самооценка — самооценка … Орфографический словарь-справочник
самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к… … Большая психологическая энциклопедия
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система… … Википедия
САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди др. людей; один из важнейших регуляторов поведения личности … Большой Энциклопедический словарь
Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, регуляторная, на основе… … Психологический словарь
САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА, самооценки, жен. (книжн.). Оценка самого себя, рассмотрение своих собственных достоинств и недостатков. «Трудовая, бойкая жизнь сильно приподняла ее самооценку.» Максим Горький. «Мертвые люди, потерявшие всякое уважение к себе,… … Толковый словарь Ушакова
самооценка — сущ., кол во синонимов: 1 • оценка (44) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
САМООЦЕНКА — англ. self rating/ evaluation; нем. Selbsteinschatzung. l. Оценка индивидом самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и соц. позиции. 2. Самоуважение, вера в себя, гордость. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА. Оценка самого себя как личности; важный регулятор поведения. С. складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также сопоставления образа реального с образом идеальным (каким человек желает себя видеть) … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
самооценка — (напр. действий оператора в аварийной ситуации на ТЭС, АЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN self assessment … Справочник технического переводчика
dic.academic.ru
Если нет полнокровной, идейно богатой жизни, труда, благородных моральных отношений в коллективе, то не может быть и полноценной личной духовной деятельности, направленной на самооценку и самовоспитание.
Теперь в центре внимания педагога - вопросы формирования коммунистической идейности, гражданственности, марксистско-ленинского мировоззрения, чувства общественного долга, воспитания культуры чувств, трудолюбия, ответственности перед коллективом и своей совестью, развития способности к самооценке, самовоспитанию, уважения к человеческой личности, сохранения богатства каждой индивидуальности.
Противоречивость внутренней позиции больных неврозами отражается лабильностью их самооценки, когда завышенный уровень притязаний сопровождается неверием в свои силы и возможности.
Наряду с более низкой 5-й шкалой это говорит о мягкости и уступчивости характера таких матерей, невысоком жизненном тонусе, невыносливости, сниженном настроении и беспокойстве, выраженном чувстве внутренней неудовлетворенности, заниженном уровне самооценки и пессимистической оценке перспективы.
Бывшие республики СССР - Украина, Грузия, три прибалтийские - не любят и презирают Россию за неумность, жадность, великодержавные заявления, несоответствие претензий возможностям: за неадекватное поведение России и ее неадекватную самооценку в отношениях с соседями.
Источник: библиотека Максима Мошкова
xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.
Функции самооценки:
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.
Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.(Спиркин А.Г.)
В современной психологии есть три вида самооценки:
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011. |
dic.academic.ru
Министерство образования и науки РФ
Башкирский государственный педагогический университет
на тему
Самооценка
Выполнила:
студенка 402 группы ФП
Калимуллина Л. Р.
Уфа – 2005
Понятие самооценки
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало, в другого человека, лишь отнесясь к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?
Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной характеристики.
Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быт сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т. е. определено его “Я идеальное” ) с его “Я текущим”, т. е. рядом качеств расположенных в той последовательности, в которой они данному человеку представляются выраженными у него самого.
Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном “Я”, а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность судить о том, каков “Я-образ” в количественном выражении.
Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность может проявляться по-разному.
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.
При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.
Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.
Выше упоминалось об эффекте неадекватности. Это психологическое состояние возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные преставления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения и главным, стратегическим целям, рассчитанным на свою жизнь.
mirznanii.com
(англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.
С. выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую С., которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С., характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.
С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая С.; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная С.; 4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная С.; 5) устойчивости и др.
Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.
С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. См. также Зеркальное Я. (А. М. Прихожан.) Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным названием «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» предлагается «тест» под названием «Шкала самооценки» (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). «С.» здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
psychology.academic.ru
Разделы: Классное руководство
Цель: дать понятие о самоценности человеческого "Я".
Задачи:
Форма: Классный час - размышление.
Эпиграф:
Подготовительный этап. До классного часа необходимо разделить учащихся на группы. Предварительно выполнить предложенное задание, приготовить рисунки к законченным предложениям.
Материалы: тетради, альбомные листы бумаги, карандаши, ручки.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя (общение с ребятами строится на беседе)
Ребята, скажите, пожалуйста, в общении нужно проявлять только какие качества?
- Положительные.
- Почему?
- Потому что конфликтов будет меньше.
Проверка творческого домашнего задания.
Дома необходимо было закончить предложения по методике "Незаконченное предложение". Ребята к каждому предложению готовят рисунок, тем самым, раскрывая свой внутренний мир.
- Я словно птица, когда:
- Я превращаюсь в тигра, когда:
- Я словно муравей, когда:
- Я словно рыба, когда:
- Я - прекрасный цветок, если:
Все работы представлены на доске, и ребята по желанию комментируют их.
Примерные ответы ребят:
- Я словно птица, когда о чем-то мечтаю.
- Я превращаюсь в тигра, когда меня обижают.
- Я словно муравей, когда мне страшно.
- Я словно рыба, когда никого не хочу видеть.
- Я - прекрасный цветок, если меня хвалят.
Слово учителя.
- Выступления ребят, к какому выводу нас приводят?
- В общении нужно уметь управлять своим поведением. Чувства не оправдывают плохое поведение.
Работа по теме "Самооценка" с притчей "Счастье"
Чтение учителем притчи "Счастье" (дано в приложении). (На доске дается толкование понятия притчи. Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ).
Притча "Счастье"
- Ребята, как вы поняли смысл притчи? Почему человек не услышал ответа от Бога, а лишь ощутил в руках кусочек глины?
Обратите внимание на тему занятия. Как вы понимаете значение слова самооценка?
Самооценка - оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.
Предлагается ребятам методика изучения самооценки (Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн). Данная методика проста, она предусматривает быстрое заполнение опросного листа и обработку полученных результатов.
На специальном листе проводится несколько вертикальных линий (шкал), каждая из которых обозначает определенное состояние, свойство или черту личности, 7 шкал: счастье, здоровье, ум, авторитет в коллективе, характер, организаторские способности, исполнительские способности. Верхний полюс каждой шкалы соответствует наивысшему уровню развития того или иного показателя, нижний - самому низкому. Для отсчета верхнего и нижнего полюсов на листе проводятся горизонтальные линии.
Такой лист для опроса, изображенный на рисунке, получает каждый ученик. Значения шкал учитель записывает на доске и поясняет: "У каждого из вас есть самооценка своих возможностей, черт, состояний, способностей, Представьте, что шкалы с 1-й по 7-ю последовательно обозначают счастье, здоровье, ум, авторитет, характер и т.д. Верхняя горизонтальная линия символизирует наивысший уровень развития указанных показателей, нижняя - самый низкий.
На каком уровне развития, по вашему мнению, находится ваше здоровье, характер, ум, авторитет?.. Отметьте это точкой на каждой из шкал". Полученные результаты ребятами не оглашаются. Учащиеся сами для себя должны отметить, на каком уровне развития находится та или иная черта личности.
Работа в группах (3 мин.) В течение данного времени каждая группа готовит ответ на вопрос: "Что для вас самое важное и ценное в жизни?"
(представитель группы зачитывает, идет обсуждение.)
С помощью классного руководителя ребята делают вывод, что каждый человек неповторим и представляет собой ценность.
Учащимся предлагается закончить следующие предложения.
После окончания работы ребята зачитывают свои варианты предложений. Далее им предлагается сравнить свои варианты с утверждениями психологов.
Ребята приходят к выводу, что человек с низкой самооценкой не может подарить людям счастье.
Далее выполняется упражнение "Мой портрет в лучах солнца": ребята рисуют в центре листа круг, в нем пишут слова "Я могу".
Вокруг изображаются лучи, вдоль которых нужно написать, что они могут для других. При этом надо постараться, чтобы лучей было как можно больше. По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали.
Чтение классным руководителем притчи "Все в твоих руках".
(Данная притча не комментируется ребятами, каждый остается со своими мыслями наедине).
Рефлексия. Учащиеся дают оценку занятию.
Классный руководитель задает следующие вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали о себе?
- Как могут пригодиться полученные сегодня знания?
В заключение классного часа каждый ученик получает памятку, в которой прописаны правила повышения самооценки.
Памятка
Удачи вам, ребята!
1. Притча "Счастье"
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
2. Притча "Все в твоих руках"
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Как же сообщить о своих достоинствах и недостатках, чтобы расположить к себе работодателя? Научиться обращать минусы в плюсы вам помогут рекомендации Superjob.ru.
Идеальных людей не бываетСначала давайте разберёмся, почему этот вопрос стабильно входит в число наиболее часто задаваемых в ходе интервью. Что хотят услышать от соискателей рекрутёры? Откровенную исповедь о лени и неорганизованности или пафосную речь в духе «У меня практически нет недостатков»?
Ни то и ни другое. Спрашивая соискателя о его достоинствах и недостатках, специалист по подбору персонала хочет узнать, насколько зрелый человек сидит перед ним, какова его самооценка, умеет ли он конструктивно работать, в том числе и над собой. Людей без недостатков, как известно, не существует: все мы сплетены из плохих и хороших качеств. Именно в их осознании психологи склонны видеть признак стабильной и зрелой личности.
Однако чтобы показать рекрутёру, что вы вполне соответствуете вакансии, на которую претендуете, не нужно ничего выдумывать. Ложь на собеседовании не поможет вам сделать карьеру. Будьте откровенны, однако продумайте свой ответ с учётом приведённых рекомендаций.
«Я над этим работаю…»Прежде всего покажите, что какими бы ни были ваши недостатки, вы работаете над их исправлением и умеете их компенсировать. Вот некоторые примеры.
«Я всегда стремлюсь держать всё под контролем. В жизни и в работе это доставляет мне массу неудобств: людям не нравится, что я постоянно контролирую их действия. Поэтому я учусь делегировать полномочия, стараюсь не задавать подчинённым слишком много вопросов о ходе работы, даже если мне не терпится узнать, как идут дела»; «Когда я учился в институте, то часто опаздывал на занятия и встречи. Сейчас я научился ценить своё и чужое время: ставлю будильник на раннее утро, а если в городе серьёзные пробки – еду на работу на метро. Теперь я всегда прихожу в офис минут за 10 до начала рабочего дня», — такие ответы вполне удовлетворят рекрутёра. Вы показываете, что у вас адекватная самооценка, что вы способны осознавать свои ошибки, а главное — конструктивно работать над ними.
Минусы в плюсыПсихологи считают, что лучше всего, отвечая на вопрос о недостатках на собеседовании, косвенно указать на свои достоинства. «Друзья считают меня дотошным. Я действительно скрупулёзен, люблю проверять всё до мелочей, и людей это раздражает. Но я стараюсь научиться смотреть на вещи шире», - отличный ответ для соискателя, претендующего на должность инженера-конструктора. «Пожалуй, я чрезмерно разговорчива, возможно, это следствие моей профессии», — неплохой вариант для кандидата на позицию PR-менеджера или специалиста по маркетингу.
Не слишком личноеОтвечая на вопрос о ваших недостатках, помните, что никто не ждёт от вас исповеди. О некоторых вещах лучше умолчать, особенно если они напрямую не связаны с профессиональной деятельностью. Испытываете зависимость от компьютерных игр? Пережили два развода из-за неумения строить долговременные отношения? Подумайте, так ли необходимо менеджеру по кадрам знать о нюансах вашей личной жизни.
«Не особенно разбираюсь в этом…»Ещё один вариант ответа на вопрос о недостатках – упомянуть о нехватке профессиональных знаний, не связанных напрямую с желаемой должностью. Тем самым вы продемонстрируете рекрутёру свою откровенность и готовность к развитию. Скажем, если вы претендуете на вакансию репортёра новостной ленты, то можете смело признаться, что пока не освоили жанр очерка: на данной работе этот навык вам, скорее всего, в ближайшее время не понадобится. Правда, стоит всё же быть осторожным, чтобы не навредить себе, – тщательно продумайте ответ.
«Вся такая несуразная…»Подумайте, насколько качества, о которых вы собираетесь поведать рекрутёру, создадут вам конкурентное преимущество перед другими кандидатами. К примеру, не стоит указывать на свои лидерские качества там, где в них нет необходимости. «Я довольно-таки амбициозен», — говорит кандидат на должность бухгалтера в компании с устоявшейся структурой и… остаётся без предложения о работе. А вот в молодой компании, энергично захватывающей рынок, такое качество вполне может пригодиться.
«Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся…» — говорила о себе героиня фильма «Покровские ворота». И если претендент на творческую должность (например, копирайтер) ещё может позволить себе сообщить нечто подобное на собеседовании («Как и многие творческие люди, я не всегда жёстко следую намеченным планам»), то, например, менеджеру по продажам лучше сделать акцент на чём-то другом. Например, на коммуникабельности или пунктуальности.
Спокойствие, и только спокойствие!Вопрос о достоинствах и недостатках не назовешь лёгким. Неудивительно, что соискатели нервничают, отвечая на него. Это как раз на руку рекрутёру, который, наблюдая за вашей реакцией, оценит и вашу стрессоустойчивость, и ум, и умение быстро отвечать на сложные вопросы.
Предупреждён – значит вооружён. Если вы читаете эту статью, значит уже обдумываете ответы на возможные вопросы рекрутёра. А это внушает уверенность в том, что в нужный момент вы не растеряетесь и представите свои качества в выгодном для карьеры свете.
Удачи на собеседованиях!
www.superjob.ru