1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения. Основные причины девиантного поведения


Основные причины девиантного поведения

Николаенко Яна Николаевна.

Психология детского воровства

Девиантное - Поведение отклоняющееся от социокультурных норм

Девиантное:

  1. Делинквентное – девиантное, уголовно наказуемое.

  2. Аддиктивное – зависимое.

  • Патологии влечений

  • От образа жизни (трудоголизм…)

  • От препаратов одурманивающих сознание.

Омоложение контингента ворующих. Причины: Рост маргинальных (отвергаемые самим обществом) слоев общества. Экономическая нестабильность. Избыточное расслоение общества.

Рост маргинальных слоев общества приводит к искажению нравственных ориентиров у самих детей, в том числе ранним признаком этой тенденции является недоразвитие оттенков нравственного поведения («черно-белая логика»). Недоразвитие компромиссных установок также приводит к усилению «черно-белой» морали, недоразвитию внутренней логики, нравственной незрелости. То есть при хороших (когнитивных, личностных…) данных происходит ранняя депривация.

  1. Биологические (психофизиологический, психические расстройства)

  2. Социально-психологические (индивидные).

Биологические:

5-15% делинквентных детей были с психическими или психофизиологическими расстройствами.

Фобии, Эмоционально-волевые расстройства, Расстройства влечений

Интеллектуальная недостаточность (31.1% преступлений совершаемых детьми связано с психическими отклонениями)

Неврозы (2.4%), Паталогии характера (4.4%).

Психопатии, невротические расстройства, остаточные явления ЧМТ, снижение интеллекта.

Легкие эмоциональные повреждения – связанные со страхом.

На фоне агрессивного поведения, имеющего биологическую подоплеку.

Переизбыток тестестерона в крови.

Генетические синдромы ведущие к повышению агрессивности (Смита-Моджениста – 17 хромосома, 80% повышение агрессии)

Тип темперамента.

«Одной из причин девиантного поведения могут быть 2 причины: уже имеющийся патологический синдром, 2й- «трансформированное» нарушение поведения.» Ложбинский (вроде)

Первоначальное нарушение поведения влияет ситуация, в дальнейшем ситуация не играет первостепенной роли а является фоном, то есть нарушение поведения трансформируется патологически. (например изначально ради благого намерения девиантное поведение, а дальше поведение остается и без блага =) ).

Расстройства настроения депрессивной и субдепрессивной направленности, расстройства настроения связанные с расстройствами влечения (клептомания, дромомания). Чередование фаз усиление влечений и агрессии, абсолютная утрата влечений и незащищенность.

Социально-психологические

Тесно свзязаны с морально-нравственными искажениями личности, эмоциональной сферы.

Влияние семьи.

Специфические морально-нравственные устои и традиции семьи могут быть первопричиной детского воровства («потомственные» судимости, средства достижения финансовго благополучия не имеют значения)

Детерминанты:

  1. Семейное неблагополучие - утрата воспитательной функции семьи.

Воспитание – формирование адекватной личности.

Виды семейной депривации:

  1. Депривация витальных потребностей ребенка (нечего кушать, одеть)

  2. Блокирование чувства безопасности (неформируется из-за эмоционально отвержения)

Блокируется чувство радости, из-за отсутствия чувства безопасности.

Угроза наказания. Многие считают что заслуживают наказания.

  1. Страх несоответствия ожиданиям родителей. Поиск наказания за это несоответствие

  2. Хз кароче че как здесь неправильно оформил

Позитивный опыт закрепляет девиантное поведение.

Чувство ненужности рождает Чувство виновности, а оно рождает чувство неполноценности

Любой девиант чувствует себя неполноценным и испытывает вину за это.

Девиантное поведение может быть как форма протеста на имеющиеся нормы в семье, в том числе Имитацией реации эмансипации

  1. Болезни членов семьи как формальная детерминанта девиантного поведения.

  2. Феномен безотцовщины (дети выросшие без отца имеют заниженный уровень притязаний, неспособность поверить в свои возможности приводит к компенсаторным способам реализации)

Привязанности – близкие, теплые отношения основанные на (как правило взаимной) ценности этих отношений

Привязанности развиваются в направлении нескольких человек, реже одного в виде четко определенного порядка предпочтений. Мало-подвержены временным изменениям (новые могут формироваться, при этом прежние могут не терять актуальность). Не исчезают, трансформируются. Многие самые сильные привязанности порождают самые сильные страхи. Чем ярче себя проявит привязанность, тем ярче себя проявит страх. Самая сильная привязанность развивается в течении первых 9 месяцев жизни (как правило к матери, или человеку её заменяющего). Стойкость ригидность схем поведения представляющих собой обобщенный опыт отношений родителей и детей в дальнейшем является первопричиной личностных деформаций, нарушений адаптации, усугубляют характер течения кризисов и кризов. И только новый опыт позитивных отношений позволяет перестроить уже сформировавшиеся схемы поведения.

Самым грубым нарушением привязанности является материнская депривация. Может быть в виде «сепарации» (ситуация долговременной разлуки ребенка с матерью). Компенсация вынужденной сепарации в норме – конструктивная совместная деятельность. Деконструктивная – девиантное поведение.

Стадии реагирования на сепарацию:

  1. Активный протест

  2. Отчаяние

  3. Отчуждение – попытка восстановить отношения с окружающим миром, начать вновь проявлять к нему интерес. Попытка формирования вторичных привязанностей.

Объект привязанности заведомо недоступен – неудовлетваримая привязанность. При такой не будут этих 3х стадий.

Привязанности по качеству:

  1. Уверенная (когда разделяют привязанность). В этом случае и сепарация будет переживаться легче. Вклинивающееся посторонее лицо воспринимается адекватно (подруги друзья мамы)

  2. Тревожно-требующая . требуется постоянное подтверждение его значимости в системе отношений. Постоянно требуется подтверждение его значимости. (типа симбиоза).

  3. Тревожно-избегающая. Дети не имеют привязанностей и не заинтересованы в общении. В поведении показывает низкую значимость привязанности, в то же время основным мотивом является страх, возможность сепарации. Двойная мораль, внутреннее противоречие между реально желаемым и формально отвергаемым

(при раннем расстройстве привязанностей (депривация), то в будущем привязанности неразвиваются).

Резко снижена планка социальной желаемости:

Отсутствие заботы со стороны родителей, их эмоциональная холодность или явление сепарации превышающее 1-3 месяца в возрасте до 1 года в будущем приводит к недоразвитию привязанностей у такого ребенка и часто к нарушениям поведения.

Применение системы наказаний. Наказание – угроза разрушения привязанностей. Дисциплинарные меры, которые успешны в воспитании большинства детей имеющие привязанности не действенны в отношении детей с разрушенными или не сформированными привязанностями. Такого ребенка можно обидеть но не наказать.

Как воспитательные меры наказание до 12 лет. От 3 до 7 лет более всего физическое насилие. Дети соматически ослабленные подвергаются наказания чаще чем к здоровым. К мальчикам чаще чем к девочкам.

До 14 лет сексуальное насилие 30% девочки, 10% мальчики.

Сепарации. Если до года был период сепарации 1-3 месяца, то последствия лишь частично обратимы. Ребенок дистанцирует в отношении тех людей, с кем возможно развитие привязанности. Так как подсознательно ждет, что будет отвергнут вновь. Провоцирует взрослых к дистанции (нарушения поведения). В основе такого поведения – мотив виновности в предыдущей разлуки и страх новой разлуки. (по Адлеру – составляющая комплекса неполноценности).

Последствия расстройств привязанностей с матерью

Если рассматривать отзывчивость как категорию «привязанность», то это межличностная чувствительность. Эмоциональная доступность и гибкость отношений, реализуемая в определенном поведении.

Зависимость – функциональная связь между объектом и субъектом отношений, которая может быть нормальной или патологической. Нормальная зависимость – произвольная от отзывчивости. Патологическая – симбиотические связи (комплексы Электра, Эдипа и тд.)

Ранние нарушения поведения (агрессивность), недоразвитие эмпатии, гибкости, а в тяжелых случаях интеллектуальное отставание, недоразвитие коммуникативных установок или вялость эмоциональных реакций – следствие тотальной неуверенности в себе, то есть результат недоразвития привязанностей.

Первый месяц разлуки – поиск матери или лица её замещающего

Второй месяц – реакция избегания (от всех кто проявляет привязанность)

Третий месяц – избегание контактов с окружающим миром, апатия, аутизация. Временный регресс навыков возможен

studfiles.net

1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения. Девиантное поведение

Похожие главы из других работ:

Алкоголизм как проявление девиантного поведения

1.2 Причины, влияющие на проявление девиантного поведения у алкоголиков

Между понятиями алкоголизм и пьянство существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградации личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя...

Возможности библиотерапии и терапии художественными фильмами в профилактике девиантного поведения детей и подростков из неблагополучных семей

2.2 Причины девиантного поведения подростков

Подростковый период онтогенеза - это остро протекающий период от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка...

Девиантное поведение

1.1 Понятие и причины девиантного поведения

Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой то нормой. Нестандартное отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение) поведение, которое не согласуется с нормами...

Девиантное поведение молодежи в период социальных изменений: социально-философский аспект

1.2 Причины девиантного поведения: социально-философские аспекты

Современный девиантологический дискурс, посвященный феномену девиантности, был подготовлен теоретическими положениями отцов-основателей социологии - Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса. В частности, автор теории «социальной интеграции»...

Девиантное поведение современной молодёжи

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой...

Девиантное поведение: сущность, классификация, причины

Причины возникновения девиантного поведения. Профилактика и терапия

Известны многочисленные концепции девиантности: от биогенетических до культурно-исторических теорий. Одна из главных причин социальных девиаций - несоответствие норм социума требованиям, выдвигаемых жизнью...

Основные формы девиантного поведения, разрешение проблемы в социальной работе

Основные теории девиантного поведения

Современные социологические концепции рассматривают девиантное поведение в рамках интеракционистских и структурных подходов. Интеракционистские подходы связывают девиацию с системой оценок поведения и социальной реакцией...

Особенности форм девиантного поведения подростков

1.1 Основные детерминанты девиантного поведения

Девиантное поведение определяется множеством взаимозависимых и обуславливающих друг друга факторов: социальные, социально-психологические, биологические, ситуационные, благоприятствующие развитию девиантного поведения и др...

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

2.2 Причины девиантного поведения подростков

Подростковый период онтогенеза - это остро протекающий период от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка...

Социальная коррекция девиантного поведения детей и подростков

1.3 Причины формирования девиантного поведения в подростковом возрасте

В исследовании девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления...

Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения

3.Причины девиантного поведения

Дать однозначный ответ на причины отклоняющегося поведения невозможно. Слишком велико разнообразие отклонений, слишком много факторов лежит в их основании. Тем не менее, исследователи называют несколько, на их взгляд, важнейших причин...

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

1.1 Понятие и причины девиантного поведения подростков

...

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

1.1.2 Факторы, условия и причины возникновения девиантного поведения подростков

Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что девиантность "молодеет". Можно выделить ряд факторов, влияющих на появление и распространение девиантного поведения у подростков...

Социология девиантности и преступности

1. Причины и типы девиантного поведения

В процессе социализации люди учатся тем ценностям и нормам поведения, которые существуют в обществе, они учатся конформному поведению. Однако в обществе не все люди ведут себя в соответствии с принятыми нормами. Тот факт...

Формы проявления девиантного поведения, социальная работа с лицами и группами девиантного поведения

1. Причины возникновения девиантного поведения

Прежде чем рассмотреть основные причины девиантного поведения, необходимо остановится на определение понятия «девиантное поведение». Согласно определению В.И. Курбатова од девиантным поведением понимают определенный способ поведения...

soc.bobrodobro.ru

Основные факторы развития девиантного поведения

Пермский гуманитарно-технологический институт

Гуманитарный факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

на тему: «Основные факторы развития девиантного поведения»

Пермь, 2008

ПЛАН

Понятие девиантного поведения

Основные факторы развития личности

Типология социальных отклонений

Теории причин отклонений

Заключение

Список литературы

ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совершить самоубийство). По определению американского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения (В. Ядов).

В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Для анализа личностных черт и ее поведение разделим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт.

Проанализируем влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность

Биологическое наследие каждого человека представляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать , та как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей, а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность.

Физическое окружение

В сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового и индивидуального опыта.

Культура

Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех своих членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно является групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативны ми требованиями. Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы – все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.

Культурные и психические отклонения

Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, т. Е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т. п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.

Люди часто пытаются связать культурные отклонения с психическими. Например, радикальное политическое поведение определяется как выход для эмоциональной враждебности, т. е. как психическое отклонение; проституция – как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел мало возможностей для интеграции личности, своего собственного Я. Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении также связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.

Естественно, что личностная дезорганизация – далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

Индивидуальные и групповые отклонения

Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей, может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах, «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо не индивидуальное а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной культуры.

Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:

индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.

В реальной жизни девиантные личности нельзя строго разделить на два указанных типа. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Первичное и вторичное отклонения

Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана Х. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т. д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека.

Культурно одобряемые отклонения

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение героя, гения, лидера, избранника народа, - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.

Культурно осуждаемые отклонения

В основе культурно осуждаемых отклонений лежат психические дефекты.

mirznanii.com