию штампов изложить следующим образом: назови человека отклоняющимся, и он таким станет! Человек сам по себе не является отклоняющимся, но постепенно может стать таким, если ему достаточно последовательно внушать эту мысль. Отклонение — это не индивидуальное свойство, а релятивное (относительное). Отклоняющийся проходит путь развития, завершающийся представлением о постоянном отклонении, которое понятно как самому человеку, так и его окружающим. Процесс социализации не завершается, пока человек не идентифицирует сам себя с отклоняющимся. Такой подход по-новому высвечивает тот феномен, что многие люди с отклонениями воспринимают свои отклонения положительно. Их личность может ассоциироваться положительно в группе, где эти отклонения не носят негативного оттенка. Этим можно объяснить, почему публичные моральные проповеди и другие санкции часто оказывают столь слабое воздействие как попытки направить человека с отклонениями на путь истинный.

Г. Беккер предложил концепцию, учитывающую политический аспект девиации. Он считал, что отклоняющееся поведение связано со способностью влиятельных групп общества навязывать другим определенные стандарты поведения. С этой точки зрения девиация есть не качество поступка, который совершает человек, а, скорее, следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя».

Концепция Г. Беккера названа теорией наклеивания ярлыков, так как объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп.

Еще более ярко выраженный политический подход к девиации у сторонников конфликтологических теорий. Согласно их точке зрения, создание законов и подчинение им являются частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами.

В новейших теориях динамики социальных систем также считается, что определенная мера девиации необходима для поддержания социального порядка и что система сама заботится о том, чтобы поддерживать в определенной пропорции порядок и хаос, проявлением которого и выступает девиантное поведение.

all-politologija.ru