Духовное развитие человека Нравственное и духовное развитие личности. Социально и духовно развитый человек это


Духовное развитие человека Нравственное и духовное развитие личности

Не существует на сегодня исчерпывающего, однозначного и окончательного ответа на вопрос, что такое духовное развитие. Почему же так? Причин очень много — от разницы в религиозных воззрениях до отличий в политическом и экономическом устройстве отдельно взятой страны. Естественно, также влияет и индивидуальность каждого человека, и исторический путь общества и социума с его традициями, ярлыками и предрассудками. Но что же делать?

Попытка дать определение

Хотя из вышеизложенного ясно, что единого ответа быть не может, но все же необходимо очертить кое-какие рамки для дальнейшего рассмотрения вопроса. Духовное развитие — это определенный показатель тех или иных качеств отдельно взятого человека, которые связаны с его этикой, внутренним миром и нравственностью. Это осмысление своего предназначения, миссии. Духовное развитие личности неразрывно связано со степенью понимания мироздания, его целостности. А также с осознанием собственной ответственности за все происходящие в жизни события.

Движение к самосовершенствованию

Духовное развитие — это процесс, это путь. Нельзя воспринимать его как результат или черту, которую необходимо пересечь. Если этот процесс будет остановлен, то человек начнет сразу же деградировать, так как духовное развитие личности нельзя поставить на паузу. Это движение от меньшего к большему, это процесс, который имеет свои определенные характеристики, как и любой другой. К ним относятся скорость, направление, величина изменений. Улучшить реально то, что может быть каким-то образом измерено. Это значит, что возможно качественно отслеживать динамику развития на разных уровнях (или этапах). Как ориентироваться в вопросе, касающемся направления? Очень просто — нужно смотреть на результат. Если практика делает жизнь лучше, легче, ярче и интереснее, если человек становится добрее, терпимее, внутри него присутствуют гармония и умиротворение — он на верном пути. Если человек испытывает воодушевление, радость, душевный подъем от того, что его личность растет, становится зрелой, совершенствуется нравственность, повышается способность проникать в суть вещей, то его путь верный.

Направления пути

Духовное и нравственное развитие в сегодняшнем обществе достижимо разными методами — альтернативными и традиционными. Что это может быть? Духовное развитие личности должно начаться с общественной и культурной деятельности. В дополнение к этому могут присутствовать: литература — Библия, Коран, Веды, Авеста, Трипитака; духовные личные практики — медитации, ритуалы, обряды, упражнения; посещение святых мест, таких как Мекка, Ватикан, Тибет, Шаолинь. Как видно, вариантов огромное количество, и все они индивидуальны. Возможно, началом духовного пути будет хатха-йога или же книги Святых Отцов Церкви. Необходимо слушать себя, свое сердце.

Небольшое замечание

Жизнь показывает, что очень глубокое заблуждение на таком пути, как духовное развитие, — это превалирование внешнего воздействия на волю, личность, тело, разум, чувства и эмоции человека. Это только наружные, малосущественные обстоятельства. Вначале они могут играть важную роль, но по мере прогресса должны отойти на второй план или исчезнуть вовсе. Настоящая духовность зарождается и растет внутри. Мир сам дает практику определенные знаки, куда ему двигаться далее и как.

Необходимость спутника и поддержки

Любой процесс подчинен определенным законам. Если есть какое-то развитие, например, ядерная реакция, то она подчинена законам физики. Духовное развитие общества — это ценности, которые присущи каждому человеку. На этом пути важно иметь помощника, спутника, партнера. Нельзя стесняться обсуждать те или иные аспекты со своей второй половинкой или с другом. Если же собеседники не разделяют стремлений — ничего страшного. Просто показывайте пример. Естественно, качественный рост и развитие будут заметны, и есть большая вероятность того, что и партнер (или товарищ) заинтересуется также повышением собственного уровня духовности. Необходимо оказывать ему помощь и поддержку, чтобы человек чувствовал себя уверенно и комфортно.

Развитие личности или духовности?

Слово «личность» — это совокупность социально-значимых качеств (интересов, потребностей, способностей, взглядов, моральных убеждений). В этом случае можно сказать, что развитие личности — это работа, которая направлена на раскрытие индивидуальных особенностей, самореализация в обществе, проявление себя. Это показатель, который создан человеком. Но что такое духовное развитие? В прямом смысле этого слова — проявление духа в человеке и в мире. Получается, что этот термин может быть вообще не связан с реализацией в социуме. Можно сказать «духовное развитие культуры». Но как это понятие будет отнесено к отдельно взятым личностям? Естественно, можно объединить слова и сказать «нравственное и духовное развитие личности», но в чем же разница между ними и насколько она существенна?

Разграничения

Развитие личности — это процесс эффективной реализации человека в социуме. В данном случае границы задаются с внешней стороны, то есть обществом. Внешняя среда стимулирует действие, и она же ограничивает его. Развитие личности — материальная сторона человеческого бытия. К этому относится желание быть успешным, хорошо зарабатывать. А вот духовное развитие — это поиск границ внутренних, обусловленных самим собой, стремление к встрече со своим «Я». При этом нет желания «стать кем-то», но есть необходимость получить ответы на вечные вопросы: кто я, зачем я, откуда я пришел? Духовное развитие человека — это процесс понимания себя, своей природы, своих масок, которые не зависят от любых внешних показателей и обстоятельств.

Разница в пути

Личностное развитие всегда подразумевает перед собой какую-то цель, которую необходимо достичь в определенные сроки. Есть конечная точка, есть начальная. Именно поэтому можно говорить, что это «путь достижения». Предполагается, что есть нечто снаружи, что нас ограничивает, и именно преодоление данного ограничения — способ достичь желаемого. А если есть нематериальная цель, например, быть счастливым? Ведь — это внутреннее ощущение, субъективное. В личностном развитии оно подменяется определенными материальными объектами — миллионом долларов, замужеством и так далее. Если предполагается некая цель, к которой нужно стремиться и достичь ее, — то это не духовное развитие. Ведь оно исходит из совершенно иного состояния — это постижение, поиск, переживание, прочувствование, познание реальности здесь и сейчас.

Обнаружение самого себя

Для личностного развития необходим кто-то, какое-то препятствие. Нужно стать лучше и совершеннее, чем кто-то. Именно это важно и необходимо. Духовное развитие личности же подразумевает обнаружение себя через принятие самого себя же. Человек начинает интересоваться собой, тем, что есть у него уже. Нет никакого желания стать «кем-то» иным. Это исключительно внутренний процесс, ведь ничто и никто не нужен, нет необходимости в поддержке или одобрении. Появляется внутреннее знание, внутренняя сила, пропадают разные иллюзии по поводу окружающей реальности и самого себя.

Отношение к будущему и настоящему

Личностный рост полностью и абсолютно построен на образах будущего, на футуристических картинах. Если у нас чего-то сейчас нет, то мы должны предпринять какие-то шаги, чтобы это «что-то» появилось в ближайшее время. Мы нацелены на завтрашний день и живем им. Самая крупная проблема в подобном образе жизни и мировоззрении — обесценивание времени настоящего, так как оно в данном варианте не является особой ценностью. Духовное развитие подразумевает совсем иное отношение ко времени — абсолютную неактуальность прошлого и будущего, ведь существует лишь настоящее, и только оно ценно. Внимание направлено на осознание именно текущего момента жизни. Внешние ситуации только дают стимул для исследований.

Наличие гарантий

Личностное развитие не может существовать без каких-либо гарантий. Хотя понятно, что стопроцентное будущее никому неизвестно в этом меняющемся постоянно мире, но важна именно иллюзия безопасности и стабильности. При этом все становится только средством, а свобода — целью. Все воспринимается не как происходящее событие, а как награда за труд. Духовное развитие человека лишено любых гарантий — это полная и абсолютная неизвестность. Все воспринимается как процесс постижения, без субъективных оценок.

Идеалы

В личностном развитии всегда есть какой-то идеал, стремление к нему. Будь то идеальные отношения, поиск идеальной работы, идеальной жизни. Это необходимо для ощущения значимости самого себя и своей жизни. Именно поэтому в личностном развитии применяют такие оценки, как «хорошо» и «плохо», «морально» и «аморально», «нравственно» и «безнравственно». В духовном развитии нет оценочных понятий, так как любое действие имеет свой скрытый смысл, который нужно познать. Нет идеала, но есть желание и стремление познать суть.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Духовно развитый человек это какой?

Я думаю, развитым можно быть физически, а духовно можно быть богатым. Духовно богатый человек, это человек имеющий глубокие познания в искусстве, религии, культуре и т. д. И такие ценности, для него, более важны, чем материальные.

Тот кто верит в Коммунизм

И у них разные взгляды и направления

Нам, простым товарищам вида гомосапиенс сапиенс, это трудно понять, Такие люди нашли себя в общении с Богом, они испытали в этом высший вкус, и мирское их перестало интересовать. Нам кажется, что они многое теряют, отстраняясь от материальных наслаждений, но они по этому поводу не испытывают комплексов, и искренне стараются приобщить к Духовному простых товарищей вида гомосапиенс сапиенс.. . Блин, у меня только-что начали расти вроде крылья.

Вряд-ли это можно объяснить словами.. такое познается опытным путем.

Духовно развитый человек – это человек, который обогатил себя всеми духовными богатствами, которое выработало человечество за всю свою историю...

touch.otvet.mail.ru

Человек как единство биологического, социального и духовного. Становление и развитие личности. Круги человеческого бытия.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 17Следующая ⇒

Важнейшим аспектом проблемы человека предстаёт формирование его как активной личности, духовно богатой и гармонично развитой.

Личность – всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Она непосредственно реализуется в соц-ном статусе и соц-ных ролях индивида, в его соц-но значимых поступках и мотивах, побуждениях и т.д. Фор-ние личности пр-ит под возд социокультурных программ как систем функц-их в об-ве ценностей. Реализация таких программ и есть воспитание как целенаправленное воздействие на человека. Воспитание— это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Таким образом, в схеме системной детерминации развития личности можно выделить три момента: индивидные свойства как предпосылки развития личности; социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

Круги человеческого бытия. Человек как личность многолик в своих проявлениях. "В человеке, -писал Н. Бердяев, - пересекаются все круги бытия".

Что это за круги? Исходный пункт тут - великий и бесконечный мир Природы, Космоса и Хаоса, Становле­ния и Пребывания. Но человек не просто феномен космоса, он и венец земной Жизни. Живые организмы обладают рядом черт, которые в совокупности отделяют их от неживого мира.

Что порождено в психике животных природой, можно найти и у человека. Но человеческую субъектив­ность неправомерно объяснять только представлениями о биологических организмах. Здесь мы имеем дело с иным кругом бытия. Ведь люди - существа общественные. И это обстоятельство в решающей мере определяет специфику нашей психики. Логико-психический круг человеческого бытия образуют мышление, память, воля, потребности, внимание, личное "Я", деятельность и др. Все такого рода элементы психики выражаются суммарно одним словом -сознание (совместное у меня с другими людьми знание).

Функциональное предназначение психики живот­ных - приспособление к окружающей природной среде. У человека сознание - как соци­альный и психологический процесс выражается в его личностных действиях. Ими он поддерживает свое суще­ствование, преобразуя вещество и энергию природы, а также регулируя отношения с другими людьми. Эти об­щественные отношения составляют социальный круг на­шего бытия - динамичный мир человеческого общения, производства, экономики, технологии, бизнеса, полити­ки, искусства, спорта, религии, развлечений, работы и отдыха.

Изготовляя и используя орудия труда, трансформируя научные знания во все более усложняющуюся технику в разнообразном взаимодействии люди совершенствуют способность к воспроизведению действительности посред­ством понятийно-образного мышления. Социальный круг жизни человека предстает тем самым для него как бы раздвоенным на реальную действительность и мир ее осознания в понятиях, образах и символах. В сложном этом внутреннем мире сознания и субъективных пережи­ваний людей рождаются знания и художественные обра­зы, укореняются верования, цели и идеалы, испытываются воля и нравственные принципы. Все переживаемое и творимое людьми содержит идеальную компоненту - будь то замысел, цель, мотив, интерес или какое-либо другое побуждение человеческого действия. Здесь мы восходим в анализе темы к пятому, высшему кругу человеческого бы­тия, к тому, что зовется духовностью.

Современные модусы Homo sapiens (человека разумного) Фромм в работе «Иметь или быть?» проводит мысль, что человек может придерживаться одной из двух альтернативных жизненных ориентации: ориентации на бытие или ориентации на обладание. Тот, кто ориентируется на бытие, стремится быть богатой, развитой личностью, а ориентирующийся на обладание - обладать как можно большим количеством вещей, материальных богатств. «Эмпирические антропологические и психоаналитические данные свидетельствуют о том, что обладание и бытие -- эта два основных способа существования человека и преобладание одногоиз них определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. «Под бытием я понимаю такой способ жизни, при котором человек и не имеет ничего, и не желает, иметь что-либо, но счастлив тем, что продуктивно использует свою способности и чувствует себя в единении со всем миром.». Современное общество ценит, однако, только модус обладания -- «современный человек не может понять дух того общества, которое не ориентировано на собственность и алчность».

 

18. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Проблема сущности и существования человека. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция (проблема) человеческого бытия.

Эволюция представлений о свободе в истории филосо­фии и культуры сопряжена с развитием идеи «Я» как истока уникальности человеческой личности. Фаталистические установки древних цивилизаций определялись соответству­ющим пониманием человека как органичного элемента природы и космоса, значимого не в своей отдельности и особенности, а в сопричастности единым процессам жизни. Его душа как глубинная жизненная энергия не знает свобо­ды, поскольку основные сюжеты ее земных странствий пре­допределены богами и судьбой.

Частичное преодоление фатализма происходит в средне­вековой культуре, содержательно укорененной в христиан­ском вероучении. Человек как образ и подобие наделяется субстанциальным свойством свободы воли как способности души к самостоятельному выбору между добром и злом. Эсхатологическая перспектива Страшного Суда предпола­гала высшую оценку человека за те поступки или проступ­ки, которые он осуществил самостоятельно. В то же время греховность человеческой природы могла быть побеждена лишь в случае соучастия божественных сил в свободном вы­боре, где Провидение дает немногим избранным стойкость в осуществлении добра, обеспечивая этим их право на веч­ное блаженство.

Иногда ссылаясь на свободу как познанную необходимость, заявля­ют о фаталистической (роковой) детерминации общества. Как видно, здесь необходимы пояснения.

Во-первых, неправомерно ставить вопрос о детер­минации воли и поступков человека законами общества уже потому, что способом его бытия и развития является не что иное, как человеческая деятельность.

Во-вторых, на любой ступени развития общества сосуществуют не один-два, а многие объективные законы с требованиями, векторы которых характеризуются и сов­падением, и различиями, и противоположностью.

В-третьих, не кто иной как человек есть субъект ис­пользования законов общества. Человеку присуще созна­ние, оно уникально и у каждого индивида, -и у сообществ людей.

Следовательно, историческая необходимость не ис­ключает свободу выбора. Человек, и только общественный человек, творя историю своей практически преобразую­щей деятельностью, является субъектом исторической действительности.

Свобода возникает тогда, когда единовременно соблюдены четыре ее условия: ничем не ограничены воля, мышле­ние, желания и действия. Она означает, вместе с тем, нечто большее, чем просто отсутствие ограничений для воли, мышления, желаний и действий, которые существуют независимо от того, хочет или не хочет этого субъект, в том числе индивидуальный товаропроизводи­тель, фирма и т.д.

Познавая закономерности развития ок­ружающей среды, человек организует свое существование, исходя из собственных представлений о целесообразности предпринимаемых им действий и усилий, генерирует необходимость своего поведения, самостоятельно осуществляя выбор целей и средств их достижения. Именно так человек становится свободным. В противном случае он поглощается средой, которая навязывает ему действия, не соответс­твующие его потребностям, интересам, целям, принуждая существовать по законам функционирования среды, а не человека. Как говорил Дж. Локк, свобода заключена в «свободе следовать собствен­ному желанию», если оно не противоречит объективным законам развития и законам общества.

Свобода имеет и отрицательное, и положительное значения. Свобода – не беспричинность, а скорее самопричинность, способность действовать от себя, по-своему преломлять причинную связь. Свободен не тот человек, который ждет, как изменятся окружающие его обстоятельства, а тот, кто действует сам и своими действиями вызывает изменение этих обстоятельств. Свобода означает, что источник движения находится не вне, а внутри субъекта.

Уместно говорить о различных степенях проявления свободы. В отличие от других категорий, например собственности, свобода может быть частичной, ограниченной, условной (оговоренной ряда условий и обязательств). Она стремится к идеальному абсолюту, но в каждый момент времени находится на определенной дистанции от этого абсолюта, поскольку ограничена уровнем развития человеческих способностей, уровнем развития производительных сил..

Свобода является исходным условием и конечной целью любой деятельности. Желания, стремления, потребности, поступки людей, деятельность хозяйствующих субъектов подчиняется объективным закономерностям развития свободы, даже если внешне это выглядит несколько иначе.

 

Читайте также:

lektsia.com