Факторы самореализации личности. Пример самореализации личности


Пример самореализации личности | LiveЛидер

Самореализация личности – это особый процесс взаимодействия с миром, который осуществляется посредством творческого самораскрытия. Каждый человек чувствует присутствие в себе всеобъемлющей силы, которая способна вознести его на вершины великих достижений, сделать каждый день невероятно наполненным и осмысленным. Самореализация личности – это то, без чего нельзя обойтись, когда речь идет о формировании глубокого и целостного взгляда на мир и происходящие события. Если мы не будем применять имеющийся в нас потенциал огромных возможностей, то он пропадет зря. А как много людей никогда не используют те знания, которыми в действительности обладают! Большинство привыкает жить просто по инерции и не стремится ни к чему значительному.

пример самореализации личности

В настоящее время стала чрезвычайно модной тема «самореализация личности». Это в психологии на сей момент направление, которое стремительным образом развивается. Сознание некоторых людей пробуждается от многолетней «спячки». Они начинают понемногу видеть истину, осознавать имеющиеся личностные перспективы.

Потребность в самореализации

Даже если человек выглядит достаточно нерешительным, у него все равно имеются некоторые желания, которые просятся на волю. Личные амбиции в той или иной степени присутствуют у каждого. Просто не все имеют смелость высказывать их открыто, без утайки. Многие боятся получить насмешки окружающих, потому скрывают свои истинные намерения под маской равнодушного дружелюбия. Самореализация личности – это потребность в том, чтобы быть услышанным, понятым и принимаемым обществом. Социальное взаимодействие тоже очень важно для человека. Все мы стремимся отыскать свое место в жизни, выразить себя максимально, достичь значительного успеха.

пример самореализации личности

Потребность в самореализации можно ярче всего увидеть у маленьких детей. Они пока не нашли повода сомневаться в себе и не отвергают свои планы. Дети не умеют лгать, а ведут себя естественным образом, находясь в любой ситуации. Им не придет в голову изображать радость, когда на душе тоскливо и мрачно. Самореализация личности – это ее первостепенная потребность, без которой будет невозможным никакое становление.

Наличие цели

Чтобы прийти к чему-то значительному, необходимо понимать, куда следует двигаться. Направление каждый задает себе самостоятельно. Сначала в голове возникает образ большой и светлой мечты. Можно заметить, как сильно дети и подростки верят в нее. Наличие цели помогает развиваться характеру, таким личностным качествам, как амбициозность, настойчивость, уверенность в себе, инициативность. Мысли о воплощении желаемого в жизнь не позволяют стоять на месте и пассивно созерцать происходящие явления. Мечта всегда ведет за собой, заставляет человека всесторонне развиваться и совершенствоваться. Если он не знает, куда и на что направлять свои усилия, то никогда не сможет почувствовать себя действительно счастливым.

пример самореализации личности

Как связаны самоопределение и самореализация личности между собой? До начала любого движения вперед необходимо уметь четко понимать, что вам действительно интересно и в чем заключаются ваши сильные стороны. У всех разная натура, поэтому нет ничего удивительного в том, что и стремления у людей неодинаковые. Умение правильно ставить цель – величайшее благо.

Вера в собственные возможности

Без этого компонента не будет ничего. Только вера заставляет нас идти вперед даже тогда, когда потеряны другие ориентиры. Прежде чем начать действовать в направлении задуманной цели, человеку необходимо знать, что он способен ее достичь. Вот почему люди так часто отказываются от реализации намеченного, даже не успев сделать первого шага. Они просто не верят в себя, считают недостойными всяческих наград и подарков от судьбы! Самоопределение, самореализация личности занимают ведущую позицию в процессе эффективного продвижения вперед.

пример самореализации личности

Когда нет веры в успех, ничего и не может получиться. Человек черпает внутренние силы из собственного источника вдохновения. Когда он пуст, голову не посещают светлые идеи, жизнь кажется серой и бессмысленной.

Проблемы самореализации

Несмотря на довольно сильную популярность данной темы, не каждый человек стремится найти собственное предназначение. Большинство, к сожалению, предпочитают просто плыть по течению, в действительности не стремясь ничего изменить в жизни, привнести в нее новые краски. Нужно всегда помнить о том, что мы сами создаем себе светлые моменты, а темные нужно уметь переживать и отпускать. Деятельность, личность, самореализация – вещи, которые неразрывно связаны друг с другом. Без одного не будет другого. Если понятия не имеете, чем вам следовало бы заниматься, значит, не оцените по достоинству возможность проявить себя, раскрыть свою истинную природу.

пример самореализации личности

Другая проблема самореализации заключается в том, что когда вы действуете, то неизбежно будете иметь трудности. Без этого не происходит становление сильной личности. Иногда создается впечатление, что человека специально решили проверить на прочность высшие силы. Мир должен удостовериться в том, что вы достойны лучших благ и потому как будто проверяет реакцию. В самые тяжелые моменты стоит помнить о том, что они временны и, скорее всего, предназначены для чего-то. Тем самым вы готовитесь стать самодостаточным, начинаете ценить самого себя как никогда прежде. Многие сдаются, пройдя половину пути. Некоторые, сделав несколько робких шагов, в нерешительности поворачивают назад. Они воспринимают трудности как нечто фатальное, тратят драгоценные внутренние ресурсы на переживания. Помните, что нельзя позволять печали оглушить вас в тот момент, когда вы делаете активные шаги по реализации заветной мечты. Дойти до конца способен только истинный победитель.

Условия самореализации

Для того чтобы человек максимально смог применить в жизни свои способности, необходимо соблюдение некоторых важных моментов. Стоит заметить, что все компоненты тесным образом связаны между собой. Нельзя взрастить что-то одно и при этом полностью проигнорировать другое. Условия для самореализации личности просты и сложны одновременно. Самым важным, пожалуй, является внутренний настрой. Если цель поставлена достаточно четко, то желаемое придет в вашу жизнь быстрее, чем ожидаете. Это произойдет настолько естественно и спокойно, что не каждый сможет распознать счастье. Создание условий для самореализации личности позволяет с успехом прийти к желаемой деятельности и начать ее развивать.

Внутриличностный поиск

Он начинается тогда, когда индивид начинает задавать себе вопросы относительно самоопределения. Кто я такой и что должен делать в жизни? Как начать заниматься любимым делом, если нет сил и возможностей хотя бы попробовать и оставить нелюбимую работу? Такие вопросы побуждают к действию, подталкивают к глубокому осмыслению происходящих событий. Внутриличностный поиск может продолжаться несколько лет, до тех пор, пока человек не примет для себя окончательного решения. Здесь нельзя торопиться или ограничивать себя в выборе. Нужно уметь прислушиваться к своему собственному голосу, замечать малейшие изменения в сознании.

Свобода как основной двигатель

Вся наша жизнь состоит из постоянного выбора. Свобода как условие самореализации личности занимает ведущую позицию. Ведь если у человека не будет возможности всецело проявлять себя, он никогда не станет тем, кем должен являться. Безволие появляется всегда, как результат отказа принимать на себя ответственность за происходящее. Это все равно, что совершить предательство по отношению к самому близкому человеку, каким вы и являетесь.

пример самореализации личности

Свобода как самореализация личности возникает в тот момент, когда человек начинает ярко осознавать свою принадлежность к чему-либо. Он чувствует в себе большой прилив сил и больше не хочет жить по-прежнему. В этот момент и важно, заручившись собственной поддержкой, начать делать первые шаги. Чем больше уверенности у вас будет, тем проще потом продолжать начатое дело.

Свобода как условие самореализации личности крайне необходима для успешного старта. Если человек привыкает жить в изматывающих, ограничивающих убеждениях, то начинает бояться любых перемен. Однообразие представляется ему синонимом стабильности. Он боится всяческого движения, поскольку любой эксперимент может закончиться неудачей. Не у всех имеются дополнительные силы для того, чтобы суметь пережить все «проверки» судьбы на прочность.

Потенциал возможностей

В каждом из нас скрыты большие перспективы. Большинство людей даже не подозревают об этом. Продолжая жить обыденной незаметной жизнью, они не имеют возможности получить драгоценный опыт знакомства с собственным внутренним миром. Если бы мы только могли чем-либо измерить свой богатейший потенциал, то непременно удивились бы. Сколько открылось бы сразу закрытых дверей! Так почему страх настолько сковывает движения, что мешает действовать, ставить реальные задачи ежедневно и стремиться к обретению подлинного состояния счастья?

пример самореализации личности

Задумайтесь, на что вы тратите свою жизнь. Не просиживаете ли вы много часов подряд за компьютерными играми? Стремитесь ли развиваться? Знаете ли, что является вашей первостепенной задачей? Никогда не следует отказываться от своей мечты и разменивать ее на сомнительные удовольствия.

Выбор профессии

Порой мы останавливаемся на каком-то одном варианте только потому, что так посоветовали родители или друзья. Человек в редких случаях к моменту окончания школы действительно четко представляет себе, чем хочет заниматься до пенсии. Чтобы отвечать за всю последующую жизнь, нужно взять на себя большую ответственность. Часто мы осуществляем этот выбор хаотично, поддавшись чьим-то уговорам. А все потому, что не умеем слушать себя, не ценим собственные таланты, постоянно пребываем в самокритике!

Между тем выбор профессии – это довольно серьезное решение, чтобы им пренебрегать. Прежде чем направлять свои усилия в развитие той или иной деятельности, нужно хорошенько подумать. Когда решение еще не принято окончательно, его легко изменить. Спрашивайте себя несколько раз на дню, действительно ли выбранная профессия подходит вам, не мечтаете ли о чем-то большем?

Творческая направленность

Созидательное начало заложено в каждом из нас. Чтобы отыскать свою единственно верную дорогу, обратите внимание на творческие способности. Умение писать тексты, музыку или картины должно вдохновить на карьеру известного писателя, художника, мыслителя. Любые способности нуждаются в развитии. Никто другой не начнет заниматься вашей жизнью.

Социальная самореализация

Человек живет в обществе и никогда не может достичь полной свободы от него. Социальная самореализация личности заключается в том, чтобы суметь построить крепкие доверительные отношения с окружающими людьми.

Духовные практики

Такие занятия, как медитации, йога или релаксации помогут сохранить состояние внутреннего равновесия. Если в вашей жизни происходит что-то не так, поддержите себя. Силы для активной жизни заметно прибавятся.

Вместо заключения

Таким образом, самореализация представляет собой важнейшую потребность личности. От того, насколько продуктивно индивид пройдет этап самоопределения, зависит и вся его дальнейшая жизнь. Только человек, полностью раскрывший свою внутреннюю природу, может стать счастливым.

пример самореализации личностиСамореализация личности – воплощение ею своих желаний, стремлений, задатков, талантов. О человеке, который занимается выполнением этой задачи, обычно говорят: он на правильном пути. По словам Э. Фромма, самовоплощение – важнейший плод усилий каждого индивида.

Запускной механизм этого процесса – самоактуализация, – по мнению А. Маслоу, является ключевым мотивационным фактором личности, помогающим ей обрести смысл земного существования. Еще до этого открытия американского психолога его коллега К. Хорни выдвинула гипотезу о том, что программа самоопределения заложена в нас на генном уровне.

Человека, который не ищет своего призвания, ждет незавидная судьба. Предав «души прекрасные порывы», он обрекает себя на бесцельное прозябание, неудовлетворенность, депрессию, деградацию. Вместо того, чтобы использовать отпущенное время жизни, он убивает его.

По выражению Б. Акунина, 999 человек из 1000 проживает не свою, а чужую судьбу. Вот почему важно убедиться в собственной уникальности, раскрыть свое предначертание, сотворить самого себя.

Цели самореализации

Созидание собственной личности – эволюционный процесс длиною в жизнь. При этом каждый его этап требует достижения целей, актуальных для текущего момента.

Рассмотрим основные возрастные стратегии и свойственные им цели самореализации:

Детство – пора раскрытия интеллектуального и духовного потенциала личности. Главные цели:

  • учеба, развивающая умственные способности, выковывающая характер;
  • общение со сверстниками, помогающее ребенку постичь собственные сильные и слабые стороны;
  • поиск себя в различных видах творчества.

Юность – выбор профессии и спутника жизни. Направления основных усилий:

  • выработка чуткости к внутреннему голосу, преодоление стереотипов и предрассудков;
  • интеллектуальное развитие;
  • совершенствование душевной и физической формы;
  • постижение азов интимных отношений.

Зрелость – самоутверждение в профессии и личной жизни. Цели данного периода:

  • расширение круга профессиональных компетенций, оттачивание мастерства;
  • признание в трудовом коллективе;
  • обретение гармонии в семье;
  • достижение желанного социального статуса.

Нужно учесть, что программы ориентирования личности, ее внутренние установки могут трансформироваться под давлением среды. К примеру, в кризисном обществе большинство людей предпочитают самореализации материальный достаток или карьерный успех.

Лишь немногим удается не «зарыть» свой талант в угоду стратегии банального выживания. Все зависит от психологических характеристик личности, крепости ее внутреннего стержня.

Творческая самореализация

Максимальное самовыражение – это удел личностей, увлеченных творчеством. И.Гете называл его силой, которая не оставит в покое, пока ты ему не посвятишь себя целиком.

Наслаждение творить требует от человека полной самоотдачи. Но оно же наделяет его бесценными «бонусами»:

  • выработкой нестандартного взгляда на вещи, при котором старое – источник нового, а хаос – начало порядка;
  • привычкой мыслить смело и конструктивно;
  • навыком быстро справляться со сложностями;
  • признанием своей уникальности, спокойным принятием иррационального в себе;
  • повышением культурного уровня;
  • формированием философского и личностного мировоззрения;
  • эмоциональным подъемом – источником духовного и физического здоровья; недаром творческую самореализацию как цель арт-терапии используют для избавления от психических отклонений;
  • счастливым осознанием того, что плоды творчества – научные открытия или произведения искусства – способны пережить автора, принести пользу людям, войти в сокровищницу цивилизации.

Не обязательно, чтобы каждый стал выдающимся стихотворцем или живописцем. Овладение любым творческим процессом – техническим, игровым, изобретательским, спортивным, повседневно-бытовым – является признаком духовного роста личности.

Профессиональная самореализация

Выбор дела всей жизни – кульминационный момент в человеческой судьбе. От правильности этого шага зависят не только материальное благополучие, статусность, успешность, но и ощущение самодостаточности личности. Ее критериями являются:

  • осознание своей адекватности требованиям времени;
  • приобретение багажа трудовых побед;
  • умение определить зоны потенциальных неудач;
  • самосовершенствование через преодоление трудностей.

К таким показателям невозможно прийти без волевого усилия. Но его одного для профессиональной самореализации недостаточно. Надо, чтобы выбранное дело не только нравилось, но и не выматывало, не приводило к эмоциональному выгоранию. Эта проблема снимается путем постоянной работы над собой, ведущей к повышению уровня адаптации.

Социальная самореализация

Достижение успехов в контактах с окружающими, причем в той мере, в какой они доставляют истинное наслаждение конкретной личности, и будет способствовать ее социальной самореализации.

Кто-то, к примеру, получает удовлетворение от волонтерской деятельности в нескольких сиротских приютах. А кому-то кажется полезней помощь одинокой соседке по лестничной клетке.

Любая из этих социально-гуманитарных ролей приведет к развитию таких ценных качеств, как общительность, эмпатия, альтруизм, ответственность. Реализация этих личностных потенций повышает самоуважение и способствует восприятию себя как достойного члена общества.

Заключение

Аристотель считал, что путь к счастью лежит через реализацию талантов. Состоявшаяся личность – это действительно счастливая персона. Она свободна от общественных условностей, отличается высокой адаптивностью, самоконтролем и креативностью, умеет выходить из тупиковых ситуаций и получать удовлетворение от каждого прожитого дня.

live-leader.ru

Факторы самореализации личности | Диплом по психологии

В приведенном определении самореализации личности отчетливо поставлен акцент на том, что самореализация предполагает активность самого субъекта под выраженным воздействием социальных факторов. Т.е. самореализация осуществляется во взаимодействии внешних и внутренних факторов.

Поскольку, как уже упоминалось, самореализация тесно связана с развитием личности, для изучения факторов самореализации целесообразно рассмотреть подробно изученные в психологической науке факторы развития личности.

Известно, что личность развивается под влиянием биологических и социальных факторов. Согласно классической культурно-исторической теории Л.С.Выготского, «личность не «созревает» из внутренних предпосылок, а «формируется», достраивается на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек. Высшие психические функции не представлены в человеке от рождения, а даны лишь в виде потенциальной возможности. Переход из потенциального в актуальное происходит благодаря взаимодействию природных и социальных факторов в процессе социализации, важнейшим механизмом которой является интериоризация личностью культурного опыта человечества» [7]. В результате социальных влияний человек как биологическое существо – индивид – становится социальным существом – личностью. Процесс развития личности при этом осуществляется в процессе социализации путем интериоризации общественного опыта (внешнее переходит во внутреннее).

Однако вся сущность человека не ограничивается понятиями «индивид» и «личность». Этих понятий недостаточно для описания, например, высших способностей человека и ярких проявлений его творческой активности. Существует еще одна, высшая, ступень развития человека – индивидуальность. «Процесс развития индивидуальности можно назвать индивидуализацией, в основе которой лежит механизм экстериоризации, то есть социальной отдачи личности, творчества. Но стать индивидуальностью можно, лишь став личностью, однако для этого недостаточно социальной детерминации. Здесь вступают в силу индивидуальные, личностные, субъектные факторы. Выдающаяся индивидуальность становится как бы над обществом, вступает с ним в противоречие, развивается вопреки социальным ожиданиям. Такой уровень развития нельзя свести к формированию. Индивидуальность не просто формируется, а самореализуется, саморазвивается» [7]. Процесс развития при этом совпадает с процессом самореализации и осуществляется в процессе творческой деятельности путем экстериоризации (внутреннее переходит во внешнее).

Следует отметить, что перечисленные ступени развития личности не имеют четких границ между собой: «уровни развития человека не следует понимать как этапы, разделенные во времени, точно также ступени развития – это не хронологические стадии, а скорее характеристики неких качественных результатов развития, которые не всегда последовательны» [7].

Иногда процесс самореализации наблюдается на ранних этапах онтогенеза, как видно на примерах детской одаренности. «Раннее развитие способностей, казалось бы, свидетельствует об их врожденности и приоритете биологических факторов. Однако это развитие возможно только при определенном уровне социализации человека, без которой не формируется готовность к самореализации» [7].

Важно, что, развиваясь в самореализации, личность сама выбирает для себя направления деятельности и тем самым самостоятельно руководит процессом собственного развития. Т.е., если процесс социализации как основы развития личности происходит преимущественно под влиянием внешних факторов, то для процесса самореализации как развития индивидуальности характерна преимущественно внутренняя мотивация. «Детерминация посредством внутренней мотивации предполагает действие инициирующих и регулирующих самореализацию факторов изнутри личного «Я». Такая детерминанта связана с внутренним локусом каузальности, относится к самой личности. Личность предпочитает тот или иной тип самореализации на основе собственного выбора … Человек выбирает такое окружение, такие условия, которые способствуют осуществлению свободы выбора» [9]. Другими словами, в процессе самореализации личность является субъектом собственного развития.

Однако это не означает, что внешние социальные факторы, действовавшие на этапе социализации личности, утрачивают свою актуальность. Они продолжают действовать, но уже не как внешние, а как внутренние факторы, ранее усвоенные (интериоризованные) личностью.

Кроме того, самореализация всегда предполагает непосредственное взаимодействие человека с предметной и социальной средой, она осуществляется в направлении во внешний мир, и текущие характеристики внешней среды всегда оказывают на нее определенное воздействие: «индивидуальная самореализация … детерминируется и внешними, объективными факторами, условиями в которых (и через которые) она осуществляется» [9]. «Самореализация личности воплощается в ее деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой. … путь к себе проходит через деятельность во внешнем мире» [3].

Поэтому принято считать, что «Проблема самореализации личности является узловой пробле­мой взаимодействия индивида и общества. В ней, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: соци­альная детерминация индивидуального сознания и роль собствен­ной активности субъекта в этой детерминации» [2].

В связи с этим подвергается критике одно из положений теории Маслоу, согласно которому самореализация представляет собой максимальное развитие всего заложенного в человеке потенциала. «Как указывает М.Б.Смит, «пороки и зло точно так же входят в число человеческих потенций, как и добродетель, специализация – точно так же, как всестороннее развитие. Этику нельзя привязать к биологии, как это пытался сделать Маслоу». В.Франкл, также критикуя эту доктрину, названную им «потенциализмом», приводит в качестве примера Сократа, который считал, что он имел все задатки для того, чтобы стать талантливым преступником. Хорошо или плохо, что он не реализовал эти потенции? Франкл говорит о необходимости постоянного принятия решений о том, какие из возможностей, потенций заслуживают реализации, о бремени выбора, лежащем на человеке по этой причине, о примате должного над возможным. «Всесторонняя самоактуализация не является ни возможной, ни желательной, – замечает в этой же связи еще один автор. – Некоторые из потенций всегда приносятся в жертву, когда человек выбирает определенный путь в жизни… В процессе своей жизни человеку приходится отказываться от многих возможностей, которые несовместимы с его актуальным образом жизни» [14].

Таким образом, личность никогда не реализует все свои возможности, она выбирает для себя определенные направления самореализации, и на этот выбор оказывают влияние социальные факторы.

Эта закономерность отчетливо прослеживается в результатах гендерных исследований. Известно, что общество предписывает мужчинам и женщинам различные социальные роли. Результаты исследований свидетельствуют о том, что, усвоив гендерные стереотипы, юноши и девушки склонны выбирать направления социализации, соответствующие своей гендерной роли: «в самореализации юношей и девушек отражены гендерные сте­реотипы, характеризующие нормативные представления общества о мужчинах и женщинах … для самореализации девушек свойственна … приоритетная на­правленность на сферу семейных и межличностных отношений, в то время как для самореализации юношей – … мотивация, проявляющаяся преимущественно в про­фессиональной и учебной деятельности» [8].

Рассмотрим внешние и внутренние факторы самореализации личности более подробно. Согласно большинству классификаций, выделяют факторы самореализации, которые могут быть соотнесены с внешними и внутренними: зависящие и не зависящие от человека, объективные и субъективные и т.п. [12; 13; 21 и др.]. Согласно более подробной классификации факторов самореализации, различают [13]:

  1. Психоэкологические факторы – влияние экологических факторов (загрязнение воздуха, неблагоприятный температурный режим и т.д.) на психику человека, вследствие чего может проявляться снижение жизненного тонуса и другие явления, отрицательно влияющие на самореализацию.
  2. Психофизиологические факторы – анатомо-физиологические особенности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также свойства нервной системы и темперамента.
  3. Психологические факторы – познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния, способствующие или препятствующие самореализации личности.
  4. Педагогические факторы – особенности обучения и воспитания личности, уровень образования.
  5. Социальные факторы – различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.

Наибольшую значимость при этом представляют психологические факторы. По мнению П.П.Горностая, вся совокупность психологических факторов, влияющих на самореализацию личности, образует одну обобщенную характеристику – психологическую готовность к самореализации. Психологическая готовность к самореализации представляет собой «системное явление, проявляющиеся в виде ситуативной (например, состояние вдохновения) или долговременной, устойчивой готовности, являющихся диалектическим единством психических состояний и свойств личности» [7]. В структуре психологической готовности к самореализации П.П.Горностай выделяет следующие блоки [7]:

  1. Отношение к себе – представляет собой элемент самосознания личности. Оно включает в себя оценку своих возможностей, которая может выражаться в осознании призвания, особого предназначения личности, возможности решить задачу, недоступную другим. Однако оно может быть и неосознанным (или недостаточно осознанным) и опираться на интуицию. Этот блок включает в себя также образ идеального «Я» или, шире – идеалы личности.
  2. Направленность личности – мотивы и потребности творчества (мотивы самоактуализации) и ценностные ориентации личности. Потребности и ценностные ориентации выражаются в интересах, склонностях, желании творить, потребности выразить себя в творческом произведении.
  3. Качества индивидуальности – способности личности, являющиеся важнейшим фактором (фундаментом) самореализации. Для самореализации наибольшее значение имеют способности к творчеству и способности к системному мышлению [9]. Развитие способностей непосредственным образом связано с развитием отношения к себе и направленности.
  4. Опыт личности – способствует реализации потребностей в творчестве и самореализации. Это не только непосредственный опыт, но и фиксированные установки, диспозиции личности. Установка определяет направленность активности человека и трактуется именно как готовность к определенным способам деятельности. Можно говорить об установке на самореализацию, то есть, состоянии, которое способствует включению механизмов самореализации при определенных условиях.

Еще одним основанием для классификации факторов, влияющих на самореализацию личности, является характер этого влияния, в зависимости от которого различают факторы, способствующие и препятствующие самореализации личности [2; 10 и др.]. При этом факторы, препятствующие самореализации, рассматриваются как барьеры самореализации.

Социальные (внешние) барьеры самореализации подробно рассмотрены в работах Карен Хорни. «Согласно её точке зрения, под воздействием культурных и социальных условий существования человека, его желания оказываются расщепленными и направленными в противоположные стороны. … Как правило, люди вынуждены выбирать между желаниями, влекущими их в противоположных направлениях. В результате этого фактора, между желаниями и обязанностями, между собственными убеждениями и мнением других людей, между представлениями о ценностях и способностью личности им следовать, может возникнуть глубокий внутренний конфликт. Напряженность таких конфликтов в значительной степени детерминируется … цивилизацией, в которой живет человек. … Он может подчиняться ожиданиям сообщества или быть инакомыслящим индивидуалистом, быть общительным или жить затворником» [23]. Одним из факторов, влияющих на степень напряженности таких социально обусловленных барьеров самореализации, по мнению Хорни, является нестабильность общества, социальных условий жизнедеятельности человека: «Человеческая психика не в состоянии быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям среды, в результате чего возникают противоречия между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре» [23].

О том, что неудовлетворение потребностей более низкого уровня препятствует проявлению потребности самоактуализации, говорил и А.Маслоу: «движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении» [22]. Таким образом, барьером для самореализации личности могут стать такие условия ее жизнедеятельности, в которых не могут быть удовлетворены ее базовые потребности или их удовлетворение требует чрезвычайно больших временных и энергетических затрат.

Отечественные авторы так же подчеркивают, что социальные факторы могут как способствовать, так и препятствовать развитию самореализации, обращая внимание, например, на «особенности социально-исторического образа жизни, в рамках которого человек может (или не может) выбирать виды деятельности. … для успешной реализации жизненных планов необходима свобода, трактуемая в психологии как свобода выбора» [21].

Разновидностью социальных барьеров социализации являются барьеры, связанные с гендерными стереотипами: «Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями гендерной социализации. … Самореализация обозначает принятие себя, своих личностных и половых особенностей, но этот процесс может за­труднять конфликты между индивидуальными особенностями и традиционными представлениями о гендерных ролях» [24].

Среди психологических (внутренних) барьеров самореализации личности отмечают низкую самооценку [10], пассивную и неадекватную жизненную позицию [2], различного рода страхи [14] и т.п. Многие авторы [6; 21 и др.] считают одним из важных психологических барьеров самореализации ригидность как негибкость, неготовность и неспособность реагировать на изменения, вызванные сменой макросоциальных условий: «чем выше ригидность, тем сильнее блокируются каналы выхода во внешнюю среду, тем сильнее игнорируются возможности самореализации, которые открываются во взаимодействии человека со средой, тем вероятнее появление поведенческих и других стереотипов в неадекватных для них условиях» [6]. Все перечисленные внутренние факторы ассоциируются с психологической адаптацией, душевным здоровьем человека.

Изучая жизненную ретроспективу пожилых людей, Т.З. Козлова обнаружила, что «объяснение своей нереализованной жизни одна половина респондентов находит в объективных факторах (последствия войны, неблагополучная родительская семья, собственная болезнь или болезнь детей, реформы 90-х годов и пр.), а другая – в субъективных (собственная неорганизованность, вредные привычки, отсутствие воли и т.д.)» [10].

А.Маслоу также указывал, что процесс самоактуализации может быть ограничен различными внешними и внутренними факторами, к которым он относил [22]:

  1. Негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате привычки, которые замыкают личность в непродуктивмом поведении;
  2. Социальные влияния и групповое давление, которое часто действует против вкусов и суждений личности;
  3. Внутренние защиты, которые отрывают личность от самой себя.

Таким образом, на особенности самореализации личности влияет огромное количество внешних и внутренних, способствующих и препятствующих самореализации факторов. Общая закономерность состоит в том, что в каждом человеке природой заложен мощный внутренний потенциал, особенности реализации которого в течение жизненного пути зависят от внешних воздействий. Влияние социальных факторов определяет, какие из заложенных природой возможностей человека будут развиты и реализованы, а какие нет. То, в какой мере первые будут развиты, зависит так же от внутренних факторов, внешних условий среды и их взаимодействия между собой.

Такие выводы имеют большое практическое значение. Из них следует, что для максимального саморазвития личности необходимо создание оптимальных условий саморазвития, устранение барьеров саморазвития. Эта мысль хорошо проиллюстрирована Карен Хорни: «Вам не нужно (да фактически вы этого и не можете), – пишет она, – учить желудь, как ему вырасти в дуб. Но если желудю дать возможность, его внутренняя сущность разовьется. Сходным образом, если человеку предоставлена возможность, он склонен развивать заложенные в нем человеческие задатки» [23].

Далее: Структура и механизм самореализации

psy-diplom.ru

3. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации. Творчество и самореализация личности

Похожие главы из других работ:

Мораль и нравственность

Моральное измерение личности.

Мораль, начиная с греческой античности, понималась, как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает. В «Жизнеописаниях» Плутарха есть такое свидетельство...

Основные нравственные типы личности

Нравственные типы личности

В культурологии XX века не раз предпринимались попытки строить не столько классификации, сколько типологии. Как О. Шпенглер выделял архетипы различных культур (Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993), а К. Юнг - психологические типы (Юнг К...

Основные нравственные типы личности

Потребительский тип личности

“Потребительский” тип. ...Он широко распространен, его логика понятна даже ребенку. Мораль в его представлении - это установление в обществе, которое позволяет индивиду достигать счастья. Она полезна и во многом приятна...

Основные нравственные типы личности

Конформистский тип личности

Конформизм (от поздне лат. conformis -- «подобный», «сообразный») -- пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д...

Основные нравственные типы личности

Аристократический тип личности

“Аристократический” тип. Название говорит само за себя. Аристократизм первоначально считался достоинством, передаваемым по наследству. И раз ты от рождения принадлежишь к сословию, которое выше других, то честь его нельзя ронять...

Основные нравственные типы личности

Героический тип личности

В философско-этическом понимании герой -- человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага. В философии это понятие осмысливалось Гегелем, где герой трактуется как воплощение национального духа. [1] “Героический” тип. Герой...

Основные нравственные типы личности

Религиозный тип личности

“Религиозный” тип. ...Главная нравственная ценность “религиозного” типа нравственной личности - смысл жизни. Все нормы, принципы, идеалы - вторичны. Это частности по сравнению с чувством своей неслучайности в мире, в бытии в целом...

Профессиональная этика

§1.3. Профессионализм как нравственная черта личности

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика...

Свобода и необходимость

2. Моральная ответственность личности

С проблемой свободы тесно связан вопрос о нравственной ответственности, которая проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным...

Ситуация морального выбора в практике работы юриста. Служебный долг, карьера и моральная ответственность личности

3. Моральная ответственность личности

Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая образуется из отношений к государству и обществу и сотрудников друг к другу...

Творчество и самореализация личности

3. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом)...

Творчество и самореализация личности

3. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом)...

Уважение личности в общении людей друг с другом

4. ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ОБЩЕНИИ

Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих...

Чайный этикет как основа английской чайной традиции

1.1 История чая и выдающиеся личности

Английскому чаю три с половиной века, вряд ли какая другая чайная культура сравнится с английской в богатстве традиций. Любовь и привычку к чаю в Великобритании связывают с именами трех женщин. Екатерина Брагансская...

Эстетика

II. Эстетическая культура личности

...

etic.bobrodobro.ru