Понятие, структура, функции религии. Основные функции религии


Основные функции религии - История религий Библиотека русских учебников

Религия является неотъемлемым элементом общественной жизни, важным фактором общественных отношений, ее место и роль в социальной системе определяют и функции религии в общественной жизни итоге, религия как соци иально феномен самовыражается через свои функцииї.

. Функции религии - способы, уровень, направления воздействия религии на социум, его структурные элементы, личность

Функции религии тесно связаны со структурой религии, каждый элемент которой определяет их специфику, позволяют глубже, всесторонне познать ее особенности, влияние на социум. Они проявляют себя явно или прих кается скрытая (латентное), постоянно или только на определенных этапах истории, выражая возможности религии и ее роль в обществе. Если функции религии определяют и характеризуют формы, способы, направления, уровень в плыву религии в обществе, то роль религии является следствием реализации религией своих функцииій.

Религия удовлетворяет разнообразные потребности человека, но ни один из социальных феноменов не способен заменить ее. Именно это и определяет особенность ее функций, среди которых выделяются: компенсационная, терапевтическая, втишальна, мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, интегративная,. Дезинтегрирующие, идеологическая, политическая, правовая, культуроформуюча, легитимирующих. Это дает основания утверждать, что религия является полифункцио нальным феноменом. Каждая из функций религии является отражением духовных потребностей, интересов индивидов, совместнонот.

Компенсационная функция. Она является своеобразной реакцией на разнообразные переживания человека, обеспечивая процесс решения в трансцендентном измерении жизненно важных противоречий и проблем человеческого бытия. Религия психологически компенсирует ограниченность, бессилие, зависимость людей от объективных условий существования, наполняет смыслом смысл их жизни, влияет на ценностные ориентации, систему идеалов, цилеспрямо ванння.

Терапевтическая, втишальна функции. Они тесно связаны с компенсационной, поскольку обеспечивают снятие психологического напряжения, чувство неопределенности и тревоги на индивидуальном уровне, сохранение внутри ишньои равновесия, душевного спокойствия, эмоционального, социального оптимизма. Обеспечивается она в результате общения между верующими, между верующими и священнослужителями в процессе культовых церемоний тощщо.

. Мировоззренческая функция - ее особенность заключается в выработке своеобразной совокупности взглядов, оценок, норм, установок, которые определяют понимание человеком мира, ориентируют и регулируют. Ее поведение

зависимости от способов и аргументов, благодаря которым человек объясняет мир, его мировоззрение может быть философским, мифологическим или религиозным. Религиозное мировоззрение включает в систему"человек - мир"комплекс н сверхъестественных существ, связей и отношений, стремится объяснить события, явления земного бытия влиянием потусторонних, сверхъестественных сил соответствии с этим он рассматривает и смысл жизни, осознание которого добавляет люди ни сил в преодолении жизненных проблем, даже в восприятии смерти. Каждая религия по своему толкует эту проблему, но все признают то, что земная жизнь человека является лишь фрагментом ее бытия, которое после смерти продолжается в загробном миребічному світі.

Регулятивная функция. Эта функция проявляется в регулировании социальных отношений, поступков верующих систему запретов, табу, санкции!,. Касаясь не только их поведения в обществе, но и в семье, интимной ней сфере. С этой точки зрения религия является ценностно-ориентационной и нормативной системой время каждая религия имеет свою систему ценностей, основанных на особенностях ее вероученияння.

Важную регулятивную роль играет нормативная система религии, которая проявляется в требованиях, правилах, призванных обеспечить реализацию религиозных ценностей. Нормы включают в себя обязательность, побудило ьнисть. Они бывают положительными, обязывая к действиям, или отрицательными, запрещая определенные поступки, отношения. Касаться могут всех последователей вероучения или конкретной группы (мирян, священнослужителей а). Учитывая особенности реализации выделяют культовые (определяют порядок культовых обрядов, церемоний) и организационно-функциональные нормы (регулируют внутрицерковные, межцерковные, мижконфесий ни отношения, определяют структуру религиозных организаций, порядок выборов руководящих органов, регламентирующие их деятельность, а также отношения между верующими и священнослужителями т.д.ощо).

. Коммуникативная функция. Она направлена ??на обеспечение общения верующих с. Богом (молитва, другие культовые действия) и между собой (во время богослужения и т.п.). Религиозная коммуникация охватывает различные процессы взаимодействия: общение, с социализации, передачи религиозного опыта, развитие связей между отдельными верующими, между верующими и религиозной общиной, духовенством, между религиозными организациями разного вероисповедания. Она пе редбачае передачи, обмен информацией, ее усвоение, оценки, способствует интеграции (объединению) или дезинтеграции (разъединению) религиозных игрууп.

. Интегративная функция. Реализация ее способствует обеспечению стабильности в обществе. По мнению французского философа, социолога. Е. Дюркгейма, религия действует в обществе как клей, помогая людям осознать свою моральную принадлеж жнисть к социуму, самоопределиться в обществе, а вследствие этого объединиться с близкими по взглядам, нравственными установками, верованиями людьми, вместе с ними участвовать в культовых церемониях. Ц е способствует утверждению в обществе согласия, солидарности, сплоченности, снижает конфликтность, зато усиливает общественное равновесие и гармонию общественных относиосин.

разной степени интегративная функция проявляет себя на уровне общества, конфессий, а также отдельных религиозных общин заметным уже, когда система религиозных ценностей соответствует фундаментальным потр ребам общества.

Дезинтегрирующие функция. Суть ее заключается в том, что, объединившись на основе определенного вероучения, культа, группы людей противопоставляют себя другим социальным образованием, в основе которых находятся другие вироспо овидування. Это может быть источником конфликта между представителями различных вероисповеданий, конфессий. Часто такие конфликты сознательно провоцируются, поскольку они способствуют укреплению религиозных групп, усилению авто паритета их лидерерів.

Существуют конфликты и внутри религиозных объединений, например, между консерваторами и реформаторами. Нередко они становятся предпосылкой церковных, конфессиональных расколов, возникновения сектантских образований. Част то в основе религиозных конфликтов фигурируют политические, экономические интересы. Нередко под религиозными лозунгами разворачиваются социальные конфликткти.

Конфликты, которые играли дезинтегрирующую роль, не обошли ни одной из церквей, конфессий заметными были раскол в христианстве, привел в 1054 г к разделению его на православие и католицизм, реф формация в католицизме (XVI-XVII вв), движение старообрядчества в. Русской православной церкви (XVII в), перипетии, связанные с созданием и функционированием греко-католической церкви в Украине и иа ін.

Идеологическая функция. Суть ее заключается в том, что религия как форма общественного сознания является надстроечные явления. Она не способна продуцировать общественные отношения, а лишь отражать их - оправдывать, одобрит вать или осуждать. Все это соответственно сказывается на сознании масс и на их участия в общественно-политических процессах. Под влиянием религии в обществе могут доминировать конформистские (примиренческие) н астры или разворачиваться социально-политические конфликтікти.

Политическая, правовая функции значительной мере они взаимосвязаны, взаимозависимы с идеологической. История свидетельствует, что большинство церквей не обходили актуальных общественных проблем, активно вмешивались в их водоворот решение. Нередко церковь берет на себя управление общественными, государственными делами (теократические государства), в том числе и законодательные и арбитражные полномочияння.

Культуроформуюча функция. Она реализуется в воздействии религии на развитие письменности, книгопечатания, живописи, музыки; архитектуры, сохранение ценностей религиозной культуры; накопления и трансформ мацию культурного опыта. Все это существенно влияет на формирование и развитие эстетических ценностей, на этические традиции верующих, обществва.

легитимирующих (от лат legitimus - законный, узаконенный) функция. Она проявляется в узаконивании определенных общественных порядков, государственных институтов, политических, правовых отношений, норм или признании их неправ вомирнимми.

uchebnikirus.com

Основные функции религии.

1. Компенсирующая - в иллюзорно-мистической форме компенсирует бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального, политического устройства и т. д., а также дает утешение, избавление от неустроенности, несправедливости, обид, политических преследований. Религия предлагает поиск путей спасения от несовершенства земного существования к избавлению от страданий, к бессмертию и т.п.

2. Регулирующе-контролирующая - приспосабливает к своим потребностям (либо создает заново) соответствующие ее нормам системы духовных и этических ценностей, ритуалы и церемониал, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.п. В этой функции религия смыкается с культурной традицией, осуществляя над ней идеологический контроль, регулируя ее принципы и практику.

3. Мировоззренческая - дает религиозную картину мира.

4. Экзистенциальная - стремится объяснить место человека во Вселенной, проблему бытия и небытия.

5. Политическая - осуществляет освящение власти, обожествление правителей и государственных институтов.

6. Коммуникативная - устанавливает прочные связи и регулярное общение между единоверцами.

7. Интегрирующая - объединяя людей в рамках единого мировоззрения и системы ценностей, содействует социальной, идейной и политической интеграции.

8. Сегрегирующая - отделяет единоверцев от приверженцев других религий.

2.Религиозное сознание, представление о «божественном», как уже отмечалось выше, присуще человеческому сознанию. Однако формируется и формулируется оно не только на основании внутреннего чувства и индивидуального опыта человека, а в значительной степени и на основании той историко-культурной, языковой, общественной и собственно религиозной среды, в которой происходит духовное формирование личности. Сочетание этих факторов в любой момент человеческой истории бесконечно велико, и соответственно богат спектр религиозных форм, традиций, школ и вероучений. Попытка их систематического описания и классификации сталкивается с определёнными трудностями и не может считаться исчерпывающей.При сопоставлении религиозных верований существенным признаком является признание или непризнание тождества между божеством, с одной стороны, и миром и человеком — с другой.

Этот признак позволяет выделить следующие категории: пантеистическиерелигии (историческими формами пантеизма считаются некоторые системы индийской (брахманизм, индуизм, веданта) и китайской (даосизм) философии) утверждают единство и тождественность божества и мира; теистическиерелигии (например, христианство, ислам, иудаизм) признают независимое существование божества и тварного (т. е. сотворённого божеством) мира и человека.

Следующим признаком для различения религиозных верований служит признание или непризнание господства единого божества над миром и человеком, разделяющее верования на политеистические(индуизм, даосизм, синтоизм, а также языческие религии народов Севера, Африки, исповедующие существование множества богов) имонотеистические(единобожие). Примерами последних можно считать «аврамические» религии — иудаизм, христианство, ислам.

Вероучения, представляющие единобожие, различаются между собой главным образом отношением к личности Христа. Иудеи ожидают пришествия Его как идеального, посланного Богом царя и потомка Давида.

Христианство исповедует Иисуса Христа, родившегося две тысячи лет тому назад, распятого за грехи всего человечества, воскресшего на третий день и грядущего во втором Своём пришествии судить живых и мёртвых и установить Своё вечное царствие. Ислам же, связывает спасение верующего со следованием «пяти столпам», т. е. вероисповедальным, нравственным и ритуальным основам исламского учения.

В зависимости от следования древнейшим традиционным формам или нравственным установлениям и нормам иудаизм в современном мире представлен в своём ортодоксальном, традиционном и реформистском течениях.

Принципиальные различия течений внутри ислама прослеживаются по вопросам в основном правоприменения, а не догматики (вероучения), за исключением вопроса о свободе воли и, следовательно, личной ответственности: шииты возлагают её на человека в гораздо большей мере, чем сунниты, подчёркивающие в своём учении роль божественного предопределения.Различные христианские традиции, отражая исторический опыт церкви, выделяют те или иные грани и аспекты христианского вероучения, богослужения или благочестия, которые в той или иной культурно-исторической среде оказывались наиболее актуальными и принципиально важными. В названиях, исповеданиях и богослужебной практике различных современных церковных объединений (баптисты, пятидесятники, православные, адвентисты и т. д.) этот исторический духовный опыт находит более или менее яркое выражение. Например, баптистская церковная традиция настаивает на необходимости крещения по личному исповеданию веры человеком в зрелом возрасте, в то время как православная и лютеранская традиции допускают крещение младенцев по вере родителей или духовных восприемников.

При этом решения вопроса об отношении члена современного российского общества к вере и к Богу, очевидно, не следует ждать ни от государственной власти, ни даже от властей и религиозных авторитетов, задача которых, вероятно, должна сводиться, с одной стороны, к предоставлению населению наиболее полной и непредвзято подобранной информации о различных вероучениях, а с другой — к обеспечению права и возможности каждой личности совершить этот выбор самостоятельно, ответственно и осведомлённо. Верующий человек в современном обществе ощущает на себе давление, происходящее, как правило, из бытующих в нём представлений о вере.

 

3.Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

 

Ранней формой религиозных воззрений следует считатьтотемизм.

Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива.

 

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название«фетишизм».

Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

 

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть обанимизме.

Анимизм — вера в существование души и духов.

Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов.

Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие — оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

 

Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.

Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.

 

4.Зороастри́зм — религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока, сохранилась у парсов (потомков выходцев из Ирана, переселившихся в Индию в ѴІІ-Х веках после завоевания Ирана арабами) в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра, авест. Заратустра). Священный канон — «Авеста».

Основные принципы зороастризма: противопоставление двух «вечных начал» — добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса, причем свободный выбор человека, его активное участие играют определяющую роль; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Авеста, в отличие от индоевропейских мифологических традиций, изображает верховного бога не воинственным громовержцем, а вдохновенным жрецом, подчеркивая духовность его сущности. Ахурамазда творит миры усилием мысли и не требует никакого поклонения себе, кроме духовного. Возлияние из сока растения хаомы, смешанного с молоком, — единственная форма жертвоприношения Ахурамазде.

Я. Глоба:«Все человечество переживает сейчас эпоху смешения Добра и Зла, и на каждом из нас лежит ответственность за происходящее в мире. Мы все являемся участниками великой космической битвы, которая неминуемо закончится торжеством сил света и справедливости. Но каждый наш шаг, каждое действие и каждое сказанное слово способны либо приблизить, либо отдалить этот долгожданный момент торжества светлого воинства Ахура-Мазды».

Сторону зла представляет «дух вражды» Ангра-Манью (в более поздней пехлевийской традиции — Ахриман). Ахура-Мазда — творец, Ахриман — разрушитель. Эти два духа-близнеца предвечны, непримиримы и ведут постоянную борьбу между собой.

Зороастр учил: «Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью в мысли, в слове и в действии... Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие...»

Ахура-Мазда вдохнул жизнь в семь божественных сущностей — Амеша-Спента («Святые Бессмертные»), которые представляют собой безличностные моральные качества: правдивость, благие намерения, святое благочестие, милосердная власть, здоровье и жизненность, обладание которыми вело к обретению Святого Духа — седьмого и главного критерия. Кроме того, Ахура-Мазда создал последовательно семь благих творений: огонь, воздух, воду, землю, растения, животных и человека. Амеша-Спента выполняют функции покровителей этих стихий.

Враг всего живого — Ахриман ворвался в созданный Ахура-Маздой благой материальный мир и осквернил все, что сумел. В мире появились болезни и смерть, ненависть и жадность, пороки овладели людьми, горечь разочарования пришла на смену радости жизни.

Между Ахура-Маздой и Ахриманом идет непримиримая борьба, которая закончится торжеством сил света. В этой борьбе должен принять участие и человек.

Зороастрийская мораль содержит этическую триаду: благая мысль, благое слово, благое дело.

Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

 

studopedya.ru

Религиоведение | Библиотека студента - Учебники (страница: 3)

Библиотека студента

3.1. Основные функции религии

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции - это способы действия религии в обществе, роль - суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Следует выделить несколько основных функций религии: мировоззренческую, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую, легитимирующую.

Мировоззренческая функция религии состоит в реализации определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченной обыденности, поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, несчастий, морального падения.

Религия также обеспечивает общение, осуществляя тем самым коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и религиозной деятельности и в отношениях. Оно включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.

Регулятивная функция религии состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, обычаев, традиций, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля, поощрений и наказаний.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию. Культуротранслирующая функция религии состоит в осуществлении в рамках традиции передачи накопленного культурного наследия от поколения к поколению. Религия как часть культуры способствует развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.

Легитимирующая функция религии означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование - максиму, в соответствии с которой дается оценка практически всех явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Результаты, последствия выполнения религией ее функций (т.е. ее роль) бывают разными. Сформулируем некоторые принципы анализа роли религии.

1. Роль религии очень велика в экономике, политике, межнациональных отношениях, семье. Религия санкционирует стиль жизни, мысли и действия, придает им ореол святости или объявляет их нечестивыми. Происходит наложение религиозных отношений на другие общественные отношения.

2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется вместе с изменением общественного сознания. Влияние религии может возрастать или, наоборот, уменьшаться вследствие самых различных процессов внутри общества: политических, идеологических и пр., меняющихся культурных ситуаций.

3. Роль религий далеко не всегда общечеловеческая. В религиях представлены самые различные культуры. Даже мировых религий три, не говоря уже о множестве народностно-национальных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, этнические, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях - история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная по отношению к какой-либо задаче или консервативная.

3.2. Религия как культурно-исторический феномен

Религия представляет собой одну из областей духовной культуры. В качестве плодотворно работающего в религиоведении примем следующее определение культуры: это совокупность способов и приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями.

В культуре, в какой бы области она ни создавалась, материальное и идеальное взаимопроникают друг в друга: в материальной деятельности реализуются знания, цели, идеи, планы людей, а идеальные продукты запечатлевают свойства и отношения материальных объектов. Чтобы действовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры, представители новых поколений должны овладеть умениями, навыками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях.

Осознание явлений культуры началось со сферы материального производства и прежде всего обработки земли. Не случайно сначала употреблялся термин «агрикультура» (лат. agricultura - уход за землей), а впоследствии уже слово «культура» стало обозначать и городской уклад жизни. Лишь затем его начали использовать для обозначения явлений духовного порядка.

Исторически первой областью духовной жизни была мифология, которая синкретически объединяла разные способы освоения мира - знание и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, орнамент, песню и пляску и т.д. Вместе с другими областями культуры религия накапливала способы материального и духовного бытия человека, передавала их от поколения к поколению. При всей сложности взаимоотношений религии, искусства, науки, философии в истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали единство и целостность - универсум духовной жизни. В различные эпохи выдвигались на первый план, получали наиболее интенсивное выражение и развитие те или иные области духовной культуры: искусство и философия в античности, религия - в средние века, философия - в XVIII-XIX вв., наука - в XX в.

Религия как часть культурного универсума синтезирует внутри себя определенные явления искусства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследует традиции мифологии. А в те эпохи, которые являются для религии «звездным часом», она доминирует, охватывает почти всю область культуры. Такая ситуация, как было сказано, сложилась в средние века.

Религиозная культура представляет собой сложное комплексное образование. Это совокупность всех способов бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в ее продуктах. Центром религиозной культуры является культ, которому подчинены искусство, архитектура, письменность.

Известно, что очень многие великие художники, поэты, писатели, архитекторы вдохновлялись религиозными идеями и ценностями, обогатив мировую культуру. Под влиянием религии складывались и складываются религиозная философия, мораль, право.

Необходимо, конечно, иметь в виду, что религиозная культура не одинакова в разных религиях и конфессиях и соответственно предстает как культура родоплеменных религий, как индуистская, конфуцианская, христианская, исламская и прочая культура.

 

2009-05-05 12:01:30 Учебники — вернуться к списку

www.studd.ru

2. Основные функции религии

Наиболее характерной для религии является компенсирующая функция. Выступая в роли всеобъясняющего покровителя и утешителя, посредника между слабостью человека и всесилием природных стихий, религиозная концепция уже в ее самой ранней и примитивной модификации была призвана предохранить от злого воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как избежать такого воздействия, защититься от него, задобрить злые силы. В специфической для нее иллюзорно-мистической форме она компенсировала бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального устройства и т.д. Веря в богов и духов, принося им жертвы, молясь им и надеясь на их помощь, человек добровольно отдавал себя под покровительство незримых сверхъестественных сил, в чье всемогущество он искренне верил. С усложнением общества изменялись формы компенсации, обращаясь к религии и твердо веря в ее догматы, человек стремился найти в ней утешение, избавиться с ее помощью от несправедливостей и обид, социального неустройства.

Но суть функции оставалась неизменной: в религии люди, и особенно религиозно- активные слои населения (отшельники, аскеты, монахи и т.п.), искали путь к спасению от несовершенства земного существования, к избавлению от страданий, к бессмертию, слиянию с Абсолютом, к вечной жизни на небесах и т.п.

Компенсирующая функция религии тесно связана с другой основной функцией – интегрирующей. Объединяя людей в рамках мировоззрения, сложившихся под ее влиянием социальных, этических и духовных ценностей, «любая религиозная концепция освящает сложившиеся нормы и существующие порядки и тем содействует социальной, идейной и политической интеграции». На ранних этапах развития общества – это наиболее наглядно проявляло себя в следующем феномене: любая этническая общность, объединенная системой единых верований, ритуалов, обрядов и мифов, считала именно свою систему норм эталоном, отклонение от которой в рамках данной общности считались недопустимым, а в других общностях – достойным осуждения. С развитием общества формы и значимость этой функции становились более разнообразными. Религиозные нормы переставали быть этническими, а подчас перерастали чуть ли не в мировые, как это произошло с такими религиями, как христианство, ислам и буддизм. Однако суть функции от этого не менялась: преданность той или иной системе религиозных норм и поныне имеет огромное интегрирующее значение.

Интегрирующая функция религии особенно важна, даже жизненно необходима в тех нередких случаях, когда этническое либо религиозное меньшинство длительно существует в этнически и религиозно чуждой, а то и враждебной ему среде. В таких случаях обычно складываются устойчивые общности (общины), в рамках которых именно религия оказывается «структурообразующим стержнем коллектива»(сикхи, мусульмане в Китае, христиане в Ливане и т.п.).

Третьей важной функцией религии является регулирующе-контролирующая. Приобретя устойчивые структурные очертания, создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребностям соответствующие ее нормам системы духовных и этнических ценностей, ритуалы и церемониал, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.д. В этой функции религия вплотную сближается с культурной традицией, осуществляя над ней идеологический контроль, регулируя ее принципы и практику. Строгость и общеобязательность этого контроля бывают различны, и в принципе со временем, по мере развития общества, имеют тенденцию к уменьшению. Однако уменьшение такого рода действует далеко не автоматически, как это видно на примере ислама в наши дни. Словом, жизнеспособность регулируеще - контролирующей функции религии исключительна. Даже тогда, когда другие функции ослабевают и отступают под давлением современной науки, высокого общеобразовательного ценза, выхода на передний план социальных либо национальных движений, эта функция позволяет той или иной религиозной доктрине цепко держать, используя инерцию традиций, многие стороны жизни людей.

studfiles.net

Понятие, структура, функции религии

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

 

 

Понятие:Религия - это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования.

Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.. В таковом качестве она представляет собой:

-необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;

-способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

-отражение действительности;

 

-общественную подсистему;

-феномен культуры. Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии.

 

Структура религии

 

В структуре религии выделяют:

 

1. религиозное сознание;

2. религиозную деятельность;

3. религиозные организации.

 

Религиозное сознание. Выделяют два уровня религиозного сознания:

 

a. уровень идеологии

b. уровень психологии.

Для психологии религии типичны два вида отношения к религии как таковой: беспристрастный подход, или подход теологический.

1. С первой точки зрения, следует принципиально отказаться от выяснения вопроса об истинности или ложности религиозных представлений, как таковых, что выходит за пределы компетенции психологии как науки. Так было решено на XV Всемирном психологическом конгрессе.

2. С теологической точки зрения, само существование религиозных верований, встреча в них человека с Богом, объясняется действительной наличием сверхъестественного (священного, божественного) - вне природного мира, что окружает человека, находящегося в глубинах самой человеческой души.

 

Современная психология религии имеет множество направлений и множество самостоятельных школ:

 

· Объективно-идеалистический подход - религиозность индивида иммаментна присуща его сознанию, так как источник последнего есть Бог (Р.Отто, М.Шеллер и др.).

· Индивидуально-психологическая или субъективистская точка зрения – религиозность определяется биологической потребностью (Дж.Коу) или внутренней психологической потребностью отдельного индивида в вере (Г.С.Холл, Э.Д.Старбек, Д.А.Леуба). К этому же направлению можно отнести психоанализ.

· Социально-исторический или объективистский (материалистический) подход – под воздействием условий жизни создаются определенные психические состояния, которые благоприятствуют усвоению индивидом религиозным верованиям (Б.Малиновский, Д.Фрэзер, Л.Леви-Брюль, К.Маркс и др.)

 

Психология религии – наука, в которой действует принципобъективности:

· Когда в среде исследователей выделились крайние полюса: «агрессивно религиозные» и «агрессивно антирелигиозные» позиции, Т.Флурнуа, чтобы нейтрализовать данное явление, предложил в своей книге «Принципы религиозной психологии» идею об исключении «коэффициента трансцендентной реальности», т.е. вопроса о существовании Бога.

· Психология религии является той областью психологической науки, которая поставляет материал ученым, специализирующимся в других ее областях, дает модель целостного существования, позволяющего учитывать в структуре личности все ее стороны и аспекты (взаимосвязь соматических, летальных, психических, духовных слоев).

· Также эта наука занимается проблемами структуры и типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозных состояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести, исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины и сожаления.

 

Корни религии

В настоящее время мало кто возражает против понимания религии как одной из форм общественного сознания.

С психологической точки зрения, «основным объектом психологии религиикак раздела социальной психологии является обыденное религиозное сознание широких масс верующих или религиозная психология как один из элементов обыденного сознания в целом».

Социальная функция религии состоит в том, чтобы заставлять членов группы поддерживать общие надежды и тем самым укреплять социальные связи. Религия выступает в качестве своего рода «обезболивающего средства» от многих социальных невзгод и неурядиц. В значительной мере эта функция сохраняется до сих пор, однако теперь ее уже следует рассматривать как социально-психологическую функцию.

 

При рассмотрении психологических корней религии выделяют четырех группы факторов:

· Во-первых, это способность человеческого сознания к формированию достаточно абстрактных понятий.

· Во-вторых, это неосознанные компоненты мышления и деятельности.

· В-третьих, это человеческие эмоции.

· В-четвертых, это психологическая дихотомия «мы»—«они», лежащая в основе формирования всех человеческих общностей.

 

Анализ специальной литературы показывает, что принято выделять пять основных социально-психологических функций религии.

Основной функцией религии в социально-психологическом контексте безусловно является интегрирующая функция. Интегрирующая функция сплачивает единоверцев. Психологическая основа такого сплочения — «мы-сознание», стимулирующее ощущение единства, взаимосвязи людей, принадлежащих к данной общности.

Интегрирующая функция религии обычно поддерживается соответствующей системой обрядов и ритуалов (таких как коллективная молитва), подкрепляющих «мы-сознание», чувство принадлежности к данной религиозной общности. Здесь интегрирующая функция смыкается с другой, коммуникативной функцией религии.

Участие в религиозных обрядах удовлетворяет потребность людей в общении. Его центром часто как раз и является церковь, мечеть, молитвенный дом или иное место для собраний верующих. Коммуникативная функция религии — это своеобразный компенсаторный механизм по отношению к свойственному современному обществу феномену массового отчуждения. Это же связано с проявлениями еще одной, компенсаторной функции религии.

Компенсируя эту зависимость, религия объясняет непонятные закономерности общественного развития «божьим промыслом» и «божественной волей». Это дает надежду на вмешательство Бога, на его помощь. В свою очередь, желание воздействовать на Бога, заставить его помочь разрешить те или иные проблемы пронизывает всю религиозную деятельность верующих.

Религия выполняет и важную мировоззренческую функцию. Она всегда выступает как основа системы ценностей и в обществе в целом, и в сознании отдельного человека. Догматы религии — это итог, результат систематизации непосредственного опыта, реальных и иллюзорных представлений, которые формируются массовым сознанием. В своей «организованной» форме они вновь воздействуют на массовое сознание, помогая человеку не только соединять свои знания об окружающей действительности в цельную и относительно непротиворечивую «картину мира», но и выбирать правильную линию поведения.

В этом проявляется тесная связь мировоззренческой функции религии с другой, регулятивной функцией. Последняя проявляется в том, что религия реально регулирует поведение людей в обществе, создает и поддерживает систему норм и правил жизни.

 

Психология веры

Бесспорным является то, что наиболее кратко, четко, жестко и последовательно сущность веры определил римский ранне христианский богослов Тертулли-ан: «Верую, потому что абсурдно». Эта формула навсегда защитила веру от доводов разума.

«Вера — это чувство, создающее иллюзию познания и реальности того, что создано фантазией с участием этого же чувства. Оно является обязательным компонентом структуры религиозного сознания и, следовательно, минимумом религии» (Платонов, 1975).

Вера — это, как правило, утверждение без каких бы то ни было доказательств. (Букин В. Р. Социальная психология и религия. // Проблемы общественной психологии. М, 1962. С. 355. )

Религиозные представления рождаются не в сознании отдельного человека, они не являются итогом анализа собственного опыта людей. Они внедряются в их сознание в готовом виде. Поэтому любые попытки анализа убивают веру. Поэтому вера и анализ нетерпимы друг к другу.

Вера —по сути, и есть психологическая готовность к заражению, внушению и подражанию. Одновременно это есть и результат внушения, заражения и подражания. Это базовый элемент всей структуры восприятия и усвоения суггестивных воздействий и одновременно результат таких воздействий.

Чувство веры, как это свойственно любой эмоции, поддается действию «циркулярной реакции» и «эмоционального кружения». Вера легко образует массу верующих. И наоборот, в массе легко распространяется и укрепляется вера, часто достигая уровня неудержимого аффекта и принимая форму религиозного экстаза.

Читайте также:

  1. Microsoft Office Word. Дополнительные функции
  2. Абсорбционные ткани. Формирование, строение и выполняемые функции.
  3. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды. Дискуссионность по понятию структуры правовой нормы.
  4. АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ, ВИДЫ.
  5. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, СУБЪЕКТЫ, ПОЛНОМОЧИЯ.
  6. Акты применения права:понятие,признаки,виды.Н,П,А.и акты примен.права:сходство,различия.
  7. Анализ базовых функций гражданского общества. Демократические функции гражданского общества.
  8. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма
  9. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма
  10. Базисные функции с конечным носителем
  11. Базы данных. Назначение и основные функции.
  12. Банковская система: структура, функции, роль.

lektsia.com

Функции религии и ее роль в жизни общества

Все явления и процессы, которые присутствуют в социальном обществе, выполняют определенные функции и оказывают влияние на социум в целом и на каждого индивидуума в частности, и религия - не исключение из этого правила. Так как религия сейчас, как и столетия назад, является неотъемлемой составляющей жизни человеческого общества, и большая часть всех живущих на планете людей считают себя верующими и исповедуют какую-либо из основных мировых религий, закономерно, что роль религии в жизни общества весьма значима и влияние, которое оказывает то или иное верование на социум, в котором оно распространено, сложно переоценить.

 

По мнению большинства историков и религиоведов, первые верования появились практически в то же время, когда возник первобытно-общинный строй, так как уже первые люди обожествляли силы природы, некоторых животных, а также имели примитивный погребальный культ. Несмотря на то, что историки до сих пор не пришли к определенному выводу о причинах возникновения религии, все ученые придерживаются единого мнения по поводу того, зачем людям нужна вера в высшие силы и какие функции религия выполняет в обществе. 

 

Основные функции религии 

 

Так как религия является неотъемлемой частью человеческого общества, несомненно, она выполняет ряд важных функций и влияет как на процессы, происходящие в социуме, так и на мировоззрение и жизнь каждого отдельного члена общества. И вопреки распространенному мнению, что религия оказывает влияние исключительно на жизнь верующих людей и не влияет на часть социума, придерживающуюся атеистического мировоззрения, это не так: мораль и порядки, установленные практически в любом гражданском обществе, имеют истоки в религиозных верованиях, а появление многих традиций и правил, которые известны каждому с раннего детства, также было обусловлено верованиями.      

 

Функции религии за сотни веков практически не изменились, несмотря на то, что сейчас большинство государств считаются светскими и формально религия не имеет влияния на жизнь гражданского общества. В наше время, как и задолго до рождения и Иисуса Христа, и Пророка Магомеда, во времена существования Древнего Египетского царства, роль религии в жизни общества сводится к 5 основным функциям религии:

 

Религия устанавливает моральные нормы и правила поведения для верующих1. Регулятивная. Начиная с древних времен, когда цари определили, что могут влиять на народ жрецов, сильные мира сего стали использовать религию как один из высокодейственных методов регулирования общественных процессов и формирования нужного мировоззрения у подданных. Каждое религиозное верование содержит в себе свод норм и правил, которых должны придерживаться все адепты религии. Можно с уверенностью сказать, что религия во многом определяет точку зрения верующих касательно большинства важных аспектов жизни и таким образом регулирует поведение людей.

  

2. Коммуникативная. Религия объединяет всех верующих в одну группу, внутри которой, как правило, налажены достаточно тесные социальные и коммуникативные связи. Верующие общаются между собой на богослужениях, между ними часто устанавливаются близкие и доверительные отношения, поэтому принадлежность к какой-либо религиозной группе зачастую дает человеку возможность удовлетворить свои коммуникативные потребности. Другим аспектом коммуникативной функции религии является общение человека с богом через молитву (медитацию, чтение мантр и т.д.).

 

3. Интегративная. Данную функцию религии можно назвать продолжением коммуникативной функции, так как религия помогает каждому верующему интегрироваться в общество, стать его частью. Роль религии в жизни общества достаточно полно изучил историк Э.Дюркгейм, который занимался исследованиями жизни и верований аборигенов Австралии, и именно он определил зависимость между принадлежностью личности к религиозной группе и интеграции в общественную жизнь через участие в религиозных культах. 

 

4. Компенсаторная. Эту функцию религии также называют утешительной, так как верующие люди в сложных жизненных ситуациях черпают утешение и надежду на лучшее в своей вере. Однако нельзя сказать, что компенсаторная функция религии охватывает только людей, пребывающих в депрессии и переживающих сложный жизненный период, ведь для многих верующих именно их вера и служение богу является смыслом жизни.

 

5. Воспитательная. Религия и вера формируют жизненные ценности каждого верующего, устанавливают для него моральные нормы и запреты. Особенно ярко воспитательная функция религии проявляется в тех случаях, когда к вере обращаются люди, совершавшие преступления или страдающие от пагубных зависимостей, ведь случаи, когда бывшие алкоголики, наркоманы и асоциальные личности под влиянием веры преображаются в добропорядочных граждан. 

 

Роль религии в жизни человека

 

Религия удовлетворяет духовные потребности человекаИща ответ на вопрос, почему люди верят в бога, невозможно не обратить внимания на роль религии в жизни человека, так как именно вера в высшие силы часто дает людям недостающее душевное тепло, надежду на лучшее и смысл в жизни. В каждого человека есть не только физиологические и социальные, но и духовные потребности, такие как самореализация, поиск своего места в жизни и поиск смысла жизни, и именно вера в существование высших сил и ангелов-хранителей часто помогает людям найти способы удовлетворения своих духовных потребностей.

 

С другой стороны, религия помогает верующим людям справиться с негативными эмоциями и страхами. Большинство верований признают существования бессмертной души, загробной жизни и спасения для всех истинно верующих, таким образом помогая людям побороть страх смерти, в случае петери близкого человека быстрее смириться с произошедшим и преодолеть жизненные трудности. Роль религии в жизни человека сложно переоценить, и истинно верующие люди, живущие согласно религиозным правилам, редко бывают несчастными, ведь они верят в то, что бог их любит и никогда не оставит наедине с трудностями. 

sam-sebe-psycholog.ru

Функции религии [Значение, Роль] — назначение, цель, задачи, вики — WikiWhat

Основная статья: Религия

Содержание (план)

Мировоззренческая функция религии

Религиозные учения в обществе имеют долгую исто­рию. Вероятно, явле­ние исчезло бы само собой, если бы не та грандиозная роль, какую играет религия в обществе и в жизни индивида. Если посмотрим на феномен в исторической перспективе, то увидим, как значение ре­лигии постепенно падало, но все же для многих людей и сообществ и сегодня религия является мировоззрением. Это значит, что она определяет цели и смысл нашего существования на земле и во Все­ленной. Это значит, что есть оправдание каждому явлению, каждой существующей вещи, даже если общий замысел творца нам непо­нятен. Безусловно, в подобном ракурсе собственная жизнь кажется более масштабной и значимой. Вечный вопрос о поиске смысла для верующего человека не остается неразрешимым: служение Богу — основное предназначение человека.

Идентификационная функция религии

Как и в Средние века, в современном мире религиозное миро­воззрение является очень эффективным способом идентифика­ции. Человек получает ответ на вопрос «Кто я?», присоединяясь к религиозной группе. Эта идентификация удобна, так как дает все признаки большой, полной культуры со своим языком, традицион­ным укладом, одеждой, обычаями приготовления пищи, и конечно, основной идеей, способствующей сплочению коллектива. З. Фрейд отмечал, что именно под знаменем религиозной идеи легче все­го объединить народ и подтолкнуть его к каким-либо совместным действиям, что используется политиками с самыми гнусными целя­ми. По религиозным признакам чужака вычислить довольно легко, даже если он говорит на одном языке с остальными представите­лями общины. Пищевые предпочтения или манера одеваться, отно­шение к развлечениям, к чтению выдают принадлежность человека к определенной конфессии. Эта инаковость, как правило, вызывает озлобленность, а идея дает право презирать инакомыслящего.

Легитимирующая функция религии

Большинство конфликтов в современном мире находят оправдание в религиозной идеологии, даже если за ними скрываются экономиче­ские интересы. В этом смысле можно говорить о легитимирующей функции религии.

Легитимирующая функция заключается в том, что, апеллируя к авторитету церкви, государство или другие социальные институты придают законный порядок тому или иному явлению, новшеству, правилу. Легитимизация происходит путем освящения, благослове­ния или просто участия клира в мероприятиях, общественных орга­низациях. Можно наблюдать, как в современном мире иногда дело доходит до абсурда, когда призывают священников, чтобы освятить тюрьму, благословить политическую акцию или партийный съезд. Тогда религиозное мировоззрение превращается уже в идеологию, то есть социальное институциональное образование, имеющее по­литическую программу, стратегию выполнения и наблюдающее за исполнением требований.

Регулятивная функция религии

Посредством регулятивной функции религии устанавливаются нормы и регу­лируется их соблюдение. Очень выразительно высказался об этом Ф. М. Достоевский в своей обобщающей формуле устами Алеши Карамазова «Если Бога нет, то все позволено». Действительно, для верующего человека правила Бога имеют силу закона, наказание за нарушение которого неотвратимо. Эго хороший способ заставить человека выполнять требования культуры. Но также это хорошее утешение для обиженных и униженных, ведь они убеждены, что Божья кара настигнет обидчика, даже если человеческого наказания ему удалось избежать. Таким образом, веруя в Бога, люди веруют и в торжество справедливости, в чем реальная жизнь заставляет усо­мниться.

Компенсаторная функция религии

Так же точно верующий, обделенный судьбой и удачей, надеется на воздаяние и на то, что Бог еще воздаст ему по заслугам. Компенсаторная функция религии наиболее явно проявляется в различных сотериологических учениях (учениях о спасении), суще­ствующих во всех религиях. Правда, такое спасение переносится чаще всего даже не на отдаленное будущее, а вообще в посмертное существование.

К сожалению, в среде верующих духовность и нравственность однозначно связываются с религиозностью. Эту тенденцию отчетливо можно наблюдать в современном обществе: в поисках нравственного совершенства люди обращаются к ортодоксальной церкви, вступают в новые секты, считают себя приобщившимися к вере и в этом видят повод считать себя выше других.

Нарциссизм и фанатизм

Нарциссизм и фанатизм вообще свойственны новообращенным во все времена. Человек, принявший крещение, вступивший в ряды верующих, чувствует себя принятым в клан избранных, посвященных. В отличие от остальных, «обычных» людей неофит чувствует свою приобщённость к тайному знанию, к духовной элите, владеющей этими тайнами. Конечно, в традицион­ных обществах, где религиозность пронизывает повседневный быт, является неотъемлемой чертой жизни, где все поддерживают одни и те же ценности, поводов для нарциссизма на религиозной почве не возникает. Чувство превосходства свойственно именно неофи­там. Подобные тенденции проявляются и на коллективном уровне в обществах, когда возникают новые конфессиональные направления, конгрегации. Мессианский дух новых религиозных обществ, страсть к пророчеству демонстрируют убежденность в том, что только они одни владеют истиной, остальные же заблуждаются. Всегда сопут­ствующий новопосвященным фанатизм обусловлен желанием убе­дить себя и других в своей приверженности вере и идее. История показывает, что с помощью распространения рациональных знаний преодолеть фанатизм не удается, необходимо искать какие-то допол­нительные, психологические способы воздействия.

Критики о значении и функциях религии

Зигмунд Фрейд

см. Фрейд о религии

Фрейд отмечает психологическое значение религиозной веры как для индивида, так и для общества в целом. В религии получают свое разрешение не преодоленные конфликты детского возрас­та, но также порождаются общие смыслы, укрепляющие осно­вы общежития, способствующие самосохранению человечества в борьбе против подавляющей мощи природы. Религия, уста­навливая ограничения и запреты, постулирует нравственные нормы; смягчает страх перед жизненными опасностями, уте­шает в несчастье и вселяет уверенность. Кроме того, религия способна соперничать с наукой, так как она «дает ответы на загадочные для человеческой любознательности вопросы, на­пример, о возникновении мира и об отношении между телом и душой». Фрейд убежден, что в будущем наука позволит преодолеть религию и ее вредное воздействие на умы, заставляющее восприни­мать окружающую действительность в искажающем свете иллюзии. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

К. Г. Юнг

В аналитической психологии К. Г. Юнга религия не ставится в прямую зависимость от невротических состоянии. Религиозные идеи и смыслы, по Юнгу, возникают не как компенсация вытесненных сексуально-агрессивных влечений. Они появляются в результате проникновения в сознание предсуществующих, универсальных, про­являющихся спонтанно всюду и везде, регулярно повторяющихся архетипических образов, происходящих из самых глубинных слоев психики — коллективного бессознательного. К. Г. Юнг согласен с трактовкой З. Фрейдом религиозных символов бога и богини, яв­ляющихся проекцией образов реальных родителей, с поклонения которым начинается любая архаическая культура. Однако Юнг ка­тегорически не признает «эдиповых» корней переноса. Бог — не осуществленная в фантазии мечта о всевластии и всемогуществе. Данный персонаж символизирует защиту и опеку, но также нака­зание за прегрешения. Поскольку взрослый человек нуждается в помощи так же, как и ребенок, но не может при этом апеллировать к физическим родителям (что равносильно инфантилизму), то он создает в воображении вымышленный образ, прототипом которого является реальный человек. Соответственно, богиня-мать воплощает гиперболизированные качества реальной матери: она — подательни­ца жизни, блага, тепла, обеспечивает младенца всем необходимым, но она же может предстать в виде грозной, гневной богини, наказывающей за провинности.

Словом, по Юнгу, первоначальное осознание норм и правил поведения в социуме (семье и группе) контролируется религиозно-ритуальным поведением. Кроме того, идея бога — защитника дает надежду на будущее и психологическое успокоение в травмирую­щей ситуации. Эти же функции религии отмечал З. Фрейд. В от­личие от предшественника К. Г. Юнг не уподобляет возникновение религиозных представлений образованию комплексов, не считает их обусловленными невротической деятельностью. Он видит в рели­гиозных феноменах инстинктивные основания. «Религия — является свойственной только человеку инстинктивной позицией, проявления которой можно наблюдать на всем протяжении истории человечества. Ее очевидной целью является сохранение психического равновесия, поскольку естественный человек обладает не менее естественным «знанием» того факта, что функции его сознания могут в любое вре­мя спасовать перед неконтролируемыми событиями, происходящими как внутри, так и снаружи его. По этой причине он всегда заботит­ся о том, чтобы соответствующими мерами религиозного характера обезопасить любое трудное решение, которое, скорее всего, будет иметь определенные последствия для него самого и других людей». Между прочим, исследователь был убежден, что до появления науки психологии вопросами души успешно занималась религия и обе­спечивала в давние времена более гармоничное и безболезненное существование человека в мире и обществе.

На этой странице материал по темам:
  • Г. легитимизирующая функция религии

  • Религия легитимизирующая

  • Компереаторная функция религии

  • Пример легитимирующей функции религии

  • Легитимирующая функция религии проявляется

Вопросы к этой статье:
  • Каковы функции религии?

  • Является ли религия средством политического воздействия?

  • Какие религиозные механизмы заставляют человека соблюдать нормы морали?

  • Каковы функции, программы и задачи религии как социального института?

wikiwhat.ru