24. Патологическое формирование личности: понятие и варианты. Виды неправильного воспитания. Понятие и варианты патологического формирования личности


понятие и варианты. Виды неправильного воспитания.

Патологическое развитие личности- стойкое, в ряде случаев необратимое, количественное изменение изначально присущих личностных свойств, обусловленное сочетанием врожденных особенностей характера с длительными или часто повторяющимися психическими травмами.

Одна из известных отечественных классификаций патологических формирований личности принадлежит В.В.Ковалеву . Им были выделены: невротические, постреактивные, патохарактерологические варианты развитии, которые были описаны ранее, а также предложенный им вариант развития личности дефицитарного типа - патологическое развитие личности у больных с физическими уродствами и хроническими инвалидизирующими соматическими заболеваниями, которое позже стали называть психосоматическим развитием.

Виды неправильного воспитания.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком..

Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка.

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он — обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой — брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее (положение Золушки).

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

25. Дети с неврозами: понятие, причины, механизмы.

Невроз — заболевание, вызванное воздействием тяжелых психотравмирующих обстоятельств, направленных на блокаду или уничтожение важнейших личностно значимых ценностей и ориентации.

Причина невроза — действие психотравмирующих раздражителей или ситуаций, вызывающих эмоционально заостренные переживания ребенка, с которыми он не может справиться из-за возрастной незрелости психики, интенсивности воздействия или неразрешимых обстоятельств.

К возникновению невроза располагают:

индивидуальные особенности личности, характера и темперамента ребенка

отклонения в воспитании ребенка

резидуальная церебрально-органическая недостаточность (остаточная мозговая органическая недостаточность как результат интоксикации второй половины беременности, остановленного выкидыша, вирусных инфекций и т.п.).

Невроз развивается в течение относительно продолжительного времени, когда психическое напряжение или противоречие не разрешается не находит выхода, а накапливается и приводит к расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Невроз уменьшается или прекращается после исчезновения психотравмирующих факторов.

Психологическим механизмом невроза является внутренний конфликт. Это неразрешимое противоречие между личностью и значимами для нее сторонами действительности, ведущее к неудовлетворению потребностей самоопределения, самоконтроля, самовыражения, утверждения, признания и понимания себя среди окружающих. Содержание конфликта составляет столкновение в сознании ребенка аффективно насыщенных и часто неразрешимых из-за внешних и внутренних преград переживаний, например противоречивых отношений к близкому лицу или значимой ситуации. Внутренний конфликт возникает в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, длительно занимают центральное место в его жизни и сознании, на каком-то этапе неразрешимы. Затягиваясь, неразрешимый конфликт оказывает негативное влияние на формирование черт характера и может тормозить умственное развитие. Из-за направленности личности ребенка на переживания, связанные с конфликтом, круг его интересов и привязанностей резко сужается. Физиологическим механизмом невроза является срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или ошибки нервных процессов (конкурирующих очагов возбуждения).

studfiles.net

2.6.2. Патологическое формирование личности

Патологическое формирование личности также можно отнести к типу дисгармонического развития. Этио­логией выступают неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация. Как известно, в формировании личности здорового ребенка ведущую роль играет воспитание. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов, тенденцию к преобладанию того или иного типа элементарных эмоций, со­ставляют ту генетическую основу высшей нервной дея­тельности, на базе которой личность формируется именно Под влиянием социальных условий. В детском возрасте ос­новным социальным фактором, формирующим личность ребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду не­зрелости эмоциональной сферы и личности ребенка в це­лом, его повышенной внушаемости неблагоприятные ус­ловия внешней среды, действующие длительно и доста­точно массивно выраженные, могут привести к искажению в развитии не только его интересов, направленности, но, через воздействие на вегетативную нервную систему, к стойкому изменению свойств его темперамента. В.В. Ко­валев, исходя из постепенности формирования как нор­мальной, так и аномальной личности, предлагает по отно­шению к данным аномалиям развития в детском возрасте термин «психогенные патохарактерологические формиро­вания личности». Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев и др. отме­чают в качестве фактора, пред располагающего к патологи­ческому формированию личности под влиянием неблаго­приятной среды, органическую церебральную недостаточ­ность, большей частью негрубого, остаточного характера, акцентуацию характерологических свойств, а также дис­гармоническое протекание периода полового созревания с явлениями его ретардации либо акселерации.

В патогенезе патологических формирований лично­сти основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), представляю­щих собой форму ответа на психотравмирующую ситуа­цию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности, особенно в детском возрасте;

2) непосредственному «воспитанию» таких патоло­гических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, в результате прямой стимуляции от­рицательным примером.

В систематике патохарактерологического форми­рования личности (В.В. Ковалев) различаются следую­щие основные варианты: аффективно возбудимый, тормо­зимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из них свя­зан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно возбудимый вариант чаще обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительная конфликтная ситуация, алкоголизм родителей, ссоры, аг­рессия членов, семьи друг к другу, нередко жестокость. В таких семьях у ребенка часто развиваются черты аффек­тивной взрывчатости, склонность к разрядам раздражения, гнева, неадекватным вызвавшему их раздражителю, повы­шенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или, наоборот, как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется стойким сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.

Истероидный вариант патологического развития личности, как и истерическая психопатия, чаще наблюда­ется у девочек. Он может формироваться в среде, анало­гичной вышеописанной, при аффективно возбудимом ва­рианте (в этом случае истерические реакции возникают как реакции протеста), но может возникнуть и в изнеживаю­щей обстановке, в условиях гиперопеки, когда жажда при­знания культивируется в ребенке обстановкой избалован­ности, обожания, неправомерно завышенной оценкой его внешности, способностей и т. д. и в то же время отсутстви­ем трудового воспитания. В этих случаях речь идет о вос­питании по типу «кумира семьи».

Патологическое развитие личности по типу психиче­ской неустойчивости напоминает аналогичный тип психопатии, но происхождение его чаще всего обусловлено ус­ловиями гипоопеки - безнадзорности, при которой у ре­бенка не воспитываются чувство долга и ответственности, волевые задержки, способность преодолевать трудности, а поведение его зависит от желаний данного момента. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде лабильности аффекта, импульсивно­сти, повышенной внушаемости. По существу, патологиче­ское развитие личности по неустойчивому типу является вариантом психогенного психического инфантилизма — одного из компонентов задержки психического развития, описанного выше.

Тормозимый вариант патологического развития лич­ности чаще формируется в условиях такого типа гиперопе­ки, при котором авторитарность, деспотичность воспита­ния подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, тормозимым, обидчивым, а впоследст­вии - пассивным, неуверенным в своих силах.

К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко невротиче­ское формирование личности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формированию та­ких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страхам. Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при не­благоприятных средовых условиях.

К дисгармоническому развитию можно отнести и так называемую невропатию - особый вид аномалии эмоцио­нально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью ре­гуляции вегетативных функций. Эта аномалия может иметь конституциональный характер - «конституциональная дет­ская нервность», связанная с генетическим фактором, а мо­жет быть вызвана ранними экзогенными вредностями.

Первичная дефектность вегетативной системы обу­словливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неус­тойчивости температурной регуляции, чувствительности к метеорологическим колебаниям; отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной, возни­кают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного сомато-психического диском­форта в одних случаях способствуют формированию лич­ности тормозимой, малоактивной, повышенно чувстви­тельной и легко истощающейся; в других - возбудимой, в третьих - раздражительной, двигательно расторможенной. Г.Е. Сухарева выделяет два варианта невропатии: астени­ческий и возбудимый, наблюдающийся реже.

Невропатия, как и задержанное развитие, — аномалия развития, наиболее типичная для детского возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школь­ном возрасте она часто сглаживается, но иногда, в небла­гоприятных условиях воспитания, выступает основой для формирования психопатии либо патологического развития личности тормозимого типа (В.В. Ковалев).

Особый вид дисгармонического развития - аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового созревания. Если при невропатии первичный дефект обусловлен вегетативной дистонией, то здесь речь идет о нарушении вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (его ретардации), в других - к ускорению (ак­селерации). Эти аномалии развития могут быть объяснены как генетическими особенностями, так и экзогенно обу­словленной органической недостаточностью нервной сис­темы. Этот тип аномалии отличается от явлений ретарда­ции и акселерации полового созревания, наблюдаемых и в рамках физиологических проявлений, не достигающих степени аномалий, более или менее выраженной дисгар-моничностью физического и нервно-психического разви­тия. Так, при задержке полового развития церебрального генеза будут наблюдаться недоразвитие моторики (медли­тельность, неуклюжесть движений), эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, повышенная вну­шаемость, трусливость). Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза по наличию ряда при­знаков вегетативно-эндокринной дисфункции, энцефалопатических расстройств, как указывалось, отличается от акселерации полового созревания, наблюдаемого в рамках физиологических возрастных проявлений. "Ускоренное по­ловое созревание церебрально-органического генеза часто формирует аномалию психического развития, по своим проявлениям в определенной мере обратную, чем та, кото­рая наблюдается при задержке полового развития (К.С. Ле­бединская). К ее проявлениям относятся односторонняя взрослость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также: аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармонич­ной эндокринной перестройкой. Такие подростки часто тяготятся школой, стремятся к самостоятельному образу жизни, трудоустройству. Однако в этих намерениях они, как правило, оказываются несостоятельными, так как их интеллектуальный уровень не может обеспечить соответ­ствующую неадекватным, односторонне «взрослым» уста­новкам социальную адаптацию.

По мере нормализации эндокринной формулы умень­шаются напряженность влечений и аффективная возбуди­мость. В благоприятных средовых условиях девиация по­ведения претерпевает обратное развитие. Однако при нали­чии неблагоприятного окружения эти патологические чер­ты служат предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциальным поведением.

studfiles.net

2.6.2. Патологическое формирование личности

Патологическое формирование личности также можно отнести к типу дисгармонического развития. Этио­логией выступают неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация. Как известно, в формировании личности здорового ребенка ведущую роль играет воспитание. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов, тенденцию к преобладанию того или иного типа элементарных эмоций, со­ставляют ту генетическую основу высшей нервной дея­тельности, на базе которой личность формируется именно Под влиянием социальных условий. В детском возрасте ос­новным социальным фактором, формирующим личность ребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду не­зрелости эмоциональной сферы и личности ребенка в це­лом, его повышенной внушаемости неблагоприятные ус­ловия внешней среды, действующие длительно и доста­точно массивно выраженные, могут привести к искажению в развитии не только его интересов, направленности, но, через воздействие на вегетативную нервную систему, к стойкому изменению свойств его темперамента. В.В. Ко­валев, исходя из постепенности формирования как нор­мальной, так и аномальной личности, предлагает по отно­шению к данным аномалиям развития в детском возрасте термин «психогенные патохарактерологические формиро­вания личности». Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев и др. отме­чают в качестве фактора, пред располагающего к патологи­ческому формированию личности под влиянием неблаго­приятной среды, органическую церебральную недостаточ­ность, большей частью негрубого, остаточного характера, акцентуацию характерологических свойств, а также дис­гармоническое протекание периода полового созревания с явлениями его ретардации либо акселерации.

В патогенезе патологических формирований лично­сти основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), представляю­щих собой форму ответа на психотравмирующую ситуа­цию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности, особенно в детском возрасте;

2) непосредственному «воспитанию» таких патоло­гических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, в результате прямой стимуляции от­рицательным примером.

В систематике патохарактерологического форми­рования личности (В.В. Ковалев) различаются следую­щие основные варианты: аффективно возбудимый, тормо­зимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из них свя­зан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно возбудимый вариант чаще обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительная конфликтная ситуация, алкоголизм родителей, ссоры, аг­рессия членов, семьи друг к другу, нередко жестокость. В таких семьях у ребенка часто развиваются черты аффек­тивной взрывчатости, склонность к разрядам раздражения, гнева, неадекватным вызвавшему их раздражителю, повы­шенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или, наоборот, как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется стойким сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.

Истероидный вариант патологического развития личности, как и истерическая психопатия, чаще наблюда­ется у девочек. Он может формироваться в среде, анало­гичной вышеописанной, при аффективно возбудимом ва­рианте (в этом случае истерические реакции возникают как реакции протеста), но может возникнуть и в изнеживаю­щей обстановке, в условиях гиперопеки, когда жажда при­знания культивируется в ребенке обстановкой избалован­ности, обожания, неправомерно завышенной оценкой его внешности, способностей и т. д. и в то же время отсутстви­ем трудового воспитания. В этих случаях речь идет о вос­питании по типу «кумира семьи».

Патологическое развитие личности по типу психиче­ской неустойчивости напоминает аналогичный тип психопатии, но происхождение его чаще всего обусловлено ус­ловиями гипоопеки - безнадзорности, при которой у ре­бенка не воспитываются чувство долга и ответственности, волевые задержки, способность преодолевать трудности, а поведение его зависит от желаний данного момента. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде лабильности аффекта, импульсивно­сти, повышенной внушаемости. По существу, патологиче­ское развитие личности по неустойчивому типу является вариантом психогенного психического инфантилизма — одного из компонентов задержки психического развития, описанного выше.

Тормозимый вариант патологического развития лич­ности чаще формируется в условиях такого типа гиперопе­ки, при котором авторитарность, деспотичность воспита­ния подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, тормозимым, обидчивым, а впоследст­вии - пассивным, неуверенным в своих силах.

К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко невротиче­ское формирование личности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формированию та­ких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страхам. Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при не­благоприятных средовых условиях.

К дисгармоническому развитию можно отнести и так называемую невропатию - особый вид аномалии эмоцио­нально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью ре­гуляции вегетативных функций. Эта аномалия может иметь конституциональный характер - «конституциональная дет­ская нервность», связанная с генетическим фактором, а мо­жет быть вызвана ранними экзогенными вредностями.

Первичная дефектность вегетативной системы обу­словливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неус­тойчивости температурной регуляции, чувствительности к метеорологическим колебаниям; отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной, возни­кают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного сомато-психического диском­форта в одних случаях способствуют формированию лич­ности тормозимой, малоактивной, повышенно чувстви­тельной и легко истощающейся; в других - возбудимой, в третьих - раздражительной, двигательно расторможенной. Г.Е. Сухарева выделяет два варианта невропатии: астени­ческий и возбудимый, наблюдающийся реже.

Невропатия, как и задержанное развитие, — аномалия развития, наиболее типичная для детского возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школь­ном возрасте она часто сглаживается, но иногда, в небла­гоприятных условиях воспитания, выступает основой для формирования психопатии либо патологического развития личности тормозимого типа (В.В. Ковалев).

Особый вид дисгармонического развития - аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового созревания. Если при невропатии первичный дефект обусловлен вегетативной дистонией, то здесь речь идет о нарушении вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (его ретардации), в других - к ускорению (ак­селерации). Эти аномалии развития могут быть объяснены как генетическими особенностями, так и экзогенно обу­словленной органической недостаточностью нервной сис­темы. Этот тип аномалии отличается от явлений ретарда­ции и акселерации полового созревания, наблюдаемых и в рамках физиологических проявлений, не достигающих степени аномалий, более или менее выраженной дисгар-моничностью физического и нервно-психического разви­тия. Так, при задержке полового развития церебрального генеза будут наблюдаться недоразвитие моторики (медли­тельность, неуклюжесть движений), эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, повышенная вну­шаемость, трусливость). Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза по наличию ряда при­знаков вегетативно-эндокринной дисфункции, энцефалопатических расстройств, как указывалось, отличается от акселерации полового созревания, наблюдаемого в рамках физиологических возрастных проявлений. "Ускоренное по­ловое созревание церебрально-органического генеза часто формирует аномалию психического развития, по своим проявлениям в определенной мере обратную, чем та, кото­рая наблюдается при задержке полового развития (К.С. Ле­бединская). К ее проявлениям относятся односторонняя взрослость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также: аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармонич­ной эндокринной перестройкой. Такие подростки часто тяготятся школой, стремятся к самостоятельному образу жизни, трудоустройству. Однако в этих намерениях они, как правило, оказываются несостоятельными, так как их интеллектуальный уровень не может обеспечить соответ­ствующую неадекватным, односторонне «взрослым» уста­новкам социальную адаптацию.

По мере нормализации эндокринной формулы умень­шаются напряженность влечений и аффективная возбуди­мость. В благоприятных средовых условиях девиация по­ведения претерпевает обратное развитие. Однако при нали­чии неблагоприятного окружения эти патологические чер­ты служат предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциальным поведением.

studfiles.net

Патологическое формирование личности | модель, типы

Патологическое формирование личности – это деформация незрелой личности, которая протекает в аномальном направлении на фоне хронических патогенных воздействий. К ним можно отнести такие факторы, как неправильное воспитание и длительная психотравмирующая атмосфера. Эти и многие другие социально-психологические факторы вызывают ситуационные реакции личности.

Данный термин впервые был сформирован в 1910 г. немецким психиатром Карлом Ясперсом. Целью стало ограничение ряда паталогических состояний, которые связаны с особенностями личности и неблагоприятными социальными условиями, из-за которых конкретная личность начинает меняться. При этом чрезвычайно или длительно объективные или субъективные ситуации, которые не находят своего решения, становятся причиной обострения и закрепления особенностей личности, которые были свойственны ей в самом начале, т.е. имеет место так называемая дезадаптация. Следовательно, характер человека, который подвергся личностному нарушению, становится сложнее. Таким людям чаще всего трудно строить взаимоотношения с окружающим их обществом.

Особенности патологического формирования личности у детей и подростков

Детский возраст – наиболее важный период жизни любого человека. Это обусловлено не только тем, что именно в это время происходят процессы становления морфологических и физиологических функций, но также и с тем, что на протяжении этого относительно небольшого отрезка времени формируются личностные черты. По данным психологов, личность человека начинает формироваться еще с момента рождения, при этом особое значение уделяется форме воспитания. Ключевым компонентом личности также выступает темперамент ребенка. Иначе говоря, темп протекания и подвижность процессов, связанных с психикой.

Возрастная неустойчивость детской личности приводит к тому, что с легкостью могут возникнуть различного рода переходящие, а также более стойкие отклонения или же нарушения в процессе формирования личности в результате разнообразных по характеру неблагоприятных ситуаций. Закрепление отклонений характера, постепенно приобретающее аномальный характер, может быть условно обозначено как «патохарактерологический синдром».

Патологическое формирование личности

Виды воспитания, которые ведут к паталогическому формированию личности

Виды неправильного воспитания, которые ведут к паталогическому развитию личности:

  1. Тип воспитания «кумир семьи». В семье все ресурсы направлены на удовлетворение потребностей ребенка. Все внимание сосредоточено на нем и его прихотях. В таких условиях ребенок становится эгоистичным, капризным, проявляются черты высокомерия. Подобное воспитание ведет лишь к тому, что ребенок не считает должным интересоваться желаниями других людей, не признает каких-либо правил, ограничений или обязанностей. Главным его стремлением становится исполнение собственных желаний, получение удовольствия и т.п.
  2. Тип воспитания «золушка». В этом случае родители предъявляют чрезмерно строгие требования к ребенку, проявляется враждебное или равнодушное отношение. При таком воспитании ребенок лишается ласки и родительского тепла. Это приводит к аномальной деформации его личности, что влечет за собой усиление таких черт характера, как робость, плаксивость, нерешительность, неумение постоять за себя, лицемерие, лживость, недоверие к окружающим, замкнутость и т.п. При этом может возникнуть склонность к иллюзиям или фантазированию. Тем самым ребенок пытается оградить себя от травмирующих его психику реалий. Уход в мир фантазий не позволяет создавать нормальные отношения со сверстниками, происходит самовольное ограничение от «враждебной» действительности, теряются контакты и т.д.
  3. Тип воспитания «гиперопека». При такой форме воспитания ребенок теряет самостоятельность и умение проявлять инициативу, что в свою очередь не позволяет достигать целей и реализации возможностей. При подобных условиях усиливаются такие черты характера, как безволие, сниженная самооценка, нерешительность, неспособность подстраиваться под жизненные ситуации, зависимость от окружающих и т.п.
  4. Тип воспитания «гипоопека». В этом случае ребенок лишен родительского надзора, предоставлен сам себе, его никто не контролирует. При такой форме воспитания у детей крайне плохо формируются личностные навыки социального взаимоотношения с людьми. Поскольку ребенок не ограничен в своих действиях, он начинает отрицать общепризнанные нормы, положительные авторитеты, у него создается стремление к полной физической и личностной свободе. При таких ситуациях не признаются какие-либо формы упорядоченного воспитания, труда или учебы, не уделяется внимание нормативам поведения, которые признаны в обществе.
  5. Воспитание, основанное на противоречивой системе. Когда в семье действуют непоследовательные методы воспитания, личность ребенка чаще всего формируется в аномальном направлении. Разнобой воспитательных действий ведет к тому, что у детей усиливаются неблагоприятные черты характера. При этом отсутствуют волевые навыки, настроение меняется в зависимости от сиюминутных потребностей, ребенок легко подчиняется влиянию окружающих его людей. В целом, формируется непостоянный и нестабильный характер, в котором преобладают нежелание трудиться, преодолевать сложности и т.п.

Как и почему формируется паталогическая личность у детей?

Модель патологического формирования личности является сборной, а потому включает в себя сразу несколько вариаций паталогического развития. Классификация подобных формирований личности основана на двух критериях:

  • особенности психогенеза нарушений, который формирует характер;
  • клинические особенности ведущего «патохарактерологического» синдрома.

Выделяются следующие типы паталогический формирований личности у подростков и детей:

  1. Патохарактерологический. В данный термин входит формирование черт личности в паталогическом направлении еще в детском возрасте под воздействием травмирующих психику способов воспитания или длительных неблагоприятных ситуаций.
  2. Постреактивный. Патологическая личность в этом случае характеризуется изменениями в психике в детском или подростковом возрасте после перенесенного реактивного психоза.
  3. Невротический. Относятся случаи, когда возникают аномалии характера и личности в результате длительных неврозов, которые начались еще в детском или подростковом возрасте.
  4. Дефицитарный. Проявляется главным образом у детей, которые имеют те или иные физические дефекты. К ним можно отнести такие отклонения, как глухота, аномалии развития и т.п. Помимо этого психику ребенка могут травмировать различные хронические заболевания. Паталогические формы реагирования связаны также с ограничением социальных контактов, изоляцией от здоровых детей. Эти и другие факторы ведут к снижению настроения, появляется чувство неполноценности, ребенок уходит в мир внутренних переживаний. Следовательно, появляются астенические черты личности.

Патологическое формирование личности у детей

Особенности основных типов патологических личностей

Патологические изменения личности – достаточно распространенная категория заболеваний, которые требуют немедленного вмешательства со стороны специалистов. Они обычно появляются по причине определенной личностной структуры, которая возникает еще при рождении.

В настоящий момент отечественная психиатрия выделяет следующие группы расстройств:

  1. Циклоидов.
  1. Астеников.
  2. Шизоидов.
  3. Параноиков.
  4. Эпилептоидов.
  5. Неустойчивых психопатов.
  6. Социальных психопатов.
  7. Конституционально-глупых.

Вышеперечисленная классификация была разработана специалистом П.Б. Ганнушкиным.

Рассмотрим подробнее группу циклоидов. В нее входят следующие типы паталогических расстройств личности:

  1. Конституционально-депрессивные. В целом, эта группа расстройств немногочисленна. Речь идет о лицах, которые зачастую имеют пониженное настроение, жизнь кажется им бессмысленной, они во всем стараются находить отрицательные стороны. Иначе говоря, это типичные пессимисты. В движениях и внешних проявлениях отчетливо проявляются следы некоторой заторможенности. Еще в детском возрасте у таких людей проявляются такие черты характера, как задумчивость, боязливость, плаксивость.
  2. Конституционально-возбуждённые. Эта группа противоположна вышеописанной. В большинстве случаев субъекты, страдающие данным расстройством, внешне мало, чем отличаются от здоровых людей. Зачастую они поражают окружающих гибкостью своей психики, художественной одаренностью и отзывчивостью. Однако при детальном рассмотрении эти достоинства быстро перестают в неустойчивое состояние, при котором субъекты не могут надолго задерживать свое внимание на одном и том же предмете, их общительность становится чрезмерным проявлением внимания и т.п. При более тяжелых формах расстройства проявляются устойчивые психопатические особенности личности, которые оставляют неизгладимый след на всю жизнь.
  3. Циклотимики. Эта группа встречается гораздо чаще, чем две предыдущие. Это люди, которые отличаются многократной волнообразной сменой состояний возбуждения, а также депрессии. Как правило, эти колебания впервые появляются еще в раннем возрасте. При таком расстройстве жизнерадостные подростки резко становятся меланхоличными, у них появляется чувство угнетенности. Уже в зрелом возрасте частые приступы депрессии проходят очень болезненно, сопровождаются соматическими расстройствами. Такие люди отличаются одновременным сосуществованием противоположных настроений.
  4. Эмотивно-лабильные психопаты. Такие субъекты удивляют окружающих капризной изменчивостью настроения. Без какой-либо явной причины они могут сменить свой эмоциональный фон из одной крайности в другую. Внешне они нередко создают впечатление веселых и даже простодушных личностей. Иногда у них могут быть и спокойные периоды, когда даже самые сильные огорчения не вызывают тревогу, но зачастую такие субъекты при малейшей неудаче почти не выходят из тоскливого угнетения.

Патологическое формирование личности

Что касается других типов психопатических личностей, то выделяются:

  1. Шизоидный тип. Как правило, это люди, которые отличаются замкнутостью, необщительностью. Помимо этого они могут быть надменными, но в то же ранимыми внутренне. Они склоны переживать даже по пустякам. Зачастую такие субъекты характеризуются как странные и непонятные люди, от которых можно ожидать чего угодно. При этом контакты с социальным окружением носят чисто формальный характер, их привязанности ограничены очень узким кругом людей.
  2. Параноический тип. Это люди, которые склонны к формированию собственных сверхценных идеологий, под властью которых и оказывают сами. Они заполняют их психику, оказывают сильное влияние на поведение параноика. У таких субъектов проявляются устойчивые эффекты, которые в большинстве случаев берут верх над их логикой. Главные черты характера – упрямство и некорректная прямолинейность. Они отличаются недоверчивым отношением к окружающим людям, имеют повышенное самомнение и жажду самоутверждения.
  3. Психастенический тип. Это субъекты, которые имеют ярко выраженную склонность к постоянному сомнению. У них отсутствует внутренняя решительность и уверенность в собственной личности. Они с недоверием относятся к своим суждениям, оценке окружающих людей, не верят в свои силы. Яркие представители данной группы – альтруисты, которые имеют щепетильный и чрезмерно совестливый характер. Этой патологией также страдают ананкасты.
  4. Астенический тип. Это люди, которые отличаются общей нервной слабостью. Они малоактивны, имеют повышенную робость, утомляемость. Зачастую субъекты с этой патологией чрезмерно впечатлительны, у них проявляется вегетативная стигматизация.
  5. Аффективный тип. Обычно это уживчивые, приветливые люди, которые отличаются повышенным стремлением создавать контакты с окружающими людьми. Отличительная черта – эмоциональная лабильность. Помимо этого, у них проявляется быстрая смена настроения и поведения, связанная с психогенным влиянием, а в некоторых случаях проявляется беспричинно.

Следует отметить, что в современной практике не встречаются чистые психопатические типы. В целом они бывают смешанного характера. В результате исследований, было выяснено, что более 60% психопатических личностей нельзя отнести к одной конкретной группе.

Читайте также:

7psihozov.ru

Патологическое (патохарактерологическое) развитие личности - Медицинский портал EUROLAB

Термин «патологическое развитие личности» был предложен в 1910 г. Карлом Ясперсом для отграничения патологических состояний, связанных с особенностями личности и нестандартными социальными ситуациями, в которых эта личность оказывается (развитие личности) от изменений личности, вызванных болезненным процессом (собственно заболеванием). При патологическом развитии в условиях столкновения с чрезвычайными или длительными объективно или субъективно неразрешимыми ситуациями происходит усиление и закрепление черт личности, свойственных ей изначально, в результате чего возникает дезадаптация. Понятие патологического развития личности является сборным и включает различные варианты психогенных патологических формирований личности. Одна из известных отечественных классификаций патологических формирований личности принадлежит В.В.Ковалеву . Им были выделены: невротические, постреактивные, патохарактерологические варианты развитии, которые были описаны ранее, а также предложенный им вариант развития личности дефицитарного типа - патологическое развитие личности у больных с физическими уродствами и хроническими инвалидизирующими соматическими заболеваниями, которое позже стали называть психосоматическим развитием. Каждый из названных типов подразделяется на ряд клинических вариантов в зависимости от преобладания тех или иных характерологических нарушений.

Р., 15 лет, 4 года назад в результате железнодорожной травмы перенес ампутацию левой ноги на уровне середины бедра и левой руки с вычле нением части ключицы и лопатки. Были сделаны протезы, с которыми он не очень успешно управляется. После травмы в течение 3 лет отмечался дневной и ночной энурез, который прекратился к 14-летнему возрасту. Психическое состояние в настоящее время определяется характерологическими нарушениями.

Переживает, что он «калека», «доводит до бешенства» необходимость отвечать на вопросы о причинах такого состояния. Очень обижается, если кто-то разглядывает его протезы, даже если это родители. Стал эгоистичным, капризным, раздражительным. Если что-то его не устраивает, кричит, становится агрессивным, особенно по отношению к родителям, упрямый, несговорчивый. Если рядом находятся другие люди, особенно незнакомые, замыкается, молчит, злобно смотрит исподлобья. Настроение неровное, чаще угрюмо-печальное. Сон и аппетит хорошие. Друзей практически не имеет, хотя и тянется к сверстникам, предпочитая общение по телефону. Стержневым переживанием больного является железнодорожная трагедия и ее последствия, не может говорить на эту тему, возмущается, если по телевизору показывают передачи о подобных происшествиях. В данном случае можно говорить о невротическом формировании личности по возбудимому типу. Скорее, этот вариант патологии можно отнести к патологическим формированиям личности при хронических инвалидизирующих соматических расстройствах, по В.В.Ковалеву.

Понятие патохарактерологическое развитие использовали для обозначения разных вариантов динамики психопатий. Много внимания уделялось биологическим и социальным факторам (прежде всего условиям воспитания) в возникновении патологии личности. Особое патогенетическое значение в формировании краевых психопатий имеет эмоциональная депривация в раннем детском возрасте (при физическом уродстве, сиротстве и т.п.), а также неправильное воспитание.

В зависимости от их преобладания выделялись «ядерные» (конституциональные) и «краевые» (нажитые) формы психопатий. Становление «краевых» психопатий связано с нарушением развития личности в постнатальном периоде. Это аномалии характера, возникающие в результате патохарактерологического развития личности под влиянием неблагоприятных социально-психологических факторов. При формировании краевой психопатии наблюдаются «психопатические циклы»: в результате психогенного заболевания личность становится эмоционально-лабильной, создает конфликт, дает на него психогенную реакцию, и после нее обнаруживаются еще более выраженные патохарактерологические черты, такие как взрывчатость, склонность к истерическим формам поведения, демонстративность и др.

Особое внимание уделяется невротическим развитиям личности. Был обобщен опыт изучения этой патологии. Данная форма психогенного развития, характеризующаяся специфической динамикой, также приводит к формированию патологии личности (краевой психопатии). Возникает невротическое развитие при длительно существующей психогенно-травматической ситуации. Первый этап невротического развития личности протекает с депрессивной и астено-депрессивной симптоматикой, второй - с характерологическими изменениями личности с преобладанием истерических, эксплозивных черт, либо астенического синдрома со склонностью к навязчивостям.

Постреактивное развитие личности является одним из путей формирования краевых психопатий. Психогенные реакции (реактивные психозы) в условиях массивной травматизации не всегда проходят бесследно. После стихания острых явлений может обнаруживаться заострение преморбидных характерологических свойств больных, в том числе ранее скрытых (латентных). Типичная динамика постреактивного развития описана ВА.Гурьевой и В.Я.Гиндикиным : реактивное состояние сменяется углублением и усложнением доминирующих отрицательно окрашенных представлений, формируется комплекс сверхценных переживаний, появляется психопатоподобное реагирование, которое, закрепляясь, приводит к формированию психопатических личностных особенностей. Так, после тяжелых психогенных психозов с истерическими симптомокомплексами нередко усиливаются конституционально обусловленные истерические проявления, черты возбудимости и склонность к эксплозивным реакциям. После затяжных психогенных депрессий может надолго оставаться стойкая гипотимия со сниженным фоном настроения, потерей жизнерадостности, ослаблением способности реагировать положительными эмоциями на те или иные моменты окружающей действительности. Возможно также психогенно обусловленное паранойяльное развитие.

В МКБ-10 в качестве аналога постреактивного развития личности могут рассматриваться стойкие изменения личности после переживания катастрофы Диагностическими признаками являются:

  • враждебное или недоверчивое отношение к миру;
  • социальная отгороженность;
  • ощущение опустошенности и безнадежности;
  • хроническое чувство волнения, постоянной угрозы;
  • отчужденность.

Другие варианты патологического развития, хотя и не выделяются в отдельные подрубрики, могут быть отнесены к рубрике F62 «Стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга». В частности, в подрубрике F62.1 выделяются «Стойкие изменения личности после психического заболевания». При этом подчеркивается, что эти изменения возникают после клинического выздоровления и не могут являться остаточными симптомами предшествовавшей психической болезни. То есть речь, по сути, идет о реакции личности на болезнь или одном из вариантов нозогений.

Также в разделе: Нарушения личности и поведения:

www.eurolab.ua

40. Патохарактерологические реакции и патохарактерологические формирования личности. Деформирующие типы воспитания. Акцентуации характера.

Термин «патологическое развитие личности» был предложен в 1910 г. Карлом Ясперсом для отграничения патологических состояний, связанных с особенностями личности и нестандартными социальными ситуациями, в которых эта личность оказывается (развитие личности) от изменений личности, вызванных болезненным процессом (собственно заболеванием). При патологическом развитии в условиях столкновения с чрезвычайными или длительными объективно или субъективно неразрешимыми ситуациями происходит усиление и закрепление черт личности, свойственных ей изначально, в результате чего возникает дезадаптация. Понятие патологического развития личности является сборным и включает различные варианты психогенных патологических формирований личности. Одна из известных отечественных классификаций патологических формирований личности принадлежит В.В.Ковалеву . Им были выделены: невротические, постреактивные, патохарактерологические варианты развитии, которые были описаны ранее, а также предложенный им вариант развития личности дефицитарного типа - патологическое развитие личности у больных с физическими уродствами и хроническими инвалидизирующими соматическими заболеваниями, которое позже стали называть психосоматическим развитием. Каждый из названных типов подразделяется на ряд клинических вариантов в зависимости от преобладания тех или иных характерологических нарушений.

Р., 15 лет, 4 года назад в результате железнодорожной травмы перенес ампутацию левой ноги на уровне середины бедра и левой руки с вычле нением части ключицы и лопатки. Были сделаны протезы, с которыми он не очень успешно управляется. После травмы в течение 3 лет отмечался дневной и ночной энурез, который прекратился к 14-летнему возрасту. Психическое состояние в настоящее время определяется характерологическими нарушениями.

Переживает, что он «калека», «доводит до бешенства» необходимость отвечать на вопросы о причинах такого состояния. Очень обижается, если кто-то разглядывает его протезы, даже если это родители. Стал эгоистичным, капризным, раздражительным. Если что-то его не устраивает, кричит, становится агрессивным, особенно по отношению к родителям, упрямый, несговорчивый. Если рядом находятся другие люди, особенно незнакомые, замыкается, молчит, злобно смотрит исподлобья. Настроение неровное, чаще угрюмо-печальное. Сон и аппетит хорошие. Друзей практически не имеет, хотя и тянется к сверстникам, предпочитая общение по телефону. Стержневым переживанием больного является железнодорожная трагедия и ее последствия, не может говорить на эту тему, возмущается, если по телевизору показывают передачи о подобных происшествиях. В данном случае можно говорить о невротическом формировании личности по возбудимому типу. Скорее, этот вариант патологии можно отнести к патологическим формированиям личности при хронических инвалидизирующих соматических расстройствах, по В.В.Ковалеву.

Понятие патохарактерологическое развитие использовали для обозначения разных вариантов динамики психопатий. Много внимания уделялось биологическим и социальным факторам (прежде всего условиям воспитания) в возникновении патологии личности. Особое патогенетическое значение в формировании краевых психопатий имеет эмоциональная депривация в раннем детском возрасте (при физическом уродстве, сиротстве и т.п.), а также неправильное воспитание.

В зависимости от их преобладания выделялись «ядерные» (конституциональные) и «краевые» (нажитые) формы психопатий. Становление «краевых» психопатий связано с нарушением развития личности в постнатальном периоде. Это аномалии характера, возникающие в результате патохарактерологического развития личности под влиянием неблагоприятных социально-психологических факторов. При формировании краевой психопатии наблюдаются «психопатические циклы»: в результате психогенного заболевания личность становится эмоционально-лабильной, создает конфликт, дает на него психогенную реакцию, и после нее обнаруживаются еще более выраженные патохарактерологические черты, такие как взрывчатость, склонность к истерическим формам поведения, демонстративность и др.

Особое внимание уделяется невротическим развитиям личности. Был обобщен опыт изучения этой патологии. Данная форма психогенного развития, характеризующаяся специфической динамикой, также приводит к формированию патологии личности (краевой психопатии). Возникает невротическое развитие при длительно существующей психогенно-травматической ситуации. Первый этап невротического развития личности протекает с депрессивной и астено-депрессивной симптоматикой, второй - с характерологическими изменениями личности с преобладанием истерических, эксплозивных черт, либо астенического синдрома со склонностью к навязчивостям

Потворствующая гиперпротекция — родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Доминирующая гиперпротекция — ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Гипопротекция — к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.

Эмоциональное отвержение — ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.

Повышенная моральная ответственность — от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.

Жестокое обращение с ребенком — склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998).

Воспитательная позиция родителей

В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей — совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих прежде всего самих родителей как субъектов воспитания.

Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.

Адекватность — умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферы, характерологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость — способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Прогностичность — способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998), модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными.

Понятие «акцентуации личности» или «акцентуации характера» ввел в психиатрию К. Leonhard в 50-х годах. Он не дал четкого определения акцентуированных личностей, полагая, что они не являются психопатическими (патологическими), но «в силу особой структуры личности постоянно вступают в конфликт со своим окружением». Такое определение не позволяет провести границу между психопатиями и акцентуациями. Приводимые К. Leonhard клинические примеры скорее относятся к психопатиям; правда, автор замечает, что он намеревался как можно резче подчеркнуть анализируемые личностные черты. Вместе с тем он указывает, что в случаях акцентуаций есть лишь количественные отклонения от некоего стандарта личности, это промежуточное звено между психопатией и психическим здоровьем. Еще П. Б. Ганнушкин (1933) утверждал, что между патологическими особенностями и соответствующими им «простыми человеческими недостатками» разница большей частью лишь количественная, так называемые нормальные характеры без всяких границ переходят в патологические. Таким образом, мысль о промежуточных вариантах личностной патологии зародилась уже давно. Она оказалась чрезвычайно плодотворной, позволяя рассматривать акцентуации как этап формирования личности. В одних случаях этот этап завершается образованием здоровой личности, в других может привести к формированию психопатии. Наиболее четко эту концепцию разработали А. Е. Личко и его ученики. А. Е. Личко (1983) определяет акцентуации характера как крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость для определенных психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Описывая акцентуации характера у подростков, А. Е. Личко систематизирует их в соответствии с типологией психопатий, что свидетельствует о сходстве измененных характерологических черт с тем или иным комплексом проявлений патологии личности. Вместе с тем такие отдельные психопатические проявления наблюдаются не только у подростков, их достаточно часто видят судебные психиатры у взрослых. В этих случаях эксперты в заключении указывают на отдельные психопатические черты характера у подэкспертного, подчеркивая этим отличие от психопатий, при которых обязательно тотальное изменение склада личности. Можно предполагать, что в экспертной практике констатация отдельных психопатических черт тождественна диагностике «акцентуации характера».

studfiles.net

Патологическое развитие личности - это... Что такое Патологическое развитие личности?

стойкое, в ряде случаев необратимое, количественное изменение изначально присущих личностных свойств, обусловленное сочетанием врожденных особенностей характера с длительными или часто повторяющимися психическими травмами.

Патологическое развитие личности наблюдается при психопатиях, неблагоприятно протекающих затяжных неврозах, после перенесенных реактивных психозов, при наличии обезображивающих физических дефектов. Условно выделяют следующие типы П. р. л.: астенический, депрессивный, истерический, обсессивный и паранойяльный. Нередко встречаются смешанные типы, например астеноистерический, депрессивно-обсессивный. Кроме того, П. р. л. одного типа может со временем усложняться за счет присоединения проявлений другого типа. Так, к истерическому типу П. р. л. могут добавиться выраженные паранойяльные расстройства, к астеническому — депрессивные, которые в ряде случаев могут даже полностью заместить астенические проявления. При астеническом типе П. р. л. преобладают расстройства, свойственные астеническим психопатиям (Психопатии), при депрессивном — различные по проявлениям стойкие субдепрессивные состояния (см. Депрессивные синдромы), при истерическом — расстройства, наблюдающиеся при истерической психопатии, обсессивному типу присущи особенности, характерные для психастении (Психастения), паранойяльному — выраженные Сверхценные идеи. Для П. р. л. большое значение имеет возрастной фактор. При этом у детей преобладает нарушение процесса становления личности, а не количественные изменения уже сложившейся личности, как это имеет место у взрослых. Понятие «патологическое развитие личности» тесно связано с такими понятиями, как «психогенный шок», «шоковая реакция» (см. Реактивные психозы), «психогенная реакция», «психогенная декомпенсация». Разница между ними условна, т.к. основной критерий — длительность и стойкость патологического состояния — часто оказывается недостаточно надежным. Сила и характер психической травмы могут быть чрезвычайно разнообразными. Например, психогенный фактор может быть кратковременным, но интенсивным, относительно нетяжелым, повторным, длительным, постоянным, индивидуально значимым для данной личности.

Выделяют конституциональное и ситуационное П. р. л. Конституциональное П. р. л. основывается, в первую очередь, на особенностях личности, ситуационное — на особенностях психической травмы. Первое развивается преимущественно постепенно, второе — в форме сдвигов. Чаще встречаются смешанные формы.

Диагноз устанавливают на основании данных анамнеза и результатов клинического обследования. Дифференциальный диагноз проводят с вялотекущей шизофренией (Шизофрения), органическим поражением ц.н.с. различной этиологии, при которых у больного появляются новые, не отмечавшиеся у него ранее черты характера, а также с затяжными психогенными реакциями (см. Психогении).

Прогноз в отношении выздоровления у взрослых сомнителен. Однако у ряда больных с паранойяльным развитием личности сутяжного характера возможно полное исчезновение существовавших расстройств. У части детей при нормализации условий среды патологические черты характера могут сгладиться или полностью исчезнуть.

Судебно-психиатрическая оценка П. р. л. неоднозначна. Лица с паранойяльным типом П. р. л., как правило, признаются невменяемыми. При других типах патологического развития личности вопрос о вменяемости решается в зависимости от степени выраженности психических нарушений в период совершения противоправных деяний. Библиогр.: Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста, с. 206, М., 1979; Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 2, с. 301, М., 1988.

dic.academic.ru